Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
- Родительская суббота ноября
- Когда празднуется в 2022 году
- Как помянуть усопших в этот день
- О значении молитвы за умерших
- Особенности богослужения
- История установления дня поминовения
- Память погибших воинов
- Краткое житие св. Димитрия Солунского
- Другие родительские дни года
- Похожие статьи
Родительская суббота ноября
На земле нет человека, который никого бы не потерял. Каждый христианин молится за своих усопших — родителей, супругов, родственников, наставников или друзей.
Но есть особые дни, когда вся Церковь возносит молитвы за «прежде почивших». Один из таких дней — Димитриевская родительская суббота.
Читайте также: Душа после смерти человека в православии
Дмитриевская родительская суббота – это ближайшая суббота перед празднованием дня памяти святого великомученика Дмитрия Солунского 8 ноября.
В 2022 году Димитриевская суббота отмечается 5 ноября.
Если день памяти святого выпадает на субботу, то родительской будет считаться предыдущая.
Этот день установлен как поминальный святым благоверным князем Дмитрием Донским и первоначально был днем поминовения всех павших в битве на Куликовом поле. И только потом Дмитриевская суббота сделалась днем, когда поминают всех усопших. Князь Дмитрий Донской считал своим святым покровителем Дмитрия Солунского.
Читайте также: Что делают на 40 дней после смерти
Как помянуть усопших в этот день
Необходимо каждый день поминать усопших в домашней молитве. В Символе Веры мы произносим: «Во едину святую Соборную и Апостольскую церковь». Церковная, соборная молитва дает нашим усопшим возможность оставаться частью Церкви, ведь «у Бога все живы».
В Дмитриевскую субботу и в церквях, и на кладбищах совершают заупокойные литии и панихиды. Посещение кладбищ — благочестивая традиция, однако не следует забывать, что главное — это молитва.
Придя в храм, нужно подать записки. Имена усопших принято писать в родительном падеже («кого?»). В первых строках пишут имена священнослужителей и монахов: «митрополита Пимена», «иерея Игоря», «монахини Наталии».
Имена должны быть в церковном написании: «Алексия», а не «Лёши», «Татианы», а не «Татьяны».
Уточнения в записках должны быть корректными. Степени родства с покойным писать не нужно. Не следует добавлять к именам «заблудшего», «грешного» и т.д., потому что тем самым мы выносим суд о человеке прежде Бога. Часто пишут: «младенца», «отроковицы», «убиенного», «воина». Церковь не препятствует этому, хотя единственное, что важно – имя христианина.
Разумеется, все, за кого подают записки в храме, должны быть крещеными православными. Нельзя подавать записки за совершивших самоубийство.
В качестве пожертвования можно принести продукты: фрукты, овощи, крупу, конфеты, растительное масло, любые постные продукты. Недопустимы мясо и крепкие спиртные напитки. Все продукты пойдут на нужды прихода и на помощь нуждающимся прихожанам. Можно жертвовать кагор для Литургии, муку для просфор.
В этот день можно устроить дома поминальную трапезу, пригласить близких, родных, друзей. Следует помнить, что главное — не богатое застолье, не веселье, а память о почивших и их добрых делах.
О значении молитвы за умерших
Даже во времена Ветхого Завета иудеи верили, что очистительная жертва, приносимая за покойного, а также милостыня помогают ему.
Жертва Иисуса Христа, его Крестное страдание, смерть и Воскресение сделали ненужными все ветхозаветные жертвы. Бескровная жертва, таинство Божественной литургии вводит в жизнь вечную всех, кто прибегает к нему или прибегал во время земной жизни.
Но умершие уже не имеют возможности изменить свою посмертную участь, принести покаяние, творить дела милосердия. Эта забота об их душах оставлена нам, живым. Об этом говорили отцы Церкви.
«Преимущественно пред всем озабочиваются, чтобы приносима была бескровная Жертва, благотворнее которой для усопшего нет ничего, и ничто другое не может послужить источником радости и просвещения и единства с Богом, наравне с сим священнодействием, в котором за нас непотребных изливается самая Кровь Господня и жрется Божественное Тело. Сию-то жертву, как сродники усопшего по плоти, так и соединенные с ним по духу, и, по силе соединения в Духе, любящие (его) больше, чем его сродники по плоти, приносят постепенно и ежедневно, в течение целого года и всей своей жизни, и чем чаще приносят, тем больше пользы доставляют и получают». Блаженный Симеон Солунский
Предание Церкви донесло до нас, что поминовение усопших на Божественной Литургии избавляло от адского пламени даже умерших без покаяния или грешников.
«Когда кто-нибудь провинится перед земным царем и будет наказан изгнанием или темницей, родные собирают и приносят царю великие дары, моля о смягчении участи изгнанного. И весьма часто просьба эта бывает успешной. Так и мы приносим наши моления к Небесному Царю о повинных и осужденных душах. Мы приносим Ему не дары, не венцы, но самого Его возлюбленного Сына Христа, и преклоняем Его на милость не только к наказуемым, но и ко всем нам». Святой Кирилл Иерусалимский
Очень важна милостыня за усопших. Причем ее можно приносить и с имущества умершего. Как ни удивительно, особенно необходима милостыня за богатых.
«Будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное богатство, данное нам от Бога в оружие праведности, но нами удержанное в свою пользу, и потому превратившееся в неправедное. …Будем же сим последним приобретать себе друзей, дабы когда умрем и переселимся из здешней жизни… они приняли нас там в вечные обители». Блаженный Феофилакт Болгарский
В житиях мы находим примеры, когда молитва близких, частная молитва, исправляла посмертную участь умершего. Но во всех случаях эта молитва была связана с трудами- постом и творимой в его память милостыней.
Особую благодать молитвы за умерших христиан имеют Андрей Христа ради юродивый, пустынники Паисий Великий и Макарий Великий, другие святые. Но святые имеют дар заступничества, а помнить следует о том, что Суд принадлежит Господу Иисусу Христу, и ему в первую очередь следует молиться об усопшем.
Душа новопреставленного в первые сорок дней особенно нуждается в церковном поминовении, молитвах близких и милостыне в его память. Но и после сорока дней не следует оставлять ближнего без поминовения. Молиться за усопшего можно дома, но лучше прийти в храм, заказать панихиду, литию или проскомидию для поминовения за Божественной Литургией.
Особенности богослужения
Следует помнить, что церковный день начинается вечером, так что богослужения Дмитриевской субботы совершаются с вечера пятницы.
Обязательная часть богослужения родительских суббот — Панихиды, заупокойные богослужения о прощении грехов усопших и упокоении их душ.
В пятницу на вечерней службе совершают Великую панихиду (Парастас). Все чтения, тропари, кондаки и стихиры заупокойной Всенощной посвящены поминовению усопших.
В субботу утром на Божественной Литургии поминают усопших христиан. После Литургии совершается еще одна панихида по усопшим.
Скорбь об усопших естественна для человека, но нужно помнить, что Христос победил смерть и подарил людям возможность спасения и вечной жизни в Царствии Небесном:
«Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низложился. Воскрес Христос – и пали бесы… Воскрес Христос – и мёртвого ни одного нет во гробе».
Св. Иоанн Златоуст
История установления дня поминовения
Великий князь Московский Дмитрий Донской прибегал к покровительству святого Димитрия Солунского и одержал множество побед на поле брани: разбил литовское войско Ольгерда, татарскую орду Бегича.
В день Рождества Пресвятой Богородицы, князь Дмитрий Донской сокрушил военную мощь всей Золотой Орды. Известно, что накануне Куликовской битвы князь торжественно перенес в Москву из Владимира икону святого Дмитрия Солунского, написанную на доске гроба великомученика.
Игумен Троице-Сергиевой обители, Преподобный Сергий Радонежский, благословил князя на бой с неверными и дал двух иноков из числа братии. Бой открыл поединок инока Александра (Пересвета) и татарина Темир-Мурзы (Челубея). В схватке оба погибли.
Память погибших воинов
Хотя битва на Куликовом поле и не привела к немедленному окончанию монголо-татарского ига, но именно с нее начался процесс возрождения русской земли.
Куликовская битва. Павел Рыженко
В битве пало небывалое по тем временам число воинов. Войско Золотой Орды превосходило русское по приблизительным подсчетам впятеро. Оно было разбито наголову, но наших воинов пало более двадцати тысяч.
Все Куликово поле было усеяно телами погибших. Погребение павших заняло более недели.
Впервые была совершена заупокойная служба по всем павшим в Куликовской битве. Службу совершал Преподобный Сергий, игумен Радонежский, в присутствии князя Дмитрия Донского. Особо поминались воины-схимонахи Александр и Андрей (Пересвет и Ослябя).
Куликовская битва отстоит от нас во времени на много столетий. Но нужно помнить, что это была не просто война за территории или государственный суверенитет. Это было противостояние мировоззрений, а главное — вер. Святой благоверный князь Дмитрий Донской отстоял не только русскую землю, но и христианскую веру – в том числе для всех нас, потомков тех, кто бился на поле Куликовом.
Краткое житие св. Димитрия Солунского
Иконография: Димитрий Солунский, великомученик Датировки: XIII в. Конец XII – начало XIII века. Происхождение: Из нижней церкви Дмитрия Солунского Успенского собора города Дмитрова, построенной в 1713 году, где в 1919 году обнаружена Н.Н. Померанцовым. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 156 см, ширина 108 см. Дмитрий представлен сидящим на троне, левой рукой он держит ножны, правой вынимает меч. В левом верхнем углу изображен благословляющий Христос, справа – летящий ангел несет Дмитрию мученический венец. Инв. № 28600 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 14.
Святой великомученик Дмитрий был тайным христианином. Жил он о времена императора Галерия Максимиана и был проконсулом в Фессалониках. Эта область, известная нам также как Солунь, была местом, где жили славяне. Возможно, и родители Дмитрия были славянского происхождения, и может быть, этим объясняется его особое почитание на Руси.
Император повелел молодому военачальнику преследовать и убивать христиан, но Дмитрий открыто заявил себя христианином и призвал к вере жителей города. Зная, что ему предстоит мученичество, Дмитрий раздал все свое имущество. Он был сброшен на копья воинов.
Император приказал отдать его тело диким зверям, но христиане тайно погребли святого. Над этим местом при святом равноапостольном Константине воздвигли церковь, а в VII веке были найдены нетленные останки святого Дмитрия.
С именем святого связаны самые начальные страницы русской летописи: так, когда Вещий Олег разбил греков у Царьграда, те устрашились и говорили, что это святой Дмитрий послан на них. А церковное почитание святого началось на Руси сразу после Крещения святым равноапостольным князем Владимиром.
На иконах святой великомученик Дмитрий изображается с мечом и копьем, в пернатых доспехах. Русские войны считали святого Дмитрия Солунского своим покровителем, а его память всегда связывали с защитой Отечества и подвигом воина.
Это интересно: Дмитрий Солунский (Фессалоники́йский) Мироточец: житие и почитание
Другие родительские дни года
В церковном календаре поминовению «прежде почивших православных христиан» отведены субботы. Из семи дней поминовения пять — субботние.
Две из них носят название Вселенских: Мясопустная ( за неделю до начала Великого поста) и Троицкая (перед праздником Пятидесятницы).
Церковь поминает усопших во 2, 3 и 4 субботы Великого поста.
Радоница – особый день поминовения, девятый день (второй вторник) после Пасхи.
9 мая — день поминовения всех усопших воинов.
Самое важное, что мы можем сделать для наших усопших родных — это помолиться о них. Причем это значимо не только для наших покойных близких, но и для нас самих. Это позволяет нам сохранить связь с теми, кто был нам дорог, помогает почувствовать себя не одиночкой, но звеном в цепи поколений и истинным христианином.
Марина Рогова
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
На сегодня эта публикация уже заработала 80,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Краткое содержание:
- Какой церковный праздник 6 ноября и что нельзя делать
- Дмитриевская родительская суббота
- День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
- Традиции и обычаи 6 ноября
- Что нельзя делать 6 ноября
- Обсуждение
Сегодня православные чествуют икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также поминают всех усопших в Димитриевскую родительскую субботу.
Какой церковный праздник 6 ноября и что нельзя делать
В субботу, 6 ноября, христиане отмечают день поминовения всех умерших и называют этот день Димитриевская родительская суббота. Также церковь почитает икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
С именинами поздравляют обладателей имен Афанасий, Алексей, Георгий, Иван, Петр, Ираклий, Николай и Виктория.
Дмитриевская родительская суббота
День поминания усопших был установлен князем Дмитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского.
Димитриевский родительский день изначально отмечался как день памяти погибших за веру.
Димитриевский родительский день изначально отмечался как день памяти погибших за веру.
История праздника начинается в 1380 году. Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем, посетил Троице-Сергиеву обитель. Князь совершил поминовение православных воинов, что погибли в Куликовской битве, и предложил Церкви проводить поминания ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского.
С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Верующие молятся в этот день об упокоении душ родителей.
День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее исцелилась сестра патриарха Иова, Евфимия, которая страдала неизлечимой болезнью.
Однажды она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Божию Матерь. После молитвы девушка услышала голос: «Евфимия! В храме Преображения есть образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе с этим образом священника и помолись: и ты получишь исцеление от своей болезни».
Евфимия принесла эту икону к себе в дом и получила исцеление. Это чудо совершилось 24 октября по старому календарю, поэтому день иконы установлен на 6 ноября по новому календарю.
Традиции и обычаи 6 ноября
Девушки сегодня собирались вместе с парнями и брали вышивку. Молодые люди присматривались друг к другу, а затем выбирали себе пару.
Также сегодня гадали на суженого. Для этого нужно взять книгу, открыть ее на любой странице и с закрытыми глазами ткнуть пальцем в центр, посмотреть, на какую букву указал палец. С этой буквы и начинается имя будущего жениха.
- Сверчок начал петь – к смерти.
- Если разбилась тарелка – к потере в семье.
- Если разбилось зеркало – к несчастью.
- Если упали в яму, то жизнь будет счастливой.
- Если по пятам ходит белая собака, то не будет проблем с деньгами.
- Если солнце свет сильнее обычного, то зима будет мягкой.
- Если летают аисты – к теплой погоде.
- Если выпал первый снег, то зима будет снежной, но не холодной.
- Если вороны собрались в стаи — к снегопаду.
Что нельзя делать 6 ноября
- Нельзя принимать подарки от противоположного пола.
- Не стоит гадать при помощи зеркала, так как это призовет нечисть.
- Нельзя ссориться, ругаться и сквернословить, чтобы не отвернуть от себя удачу.
Источник
В ноябре Церковь отмечает 92 православных праздника. Публикуем церковный календарь на ноябрь 2022 года по дням и народные приметы на месяц, рассказываем, когда Дмитриевская родительская суббота и какие посты в ноябре.
В последний месяц осени Церковь отмечает несколько десятков важных дат, дней памяти приобретения мощей святых и великомучеников, а также в конце ноября начинается Рождественский пост. Какие православные праздники отмечают в ноябре, указано в церковном календаре. Публикуем подробный календарь церковных праздников на каждый день. Со многими из них связаны народные приметы на ноябрь.
Церковные праздники в ноябре 2022: самые важные даты
4 ноября – празднование Казанской иконы Божией Матери. Эта икона является одной из самых почитаемых в Русской православной церкви. О том, как казанский образ Пресвятой Богородицы помог избавить Москву и всю Россию от нашествия польско-литовских интервентов в 1612 году от Рождества Христова, вы можете узнать из материала «Святыня русского единства», опубликованного на страницах Царьграда.
5 ноября – Димитриевская родительская суббота. Как поминать усопших в этот день, читайте здесь.
6 ноября – день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
27 ноября – день апостола Филиппа или заговенье на Рождественский пост.
Посты в ноябре 2022: многодневные и однодневные
Многодневные посты
На ноябрь приходится начало Рождественского или Филиппова поста. Он продлится до 6 января 2023 года. Верующим даётся время подготовиться к празднованию Рождества Христова. Долгому посту предшествовал осенний мясоед, в первые два месяца осени многодневных постов не было.
Рождественский пост начнётся 28 ноября и продлится 40 дней. Во время поста верующие не едят мясо, рыбу, молочные продукты, сдобу, яйца. Основу питания составляет скоромная пища – овощи, соления, фрукты, орехи, каши. Во время поста в среду и пятницу верующие стараются придерживаться сухоядения, по понедельникам разрешена горячая пища без растительного масла. Периодически можно употреблять рыбу. Самым строгим днём поста является Рождественский сочельник 6 января. В этот день до появления первой звезды верующие полностью воздерживаются от еды. Подробнее, что можно и нельзя есть по время Рождественского поста можно прочитать здесь.
Однодневные посты
До наступления Рождественского поста в отдельные дни в ноябре также есть ограничения в питании. Традиционно постными еженедельно являются среда и пятница. Стоит отказаться от мясных и молочных продуктов. Рыбу есть можно.
Народные приметы на ноябрь 2022
Многие народные приметы тесно связаны с церковными праздниками. Так, например, считалось, что если 4 ноября ненастная погода, скоро наступит зима. Если 8 ноября наступила оттепель (День памяти великомученика Димитрия Солунского), то зима будет мягкой, а весна – тёплой.
А 12 ноября, по народным приметам, называли Синичкин день. К этому дню синицы прилетали ближе к домам людей, предчувствуя холода. Если птицы большими стайками собираются у кормушек, то значит скоро придут холода с метелями и снегопадами.
Календарь церковных праздников по дням
1 ноября
День памяти Пророка Иоиля — одного из первых библейских пророков, после которого осталась книга проповедей.
День памяти Мученика Уара и с ним семи учителей христианских. Уар оказывал поддержку заключенным в тюрьмы христианам и принял смерть за христианскую веру.
2 ноября
Артемьев день, День памяти великомученика Артемия Антиохийского. Артемий был военачальником и наместником Египта, выступил против гонений на христиан, за что и был казнен.
День памяти праведного отрока Артемия Веркольского — погиб в юном возрасте от удара молнией. Считается, что его мощи обладают целебной силой.
3 ноября
Иларионов день. Этот день посвящен памяти нескольких православных святых с одинаковыми именами — Илариона Великого и Илариона Псковоезерского, а также перенесению мощей святителя Илариона, епископа Меглинского.
4 ноября
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В православном календаре одной из самых почитаемых христианами икон посвящено сразу два праздника. Осенний напрямую связан с освобождением столицы от польских захватчиков в 1612 году. Считается, что именно образ Богоматери помог русскому войску.
5 ноября
День памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти. Существует несколько предположений, почему святого так называют. Согласно одному из них, Иаков является двоюродным братом Иисуса Христа. Этот праздник также известен как День Якова. Именно апостол Иаков, по преданию, считается создателем Божественной литургии.
Дмитриевская родительская суббота. В этот день принято поминать усопших воинов и тех, кто скончался внезапно.
6 ноября
День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Светец). Именно в этот день в конце XVII века икона впервые совершила свое первое чудо.
7 ноября
День памяти мучеников Маркиана и Мартирия. Оба мученика служили в Константинопольском соборе и приняли смерть за свою веру, так от нее и не отказавшись.
8 ноября
День памяти великомученика Димитрия Солунского. В Дмитриев день принято чтить память Димитрия Солунского, который выступал против язычества и распространял христианство.
9 ноября
День памяти мученика Нестора Солунского. Ученик Димитрия Солунского победил в бою императорского воина Лия, который убил множество христиан. В этот же день чтят память преподобных Нестора Летописца и Нестора Некнижного.
10 ноября
День памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Параскева проповедовала христианскую веру, за что была подвергнута многочисленным истязаниям и убита при императоре Диоклетиане.
11 ноября
День памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни. Святая стала сиротой в три года, после чего воспитывалась в монастыре. За свою веру подверглась пыткам и была казнена.
День памяти преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского. Посвятил себя служению Богу, боролся против идолов и язычества.
12 ноября
День памяти священномученика Зиновия, епископа Егейского (как говорили на Руси, Зиновия Синичника), и сестры его Зиновии. Брат и сестра приняли мученическую смерть за христианскую веру в период гонений на верующих при императоре Диоклитиане.
13 ноября
День памяти преподобных Спиридона и Никодима Печерских. На протяжении нескольких десятилетий занимались изготовлением просфор в стенах Киево-Печерской лавры. Еще при жизни преподобный Спиридон прославился чудесами.
14 ноября
День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских. Осенние Кузьминки связаны с именами братьев, которые чудесным образом и совершенно бескорыстно исцеляли даже безнадежно больных людей.
15 ноября
День памяти мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними. Все вышеперечисленные святые мученики были придворными одного из персидских правителей и не отказались от своей веры даже перед лицом жестоких истязаний.
16 ноября
Обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде. Церковь, носящая имя святого великомученика Георгия, неоднократно была сильно повреждена и разрушена. В 1872 году на ее месте был возведен новый храм, который освятили 16 ноября.
17 ноября
День памяти священномучеников Никандра епископа Мирского, и Ермея пресвитера. Ученики святого апостола Тита приняли мученическую смерть за свою веру. Этот день также именуется Ереминым днем, про который в народе часто говорят “Ерема — сиди дома”
18 ноября
День Ионы / День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. Рано осиротевшему мальчику еще в детстве было предсказано стать архиепископом Новгорода. При нем здесь был построен первый храм в честь преподобного Сергия Радонежского.
19 ноября
День памяти святителя Павла, исповедника, патриарха Константинопольского. Павел несколько раз избирался патриархом, но после изгонялся императором из Константинополя. В итоге был убит во время ссылки. В народе этот день называют Павел-Ледостав, так как считается, что в это время все водоемы уже покрываются прочным льдом.
20 ноября
Память о мучениках в Мелитине. Более 30 человек приняли смерть за веру в период гонений на христиан.
21 ноября
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Данный праздник также известен как Михайлов день. Этот день считался указанием в сторону грядущего Собора всех Небесных Сил на Страшный суд.
22 ноября
День памяти преподобной Матроны Константинопольской. Уже в сознательном возрасте Матрона отреклась от мирской жизни и посвятила себя служению Господу. Известна не только своей добродетелью, но и даром исцеления.
23 ноября
Память мученика Ореста, врача. Искусный врач из Тианы, которого пытали и казнили за христианскую веру.
24 ноября
Память преподобного Феодора Студита, исповедника. Известен как автор устава монашеской жизни для Студийского монастыря, который затем распространился и по другим российским монастырям.
25 ноября
Память святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. В народном календаре этот день также значится как Иван Снежный, так как на него часто приходятся снегопады.
26 ноября
День памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Входит в число трех вселенских святителей, был известен как прекрасный проповедник и автор богословских трудов.
27 ноября
День памяти апостола Филиппа (Филиппов день/Куделица). За свою жизнь апостол Филипп успел побывать во многих странах и в каждую из них нес Слово Божье. На этот же день приходится заговенье перед началом Рождественского поста.
28 ноября
День памяти мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (Гурьев день). В первый день Рождественского поста вспоминают имена трех мучеников, которые стали жертвами гонений на христиан.
29 ноября
День памяти апостола и евангелиста Матфея (Матвеев день). В этот день полагается чтить память об одном из 12 апостолов — Левии Матфее, который написал Евангелие. В народе эта дата известна как Матвеев день.
30 ноября
День памяти Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (Григорий Зимоуказатель). Рожденный в семье язычников, по собственной воле принял христианство, был известен своими чудесами, в том числе — даром изгонять бесов.
Уважаемые читатели Царьграда!
Присоединяйтесь к нам в соцсети «ВКонтакте», также подписывайтесь на наш телеграм-канал t.me/tsargradnsk. Если вам есть чем поделиться с редакцией «Царьград Новосибирск», присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту nsk@tsargrad.tv
Чем отличается Дмитриевская суббота от остальных дней поминовения усопших – иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота – суббота перед днем памяти святого вмч. Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), когда совершается поминовение усопших несмотря на то, что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. В русских рукописях Дмитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах («Типиконах», «Минеях») и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных «Чиновниках» и монастырских «Обиходниках». Одно из первых упоминаний Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. В монастырских «Обиходниках» Дмитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии.
Почему суббота? Потому что в субботу Господь Своей душой пребывал с умершими в аду: Христос сошел в ад сразу по разделении души с телом, а в субботу Господь пребывал в аду и выводил оттуда ветхозаветных праведников.
Вне монастырей Дмитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в эту субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В «Чиновнике» московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая запись 2-й половины XVII века: «Пред памятью святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православных христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из «Обиходников» и «Уставов», посвященная Дмитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунского».
В XVII веке Дмитриевскую родительскую субботу, по всей вероятности, еще не связывали с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Дмитриевской родительской субботы князем Дмитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI века и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобного игумена Сергия корми, и всю братию его», но и в этих словах Дмитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Дмитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже в XIX веке.
Свт. Филарет Московский (Дроздов) писал в письме к А. Н. Муравьеву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевской субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием павших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».
В XIX веке мнение о связи Дмитриевской родительской субботы с Куликовской битвой распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам. Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в эту субботу.
На Руси в народной среде Дмитриевская родительская суббота считалась одним из главных поминальных дней. В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия, или Дмитриевской родительской субботы, не играли свадеб.
В случае совпадения Дмитриевской родительской субботы с праздничным днем (например, с 22 октября – днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1885, 1900 и 1906 годах, когда Дмитриевская родительская суббота совпадала с 21 октября – днем восшествия на престол имп. Николая Второго, Священный Синод переносил поминовение на пятницу, 20 октября – день кончины императора Александра Третьего.
(Статья «Димитриевская родительская суббота» // Православная Энциклопедия. Издается Русской Православной Церковью по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр. «Православная Энциклопедия». М., 2006. Т. 14. «Да-Ди». С. 719–721).
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов
Заказать икону святого
Заказать икону святого
Житие
Мария Ивановна Дмитриевская родилась в Москве в семье священника в 1879 году. Она закончила среднее учебное заведение и вышла замуж. Муж ее служил священником и у них было две дочери. Строгий внутренний настрой и желание творить добрые дела отличали Марию Ивановну, ей был близок монашеский образ жизни с его установкой на служение Христу и ближним. Она стала членом сестричества преподобного Киприана, сформировавшемся в основном из Ивановских монашествующих, чьи монастыри оказались закрыты. Вместе с монахинями, которым она помогала, Мария Ивановна была арестована 27 апреля 1937 года.
Монахини Маргарита, Феврония, Тамара и жена священника Мария Ивановна проходили по одному групповому делу Сестричества прп. Киприана, Ивановская о., 1937 г.. Матушки Маргарита и Тамара были приговорены к 5 годам, а матушка Феврония и Мария Ивановна к 3 годам ссылки в Казахстан. В ссылке они тоже держались вместе и поселились в поселке Майское Бескаргайского района Павлодарской области, подвизаясь в совместной молитве.
3 декабря 1937 их всех снова арестовали и составили новое групповое дело Маргариты Закачуриной и др. г.Павлодар, 1937. 4 декабря следствие по этому делу было завершено с окончательным приговором: высшая мера наказания-расстрел.
Содержание статьи
- 6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
- Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница
- Чудо с грошиками
- Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»
6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.
Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница
По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».
Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.
Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба Божия Евфимия, родная сестра московского Патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.
Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.
Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».
Читайте также — Всех скорбящих Радость: заря утешения
Чудо с грошиками
Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.
Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.
Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.
Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.
Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»
На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.
После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.
Источник: журнал «Православный паломник»
Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»
«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Читайте также:
- Икона Богородицы «Всех скорбящих радость»: иконография (+иконы)
- Всех скорбящих Радость: икона с грошиками
https://www.youtube.com/watch?v=wiIy0dZgcI8
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.