ШТУРМАНЫ КНИЖНЫХ МОРЕЙ
Сценарий итогового занятия
по библиотечно-библиографическим знаниям
для учащихся 5-6 классов
ВЕДУЩИЙ: Кто завоюет звание «Штурмана книжных морей?»
Тот, кто быстро найдет нужную книгу, умеет пользоваться энциклопедиями и словарями ,интересно рассказать о любимых книгах, будет быстрым, находчивым, неунывающим. А что значит слово «штурман»?
Ребята отвечают. (Штурман – специалист прокладывающий курс кораблям)
Мы искренне хотим, чтобы каждый из вас получил это звание.
Удачной игры и счастливого плавания вам, штурманы!
Возможные конкурсы.
КОНКУРС ПЕРВЫЙ. Каждой команде дается книга. Необходимо определить ее содержание, назвать те элементы книги, которые помогли выполнить задание.
КОНКУРС ВТОРОЙ. Каждой команде выдаются сложенные пополам два альбомных листа, рисунки для аппликаций, ручки, клей. Участники должны оформить обложку и титульный лист придуманной ими книги.
КОНКУРС ТРЕТИЙ. Предлагается 16 книг. Соревнующиеся должны расставить их так, как они стоят в библиотеке.
КОНКУРС ЧЕТВЕРТЫЙ. Ведущий читает стихотворение:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь лучше и умней.
Очень просим: заходите
В ваш просторный книжный дом!
Очень просим: заходите!
Мы всегда, всегда вас ждем!
Таков принцип работы библиотекаря. Но читатели – народ самый разный, поэтому так непросто бывает найти с ними общий язык.
Участникам конкурса предлагается продемонстрировать свои знания в психологии и разыграть сценку на тему «Обслуживание читателей на абонементе» и показать, как бы повел себя библиотекарь в работе со спокойным, нервным и вспыльчивым, спешащим или вечно недовольным читателем.
КОНКУРС ПЯТЫЙ. Соревнующимся было дано домашнее задание – подготовить отзыв о книге. В этом конкурсе они оглашают свои отзывы.
КОНКУРС ШЕСТОЙ. Команды придумывают и показывают пантомимы «Как нельзя обращаться с книгой»
КОНКУРС СЕДЬМОЙ. Книги от нерях возвращаются в библиотеку. Как их вылечить? Командам роздано по пять детских книг брошюрного типа. Они должны правильно их прошить и подклеить.
КОНКУРС ВОСЬМОЙ. Ребята, на уроках русского языка и библиотечных мы знакомили вас со справочной литературой, т.е. учили работать с энциклопедиями, словарями, справочниками. Египтяне говорили: «Эти книги делают людей умными и обучают невежду, помогая ему узнать все». Энциклопедия в переводе обозначает «круг знаний». Она в сжатой форме дает различные сведения, объясняет понятия, названия, предметы. Энциклопедия отвечает на вопросы «Кто? Где? Почему? Когда?»
Участникам надо найти объяснения слов, используя не менее трех источников. Слова могут быть такими: эрмитаж, тормоз, голубь, вселенная. Ребята пользуются Энциклопедическими словарями юного художника, астронома, техника, Энциклопедическим словарем «Что такое? Кто такой?»; «Жизнь животных»; словарем иностранных слов, толковым словарем С.И. Ожегова.
КОНКУРС ДЕВЯТЫЙ. Чтобы познакомить читателей с книжным богатством, в библиотеке постоянно оформляются выставки. Конкурсанты должны подобрать не менее пяти книг и желательно, используя указатели, придумать заглавие к своей выставке. Общая тема: «За страницами вашего учебника». А между командами распределяются такие дисциплины, как история, математика, природоведение, русский язык.
КОНКУРС ДЕСЯТЫЙ. В конце учебника или книги есть список дополнительной литературы. Командам выданы листки, где написаны фамилия писателя и название книги. Необходимо составить рекомендательный список книг на заданную тему. Можно использовать укказатели. Мы предлагали своим ребятам таких авторов: В. Катаев «Сын полка», Гомер «Одиссея», К. Булычев «Алиса», А, Гайдар «Судьба барабанщика».
КОНКУРС ОДИННАДЦАТЫЙ. Ребятам предлагается история, составленная из отрывков разных произведений художественной литературы. Они должны угадать, о ком из героев и о каких произведениях идет речь.
Рассказ называется «Нежданные гости»;
«За лесом зашло солнце. Густые вечерние сумерки сгустились. На большой поляне зажегся прощальный костер. «Кто это зажег?» — удивились ребята. А когда подошли ближе, увидели у костра подтянутую фигуру военного. Он сурово говорил мальчику:
— А ну, хлопчик, отойди от калитки. Здесь посторонним стоять не положено.
— Я не посторонний.
— А кто же ты?
— Я свой.
— Какой свой?
— Советский.
— Мало что советский. Говорю, не положено…
Ребята недоумевали: где-то они слышали этот разговор, а припомнить не могут. Неожиданно залаяла собака.
— Ну-с, Тетушкка, — сказал хозяин собаки, — сначала мы с вами споем, а потом попляшем. Хорошо?
Он вынул из кармана дудочку и заиграл. Тетка не вынося музыки, беспокойно задвигалась и завыла. «Тятька, да ведь это же…»
Но тут группа незнакомых ребят грянула песню, а ребятам так и не удалось узнать, что хотел сказать этот детский голосок. Приплясывая и напевая, от группы отделился мальчик.
Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов.
Мы веселам команда
Пионеров молодцов. Ух, ты!
В это время к костру подошел человек странного вида. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошнорй чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золтом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых туфлях с высоко загнутыми носками. «Апчхи! – оглушительно чихнул старичок и пол ниц. – Приветствую тебя, о прекрасный отрок!» — сказал он юному пионеру. Слова старика прервал сильный ливень. Он погасил костер и заставил пионеров разбежаться по дачам. Весь вечер они вспоминали имена тех, кого видели у костра».
КОНКУРС ДВЕНАДЦАТЫЙ.
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых книжкиных друзей,
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Каждому игроку дается карточка, на которой – имена литературных героев. Он должен из общего числа перечисленных имен выбрать пять из одного произведения. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А. Толстой «Золотой ключик», С. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.)
ВЕДУЩИЙ:
Ребята, вы сегодня проявили смекалку, показали знания и умения помощников библиотекарей и любовь к книгам. Надеемся, что вы останетесь штурманами для своих друзей в огромном море книг. А теперь награждаются команда-победительница и наиболее активные участники конкурса.
Поиск по сайту
Библиотечный урок «Штурманы книжных морей» (3 класс)
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Суворова Татьяна Владимировна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 24.87 Kb |
Количество скачиваний: | 82 |
Скачать
Просмотров: 203
Похожие материалы
- Коучинг Оқыту мен оқуда ақпараттық-коммуникациялық технологияларды пайдалану
- Материал по развитию речи.
- Работа в коррекционных классах
- Методическая разработка сценария областной эколого-краеведческой конференции «Это наша с тобою Земля!»
- Урок «любовь к жизне»
- УРОК ПО КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ АБАЙ
- УРОК ПО КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕму Тіл- ғасыр аманаты
- УРОК ПО КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ Шешендік сөздер
- Үндестік заңы бойынша орта мерзімді жоспар
- Библиотечный урок «Планета периодики»
«Капитаны книжных морей» ( сценарий мероприятия для школьников, посвященный профессии библиотекаря)
Электронный
ресурс http://librarian-bibnout.blogspot.ru/
Ведущий
1 – Сегодня мы отправляемся в одну страну
— страну профессий. Конечно, с
профессиями вы пока знакомитесь на
примере своих родителей. Но пройдет
немного времени, придется выбирать
профессию и вам, искать себе занятие на
всю жизнь. Чтобы не ошибиться, вы должны
хорошо знать, что представляет из себя
та или иная профессия. И вот сегодня мы
с вами начнем наше путешествие по
профессиям. Поднять паруса! Свистать
всех наверх! Полный вперед! А вот и первая
остановка! Впереди – остров
Библиотекарей.
Ведущий 2 – Каких
профессий только нет:
Художник, повар и поэт,
Учитель, доктор и аптекарь,
Но есть еще библиотекарь.
Волшебник в мире книг живет,
Все для читателей найдет!
В библиотеку мы идем,
Как в свой родной, любимый
дом.
Глядят на нас со всех страниц
Десятки знаменитых лиц.
В библиотеку мы идем,
Как в свой родной, любимый дом!
Ведущий
1 – Известный французский поэт Шарль
Бодлер писал: «Колыбель моя была в
библиотеке». Можно сказать, что в
библиотеке была колыбель всей современной
цивилизации. Мы не всегда отдаем себе
отчет, сколько гениальных идей и открытий
кануло в лету до появления библиотек.
По
крайней мере трижды разные народы заново
изобретали бумагу, компас, фарфор,
повторяли через века географические и
астрономические открытия, пока
библиотекарь не прекратил этот сизифов
труд, взяв на себя уникальную миссию
собирать и передавать добытые
знания.
Ведущий 2 – Давным-давно
человек придумал знаки письма. Среди
них были узелки, рисунки, буквы, иероглифы
и даже отдельные предметы. Придумывая
письменность, люди хотели оставить
потомкам свои открытия, мысли, чувства
— поэтому создал человек книгу.
Книга
тоже была разная: папирусный свиток и
глиняная табличка, деревянная дощечка
и берестяная полосочка. Материалом для
книг были и кость и камень, и кожа
животных. И давным-давно человек стал
книги собирать. Богатые правители
почитали своим долгом иметь при своих
дворцах библиотеки. Еще и слова такого
не было «библиотека», а собрания книг
уже существовали. Послушайте, как они
назывались: «Приют мудрости», «Аптека
для души», «Дом наставлений и
советов».
Домашние библиотеки
прошлых лет, засыпанные пеплом, спрятанные
под семью замками – как много они
рассказали нам о тех далеких годах!
Но
это все история. Сегодня мы находимся
в детской городской библиотеке. Сейчас
мы попробуем совершить путешествие по
ее залам, узнать, кто здесь трудится,
чем отличается труд библиотекаря от
труда других людей.
Ведущий 1 —
Попытайтесь отгадать кроссворд. Ключевое
слово по вертикали: Как называется
работник библиотеки, который запишет
Вас в библиотеку, поможет выбрать нужную
книгу? (Библиотекарь).
Он прекрасно
знает литературу, часто беседует с
ребятами о книгах, помогает им стать
хорошими, умелыми читателями. Он
посоветует тебе, что прочитать, научит
выбирать книги и находить их на книжной
полке. А еще он следит за тем, какие новые
издания появились для детей, и заказывает
их для библиотеки.
С. Маршак: «Память
о замечательной книге навсегда связана
в нашей душе с воспоминаниями о человеке,
который снял ее для нас с книжной полки,
и, улыбаясь сказал: «Прочтите эту, не
пожалеете!..»».
Кто быстрее сможет
ответить на вопросы, т.е. заполнить
строчки в кроссворде?!
1.Отдел
библиотеки, в котором производится
выдача литературы на дом. (Абонемент).
2.
Куда мы спешим, если нам
хочется почитать интересную книгу или
нужен дополнительный материал для
доклада? (Библиотека).
3.Полоска
из картона, которая вкладывается в книгу
для того, чтобы отметить нужную страницу.
(Закладка).
4.Что нам особенно нужно
для занятий в читальном зале?
(Тишина).
5.Карточка установленного
образца, используемая для индивидуального
учета читателей и выданной литературы.
(Формуляр).
6. Какой документ нужен
для записи в библиотеку? (Паспорт).
7.
За окнами гуляла вьюга,
Чертила на стекле узор,
А мы в тепле с любимым другом
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки,
Ребячий лагерь, лес, костер…
Я взял чернильную резинку
И с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою
Листы до завтра заложил,
Взял друга бережно рукою
И
в шкаф на полку положил.
(Р.
Рождественский). (Книга).
8.
Специальное помещение, где читатели
могут работать с книгами, газетами,
словарями. Здесь тихо, правильное
освещение. (Читальный зал).
9. Человек
читающий? (Читатель).
Ведущий 2 –
Кроссворд мы с Вами разгадали. А сейчас
надо представить себе, что Вы стали
библиотекарями, перед Вами читатели,
они ждут, какие же книги Вы им порекомендуете
прочесть.
Конкурс «Реклама»
Нужно рассказать о книге так, чтобы ее
сейчас же захотелось взять и
прочесть.
Ведущий 1 – Работа библиотекаря
требует разносторонних знаний и умений.
Нужно не просто выдавать книги, а знать
их, уметь предложить каждому читателю
то, что ему будет интересно. Библиотекарь
– это лоцман в огромном море книг. Он
должен знать писателей, их произведения,
героев. И Вам сейчас необходимо показать
свои знания.
А ты, дружочек, не зевай,
Нам поскорее отвечай:
Героя книги укажи,
Затем писателя скажи.
Названье книги не забудь,
И станешь первым! В добрый путь!
Конкурс:
Три столика: На первом – карточки с
фамилиями писателей; на втором – с
названиями произведений; на третьем –
с именами главных героев. Собрать.
Ведущий
2 – В библиотеке тишина
Совсем иная,
чем повсюду,
Мне кажется, порой она
В
себе утаивает чудо.
В ней слышен зов
далеких стран,
В ней скрыты тайны
океанов.
Вот, слышишь, — Немо-капитан
О
чем-то спорит с д’Артаньяном.П
ослушный
зову твоему
Здесь Дон Кихот на помощь
мчится.
Ответ на сотни «почему?»
На
книжных прячется страницах.
Дверь
в чудеса открыта здесь
Для всех,
любому человеку…
Ведущий 1 –
Представьте, что Вы – библиотекарь, к
Вам подходит читатель, просит найти ему
книгу. Но он знает только название книги.
Авторов забыл. Ваша задача – назвать
авторов книг. (Приложение № 1).
Ведущий
2 – Книги, как и люди, проживают разную
жизнь, и у каждой книги своя судьба. А у
библиотечных книг — особая. Они проходят
через множество рук. Поэтому внимания
и заботы им нужно больше. Давайте возьмем
совершенно новую, хорошую, здоровую
книжку и «больную» с помятыми, засаленными
страницами, рваным переплетом и с
художествами юных читателей. Полистав
такую книгу, сквозь шелест страниц так
и слышишь крик о помощи: «SOS!» Вы, как
библиотекари, должны воспитывать своих
читателей. Что Вы им можете сказать? Как
они должны относиться к книгам?
Конкурс
«Кто лучше защитит книгу».
Ведущий 1
– Часто случается так, что нерадивые
читатели отрывают и теряют обложки,
вырывают страницы. Как узнать, из каких
книг эти странички?
Конкурс «Книжное
дерево».
По отрывкам узнать
произведение.
Ведущий 2 – Читая, каждый
из нас становится умнее, сильнее, добрее,
благороднее. Приходите в библиотеку –
обитель знаний. Займите там достойное
место.
Профессии полезнее на свете
Ты не найдешь, хоть все переберешь.
Сюда приходят взрослые и дети,
А также посещает молодежь.
Здесь всегда на месте
Детектив и пресса,
И романы тоже хороши.
Здесь любой подыщет
То, что в жизни ищет:
Пищу для ума и для души!
Приложение
1
Стойкий оловянный солдатик
(Андерсен).
Федорино горе (К.
Чуковский).
Мишкина каша (Н.Носов).
Малыш
и Карлсон, который живет на крыше (А.
Линдгрен).
Приключения Чипполино (Д.
Родари).
Кот в сапогах (Ш. Перро).
Горшок
каши (Братья Гримм).
Урфин Джюс и его
деревянные солдаты (С. Волков).
Дядя
Федор, пес и кот (Э. Успенский).
Снежная
королева (Андерсен).
Денискины рассказы
(В. Драгунский).
Вредные советы (Г.
Остер).
Крокодил Гена и его друзья (Э.
Успенский).
Приложение 2
Визитные
карточки:
Илья (Муромец)
Али (Баба)
Кощей
(Бессмертный)
Винни (Пух)
Почтальон
(Печкин)
Красная (Шапочка)
Старик
(Хоттабыч)
Соловей (Разбойник)
Доктор
(Айболит)
Крокодил (Гена)
Синьор
(Помидор)
Кристофер (Робин)
Папа
(Карло)
Князь (Гвидон)
Сивка
(Бурка)
Карабас (Барабас)
Наследник
(Тутти)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Литературная игра «Пиратский квест».
Подготовила педагог-библиотекарь Кленина О.М.
Специально к 23 февраля.
Для учащихся начальных классов.
Пираты — ученики 2 класса, участники — мальчики первых классов.
Литературный квест проводится в форме путешествия по островам. В начале игры мальчикам вручается макет корабля, на котором они отправятся в «плавание» по просторам библиотеки.
Библиотека поделена на сектора, где детей ждут пираты, каждый у специально оформленного библиотечного стеллажа. Мальчики за правильные ответы получают жетоны.
Оформление: плакат с изображением пяти островов, книжная выставка «Штурманы книжных морей», макет корабля, фишки с изображением якоря, на обороте каждой фишки написана буква (5 фишек – К,Н,И,Г,А).
Цель: приобщить детей к чтению, расширить читательский кругозор.
Ход мероприятия.
Педагог-библиотекарь:
Дорогие друзья, рада приветствовать всех мальчиков в нашей библиотеке. Сегодня мы отправимся с вами в далекое путешествие.
Сейчас я вручаю вам макет корабля, который помчит вас вперед, к таинственным островам.
Вас ждут сложные испытания. Коварные пираты приготовили вам задания, только выполнив которые вы сможете отгадать загадочное слово.
Если ваш ответ будет правильным, вы получите букву, одну — за ответ, из букв сложите слово, только тогда получаете приз. Готовы? Отправляемся в путь!
1 пират:
Дети, доброе утро! Я — пират, давным-давно живу на загадочном острове и знаю много загадок. Попробуйте их отгадать и узнать первую букву.
1. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина.
2. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах.
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали
Дюймовочка.
4. Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он…
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы,
И знает каждый без сомнений,
Героя этих приключений.
Чипполино.
Дети отгадывают загадки.
1 пират:
Молодцы, отлично справились с заданием.
Пират вручает жетон, на обороте которого буква «К».
2 пират:
Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на моем острове. Мой остров хранит невероятные тайны. Давайте мы с вами посмотрим, что сейчас происходит во дворце императора моего острова.
Император с книгой в руках. Инсценировка сказки Андерсена «Соловей».
Император: Что такое? (Захлопывает книгу). Как! В моем государстве и даже рядом с моим собственным дворцом живет удивительная птица, а я ни разу не слышал, как она поет! И мне приходится о ней узнавать из чужих книг! Позвать ко мне моих министров!
На сцену выходят 2 министра, кланяются.
Император: Я прочел в ученой книге, что у нас есть замечательная птица, которую зовут Соловей. Её считают первой достопримечательностью моего государства. Почему мне ни разу не докладывали о ней?
1 министр (кланяясь): Ваше величество! И я не слышал о ней. Она никогда не была представлена ко двору.
Император: Весь свет знает, что у меня есть, а я не знаю! Я хочу, чтобы сегодня же вечером птица была здесь и пела передо мной.
1 министр (обращается ко 2 министру): Что такое соловей? Где найти его?
2 министр: Я никогда не слышал о соловье! (Смотрят друг на друга, пожимают плечами). Ваше величество напрасно изволит верить всему, что пишут в книгах: это всё выдумки.
Император: Не говори глупостей! Я хочу слышать соловья. Он должен быть во дворце сегодня же вечером! А если его не будет здесь в назначенное время (встаёт), я прикажу после ужина отколотить всех министров палками по пяткам.
Дети отгадывают сказку.
2 пират:
Отлично справились с заданием.
2 пират вручает детям жетон, на обороте которого буква «Н».
3 пират:
Дорогие дети, мой остров самый красивый и живут здесь удивительные звери. Надеюсь, вы догадаетесь, какие именно животные живут на моем острове.
1. Шкура этого зверя покрыта яркими полосками, похожими на блики света. Сильный зверь, который питается кабанами, оленями, антилопами. Может съесть около 9 килограммов мяса в день.
Тигр.
2. Это животное очень похоже на человека, но в отличие от людей, имеет хвост, которым держится за ветки, руками срывает фрукты, а ногами подносит их ко рту. Очень любит корчить рожицы.
Обезьяна.
3. У этого животного необыкновенно тяжелое тело, толстые ноги как огромные колонны. У него есть бивни, которыми зверь защищается. Самая приметная часть его тела — хобот. Питается травой, плодами и листьями деревьев.
Слон.
4. Это сильное животное с громким ревом и пышной гривой недаром называют царем зверей. У него красивая шкура песочного цвета. Днем этот зверь чаще спит, а ночью охотится на зебр, газелей и антилоп.
Лев.
3 пират:
Молодцы, правильно угадали всех зверей.
3 пират вручает жетон, на обороте которого буква «И».
4 пират:
Здравствуйте, друзья! Мой остров самый веселый, здесь всегда много игр и забав, присоединяйтесь и вы к нам.
У меня в руках сундучок с заданиями, подходите, кто хочет. Берете задание, выполняете его:
поднять руку
рассказать стихотворение
улыбнуться и помахать рукой
топнуть ногой
загадать загадку
пожать руку пирату
похлопать в ладоши
Дети выполняют предложенные пиратом задания.
4 пират:
Замечательно, все у вас получилось.
4 пират вручает жетон, на обороте которого буква «Г».
5 пират:
Дорогие друзья! Мой остров полон чудес и волшебства. Живут здесь самые разные сказки, угадайте какие.
1. Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
«Маша и медведь».
2. Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лесу посечи
Пошла, лиса, с печи!
«Заюшкина избушка».
3. Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
«Хаврошечка».
4.- Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голоском и не так причитает.
«Волк и козлята».
Дети отгадывают сказки.
5 пират:
Все сказки угадали, такие молодцы!
5 пират вручает жетон, на обороте которого — буква «А».
5 пират:
Ребята, я знаю, что вы подготовили для всех нас сюрприз. Выходите, пожалуйста, настало ваше время.
Первоклассники выходят и поют хором песню.
Педагог — библиотекарь:
Наш сегодняшний праздник не состоялся бы, если бы на свете не было книг. Все наши приключения завершились вашей победой только потому, что вы много читаете.
Именно поэтому, для вас задания не показались, слишком сложными. Я надеюсь, ваши встречи с книгой станут для вас доброй традицией. Мы все желаем вам долгой дружбы с книгой, до новых встреч!
А теперь вручаю вам награду — книгу сказок.
.
Автор: библиотекарь МКОУ СОШ с. Кошуки Коробейникова С.Ю.
Цель урока: привлечение учащейся молодежи к книге и чтению как важному фактору сохранения
и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений,
взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Ход мероприятия
1-я ученица: Маша, что здесь такое происходит?
2-я ученица: Как! Ты не знаешь? Открытый урок чтения.
1-я: Правда! Как интересно. Сундук какой-то, посмотри! Давай узнаем что внутри.
2-я: Может в нем хранится клад, иль сокровища лежат!
(открывают сундук)
1-я: Да тут книги!
2-я: Так ведь книги — это сокровища!
(вытаскивают книги и расставляют на столе)
1-я: Смотри, тут еще что-то есть.
2-я: Штурвал. Наверное, мы сейчас отправимся в морское путешествие.
Библиотекарь: Вы совершенно правы. Сейчас мы все вместе отправимся в путешествие по книжному морю. Остановки будем делать на островах. Обратите внимание на карту нашего путешествия.
(на доске висит карта путешествия)
На нашем пути несколько островов: остров ФОЛЬКЛОРА, остров КЛАССИКИ, остров НАУЧНО – ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, остров ПОЭЗИИ, остров ПРИКЛЮЧЕНИЙ И ФАНТАСТИКИ.
На каждом острове нас ждут увлекательные конкурсы, связанные с книгой, чтением.
Прежде чем отправиться в путешествие, разобьемся на две команды, придумаем название, выберем капитанов команд.
(выбор жюри)
(звучит музыка)
^
1. В мире сказок. ИНСЦЕНИРОВКА сказок «КОЛОБОК», «РЕПКА»
Подумайте и скажите, сколько героев в сказке, какие слова чаще всего повторяются, мораль или вывод сказки.
Колобок (не надо забывать об осторожности с хитрецами, простота хуже воровства)
Репка (дружно не грузно, а врозь – хоть брось)
2. Мифология. Соотнесите Богов Древней Греции с современными профессиями
Зевс – летчик, Посейдон – водолаз, Аполлон – поэт, Афродита – фотомодель, Фемида – юрист, Афина – учитель, Арес – военный.
3. Пословицы. Расположите слова пословиц в правильном порядке:
(ум, крыльев, без, птица, как, без, книги) Ум без книги, как птица без крыльев.
(книга, не, манит, к, себе, а, пряник) Книга не пряник, а к себе манит.
^
1. Игра «Центон». Она была популярна во времена А. С. Пушкина. Центон – это стихотворение, составленное из различных обрывков произведений какого-либо поэта. Из каких стихов А. С. Пушкина составлен центон?
Жил-был славный царь Дадон.
С петушком стал княжить он.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
У ворот блистают латы-
То хранят его палаты
Тридцать три богатыря.
У него невеста есть,
Что не можно глаз отвесть.
Но как-то в грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной,
С тех пор и нет Людмилы милой-
Похищена безвестной силой.
(Сказка о золотом петушке, Сказка о царе Салтане, поэма «Руслан и Людмила»)
2^ �. В ребусах зашифрованы названия произведений классиков. Кто автор этих произведений?
(«Парус» М. Ю. Лермонтова, «Гроза» А.Н.Островского, «Дубровский» А.С. Пушкина)
^
На карточках зашифрованы фамилии знаменитых ученых
(Энштейн, Пифагор)
ОСТРОВ «ПОЭЗИЯ»
1. Сейчас каждый из вас попытается стать поэтом, сочините четверостишие по готовым рифмам: ЧТЕНЬЕ – УЧЕНЬЕ
СВЕТ – ПОЭТ
2. Поэты, вам предстоит узнать стихотворение по последним словам строки:
^
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
ЧУДЕСНЫЙ, ПРЕЛЕСТНЫЙ, ПРОСНИСЬ, ВЗОРЫ…
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры…
^
1. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы ориентируетесь в этих жанрах. По начальному слову названия произведения допишите оставшиеся слова
Приключения Тома Сойера Пятнадцатилетний капитан
Приключения Гекельберри Финна Затерянный мир
Приключения Электроника Голова профессора Доуля
Приключения бригадира Жерара Туманность андромеды
Приключения Шерлока Холмса Гиперболоид инженера Гарина
Приключения Кроша Остров сокровищ
Приключения Оливера Твиста Таинственный остров
Приключения барона Мюнхаузена
Приключения капитана Врунгеля и т.д.
БРЕЙН – РИНГ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ПЕСЕНКА О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ (мелодия из мультфильма «Бременские музыканты, исполняет Антуфьева Даша)
Заключительные слова библиотекаря:
Я обращаюсь к взрослым и детям
Полезнее книги нет вещи на свете.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!