Жихарка сценарий спектакля

Сценарий сказки "Жихарка"

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Островок»

Сценарий спектакля «Жихарка»

Муз. руководитель

Буянова Мария Николаевна

Педагог доп. образования

Вершинина Людмила Сергеевна

п. Бор

2019 г.

Пояснительная записка

Форма деятельности: спектакль.

Контингент: дети в возрасте от 5 до 7 лет, 30 человек.

Участники: воспитанники театральной студии, 6 человек, руководитель театральной студии.

Продолжительность: 17 минут.

Цель: заинтересовать воспитанников деятельностью творческого объединения, сформировать у зрителей интерес к театру.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование культуры поведения на сцене.

Развивающие:

  • развитие внимания;
  • развитие навыка актёрской игры.

Воспитательные:

  • создание ситуации успеха;
  • воспитание дружелюбия и готовности к сотрудничеству;
  • воспитание ответственности (умение доводить начатое дело до конца);
  • воспитание адекватной самооценки и самоконтроля.

Декорации: 

  1. Избушка Кота, Воробья и Жихарки: ширма. стол, самовар, калачики на ниточке, горшок для каши, лавка, скатерть, балалайка, молоток, метла ведро, ковш, ружье, палка- конь.
  2. Избушка Лисы: печь с заслонкой, лавка, стол, пустая кастрюля, ухват, лопата, кулинарная книга, сухая рыбка на веревочке.

Костюмы: все артисты одеты в русском народном стиле: сарафаны, ленты, кепки, рубахи, кушаки. Заяц- в костюме зайчика-девочки, соответствующий грим.

Ход мероприятия

Действующие лица:

Сказочница

Кот

Воробей

Жихарка

Лиса 1

Лиса 2

Зайчик

🕭 Фон 1. «В гостях у сказки»

Сказочница: Россия –большая страна. Она лежит сразу в двух частях света Европе и Азии. Там, где их разделяют Уральские горы стоит знаменитый город мастеров Златоуст. Старинные мастера первыми изобрели чугун и первыми стали подковывать лошадей. Нынешние мастера ничуть не хуже своих предков. Они делают и украшают резьбой булатные сабли, а из чугуна вообще могут отлить, что хочешь. И конечно- же здесь помнят народные сказки, и каждая из них как драгоценный камень — самоцвет.

Сказки обычно рассказывала бабушка вечером, после всей проделанной работы. А ребятня слушала бабушкины сказки с её особым говором на печке — самом теплом месте в доме.

Одну из таких замечательных уральских сказок мы расскажем вам сегодня.

Сказочница: (надевает платок).        

Сказок много в мире, сразу не прочтешь,

Но такой как наша — в книжке не найдешь.

Сказка может и мала, да про важные дела!

Сказка ложь, да в ней намек!

Всем хороший даст урок.

Жили-были у леса на опушке в одной маленькой избушке Кот да Воробей. Кот с Воробьем на огороде работали, на рынок ходили, да товар продавали.

🕭 Фон 2. Входит Воробей, подметает метлой дорожку, а позади него стоит Кот.

Воробей: поет песню: Ай, лю-ли, ай, лю-ли! Ты дорожка не пыли-и!  Хей!

Вот уж только солнышко взошло, а я воды в кадку натаскал, зерно перебрал, да дорожку подмел. Ну, разве я не молодец?!

Кот: Ах, и хвалиться ты любишь, Воробушек! Лучше пойдем колесо у телеги ремонтировать, нам еще на рынок ехать. (Уходят за дверь, Воробей поет ту же песню, вместе за дверью кричат «Хей!»).

🕭 Фон 3: 

Сказочница: И жила с ними в избушке маленькая озорная девочка – Жихарка. А почему Жихарка? Да потому что работящая да шустрая. Сначала все дела быстро по дому переделает, а потом играет.

(Из – за кулис появляется заяц, за ним на палке, как на коне скачет Жихарка. Заяц прыгает от нее по кругу)

Жихарка: Эй, заяц, заяц, стой, давай поиграем! (Заяц убегает за дверь. Жихарка ему вслед кричит). Ну куда же ты, я еще с тобой не поиграла! (Слезает с палки, проходит в избу). 

Входят Кот и Воробей.

🕭 Фон 4:

Кот: Ну вот, вот теперь мы молодцы! Колесо у телеги починили…

Воробей: Можно – то и на ярмарку ехати!

Кот: (обращается к Ж с укоризной). Жихарка, опять озорничаешь, зайчат гоняешь. (Ласково) Лучше в избе прибери, да обед приготовь, на стол накрой, а мы с Воробьем на ярманку поедем…

Воробей: Привезем тебе леденец… Вку-уу-усный, да сопожки новыя.

Кот: Только смотри, не шали…

Жихарка: (Испуганно). А то бабайка придет?

Кот и Воробей: Ага (Кот берет балалайку и бренчит на ней).

Кот: Как на рынок мы ходили, репу продавали!

Воробей: Как мы нашей Жихарке сапожки покупали! (уходят за дверь с песней).

Кот и Воробей: Ай, лю-ли, ай, лю-ли!

                        Ты дорожка не пыли-и! (вместе за дверью кричат «Хей!»).

Жихарка: Ну вот ушли. Надо кашу сварить да стол успеть накрыть (Льет воду ковшом из ведра в чугунок, мешает большой ложкой, будто варит кашу. Берет ведро, уходит за водой за избушку).

Сказочница: А неподалеку в лесу Лиса хитрющая да ленивая жила.

🕭 Фон 4: появляется Лиса, открывает кастрюлю, нюхает, морщится, закрывает кастрюлю.

Сказочница: Кашу варить Лиса не хотела, а только и думала, как бы кого обхитрить, обмануть, заманить, да съесть.

Лиса:          (идет плавно, медленно по кругу и поет)

«Я лиса- то красота

Всех на свете хитрей,

Обману, обману

Самых умных зверей

Припев: Ха-ха-ха,

Ха-ха-ха

Я лиса неплоха!

Заметая следы, я петляю в лесу,

Но никто не увидит плутовку — лису

Припев: Ха-ха-ха,

Ха-ха-ха

Я лиса неплоха!

Ух,  какая я голодная! (Спрашивает у детей) Вы зайца не видели? Я его мигом проглочу!  

Заяц: (из – за двери крадется мимо Лисы к занавесу, показывает детям знак «Т-с-с-с», показывает Лисе «нос» и скрывается за кулисами. Из-за избушки выходит потихоньку Жихарка).

Лиса: Нет?! Ну, тогда я кого-нибудь из вас… (поднимает вверх руки и угрожающе шагает к детям. Лиса бежит в середину и прячется за избушкой Жихарки).

Жихарка: (в избушке начинает раскладывать ложки и приговаривать).

Эта ложка простая – Котина, эта ложечка простая – Воробушкина, а эта –Жихаркина. Она у меня непростая — ручка точеная, золоченая, никому ее не отдам!

Лиса: (Из-за избушки, обрадовалась). Вот кем я сегодня пообедаю! (Жалобно). Эй, девочка, я такая голодная, угости меня ложечкой каши.

Жихарка: Уходи, Лиса, мне Кот и Воробей наказывали, чтоб дверь не открывала и никого не пускала. Если я не послушаюсь, ко мне бабайка придет.

Лиса: (жалобно, чуть не плачет). А ты через окошечко, немножечко (а сама отворачивается и зло ухмыляется, после выглядывает из – за угла или просовывает голову в окошко).

Жихарка: (стукает ей ложкой в лоб) Нет! Нельзя!

Лиса: (Падает на пол, руки ноги растопырила, слышит песню Кота и Воробья, поднимается) Все равно я тобой пообедаю!

Заяц: (Из – за кулис машет Лисе «пока-пока»).

Жихарка: (грозит Лисе ложкой).

Кот: Говорил я тебе, Воробей, лучше колесо приколачивай, вот оно и отвалилось!

Воробей: Прости, Котик! Сейчас я все исправлю. (Берет молоток и инструменты).

Кот: Как у тебя дела, Жихарка?

Жихарка: А я кашу сварила. Но ко мне Лиса хитрющая приходила. Каши хотела, просила ей дверь открыть.

Кот: Смотри Жихарка, Лисе дверь не открывай, а то унесет к себе и съест.

Воробей: А мы на рынок, колесо отремонтируем.

Кот: А ты дверь никому не открывай, запри ее…

Жихарка: А то Бабайка придет?

Кот и Воробей: АГА! (уходят, поют песню). Ваня- Ваня — простота, купил лошадь без хвоста!

Сел  задом наперед и поехал в огород!

Ай, лю-ли, ай, лю-ли!

Ты дорожка не пыли-и! (вместе за дверью кричат «Хей!»). 

Жихарка: (Машет им рукой)

Сказочница: Помахала им вслед Жихарка, а дверь запереть забыла. А лиса тем временем к избе прокрадываться стала.

Заяц: Выбегает из-за кулис. Прячутся с Жихаркой под стол.

Лиса: (Входит в избушку) все равно я сегодня пообедаю! (Начинает петь)

 – Эта ложка простая – Котина, эта ложечка простая – Воробушкина, а эта –Жихаркина. Она у нее непростая — ручка точеная, золоченая, заберу ее себе!

Жихарка: (Выскакивает из-под стола). Не трогай лиса мою ложечку!

Лиса: Ага! (хватает Жихарку за руку и бежит с ней по кругу в избушку свою).

Жихарка: Украла! Украла! Меня лиса украла!

Заяц: (Выскакивает из-под стола, хватается за голову и бежит за дверь за Котом и Воробьем)

Сказочница: Притащила Лиса Жихарку в свою избу. Печку жарко истопила. Обедать собралась

Жихарка: ААААА! Не ешь меня Лиса! Мне домой надо. А то кот и Воробей вернуться, меня нет. А если я их не послушаю, ко мне бабайка придет!

Лиса: Да не буду я тебя кушать!

Жихарка: Правда? А что же ты меня к себе притащила?

Лиса: Скучно мне, поиграть не с кем.

Жихарка: А во что играть будем?

Лиса: В калачики – куличики!

Жихарка: А это долго?

Лиса: (Читает рецепт). Ждать 5 минут до полного приготовления.

Жихарка: А это как?

Лиса: А это в печку надо залезть.  Полезай. (Пихает ее в печь, а Жихарка – ручки – ножки растопырила, не пролазит в печь).

Лиса: (Раздражённо). Смотри, показываю.

Сказочница: Полезла Лиса в печь, калачиком свернулась, а Жихарка заслонку закрыла и говорит:

Жихарка: Все, ждать 5минут до полного приготовления. Ой, все Лиса, мне домой надо! Потом доиграем!

Лиса: (Из печки) Ай, куличики! Ай, калачики! Ай, куличики! Ай, калачики!!!!  (показывается из-за печки Лиса вся в золе перепачканная, лохматая)

Жихарка: Ой!!! Бабайка пришел! (Убегает)

Лиса: (Бежит за ней). Стой! Все равно поймаю! (Детям кричит) Ловите ее, ловите!

Сказочница: Добежали они до избушки, а тут Кот и Воробей с Зайчиком воротилися —  Жихарку спасать.

Жихарка: (Прячется за Кота и Воробья с Зайчиком)

Кот: А ну лиса, убирайся по добру по здорову!

Воробей: Улепётывай, пока шкура цела (целится в нее из ружья). Да в нашем лесу больше не попадайся!

Лиса: (Лиса стонет, ревет, уходит за кулисы).

Заяц: (Машет ей лапкой). А я в избе у Лисы буду жить! Приходите ко мне все на новоселье!

Сказочница: С тех пор стали они жить счастливо! (Все обнимаются). А лиса больше свой нос и не показывала.

Тут и сказочке конец! А кто слушал – молодец.

Все артисты выходят на поклон.

Ведущая объявляет артистов и благодарит зрителей за внимание.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Жихарка».

Ведущий входит в зал и говорит:

— Здравствуйте , ребята! Сегодня мы покажем вам сказку «Жихарка».

Жили-были… Угадайте, кто?

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи ,а моется всех чище? Кто это ? ( Ответы детей)

А еще, угадайте:

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает

Время возвещает.(Ответы детей)

Жили – были кот, петух и маленький человечек Жихарка( выходят герои сказки).Кот и петух на охоту ходили, а Жихарка домовничал: пол подметал , обед варил , да на стол накрывал.

Кот и петух:

— Жихарка ,мы сегодня далеко на охоту пойдем, вернемся поздно.

Кот:

— А ты ,Жихарка, дверь на замок запри, да никому не открывай!

Петух:

— Ку-ка-ре-ку! А то придут незнакомые люди или звери и унесут тебя, понял?

Жихарка:

— Да, понял!

Кот и петух собираются на охоту:

-Вот топор!

-А вот ружьё!До свиданья,Жихарка!

Жихарка:

-До ,свиданья!

Ведущий:

-Ушли кот и петух , а Жихарка стал домовничать.

Жихарка:

-Я сейчас все подмету , а потом обед сварю. Ой, как вкусно! Ну вот, всё готово! Теперь буду на стол накрывать , да ложечки раскладывать.

Эта ложка простая- Петина, эта ложка простая – Котова, а эта ложка не простая, точеная ,ручка золоченая- Жихаркина ! Никому её не отдам! ( Жихарка раскладывает ложки).

Ведущий:

-А дверь-то запереть Жихарка забыл.

Жихарка(услышал стук):

-Ой, это ,наверное лиса идет! Надо спрятаться!

Лиса идет и напевает:

— Есть на свете слово «дружба»

И друзья у многих есть.

Но лиса тогда лишь дружит,

Если друга можно съесть!

Как же мне нравятся маленькие вкусненькие ребята! А где же Жихарка? Здесь нет, здесь тоже нет. А-а-а!(подходит к столу и раскладывает ложки) Вот ложка простая – Петина, вот ложка простая – Котова, а эта ложка не простая, а точеная, ручка золоченая- эту я себе возьму.

Жихарка:

-Нет, тетенька Лиса, эта ложка моя, не берите её!

Лиса:

— А ,вот ты где! Пошли быстро со мной!(Уводит Жихарку за ширму)

Жихарка:

-Котик, Петя, спасите меня!

Ведущий:

-Вот что бывает с детьми, когда они не слушают взрослых и забывают закрывать дверь на замок.

Действие происходит в избушке Лисы.

Лиса:

-Сейчас печку затоплю и Жихарку поджарю.Где же мой рукав для запекания? Куда же я его подевала?

Жихарка:

— Тетенька Лиса, не надо меня поджаривать! Я больше так не буду .

Лиса:

— И слушать даже не хочу! Садись на лопату!(Жихарка садится, широко расставив руки и ноги) Да не так!

Жихарка:

— А как?

Лиса :

-А вот как: ручки, ножки сложи и хвостиком накройся!(Показывает,как надо сесть , а Жихарка подбежал и в печку её затолкнул,да бегом в лес .)

Ведущий:

-А в это время пришли с охоты пот да петух, смотрят , а Жихарки нет нигде.

Кот и петух:

-Жихарка, выходи ,где ты прячешься, мы с охоты пришли, проголодались!Давай обедать.( подходят к столу и , раскладывают ложки)Это ложка простая – Петина, это ложка простая – Котова, а это ложка не простая, а точеная, ручка золоченая – Жихаркина.( Стали плакать.)Где же наш Жихарка? Наверное его Лиса съела!

Ведущий:

-Вдруг , слышат кот и петух , что кто –то по лестнице бежит, глядят- а это Жихарка. Обрадовались они , стали Жихарку обнимать, целовать и умницей называть! С тех пор кот и петух Жихарку одного дома не оставляют , а с собой на охоту берут!

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Жихарка» в средней группе.

Цель:доставлять детям радостные эмоции, совершенствовать связную речь в диалоге; воспитывать и развивать в детях гуманные чувства: доброта, сопереживание к любимым героям произведений, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Предварительная работа:

чтение произведения и рассматривание иллюстраций к нему, совместное обсуждение действий героев.

Ход

Воспитатель говорит:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы покажем сказку «Жихарка».

Жили-были… Угадайте, кто?

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище? Кто это? ( Ответы детей)

А еще, угадайте:

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает

Время возвещает.(Ответы детей)

Жили – были кот, петух и маленький человечек Жихарка ( выходят герои сказки).Кот и петух на охоту ходили, а Жихарка домовничал: пол подметал , обед варил , да на стол накрывал.

Кот и петух:

— Жихарка ,мы сегодня далеко на охоту пойдем, вернемся поздно.

Кот:

— А ты ,Жихарка, дверь на замок запри, да никому не открывай!

Петух:

— Ку-ка-ре-ку! А то придут незнакомые люди или звери и унесут тебя, понял?

Жихарка:

— Да, понял!

Кот и петух собираются на охоту:

-Вот топор!

-А вот ружьё! До свиданья, Жихарка!

Жихарка:

-До,свиданья!

Воспитатель:

-Ушли кот и петух, а Жихарка стал домовничать.

Жихарка:

-Я сейчас все подмету, а потом обед сварю. Ой, как вкусно! Ну вот, всё готово! Теперь буду на стол накрывать, да ложечки раскладывать.

Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая – Котова, а эта ложка не простая, точеная ,ручка золоченая- Жихаркина ! Никому её не отдам!

( Жихарка раскладывает ложки).

Воспитатель:

-А дверь-то запереть Жихарка забыл.

Жихарка (услышал стук):

-Ой, это, наверное, лиса идет! Надо спрятаться!

Лиса идет и напевает:

— Есть на свете слово «дружба»

И друзья у многих есть.

Но лиса тогда лишь дружит,

Если друга можно съесть!

Как же мне нравятся маленькие вкусненькие ребята! А где же Жихарка? Здесь нет, здесь тоже нет. А-а-а!(подходит к столу и раскладывает ложки) Вот ложка простая – Петина, вот ложка простая – Котова, а эта ложка не простая, а точеная, ручка золоченая- эту я себе возьму.

Жихарка:

-Нет, тетенька Лиса, эта ложка моя, не берите её!

Лиса:

— А,вот ты где! Пошли быстро со мной!(Уводит Жихарку за ширму)

Жихарка:

-Котик, Петя, спасите меня!

Воспитатель:

-Вот что бывает с детьми, когда они не слушают взрослых и забывают закрывать дверь на замок.

Действие происходит в избушке Лисы.

Лиса:

-Сейчас печку затоплю и Жихарку поджарю.

Жихарка:

— Тетенька Лиса, не надо меня поджаривать! Я больше так не буду.

Лиса:

— И слушать даже не хочу! Садись на лопату!(Жихарка садится, широко расставив руки и ноги) Да не так!

Жихарка:

— А как?

Лиса:

-А вот как: ручки, ножки сложи и хвостиком накройся!(Показывает,как надо сесть , а Жихарка подбежал и в печку её затолкнул, да бегом в лес .)

Воспитатель:

-А в это время пришли с охоты пот да петух, смотрят, а Жихарки нет нигде.

Кот и петух:

-Жихарка, выходи , где ты прячешься, мы с охоты пришли, проголодались! Давай обедать.( подходят к столу и раскладывают ложки)Это ложка простая – Петина, это ложка простая – Котова, а это ложка не простая, а точеная, ручка золоченая – Жихаркина.( Стали плакать.)Где же наш Жихарка? Наверное его Лиса съела!

Воспитатель:

-Вдруг, слышат кот и петух, что кто –то по лестнице бежит, глядят- а это Жихарка. Обрадовались они , стали Жихарку обнимать, целовать и умницей называть! С тех пор кот и петух Жихарку одного дома не оставляют, а с собой на охоту берут!

Вместе:

Тут и сказке конец.

(Дети выходят на поклон)

Воспитатель: Понравилась вам ребята сказка?

Дети: Да!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/511958-teatralizovannoe-predstavlenie-po-motivam-rus

Жихарка. Сказка – драматизация для исполнения детьми старшего дошкольного возраста.Жихарка. Сказка – драматизация для исполнения детьми старшего дошкольного возраста.

Участники Дети старшего дошкольного возраста

Цели: Доставить радость детям от участия в постановке и её подготовки.

Задачи: Формировать у детей желание дарить радость младшим детям, заботиться о них, делать небольшие постановки.

Оснащение: Печь, стол, накрытый скатертью, лавка, 2 ширмы: с нарисованным окном, и нарисованным очагом.

Одна расписная деревянная ложка, две простые деревянные ложки, посуда, полотно с изображением огня, деревянная плоская лопата.

Костюмы в народном стиле, костюмы деревьев.

 Скачать конспект

Шапочки: кот, петух, лиса.

Лисий хвост

Предварительная работа: Чтение сказки «Жихарка», рассматривание иллюстраций к сказке (разных художников). Совместное изготовление декораций и атрибутов для спектакля. Разучивание с детьми слов и движений.

Действующие лица:

  • Жихарка
  • Петух
  • Кот
  • Лиса
  • 2 рассказчика
  • Деревья (6-7 детей)

Действие первое.

Избушка Жихарки.

Печь, стол, накрытый скатертью, лавка, на ширме нарисованное окно.

Одна расписная деревянная ложка, две простые деревянные ложки, посуда.

Под фоновую музыку выходят рассказчики, встают перед ширмой.

Рассказчик 1:

Дорогие зрители, сейчас мы расскажем и покажем русскую народную сказку «Жихарка».

Рассказчик 2:

Жихарка – это маленький шустрый мальчишка. А что с ним случилось, увидите сами. Только смотрите очень внимательно, а мы начинаем.

Рассказчик 1

На лесной опушке, в маленькой избушке, жили-были Кот, Петух и маленький мальчишка Жихарка. Кот и Петух утром в лес уходили, а Жихарка дома один оставался, дом прибирал, обед готовил.

Рассказчик 2:

А еще любил он очень в прятки играть.

Садятся на стулья у ширмы

Выбегает Жихарка.

Жихарка:

Вот сейчас спрячусь, никто меня не найдет. Спрячусь под стол, (зрителям) видно меня?….

Из-за ширмы голоса

Жихарка, где ты?

Жихарка:

Ай, не успел, куда бы спрятаться?! Спрячусь — ка я за печь.

Выглядывает из-за печи.

А так не видно?… Вот и ладненько, а вы, чур, молчок.

садится за печь

Кот:

Жихарка, где ты?

Петух:

Опять спрятался!

Жихарка из-за печки: Ку-ку!

Кот:

Он, наверное, под столом. Нет, под столом его нет.

Петух: Выгляну во двор.

Подходит к ширме с окном

Кот:

Ну, что?

Петух:

Нет, и во дворе его нет. Куда делся? Ребята, а вы не видели Жихарку?

Ответы малышей

Кот:

За печкой, да быть не может. Там и не спрячешься!

Петух:

А сейчас проверим!

Подходит к столу, берет расписную ложку и прикладывает палец к губам

Рассказчик 1:

А больше пряток, любил Жихарка свою ложку.

Кот:

Вот ложка простая деревянная, Петина, вот ложка простая Котовая! А где же ложка точеная, ручка золоченая, нет Жихаркиной ложки.

Жихарка:

Как нет?

Выскакивает из-за печки

Кот и Петух вместе:

Вот она!

Петух:

А вот и наш Жихарка!

Жихарка выходит из-за печки

Жихарка:

Всегда на эту уловку попадаюсь. В следующий раз, не попадусь.

Петух:

Жихарка, мы в лес уходим.

Кот:

А ты дома сиди, никуда один не ходи. Дверь не забудь закрыть.

Петух:

А то придет лиса и заберет к себе в избушку.

Жихарка:

Ладно.. Жду к обеду.

Рассказчик 2:

Ушли кот и петух. А Жихарка в доме прибрал, обед сготовил и на стол накрывает.

Жихарка накрывает на стол, раскладывает ложки:

Это ложка простая котовая, это ложка простая Петина, а вот ложка не простая точеная, ручка – золоченная Жихаркина. Никому ее не отдам.

Рассказчик 1:

А в это время на крылечке лиса — топ-топ-топ.

Лиса:

Жихарка, маленький, пусти меня в дом!

Жихарка:

Ой, Лиса пришла, куда бежать? Спрячусь я за печь!

Прячется за декорацией печки.

Лиса заходит в дом:

Ай-ай-ай, дверь-то открыта. Меня, наверное, ждешь. Ну, где же ты? Спрятался! А, знаю, ребята спрятали!

Идет к первому ряду, подходит к нескольким детям

Ты спрятал (а)? Нет, не ты

возвращается к столу.

Ну, ничего, сейчас сам найдешься!. Ой, кто-то к обеду накрывал. Ложки оставил. Вот ложки простые деревянные, не интересные.

Выбрасывает ложки.

А вот ложка не простая точеная, ручка – золоченная. Возьму её себе!

Жихарка: Ай-ай-ай, тетёнька, не тронь мою ложку!

Лиса: Вот ты где спрятался! Попался!

Хватает Жихарку.

Вкусный обед у меня будет.

Рассказчик 2:

Схватила лиса мальчика и понесла к себе в избушку. А кот и петух далеко, кричи — не докричишься!

Звучит фоновая музыка

Несколько детей в костюмах деревьев встают в цепочку, держа руки «воротиками». Лиса и Жихарка «змейкой» обегают все воротики.

На заднем плане четверо детей убирают стол и печь.

Действие второе.

Лес. На ширме нарисованный очаг (внизу свернутое полотно с изображением огня), рядом стоит деревянная плоская лопата. Дети в костюмах деревьев встают позади очага с разных сторон.

Лиса:

Ну, вот и добежали. Ох, и голодная я!

Жихарке. А ну, садись на лопату, сейчас тебя печь буду?

Жихарка садится на лопату, расставляя руки и ноги в разные стороны.

Лиса:

Вот, глупый. Кто же так на лопату садится!

Жихарка:

Тетенька, я же маленький, глупенький, не умею на лопату садиться, ты мне покажи как надо.

Лиса:

Вот ведь, всему учить надо. Смотри. Садится на лопату. Вот как надо, понял?

Жихарка:

Понял-понял, ступай-ка сама в печь.

Накрывает лису полотном с изображением огня.

Ой, бежать надо!

Обегает за очагом, мимо деревьев. Убегает за ширму.

Рассказчик 2:

И побежал Жихарка домой. А дома, уж, Кот и Петух вернулись. Плачут, слезы утирают.

Смена декораций для избушки.

Действие третье.

Избушка Жихарки.

Печь, стол, накрытый скатертью, лавка, на ширме нарисованное окно.

Одна расписная деревянная ложка, две простые деревянные ложки, посуда.

На полу валяются ложки и посуда.

Кот:

Что же здесь случилось? Куда же Жихарка делся?

Петух:

Наверное, Лиса приходила, Жихарку унесла.

Кот поднимает ложки:

Вот ложка простая котовая, вот ложка простая – Петина.

Петух берет цветную ложку:

А вот ложка не простая точеная, ручка – золоченная, Жихаркина. Нет нашего Жихарки, нет нашего маленького! Утирает слезы.

Жихарка вбегает в избушку:

Вот он я. Целый и невредимый. Лиса меня не съела.

Рассказчик 1:

Обрадовались Кот и Петух, и ну мальчика обнимать. И с тех пор стали они жить-поживать и добра наживать.

Рассказчик 2:

А дверь Жихарка больше не забывает закрывать.

Вместе:

Тут и сказке конец.

Дети выходят на поклон.

< Предыдущая   Следующая >

Интегрированное занятие (для средней группы, 4-5
лет):

Открытое занятие по ознакомлению детей с
художественной литературой с решением задач
гендерного воспитания (гендерной социализации) и
ознакомления детей с русской народной культурой.

Тема: Русская народная сказка “Жихарка”.

Задачи.

  1. Учить эмоционально воспринимать сказки,
    понимать их содержание.
  2. Учить представлять образы персонажей, понимать
    их характер
  3. Обогащение речи новыми эпитетами
  4. Подвести к пониманию жанровых особенностей
    сказки
  5. Находить особенности героя сказки характерные
    его полу, подчёркивать сильные стороны мужской
    гендерной роли.
  6. Закрепление и расширение знаний о русском
    крестьянском быте

Материалы к занятию:


  • куклы-персонажи для театрализации сказки
    “Жихарка”;

  • иллюстрации к сказке (перед занятием
    вывешиваются на доске)

  • предметы русского крестьянского быта.
  • Издание «Аппликация: Жихарка (+ детали)»
    Автор разработки — кандидат педагогических наук
    Ирина Лыкова. Издательство “Карапуз”, 2007.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую
народную сказку “Жихарка”.

Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и
он сам (воспитатель показывает куклу-мальчика)…

Когда в далёкие времена начинали детям
рассказывать сказки, очень часто сказка
начиналась присказкой. Вот и я начну
рассказывать именно с такой присказки, а вы
внимательно слушайте:

Ни в каком далёком царстве, тридевятом
государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.

(Воспитатель рассказывает сказку с элементами
театрализации)

Беседа после прочтения сказки:

Воспитатель предлагает взглянуть на
вывешенные на доске иллюстрации к сказке и
ответить на вопрос: Понравилась сказка? Что же в
ней было сказочного, что не бывает в обычной
жизни? (Дети отвечают)

Воспитатель (резюмируя и подчёркивая
важную мысль): Да, в сказках всё может случиться,
потому что сказка – это история, которая не может
произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия,
волшебство.

Воспитатель: А, Жихарка, вам
понравился? Чем?

Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё
его можно похвалить?

Дети: Сообразительный, находчивый, смелый,
ловкий, удалец, молодец и т.п.

Воспитатель: Ребята, а как жили Жихарка, кот и
петух?

Дети: Дружно.

Воспитатель: Да, правильно. Кот и петух куда
уходили?

Дети: На охоту.

Воспитатель: А Жикарка что делал? (Дети
отвечают)

Воспитатель: Каким словом в сказке об этом
говорится?

Жикарка домовничал.

Воспитатель: Как вы считаете,
хозяйственность, домовитость – это мужские
качества? (Ответы детей)

Воспитатель: Когда в доме есть
мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об
этом говорится в русских пословицах:

Всякий дом хозяином славится.
Без хозяина дом плачет.

Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и
стать хорошими хозяевами в своих домах, надо
приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось,
чтобы вы были такими же хозяйственными,
серьёзными и ответственными в работе, в
исполнении тех поручений, которые я даю вам в
детском саду как Жихарка.

Какие ещё мужские качества вы заметили у
Жихарки?

Дети: он не трусливый (смелый), не плакса и т.д.

Воспитатель: А почему Жихарка клал Петуху и
Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую,
ручку золочённую ? (Дети отвечают)

Воспитатель (резюмирует ответы детей,
подчёркивает главную мысль): Потому что этим в
сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин,
за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит
русская пословица:

Порядок в доме есть — хозяину честь.

Воспитатель предлагает детям встать и
подвигаться, сделать физкультминутку.

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вздох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два, три-четыре-пять,
Надо шею разминать.
(Вращение головой)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивание — руки вверх)
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём.
(Потягивание — руки в стороны)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинка.

Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно,
что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети
называют)

Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?

Дети: Под печкой.

Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла
печка?

Дети: Гуси-лебеди.

Воспитатель: Давайте вспомним, как Машенька
обращалась к печке?

Дети: Печка-матушка, спрячь нас.

Воспитатель: Печь очень важна для
крестьянского дома, она даёт тепло и еду.

Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у
Жихарки, Кота и Петуха?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: у всех ли были свои тарелки в
крестьянской избе?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Как правило, ели из общего
котелка (чугунка). По очереди, каждый своей
ложкой, как и в нашей сказке.

Воспитатель показывает предметы и их
назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело,
деревянная лопата. Рядом — ступа с пестом, ручные
жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски
теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом
стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные
горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она
толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные
жернова для перемалывания зерен в муку.

Закрепление: Воспитатель раздаёт каждому
ребёнку иллюстрацию сказки (разные сюжетные
моменты) и “наклейки” (смотрите материалы к
занятию, 4).

Задание: Добавить к иллюстрациям
аппликативные детали (“наклейки”)
соответственно сюжету. У 2-3 детей воспитатель
просит напомнить, какой момент сказки им
достался, какой элемент пришлось доклеить на
иллюстрацию и где и почему они решили этот
элемент расположить. (Дети отвечают)

Воспитатель благодарит детей за работу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жители деревни организовавшие ярмарку были рады видеть нас на этом празднике сфотографируй
  • Жители деревни организовавшие ярмарку были рады видеть нас на этом празднике расставьте запятые
  • Жители деревни организовавшие ярмарку были рады видеть нас на этом празднике впр
  • Жириновский про новогодние праздники
  • Жираф агентство праздников