Праздник
Кущей один из трех главных еврейских
праздников; празднуется с 15 по 22 седьмого
месяца – Тишри, в которые необходимо
было являться в храме (Исх. 23, 17). Установлен
в благодарение Богу за окончание полевых
работ и в память 40-летнего странствования
по пустыне, почему народ на время
праздника поселялся в кущах, т.е. шалашах
из древесных ветвей. В течение всего
праздника в храме приносились
многочисленные жертвы и воссылались
хвалебные молитвы Господу.
История
установления и церемониал праздника
Кущей Лев. 23, 39-43: «В 15-й день седьмого
месяца, когда вы собираете произведения
земли, празднуйте праздник Господень
семь дней» [Конец сентября – начало
октября по нашему времени]; далее: о
веселии с ветвями красивых дерем, о
праздновании в течение семи дней в
седьмой месяц, о житии в кущах и аналогия
с путешествием Израиля по пустыне.
В
Евангелии говорится, что «приближался
праздник Иудейский – поставление
кущей» (Ин. 7, 2) и слова Христа ученикам:
«Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не
пойду на сей праздник, потому что время
Мое не исполнилось» (Ин. 7, 8), которыми
Спаситель отвергает предложение братьев
и идти в Иерусалим на праздник Кущей.
Братья побуждают Его идти в Иерусалим
на праздник для того чтобы явить себя
ученикам (ст. 3), а с ними и миру (ст. 4).
Евангелист объясняет этот совет неверием
(ст. 5). Они не верят в Него как в Мессию
и ищут доказательств. Побуждая Господа
идти в Иерусалим, братья думают о явлении
Его как Мессии. Господь же отвергает
это предложение потому, что всенародное
явление Его в Иерусалиме как обетованного
Мессии будет явлением Мессии на Страсти.
Господь потому не идет в Иерусалим как
Мессия, что не наступил Его срок, не
пришел час Страстей: «время еще не
настало» (ст. 8). Но, отвергая предложение
идти в Иерусалим явно, т.е. как Мессия,
Господь идет на праздник как простой
паломник. Он пришел также, как Он приходил
и раньше по случаю иудейских праздников,
начиная с юных лет. Он оставался верен
благочестивому обычаю, который
неукоснительно соблюдал в доме Иосифа,
поэтому Он «пришел на праздник не явно,
а как бы тайно»
49. Беседы на празднике Кущей (Ин. 7.14-39).
1) Единство Христа с Отцом (Ин. 7, 15-18, 28-29);
«И дивились
иудеи, говоря: как Он знает Писания, не
учившись? Иисус отвечая им, сказал: Мое
учение – не Мое, но Пославшего Меня;
кто хочет творить волю Его, тот узнает
о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам
от Себя говорю. Говорящий сам от себя
ищет славы себе; а Кто ищет славы
Пославшему Его, Тот истинен, и нет
неправды в Нем (ст.
15-18). «…Тогда
Иисус возгласил в храме, уча и говоря:
и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я
пришел не Сам от Себя, но истинен
Пославший Меня, Которого вы не знаете.
Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он
послал Меня»
(ст. 28-29).
Параллели с Ин.
5, 39-44:
«Исследуйте
Писания, ибо вы думаете чрез них иметь
жизнь вечную; а они свидетельствуют о
Мне» (ст. 39). «…Я пришел во имя Отца
Моего, и не принимаете Меня; а если иной
придет во имя свое, его примете. Как вы
можете веровать, когда друг от друга
принимаете славу, а славы, которая от
Единого Бога, не ищете?»
(ст. 43-44).
* По свидетельству
Ин. (7, 3) побуждение братьев придти на
праздник, обращенное к Иисусу, было
вызвано неверием в Его мессианство.
Неверие усугублялось также в среде
народа знанием всей предыдущей жизни
Иисуса, что, по их мнению, невозможно
со Христом. К тому же Христос, как потомок
Давида, должен был происходить из
Вифлеема (парал.
«Из Назарета может ли быть что доброе?»)
(Ин. 1). В устах Спасителя опровержение
мнений фарисеев и народа приобретает
форму строгого учения им догматического
звучания. Знание Иисуса и знание, откуда
Он, в противовес знанию Его происхождения
из Назарета, необходимо понимать как
опытное знание именно Его мессианства,
основанное, прежде всего, на совершении
Им бесчисленных чудес и исцелений и
проповеди Евангелия Царствия. В словах
Христовых о знании его народом это
самосвидетельство делами и проповедью
приобретает значение свидетельства
об Отце и о Своем от Него посланничестве.
Таким образом, «незнание Христа и
отвержение Его посланничества»
приобретает значение незнания Отца.
Знание же Сыном Отца и посланничество
первого последним является залогом Их
единения. Это знание Сыном Отца и их
единение становится в заключении этого
тематического отрывка в словах Христовых
условием и необходимой причиной
самосвидетельства Христа о Себе. Кроме
того, знание о Своем посланничестве и
знание Отца становится в словах Христовых
доказательством истинности Его
самосвидетельства, ибо знание Сыном
Отца и Своего мессианства есть не просто
вера, возможная у людей, но опытное
разделение с Ним жизни, любви,
ответственности за человека и
искупительного подвига ради спасения
людей, таким образом, именно в перспективе
предстоящих страстей и прославления
необходимо понимать слова Христа о
знании Им Своего пути.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
прот. Александр Прокопчук
Седьмая Глава
Общая структура седьмой главы
Прежде чем непосредственно перейти к анализу седьмой главы, следует отметить особенность построения беседы на празднике Кущей. Она не является собственно диалогом. Иисус отвечает не на вопросы к Нему, а на ситуации, которые возникают среди Его слушателей в связи с тем, что Он сказал107. Так, словно в ответ на удивление иудеев, которое они выражают друг другу, тем, что Он так хорошо знает Писание, Иисус произносит: «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня» (7:16). Зная, что фарисеи послали служителей Его арестовать, Иисус, в это момент находясь в храме, говорит о бесполезности этой затеи: «еще малое время Я с вами, будете искать Меня, и не найдете» (1:33 – 34). Таким образом выявляется всеведенье Иисуса Христа, Который отвечает на удивления, недоумения, сомнения, адресованные присутствующими друг другу, а не на слова, сказанные Ему Самому.
Связь седьмой главы с предыдущими пятой и шестой главами
Глава начинается с указания на стремление иудеев убить Иисуса (7:1), что сразу переносит нас к исцелению расслабленного при Купальне Вифезда. Очевидно, что беседа, происшедшая после исцеления, не была до конца ими понята, по крайней мере, желание убить Его у них не ослабло. Из–за опасности, грозящей в Иудее, Иисус не хочет туда идти и остаётся в Галилее. При приближении праздника Кущей108 братья Иисуса предлагают Ему пойти вместе с ними в Иерусалим. Видимо, им неизвестно о грозящей Ему там опасности. Их приглашение связано с просьбой о явлении новых чудес для учеников, которые находились в Иудее. Скорее всего, они знали, что часть учеников, сопровождавших Его в Галилее, покинула Его. Поэтому хотят Его всеобщего признания, а для этого Иисус не должен скрываться, а быть «на виду». Уже во время беседы на празднике Он скажет, что не ищет для себя славы (7:18). По–видимому, просьба братьев была связана не столько с вниманием к ученикам (ср. 12:37), сколько с желанием самим оказаться «на виду».
Поэтому требование братьев Иисуса пойти в Иерусалим и явить там новые знамения евангелист объясняет их неверием в Него (7:5). Оно совпадает с обращением толпы в предыдущей главе: «…какое же Ты даешь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» (6:30). В самом этом требовании люди, нашедшие Христа в Капернауме после насыщения пяти тысяч, выказывают свое неверие. «Вы и видите Меня и не веруете», – с грустью отвечает им Иисус. Для веры было достаточно тех чудес, которые они уже видели (6:1, 14) или о которых могли слышать (4:45). Поэтому, придя в Иерусалим на праздник Кущей, Иисус не совершает там тех чудес, о которых просили братья. Несмотря на это, после разговора с Ним «…Многие уверовали в Него и говорили: Христос Когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем этот сотворил?» (7:31) Следовательно, знание людьми Его прошлых чудес оказалось для них вполне достаточным, чтобы поверить в него. Никакой необходимости в дополнительных знамениях не было.
Связь седьмой главы с предыдущей можно увидеть уже в её начале. Неверию братьев противостоит вера Двенадцати, которую формулирует Петр: «Ты – Христос, Святой Божий» (6:69). После того как апостолы в конце шестой главы исповедали Иисуса Христом, в следующей, седьмой главе мы становимся свидетелями споров о Нём в Иерусалиме – Христос ли Он? Можно сказать, что окончание шестой главы является введением в седьмую. В седьмой главе представлен своего рода «срез» иерусалимской среды. В центре внимания свангелиста находится толпа народа, встречающая праздник Кущей и слушающая Христа. Она разнородна: это и паломники, пришедшие издалека, и жители Иерусалима. Многие в толпе готовы уверовать. Ей противостоят начальники и фарисеи. Они не хотят верить и неоднократно пытаются арестовать Иисуса. Их неверие ещё более выделяется, во–первых, из–за готовности поверить в Иисуса служителей–левитов, посланных ими Его схватить (7:46 – 47); во–вторых, из–за защиты Иисуса Никодимом в синедрионе (7:50 – 52) и, в–третьих, благодаря надежде народа на то, что начальники поняли: Иисус и есть Христос (7:26).
На обращение братьев явить себя миру Иисус отвечает так же, как и на просьбу Матери в Кане Галилейской: «время Мое еще не пришло» (2:4; 7:6). Эти слова Христа можно понять только как то, что час Его Страстей ещё не наступил и Ему преждевременно подвергать Cебя смертельной опасности. Братья ждут одобрения Иисуса Миром – примет ли Его мир? В контексте этого отрывка мир сближается с иерусалимской средой. Для братьев Иисуса «явить Себя миру» означаст прийти в Иерусалим109. Они не знают, что его там разыскивают, чтобы убить. Не испытывая ненависти к братьям, сопричастным этому миру, мир ненавидит Христа, так как Он обличает его: «Не может мир ненавидеть вас. Меня же ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его лукавы» (7:7).
Если мир не принимает проповеди Христа, то, стало быть, и не согласится принять и Ero чудес. Иисусу надо изобличать мир за его лукавые дела, а не совершать для него знамений. Поэтому Он от казывается сопровождать братьев. Они уже сейчас могут пойти на праздник, а Он пока «ещё» останется в Галилее (7:9). Однако вслед за братьями Иисус тоже идёт на праздник, но «не явно, а как бы тайно» (7:10).
Необходимость незаметно прийти в Иерусалим вызвана тем, что Иудеи уже ищут Его там, спрашивая друг у друга: «Где Он?» (7:11). В 25–м стихе поясняется – «Ищут убить». У народа о Нём противоречивое мнение. Одни считают Его добрым из–за Его исцелений, а другие – обманщиком, вследствие того что Он говорит о себе (7:12). Впрочем, из–за страха перед религиозными начальниками обсуждение не велось открыто (7:13).
Беседа в половине праздника Кущей
Лишь когда прошла половина праздника и иудеи, скорее всего, перестали Его ждать и прекратили поиски, Иисус обнаружил Cебя и, войдя в храм, начал учить (7:14).
Реакция иудеев на учение Христа обратна той, которую можно было от них ожидать. Они изумлены Его знанием Писаний, хотя Он ни у кого не проходил учения. Иисус отвечает, что то, чему Он учит, не является Его учением, но учением Того, Кто Его послал. Однако понять это могут не все, а лишь те, кто согласны исполнять волю Божию. И продолжает, что Он ищет не собственной славы, а славы Для пославшего Его Отца (7:16 – 18).
Подведя в Первосвященнической молитве итог Своему служению, Иисус скажет: «Я Тебя прославил на земле, совершив дело, которое Ты дал мне сотворить» (17:4). А до этого, в Прощальной беседе, Он обратился к апостолам: «В том слава Отца Моего, чтобы Вы много плода приносили» (15:8). Из этих слов видно, что искать славы Отца означает исполнять Его волю. Следовательно, когда Иисус на празднике Кущей говорил, что ищет славы Пославшего Его, Он подразумевал, что исполняет волю Своего Отца во всем, чему учит и что совершает. Поэтому Его учение не может вводить в заблуждение, как считали фарисеи (7:47) и вслед за ними часть народа (7:13). Так как Пославший Его Отец истинен, а Он «от Него» (7:29), то, значит, и Сам Иисус «истинен, и неправды в Нём нет»110.
После того как Господь сказал, что во всём исполняет волю Своего Отца и только те, кто тоже к этому стремится, смогут согласиться с Ним, Он задаёт вопрос толпе: почему же вы сами, имея от Моисея Закон, не исполняете закона и хотите Меня убить? Это обвинение вызывает резкую реакцию у народа: «бес в Тебе, кто Тебя ищет убить?» (7:20). Они не понимают, в чём Он их обвиняет. По–видимому, большей части слушателей были неизвестны планы религиозных начальников и фарисеев в Иерусалиме111.
Но сам Закон, продолжает Иисус, допускает возможность совершения дел в субботу. Обрезание, которое было «дано отцам» ещё до Моисея, обязательно происходило в восьмой день по рождении ребёнка, даже если он приходился на субботу. Необходимость обрезания превышала закон субботнего покоя. И наоборот, если восьмой день совпал с субботой, а младенца не обрежут, то это станет грубым нарушением Закона. Почему же они так озлобились на Христа за то, что Он «всего человека»112: исцелил в субботу? Нужно судить не по видимости, а правильным судом (7:24).
После того как Иисус напомнил народу о совершённом Им в Иерусалиме чуде и о намерении Его убить, некоторые из иерусалимлян начинают понимать, Кто перед ними. Он Тот, Кого искали накануне праздника. Но почему же тогда фарисеи никак не препятствуют Ему говорить? «Нежели же воистину узнали начальники, что это – Христос?» (7:26). Но сами себе возражают на это. Ведь Иисус – уроженец Галилеи, а согласно традиционным взглядам приход Мессии должен быть окутан тайной113. На эти слова Иисус «возгласил»: «Меня знаете, и знаете, откуда Я, и не от Себя Я пришел, но истинен Пославший меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я – от Него, и Он Меня послал» (7:29). Иисус не опровергает мнение народа. Действительно, о происхождении Мессии люди не могут ничего знать. Однако их сведения о Нём ограниченны. Им хорошо известно, что Он родился и вырос в Галилее114, в то же время о Его небесном происхождении им ничего не известно. Поэтому им неведомо, откуда на самом деле Он пришел и Кто Его послал. Но среди Ero слушателей нашлись те, кто захотел «Его схватить». Сделать этого они не смогли, «Потому что еще не пришел час Его» (7:30). История в Евангелии от Иоанна всецело подчиняется Богу и не зависит от человеческих решений.
Чудеса, ранее совершённые Христом в Иерусалиме115, о которых вспомнили Его слушатели, не вызывают у них неприятия, как у религиозных начальников, напротив, они задаются вопросом: «Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем Этот сотворил?» (7:31). Множество знамений, уже совершённых Им, приводит их к вере. Очевидно, обсуждение велось открыто, без страха перед фарисеями, ведь Иисусу никто не препятствовал говорить. Поэтому фарисеи смогли услышать эти «толки о Hём в толпе». Такое мнение o Нём для них неприемлемо. Они боятся распространения веры в Него. Их реакция незамедлительна: они сразу же посылают служителей, чтобы Его схватить (7:32).
Зная об этом, Иисус говорит, что время Его пребывания в мире подходит к концу и Он уйдёт к Пославшему Его. И так как иудеи ещё не поняли, Кто Его послал, им неизвестно, куда Он пойдёт. Господь возвратится к отцу, а там они уже не смогут Его найти, так как не смогут пойти вслед за Ним.
Услышав, что Он намеревается от них уйти, иудеи задаются во просом: «…Куда Он собирается идти, что мы не найдем Его?» Они думают, что Он хочет покинуть Палестину и пойти «в рассеяние, учить еллинов» (7:35).
Беседа в последний день праздника Кущей
С праздником Кущей был связан один специфический ритуал. Его участники должны были взять «Ветви красивых деревьев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» (Лев 23:40). Саддукеи считали, что из этого материала следовало строить Кущи, а фарисеи говорили, что эти ветви народ должен принести с собой в храм.
Каждый день люди приходили в храм со своими пальмовыми и вербными ветвями и шествовали с ними вокруг большого жертвенника. В это время один из священников брал золотой кувшин, вмещавший три лога (около полутора литров), спускался к Силамскому источнику и наполнял его водой. Народ при этом пел: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис 12:3). Воду приносили в храм и выливали на жертвенник как приношение Богу. Присутствовавшие кричали и махали своими пальмовыми вствями. Эта драматическая церемония представляла собой яркое благодарение Богу за Его чудный дар – воду, драматизированную молитву о дожде и воспоминание о воде, ударившей из скалы в пустыне. В последний день эта церемония была ещё более торжественной: люди обходили вокруг жертвенника семь раз в память о том, что иудеи семь раз обходили стены Иерихона, после чего они пали и город был взят.
Присутствуя в это время в храме, Иисус провозгласил: «…если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет. Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой» (7:37 – 38). И евангелист поясняет: «Это сказал Он о Духе, которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). Прославлением евангелист Иоанн называет крестную смерть Иисуса Христа (17:1).
Некоторую проблему представляет здесь ссылка на Писание, поскольку никакой определённый отрывок из Ветхого Завета не удовлетворяет данному контексту. Другая проблема в том, к кому относится выражение «из чрева»: к Самому Иисусу Христу или к верующим в Него. Древние рукописи не содержали знаков препинания. Традиционное прочтение ст. 37 и 38 подразумевает, что Господь обещает всем тем, кто придёт к Нему, дать воды, чтобы утолить жажду. Однако если в ст. 37 мы поставим точку после слова «Меня», смысл станет иным: «Кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет, кто верует в Меня. Как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой». Отделяя слово «реки воды живой» от обещания верующим, мы можем отнести слово «его» к Самому Иисусу Христу. Рассмотрим обе эти возможности.
1) Обетование относится к тем, кто уверует в Иисуса Христа: В них будет река живой воды. Мы упоминали об этом высказывании, когда разбирали слова, обращённые к самарянке: «…вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). Возможно, что 38–й ст. – это переложение слов пророка Исаии: «И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и тyчнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, которого воды не иссякают» (Ис 58:11).
2) Выражение «Из чрева потекут реки воды живой» относится к Самому Иисусу Христу116. Евангелист Иоанн указывает, что от удара копья римского солдата из ребра Иисуса истекла кровь и вода (Ин 19:34). В Ветхом Завете часто встречается символ животворящей воды, получаемой от Бога (Пc 104:4; Иез 47:1, 12). У пророка Иоиля есть такая картина: «Из дома Господня выйдет источник» (Иоил 3:18).
Часть толпы считает, что так мог сказать только пророк. Другие уверены, что Он Христос. Однако, как и до этого, галилейское происхождение Иисуса не даёт уверовать всем. Но если раньше решающим было мнение, что о происхождении Мессии вообще никто не может ничего знать, то теперь они вспоминают, что Христос, как потомок Давида, должен, согласно пророчеству Михея (Mиx 5:2), прийти из Вифлеема, города, откуда был родом Давид. Очевидно, что читателям Евангелия было известно, что Иисус родился в Вифлееме. Однако толпа в Иерусалиме этого не знала. Между людьми происходит спор. В такой ситуации арест Иисуса оказался невозможен, и храмовые служители ни с чем возвращаются к первосвященниками фариссеям. Это вызывает у них недоумение: «…Почему Вы не привели Его?» (7:45). Сила и необычность слова Христа помешали им это сделать. «Никогда еще так не говорил человек, как говорит Этот человек», – отвечают они. Начальники и фарисеи уверены, что это толпа ввела их в заблуждение. Народ не знает закона, поэтому его легко обмануть, «прокляты они» (7:49). При этом никто из них самих не поверил Ему. Их самомнение и уверенность в собственной правоте оспаривается Никодимом. Никодим, безусловно, верил в Христа, и был в этом не одинок117. Но только он бесстрашно выступает в Его защиту. В отличие от посланных служителей (и самого Никодима), фарисеи и первосвященноик даже не слышали Иисуса. Как же они могут Его осуждать? Ведь закон требует, чтобы человек был выслушан, прежде чем его осудят. Никодим указывает им, что они нарушают тот закон, знатоками которого они себя считали.
«Разве ты из Галилеи, чтобы защищать Его?» – удивлены они его словам118. Язвительное замечание о Галилее, отпущенное в адрес Никодима, показывает презрение иерусалимских начальников к провинциалам. В ответ на слова Никодима о том, что они поступают не по закону, они предлагают ему самому повнимательнее изучить закон, чтобы убедиться в том, что из Галилеи пророк не приходит» (7:52).
Тема суда
«Судите праведным судом» (7:24), – говорит Иисус народу, собравшемуся в Иерусалиме на празднике Кущей. Но это призыв не к ним, а к тем фарисеям, которые находились в толпе (7:15). Это их Он спрашивает: «Почему ищете Меня убить?» (7:19). Это им, знатокам закона (ср. 7:49), на примере из Писания Он доказывает Свою невиновность (7:22 – 23). Это ни один из них не соблюдает закона, потому что хотят Его убить без всякого судебного разбирательства. Таким образом, разговор ведется в двух плоскостях: Иисус посредственно общается с толпой паломников, но обращается при этом к членам синедриона, которые присутствовали в толпе119 (7:32). Поэтому простые люди, большинство из которых видели Иисуса Христа впервые, не понимают, в чём Он их обвиняет: «…бес в Тебе, Кто Тебя ищет убить?» (7:20).
Беседа в половине праздника Кущей, по сути, становится выступлением Иисуса Христа на суде. Фарисеи обвиняют Его в нарушении закона, но сами при этом не желают его выполнять. Они готовы осудить Иисуса на смерть, даже не выслушав Его, без необходимого расследования. Поэтому Иисус просит их: «Судите праведным судом». Исцеление расслабленного было нарушением закона лишь «по наружности», ведь сам закон допускал возможность несоблюдения субботы.
Писание и закон
Иисус Христос знает Писание (7:14) и ссылается на него (7:38). Следовательно, Его невозможно, как толпу, обввинить в незнании закона. А Его учение может быть принято только теми, кто, как и Он, живёт в послушании Богу.
Хотя в четвёртом Евангелии термины «Писание» и «закон» подразумевают весь корпус книг Ветхого Завета, в евангельском тексте они противопоставлены друг другу. Ссылки на закон носят «негативный» характер. С помощью закона иудеи осуждают Христа. В то время как Писание на стороне Христа. Иисус неоднократно ссылается на него в подтверждение сказанного Им.
Вера
Глава начинается с того, что Иисус находится в Галилее, своей родной области, в окружении братьев, которые ещё не поверили в Него.
Беседа во время праздника показывает, как меняется отношение людей к Иисусу в результате общения с Ним. Превосходство чудес (7:31) и учения Иисуса (7:46) над всем, что было до Него, приводит к вере сначала множество людей, а затем и храмовых служителей, посланных для Его ареста. Те, кто не верит, ссылаются на галилейское происхождение Иисуса (7:27, 41): по их мнению, «Из Галилеи пророк не приходит» (7:52). Но в действительности Его подлинное божественное происхождение никому не известно 7: 29, 35). Хотя тот факт, что Иисус пришёл из Галилеи, не согласуется с Писанием, народ всё таки верит (7:31,40 – 42), а религиозные начальники – нет (7:48).
Смерть Иисуса Христа
Иисус отказывается идти вместе с братьями в Иерусалим, потому что иудеи хотят Его там убить. Когда Он всё–таки приходит туда, Его дважды пытаются арестовать (7:30, 44). Евангельское повествование связывает предстоящую смерть со следующими причинами:
– с нарушением Иисусом Христом закона (7:23, ср. 19:7),
– с неверием и неприязнью к Нему иудейских начальников (7:48, ср. 12:37),
– с наступлением «часа» Его возвращения к Отцу (7:6, 30, ср. 13:1),
– с прославлением Иисуса Христа и необходимостью передать Св. Дух верующим в Него (7:38 39, ср. 16:7).
* * *
108
Праздник Кущей (то есть шалашей или палаток) выпадал на конец сентября – начало октября. Это был один из трёх обязательных праздников, на который должны были явиться все взрослые мужчины, жившие на расстоянии до двадцати четырех километров от Иерусалима. На него с радостью приходили и иудеи, живущие за пределами этих двадцати четырёх километров. Он был связан с воспоминанием сорокалетнего странствования израильтя по пустыне и благодарением за собранный урожай. Праздник продолжался 30 семь дней, в течение которых люди ночевали в «кущах» под оrкрытым небом.
109
В Иерусалиме Иисус скажет иудеям: «Вы от нижних, Я от вышних; Вы от сего мира, Я не от мира сего» (8:23).
110
В следующей, 8–й главе эти положения – истинность учения Иисуса и происхождение этого учения от Отца – станут предметом подробнего обсуждения. Например, стих 8:26: «но истинен Пославший Меня, и что Я слышал от Него, это говорю миру».
111
В пятой главе собеседниками Иисуса являются фарисеи, которые посылали делегацию к Иоанну, то есть религиозные начальники (ср. 7:26). Следовательно, простой народ, большая часть которого пришла в Иерусалим издалека, мог и не знать Его.
112
Слова «всего человека» (значают, что речь идёт не только о физическом исцелении, но и о духовном, связанном с прощением расслабленному тех грехов, которые стали причиной его болезни).
113
Иудеи полагали, что Мессия где–то скрывается и должен внезапно появиться в мире. Они знали, что Он родится в Вифлееме, но кроме этого, по их мнению, о Нём ничего не должно быть известно. У раввинов существовала такая поговорка: «Три вещи приходят совершенно неожиданно: Мессия, удача и скорпион». Мессия явится так же неожиданно, как к человеку приходит удача или как он вдруг наступает на спрятавшегося скорпиона. Когда, много позже, Иустин Мученик говорил с иудеем Трифоном о вере, иудей сказал о Мессии; «Хотя Мессия уже родился и существует где–то, Его тем не менее никто не знает, и Он Сам не знает о своём Мессианстве. Кроме того, до тех пор пока не придёт Илия и не помажет Его и не возвестит о нём, у него нет никакой силы и власти».
114
См.: 6:42 «И говорили: не Он ли Иисус, сын Иосифа, отца и мать которого мы знаем?»
116
Параллель представлению о воде, вытекающей из человека, можно увидеть в образе скалы, давшей израильтянам воду в пустыне (Исх 17:16). Эту аналогию применил к Иисусу Христу ап. Павел (1Кор 10:4).
117
В начале своего разговора с Христом он говорит мы» (3:2). В ст. 12:42 евангелист скажет: «Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, но из–за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть oтлyченными от синагоги».
118
Они не допускают возможность веры.
119
Точно так же в 3–й главе: «И свидетельства нашего вы не принимаете». Иисус здесь обращается не столько к Никодиму, сколько к тем, кого он представляет.
Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 168 с.
Комментарии для сайта Cackle
Иисус Христос на празднике Кущей в Иерусалиме
И так, покинув Галилею, Господь через Заиорданье приходит в Иерусалим на праздник Кущей. Что же происходит в иудейской столице после появления здесь Иисуса Христа? Подробное описание этого мы находим только у евангелиста Иоанна Богослова:
«В половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю…
Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его. Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей — схватить Его…
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как этот Человек» (Ин. 7. 14–17, 25–32, 37–46).
Из этого повествования мы видим, что конфликт между Спасителем и тогдашними духовными руководителями еврейского народа вступил в острую фазу: фарисеи постоянно озабочены скорейшей изоляцией Спасителя от народа и Его убиением. А что же народ? Его реакция весьма характерна. Не будучи противниками Спасителя, люди недоумевают, почему первосвященники и фарисеи преследуют этого Человека. Если не Он Христос, то какие же еще дивные чудеса должен сотворить Христос, чтобы вожди народа поверили в Него?
Вместе с тем и евангелист Иоанн отмечает, что жители Иудеи словно бы искоса, выжидательно посматривают на своих предводителей: «Почему первосвященники до сего дня не схватили Его? Может быть, они наконец поверили, что он Мессия? В таком случае есть надежда, что позволят веровать и нам». Народ открыт к приятию проповеди Иисуса, противостояния между Спасителем и простыми людьми не существует. Но те, кто блюдет букву иудейского закона, не принимают Спасителя.
Это евангельское повествование важно еще и потому, что Христос здесь ясно говорит, что Он послан Богом Отцом, что Его Слово — не от мира сего, что Его проповедь — научение Божие, которое Спаситель призван передать людям.
Приведенный евангельский отрывок замечателен еще тем, что содержит определенное указание на Троичность Бога: Христос говорит о Пославшем Его, о Себе как о Посланнике и о Святом Духе, Которого примут уверовавшие в Иисуса. Следует заметить, что Евангелие от Иоанна вообще отличается особой возвышенностью и богословской утонченностью. В нем содержится самое глубокое и вместе с тем ясное описание учения о Боге-Троице, наиболее полно раскрыта тайна личности Иисуса Христа как Спасителя мира, Сына Божия и Сына Человеческого.
На празднике Кущей произошло еще одно важное событие, которое также описано евангелистом Иоанном.
«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8. 1–11)
Рассматривая основные положения христианской этики, изложенные в Нагорной проповеди, мы подробно комментировали тему осуждения, в частности, слова Иисуса: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).
Всякий раз, когда мы осуждаем ближнего своего, то совершаем дело неправедное, потому что не имеем возможности наблюдать внутреннюю, сокровенную жизнь человека в тайниках его души, а значит, и не в состоянии вынести справедливого суда. Это повествование о женщине, обвиненной в супружеской измене, ярко иллюстрирует также и то, что осуждение ближнего чаще всего происходит вовсе не из стремления выявить правду, сделать светлее и чище общественные отношения. Осуждение — коварное оружие, причиняющее боль другому человеку. Нередко оно напрямую связано с лицемерием самозваных судей. Господь вопрошает таковых в Нагорной проповеди: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3).
И действительно, побивать камнями провинившуюся женщину вознамерились те, кто, подобно ей, согрешал, но не был в этом уличен.
Современная общественная жизнь также дает немало примеров такого рода лицемерия. На опыте последних десятилетий ХХ века мы хорошо знаем, как всевозможные обличительные кампании против злоупотреблений власть имущих вдохновлялись честолюбцами, стремившимися взять в свои руки бразды правления, и как, достигнув своей цели, они превосходили размахом злоупотреблений и привилегий ранее осуждавшихся ими предшественников. Особенно заметно возрастает накал обличительного пафоса такого рода в периоды острых политических баталий в преддверии выборов в органы власти всех уровней. Контролируемые или купленные соперничающими группировками средства массовой информации применяют недостойные и циничные избирательные технологии, в беспощадной конкурентной борьбе ведутся войны на уничтожение политических противников с целью их компрометации в общественном мнении, публичного унижения и морального сокрушения.
Нужно всегда помнить, что каждый раз, когда человек громогласно осуждает ближнего своего за действительные или мнимые грехи, он ищет не правды людской и тем более не взыскует правды Божией, но просто ведет свою борьбу, прибегая к запрещенному Богом средству. Господь сказал грешнице: «…Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).
Ибо это плохо прежде всего для нее самой, так как грех разрушает внутреннюю целостность человека, нарушает полноту человеческой жизни. В этом эпизоде Евангельской истории Спаситель предстает не как грозный Судия, а как любящий и скорбящий Отец. Господь видит и понимает все, что происходит в глубине грешной души, прощает ее и призывает к перемене жизни, но не жестокосердым и буквалистским законническим осуждением, а словом поддержки и сострадания.
Подчас религиозное сознание с большей готовностью принимает Всевышнего в образе грозного Судии, нежели любящего Отца. Часто страх перед Богом намного сильнее, чем любовь к Нему. Но Бога нужно более любить, отвечая на Его любовь к нам, нежели бояться. Ибо любовь Божия подает человеку надежду обрести выход из тупиков не только личной жизни, но также и жизни общественной.
Методический кабинет педагога
Спор с иудеями. Беседа о Своем посланничестве и отшествии (Ин. 7,14-36). Беседа Господа о Святом Духе (Ин. 7,37-44). «Я свет миру» (Ин. 8,12-32).
Обсуждение: Светим ли мы миру?
Дополнительные материалы:
Гладков Б.И. Толкование Евангелия. Глава 23.
Источник: www.biblioteka3.ru/biblioteka/gladkov/txt26.html
Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Господь на празднике Кущей.
Источник: www.sedmitza.ru/lib/text/430493/
Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна. Глава 7.
Источник: azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/7
Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна. Глава 8.
Источник: azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/8
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово о душевной слепоте и словах Спасителя «Я есть свет миру».
Источник: www.hram-ks.ru/Predstoyatel/PatrProp575944e8984f1.php
Людоговский Феодор, священник. Преполовение: точка напряжения между Пасхой и Пятидесятницей.
Источник: www.nsad.ru/articles/prepolovenie-tochka-napryazheniya-mezhdu-pashoj-i-pyatidesyatnicej
Шаргунов Александр, протоиерей. Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 4-й седмицы по Пасхе.
Источник: www.pravoslavie.ru/3244.html
Видео:
Читаем Евангелие вместе. 27 мая 2018г. Евангелие от Иоанна. Глава 7, ст. 37–52; глава 8, ст. 12. Телеканал «Союз».
Источник: www.youtube.com/watch?v=XAMLRXo5780&feature=emb_logo
Даниил, епископ Бишкекский и Кыргызстанский. «Аз есмь Свет миру». Беседа на Евангелие.
Источник: www.youtube.com/watch?v=_DpO-WJYrk8