Жюль верн сценарий мероприятия

Внеклассное мероприятие для всех учителей для 11, 10, 9, 8 класса. Методические разработки по Литературе для 11, 10, 9, 8 класса.

Всероссийский конкурс для библиотекарей на лучшую методическую разработку сценария «Литературный юбилей»

                                               Сценарий литературной игры

                                            «Необыкновенные путешествия»

                               к 190-летию Ж. Верна для учащихся 8-11 классов

                                 Муниципальное автономное учреждение культуры

                       «Ишимская городская Централизованная библиотечная система»

                                                  Центральная библиотека

                                                    Литературная игра

                                           «Необыкновенные путешествия»

                                                                              Составитель: Зверева С.В.

                                                                              ведущий библиотекарь

                                                                              Отдела обслуживания

Цель: познакомить с биографией и творчеством французского писателя Ж. Верна; популяризация книг писателя.

Задачи: воспитание любви к чтению; воспитание чувства поддержки, коллективизма (командное соревнование); популяризация книжного фонда библиотеки.

Оформление: медиа-презентация «Мир приключений Жюля Верна»; песня «Призрачно всё в этом мире…» из к/ф «Земля Санникова»; отрывки из к/ф «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Капитан Немо»; по ходу мероприятия демонстрируются книги Ж.Верна, реквизит для конкурсов турнира между командами, костюмы для героев; книжная выставка «Известный фантазёр Жюль Верн».

План:

1. Вступление

2. Биография Ж. Верна

3. Знакомство с творчеством Ж. Верна «Книги и герои»

4. Состязание двух команд «Дункан» и «Наутилус»

5. Заключение.

                                                              Ход урока:

1. Вступление.

(Презентация – слайд 1 – «Мир приключений Ж. Верна»)

(Звучит отрывок песни «Призрачно всё в этом мире…» из к/ф «Земля Санникова», в конце тише, как только начинает говорить ведущий)

Ведущий (1): Ребята, вы когда -нибудь видели острова Тихого океана? А приходилось ли вам бродить по джунглям Африки? Может вы что-то знаете о гигантском морском существе, за которого все принимают подводную лодку капитана Немо? Нет?! Тогда мы приглашаем вас в таинственный мир фантастики и приключений Жюля Верна!

(Презентация – 2 слайд- портрет Ж. Верна)

Ведущий (2): Добрый день, друзья! 8 февраля 2018 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого французского писателя- фантаста и путешественника, мечтателя и романтика Жюля Верна. Пожалуй, это единственный писатель, именем которого назван лунный кратер, расположенный на обратной стороне Луны, рядом с морем Мечты. Сегодня, мы приглашаем вас познакомиться с творчеством писателя, представим некоторые книги и пригласим вас поучаствовать в литературной игре «Необыкновенные путешествия». Вопросы, задания конкурсов составлены по нашему рассказу, так, что будьте внимательны! В начале января мы пригласили юных читателей нашей библиотеки принять участие в акции «Открывая книги Жюля Верна – открываем мир!» В течении 2-х месяцев вы читали книги писателя и сегодня мы подведем итоги акции.

(презентация – 3 слайд- отец Ж. Верна)

2. Биография Жюля Верна

Ведущий (1): Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года во французском городе Нанте, на одном из многочисленных островков в русле реки Луары. Пьер Верн, отец Жюля, был адвокатом. В 1827 году он женился на Софи Аллот де ла Фюи, дочери живших по соседству судовладельцев. Семьи в то время нередко были многодетными и вместе с первенцем Жюлем в доме Вернов росли брат Поль и три сестры: Анна, Матильда и Мари.

Ведущий (2): В 8 лет Жюль поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии. География — не самый его любимый предмет, хотя он мечтает о дальних странах и парусных кораблях.

Ведущий (1): Реализовать свои мечты Жюль попытался в 1839 году в возрасте 11 лет, когда тайком от родителей устроился юнгой на уходившую в Индию трехмачтовую шхуну «Корали». К счастью, отец Жюля успел на местный пароход, на котором ему удалось догнать шхуну и снять с нее несостоявшегося юнгу. Пообещав отцу, что он никогда больше не повторит ничего подобного, Жюль неосмотрительно добавил, что впредь будет путешествовать только в мечтах.

(Презентация – 4 слайд- А. Дюма)

Ведущий (2): Жюль Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила пойти его по другому пути. Он с увлечением посещает литературные и политические салоны, где знакомиться со многими известными литераторами, в том числе, со знаменитым Александром Дюма-отцом. Жюль интенсивно занимается литературой, пишет трагедии, водевили и комические оперы.

Ведущий (1): Вскоре в Париже открывается «Лирический театр» и Жюль становится его секретарем. Служба в театре позволяет ему писать. Появляются первые рассказы «Первые корабли мексиканского флота» и «Путешествие на воздушном шаре». Постепенно уточняется круг предпочтительных для Жюля Верна тем: путешествия и приключения, история, точные науки, наконец фантастика.

(Презентация – 5 слайд – Надар)

Ведущий (2): В 1860 году Верн знакомится с одним из самых необычных людей того времени. Это Надар , знаменитый аэронавт, фотограф, художник и писатель. Верн всегда интересовался воздухоплаванием , очевидно, это повлияло на выбор темы его первого романа, работа над которым была завершена к концу 1862 года.

(Презентация 6 слайд – первый роман )

Ведущий (1): Первым читателем романа «Пять недель на воздушном шаре» был Александр Дюма. Роман завоевал во Франции невероятный успех. Вскоре он был переведен на многие европейские языки. Крупнейший парижский издатель Этцель предложил Верну постоянное сотрудничество, подписав с ним договор на 20 лет.

Ведущий (2): Жюль Верн был неутомимым путешественником. На своей яхте «Сен-Мишель-III» он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию. Наблюдения и впечатления, полученные во время этих путешествий, постоянно использовались писателем в его романах.

Ведущий (1): Жюль Верн был необычайно прозорливым человеком. Он предвидел появление подводных лодок и авиации, звукового кино и дальнобойной артиллерии, полетов на Луну и путешествий в глубь Земли. Но Жюль Верн не только предвидел и фантазировал. Он задумал ни больше ни меньше, как описать весь земной шар – природу, животный и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты. Творчество Жюля Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонением перед силой мысли. В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

(Презентация – слайд – 7 – памятник )

Ведущий (2): К концу ХIХ века писателя все сильнее и сильнее одолевают накопившиеся за долгую жизнь недуги. У него проблемы со слухом, Жюль Верн почти ничего не видит. Пуля, оставшаяся в ноге после нелепого покушения на его жизнь едва дает возможность писателю передвигаться. Писатель все больше замыкается в себе. Умер Жюль Верн 24 марта 1905 года. Он похоронен неподалеку от своего дома в Амьене. Через несколько лет после смерти на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста с рукой, протянутой к звездам.

(Презентация – слайд -8- книги)

Ведущий (1): Полное собрание сочинений Верна в 88 томах начало выходить в России, начиная с 1906 года, то есть сразу же после смерти писателя. Жюль Верн – автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы, рассказы, около 70 повестей и романов: «Воздушное путешествие через Африку», «Путешествие к центру Земли». «С Земли на Луну», «Вокруг Луны», «500 миллионов Бегумы», «Властелин мира»; самые известные и популярные романы: «Дети капитана Гранта», «20 000 лье под водой», «Вокруг света в 80 дней», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан».

Ведущий (2): На выставке «Известный фантазер Жюль Верн» представлены книги, которые мы сегодня не называли, но они есть в нашей библиотеке. «Дунайский лоцман», «Замок в Карпатах», «Зелёный луч», «Кораблекрушение Джонатана», «Река Ориноко». «Робур-Завоеватель». Для вас выпущен библиографический указатель «Мир приключений Жюля Верна», который поможет сделать выбор книг.

3. Книги и герои

Ведущий (1): А теперь представляем самые любимые книги и героев известных романов Жюля Верна!

(Презентация – 9 – книга «Дети капитана Гранта»)

Книга «Дети капитана Гранта» и ее герой – капитан Грант!

(Выходит капитан Грант. Кепка, тельняшка, борода. Вид потрепанный.)

Ведущий (1): Добрый день, капитан! Мы рады видеть Вас живым, но выглядите вы немного потрепанным.

Капитан: Здравствуйте! Да, мне досталось! Я пустился в опасное плавание, чтобы основать вольное шотландское поселение на островах Тихого океана. Но мой корабль потерпел крушение.

Ведущий (1): Как же Вас спасли?

Капитан: Я отправил записку в бутылке, так обо мне узнали. Лорд Гленарван на свой страх и риск отправился на поиски, взяв с собой моих детей – Мэри и Роберта.

Ведущий (1): Да, путь этих отважных путешественников лежал через острова Атлантики, горы и пампасы Новой Зеландии и Австралии, просторы Тихого океана, где их поджидали всевозможные приключения. Члены экспедиции разделились на 2 группы. Одна из них продолжила поход на яхте «Дункан». А вторая группа отправилась пешком. Опасным был путь пешей группы.

— давайте посмотрим отрывок из к/ф «Дети капитана Гранта».

Фильм снят еще в 1936 году . В 1985 году снят фильм Станиславом Говорухиным «В поисках капитана Гранта» . Мы посмотрим отрывки из старого фильма.

Отрывок из фильма

1 — 27:28 – 32:35; 2— 36:25 – 37:07;

Капитан: Но это еще не все приключения – впереди столкновение с красными волками, губительная жажда, голод, встреча с людоедами, бандитами, страшное наводнение. Но они прошли через все преграды, чтобы найти меня.

Ведущий (1): Капитан, а ведь в этом году у книги юбилей!

Капитан.: Да, 150 лет со дня выхода в свет романа «Дети капитана Гранта». На русский язык книга впервые переведена в конце 1868 года. С той поры роман, принятый с восторгом русскими читателями, издавался сотни раз.

Ведущий (1): Спасибо и удачи Вам, капитан Грант!

Капитан: До встречи на страницах книги «Дети капитана Гранта»!

(Презентация – слайд 10 – книга «Пятнадцатилетний капитан»)

Ведущий (1): А мы представляем книгу Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»,  встречаем главного героя Дика Сэнда! (тельняшка, кепка, бинокль. )

Дик Сэнд: Добрый день, друзья!

Ведущий (1): Здравствуйте, Дик! Тот день, когда Вы стали капитаном в 15 лет, наверное был для Вас не очень добрым?

Дик Сэнд: Капитан и команда нашего корабля погибли в схватке с китом. Я остался за капитана. Мы потерпели крушение. Прибой разбил корабль в щепки!

Ведущий (1): Вы оказались в открытом море, а затем вместо Америки в дебрях тропической Африки.

Дик Сэнд: Я был не опытным капитаном, не умел даже ориентироваться по звездам, знал только компас. Этим воспользовался кок нашего корабля Нигоро! А в Африке к нему присоединился еще один наш недруг — работорговец Гэррис…

Ведущий (1): Но ведь Вы сумели уйти от них, довели своих людей до реки и решили на плоту спуститься к океану.

Дик Сэнд: Наши враги всё предусмотрели, они нас поджидали. Среди моих друзей были и негры. Нас схватили в плен. Удалось уйти только одному из нас – негру Геркулесу.

Ведущий (1): Давайте посмотрим отрывок из к/ф «Пятнадцатилетний капитан».

1:02:34 – 1:04:10.

Дик Сэнд: А вот, что было дальше с нами, вы узнаете из книги Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» .

Ведущий (1): Книга учит смелости, быть решительным и уметь принимать правильные решения в трудные минуты. И конечно же захватывает нас удивительными приключениями. Удачи Вам, Дик Сэнд!

Дик Сэнд: До встречи на страницах книги «Пятнадцатилетний капитан»! (Машет рукой. Уходит).

( Презентация – слайд 11 – книга «Таинственный остров»)

Ведущий (2): «Таинственный остров». Эта книга, без которой детство каждого станет чуть –чуть беднее. Интересно узнать – как из лупы зажечь огонь, а из зернышка вырастить поле. Март 1865 года. Америка. Во время гражданской войны пятеро смельчаков бегут из взятого города на воздушном шаре. Страшная буря выбрасывает четверых из них на берег необитаемого острова в Южном полушарии. Пятый человек и его собака скрываются в море недалеко от берега. Этот пятый – некто Сайрес Смит, в течение нескольких дней держит в напряжении своих спутников. Но всё-таки они его находят. Постепенно обустраивается их жизнь. Но оказывается, на острове они не одни. Здесь живет ещё кто-то, их таинственный благодетель, часто приходящий им на помощь в самых сложных ситуациях.

Отрывок из к/ф 49:03- 51:01.

— Так кто же помогает нашим героям? Вы узнаете из книги Жюля Верна «Таинственный остров».

( Презентация – слайд 12 – книга «Двадцать тысяч лье под водой»)

Ведущий (2): Самый популярный и таинственный роман писателя – «Двадцать тысяч лье под водой» . Другое название – «Капитан Немо».

— Встречаем главного героя. (Немо- борода, кепка, темные очки)

Ведущий (2): Здравствуйте, капитан! Ребята, как вы думаете, почему наш герой в темных очках?

Немо: Здравствуйте, ребята! Я многие годы провел под водой, глаза с трудом привыкают к свету.

Ведущий (2): С латинского языка Ваше имя Немо переводится, как «никто». Овеяно тайной всё – Ваше прошлое, одиночество в настоящем, подлинное имя.

Немо: Я принц Даккар – исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей.

Ведущий (2): Этот загадочный аппарат все принимают за гигантское морское существо, несущее опасность и объявляют охоту за ним. Специально отправившееся на поиски неведомого «животного» судно «Авраам Линкольн» терпит поражение в схватке с ним.

Немо: Да, 3 человека из команды чудом уцелели, стали моими пленниками и отправились вместе со мной в кругосветное путешествие. Я думаю, они совершили самое удивительное путешествие в своей жизни.

Ведущий (2): давайте посмотрим.

(Отрывок из к/ф «Капитан Немо» 2 серия 13:36 – 19:20.

Ведущий (2): Да, действительно, Жюль Верн многое предвидел, живя в 19 веке. И подводные лодки и костюмы для водолазов и переговорные устройства под водой! Он интересен своей фантазией!

Немо: Прочтите самый загадочный роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой»! До встречи на страницах книги!

Ведущий (2): На наших книжных полках много книг, которые мы читаем в детстве: воспоминание о них долго сохранит всякий, кто хоть однажды встретится с их героями. И одно из первых мест среди них принадлежит великому мечтателю Жюлю Верну.

4. Состязание команд «Дункан» и «Наутилус».

Ведущий (2): Мы начинаем путешествие на 2-х кораблях – «Дункан» и «Наутилус».

У нас 2 команды. Наше уважаемое жюри готово подводить итоги конкурсов. В путь!

1 задание: Назовите книги Ж. Верна, с которыми связаны названия ваших команд. За правильный ответ – 1 балл.

( Дункан – «Дети капитана Гранта», Наутилус — «Двадцать тысяч лье под водой»)

2 задание: На нашем пути около 70 романов Жюля Верна. Назовите книги писателя. Команды отвечают по очереди. Повтор не принимается. За правильный ответ – 1 балл.

— Что же мы узнали о Жюле Верне?

3 задание: Викторина.

В какой стране родился Жюль Верн? (Франция)

Как имя писателя связано с Луной? (его именем назван лунный кратер)

Какой из школьных предметов не долюбливал Жюль Верн? (география)

Куда и на чём писатель пытался совершить своё первое путешествие?

         ( в 11 лет юнгой на шхуне в Индию)

Какой город помогает Жюлю Верну стать писателем? (Париж)

Как называется первый роман писателя? («Пять недель на воздушном шаре»)

Сколько книг написал автор? (около 100, 70 романов)

Каким орденом был награждён Жюль Верн? (орден Почётного легиона)

Какая книга Верна в этом году отмечает юбилей? (150 лет – «Дети капитана Гранта)

Какое природное явление помогло героям книги «Дети капитана Гранта» сократить путь? (землетрясение)

Кто спас Роберта Гранта от хищной птицы? (индеец Гром)

Чем герои Жюля Верна отпугивали крокодилов? (огнём )

Герои какой книги смогли из зернышка вырастить поле? («Таинственный остров»)

Сколько путешественников принёс воздушный шар на необитаемый остров в Тихом океане? (5 человек и собака Топ)

Кто спас из плена Дика Сэнда? (негр Геркулес)

Как переводится с латинского языка имя капитана Немо? (никто)

Кто владелец подводной лодки «Наутилус»? ( капитан Немо – принц Даккар)

Молодцы!

— А сейчас мы объявляем конкурс капитанов.

— Вы обнаружили на затонувшем корабле сундук. В нём вместе с золотыми монетами и драгоценностями находился и судовой журнал. Журнал плохо сохранился, промок, половину записей не различить. Конечная запись, вероятно, содержала сведения о последних событиях на корабле. Не бойтесь фантазировать! Попробуйте восстановить последние события!

(капитанам раздаются листки с одинаковыми словами)

«Святая Магда»

бунт

сокровища

сундук

капитан

буря

— Можете в помощники взять по одному участнику из команды.

(капитаны проходят к отдельным столам, листки бумаги, ручки, начинают готовиться)

Ведущий (2): А ваши корабли без капитанов, терпят крушение. Каждой команде нужно написать записку с криком о помощи, которую как бы в бутылке бросаем в океан. Подумайте, что в ней нужно указать, чтобы вас быстрее нашли. (материк, широта, долгота)

— Итак, готовы? Команды зачитывают записки. Жюри оценивает по 5-ти бальной системе.

Ведущий (2): Встречи час желанный

                       Сумерками скрыт…

                       Где вы, капитаны?

                       Каждый знаменит!

                       Нет на свете дали,

                       Нет таких морей,

                       Где бы не видали

                       Ваших кораблей!

— так что же случилась на ваших кораблях, капитаны?

(Выступление капитанов) (Оценивается по 5-бальной системе.)

Ведущий (2): Мы приглашаем наших литературных героев – капитана Гранта, Дика Сэнда, капитана Немо и просим помочь нам в следующем конкурсе.

— Итак, команды слушают отрывки из произведений Жюля Верна. Карточку с названием вашей команды вы отдаете одному из героев, если считаете, что отрывок прозвучал из книг: «Дети капитана Гранта»- капитану Гранту, «Пятнадцатилетний капитан» — Дику Сэнду и «Двадцать тысяч лье под водой» — капитану Немо. (За правильный ответ – 1 балл)

– Ну вот! – воскликнул Паганель.- Вы, значит, обогнули мыс Горн, а меня с вами не было!

        — Повесьтесь! – сказал майор.

        — Эгоист! — отозвался географ – вы даёте мне такой совет лишь для того, чтобы                      получить мою веревку. Ведь есть примета – веревка повешенного приносит удачу!                («Дети капитана Гранта»)

– Сильным ударом плавников прожорливое животное ринулось на индуса; индус отскочил в сторону и избежал зубов акулы, но удар ее хвоста пришелся по груди и сшиб его с ног. Тут я увидел, что капитан, стоявший возле меня, выхватил из-за пояса кинжал и шагнул навстречу чудовищу. («Двадцать тысяч лье под водой»)

– Какой догадливый мальчик. Да, это не Америка. Вы в экваториальной Африке, стране рабов и рабовладельцев. Поэтому вы теперь – моя собственность – до тех пор, пока не получу за вас выкуп. («Пятнадцатилетний капитан» )

– Тревожные мысли не давали покоя капитану. Он спрашивал себя, не существовало ли связи между сегодняшним нечаянным падением Негоро и поломкой первого компаса. Зачем пришёл на корму судовой кок? Может быть, он заинтересован в том, чтобы и второй компас пришёл в негодность? («Пятнадцатилетний капитан»)

— Гленарван, идя под мертвыми деревьями, смотрел на серое небо, на фоне которого отчетливо вырисовывались, будто вырезанные, мельчайшие их веточки. Айрона очень удивляло, что он не находит лошадей и быков на том месте, куда отвел их вчера вечером; не могли же спутанные животные забрести далеко! («Дети капитана Гранта»)

— «Гляди в оба! Гляди в оба!» — говорили друг другу матросы «Авраама Линкольна». И они действительно смотрели во все глаза. Награда в две тысячи долларов прельщала каждого. И глаза и зрительные трубы не знали ни минуты покоя, днем и ночью пристально вглядывались в поверхность океана. («Двадцать тысяч лье под водой»)

Ведущий (1): Море любит сильных и отважных. У нас есть 2 команды и канат. Командуем капитаны!

— Отдать швартовы! Полный вперёд!

(Перетягивание каната. Победители – 5 баллов. )

5. Заключение.

Ведущий (1): Молодцы! Просим жюри подвести итоги. А мы подводим итоги акции «Открывая книги Жюля Верна – открываем мир!» . И у нас есть победители. Самые активные участники акции награждаются грамотами. (5 человек)

— Слово жюри. 

Ведущий (1): Сегодня, вы узнали много нового и интересного. Возможно для кого-то мы  открыли великого путешественника и фантаста Жюля Верна. Читайте! Будьте любознательными!

Все: Новых открытий! До новых встреч!

Список литературы:

1. Брандис, Е. Жюль Верн [Текст] / Е. Брандис.- Ленинград: Дет. лит., 1963. —

    С. 15-21.

 2. Верн, Ж. Двадцать тысяч лье под водой [Текс] / Ж. Верн.- Москва: АСТ,

    2003.- 447 с.

3. Верн, Ж. Дети капитана Гранта [Текст] / Ж. Верн.- Москва: Элен, 1993.- 477 с.

4. Верн, Ж. Пятнадцатилетний капитан [Текст] / Ж. Верн.- Москва: Республика, 1992. — 

    349 с.

5. Верн, Ж. Таинственный остров [Текст] / Ж. Верн.- Москва: Дет. лит., 1985.- 607 с.

6. Буячева, О.Ю. Слет знаменитых путешественников [Текст] / О.Ю. Буячева // Читаем,       учимся, играем. — 2001. — № 3. — С. 73- 79.

7. Грачев, С.А. На суше и на море [Текст] / С.А. Грачев // Читаем, учимся, играем.- 2002.-     № 8. — 52- 58.
Презентация «Мир приключений Ж. Верна»
PPTX / 4.55 Мб

Класс

5-7

Цель:

Развитие интереса к чтению и последующему изучению творчества известного французского писателя Жюля Верна.

Задачи:

Обучающие: обобщить и закрепить знания о прочитанных произведения.

Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности, навыки читательской деятельности, умение работать в команде.

Воспитательная: воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книгам.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать уважительное отношение к литературе.

Метапредметные: развивать речь, творческие способности учащихся.

Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведений.

Регулятивные: формулировать задачу игры, принимать ее, сохранять на протяжении всей игры.

Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой работы по выбранным критериям; уметь вести диалог.

Предметные: выявлять заложенные в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры.

Формы организации деятельности уч-ся:

Литературный квест.

Техническое обеспечение:

ПК, проектор, интерактивная доска, колонки, канат или толстая веревка, повязка на глаза, раздаточный материал, пазлы.

Дидактическое обеспечение:

Плакат, пазлы, книга Верн Ж. Вокруг света в восемьдесят дней. Пятнадцатилетний капитан: Романы

Образовательные квесты в современном мире очень популярны, позволяют в форме игры получить детям необходимые знания и навыки, помогают развивать логику, внимание, наблюдательность. Литературные квесты особенно хороши при изучении различных произведений, ведь даже не зная содержания книги, можно пройтись по ее страницам, познакомиться с литературными героями, почувствовать себя в роли одного из персонажей. Такая форма работы стимулирует у обучающихся интерес к чтению и изучению литературы.

Ход игры

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычное мероприятие. Нам предстоит совершить литературное путешествие по мотивам известного произведения Жюля Верна. Кто-нибудь догадался, о каком именно произведении идет речь? (ответ) Совершенно верно, «Вокруг света за восемьдесят дней». Герой романа Филеас Фогг поспорил с членами Британской Академии наук, что обогнет Земной шар за невероятно короткий для своего времени срок. Мы проследуем маршрутом путешествия мистера Фогга и Жана Паспарту, его слуги. Чтобы собрать карту необходимо пройти ряд заданий. Ну, что, готовы? Тогда в путь!

Лондон

Начало маршрута — Лондон. Для путешествия нужно собрать багаж. Первое задание: какие предметы с собой взял мистер Фогг? Решите ребусы.

Ребусы — это вид загадок, в которых слово или несколько слов (предложений) шифруется с помощью картинок, букв, цифр и других знаков.

Ответ:

« — А как же багаж? — спросил Паспарту, растерянно оглядываясь вокруг.

— Никакого багажа. Только ручной саквояж с двумя шерстяными рубашками и тремя парами носок. То же самое — для вас. Остальное купим в дороге. Захватите мой плащ и дорожное одеяло. Наденьте прочную обувь. Впрочем, нам совсем или почти совсем не придётся ходить пешком. Ступайте».*

Просмотр фрагмента из х/ф «Вокруг света за 80 дней» (режиссер Базз Кьюлик, 1989г.)**.

_______________

* Верн Ж. Вокруг света в восемьдесят дней. Пятнадцатилетний капитан: Романы. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005. — С. 20.

** Вокруг света за 80 дней (1989) / сериалы. — URL: https://life-kino.top/134876-vokrug-sveta-za-80-dney-1989.html

Париж

Смотри, наши друзья отправились во Францию! Пробыв в Париже чуть больше часа, они отправляются в Суэц. Чтобы продолжить нужно пройти следующее испытание — зеркало. Задача правильно прочитать текст и определить следующий пункт нашего путешествия.

Зеркальный текст используется для того, чтобы зацепить и удивить читателя.

Зеркало: юьтсомисивазен йонлоп ьсилавозьлоп ёще иждар еикотсеж и еикид хагурко хыннёладто хыротокен в ;ывелорок йоксйилгна итсалв аненичдоп алыб ен ёще ииднИ ииротиррет ьтсач яаньлетичанЗ .кеволеч воноиллим ьтясед отс или отс в меинелесан с ьлим хынтардавк чясыт тосьмес в ьшил ьдащолп адгот аламиназ яиднИ яакснатирБ

.ергА в ротанребуг-ецив и иилагнеБ ,еебмоБ ,есардаМ в ыротанребуг ,еттукьлаК в ротанребуг-ларенег илялватсдерп огЕ .ынартс йондаморг йотэ юьтсач окьлот оледалв иксечиткаф уроп ут в овтсьлетиварп еокснатирБ .йелетиж иманоиллим юьтяседюьмесов атс йоннёлесаз онремонварен ,ьлим хынтардавк чясыт атсерытеч ноиллим нидо в йеиротиррет теадалбо — ,ревес ан еинавонсо а ,гю ан анещарбо огороток анишрев ,киньлогуерт йынморго тотэ — яиднИ

Исходный текст: «Индия — этот огромный треугольник, вершина которого обращена на юг, а основание на север, — обладает территорией в один миллион четыреста тысяч квадратных миль, неравномерно заселённой ста восемьюдесятью миллионами жителей. Британское правительство в ту пору фактически владело только частью этой громадной страны. Его представляли генерал-губернатор в Калькутте, губернаторы в Мадрасе, Бомбее, Бенгалии и вице-губернатор в Агре.

Британская Индия занимала тогда площадь лишь в семьсот тысяч квадратных миль с населением в сто или сто десять миллионов человек. Значительная часть территории Индии ещё не была подчинена власти английской королевы; в некоторых отдалённых округах дикие и жестокие раджи ещё пользовались полной независимостью».***

_______________

*** Верн Ж. Вокруг света в восемьдесят дней. Пятнадцатилетний капитан: Романы. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005. — С. 40.

Зашифрованный пункт нашего путешествия: Индия

Бомбей

Индия — Бомбей. Кто помнит, что произошло там с нашими героями? Они спасли женщину по имени Ауда, сбежав от разъяренных жрецов, которые хотели ее казнить. Задача: сбежать от преследований через джунгли.

В качестве «джунглей» используются канаты или веревки, которые кладутся на пол в форме зигзага. Участник должен с завязанными глазами пройтись по ним, не заступая на пол. В противном случае испытание начинается заново.

Гонконг

Мы покинули Индию и добрались до Гонконга. Китайцы народ сообразительный, они любят разгадывать всякие головоломки. Нужно собрать пазл.

Северная Америка

Страна Америка, последняя остановка мистера Фогга, причем свободная от влияния Британской империи. Из Сан-Франциско друзья следуют в Нью-Йорк, но добраться туда смогут лишь те, кто ответят на вопросы литературной викторины. «Литературная викторина»****

_______________

**** Маковская В.В. Конспект урока по литературе «Путешествие вокруг света» (на материале романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней»). — URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-puteshestvie-vokrug-sveta-na-materiale-romana-zh-verna-vokrug-sveta-za-dney-304562.html

  1. Как назывался клуб, где Фогг проводил большую часть дня? (Реформ)
  2. Призовой фонд пари? (20 тыс. фунтов стерлингов)
  3. Что беспокоило Паспарту все 80 дней путешествия и принесло значительный урон его кошельку? (Он забыл перед отъездом в своей комнате погасить газовый рожок)
  4. Какой город стал первым пунктом назначения для Фогга и его слуги? (Париж)
  5. На каком транспорте Фогг и Паспарту добирались из Бриндизи в Бомбей? (Пароход «Монголия»)
  6. Какие водные объекты встречались на пути героев? (Индийский океан, Красное море)
  7. Как Паспарту лишился обуви в Индии? (Зашёл в индийский храм, в который позволено входить только индусам и только босяком).
  8. Чтобы добраться до Аллахабада, почему Фогг был вынужден нанимать слона,? (Железнодорожное полотно прерывалось в Кольби)
  9. Какой подвиг совершил Паспарту в индийских джунглях? (Из пылающего костра вынес вдову раджи Ауду)
  10. Почему в запасе у Фогга оставались сутки? (Он двигался на восток. и, следовательно, дни для него столько раз уменьшались на четыре минуты, сколько градусов он проезжал в этом направлении. Так как окружность земного шара делится на 3600, то эти 3600, умноженные на четыре минуты, дают ровно 24 часа, то есть сутки).

Молодцы ребята, вы вернулись в Лондон, проследовав маршрутом Филеаса Фогга и его слуги Жана Паспарту.

У Жюля Верна есть еще много увлекательных произведений, которые вы обязательно прочтете. Жду вас в нашей гимназической библиотеке! До скорых встреч!

Список используемых источников

  1. Верн Ж. Вокруг света в восемьдесят дней. Пятнадцатилетний капитан: Романы [Текст]. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005. — 512с.
  2. https://online-puzzle.ru/own_puzzle
  3. http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1
  4. Маковская В.В. Конспект урока по литературе «Путешествие вокруг света» (на материале романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней»). — URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-puteshestvie-vokrug-sveta-na-materiale-romana-zh-verna-vokrug-sveta-za-dney-304562.html

                                                   СЦЕНАРИЙ

              НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ  С ЖЮЛЬ ВЕРНОМ  

                О,Париж!»  видео-презентация

(звучит текст за сценой )

Сто девяностолетию со дня рождения Жюль Верна посвящается!

Сцена I        

«Утро в Париже» хореографическая зарисовка

(все фигуры замирают. Только Девочка и Мальчик с восхищением оглядываются)

М. – О. Париж! Здесь жил и писал свои книги мой любимый писатель, Жюль Верн

Д. —   А о чем он писал!

М.-   О путешествиях!

Д. —   Ооо!!! Я так хочу путешествовать!

М. – Да, не проблема! Читая его книги, можно побывать в самых невероятных путешествиях!

Д. –А что для этого нужно?

М.- Тссс…Сначала мы построим воздушный шар!

 (все убегают.)

         Сцена II

На экране воздушный шар

«Строим воздушный шар»-оригинальный жанр (обручи, ленты), муз из м.ф. «Монстр в Париже»

ВСЕ: — Приключения начинаются! Полетели!!! (свет гаснет)

На экране воздушный шар , улетающий в небо (лучше рисунки из книг Ж.В.)

                    Сцена III

«Встреча с папуасами»

(Голоса за сценой)

Какой красивый остров! Снижаемся!

Это книга «Таинственный остров»                  

На экране экзотический остров с папуасами (можно рисунки из книги)

«Чунга-Чанга» —танец

                    Сцена V        

«Встреча с работорговцами»

(Голоса за сценой)

— Замечательный остров

-Смотри, смотри, корабль с черными парусами! Как интересно!

На экране появляется пиратский корабль.

Ой, куда это мы попали?!

— Это пираты?

— Нет, хуже! Это работорговцы из книги Жюль Верна  «Пятнадцатилетний капитан»

 «Показательные выступления»-каратэ

                       Сцена VI

«подводный мир»

(Голоса за сценой)

Бежим отсюда, пока и нас не продали в рабство!

Прыгай за борт

(слышен всплеск воды. На экране море, затем подводный мир)

 (Голоса за сценой)

— Какая красота!

— Мы попали в подводный мир из книги Жюль Верна «20 тысяч лье под водой»

  «Морское царство»- вокально-хореографическая композиция

                               Сцена VII

 (Голоса за сценой)

 Здесь, конечно здорово, но пора выбираться на берег!

(плеск воды)

(на экране вулкан)

М. – Смотри, какая высокая гора, давай поднимемся!

Д.- Давай

М.- ОООй!  Падааееем!!!

(звук падения.)

(на экране кратер вулкана)

Д. —  Где мы? Как здесь страшно!

М. — Мы в книге Жюль Верна «Путешествие к центру земли.»

«Встреча с ихтиозаврами» — теневой театр

Финал

(на экране воздушный шар с опущенной лестницей)

(голос Жюль Верна)

— Не бойся! Наше путешествие заканчивается! Забирайтесь в корзину! Летим домой!

(на экране воздушный шар , летящий в облаках)

(музыка вступление к песне «Веселый ветер»)

(На сцене постепенно собираются все участники. Поют финальную песню)

«Веселый ветер» — финальная песня.

Друзья
мои! Нам выпала честь совершить
увлекательное морское путешествие по
страницам морских романов Жюля Верна,
которому в этом году исполнилось 180 лет
со дня рождения:

…великий
мечтатель,

…основоположник
научной фантастики, предвидевший такие
открытия как полет в космос, создание
подводных лодок, изобретение электричества
и лазерного луча,

…удивительный
писатель, создавший около 100 литературных
произведений, которые читают во всем
цивилизованном мире. И все это Жюль
Верн! Он был и остался неумирающим
спутником юности. Его литературная
деятельность продолжалась около 60 лет.
Библиотека, написанная одним человеком.
Но значение писателя определяется не
количеством опубликованных книг, а
новизной его творчества, богатством
идей, художественными открытиями,
которые делают его непохожими на других.

Погляди,
оживает                          

 Этот
старый портрет

Он
из рамы шагает:

«Сколько
зим, сколько лет! »

Жар
труда и таланта, (на экране
портрет писателя)

Благородная
цель-

Дети
смелого Гранта

И
чудак Паганель.

Как
живая легенда,

«Наутилус»
плывёт,

Честь
и совесть Дик Сенда

Увлекают
вперёд.

Вновь
на полюс стремится

Капитан
Гаттерас…

Опалённые
лица,

Блеск
решительных глаз.

Всё
и странно и просто!

Но
спешат корабли,

И
Таинственный остров

Исчезает
вдали…

Поражается
каждый:

Были
рядом, и нет!

Вот
что может однажды

Нам
поведать портрет!

Небольшая
разминка. Насколько хорошо вы знакомы
с личность и творчеством Ж. Верна.

1.
Назовите второе имя Ж. Верна

а.
Поль

в.
Мишель

с.
Габриель

2.Кем
был Ж. Верн по образованию

а.
врач

в.
юрист

с.
механик

3.
Какое событие 20 века не было предсказано
в произведения Верна

а.
Строительство Эйфелевой башни

в.
Полёт на луну

с.
Постройка тоннеля через Ла — Манш

4.
Ж. Верн в 39 лет отправился на корабле в
Америку. Как назывался этот корабль

а.
Саванна

в.
Наутилус

с.
Грейт — Истерн

5.
Как имя героя романа «80 дней вокруг
света»

а.
Капитан Грант

в.
Филиас Фогг

с.
Капитан Немо

6.
В какой стране герой одного из романа
встретил свою героиню, которую звали
мадам Ауди

а.
В центре Индии

в.
На острове Линкольна

с.
в лесах Колумбии

7.
в каком романе описан первый искусственный
спутник Земли

а.
с Земли на Луну

в.
5 недель на воздушном шаре

с.
500 миллионов бегумы

8.
Действие какого романа происходит
частично или полностью в России

а.
Ледяной сфинкс

в.
Найдёныш с погибшей «Цинтии»

с.
Истории Жана- Мари Кабидулена

9.
На территории какой современной страны
находился вулкан, в кратер которого
спустились герои романа»Путешествие
к центру Земли»

а.
Финляндия

в.
Исландия

с.
гренландия

10.
Чему в пересчёте на километры равняется
пройденное подводной лодкой «Наутилус»
расстояние в 20 000 льн

а.
77 960

в.
88 900

с.
111 140

11.
Как называется остров , сиавший пристанищем
героев романа «Таинственный остров»

а.
остров Линкольна

в.
остров Бараска

с.
остров Табор

12.
Сколько человек первоначально насчитывал
экипажшхуны «Пиллигрим»в романе
Верна «Пятнадцатилетний капитан»

а.
5 человек

в.
6

с.
7

13.
Назовите имя лорда Гленарвана, владельца
яхты Дункан

а.
Роберт

в.
Джон

с.
Эдуард

(на
экране бушуещее море, корабль во власти
стихии или кораблекрушение) Музыка из
К-ф «Дети Капитана Гранта» увертюра

Появляется
корабль — пластическая композиция,
состоящая из персонажей героев романов
Ж. Верна. Здесь Капитан Немо, Дик Сэнд,
Паганель, Аронакс,Сайрас Смит, Капитан
Грант, Айртон и др. Под звуки бури читается
отрывок крушения и герои терпят бедствие,
попав в шторм и оказываются на необитаемом
острове. ( на экране виды острова)

1
задание. Ребята, мы с вами вместе героями
Ж. Верна потерпели крушение возле
необитаемого острова.Давайте для начала
назовём всех наших героев, узнав их по
зачитываемой характеристике.

1. Владельцу
судна Дункан только что исполнилось 32
года. Это был человек высокого роста, с
несколько суровыми глазами; он был
беззаветно храбрым, деятельным,
великодушным и отзывчивым. Женат он был
всего 3 месяца назад. (Эдуард Гленарван)

2.
Девушке было лет 16. Её красивое, измученное
личико, большие, видимо, много плакавшие
глаза с грустным, но робким выражением,
её бедная, но опрятная одежда – всё это
сразу располагало в её пользу. (Мэри)

3.
Ей,
дочери знаменитого путешественник
Вильяма Туффисля, было 22 года. Она была
блондинкой с глазами, синими,  как
вода шотландских озёр в радостное
весеннее утро. (Элен Гленаравен)

4.
Мальчику с открытым и смелым лицом было
лет 12. Казалось, он считал себя защитником
и покровителем сестры и готов был 
наказать всякого , кто отнёсся бы к ней
недостаточно почтительно. (Роберт)

5. Это был человек
лет 50, с правильными чертами постоянно
спокойного лица, молчаливый,кроткий и
добродушный, всегда готовый пойти туда,
куда его посылают, всегда согласный со
всеми и во всём, никогда ни с кем не
спорящий и не теряющий хладнокровия.
Свой майорский чин он получил в 42 полку
горной гвардии, состоявшем целиком из
шотландцев.(Мак-Набс)

6.
Это был высокий сухопарый мужчина лет
40. Он походил  на длинный гвоздь с
широкой шляпкой.У него круглая крепкая
голова, высокий лоб, длинный нос, большой
рот и выдающийся вперёд подбородок. На
носу большие круглые очки. И хотя он ещё
не раскрывал рта, всё же видно было, что
он большой говорун и очень рассеянный
человек.(Жак Паганель)

7.
Этот молодой матрос был сыном неизвестных
родителей. В младенческом возрасте его
нашли у чужих людей, и вырос он в
воспитательном доме». (Дик Сэнд, роман
«Пятнадцатилетний капитан»)

8.Первоначально
этот персонаж был задуман
как польский революционер, но
позже превратился в индийского принца Даккара,
возглавлявшего в 50-х годах XIX
века восстание индийских сипаев против
британских захватчиков, поработивших
его родную страну. Восстание окончилось
поражением сипаев, Индия снова
оказалась под владычеством Британии,
и за голову наследного принца и
предводителя мятежников была назначена
огромная цена. По некоторым сведениям,
жену и двоих детей Даккара взяли в
заложники и убили в плену, сам он был
вынужден скрываться. Благодаря блестящему
разностороннему образованию, полученному
Даккаром в Европе, и многочисленным
талантам он смог построить первый в
мире действующий подводный
корабль вместе с горсткой верных ему
людей на отдаленном островке Тихого
океана, откуда и начал свое плавание.(капитан
Немо)

9.Ему
было не больше сорока лет Это был
высокий мужчина со светлыми, чуть-чуть
рыжеватыми бакенбардами и спокойными,
живыми, все замечающими глазами Эти
глаза принадлежали человеку, привыкшему
сразу схватывать все детали окружающего. Крепко
сколоченный, он закалился благодаря
пребыванию во всех климатах, как
закаляется клинок от холодной воды
.(Гедеон Спилет)

 10.
уроженец Массачусетса, по профессии
инженер, был первоклассным учёным; во
время войны правительство Соединённых
Штатов доверило ему управлять железными
дорогами важного стратегического
значения. Худой, костлявый, сухопарый,
он и по внешности мог считаться настоящим
североамериканцем, и, хотя ему было не
больше сорока пяти лет, в его коротко
остриженных волосах блестела седина.
  Лицо его поражало суровой красотой
и чеканным профилем — такие лица как
будто созданы для того, чтобы их изображали
на медалях; глаза горели огнём энергии,
строгие губы редко улыбались, — словом,
у него был облик учёного, наделённого
духом воителя. Он принадлежал к числу
тех инженеров, которые в начале своей
карьеры по доброй воле орудовали молотом
и киркой, уподобляясь генералам,
начинавшим военную службу рядовыми.
Поэтому не удивительно, что при
исключительной изобретательности и
остроте ума у него были и очень ловкие,
умелые руки. Развитая мускулатура
указывала на его большую силу. Это был
человек дела и вместе с тем мыслитель;
он действовал без всякого усилия над
собой, движимый неукротимой жизненной
энергией, отличался редкостным упорством
и никогда не страшился возможных
неудач. ( Сайрас Смит)

2
задание. Вы узнали всех наших героев. А
теперь надо определиться, где же мы
находимся, куда двигаться и что делать
дальше. Нам в руки попала бутылка, с
вложенной в неё запиской, но к сожалению
текст в некоторых местах размыт водой.
помогите нам его прочитать.

“7
ию…я 1…62 года судно “…тания” из порта
Гла… затонуло у берегов …тагонии. Два
м…са и ка… Грант могут попасть в плен
к жестоким инд…. Они бросили этот
документ под 1…? долготы и 137? 11′ широты.
Окажите им …

ОТВЕТ:
“7 июня 1862 года судно “Британия” из
порта Глазго затонуло у берегов Патагонии.
Два матроса и капитан Грант могут попасть
в плен к жестоким индейцам. Они бросили
этот документ под 153? долготы и 137? 11′
широты. Окажите им помощь”.

3
задание. Итак, мы разгадали текст
бутылочной почты и теперь нам можно
двигаться дальше.

НОМЕР
С ИНДЕЙЦАМИ.

Мы
оказались в племени индейцев. Но к
сожалению они не понимаю ни одного из
европейских языков, попробуте с помощью
жестов, мимики и звуков передать им наше
послание.

1.Спасибо вам за
предоставленный ночлег. Мы все отдохнули
на славу. Но нам необходим проводник,
который смог бы помочь в поисках капитана
Гранта, и несколько лошадей.

2. Мы пришли на
вашу землю с миром и не намерены враждовать
с вами. Просто нам необходимо отдохнуть
(поесть, поспать), чтобы с новыми силами
двинуться в нелёгкий путь.

3. Наш воздушный
шар оказался во власти ветров. И мы не
занем где сейчас находимся. Не могли бы
вы оказать нам любезность и сказать что
это за страна.

4
задание.

Нас
не остановила ни стихия, ни дикари ,но
мы оказались жертвой человеческой
подлости. Мост через который мы должны
пройти сожжён. Нам нужно его восстановить.
За каждый правильный ответ вам будет
доваться символическое брёвнышко-
спичка

1. Жертвой кого
оказался Роберт в Юж.Америке?(Кондора)

2. Какой язык на
самом деле выучил Жак паганель?(Португальский)

3. Что значит
птица на патагонском языке. Так звали
лошадь Талькова.(Таука)

4. Как называются
красные волки пампасов?(Агуары)

5. Оружие, состоящее
из загнутого у одного края цельного 
куска дерева длиной 30-40 дюймов?(Бумеранг)

6. Произносится
Айртон, но пишется?(Бен Джойс)

7. Признак высокого
звания у маорийцев Новой Зеландии?(Татуировка;
чем человек знатней, тем больше он
изукрашен)

8. Что такое
табу?(Это целый свод законов, незыблемых
и неоспаримых, опекающих каждое движение
дикаря)

9. Остров, на
котором находился капитан
Грант?(Мария-Терезия, Табор)

10. Какую тайну
пытался скрыть от всех Ж.Паганель.(татуировки,
он был татуирован с ног до шеи)

11.
Как называлось судно лорда Гленарвана?
(«Дункан»)

12.
Какой наукой был увлечен кузен Бенедикт
из романа «Пятнадцатилетний капитан»
(энтомология).

13.
Где спрятались от дождя герои романа
«Пятнадцатилетний капитан»? (в термитнике).

14.
Кто помогал героям романа «Таинственный
остров»? ( капитан Немо)

15.
Вспомните общее название 65 романов Жюля
Верна? («Необыкновенные путешествия»)

16.
Какой отрицаетельный и положительный
персонажи появляются в 3- х разных
романах. ( Немо и Айртон)

17.
Проходя Торресовым проливом “Наутилус”
сел на мель. Капитан Немо сделал в
бортовом журнале следующую запись: “Сегодня
4 января, через 5 дней будет полнолуние,
и я буду очень удивлен, если любезный
спутник нашей планеты не поднимет воды
и тем не окажет мене услуги, которой я
ни от кого не приму, кроме него”.

На
какое явление природы надеялся капитан
Немо? Объясните его суть.

ОТВЕТ:
На полнолуние. Во время полнолуния, а
также новолуния, солнечный и лунный
прилив совпадают, из-за чего высота
прилива в это время достигает своей
наибольшей величины. Та как длительность
приливной волны особенно интенсивна в
проливах, Немо имел все основания
надеяться, что поднявшаяся вода снимет
его корабль с мели. Это и случилось.

18.
Флегматичный Филеас Фогс сделал
путешествие вокруг света за 80 дней. Он
точно записывал и отсчитывал дни, и все
же ошибся. Оказалось, он был в путешествии
не 80, а 79 дней.

Почему
ошибся Филеас Фогг?

ОТВЕТ:
Фогг двигался на Восток, так как Земля
вращается вокруг своей оси тоже с Запада
на Восток, то для Фогга дни уменьшались
на 4 минуты столько раз, сколько градусов
в этом направлении он проезжал. А так
как Земной шар разделен на 360?, то при
полном обороте вокруг Земли время
незаметно для Фогга уменьшилось на
сутки (4 мин. х 360 = 1440 минут или 24 часа).

19.
Вспомните название первого романа Жюль
Верна.

ОТВЕТ:
“5 недель на воздушном шаре”.

20.
Бриг “Пилигрим” шел из Новой Зеландии
в Южную Америку, т.е. с запада на восток.
И вдруг он изменил свой курс на юго-восток.
Произошло это помимо воли и ведома
капитана, потому что португалец Негоро
тайком отклонил компасную стрелку на
45?, положив под компас кусок железа.
Проходили дни ясные, солнечные. Дик Сэнд
был убежден в непогрешимости компаса,
он думал, что корабль продолжает путь
к западным берегам Южной Америки…

Вообразите
себя на месте Дика Сэнда. Не возникли
ли у вас сомнения в правильности показаний
компаса? Благодаря какому обстоятельству
они у вас должны были возникнуть?

ОТВЕТ:
До того, как стрелка была отклонена,
тени от мачт и снастей на корабле, идущем
с Запада на Восток должны были ложиться
в полдень перпендикулярно к бортам
корабля. Изменение курса на 45? влекло
совершенно иное расположение теней,
что должно было резко бросаться в глаза

21.
Объясните, почему у острова, на котором
нашли капитана Гранта двойное название.

ОТВЕТ:

о.
Табор – на французских картах

о.
Мария-Тереза на английских и немецких
картах.

22.
Перед вами карта острова Линкольна.
Какие из географических названий на
карте этого несуществующего острова
можно найти на настоящих картах и где
именно. Кто больше?

ОТВЕТ:

*
Мыс Южный – о. Тасмания и на п.о. Камчатка.

*
Мыс Северный – о. Н. Зеландия

*
Горы Франклина – Северная Америка, Н.
Зеландия

*
Вашингтон – штат, город, остров на озере
Мичиган в США, мыс в Антарктиде.

*
Находка – порт в России

*
Змеиный остров – Черное море, Россия.

23.
Последнее средство для уменьшения
нагрузки падающего шара? (отрезать
корзину)

24.
Что было выброшено из корзины падающего
шара в последнюю очередь? (деньги)

25
. Как называют путешественников на
воздушном шаре? (аэронавты)

26.
Что изобрел инженер для добывания огня?
Какие еще способы добывания огня
использовали путешественники?

27.
В каком месяце на острове наступила
зима? (июнь)

28.
С помощью какого устройства передавалась
информация на острове? (телеграф)

29.
Как определить Южное полушарие по
Южному Кресту ночью?

30.
Из чего путешественники сделали стекло?
(песок, мел, сода из водорослей)

5
задание. Конкурс капитанов.

Итак
мы справились со всеми препятствиями
на суше, а теперь нам предстоит
путешествовать морем. Но вначале хотелось
бы узнать как вы разбираетесь в морских
терминах. А поможет нам в этом наш опытный
капитан.

НОМЕР
С ПЕСНЕЙ ПРО КАПИТАнА

Сейчас
капитан будет задавать вам вопрсы, а вы
должны дать на них правильные ответы.

ШТИЛЬ

*        Общительное
морское млекопитающее

*        Полное
безветрие

*        Имя
Магеллана

*        Низкорослый
моряк

БАЛЛ

*         Легкая
лодка типа
байдарки                                                                     

*        Сила
ветра

*        Мяч
для игры в водное поло

*        Дискотека

ВЕРФЬ

*        Судостроительный
или судоремонтный завод

*        Стоянка
корабля

*        Южный
ветер

*        Жена
капитана

ГЮЙС

*        Морской
чин                                                                                                                       

*        Матросский
танец

*        Флаг,
поднимаемый на военном корабле

*        Красивый
матрос

КАМБУС

*        Место
для приготовления пищи

*        Речная
рыба

*        Морской
порт

*        Пиратское
ругательство

ШВАБРА

*        Тяжесть
на корабле для устойчивости

*        Съедобная
водоросль

*        Метла
для палубы

*        Женщина
на корабле

ШВАРТОВЫ

*        Морская
мера длины

*        Тросы,
которыми привязывают корабль к берегу

*        Семья
потомственных моряков

*        Макароны
по–флотски

КУБРИК

*        Собачья
кличка

*        Общая
жилая каюта

*        Склад
для сухих грузов

*        Хромой
пират

СЕМАФОР

*        Корабельный
колокол

*        Переписка
с помощью ручных флажков

*        Моющее
средство для палубы

*        Простуженный
моряк

НАВИГАЦИЯ

*
Название корабля Беринга

*
Волнение на море

*
Время, в течение которого возможно
судоходство

*
Генеральная уборка

7
задание.

            Каждый
мечтает стать капитаном. К пятнадцатилетию
сына Жюль Верн подарил мальчику героя,
который смог бы стать жизненным спутником.
Этим героем стал Дик Сэнд. Дик Сэнд был
капитаном китобойной шхуны…, а следующее
задание так и называется «Из какой ты
книги, капитан?»

              (Работа
с карточками. Известно название корабля,
нужно правильно подобрать карточки с
названием произведения, автором,
капитаном).

Автор,

название
произведения

Название
корабля

Капитан

«Наутилус»

«Испаньола»

«Беда»

«Дункан»

«Святая Мария

«Пиллигрим»

8
задание. Азбука Морзе. Ребята, на нашем
отсрове нашёлся передатчик, который
принимает сигналы азбукой Морзе. вам
надо расшифровать сообщения, которые
нам были переданы.

участникам
даются таблички с азбукой Морзе. Им
нужно расшифровать несколько записок.
Конкурс на скорость.

НАЗВАНИЕ
ПЕРВОГО РОМАНА ЖЮЛЯ ВЕРНА?

«( *-
-*  *-*-  —   Ь)  (
-*  *  -**  *  *-**Ь)  (-*  *-)

  (*- —  —
— —  — -**  -**  **-  — — —
—  -*  — — —   — — )

  ( — — —
—  *-  *-*  *)»

ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Ж. ВЕРНА О СВОИХ УВЛЕЧЕНИЯХ.

«(- —  — —
—  *-*  *) – (- —  — — —  *-*-)
(***  —  **  ****  **  *-*-),

  (- —  —
— —   *-*-) ( ***  —  *-*  *-  ***  —
Ь)»

КАК
НАЗЫВАЛИ ПИСАТЕЛЯ ВОСХИЩЕННЫЕ
СОВРЕМЕННИКИ?

(*- —  ***  *  —
—  **  *-*  -*  -*- —  —
-) (*- — *  **-  —  *  — — —
— 

*  ***  —   *-
—  *  -*  -*  **  -*-  —
— —   — -)»,

« ( — — -*  *-  *-*  —
— —  -**  *  *  — — )»

9
задание

Угадать
произведения по зачитываемым отрывкам.

Отрывки:

1)Отряд
снова двинулся на восток. Два часа длился
этот ужасный подъем. Необходимо было
добраться до вершины. Как бы ни велика
была сила воли у этих мужественных
людей, но настала

минута,
когда даже самые отважные обессилили.
То один, то другой падал, а поднявшись,
не в силах был идти и полз на коленях…
Вдруг майор остановился и произнес
спокойно:- Хижина!» («Дети капитана
Гранта»)

2) «Шар уносило все
дальше, а пассажиры не ощущали его
вращательного движения. Вокруг них все
застилала пелена туман, такого плотного,
что они не могли бы сказать, день это
или ночь» ( «Таинственный остров»).

3)
«Затерянный след бескрайного простора
Тихого океана, корабль, лишившийся
капитана и матросов, обратился в
беспомощную игрушку ветров и течений».
(«Пятнадцатилетний капитан»)

Дополнительный
вопрос для родителей правильно ответившей
команды: Что это за корабль? Почему он
остался без капитана? («Пилигрим» остался
без капитан и команды, потому что они
отправились на лодке охотиться за
китом).

4)
«Но снова раздался голос, призывавший
на помощь, и на этот раз иллюзия была
так сильна, что у обоих одновременно
вырвался один и тот же крик:- Отец! Отец!»
(«Дети капитана Гранта»)

5)
«Поверхность острова отличалась
разнообразием: от первых отрогов горы
до самого берега океана его покрывал
густой лес, а северная часть была
безводная, песчаная, голая. Они и не
подозревали о существовании озера.
Инженер объяснил своим спутникам, что
озеро лежит на одном уровне с океаном»
(«Таинственный остров»).

6)
«Наконец догадки Дика превратились в
уверенность, и страшные слова сорвались
с его уст:- Африка! Экваториальная Африка!
Страна работорговцев и невольников!»
(«Пятнадцатилетний капитан»)

10
задание

Конкурс
от Паганеля.

1.
Самый маленький материк? (Австралия) 

2.
Самый большой остров? (Гренландия) 

3.
Назовите фамилию португальского
мореплавателя, совершившего первое в
истории кругосветное плавание, доказавшее,
что Земля имеет форму шара. (Фернандо
Магеллан, 1519-1561) 

4.
Кто первым из русских мореплавателей
совершил кругосветное путешествие?
(Крузенштерн) 

5.
Можно ли самую высокую гору в мире
потопить в океане? (Да, Эверест — 8848 м,
Марианская впадина — 11 км.) 

6.
У какого моря нет берегов? (Саргассово,
в Атлантическом океане.) 

7.
Может ли кит проглотить человека? (Нет,
у него очень узкая глотка.) 

8.
У кого рот на брюхе? (У акулы) 

9.
Сколько ног у морского ежа? (несколько
сот) 

10.
Какие рыбы долгожители? (Щука — 300 лет,
белуга — 100, сом — 60.) 

11.
Кто автор книги о Робинзоне Крузо?
(Д.Дефо) 

12.
Кто автор книги «Таинственный остров»?
(Ж.Верн) 

И
вот мы с вами заканчиваем наше путешествие.
В заключении хотелось бы, чтобы вы
описали остров на котором нам суждено
было оказаться. Выиграет та команда,
которая более красочно и подробно опишет
остров. Его месторасположение, форма,
название, флору, фауну, даст названия
разным местам.

На
этом наше путешествие заканчивается.
Вы доказали,что являетесь знатоками и
ценителями великого французского
писателя. До свидания и попутного вам
ветра!

Пластическая
композиция корабль. Все персонажи
уплывают в свои книги.

04.07.2020

Степаненкова Людмила Анатольевна

Мероприятие посвящено произведению Ж.Верна «Дети капитана Гранта».
Цели: расширять кругозор учащихся.
Задача: вспомнить основные сюжетные моменты этого безумно увлекательного и неустаревающего произведения Жюля Верна в обрамлении музыкальных номеров.

Оценить




472

Содержимое разработки

Цикл «Там, где музыка живет»: в предверии 150- летия написания произведения Ж. Верном «Дети капитана Гранта» .

Подготовила и провела Степаненкова Л.А.

Звучит Увертюра к фильму «Дети капитана Гранта».

Культовый роман «Дети капитана Гранта» от французского писателя Жюля Верна был опубликован в 1868 году. Он вошел в знаменитый цикл «Невероятные приключения» и стал одним из самых читаемых и узнаваемых произведений приключенческого жанра.

«Дети капитана Гранта» – пятый по счету роман Жюля Верна, вошедший в его знаменитый приключенческий цикл. События романа нашли продолжение в «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственном острове» (1874).

География произведения «Детей капитана Гранта», как и других романов Верна, довольно обширная. Путь героев начинается в Глазго (Шотландия) и пролегает через Южную Америку (Патагония), Австралию и Новую Зеландию.

Поскольку творчество Жюля Верна пользовалось огромной популярностью в России еще при жизни писателя, самые достойные экранизации романа были сделаны именно отечественными киношниками.

Первая экранная адаптация вышла в свет еще в 1936 году. Одноименный фильм был срежиссирован Владимиром Вайнштоком. В 80-е годы на отечественные экраны вышел польско-болгарский проект под началом Станислава Говорухина. Многосерийный фильм получил название «В поисках капитана Гранта». Роль лорда Гленарвана исполнил Николай Еременко младший, Анатолий Рудаков сыграл главного антагониста Айртона, Галина Струтинская и Руслан Курашов – детей Гранта, а роль самого пропавшего капитана досталась Борису Хмельницкому.

Давайте вспомним основные сюжетные моменты этого безумно увлекательного и неустаревающего произведения Жюля Верна.

Послание в бутылке

Июль 1864 года. Яхта «Дункан». Владелец судна лорд Эдуард Гленарван возвращается в родной Глазго после испытаний яхты в открытом море. По пути Гленарван и команда вылавливают акулу. Вспоров добыче брюхо, экипаж обнаруживает внутри нее неожиданную находку – бутылку с посланием. В записке говорится на трех языках – английском, французском и немецком – что капитан Гарри Грант и двое его матросов выжили после крушения судна «Британия». Им удалось добраться до суши, однако вернуться домой нет возможности. В записке была указана только одна координата места расположения спасительной земли – 37 градусов 11 минут южной широты – показатель долготы оказался размыт водой.

Жена лорда Гленарвана леди Элен уговаривает мужа заняться поисками капитана Гранта. Сперва владелец «Дункана» обращается в Британское Адмиралтейство, но сталкивается с отказом. Английские власти отказываются спонсировать поисковую экспедицию. Причина отказа очевидна – националистические взгляды Гарри Гранта, который всегда открыто выступал за независимость Шотландии.

Тогда чета Гленарванов принимает решение инициировать самостоятельные поиски. Они выходят на детей пропавшего капитана – шестнадцатилетнюю Мэри и двенадцатилетнего Роберта. Те изъявляют желание лично принять участие в поисках отца. Также к экспедиции присоединяется молодой капитан «Дункана» Джон Манглс, двоюродный брат лорда майор Мак-Наббс, бывалый моряк и правая рука Манглса Джон Остин, а также команда «Дункана».

Начало поисковой экспедиции: Южная Америка

Яхта «Дункан» держит путь к берегам Патагонии (Южная Америка), где, по предположениям экипажа, капитан Грант томится в индейском плену. Сразу же после отплытия путешественники обнаруживают в одной из кают яхты незнакомца. Им оказывается член Парижского географического общества Жак Паганель. Французский ученый был командирован в Индию, но, по рассеянности, сел не на то судно и, дабы избежать морской болезни, проспал в каюте больше суток. Сперва Паганель хочет сойти с борта при любой удобной возможности, но проникнувшись благородной миссией путешественников, кардинально меняет свои планы и отправляется вместе с экипажем «Дункана» на поиски потерянного капитана «Британии».

Звучит песнямузыка Исаака Дунаевского, слова Василия Лебедева-Кумача «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер…»

Добравшись до Патагонии, команда разделяется. Гленарван, Мак-Наббс, Паганель и юный Роберт Грант высаживаются на берег. Женщины – Элен Гленарван и Мэри Грант – остаются на паруснике. Путешествие по суше слишком опасно, поэтому решено, что представительницы слабого пола обогнут континент по морю и будут ждать путников у мыса Корриентес на востоке. Сопровождать Мэри и Элен будет капитан яхты Джон Манглс.

В Патагонии команде под началом лорда Гленарвана придется столкнуться со множеством опасных испытаний. Они перенесут землетрясение в Чили, в ходе которого потеряется маленький Роберт (ребенка придется практически вырывать из лап гигантской хищной птицы), едва не погибнут от жажды в пампасах, будут убегать от стаи кровожадных красных волков и чудом спасутся от наводнения, укрывшись на гигантском дереве.

Но самое главное, что за время экспедиции путешественники не найдут никаких следов Гранта и остатков его команды. Добравшись, наконец, до восточного побережья Южной Америки, Гленарван и его спутники укрепятся во мнении, что в Патагонии Гранта нет. Паганель выдвигает предположение, что капитан спасся на просторах Австралии, которая и становится следующей точкой в маршрутном листе путешественников.

Двуличный Айртон: Австралия

По пути к австралийскому побережью путники тщательно обследуют близлежащие острова Амстердам и Тристан-да-Кунья – все тщетно, капитана Гранта и команды на них нет. Добравшись до материка, Гленарван с командой останавливаются на ферме зажиточного ирландца и рассказывают ему историю своих приключений. К разговору присоединяется слуга фермера по имени Том Айртон. Оказывается, эта бывший матрос «Британии». Он чудом спасся во время крушения, видел гибель корабля собственными глазами и был убежден, что весь экипаж погиб. Айртон готов сопровождать поисковую экспедицию, тем более что он знает точное место катастрофы – западное побережье Австралии. Речь Айртона звучит убедительно, так что путешественники не видят оснований ему не верить и отправляются в дорогу под началом нового провожатого.

Гленарван, его супруга, дети капитана Гранта, Манглс, географ Паганель, майор и несколько матросов образуют импровизированный отряд, который продолжает путь по суше. Основной экипаж отправляется вплавь до Мельбурна, потому что «Дункан», получивший в ходе путешествия некоторые повреждения, нуждается в ремонте.

Во время езды через материк отряд Гленарвана любуется завораживающими пейзажами Австралии, однако их идиллическое путешествие нарушает жуткое зрелище – картина крушения поезда на Кемденском мосту. Под обломками машины виднеются десятки изувеченных трупов, кругом чад, кровь, хаос. Говорят, что это дело рук банды беглых каторжников под предводительством некоего Бена Джойса.

Звучит песня — музыка М.Блантер, слова В.Лебедев-Кумач «Морские волки»

Опасная встреча

Несколько омраченный отряд продолжает свой путь. Во время ночной стоянки в лесу майор Мак-Наббс совершенно случайно наталкивается на группу незнакомцев. К счастью, майору удалось остаться незамеченным, потому что полуночные путники оказались теми самыми беглыми каторжниками.

Подслушав их разговор из укрытия, Мак-Наббс узнал, что их проводник Айртон и главарь шайки Бен Джойс – одно и то же лицо. С самого начала путешествия Айртон-Джойс вел команду по ложному пути, преследуя одну-единственную цель – завладеть «Дунканом». Именно поэтому его головорезы всегда следовали за путешественниками. Совсем скоро их коварный план будет воплощен в жизнь.

Однако майор разрушает планы Айртона и изобличает предателя перед командой. Злодею не остается ничего другого, как спастись бегством. В финальной стычке он ранит лорда Гренгуара в руку и скрывается в лесной чаще.

Роковая ошибка Паганеля: Новая Зеландия

Лорд должен во что бы то ни стало предупредить экипаж «Дункана» о предательстве Айртона. Поскольку раненный Гренгуар не в силах писать, он доверяет эту миссию географу Паганелю. Послание отправляют вместе с матросом. Однако коварный Айртон тяжело ранит гонца и перехватывает письмо. Теперь «Дункан» в его руках, а ничего не подозревающий экипаж яхты будет выполнять его приказы.

Путешественники вынуждены признать, что поисковая экспедиция безнадежно провалена – они лишились средства передвижения, экипажа и надежды на спасение капитана Гранта. Однако добраться из Австралии в Европу оказывается не так просто. Изнуренным путникам не остается ничего иного, как отправиться в Окленд (Новая Зеландия). Оттуда есть вероятность попасть на рейс до Европы.

Новая Зеландия приносит путешественникам еще массу малоприятных приключений. Сперва они попадают в плен к людоедам и чудом спасаются от гибели благодаря смекалке юного Роберта Гранта. Во время водного путешествия на пирогах за ними вновь устремляются местные преследователи. Путники понимают, что их шансы на спасение очень призрачны. Каким же было их удивление, когда на горизонте замаячил «Дункан». Что он делает на востоке Новой Зеландии, в то время как должен плавать под началом пиратской шайки у берегов Австралии?

В результате выясняется, что, по обыкновенной рассеянности, Жак Паганель вместо Австралии указал в письме к экипажу «Дункана» Новую Зеландию. Эта роковая случайность спасла отряд Гленарвана и разрушила подлые планы Айртона.

Необитаемый остров на 37 широте

Гленарван долго пытается узнать у Айртона истинное место нахождения капитана Гранта. В результате предатель рассказывает, что покинул «Британию» задолго до ее крушения. Его высадил сам Грант из-за того, что Айртон планировал устроить на судне бунт. Взамен за признание злодей просит, чтобы Гленарван оставил его в живых и не сдавал властям, а высадил на каком-то необитаемом острове.

Команда великодушно соглашается на просьбу Айртона и причаливает к небольшому островку. По роковой случайности, именно этот безвестный клочок суши и стал прибежищем для капитана Гранта и его матросов!

Звучит песня — музыка Исаака Дунаевского, слова Василия Лебедева-Кумача «Жил отважный капитан…»

Айртон остается в одиночном заточении на острове, а счастливые путешественники отправляются на «Дункане» домой, в Европу.

По возвращении на родину судьбы путников складываются самым удачным образом: Мэри Грант выходит замуж за капитана Джона Манглса, рассеянный Паганель обручается с двоюродной сестрой майора Мак-Наббса, а юный Роберт поступает в мореходное училище, чтобы продолжить славное дело своего отца капитана Гранта.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/414332-scenarij-meroprijatija-posvjaschennogo-150le

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

                     Литературная игра-путешествие

по книге  Жюля Верна     «Дети капитана Гранта».(5-6 кл.)

Цели:

-расширять кругозор учащихся,

— воспитывать умение работать в команде,

— развивать читательские интересы учащихся

                           «Что? Где? Когда?»

Текстовые вопросы:

  1. Какую цель преследовал автор, написав этот  роман?

(Описать кругосветное путешествие.)

  1. Чей это портрет?

«Этому высокому сухощавому человеку могло быть лет 40. Он напоминал длинный гвоздь с большой шляпкой.

  • .)
  1. Откуда экспедиция начала поиски капитана Гранта?

(Чили.) Покажите это место на карте.

  1. Что означает слово «пампасы»?

(Равнина трав.)

  1. Каких животных встретили путешественники в высокогорьях Анд?

(Лам, шиншилл, безрогую козу.)

  1. Какой язык изучал Паганель?

(Португальский, хотя думал, что изучает испанский.)

  1. Что такое табу?

( Священный запрет, налагаемый вождём племени на какой-либо предмет или действие.)

  1. Какой подарок подарил проводнику лорд Гленарван ?

(Драгоценный  медальон.)

«Возможно ли так?»

Ведущий показывает рисунки.Игроки отвечают на вопрос: возможно ли такое.

  1. Акула с сумкой почтальона.
  2. Дерево с огромными ветвями. На нём несколько гнёзд, в каждом из которых сидит человек.
  3. Огромный кондор, который держит в когтях мальчика.
  4. Почтовый ящик, из которого выглядывает негритёнок.
  5. Вулкан, который затыкают пробкой.

Конкурс капитанов

1.Звучат куплеты из песен И.Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранта».

Назовите фамилию композитора, кратко расскажите историю создания песен.

2. Каких опасностей удалось чудом избежать во время пребывания на гигантском дереве-омбу?

3. Покажите на карте маршрут экспедиции по Австралии.

Самое лучшее средство от… и для…

  1. Назовите самое лучшее средство от нападения крокодилов.

(Горящая головня.)

  1. Назовите самое лучшее средство для перехода через горы.
  2.  
  3. Лучшее средство для спасения от наводнения.
  4.  
  5. Лучшее средство, чтобы расстроить планы злоумышленников.
  6.  

   «Сам себе режиссёр»

  1. Посмотрите отрывки из фильма «Дети капитана Гранта».
  2. О какой примете говорил Паганель?

(О верёвке, которая приносит удачу.)

  1. Почему  дети не смогли проникнуть в тайну записки капитана и прочесть название острова?

(Остров имел разные названия на картах.)

Подведение итогов игры, награждение победителей

Просмотр содержимого документа

«Литературная игра -путешествие по книге Ж.Верна «Дети капитана Гранта» »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жыр конкурсы на сценарий татарча
  • Завтра день морского флота праздник
  • Жыр бэйрэме сценарий
  • Жылы ж?рек жомарт ?ол сценарий
  • Жыл та?дауы сценарий