Икона Казанская (тропарь, кондак, молитвы и величание)
Тропарь, глас 4:
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Кондак, глас 8:
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол // благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
Молитва первая
О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь // всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.
Назад к списку
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.)[1]
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г.[2]
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
… Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
См. также: Икона Божией Матери «Казанская».
Примечания
[1] Память 21 июля.
[2] Память 4 ноября.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Богослужебные песнопения – достояние Церкви, дар Духа Святого, а потому так редко остаются в истории их авторы, часто вовсе предпочитающие не подписывать своего имени. Но все же есть гимны, составленные угодниками Божиими, обращение к которым – не просто моление, но также духовное общение с автором песнопения. Таков тропарь Казанской иконе Богородицы, написанный патриархом-священномучеником, а потому – особенно дорогой многим из нас.
Содержание страницы
- Тропарь, кондак, величание
- Молитва
- Иконография
- Полезные материалы
- История изображения
- Кто автор текста тропаря?
- Толкование тропаря
- В каких случаях читается?
- Похожие статьи
Тропарь, кондак, величание
Молитва
Иконография
Казанская икона – «Одигитрия», по-русски – «Путеводительница». Так именовали образы Богородицы, на которых Она указует рукой на Сына, Который – спасение для всех верующих. От других образов такого типа Казанская отличается тем, что Богоматерь и Христос изображены «оплечно». Поэтому указующая десница Пречистой на образе не видна. Однако смысл иконы очевиден: глава Богородицы наклонена к Младенцу, который стоит совершено прямо, благословляя молящегося. Взгляды Матери с Младенцем обращены к предстоящему пред образом.
Затем этот иконографический тип распространяется в России. Принадлежит к нему также явленная Казанская святыня – судя по всему, так называемая «моленная», то есть предназначенная для личной молитвы, небольшая икона, какие часто брали в походы купцы, служилые люди.
Полезные материалы
История изображения
Появлению святыни предшествовал страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Так как пострадали, прежде всего, христианские храмы, дома православных, многие местные мусульмане видели здесь Божие наказание иноверцам. Явление иконы, от которой тут же потекли чудеса, укрепило православных, уверило их в заступничестве Самой Пречистой.
Не только очевидцем, но также участником обретения святыни был казанский священник Ермолай, настоятель храма свт. Николая: близ него начался памятный пожар, а рядом находился дом стрельца, где на пепелище нашли святыню.
Отец Ермолай первым оказался на месте события, он же переносил икону с крестным ходом к храму, лично видел первые чудеса: прозрение двух слепых. Впоследствии вся жизнь священника (в монашестве – Ермогена) так или иначе оказалась связана с Казанской святыней:
- хотя о. Ермолай уехал из Казани, чтобы принять иноческий постриг в Чудовом монастыре столицы (1587 г.), уже через 2 года Господь благословил его вернуться в Казань – причем митрополитом;
- в 1594 г. по его инициативе на месте явления святыни, где уже действовал женский монастырь, появился каменный храм;
- в том же году владыка Ермоген описал события обретения святыни, создав «Повесть о чудесах Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани»;
- наконец, святителю суждено было содействовать всероссийскому прославлению иконы: в 1606 г., во время тяжелейшей для страны Смуты, иностранной интервенции, он становится Патриархом.
Именно свт. Ермоген распорядился доставить список Казанской в ополчение, освобождавшее столицу от польских интервентов. По его благословению икона стала «Одигитрией» освободителей столицы. Торжественного ее внесения в освобожденный от врагов город святитель уже не увидел: к этому времени он, находившийся под арестом, умер, уморенный голодом.
С 1649 г. празднование Казанской стало всероссийским, ей появилась особая служба.
Кто автор текста тропаря?
Существуют разные точки зрения на то, кем создан любимый многими чтителями образа тропарь:
- составителем текста является лично свт. Ермоген;
- при создании тропаря неизвестными гимнографами использовалась его «Повесть» о явлении иконы.
Действительно, в начале «Повести» ее составитель обращается к Пречистой, прося благословения на рассказ о явлении святыни, со словами, позже ставшими частью тропаря: «Дерзну ли к начинанию? Что убо? Реку ли или запрещу себе окаянства ради моего?.. Но Ты Сама содействуй ми, о Преблагословеная, Заступнице Усердная, Мати Бога Вышняго…»
Так или иначе, текст богослужебного гимна принято связывать с великим святителем Ермогеном, некогда обретшим честной образ, а потом – благословившим обращаться к этой иконе в самое критическое для России время.
Казанская икона Божией Матери Казанского собора
Толкование тропаря
Весь смысл песнопения пронизывают два мотива:
- «заступничества усердного» Пресвятой Богородицы;
- покаяния молящихся.
Заступление Матери Божией означает ее покровительство во дни скорби, испытаний, ведь Она – Мать «Господа Вышняго», Самого Христа, как никто из святых имеющая великое дерзновение умолять Сына о помиловании людей. Об этой Благодати – молить о мире, быть его Царицей – говорят слова тропаря о «Державном покрове» Владычицы.
Однако условием заступничества Матери Божией является понимание, что причина наступивших скорбей лежит внутри самого человека, в его грехах, совершенных ошибках. Но это – не просто скорбь о себе, а желание при Божией помощи измениться. Именно на него отзываются Пречистая и Сам Господь. Если же его нет, то, как сказал о судьбе Византийской империи в одной из своих проповедей свт. Иннокентий Херсонский, «когда Матерь Божия увидела, что покровительство Ее не делает лучше покровительствуемых… то отняла Покров Свой». Именно такой судьбы избежала Россия во время Смуты начала XVII в., и еще не раз – позже.
В каких случаях читается?
Тропарь обычно поют или читают:
- во дни празднования Казанской иконы: это 21 июля и 4 ноября;
- во время любых сильных скорбей, требующих помощи свыше;
- многие, имеющие дома Казанскую икону, читают его каждый день – просто из любви, благодарности Пречистой за многие милости.
Песнопение, составленное свт. Ермогеном, не просто приносит утешение во время скорбей, оно – образец истинного покаяния, смиренного обращения к Матери Божией, всегдашней заступнице всех, искренне любящих Ее Сына и Бога.
Автор: Наталья Сазонова
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
НОТЫ для ПРАЗДНИКОВ
(перейти в оглавление нотной библиотеки)
ЗАДОСТОЙНИКИ
СТАТЬИ. БЛАЖЕННИ НЕПОРОЧНИИ…
ВОЗНЕСЕНИЕ
Сборник — Всенощное бдение на Вознесение Господне;
Ирмосы на Вознесение Господне, глас 5-й — Архангельский;
Ирмосы 2-го канона Пятидесятницы, глас 4-й — по Архангельскому;
Сборник — Литургия на Вознесение Господне;
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ (полное чинопоследование наряду для клироса).
Наш сборник «Архангельский глас»;
1. Чистяков, Архангельский глас, фа мажор;
2. Архангельский глас, Знаменный распев. Изложение: архим. Матфей (Мормыль).
3. Шевцов, стихира на литии «Благовествует Гавриил», соль мажор;
4. Светилен на Благовещение (сост. В. Ковальджи), соль мажор;
5. Светилен на Благовещение, В . Ковальджи, ре мажор;
6. Архангельский глас, Киево-Печерский распев, соль минор;
7. П. Турчанинов, «Благовествуй земле радость велию», ля минор;
8. П. Чесноков, «Совет превечный», ми минор;
9. Взбранной Воеводе, Киевский распев, гармонизация П. Чеснокова, ре минор;
10. Д. Ильин, Взбранной Воеводе, ре мажор;
11. С. Локотков «Благовествуй земле» (задостойник Благовещению), фа мажор;
12. Концерт на Праздник Благовещения «С небесных кругов», до мажор;
13. М. Шмелькова, Взбранной Воеводе, ре мажор;
14. Светилен на Благовещение, Трио, «Еже от века», си бемоль мажор;
15. А. Архангельский, Взбранной Воеводе, соль мажор;
16. Е. Чихачев, Взбранной Воеводе, ля бемоль мажор;
17. С. Сегаль, Взбранной Воеводе, ми минор;
18. Светилен на Благовещение «Еже от века днесь познавается», соль мажор;
ВВЕДЕНИЕ
Введение. Всенощное бдение — вся служба наряду;
1. С. Локотков, Задостойник Введению во храм Пресвятыя Богородицы;
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы, М. Шмелькова, Стихира по 50-м псалме;
3. В. Ковальджи, Светилен Введению во храм Богородицы;
4. Бог Господь гл 4 и Тропарь Введению Киево-Печерской лавры;
5. Тропарь Введению, ре мажор;
6. Тропарь Введению во храм, гармонизация знаменного распева;
7. А. Третьяков, стихира на литии Введению;
8. Введение во храм Богородицы, Антифоны на Литургии 1,2;
ВОЗДВИЖЕНИЕ
1. А. Архангельский, «Крест хранитель», соль минор;
2. Задостойник Воздвижения, напев Троице-Сергиевой лавры;
3. А. Кастальский, стихиры на Воздвижение Креста, самоподобен, «на хвалитех», глас 8;
4. С. Трубачев, светилен «Крест хранитель»;
5. С. Трубачев, «Крест воздвизается днесь»;
6. Шевцов, «Кресте Христов»;
7. Стихиры на поклонение, «Приидите вернии», напев Троице-Сергиевой лавры;
8. Радуйся Живоносный Кресте, подобен глас 5, знаменного распева;
9. М. Шмелькова, тропарь Кресту;
10. В. Пономарев, Светилен Крестовоздвижению;
11. Причастен на Воздвижение;
12. В. Ковальджи, «Вознесыйся на Крест волею», кондак Кресту;
13. «Днесь яко воистину», стихира на Литии;
14. Е. Азеев, Светилен «Крест хранитель»;
КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сборник наряду):
Царские часы (1,3,6,9, изобразительны);
Великая вечерня;
Великое освящение воды;
Всенощное бдение (Великое повечерие и утреня);
Изменяемые тексты Литургии;
Приложение (тексты кафизм на утрени).
Учтена возможность выпадения Праздника как на будний, так и на субботний и воскресный — дни.
1. Тропарь Крещению по музыке Кастальского, знаменного распева;
2. Кондак Крещению по музыке Кастальского, знаменного распева;
3. К. Федоров, Причастный стих «Явися Благодать Божия»;
4. Прокимен утрени Крещения «Море виде и побеже» для большого хора;
5. Прокимен Крещения на Литургии «Благословен грядый»;
6. Антифоны на Литургии Крещения Господня, Напев Троице-Сергиевой Лавры;
7. Един Свят и Причастен на Крещение Господне, Напев Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры;
8. Крещение Господне. Богоявление. М. Шмелькова, Стихира на стиховне;
9. Светилен Крещения «Явися Спас;
Наш сборник «С нами Бог»;
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
1. Причастен Преображения Господня, Музыка В. Ковальджи;
2. Антифон 1 Преображения Господня;
3. Антифон 2 Преображения Господня;
4. «Приидите взыдем на гору Господню», Концерт на день Преображения Господня;
5. Стихира по 50-м псалме, (подобен: Радуйся, живоносный Кресте);
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
1. «Днесь иже на разумнех Престолех», стихира на Господи воззвах, на Рождество Богородицы;
2. Задостойник Рождества Богородицы, Напев Троице-Сергиевой Лавры;
3. Антифоны 1,2 На Рождество Богородицы;
4. В. Степанов, тропарь Рождества Богородицы;
5. Сборник «Рождество Богородицы» (57 страниц);
6. Светилен на Рождество Богородицы;
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Полное чинопоследование наряду для клироса (весь текст и необходимый нотный материал):
Царские часы (1,3,6,9, изобразительны);
Великая вечерня (канун);
Всенощное бдение (Великое повечерие и утреня);
Изменяемые тексты Литургии;
Великая Рождественская вечерня;
Приложение (тексты кафизм на утрени).
Учтена возможность выпадения Праздника как на будний, так и на субботний и воскресный — дни.
Наш сборник «Посетил ны есть…»;
Наш сборник «Христос раждается»;
1. Антифоны на Литургии Рождества Христова, Напев Троице-Сергиевой Лавры;
2. А. Ведель, Ирмосы Рождества Христова;
3. В. Ковальджи, причастен на Рождество Христово;
4. Причастен Рождеству Христову, Напев Гефсиманского скита, Троице-Сергиевой Лавры;
5. А. Туренков, кондак Рождеству Христову;
6. А. Архангельский, светилен Рождеству Христову;
7. Муз. Я. Шевцова, светилен Рождеству Христову;
8. Светилен Рождеству Христову греческого распева;
9. Светилен Рождеству Христову, А. Туренкова;
10. Тропарь Рождеству, Мясникова;
11. Г. Свиридов, тропарь Рождеству;
12. В. Фатеев, величание Рождеству Христову;
13. Задостойник Рождества Христова, Глас 1-й. Подобен «Небесных чинов»;
14. «С нами Бог», муз С. Сегаля;
15. Рождество Христово. Муз. М. Шмелькова Тропарь;
16. «С нами Бог» напева Соловецкого монастыря;
17. «Посетил ны есть свыше…»;
18. Светилен Рождества Христова, из обихода Киево-Печерской лавры;
19. Светилен «Посетил ны есть», фа мажор;
20. С. Трубачев, кондак Рождества Христова;
21. Ф. Степанов, «С нами Бог» и Величание, для женского хора;
22. А. Туренков, тропарь Рождеству Христову;
23. Ирмосы первого канона, греческого распева;
24. Ирмосы второго канона, греческого распева;
25. Дм. Стефанович, кондак предпразднства РХ;
Наш сборник «С нами Бог»;
СРЕТЕНИЕ
1. Антифоны 1,2 на Сретение Господне;
2. «На руках старческих», Сретение Господне, стихира на хвалитех, муз. В. Ковальджи;
УСПЕНИЕ
Наш сборник «В молитвах неусыпающую»;
1. «В молитвах неусыпающую», Муз. В. Ковальджи;
2. О, дивное чудо! Самоподобен;
3. Стихиры на «Господи, воззвах»;
4. Успение Пресвятой Богородицы, М. Шмельков, Стихира на Господи, воззвах;
5. Стихира по 50-м псалме, подобен: ангельския предъидите силы, Киево-Печерского распева;
6. Антифоны 1,2 на Успение Пресвятой Богородицы;
7. Стихира на «Слава и ныне» на восемь гласов;
8. Стихиры на хвалитех, подобен «Яко добля»;
9. Стихира на Слава и ныне, глас 6, напев КПЛ;
10. Кондак Успению, напев КПЛ;
11. Стихира на литии Успению;
12. Припевы на 9-й песни канона;
13. 17-я кафизма с похвалами;
14. Стихиры на Господи воззвах, самоподобен «О дивное чудо», Киевский распев;
15. Светилен Успению;
16. Светилен Успению Божией Матери напева Киево-Печерской лавры;
17. Тропарь Успению;
18. Величание Успению и избранный псалом;
19. Величание Успению и избранный псалом в широком расположении;
20. Задостойник Успению, Обиход;
21. Задостойник Успению, переложение Рожнова;
ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ:
Тропарь Казанской иконе Божией Матери (мужской хор, греческий распев);
Для смешанного хора:
Тропарь Казанской иконе Божией Матери (КПЛ);
Кондак Казанской иконе Божией Матери (Чесноков);
Кондак Казанской иконе Божией Матери (8 глас);
Кондак Казанской иконе Божией Матери (Алексеев);
Величание Казанской иконе Божией Матери;
Стихиры;
Стихира на литии на «Славу»;
Стихира на литии Болгарского распева;
Светилен Казанской иконе Божией Матери;
ПРАЗДНОВАНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»:
Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Богодаева и Болгарского распева;
Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: свящ. Георгия Галахова;
Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Попова-Платонова (для женского хора);
Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Попова-Платонова (для смешанного хора);
Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Файнера;
Тропарь иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: Шмельковой.
НОТЫ К СЛУЖБЕ вмч. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО:
Стихиры;
Стихира по 50-м псалме;
Стихира на Господи воззвах;
Молитва Дмитрию Солунскому;
Величание.
Тропарь и кондак
Молитвы Богородице перед Ее иконой Казанская
Акафист Богородице перед Ее иконой Казанская
Величание Богородице перед казанской иконой
ТРОПАРЬ И КОНДАК БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЙ ЕЕ КАЗАНСКАЯ
Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
МОЛИТВЫ К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ КАЗАНСКАЯ
Молитва первая
О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
АКАФИСТ К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНОЙ
Как правильно читать акафист
Кондак 1
Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чýдныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:
Радуйся, Богоизбранная Отроковице;
радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли;
радуйся, светлое Церкве Небесныя и земные украшение.
Радуйся, Ангелы чтимая;
радуйся, певаемая от Серафим.
Радуйся, светлое пророческое сбытие;
радуйся апостолов похвало.
Радуйся, мученическое исповедание;
радуйся преподобных венче.
Радуйся, праведных веселие;
радуйся, грешных упование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 2
Видящи, Всенепорочная, с высоты Небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим в славе пребываеши, скорбь рабов Твоих в новопросвещеннем граде, яко гневнаго Божия посещения вера Христова поругаема бывает агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою, чудесы ю прославляющи, да утверждаемии знаменьми Твоея благодати, христолюбивии людие верно вопиют Богу: Аллилуа.
Икос 2
Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая откровица ищущи, тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение; мы же, дивящеся свыше данному отроковице вразумлению, благоговейно вопием к Преблагословенней:
Радуйся, устнами чистыми хвалу Богови совершающая;
радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая.
Радуйся, верных известная похвало;
радуйся, молние, неверных устрашающая.
Радуйся, славою чудес Твоих верных разум озаряющая;
радуйся: агарянскаго зловерия обличение.
Радуйся, гордыни их низложение;
радуйся, веры христианския утверждение.
Радуйся, почитания святых икон освещение;
радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.
Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 3
Сила Вышняго благодатию Богоматере умудри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земли обретши сокровище святыя иконы Богоматерни, радостно возопи к Богу: Аллилуа.
Икос 3
Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани, от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице, слепым телесныма очима зрение подавающи, омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи, девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи. Сего ради зовем Ти:
Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая;
радуйся, лучами чудес всех просвещающая.
Радуйся, слепых прозрение;
радуйся, омраченных смыслом просвещение.
Радуйся, славо Православия;
радуйся, тихое пристанище ищущих спасения.
Радуйся, Мати целомудрия;
радуйся, покрове и ограждение девства.
Радуйся, Еюже ликовствует все множество верных;
радуйся, Еяже ради рыдает демонское полчище.
Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице;
радуйся, всех скорбящих Радосте.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 4
Бурю смятений и крамолы, врагами воздвигнутую в стране нашей, утолили тщащься блаженный Ермоген, спаситель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоея икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуа.
Икос 4
Слышавше православнии воини откровенную Преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат и возопиша Заступнице христиан:
Радуйся, Мати Бога Вышняго;
радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего.
Радуйся, яко всем твориши спастися державный Твой покров прибегающим;
радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех.
Радуйся, всем молящимся сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом полезная дарующая;
радуйся, избавление зол всем, невозвратно надежду имущим на Тя.
Радуйся, тихое и доброе пристанище;
радуйся, скорая Помощнице.
Радуйся, готовый и теплый покрове спасения;
радуйся, источающая нам неоскудныя милости.
Радуйся, предваряющая на помощь;
радуйся, избавляющая от всех бед.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 5
Боготочная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая, лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуа.
Икос 5
Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многие чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров и, победив до конца врага помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави. Сего ради вопием Пречистей:
Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего;
радуйся, вместилище неизреченныя Его славы.
Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий;
радуйся, палато преукрашенная.
Радуйся, Радосте градов и весей;
радуйся, непобедимое христиан в бедах хранилище и преградие.
Радуйся, Церкве Православныя похвало;
радуйся, Русской земли утверждение.
Радуйся, христолюбиваго воинства Помощнице;
радуйся, врагов одоление.
Радуйся, от бед избавление;
радуйся, Матерними Твоими щедротами всех посещающая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 6
Предстояще пред пречистым Твоим образом архиереев сословие и вси людие, монаси и мирстии, проповедуют, Господе Богородительнице, великия Твоя милости, яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и, ведущее Тя воистинну Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы, да простреши к Сыну Твоему Богоносныя руки за люди Твоя, во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуа.
Икос 6
Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую во новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских светиши светом чудес и милоствей: притекающии бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление, недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно:
Радуйся, неистощимый источниче святыне;
радуйся, многотекущая реко Божественная благодати.
Радуйся, грешных с Богом примирение;
радуйся, грехов наших очищение.
Радуйся, благочестия Наставнице;
радуйся, в добрых делех утверждение и помоще.
Радуйся, добрыя обеты приемлющая;
радуйся, благим намерением способствующая.
Радуйся, злыя начанания разрушающая;
радуйся, вражия козни расторгающая.
Радуйся, скорая человеком Помощнице;
радуйся, милость сугубо нам подающая.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 7
Хотящу народу православному исповедати милости Преблагословенная Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуа.
Икос 7
Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистинну явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти:
Радуйся, Российския страны покрове;
радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение.
Радуйся, несокрушимый щите воинов наших;
радуйся, броне их неуязвимая.
Радуйся, козни врагов обличающая;
радуйся, паучину их растерзающая.
Радуйся, нечестия обличение;
радуйся, крамолы разрушение.
Радуйся, юных от заблуждений исправление;
радуйся, старцев утешение.
Радуйся, душевредных учений низложение;
радуйся, душеполезных знаний дарование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 8
Странно и сумнительно неверующим слушати, како от иконы Твоея токи благодати истекают, воня животная благоухает: мы же, верующие слову, реченному Тобой, Владычице, к первонаписанней иконе: «С тобой Моя благодать и сила», уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну; темже благоговейно предстоящее лобызаем ю, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуа.
Икос 8
Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством: имаши бо Матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти:
Радуйся, Невместимаго вместилище;
радуйся, осененная силою Вышняго.
Радуйся, прозябшая Клас Небесный;
радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая.
Радуйся, выну ходатайствующая за род наш;
радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.
Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая;
радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, Ходатаице вечных благ;
радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая.
Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстаяниих;
радуйся, несомненное утешение в печалех.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 9
Всякаго естества ангельскаго превышшая явилася еси, Пресвятая Дево: Бога бо зачала еси плотию, Невместимаго всеми вместила еси во утробе Твоей, на руках носила еси Носящаго весь мир дланию: темже, яко Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим величающе Тя, вопием о Тебе Богу: Аллилуа.
Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеет бо всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает ум пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, приими и от нас архангельский глас, Тебе вопиющих:
Радуйся, Благодатная;
радуйся, яко Господь с Тобою.
Радуйся, Благословенная в женах;
радуйся, обретшая благодать у Бога.
Радуйся, родившая Спасителя миру;
радуйся, Мати Сына Божия.
Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя;
радуйся, израстившая нам плод живота.
Радуйся, освещенная Духом Святым;
радуйся, осененная силою Всевышняго.
Радуйся, верная Рабо Господня;
радуйся, яко Тя блажат вси роди.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 10
Спаси хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, еяже ради слепии прозирают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются; темже прославляющее Бога, дающаго нам таковыя милости, вопием Ему усердно: Аллилуа.
Икос 10
Стена еси, Богородице, стране Российстей, градом ограждение и слава, православному воинству на враги укрепление. Темже, благодаряще Тя, вопием:
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая;
радуйся, не чтущих Тя посрамляющая.
Радуйся, врагов устрашение;
радуйся, от нашествия иноплеменных избавление.
Радуйся, воинов крепосте;
радуйся, в дни брани забрало и ограждение.
Радуйся, в дни мира живоносный саде, увеселяющий сердца верных;
радуйся, оружие, егоже трепещут демони.
Радуйся, спасительный елей, умащающий греховныя раны кающихся;
радуйся, теплое наше упование.
Радуйся, несумненная наша Надеждо;
радуйся, тихое и доброе пристанище.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 11
Пение хвалебное и благодарственное приносят Тебе, Владычице, припадающе ко иконе Твоей и любезно лобызающе ю, дев лицы, под державным покровом Твоим тихое и мирное иноческое житие провождающии, и возложивше на Тя все упование, радостно вопиют Богу: Аллилуа.
Икос 11
Яко светоприемную свещу, зрим Твою честную икону, Пресвятая Владычице: та бо невещественный огнь благодати Твоея восприемши, и в подобиих ея новы возжигает светильники, причастны тояжде силы благодатныя, и озаряет чудесы, наставляющи на путь спасения всех вопиющих Ти сице:
Радуйся, Невесто Неневестная;
радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево;
Радуйся, добрая Наставнице непорочнаго девства;
радуйся, Хранительнице ревнующих о чистоте.
Радуйся, жен похвало;
радуйся, дев величание.
Радуйся, вдов заступление;
радуйся, сирот призрение.
Радуйся, нищих Питательнице;
радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, печальных утешение;
радуйся, скорбящих веселие.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 12
Благодать дати восхотевши почитающим Тя с любовию, Богородительнице, присущую Ти силу благодатную оставила еси во святых Твоих иконах, ибо Божественная благодать, спребывающи тем (иконам), знамения и чудеса выну содевает и душевных и телесных недуг исцеление всем с верою приходящим подает Твоими Богоматерними непрестанными к Богу молитвами о вопиющих Ему: Аллилуа.
Икос 12
Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя яко Живоносный Источник благодати, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот, и все упование по Бозе возлогающе на Тя и в сей и в будущей жизни, прославляющее Тя, вопием:
Радуйся, христиан непостыдное упование;
радуйся, верных спасительное прибежище.
Радуйся, ненадежных надеяние;
радуйся, отчаянных спасение.
Радуйся, бане, омывающая совесть;
радуйся, росо, оживляющая души.
Радуйся, болезней врачевство скорое и безмездное;
радуйся, от всех бед быстрое избавление.
Радуйся, Утешительнице во всякой скорби;
радуйся, из глубины погибели спасающая.
Радуйся, отрадо в день смерти; радуйся, единая Надеждо и по смерти.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 13
О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:
Радуйся, Богоизбранная Отроковице;
радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли;
радуйся, светлое Церкве Небесныя и земные украшение.
Радуйся, Ангелы чтимая;
радуйся, певаемая от Серафим.
Радуйся, светлое пророческое сбытие;
радуйся апостолов похвало.
Радуйся, мученическое исповедание;
радуйся преподобных венче.
Радуйся, праведных веселие;
радуйся, грешных упование.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 1
Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чýдныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.