Загадочная история бенджамина баттона сценарий

«Сноб» публикует отрывок из книги Адама Неймана «Дэвид Финчер. Мастер головоломок. От “Бойцовского клуба” до “Охотника за разумом”».

В конце декабря в издательстве «Бомбора» выйдет книга Адама Неймана «Дэвид Финчер. Мастер головоломок. От “Бойцовского клуба” до “Охотника за разумом”». В ней автор исследует творчество именитого режиссера и пытается ответить на вопрос, как и почему он стал одним из главных кинематографистов современности. «Сноб» публикует отрывок

Дэвид Финчер и Брэд Питт на съемках фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»

«Загадочная история Бенджамина Баттона»

«Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое». Это самые известные слова, которые когда-либо написал Ф. Скотт Фицджеральд; они звучат в конце его романа «Великий Гэтсби» как нота скорбного признания изнурительной, парадоксальной природы человеческой борьбы, — осознание того, что, как бы далеко ни зашел каждый из нас, конечным пунктом назначения является то же самое непознаваемое забвение, из которого мы вышли при рождении. Это идеальный эпиграф для притчи о невинности, попранной опытом. Рассказчик в романе Ник Каррауэй — молодой человек, но когда он нежно восхваляет своего друга, погибшего раньше времени, то смотрит на мир глазами старой души.

«Великий Гэтсби» был опубликован в 1925 году, когда Америка завершала четверть оборота многообещающего, но непостижимого нового века, основанного на новых технологиях, но стратифицированного по прежним экономическим и классовым признакам. Книга обозревала этот пейзаж с возвышенной точки зрения. Тремя годами ранее, в 1922 году, Фицджеральд выпустил антологию рассказов под названием «Сказки века джаза», название которой предполагало широкий, но специфический социальный портрет, который он сузил до тонкой изумрудной точки в своем опусе. Смешивая жанры и стили, включая сказки и фэнтези, одиннадцать эпизодов описывают лобовое столкновение молодой страны с современностью. Наиболее откровенно аллегорической из них является «Загадочная история Бенджамина Баттона», главный герой которой постоянно — и сюрреалистично — переносится в прошлое благодаря силе, непонятной для всех, включая самого автора. «Я расскажу, что произошло, — пишет Фицджеральд во вступлении, — и предоставлю вам судить самим».

Утверждают, что Фицджеральд якобы вдохновился на написание «Загадочной истории Бенджамина Баттона» в ответ на замечание Марка Твена о том, что «лучшая часть жизни приходит в начале, а худшая — в конце». В рассказе Фицджеральда прослеживаются следы беспечной сказочности Твена. Как и несколько других историй из сборника, он граничит с мистикой. Бенджамин начинает жизнь в теле и сознании сварливого 70-летнего старика («Мы будем звать тебя Мафусаилом», — говорит его отец) и развивается в обратном направлении, неумолимо приближаясь к младенчеству, следуя трагикомической эпиграмме Твена. Развитие событий абсурдно, но беззаботный тон большей части «Загадочной истории Бенджамина Баттона» не может рассеять ее меланхолию. В то время как персонаж, несомненно, представляет собой любопытный случай, нежный — и разрушительный — кульминационный момент истории Фицджеральда заключается в том, что переживание жизненных радостей и разочарований в нарушение порядка мало что дает для смягчения их последствий. По мере того как Бенджамин плывет против течения, его все больше соблазняет перспектива молодости без молодости — бурные воды сменяются плавным дрейфом. Но дальний берег — это не столько безопасное убежище, сколько точка схождения; история заканчивается прибытием, которое также является исчезновением. «Потом все погрузилось в темноту, и белая кроватка [Бенджамина], и смутные лица, которые двигались над ним, и теплый сладкий аромат молока полностью исчезли из его памяти».

Экранизация Финчером «Загадочной истории Бенджамина Баттона» настолько последовательно и значительно отличается от текста Фицджеральда, что не кажется настоящей адаптацией. В его пересказе Бенджамин родился в Новом Орлеане в 1918 году, а не в Балтиморе в 1860 году; вместо того чтобы мгновенно проникнуться взрослыми мыслями и овладеть речью, он проходит линейный процесс физического и когнитивного развития, учась ходить на тонких ножках и говорить иссохшими губами. Бенджамин Фицджеральда растет дома, ссорясь со своими братьями, сестрами и родителями; в фильме его мать умирает при родах, а отец, богатый промышленник, с чувством вины оставляет сына на пороге дома престарелых. Его приютила добрая медсестра и воспитала как собственного сына. Бенджамин становится моряком; он путешествует по миру, заводит любовниц, видит сражения, и все это время переписывается со своей любовью детства — Дейзи. Эти двое глубоко заботятся друг о друге, но проходит много лет, прежде чем они могут «встретиться посередине жиненного пути». Они зачинают ребенка и вместе воспитывают дочь, прежде чем Бенджамин, словно унаследовав тревоги и отсутствие своего собственного отца, инициирует душераздирающую, но необходимую разлуку и сбегает.

Кадр из фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона»

Фото: Universal Pictures

Эта картина болезненного одиночества и трагического искреннего романа весьма далека от Фицджеральда, чей Бенджамин постепенно разочаровывается в своей ворчливой жене и бросает ее, чтобы играть за футбольную команду Гарварда. Стоит задать вопрос о том, служит ли фильм Финчера интуитивной экспансивной экстраполяцией тем потери и смертности у Фицджеральда или он просто мрачен сам по себе, но точно так же, как Бенджамин и Дейзи испытывают чистую безудержную радость в короткий период, когда их возраст, внешность и стремления совпадают, можно назвать волнующими моменты, когда «Загадочная история Бенджамина Баттона» пересекается с вдохновившим ее сюжетом.

Если начать с конца — а почему бы и нет в данном случае? — то кино продолжительностью два часа тридцать шесть минут кристаллизует метафизические измерения фильма. Примерно через восемь десятилетий жизни герой выглядит как низкорослый и гладколицый малыш с быстро сужающимся вниманием и соответствующим словарным запасом — таким Бенджамин показан на прогулке со своей нынешней иссохшей сиделкой. Бесцельно прогуливаясь, как рассеянный малыш, он внезапно останавливается и просит свою опекуншу поцеловать его — и с благодарностью получает поцелуй, прежде чем бежать дальше. Бенджамин, чьи воспоминания поблекли, не обращает внимания на реалии своего состояния, в отличие от сопровождающей его женщины, память которой упрямо сохранилась. Болезненная сила момента проистекает из этого непримиримого различия.

Финчер снимает пару сзади на почтительном расстоянии среднего кадра, между двумя стволами деревьев слева на экране и внешней стороной ухоженного лабиринта из живой изгороди справа. Эту композицию режиссер, занимающийся интенсивной подготовкой, признал своего рода счастливой случайностью. «Мы просто хотели посмотреть, как [женщина] как бы тащит этого ребенка за собой, когда он разучивается ходить, — говорит Финчер в комментарии к фильму в специальном выпуске на DVD-диске. — Они как бы сместились к краю кадра и исчезли за деревом, и прямо в этот момент мальчик потянул ее за руку, и она наклонилась, чтобы узнать, чего он хочет… Он поджимает губы и дарит ей поцелуй. Я смотрю на монитор и думаю: «Боже мой, это потрясающе … Я имею в виду, что хотел бы, чтобы они были немного ближе к центру кадра, но это потрясающе».

Такое откровенное признание спонтанности помогает объяснить, почему кадр, который длится не более пяти секунд, так запечатлевается в памяти. Финчер и его монтажеры Энгус Уолл и Кирк Бакстер предоставляют Бенджамину и Дейзи тихую созерцательную независимость; помещенная посреди монтажа или вырезанная в ритме закадрового повествования, сцена говорит сама за себя. С одной стороны, влияние момента объясняется его появлением ближе к концу эпически длинного драматического повествования, основанного на наших постепенно накапливаемых знаниях о личностях и невероятно сложных отношениях между двумя персонажами, приближающимися к финишной черте своей жизни в очень разных обличьях. Спутницей Бенджамина на самом деле является Дейзи (Кейт Бланшетт), к порогу которой провидение вернуло его спустя годы после отъезда — возлюбленная и родственная душа, опекающая его в пансионе.

Их межличностные отношения пугающе запутанны, и все же в общении Бенджамина и Дейзи есть нечто универсальное и, возможно, даже возвышенное: мифическая дистилляция детского состояния вечной надежды и нужды; обманчиво яркие картины родительской защиты и заботы; ироничный архетип инфантильной мужественности. То, как эти эпизоды потрясающе красивы как в контексте, так и сами по себе, многое говорит об изощренности Финчера. Его визионерство достигает эмоционального пика в шестом фильме, даже когда режиссер вынужденно подчиняет свои иронические нотки серьезному киносценарию Эрика Рота, чтобы на полпути встретиться с собственным авторским фильмом.

Фильм совместного производства студий Universal и Paramount стоимостью 175 миллионов долларов, снятый Финчером после «Зодиака», окончательно вывел режиссера на территорию «престижного кинематографа» после серии жанровых работ. Самым верным признаком того, что «Загадочная история Бенджамина Баттона» относится к другой категории, была дата его выхода на Рождество 2008 года. Студия Paramount поставила бюджет, сравнимый с блокбастером, на кассовый потенциал Брэда Питта и вероятность того, что роскошная, выдержанная в золотистых тонах историческая лента обеспечит стабильную известность и высокую посещаемость благодаря положительным отзывам и номинациям на премию «Оскар».

Надежда на последнее вполне оправдалась: «Загадочная история Бенджамина Баттона» набрала рекордные тринадцать «оскаровских» номинаций, включая первую номинацию Финчера за лучшую режиссуру. В итоге «Баттон» получил три «Оскара»: за художественную постановку, грим и спецэффекты, причем последний приз был вполне заслуженным. В дополнение к созданию ряда частично и полностью оцифрованных сцен, которые воссоздают различные и разрозненные моменты и локации — Новый Орлеан в 1920-х годах; Мурманск в 1940-х годах; Нью-Йорк в 1950-х годах, — студия визуальных эффектов Digital Domain также применяла 3D-моделирование, чтобы перенести черты лица Питта ряду актеров, игравших Бенджамина в конце его жизни. К процессу были привлечены более 150 артистов, мимические движения лица Питта были отсканированы, воссозданы и синхронизированы с его репликами, прежде чем «говорящие головы» интегрировали в отснятый материал с живыми актерами.

Издательство: «Бомбора»

Эти награды укрепили репутацию «Загадочной истории Бенджамина Баттона» как технически совершенного фильма, и все же его восприятие сосредоточивалось в основном на нетипичной природе сюжета, а также на странности — и, возможно, нежелании — режиссера, ранее связанного с темным и навязчивым стремлением учитывать мнение аудитории. «Два часа пятьдесят пять минут — это слишком долго даже для поддержания режиссерского видения», — написала Дана Стивенс в Slate, добавив, что «магия Финчера не может превратить его из холодного, бесстрастного мизантропа в сентиментального гуманиста». Элберт Вентура из Reverse Shot завершил взвешенную, двойственную оценку, поставив под сомнение мотивы режиссера: «[Финчер] создал то, на что, как я думал, он не способен… — престижный китч». Трудно сказать, какая часть фразы Вентуры более убийственна: то, что ранее соперничавший новичок, такой как Финчер, гонялся за престижем (вспомните, как Эдвард Нортон саркастически благодарил Академию в «Бойцовском клубе»), или то, что в процессе он в конечном итоге создал нечто пусть даже отдаленно похожее на китч. Больше, чем любой из фильмов режиссера, снятых до или после, «Загадочная история Бенджамина Баттона» вызывает вопрос, почему Финчер снял его, поскольку речь шла не столько об обстоятельствах, сколько об упорстве. В начале девяностых продюсеры Кэтлин Кеннеди и Фрэнк Маршалл пытались уговорить Стивена Спилберга снять экранизацию с Томом Крузом в главной роли. Когда тот выбыл из проекта, фильм был передан Финчеру, который также отказался от постановки. К 2000 году план состоял в том, чтобы пригласить Спайка Джонза, а сценарий Робин Суикорд отдать на переработку Роту, который в 1995 году получил премию «Оскар» за фильм «Форрест Гамп». «[Рот] существенно отошел от книги, — отметил Роберт Земекис в 1994 году. — Книга была циничной и более холодной, чем фильм. В фильме [Форрест] — совершенно порядочный персонаж, всегда верный своему слову. У него нет никаких планов и никакого мнения ни о чем, кроме Дженни, его матери и Бога». Режиссерская оценка главного героя его собственного фильма верна, и проблема Форреста Гампа связана с его всепоглощающей сентиментальностью. Как и Фицджеральд, автор «Форреста Гампа» Уинстон Грум писал в ироничной, комедийной манере, изображая стоического, мускулистого простака, чья мифическая физическая сила представлена в геркулесовом стиле, через серию героических подвигов. Форрест Грума — нечестивый, живущий тяжелой жизнью бабник, который в итоге становится профессиональным борцом. В версии Рота персонаж представляет собой фигуру почтительного благоговения, движимого чистой любовью к пострадавшей женщине, и чья пассивность, выросшая в первую очередь из уважения к его строгой матери, представлена как состояние благодати. Бесстыдно снятый Земекисом в безошибочно спилберговском стиле, фильм не только очищает книгу, но и использует порядочность Хэнкса как дубинку против циников, скептиков и самого коварства.

То, что такой хипстер, как Джонз, побледнел бы от потенциальной гампификации истории Фицджеральда, имело смысл; когда он покинул проект, к Финчеру снова обратились, и, ободренный экспериментами с компьютерной графикой в «Бойцовском клубе» и «Комнате страха», он решил взяться за дело. Судя по всему, режиссер был захвачен историей, преобразованной Ротом в серию эпистолярных воспоминаний — дневниковых записей, сделанных Бенджамином и переданных Дейзи на смертном одре ее взрослой дочери Кэролайн (Джулия Ормонд), чтобы раскрыть ее происхождение (отголоски фильмов «Мосты округа Мэдисон» (1995), «Титаник» (1997) или даже «Дневник памяти» (2004)). Финчер, потерявший в 2003 году своего отца Джека, болевшего раком, мгновенно прочувствовал описанную в сценарии сцену горя и стойкости у постели больного. «Ты хочешь, чтобы это как можно быстрее закончилось, — размышляет режиссер в документальном фильме Дэвида Прайора «Любопытное рождение Бенджамина Баттона» (The Curious Birth of Benjamin Button), сравнивая эпизоды в больнице в фильме со своим собственным опытом наблюдения за смертью отца. — И ты не хочешь, чтобы это заканчивалось». В New York Times Финчер сообщил Дэйву Керу, что именно описание болезни в сценарии Рота убедило его подписать контракт. «Когда я прочитал черновик Робин Суикорд, то подумал: «Это история любви», — признался он. — Но когда я прочитал вариант Эрика Рота, то подумал: ˃Это история любви, но на самом деле она о смерти, о тотальной хрупкости человечности».

Рассматриваемая с этой точки зрения, «Загадочная история Бенджамина Баттона» лучше согласуется с перечнем триллеров Финчера со смертельным оттенком, за исключением того, что в данном случае угроза не выводится наружу, а действует изнутри, с неизбежностью, которая придает фильму собственную версию процедурального ритма. Серийный убийца здесь — само время. Несмотря на последовавшие за этим творческие, финансовые и иные сложности, которые продлили процесс разработки еще на пять лет после того, как Финчер добился участия Брэда Питта, с самыми большими задержками, вызванными ураганом «Катрина», режиссер осознал, что его наиболее дорогая и сложная постановка на сегодняшний день должна была стать кинематографическим эквивалентом похоронной процессии, движущейся к финалу.

В нашей коллекционной серии «Сеанс. Лица» обновление — сборник, посвященный Дэвиду Финчеру (купить его можно здесь). Публикуем одну из вошедших в книгу статей: Максим Семеляк рассуждает о «Загадочной истории Бенджамина Баттона» в контексте финчеровской фильмографии.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» с отчаянным всхлипом разрушает одну из хрустальных фантазий человечества — о прелестях обратной перспективы и течения времени вспять. Безумный часовщик, потерявший на Первой мировой сына, с горя конструирует брегет‑оксюморон, где стрелки идут справа налево. В день окончания войны в Новом Орлеане на свет появляется ребенок‑старец с артритом и катарактой. Отец сдает его в дом престарелых, где новорожденный начинает жить задом‑наперед, как пела остроумная французская рок‑группа Stinky Toys — getting younger every day, — с тем, чтобы спустя 85 лет умереть младенцем с деменцией.

«Загадочная история Бенджамина Баттона». Реж. Дэвид Финчер. 2008



Photo


Сеанс. Лица. Дэвид Финчер

купить

«Загадочная история Бенджамина Баттона» — это, возможно, самый неумолимый фильм Дэвида Финчера. Библейская фатальность «Семи», террористический дуализм «Бойцовского клуба» или зловещая неопределенность «Зодиака» — все меркнет по сравнению с наглядной демонстрацией того, как на самом деле работает стрела времени: в каком бы направлении ни летела, по Финчеру, это всегда билет в один конец. Сам режиссер говорил в одном интервью, что смерть в некотором смысле важнее рождения — по крайней мере для окружающих это событие людей, так как человек обретает настоящую силу, когда держит умирающего за руку. Или — как в случае с Баттоном — баюкает его на собственных руках.

Фильм формально снят по рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, но сценаристы Эрик Рот и Робин Сквайрод сделали все, для того чтобы перевести стрелки с достаточного язвительного первоисточника на куда более трепетные и мучительные переживания (в конце концов, не зря же у Рота за спиной была экранизация «Форреста Гампа»).

Осмеянное же Фицджеральдом «влечение» обернулось одной из самых пронзительных любовных историй, когда‑либо показанных на экране

Оригинальный текст по настроению больше напоминает историю про Вечного Жида из «Золотого теленка», а если говорить о невольной метафорической (и при этом весьма точной) экранизации, то таковой может послужить знаменитая сцена, где Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (из фильма «Безопасность прениже всего!», он был снят в 1923‑м, рассказ Фицджеральда опубликован за год до). Фицджеральд написал обычный ехидный рассказ о нравах своей (да и всякой другой) эпохи. Вот характерная цитата:


Одно лишь тревожило Бенджамина Баттона: он больше уже не испытывал влечения к своей жене. К этому времени Хильдегарде исполнилось 35 и у нее был 14‑летний сын Роско. […] «Подумать только! — говорили вокруг. — Какая жалость! Такой молодой человек, а женат на 45‑летней старухе! Да ведь он лет на двадцать ее моложе».

«Загадочная история Бенджамина Баттона». Реж. Дэвид Финчер. 2008



Photo


Сеанс. Лица. Брэд Питт

купить

Рот и Финчер перенесли действие из сталелитейного Балтимора в чувствительный Новый Орлеан. Возлюбленная Баттона из Хильдегард превратилась в Дэйзи (тоже в общем фицджеральдовское имя, но из куда более душещипательного текста). Осмеянное же Фицджеральдом «влечение» обернулось одной из самых пронзительных любовных историй, когда‑либо показанных на экране: «Я была так молода, а ты был так стар».

Финчер, впрочем, раскрылся еще в 1990‑х, но многие отмечали, что ранние его фильмы как раз опережали свое время, ненамного, лет на десять

«Загадочную историю Бенджамина Баттона» можно включить в своеобразную идеологическую трилогию, затрагивающую различные аспекты хронореальности. В нее также войдут «Необратимость» (2002) Гаспара Ноэ с его приведенным в исполнение приговором «время разрушает все» и «Довод» Кристофера Нолана (2020) с его идеей инвертированного времени. Эти три режиссера — ключевые поп‑культурные герои 2000‑х (Финчер, впрочем, раскрылся еще в 1990‑х, но многие отмечали, что ранние его фильмы как раз опережали свое время, ненамного, лет на десять).

«Загадочная история Бенджамина Баттона». Реж. Дэвид Финчер. 2008

Если же говорить о высоком градусе чувства, то ближайший фильм‑побратим «Баттона» — это снятые за десять лет до него «Любовники полярного круга» (1998) Хулио Медема. Как и Финчер, Медем тестирует идею палиндромичности жизни, где даже имена героев читаются в обе стороны: Ана, Отто, наконец, сам Медем. Как и Финчер, он понимает, что любая сконструированная обратимость лишний раз свидетельствует о том, что никто не придет назад.

Финчер здесь как будто вторит Витгенштейну

В «Загадочной истории» за кадром сказано: «Взросление — странная вещь: смотришь на человека, и вдруг кто‑то другой занимает его место». Общее время к нам абсолютно безразлично, оно занимается подменой вплоть до полного уничтожения субъекта. Однако внутри этого линейного исторического времени у нас остается шанс нащупать собственную темпоральность. Финчер здесь как будто вторит Витгенштейну, для которого реальность — понятие более сложное, нежели мир как таковой. Реальность может включать в себя вымысел и различные потенциальные возможности — словом, все то, чего не может быть. Другой его ориентир — теоретик времени Джулиус Фрейзер, как раз писавший о том, что у каждого человека может быть своя темпоральная особенность, и в этом смысле каждый из нас — Баттон, потому что наше личное время не обязано совпадать с временем историческим.

«Загадочная история Бенджамина Баттона». Реж. Дэвид Финчер. 2008
  • Дэвид Финчер

Общее время губительно. В «Загадочной истории» есть не только античасы, запущенные вспять и тонущие в финале в реке времен, но и куда более скромный, но не менее фатальный будильник, который забыли поставить вовремя, в результате чего из‑за нашей неизбежной чувствительности к начальным условиям Дэйзи попадает под машину и больше не может танцевать. (Кстати, в финчеровской «Игре» герой Майкла Дугласа делает один из последних шагов к своей подлинной человеческой сути, избавившись наконец в Мексике от золотых часов).

Ничто не длится — и ничто не проходит.

Голос Баттона‑рассказчика здесь странным образом напоминает советский документальный фильм «Стрела времени» (1986): там за кадром Смоктуновский каменным голосом зачитывал из книги Экклезиаста про время обнимать и время избегать объятий. Финчер, по сути, предлагает то же самое утешение — на выбор. Как говорит в «Загадочной истории» капитан судна, на котором служит Баттон: «Когда понимаешь, что конец, надо смириться». Однако смириться можно только после того, как почувствуешь себя кем‑то. Умирает не просто забитый татуировками капитан буксира — в своем автономном времени он был художник. Чтобы обрести этот отрезок автономного времени, нужно воплотить в себе некое свойство или просто создать конфигурацию события. Об этом и говорит в финале Баттон‑Питт: «В некоторых ударяют молнии, у кого‑то есть музыкальный слух, некоторые плавают, некоторые знают толк в пуговицах, некоторые матери, а некоторые танцуют». Смирение, о котором говорил капитан, по всей видимости, и заключается в формировании своей единичности и связанной с этим внутренней длительностью.

Когда непристойно омолодившийся Бенджамин приходит в школу танцев к постаревшей Дэйзи (у Юрия Трифонова в романе «Время и место» есть выражение «нестерпимо старый» — так вот Питт в этой сцене именно что нестерпимо молодой), это своего рода пародия на появление того же Питта в виде Тайлера Дердена в мехах в соответствующем эпизоде «Бойцовского клуба», да и финальная реплика оттуда («Ты встретила меня в очень странное время моей жизни») очень подходит герою «Баттона».

«Загадочная история Бенджамина Баттона». Реж. Дэвид Финчер. 2008

Дэйзи объясняет Баттону: «Вся суть танца в равновесии: рано или поздно ты это равновесие потеряешь и больше никогда его не вернешь». Равновесие — это основа любви, которая в свою очередь есть высшая форма хронологического совпадения. Его в фильме описывают словами: «Мы догнали друг друга». Сломанные часы показывают правильное время дважды, а те, что на ходу, то есть часы биологические, — без разницы, в какую сторону они идут, — только один раз.

Что касается того внутреннего времени, которое не отражается на часах, о нем лучше всего сказано у Филипа Рота в позднем романе «Людское клеймо»: «Ничто не длится — и ничто не проходит. Не проходит именно потому, что не длится».

Читайте также

  • Poster

    Быть внутри ветра — «Клуни Браун» Эрнста Любича

  • Poster

    Молодые растерзанные — О жестокой юности в японском кино

  • Poster

    Кроссовки для Сонечки — «Карабинеры» Годара и другие кошмары

  • Poster

    Быть сценаристом некрасиво — «Убойный монтаж» Мишеля Хазанавичуса

  • Poster

    «Ника», «Казнь» и «На тебе сошелся клином белый свет» — Страна призраков

  • Poster

    У зеркала два лица — Джейн Биркин глазами Шарлотты и Аньес

Вот и отсмотрен главный конкурент «Миллионера из трущоб» на главный «Оскар». По итогам написал большую и обстоятельную статью, благо материал позволял. Очень сильное кино с точки зрения замысла и сценария, но к сожалению, плохо реализованное. Читая статьи наших критиков на этот фильм, наткнулся в одной из них на такой пассаж: «Если человек ориентируется на существенные критерии, слагающие нравственную личность (способность любить, нести ответственность, ценить свою и чужую свободу), то уже не имеет значения, в каком направлении идут стрелки. Финчер создал убедительный кинообразец, провозглашающий толерантность как высшую философию общества. При наличии морального стержня в человеке ты можешь допустить какое угодно своеобразие и кривизну внешних деталей, в том числе, признать возрастные противоречия и попытаться смириться с ними, не позволяя помыкать собой и отравлять жизнь. А не замечать движение времени есть не что иное, как сделать первый шаг к победе над ним.». И грустно и смешно! Вспоминается моя знакомая, которая ходит в кино один раз в году. Лет семь назад, попав со мной на один из фильмов Янчо, где присутствовало много обнаженной натуры, она изрекла: «Неужели им не неловко?». Общий смысл текста приведенной статьи приближается к той фразе зрителя-любителя. Чтобы сделать такие выводы, достаточно быть кем-угодно, совсем не обязательно пишущим рецензии о кино. Налицо отсутствие не просто аналитического подхода, но невозможность понять обильно присутствующий в картине метафорический ряд. Причем та сюжетная линия, которую выдернул из всего действия рецензент, делает большинство эпизодов красивым бессмысленным довеском. Ведь такого типа кино, когда через жизнь героя проходит история времени в котором он находится, отражаясь в его поступках, часто встречается в кинопрактике. И что теперь — «Наудачу, Бальтазар» станет фильмом о жестоком обращении с животным, «Бэтмен» лентой о человеке, вообразившим себя летучей мышью, а «Обитаемый остров» фантастическим экшеном с примесью любви? Мрак.

История Бенджамина Баттона без загадок

Вместо эпиграфа напомню про один спор, произошедший во Франции конца XVII века между сторонниками «древнего» и «нового». Возник он на почве того, что современники стали выяснять что лучше – наследие Античности и Рима или нынешние продолжатели их дел? Одна из сторон, доказывавших что правители, архитекторы, скульпторы, поэты Франции эпохи расцвета классицизма в правление Людовика XIV ничем не уступают и даже превосходят своих древних учителей, в лице ученого-популяризатора Фонтенеля пишет:

«Наше сравнение людей всех веков с отдельным человеком (современником – А. Ю.) можно распространить на занимающий нас вопрос о древних и новых во всем его объеме. Образованный ум, так сказать, состоит из умов всех предшествовавших веков; он то же, что ум, просвещавшийся на протяжении всего этого времени. Представим себе человека, который жил с сотворения мира до наших дней. У него было своё детство, когда его заботили лишь насущные потребности, и своя юность, когда он довольно хорошо преуспевал в искусствах, требующих воображения, таких, как поэзия и красноречие. Теперь он в возрасте возмужалости, а потому рассуждает лучше и обладает большими познаниями, чем когда бы то ни было…»
Б. Фонтенель «Свободное рассуждение о древних и новых»

Данные слова больше даже подошли бы к недавнему фильму Копполы «Молодость без молодости», где герой – альтерэго ученого-антрополога Мирчи Элиаде, автора повести, послужившей основой экранизации. Герой этой картины из-за удара молнии стал молодеть, правда до определенного возраста, и вобрал в себя всю мудрость человечества. Но нас больше интересует в данном моменте сюжетные ходы в кинематографе, связанные с аномалиями в нелинейном процессе старения человека. Здесь наиболее близким примером является фильм Фолькера Шлендорфа «Жестяной барабан». Герой картины, являющейся экранизацией романа Гюнтера Грасса, — мальчик Оскар, который в знак протеста прекращает расти. В сюжете остановка его развития связана с фактом первой публичной речи Гитлера. Под Оскаром, принимая в виду невыясненность фигуры его отца – то ли немец то ли поляк, имелся в виду обычный житель подконтрольных Германии территорий, который внутренне протестовал таким способом против фашизма. Мальчик колесит по Европе, выступая с цирковыми представлениями перед нацистами вместе с карлицей-итальянкой (как метафорой главного союзника Германии). После того, как в 1945-м строй меняется, Оскар вновь продолжает расти.

Сценарий «Загадочной истории Бенджамина Баттона» основан на рассказе Скотта Фицджеральда, написанного им в 1922-м году. Сразу же можно отметить, что содержание его было сильно переработано, и в картине подход к теме гораздо глубже и шире. Рассказ же явился в своё время своеобразной насмешкой над военным духом американской нации. Баттон в нем рождался перед Гражданской войной 1861 года, а именно в момент событий, послуживших толчком к их началу. Ребенок родился сразу сознательным, и отказывался играть в солдатиков, предпочитая чтение Британской энциклопедии, видимо как отражающей присутствовавший в нем дух не игрушечного милитаризма. Основным проявлением духа Баттона явилось участие в Испано-Американской войне 1898 года, которую, правда при всем своем масштабе сложно назвать крупной (со стороны американцев погибло 2,5 тыс. человек из которых в бою лишь 385). США вообще долгое время редко вступала в войны, поэтому у Баттона особо не было возможности себя проявить. Но когда началась Первая Мировая, его призвали из резерва с повышением звания, но у него к тому времени было тело подростка. Интересно, что семья Баттонов была в многочисленном родстве с аристократией, поддерживающей конфедератов (сторонники раскола США, — «юг», хотя штат Массачусетс, где происходит действие рассказа, поддерживал Север, но с внутренней борьбой). Жители подозревают в Бенджамине переодетого убийцу Линкольна. Герой рассказа, несмотря на внешний вид за пятьдесят, женится на молодой дочке генерала. Тесть был задобрен изданием за счет Баттона, имевшего бизнес на скобяных изделиях, двенадцатитомного труда «История гражданской войны», который до этого отвергли 9 крупных издательств (что, видимо, указывает несоответствие взглядов книги и официальной позиции на событие). Таким образом, Бенджамин Баттон являлся в рассказе воплощением осуждаемого и высмеиваемого Фицджеральдом излишнего американского милитаризма идущего от южан, — США вступили в Первую Мировую войну ближе к её концу и понесли потери, хотя ни они сами ни их колонии не имели границ в Европе.

Фильм Финчера начинается с истории о слепом часовщике, потерявшем сына в Первой Мировой. Он создает часы, идущие в обратную сторону, объясняя это тем, что возможно сыновья вернутся домой если время пойдет вспять. На пуске часов присутствует даже Рузвельт, в своё время получивший прозвище «мировой полицейский». Стрелки идут в обратную сторону, пока весь механизм не останавливается уже в 2002-м году. Если обратить внимание на эти две даты, то можно заметить, что они являются моментами окончания Первой Мировой и нынешнего апогея (2002 – начало непосредственного присутствия американских солдат Афганистане; в 2001-м они участия в наземных операциях там не принимали) участия США в мировых конфликтах. По сути, фигура Бенджамина Баттона схожа в своей природе с персонажем рассказа Фицджеральда. Герой обоих произведений становится моложе с годами, пока не превращается в ребенка, с соответствующей ему несознательностью. Правда, создатели картины сделали сознательное взросление Баттона последовательным, но наделили его маразмом ближе к концу жизни. Таким образом, фильм в фигуре главного героя, отражает историю участия США в войнах ХХ века. И если Первую Мировую тело Баттона встречает в старческом, присущем мудрости, обличьи, то к 2002-му он становится несознательным от маразма ребенком.

Всё, что происходит с Баттоном в течение его жизни несет на себе отпечаток некоторых важных событий истории США ХХ века. В 1941-м году он вступает во Вторую Мировую войну. Создатели картины решают это в ключе сознательного выбора персонажа, который по умолчанию верный. Буксир, на котором работает Баттон, находится в Мурманске, где водит большие (видимо, советские) корабли. Позже судно вступает в бой со всплывшей немецкой подводной лодкой, которую уничтожает, тараня её в воде. Одновременно Баттон заводит роман с англичанкой, у которой муж является советским разведчиком.

Отец Бенджамина, в свое время бросивший его на произвол судьбы, решает передать в руки сына своё фамильное производство пуговиц. С его бизнесом конкурирует технология молний, но военные заказы для армейской формы вдыхают в производство новую жизнь. Таким образом подчеркнуто милитаристское начало Баттона, выраженное в семейной наследственности. Только Бенджамин со временем продает дело отца и становится кем-то вроде хиппи, уехав на Восток. Этим показано обратная последовательность эволюции персонажа, приходящего с течением времени вспять ко всё более правильным поступкам. При этом участие в Мировых Войнах, — это выбор человека, умудренного опытом, а в 2002-м он уже ребенок-маразматик.

Но в фильме присутствует другой, не менее значимый персонаж – Дэйзи, любовь Баттона. Её жизнь отражает другую сторону американской истории ХХ века – ту, что противостоит милитаризму. Дэйзи – танцовщица, увлекающаяся декадентством (танец на встрече пары, противопоставленный классической технике, которой она пользуется) и читающая аморальных, с точки зрения общества, писателей. Её поведение и моральные устои являются образчиком проведения в жизнь идей сексуальной революции. Не случайно она представлена как единственная прима Большого Театра (связь с левыми течениями). То, что Дэйзи оказывается в Париже, следствие влияния местной среды и произрастания оттуда духа пацифизма и прочих течений, взаимосвязанных с контркультурной средой внутри США. В связи с этим уместно вспомнить фильм 1964 года с Одри Хепберн, где героиня едет во Францию, будучи увлечена новым философским учением, названием близким к экзистенциализму.

Пара Дэйзи и Бенджамин, — безусловно тонкая находка создателей картины. Композиционно они воплощают собой эрос и танатос. При этом влияние женщины на своего мужа является решающим фактором для изменения им своих жизненных установок. Семья заводит ребенка, а Бенджамин продает наследство отца «вместе с семейной историей». Дэйзи контролирует Баттона вплоть до самой его смерти. При этом, сам Бенджамин считает что его роль мужчины в воспитании его ребенка должна принадлежать другому. Таким образом показывается изживание в развитии будущих поколений роли милитаризма, ради благих помыслов, которые у Баттона возникают благодаря влиянию Дэйзи. Сам же фильм в целом говорит зрителю о неприятии нынешних войн, что вписывается в пацифистический пафос присущий в данное время программе демократов. В картине не случайно приписывается ставшему ребенком Баттону такой оттенок как маразм, — именно старость нынешнего политического режима республиканцев, ввязавшего США в войну на Ближнем Востоке, как правило противопоставляется молодости и пацифизму демократов.

В фильме присутствует очень хорошо прописанная символика воды. Умирающая женщина, — Дэйзи, которой читают про жизнь Баттона, видит в одном из приступов лодку. Лодка на воде – это способ, которым Харон перевозил умерших через Стикс в царство Аида. Но вода в фильме – это метафора не просто смерти, но временного небытия. Отец ставшего нежеланным ребенка пытается выбросить его в канал. Именно на воде, служа матросом, проводит свои годы Баттон. Часы, идущие назад, в финале картины погружаются в воду. Также персонаж англичанки в исполнении Тильды Суинтон пытается переплыть Ла-Манш, что ей удается на склоне лет. (Хотя её стремление, в итоге осуществленное, на мой взгляд, также выражает попытку Англии сблизиться с Европой.) Ещё одним красивым приемом выглядит попадание младенца в дом престарелых. Именно общий фон постоянных смертей его обитателей делает атмосферу картины наполненной ощущением времени. Таким способом, создатели добились того, что на экране сложно постоянно поддерживать – течение времени и приближении конца жизни, причем в «правильном» направлении, что лишний раз подчеркивает контраст моложания Баттона.

Если же говорить о художественной стороне картины, то здесь не все так хорошо как с её образным рядом. Фильм создавался как крупнобюджетный, и в этом, возможно, его главная проблема. Потому что столь тонкие сюжетные линии труднопереносимы в формат массового кино. Создатели будто разрывались между стилистикой, в итоге не выбрав ни одну преобладающую. И здесь большой бюджет пошел во вред. Та же малобюджетная авторская работа Копполы «Молодость без молодости» оставляет примерно такое же впечатление. Потому что эффект тех денег, пущенных продюсерами «Баттона» на русскую гостиницу и прочий обильный реквизит, были заменен у Копполой не требующим крупного финансирования погружением во внутренний мир героев. Вот этим персонаж Баттона никак похвастать не может. Его реплики большую часть картины по виду призваны лишь веселить зрителя, разбавляя сложную сюжетную канву. Если бы бюджет картины Финчера был не 150, а 50 или 30 миллионов, а Питта с Бланшетт заменили на других, менее высокооплачиваемых актеров, тогда у фильма был бы шанс стать высокохудожественным произведением, — правда, без амбиций на высокие сборы. А так, на гэгах с ударами молнией в человека, постоянно мелькающих в картине, не выедешь. В итоге получился громоздкий фильм, на котором простой зритель будет скучать в паузах между комическими вставками, а глубокого зрителя будут раздражать односложные ответы недотепы-Баттона. Также, но к уже предпологаемым недостаткам картины можно отнести напрашивавшийся по логике прием, по которому Баттон должен был родиться разумным и молодеть сознанием вместе с телом. Так было у Фицджеральда, так подсказывает и здравый смысл, но, увы, не было осуществлено. В этом случае фильм бы вызвал отторжение у массового зрителя по многим причинам. Очень сложно и неинтересно было бы публике наблюдать за умным стариком, имеющим отдаленное сходство с Питтом. Да и в дом престарелых Баттона как бесхозного старика могли не взять, а если бы и взяли, работница не смогла стать ему матерью. В общем, немного другая история получилась бы, без параллельного взросления Дэйзи и Бенджамина. Но зато более верная, хотя и не для крупных сборов.

Если бы фильм избавился от 100 миллионов в своем бюджете, то это явно пошло ему на пользу. Можно было бы уменьшить хронометраж, и выкинуть пару громоздких, дорогостоящих сцен без ущерба для действия. В таком типе картин, описывающих разные периоды времени, важны не интерьеры а детали. Какой-то предмет в виде трубки или графина может придать куда более правдоподобную атмосферу времени чем безжизненные залы пустой гостиницы. Излишни сцены с негритянским составом, вписанные туда ради, видимо, из-за толерантности. (кстати, эпизод когда Баттон ехал с пигмеем в трамвае интерестен тем, что дети таращились на него из-за того, что негры сидели в салоне трамвая отдельно от белых, — сзади). Того и глядишь, через лет 20 в каждый подобный фильм ради того же начнут вставлять индейцев, латинос и т.д. Фильму сильно не хватает специфичности персонажей – они все словно вычищены и выхолощены рукой ретушера. Капитан корабля, угрюмый советский разведчик, команда корабля (и как капитан смог сам себе на лопатке тату сделать?), обитатели дома престарелых – вот часть присутствующих в фильме, кто не вызывает ощущения реальных людей. И это опять-таки следствие крупного бюджета, причесавшего всё внутреннее пространство. А этот излишний сюжетный приём в духе «Амели» и «Магнолии» с вероятностью произошедшего события, как следствие случайностей? К чему он был нужен? «Загадочная история» получилось тяжеловесной, напичканной всем чем можно, без единого строя повествования. Продюсеры видимо надеялись повторить успех «Форреста Гампа», но в итоге после того как в разное время к сценарию приложили руку Спилберг, Хауард и Спайк Джонз, картина стала представлять собой такое наслоение мысли большого числа великих кинодеятелей, что вышло из под всех них словно Баттон из матери.

Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button

Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Джулия Ормонд
США, 2008

P. S. Расценивая шансы фильма в борьбе за главный «Оскар» прежде всего с «Миллионером из трущоб», можно заметить что они точно такие же, как у Маккейна по сравнению с Обамой на последних выборах. Кто победил, Вы, разумеется, знаете. Кстати, в предыдущий

пост о «Миллионере»

я добавил кое-какую информацию в подтверждение высказанного предположения (кто бы сомневался!:), включая графическую.

Поделиться

Главная кинопремьера недели — «Загадочная история Бенджамина Баттона», номинированная на 13 «Оскаров»: за лучший фильм, лучшего режиссера, лучший адаптированный сценарий, лучшие спецэффекты, лучший грим, монтаж, оператор — и так далее. «Баттон» — третья совместная работа режиссера Дэвида Финчера и Брэда Питта (после «Семи» и «Бойцовского клуба»). Брэд Питт (тоже номинирован), кстати, ближе к финалу — для вас, девочки! — предстает юным красавцем лет двадцати. В роли его возлюбленной — также феерически молодеющая под гримом и спецэффектами Кейт Бланшетт.

Кино с таким резюме пропускать не хочется — даже если отбросить рассказанную в нем интригующую историю. Бенджамин Баттон родился после Первой мировой войны медицинским феноменом — крошечным полуслепым от катаракты скрюченным артритом стариком. Провел детство в доме престарелых, куда его подбросил обезумевший от ужаса отец. В один прекрасный день обнаружил, что морщины разглаживаются и он уже способен передвигаться без инвалидного кресла. Впереди у Бенджамина почти весь ХХ век, Вторая мировая война, путешествия по миру и любовь на всю жизнь к Дейзи (Кейт Бланшетт).

Поделиться

Сценарий «Загадочной истории Бенджамина Баттона» родился из рассказа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда о человеке, огорчившем свою добропорядочную семью неприличной выходкой: он появился на свет вредным бородатым старикашкой и зажил наоборот. Из фитцджеральдовской язвительной комедии сценарий заимствует только общую идею и стремится превратить ее в грандиозную притчу об отведенном человеку времени.

Поделиться

Рассказывая историю Бенджамина Баттона, сценарист Эрик Рот регулярно заглядывает в своего оскароносного «Форреста Гампа». «Актером, на которого работал мой дедушка, был Джон Уилкс Бут — он убил Авраама Линкольна. Никогда не знаешь, что тебя ждет», — этими словами один из персонажей завершает историю о том, как он научился читать по пьесам Шекспира благодаря дедушке-костюмеру. Параллелей с «Гампом» при желании можно найти много («Вы что-нибудь знаете о пуговичном бизнесе?»).

Поделиться

Поделиться

Грим и спецэффекты? В пеленках копошится, надтреснуто хныча, крошечный старичок. Из актеров, изображающих карлика-старичка в детстве, из цифровой маски и грима понемногу вырисовываются черты Брэда Питта, фиксируются на его настоящем возрасте и разглаживаются до Питта юного (и еще неизвестного широким массам). Кейт Бланшетт, подобно кинодивам прошлого, лишается возраста, представая начинающей балериной вполовину моложе актрисы. Для полноты парада кинодостижений есть даже несколько минут морского боя Давида и Голиафа — маленького буксира и немецкой подводной лодки.

Поделиться

Синефильство в «Баттоне» — это еще и игра со старым кино (немой черно-белый скетч про старичка, которого семь раз ударила молния), и игра с новым кино (эпизод-фокус в духе «Беги, Лола, беги»). Ну а беспощадный акцент на старческие недуги выглядит прямым издевательским комментарием к культу молодости в кино.

Поделиться

Кроме того, «Баттон» — еще и грандиозное путешествие через страны и эпохи. В «Зодиаке» Финчер продемонстрировал умение, въедливо подбирая детали, создавать атмосферу ушедшей эпохи — Америки 1970-х годов. В «Баттоне» он строит целые миры, которых уже нет и, скорее всего, никогда не было.

Поделиться

Старый американский юг, где растет Баттон, ни капельки не страдает расизмом (правда, встреченный Баттоном пигмей некоторое время сидел в клетке в зоопарке, но это только делает его более интересным человеком). Советский предвоенный Мурманск, где Баттон гуляет под руку с женой британского шпиона в мехах (Тильда Суинтон), — снежная сказка с уютной, старомодно-роскошной гостиницей «Зимний дворец», ресторанами с черной икрой и водкой.

Поделиться

Все это, конечно, не ляп, а вполне четкий творческий замысел: воображаемое прошлое, Америка мечты и Россия мечты, мир глазами ребенка, листающего старый атлас, мир, населенный, преимущественно добрыми и хорошими людьми.

Финчер воображает этот мир убедительно и правдоподобно до последней трещинки на подоконнике мурманской гостиницы или на стене ветхого, заплетенного зеленью Нового Орлеана — с его борделями, негритянскими молельнями и сумасшедшими старушками в жемчугах.

Впрочем, есть тревожный симптом, который в итоге делает «Бенджамина Баттона» хорошим, но едва ли великим кино: эту сказку — определенно один из красивейших фильмов чуть ли не десятилетия — хочется описывать в унылых наукообразных сравнениях. Непоколебимую неизменность характера Бенджамина и его полное отсутствие рефлексии хочется прозаически приписать гормональному дисбалансу, вызвавшему и его редкую болезнь. Дело в том, что от увенчанной номинацией на «Оскар» роли Питта ждешь драмы человека, запертого в чужом теле, переживающего свои, особые отношения с временем и вечностью, — в итоге вдруг оказывается, что на счету у самого Питта по итогам фильма есть только многозначительные взгляды юного красавчика на немолодую учительницу танцев.

Баттон-рассказчик (история рассказывается в форме его дневника) аккуратно фиксирует ключевые события и очень правильные и чудовищно очевидные жизненные наблюдения. Нужно ценить каждый момент. Никогда не поздно. Но если все-таки уже поздно, надо принять это и смириться. При всех удивительных внешних превращениях Баттон остается черным ящиком, который, не раскрываясь, плывет через роскошно выписанные страны и эпохи, по живописным пейзажам формально безупречного, сентиментального, стопроцентно «оскаровского» кино. Этакая инсталляция — красивая, но не так трогающая душу, как могла бы.

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Завязка сценария пример
  • Завязать галстук на праздник
  • Завтрашний праздник какой
  • Завтрак церковный праздник какой
  • Завтрак после праздника