Дмитриевская родительская суббота почему так называется праздник

Дмитриевская родительская суббота (правильнее говорить, как в Церкви - Димитриевская, или Димитриева родительская суббота) - особый день поминовения всех усопших воинов, погибших за веру и отечество. Вспоминают в храмах на Димитриевскую и усопших близких, а также всех, скончавшихся внезапно, то есть не получивших перед смертью молитвенного напутствия в жизнь вечную. Но откуда название Димитриевская? Почему так важно молиться за усопших? И как правильно этот день провести?
Владимир Астапкович / РИА Новости

Владимир Астапкович / РИА Новости

Эпиграфом к Димитриевской родительской субботе, называемой в народе еще Дедов день, которую в 2022 году мы отмечаем 5 ноября, могли бы стать гениальные строчки Пушкина.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.)

И хотя прямого упоминания Димитриевской, да и любой другой родительской субботы, в пушкинских строчках нет, по сути, они объясняют, зачем нужны такие памятные вехи.

Сегодня политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение.

Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправляется в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитриевскую и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», «Димитриева суббота — кутейникам (то есть тем, кто варит поминальную кутью) работа» — и это не единственные поговорки на тему дня. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды на Димитриеву субботу служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В наше время в день Дмитриевской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про ушедших родственников не забывают.

Но почему так важно молиться за усопших? Вот как отвечал на этот вопрос известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!». Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви.

Но как правильно провести Димитриевскую родительскую субботу? Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. И надо помнить, что нам всегда доступен еще один важный способ почтить память близких — милостыня.

Дмитриевская родительская суббота – религиозный праздник поминовения усопших, который отмечают в России, Беларуси, Болгарии, Сербии, Хорватии и некоторых других странах. Он был заимствован у восточных славян, населявших нашу страну еще до принятия христианства. С ним связано множество интересных традиций. Одна из них – готовить угощение и приносить его на кладбище, чтобы разделить с покойным. В наши дни многие верующие по-прежнему соблюдают старинные обычаи.

Ниже мы поговорим о том, как в России появилась Дмитриевская суббота, какого числа ее отмечают и что можно делать во время этого праздника.

История

Широко известно предание, что обычай отмечать Дмитриевскую субботу ввел Дмитрий Донской. В 1380 году он вернулся с битвы на Куликовом поле и сразу отправился в храм, чтобы помолиться за погибших воинов. В знак благодарности своим соратникам князь заказал заупокойную службу и организовал тризну – богатый поминальный пир. Это произошло перед днем великомученика Димитрия Солунского, так что праздник получил название в его честь.

Среди историков распространено мнение, что Дмитриевская суббота существовала и раньше. У славян было несколько дней, посвященных усопшим предкам, и в основном они приходились на весну. Весенние поминки считались радостным событием. Во время них жгли костры, водили хороводы, убирали и окуривали избы, топили баню. Люди готовились к приближению лета, славили обновленную природу. А вот осеннее поминовение, хоть и проводилось не менее пышно, получило название «прощального». Славяне провожали своих покойных родственников на небеса, зная, что души усопших не появятся на земле до следующего марта.

Обычай празднования Дмитриевской субботы сильно различался в разных губерниях. Общим было то, что в этот день обязательно посещали могилы своих предков. На кладбище приносили угощения, причем самые разнообразные: кутью с медом, вареные яйца, пироги, калачи, блины, сырники, кисель. Их ели сами и оставляли рядом с захоронением. Считалось, что умерший тоже принимает участие в трапезе, поэтому люди вспоминали его добрым словом: рассказывали, каким хорошим человеком он был, сколько полезного успел сделать за свою жизнь. Такая традиция называлась «пир над прахом». Ее отголоски можно наблюдать и в современности. Во время родительских суббот люди до сих пор приносят на погосты еду, хотя в православии это не очень приветствуется.

Кого поминают в Димитриевскую субботу?

В этот день можно помянуть любого человека, который ушел из жизни: и члена семьи, и друга, и знакомого. Несмотря на то, что праздник называется «родительской» субботой, он не предназначен исключительно для тех, у кого умерли родители.

Как правильно помянуть усопших?

Поскольку сегодня родительские субботы считаются православными, а не языческими праздниками, поминать усопших нужно по христианским канонам:

  1. В наши дни на могилах уже не принято есть и пить. Лучше приготовить угощение дома, а на кладбище заняться уборкой: протереть памятник, привести в порядок цветник, покрасить ограду.
  2. Если вы верующий человек, обязательно сходите в храм и поставьте свечу за упокой. Закажите одну из поминальных служб: панихиду, литию, молебен. Краткую литию может совершить и мирянин на кладбище, для этого нужно просто прочитать специальный текст.
  3. За умершего желательно помолиться и келейно, вне храма. Можно зажечь лампаду или свечу, почитать Псалтырь.
  4. В праздники приветствуется делать добрые дела: помогать неимущим, раздавать милостыню и угощения, навещать приюты и детские дома. Подумайте, каким вашим поступкам обрадовался бы покойный. Считается, что Бог покровительствует тем, в память о ком занимаются благотворительностью. Он может простить им любые, даже самые тяжкие проступки, и допустить их в рай.
  5. Нежелательно устраивать пышные поминки или ходить в рестораны. Лучше будет организовать скромное чаепитие в кругу семьи. По православной традиции перед приемом пищи нужно взяться за руки и прочитать молитву. В ней можно просить о том, чтобы Господь отпустил умершему все грехи, позволил обрести покой и войти в Царствие Небесное.

Какие молитвы читать?

Существует очень большое количество молитв об упокоении усопших. Чтобы выбрать подходящую именно вам, лучше всего приобрести в церковной лавке молитвослов. Если вы не успели найти специальный поминальный текст, но хотите обратиться к Богу с просьбой позаботиться об умершем, можно прочитать молитву «Отче Наш» или просто сказать: «Упокой Господи душу раба твоего/рабы твоей (имя)».

Какие записки подать в храме?

С точки зрения религии очень важно помянуть умершего человека в храме. Конечно, можно сделать это и дома, но во время церковных служб за усопших молятся всем миром. К просьбам родственников присоединяются другие прихожане и священнослужители. Среди них много благочестивых и праведных людей, к которым может прислушаться Господь. Поэтому по возможности закажите для покойного:

  • панихиду;
  • литию;
  • сорокоуст;
  • молебен;
  • поминовение на Божественной Литургии;
  • Неусыпаемую Псалтырь в монастыре.

В церковные записки вписывают имя человека, которое дали ему при крещении, в родительном падеже (об упокоении Елизаветы, Николая и т.д.). Если в храме нет специального бланка для поминовения усопших, не забудьте сами указать, что это записка об упокоении.

Нужно ли идти на кладбище в Дмитриевскую субботу?

Родительская суббота в ноябре как нельзя лучше подходит для того, чтобы сходить на кладбище. Навещать захоронение рекомендуют раз в сезон, поэтому у вас будет возможность в последний раз провести уборку перед наступлением зимы. Протрите памятник и надгробную плиту, срежьте сухие цветы, укройте те растения, которые могут замерзнуть. При необходимости покрасьте ограду и проведите мелкие ремонтные работы. Если на памятнике есть какие-то повреждения (сколы, трещины и так далее), их лучше устранить до наступления морозов.

Что нельзя делать в родительскую субботу?

В день поминовения усопших предков самое главное – не нарушать основные христианские заповеди и не предаваться греху. Это означает, что человек не должен лгать, сквернословить, клеветать, завидовать и делать другие вещи, недопустимые с точки зрения религии. Священнослужители не советуют ходить в гости, устраивать праздники, пить алкоголь, посещать развлекательные мероприятия. Все-таки родительская суббота предназначена для того, чтобы вспоминать о покойных, поэтому проводить ее лучше тихо и по-домашнему. Существует мнение, что в этот день нельзя убираться или работать, однако так думают только суеверные люди. Делать другие привычные дела (смотреть телевизор, слушать музыку, заниматься спортом и т.д.) тоже не запрещается.

Когда отмечается Дмитриевская суббота в 2023 году?

Каждый год необходимо заново уточнять, какого числа Дмитриевская родительская суббота, так как у нее нет фиксированной даты. В 2023 году в России праздник выпадает на 4 ноября. В 2022 году его отмечали 5 ноября, а в 2021 – 6 ноября.

Вопросы и ответы

Почему для поминовения покойных выбирают именно субботы?

Это связано с рассказом о сотворении мира в Священном Писании. На седьмой день, после того как Бог создал все сущее, Он отдыхал. Поэтому седьмой день (воскресенье) особо почитают в христианстве. В воскресенье ходят в храм и совершают Божественную Литургию. Это день земного покоя, так как никто не работает и не занимается повседневными делами. Суббота же символизирует духовный покой в Царствии Небесном. Считается, что тот, кто попал на небеса (в покои Господа), наконец обрел свободу от всех мирских забот и пребывает в состоянии умиротворения.

Почему нельзя есть на могилах?

Прежде всего по гигиеническим соображениям. На кладбищах десятилетиями разлагаются мертвые тела, поэтому трупные яды могут проникнуть в почву и воду, а также заразить пищу, которую вы с собой принесете. Так что пообедать лучше дома или в кафе. Если вам очень хочется соблюсти традицию и «угостить» покойного, можно оставить на надгробии пару конфет или печенье. Но эта еда уже не будет годиться для вас или ваших близких.

Можно ли употреблять алкоголь на кладбище?

Нет, нельзя. В соответствии с российским законодательством кладбище считается общественным местом, а распитие спиртного в общественных местах запрещено. Если вам сделают замечание, будет бесполезно ссылаться на обычаи или говорить, что так делают все. Заметив, что вы нарушаете установленные правила, администрация имеет полное право попросить вас покинуть погост.

Дмитриевская родительская суббота – один из тех праздников, которые помогают живым поддерживать связь с умершими. Он имеет очень давнюю историю. Если верить письменным источникам, на Руси его отмечали с древних времен, а в XIV веке, после победы в Куликовской битве, стали почитать еще больше. В этот день принято ходить на кладбище и в храм, устраивать дома скромные поминки, а также молиться о том, чтобы Господь даровал покой всем нашим близким, которые нас покинули.

Служба Ritual.ru предлагает жителям Москвы и Московской области профессиональные услуги по организации траурных церемоний. Нашим агентам можно доверить все этапы проведения похорон: сбор документов, транспортировку груза 200, организацию панихиды, отпевания, поминок на 9 и 40 дней. Чтобы получить более подробную информацию, звоните по единому номеру . Операторы консультируют круглосуточно и бесплатно.

26 января 2023

Возможно, вам будет интересно:

  • Родительская суббота – все дни поминовения в православном календаре
  • Дни поминовения мертвых
  • Молитва за покойного

Дмитриевская родительская суббота 5 ноября 2022 года: почему так называется, воинские ритуалы, посвящённые важному церковному празднику

Дмитриевская родительская суббота – в православии день всеобщего поминовения умерших, который свершается в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). В 2022 году эта дата выпадает на 5-е число.

История названия праздника и воинские ритуалы, связанные с Дмитриевской родительской субботой

Православный праздник, который носит название Дмитриевская родительская суббота, связан с днём памяти великомученика Димитрия Солунского. По старому церковному календарю он отмечался 26 октября, но в современности дата перенесена на ноябрь. Издавна принято в этот день вспоминать своих усопших родственников, устраивать поминки и посещать кладбища, убираться.

Народ давно связал этот праздник с великой Куликовской битвой. Дело в том, что среди православных людей считается, что в этот день князь Дмитрий Донской явился к святому Сергию Радонежскому для того, чтобы тот почтил память людей, павших в тяжёлом и кровопролитном бою. В день Дмитриевской родительской субботы принято проводить воинские ритуалы в честь воинов, которые отстояли Русь много веков назад.

Некоторые люди связывают Дмитриевскую родительскую субботу, проходящую в ноябре, с другим историческим событием, которые сыграло не меньшую роль в жизни Руси. В сказаниях о Мамаевом побоище сказано, что в этот день в древности люди просто вспоминали своих родных и близких. При этом они никак не связывали это событие с войнами.

Особенности празднования Дмитриевской родительской субботы

Многие православные праздники имеют тесную связь с историческим прошлым России. Так, издавна принято в день Дмитриевской родительской субботы следовать учениям, которые когда-то проповедовал и распространял по всей Руси Дмитрий Солунский. Этот великомученик был покровителем всех воинов и событий, в которых они принимали участие.

Существует множество традиций, которые соблюдают люди в Дмитриевскую родительскую субботу:

  • все православные военнослужащие вспоминают защитников отечества, которые героически пали во время кровавых боёв в истории;
  • в церкви все верующие люди приносят угощения. Их принято опрыскивать святой водой и раздавать нуждающимся в еде людям;
  • после похода в церковь все люди должны посетить кладбища и могилы своих умерших родственников, чтобы очистить их от сорняков и грязи;
  • поминальные вечера устраивают ближе к наступлению темноты, чтобы до этого времени все люди успели посетить церковь, помолиться за живых и почтить память умерших.

В день Дмитриевской родительской субботы люди в первую очередь вспоминают тех родственников, которые принимали участие в военных сражениях. В честь них в церквях и храмах читаются молитвы, а также устраиваются поминки, на которые приходят все родственники и просто знакомые умершего героя.

Важные приметы в Дмитриевскую родительскую субботу, о которых всем нужно помнить

Православные люди должны помнить о том, что во все церковные праздники нужно знать об особенных приметах, которые можно наблюдать в течение целого дня. Издавна народ считал, что наблюдения, связанные с погодой и животными, могут помочь ему вести образ жизни правильно.

Выделяют основные приметы в день Дмитриевской субботы в ноябре:

  • если в Дмитриевскую родительскую субботу пошел снег, то зима будет долгой;
  • в день празднования этого события обычно замерзают реки;
  • если во время поминок началась оттепель, то весну стоит ждать рано;
  • если напротив дома летают птицы, то его хозяевам стоит ждать приятных новостей.

Правильные наблюдения за погодой и за окружающим миром в день Дмитриевской родительской субботы могут подсказать православным людям, какие решения правильно принимать в будущем и чего от него стоит ждать.

Источник: Triboona

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках — соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.

Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».

В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской…»).

В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867)).

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.

Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название — Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу В. И. Чичеров уточняет, что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

С Димитриевской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» — традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботой, пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Димитриевской субботой случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую субботу).

В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.).
В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».

В случае совпадения Димитриевской родительской субботы с праздничным днем (напр., с 22 окт. — днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается Божественная литургия.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в поминовении близких и Церкви, ибо не может сама творить добрых дел. См. Поминовение усопших.

* * *

Священник Михаил Желтов:

Дмитриевская родительская суббота — суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского.

В наше время широко распространена версия о том, что Дмитриевская родительская суббота была установлена благоверным князем Дмитрием Донским для поминовения воинов, павших в Куликовской битве. Однако эта версия впервые фиксируется только в 19 веке, а в более ранних источниках нет никаких свидетельств о связи между поминовением павших в Куликовской битве воинов (при том, что среди рукописей Троице-Сергиевой лавры сохранился даже отдельный синодик с частью их имен) и Дмитриевской субботой. 

Более того, этой версии прямо противоречит наличие точно такой же поминальной субботы у народов, для которых Куликовская битва не являлась частью их национальной истории: болгар, сербов, потомков жителей Великого княжества Литовского. Так, у сербов эта суббота называется Митровске задушнице (то есть как и у нас), но у болгар — Архангелова задушница (то есть по имени архистратига Михаила, а не вмч. Димитрия), а в Белоруссии — Восеньскiя дзяды («Осенние деды»; кстати, и в русском фольклоре неделя, на которой совершается Дмитриевская суббота, известна как Дедова неделя).

Таким образом, причину установления Дмитриевской субботы нужно искать в чём-то ещё. Этого поминального дня не было у народов южной Европы — в частности, у византийцев (отчего Дмитриевская суббота, как и Радоница, отсутствует в нашем богослужебном уставе, происходящем из Византии). Однако у других народов Европы в древности существовали осенний и весенний праздники в честь умерших предков. Судя по всему, осенняя «Дедова/Архангелова/Дмитриевская» суббота — как и Радоница весной — является результатом христианизации этого древнего обычая. Вместо жертвоприношений умершим, сопряжённых также с ритуалами для защиты от их возможного неудовольствия, Церковь установила в эти дни совершать сугубую молитву об их душах, побеждая языческий страх перед ними любовью и заботой о них.

В старину на Дмитриевскую субботу, помимо служб, устраивали большое угощение: в монастырях — для всех монахов и послушников, чтобы они в благодарность усиленно помолились об усопших; в миру — для голодающих и нуждающихся. Указом царя Иоанна Грозного в Дмитриевскую субботу было установлено совершение великой — то есть полной (с 17-й кафизмой и каноном без сокращений) — панихиды. 

Православные христиане 5 ноября отмечают Родительскую субботу. Это последняя родительская суббота года. Она имеет необычное название — «Дмитриевская», и в отличие от других существующих характеризуется не только поминовением усопших родственников, но и всех, кто когда-либо сражался за Отечество.

Почему суббота называется Дмитриевская

История субботы восходит к XJV веку. Свое название церковный праздник берет еще со времен правления великого князя московского и владимирского Дмитрия Донского, названного в честь великомученика Дмитрия Солунского.

В 1380 году Донской одержал победу над ордынским войском хана Мамая. В результате ожесточенного боя погибло бесчисленное количество русских ратников.

После того как враг был повержен, Дмитрий отправился в Троице-Сергиев монастырь к своему настоятелю — преподобному Сергию Радонежскому, чтобы помянуть павших за Родину. Именно в тот момент, осенью 1380-го, было решено установить день памяти воинов накануне именин Донского, приходящихся на 26 октября (8 ноября по новому стилю).

Какого числа Дмитриевская родительская суббота

Постоянной даты у Дмитриевской родительской субботы в церковном календаре нет — ежегодно ее отмечают в субботу перед днем поминовения великомученика Димитрия Солунского 8 ноября.

Стоит отметить, что именно этот день недели был выбран неслучайно. Как известно, ежегодно даты смещаются, однако допустить, чтобы день памяти павших приходился на воскресение — день, напоминающий о воскрешении Иисуса Христа, — никак нельзя. Потому с тех времен Дмитриевская — всегда суббота, предшествующая 8 ноября.

Дмитриевская родительская суббота в 2022 году выпадает на 5 ноября — в православных храмах проводят поминальные литургии и панихиды для поддержания памяти усопших и их упокоения. Панихиду проводят и накануне родительской субботы, в пятницу вечером.

Верующие в Дмитриевскую родительскую субботу посещают также кладбище — убирают могилки и молятся за упокой души. Если церковь посетить в Дмитриевскую родительскую субботу не удалось, помолиться за умерших можно и дома.

Как и кого поминать в Дмитриевскую родительскую субботу

Изначально в ноябре поминали погибших в Куликовской битве воинов. Со временем стали поминать всех людей, сложивших голову за Родину, поскольку святого Димитрия Солунского, который изображен на иконах в виде воина в пернатых доспехах с копьем и мечом в руках, связывали всегда с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

В наши дни в Дмитриевскую субботу поминают всех усопших, в первую очередь близких родственников. Праздник получил такое название, потому что в этот день, прежде всего, нужно помолиться о самых родных и близких — о родителях — и сходить на их могилу.

Всего в церковном календаре семь родительских суббот — в эти дни души умерших, по молитвам церкви, получают особую помощь. Не все умершие успевают при жизни отмолить грехи, а потому облегчить их участь на том свете могут лишь живые люди путем искренних молитв за спасение.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые совершаются вселенские панихиды и молитвенно поминают вообще всех почивших. Таких родительских суббот в году две: Мясопустную, по церковному календарю, отмечают за неделю до начала Великого поста, а Троицкую — в канун праздника Пятидесятницы. Остальные родительские субботы предназначены для частного поминовения дорогих сердцу людей.

Что нужно делать 5 ноября

В этот день верующие традиционно навещают могилы покойных родственников на кладбищах. Кроме того, в обязательном порядке посещают церковь, принося с собой поминальные постные продукты: фрукты, овощи, печенье, конфеты, кагор, хлеб, муку и другие. Все это после службы раздается малоимущим.

В Дмитриевскую родительскую субботу важно не забыть и про поминальный обед. Считается, что за столом в начале ноября собираются не только живые, но и их усопшие родные. Именно поэтому при сервировке добавляют лишнюю тарелку и приборы. Традиционными угощениями считаются кутья, блины, пироги, рисовую кашу с медом, мясо, яичница и мясо. Важно приготовить и любимые блюда родственников, которых уже нет в живых.

В Родительскую субботу необходимо сходить в церковь, поприсутствовать на службе и поставить свечу за упокой душ умерших. Также принято просить о прощении грехов усопших, что поможет их душам обрести покой.

Что нельзя делать 5 ноября

По распространенному суеверию, нельзя поминать некрещенных людей и тех, кто при жизни отрицал существование Бога. Однако священники напоминают: молиться надо в первую очередь о тех, кто не делал этого сам.

Строго-настрого запрещено употреблять алкоголь, за исключением церковного вина. В этот день также следует избегать излишнего веселья и каких-либо празднеств.

В Родительский день категорически запрещается ругаться, обижаться и выяснять отношения. Все разбирательства лучше отложить, а сегодня простить всех своих знакомых и близких.

Также не рекомендуется веселиться и устраивать пышные празднества. Лучше остаться наедине со своими родными и провести вечер в тихом семейном кругу.

Двери в Родительскую субботу лучше оставлять открытыми. Их нельзя запирать на ключ, пока домочадцы не пойдут спать.

Необходимо помнить, что свечу, зажженную в память об усопших, не нужно тушить раньше времени. Она должна догореть сама.

Для православных 5 ноября наступает особое событие — Дмитриевская родительская суббота, день памяти усопших. Христиане поминают ушедших в преддверии дня великомученика Димитрия Солунского 8 ноября.

Дмитриевская суббота — 2022: история события

Установление поминальной даты связывают с чествованием памяти павших в Куликовской битве. Одержав победу в сражении, князь Московский Дмитрий Донской явился в Троице-Сергиеву лавру, где получал благословение на бой, и принял участие в поминовении павших.Со временем традиция закрепилась в церковном календаре и стала ежегодной.

В 1903 году день памяти даже получил законодательное закрепление. Император Николай II издал указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам, «за веру, царя и отечество, на поле брани живот свой положившим». Однако сегодня поминальные церемонии в этот день уже не ограничиваются чествованием павших воинов — христиане почитают память всех своих ушедших близких.

Дмитриевская суббота — 2022: традиции события

Общей традицией для всех родительских суббот является поход в храм для проведения панихиды по усопшим. Христиане ставят свечи за упокой близких и пишут записки. Некоторые посещают кладбища и наводят порядок на могилах.

В домах за столом собираются члены семьи, вспоминая своих ушедших. Поминальная трапеза может включать в себя нежирные блюда из рыбы и овощей, борщ, компот, кутью, блины и пироги.

У славян Дмитриевская суббота также именовалась Дедовой субботой и символизировала переход от осени к зиме. Перед этим событием хозяйки тщательно убирались в доме, а мужчины чинили сломанные вещи.

В то же время в саму знаменательную дату убираться и заниматься тяжким физическим трудом запрещено. Нельзя ругаться с близкими, сквернословить и осуществлять злые умыслы. Под запрет попадает и распитие алкогольных напитков.

Дмитриевская суббота — не единственный поминальный день церковного календаря. «Известия» собрали все родительские субботы 2023 года в отдельном материале и рассказали читателю о значении каждой даты.

В богослужебном Уставе установлены особые дни поминовения усопших. Один из них — Дмитриевская родительская суббота. Накануне, в пятницу, в старообрядческих храмах после Вечерни совершается Панихида: чтение 17 кафизмы с пением ее избранных псалмов и заупокойный канон. На Панихиде возглашаются также заупокойные ектении, на которых читаются записки «за упокой». Почему установлена в Русской Церкви Дмитриевская родительская суббота, о значении поминовения усопших христиан, о «памяти смертной» — читайте в статье.

***

Дни поминовения усопших имеют особое место в христианской церковной традиции. В это время наиболее глубоко чувствуется неразрывная связь между двумя мирами — нашей земной жизнью и жизнью будущего века, которая неизбежно встретит каждого из нас.

Суббота — день покоя. В день субботний Сам Господь изволил, нашего ради спасения, пребывать во гробе. Потому этот день и определен для сугубой молитвы за упокой правоверных наших собратьев, когда мы с верой и надеждой просим у Господа вселить их души «в места светла, места прохладна, места покойна».

В народе поминальные дни называются «родительскими», ведь в первую очередь поминают на молитве своих почивших родителей и сродников по плоти. Слово «родительский» имеет также более широкое значение и относится ко всем усопшим отцам и праотцам, то есть ко всем христианам, преставившимся в православной вере и благочестии.

Вечно живая душа испытывает потребность в постоянной молитве, но по разлучении от тела в ином мире уже не может сама за себя ни помолиться, ни умилостивить Господа добрыми делами. Поэтому Святая Церковь, как чадолюбивая мать, установила особые поминальные службы, когда совместные молитвы приносят душам усопших великую пользу и утешение — как грешным, так и праведным, ибо нет человека без греха.

Жизнь за гранью этого мира — непостижимая загадка для ума человеческого, но из святоотеческих поучений и свидетельств можем частично узнавать мы о сокровенных духовных тайнах высшего, бессмертного бытия. Те же свидетельства много говорят нам и о силе церковной молитвы:

Аще и на воздух иже во благочестии скончавыйся положен бысть, не отрицайся милостыни и свещи, Христа Бога призывая, на гробе запалити, приятна бо та Богу и многа приносяще воздаяние. Аще убо грешен умерый будет, да разрешиши прегрешения. Аще праведен, да мздам прилог будет (Святитель Афанасий Великий, Синоксарь на Мясопустную субботу).

Много бо верным душам пособие, еже за них даяти маломощным, и еже за душа их попове и диакони молятся, и службы часто творят. Заповедано бо от святых апостол о преставльшихся в вере, во святей службе поминаемым быти, много убо умершим польза (Поучение святителя Иоанна Златоустаго в субботу пентикостную, перед Троицей).

В году известны две великие Вселенские поминальные субботы: Мясопустная, которая была установлена за две недели перед началом Великого поста, и «Троицкая» родительская суббота, предшествующая празднику Пятидесятницы. Это дни особого поминовения, когда мы молимся за всех «иже от века преставившихся в правоверии и благочестии православных христиан». На самый Великий пост приходятся еще четыре поминальные родительские субботы. Сугубые заупокойные службы этого периода установлены, чтобы частично возместить собой отсутствие проскомидии среди прочих дней недели, так как в Великий пост торжественные литургийные богослужения положено совершать только в субботние и воскресные дни.

Дмитриевская родительская суббота, далеко отстоящая по времени от прочих общепринятых поминальных дней, имеет также свой отличительный смысл и особую историю происхождения. Этот день поминовения усопших всегда приходится на субботу, предшествующую памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября/26 октября ст.ст.), и был установлен благоверным князем Димитрием Донским ради того, чтобы почтить память русских воинов, убиенных в 1380-ом году на Куликовом поле.

По церковному преданию, возвратившись в стольный град после героической и знаменательной победы — первой сокрушительной победы русских воинов над татарским полчищем, князь Димитрий повелел по всем церквям служить заупокойные панихиды и поминать поименно погибших на поле брани православных ратников. С особым усердием совершали службы в Троице-Сергиевой лавре, откуда преподобный Сергий послал в помощь князю Димитрию двух своих иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. По обычаю того времени сражение начиналось борьбой двух богатырей-поединщиков. От татарского стана выступил грозный воин Чулебей, считавшийся до той поры непобедимым, а с русской стороны — Сергиев инок, Александр Пересвет. Народное предание, пришедшее к нам через многие поколения, гласит, что оба единоборца столкнулись между собой на копьях, что было силы, и оба в ту же минуту пали замертво.

М. И. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

Победа на Куликовом поле явилась особым решающим и переломным моментом в истории Отчества, стала первым реальным шагом к освобождению русского народа от монголо-татарского ига. В ней мы видим и особый Божий промысел в покровительстве над Русской землей, потому что одними человеческими силами невозможно было бы одолеть многочисленное полчище хана Мамая. Православным воинам помогал Сам Господь и Пречистая Богородица, на праздник Рожества Которой как раз и пришлось исключительное по своей значимости для Руси сражение. Из церковной истории можно узнать о благодарственных молитвенных приношениях, которые воздавали люди в честь этого великого и славного события.

На том месте, откуда русское войско выступало на битву с татарами, был заложен храм в честь всех святых — небесных покровителей русских ратников, павших на поле битвы. Так был построен один из самых древних московских храмов — церковь Всех святых. Деревянный храм XIV века был перестроен на рубеже XVI-XVII вв.

Храм Всех святых на Кулишках

Храмы строились не только в память о погибших. В благодарность за то, что Господь сохранил жизнь героя Куликовской битвы Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, его мать княгиня Марья основала в 1386 году в Москве монастырь во имя Рожества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. Есть разные сведения о местонахождении монастыря. По одной версии, он был основан в Кремле, назывался монастырем «на рву» и простоял там до 1484 года. По другой — первоначально располагался на нынешнем месте: на левом берегу Неглинной, недалеко от Трубной площади.

Богородице-Рождественский монастырь в Москве

У Бога все живы». Среди православных христиан широко распространено мнение, что защитники родной земли, положившие живот свой «за веру и отечество», причтутся к святым мученикам. Ведь высшая заповедь христианской любви, по словам Самого Господа, «полагать душу свою за други своя (Иоан., 15, 13).

Не велят нам святые отцы долго скорбеть и сетовать от разлуки с любимыми своими друзьями и сродниками, но веровать в общее Воскресение и помнить, что все в этой жизни временно. Тем более, что христиане имеют большую отраду, поминая близких в усердных молитвах, творить милостыню и приношения в их память. А если у кого в роду есть святые праведники и угодники Божии, то, конечно, можно рассчитывать на их помощь и ходатайство перед Господом.

Аще быхом зде безсмертни были, то поистине плакали быхом по умерших. Аще ли же вси преходим от жития сего, да кождо нас о себе плачем, и покаемся о своих согрешениях. Не видите ли, како умерших провождаем с песньми и пении, и с фимиамом, и со свещами по них идем, образующе, яко от темного избывше жития, к свету истинному отидоша. И на восток погребаем, прознаменающе мертвым восстание. Темже не скорбите, братие, по умерших, яко невернии, не имущие надежды Воскресения. Да не можем вернии неверным подражати. Мы же Христа послушаем и веруем, яко приидет час, егда мертвии воскреснут, и глас Сына Божия услышат, и услышавше оживут, и небо и земля обновится (Книга «Златоуст», поучение в субботу Мясопустную).

Поминальные дни также, несомненно, имеют великую пользу и для самих благочестивых молитвенников. Поминая усопших своих сродников, одновременно задумываемся мы и о своей собственной недолговечности и о тленной суете всего видимого мира.

Некоторые люди, светского типа мышления, считают мрачным и неприличным в обществе говорить о смертной кончине, утверждают, что такие мысли надо отгонять скорее прочь. Получается парадокс: атеисты, которые утверждают, что после земной жизни ничего уже не будет — ни муки, ни блаженства, только пустота, — панически боятся и самых разговоров об исходе из этого мира. А христиане, которые верят в вечное воздаяние, хотя и страшатся возможного наказания за грехи, но имеют также и надежду на милосердие и прощение Божие, поэтому не боятся разговора о неизбежном, о временной земной жизни и о вечной загробной.

Святые отцы — христианские подвижники, жили упованием и надеждой, презирая суету всего видимого мира. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь», — так говорят нам богомудрые их поучения. Память смертная — как узда для греха, в ней лежит твердый залог для каждой добродетели. Посему, как приносим мы утешение усопшим, поминая их в своих молитвах, так и сами получаем в это время ни с чем несравнимое назидание, когда стоим у печального, надгробного холмика и размышляем о словах Господних:

Земля еси и в землю пойдеши (Быт., 3, 19).

Поучение о памяти смертной

«Крайне нужно и очень полезно для души всегда помнить о смертной кончине. Ничто так не помогает нам, как это. И ничто не приносит нам такого блага, как чтение книг о кончине людской. Ибо отсекает от нас все страсти душевные и телесные, усердно побуждает к добродетелям и возводит к совершенству. Если бы всегда держали в уме и не забывали смертный час, никогда бы не грешили.

Когда забываем о смерти, приятна бывает нам жизнь нынешнего века, привязываемся к ней, пребываем в лени и беспечности, впадаем во все злые и греховные страсти и удаляемся от Бога. Но по пустякам волнуемся в суете нынешнего века. Не заботимся о грядущем блаженстве. Не думаем: разве не нагими рождаемся в этот мир? Не нагими разве и покидаем его, умирая? Не нагими ли и на Страшный Суд восстанем? Только в дела, которые творили здесь, и помышления облечены будем, как в ризу. Либо в злые, либо в добрые. Те прегрешения, которые совершаем ныне, внутри тела, как в зеркале видны будут всем людям. И мучить станут душу и тело. И чем больше плоть сотворила грехов, тем сильнейшую муку испытает. А души и тела совершивших добро засверкают от их добрых дел, как солнце. И чем больше человек принуждает себя, тем большего блаженства сподобится в Царстве Небесном.

Словно во сне живем на этом свете, и следует всегда помнить нам грядущую жизнь безконечную. Царство Небесное, неизреченные радость и блаженство. Тогда исчезнут уныние, лень и усталость, и разные суетные прихоти и мирские вожделения нынешнего века, непотребные и обманчивые. Из них душа наша, словно из мертвых, восстанет по благодати Христовой, ныне и присно, и во веки веком. Аминь» (Цветник священноинока Дорофея).


Автор: инокиня Людмила (Солошенко)

Русская православная церковь сегодня отмечает Димитриевскую родительскую субботу — день поминовения всех усопших.

Содержание:

  • У Бога все живы
  • Почему поминальная суббота названа Дмитриевской
  • Куликовская битва, благословение
  • Александр Пересвет
  • Победа на Куликовом поле
  • Установление поминовения павших воинов
  • Необходимы ли наши молитвы за усопших?
  • Тропари заупокойные
  • Использованные источники
  • Картины Павла Рыженко (1970-2014)

У Бога все живы

Что там — за порогом смерти? Верит ли человечество в воскресение умерших или не верит, как это было во времена земной жизни Спасителя, в глубине души своей оно не может не задаваться этим мучительным вопросом. Мы же, христиане, призваны видеть в смерти торжество жизни. И святая Церковь еще здесь, на земле, благодатью Христовой дает нам узнать, что жизнь будущего века совершенно отличается от нынешнего. «В ней не женятся, не умирают и не могут умереть, — говорит Христос. — Там люди будут во всем подобны ангелам, сынам Божиим». Сам Бог, явившись Моисею в огненной купине, называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова. Богом не мертвых, но Богом живых. «Ибо у Бога все живы», — говорит Христос.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского. Художник священник Сергий Симаков

Почему поминальная суббота названа Дмитриевской

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально, по установлению великим князем Димитрием Иоанновичем Донским, поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Куликовская битва, благословение

В сентябре 1380 года совершилась великая Куликовская битва. Русских ратников, по подсчетам историков, насчитывалось 100-150 тысяч. У Мамая воинов было едва ли не вдвое больше.

В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что получить благословение на битву великий князь Дмитрий Иоаннович приезжал к преподобному Сергию Радонежскому. Никоновская летопись сохранила потомству описание посещения преподобного Сергия великим князем Дмитрием Иоанновичем:

«Великий князь прибыл в монастырь месяца августа в восемнадцатый день, на память святых мучеников Флора и Лавра. Он собирался тотчас вернуться, ибо торопили его многочисленные вестники, сообщая о нашествии Мамая. Но преподобный игумен Сергий упросил его вкусить с ним хлеба за трапезой. «Пусть Господь Бог и Пречистая Богородица помогут тебе! — сказал он. — Не пришло еще время тебе с вечным сном надеть венец смертный, но бесчисленному множеству готовятся венцы с вечной памятью». И он велел принести освященную воду, и по окончании трапезы благословил крестом великого князя, и окропил его святой водой, и сказал ему: «Почти дарами и почестями нечестивого Мамая. Пусть Господь, увидев твое смирение, вознесет тебя, а его неукротимую гордость и ярость низвергнет». Тот же сказал: «Я всё это сделал для него, отче, но он ещё больше возгордился». А преподобный сказал ему: «Если это так, ждёт его непременная гибель и забвение. Тебе же от Господа Бога, и Пречистой Его Богоматери, и всех святых Его — помощь, милость и слава»».

Преподобный Сергий. Благословение кн. Димитрия Иоанновича Донского со дружиною на битву. 1380 г. Художник Сергей Ефошкин

Преподобный Сергий. Благословение кн. Димитрия Иоанновича Донского со дружиною на битву. 1380 г. Художник Сергей Ефошкин

Пo просьбе великого князя игумен отправил на поле сражения двух троицких монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посхимив. И сказал им: «Мир вам, мои возлюбленные о Христе братья, Пересвет и Ослябя! Потрудитесь как доблестные Христовы воины, ибо назначенное вам время пришло». Он благословил крестом и окропил святой водой великого князя, двух иноков, Пересвета и Ослябю, и всех князей, бояр и воевод. И произнёс, обращаясь к Димитрию Иоанновичу: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов». А затем, понизив голос, сказал тихо великому князю: «Победиши враги твоя».

Под Коломной на Девичьем поле великокняжеское войско соединилось с остальными полками, которые уже собрались здесь для похода. Тогда же из собора Коломны они взяли с собой – как священное духовное знамя – икону Пресвятой Богородицы «Умиление», получившую после Куликовской битвы наименование «Донская».

Впервые Русь выставляла такое количество ратников. Летописец отметил: «От начала бо такова сила не бывала князей Русских, яко же в се время» Главную силу русского войска составляли «черные», т.е. простые люди: «сыны крестьянские от мала до велика» и «молодые люди» — ремесленники.

30 августа войско переправилось через Оку. Узнав о движении русских полков, литовский князь Ягайло не решился выдвинуться на помощь Мамаю, хотя и обещался. Он так и не принял участие в битве.

За Доном стояли несметные татарские полчища. Увидев их, русские испытали невольный страх. «…Князь же великий стал совещаться с братом своим и… литовскими князьями: «Здесь ли и дальше останемся или Дон перейдем?» И тут, когда князь нуждался в поддержке, прибыл к нему запыхавшийся любимый скороход преподобного Сергия — инок Нектарий — с благословенною грамотою от игумена. Писал старец: «Без всякого сомнения, государь, иди против них, и, не предаваясь страху, твёрдо надейся, что поможет тебе Господь».
В ночь с 7 на 8 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Димитрий Иоаннович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядвы и поставил полки на Куликовом поле.

Александр Пересвет

В «Сказании о Мамаевом побоище», написанном в конце XV в., сохранилось предание: героем Куликовской битвы стал воин–инок Александр Пересвет. Он начал сражение поединком с богатырем-печенегом Челубеем, в котором оба погибли.

По преданию, перед самым началом битвы в поле съехались два воина-«поединщика»: троицкий инок-схимник Александр Пересвет и татарский богатырь Челубей. Выходя на бой, Александр сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного. Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!.. Бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!»… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались… И стегнул каждый воин своего коня, и воскликнули все единогласно: «С нами Бог!» и еще «Боже христианский, помоги нам!» — а поганые татары своих богов стали призывать.

И сошлись грозно обе силы великие… Летописная повесть о Куликовской битве так рисует — почти былинными красками — картину сражения: «И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы татарские. А с нашей стороны — князь великий Димитрий Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки, пошел против поганых половцев со всею ратью своею. И, воззрев на небо с мольбою и преисполнившись скорби, сказал словами псалма: «Братья, Бог нам прибежище и сила». И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов.

Победа на Куликовом поле

И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон… И воздвиг Бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его! Братья измаиловичи, беззаконные агаряне, бегите неготовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду».

(Мамай бежал в Крым и там был убит)

Куликовская битва, художник священник Сергий Симаков

Куликовская битва, художник Павел Рыженко

Преподобный Сергий в часы сражения молился с братией у себя в церкви. Говорил о ходе боя. Называл павших и молился об их упокоении. А в конце сказал: «Мы победили».

Потери русских войск были неисчислимы: берега Дона и Непрядвы были усеяны телами погибших. Как сообщает летописец, «страшно, братья, зреть тогда, и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих — как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли». Русские потеряли около половины своего войска. Восемь дней собирали и хоронили убитых.

Великий князь, прозванный за эту победу Донским, возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, поминая усопших.

Установление поминовения павших воинов

В благодарение Богу за дарованную великую победу, великий князь, прозванный в народе Донским, решает учредить Дубенский монастырь, находившийся в 40 верстах от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, и богомудрый Сергий дает ему инока Савву для сооружения храма во имя Успения Божией Матери.

С тех пор на Руси было установлено совершать в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, что празднуется 26 октября (8 ноября), особое ежегодное поминовение павших на Куликовом поле — в так называемую Димитриевскую субботу. Она и поныне остается днем поминовения всех воинов, «положивших душу за други своя», за Россию.

Благодарный народ неизменно почитал и память великого князя Димитрия. В 1988 г. князя причислили к лику святых.

Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но вместе с ними и всех, вообще, всех усопших братий своих. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

Необходимы ли наши молитвы за усопших?

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние. Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.

//www.youtube.com/watch?v=uejv8SA80BA

Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего — Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь.

//www.youtube.com/watch?v=BUf7CFkHsZk

Тропари заупокойные

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивши и веру соблюдши, дерзновение имущии ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Кондак заупокойный
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

О духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой,
Сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбие.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются,
Упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый,
Сам и душу раба Твоего упокой.
С духами скончавшихся праведников упокой, Спаситель, душу раба Твоего,
Сохраняя ее в Твоей блаженной жизни, Человеколюбец.

В Твоем месте покоя, где покоятся все святые Твои,
Упокой и душу раба Твоего, ибо Ты един Человеколюбец.
Ты — Бог, сошедший в ад и расторгнувший цепи скованных,
Сам упокой и душу Твоего раба.

//www.youtube.com/watch?v=tgTi7jJx48o

Использованные источники

  • Толстой М.В. История русского православия. –М.:Эксмо, 2010.-544с.: ил.-(Религия. Библиотека русского православия)
  • Митрополит Платон (Левшин). Краткая российская Церковная история. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 365с.
  • Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории православия в России. –М. Правило веры, 2002.-622с
  • Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. Перевод на русский язык. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.-287с
  • Анисов Л.М. История Свято-троицкой Сергиевой Лавры в истории России.-М.: «ИПП «КУНА», 2013.-168с

Картины Павла Рыженко (1970-2014)

народный художник России
Павел Викторович Рыженко родился в 1970 г. в Калуге.
В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.
1988-1990 гг. – служба в армии.
В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова.
В 1996 г. защитился дипломной картиной «Калка».
С 1997 г. – преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова (кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции)

Сайт Правмир.ru, статья памяти Павла Рыженко
Сайт-галлерея картин Павла Рыженко


все новости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дмб сценарий конкурсы
  • Дзюдо праздник картинка
  • Дзен православные праздники на каждый день
  • Дзен буддийские праздники
  • Джумхуриет турция праздник