Заговенье это церковный праздник

Заговенье, т.е. последний непостный день, наступит у православных верующих в воскресенье 27 ноября 2022 года в преддверии Рождественского поста.

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Заговенье, т.е. последний непостный день, наступит у православных верующих в воскресенье 27 ноября 2022 года в преддверии Рождественского поста.

По традиции заговенье приходится на день памяти апостола Филиппа – 27 ноября, поэтому этот пост также еще называют Филипповым, или в просторечии – Филипповки.

Сам Рождественский пост начнется по традиции 28 ноября, а завершится уже в будущем году – накануне Рождества Христова – 6 января 2023 года. Таким образом, этот пост является подготовкой верующих к празднованию прихода в мир Спасителя.

Посмотреть календарь Рождественского поста 2022 можно здесь.

Помимо воздержания в пище, традиционно время поста – период усиленной борьбы человека со своими страстями, дела милосердия, максимально частое по возможности посещение храма, усиленная молитва, чтение Священного Писания и других душеполезных книг.

| Читайте также:

Наши материалы о Рождественском посте читайте здесь

«Правмир» начинает предрождественский цикл — каждый день мы вспоминаем святых, которых чтит Церковь. 27 ноября — заговенье. Сегодня вспоминают апостола Филиппа — который увидел Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении.

Успеть перед Новым годом

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Рождественский пост может быть одним из самых радостных времен церковного года. Пищевые ограничения, если не усердствовать и не поститься по строгому уставу без рыбы, не тяжелы и скорее похожи на легкую предпраздничную диету, в воздухе витает уже новогоднее настроение, пахнет мандаринами, корицей и хвоей, хочется собирать подарки и печь пряники… 

В реальности же именно на Рождественский пост выпадает самое суетное и раздражающее время. Квартальные и годовые отчеты на работе, давка в магазинах за теми же подарками, постная пища выходит дороже скоромной, а уж пряники… Идите вы подальше с вашими пряниками, тут бы к Новому году ноги не протянуть. Ах, да, Новый год. Не забыть купить елку или достать с антресолей искусственную. 

Подумать о грядущем Рождестве получается в лучшем случае по воскресеньям, если все же удается вырваться от бытовых и рабочих забот в храм. В худшем — лежит на сердце тоска по нему, по празднику, такому одновременно детскому и серьезному, придавливает, только вот иногда с паром изо рта на морозе выдыхается: гряди, Господи! Не потеряй меня в этой суете и не дай Тебя потерять!

Именно в эти сложные дни нужна поддержка друзей, которые бы подставили плечо и напомнили: Рождество все ближе, Господь тебя не потеряет, даже если тебе кажется, что Он сейчас бесконечно далеко. Такими друзьями могут стать святые, которых Церковь вспоминает в эти дни. Я хочу предложить читателям «Правмира» иногда хотя бы на несколько минут на нашем извилистом и почти потерянном пути к празднику останавливаться и знакомиться с ними не просто как с персонажами житий, но и как с нашими проводниками к Рождеству. 

Первый апостол, которого позвал за Собой Иисус

За день до начала Рождественского поста празднуется память апостола Филиппа — даже сам пост иногда называют Филипповским. В Писании Филипп появляется, что называется, редко, но метко: мало того, что все Евангелия и Деяния Апостолов упоминают его в числе двенадцати, так еще и евангелист Иоанн Богослов рисует его портрет достаточно подробно.

В первой же главе Евангелия от Иоанна читаем (ст.43): «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Строго говоря, это вообще первый апостол, которого Христос позвал Сам — Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и пошли к Нему после указания учителя, а Петра позвал присоединиться к «компании» Андрей, уверенный, что им встретился Мессия.

Что же такого Он увидел в молодом человеке из Галилеи? Разгадать эту тайну поможет следующая сцена. Филипп зовет своего приятеля Нафанаила: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (ст.45).

Призвание Филиппом Нафанаила. Фреска XIV в.

Эта реплика говорит сразу о двух вещах: во-первых, Филипп дает понять, что хорошо знает Писание, во-вторых, обладает способностью мыслить парадоксально и не страдает буквоедством. 

Как человек, знающий пророков, он прекрасно знает, что «ничего доброго» в этом смысле из Назарета быть как раз не должно — Мессия должен родиться в Вифлееме.

А вот как человек, обладающий живым и творческим умом, он понимает, что в Священном Писании духом Божьим наполнены не только слова, вышедшие из-под руки авторов, но и пространство между строчками.

Осторожно выскажу еще одно предположение (только предположение). Возможно, Филипп был хорошо знаком и с иудейским преданием. В средневековом иудаизме родилась идея о «двух мессиях»: бен Давид, «Сын Давидов», Царь-Машиах, понимаемый как национальный герой-освободитель; и бен-Иосиф, «Сын Иосифа», страдающий Мессия из колена Иосифова (точнее, сына Иосифа Ефраима), гибнущий в битве за народ и приуготовляющий приход как раз Машиаха бен-Давида. Однако авторитетные иудейские комментаторы предполагали, что само пророчество о страдании Мессии содержится у пророков (удивительно, не правда ли? — скажем мы, христиане). А кроме того, исследователи иудаизма предполагают, что эта концепция актуализировалась после неудачного восстания Бар-Кохбы в конце II века, фактически разрушившего надежды на возрождение Израильского государства на почти два тысячелетия и положившего начало рассеянию евреев. 

Бар-Кохбу многие иудеи ошибочно приняли за Машиаха, разочарование было духовной катастрофой, и чтобы как-то поддержать народный дух, раввины предложили идею, очень похожую на христианскую: страдание Мессии было предсказано пророками, но это страдание лишь приуготовляет приход Мессии-Царя. В порядке вольного размышления можно предположить, что предпосылки к такому ходу мысли могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху римской оккупации, когда прихода Мессии ждали, но сомнения в политическом и военном успехе были чрезвычайно сильны. И если Филипп был знаком с этой концепцией, то вполне мог узнать в Иисусе, сыне Иосифа, даже и будущего страдальца за народ!

Тщательно смотреть по сторонам

Впрочем, вернемся с зыбких песков гипотез к тексту Евангелия. Еще один эпизод с его участием — Ин. 12; 21-24: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». 

Греки обратились к Филиппу — а это значит, что он знал греческий язык! С этого прихода греков начинает «прославляться Сын Человеческий» — уже не Он идет с проповедью по городам и весям, а язычники сами устремляются к Нему, да не за конкретным исцелением, а вообще — потому что хотят Его видеть. И проводником их к Нему становится Филипп. (И кстати, здесь Христос связывает Свое прославление еще с одним пророчеством о Своей скорой крестной смерти. Так что предыдущее наше размышление все же может иметь в себе долю истины…)

Когда мы в последний раз в Евангелии встречаем апостола Филиппа, он просит Спасителя показать им, Своим ученикам, Бога: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). И в ответ слышит краткое изложение учения о Троице: «Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (9-10, 16-18).

Это поразительный диалог. Каждый иудей знал: увидеть Бога нельзя. Сам Моисей, величайший из пророков, смог увидеть лишь Его славу, увидеть Его «сзади», как описывает этот непостижимый опыт книга Исход, причем Сам Бог сказал ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Филипп, внимательно изучавший Закон Моисея, тем более не мог этого не знать. И тем не менее — просит Учителя показать Отца. 

Это может значить только одно: Филипп уже понял, что Иисус — намного выше Моисея, Он Сам видел Отца, Которого человеку увидеть невозможно.

То есть он не просто был верным учеником — он прозревал сверхчеловеческую — Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении.

Так что присутствие апостола Филиппа перед началом Рождественского поста — далеко не случайное совпадение. Он призывает нас искать и находить Христа, вчитываться в страницы Священной Истории, которая свидетельствует, по Его же собственным словам, о Нем, и тщательно смотреть по сторонам, чтобы не упустить Его из виду, когда Он явится нам одному Ему известным образом…

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

По народному календарю 27 ноября 2022 года отмечается праздник Заговенье или Филиппов день, православная церковь вспоминает святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа.

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп происходил из того же города, что апостолы Андрей и Петр, и был призван вместе с ними. Он был женат, имел дочерей. Филипп проповедовал Евангелие, сопровождая свои речи чудесами. Так, однажды он воскресил умершего младенца, которого принесла на руках безутешная мать.

В другой раз по требованию толпы, грозившей побить Филиппа камнями, он вернул к жизни покойника, которого несли мимо на носилках. Свою жизнь Филипп окончил на кресте, будучи казнен язычниками за миссионерскую деятельность.



В старину в этот день много ели, веселились, устраивали шумные праздники и развлечения. А после Заговенья или Филиппова дня начинался строгий Рождественский пост, который также называют Филипповским.

Вечером Филиппова дня можно было заняться гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.

С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали. Сохранилось немало поговорок и пословиц, подчеркивающих важность рукоделия: «У нерадивой пряхи и на себя нет рубахи»; «Не напрядешь зимой — нечего будет ткать летом»; «Соха кормит, веретено одевает».



Также на Филиппа было принято выносить во двор еду. Она предназначалась духам, оберегающим домашних животных.

А в некоторых местах на Руси в этот день проводили обряд изгнания тараканов. Для этого нужно было всей семьей вытянуть из избы за нитку таракана, привязанного за ногу.

В этот день нельзя много работать, брать на себя подработку, браться за сложные и тяжёлые дела. В противном случае придётся весь год тяжело работать, а результат будет минимальным.



При этом нельзя лениться и целый день ничего не делать, спать до обеда — иначе в следующем году все хорошие и выгодные дела мимо будут проходить.

Несмотря на то, что проходит заговенье перед длительным постом, верующим людям, которые собираются поститься, нужно помнить, что переедать и есть всё подряд не стоит.

Не рекомендуется ходить в лес, а также каким-либо образом контактировать с дикими и незнакомыми животными. По поверьям, сегодня они особенно агрессивны и непредсказуемы.

Нельзя грустить, унывать, проводить день в мрачном настроении. Наоборот, день нужно провести весело.

По народным приметам, если 27 ноября иней — к урожаю овса. Дождь — к урожаю пшеницы.

Ворон раскаркался — к оттепели. Облака и снег — ненастье наступит в конце мая. Снег под ногами сильно скрипит — ждите стужу.

Пасмурный день — год будет урожайным. День солнечный стоит — год будет неурожайным. Туман стелется по земле — к потеплению.



Во время застолий популярным блюдом были пельмени. Больше того, по пельменям судили о будущем. Для этого делали разные начинки. Попался пельмень с перцем — в грядущем году будет много проблем; с петрушкой — предстоит немало хлопот; с укропом — к ревности; пересоленный — к проблемам в семье или личной жизни; с чесноком — к страстной и пылкой любви.

Сон в ночь на 27 ноября может указать верный путь, по которому нужно идти, чтобы добиться успеха. Также сон является перевёртышем — если приснился кошмар, то всё сложится удачно, а вот если приятный и счастливый сон — стоит ожидать препятствия и неурядицы.

Рождённые 27 ноября люди легки на подъём, способны заряжать окружающих людей своей энергией, идеями, поступками. Нередко бывают очень импульсивными, могут делать что-то просто на эмоциях, что может вызвать не самые приятные последствия. Находятся в беспрерывном движении и в конце концов могут добиться успеха в жизни.

Петровское заговенье 

Дата в 2023 году: 11 июня , воскресенье (следуещее за Троицей воскресенье)
Другие названия:   Всесвятское заговенье; Ярилино заговенье; Крапивное заговенье; Русальное заговенье; Русалкино заговенье; Русальское заговенье; Яичное заговенье; Яишное заговенье
Церковное название:   Неделя всех святых
Значение:   Проводы весны, встреча лета
Традиции:   Гулянья; обряды похорон-проводов весны

Народный праздник Петровское заговенье отмечается на 56-й день после Пасхи – в воскресенье, следующее за Троицей. В 2023 году он приходится на 11 июня. Православная церковь в этот день справляет Неделю всех святых.

Свое название народный праздник получил за то, что отмечается накануне Петрова поста.

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Петровское заговенье – день, которым заканчивается весна и открывается дорога лету. Он представляет собой некий рубеж в жизни природы и человечества. Это старообрядческий праздник. Он возник много веков назад во времена, когда на Руси еще не было христианства. Затем тесно переплелся с православным праздником Неделя всех святых.

Традиции и обряды

В Петровское заговенье люди провожают весну и встречают лето. В этот день они не работают. Молодежь и люди постарше устраивают гулянья на свежем воздухе, на берегах рек или озер. Разводят костры и накрывают столы. В некоторых областях праздник отмечают с раннего утра, в других местах – не раньше обеда. Гулянья обычно заканчиваются поздним вечером, ночью или только с рассветом.

Девушки и парни проводят обряды похорон-проводов весны, которая уже в этом году не вернется (что можно воспринимать как смерть). Для этого они заранее изготавливают чучело, которое потом топят в реке или разрывают на кусочки. Также популярны обряды воскрешения в честь наступления лета.

Вечером после заката начинаются купания без одежды. После этого старшие мужчины и женщины возвращаются домой, а молодые продолжают гулять.

В Вологодской губернии в этот день хозяйки готовили на завтрак пироги с яйцами. Отсюда название праздника «Яишное заговенье». Днем молодежь каталась на качелях, которые устанавливали крестьяне специально к торжеству. В качестве платы за катание выступали яйца.

В Тюменской губернии в этот день люди варили яйца на костре во время гуляний на берегу и красили их с помощью луковой шелухи в коричневый цвет.

Приметы

Пасмурное небо – к хорошему урожаю в этом году.

На ужин нужно обязательно пригласить старших родственников. Если этого не сделать, в будущем не будет уважения от младшего поколения.

В этот день сбываются гадания на суженого.

Какого числа Петровское заговенье в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
30 июняВс 15 июняВс 7 июняВс

Другие праздники

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 2
Сколько всего было просмотров: 10746

Заговенье на Рождественский пост: что это такое?

В традиции Православной церкви заговенье – последний день перед длительным постом. Славяне в этот день воздерживались от работы, веселились и обильно ели в преддверии постовых ограничений. В году четыре многодневных поста, перед каждым из них бывает заговенье.

Филиппово заговенье наступает в день памяти апостола Филиппа (27 ноября). Если заговенье выпадает на среду или пятницу (однодневные посты), то оно перемещается на 26 ноября.

    Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря читаем: «Пасха. Праздник тридневный»), церковный Устав назначает перед праздником пост (15/28 ноября), по продолжительности равный предпасхальному, то есть посту Святой Четыредесятницы Великого Поста: сорокадневный и называемый «малой четыредесятницей». Рождественский пост называется также Филипповым постом, потому что перед его началом празднуется память святого апостола Филиппа (14/27 ноября). По строгости Рождественский пост уступает Успенскому и приравнивается к Петрову посту (исключая последние дни). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе под 14 ноября. Наиболее строгое воздержание, «сухоядение» (воздержание от вареной пищи) назначается в понедельник, среду и пяток во все седмицы поста, во вторник же и четверг этих седмиц разрешается вино и елей. Употребление рыбы разрешается в субботы и воскресенья поста, а также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или великий праздник святому, или храмовый праздник. В последние дни поста с 20 декабря/2 января по 24 декабря/6 января Устав усиливает строгость поста: в эти дни воспрещается вкушение рыбы даже в субботы и воскресенья.

    Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста – 24 декабря/6 января, именуемый сочельником. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что и «коливо» – вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво» или «коливо» положено в канун праздника после Литургии, которая соединяется с вечерней (т.е. после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 24 декабря/6 января проходит в полном неядении. Этого строгого поста не бывает, если сочельник приходится на субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте Литургии», которая служится с утра).

   Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение употреблять его в пищу в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с теми днями, в которые положено вкушение колива: в дни памяти мучеников и других святых и в особые дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво или коливо вкушается в честь Того, в Ком волхвы прозревали явившегося Спасителя мира, Который пострадает и по смерти три дня пребудет Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснет из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней, чтобы спасти людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в сочельник на некоторых церковных службах полагаются ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: «Волною морскою». В связи с этим, иногда в рождественский сочельник (если он случится в субботу или воскресенье, и вечерня совершается отдельно от Литургии) на вечерне читается Евангельская притча о зерне горчичном. Спаситель сравнивал Себя с зерном, говоря о Своем пришествии на землю и о смерти на ней). Такое евангельское чтение в рождествнский сочельник также объясняет символику Уставного предписания об употреблении сочива.

Тропарь (глас 4)

    Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе.

Кондак (глас 3)

    Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

    В храме Князя Владимира была совершена праздничная литургия, которую возглавил настоятель прихода иерей Алексей Лупсяков.

134

Москва, 12.02.2021, 23:31:51, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

В стремительном современном мире верующие люди не всегда находят достаточно времени, чтобы разобраться со всеми тонкостями православной традиции. Мы ходим в храм по выходным, молимся дома, а что еще знаем о правилах поведения и особых днях? Вы, к примеру, можете объяснить: заговенье – это о чем? Люди, как правило, припоминают, что термин такой связан с постом. Давайте подробно все разберем, усвоим, что значит «заговенье», когда оно бывает и как проводить этот день.

Обратимся к словарям

Ученые мужи специально для нас написали кучу справочников, содержащих толкование любого термина. Согласно словарю Д. Н. Ушакова, заговенье – это последние сутки перед православным постом. Слово состоит из корня и приставки. Так его и следует разбирать. «Говеть» означает «поститься», то есть соблюдать определенные ограничения, связанные с приемом пищи. Приставка за- в нашем случае говорит о периоде, предшествующем тому, на который указывает корень. Соединяем вместе и получаем день до поста. На самом деле он воспринимается верующими как своеобразный праздник. Люди готовятся духовно и физически к предстоящим испытаниям. Не нужно думать, что пост – это нечто обыденное. Ограничивая себя в приеме пищи и развлечениях, верующие укрепляют свой дух, исправляют ошибки прошлого, стяжают благодать Господню. Это серьезное испытание для настоящей личности, ведь искус во время поста будет везде.

что значит заговенье

Подготовка к посту

Для человека воцерковленного данное слово объяснять нет необходимости, однако, большинство людей, не придерживающихся православных традиций слово «заговение» ставит в тупик. Говоря простыми словами, заговением именуется последний день перед началом любого поста, в который еще можно кушать мясо, молоко и яйца.

Согласно толковому словарю Владимира Даля, заговеть означает прекращать употреблять в пищу скоромную еду на время поста. Обычно приводят в пример день, именуемый Прощеным воскресеньем, тогда, когда проходит Масленица, о чем сохранилось такое выражение: «Заговляюсь на сыр да на масло, говорят в канун Масляны».

В старину слово «говеть» означало постовать или следовать определенным запретам, связанным с приемом пищи в православной традиции.

Заговенье обычно случается перед одним из значимых православных постов, связанным исконно с сорокадневными скитаниями Иисуса Христа по пустыне. Этот пост, проходящий за 40 дней до Светлой Пасхи, называют Великим.

Согласно церковной традиции заговение накануне Великого поста различается двумя вариантами:

  • воскресное заговение на мясо (мясопустное), которое случается за неделю до масленичной недели;
  • заговение в Прощеное воскресенье на другие скоромные продукты.

Противоположностью заговения является слово «разговляться», означающее самый первый прием пищи после окончания поста.

Читайте о постах:

  • Что такое пост в православии и как его соблюдать
  • Главные правила и ошибки поста
  • Польза и вред поста для организма

Почему решили выделить этот день?

Заговенье – это предшествие тягот. Однако верующий человек не боится, наоборот, приветствует всем сердцем. Пост помогает доказать себе, что душа устремлена к Господу, значит, обретет Царствие Небесное. На самом деле верующие со смирением и благодарностью принимают четырежды в год на себя обязательства ограничивать свои естественные потребности. Ничего горестного или негативного в этом нет. Пост – обычная традиция для воспитания духа. И встретить его надобно радостно, без неудовольствия или уныния. Потому у православных принято отмечать заговенье. Это день, когда хозяюшка может блеснуть своими талантами, стол накрыть и гостей позвать. Готовятся мясные блюда, от которых на последующий период верующие добровольно отказываются во славу Господа. Можно кушать с удовольствием, так сказать, про запас. Одно только нежелательно на таком праздничном застолье – алкоголь. Это и с духовной точки зрения дурно, да и организму вредно. Лучше порассуждать с друзьями о предстоящих трудах, подготовиться к посту, напомнить друг другу о его строгих правилах.

значение заговенье

Что означает «заговенье на пост»

Давайте подойдем к нашему фразеологизму с другой стороны. Заговенье – это получение радости перед ограничением. Господь создал все на нашей земле для детей своих. Он не заставляет верующих отказываться от даров. Они сами держат пост, чтобы показать благодарность Господу, выказать Ему преданность. Это не совсем урок, как часто пишут о посте. На самом деле ограничения люди берут на себя добровольно, испытывая уже другую радость от того, что способны быть с Господом постоянно, независимо от внешних обстоятельств. Верующий больше интересуется бессмертной душой, а не наслаждениями тела. Это он доказывает и себе, и Господу тем, что придерживается строгих правил поста, такое этот период имеет значение. Заговенье еще несет в этом плане иной внутренний смысл. Давайте его разберем подробнее.

что значит заговенье на пост

Заговенье на Великий пост

Одна из самых долгих и строгих духовно-аскетических практик в уставе Церкви. В это время верующие вспоминают страшные события Евангелия – распятие Иисуса Христа на Кресте, его земные страдания. Чтобы правильно войти в пост, необходимо соответствующим образом заговеться.

Далекие от религии люди полагают, что сама масленичная неделя – последняя перед центральным во всех церквях постом, и есть заговенье, но это не так. В Блинную неделю уже нельзя употреблять мясо, другие мясные продукты. Однако разрешенными остаются яйца и молочка.

Заговенье – это так называемый «Мясопуст», название которого по-гречески означает «отделяю, прекращаю мясо». В воскресенье перед Сырной седмицей – последний день, когда православным христианам можно есть мясо. На литургии в храме в этот день читается Евангелие о Страшном суде. Верующим Церковь напоминает о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа, когда он будет судить живых и мертвых.

По славянским традициям в этот день было принято ходить в гости и приглашать к себе на Масленицу. Тесть звал зятя «доедать барана», хозяйки раздавали по соседям хлеб, сыр да вино «за Бог да прости».

На Украине было принято закалывать свинью и варить холодец из ее ножек, в связи с чем этот день прозвали «Ножковое пущенье». В Харьковской губернии в ночь перед Прожорной неделей жена отлучала мужа от тела. Считалось, что супружеская близость в эту ночь станет причиной воровства всех поросят волками.

Наши братья-славяне из Хорватии, Болгарии в последний день мясопустной недели кололи и готовили курицу, а кровью этой птицы рисовали крестики на лбу у детей. Считалось, что Масленицу необходимо окропить кровью.

Наши отношения с Господом

Мы с вами решили, что мир создан для всех жителей, его населяющих. Господь делал это для нас, чтобы подарить счастье людям. Но, ограничивая себя, правильно ли мы поступаем? Отказываясь от даров, не обижаем ли мы Создателя? Конечно, это не так. Господь учит, что душа важнее тела, именно о ее чистоте следует заботиться в первую очередь. Для этого мир и создан. В нем есть все для стяжания благодати, то есть совершения хороших, светлых, добрых поступков. Заговенье на пост возникло как дань благодарности Господу за дары. Мы наслаждаемся пищей, общением, показывая Ему, насколько ценим все окружающее. А на следующий день берем на себя испытание ограничением, продолжая благодарить Создателя. В духовном смысле все происходит логично, нет резкого переходя из одного состояния в другое. Тело же чувствует себя иначе.

что означает заговенье на пост

О дьявольских соблазнах

Иногда не совсем понимающие православные традиции люди думают, что заговенье – это от нечистого. Ведь в этот день люди наслаждаются едой, радуются тому, что она есть и разрешена. Чем это отличается от дьявольского искушения? На самом деле все совсем не так, это неправильные мысли. Искушение – это желание того, что идет вразрез с совестью. К примеру, смотрите вы телевизор во время поста, а там рекламируют красивую буженину. Человеку, который давно уже не лакомился мясом, хочется отведать кусочек. Но он же взял на себя обязательство поститься! Получается, его желание противоречит совести. Конечно, можно тайком скушать мясного, никто не увидит. Только совесть уже будет нечиста. Получается, что предает себя этот нестойкий человек, никого более. Соблюдение поста никто не контролирует, во всяком случае, не обязан. Это добровольное обязательство во имя славы Господа.

В чем суть заговения

Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.

Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.

Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.

Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.

Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.

Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.

Некоторые медицинские ограничения

Когда разбираетесь, что значит заговенье на пост с целью соблюдения традиций, не забывайте о потребностях тела. Бывает, что люди чересчур рьяно начинают относиться к религии, пытаются делать все в точности, как положено. И естественно, здесь можно переусердствовать. На заговенье не стоит метать в рот все подряд. Помните, что еда должна перевариться, а не «сломать» желудок. При проведении поста есть правило: больные и малые к нему не присоединяются из-за отсутствия сил на такое серьезное испытание. Заговенье тоже следует проводить, помня о своем организме и его возможностях. Ведь суть традиции находится в духовной сфере, а не в самом наслаждении от продуктов, с которыми на время поста расстаетесь.

заговенье на пост

Что значит заговенье на мясо и когда происходит

В христианстве существует 4 основных поста:

  1. Великий пост, предваряющий главный христианский праздник – Пасху.
  2. Рождественский пост. Его соблюдают перед днем рождения Спасителя.
  3. Петров пост. Его установили в память о святых апостолах Петре и Павле.
  4. Успенский пост. Его кульминация – праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Перед каждым из этих постов происходит заговенье, которое подготавливает верующего к ограничениям в еде, духовной работе.

Пища занимает главнейшее место в обрядах и верованиях, но есть немало других аспектов, связанных с жизнью и бытом деревенских жителей. Сегодня большая часть этих обрядов ушла в прошлое, но есть немало тех, которые остались. Например, традиция сжигать на Масленицу чучело из соломы, петь, гулять, веселиться, есть блины, ходить в гости и к себе в дом приглашать. Вот что значит заговенье на пост.

Некоторые особенности традиции

Воцерковленные люди выделяют два дня в неделю: среду и пятницу, когда желательно не перегружать организм, кушать поменьше. Если заговенье выпадает на такие периоды, его празднуют загодя. К примеру, приходится день перед постом на среду, тогда лучше его перенести на вторник. Правило не обязательное. Стоит ли им руководствоваться, советуйтесь со своей совестью. Православные традиции вызывают большой интерес и уважение в обществе. Кто-то считает, что сможет очистить совесть, исполняя все обряды. Другие уверены в обязательности их воплощения в жизнь. Все это не совсем верно. Традиции и правила создавались нашими предками. Они выдержали испытание временем, пережили разные политические строи, не смогли избавить от них народ никакие богоборцы. А все потому, что традиции эти помогают душе стремиться к Господу. Сами попробуйте последовать советам батюшки, думая о стяжании благодати.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Завязка сценария пример
  • Завязать галстук на праздник
  • Завтрашний праздник какой
  • Завтрак церковный праздник какой
  • Завтрак после праздника