Дискуссионная площадка сценарий

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв

Сценарий мероприятия

«Дискуссионный клуб»

Сценарий мероприятия

«дискуссионный клуб»

Сценарий разработан АО «ПАКК»

по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта

«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Сценарий предназначен для свободного использования любыми заинтересованными лицами, занимающимися просвещением в области финансовой грамотности. При использовании сценария необходимо ссылаться на разработчиков

Больше сценариев мероприятий по финансовой грамотности на сайте http://edu.pacc.ru/ 

Со всеми возникающими по использованию сценария вопросами, комментариями, отзывами, предложениями обращайтесь по адресу edu@pacc.ru

Оглавление

1.        ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ        3

1.1.        Цель и задачи мероприятия        3

1.2.        Краткая характеристика мероприятия        3

1.3.        План мероприятия        3

1.4.        Технические требования к месту проведения, реквизиту и оборудованию        4

1.5.        Правила проведения мероприятия        4

2.        Ход мероприятия        8

2.1.        Подготовка мероприятия (15 минут)        8

2.2.        Объяснение правил игры (10 минут)        8

2.3.        Основной этап игры (15-25 минут)        10

2.4.        Рефлексия (10 минут)        10

  1. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия – научить учащихся формулировать свою позицию и аргументировать свою точку зрения.

Образовательные результаты:

  • Уметь формулировать тезис (позицию)
  • Уметь формулировать аргументы в защиту своих тезисов (позиции)
  • Уметь выслушать тезис (позицию) собеседника (оппонента)
  1. Краткая характеристика мероприятия

Таблица 1. Описание мероприятия

Параметр мероприятия

Характеристика

1

Тема

Окружающий финансовый мир

2

Формат

Дискуссия

3

Количество участников

12-30 человек

4

Возраст участников

5-6 класс (10-12 лет), 7-8 класс (12-14 лет)

5

Количество модераторов

1 модератор (при количестве участников более 18 – требуется 2 модератор)

6

Общая продолжительность

45-90 минут

«Дискуссионный клуб»– это мероприятие в формате дискуссии.  Ведущий задает школьникам дискуссионные вопросы, а каждый из учащихся должен совершить одно из следующих действий:

  • выдвинуть свой тезис по данному вопросу (утверждение/мнение);
  • принять сторону одного из тезисов и аргументировать свое мнение (почему он считает, что этот тезис верен);
  • выдвинуть свой контраргумент против выдвинутого ранее тезиса.

Главное правило в игре – не повторяться, поэтому участникам придется выстраивать стратегию своих действий, внимательно слушать друг друга, четко формулировать мысли. При этом запрещается критиковать, переходить на личности, перебивать. Дискуссия модерируется ведущим.

  1. План мероприятия

Таблица 2 Тайминг игры

Тайминг

Действие

Исполнитель и его функции

1

10 минут

Объяснение правил игры

Ведущий объясняет правила игры. Участники совместно с ведущим модерируют дискуссию на пробный вопрос.

2

25 минут

Основное время игры

Ведущий модерирует дискуссию и выписывает за участниками тезисы, аргументы, контраргументы, присваивает баллы.

3

10 минут

Подведение итогов и проведение послеигровой рефлексии.

Ведущий подсчитывает общее количество баллов каждой команды, задает вопросы для рефлексии.

  1. Технические требования к месту проведения, реквизиту и оборудованию

Для проведения необходима свободная от мебели аудитория с доской/флипчартом для записей.  

Минимальные требования к аудитории проведения игры:

Мебель

1 стол для ведущего;

2-3 стола для записи участниками своих аргументов.

Оборудование

1 флипчарт или доска для записи результатов команд.

В аудитории нужно организовать рабочее пространство для участников. Аудиторию следует разделить на две части:

  • первая – общая игровая площадка, где участники начинают игру;
  • вторая – площадка с игровой доской, куда выходят учащиеся выдвинувшие тезис, а затем и учащиеся выдвинувшие аргумент или контраргумент данному тезису.

Ведущий должен располагаться таким образом, чтобы все участники могли поддерживать с ним визуальный контакт.

При участии в мероприятии более 18 человек, рекомендуется поделить участников на две группы, определить на каждую группу одного модератора и проводить мероприятие отдельно в каждой группе.

Также для проведения одной игры понадобятся следующие материалы:

  • Набор разноцветных стикеров;
  • Ручки, по количеству участников;
  • 1 набор маркеров для доски/флипчарта.
  1. Правила проведения мероприятия

Цель участников игры – совершать игровые действия (выдвигать тезисы, аргументы, контраргументы) и доказывать свою точку зрения.

Основное правило в игре – не повторяться! Поэтому содержание игровых действий (тезисов, аргументов, контраргументов) должно быть всегда разным. Нельзя вступать в споры, критиковать других, переходить на личности. Цель дискуссии: рассмотреть со всех возможных сторон предлагаемые к обсуждению вопросы.

Все действия в игре ведутся на «Доске» — таблице, которую необходимо начертить перед началом игры на флипчарте/школьной доске. «Доска» выглядит следующим образом:

Таблица 3 Игровая доска

Вопрос:

Тезис №1

Тезис №2

Тезис №3

Тезис №4

Тезис №5

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Игра состоит из трех этапов:

Перед началом 1 этапа все участники находятся на общей игровой площадке:

C:UsersbaranovaDesktop1.bmp

Этап 1. (3-4 минуты). Ведущий задает вопрос, на который участники должны выдвинуть тезис, например «Кого еще, кроме коровы, персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?». Любой из участников  может  выдвинуть тезис – ответ на поставленный вопрос. Например, тезисы могут быть следующие «Герои могли бы купить кур и организовать курятник», «герои могли бы купить баранов и стричь шерсть» и т.п.

Тезисы выдвигаются в порядке живой очереди, после того как ведущий задал вопрос, участникам дается время на выдвижение тезиса. Участник, придумавший тезис поднимает руку, после чего озвучивает свой тезис и выходит к игровой доске.

C:UsersbaranovaDesktop2.bmp 

Ведущий записывает тезис на «доске», при этом с целью экономии времени и чтобы помочь ребенку выделить главное из своих мыслей, ведущий кратко резюмирует сказанное учащимся, и записывает на доске короткую формулировку тезиса. Последующие тезисы выдвигаются таким же образом. На каждый вопрос может быть выдвинуто не более 5 тезисов.

Этап 2. (4-5 минут).  После того, как тезисы выдвинуты, ведущий предлагает оставшимся участникам, которые не выдвинули тезис, в течение 2 минут придумать один аргумент на любой из тезисов, имеющихся на «доске». Например, «я считаю, что нужно завести курятник, так как куры приносят по несколько яиц каждый день». Первым делом участник выбирает тезис, который ему больше нравится и берет стикер для записи своего аргумента. После чего участник вписывает на стикер свой аргумент и сдает ведущему, ведущий нумерует полученные стикеры в порядке получения (тот, кто сдал первым – получает цифру 1 и т.д.). Участники, не успевшие сдать, или сформулировать свой аргумент за выделенное время остаются на общей игровой площадке до следующего этапа.

По окончании выделенного времени ведущий проверяет аргументы (учащиеся устно оглашают свой аргумент по сформировавшейся очередности, начиная с того, кто сдал аргумент первым). Если аргумент логичен и верно сформулирован, он записывается на «доске», а участник его предоставивший становится рядом с участником, который высказал данный тезис.

C:UsersbaranovaDesktop3.bmp

Если аргумент нелогичен или неверно сформулирован, либо повторяет уже ранее записанный аргумент – участник его записавший возвращается на общую игровую площадку.

Максимальное количество корректных аргументов к одному тезису – 3, поэтому следует сразу предупредить участников о том, что все последующие аргументы (и участники, которые их написали), также будут возвращаться на общую игровую площадку. По итогам данного этапа должны сформироваться команды из участников, которые высказали тезис и тех, кто поддержал данные тезисы.

Участники, выдвинувшие тезисы на первом этапе, на данном этапе также могут записать аргумент в пользу своего тезиса. Если по итогам этапа, этот аргумент не будет озвучен и записан на «игровой доске», а также общее количество аргументов будет меньше 3, то он может его выдвинуть сам. Если аргумент корректный, то он записывается на доску.

Этап 3. (4-5 минут). 

Участники команд (участник, выдвинувший тезис и все, кто выдвинули аргумент в его пользу, и стоят рядом с ним)  сообща могут выдвинуть контраргументы против любого из имеющихся тезисов (только одного из тезисов), разрешается записать до трех контраргументов, но засчитывается только один из них. Участники также сдают стикеры ведущему, и он их нумерует в порядке получения. На стикере они должны указать тезис, и контраргументы.

В случае, если выдвинутый контраргумент уже записан на доске (его высказали другие команды ранее), команды могут использовать другой контраргумент из своего списка.

Участники, оставшиеся на общей игровой площадке, могут выдвинуть новый аргумент в пользу одного из тезисов (разрешается также записать до трех аргументов) и таким образом присоединиться к одной из команд (ограничение в три аргумента для одного тезиса снимается на данном этапе), либо выдвинуть контраргумент против одного из тезисов. Например, «не стоит заводить курятник, так как от кур много шума». Участник вновь берет стикер для записи своего аргумента/контраргумента. После чего вписывает на стикер свой аргумент/контраргумент и сдает ведущему, ведущий нумерует полученные стикеры в порядке получения (тот, кто сдал первым – получает цифру 1 и т.д.). Участник, предоставивший контраргумент, решает к какой команде он желает присоединиться и становится рядом с ними. Контраргумент не может быть выложен на «Доску», если на ней уже есть схожий по содержанию контраргумент. По итогам данного этапа каждый участник должен совершить какое-либо действие, на общей игровой площадке участников остаться не должно.

C:UsersbaranovaDesktop4.bmp

По завершении времени ведущий зачитывает сначала аргументы/контраргументы участников из общей игровой площадки, а потом уже контраргументы участников из команд.

Подведение итогов

Побеждает в игре команда, которая набрала наибольшее количество баллов.  

Команда в игре – это участник, который выдвинул тезис и его «последователи» — те, кто высказывали аргументы за его тезис».

За такие игровые действия как тезис и аргумент присуждается 1 балл. Выдвинутый контраргумент отнимает 1 балл у команды, против которой он был выдвинут. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в случае равенства баллов побеждает команда с наибольшим количеством аргументов. В случае равенства и аргументов, может быть объявлена ничья.

В игре заложено как индивидуальное, так и командное соперничество.

На 3 этапе, когда команда может высказывать контраргументы против тезисов других команд, им выгодно выдвигать их против своих потенциальных «конкурентов», чтобы отнимать у них баллы. Участникам, которые на 3 этапе еще не входят в какую-либо команду и выдвигают аргументы и контраргументы, выгодно предугадать команду победителя и помочь ей либо аргументом, либо контраргументом против другой команды.

Пример заполненной «игровой доски» по итогам 3-х этапов:

Вопрос: «Кого еще, кроме коровы, персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?»

Тезис №1

Курятник

Тезис №2

Барашек

Тезис №3

Хрюшка

Тезис №4

Тезис №5

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Яйца каждый день

Из шерсти получится теплая одежда на зиму

Сало можно дорого продать

Петух будит по утрам

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Много шума

Много грязи

Тезис №1 набирает 1 балл (2 аргумента, 1 контраргумент);

Тезис №2 набирает 1 балл (1 аргумента, 0 контраргументов);

Тезис №3 набирает 0 баллов (1 аргумент, 1 контраргумент);

Победа присуждается команде №1, которая набрала одинаковое количество баллов с командой №2, но у первой команды набралось 2 аргумента, в то время как у второй лишь один аргумент.

  1. Ход мероприятия

  1. Подготовка мероприятия (15 минут)

Перед началом мероприятия необходимо проверить аудиторию и наличие всего необходимого реквизита (см. пункт 1.4 Технические требования к месту проведения, реквизиту и оборудованию).

На флипчарте необходимо расчертить «игровую доску».

  1. Объяснение правил игры (10 минут)

Далее речь Ведущего (прямая речь), обозначена обычным шрифтом, варианты вопросов выделены в тексте полужирным шрифтом. Действия Ведущего и учащихся в ходе мероприятия выделены курсивом и указаны в скобках (ведущий задает вопрос, дети отвечают).

(Ведущий приветствует участников и кратко объясняет правила игры).

Добрый день, дорогие участники! Я рад(а) вас приветствовать на нашем мероприятии «Дискуссионный клуб». Сегодня вам предстоит научиться формулировать свою позицию и аргументировать свою точку зрения.

Наше мероприятие будет проходить в формате дискуссии.

Осталось разобраться с правилами игры. Перед вами будет поставлен дискуссионный вопрос. Ваша главная задача — выдвигать тезисы по заданному вопросу, аргументировать его (если он вам понравился), либо контраргументировать (если вы не согласны с данным высказыванием).

Тезис – законченное и лаконичное утверждение, ваша позиция по теме вопроса. Например, для вопроса «Кого персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?», тезисом являются возможные ответы «корову, курицу, собаку» и т.п.).

Аргумент – это утверждение, довод, доказательство истинности тезиса. Любой игрок может предоставить аргумент в пользу любого тезиса. Например, «героям мультфильма нужно завести корову, потому что она дает молоко, а его очень выгодно продавать».

Контраргумент – утверждение, довод, доказывающий ошибочность тезиса. «Корову очень дорого содержать».

Основное и главное правило в игре – не повторяться и использовать только корректные приёмы ведения спора. Начинают игру все участник на общей игровой площадке, участники, совершившие игровое действие(выдвинувшие тезис, аргумент или контраргумент) выходят к игровой доске.

В ходе игры будут формироваться команды. Побеждает в игре, команда, которая набрала больше всего баллов. Баллы присуждаются за выдвижение тезиса или аргумента, а контраргументы будут наоборот отнимать баллы у команд.

Для того, чтобы нам было легче разобраться в правилах  мы с вами обсудим один из вопросов совместно. Все действия участников записываются на игровой доске.

(Ведущий демонстрирует игровую доску.)

Игра состоит из 3-х этапов. На первом этапе вам предоставляется возможность выдвинуть свой тезис на поставленный вопрос, участник сформулировавший тезис поднимает руку, кто первый поднимает руку – озвучивает свой тезис, тот и выходит к игровой доске. Следующий тезис озвучивается по той же схеме. Максимальное количество тезисов на вопрос – 5.

Давайте мы с вами попробуем сыграть в первый раунд, так как это пробный вопрос для ознакомления с правилами игры, мы сократим количество тезисов до двух. Итак,  вопрос для выдвижения тезисов: «Кого еще, кроме коровы, персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?» Кто желает выдвинуть тезис по данному вопросу?

(Ведущий поочередно выслушивает тезисы и записывает на «доску» краткую формулировку тезисов.)

Хорошо, теперь у нас есть 2 тезиса. Каждый тезис это один балл. Приступаем к раунду №2.

2-й этап. Оставшиеся участники теперь должны сформулировать свои аргументы на любой из имеющихся тезисов. Для этого вам нужно в течение 1 минуты взять стикер и записать туда ваш аргумент, будьте внимательны – если ваши аргументы будут повторяться, засчитываться будет тот, что был сдан раньше, поэтому я буду нумеровать ваши стикеры по очередности их сдачи. Участники, чьи аргументы будут внесены на «доску» становятся рядом с участником, выдвинувшим защищаемый тезис. А те, чьи аргументы не будут засчитаны, возвращаются на общую игровую площадку. Если вы не успели записать ваш аргумент, или не придумали никаких аргументов вы остаетесь на общей игровой площадке. Так как это пробный вопрос отвечать всем не обязательно и время всех раундов сокращено.

В это же время участники, уже выдвинувшие тезис могут дополнительно у себя на листочках записать один аргумент в пользу своего тезиса, если он не будет озвучен во время этого раунда, этот аргумент также можно будет выдвинуть.

(Ведущий запускает таймер, выслушивает аргументы участников и вносит их на «доску».)

Хорошо, теперь мы с вами начинаем заключительный раунд. На данном этапе сформировавшиеся команды могут выдвинуть контраргументы на любой из тезисов команды соперников. А участники, оставшиеся на общей игровой площадке, могут выдвинуть новый аргумент либо контраргумент на любой из тезисов и таким образом, помочь какой-либо команде выиграть. На данном этапе у вас есть возможность записать более одного аргумента или контраргумента в свой листочек, но на «доску» запишется только один. Делаем мы это потому что, ваш аргумент/контраргумент уже может быть заранее озвучен одним из участников. Тогда в зачет пойдет другой аргумент из вашего списка.  Участник из общей игровой площадки, выдвинувший контраргумент, может сам выбрать, к какой команде он присоединится.

У вас есть 30 секунд. После этого этапа мы с вами подведем итоги пробной дискуссии.

(Ведущий запускает таймер, выслушивает все аргументы и контраргументы участников и вносит их на «доску», совместно с участниками подсчитывают баллы и выявляют победителя. Объясняет правила выявления победителей.)

Итак, побеждает команда, набравшая больше всех баллов, если разница будет одинаковое количество баллов у нескольких команд, тогда побеждает команда с наибольшим количеством аргументов.

Таким образом, мы обсудили пробный дискуссионный вопрос и готовы приступить к основной дискуссии. Если у вас остались вопросы, спрашивайте сейчас.

В игре существует еще одно правило, называется «произвол Ведущего». В случае спорных ситуаций всегда решение принимает Ведущий.   

  1. Основной этап игры (15-25 минут)

(Игровое время на обсуждение одного вопроса может длиться 15-25 минут (может быть изменено по усмотрению Ведущего). В зависимости от имеющегося времени на проведение мероприятия и темпа игры за 45 минут можно успеть отыграть 1-2 вопроса, за 90 минут 2-4 вопроса.)

Пора начинать игру! Не забываем, что наше главное правило – внимательно слушать участников и запрещается критиковать друг друга, переходить на личности, перебивать.

Примерные вопросы для дискуссии

  1. Как стоит поступить с деньгами, если вы выиграли в лотерею большую сумму денег?
  2. Каким видом спорта стоит заниматься в нашей стране?
  3. Какой еще иностранный язык, кроме английского, нужно изучать в школе?
  4. Куда стоит пойти работать после окончания школы, университета?

(Общее время на проведение основного этапа игры – 25 минут, ведущий должен предупредить об этом участников и регулировать игровые действия участников. На обсуждение одного вопроса должно быть отведено 12-13 минут.  

Структура обсуждения вопроса остается той же, что и у дискуссионного вопроса. Ведущий должен внимательно следить за временем обсуждения каждого вопроса, а также за дисциплиной в аудитории.)

  1. Рефлексия (10 минут)

(После окончания игры рекомендуется провести с участниками рефлексию в формате беседы.)  

На этом основная часть нашей игры подошла к концу, давайте обсудим итоги нашей сегодняшней деятельности. Что было самым сложным для вас сегодня.

(Учащиеся приводят свои ответы.)

(Можно также задать участникам следующие вопросы)

  1. Что было самым интересным в дискуссии? Что было понятно, а что – нет?
  2. Как победить в этой игре?
  3. Какие тезисы и аргументы показались вам самыми весомыми? Какой вывод из дискуссии вы можете сделать?
  4. Как применить полученные знания в жизни?

Сегодня мы с вами научились формировать и формулировать свое мнение по вопросам, которые, так или иначе, окружают нас. Нужно понимать, что недостаточно только сформулировать мнение по какому-либо вопросу, важно так же уметь доказывать свою точку зрения.

Данное умение может пригодиться, как в простых ситуациях, когда продавцы пытаются продать  товары, которые вам не нужны, или предлагают более дорогой продукт, чем тот, что вы хотели приобрести, так и в сложных ситуациях, например, связанных с общением с представителями банков. Важно донести свою точку зрения, что вам нужно и для чего. Также это умение важно и при заключении различных финансовых договоров. К примеру, при оформлении вклада, необходимо дать точную информацию о том, зачем вам это нужно и какие условия вам важны и почему. Умение формулировать свои мысли четко и ясно, а также отстаивать свою точку зрения – это одно из составляющих финансовой грамотности.

Заседания  дискуссионного клуба регулярно проводятся в гимназии 15 на протяжении многих лет. Темы-самые разные. подготовка -минимальная. Успех мероприятия зависит от активности учащихся. Поэтому мы стараемся привлечь представителей разных классов. Немаловажное значение имеет и тот факт, что в гимназии постоянно учатся представители разных стран ( на основе сотрудничества с международным фондом АФС-Интеркультура).

Поэтому общение получается живое, реальное, часто детям приходится переходить на английский язык, так как иносранцы не всегда понимают сложные вещи на русском языке. Кроме того, гимназия практикует ученические обмены с разными странами. Дети едут в принимающую страну, учатся там со своими сверстниками, живут в принимающих семьях.

Март 2013. Заседание дискуссионного клуба гимназии 15

«Школьные дебаты»

Тема: Система образования в России и других странах

Цели проведения дискуссии:

— развивать умение учащихся вести диалог;

-отстаивать свою точку зрения;

-соблюдать правила ведения спора,

-познакомить учащихся с системой образования в США и других

странах;

-поощрять стремление учащихся к законотворческой инициативе.

Участники: учащиеся школы, американская школьница из города Альбукерке, учителя школы.

Оборудование: демонстрационные ролики Совета Европы.

Ход дискуссии:

1. Демонстрация ролика «Цвета мира»

2.Вступительное слово учителя:

Добрый день, уважаемые гости, ребята!

Мы начинаем очередное ежегодное заседание дискуссионного клуба, посвященное нынешней системе образования в России, мы поговорим о проблемах образования в нашей стране, послушаем нашу гостью, как это происходит в Америке, нарисуем идеальную школу будущего.

Я хочу представить присутствующих в аудитории:

Татьяна Владимировна Милостивенко-директор гимназии 15.

Учитель истории Щукин В.С.

Учитель английского языка Савельева В.А.

Ученица американской академии Альбукерке (США) Алиса Браун.

Представители ученической общественности гимназии.

Как всегда мы начинаем с правил ведения дискуссии:

Правила ведения диалога: На экране.

Предполагается свободный и добровольный обмен мнениями.

Запрещается высмеивать чужие идеи и мнения.

Запрещается перебивать выступающего.

Выступающим рекомендуется соблюдать регламент высказывания: сначала подумай -потом говори; говори кратко и продуманно.

Настоятельно рекомендуется с уважением относиться к мнению оппонента.

3.Презентация темы дискуссии.

Итак, что было: На экране

2008 год- видеомост с Новой Зеландией, 2009 год- обсуждение темы Толерантность, 2010 год-тема: Россия- США –диалог двух ядерных держав.

Тема сегодняшнего заседания: Система образования России и образовательная система других стран. На экране — тема.

4.Модератор:

Итак, система образования: что общего в разных странах и что совпадает?

Россия- Европа-США

Алексеева Полина, Варганова Ольга некоторое время учились в Германии, Семак Полина

ездила на учебу в Великобританию, эти же девчонки и группа других ребят побывали в Америке по обмену гимназии 15 и Академии Альбукерке, многие другие ребята так же были на учебе в ПекинеКитае, Италии и во многих странах.

-Что объединяет эти страны?

-Чем отличается образовательная система разных стран?

Ответы учащихся: Аня Челнокова, Полина Алексеева

Во время пребывания в США наши ученики не один раз отвечали на следующие вопросы:

-Каковы твои впечатления об Академии? Ответ

-Каковы различия между твоей школой и Академией? Ответ

-Испытал ли ты культурный шок после приезда в Америку? Что потрясло тебя больше всего? Ответ

-Что ты думаешь об отношениях между учителями и учащимися в Академии и в твоей школе? Ответ

-Как ты считаешь, где труднее учиться? Аргументируй свою точку зрения.

Краткий итог выступлений детей:

Разница во всем, начиная с туалетов и заканчивая отношениями Учитель-Ученик. Там- это друзья, советники, у нас- учителя-больше наставники, лекторы. Там- это активная поисковая работа школьников, у нас- это больше подача информации учителем, потом- оцениваемый пересказ учебника.

Конечно, впечатляет оборудование во всех классных комнатах, несколько спортзалов, бассейн, о столовой, где предлагаются блюда разных стран + десерт, можно даже не рассказывать, чтобы не завидовать. Экологическое воспитание начинается с 0 возраста ребенка, никто не бросит несортированный мусор в корзину и т.д и т. п.

Культура поведения!!Столовая! Экология!!

Модератор:

Что надо сделать, чтобы мы выглядели культурной нацией в глазах всего мира?

Что надо сделать, чтобы имидж России не связывали с образом сибирского медведя и водки?

Ответы учащихся.

5. Экран – слайды о пребывании в США, Китае, Сербии, Великобритании.

6.Демонстрации слайдов об Америке.

Вопрос Алисе Браун:

Алиса, ты училась в Израиле, являешься ученицей Академии Альбукерке, теперь немного познакомилась с Россией.

Что общего и что объединяет образовательные системы разных стран?

Выступление Алисы Браун.

Экран

Модератор:

В средствах массовой информации обсуждаются новые стандарты образования в России.

Разработчики совершенно правильно считают, что нынешнее поколение детей отличается от детей 60-х, 70-х, и 80-х годов. Учить их так, как учили их предков в прошлом столетии, даже в 80-х годах, невозможно и неэффективно.

Предполагается:

Старшие классы:

Физкультура — обязательно для всех

ОБЖ — обязательно для всех

Россия в мире — создание такого предмета еще обсуждается.

Русский язык и литература (базовый и профильный уровень)

Иностранный язык (базовый уровень – профильный)

(один язык обязательно, второй-по выбору)

Общественные науки:

Базовый уровень: история, общество, география.

Профильный: история, география, экономика, право.

Математика и информатика: (базовый, профильный)

Естественные науки:

Базовый: естествознание

Профильный: биология, экология, физика, химия)

Искусство или предмет по выбору школы:

Базовый-профильный

Конечно, прежде, чем конкретно о б этом говорить, надо детально изучить вопрос.

Вопрос можно задать так: А Вы хотели бы изменить наше образование?

Как?

Экран

Самое интересное: Давайте нарисуем школу будущего!

Начинаем со здания обычной школы.

Начинка?

Предметы?

Учителя?

Взаимоотношения учитель-ученик; родитель-учитель.

Классный журнал: электронный? Дневник? Оценки? Тетрадь? Ручка? Карандаш? Оборудование, методика?Завершение рисунка модератором.

Модератор:

Слово предоставляется Президенту клуба Антону Арутюняну.

Учителю истории Щукину В.С.

Завершение дискуссии: Спасибо всем присутствующим.

Мы неслучайно начинаем каждое заседание клуба с демонстрации ролика CoLOURS/

Система образования во всех странах разная, уровень жизни во всех странах разный, традиции разные, мы все разные, но вместе с тем, мы все одинаковые. All equal. All different. Но если мы будем действовать сообща, вместе, мы будем сильны во всех ситуациях.

Есть очень интересная вещь, вы сейчас увидите, как можно сообща создать что-то новое.

Демонстрация ролика Storm

Просмотр содержимого документа

«Сценарий проведения заседания дискуссионного клуба »

Дата:03.03.18  
Слет талантливых и одаренных
Сценарий  секции: Дискуссионная площадка
Подготовила: учитель  истории Калигулова Г.А.
Здравствуйте всем­всем, с кем еще мне не удалось увидеться! По традиции мы собираемся
с вами на  информационно­ дискуссионную площадку. Тема нашей дискуссионной 
площадки: « Мы казахстанцы­ мы, нация единого будущего   ».
  Современное образование ставит перед собой цель – формирование и развитие социально 
востребованной личности, способной добиться успеха.
А что же такое успех? Что лежит в его основе? Успешным хочется быть любому и ребёнку 
и взрослому, но каким образом этого добиться? Я считаю, что одним из составляющих 
успеха, является умение общаться.
   Замечательный романтик и сказочник Антуан де Сент­Экзюпери называл общение 
«единственной настоящей роскошью». Для меня общение ассоциируется с экзотическим 
цветком, каждый лепесток которого: личное обаяние, привлекательность, 
психологическая совместимость, риторическая искушённость, остроумие, находчивость, 
гибкость, уступчивость, толерантность, умение слушать и понимать, говорить и 
доказывать, уметь управлять своими эмоциями. Именно эти качества вам дается 
продемонстрировать сегодня на дискуссионной площадке.
Вашему вниманию будут представлены 3 дискуссионные площадки, подготовленные 
учащимися 9, 10, 11 классов. Сегодня мы попытаемся рассмотреть  актуальные вопросы 
воспитания казахстанского патриотизма,  обсудим тему полиязычия, казахстанского 
исторического сознания.
  Цель  дискуссионной площадки помочь развитию умения критически мыслить, 
рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Также формируется 
готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, 
осознанно вырабатывать жизненную позицию. Данная площадка позволяет тренировать
навыки самостоятельной работы, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания 
собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает 
достичь понимания того, что другая позиция
тоже имеет право на существование.
   Дискуссионная площадка учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение 
делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и 
поддерживать друг друга. 
Обращаю внимание на то, что в дискуссионной площадке не побеждает
ни одна из команд. Это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать 
свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе 
дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и интересующие проблемы и 
намечаются пути их решения. Разрешите представить членов экспертной группы: Арынгазиева С.Ж., Голосовская 
Н.Н., Беличенко В.С., Шелепова И.Н.
Технология проведения:
Напоминаю на заявление позиций командам дается от 10 до 15 минут, после заявления 
позиций проводится перекрестный опрос. Команды имеют возможность задать по три 
вопроса, на которые без обсуждения сразу же даются ответы. Также зал имеет возможность
задать командам по 1 вопросу. Подводится итог работы дискуссионной площадки членами 
экспертной группы.
____________________________________________________________________________
1 дискуссионная площадка
    Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле,
на которой они живут; желание сделать  жизнь на этой земле лучше; любовь к родной 
природе, близким, к своей Родине.
Сегодня на 1 дискуссионной площадке « Патриотизм­это мода или естественное чувство
каждого нормального человека» принимают участие учащиеся 9­х классов.
Модераторы 1 площадки: учитель казахского языка  Сулеева Адия Ануарбековна, учитель
истории Ибрагимова Акбаян Алиайдаровна
Итак, слово Вам1 дискуссионная площадка
Экспертная группа
Вывод: на сегодняшний день, для того чтобы сохранять статус современного и 
конкурентоспособного государства, Казахстан делает акцент на воспитании 
подрастающего поколения, ведь именно оно призвано стать гарантом мира на Земле и 
успешного развития нашего государства.
Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня 
– это Казахстан завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст 
соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, ­ значит своими 
руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, 
значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.
1. С какого возраста могут проявляться патриотические чувства?
2.Можно ли воспитать патриота?
3.Каковы истоки этого чувства?
4.Может ли человек неосознанно быть патриотом?
5.Может ли настоящий патриот быть националистом? Есть ли грань? Страшно ли 
преступить эту грань?
6.Как вы можете проявить свои патриотические чувства, сейчас и в будущем?
_____________________________________________________________________________
2 дискуссионная площадка Современный Казахстан является полиэтническим государством, поэтому развивается в 
условиях полиязычия путем поэтапной, взвешенной языковой политики, содействующей 
межнациональному согласию. Эта объективная характеристика обусловила переход 
общества к полиязычию, что, в свою очередь, актуализирует проблему изучения языков для
адаптации к новым социально­политическим и социально­культурным реалиям. Казахский 
язык– государственный язык, его должен изучать и знать каждый гражданин, проживающий
на территории государства; русский язык как язык межнационального общения 
продолжает оставаться важным языком для многонационального Казахстана, а английский 
язык –«язык успешной интеграции в глобальную экономику». В Послании 2007 года 
«Новый Казахстан в новом мире» Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев  предложил 
начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». В перспективе 
каждый будущий специалист должен владеть тремя языками, чтобы быть полиязычным, 
конкурентоспособным специалистом.
Об этом мы и поговорим  на 2 дискуссионной площадке
Тема 2 .Дискуссионная площадка №2 «Полиязычие в Казахстане – веление времени 
или копирование опыта других стран» принимают участие учащиеся 10­х классов
Модераторы: учителя казахского языка:  Жетенова Жанар Болатовна, Есеналиева Гульсим 
Серикжановна
Представление  участников дискуссионной площадки:
1  Утверждающая команда,  будет представлять   тезис: «Полиязычие ­ это 
копирование опыта других стран»
Дискутанты:Бекова Эрика, Клименчук Константин, Хисаметдинова Диана, Чукеева 
Жазира, Жаментек Томирис, Абдинаги  Нуршат, Кулмаханова Акниет
2. Отрицающая команда отстаивает позицию  «Полиязычие в Казахстане ­ это веление 
времени»
Дискутанты:Мамытхан Балым, Сейсова Мадина, Азимханова Шырын, Амангельды 
Айдана, Ештаев Алмас, Баймуханова Рымжан, Акказиева Аружан
Вывод:  «Формирование полиязычной личности – цель языковой политики независимого
Казахстана.   Главная   цель,   стоящая   перед   учителями   и   учениками   –   это   развитие
поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение,
знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной
осуществлять   коммуникативно­деятельностные   операции   на   трех   языках   во   всех
ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
_____________________________________________________________________________
Г.А.“Народ, у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери, всему учится с 
самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память, словно гибкая 
лоза: куда его согнешь, туда и пойдет”
Ч. Айтматов. … Вы когда­нибудь
Задумывались над тем,
Почему пал
Могущественный Тюркский каганат?
Первопричина была в том,
Что он ­ хотя и мог
Выставить против врага
Свое многотысячное войско ­
Не смог ему противопоставить
Свою великую культуру…
Страна, не создавшая
Свою духовную мощь,
Со временем поневоле попадает
В рабство к более сильным:
Бездуховная нация ­ подобна курице,
Неспособной на высокое парение
      М.Шаханов
   
   Именно этими словами  Ч. Атматова и М. Шаханова  и хотелось бы перейти к 3 
дискуссионной площадке
Следующая дискуссионная площадка посвящается теме: «Казахстанское историческое
сознание: быть или не быть. Манкуртизм или патриотизм», представляют  11 классы
Любовь к Родине, ее  наследию прививается нам с первого слова, первого шага, первого 
звонка, первой буквы, проявляется уже с раннего возраста патриотическими чувствами в
доверчивом, свободном ото лжи и лицемерия, сердце. С большой, переполняющей душу, 
гордостью наблюдаем за военными парадами, где демонстрируется сила и мощь страны. 
С грустью, от которой щемит сердце слушаем песни военных лет и с восторгом от 
храбрости наших дедов поздравляем ветеранов с Днем Победы. Склонив головы, молчим
у обелиска Славы павшим героям Великой Отечественной Войны, обещая всегда быть 
достойными памяти наших дедов, подаривших своим потомкам свободу и жизнь. Но все 
это под угрозой исчезновения.    Республика Казахстан поликультурна и слияние 
многих систем ценностей и идеалов не всегда приводят к слиянию патриотических 
порывов. Итак, каково же сегодня реальное положение вещей? Как происходит процесс 
формирования казахстанского сознания ? Кто сегодня участвует в этом многосложном и
многоструктурном действии?
Представление  участников дискуссионной площадки:
1  Утверждающая команда,  будет представлять   тезис: «Казахстанскому 
историческому  сознанию: не быть. Манкуртизм его погубит»
Дискутанты: Омельченко Никита, Афлатова Нарина, Крюкова Юлиана, Абдугалиев 
Алмас, Рустемов Дамир, Телебаева Бакзада 2. Отрицающая команда отстаивает позицию  «Казахстанскому историческому  
сознанию: быть. Патриотизм его сохранит»
Дискутанты: Дусебай Жаухар, Убайдула Диана, Зетова Аружан, Абдалимова Алина, 
Иовик Алина
Модератор: учитель истории Калигулова Г.А.
Напоминаю,  на заявление позиций дается 10­15 минут на команду
Вывод: «Одна из главных задач нашего государства сегодня – воспитание 
поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего 
историю своего народа – поколения, которому можно доверить будущее 
страны. С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан во 
всем мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение,
свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные 
информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые 
чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не 
осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной 
культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего 
народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и 
пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш 
долг – воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к 
родному народу». 
И наша дискуссионная площадка подошла к концу.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!

В рамках дискуссионного клуба старшеклассники под руководством педагога обсуждают различные оценки причин, хода и результатов событий Великой российской революции, которые высказывали как современники эпохи, так и отечественные историки. По итогам заседания клуба школьники подходят к выводу о губительности для общества кровавых радикальных революционных перемен и необходимости максимального следования эволюционным путем развития.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».

Пояснительная записка

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у обучающихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, отстаивать свою позицию. Решить актуальные задачи образования позволяет использование такой формы работы как дискуссионный клуб.

Данная форма работы построена на альтернативе, сопоставлении различных точек зрения, она дает возможность участникам сформировать собственную позицию и умение ее отстаивать. Число участников такой встречи ограничено, свободный обмен мнениями по актуальным вопросам предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников.

Тема дискуссии сообщается заранее, (обозначена тема, место, время проведения, и кто приглашается на данное мероприятие).

Дискуссионный клуб призван решить задачи:

  • создание условий для самореализации личности;
  • развитие у обучающихся коммуникативных качеств;
  • выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к истории,
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Дискуссионный клуб старшеклассников «Новый взгляд» работает в МАОУ-СОШ №4 г. Асино пять лет. Ежегодно проводится не менее двух заседаний клуба.

Участниками заседаний клуба являются старшеклассники (обучающиеся 10-11 классов образовательных организаций Томской области).

Заседания проходят в очной форме в виде открытой дискуссии по актуальным проблемам истории и современности при участии общественности, журналистов, педагогов, при информационной поддержке Регионального центра развития образования Томской области (ОГБУ «РЦРО»).

Формат заседания клуба предполагает свободный интеллектуальный обмен мнениями по заявленной теме. Продолжительность работы – 2-3 часа.

 Правила организации и проведения дискуссионного клуба отражены в «Положении о дискуссионном клубе обучающихся «Новый взгляд».

По результатам работы дискуссионного клуба все участники заседания отмечаются сертификатом участия, наиболее активные участники награждаются дипломами в номинациях, учителя — благодарственными письмами.

Cсценарий заседания дискуссионного клуба старшеклассников «Новый взгляд» по теме: «Уроки революции 1917г.»

1. Организационный этап

Учитель (ведущий) обращается к присутствующим с приветственным словом. Представляет:

  • команды обучающихся образовательных организаций (школ, гимназий, колледжей),
  • экспертов и гостей (учителя образовательных организаций, журналисты местных СМИ, сотрудники культурно-просветительских организаций, представители общественности),
  • учеников — помощников учителя при проведении заседания клуба.

 Отмечает, что по результатам работы клуба активным участникам будут вручены сертификаты и дипломы.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя (ведущего): «В истории найдется не много событий, которые оказали бы столь сильное влияние на весь ход развития человечества, как российская революция 1917 года. В 1917 году Российское государство, отвергнув веками существовавший монархический строй, коренным образом изменило вектор своего исторического развития. Россия на короткое время стала самой свободной страной в мире. Но демократическая альтернатива, в течение восьми месяцев 1917 года, успевшая трансформироваться из либерально-демократической в радикально-демократическую, так и не осуществилась. Сегодня многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять «Февральскую» и «Октябрьскую» революции. Очевидно, целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента».1  Почему так случилось? В рамках работы дискуссионного клуба участники заседания получат возможность высказать свою точку зрения по ряду дискуссионных вопросов, связанных с причинами, ходом, значением революции 1917г., услышат мнение оппонентов».

Прежде чем приступить к обсуждению проблемных дискуссионных вопросов учитель предлагает вспомнить имена деятелей периода революции и выполнить задание «революционный портрет». На экране (или в виде раздаточного материала) обучающимся предлагаются портреты деятелей периода революции 1917г.: Г.Е. Львова. В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, А.Ф. Керенского и т.д. (Приложение 1). Предлагается высказаться о роли каждого из них в революционных событиях 1917г. (Возможно как индивидуальное выступление, так и презентация результатов работы команды образовательной организации одним из обучающихся).

На этапе актуализации знаний, в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта (ИКС) целесообразно использовать материал исторического краеведения.

Примечание: в соответствии с ИКС «история в школе должна изучаться на трех уровнях: федеральном (базовом), региональном и локальном. Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи».2

По теме «Революция и наш край (город, область и т.д.) в годы революционных потрясений» выступает заранее подготовленный ученик. Выступление сопровождается мультимедиа презентацией (Приложение 2).

3. Революция в России: «кто виноват?» и «что делать»?

Обсуждение дискуссионных вопросов

Учитель обращает внимание присутствующих на то, что «из томов, написанных историками и политологами нашей страны и всего мира о событиях 1917 г., можно соорудить, пожалуй, приличную горную вершину. Еще не меньше будет написано, но вряд ли когда-нибудь исследователи придут к единой точке зрения. Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. С уходом династии Романовых прервалась традиция российской государственности, власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду нации. Либералы и социалисты (эсеры и меньшевики) полагали, что Февраль открыл путь к свободе, к демократии. Большевиков они считали «контрреволюционерами слева». Советская власть снова закабалила народ – установилась не диктатура пролетариата, а «диктатура над пролетариатом». Сами большевики считали Февраль прологом Октября. Они видели в ходе событий отражение своей правоты – революция «расширялась» и «углублялась», от первого этапа – буржуазно-демократического она шла ко второму – социалистическому. Только советская власть, утверждали большевики, отвечала коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости»3 .

Ученики-помощники учителя наизусть зачитывают произведения поэтов – свидетелей революционных событий: В. Маяковского, В Брюсова, С. Есенина, А Блока и т.д. (Приложение 3) Участники заседания клуба убеждаются в неоднозначной оценке событий 1917г. данной поэтами.

Учитель предлагает перейти к обсуждению проблемных вопросов (участники клуба имели возможность заранее познакомиться с перечнем вопросов в соответствии с Положением о проведении дискуссионного клуба). Учитель представляет обучающихся — учеников, выступающих в качестве помощников в проведении заседания, задача которых — озвучивать мнение современных российских историков по каждому из обсуждаемых вопросов, чтобы задать тон обсуждению перед тем, как участники заседания клуба смогут высказать свои точку зрения:

  • 1-й: О. Волобуев, доктора ист. наук
  • 2-й: Г. Иоффе, доктора ист. наук,
  • 3-й: А. Степанский, доктора ист. наук

(Используются материалы «Круглого стола», журнал «Родина», 1992г,, №4)

3.1. Революция 1917г.: случайность, закономерность, неизбежность?

Присутствующим предлагается к просмотру видеофрагмент документального фильма 1965г., «Революции 1917 года. Как это было. Вспоминает В. Шульгин», в котором один из наиболее активных участников революции монархист, депутат Государственной Думы В.В. Шульгин высказывает свое мнение о причинах событий весны-лета 1917г. (ссылка на видеозапись:

(с 12:58 до 16:00 мин.). Учитель предлагает участникам заседания прокомментировать высказывания В. В. Шульгина.

Учитель предлагает обратиться к материалу учебника истории «История России начало XX-начало XXI века», (авторы: О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов, издательство «Дрофа») и прокомментировать высказывания современников и участников революционных событий:

«Из доклада Ленина в январе 1917 г. «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв грядущей революции».

Из воспоминаний видного кадета В.Д. Набокова: «Когда теперь, более года спустя, я мысленно хочу вновь пережить первые два месяца существования Временного правительства, в моем воспоминании возникает довольно хаотичная картинка… И припоминается основное настроение: все переживаемое представляется нереальным»4 .

Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков по данному вопросу:

  • О. Волобуев: «Революция – стечение обстоятельств.
  • Г. Иоффе: «Революция не носила неотвратимого характера».
  • А. Степанский: «Февральский «взрыв» был неизбежен» 5

Учитель предлагает участникам дискуссионного клуба высказать свою точку зрения по вопросу: случайной, закономерной или неизбежной была революция 1917г.?

Данный этап заседания проходит в формате конкурса красноречия. Один обучающийся от образовательной организации делает краткое (1 минута) выступление по заявленной теме «Революция 1917г.: случайность, закономерность, неизбежность?»

Примечание: Формат дискуссионного клуба не предполагает, что присутствующие обязаны прийти к единообразному мнению, тем не менее, целесообразно, если учитель (модератор) будет делать обобщающий вывод после обсуждения каждого вопроса.

3.2. Февральский переворот – массовое движение, «заговор оппозиции» или пролетарско-солдатский «взрыв»?

Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков по данному вопросу:

  • О. Волобуев: В революции соединились массовое движение и заговор оппозиции
  • Г. Иоффе: Решающей в революции была антицарская деятельность либералов
  • А. Степанский: революцию совершил народ, это – пролетарско-солдатский «взрыв»6 .

Участники заседания высказывают мнение о характере и движущих силах революции.

Учитель обращается к участникам клуба с вопросом: как характер и движущие силы революции описаны (представлены) в учебнике истории «История России начало XX-начало XXI века», (авторы: О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов, издательство «Дрофа»)?

Учитель подводит итоги обсуждения

3.3. Февраль и Октябрь: демократия, военная диктатура или большевизм?

Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков:

  • О. Волобуев: Демократия в России после Октября имела шанс, но им не воспользовалось Временное правительство.
  • Г. Иоффе: Демократический вариант был возможен, но помешал раскол «демократического фронта», Корниловский мятеж.
  • А.Степанский: Временное правительство не решило главного вопроса – аграрного, крестьяне не получили землю от царя, теперь, после Февраля, они не получили ее и от Временного правительства, последняя надежда осталась на большевиков7 .

Участники заседания высказывают мнение о возможности осуществления разных альтернатив, возможных вариантов развития событий в период лета-осени 1917г.

Для ответа на вопрос о причинах победы большевиков осенью 1917г. учитель предлагает прокомментировать высказывания современников революционных событий:

Ф.А. Степун, статья «Мысли о России»: «…русская революция в России была по своей сути «стихией русской души, которая в 1917 году откликнулась на коммунистическую проповедь Ленина, и круг тех явлений, который был порожден этим откликом».

Н.А. Бердяев: «это (большевики) — единственная власть, выполняющая хоть как-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей».

С.Л. Франк: «Социализм увлек народные массы «не своим положительным идеалом, а своей силой отталкивания от старого строя»8 .

Участникам заседания предлагается видеофрагмент документального фильма «Факты, о которых молчали». (ссылка на видеозапись:

мин: 23:55-25:05), предлагает высказать свое мнение по вопросу о роли В.И. Ленина в революции 1917г».

Учитель подводит итоги обсуждения.

3.4. Уроки революции

 При обсуждении данного вопроса участникам клуба предлагаются высказывания современников событий 1917 года о смысле и значении Русской революции в истории Российского общества. Излагается точка зрения участников дискуссионного клуба на предложенное (выбранное) высказывание историка, современника, общественного деятеля о революции 1917г.

Бердяев Н.А.: «Революция всегда означает, что не было положительных творческих духовных сил, улучшающих и возрождающих жизнь, осуществляющих больше правды. Революция есть кара, посылаемая людям за то, что они не обнаружили творческой духовной силы, не творили лучшей жизни… Желать можно лишь положительного творчества, лучшей жизни…, лишь духовно-социального обновления и возрождения…, революция есть болезнь, катастрофа, прохождение через смерть».

С.Л. Франк: «Революция это всегда болезнь общества и, как всякая болезнь, «само по себе не приводящая к удовлетворению органических потребностей, к чему-то «лучшему». Цена же революции всегда одна: «в конце всякой революции общество, в результате неисчислимых бедствий и страданий анархии, оказывается в худшем положении, чем до нее. Революция это попытка, «с помощью взрыва исправить недостатки паровой машины» или, с помощью землетрясения «установить целесообразную распланировку улиц города».

И.А. Ильин: «Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет».9

Ученики-помощники озвучивают мнение современных историков:

  • О.Волобуев: Все революции являются разрушительной стихией.
  • Г.Иоффе: Революционные методы в ХХ веке себя не оправдали, и не могли оправдать, ибо основаны на насилии.
  • А Степанский: революции происходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию10 .

Ученик зачитывает стихотворение М.Волошина «Мир» (ссылка на видеозапись:

мин: 42:28 – 44:00 )

С Россией кончено. На последях
Ее мы прогалдели, проболтали.
Пролузгали, пропили, проплевали.
Замызгали на грязных площадях.
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пришли на нас огонь, язвы и бичи,
Германцев с Запада, Монгол с Востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

Учитель обращается к присутствующим с вопросом: «Что хотел донести до нас поэт «Серебряного века? Какой урок мы должны извлечь из революции 1917г.?»

Учитель подводит итоги обсуждению: Российские революции во многом основаны на бунте, стихийности. Революционная волна часто смывает и весь положительный опыт, накопленный временем. Революционные методы себя не оправдывают, ибо основаны на насилии. Важный урок революций: они происходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию. Сегодня всем необходимо понимать важность диалога в решении существующих проблем, стремиться к достижению согласия. Будем надеяться, что уроки революции 1917г. не будут забыты.

4. Подведение итогов работы дискуссионного клуба

Экспертам предоставляется возможность высказать свой взгляд по обсуждаемым проблемам, задать вопросы участникам дискуссионного клуба.

Активным участникам заседания дискуссионного клуба вручаются дипломы и сертификаты (Приложение 4).


1 О. Волобуев, В Клоков, М. Пономарев, В Рогожкин. Учебник История. Россия и мир 11 класс, базовый уровень, § 8–9. Российская революция 1917 года Изд-во «Дрофа»

2 Региональная, локальная и этническая история в условиях введения ИКС: проблемы и перспективы.

3 О. Волобуев, В Клоков, М. Пономарев, В Рогожкин. Учебник История. Россия и мир 11 класс, базовый уровень, § 8–9. Российская революция 1917 года

4 О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов учебник для 10 класса «История России началоXX- начало XXI века» пп. №3-5 стр 23

5 . «Логика переворота» журнал «Родина», 1992 г. №4. Стр. 89-91

6 Материалы «круглого стола», журнал «Родина», 1992 г. №4., стр 89-91

7 См. там же

8 Современники событий 1917 года о смысле и значении Русской революции в истории Российского общества

9 Современники событий 1917 года о смысле и значении Русской революции в истории Российского общества

10 Материалы «круглого стола», журнал «Родина», 1992 г. №4., стр 89-91

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский колледж сервиса и торговли»

СЦЕНАРИЙ

внеклассного мероприятия

Дискуссия на тему:

«Я – человек!»

Разработал: преподаватель предметов «Психология», «Культура делового общения»

Смолякова Илона Николаевна

г. Севастополь

2019 г.

Цели и задачи:

Познавательные – углубление профессиональных умений и знаний о качествах и свойствах личности человека, необходимых для успешного общения и профессионального развития

Развивающие — продолжение работы по развитию у студентов познавательного интереса к психологическим свойствам личности человека и приемам его самовоспитания, развитие навыков публичного выступления

Воспитательные – воспитание толерантного отношения к другим людям, развитие чувства эмпатии, привития любви к своим близким и своей Родине, содействие формированию активной жизненной позиции

Коммуникативные – формирование навыков общения в группе, умений высказывать и обосновывать свое мнение, выслушивать собеседника, развитие

сотрудничества педагогов и обучающихся

Методические – используя разные формы постановки проблемных вопросов (закрытые и открытые, уточняющие и восполняющие, корректные и некорректные, провокационные и улавливающие,) продемонстрировать навыки педагогического воздействия на обучающихся, с целью контроля и активизации их внимания и памяти, развития их мышления и морально-нравственных к

Дата и время проведения – 14 марта 2019 г. 14.00

Место проведения – актовый зал ГБОУПО СКСТ

Участники – студенты групп 1, 3 курса

Форма проведения – дискуссия

Оснащение:

  • Мультимедийный комплекс

  • Видеоролики

  • Слайды

  • Фонограмма песен

  • Книжная выставка

  • Бумага, ручки

  • Маркерная доска

Ведущий (педагог): Здравствуйте дорогие студенты и уважаемые гости!

Сегодня наша встреча с вами посвящена очень большой и значимой в жизни каждого из нас теме «Я – человек!».

Целью нашей дискуссии будет углубление знаний по предметам «Психология» и «Культура делового общения». В рамках изучения тем о психологических свойствах личности мы изучили индивидуальные особенности человека.

Дискуссия наша будет разделена на этапы рассуждений и ответов на поставленные вопросы, ответы на которые нам попробуют дать наши рабочие группы и приглашенные наставники (модераторы). В дискуссии поставлены вопросы и созданы четыре группы для ответа на них.

Представляю группы:

«Человек — личность»

Наставник – Смолякова Д.К., преподаватель обществознания

«Я и моя семья»

Наставник – Бузина О.В., педагог-психолог

«Человек и другие люди»

Наставник – Пешкова А.В., преподаватель

«Человек и его будущее»

Наставник – Метальников А.Г., преподаватель

1 этап — ориентация

Темой нашей дискуссии определены вопросы на которые мы должны дать ответы:

Быть человеком – это…?

Что самое важное в отношениях в семье?

Нужно ли человеку общение с другими людьми?

Какими вы видите себя в будущем, ваша мечта?

Что мне нужно в себе развивать, чтобы добиться своей цели в жизни!

Всем группам дается время 10 мин. на обсуждение данных вопросов и предоставляется возможность выступления в виде общих ответов до 3 мин. и отдельных высказываний и дополнений к ним до 1 мин.

Слайд

Правила ведения дискуссиивыступить должен каждый, внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв их позицию.

Идет обсуждение ответов на вопросы с участием наставников – 10 мин.

В это время гостям предлагается тест «Кто я?»

2 этап – оценка

1 вопрос

«Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью»

П. Гольбах

Студенты высказывают свое мнение, дополняют друг друга, отвечая на вопрос «Быть человеком – это…?»

Ведущий (педагог): Я думаю совершенно очевидно, что может быть бесконечное множество ответов на этот вопрос. Точнее сколько людей столько и мнений. В зависимости от того в какое время живет человек, какие приняты в обществе ценности, каков культурный и образовательный уровень личности, к какой национальности, культуре и религии человек принадлежит, мужчина он или женщина, маленький или взрослый… И сейчас каждый выскажет свое суждение.

«Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека!»

А.М. Горький

Ведущий (педагог): А кем считают себя наши гости?

Приглашенные зачитывают ответы на тест «Кто я?».

2 вопрос

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты — внук,

За то что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то что на маму и папу похож..

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Валентин Берестов

Студенты высказывают свое мнение, дополняют друг друга, отвечая на вопрос Что самое важное в отношениях в семье?

Трансляция видеоролика «Притча о воробьях»

Приглашенные отвечают на вопрос «Зачем родители человеку?» «Зачем родителям дети?».

Я маму не целовал давно…
Маленьким был —
целовал,
душил,
С улицы жаловаться спешил,
Потом торопливо мужать решил.
Думал: «Мужество! Вот оно!»
Думал: «Мужество — это вот:
Прийти домой
и сказать:
«Пока!
Я на войну!..»
Улыбнуться слегка
И повернуться спиной к слезам,
К зовам маминым, —
на вокзал!»
Женщина вырастила меня.
Морщины уже на лицо легли.
Губы сомкнуты. Отцвели.
Но много в глазах моего огня.
Вот фотокарточка.
Изо дня
в день
Я думаю о тебе,
Моей колыбели,
моей судьбе —
Женщине вырастившей меня.
Я маму не целовал давно…
Только бы мне возвратиться лишь!
Мама,
Если меня простишь
Сердцем маминым,
решено:
Я расцелую тебя одну,
Сердце послушаю,
обниму,
Слезы вытру,
в лицо взгляну…
Перед тем как уйти на войну Михаил Луконин

3 вопрос

Человек — это узел связи… Единственная и настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

Студенты высказывают свое мнение, дополняют друг друга, отвечая на вопрос «Нужно ли человеку общение с другими людьми?»

Наставники обобщают мнение участников дискуссии о ценности (роскоши) человеческого общения.

Прослушивание песни в исполнении Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты!»

4 вопрос

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Борис Пастернак

Ведущий (педагог): Действительно, как из 10 тысяч профессий и 40 тысяч специальностей выбрать заветное и единственное свое любимое дело?

Студенты высказывают свое мнение, дополняют друг друга, отвечая на вопрос «Какими вы видите себя в будущем, ваша мечта?

Слайд

Заповеди выбора профессии

Здесь вам очень важно разобраться, что для вас важно – сама деятельность или результат?

Вам необходимо признание или работа по призванию?

Модная профессия – это легкая профессия?

Все ли вы знаете о физических и умственных нагрузках в выбранном вами деле, а о психоэмоциональных?

Знаете ли вы, что выбранная профессия «по душе» заставит вас изменить ваш образ жизни?

Психолог предлагает пройти диагностику по профессиональной направленности личности.

3 этап – консолидация

5 вопрос

По одному студенту от группы, высказывают свое мнение, одним предложением, отвечают на вопрос «Что мне нужно в себе развивать, чтобы добиться своей цели в жизни!»

Наставники и приглашенные предлагают свои предложения по самовоспитанию и саморазвитию.

Наставники групп:

Каждому человеку дано родиться и жить. При этом ему не дано право выбирать, где родиться и в какой стране. Но он сам, когда вырастет, в бытовом, культурном, социальном окружении волен сделать выбор где и как жить, кому и чему посвятить свою жизнь.

Так случалось в истории нашей России неоднократно, что на волне неудовлетворенности жизнью, политики, экономики, культуры, общественного развития проявлялись люди с твердой жизненной позицией, одухотворенностью, оптимизмом, страстно верящие в лучшую долю своей Отчизны.

Именно так и случилось с Крымом и нашим славным городом Севастополем весной 2014 года. Тогда плечом к плечу на нашей центральной площади города встали молодые и пожилые горожане, дети и взрослые, политики, олигархи и простые рабочие, мужчины и женщины, коренные и приезжие, большие и маленькие севастопольцы…

Все они очень хотели оставаться людьми, с чувством собственного достоинства и личной свободы. Они хотели изменить ход текущих событий, они хотели быть Человеком, хотели иметь возможность реализовываться и возрождать свою историческую Родину!

И таким ЧЕЛОВЕКОМ конечно же станете и вы, сегодняшние студенты и школьники, будущие предприниматели и юные исследователи, стажеры и практиканты, юноши и девушки. Надо только, чтобы вы это четко осознавали и были готовы взять на себя благородную миссию созидания и труда на благо нашей великой России! И не упустили момента своего собственного развития и самоутверждения!

Когда мы становимся взрослыми,


Перебирая года, себя атакуем вопросами

И спрашиваем, когда?

Когда звезду открываем, которая скрыта от глаз,

И ленточку разрываем на финише в первый раз.

И первое стихотворение волнует как первый бой,

И первое изображение на карте лежит пред тобой,

Мы к будущему готовимся, и сердце стучит: пора!

И взрослыми мы становимся сегодня! завтра! вчера!

Мы видим себя входящими в грядущие времена,

Как клятву произносящими: «Я твой гражданин, страна!»

Юрий Яковлев

Ведущий (педагог): Спасибо всем участникам нашей дискуссии за доброжелательное отношение к мнениям всех и уважение к позиции оппонентов, поиску согласованного мнения и общих решений!

Я бесконечно признательна нашим наставникам и гостям за искренний интерес к поставленным вопросам и помощь участникам с учетом вашего бесценного жизненного опыта! Спасибо моим коллегам, осуществляющим техническую поддержку нашей встречи! До новых встреч!

Звучит фонограмма песни «Сансара»

Используемая литература

  1. Маленкова Л.И., Я – Человек, ТОО «ИнтелТех», Москва, 2008 г.

  2. Маленкова Л.И., Человековедение, Педагогическое общество России,2002 г.

  3. Маленкова Л.И., Теория и методика воспитания, Учебное пособие, Педагогическое общество России, 2002 г.

Правила ведения дискуссиивыступить должен каждый желающий

  • внимательно выслушивать выступающего,

  • не перебивать,

  • аргументировано подтверждать свою позицию,

  • не повторяться,

  • не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность,

  • не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв их позицию.

Заповеди выбора профессии это ответ на вопросы самому себе:

  • Что для вас важно – сама деятельность или результат?

  • Вам необходимо признание или работа по призванию?

  • Модная профессия – это легкая профессия?

  • Все ли вы знаете о физических и умственных нагрузках в выбранном вами деле, а о психоэмоциональных?

  • Знаете ли вы, что выбранная профессия «по душе» заставит вас изменить ваш образ жизни?

Быть человеком – это…?

Что мне нужно в себе развивать, чтобы добиться своей цели в жизни!

Что самое важное в отношениях в семье?

Что мне нужно в себе развивать, чтобы добиться своей цели в жизни!

Нужно ли человеку общение с другими людьми?

Что мне нужно в себе развивать, чтобы добиться своей цели в жизни!

Какими вы видите себя в будущем, ваша мечта?

Что мне нужно в себе развивать, чтобы добиться своей цели в жизни!

Словарь терминов

Дискуссия — публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; качественный публичный спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Толерантность означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость.

Оппонент — лицо, оспаривающее, возражающее против точки зрения кого-либо, имеющее прямопротивоположное мнение по тому или иному вопросу.

Возможно ли выстроить образовательный процесс вне институции школы: субъект, критерии эффективности, инфраструктура

В настоящее время, мы наблюдаем переход претензии на субъективность от педагога и школы к родителю и ребенку.

Исторически в процессе образования выделялись две составляющих целей образования: заказ государства; социальный (внутренний) заказ – осмысленный ответ ученика и родителя на вопрос «чему и зачем он намерен учиться»? Осмысление всего процесса образования только в логике внешнего государственного заказа и освоение определенной учебной программы, как выполнение этого конкретного государственного заказа, не позволяет современному человеку реализовывать в образовании собственные инициативы, брать на себя определенную ответственность за свой образовательный потенциал, а уж тем более не позволит ему в дальнейшем работать в профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями (Т.М. Ковалева). Ввиду этого, мы фиксируем естественное смещение субъектной позиции или потенциальной субъективности.

Существующая инфраструктура образования выстроена под субъектность педагога и школы. При этом у родителей нет общего видения образовательного пространства как целостного поля, в которое равнозначно вписаны зоны школы и дополнительного образования. Общего видения нет и у школы.

Наша цель

Осуществить сборку перечня активностей всех субъектов образовательного процесса:

  • Что выступает итогом активности – результаты образования

  • Как могут быть распределены зоны ответственности между субъектами образовательного процесса, и как они согласованы между собой

  • Нарисовать карту, как сегментированное образовательное пространство: какова ее временная организация; белые зоны, как места свободные от активности

Предмет дискуссии: образование, как деятельность: кто субъект (родитель, ученик, педагог)?

Программа дискуссии:

Вступительное слово организаторов площадки (Вишневская Е.А., Сидорова К.Д.): замысел дискуссионной площадки, представление гостей, экспертов и участников.

  1. Первое сообщение: родители, чьи дети учатся по форме СО (докладчик: Людмила Уитмен, руководитель «Регионального движения в поддержку семейного образования»)

    Тема: Специфика организации образования в семейной форме, феномены и эффекты СО

Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, старшеклассники, представители школы (гимназия «Универс»)

  1. Второе сообщение: родители, чьи дети учатся в школе (докладчик: Дмитрий Тисейко, председатель попечительского совета Образовательного Фонда «Универс»)

    Тема: Родитель школьника, как заказчик на образование

Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, старшеклассники, представители школы (гимназия «Универс»)

  1. Третье сообщение: педагоги дополнительного образования (докладчик: Ксения Анатольевна Баженова, руководитель выездной школы о научно-исследовательской деятельности учащихся «Ресурс будущего»)

    Тема: Цели, задачи и результаты образования в открытых и инициативных формах

Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, старшеклассники, представители школы (гимназия «Универс»)

  1. Четвертое сообщение: старшеклассники гимназии «Универс» (докладчики: участники проекта «15+»).

    Тема: Кредитно-рейтинговая система как способ оценки образовательных результатов старшеклассника.

Экспертное резюме, обсуждение (эксперты, представители школы (гимназия «Универс»)

Подведение итогов: выход на дизайн карты образовательного пространства (инфраструктурной площадки ля коммуникации представленных участников образовательного процесса).

Эксперты:

  • Е.А. Чеганова, ректор КК ИПКиПП РО.

  • Д.К. Шалимов,
    автор и руководитель интенсивных образовательных школ для старшеклассников «Риторическая «Школа Великих», «Школа авторского действия», «Города и бренды объединенного края», разработчик городских целевых программ «Развитие системы дополнительного образования г. Красноярска», «Поддержка институтов развития гражданственности и патриотизма молодёжи города Красноярска».

  • К.Н. Поливанова, профессор Института образования ВШЭ

Модератор: Б.И. Хасан

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дизайн сценарий это
  • Дирижабль студия праздника
  • Директор империя праздника
  • Директор агентство праздник
  • Дизайн проект детского праздника