Беседа праздник покров

Цель: сформировать у детей общее понятие о значении праздника «Покров Пресвятой Богородицы».Задачи:1. Объяснить значение праздника «Покров Пресвятой Богородицы&ra

Беседа для детей  «Покров Пресвятой Богородицы»

Цель: сформировать у детей общее понятие о значении праздника «Покров Пресвятой Богородицы».

Задачи:

1. Объяснить значение праздника «Покров Пресвятой Богородицы» на примере покрова земли листьями осенью.

2. Познакомить с приметами и обычаями, связанных с «Покровом».

3. Развивать любознательность, интерес к народным традициям своей стра-ны.

Оборудование: засушенные осенние листья, мультимедийная презентация «Покров Пресвятой Богородицы», экран, проектор, ноутбук.

                                                         Ход беседы.

Воспитатель подзывает к себе детей и начинает беседу со стихотворения Валентина Берестова «Октябрь».

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

— Ребята, о каком дереве говорится в стихотворении? Верно, о клене. А каких цветов его листья? Что это за цвет «румяный»«золотой»? Да, это красный и желтый. Листья клена всегда таких цветов? Нет, конечно, весной и летом у кле-на зеленые листья, а к осени они меняют цвет. Стихотворение называется «Ок-тябрь» — это месяц осени. Именно в октябре можно наблюдать одно прекрас-ное явление природы, которое увидел герой стихотворения. Он говорит«Ты куда, листок? Постой!» Куда же полетел листок? Почему? Как называется этот природный процесс?

— Листопад — опадание листвы с деревьев. Так деревья готовятся к зиме. Ведь если на листья налипнет снег, то ветки дерева могут не выдержать такой тяжести и сломаться. А еще опавшие листья укрывают землю, словно одеялом. И это одеяло питает землю и растительность перегноем, не давая ей промерзнуть.

Динамическая пауза – разминка для глаз.

— Предлагаю вам немного поиграть с осенними листочками. Возьмите по одному листочку и станьте врассыпную. Будем подбрасывать листочек и следить глазками как он падает. (1-2 мин.)

Дети кладут листья в коробку и подходят к воспитателю.

— Ребята, перед игрой мы с вами говорили о том, что на земле из листьев образуется «ковер». По-другому этот «ковер» можно назвать «покров». Как вы думаете, что означает это слово – «покров»?

— Покров — то, что укрывает и укутывает, создает защиту. Как раз приближается церковный праздник Покров – будет он 14 октября. Неужели мы так отмечаем листопад?

— Разумеется, нет. Наши люди любят этот праздник так как он означает защиту, заступничество.

Защищает людей Дева Мария. Она была самой-самой доброй, и скромной на земле. Поэтому она стала мамой Бога. Ее стали называть Богородица. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. А вот о том, как она стала защитницей всех людей, есть чудесная история. Я предлагаю вам ее послушать.

Дети садятся на стулья перед экраном.

— В старинном предании рассказывается об удивительном событии, произошедшем давным-давно, более тысячи лет тому назад, в далёкой стране Византии. Был в этой стране большой город Константинополь. Окружили его враги – сарацины, которые хотели захватить этот город, а всех жителей превратить в рабов. И вот тогда жители города собрались в храме, в котором бережно хранилась святыня – головное покрывало (покров) Богородицы. Люди долго со слезами молились Господу и Богородице, прося помощи и заступничества от злых врагов. Ночью один из молящихся, святой Андрей, увидел, как с небес спускается Богородица, снимает с головы своё покрывало и покрывает им стоящих в храме молящихся людей. Этот покров блистал сильнее солнечных лучей. Ещё этот покров называется омофор. Затем Богородица опять поднялась к небу, покров стал невидимым. А когда наступило утро, жители города увидели, что враг в испуге быстро убегает от стен города.

Посмотрите, пожалуйста, на икону. На ней изображены жители города, которые собрались в храме Пресвятой Богородицы и просят Деву Марию о защите от врагов.

Слайд 2.

— Вот такое чудесное событие произошло давным-давно. С тех пор православные люди верят, что Богородица – Заступница за всех людей, за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей и бед.

Слайд 3.

— Защищает всех людей она как лиственный ковер землю от морозов.

Слайд 4.

Физминутка.

— Предлагаю вам превратиться в красивые осенние листочки и поиграть в игру «Листопад».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул — полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

— Какой теплый покров получился из листьев. Думаю, зимой ни одно растение не замерзнет. Ну, а теперь можно и отдохнуть. Присаживайтесь на свои места, а я еще что-то интересное вам расскажу.

Слайд 5 (пустой).

— В старину люди верили, что, начиная с Покрова, ходит по земле Пресвятая Богородица со своими помощниками, которые заботливо проверяют, весь ли урожай собран. В народе приговаривали: «Батюшка Покровпокрой избушку теплом, а хозяйку – добром!»

Поэтому к Покрову крестьяне старались убрать весь урожай. А еще они утепляли свое жилье: мхом закрывали щели в стенах.

— А еще на Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, ка-кой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с осени зимой. Все изменения в погоде, которые люди замечали, они стали называть приметами.

— Какие вы знаете приметы на Покров?

 Приметы:

1. «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима!»

2. «Каков Покров, такова и зима!»

3. «Если снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит».

4. «Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит.»

5. «Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы.»

6. «Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.»

— Сколько много примет мы знаем. Вот на Покров мы с  вами и посмотрим какая будет погода.

— А ещё Покров — конец хороводам, начало посиделкам. В деревне начиналось самое веселое время. Урожай-то убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать да в гости ходить. В старину женщины и девушки занимались рукоделием. Кто из вас знает, что такое рукоделие?

— Верно. Женщины шили, вязали, вышивали одежду, полотенца, наволочки, салфетки, скатерти, а, чтобы было веселее – пели песни. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях – то веселее.

Слайды 6, 7.

— Собиралась на посиделки и молодежь: девушки и парни. Они пели, танцевали, играли в разные игры.

Слайды 8, 9.

— Я предлагаю и нам поиграть в народную игру «Ворон на дубу».

По считалочке выбирают «ворона». Дети образуют вокруг него круг, поют песню и выполняют движения:

Ой, ребята, та-ра-ра! (идут по кругу держась за руки,

На горе стоит гора, «ворон» идет противоходом и машет крыльями)

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, (дети останавливаются, кладут руки на пояс

В позолоченных серьгах. и выставляют попеременно ноги на пятку)

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченная, (эмитируют игру на дудочке)

Труба ладная, песня складная.

Даа!

«Ворон» останавливается и протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и они на слова «Раз, два, три — беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном. (2-3 раза.)

— Какие вы ловки, все так быстро бегаете, и слова все правильно произносили, и все правила соблюдали. Ну, а теперь и передохнуть пора.

Дети возвращаются на стулья.

— Ребята, а ещё после Покрова начинались свадьбы. Запасов еды много – есть из чего угощение приготовить. Вся трудная работа сделана – появилось свободное время. Можно и праздники устраивать. А невесты должны были сами сшить себе праздничную одежду и приданное.

Слайд 10.

— Вот такой замечательный праздник – «Покров Пресвятой Богородицы». Столько всего интересного с ним связано.

Итог беседы:

— О каком празднике мы с вами говорили?

— Что вы за помнили о празднике «Покров Пресвятой Богородицы»?

— Какие дела старались доделать крестьяне до Покрова?

Картинки по запросу икона Покрова Святой Богородицы

Цель: приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

  • учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать
    осенние пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей
    возникновения, традициями и обычаями проведения;
  • познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как
    произведениями искусства.

2. Развивающие:

  • развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству
    русского народа;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;
  • развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях,
    создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором
    (рисование на ткани с использованием трафаретов);
  • развивать интерес к художественному слову (загадкам, эпитетам, стихам),
    умение выразительно исполнять поэтические произведения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать
    соблюдать и сохранять русские традиции;
  • воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества,
    культуру общения;
  • воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с
    использованием трафаретов).

Словарная работа:

  1. Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная,
    золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя,
    скучная, унылая, пасмурная…
  2. Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров,
    покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка…).
  3. Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город
    Павлопосад.

Материал:

  • мультимедийная презентация «Покров»;
  • видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
  • репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.
    «Октябрь»);
  • салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.
  2. Экскурсия в осенний парк.
  3. Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
  4. Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья
    голые стоят…»).
  5. Работа с тканью (изготовление бахромы).
  6. Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра»,
    «Осень наступила»).

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

1. Беседа об осени.

— Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

— Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение.)

— Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся
короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)

— Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

— Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя
(поздняя) осень. Объясните почему вы так решили. (Левитан И.И. «Золотая
осень», Волков Е.Е. «Октябрь».)

— Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная,
богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)

— Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая,
поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

2. Народный праздник Покров.

— Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»?
Как вы думаете, что оно обозначает?

— Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать,
покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)

— Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это
значит? (Ответы детей.)

— Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.)
В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин
голова должна быть всегда покрыта.

— Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что
платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть
разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с
красивой бахрамой по краям.)

— Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.

Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и
шаль, и назвать характерные отличия.

— Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день
свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут
заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)

Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову
невесты.

4. Игра «Облупа».

— Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и
закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью.
Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

5. Происхождение праздника «Покров».

— Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением
холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом –
снежным покрытием, как покрывалом.)

Детям предлагается посмотреть на слайд.

— Вам интересно узнать о происхождении праздника?

— По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были
свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор –
над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим
покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и
радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник –
именно в тот день, когда и было это видение.

— Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

6. Покровские ярмарки.

— Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого
видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

— Вы хотите побывать на ярмарке?

Дети хором повторяют скороговорку:

Еле -, Еле -, Елизар
Едет, едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара

— Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали.
Девочки одевают на плечи шали.

— Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские.
Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям
бахрома.

— Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды.
Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

— Отгадайте, какими цветами украшали шали?

Демонстрация иллюстраций с изображением цветов.

Вот чудесные цветы
Небывалой красоты
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)

Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка.)

Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

Нам запах свежести лесной
Приносит поздней весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

— Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке
Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный
орнамент.

Дети по очереди описывают понравившийся им платок.

7. Русская народная игра «Арина».

— Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в
середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя
отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия.

— Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили?
(Покров.)

— А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как
покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)

— С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями
и платками.)

9. Изготовление салфеток.

— Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня
мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски
(рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски.
Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.

Дети «змейкой» выходят из группы.

МДОУ детский сад №43 комбинированного вида Управления образования

Администрации г. Апатиты Мурманской области

Конспект НОД

для детей старшей группы

«Народный праздник Покров»

Подготовила

воспитатель Галкина Татьяна Борисовна

Апатиты, 2015 г.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный

и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения

младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения,

а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное

воспитание является живым органом в историческом процессе народного

развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на

формирование национального характера, национальной психологии

человека, на его нравственное становление.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству,

непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них

нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение,

наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение,

формируют эстетический вкус.

Цель: Приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени,

сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.

«Октябрь»);

Знакомство детей с русским народным праздником «Покров»,

историей возникновения, традициями и обычаями проведения;

Знакомство с традицией изготовления Павлопосадских шалей,

как произведения искусства.

2. Развивающие:

Способствовать развитию устойчивого интерес к декоративно

прикладному искусству русского народа;

Способствовать развитию эмоциональноэстетических чувств,

оценок, суждений;

Развитие умения применять полученные знания о

Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные

орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с

использованием трафаретов);

Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты,

стихи).

3. Воспитательные:

Вызвать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать

соблюдать и сохранять русские традиции;

Формирование сообразительности, артистичности, дружеских

качеств, культуры общения;

Формирование аккуратности в выполнении работы (рисование на

ткани с использованием трафаретов).

Методы:

Словесный;

Наглядный;

Игровой;

Информационный.

Словарная работа:

Развитие словаря за счет словприлагательных: ранняя,

прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая,

богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная…

Развитие интереса к речи, как особому объекту познания

(Покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие,

покрышка…)

Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали,

бахрома, город Павлопосад.

Материал:

Мультимедийная презентация «Покров»,

Видеоаппаратура, Павлопосадские шали,

Репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.

«Октябрь»).

Салфетки из ткани,

Краски, трафареты для украшения «шалей»

Предварительная работа:

Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке;

Экскурсия в осенний парк;

Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.

Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые

деревья голые стоят…»)

Работа с тканью (изготовление бахромы)

Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная

игра», «Осень наступила»)

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом

1. Беседа об осени

Педагог:

Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья

Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение)

Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся

короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет

дождь…)

Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя

(поздняя) осень. Объясните почему вы так решили (Левитан И.И. «Золотая

осень», Волков Е.Е. «Октябрь»)

Как вы думаете, ранняя осень какая? (Радостная, золотая, пышная,

богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем)

Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая,

поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

2. Народный праздник Покров

Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово

«Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать,

покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)

Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это

значит? (ответы детей)

Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку,

шаль) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой

головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что

платок – головной убор квадратной формы; косынка это половинка, то есть

разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера,

часто с красивой бахрамой по краям)

Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали. (Детям

предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и

шаль, и назвать характерные отличия)

Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день

свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм

могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой)

(Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую

голову невесты)

4. Игра «Облупа»

Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

(Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и

закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под

шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 23

раза)

Дети садятся на стулья.

5.Происхождение праздника «Покров»

Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением

холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)

Вам интересно узнать о происхождении праздника?

По преданию один священнослужитель и его ученик во время

богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла

головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего

заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые

люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же

исцеляет от болезней и незгод. С тех пор и возник праздник именно в тот

день, когда и было это видение.

Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется

икона.

6. Покровские ярмарки

Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого

видимоневидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали

покупателей.

Вы хотите побывать на ярмарке?

(Дети хором повторяют скороговорку)

Еле, Еле, Елизар

Едет, едет на базар.

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

(Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать

шали. Девочки одевают на плечи шали)

Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются

Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях

изображают цветы, а по краям бахрома.

Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской

одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже

разные.

Дети садятся на стулья.

Отгадайте, какими цветами украшали шали?

(демонстрация иллюстраций с изображением цветов)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты

Яркие, пахучие

Ай, ай, ай! Колючие! (Роза)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка)

Не зовет на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок (Колокольчик)

Нам запах свежести лесной

Приносит поздней весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной (Ландыш)

Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке

Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка,

растительный орнамент. (Дети по очереди описывают понравившийся им

платок)

7. Русская народная игра «Арина»

Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг.

Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине

водящий (Арина). Ему завязывают глаза.

Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,

Вдоль по караваю.

Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье

имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 23 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия

Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили?

(Покров)

А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как

покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны)

С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими

шалями и платками)

9. Изготовление салфеток

Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому.

Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся

трафареты и краски (Рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и

краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную

помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои

работы.

Дети « змейкой» выходят из группы.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.

учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400c.

2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом

процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский

гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.

заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное

воспитание. – 1991. — №9. – С.1620.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред.

Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.сост. Л.С.

Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детствопресс, 2001. – 400с.

Интегрированное занятие

«Покрова Пресвятой Богородицы»

(старшая группа)

Цели и задачи:

  • Продолжать знакомить детей с образом Богородицы – Матери Божией; ввести в круг основных православных праздников; познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

  • Помочь детям осознать взаимосвязь между нравственными качествами и поступками, подвести к выводу о взаимосвязи добрых мыслей и дел.

  • Развивать словарный запас, умение строить предложения, отвечать на вопросы, пересказывать, выражать свои мысли и чувства.

  • Формировать чувство сопричастности к духовному наследию народа; способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни.

  • Воспитывать любовь к ближним, показать детям важность доброго отношения друг к другу.

Материалы: фотографии мам детей, расположенные вокруг солнца; осенние листочки, покров для игры; ватные диски, палочки, проволока, клей, кисти, ножницы, образец самоделок-ангелов; репродукция иконы Покров Пресвятой Богородицы; иллюстрации к рассказу о празднике Покрова; электронная презентация, видеофрагменты, мультимедиа-оборудование; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

  • посещение храмов и монастыря, проведение выездных занятий;

  • беседы о православной этике и культуре, о православных праздниках;

  • чтение Детской Библии и художественной литературы, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

  • просмотр мультфильмов на Библейские сюжеты;

  • проведение выездного занятия по темам: «Богородица», «Праздник Покрова» в Женском монастыре во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Ход занятия

Дети проходят в зал, здороваются с гостями.

— Давайте подойдем к этому стенду. Посмотрите, чьи это портреты?

(Ответы детей).

— Да, это портреты ваших мам. Узнаете, чья это мама? А это чья?

А какие они – ваши мамы?

(Ответы детей).

— Как вы думаете, почему фотографии мам расположены вокруг солнышка?

(Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей добротой и лаской, ее любовь светит нам как солнышко…)

— Как любит вас мама?

(Воспитатель обращается к детям по-очереди и они рассказывают о своих мамах)

— Много мам есть на свете, но мы с вами уже знаем, что есть еще Божья мама – матерь всех мам. Она любит всех людей, особенно детей, оберегает, защищает, помогает.

— Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца. Любовь матери к своему ребенку – особая, жертвенная.  Это такая любовь, когда человек может отдать для другого самое для него дорогое, с чем трудно расстаться, а иногда и свою жизнь. Так любят вас ваши мамы и папы.

 А вы любите своих родителей?

(Ответы детей).                                                                           

 Подскажите, пожалуйста, что каждому из нас нужно делать, чтобы мама, папа почувствовали нашу любовь и заботу о них?

(Рассказы детей).               

— Молодцы. А в православии есть такое понятие, как почитание родителей — это любовь, соединенная с уважением.

(Звучит музыка с колокольным звоном).

Ребята, что вы слышите? Как называется эта музыка, и кто ее написал?

— А что необычное, кроме мелодии, мы услышали?

Дети: Звон колоколов.

— А где звонят колокола?

Дети: В церкви.

— Верно, колокола звонят в церкви, или как его еще называют – в храме. Они нам говорят о том, что начинается служба или сообщают о каком-то празднике.

— Мы с вами тоже были недавно в храме при монастыре. Кто помнит, в честь кого построен этот храм?

Дети: В честь апостолов Петра и Павла. Их изображения есть над входом в храм.

— Давайте посмотрим видеофрагмент и вспомним, что вы видели и слышали в храме.

(видеофрагмент)

— Оком вам рассказала настоятельница?

Дети: О Богоматери.

— А что это на экране?

Дети: Это икона.

Правильно, это икона. Что такое икона?

(Ответы детей)

«Иконка»:
Над кроватью, чуть в сторонке, Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд Ее лучится; если мама отлучится,

То не страшно мне одной – Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь, на икону помолюсь.

— Кто изображен на этой иконе? 

(Богородица, Матерь Божия) 

— Вы помните имя Богородицы? (Мария)

— Дети, давайте вспомним, что вам в храме рассказывали о Богородице. Кого мы называем Богородицей?

Дети: Дева Мария. Она была самой-самой доброй, и скромной на земле. Она была самой-самой доброй, поэтому Она стала мамой Бога. Она всегда была со своим Сыном, во всём помогая Его делам. По своей доброте и любви к людям она всегда молится за нас перед своим Сыном. И Он, как Сын, всегда внимательно слушает Её молитвы и спасает тех, за кого Она заступается.

— У иконы, которую вы видите на экране, есть свое название – «Покров Пресвятой Богородицы».

— Что на ней изображено?

(Дети рассматривают икону и рассказывают, что они видят)

— Кто-нибудь знает, что такое «покров»? На что похоже это слово? (Воспитатель помогает, подводит к слову «покрывало»)

— Молодцы, как много вы знаете. А теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «ДОБРЫЕ СЛОВА»

Детям раздаются осенние листочки. Даётся задание придумать доброе (вежливое, ласковое) слово, которое они хотели бы подарить Богородице за её безграничную доброту. Отдавая свой листок, они называют слова вслух. Воспитатель собирает их в букет.

— Посмотрите. Ребята, на ваших глазах появился настоящий букет добра. Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым, как этого всегда хотела Богородица.

— Мы говорили о том, что православная Церковь отмечает много праздников. Праздник, который вчера праздновал весь православный мир, связан с Богородицей, и называется он  Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень важный праздник. Нам о нем рассказывали в монастыре, давайте вспомним его историю.

Рассказ «Покрова Пресвятой Богородицы» (сопровождается иллюстрациями)

— Это произошло очень-очень давно в далёкой стране Византии. На государство наступали враги. Они жгли и разрушали дома, приносили людям горести и беды.

(показ иллюстрации)

И тогда император, его жена, придворные и множество людей пошли в храм и стали горячо молиться об избавлении от врага.

И вдруг они увидели Божию Матерь, идущую по воздуху. Она была озарена небесным светом и окружена Ангелами и Святыми. Преклонив колена, Пресвятая Богородица долго молилась за христиан. Она просила Господа нашего – Иисуса Христа принять молитвы людей, просящих у неё защиты. Закончив молиться, Она сняла с головы покрывало и распростёрла его над бывшими в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. И покров этот блистал «ярче солнечных лучей» (показ иконы). Затем Богородица исчезла. Сделалось невидимым и её покрывало. Но люди ещё долго ощущали благодать, осенившую храм.

Дети читают стихотворения:

— Пресвятая Богородица нас охраняет,

От бед, невзгод оберегает,

Благословлен ее Покров,

Зажжем свечу сегодня вновь.

— Помоги нам и прости,

Матерь Божья, защити,

Ты рукой своей чудесной

Все печали отгони.

— Избавь от зла нас и от гнева,

Пошли нам радость и любовь.

И нас спаси, Святая Дева,

Ты — наш Божественный Покров!

Физкультурная минутка «Покров»

Дети идут по кругу со словами

«Покров, Покров,

Нашу землю покрывай

И детей защищай»

Воспитатель накрывает их легким красивым покрывалом. Если кто-то из детей не успел встать под покрывало, остальные берут его за руки и вводят в круг.

— Молодцы. Размялись? А теперь продолжим нашу беседу.

— В старину к этому дню убирали весь урожай. Поэтому для крестьянина праздник Покрова исстари был еще и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. В Покров крестьяне старались наблюдать за погодой, чтобы предсказать, какой будет зима.

— Ребята, какие  народные приметы, связанные с этим праздником  вы знаете?

— «Какой Покров — такова осень»,

— «На Покров ветер с востока — к холодной зиме»,

— «Если в Покров ветер с севера — к холодной зиме, а если дует с юга, то к теплой».  

(Воспитатель просит детей объяснить значение этих народных примет. Слушает и комментирует их ответы).

— А еще Покров — конец хороводам, начало посиделок. Начинались свадьбы, поэтому в народе сложил о нем поговорки. Какие вы знаете?

— «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»

— «Покров землю покроет, где листом, где снежком»

— «Покров — натопи избу без дров».

Дети объясняют смысл и значение этих поговорок.

(Особенно педагог обращает внимание на последнюю: в ней говорится, что на посиделки, свадьбу собиралось так много гостей, что от их дыхания становилось жарко, как в натопленной избе.)

— И в наши дни в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы просим защиты и помощи у Царицы небесной. И Она хранит нас, посылая нам добрых своих спутников – Ангелов (показ иллюстрации).

— Давайте сегодня по старинной русской традиции сотворим себе маленьких Ангелов-хранителей. Проходите за столы. Я сейчас объясню вам, как их сделать (объяснение и показ) (во время работы звучит спокойная мелодия, а воспитатель индивидуально помогает и контролирует детей).

— Вот и готовы наши ангелочки! Давайте подарим их всем гостям. Но так как гостей у нас больше, то подарим и тех ангелочков, которые раньше в группе сделали другие дети.

— Всех с Покровом поздравляем,

И желаем каждый час,

Чтоб Мария, Матерь Божья,

Навсегда хранила вас!

6

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Беседа правила поведения на празднике цель
  • Беседа папин праздник 2 младшая
  • Беседа новогодний праздник старшая группа
  • Беседа народные праздники на руси подготовительная группа
  • Беседа на тему русские народные праздники

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии