Автор:
28 июля 2019 18:37
Об этой авиакатастрофе, которая произошла в мае 1972 года, молчали три десятка лет. Тогда средь бела дня на ведомственный детский сад в курортном Светлогорске рухнул военный самолет. Трагедия, которую сразу же засекретили, в одночасье унесла жизни 35 человек. А место, на котором стоял злополучный детский сад, за одну ночь сровняли с землей и разбили там клумбу.
16 мая 1972 года казалось рядовым днем в сонном курортном Светлогорске, разве что в тот день над Балтийским взморьем было более туманно, чем обычно. Воспитанники ведомственного детского сада санатория «Светлогорск» вернулись с утренней прогулки и готовились обедать.
Здание садика представляло собой уютный двухэтажный особняк, в котором было всего 25 детей. Многие жители города в те годы хотели устроить сюда своего ребенка, но это было непросто: это детское учреждение считалось «блатным». Служебное положение родителей вполне оправдывало статус садика: начальник милиции, начальник ГАИ, первый секретарь горкома комсомола, сотрудник Светлогорского суда, главврач…
Фото погибшей группы детсада. Справа — воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева — заведующая Галина Клюхина (в день катастрофы ее не было на работе)
Около полудня военно-транспортный самолет Ан-24Т вылетел из калининградского аэропорта Храброво, чтобы проверить и настроить радиотехническую аппаратуру. В те годы участились случаи незаконного проникновения на территорию СССР частных самолетов из капстран. Были такие инциденты и в Калининградской области, поэтому местное командование решило провести проверку береговой системы слежения.
Самолет Ан-24Т в полете
Примерно в 12:30 Ан-24Т попал в густой туман над Светлогорском. Он шел на недопустимо малой высоте, и на обрывистом берегу в курортной зоне его крыло зацепило верхушку одной из сосен и разлетелось вдребезги. После удара массивный самолет весом в 21 тонну пролетел еще около 200 метров и рухнул на здание светлогорского детского сада, полностью разрушив второй этаж.
Первыми пострадавшими в трагедии стали две старшеклассницы Таня Ежова и Наташа Цыганкова, которые гуляли рядом с детским садом: еще до столкновения со зданием самолет обдал их парами авиационного топлива. Девушки мгновенно загорелись, но все же им удалось выжить.
Из рухнувшей машины полилось топливо, керосин загорелся, детский сад охватило пламя, а алюминий обшивки самолета пылал как бумага. Из тех, кто находился в здании, выжили только два человека. Катастрофа унесла 35 жизней: погибли 6 членов экипажа самолета, 2 пассажира, 24 ребенка и 3 сотрудника детского сада.
На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили выходить из дома, отключили электричество и телефоны. Когда за несколько часов завершили работы по расчистке завалов и поиску тел погибших, место, где раньше стоял детский сад, сровняли с землей, и соорудили вместо него маленький сквер.
Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск-1. Чтобы свести к нулю огласку, в день похорон отменили электрички и ограничили движение по дорогам, соединяющим Калининград со Светлогорском. Но несмотря на это, в тот день на кладбище собралось около 10 тысяч человек.
На похоронах сотрудники КГБ запретили фотографировать и засвечивали пленки у тех, кто это делал. Но несколько снимков близким погибших сделать все же удалось.
Фото из личного архива
Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось. Дело расследовалось под грифом «совершенно секретно», и его материалы так никогда и не были опубликованы. Ходило множество слухов о причинах произошедшего: жители Светлогорска винили во всем пилотов, утверждали, что экспертиза обнаружила в их крови алкоголь и даже что летчики заметили нудисток на пляже и снизились, чтобы лучше их рассмотреть.
Наиболее правдоподобным кажется предположение, что крушение произошло из-за неисправности высотомера. Накануне полета на Ан-24 установили высотомер с Ил-14, но никто не протестировал, как прибор будет работать на другом самолете. Лишь после катастрофы провели испытания, которые показали, что высотомер давал погрешность до 60–70 метров.
Сейчас на месте крушения стоит возведенная в 1994 году часовенка с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери “Всех скорбящих Радость” построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».
Источник:
Ссылки по теме:
Вторник 16 мая 1972 г. запомнился мне на всю жизнь. В тот день я, курсант Калининградского ВВМУ, был дневальным по роте. Внезапно зазвонил внутренний телефон. По спецкоммутатору, что было редкостью, из Москвы звонил отец, занимавший тогда высокий пост в штабе авиации ВМФ СССР.
— Ты в городе сегодня был? – как-то отрешенно спросил он.
— Нет, а что?
— Не ходи: сегодня в Светлогорске (курорт в Калининградской обл. – прим. авт.) случилась большая беда, подробности вам доведут в приказе. — Он положил трубку.
Отец ошибся в одном: в тот день в Светлогорске случилась не беда, а чудовищная трагедия!
И снова балтийский туман?
Балтика всегда «славилась» своими погодными капризами. Беспричинные штормы, хмурое небо и знаменитые туманы доставляли немало переживаний не только морякам, о чем упоминалось в рукописях даже тевтонских мореходов. Особой мистической тайной пропитаны именно балтийские туманы, в которых якобы бесследно исчезали попавшие туда и рыцарские коги, и парусники, и даже пароходы. Возможно, в этих историях уже больше людской выдумки, нежели какой-либо научной истины, но любой нераскрытый факт всегда дает повод писателям, художникам, сценаристам, режиссерам и т.д. трактовать его по-своему. Но в нашем случае никакой художественности не было. Все было обыденнее, а потому – страшнее.
16 мая 1972 г. над Балтийским морем именно в районе Светлогорска внезапно сгустился сильный туман, хотя над самим морем небо было ясное. Самолет военно-транспортной авиации Балтийского флота АН – 24 Т готовился к вылету из аэропорта Храброво. Экипаж из 6-ти человек под командованием Вилора Гутника считался на Балтике опытным и «слетанным». Погодные условия – приемлемые и привычные для всех балтийских авиаторов. На борту находились и два инспектора из штаба авиации. Полетное задание, подписанное командующим авиацией Балтфлота генерал-полковником Сергеем Гуляевым, было несложным: взлетев в 12 часов 15 минут в Храброво, с промежуточными посадками на аэродромах Коса и Чкаловск вернуться обратно на базу. Цель полета: проверка радиотехнических средств ПВО флота.
Здесь мы оговоримся: в те годы нарушения воздушной границы СССР именно на Балтике не были редкостью: частные легкомоторные самолеты, например, из Швеции, на малых высотах частенько «дразнили» наших «пвоошников», т.к. их средства, увы, именно на малых высотах не всегда могли обнаружить летевший объект, что по сути являлось угрозой безопасности государства. (Много позже это убедительно доказал Матиас Руст, севший на своей «авиетке» почти в кабинете Горбачева – прим. авт.).
По заданию полет должен был проходить на высоте 500 м. Последний доклад Гутника поступил на КП базы на высоте 150 метров. На 15-й минуте АН – 24 Т над г. Светлогорском вошел в полосу густого тумана и, взяв курс на мыс Таран, пропал с радаров. Такова сухая статистика. Реальность оказалась чудовищнее.
А город подумал – учения идут…
В светлогорском детском садике №3 в те же часы дети возвращались с утренней прогулки. Впереди их ждал вкусный обед, который не первый год готовила их заботливая повариха Тамара Янковская. Дети ее любили и звали «мама Тома». После обеда детей ждала традиционная сказка и обязательный сон. Кто же мог подумать, что этот сон для них станет вечным?..
В 12 часов тридцать минут и редкие в те дни отдыхающие, и многие жители Светлогорска увидели внезапно вынырнувший из пелены тумана ревущий турбинами самолет. Лайнер летел на недопустимо низкой высоте (экспертиза впоследствии установила, что высота была около 80 м. – прим. авт.). Пройдя над городским стадионом и в прямом смысле обдав жаром всех, кто в это время там занимался физкультурой, самолет, срезав крылом верхушки растущих на берегу деревьев, через секунду с чудовищным грохотом врезался в здание детского сада… Шок. Крики. Стоны. Истерика. Паника. Плач. Ужас…
Развалившийся при ударе корпус самолета полностью снес второй этаж садика, похоронив под руинами всех, кто в это время был внутри здания: и воспитателей, и поваров, и нянечек, и, самое страшное — детей. Ко всему прочему при ударе из АН – 24 Т во все стороны хлестнул керосин, которым перед вылетом были полностью заправлены его баки. Топливо тут же вспыхнуло. Море огня накрыло руины бывшего еще пару минут уютным и, как вероятно думали сами детишки, их самым надежным укрытием на планете. Воспетый в сагах и патриотических песнях «балтийский ветер» безжалостно раздувал этот поистине жертвенный костер, нестерпимый жар от которого распространялся на сотни метров вокруг. Где-то страшно выла горевшая собака… Все произошло так быстро, что свидетели трагедии, впавшие в ступор, даже не сделали никаких попыток хоть как-то начать тушить бушующий огонь. Да если бы даже и нашлись смельчаки броситься в этот ад, то и они ничего бы, конечно, сделать не смогли, никого не спасли, а лишь погибли бы сами.
Светлогорск – город маленький и компактный, а потому все вспомогательные службы располагались неподалеку друг от друга. Уже через пару минут к полыхающему садику примчались все пожарные расчеты города, завыли сиренами милицейские машины, прибыли поднятые по тревоге военные, приехали и руководители города. Но что они могли сделать? По сути – ничего: быстро растекавшийся из эпицентра горящий керосин поджигал все, что было на его пути. Его гасили всем, чем могли: пеной, водой, землей, торфом, даже придорожной пылью. Огненные потоки хоть с огромным трудом, но удалось погасить, что спасло стоявшую неподалеку школу, где в те минуты, на уроках сидело 200 школьников. Руины садика догорали сами собой. От увиденного у секретаря горкома партии Зубкова случился инфаркт.
Все, что смогли сделать солдаты и милиционеры, это мгновенно организовать несколько колец оцепления. Сцепившись локтями, они изо всех сил сдерживали рвущихся в бушующий огонь обезумевших родителей. Никто из оцепления, несмотря на чудовищный жар (многие получили серьезные ожоги, у некоторых даже дымилась форма, кто-то и от температуры, и от увиденного падал в обморок), не сделали ни шагу назад. Да и некуда было делать этот шаг: сзади – море огня, впереди – готовые убить любого, кто им мешал, родители. Позже у многих выстоявших в том оцеплении, медики зафиксировали множественные рваные раны рук и лиц: матери буквально зубами и ногтями рвали тех, кто, спасая уже их самих, не пускал близких на верную гибель: материнский инстинкт, сразу превратившийся в звериный, лишил по сути людей рассудка…
В адском пожарище погибли все: и дети, и воспитатели. Всего 27 человек, из них 24 маленьких человечка. Из летевших в самолете 8-ми военных тоже не выжил никто: командира Гутника нашли в кабине намертво сжимавшим штурвал. Второго пилота при ударе выбросило наружу. Говорят, вывалившись из тумана и увидев внезапно возникший по курсу детский сад, Вилор Гутник попытался резко поднять самолет, но… тихоходный и тяжелый АН – 24 Т не истребитель и форсажа не имел. Случилось то, что случилось.
А судьи что?
Самое циничное (хотел написать – «чудовищное», но что может быть чудовищнее того, о чем мы уже сказали? – прим. авт.) началось сразу после того, как здание, пропитанное керосином, сгорело дотла.
В Светлогорск немедленно прибыло областное начальство, командование флотом и авиацией. Конечно, чины КГБ. Вскоре прилетела и высокая комиссия из Москвы во главе с заместителем министра обороны Алексеевым. Началось немедленное расследование: свидетели, экспертизы, «черный ящик» и т.д. И сразу – неожиданное «открытие»: оказывается, на борту погибшего АН – 24 Т перед вылетом был установлен высотомер с другого самолета: ИЛ – 14, который в условиях реального полета на другой модели давал чудовищную погрешность более чем в 50 метров! Если это так, то понятно – почему опытный Вилор Гутник летел на недопустимо малой высоте и почему так и не смог отвернуть в сторону самолет. Над генералами авиации зависла тень громкого уголовного дела.
Вскоре в результатах экспертизы появилась странная запись о том, что в крови летчиков якобы нашли следы алкоголя. Откуда-то возникли и свидетели, которые как бы слышали, что накануне полета экипаж отмечал какую-то дату и явно не с лимонадом. Быстро узнавшие об этом, родители погибших детей под угрозой масштабных протестов запретили властям хоронить летчиков в Светлогорске. Их похоронили в Калининграде.
Впоследствии священник местного храма, к которому вскоре на исповедь (после допросов) приехали однополчане Гутника, не нарушая тайну их исповеди, тем не менее уверял всех в том, что экипаж самолета в трагедии не виноват: значит, он что-то важное из тех бесед узнал? Мертвые сраму не имут. А живые?
Генералы боялись зря: в Москве в ленинском ЦК КПСС было принято решение… уголовного дела по факту страшной трагедии вообще не возбуждать, и случившееся строго засекретить. С кого-то приказом министра обороны Гречко спороли лампасы, кого-то уволили, кого-то понизили в звании и должности: несоразмерно щедрое «наказание» по сравнению с тем, что случилось. Ведь в те годы советская Фемида беспощадно сажала за решетку даже т.н. «бомжей» — просто за бродяжничество, а тут… Народ и партия едины?
В самом Светлогорске к месту наконец затушенного пепелища срочно стянули военных строителей из т.н. «стройбатов», подвезли нужную технику, кратно усилили оцепление и начали экстренно растаскивать и вывозить завалы. Одновременно военные извлекали из-под руин обгоревшие останки и торопливо (так приказали! – прим. авт.) складывали их на расстеленные прямо вдоль дороги простыни. Сотрудники КГБ следили за тем, чтобы никто не вздумал снимать происходящее на фото. У замеченных в этаком вольнодумстве тут же отнимали камеры и засвечивали пленку. Слава Богу, не у всех…
Глубокой ночью сгоревшее здание было разобрано и вывезено до последнего кирпичика. В кузова грузовиков кидали и обгорелые игрушки, и детские намокшие развлекательные картинки и найденные порванные одежки. Все вместе с остатками самолета экстренно увезли в неизвестном направлении. А на месте самого пепелища, в эпицентре пожара тут же положили свежий дерн и… разбили веселую цветочную клумбу! Это даже не цинизм, а какое-то ритуальное языческое убожество!
Пришедшие утром на это место уже все знавшие жители Светлогорска увидели лишь… уютный зеленый скверик, яркие незабудки и прочую цветочную мишуру, над которой стойко витали запах гари и авиационного керосина. Многие женщины, говорят, падали в обморок. Все, даже мужики, плакали.
Погибших срочно похоронили в братской могиле, не дав родным даже попрощаться с ними, рядом поставили часовню. В Светлогорске ввели режим ЧП, ограничили теле и радиопередачи, прессе вообще цензурным кляпом заткнули наглухо рот и отменили пригородные поезда на курорт. Но конечно это не помогло.
Уже к вечеру 16 мая мы в курсантской общаге жадно ловили на свои, конечно запрещенные транзисторы, все западные «голоса». «Радио Люксембург», «Голос Америки», «Свобода» и т.д., наперебой и, что самое ужасное, весело орали на весь мир о нашей трагедии. Как мы их тогда ненавидели!
Вскоре я убыл в Москву на летние каникулы. Первым и единственным вопросом, обобщающим всю трагедию, который я задал тогда отцу, было мучительное «почему?». Почему разбились? Почему молчали? Почему никого не отдали под суд? Врали, врали-то почему? Он молчал, а потом неожиданно сказал: «Отныне я тебе не просто советую, а приказываю нигде, никогда и никому этих вопросов не задавать! Это опасно, сынок». Этот приказ я нарушаю сегодня.
P.S.
А в день поспешных похорон над Светлогорском, как потом рассказывали очевидцы, внезапно появилась стая голубей. «Это невинные души к ангелам полетели», — сказал кто-то. Господи, упокой их…
Траектория смерти
…На светлогорском кладбище возле братской могилы, где похоронены жертвы той страшной трагедии, суетятся две женщины.
— У меня здесь брат, — говорит одна. — Сгорел заживо. Вы же из Москвы? Скажите, почему до сих пор о нашей трагедии либо не пишут вообще, либо пишут ерунду? Вот читала однажды, что, дескать, после катастрофы в городе был массовый суицид. Что родители кончали с собой, не в силах перенести боль утраты. Еще читала, что спились многие после этого. Неправда! На самом деле многие решились родить еще и называли новорожденных именами погибших детей.
Женщины и священник местного храма выдают нам «адреса, пароли, явки». Почему-то уверены: сейчас все жертвы и очевидцы расскажут, как было на самом деле.
Итак, 16 мая в Светлогорске было ясно и безветренно. Примерно в полдень на горизонте появился самолет Ан-24 263-го авиатранспортного полка авиации Балтийского флота СССР. Обогнул стадион, едва не задев колесо обозрения в парке, и своей левой плоскостью срубил верхушку высоченной березы. Одними из первых его увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры.
— Мы возвращались в свою школу по лесной тропинке, которая шла мимо детского сада, — вспоминает бывший ученик одной из школ Николай Алексеев. — Увидев падающий на наши головы самолет, мы оторопели от ужаса, кто-то попытался бежать. «Стойте!» — закричал нам наш учитель. Встав как вкопанные, мы замерли на месте. Мы стояли и смотрели, как эта неуправляемая махина, окатив нас жаром своих турбин и теряя высоту, пронеслась над нашими головами.
Первыми случайными жертвами в тот день стали школьницы-старшеклассницы Таня Ежова и Наташа Цыганкова. Девочки подходили к детскому саду, как вдруг…
— До детского садика оставалось несколько метров, как нас обдало горящими парами авиационного топлива, — вспоминает Татьяна Ежова, с которой мы встретились на месте трагедии. — Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем…
А самолет продолжал нестись к детскому садику, спрятанному в массивных елях. Детсад считался ведомственным (от санатория «Светлогорск»), и в нем было, как это водится, все самое лучшее: от условий пребывания детей до зарплаты персонала. Служебное положение родителей вполне оправдывало статус этого учреждения: начальник милиции, начальник ГАИ, первый секретарь горкома комсомола, сотрудник Светлогорского суда, главврач…
Возвратившись с прогулки, детвора расселась по своим местам в ожидании обеда. Столовая наполнилась ароматом горячего супа. Повар Тамара Янковская наверняка, как обычно, не спеша прохаживалась между столиками, наблюдая, чтобы воспитанники кушали аккуратно, не спеша, и правильно держали ложки.
Выглянув в окно, воспитатель Валентина Шабашова-Метелица увидела своего сына Андрея. В тот день мальчик прогуливался с бабушкой Ниной по городу. Около детского сада Нина Сергеевна встретила соседку. Остановились поболтать. «Бабуль, я сбегаю к маме на минуточку?..» — попросился Андрей. Валентина выбежала к нему навстречу. Мать с сыном успели только обняться…
В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считаные секунды поглотило в своем пламени все живое.
Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой.
— На него никто даже ведра воды не вылил, — вспоминает жившая по соседству старушка. — Подойти близко к нему было невозможно.
Ошибка опознания
Казалось, в этом аду никто не мог выжить. И все-таки погибли не все. Страшной смерти тогда избежала нянечка детского сада Анна Незванова, протиравшая тряпкой окна со стороны улицы. Взрывной волной ее отбросило на несколько метров в сторону. Едва опомнившись, Анна Никитична бросилась к горящим развалинам. Там, под руинами детского сада, был ее сынишка Ваня. Обезумевшая от горя женщина, пытаясь достать ребенка, едва сама не погибла в огне…
В тот день по разным причинам не пошли в детский сад трое воспитанников. Ирина Голушко незадолго до трагедии болела гриппом. 16 мая мама собралась вести ее в садик, но передумала.
— А я оказался в больнице с заболеванием почек, — вспоминает Олег Саушкин, которому было тогда шесть лет. — Помню, что в какой-то момент вся больница засуетилась. Все начали бегать, куда-то выезжали машины, в глазах больничного персонала царили растерянность и признаки какого-то отдаленного ужаса. А уже моя мама, со слезами на глазах, чуть позже, рассказала о том, что произошло в моем садике…
— Мне накануне удалили гланды, мы с мамой были на больничном, — рассказывает Ольга Коробова. — Сидеть дома для меня было невыносимой мукой. В тот день мама сдалась: «Хорошо, давай собираться в садик». Мы быстро оделись и только открыли дверь, как раздался сильный взрыв. Грохнуло так сильно, что земля затряслась. Кстати, мама моя работала в том саду нянечкой. Выходит, что и ее Бог уберег от страшной смерти.
Уберег он и Валерия Рогова, выпускника этого садика. И не просто уберег, а предупредил о трагедии.
— В 1972-м я уже был в первом классе, — рассказывает Валера. — Ночью мне приснился сон. Отчетливо вижу лица своих ребят из садика, объятых пламенем. Огонь какой-то необычный — настоящий факел. Наутро проснулся в холодном поту. Об увиденном я рассказал своей маме. Мы тогда не придали этому значения, но в школу я пошел с сильной головной болью. Где-то в полдень я пошел к садику — и… В общем, оказался на месте трагедии одним из первых. Вокруг метались, не зная, что делать, прибежавшие на помощь люди. Где-то в кустах, выворачивая душу наизнанку, выла обгоревшая собака, выла страшно…
— Было обеденное время, когда все это произошло, — вспоминает бывший сотрудник Светлогорского ОВД (в 1972 году — инспектор ОБХСС, лейтенант милиции) Леонид Балдыков. — В тот самый момент я находился дома, обедал. Мой дом стоял всего в ста метрах от детского садика. То, что мы увидели, оказавшись на месте, потрясло нас, взрослых, крепких мужиков. Стена бушующего огня и нестерпимый чад от горящего топлива, которое растекалось по асфальту из разбитого бака…
Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота. За считаные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое-как удалось оттеснить их на безопасное расстояние.
— В первом ряду оцепления находился мой дядя, мичман Валентин Константинович, — вспоминает Олег Саушкин. — С его слов, больше всего досталось офицерам, мичманам и матросам, стоявшим недалеко от разрушенного детского сада. У многих, в том числе и у него самого, были в клочья разорваны тельняшки, лица были в ссадинах от пытавшихся прорваться сквозь строй, обезумевших от горя женщин…
Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из-под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто-то падал в обморок.
— На всю жизнь я запомнил тот страшный вой, который сотрясал воздух, — вспоминает Валерий Рогов. — Люди плакали, кричали, рыдали, кто-то бился в истерике…
Чтобы спецтранспорт смог припарковаться и забрать останки погибших, спасателям и пожарным пришлось растаскивать в разные стороны с узкой улочки груду кирпичей и искореженные фрагменты самолета. Асфальт покрылся многочисленными бороздами, больше походившими на кровоточащие раны. Тут же появились с брезентовыми носилками солдаты. Два крепких бойца пронесли рядом с Валерой Роговым обгоревшее тело летчика. Потом — другого, третьего. Кто-то схватил Валеру за руку. Мальчик обернулся и увидел заплаканных женщин, которые, показывая пальцем на дымящиеся руины, закричали ему: «Почему они там, а ты здесь?! Ты должен был быть с ними! Твоей маме сказали, что ты с ними!..»
Чрезвычайное положение
На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто-нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…
Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.
— К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…
Последствия светлогорской трагедии были ужасающими: 24 (а не 23, как значится в официальных источниках) воспитанника, одна воспитательница детского сада и 8 членов экипажа сгорели заживо. Откуда появился еще один ребенок? Оказалось, одна из девочек была дочерью капитана дальнего плавания. Ему на судно отправили печальную телефонограмму. В ответ он просил не хоронить дочь в братской могиле, а дождаться его. Потому девочку не учли…
Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание. К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская — через полгода, а Ворона выжила.
Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск-1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском. Одновременно с этим были отменены дизель-поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия — срочный ремонт подъездных путей, неофициальная — минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. Несмотря на временные ограничения, связанные с траурными мероприятиями, на кладбище в день похорон собралось, по оценкам очевидцев, свыше семи тысяч человек.
и засвечивали пленки у тех, кто это делал. Но несколько снимков близким погибших сделать все же удалось. Фото из личного архива
Тихое следствие
По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов.
И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме-часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.
Священник местного храма хранит у себя кое-какие архивные документы, касающиеся трагедии. Но главное — сюда приезжали диспетчера, бортмеханики, пилоты того самого отряда. Многие исповедовались… Что говорили? Тайна исповеди не позволяет ему рассказать. Но зато он уверен: экипаж ни при чем.
Были и другие версии, подчас абсурдные. Кто-то утверждал, что летчики плохо подготовились к выполнению задания. Не забыли и про девиц-нудисток, загоравших на пляже (и это в 1972 году, да при температуре плюс 6 градусов!), которых будто бы пытались разглядеть летчики во время очередного снижения над морем. Писали о том, что взлетел экипаж якобы самовольно. В действительности причина была в высотометре…
— Ближайшие к нам скандинавские соседи неоднократно предпринимали попытки нарушения воздушных рубежей, — рассказывает один из работников 263-го отдельного транспортного авиационного полка (того самого, которому принадлежал разбившийся самолет). — В некоторых случаях им это удавалось. И это были отнюдь не военные самолеты. Спортивного класса, одномоторные, низколетящие, ведомые пилотами-любителями. Чтобы выяснить, как иностранные летчики беспрепятственно пересекали границу, советским командованием было принято решение силами морской авиации Балтфлота провести испытательные полеты в зоне ответственности советских радиолокационных станций береговой системы слежения. И в тот роковой день на задание отправился Ан-24 (бортовой номер 05) с экипажем капитана Вилора Гутника. Накануне полета по команде сверху на Ан-24 был переставлен высотомер с Ил-14. Работоспособность прибора не была проверена должным образом. Никто тогда не мог и представить, как высотомер поведет себя на новом самолете.
По легенде, экипаж капитана Гутника должен был играть роль условной цели, то есть самолета-нарушителя. В поле зрения локатора самолет-цель обязан был набрать высоту, удалиться, затем — резко снизиться, чтобы выйти из-под контроля «всевидящего ока». При снижении — отворачивать вправо и влево, чтобы перехитрить оператора станции. Гутник добросовестно делал то, что требовалось. Оператору поминутно сообщали высоту полета, а тот делал засечки на планшете, информируя экипаж борта 05, видна цель или нет. На самых низких высотах локатор не видел цели: самолет выходил из поля его зрения. Именно поэтому не удалось заметить опасности. Экипаж до последней секунды держал связь с берегом, но над морем уже лежал плотный туман.
Первое столкновение с препятствием произошло на 14-й минуте 48-й секунде полета. Бортовые самописцы зафиксировали показания высотомера: 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки березы — не более 85 метров.
В рассекреченном деле на схеме отчетливо прослеживается весь путь падения воздушного судна и разрушения его конструкции. Но очевидцы событий нарисовали свою карту. Передали ее нам для публикации в «МК». Говорят, что, может быть, это поможет хоть немного залечить их рану… Как? Тем, что жители огромной страны наконец-то сами увидят, как все было на самом деле.
В советских СМИ крайне неохотно сообщали о случавшихся в стране техногенных катастрофах. О большинстве из них просто умалчивалось. Крупнейшие, до наступления «гласности» во второй половине 1980-х, описывались несколькими сухими строчками на последних страницах порой далеко не самых тиражных газет. Зачастую источниками информации становились слухи, кухонные разговоры, передачи западных радиостанций, которые многие ловили, несмотря на нелегальность их вещания. Именно из сообщений «вражеских голосов» граждане СССР узнали и об этой авиакатастрофе, случившейся 49 лет назад в Калининградской области. Военный Ан-24Т, выполнявший испытательный полет, рухнул на детский сад, где как раз в столовой обедали вернувшиеся с прогулки ребята. Все они погибли, ну а дальше заработал хорошо отработанный режим полного информационного молчания.
У самого Балтийского моря
В Калининградской области России есть город Светлогорск. Его не стоит путать с нашим, белорусским Светлогорском, ведь населенные пункты с одинаковым названием на самом деле принципиально отличаются. Светлогорск на Березине — крупный центр химической промышленности, выросший уже в послевоенные годы. Светлогорск на Балтийском море — старый, слегка сонный немецкий курорт Раушен, после вхождения части Восточной Пруссии в состав РСФСР получивший новое типовое советское имя.
Сейчас Светлогорск — это довольно активно растущий морской курорт, из которого Onliner четыре года назад даже делал репортаж. Полвека назад город был куда более спокойный, ведь его население не дотягивало даже до 10 тысяч человек. Такие обычно относят к категории, где «все всех знают». На этом фоне разыгралась крупнейшая трагедия в истории населенного пункта.
«По сведениям Калининградского гидрометеобюро, по области ожидается облачная с прояснениями погода без существенных осадков, утром местами туман, ветер переменный слабый до умеренного, температура пять-десять градусов тепла»
Прогноз погоды на этот день, 16 мая 1972 года, был неутешителен. Для середины мая было, мягко говоря, прохладно, но это Балтика, и подобные метеорологические капризы в этом регионе для местных жителей были уже привычным делом. Утреннюю прогулку для воспитанников детского сада, принадлежавшего местному санаторию «Светлогорск», отменять не стали. Все прошло как обычно. Дети погуляли под оставшимися еще с довоенных времен соснами, подышали свежим морским воздухом (до Балтики было порядка двухсот метров), а около полудня вернулись в сад, где на втором этаже их должны были накормить.
В общей сложности в двухэтажном здании детсада находилось 29 человек, в том числе 24 ребенка от двух до семи лет. Среди пяти взрослых — две воспитательницы, повар, нянечка и не работавшая там женщина, случайно зашедшая поговорить к одной из своих подруг. Даже по количеству воспитанников понятно, что сад был непростой. Он входил в структуру санатория и считался лучшим в городе. Именно сюда отдали своих детей многие представители светлогорской партхозноменклатуры, от первого секретаря горкома комсомола до главврача местной больницы и начальника ГАИ.
«До детского садика оставалось несколько метров, как нас обдало горящими парами авиационного топлива, — рассказывали много лет спустя калининградским журналистам проходившие мимо старшеклассницы, ставшие случайными свидетелями трагедии. — Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем». Девушки выжили в отличие от почти всех находившихся внутри детсада.
Испытательный полет
Пятнадцатью минутами ранее, в 12:15, из калининградского аэропорта Храброво взлетел Ан-24T, военно-транспортный самолет из 263-го отдельного транспортного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Самолет был выпущен всего три года назад, за командирским штурвалом находился опытный пилот Вилор Гутник с пятью тысячами часов налета. В общей сложности в экипаж входило шесть человек, но кроме них на борту находилось еще два офицера: один — подполковник из отдела безопасности полетов авиации, другой — инженер по радиотехническому оборудованию.
Согласно плану полетов, Ан-24Т взлетел в сторону Балтийского моря, над которым он должен был развернуться и вновь над сушей оказаться как раз над Светлогорском. Полет проходил на сверхмалых высотах, и на то была своя причина.
Дело в том, что, незадолго до случившегося, на территории Калининградской области произошла целая серия инцидентов с незаконным пересечением советской границы малой авиацией из капиталистических стран. Сначала небольшой самолет приземлился на военном аэродроме Чкаловск, фактически в черте Калининграда. Пилот-швед попросил политического убежища в СССР, но навел переполоха, оказавшись незамеченным посреди расположения советских эскадрилий. Затем аналогичный случай зафиксировали на аэродроме Скулте под Ригой (сейчас является частью международного аэропорта Рига). Тоже швед, тоже незамеченным на маленьком самолете оказался в окружении торпедоносцев.
В связи с этими происшествиями в буквально набитой военными базами Прибалтике было решено провести проверку всех радиолокационных станций береговой системы слежения. Требовалось выяснить, как самолеты-нарушители могли их обмануть и оказаться в советском воздушном пространстве. Роль такого нарушителя и должен был сыграть взлетевший 16 мая из Храброво Ан-24Т.
В процессе этого испытательного полета экипаж капитана Гутника должен был сначала набирать высоту, а затем ее терять, совершая маневры, чтобы «исчезнуть» на экране локатора. Именно таким образом, как предполагалось, и оставались незамеченными нарушители-шведы. Судя по имеющейся информации, Ан-24Т удалось подтвердить это предположение, хотя его полет продолжался всего 14 минут 48 секунд.
В развитии катастрофы важнейшую роль сыграли и сверхмалые высоты, на которых проходил полет, и тот самый туман, который обещали в этот день калининградские синоптики. В 12:30 Ан-24Т влетает в скопившуюся над кромкой высокого берега Балтики в районе Светлогорска полосу тумана, задевает сосну, теряет фрагмент крыла, затем в попытке резко набрать высоту проседает еще немного и, постепенно разваливаясь на фрагменты, падает на второй этаж детсада санатория «Светлогорск», полностью его разрушая и заливая окрестности авиационным топливом, которое немедленно вспыхивает.
Заставить забыть
Из находившихся в столовой 24 детей не выжил никто. Одна из воспитательниц погибла на месте, другая вместе с поваром оказалась в больнице. Позже они обе умерли от последствий сильных ожогов. Выжило только два человека: мывшая окна снаружи здания нянечка и зашедшая к подруге в детсад случайная женщина, которую придавило шкафом. Погибли и все восемь человек, находившихся на борту Ан-24Т. Начавшийся после катастрофы пожар не оставил никому из них ни единого шанса.
Новость о случившемся быстро разлетелась по маленькому городу. Место катастрофы очень оперативно оцепили военнослужащие соседних военных частей, но свидетели тех первых часов рассказывают, что многие из солдат, мичманов, офицеров пострадали от старавшихся прорваться за оцепление родителей. Невыносимое горе, страшный вой, истерика, пока разбирались завалы, а на белые простыни складывались обгоревшие останки.
А дальше произошло то, что с трудом укладывается в голове даже спустя почти полвека. После обнаружения всех трупов те же самые солдаты продолжили разбирать здание детсада. Его фрагменты и остатки самолета на грузовых машинах вывозили куда-то за город. Пришедшие утром люди не узнали место катастрофы. Здания словно и не бывало. Оно было полностью разобрано, сломанные деревья срезаны, а на месте трагедии разбит скверик, проложены дорожки, выложен газон и высажена клумба. О случившемся менее чем сутки назад напоминал только запах керосина, который выветривался еще несколько недель.
Распространение информации о катастрофе пытались блокировать. В день детских похорон под предлогом ремонта путей отменили все поезда из Калининграда в Светлогорск. На самих похоронах было запрещено фотографировать, хотя кому-то пару снимков украдкой все же сделать удалось. Это редчайшие иллюстрации той трагедии, которую власти пытались сделать максимально незаметной. Но даже в те годы, при отсутствии интернета, ничего из этого не вышло.
Уже на следующий день о случившемся сообщил не то «Голос Америки», не то «Свободная Европа». На совещании в обкоме при разборе скандала (партийных идеологов интересовали не только, а может и не столько причины катастрофы, сколько то, почему о ней так быстро узнали на Западе) выяснилось, что дело не в пробравшихся в Калининградскую область шпионах, а в подслушивающих станциях НАТО на датском острове Борнхольм и в других капиталистических точках Балтики. Они успешно перехватили советские переговоры по поводу трагедии и выдали их содержание в радиоэфир.
Что касается расследования произошедшего, то его результаты, ради которых из Москвы прибыла целая комиссия с генерал-полковником во главе, долгое время не обнародовались. Даже сейчас они официально не опубликованы. Ранее считалось, что в крови летчиков был обнаружен алкоголь, остатки некоего праздника, отмечавшегося днем ранее. Мол, поэтому летчиков и детей похоронили на разных кладбищах, а фамилии разбившегося экипажа отсутствуют в мемориальной часовне, возведенной на месте трагедии. Сейчас доминирует версия о неисправном высотомере Ан-24Т, на который он был переставлен с другого самолета, Ил-14. При таком объяснении летчики оказываются ни в чем не виноваты, а причина катастрофы сводится к неправильным данным о реальной высоте, на которой находился разбившийся борт.
Случившееся 16 мая 1972 года еще долго оставалось главной темой для обсуждения в самом Светлогорске и области. Но жизнь продолжала идти, в большинстве семей, потерявших в той беде своих ребят, вновь появились дети. Те, кого затронула катастрофа, ежегодно встречались на кладбище, ну а в 1994 году наконец-то смогли увековечить память погибших небольшим храмом-памятником. Двадцать два года спустя.
Читайте также:
- Смерть весом в 350 тонн: как в России на жилой район рухнул самолет-гигант
- Чудо в Андах: катастрофа рейса №571
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by
27 июля 2002 года во время авиашоу в честь Дня Военно-воздушных сил на аэродроме Скнилов, расположенном недалеко от Львова, во время выполнения фигуры высшего пилотажа потерпел катастрофу истребитель Су-27 украинских ВВС.
Самолёт упал в толпу зрителей, пришедших на авиашоу. 77человек, из них 28 детей погибли, триста человек получили ранения различной степени тяжести и были признаны потерпевшими.
Споры о причинах аварии продолжаются до сих пор. Среди них называют и неисправность самолёта, и непродуманность выступления, и отсутствие у пилотов лётной практики.
Командир экипажа Владимир Топонарь
Кстати, ещё за год до львовских событий лётчик-испытатель Владимир Топонарь сетовал на отсутствие необходимых налёт-часов в связи с нехваткой топлива. Как потом стало известно в суде, в 2002 году он провёл в воздухе всего 19 часов. Для сравнения: лётчики французской пилотажной группы «Патруль де Франс» за год налётывают 300–350 часов.
Сегодня показательные авиашоу в Украине уже не проводятся.
Кроме компенсации сразу после катастрофы, никто не получил больше ни копейки помощи.
«Нет никакой социальной опеки, не говоря уже о программе реабилитации. Детям не дают бесплатные оздоровительные путёвки. В некоторых учреждениях даже, бывало, упрекали, мол, зачем туда попёрлись — самолётов никогда не видели? О нас вспоминают только накануне годовщины трагедии. Чувствую себя животным во время гона, которого «хотят» только раз в году», — сказал Председатель общественной организации «Скниловская трагедия» Стефан Козак.
Судебное решение по делу о катастрофе в Скнилове было вынесено в июне 2005 года.
Главными виновными в трагедии, произошедшей, как определил суд, из-за «человеческого фактора», признали экипаж злосчастного Су-27. Приговор был вынесен по статье 416 Уголовного кодекса Украины – «нарушение правил полётов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, приведшее к катастрофе или другим тяжёлым последствиям»
Командир экипажа самолета СУ-27УБ, потерпевшего катастрофу на аэродроме «Скнилов» 27 июля 2002 года, Владимир Топонарь (слева), Юрий Яцюк (в центре) и Анатолий Третьяков
Командира экипажа Владимира Топонаря Военный суд Центрального региона Львова приговорил к 14 годам лишения свободы, пилота Юрия Егорова – к восьми. Приговоры помягче были вынесены также тем, кто непосредственно отвечал за происходящее на аэродроме в июле 2002 года. 6 лет тюрьмы получил заместитель командующего 14-го авиакорпуса, руководитель полётами Анатолий Третьяков, 5 – его помощник Юрий Яцюк, 4 –начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных.
Организаторы скниловского авиа-шоу, согласно решению суда, считаются невиновными в трагедии.
Начальник украинских ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников был уволен почти сразу же после катастрофы. Но на суде и он, и генералы- Александр Волошенко, Сергей Онищенко и Владимир Алексеев, — также принимавшие участие в организации авиа-шоу, фигурировали лишь в качестве свидетелей.
Сергей Онищенко. Бывший первый заместитель главнокомандующего военно-воздушных сил Сергей Онищенко во время заседания Верховного суда Украины, в Киеве, в среду, 22 октября 2008г.
Виктор Стрельников. Бывший главнокомандующий ВВС генерал-полковник запаса, там же.
Председательствующий судья, полковник юстиции Виталий Загоруйко во время заседания Военного апелляционного суда Центрального региона, в Киеве
05.02.2008 года состоялось судебное заседание в Военном апелляционном суде Центрального региона начался судебный процесс над генералами, обвиняемыми в причастности к авиакатастрофе самолета Су-27 в 2002 году на авиашоу на Скниловском аэродроме.
На заседание суда прибыли представители обвинения (Генпрокуратуры) и обвиняемые: первый заместитель главнокомандующего Военно-Воздушными силами Украины Сергей Онищенко, бывший главнокомандующий ВВС генерал-полковник запаса Виктор Стрельников, бывший заместитель главнокомандующего по боевой подготовке ВВС генерал-лейтенант запаса Александр Волошенко и бывший заместитель начальника по боевой подготовке генерал-майор запаса Владимир Алексеев.
Трое из четверых военных уже не занимают высоких должностей в Вооруженных Силах. Единственный, кто остался работать на высокой должности — Онищенко.
Онищенко назвал обвинение в нарушении инструкций «бредом» и обвинил прокуратуру в том, что она «…тупо игнорирует реальную картину трагедии. Летное задание было нарушено пилотом, а со стороны летчика это самое грубое правонарушение».
При этом он заявил, что никто из генералов не уклоняется от ответственности, разделяет боль утраты родственников погибших, но убежден, что доказательная база у следствия слабая. Трое обвиняемых подали судье ходатайства о возвращении дела на дополнительное следствие.
Судья принял решение начать рассмотрение дела по сути, без дополнительного следствия. Следующее заседание было перенесено на 25 февраля 2008 года. 25 февраля Военный апелляционный суд Центрального региона начал рассмотрение уголовного дела по обвинению четырех генералов ВВС Украины, причастных к организации авиашоу на Скниловском аэродроме.
А уже 11 июня 2008 года, Военный апелляционный суд Центрального региона оправдал четырех бывших руководителей Военно-Воздушных Сил Украины, причастных к организации авиашоу на Скниловском аэродроме.
Суд оправдал первого заместителя главнокомандующего Военно-воздушных сил Сергея Онищенко, бывшего главнокомандующего ВВС генерал-полковника запаса Виктора Стрельникова, бывшего заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке генерал-лейтенанта запаса Александра Волошенко и бывшего заместителя начальника по боевой подготовке генерал-майора запаса Владимира Алексеева.
Как отмечается в приговоре, суд не нашел оснований для привлечения к уголовной ответственности обвиняемых, поэтому считает необходимым оправдать всех четверых в полном объеме.
Также коллегия судей пришла к выводу, что нет состава преступления в их действиях(!). «Каждый признан невиновным», — отмечается в решении суда.
В то же время гражданские иски потерпевших и иск заместителя Генпрокурора о возмещении морального и материального ущерба оставлены без рассмотрения.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами обвинения, что праздник «был надуманным событием» и деньги, которые были выделены на его проведение, потратили не по назначению.
Также в решении отмечается, что во время подготовки к авиа-шоу невозможно было руководителям предусмотреть нарушения(!). В частности, в этом контексте указывается, что судом уже установлены основные причины, повлекшие катастрофу, и виновные в ней (пилоты самолета СУ-27) уже наказаны. А потому суд не видит причинно-следственной связи в организации шоу и его последствиях. «Деятельность должностных лиц была в пределах возложенных на них обязанностей», — отмечается в постановлении.
В свою очередь после судебного заседания в интервью журналистам председатель общественной организации «Скниловская трагедия» Стефан Козак назвал решение суда «беспределом». При этом он подчеркнул, что, по его мнению, суд должен был хотя бы частично признать вину подсудимых.
Запись бортового самописца Су-27
12.43.31. Сигнал бортового сигнализатора (на протяжении 5,5 секунды) о снижении по маршруту на высоту, заданную радиовысотомеру.
12.43.33. Егоров: «У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?»
12.43.37. Егоров: «6 тонн. Понимаешь?»
12.43.43. Топонарь: «Где зрители…?»
12.43.48 Егоров: «Не знаю, где они…».
12.43.49 Топонарь: «А, вон, вижу».
Егоров: «…С правой стороны нет!»
12.43.54. Топонарь (земле): «Пилотаж влево выполняю».
Егоров: «Ну что, пошли?».
12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: «Влево, влево».
12.44.14. Егоров: «Включай».
12.44.34. Егоров: «Пошли».
12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту.
12.44.39. Егоров: «Бочка».
12.44.44. Егоров: «Хватит — угол».
12.44.51. Голосовой информатор: «Борт 42, скорость предельная».
12.44.58. Егоров: «Поворачивай».
Голосовой информатор: «Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка». 12.45.01. (команда с земли) Яцюк: «Поворот».
12.45.02. Егоров: «Выворачивай…»
12.45.05. (команда с земли) Яцюк: «Выводи».
12.45.07. (команда с земли) Третьяков: «Выводи, добавь обороты».
12.45.10. (команда с земли) Яцюк: «Форсаж».
Голосовой информатор: «Предельный угол атаки, предельная перегрузка».
12.45.11. (команда с земли) Третьяков: «Добавь обороты».
12.45.18. Остановка магнитофона.
Хронология катастроф во время авиашоу
28 августа 1988 года во время показательного полета на базе ВВС США в Рамштайне (ФРГ) 3 боевых самолета Италии типа «Аэрмаччи МБ 339» столкнулись в воздухе, рухнули на заполненное зрителями поле и взорвались. Погибли около 70 человек, около 500 получили ранения. До субботней трагедии подо Львовом это была самая страшная катастрофа в истории авиашоу.
28 июня 1992 года в Омске во время авиашоу, посвященного дню города, у спортивного самолета Як-52 отказал двигатель, и он упал. Пилот Сергей Сокол, бывший чемпион России по высшему пилотажу, погиб.
В июне 1997 года в Колорадо потерпел катастрофу истребитель А-86, демонстрировавший фигуры высшего пилотажа. Самолет внезапно потерял управление и упал в пригороде Денвера.
26 июля 1997 года 9 человек погибли и 55 были ранены в результате авиакатастрофы на празднике в бельгийском аэропорту Остенде. Самолет типа ХТ-300 врезался в землю, завершая «мертвую петлю». Разлетевшиеся от взрыва горящие обломки упали на толпу, скопившуюся рядом с трибунами.
В сентябре 1997 года в ходе воздушного шоу в окрестностях Балтимора разбился созданный с использованием технологии «стелс» новейший истребитель-бомбардировщик F-117 «Найтхок» стоимостью 45 миллионов долларов. Машина упала в пригородном жилом районе. Пострадали шесть местных жителей. Пилот благополучно катапультировался.
19 апреля 1998 года два пилота погибли в результате столкновения двух одномоторных бипланов на высоте чуть более 450 метров во время авиационного праздника близ города Киссимми (штат Флорида). Никто из 5 тысяч зрителей не пострадал. Главная причина катастрофы — облачность и порывы ветра, достигавшие 50 километров в час.
30 мая 1999 года во время авиационного ретро-шоу на военно-морской базе «Альбатрос» (Австралия) разбился одномоторный самолет выпуска 50-х годов. Два пилота погибли.
6 июня 1999 года в Братиславе (Словакия) на международном авиационном празднике разбился британский военный учебный самолет «Хоук 200». Пилот погиб. Жертвой катастрофы стала также женщина, наблюдавшая за авиашоу с крыши своего дома. Ее сбила оттуда возникшая в результате взрыва сильная воздушная волна. От полученных ранений женщина скончалась.
18 сентября 1999 года во время авиашоу в Эрмело (ЮАР) разбился легкий самолет. Пилот и пассажир погибли.
19 марта 2000 года во время шоу, проходившего близ авиабазы Кингсвилл (штат Техас), потерпел катастрофу истребитель F-16.
18 июня 2000 года во время показательных полетов на базе ВМС США Уиллоу-Гроу (штат Пенсильвания) разбился многоцелевой истребитель F-14 «Томкэт». Пилот и штурман самолета погибли.
3 июня 2001 года два пилота погибли в результате катастрофы старого боевого самолета во время авиашоу в графстве Кент (Великобритания). Самолет «Вампир», выпускавшийся в 1950-х в Швейцарии, был восстановлен энтузиастами специально для участия в воздушном празднике.
Вторая за те же сутки трагедия произошла близ местечка Брумли в английском графстве Кент. Американский истребитель «Кинг-кобра» выпуска времен Второй мировой войны рухнул на землю и взорвался в 100 метрах от зрительских трибун. Пилот погиб.
10 июня 2001 года два реактивных учебных самолета Л-39 столкнулись и разбились во время показательных выступлений на аэродроме Левашово под Санкт-Петербургом. Одному из пилотов удалось катапультироваться, второй погиб.
17 июля 2001 года под Псковом во время демонстрационного полета на празднике, посвященном 85-летию создания Морской авиации, потерпел катастрофу истребитель Су-33. Погиб находящийся за штурвалом заместитель командующего морской авиацией ВМФ России генерал-майор Тимур Апакидзе.
Относительно не так давно я узнал о необычной трагедии — летчик на военном самолете протаранил пятиэтажку.
В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» из Мюнхена передала сообщение: «Военно–транспортный самолет Ан–26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске (Калининградская область).
Среди погибших — дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек».
Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко — на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных. А вот советские СМИ о происшествии молчали.
16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан–24Т 263–го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.
Фото погибшей группы детсада. Справа — воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева — заведующая Галина Клюхина (в тот день ее не было на работе). Фото из личного архива
АН–24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, «привязался» к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман. Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров.
В деле есть схема разрушения самолета. Командиру не хватило каких–то долей секунды. Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан–24 — это не истребитель».
На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу.
Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым.
Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ–14 на АН–24. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил–14 на Ан–24, давал погрешность до 60–70 метров.
Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считанные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.
За считанные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое–как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из–под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто–то падал в обморок.
На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто–нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…
Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.
— К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…
Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание.
К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская — через полгода, а Ворона выжила. Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск–1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском.
Одновременно с этим были отменены дизель–поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия — срочный ремонт подъездных путей, неофициальная — минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. В день похорон погибших детей на кладбище в Светлогорске собрались более 7000 человек.
По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме–часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.
В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец–то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений…»
В 1994 году в разбитом на месте трагедии сквере построили часовню.
[источники]источники
https://oldden.livejournal.com/155286.html
https://newizv.ru/news/society/01-04-2018/zasekrechennaya-tragediya-v-1972-godu-v-svetlogorske-samolet-upal-na-detskiy-sad
http://karapuzzi.ru/vlasti-tselyh-40-let-skryvali-katastrofu-kotoraya-proizoshla-v-svetlogorske-togda-v-upavshem-na-detskij-sad-samolete-pogibli-vse.html
https://videoboom.cc/katastrofa-v-svetlogorske/
https://sensum.club/photo/samaya-strashnaya-istoriya-sssr-kak-samolet-upal-na-zdanie-detskogo-sadika-v-sverdlovske
16 мая 1972 для курортного Светлогорска, что под Калининградом, началось обычно, разве что было более туманно, чем в другие дни.
Воспитанники ведомственного детского сада санатория “Светлогорск” уже вернулись с прогулки и готовились к обеду.
Здание садика представляло собой уютный двухэтажный особняк, рассчитанный всего на 25 детей, так как детский садик считался элитным и устроить ребенка в него было непросто. Служебное положение родителей воспитанников вполне оправдывало статус садика: начальник милиции, начальник ГАИ, первый секретарь горкома комсомола, сотрудник Светлогорского суда, главврач…
В 12:30 детишки уже сидели за столиками в ожидании обеда.
В тот же день, в 12:15 с авиабазы Храброво, что в Калининграде, вылетел Ан-24Т 263-го авиатранспортного полка Балтийского флота под командованием одного из опытнейших летчиков Вилора Гутника. Целью полета являлась настройка радиотехнической аппаратуры на малых высотах. В частности, руководство Калининградской области намеревалось обеспечить проверку функционирования береговой системы слежения, поскольку тогда отмечалось учащение ЧП с незаконным проникновением на просторы Союза легкомоторных самолетов из Швеции – они летели очень низко и были незаметны для советских радаров. Были такие инциденты и в Калининградской области, поэтому местное командование решило провести проверку береговой системы слежения.
Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, «привязался» к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг.
А примерно в 12:30 Ан-24Т попал в густой туман над Светлогорском. Он летел очень низко и на обрывистом берегу в курортной зоне зацепил крылом колесо обозрения, затем -верхушку одной из сосен. Крыло получило серьезные повреждения и частично разрушилось. После удара огромный самолет весом в 21 тонну падал еще около 200 метров и рухнул на здание детского сада.
Журналист Валерий Громак, расследуя катастрофу в частном порядке и ссылаясь на предоставленные ему бывшим командующим ВВС Балтийского флота генерал-лейтенантом авиации Василием Проскуриным документы и фотографии, отмечал, что черные ящики в момент столкновения с препятствием зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны было не более 85 метров.
Накануне полета, по словам Громака, в Ан-24 установили высотомер с Ил-14, но никто не проверил, как тот себя поведет на другом самолете. Лишь после катастрофы были проведены испытания, которые показали, что высотомер давал погрешность до 60–70 метров.
В деле есть схема разрушения самолета. Командиру не хватило каких-то долей секунды. Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 — это не истребитель».
Вспоминает лейтенант милиции Леонид Балдыков:
«Было обеденное время, когда всё это произошло. В тот самый момент я находился дома, обедал. Мой дом стоял всего в ста метрах от детского садика. То, что мы увидели, оказавшись на месте, потрясло нас, взрослых крепких мужиков. Стена бушующего огня и нестерпимый чад от горящего топлива, которое растекалось по асфальту из разбитого бака».
Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех.
Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считанные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой.
Первыми жертвами катастрофы стали две десятиклассницы, Таня Ежова и Наташа Цыганкова, которые гуляли рядом с детским садом. Их обдал парами авиационного топлива падающий самолет. Девочки мгновенно были объяты пламенем, получили множественные ожоги, но им удалось выжить.
«До детского садика оставалось несколько метров, когда нас обдало горящими парами авиационного топлива. Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем»,
— рассказывала позднее одна из девушек, Татьяна Ежова.
Из находившихся в учреждении выжили только двое. Авиакатастрофа унесла жизни 24 детей, шести членов экипажа Ан, а также двух пассажиров и трех сотрудников детсада.
В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» из Мюнхена передала сообщение: «Военно-транспортный самолет Ан-26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске (Калининградская область). Среди погибших — дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек».
Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко — на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных.
К месту катастрофы мгновенно приехали пожарные, военнослужащие Балтфлота, милиция и КГБ. За За считаные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое-как удалось оттеснить их на безопасное расстояние.
Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из-под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто-то падал в обморок.
«В первом ряду оцепления находился мой дядя, мичман Валентин Константинович. С его слов, больше всего досталось офицерам, мичманам и матросам, стоявшим недалеко от разрушенного детского сада. У многих, в том числе и у него самого, были в клочья разорваны тельняшки, лица были в ссадинах от пытавшихся прорваться сквозь строй, обезумевших от горя женщин», — вспоминает Олег Саушкин.
Рассказывает Сергей Попов, который в те годы работал директором школы №1 в Светлогорске:
«Я сидел в кабинете, тут слышу грохот, потом вбегают дети и кричат -самолет упал возле стадиона! А там мои ребята занимались физкультурой с учителем. День-то в самом разгаре! Здание детсада сильно горело, тут же лежали обломки фюзеляжа. Люди бегали и кричали, женщины плакали. В мае в Светлогорске было уже много отдыхающих – они начали сбегаться к месту катастрофы. Приехал председатель горисполкома. Первый секретарь горкома партии Зубков упал в обморок от увиденного – его увезли в больницу. Я сам был в шоке от всего этого. Самолет ведь летел прямо на школу, но задел колесо обозрения, и его развернуло на детский сад. В противном случае он упал бы на нас. В этот момент в школе находились не меньше 200 человек.»
Сотрудники КГБ старались уменьшить утечку информации.
На сутки в городе ввели режим ЧС, были отключены телефоны и даже электричество, а местным запретили покидать свои дома. Были перекрыты выезды из города.
Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Все, что осталось от катастрофы, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции… Как только последняя машина с обломками покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на месте катастрофы большую клумбу.
Вспоминает Андрей Дмитриев:
« К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…»
Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание.
К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская — через полгода, а Ворона выжила. Выжила и нянечка детского сада, которая в момент катастрофы находилась около окна. Женщину ударной волной выбросило из здания.
Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск-1. Чтобы свести к нулю огласку, в день похорон отменили электрички и ограничили движение по дорогам, соединяющим Калининград со Светлогорском. Но несмотря на это, в тот день на кладбище собралось около 7 тысяч человек.
На похоронах сотрудники КГБ запретили фотографировать и засвечивали пленки у тех, кто это делал. Но несколько снимков близким погибших сделать все же удалось.
По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме-часовне, возведенном в 1994 году в честь иконы Богоматери Всех скорбящих Радость, в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.
В семидесятых годах прошлого века было запрещено освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся с участием военных. К тому же местные власти всерьез опасались народных волнений и пошли на беспрецедентные меры. История долгое время была засекречена, лишь в 1990-е годы информация о ней стала проникать в СМИ.