Алексей ДУДАРЕВ
БЕЛЫЕ РОСЫ
Киноповесть
Минск, 1982 г.
Каждый день старик встречал солнце.
Как только черный звездный небосклон над далеким лесом подернется редкой синью, старик медленно и торжественно проходит сад, спускается в белый туман, который рукавами тянется от речки к деревне, и, скрытый до пояса, плывет в нем навстречу теплу и багровому диску, шепчет чуть слышно:
— Ну, давай уж просыпайся! Утро выдалось студеное, довоенный ревматизм кости ломит, в мире неспокойно, президенты сходят с ума — плюнь на все и просыпайся людей согреть… Видишь, как оно получается: был молодым — ты меня будило на рассвете, старым стал — я тебя тревожу… Пришли уж и сегодня мне какой-нибудь захудалый лучик старые кости погреть… Ну, и остальным, конечно… Просыпайся, просыпайся…
Солнце просыпается…
Но первые лучи падают не на деревню (она стоит в низине), а зажигают багровым светом тысячи квадратиков окон большого серого бетонного города, который со всех сторон навис над маленькой деревней…
Старик смотрел на солнце.
Солнце смотрело на старика.
Несмелый розовый лучик, пробившись через листву в хату старика, мягко лег на старую фотографию, с которой испуганно смотрели трое совершенно одинаковых ангелят… Васька, Сашка, Андрей.
Васька Ходас возвращался домой со свадьбы. Шел в обнимку со старой отцовской трехрядкой. Трезвый. На свадьбах Васька никогда не пил. На свадьбах он играл. Тихий синеватый рассвет. Пустые улицы.
Васька приостановился, стал шарить по карманам в поисках курева. Нашел, стал вытаскивать… Гармошка неожиданно выскользнула из рук. Васька судорожно схватил ее и сам на ногах не удержался, стал падать грудью на цветастые меха…
— Спокойно!!! — нервно выкрикнул Васька. В воздухе, спасая инструмент, перевернулся и припечатался затылком к прохладному асфальту.
Васька лежал на проезжей части рядом со светофором, который ехидно мигал желтым глазом.
— Ну че ты моргаешь? Че моргаешь? — спросил Васька у светофора. — Дурак… Железный…
Вздохнул, посмотрел в голубеющее небо и, закинув ногу за ногу, растянул на груди трехрядку… И полилась, полилась из-под светофора между домами непривычная, чужая и далекая мелодия…
В доме слева скрипнула балконная дверь на шестом этаже…
Придерживаясь за косяки, на балкон вышел седой как лунь дед… слушал удивленно и не мог понять, откуда исходят звуки.
Еще одна балконная дверь открылась… Вышла старуха с мокрым ползунком… И замерла.
Васька играл уже закрыв глаза… Увлекся. Еще на один балкон вышли. Уже вдвоем. Старые люди…
Слушали… Но Ваську под светофором не замечали…
Желтая милицейская машина в двух метрах проехала мимо гармониста, но Васька самозабвенно играл и стражей порядка не заметил.
А вот они заметили. Метров через десять машина развернулась и остановилась под светофором. Хлопнула дверца…
Васька открыл глаза… Его гармошка захлебнулась. Над ним стоял старшина милиции примерно Васькиного возраста…
Васька проворно вскочил.
— Садись, подвезем, — просто сказал старшина и повернулся к машине.
Васька использовал это и, зажав свою гармошку под мышкой, задал стрекача во двор ближайшего дома…
Через полминуты машина догнала его…
— Ты что, припадочный? — крикнул из машины старшина.
— Не надо! Я со свадьбы, — жалобно заявил Васька, как будто свадьба разрешала всем валяться на проезжей части.
— Садись, тебе говорят, подкинем до дома!
— Ну, не буду я больше, не буду… — чуть не плакал Васька.
— Тьфу! — в сердцах сказал старшина и обернулся к водителю. — Разворачивайся, ну его… к черту!..
Машина развернулась и поехала со двора.
И тут Васька понял, что никаких репрессий и не предполагалось.
— Стойте! — довольно нагло крикнул он.
Остановились.
Васька подбежал, открыл заднюю дверцу, поставил на сиденье гармошку, сел сам, уверенно хлопнул дверцей, сказал небрежно:
— Поехали!
Машина развернулась перед светофором и, набирая скорость, понеслась по пустой улице.
Старые люди на балконах все еще слушали тишину.
Одинокий аист кружил над спокойной, утренней землей… Сделав два круга, большая птица на мгновение зависла над гнездом и опустилась на черную шапку гнезда на старом дереве… Подняв длинный острый клюв к небу, аист сыпанул в него торжественную мягкую дробь…
Старик подошел к колодцу с большой алюминиевой кружкой в руках… Кряхтя, снял тяжелую деревянную бадью, придерживая валик, пустил ее в черную глубину… Достал, поставил ее на край сруба, зачерпнул полную кружку и стал пить маленькими глотками.
Белые росы
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Я ходил по белу свету, знался с умными людьми.
Счастье есть и счастья нету, есть любовь и нет любви.
Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов.
Обломал не мало веток, наломал не мало дров.
Вроде гляну все в порядке, а выходит ерунда.
Уместились на трехрядке, все страданья в три ряда.
Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов.
Обломал не мало веток, наломал не мало дров.
Все бы ты гармошка пела, переборами звеня.
А кому какое дело, что на сердце у меня.
Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов.
Обломал не мало веток, наломал не мало дров.
Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов.
Обломал не мало веток, наломал не мало дров.
-Федос! -Чего?
-Здоров? -Здоров.
-Я в смысле, здоров, нигде не колит? -Нет, не колит.
-Когда помирать думаешь? -Ха-ха, в среду.
В эту, или в следующую?
Да, хрен ее знает, но что в среду — это, как пить дать.
-Самый подходящий день. -Ага.
Помру значит, по утрянке.
Нет, после обеда. Ну, помоют. Ты мыть будешь.
-Только водой из этого колодца. -Холодная же.
Ну, это тебе холодная, а мне-то в самый раз будет.
Ну, весь четверг полежу. В пятницу, значит, на кладбище.
Ну, уж потом все выходные поминайте.
Пейте, гуляйте, аж до понедельника.
Вот на это сотни две оставлю.
-Брешешь. -Че брешешь?
Не верю я, чтоб вот так. И ты боишьси.
-Должен бояться. -Ха.
Ну, что ты такого в своей жизни видал?
Чтоб с легкой душой смерть принимать?
-Что ты в своей жизни сделал? -Что?
Восемьдесят лет смерти фигу показывал.
Вот только, если каждый день по фиге и то восемьдесят уже.
А если чаще? О-о. Большое дело.
Трех сынов сделал. На ноги поднял, в люди вывел.
-В люди вывел. -Ну-у.
Трех сынов?
-Сашка-то пишет кому-нибудь? -Мне пишет.
-Мои не пишут. -А-а.
-И твой должен не писать. -Да? Иди-ка домой, Тимофей.
А то с тобой поговоришь, потом всю ночь всякое поскудство снится.
Ты что, холодная же.
Ты от своей злости раньше времени загнешься.
-Не надейся. -Да-а.
-Загнусь, конечно. -Да.
-А тебя переживу. -Да-а.
Ишь ты.
-Поднатужусь. -Да.
-А переживу. -Да.
Разве что поднатужишься.
-Иди, иди. -Иду, иду.
Эх.
Пропади все пропадом.
Саша, Сашечка.
Саша.
Сашка, Сашка. Ты что, ты удавился там что ли?
Ой.
-Выскакивай мигом. -Че ты?
Придушит, стихия. Сашка.
Вот черт, штаны никак не найду. Вот они.
-Давай-ка, без штанов. -Ага, как же.
О, елки-моталки. Иду. Помоги, дверь скособичилась.
Ну, чего ты там? Потолок падает. Задавит! Выскакивай!
-Куда выскакивать-то? -Через окно давай.
-Мишук. У тебя мать есть? -Нет.
-А отец? -Не-а.
-Померли, что ли? -Кто их знает?
Может померли, а может и живут.
Любовь у них была. Меня вот не любили.
А потом папка от мамочки отказался, мамочка от меня в роддоме.
Подкидыш я.
И не страшно тебе одному на всем свете-то, а?
Привык.
Знаешь, иногда подумаешь- подумаешь. Едрена-матрена.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Другие фильмы
Нигде в Африке (Nirgendwo in Afrika, 2001)
Наездники храма Шаолинь (Shao Lin nian si liu ma, 1982)
Нэконадэ (Nekonade, 2008)
Несносный дед (Jackass Presents: Bad Grandpa, 2013)
Несколько хороших парней (A Few Good Men, 1992)
Белые Росы
Алексей ДУДАРЕВ
БЕЛЫЕ РОСЫ
Киноповесть
Минск, 1982 г.
Каждый день старик встречал солнце.
Как только черный звездный небосклон над далеким лесом подернется редкой синью, старик медленно и торжественно проходит сад, спускается в белый туман, который рукавами тянется от речки к деревне, и, скрытый до пояса, плывет в нем навстречу теплу и багровому диску, шепчет чуть слышно:
— Ну, давай уж просыпайся! Утро выдалось студеное, довоенный ревматизм кости ломит, в мире неспокойно, президенты сходят с ума — плюнь на все и просыпайся людей согреть… Видишь, как оно получается: был молодым — ты меня будило на рассвете, старым стал — я тебя тревожу… Пришли уж и сегодня мне какой-нибудь захудалый лучик старые кости погреть… Ну, и остальным, конечно… Просыпайся, просыпайся…
Белые Росы скачать fb2, epub бесплатно
Другие книги автора Алексей Ануфриевич Дударев
Популярные книги в жанре Семейный роман/Семейная сага
Оставить отзыв
Еще несколько интересных книг
Забыли свой пароль?
Если вы забыли пароль, введите адрес электронной почты или логин, и мы отправим вам письмо с указаниями по его восстановлению.
E-mail / login:
Подписка на новые поступления
Вы зарегистрированы
Для подтверждения регистрации, перейдите по ссылке, которая была отправлена на указанный Вами електронный адрес (также советуем перепроверить спам)
Ваш отзыв добавлен
Спасибо. Ваш отзыв появится на сайте после проверки модератором.
Подписка успешна
Спасибо. Вы успешно подписались на новые поступления, на вашу почту было отправлено письмо с инструкциями.
Ваш отзыв получен
Спасибо. Ваш отзыв уже обрабатывается.
Ваша книга успешно отправлена на обработку
Следите за обновлениями и возможно Ваш материал скоро появится на сайте
Ваш заказ принят
Заказ появится на сайте как только пройдёт модерацию. Спасибо!
Сценарист белорусского телевидения Алексей Дударев написал сценарий «Деревня» для конкурса, который проводила студия «Беларусьфильм». Его работа заняла первое место, и фильм сразу же запустили в производство. Режиссёром стал Игорь Добролюбов, который до этого снял драму «Расписание на послезавтра» и «Удивительные приключения Дениса Кораблёва».
«Белые росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов
По сценарию действие фильма происходило в городе Гродно. Съёмочная группа решила городские сцены снимать именно там, а на «роль» Белых Рос была подобрана близлежащая деревня Девятовка. Дальневосточные сцены снимали на противоположном конце СССР — на одном из островов Курильской гряды.
«Белые Росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов
По задумке режиссёра, братья Ходасы должны были быть близнецами. Кандидатов искали по всей стране, обращались даже во Всесоюзный клуб близнецов, но так как по сценарию братьев было трое, и тройняшки должны были обладать актёрскими данными — поиски оказались безуспешными. Тогда в сценарий внесли правки, и братья стали просто погодками.
«Белые росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов
Пробы шли долго, и в них участвовали многие знаменитые актёры. Главу семьи могли сыграть Лев Дуров или Юрий Никулин, но утвердили степенного Всеволода Санаева. На роль его самого бесшабашного младшего сына Васьки пробовались Евгений Стеблов, Валерий Золотухин, Михаил Кононов и Александр Михайлов, но самым зажигательным оказался Николай Караченцов. Среднего брата сыграл Михаил Кокшенов, а старшим стал белорусский театральный актёр Геннадий Гарбук.
На роль негодяя Мишки Киселя пробовался Георгий Бурков, но более подходящим по типажу оказался Станислав Садальский. Судьбу его героя в фильме изменили — по сценарию он отправлялся в тюрьму за убийство, но авторы фильма решили сделать историю добрее и убрали криминал. Мишка поехал на золотые прииски, а на первый вариант сценария указывает его фраза:»Был бы на зоне — королём ходил».
«Белые росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов
Деревня Девятовка повторила судьбу Белых Рос — её поглотил город. Сейчас от старых домов уже почти ничего не осталось, а Девятовкой называется микрорайон на окраине Гродно. На месте, где проходили съёмки фильма, установлены деревянные фигуры героев — Федоса Ходаса, его соседа Тимофея и пса по кличке Валет.
«Белые росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов
Кстати, эпизод с псом был взят из жизни сценариста. Когда он служил в армии, то регулярно получал технический спирт для протирки оптики и вдогонку рассказы о том, что один глоток этого спирта может убить человека. Солдаты верили слабо, но всё-таки никто первым пробовать не рисковал. Тогда они намочили в спирте хлеб и отдали местной собаке… С собакой ничего не случилось, и спирт они выпили. А потом увидели, что пёс лежит на боку и ни на что не реагирует! Испуганные солдаты понеслись в медсанчасть, чтобы их срочно спасли… Врач внимательно выслушал рассказ и грустно сказал, что всё — теперь в лучшем случае инвалидность. Протрезвевшие от ужаса солдаты были на грани обморока, когда врач рассмеялся и показал им собаку, которая к тому моменту выспалась и бегала по двору. Всех выпивавших, кроме собаки, отправили на гауптвахту.
«Белые росы», к/с «Беларусьфильм», 1983, реж. И. Добролюбов
В 2014 году вышел фильм «Белые Росы. Возвращение». Сценарий написал тот же Алексей Дударев, а сняла фильм начинающий режиссёр Александра Бутор. Главными героями продолжения стали старший сын Федоса — Андрей Ходас, его бывшая жена и бизнесмены, решившие снести малонаселённый хутор… В роли Андрея снялся Юозас Будтайтис, а жену сыграла актриса Ирина Егорова, знакомая зрителям по первой части фильма — «Белых Росах» у неё была та же роль. В коротком эпизоде появился Николай Караченцов — он сыграл Ваську, который когда-то уехал на заработки и вот спустя двадцать лет вернулся домой… Это было последнее появление актёра на экране.