Забытый праздник день сибири

...Год 1881. Российская империя бурлит: от рук народовольцев пал император Александр II. По свидетельствам современников, «вся Россия содрогнулась от ужаса и горя при вести о мученической кончине царя-освободителя». На престол вступает Александр III, который сразу же отходит от прежнего либерального курса своего родителя.

…Год 1881. Российская империя бурлит: от рук народовольцев пал император Александр II. По свидетельствам современников, «вся Россия содрогнулась от ужаса и горя при вести о мученической кончине царя-освободителя».

На престол вступает Александр III, который сразу же отходит от прежнего либерального курса своего родителя.

Издан знаменитый «Манифест о незыблемости самодержавия». Несмотря на заступничество писателя Льва Толстого, философа Владимира Соловьева и других представителей либеральной общественности, народовольцы-заговорщики осуждены и публично казнены. Обновлен кабинет министров. Резко меняется курс внешней политики. К Российской империи присоединены туркменские земли. В Малороссии антиеврейские выступления достигают таких масштабов, что на усмирение высланы регулярные войска.

И вот в это непростое время сибирская общественность просит императора учредить государственный праздник — День Сибири — в честь 300-летия присоединения ее к Российской империи.

Пикантность данной ситуации придает то, что среди горячо ратующих за появление такого праздника — Николай Ядринцев и Григорий Потанин, основатели и идеологи движения сибирского областничества, возникшего еще в 60-х гг. XIX в. в среде петербургского студенчества, к которому в то время принадлежали Ядринцев и Потанин. Представители движения считали Сибирь колонией России, а сибиряков — отдельной нацией. Кроме того, областники требовали предоставления Сибири автономии, за что при отце Александра III подвергались гонениям и арестам. Те же Ядринцев и Потанин, внесшие огромный вклад в исследование Сибири, обрели свободу как раз незадолго до описываемых событий.

Казалось бы, дело ясное — крамола налицо и ни о каком Дне Сибири не может идти и речи. Однако государь рассудил иначе: он не только милостиво разрешил учреждение праздника, но и обратился к сибирякам с посланием, в котором подчеркнул огромное значение, которое Сибирь имеет для России.

«Надеюсь, — писал тогда государь, — что со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

Вот что пишет об этом Михаил Щукин в книге «Встречь Солнцу»: «26 октября все того же — юбилейного! — 1881 года в Москве и Петербурге по инициативе живущих там сибиряков и по разрешению Министерства внутренних дел состоялись празднования, посвященные юбилейной дате.

Вот как проходили торжества в петербургской гостинице “Демут”: “…собралось более двухсот человек, в числе которых было много профессоров, докторов, генералов, студентов и дам. На судне, убранном растениями, левая сторона которых была из елей и сосен, покрытых снегом, спускался электрический фонарь в виде солнца, освещая золотой венок на спущенной занавеси с надписью: “26 октября 1581—1881 года”. Под звуки марша в половине шестого присутствовавшие заняли места и обед начался с сибирских пельменей. Первый тост был провозглашен бывшим председателем Сибирского отделения Географического общества генерал-адъютантом Софиано за здоровье Государя Императора. Затем Б. А. Милютин произнес речь, сказав, что двенадцать поколений в 300-летний период в Сибири одно за другим внесли в сибирскую жизнь свои заслуги и недостатки. Оратор заметил, что нельзя не помянуть добром людей, потрудившихся над преуспеянием Сибири».

Праздник велено было отмечать «широко и щедро» 26 октября (8 ноября), поскольку именно в этот день в 1582 г. (а согласно некоторым источникам — в 1581 г.) отряд казаков атамана Ермака занял столицу Сибирского ханства город Кашлык (иначе — Ибер, Искер, Сибер, Сибир, Сибирь). Историческая достоверность этой даты вызывает сомнения, поскольку летописцы конца XVI — начала XVII вв. во многом ориентировались на рассказы еще живых казаков, и даты оставались весьма приблизительными: календарей в степи не было.

И все же почему Александр III не усмотрел крамолы в учреждении «сомнительного» праздника, попахивающего сепаратизмом? Здесь надо понять, что же представляла собой Сибирь конца XIX в.

Сибирь кандальная

За те 300 лет, что прошли с похода Ермака за Урал, изменения в Сибири происходили медленно и мучительно, ведь изначально по бескрайним просторам было раскидано лишь немногочисленное коренное население, а русских за Уралом практически не было. Но российская длань неторопливо и осторожно накрывала Сибирь: от Урала до современного Красноярска протянулась цепь острогов, городов-крепостей. Эти колышки, вбитые в огромное тело сибирского края, служили единственной опорой и защитой немногочисленным крестьянам-поселенцам, которые перебирались в новую страну из европейской части России.

Житье в Сибири было опасное: нередки были конфликты с коренными народами, недовольными произволом московских воевод, утратой своих охотничьих и земельных угодий, действиями русских поселенцев, которые безжалостно вырубали вековые леса, — и тогда свистели стрелы, звенел металл, горели русские деревни, остроги, монастыри. Естественно, ответ со стороны сибирских воевод чаще всего следовал жесткий, что тоже не добавляло приязни во взаимоотношения коренных и пришлых. Хотя, надо отметить, воеводам напрямую предписывалось обходиться с коренным населением, перешедшим под руку Москвы, «ласково, а не неволей и жесточью».

Хватало и лихого разбойного люда, поскольку с конца XVII в. на каторжные работы в Сибирь стали ссылать уголовных и политических преступников. С каторги бежали поодиночке и группами, благо дело было не очень хитрое: качество охранной и конвойной службы в те времена оставляло желать лучшего.

Бежать-то бежали, но куда идти потом? Пробираться назад за Урал? Опасно, слишком велика вероятность, что поймают, как следует выпорют и вернут все на те же рудники… Потому и оставались беглецы в Сибири, сбивались в удалые ватаги, промышлявшие лихими делами, доставляя много хлопот воеводам и мирным поселенцам. Справедливости ради стоит отметить, что не только злодеи укоренялись на новых землях — многие ссыльные и каторжные, честно отбыв срок, тоже находили в Сибири новую родину.

Кстати, сама «великая кандальная дорога», протянувшаяся через всю Сибирь и известная как Сибирский (Московский, Восточный) тракт, немало способствовала освоению края. Вдоль дороги как грибы вырастали так называемые «трактовые поселения», жители коих были обязаны содержать тракт в порядке, а также иметь наготове лошадей для правительственных и почтовых курьеров. Впрочем, селились в таких поселениях часто из-под палки, поскольку нередки были случаи, когда вместо сбежавшего каторжанина этапная команда хватала первого попавшегося крестьянина, обряжала в арестантскую робу и гнала по этапу вместе с остальными бедолагами.

Несмотря на наличие «великого кандального тракта», Сибирь долгое время была совершенно оторвана от европейской части России. Путь из сибирской глубинки до Москвы занимал несколько месяцев, да и отправиться в дорогу можно было не во всякое время года. Например, передвигающиеся пешком кандальные этапы добирались до места назначения около двух лет. В самой же европейской России долгое время не рассматривали Сибирь как полноценную часть империи: не делались вложения в инфраструктуру, не принималось управленческих решений, которые способствовали бы развитию огромного дикого края. Сибирь рассматривалась как место, удобное для ссылки, а также как богатый источник пушнины, золота, ценной в то время соли — и всё.

Из Москвы Сибирь виделась другой планетой. Измотанные кандальные этапы на границе Пермской и Тобольской губерний встречал столб с лаконичной надписью: «Сибирь». Для каторжников это было огромным душевным потрясением. Люди прощались с Россией. По свидетельствам современников, вой и плач на этом российском Рубиконе стоял такой, что можно было подумать, что наступил Страшный суд. Сколько слез здесь было пролито, сколько колен преклонено — сказать сложно, хотя по разным оценкам за все время существования «великой кандальной дороги» по ней прошло от миллиона до полутора миллионов человек.

Словом, неудивительно, что в таких условиях и при таком отношении российских властей Сибирь в конце XIX в. во многом оставалась мрачным, диким, неизведанным и малолюдным краем. Так, в 1840 г. в огромных Томской и Тобольской губерниях проживало лишь около 1 300 000 человек, из которых почти 70 000 — ссыльные.

Вот как это описывал Константин Станюкович в рассказе «В далекие края» (1886 г.): «Через сутки с небольшим, ранним утром, пароход подходил к Тобольску, единственному сколько-нибудь населенному городу на всем громадном расстоянии между Тюменью и Томском. За Тобольском вскоре начинается безлюдный, пустынный приобский край, теряющийся в тундрах Ледовитого океана; деревни и юрты будут попадаться все реже, а два попутные городка, Сургут и Нарым, брошенные в этой неприветной и мрачной пустыне, — захолустные сибирские дыры, называемые городами единственно потому, что в них живут исправники».

А уже знакомый нам основоположник сибирского областничества Григорий Потанин писал в 1885 г.: «Действительно, приведение Сибири в одно целое с Европейскою Россиею установлением единства в системе управления обеими этими русскими территориями  — это первое, что необходимо для того, чтобы сделать Сибирь не только окончательно русскою страною, но и органическою частью государственного нашего организма».

Понимал это еще в 1881 г. и Александр III, получивший в народе имя Миротворец. Именно поэтому он не только не препятствовал учреждению Дня Сибири, но и всячески поддерживал инициативу.

Учреждение Дня Сибири, в котором немалую роль сыграла активность сибирских общественников, стало сигналом о том, что в европейской России о сибирском крае помнят, понимают его огромное значение для империи и будут способствовать развитию его и приобщению к благам цивилизации. Неудивительно, что известие об учреждении праздника вызвало самую горячую радость сибиряков.

Словами и обещаниями император не ограничился — именно в его царствование в 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, которая впоследствии накрепко связала Сибирь и Дальний Восток с европейской частью страны.

Как праздновали

Традициями новый праздник оброс достаточно быстро. Прежде всего, повсеместно было принято вспоминать отцов-основателей: в сибирских городах и поселках служились торжественные молебны в честь Ермака, а также других воевод и атаманов, которые стали строителями сибирских острогов, а население выходило на крестные ходы, отдавая таким образом дань памяти покорителям Сибири.

Светская часть празднования Дня Сибири была куда более насыщенной: так, например, у сибирских губернаторов считалось правилом хорошего тона приурочить ко Дню Сибири торжественный прием или бал. В те времена большое количество людей — в основном это были знатные и зажиточные сибиряки — на торжественный прием могло собраться только в губернаторских резиденциях. Но не только в губернских центрах в День Сибири собирались представители интеллигенции и именитые сибиряки — в остальных городах и поселках устраивались тематические собрания, на которых обсуждали общие сибирские проблемы и пути их решения, обменивались мнениями, рассуждали о роли Сибири в истории страны. В театрах и образовательных учреждениях к празднику были приурочены спектакли, концерты, выходили в свет специальные выпуски печатных изданий. От благотворителей и меценатов к главному сибирскому празднику ждали крупных пожертвований и, как правило, не обманывались в своих ожиданиях.

Примечательно, что обе российские столицы также не стояли в стороне от Дня Сибири: сибирские землячества и в Санкт-Петербурге и Москве были достаточно велики, поэтому они устраивали торжественные приемы и собрания, привнося дух сибирского праздника в европейскую часть империи.

Дата 26 октября (8 ноября), на которую приходилось празднование Дня Сибири, была очень удачной — завершена страда, урожай в закромах, а значит, можно подводить итоги финансового и сельскохозяйственного года, подсчитывать дары щедрой сибирской природы. И, конечно, за дары эти благодарить — вот почему праздник иногда называли еще Днем благодарения Сибири. Ломились столы в крестьянских и городских домах от сибирских кушаний — гуляли весело и с задором, непременно обменивались визитами. Почти как Масленица — только осенью.

Многие историки и исследователи склонны говорить о преемственности и очевидных параллелях между упраздненным большевиками Днем Сибири и советскими Днями урожая — ведь нельзя же отобрать что-то, не дав ничего взамен. Тем более, как и предусмотрел мудрый государь Александр III, праздник пришелся сибирякам по душе и отмечали его не по разнарядке сверху, а от всего сердца. День Сибири пробуждал в людях как национальное самосознание, так и чувство единения и общности с другими жителями Российской империи — и в этом было великое объединяющее его значение.

Забыть и вспомнить

В последний раз, по свидетельствам современников, День Сибири отметили в 1918 г., да и то скорее неофициально. Грозное эхо революции уже докатилось до сибирского края, разгоралась Гражданская война…

Да и был ли шанс у Дня Сибири на выживание? Конечно же, нет, и в первую очередь — из-за даты: начиная с 1918 г. большевики в течение двух дней 7 и 8 ноября (а после — только 7-го числа) торжественно отмечали годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Это был главный идеологический праздник Советской России, у него не должно было быть никаких конкурентов. И День Сибири был упразднен.

Но время не стоит на месте. И вот — 1991 год: вслед за Российской империей вновь рушится огромное государство — империя советская. Одна за другой провозглашают независимость бывшие союзные республики, назревает вооруженный конфликт в Чечне, слышны первые выстрелы в Приднестровье, неспокойно в Татарстане и на Кавказе.

Тогда, в условиях очередной «эпидемии сепаратизма», в Новосибирске и ряде других сибирских городов звучат предложения о возрождении Дня Сибири. Эта инициатива вызвала благосклонное расположение руководителей некоторых сибирских регионов, но совсем не понравилась в Москве, куда каждый день приходили тревожные вести со всех окраин бывшей советской империи. Увы, руководство новой России на тот момент не проявило политическую мудрость, достойную Александра III Миротворца. Предложения о возобновлении празднования Дня Сибири поддержки не встретили.

Не стоит забывать и о том, что для многих людей, выросших в СССР, этот праздник в шаговой календарной доступности от 7 ноября был неприемлем, а поскольку проблем и без того хватало, страсти решили не нагнетать.

Казалось бы, День Сибири окончательно канул в Лету, однако в 2000-х гг. традиция его проведения сама собой возрождается в целом ряде сибирских городов: Тюмень, Новосибирск, Омск, Барнаул… Из года в год проходят культурные фестивали и собрания, посвященные празднику. Люди вспоминают полузабытые традиции предков, готовят особые сибирские блюда, рассуждают об общесибирской пассионарности и единстве мультикультурного этноса сибирского края.

Начиная со второго десятилетия XXI в. вновь и вновь поднимается вопрос о придании Дню Сибири статуса если не общегосударственного праздника, то по крайней мере — памятной даты в государственном календаре. Как и в конце XIX в., за возрождение Дня Сибири в первую очередь горячо ратуют общественники. Услышат ли их?

Законодательство предполагает, что памятные даты в государственном календаре с недавнего времени может утверждать Правительство РФ. Однако для того, чтобы выступить с такой инициативой, нужны веские основания.

Инициативу эту может выдвинуть Совет Федерации, Государственная Дума или любое общероссийское общественное объединение. Или, например, Российская академия наук. Далее инициативу должно одобрить профильное министерство Правительства. И только потом памятная дата может быть утверждена официально.

Сложный путь? Да. Но не для тех, кто хочет идти.

Я верю, что Сибирь и люди, которые живут в этом прекрасном краю, заслуживают собственного праздника. Именно Сибирь — тот самый узел, что скрепляет воедино европейскую часть страны и Дальний Восток. Здесь сосредоточены неизмеримые богатства, которые и в будущем только увеличат мощь нашего государства.

А значит, День Сибири — праздник, который должен быть!

Несколько десятилетий в
Российской Империи праздновали объединение Сибири и России, благодарили
сибирскую землю за богатства, которые она щедро дарит. День Сибири отмечали
широко, гуляния были сродни Рождеству или Пасхе.

Как же появился такой праздник,
как проходил и почему важно возродить День Сибири в наше время?

Праздник входил в число Великих
сибирских праздников XIX века и праздновался 8 ноября (по новому стилю). Дата
была выбрана в честь вступление казаков под командованием Ермака в столицу
ханства Кышлык 26 октября (по старому стилю).

Как появился День Сибири

В период правления  Александр III Сибирь являлась
основным поставщиком вкуснейшего мяса, рыбы, драгоценных металлов, меха в
европейскую часть России. Но ситуация внутри региона считалась весьма не
стабильной: частые стычки с коренными народами, разрозненность людей, живущих в
Сибири, отстранённость от россиян за Уралом. Положение нужно было как-то
менять.

Забытый праздник – День Сибири

С предложениями создания праздника, который объединял бы народы Сибири и стал знаковой датой, символизирующей объединение и целостность Сибири и России, выступила сибирская общественность.

Император Александр III с удовольствием принял предложение, более того, выступил с посланием ко всем жителям Сибири, в котором отметил, на сколько важна Сибирь для России, что сибиряки могут полноправно пользоваться всеми благами просвещения, культуры и промышленности Российской Империи, что Россия и Сибирь это неразделимые равноправные части Великой Российской Империи.

Забытый праздник – День Сибири

Император Александр III

Очень удобно совпало, что ко дню праздника, как раз заканчивались все уборочные работы, выпадал первый снег, начинали колоть скотину и торжество обзавелось ещё одним названием День благодарения Сибири.

Как праздновался День Сибири

В этот день
благодарили предков за мужество, проявленное во времена истоков освоения
Сибири. Кланялись сибирской земле, щедро дарящей свои богатства.

Забытый праздник – День Сибири

Праздник был
очень масштабный, доставались самые вкусные угощения, в дворянских домах
организовывались званые ужины, в театрах играли тематические  постановки, проводились особые
правительственные собрания, где обсуждались перспективы развития региона, вручались
награды наиболее отличившимся в прошлом году. Меценаты в этот день обязательно
вносили пожертвования нуждающимся.

Забытый праздник – День Сибири

День Сибири
выходил и за пределы региона, его отмечали с не меньшим размахом сибирские
землячества в Москве и Санкт-Петербурге.

Праздник стал
долгожданным и любимым среди населения. И действительно сыграл важную роль в
объединении Сибири и России, как территориальном, так и идеологическом.

Почему нужно возродить праздник День
Сибири

100 лет назад
перестали праздновать этот праздник, идея возродить его вернулась только в
начале 90-х годов прошлого столетия, к сожалению, народные инициативы пока не
были услышаны.

Сибирская земля достойна дня, который объединяет всех сибиряков, даёт ещё один повод гордиться своей Родиной, её богатствами, её заслугами. Дня, когда по всей России будут славить имя региона, который поставляет основные объёмы угля, драгоценных металлов, сельхозпродукции, одного из самых экологичных мест на Земле, сурового, но прекрасного сибирского края.

В России существует огромное количество разнообразных праздников. Народ их любит, а вот о празднике своей территории мы совсем забыли. В Сибири до 1917 года был такой праздник, и назывался он День Сибири, отмечавшийся 8 ноября по новому стилю.

Сибирь – край богатый и удивительный, ставший благодаря уникальным природным ресурсам, и в первую очередь запасам углеводородного сырья, основным источником пополнения федерального бюджета. А в те далекие времена, когда про ценные для государевой казны свойства нефти и газа не догадывался даже великий Ломоносов, Сибирь для Российской империи была большей частью белым пятном. Хотя тот же гениальный провидец Михаил Ломоносов почти три века назад точно вычислил роль в жизни страны огромной территории, протянувшейся на восток от Уральских гор. Его хрестоматийное изречение про Россию, которая Сибирью прирастать будет, актуально и сегодня.

Сейчас у всех на слуху легендарный покоритель Сибири Ермак. Хорошо известны и другие сибирские первопроходцы, такие как Хабаров, Булыгин, Бухгольц… Но решение о снаряжении экспедиций, военных отрядов для разведки, присоединения, освоения новых земель на востоке страны принималось в большинстве случаев, как сейчас сказали бы, на самом верху. Русские самодержцы, выстраивая подчас извилистую внешнюю политику в Европе, на южном направлении, не забывали и про Сибирь — край, на протяжении многих веков входящий в сферу интересов государства российского.

Сибиряки не только заставили обратить на себя внимание представителей всего российского общества, но и заслужили похвалы Императора Всероссийского Александра III. Он обратился с Высочайшим посланием к сибирякам и ко всему российскому обществу в октябре 1881 г., в честь 300-летия вхождения Сибири в составе российского государства. Александр III особо отметил выдающееся значение сибирского края для страны и пожелал его процветания.  Император выразил это следующими словами:

«Надеюсь, что со временем, с Божьею милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

Именно 26 октября, как писал Н.М. Карамзин, «Ермак, уже знаменитый для Истории, отпев молебен, торжественно вступил в Искер, или в город Сибирь, который стоял на высоком берегу Иртыша, укрепленный с одной стороны крутизною, глубоким оврагом, а с другой — тройным валом и рвом. Там победители нашли великое богатство, если верить летописцу: множество золота и серебра, азиатских парчей, драгоценных камней, мехов и все братски разделили между собою».

И вот в царствование Императора Александра III эта дата — 26 октября (по новому стилю 8 ноября) — была принята за отправную точку присоединения Сибири к Российскому государству. Но из-за разночтений в летописях годом взятия Кашлыка посчитали не 1582-й, а 1581 год, постановив отметить 300-летие присоединения сибирских земель в России в 1881 году, после чего праздник стал ежегодным. 

 

Российский Император Александр III. Иностранная дореволюционная открытка, 1890 г.

В последних числах октября 1881 г. на волне всеобщего празднования 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству, Россия впервые отмечала День Сибири. Особенно широко и торжественно юбилей праздновали сами сибиряки: в Томске и Тобольске, Тюмени и Красноярске, Минусинске и Енисейске, Хабаровске и Благовещенске. В столичных городах Москве и Петербурге в это время все студенты, приезжие купцы, выехавшие из Сибири чиновники роднились в составе сибирских и сибирско-губернских «землячествах». Все «землячества» отметили праздник совместными общественными обедами. В приглашениях особо отмечалось, что, в связи с приближающимся днем 300-летия завоевания Сибири, 26 октября в день взятия Искера приглашаются принять участие в обеде сибиряки, сибирячки и лица, посвятившие свои труды Сибири.

Вскоре после праздничных торжеств была издана книга «300-летие Сибири»: Празднование в Петербурге и Москве дня 26 октября 1581 г.». День Сибири, отмечавшийся в 1881 г., в дальнейшем послужил мощным катализатором дискуссий, размышлений, всплеска публицистики о наиболее важных и актуальных проблемах сибирской жизни того времени. Обсуждались требования необходимости прекращения продолжавшейся ссылки в Сибирь преступных элементов, скорейшего открытия сибирского университета, развития сухопутных и водных путей сообщения, содействия развитию местной промышленности и торговли.

Обложка книги «300-летие Сибири»: Празднование в Петербурге и Москве дня 26 октября 1581 г.» (Спб., 1882). Взято из открытых интернет-источников

«26 октября 1881 года, в зале гостиницы «Демут» состоялся Сибирский обед в ознаменование 300-летнего присоединения Сибири к России, считая памятный день взятая Искера началом покорения обширной Восточной окраины, — отмечалось в специально выпущенном по этому случаю издании. — Праздновать этот день собралось более двухсот человек. Это были большею частью сибиряки, сибирячки и лица, посвящавшие свои труды Сибири. Среди них виднелись генералы, профессора, доктора, студенты, уроженцы Сибири, учащиеся девицы, курсистки и дамы, которым Сибирь была близка по воспоминаниям… Из отличительных блюд были в меню сибирские пельмени (по обыкновенно в супе), рябчики с салатом из северных ягод и мороженое из облепихи… Первый тост был провозглашен председателем за здоровье Государя Императора».

Среди приглашенных гостей на том обеде был и ротмистр лейб-гвардии атаманского полка Султан Гази Булатович Вали-Хан, который произнес следующие слова: 

«Один из чингизидов, находящийся среди вас в этот многознаменательный день, желает сказать свое слово о великом значении объединения, необходимого между киргизами и другими сибирскими инородцами с народностью русскою… Хотя киргизы и называют коренных сибиряков: урус-казак, а себя просто — казак, но желательно было бы, чтобы эти особенности названий постепенно сглаживались, точно так же, как прежняя борьба между этими казачествами перешла ныне, с поля брани, в возвышенное соревнование — в области культуры и цивилизации».

Поясним, что до революции киргизами или киргиз-кайсаками в России называли казахов.

Завершая свое выступление, дальний потомок Чингисхана призвал к скорейшему объединению «инородных элементов Сибири с элементом русским».

С этого года на волне всеобщего энтузиазма и патриотического порыва началось всеобщее празднование ежегодного Дня Сибири. Отмечен этот праздник в «Сибирском народном календаре в этнографическом отношении», увидевшим свет в 1913 г. Его автор А.А. Макаренко, находившийся в ссылке в глубинных селениях на Ангаре, без тени сомнения отнес День Сибири 26 октября, наряду с Днем Иннокентия Иркутского, к двум выдающимся сибирским праздникам. В перечне календаря среди наиболее значимых православных и народных праздниках они стоят на первом месте. К тому же, по церковному календарю он совпадает с днем  памяти Святого великомученика Димитрия Солунского, который является одним из небесных покровителей Сибири.

Образ Святого великомученика Димитрия Солунского

В православных приходах сибирского края в этот день совершались праздничные молебны в храмах, вспоминались имена Ермака и его сподвижников, имена первооснователей сибирских острогов. Постепенно в процессы обращения к истокам были вовлечены и горожане: мещане, казаки, крестьяне.

Данный праздник удачно вписывался и в народный календарь. К этому времени после дня Покрова Святой Богородицы заканчивались страдные осенние работы, но еще была передышка перед вывозом хлебных снопов из пашенных стогов-кладей. Выпадал первый снег, начиналась первая полоса  морозов и массовый забой скота на подворьях крестьян. Поэтому вполне естественно день Сибири довольно скоро стал совмещаться с «гулянками» по итогам земледельческого года. Старожилы ставили в церквях поминальные свечи в память предков, а затем собирались у старшего по-родству, по-соседству и товаришеству. Столы ломились от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. Сибирский стол обязательно включал рыбный пирог и пельмени, саламат и гречишные блины, горошницу и запеченного в тесте поросенка, шаньги и черемуховый пирог, чай и кедровые орехи. Так День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. С этих праздничных отмечаний итогов хозяйственной деятельности начиналась череда ярмарок в крупных старожильческих селах, своеобразных «выставок достижений крестьянского хозяйства». Не случайно данная традиция возродилась в 1960-70-х гг. в ряде сибирских регионов осенним праздником Урожая.

В крупных городах, прежде всего в губернских центрах, День Сибири праздновался по особому сценарию. Он открывался чередой губернаторских приемов и балов, банкетов для именитых людей города и губернии. Рассылались памятные приветственные адреса. Особо отмечались общественно значимые деяния купцов-благотворителей и меценатов. В этот день торжественно вносились крупные суммы пожертвований приютам, больницам, благодетельствовали нищим. Традиция отмечать День Сибири сохранилась в течение многих десятилетий вплоть до конца 1920-х гг.

Не остался в стороне от торжеств и наш город Омск. Правда, в отличие от Петербурга и Москвы, трехвековой юбилей отмечался здесь не в 1881 году, а годом позже. Это было вызвано тем, что министр внутренних дел запретил празднование по причине государственного траура в связи с убийством царя-освободителя Александра II. И его пришлось отложить более чем на год.

4 декабря 1882 г. в здании женской гимназии состоялся детский вечер, который открыл серию мероприятий, посвященных 300-летию присоединения Сибири к России. Наиболее интересную часть этого вечера составляли живые картины на сюжеты из истории завоевания Сибири Ермаком, чтением объяснительного к ним текста, пением и танцами. В инсценировках принимали участие только гимназистки и гимназисты. Они были одеты в костюмы, изображающие с одной стороны разнообразный состав Ермаковой дружины, а с другой — разноплеменной состав русского государства. Особенный интерес у зрителей вызвала последняя сцена, т.н. апофеоз театрализованного представления. Две молодые женщины, олицетворяющих Россию и Сибирь, держа друг друга за руки, под звуки полонеза величественно спустились с эстрады и прошли под пение «Боже, Царя Храни», среди публики с портретом Государя Императора Александра III в актовый зал. После чего вечер продолжался. Были танцы, а в перерыве между ними исполнялись русские песни. Чистый сбор с этого вечера составил 450 руб. Было принято решение разделить вырученную сумму между бедными учащимися.

Здание женской гимназии в Омске. Фото с дореволюционной открытки.

Празднование трехвекового юбилея присоединения Сибири к России плавно перетекло на следующий день в столетний юбилей города. До 1916 г. отмечалась дата не основания Омской крепости, а получения Омском статуса города. А это произошло по повелению Екатерины II в 1782 г.

5 декабря, в воскресенье, к полудню в Городской Думе собрался весь цвет омского общества. Это собрание посетил генерал-губернатор Степного Края Г.А. Колпаковский. После совершения краткого благодарственного молебствия и панихиды по почившим Императорам из Династии Романовых, главный начальник Края поздравил представителей города со 100-летием Омска и пожелал им больших успехов не только в делах общественного управления, но и на ниве народного просвещения, а также в делах городского благоустройства.

Старое деревянное здание Городской Думы по ул. Думской, где и проходило торжество

В последний раз, по свидетельствам современников, День Сибири отметили в 1918 г. После окончания Гражданской войны в течение двух дней 7 и 8 ноября (а после — только 7-го числа) сибиряки торжественно отмечали очередную годовщину великой октябрьской социалистической революции. Это был главный идеологический праздник Советской России, у него не должно было быть никаких конкурентов, поэтому День Сибири был упразднен. Всю советскую эпоху о нем не вспоминали. И вот наступил 1991 год. В Новосибирске и ряде других сибирских городов стали звучать призывы о возрождении Дня Сибири. В 2000-х годах традиция проведения этого праздника сама собой стала возрождается в целом ряде сибирских городов: Тюмени, Тобольске, Новосибирске, Барнауле… Из года в год здесь проходят культурные фестивали и собрания, посвященные празднику. Люди вспоминают полузабытые традиции предков, готовят особые сибирские блюда, рассуждают о месте и роли Сибири в истории России. Думается, что и нам, омичам, следует последовать примеру наших соседей и отмечать День Сибири в нашем городе, как это было в дореволюционном Омске.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

«Под руку свою»

Сибирь словно ждала Ермака. Ведь еще в 1555 году послы князей — братьев Едигера и Бекбулата, из татарского рода Тайбугинов, просили Иоанна IV принять Сибирь «под свою руку».

26 октября (по новому стилю 8 ноября) православная Церковь отмечает День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, с древних времен почитаемого на Руси покровителя воинов. Согласно летописям, Ермаку и его товарищам перед решающей битвой на Чувашском мысу было видение этого христианского святого, что обещало поддержку свыше и победу в богоугодном деле.

Расширение границ России изменило ее политический статус, способствовало обогащению экономической, духовной и культурной жизни России. Обширные плодородные земли, населенные ценным пушным зверем леса, могучие сибирские реки, несметные запасы полезных ископаемых стали достоянием всего Российского государства.

Послание императора

История свидетельствует, что в 1881 году император Александр III обратился с торжественным посланием к жителям Сибири в честь 300-летия вхождения ее в состав российского государства. Он пожелал сибирскому краю процветания и отметил выдающееся значение этой земли. В крупных городах России, в Москве и Петербурге, 26 октября 1881 года прошли праздничные мероприятия. Так Россия впервые отметила День Сибири.

С того времени крестные ходы и благодарственные молебны, посвященные памяти Ермака и его дружины, научные и просветительские мероприятия, общественные обеды, губернаторские приемы и балы, ярмарки и народные гулянья стали проводиться ежегодно. Специально к празднику выпускались газеты и журналы. Отмечался День Сибири в России вплоть до 1919 года.

Место для подвига

Сибирь дала православному миру таких святых как Василий Мангазейский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Симеон Верхотурский, Герман Аляскинский, Филофей Лещинский и Миcаил Абалакский.

Любовь к матушке-Сибири, благородное желание послужить ей, были присущи многим сибирякам. Сибирские купцы (Текутьев, Щеголевы, Кузнецовы, Переплётчиков, Баландина, Кытмановы и др.) проявляли свою любовь к родной земле щедрой благотворительностью, представители интеллигенции — истинные подвижники — были неизменными радетелями расцвета этого края.

Освоение месторождений нефти и газа, добыча и переработка полезных ископаемых — величайший трудовой подвиг нашего народа.

В краю непроходимых болот, дикой тайги, приполярной тундры, вечной мерзлоты проложены линии электропередач, автомобильные и железные дороги, выстроены красивые современные города.

Главное богатство края

И в наше время одним из главных богатств Сибири остаются люди, стремящиеся потрудиться во имя прославления и процветания родного края. Благодаря горячим душам и трудам таких сибиряков, в начале нашего века возобновилась традиция празднования Дня Сибири. Уже не первый год отмечают этот праздник города Красноярск, Иркутск, Чита и Тюмень. Именно в День Сибири представители разных национальностей собираются вместе, чтобы поблагодарить Бога за то, что довелось родиться, жить и трудиться в щедром краю, прославить землю сибирскую.

Празднование Дня Сибири позволяет глубже осознать, что мы едины, мы можем и будем жить дружно, воспитывая у своих детей уважение и доброжелательность к землякам, соседям.

Исследователи сибирского края отмечают свободолюбие, ярко выраженную привязанность к родной стороне и чувство собственного достоинства жителей этой гостеприимной земли. Добропорядочность, душевность, отзывчивость, любовь к Отечеству — вот те качества, которые сроднили русский народ с коренными народами Сибири, помогли общими силами отстоять Родину в период Великой Отечественной войны, помогают сегодня жить в мире и взаимопонимании.

Возрожденный праздник

В Тюмени возобновилась традиция отмечать этот замечательный праздник с 2011 года. Большой вклад в это благое начинание внесли известные общественные деятели города Николай Константинович Фролов — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН и АЭН, председатель Фонда имени Ермака Тимофеевича и секретарь Фонда Любовь Петровна Кузнецова (к сожалению, сегодня с нами их нет).

Ежегодно к празднику объявляется конкурс детского рисунка на тему «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани».

«Иллюстрация исторического сюжета», «Я и Ермак», «Братской жизни народов посвящается», «Мирное и дружное управление братьев Едигера и Бекбулата», «Игрушки и игры Ермака» — вот только некоторые номинации конкурса.

«Конкурсанты показали удивительные образцы творчества, которые свидетельствуют о любви к Родине, восхищении подвигами своих предков. Детские рисунки подтверждают: среди нас живут добрые люди, и сегодняшний день нашего Отечества — это, прежде всего, преемственность поколений в добром деле…» Эти слова принадлежат членам жюри и организаторам конкурса.

В конкурсе принимают участие воспитанники детских садов, общеобразовательных, воскресных и художественных школ, домов творчества Тюмени и области.

К знаменательному дню организуются выставки рисунков, которые прислали ребята на конкурс, выпускаются журналы и газеты о Ермаке, карманные календари и значки с изображением легендарного атамана.

Праздничные мероприятия обычно проходят в больших концертных залах Тюмени. Церемонию награждения участников конкурса предваряет большой концерт национальных (ненецких, татарских, хантыйских, башкирских, чувашских, цыганских и др.) творческих коллективов, а также выступление детских ансамблей. Участники конкурса получают грамоты, благодарности, дипломы и подарки. Награждаются также педагоги, народные коллективы и их руководители.

(Материал подготовила  Елена Русанова)

День Сибири Сибирь – не просто неотъемлемая часть России, а своего рода один из её символов (Фото: muha04, по лицензии depositphotos.com)

Среди многих ассоциативных представлений о России за рубежом одной из доминантных ассоциаций является Сибирь. Это слово манит и пугает одновременно. Для большинства же русских и россиян Сибирь – не просто неотъемлемая часть России, а своего рода один из её символов, место средоточия природной и ресурсной силы, духовной крепости.

Поэтому не удивительно, что существует и праздник, посвященный этому региону. Он отмечается ежегодно 8 ноября во многих сибирских городах и носит название День Сибири.

Своими истоками праздник уходит в конец 19 столетия, когда в 1881 году император Александр III обратился с посланием к жителям Сибири, подчёркивая великое значение этой земли в судьбе России, и пожелал её народу процветания. В 1882 году отмечалось 300-летие присоединения Сибири. Тот исторический момент дал толчок формированию традиции отмечать дату 8 ноября (26 октября – по старому стилю).

Во многих городах этого необъятного края устраивались праздничные мероприятия: ярмарки и гуляния. Традиция постепенно была забыта после Гражданской войны, однако в последние годы она активно возрождается. В таких городах, как Тобольск, Тюмень, Томск, Красноярск, Енисейск, Новосибирск, Иркутск и многих других ежегодно 8 ноября в память об исторической дате, связанной с присоединением Сибири к Московскому государству устраиваются праздничные фестивали, конкурсы, концерты, спортивные соревнования и другие мероприятия.

Несмотря на то, что до сих пор ведутся споры об этимологии слова «Сибирь», в ходе которых одними учёными выдвигаются, а другими оспариваются теории происхождения этого названия, дата 26 октября 1582 года – исторический факт, связанный с тем, что казаки атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства – город Кашлык (Искер).

Сам поход атамана Ермака начался в 1581 году и проходил в трудных природных условиях. Передвижение осуществлялось преимущественно по рекам. На пути отряда неоднократно вставали войска хана Кучума, происходили сражения, казакам приходилось выдерживать осады, силы их постепенно сокращались, а подкрепления шли долго.

Впоследствии уже после гибели самого Ермака закрепление территорий Сибирского ханства за Московским государством будет осуществляться именно через строительство крепостей по берегам рек в ключевых местах и оставлением в крепостях постоянных гарнизонов. Так на карте России появились славные имена городов Тюмень, Тобольск, Берёзов, Томск, Сургут и др. Присоединение Сибири Ермаком было только начато. Этот процесс растянулся на долгие годы, что было закономерным, учитывая удалённость территорий Зауралья от Москвы, отсутствие дорог, малонаселённость территорий, сопротивление отдельных местных ханов и т.д.

Тем не менее, именно поход Ермака положил начало формированию современного политико-географического облика России, превратившейся с присоединением Сибири в огромное государство, раскинувшееся в Европейской и Азиатской частях материка. Россия приросла не просто территориями. Сибирь стала настоящим кладезем полезных ископаемых, пушного промысла.

В настоящее время эта территория – важнейший источник минерально-сырьевой базы, энергетических ресурсов страны. И, конечно же, одним из важнейших богатств Сибири являются её жители. Недаром словом «сибиряк» подчёркивались лучшие качества людей, родившихся и выросших на этой земле.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «8 ноября — День Сибири»

В конце XIX столетия в России установили День Сибири. Забытый ныне праздник отмечали 26 октября по старому стилю или 8 ноября — по новому. Дата была выбрана неслучайно. В 1582 году 26 октября атаман Ермак вошел в город Кашлык — столицу Сибирского ханства. 

Сибирь

Photo by Hans-Jurgen Mager on Unsplash

Отмечать День Сибири задумали в 1881 году, когда Александр III обратился с речью к сибирякам, отметив что эта земля имеет колоссальное значение в судьбе России. Через год страна отмечала 300-летие с момента присоединения части сибирских территорий, тогда и определились с датой празднования.

Издание «Календарь событий» отмечает, что до революции праздник пользовался популярностью у сибиряков: повсеместно устраивались ярмарочные гуляния. После Гражданской войны не успевшую утвердиться традицию забыли, а сегодня начинают возвращаться к ней. 

Сибирь

Photo by Roman Purtov on Unsplash

Сибирь сегодня — это огромный географический регион площадью порядка 10 миллионов квадратных километров. Сибирь является самым большим географическим регионом самого большого государства в мире.

  •  Сибирь ограничена Уральскими горами на Западе, хребтами у Тихого океана на востоке и Северным Ледовитым океаном на Севере.
  • На территории современной Сибири по данным 2021 года проживает 25% всего населения России или 37,2 миллиона человек.
  • Филологи выдвигают массу гипотез о происхождении слова «Сибирь». По разным данным оно пришло к нам из монгольского, эвенкийского, тюркского или других языков. Но единого мнения на сей счет нет.
  • Самый большой сибирский город — Новосибирск. Иркутск находится на шестом, а Улан-Удэ — на десятом месте.
  • Сибирь была присоединена к России из-за богатейших ресурсов. В первую очередь, русские завоеватели стремились добывать пушнину или получать ясак с местного населения шкурками. Сейчас не очевидно, что для царской России пушнина была фактически единственной устойчивой валютой. Серебро и золото в пределах царства не добывали, их могли только завозить. А пушнина ценилась не меньше драгоценных металлов, во многом на ней держалась вся экономика государства. 
  • Сегодня Сибирь — это 85 % общероссийских запасов свинца и платины, 80 % угля и молибдена, 71 % никеля, 89 % нефти, 95 % газа, 69 % меди, 44 % серебра и 40 % золота и так далее. 

Сибирь по-разному трактуется в географии и на политической карте России. Как географическое понятие Сибирь включает в себя Якутию, Забайкальский Край, Бурятию из состава Дальневосточного федерального округа, а также регионы Сибирского и Уральского федеральных округов. Как правовое понятие Сибирь — это Сибирский федеральный округ, который куда меньше географического. 

Согласно Википедии, ссылающейся на данные Всероссийской переписи населения 2010 года, на тот момент в Сибири проживали 35 коренных народов. Самые многочисленные из них — якуты и буряты. 

Города Сибири

А еще Сибирь — это невероятной красоты и разнообразия природа — Алтай, Лена, Байкал и многое, многое другое.

Смотрите по теме: Лекция об освоении Сибири

08.11.2022

Возрастное ограничение: 0+.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Завтра какой церковный праздник казанская
  • Забытые праздники татарского народа
  • Завтра какой у нас праздник 4 ноября
  • Забытые праздники ссср
  • Завтра какой религиозный праздник у нас