Профессиональная деятельность занимает значительную часть нашей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег/однокурсников комфортно и уверено понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на работу как на праздник, не очень-то много.
Профессия же медработника требует не только умения выстраивать конструктивное сотрудничество с коллегами, но и быть эмоционально стабильными в общении с пациентами. Таким образом, студентам медицинских специальностей участие в подобном тренинге по предупреждению конфликтов особенно полезно.
Цели и задачи:
- ознакомить со способами решения конфликтных ситуаций
- помочь скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности
- способствовать
- развитию социально-коммуникативные компетентности;
- сплочению коллектива;
- развитию умений и навыков командного взаимодействия.
Необходимые материалы см. в таблице
Ожидаемые результаты от участия в тренинге:
- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;
- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;
- Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;
- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах;
- Освоение техник саморегулирования в конфликтных ситуациях
Тренинг рассчитан на 90 мин.
№ |
Вид деятельности |
Время |
Материалы для работы |
1. |
Вступительное слово ведущего |
1-2 мин |
|
2. |
Беседа о понятии «конфликт» |
3 мин |
|
3. |
Тестирование «Конфликтная ли вы личность?» |
5-7 мин |
Листы бумаги, ручки |
4. |
Упражнение 1 «Синхронный разговор» |
3-5 мин |
|
5. |
Упражнение 2 «Разожми кулак». |
2-3 мин |
|
6. |
Упражнение 3 «Адские башни». |
10 мин |
Лего/фигуры из цветной бумаги |
7. |
Упражнение 4 «Тумба-Юмба» |
3-5 мин |
Скатки из газеты, покрывала или др. |
8. |
Упражнение 5. |
10-15 мин |
|
9. |
Упражнение 6 «На часах» |
10 мин |
|
10. |
Упражнение 7 «Дружественная ладошка» |
5-7 мин |
Листы бумаги, ручки |
Ролевая игра «Реши проблему» |
15 мин |
Карточки Приложения 2 |
|
11. |
Выработка правил предупреждения конфликта |
5 мин |
Листок для фиксирования предложений участников |
12. |
Итоговая рефлексия |
5 мин |
Ход мероприятия:
Ведущий:
Мы собрались сегодня, чтоб поговорить о конфликтах. Наверное, истинно утверждение, что никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни.
Столкновение интересов является неизбежной реальностью нашей жизни, просто потому, что все люди разные и имеют различные интересы. Напротив, было бы весьма странно, если бы люди перестали спорить и ссориться. Гипотетически это возможно лишь в одной ситуации: нужно прекратить общаться, то есть изолироваться от других, обрекая себя на одиночество, которое, как известно, является самым страшным наказанием для большинства людей.
- А как вы понимаете, что такое конфликт?
Мозговой штурм, результатом которого может стать, к примеру, такое определение конфликта:
Слайд 2
столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе (Большая Советская энциклопедия), в которой каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
- Все ли люди одинаково реагируют на конкретные, в том числе и конфликтные, ситуации? Хотите ли узнать, насколько Вы конфликтная личность?
Тест «Конфликтная ли Вы личность?» или «Уровень конфликтности личности» (Приложение 1)
Слайд 3-6
- Как вы думаете, конфликт-это плохо? Почему?
Слайд 7-8
Варианты ответов:
Положительные стороны конфликта |
Отрицательные стороны конфликта |
— в споре выясняется истина. |
— падает настроение. |
Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление в нашей жизни. Он играет положительную роль, информируя нас о возникновении проблем в отношениях между людьми, что, в свою очередь, позволяет нам принять своевременные меры для их решения. Попытки совместными усилиями решить конфликтные ситуации, в свою очередь, способствуют сплочению коллектива, снижению напряжения в отношениях и, как следствие, создают возможность для того, чтобы отношения развивались и дальше, переходя на качественно новый уровень.
Опыт разрешения конфликтных ситуаций позволяет нам научиться понимать других людей и самого себя, приобрести навыки взаимодействия с коллегами и близкими, избавиться от нежелательных свойств собственного характера, т.е., конфликт, с этой точки зрения, является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности.
- Как вы думаете, из-за чего происходят конфликты?
Ответ на этот вопрос дается по мере выполнения следующих упражнений:
Упражнение 1 «Синхронный разговор».
Участники разбиваются на пары.
- Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу разговор прекращается.
- «Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
- «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
Итог:
— Как вы себя ощущали во время проведения упражнений?
— Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
— Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
Вывод: причиной конфликта может быть неумение слушать друг друга
Слайд 9
Упражнение 2 «Разожми кулак».
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются силовые методы, которые применялись.
Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
3. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
Вывод: причиной конфликта может быть давление друг на друга
Слайд 10
Упражнение 3 «Адские башни».
Описание упражнения.
Дайте команде побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню. Всем участникам вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться. Объявите, что игра будет проходить в полном молчании, и разрешите игрокам приступить к делу. Ниже предложены инструкции для карточек, но вы можете свободно заменить их своими собственными.
Главным условием является их противоречивость: Башня должна состоять из 20 блоков, Башня должна иметь высоту в 10 уровней, Башня должна быть построена только из белых, красных и желтых «кирпичиков», Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно. (см. Приложение 3)
Вывод: причиной конфликта может стать ситуация, в которой участники свои интересы ставят выше интересов других
Слайд 11
Слайд 12
- Прокомментируем древнеиндийское выражение: «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обеих — и себя, и другого».
- Что, исходя их этого выражения, еще может стать причиной конфликта? ( настроение участников)
Слайд 13
Мы с вами назвали несколько причин конфликтов :
- неумение слушать ( как проявляется?)
- попытка оказать давление (как проявляется?)
- участники свои интересы ставят выше интересов других (как проявляется?)
- плохое настроение (как проявляется?)
Упражнение 4 «Тумба-Юмба»
Для работы понадобятся покрывала/газеты. В помещении должно быть достаточно места.
Предложите участникам разделиться на две группы и встать в линейку напротив друг друга. Все участники из покрывал делают скатки (скатать в валик).
Инструкция:
Жили два первобытных племени — Тумба и Юмба. Неплохие, в целом были ребята, но дикари. И время от времени выходили они на поле битвы за раздел территории… Сейчас вы будите изображать эту битву. Биться можно тем, что у вас в руках, и при этом обязательно говорить. Представители племени Тумба будут говорить: «Вот тебе Юмба!» и наоборот. Бить можно противника по нижней части туловища. Нельзя наносить удары по лицу и голове. Готовы? Начали!
«Битва» длится 1,5-2 минуты. За это время, как правило, участники забывают, где свои, где чужие, и битва перерастает в массовую потасовку. Тренеру желательно наблюдать за поведением участников и запоминать, кто как действует.
Подать сигнал «Стоп!» и задать вопросы:
— Что я чувствовал в процессе битвы?
— Как я себя вел?
— За что сражался?
— Выполнял ли инструкции? (не бить своих, бить противника по нижней части туловища, приговаривать во время удара).
Вывод: иногда втянутые в конфликт люди могут забыть первоначальную причину конфликта и те интересы, которые первоначально начали защищать.
Способ погасить в себе подступающую агрессивность:
1.Можно представить себе, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, мы медленно заполняем его воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух уходит из лёгких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше, делая твоё тело легче. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько спустили из шарика. Когда вы понимаете, что утратили над собой контроль, ваш пульс учащается, вы начинаете быстро дышать, циркуляция крови ускоряется. Равномерное дыхание может привести вас в норму.
2. Если ты видишь, что назревает конфликт, сожми крепко кулаки и посчитай до 10.
Переключение на медленный счет, глубокое и медленное дыхание позволяет прервать развитие конфликта, остановиться, подумать и принять разумное, взвешенное решение.
3.Попробуйте мысленно сказать себе: «Я могу преодолеть свою злость. В гневе люди говорят не то, что думают».
Упражнение 5.
Задание (распечатанный список выдается группе): Из предложенного списка выберите те факторы, которые могут спровоцировать/когда-то провоцировали(из опыта участников) конфликт:
- угрозы и приказания;
- негативная и необоснованная критика,
- замечания и отрицательные оценки;
- насмешки, издевки и поддевки;
- снисходительное отношение и снисходительный тон;
- оскорбительные и унижающие достоинство прозвища и клички;
- хвастовство;
- безапелляционность и категоричность в суждениях и высказываниях;
- перебивание второго, повышение голоса и другие попытки самоутвердиться за счет унижения или обесценивания другого, навязывание советов;
- утаивание важной информации;
- допросы, загоняющие «в угол» и вызывающие «чувство вины»;
- отказы от разговора или обсуждения важной темы;
- резкая и неуважительная, ничем не мотивированная смена темы;
- успокоение отрицанием;
- ложь или же попытка обмана с целью добиться чего-либо нечестным путем;
- перекладывание ответственности на другого человека;
- просьба одолжить деньги;
- любые проявления агрессивности и раздражительности;
- манипулирование (с целью получения желаемого и с использованием другого человека).
Можно ли этот список соотнести со следующими первопричинами? Как?
- стремление к превосходству;
- проявление агрессивности;
- проявление эгоизма
Слайд 14
Упражнение 6 «На часах»
Разбейтесь на пары парах, один партнер А, другой В. А – швейцар в здании, куда В крайне необходимо войти. Вам дается три-четыре минуты, чтобы попытаться убедить А пропустить его.
Затем определяется, кто смог пройти, а кто оказался в ситуации все возрастающей перепалки.
Для тех, кто прошел, он смог это сделать:
1) с помощью обмана или подкупа;
2) честным путем;
3) пытаясь войти в доверие службы охраны.
Обсуждение:
— Какие проблемы могут вам доставить обман и подкуп?
— Кто-нибудь подружиться с А, стараясь проникнуть в здание?
Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: — это умение общаться, сотрудничать и уважать другого.
Слайд 15
Упражнение 7 «Дружественная ладошка»
— На листе бумаги обрисуйте свою ладонь, внизу подпишите своё имя.
— Оставьте листочки на стульях, двигаясь от листочка к листочку, напишите друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
Приятно вам было читать написанное? Хотелось бы вам общаться с авторами этих строк?
Слайд 16
Анализ «Краткого курса доброжелательных отношений»
- Что дает нам соблюдение этих правил?
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
Ролевая игра «Реши проблему».
Групповая работа.
Цель: отработать конструктивные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Участники делятся на группы. Им предлагается
- Выбрать ситуацию (Приложение )
- Разыграть ее согласно предложенным ролям.
Рефлексия:
- Что вы чувствовали во время игры и что вы чувствуете после ее завершения?
Какие чувства возникали во время общения?
Легко ли было вам сыграть свою роль?
Какие трудности возникали во время упражнения?
Можете ли определить, благодаря чему вы бы развязали вашу ситуацию?
Какой стиль поведения вы избрали бы для каждого участника сюжета?
Выработка правил предупреждения конфликта:
1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте тактичны.
2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.
6.Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
7.Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
8.Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;
9.Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
10.Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Подведение итогов тренинга:
- Интересно ли было участвовать в тренинге?
- Что нового для себя узнали?
- Какие советы планируете использовать в своей жизни?
Источники:
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., Педагогическое общество России, 1999. – 186 с.
- Программа тренинга «Мир без конфликтов». Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fpedsovet.su%2F_ld%2F384%2F38434_Uo0.doc&name=38434_Uo0.doc&lang=ru&c=5809f039d531
- Белкина М.Л. Тренинг для подростков «Пути выхода из конфликта». Режим доступа:
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/05/08/trening-dlya-podrostkov-puti-vykhoda-iz-konflikta
- Программа конфликтологического тренинга. Режим доступа: http://azps.ru/training/2/trn23.html
- Психологический тренинг. Управление конфликтом. Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/686-psychological-trai
- Профилактика конфликтов и конструктивное решение межличностных отношений среди подростков. Режим доступа: http://worldteachers.ucoz.com/publ/3-1-0-343
Приложение 1
Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если имею для этого всякие основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое
а) 4 очка; б) 2, в) 0 очков.
22 – 32 очка – вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
12 – 20 очков – вы кажетесь человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении и приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков – споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами — на работ и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Самотестирование «Уровень конфликтности личности»
Инструкция: Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа,
под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.
1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
а) нет
б) когда как
в) да
2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?
а) да
б) ответить затрудняюсь
в) нет
3) Кто вы в большей степени?
а) пацифист
б) принципиальный
в) предприимчивый
4)Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто
б) периодически
в) редко
5)Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще советовался бы с людьми.
6)В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
а) пессимизм
б) плохое настроение
в) обида на самого себя
7)Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
а) да
б) скорее всего да
в) нет
8)Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да
б) скорее всего да
в) нет
9)Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе
а) раздражительность
б) обидчивость
в) нетерпимость критики других
10)Кто вы в большей степени?
а) независимый
б) лидер
в) генератор идей
11)Каким человеком считают вас ваши друзья?
а) экстравагантным
б) оптимистом
в) настойчивым
12)С чем вам чаще всего приходится бороться?
а) с несправедливостью
б) с бюрократизмом
в) с эгоизмом
13)Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности
б) оцениваю свои способности объективно
в) переоцениваю свои способности
14)Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.
а) излишняя инициатива
б) излишняя критичность
в) излишняя прямолинейность
Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
А |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
Б |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
В |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:
14 – 17 баллов — |
Очень низкий |
18 – 20 баллов — |
Низкий |
21 –23 балла — |
Ниже среднего |
24 – 26 баллов — |
Ближе к среднему |
27 – 29 баллов — |
Средний |
30 – 32 баллов — |
Ближе к среднему |
33 – 35 баллов — |
Выше среднего |
36 – 38 баллов — |
Высокий |
39 – 42 балла — |
Очень высокий |
Приложение 2
Ситуация 1:
Действующие лица: продавец, покупатель, человек из очереди.
Продавец обсчитал покупателя, тот требует жалобную книгу, при этом человек в очереди из-за этого опаздывает на работу.
Ситуация 2:
Действующие лица: мама, папа, ребенок
Ребенок не убрал в комнате, мама недовольна, папа поддерживает маму
Ситуация 3:
Действующие лица: Семейная пара (муж и жена), их приятель
Пара нуждается в деньгах и настойчиво пытается одолжить довольно крупную сумму у близкого приятеля. Приятель знает, что пара некредитоспособна и вряд ли отдаст деньги к оговоренному сроку.
Ситуация 4:
Действующие лица: Дилеры (2), предлагающие товар, потенциальный покупатель
Продавцы пытаются продать покупателю то, что ему совсем не нужно.
Ситуация 5:
Действующие лица: ученица Оля, учитель, Олины одноклассники (2 чел.)
Ученица шестого класса, Оля, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. Учитель пытался наладить дисциплину.
Ситуация 6:
Действующие лица: Две ученицы, Наташа и Вика
Вика долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной не готовилась. Во время контрольной работы у Вики и Наташи один вариант. Наташа просит Вику дать возможность списать её решение. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо контрольную написать.
Ситуация 7:
Действующие лица: Учитель, ученики (3), среди которых Маша.
Учитель объявляет трудовой десант (уборка территории). Маша девочка говорит, что не может прийти, т.к. ей необязательно работать дворником, будущая ее профессия не будет связана с физическим трудом (она мечтает стать медиком).
Приложение 3
Карточки с инструкциями для упражнения «Адские башни»
Башня должна состоять из 18-ти уровней.
Башня должна состоять из деталей синего, зелёного, белого, черного, жёлтого цвета.
Верхний слой башни должен состоять из деталей белого, чёрного и жёлтого цвета.
Количество деталей основания башни может быть не более 3-х
Самый нижний слой башни должен быть синим.
Основанием башни служит одна деталь.
С 10-ого по 15-ый уровень башни должны быть красного цвета.
Верхний слой башни должен состоять из деталей чёрного, белого и жёлтого цвета.
Все слои башни кроме последнего состоят из одной детали.
В башне должны быть детали чёрного цвета.
В башне должны быть детали зелёного цвета.
В башне должны быть детали жёлтого цвета.
В башне должны быть детали оранжевого цвета.
В башне должны быть детали синего цвета.
В башне должны быть детали белого цвета.
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»
«Бесконфликтное общение»
открытое внеклассное занятие в 8 классе
Подготовила и провела:
Александрова Т..А. воспитатель
п. Нартас.
Тема: Бесконфликтное общение
Отчет дежурного
Слайд 1 Бесконфликтное общение
Цели и задачи:
Образовательные:
— знакомство воспитанников с основами бесконфликтного общения:
— формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
— ознакомлние учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс».
-учить управлять своими эмоциями в ситуации конфликта , принимать правильное решение , находить компромисс.
Развивающие:
-коррекция эмоционально-волевой сферы;
— развитие познавательного интереса;
— развитие таких личностных качеств, как рефлексия, толерантность.
Воспитательные:
— воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
— формирование социально одобряемых форм поведения, умению действовать в социуме с учётом позиции других людей.
Оборудование:
1. ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения),
2. Презентация
3. Карточки
План занятия:
Организационный момент. Отчет дежурного
1. Приветствие
2. Релаксация “Круг добра”.
Основная часть
1. Разбор стиха «Однажды на лужайке»
2. Что такое конфликт?
3. Просмотр отрывка мф «Конфликты, контакты…»
4. Разбор стиха А.Барто «Ссора»
5. Сказка «Зеркало»
6. Презентация Н.Вуйчич
7. Ситуации
8. Просмотр видеоролика «Мост»
9. Упражнение №1-2
10. Итог занятия. Рефлексия (правила)
Ход занятия
1. Приветствие.
Ведущий. Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте встанем и повернёмся к гостям, улыбнёмся им и этим добрым взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и вы друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
— Поговорим.
— О чём?
— О разном и о прочем.
— О том, что хорошо
— И хорошо не очень
— Что-то знаете вы
— А что-то мне известно.
— Поговорим?
— Поговорим
— Вдруг будет интересно.
2. Круг добра.
Ведущий — Подойдите ко мне те ребята, чьё имя начинается на букву А.
Ко мне подошли Анатолий, Артем, Анастасия.
А теперь, чье имя начинается на Л.-Леня и Люба
У вас есть общее — вы объединены, возьмитесь за руки.
— А сейчас мы увеличим наш круг.
Подойдите ко мне те, у кого одинаковые фамилии.
Дима и Оля, назовите вашу одинаковую фамилию /Красновы/
— Хорошо, наш круг стал больше.
— А теперь подойдите к нам те, кто умеет плотничать – Даниил, Роберт и Стасик.
— Подойдите в наш круг те ребята, кто умеет быстро бегать Коля и Таня.
— Посмотрите какой у нас большой круг, мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего.
А еще мы учимся в нашей школе с 3 класса. За эти годы мы узнали друг о друге много.
— наши привычки, образ жизни, интересы, способности и многое другое.
Слайд 2 Вход в тему занятия. Стихотворение читает Белоусов Н. «Однажды на лужайке»
Однажды на лужайке
Подрались два козла,
Подрались для забавы
Не так чтобы со зла.
Один из них тихонько
Приятеля боднул.
Другой из них тихонько
Приятеля лягнул.
Один боднул приятеля
Немножко посильней,
Другой лягнул приятеля
Немножко побольней.
Один разгорячился,
Лягнул что было сил,
Другой его рогами
Под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен
-Запутанный вопрос
Но уж козлы дерутся
Не в шутку, а всерьёз?
-Почему происходят такие истории с нами часто? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
3. Формулирование темы и цели занятия
Воспитатель
— А всегда ли вы так дружны и никогда не ссоритесь? /Да, ссоримся./
Вот вам небольшое задание (на доске). Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово. Вы видите, что каждой букве соответствует число.
7 3 8 4 6 1 5 2
К Н Т Ф И К Л О
(Получилось слово КОНФЛИКТ).
— Поднимите руку, кто уже раньше знал это слово. Давайте напишем на ножках этого жучка, слова которые похожи на это слово. Непонимание, драка, ссора, унижение, слезы, ненависть, зависть, предательство, измена
Вот сегодня мы попробуем понять,
ЧТО такое конфликт?
ГДЕ он возникает?
ПОЧЕМУ он возникает?
КАК его избежать?
Тема нашего занятия “ Бесконфликтное общение”, т.е. поговорим о том, как жить без ссор.
Теперь, давайте обратим внимание на экран.
Слайд 3 5. Что такое конфликт? Видеоролик (отрезок из м/ф «Конфликты…контакты»)
Воспитатель
Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение (Людей, мнений, сил, интересов, животных и т.д.)
— Где может возникнуть конфликт? (В школе, на улице, дома)
— Почему он возникает?
Слайд 4 Прежде, чем ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение А. Барто «Ссора»
Читает Тужарова А.
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки…
Мне б сказать спокойно надо:
Слушай, ты же не права!
Но взяла меня досада,
Те, что надо и не надо,
Я кричала те слова.
И теперь хожу по саду,
Похожу, на лавку сяду,
Просто пухнет голова!
Как загладить те слова?
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки.
-Из-за чего произошла ссора?
— Кто виноват? Неважно.
-А вы сожалеете о том, что обижаете своих друзей плохими словами?
— А как вы думаете, можно ли жить без ссор?
— А что для этого нужно? Послушайте сказку и задумайтесь! Читает Дима Краснов
Слайд 5 Зеркало
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
— Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.
— Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три
горба, я был бы еще красивей!
— Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где
хвост? Что-то я не разберу!
— И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. —
Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
— Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.
— Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф.
Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога.
А тот как раз к Страусу приставал:
— Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей
называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
— Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам
себя красавцем считаешь?
— Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?
— Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
— Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у
него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
— Как вы думаете, почему животные перестали на него обижаться?
Читает воспитатель — И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. — Мне кажется, нужны какие-то правила, которые нам будут помогать в общении. Вы согласны со мной?
— Ребята, не нужно обижать людей по внешним признакам, надо принимать людей такими какие они есть, и не забывать, что главное для человека быть человеком. Надо быть добрыми, стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо.
По этому правилу всю жизнь живет известный на весь мир человек-легенда Ник Вуйчич. Он с рождения обижен природой, но был наделен Богом неимоверной силой веры в Бога и огромной силой любви к людям.
Слайд 6. Презентация «Жизнь Ника Вуйчича»
Физкультминутка. Проводит Алманкин Л.
За дровами мы идём И пилу с собой несём.(Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда Надо посидеть всегда. (Дети садятся за парты.)
6. Ситуации.
Воспитатель
— Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? /Читает педагог/
— будете плакать;
— ударите его;
— сделаете ему замечание;
— не скажите ничего;
— пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
2. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?
— толкнете и отнимите ластик;
— ударите и отнимите;
— отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
— скажите учительнице;
— попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности.
“Старайтесь никому завидовать и тем более ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”.
Воспитатель: Разрешать конфликты мы с вами, ребята, тоже должны уметь.
Слайд 7. Просмотр видеоролика «Мост»
Воспитатель. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Воспитатель. Ребята, если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.
Воспитатель. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным.
Упражнение №1: “Облака”.
— Ребята закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. (Результаты опроса известны только учителю.)
Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака.
Ребята напишите обидное слово, сказанное вам.
Собираю облака и прикрепляю их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.
— Что может сейчас произойти? (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)
Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обзывали, и что вы делали в ответ.
— А что чувствуют люди, которые обижают?
— Легко ли живётся такому человеку?
Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть.
Упражнение №2“Извинение”
И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды. Поменяйтесь своими работами и попробуйте перед каждым обидным словом написать слова извинения. — Как вы считаете, что является лучшим лекарством от обиды? УЛЫБНУТЬСЯ И СКАЗАТЬ “ПРОСТИ”, “ИЗВИНИ”.
— Скажите, трудно было извиниться? /…/
— Обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. А сейчас, когда вы попросили прощения у обиженного вами человека, какие чувства у вас на душе?
Слайд 8. — В заключение мне хочется вам снова повторить слова О. Хайяма
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Подведение итога
Воспитатель:— Мы сегодня с вами вместе хорошо поработали, все были молодцы!
Хочется верить, что вы после этого мероприятия станете немного добрее, терпимее, научитесь прощать и просить прощения, будете более внимательны к своим родным людям и ко всем окружающим.
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего занятия и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия.
Слайд 9. “Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо”.
“Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”.
“Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс”.
“В споре будь сдержан, избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков”.
“Никогда никого не обижай. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла — скорее помирись”.
“Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”.
Помните их всегда и старайтесь выполнять.
Мультфильм «Мост»
дополнение к занятию «Бесконфликтное общение»
PPTX / 1.23 Мб
Бесконфликтное общение
PPTX / 52.2 Мб
Цель: формирование благоприятной
эмоционально-психологической и нравственной
атмосферы в классе, предотвратить жестокое
отношение среди сверстников.
Задачи.
1. Образовательная: Познакомить учащихся с
понятиями «КОНФЛИКТ», «КОМПРОМИСС», с
основами бесконфликтного общения.
2. Развивающая: Развивать личностные
качества, толерантность.
3. Воспитательная: Воспитывать уважительное
отношение к окружающим людям.
Ход занятия
1. Приветствие.
Ведущий /Е.И./
Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте
повернёмся к гостям, улыбнёмся им и этим добрым
взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и
друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
— Поговорим.
— О чём?
— О разном и о прочем.
— О том, что хорошо
— И хорошо не очень
— Что-то знаете вы
— А что-то мне известно.
— Поговорим?
— Поговорим
— Вдруг будет интересно.
2. Круг добра.
Ведущий /С. М./
— Подойдите ко мне те ребята, чьё имя начинается
на букву Д.
Ко мне подошли Дима и Дильмар.
У вас есть общее — вы объединены, возьмитесь за
руки.
— А сейчас мы увеличим наш круг.
Подойдите ко мне те, у кого одинаковые фамилии.
Наташа и Надя, назовите вашу одинаковую фамилию
/Железновы/
— Хорошо, наш круг стал больше.
— А теперь подойдите ко мне милые сестрички.
Лиля и Вика двоюрные сестры.
— Подойдите в наш круг те ребята, у кого длинные
волосы. Девочки, назовите свои имена. /Надя и
Настя/
— Наш круг стал ещё больше.
— А сейчас мы пригласим ребят, которые хорошо
рисуют. Выходят к нам мальчики Салават и Тимур.
— Посмотрите какой у нас большой круг, мы все
такие разные, но у нас, оказывается, есть много
общего.
— Что общего есть у нас с вами?
(Ответы детей)
— Верно, молодцы! Да мы учимся в санаторной школе
в 3 классе (дети занимают свои места).
— А вы хотите посмотреть на себя со стороны и
увидеть, какие же мы? /…./ /все дети рассаживаются/.
Давайте обратим внимание на экран.
3. Видеоролик
4. Формулирование темы и цели занятия
Ведущий /Е. И./
Ну что, ребята, вы понравились себе, друг другу?
— А всегда ли вы так дружны и никогда не
ссоритесь? /Да, ссоримся./
— Ребята, так как все мы с вами разные, мы часто
встречаемся с тем, что станет предметом нашего
разговора сегодня. Попробуйте сами определить
тему нашего классного часа.
Вы видите, что каждой букве соответствует
число. Расставьте числа в порядке возрастания и
получите слово.
7 3 8 4 6 1 5 2
К Н Т Ф И К Л О
(Получилось слово КОНФЛИКТ).
— Поднимите руку, кто уже слышал это слово.
— Что такое конфликт?
Непонимание | драка |
КОНФЛИКТ | |
Унижение | ссора |
Вот сегодня мы попробуем понять,
ЧТО такое конфликт?
ГДЕ он возникает?
ПОЧЕМУ он возникает?
КАК его избежать?
Тема нашего классного часа “ Правила
бесконфликтного общения”, т.е. поговорим о том,
как жить без ссор.
5. Что такое конфликт?
Ведущий /Е. И./
Если мы заглянем в психологический словарь, то
найдём, что конфликт – это столкновение.
— Как вы думаете, столкновение кого или чего? (Людей,
мнений, сил, интересов, животных и т.д.)
— Где может возникнуть конфликт? (В школе, на
улице, дома)
— Почему он возникает? Прежде, чем ответить на
этот вопрос, послушайте стихотворение.
Сценка
Кто кого обидел первый? – спрашивает педагог.
— Он меня.
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня.
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили…
— Я дружил.
— И я дружил.
— Что же вы не поделили?
— Я забыл.
— И я забыл.
Из-за чего же поссорились два друга? (Из-за
пустяка)
— А как вы думаете, можно ли жить без ссор? /…/
— А что для этого нужно? /…/
— Мне кажется, нужны какие-то правила, которые
нам будут помогать в общении. Вы согласны со мной?
— Ребята, не нужно ссориться по пустякам, быть
добрыми, стараться жить так, чтобы людям рядом с
вами было хорошо.
(Слайд): 1-е правило бесконфликтного общения:
“Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой
было хорошо”. /Детям раздать на столы 1-е
правило/.
6. Ситуации.
Ведущий /С. М./
— Каждый день нам приходится решать те или иные
сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как
бы вы поступили в следующих ситуациях?
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас
и свалил с ног. Как вы поступите? /Читает
педагог/
— будете плакать;
— ударите его;
— сделаете ему замечание;
— не скажите ничего;
— пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
2. Приятель схватил ваш ластик без разрешения.
Как вы поступите?
— толкнете и отнимите ластик;
— ударите и отнимите;
— отнимите ластик и возьмете его карандаш в
отместку;
— скажите учительнице;
— попросите вернуть ластик, и если он не вернет,
то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
Молодцы, вы правильно поступили. Запомните:
никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет
людей и разрушает их отношения. Если будет плохо,
не спешите обвинять в этом других. Учитесь
терпеть неприятности.
(Слайд 2): 2-е правило:
“Никогда никому не завидуй и не ябедничай:
ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”.
/Раздать детям на столы правило/.
Физкультминутка.
Ведущий.
Разрешать конфликты мы с вами, ребята, тоже
должны уметь. Давайте послушаем, как это можно
сделать /сказка/.
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две
козы. Налево – гора, как стена, направо –
глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А
другая осторожно через неё перешла. И обе
остались целы.
Ведущий. Как козам удалось избежать
конфликта?
Ученики. Козы не стали ссориться и совершать
необдуманных поступков.
Ведущий. Наши герои смогли договориться.
Такой путь решения конфликта, с помощью уступок
друг другу, называется компромиссом.
Ведущий. Ребята, если вы затрудняетесь в
правильности своих поступков, то нужно
обратиться за советом к родителям, учителю,
старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть
следующее правило бесконфликтного общения.
(Слайд 3): 3-ое правило:
“Научись сотрудничать, договариваться,
уступать, находить компромисс”.
Ведущий. /Е. И./
А я хочу поведать вам вот о чем:
часто люди не хотят уступать друг другу,
настаивают на своем. Именно поэтому могут
возникать ссоры и даже конфликты.
Даже в произведениях устного народного
творчества есть сказки, предания, былины на эту
тему. Внимание на экран /читает Журавлева В.Р./
Два козлика
Через ручей положена доска.
Встретились на доске два козлика.
Ни один не хотел уступать другому дороги.
Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в
воду.
Ведущий. Вот к чему может привести
неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы
поступили в данной ситуации?
Ученик. Я бы уступил дорогу.
Ведущий. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы
складывались близкие, тёплые отношения, надо
уметь внимательно относиться к людям, уметь
ставить себя на их место, быть сдержанным.
(Слайд 4): 4 правило:
“В споре будь сдержан, избегай конфликтов,
ссор, не совершай необдуманных поступков”. /Раздаются
детям на столы правила/
Ведущий. А сейчас я хочу предложить вам
послушать Ольгу Алексеевну, чтобы научиться
выполнять эти правила.
Упражнение №2: “Облака”.
— Ребята закройте глаза (чтобы не давило мнение
окружающих) и поднимите руку те, кто никогда
никого не обзывал обидным словом. (Результаты
опроса известны только учителю.)
Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме
облака.
Ребята напишите обидное слово, сказанное вам.
Собираю облака и прикрепляю их на большой
оранжевый кружок, символизирующий солнце.
— Что может сейчас произойти? (Дети отвечают, что
на класс надвигается гроза, облака закрыли
солнце.)
Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда
вас обзывали, и что вы делали в ответ.
Наиболее типичные реакции записываются на
доске в две колонки.
Действия | Чувства |
Я просто отошел в сторону. | Мне хотелось плакать. |
Я сказал, что нельзя обзываться. | Я хотел ударить обидчика. |
В левой колонке мы получили несколько
конструктивных решений.
— А что чувствуют люди, которые обижают?
— Легко ли живётся такому человеку?
Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно
спит, у него плохое настроение, может заболеть. И
чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими
вас, мы должны найти лекарство от обиды.
— Как вы считаете, что является лучшим
лекарством от обиды? УЛЫБНУТЬСЯ И СКАЗАТЬ
“ПРОСТИ”, “ИЗВИНИ”.
Упражнение “Извинение”
— Скажите, а вы умеете извиняться и просить
прощения? Давайте посмотрим, ведь извиниться –
дело не такое уж и простое. Работа будет
осуществляться в парах. Вам нужно попросить
прощения у товарища за сделанное вами что-то ему
неприятное. Например, вы его толкнули, обозвали,
уронили его тетрадь, наступили на ногу… “Таня,
извини за то, что я тебя вчера толкнула”.
— Скажите, трудно было извиниться? /…/
— Обида – это сильное чувство, от которого не
всегда легко избавиться. На душе становится
неприятно, тяжело. А сейчас, когда вы попросили
прощения у обиженного вами человека, какие
чувства у вас на душе?
— Ребята, я надеюсь, что теперь вы с легкостью
сможете справиться со своей обидой. Верно?
— Кто же скажет, какие способы борьбы с обидой вы
знаете? /…/
(Слайд 5). 5 правило:
“Никогда никого не обижай. Если все-таки слова
обиды прозвучали, и ссора произошла — скорее
помирись”.
Ребята, посмотрите еще раз и прочитайте все
правила. А теперь разложите их по значимости, по
важности. Какое для вас самое главное? /Дети на
столе разложили звездочки с правилами/
А вот мы посовещались с С.М. и Е.И. и решили, что
самое главное правило.
(Слайд 6: появляется правило):
“Главное – относись к людям так, как ты хочешь,
чтобы относились к тебе”. Его нет среди этих
правил, но каждое из них находится внутри этого. /Раздать
детям на столы главное правило/.
— В заключение мне хочется с вами, ребята,
посадить прекрасный сад.
“Прекрасный сад”.
— Ребята, сядьте так, чтобы вам было удобно,
можно закрыть глаза, и представить себя цветком.
— Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может
быть шипы у тебя? Высокий или низкий? Яркий или не
очень? А теперь, после того как все представили
это, нарисуйте свой цветок.
(Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.)
Завершаем работу. Все садимся в круг. (Ведущий
расстилает внутри круга полотно любой ткани,
желательно однотонной, раздает каждому
участнику по булавке).
Это наша поляна, и сейчас мы засадим её цветами,
которые у вас в руках. (Все участники прикрепляют
свой цветок.)
Полюбуйтесь на прекрасную поляну, запечатлите
эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей
положительной энергией. Посмотрите, что хоть и
много цветов, но всем хватило места, каждый занял
только свое, то, которое выбрал сам. Вы видите, в
окружении каких разных, непохожих на другие
цветы растет ваш. Но есть и общее: у кого-то
окраска, у кого-то размер или форма листьев. И
всем без исключения цветам нужно солнце и
внимание.
Подведение итога
Лукашина С.М.
— Мы сегодня с вами вместе хорошо поработали,
все были молодцы!
Хочется верить, что вы после этого мероприятия
станете немного добрее, терпимее, научитесь
прощать и просить прощения, будете более
внимательны к своим родным людям и ко всем
окружающим.
Павликова Е.И.
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего
классного часа и повторим еще раз правила
бесконфликтного общения, которые мы с вами
выработали в ходе занятия.
“Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой
было хорошо”.
“Никогда никому не завидуй и не ябедничай:
ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”.
“Научись сотрудничать, договариваться,
уступать, находить компромисс”.
“В споре будь сдержан, избегай конфликтов,
ссор, не совершай необдуманных поступков”.
“Никогда никого не обижай. Если все-таки слова
обиды прозвучали, и ссора произошла — скорее
помирись”.
(Дети по очереди зачитывают правила слайд с
правилами)
“Главное – относись к людям так, как ты хочешь,
чтобы относились к тебе”.
Помните их всегда и старайтесь выполнять.
Звучит песня “Песенка другу”.
Час общения «Конфликт»
Цели: Познакомить воспитанников с понятием конфликт и конфликтная ситуация.
Задачи: 1)Формировать представления о различных вариантах человеческого общения.
2) Коррегировать логическое мышления через умение делать умозаключения, выводы и обобщения.
3) Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Наглядность и оборудование: записи ;
карточки со словами;
«подарки» с пожеланиями
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I . Организационный момент:
— отчёт дежурного
— проверка готовности класса к мероприятию
— Прозвенел звонок и наш классный час начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне и гостям. А теперь – глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть зимнего утра и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.
II . Сообщение темы и целей мероприятия.
Ребята, прежде чем сообщить вам тему сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам отрывок из детской сказки В. Сутеева «Яблоко».
«Бежит заяц по лесу. Вдруг видит: на яблоне висит красивое яблоко. Заяц решил его сорвать. Прыгал, прыгал, а достать не может. Видит, сидит на соседнем дереве ворона. Он попросил ее сорвать яблоко. Ворона яблоко сорвала, но не удержала. Упало яблоко на землю. Заяц наклонился, чтобы его поднять, а яблоко вдруг бросилось от него наутек. Оказывается, оно упало ёжику на иголки. Заяц кричит: «Отдай яблоко! Оно моё! Я его увидел!» Ворона кричит: «Нет, оно моё! Я его сорвала!» А ёжик отвечает: «Нет, оно моё! Я его поймал!»…
-Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?
(Ответы ребят: спор, ссора, конфликт, скандал)
Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?
Составьте слово из «рассыпанных» букв.
(На слайде дана тема классного часа)
Тема нашего классного часа – конфликты. Конфликт – это неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему, возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной, как классным руководителем. И сегодня мы постараемся найти пути мирного разрешения конфликта и восстановление дружеских взаимоотношений.
III . Основная часть.
1.Вступительное слово.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Но всё же лучше, если вы не будете участниками конфликта.
— Какое определение вы могли бы дать понятию конфликт?
(Учащиеся высказывают своё мнение.)
А вот какое определение дается в толковом словаре:
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
Попробуйте назвать некоторые ассоциации, воспоминания, связанные со словом «конфликт».
(Ученики называют свои ассоциации : слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу)
-Скажите, ребята, а в вашей жизни были конфликты? Можете привести примеры?
— С какими людьми вы обычно конфликтуете? Почему?
— Что чаще всего являлось для вас причиной конфликтов?
2. Статистика
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. В каждом из вас бьёт ключ жизненных противоречий. Вам свойственно не совсем соглашаться, не всё принимать, быть чем-то неудовлетворёнными. В нашем классе тоже иногда происходят конфликты. Среди вас я провела опрос с одним вопросом: « Назовите причины конфликта , возникающих у нас в классе» с вариантами ответов : плохого поведения учащихся;
низкой успеваемости;
внешнего вида;
опозданий на уроки;
из-за плохого характера некоторых одноклассников.
64% — считают, что конфликт происходит из-за плохого поведения учащихся.
27% — считают, что конфликт происходит из-за плохого характера некоторых одноклассников.
9% — считает, что конфликты в нашем классе происходят из-за опозданий на урок.
— Скажите, а нужны ли конфликты?
(Нет. Конфликты причиняют боль, приводят к ссорам, дракам)
— В чём же вред конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
— А можно ли избежать конфликт, зная его причины?
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов.
Доброжелательность .Стремление человека быть открытым другим людям. Это свойство сильного и благородного человека.
Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
Тактичность. Деликатное внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.
Разговор по существу.
Поиск компромисса. Компромисс – это взаимные уступки обеих сторон. К Механизм действия этого способа: «прежде, чем что – либо получить, нужно чем – то поступиться». Умение идти на взаимные уступки – очень важное умение.
Способность признать свою ошибку.
Умение слушать и слышать друг друга
Быть справедливым.
Улыбка.
IV. Закрепление материала.
1.Работа в группах.
1. Обсуждение высказываний. (Методика «Верно – неверно – спорно»)
А теперь я предлагаю вам поработать в группах.
У меня есть несколько карточек, при помощи которых я предлагаю вам разбиться на группы. (Ребята тянут карточки.)
Теперь пересядьте по своим группам. Предлагаю вашему вниманию 3 определения: ВЕРНО, НЕВЕРНО, СПОРНО. В течение 2-х минут вы должны обсудить это высказывание и определить, верно оно, неверно или спорно и почему. Обоснуйте своё мнение.
1. – В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту любыми
способами.
2. – Конфликт всегда можно предотвратить.
3. – Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного воспитания человека.
4. – Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.
5. – В споре рождается истина.
6. – Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.
7. – Ничего не делай во гневе!
2. Упражнение «Шире круг».
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.
Примеры пожеланий:
-
Любую проблему можно решить.
-
Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
-
В споре умей выслушать собеседника до конца.
-
Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
-
Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
-
Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
-
Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
-
Уважай чувства других людей.
-
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
-
Не сердись, улыбнись.
-
Начни свой день с улыбки.
После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.
IV. Подведение итогов.
А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о классном часе. Я прошу вас закончить предложения.
Сегодня я узнал (-а), что…
Сегодня я научился (-лась) …
На классном часе мне понравилось …
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные способы: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе своей позиции, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
И в завершение мне хотелось бы прочесть вам стихотворение восточного поэта :
— Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире всё закономерно
Зло, излучённое тобой
К тебе вернётся непременно.
Омар Хайям
Спасибо за мероприятия.
Список использованной литературы:
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.
3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.
4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.
5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.
6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007.
7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007.
Министерство
образования и науки РФ
ФГОБУ ВПО «Шадринский
государственный педагогический институт»
Факультет
коррекционной педагогики и психологии
Кафедра психологии
развития и педагогической психологии
Дата
проведения_____________
Оценка_____________________
Конспект
тренигого занятия по дисциплине
«Бесконфликтное
общение»
На тему
«Тренинг
бесконфликтного общения»
Студенки 555 группы
очного отделения
Кухтиновой Светланы
Евгеньевны
Методист:
кандидат
психологических наук, доцент
Шамухаметова Елена
Сергеевна
Шадринск 2012
Программа тренинга по бесконфликтному общению.
Цель курса:
— предоставление
возможности участникам тренинга получить
опыт конструктивного решения конфликтных
ситуаций.
Задачи курса:
— обучение методам
нахождения решения в конфликтных
ситуациях;
— помочь участникам
научиться непредвзято оценивать
конфликтную ситуацию;
— помочь участникам
скорректировать свое поведение в сторону
снижения его конфликтогенности (снять
конфликтность в личностно-эмоциональной
сфере);
— сплочение
конкретного коллектива (в случае если
все участники представляют коллектив),
развитие умений и навыков командного
взаимодействия.
Категория
участников:
Тренинг рассчитан
на студентов.
Состав групп:
Оптимальная
численность 10-15 человек;
Место проведения:
Зал для проведения
тренингов.
Тренинг рассчитан
на 3 занятия по 3 часа (общая продолжительность
9 часов).
Тренинг
бесконфликтного общения № 3
Добрый день.
Сегодня наше последнее занятие по
бесконфликтному общению. Помог ли вам
тот опыт, что вы получили на тренингах?
Отлично! Я очень рада! Мы сегодня закрепим
те знания, что вы получили. Итак, начнем
нашу работу.
Упражнение «Счет в темноте»
Цель упражнения:
«разогреть»
группу, которая только что собралась
на тренинг, вовлечь участников в то,
что происходит «здесь и теперь» в
тренинге.
Описание:
Участники
закрывают глаза. После этого всей
командой нужно сосчитать от 1 до 10. При
этом один человек не может произнести
две цифры подряд – в счете должна
участвовать вся команда. Если двое
говорят одновременно, все начинается
с начала.
Рефлексия:
Что было
сложным для вас в этом упражнении? Какие
ощущения вы испытывали? Смогли ли вы
почувствовать друг друга объединенными,
включенными в один единый процесс?
Упражнение «Армреслинг»
Цель упражнения:
осознание абсурдности стиля противоборства.
Описание:
Участники садятся попарно за столы.
Тренер предлагает устроить импровизированные
парные соревнования по армреслингу.
Дается установка очень внимательно
слушать задание.
Инструкция —
задание:
« Сядьте друг против друга. Поставьте
правую руку на стол, упершись в него
локтем. Сцепите кисти рук с соперником
и приготовьтесь для борьбы. Внимание!
Вы должны постараться за одну минуту
максимальное количество раз побороть
друг друга. Готовы? Начали!»
Рефлексия: Что
вы чувствовали, вступая в противоборство?
Какое количество очков вы набрали?
Побеждают не те пары, которые изо всех
сил старался побороть друг друга, а те,
кто набрал максимальное количество
очков в совокупности. Для этого надо
было поддаваться друг другу по взаимной
договоренности.
Как правило,
значительное большинство пар борются
друг с другом изо всех сил. Попробуем
перенести результат этого соревнования
на реальные межличностные или
внутригрупповые отношения и сделать
вывод о том, насколько продуктивна наша
«упертость» в конфликтных ситуациях.
Упражнение «Прокуроры и адвокаты»
Цель упражнения:
развитие умений конструктивного
ведения спора, отстаивания собственной
позиции.
Описание: Одни
члены группы на некоторое время становятся
обвиняемыми, другие – прокурорами, а
третьи адвокатами. Деление осуществляется
на основе жребия. Обвиняемый садится
на отдельный стул. Задача прокуроров
выдвигать свои обвинения по поводу
поведения, качеств личности обвиняемого
члена группы, его суждений, увлечений,
внешности и др. Задача адвокатов –
отстаивать достоинства личности,
аргументировано отвергать обвинения,
акцентировать внимание на сильных
сторонах личности.
Рефлексия: Что
показалось вам трудным в этом упражнении,
и почему? Те, кто выступали в роли
обвиняемых, имеет право задавать вопросы
адвокатам, и прокурорам.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
16.09.2019271.87 Кб2то.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки.
—Из—за чего произошла ссора?
— Кто виноват? Неважно.
—А вы сожалеете о том, что обижаете своих друзей плохими словами?
— А как вы думаете, можно ли жить без ссор?
— А что для этого нужно? Послушайте сказку и задумайтесь! Читает Дима
Дудников
Зеркало
Жил—был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
— Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.
— Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три
горба, я был бы еще красивей!
— Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где
хвост? Что—то я не разберу!
— И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. —
Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
— Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.
— Сам—то больно хорош! — откуда—то сверху отвечал Жираф.
Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога.
А тот как раз к Страусу приставал:
— Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей
называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
— Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам
себя красавцем считаешь?
— Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?
— Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
— Ха—ха—ха! Хо—хо—хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у
него на носу? Хо—хо—хо! Ха—ха—ха!
— Как вы думаете, почему животные перестали на него обижаться?
Читает воспитатель — И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало,
Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как
пробка. — Мне кажется, нужны какие—то правила, которые нам будут
помогать в общении. Вы согласны со мной?
— Ребята, не нужно обижать людей по внешним признакам, надо принимать
людей такими какие они есть, и не забывать, что главное для человека быть
человеком. Надо быть добрыми, стараться жить так, чтобы людям рядом с
вами было хорошо.
По этому правилу всю жизнь живет известный на весь мир человек—
легенда Ник Вуйчич. Он с рождения обижен природой, но был наделен
Богом неимоверной силой веры в Бога и огромной силой любви к людям.
Презентация «Жизнь Ника Вуйчича»
Физкультминутка. Проводит Свириденко Д.
За дровами мы идём И пилу с собой несём.(Ходьба.)