Зажинки сценарий праздника

В данной разработке описывается белорусский обряд "Уборки урожая", в котором описывается главный праздник Беларуси "Зажинки"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

(МБОУ ДО ДДТ)

Сценарий театрализованной постановки «Зажинки»

(по мотивам белорусского обряда «Уборка урожая»)

Автор: Ермилова Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ

г. Новый Уренгой

2020

Цель: знакомство детей с белорусским обрядом «Уборка урожая»

Задачи:

познакомить детей с обрядом народов Белоруссии;

обогащать словарный запас детей словами: гаспадар, крынки;

развивать художественно-творческие способности детей;

воспитывать уважительное отношение к национальным традициям славянских народов;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: пошив костюмов, изготовление декораций (колосья пшеницы, каравай, серп), чтение художественной литературы.

Оборудование: изба, стол, проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, инвентарь.

Действующие лица:

Хозяйка Марья

1–я Жнея

2-я Жнея

3-я Жнея

4-я Жнея

5-я Жнея

6-я Жнея

Ход мероприятия

(Музыкальный фон. Звучит фонограмма, на сцене разбросаны колосья пшеницы, стоит ширма, которая закрывает избу с внутренним убранством, в которой стоит стол, накрытый белой скатертью, на нём каравай и чашки, в красном углу висит икона,

выходит 1-я Жнея)

1-я Жнея: Лето перешагнуло знойный возраст, а значит, настала пора собирать урожай.«Если этот день с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым — хлеб в снопе прорастет». 

(Выходят жнеи, хозяйка Марья, поют и собирают урожай)

А мы нивочку дожнём,

Мы роженьку под бок,

А я, молоденькая, рожь топчу, рожь топчу,

Травку-муравку вытопчу, вытопчу,

Зеленое жито вырастет, вырастет,

А я, молоденька, буду жать, буду жать,

И да у снопочки вязать,

Да вязать, да вязать

(Жнеи укладывают урожай в снопы, становятся полукругом).

2-я Жнея: Зажинки — один из древнейших земледельческих праздников.

3-я Жнея: Считалось, что, каков будет зажин, таковы и Зажинки.

(2-я Жнея держит в руках три жменьки пшеницы, уложенные накрест)

2-я Жнея: Первые три жменьки укладываются накрест, перевязываются ленточкой.

Первый сноп – самый главный, как зажнешь, так и пойдет дальше жатва.

Хозяйка Марья:(обращается к жнеям)

А что, девушки, поспел ли первый колос?

Жнеи отвечают хором: Поспел Марья.

Хозяйка Марья: Первый сноп называли гаспадаром.

5-я Жнея: Марья, твой гаспадар украшен яркими лентами, теперь тебе надо поставить его в доме в красном углу под иконой.

(Жнеи разворачивают ширму и зрителю показывают хату со всем убранством)

Хозяйка Марья: Чтоб колос буйным был, район богатым был, красуйся, Беларусь, год от году, век от века.

3-я Жнея: От духа создателя, великолепия неба – таинство жизни – в зерне!

2-я Жнея: От щедрости, Боже, обилия соли и хлеба, от Божьей любви расцветают цветы на заре.

4-я Жнея: И эта безмерная Божия благость, тоби, чоловик, на добро и на радость!

(Хозяйка Марья приглашает всех гостей пройти в хату)

1-я Жнея: Каждая семья празднично отмечала окончание уборки урожая.

2-я Жнея: Считалось, что, каков будет зажин, таковы и Зажинки. Летняя жатва подводила итог всему тяжелому труду селян.

5-я Жнея:Праздничный стол на обряд Зажинки застилали белой скатертью.

Хозяйка Марья: Славим солнце и скрынки, бо у нас сегодня Зажинки. Садитесь, гости дорогие, будем отмечать праздник уборки урожая.

6-я Жнея:Зерно с первого снопа замешивали в особые блюда и питьё.

1-я Жнея: Берегли весь год, чтобы первым бросить в землю в следующий посевной сезон и, конечно же, использовали для праздничного каравая в честь нового урожая.

2-я Жнея:В Зажинковых обрядах и обычаях ярко отражено уважение крестьянина к хлебу.

3-я Жнея: Урожай, который собирали летом, обеспечивал семью хлебом на целый год.

(Звучит фонограмма для частушек. Девушки-жнеи поют частушки,

приплясывая и хлопая в ладоши)

Все поют частушки (песни):

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем!

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Люлюшки, о люлюшки,

На поле сели гулюшки,

Нам девчатам всё равно,

Мы убрали всё зерно.

Вот он хлебушек душистый!

Вот он тёплый золотистый!

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел!

Для чего мне урожай

По причине дождика?

Станет тот мне каравай

Подороже дождика!

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!

Хороши к обеду плюшки,

Хлеб, батон и ватрушки!

Всех накормит вкусный хлеб,

Лучше хлеба в мире нет!

(Звучит песня «Зажинки», жнеи и хозяйка Марья танцуют)

http://www.maam.ru/users/1521335

Сцэнарый
фальклорнага свята “Зажынкі”
з удзелам народнага фальклорнага ансамбля “Таямніцы” РЦК і ансамбля народнай песні “Аўсяніца” Аўсянкаўскага СДК

Месца правядзення: палявы стан
Дата правядзення: 21 ліпеня 2011года

Зажынаць жыта выходзяць жанчыны, апранутыя ў нацыянальныя строі без андаракаў, белых хустках і фартухах. У кожнай на плячы зажыначны серп. Наперадзе ідзець маладая дзеўка, нясе хлеб-соль, астатнія — збан малака, сыр, сала.
( жанчыны падыходзяць да ўскрайку поля, дзе падрыхтавана месца для абруса, расцілаюць абрус, кладуць хлеб, сыр, сала).

Вядучая:
Выпраўляюцца малажайкі
На спраўленне зажынак,
Паглядзець на дабро гаспадаркі,
Ды прыняць поўны жыта абірак…

Спяваюць песню “Ой, свята, свята”

Вядучая: Добры дзень, паважанае спадарства! Сёння на нашу Горацкаю зямлю завітала вялікае свята – Зажынкі!
Усім вядома, што найвялікую карысць свайму народу прыносіць той, хто ўзрасціў два коласы на полі, дзе калісьці ўзрастаў адзін. Вы, паважаныя працаўнікі, узрасцілі з аднаго коласу багатыя збожжам палі, таму, мы спадзяемся, і хлеба на сталах горацкіх жыхароў будзе шмат. А хлеб – гэта наша жыццё!
Гучыць музыка.

Вядучая: Мы вітаем на нашым свяце шаноўных гасцей
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жанчыны з калектыву “Аўсяніца” уручаюць гасцям 3 караваі.

Вядучая: А таксама кіраўнікоў і спецыялістаў сельскагаспадарчых прадпрыемстсваў Горацкага раёна. Хай гэтая вясёлая песня падорыць ўсім добры настрой.

Ансамбль народнай песні “Аўсяніца” “Прывітальная”

Вядучая: Са словамі прывітання да ўдзельнікаў раённых зажынак і правам адкрыць свята звяртаецца старшыня Горацкага раённага выканаўчага камітэту Ігар Мікалаевіч Макар.

Выступленне Макара І.М.

Вядучая: Добрыя словы да нашых горацкіх земляробаў ад памочніка Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, галоўнага інспектара па Магілёўскай вобласці Геннадзя Міхайлавіча Лаўранкова як надхненне на добрую працу, таму, паважаны Геннадзь Міхайлавіч, вам слова.

Выступленне Лаўранкова Г.М.
Гучыць музыка.

Вядучая: У Беларусі з даўніх гадоў народ святкаваў “Зажынкі”. Нашы продкі ведалі, што спачатку жніва трэба было з любоўю дамовіцца з зямлёй — матухнай і падзякаваць яе за падораны ўраджай. Таму і першы сноп не малацілі, а заўсёды зберагалі, бо ён быў цаной гэтага цудоўнага любоўнага згавору. Сёння і мы з вялікай павагай гаворым нашай матухне – зямліце вялікі дзякуй.

Выступленне ўдзельнікаў народнага фальклорнага ансамбля “Таямніцы”

-Добры дзень, ніўка, жыта ядронае, залатое! Мы к табе прыйшлі! Хлеб-соль прыняслі.

1-ая жанчына: Адчыняй, гаспадар, свой двор
Бо вядзём увесь жніўны збор.

2-ая жанчына: Ой, накосім, нажнём копачак,
Як на небе зорачак.

3-ая жанчына: Добры дзень Госпаду Богу,
Жыту ядраному,
Хазяіну палявому!

4-ая жанчына: Прыйшлі да цябе, гаспадар жнеі старыя й маладыя

5-ая жанчына: Старыя й маладыя, сярпы залатыя!

Удзельніца (маладая жанчына): У нашага народа ёсць такі звычай – прынесці на ўскрай поля каравай былога ўраджаю, як даніну зямлі, і падзяку Богу (жанчына ставіць каравай ў цэнтры абруса).

Жнейка 1:
— Ой, чыё ж то поле
Зажаўцелае стаіць?

Жнейка 2:
— Салдаценкі поле
Зажаўцелае стаіць!

Жнейка 3:
Жнейкі маладыя.
Сярпы залатыя

Жнейка 4:
Да зялён бор, зялёны
Над усімі барамі,

Жнейка 5:
Да славен наш гаспадар
Над усімі гаспадарамі.

1-ая жанчына:
А перш чым жнеям
Зажынкі распачаць.
Просім гаспадара
Жней падсілкаваць.

2-ая жанчына:
Бо сёння ў цябе гаспадар зажынкі,
Дык прынясі нам гасцінчакі
Белага сыру ў паперы,
І цукерак у кішэні.

(гаспадар частуе жней)

2-ая жанчына: А падсілкаваўшыся, прыйшла пара зажынаць поле і першы сноп. Вось гэтым сярпом, які дастаўся нам ад прадзедаў будуць зжаты першыя каласы.

1 жанчына: А ці паспелае на гэтым полі жыта?

Удзельнік ансамбля “Таямніцы” падыходзіць да жыта, паспрабуе на смак.
Курловіч М.Ф.: Хвала, Божа, хораша жыта! Каласок гнецца, аб зямлю б’ецца! Ядронае жыта высыпаецца, колас к коласу галаву клоніць!

1-ая жанчына: А каму сёлета зажынаці?

2-ая жанчына: __________________ зажынаці.
Яе ніўка радлівая,
Яе ручка шчаслівая!

(Маладая жанчына падыходзіць да поля, і перш чым пачаць жніво перакрысціўшыся)

Маладая жанчына:
Сярпок, сцеражы маю ручку
Ад першага снопа да апошняга.

(жанчыны пачынаюць пець і дапамагаюць нажаць 1-шы сноп. Нажаўшы перавязваюць яго яркай стужкай, аздабляюць кветкамі)

1 жанчына:
Атрымаўся снапок наш ясны,
Як месячык красны.
Яшчэ высшы ад плота
Ды даражэй за злота.

2 жанчына:
Яшчэ высшы ад гары,
Ясней ад зары.

3 жанчына: І па існуючай традыцыі мы перадаем гэты першы сноп гаспадару Аўсянкаўскай зямлі Адаму Пятровічу Салдаценка.
Паважаны Адам Пятровіч, Вы павінны падкінуць гэты сноп так высока, каб мы ўсе разам з вамі паспелі загадаць некалькі жаданняў:

1. Каб жніво прайшло без страт

2. Каб тэхніка не псавалася

3. Каб Бог даў здароў’е ўсім удзельнікам жніва

(старшыня падкідае сноп)

Вядучая: А зараз, паважаны Адам Пятровіч, мы просім вас выказаць некалькі слоў пажадання сваім калегам пад час жніва.

Выступленне Салдаценка А.П.

Вядучая: Зажынкі – гэта сапраўднае народнае свята, якое адзначаюць у кожнай гаспадарке нашага раёна. Сёння першыя снапочкі мы зжалі на Аўсянкаўскай зямлі, і зараз мы перадаём іх кожнаму старшыні сельскагастадарчага прадпрыемства Горацкага раёна як сімвам багатага жніва.

Гучыць музыка, удзельніцы калектыву “Аўсяніца” уручаюць кожнаму старшыні калгаса сноп.

Вядучая: Але ж галоўнымі героямі жніва заўсёды з’яўляюцца камбайнеры! Паважаныя сябры, вітайце калі ласка сваіх братоў і сыноў, бацькоў і мужэй! Пажадайце ім шчаслівага жніва!

Удзельніцы калектыву “Таямніцы” выносяць разносы з квасам і хлебам.

Вядучая: Пачастуйцеся мякішам-скрыначкай, набярыцеся моцы, запіце смачным беларускім квасам. Любіце зямлю, беражыце яе, на ёй вам заўсёды сеяць і жаць.

Камбайнёры частуюцца, калектыў “Аўсяніца” спявае песню.

Вядучая: На Беларусі здаўна існуе добры звычай – перад вялікай і значнай падзеяй прасіць благаслаўлення Божага. І зараз гэты момант настаў, таму з вялікім задавальненнем я запрашаю да нас айца Сергія, каб слова Божае дапамагала нам у штодзённай напружанай працы.

Выступленне айца Сергія.
Гучыць калакольны звон, айцец асвяшчае тэхніку, камбайнёраў, поле.

Вядучая: Зачакаліся камбайны, зачакалася і поле, пара на ўборку, у бітву за новы ўраджай. Паважаны Адам Пятровіч, менавіта вам, як гаспадару сённяшняга свята, надаецца права адправіць першыя камбайны ў поле.

Салдаценка А.П. адпраўляе тэхніку.

Вядучая:
Паважаныя сябры! Віншуем усіх з Зажынкамі. Жадаем поспехаў у працы і спадзяёмся, што засекі нашай Радзімы папаўняюцца магутным залатым ураджаем!
Каб свята зажынак вясёлым было,
Каб свята дажынак вяселлем гуло,
Каб жыта плыло па засеках ракой,
Каб жорны млыноў, аж раўлі пад мукой.

Са святам!

Ансамбль народнай песні “Аўсяніца” “Развітальная”
Бытавыя танцы ў выканнні народнага фальклорнага ансамбля “Таямніцы”

С. I. БУРДА, настаўніца пачатковых класаў СШ № 40 г. Віцебска. Пачатковая школа Ліпень 2003 г.

Зажынкі

Сцэнарый свята

1-я дзяўчына.
Прасіўся ў дзевачак снапочак:
2-я дзяўчына.
“Ой, звіце, дзевачкі, вяночак,
3-я дзяўчына.
Аднясіце мяне ў стадолу,
4-я дзяўчына.
Палажыце мяне ў старану,
5-я дзяўчына.
Няхай я ў стадоле пагашчу,
1-я дзяўчына.
Пакуль на ніваньку зноў пайду!
2-я дзяўчына.
Мне ў стадоле гасцінна,
3-я дзяўчына.
А на ніўцы — радзіма,
4-я дзяўчына.
Бо мяне ў стадоле цэпам б’юць,
5-я дзяўчына.
А на ніўцы дажджы ідуць.
(Усе сядаюць за стол.)

Ганна. На Зажынкі заўсёды трэба гаварыць: “Стаў яго сноп на сто коп”.

Жыта ў полі зашасцела,
Ні хмурынкі ў сіняве.
Сёння вёска апусцела,
Сёння кожны на жніве.
Жнівень, жнівень залаты,
Ураджайная пара.
Шмат турбот прыносіш ты,
Шмат прыносіш ты дабра.

(Выконваецца песня “Ох, і сеяла Ульяніца лянок”.)

1- я дзяўчына.

Ой, цяпер у нас Зажынкі,
Прынясі нам, пане, закускі.
Ой, мы закускі не хочам,
Наймі нам музыку — паскачам.
Не шкадуй ты, пане, жарабца,
Паедзь па музыку да Верасця.
Будуць музыкі іграці,
А Мы, маладыя, гуляці!

( Танец “Весялуха”,)

Васіль. На Зажынках з першага хлеба пякуць каравай.

Ды спяклі мы каравай
Для ўсяго нашага краю,
Ды падымем высако,
Ды заспяваем весяло,
Ды паставім на ўсіх,
Дай жа, Божа, хлеба ўсім.
Ды паставім на гароху

I раздзелім ўсім патроху.

(Усе частуюцца караваем. Праводзіцца гульня «Каласкі».)

2- я дзяўчына.

Прачыста маць ішла зажынаць
У чыстае поле з прасяным пірагом.
3 прасяным пірагом, з залатым сярпом.
У левай руцэ прасяны піражок,
У правай руцэ залаты сярпок.
Я раз разну — я сноп нажну,
Я два разну — я капу нажну!

(Карагод вакол снапа.)

3-я дзяўчына.
Ой, мілы Божа нам дапаможа.
Ці не выжнем?
4-я дзяўчына.
Сонейка нізка, вячэрка блізка.
Ай, не выжнем!
5-я дзяўчына.
Пташкі, злятайце, снапочкі збірайце,
Саколікі, злятайце, копачкі складайце.
3-я дзяўчына.
Ой, мілы Божа нам дапаможа.
4-я дзяўчына.
Зязюлечка кукуе, копачкі рахуе.
Не злічыць!
5-я дзяўчына.
Сонейка нізка, вячэрка блізка.
Не злічыць!
Ганна. Давайце, дзяўчаткі, заспяваем песню вясёлую, каб заўтра на жніве лягчэй нам працавалася!
(Выконваецца песня “А мой мілы варэнічкаў хоча…”.)
Васіль.

У нашай хаце госцем будзь,
Пра весялосць не забывайся,
Спявай, танцуй, бяду забудзь,

Сам на сябе ты спадзявайся.
У гульнях, танцах ты змагайся!

(Праводзіцца вясёлая народная гульня альбо выконваецца танец.)

1-я дзяўчына. Пара ўжо і разыходзіцца. На досвітку трэба ісці на сапраўднае жніво.
2-я дзяўчына.
Дарагія гаспадары!
Шчасця вам і долі
I хлеба ўволю!
Дзяўчаты (разам). Багатага ўраджаю вам у новым годзе!
(Госці выходзяць з песняю- жартам.)

Як на нашай ніўцы
Сягоння зажынкі —
Дзіва, дзіва.

Наш гаспадар Васілёк
Дасць квасочку бутылёк —
Дзіва, дзіва.

Гаспадыня цяпера
Паставіць вячэру —
Дзіва, дзіва.

Наварыла буракоў,
Насыпала чарвякоў —
Дзіва, дзіва.

Наварыла кашы,
Пасыпала сажай —
Дзіва, дзіва.

Ганна.
Трэба ісці адпачываць,
Заўтра пойдзем працаваць!
Васіль.
Каб мы невыводна мелі на стале
Заўтра і заўсёды свежы, смачны хлеб!

«Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Веселёнько жали
Серпочки мелькали!»

Испокон веков сбор урожая (событие огромной важности для земледельца) был не только временем тяжкого труда, но и великим праздником. В славянской Традиции (как и во многих других культурах) торжественно отмечалось (и отмечается до сих пор) начало жатвы и её окончание: в народном месяцеслове (календаре) эти святодни называются соответственно

Зажинками и Спожинками (иначе – Пожинками, Дожинками).

В христианское время жатва обычно начиналась после Ильина Дня, а Спожинки были приурочены к Успению Богородицы (15 серпня августа). Впрочем, по некоторым сведениям, даты этих праздников могли сдвигаться – в зависимости от созревания злаков. Несмотря на привязку к христианским праздникам и некоторые христианские элементы в обрядности, Зажинки и Спожинки уходят своим корнями в глубокую древность. Об этом свидетельствует архаичность ритуалов, совершавшихся в эти дни – к слову сказать, подобные обряды известны не только на Руси, но и по всей Европе.
05_zazhinki

Зажинки.

А. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года» . Право начать жатву могло также предоставляться старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.
Особой значимостью обладал первый сжатый сноп – его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот назывался по-разному: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед и использовался в различных обрядах. По свидетельству Ю.П. Миролюбова, «Пращур был участником Колядок, его носили на вилах от дома к дому и, входя, ребята начинали словами: «Слава Пращуру!» Затем пели Колядки. Взрослые же, обмотав Колесо соломинами Пращура, зажигали и гнали горящее Колесо по дорогам, через сугробы, в знак близкой весны и тепла. В начале вешнего сева хозяева брали Первый Сноп, растирали руками колосья и выпавшее зерно с половой (мякиной) смешивали с зерном для сева. Этим как бы поддерживалась связь одного Пращура с другим, идущая с древних веков. На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, что ­бы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здра­вы и благополучны.  Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посаженные отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» .
05_zazhinki
По мнению Миролюбова, первый сноп был изображением Бога и, в то же время, даром Ему. Действительно, во многих традиционных культурах первое «доля богов и других представителей иного мира, оно не принадлежит человеку. Поэтому первые плоды, первины урожая, первые приготовленные продукты имеют четко обозначенную прагматику — они используются почти исключительно в качестве жертвы» . В ряде мест зажиночный сноп ритуально сжигали во время Зимних Святок, что может быть интерпретировано как жертвоприношение.
В «Велесовой Книге» (впрочем, подлинность этого источника отрицается большинством учёных) сказано: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска» . Во многих культурах встречаются обряды, в которых жертва Божеству одновременно является Его изображением: к примеру, греческому Богу Дионису, именуемому «быком», «быковидным», «быколиким» и т.п. приносили в жертву быков (участники ритуала в исступлении разрывали их на части и поедали сырое мясо – воспроизводя тем самым гибель этого Бога, который, согласно мифу, был разрезан на куски титанами). Так что версия Ю.П. Миролюбова вполне может соответствовать истине… но к Снопу и связанным с ним обычаям мы ещё вернёмся.

Жатва.

Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Предоставим слово А. Терещенко: «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию. Смотря на них, сердце невольно завидует их счастию. Душа свободы – доверчивая откровенность и простосердечное самодовольство – ставят их выше всех счастливцев в мире. Ряды жнецов работают дружно. Малые и большие с серпами в руках, с граблями на спине – все трудятся и все поют. Песни зажнивные поются без разбора, но чаще всего шуточные и веселые» . Жатвенные песни, задавая ритм, помогали жнецам и жницам в работе. Крестьяне пели об уборке урожая, насмехались над нерадивыми и скупыми хозяевами и хвалили щедрых:
«А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать…»

«..Ой, у чужого господаря обидаты пора,
А у нашого господаря ще и думки не ма.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря горилочку пьют,
А у нашого господаря воды не дают.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря полудноваты пора,
А у нашого господаря щей на думки не ма.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!
У чужого господаря пополудновалы,
А у нашого богатого ще й не думалы.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!»

Жатву необходимо было закончить как можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща, «миром» (т.е. общиной). Устраивали «толоку» (иначе – «толоки», «помочи»): так назывался совместный труд – помощь в тяжёлой работе одному из общинников. К слову сказать, существовали и особые «толочанские» песни:
05_zazhinki
«На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика, —
Акимова толока».

Обряды Спожинок.
Окончание жатвы, как и её начало, сопровождалось обрядовыми действами и пиром. Последние оставшиеся на поле колосья оставляли «на бороду» кому-либо из мифологических персонажей: Спасу, святому Илье («заместившему» в христианское время Перуна), святому Николе («заместителю» Велеса), святому Егорию («заместителю» Ярилы). При этом пели соответствующие песни:
«Егорий, приходи,
Коня приводи.
И наших коней корми,
И овечку корми,
И коровку корми!»
«Сей год — борода, на ново бы друга.
Если старик стопчет, то помрет,
Старуха стопчет — тоже помрет,
А молодей, стопчет — в солдаты пойдет,
А девица стопчет — замуж пойдет».

Стебли «бороды» заламывали (нередко при этом свивая их жгутом), чтобы колосья свешивались до земли. Иногда в стебли бороды или на землю (на скатерть, на камень) клали хлеб и соль (предназначавшиеся в жертву: Богу, святому Илье, умершим, полевым духам, «мышам и другим зверям»). Помимо обрядовых песен существовали и особые ритуальные формулы, которыми сопровождалось заламывание «бороды»: «Вот тебе, Илья, борода, рости овес на прок, корми доброго коня; Вот тебе, Никола, бородка! Уроди нам и на будущий год хлеба!»
05_zazhinki
Другие названия «бороды» — «коза» («козой» называется также часть полосы, приходящаяся на долю одного жнеца), «перепёлка», «куст», «кукла».
А.Н. Афанасьев пишет, что «бороду» завивали и в Зажинки, причём посвящали её Велесу Волосу: «Когда созреет хлеб, в южной России жницы отправляются в поле с песнями; одна из них, захватив рукою пучок колосьев, завивает (закручивает) их на корню и потом перегибает или заламывает в какую-нибудь сторону, чтобы всякий мог видеть и ни один бы серп не коснулся сделанного «закрута». Это называется: завивать Волосу бороду или оставлять, дарить ему на бороду куст золотистых колосьев; в честь этой «бороды» поются обрядовые песни. Думают, что после такого обряда никакой лиходей и колдун уже не в силах наслать на хлеб порчу» .
По мнению многих исследователей (Д.К. Зеленина, В.Я. Проппа, Яна де Фриза, Мирчи Элиаде), этот обряд, известный по всей Европе, первоначально был магическим действием, совершаемым с целью сохранения силы урожая. В.Я. Пропп пишет: «Если предположить, что в «бородке» будто бы сохранена плодородящая сила зерна, то исконный смысл обряда становится ясным. Завивание в венок эту силу сохраняет, а пригибание к земле или закапывание имеет цель возвращение земле тех сил, которые из земли ушли в зерно» . Мирча Элиаде высказывает схожие мысли: «этот обычай вызван страхом перед иссяканием животворной «силы» урожая. В несрезанных колосьях сохраняется сила растения и всего поля. Этот обычай, проистекающий из изначальной идеи «силы», которая постепенно, но не до конца иссякает, а затем возрождается с помощью собственного волшебства, позже стал толковаться как жертвоприношение мифическим олицетворениям растительных сил или же различным духам, имеющим то или иное отношение к растительному миру» .
Часто последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям, жнец при этом хранил молчание) и делали из них дожиночный сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха), Житной Царицей, Кумушкой, Житной Бабой и т.д. С ним поступали по-разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села, а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп, наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на поле животных-вредителей. Пожалуй, наиболее распространённым на славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок).
А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение этого обычая: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда ее обмолачивают и добытыми из нее зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за­ключенный в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» .
Polevik_i_Poludenicca
Возможно, дожиночный сноп считался вместилищем души Предка – в пользу этой версии говорят некоторые его названия («Дед», «Баба») и его присутствие на поминальной трапезе в навечерие Коляды. Это предположение не противоречит представлениям о снопе как месте обитания полевого духа – Мирча Элиаде в «Очерках сравнительного религиоведения» пишет о зимних святках у германцев: «из последнего снопа, сжатого в прошлом году, делают изображение мужчины, женщины, петуха, козы или другого животного. Знаменательно, что эти животные, которыми принято олицетворять «силу» растительности, олицетворяют и духов умерших – вплоть до того, что в некоторый момент становится невозможным различить, символизирует ли животное души тех, кого уже нет, или воплощает собой силы земли и растительности» .
Быть может, славяне считали последний сноп изображением Божества. В Древней Греции аналогом славянской (и общеевропейской) Матери Пшеницы была Богиня Деметра (чьё имя, согласно версии В. Маннхардта, означает Мать Ячменя).
05_zazhinki
А.Н. Афанасьев отмечает, что некоторые Божества германцев сходны по функциям с полевыми духами: «житный дед сближается с Одином, а житная баба, kornmutter, с frauGode, Гольдою или Бертою. И Один, и frauGode чествуются, как податели земного плодородия; и тому, и дру­гой поселяне оставляют на лугах и нивах часть нескошенной травы и несжатого хлеба; frauGode сидит в колосистом жите, и последний сноп называется Erntewod; чтобы Гольда (frauHolle) не поедала хлеба из житниц, для нее оставляют на ниве три несрезанных колоса» . Шотландцы называли дожиночный сноп Старой Жёнушкой (Кайллеах) или Девой; при этом в кельтской мифологии есть Богини Кайллеах и Бригид (один из вариантов перевода этого имени — «Невеста»). Бригид – Божество плодородия и света; Кайллеах – одноглазая ведьма, насылающая бури и губящая живое. Наконец, в белорусском фольклоре есть персонаж, олицетворяющий собой Осень – Жыцень. Имя этого Божества происходит от слова «жито» и совпадает с названием полевых духов. Жыцень «появляется на нивах и огородах, после снятия хлеба и овощей, и осматривает: все ли убрано, как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, у которого хлеб убран начисто, с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожай, а там, куда перенёс он связанный сноп, бывает обильная жатва» .

Обряды с «бородой» и последним (или первым) снопом, предположительно, являются разновидностями одного и того же ритуала – об этом говорит их несомненное сходство. Славянские названия «бороды»: «коза» и «перепёлка» имеют многочисленные аналоги в фольклоре европейских народов, где дух поля часто считается имеющим облик животного, и последние колосья в поле носят соответствующее название – «Ржаной Волк», «Петух», «Жатвенный Козёл» и т.п.
Духам (или Божествам) – покровителям полей на Руси и по всей Европе приносились жертвы: растительные, животные или человеческие (от последних остались отголоски в фольклоре). По-видимому, жертва при этом обычно уподоблялась Божеству (или духу) урожая в одной из его форм, а жертвоприношение воспроизводило его «гибель» во время жатвы – ведь зерно в древности считали своего рода телом, воплощением этого Бога или духа: поэтому европейские крестьяне говорили о жнеце, сжавшем последний сноп, что он убил Хлебного Человека (Быка, Зайца и т.п.), а римляне называли хлеб именем Богини плодородия – Цереры.
05_zazhinki
В обряде жертвоприношения разные ипостаси могли сливаться: снопу придавали человекоподобную форму, жертвенного петуха обвязывали колосьями и т.д.
После завершения жатвы жницы катались по земле, чтобы вернуть себе силы, истраченные во время работы. При этом говорили:«Жнивка-жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!» Есть сведения, что после уборки урожая крестьяне ходили босиком по горящей соломе или раскалённым углям – совершали очистительный обряд.

05_zazhinki

В христианское время первые плоды нового урожая освящали в церкви – А. Терещенко пишет: «поныне во многих местах во время и после жатвы приносят в церковь для освящения первые снопы и печеный хлеб от первого умолота, первые соты меда и первые созрелые плоды. В Малороссии делают при этом случае кутью из риса, которую украшают цветами и благоухающими травами и приносят ее в церковь для освящения с плодами и медом. Во всех тех местах, где занимаются разведением пчел, вменяется обычаем в обязанность, чтобы каждому хозяину приносить в церковь первые медовые соты» .
Хлеб для земледельца священен – по свидетельству А.Н. Афанасьева, «На Руси говорят о хлебе: «дар божий» (пол. zboze — жито), «святой хлеб», «сноп святого жита»; хлеб-соль прини­мается за эмблему плодородия, богатства и счастья, служит необходимою принад­лежностью всякого семейного и общественного торжества, предохраняет от кол­довства и нечистой силы; первая песнь, при святочных гаданиях, возглашается хлебу: «мы хлебу песнь поем, хлебу честь воздаем!» Принимаясь за новую ковригу хлеба, крестьяне произносят: «Господи благослови!» «Сказать на хлеб худое слово» они считают за величайшее беззаконие; не следует ни сорить хлебом, ни катать из него шариков — не то Бог накажет неурожаем и голодом. Кто, вкушая хлеб, роняет крошки наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти, достается дьяволу. Напротив, кто не брезгает хлебом, ест его черствый и цвелый (с плесенью), тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживет до преклонной старости и не изведает нищеты. Крестьяне тщательно собирают хлебные крошки и кормят ими до­машнюю птицу, а черствые корки бросают в затопленную печь» . Ещё более свят хлеб нового урожая – поедание зажиночного хлеба во время торжественного пиршества было обрядовым действом. Новый каравай клали на середину стола, не спеша разрезали и одаривали его частями всех участников застолья. Первый ломоть подавали самому старшему мужчине («батюшке-пахарю»), который благословлял «новину».
Во время ритуальной жатвенной трапезы происходило причащение телом духа (или Божества) хлеба. Очень ярко эта идея выражена в обрядах европейских крестьян – во многих местах на пиру после окончания жатвы съедали жертвенное животное, выступавшее в качестве духа Божества урожая в обряде жертвоприношения, а в Швеции для жатвенной трапезы из зерна последнего снопа выпекали каравай в форме девушки.
источник

Праздничный каравай «Хлебный сноп»

Нам понадобится:

(тесто для основы каравая и для лепных украшений разное)

Тесто для лепки колосьев (или других украшений — см. в этом рецепте ниже):

пшеничная мука — 500 гр.
свежие яичные белки — 250 гр.

Тесто для хлеба — в данном случае простое безопарное:

(см. на выбор простое безопарное тесто или сдобное опарное тесто)
пшеничная мука — 420 гр.
соль — 1/2 ч.л.
сахар — 2 ст.л.
дрожжи свежие — 12 гр. (сухие 1,5 ч.л.)
мягкого сливочного масла — 25 гр.
желтки — 2 шт.
вода —  0,5 ст. + 1-2 ст.л.

Для смазывания:

• 2 ложки кукурузного сиропа

Приготовление

Готовим тесто для колосьев:
Пропустить через сито муку в миску миксера и добавить туда белки.
Включить миксер чтобы замешать тесто на медленную скорость пока оно не станет упругим.
Затем обертываем тесто в п/плёнку, чтобы не сохло, и отставляем в сторону.
Готовим тесто для хлеба:
Пропустить через сито муку в миску миксера, добавить соль и сахар, и смешать.
Добавить сухие дрожжи и смешиваем.
Добавляем сливочное масло, желтки и пол стакана воды, и ставим на медленную скорость в миксере.
Если тесто не получается, и после двух минут оно всё равно рассыпчатое на дне, то надо добавить 1 или 2 ложки воды.
Закрываем миску п/плёнкой и оставляем на час пока тесто не станет вдвое больше.
Сначала делаем колосья из приготовленного теста с белками. Можно сделать их за несколько часов до, и оставить их закрытыми пленкой в холодильнике чтобы не засохли.

05_zazhinki05_zazhinki

Лепим стебли:
— отрываем от теста небольшие кусочки и раскатываем их чтобы получились ниточки, очень тонкие, толщиной не больше 5 мм
Надо сделать 20-30 ниточек длиной по 20 см.
Готовые стебли закрываем плёнкой, чтобы не высохли.
Затем лепим колосья:
— отрываем от теста небольшие кусочки и скручиваем их в рулоны, длиною в 10 см. И толщиною в 1 см.
Заостряем на концах.
Разрезаем каждый рулон на две части в ширину, и маленькими и острыми ножницами делаем на них надрезы, чтобы получились колючки (смотреть картинку).
Растягиваем не сильно каждый колос, ставим на поднос и закрываем плёнкой.
Делаем 40-50 таких колосьев.
ПРИМЕЧАНИЕ: если это тесто сухое и трудно его закручивать, то нужно иногда протирать рабочий стол влажной тряпкой.

Делаем основную буханку:
12

Берём тесто для каравая, которое уже подошло, и расскатываем.
Скалкой делаем лист толщиной 3-4 см, чтобы одна его сторона была более узкой.
Кладём этот лист на широкую плоскую формочку, застеленную бумагой для выпечки.
Складываем полоску бумаги для выпечки четыре раза чтобы получилась лента шириной в 5 см. Обёртываем лентой треть теста, как ремнем, и оставляем на 15 минут для расстойки.
Когда тесто взойдёт, эта лента заставит его остаться узким в том месте.
Закрываем плёнкой и оставляем на час чтобы тесто взошло.

Разогреваем духовку до 180 гр. С, когда в ней находится пустая форма для выпечки с длинными стенками.

Аккуратно срезаем ленту, обвёртывающую тесто, и очень осторожно её удаляем.

Укладываем на тесто по длине подготовленные стебли.

1
Готовые колосья кладём на тесто, начиная от конца стеблей.
2
Из оставшегося белкового теста для колосьев скатываем длинную верёвку толщиной в 2 см.
Разрезаем ее на две равные части.
Подсовываем кончики каждой половины верёвки под тесто для хлеба в месте, где раньше была лента.
Завязываем два оставшихся конца узлом. Или можно сделать бантик.
12

Подготовленный хлеб помещаем в предварительно разогретую духовку.
Чтобы хлеб получился еще красивее, перед посадкой в духовку можно смазать его кисточкой разболтанным с молоком яйцом (1:1) или только разболтанным яйцом.
Выпекаем 45-50 минут, пока колосья не начнут немного темнеть. Нужно следить, чтобы перегорели. Если перегорают, а хлеб еще не пропекся (температура в духовке слишком высока — надо 180 гр. С), можно накрыть фольгой.
Готовность хлеба определяется втыканием палочки — когда она вынимается сухая, хлеб уже готов.
Вынимаем готовый хлеб из духовки.
Для придания дополнительного блеска после небольшого остывания под сложенным вдвое полотенцем смазываем каравай небольшим количеством кукурузного сиропа (или сиропа, сваренного из 3 ст. ложек сахара и 3 ст. ложек воды).
Подаем на стол горячим.
1
Изготовление «колосьев» из белого белкового теста:
1. Раскатываем из белого белкового теста небольшие колбаски:
1
2. Половину их длины раскатываем потоньше:
2
3. Ту часть, что потолще, надрезаем маленькими ножницами наискось:
3
4. «Колоски», готовые к установке на каравай:
4

Каравай я сама не пекла, полностью взяла из этого источника , советую пройтись по ссылке, что бы увидеть примеры, как еще можно украшать каравай.

Сценарій свята «Обжинки»

Ващенко О.П.

Сценарій свята «Обжинки»

Мета: ознайомити присутніх із варіантом українського обряду обжинки, розвивати спостережливість, творче мислення; виховувати інтерес до усної народної творчості, бажання наслідувати традиції наших предків.

Обладнання: інтер’єр сільського подвір’я, колосся пшениці, серпи, вінок, польові квіти, хліб-сіль на рушнику.

Учасники:ведучі, женці, господар, господиня.

Організаційний момент.

Свято можна провести як на сцені актової зали так і в полі (заздалегідь домовившись)неподалік від населеного пункту. Місце, на якому буде відбуватися свято, треба умовно поділити на дві частини:  одна – інтер’єр сільського подвір’я, друга – поле.

Хід свята

Ведучий 1. З давніх-давен Україна славилася добрими, талановитими та працьовитими людьми. Наша держава була й залишається осередком міцних та усталених сільськогосподарських традицій.

Ведучий 2. Завдяки “золотим рукам”, мудрості, досвідченості аграріїв живе наша українська нива.

Ведучий 1. Напруженою порою хліборобського сезону в Україні були жнива, які відбувалися наприкінці літа. Серед багатьох місяців серпню належить особлива роль. Протягом року хліборобпрацював на останній місяць літа. Від того, як защедрив урожай, залежали статки селянина, його добробут і майбутнє. Відтак із серпнем – вінцем року – люди пов’язували свої надії й сподівання.

Ведучий 2. Одна річ виростити врожай, а інша – вчасно зібрати збіжжя. Не випадково в народі казали: «Один серпневий день рік годує». Тому хлібороби відкладали всі нагальні справи й намагалися зосередити зусилля лише на жнивах. Зрання й до пізнього вечора селяни не мали перепочинку, бо , як мовиться в прислів’ї, «серпень утоми не знає – усе збирає, припасає».

Ведучий 1. Чи знаєте ви чим пахне хліб? Він пахне полем, річкою, небом, росою, прохолодним вітерцем, свіжою вранішньою зорею.

Ведучий 2.Коровай землі й неба на нашому столі – це важка й виснажлива праця хлібороба! Ми низько вклоняємося їх подвигу! (Вклоняються хліборобам).

Ведучий 1.Нарешті  наставав день, коли закінчилися жнива, поле густо вкрито копами.

Ведучий 2. Скінчилася найспекотливіша та найвідповідальніша пора в селян – зібрано увесь врожай.  І прийшов час вшановувати людей,  відданих хліборобській справі.Тож запрошуємо всіх на свято «Обжинки»

Виходять  святково одягнені в українське вбрання, женці. Звучать пісні

ВГОРУ, СОНІНКО, ВГОРУ

Вгору, сонінко, вгору! (Двічі)

Най я нивоньку дожну.

Дивувалися ліси. (Двічі)

Де ся поділи вівси.

Женчики позжинали (Двічі)

Залізними серпами.

Залізними серпами, (Двічі)

Біленькими руками.

ОЙ СНОПЕ, СНОПЕ

Ой снопе, снопе,

Снопе великий,

Золотом — зерном

Колос налитий.

Ой снопе, снопе,

Снопе стеблистий,

Добре вродила

Пшениця чиста.

Будемо мати

Хліба доволі,

Бо працювали

Дружно на полі.

Ой снопе, снопе,

Снопе вусатий,

Несеш достаток

У кожну хату.

Несеш достаток

Кожній родині,

Славу велику

Нашій Вкраїні.

На полі женці збирають зжатий останній сніп, «останець» (або «дід»), перев’язують його стрічкою.

Жнець 1. Бувай здорова , нива.

Сто кіп жита уродила…

Жнець2.Копоньки, як гороньки.

Снопики, як зороньки.

Жнець 3.Кінець нивоньці, кінець,

Будемо плести вінець.

Жнець 4. У нашого господаря

Та золота брама,

Мальовані одвірки,

Зробимо сьогодні обжинки.

Жнець 1.Дякую тобі ,земле, за гарний урожай! Дякую вам , люди  добрі , за гарну працю!(Вклоняється до землі й до людей)

Жнець 2. У долину, женчики, у долину.

По червоную калину.

Будемо калину ламати,

Будемо бороду вбирати.

Найкращий жнець підходить до останнього жмутка збіжжя — «Спасові на бороду», перев’язує його червоною стрічкою, нахиляє до сходу сонця й,витрушуючи останнє зерно в ріллю,  промовляє:

Жнець 1.Рідна земле, прийми це зерно до свого лона, щоб в наступному році ти була ще родючіша, а  врожай багатший!

Між колоссями ставить воду, кладе хліб,сіль, промовляючи:

Жнець 1. 1. Оце тобі борода, хліб, сіль і вода.

Жнець 2. Давайте , хлопці, відпочинемо, на стерні покачаємося, щоб спина не боліла й сила прибувала.

Жнець 3. Ой ниво наша, ниво, Верни нам нашу силу! Ми на тобі жили, силоньку положили.

Женці сідають відпочити на стерні, щоб не боліла спина й легко було жати наступного року. Вони обирають найкращого женця, який буде нести до господи останній сніп.

Дівчата співають пісні, збираючи останні колосся та вплітаючи їх у вінок разом із польовими квітами як символ щедрого врожаю.

Вони ворожать на врожай за допомогою серпа:вішають серп на ліве плече, відходять від полукіпка на кілька кроків і, стоячи до нього спиною, кидають,  якщо упаде й удариться гострим кінчиком об землю чи підлогу, то слід чекати на добрий урожай, я якщо ж серп упаде держаком униз, то гарного врожаю не чекай. 

Потім обирають найкращу жницю.

Дівчина 1.  Треба нам порадитися,  дівчата, кого вибрати за «княгиню».

Дівчина 2. А давайте Одарку, вона не тільки вродлива, ще й працьовита.

Дівчина 3. За нею в полі й не встигнеш.

Дівчина 4. Як та перепілка від однієї копиці до іншої переліта.

Дівчина 5. А серп у її руках так і мерехтить.

(Дівчата гукають Одарку, яка збирає квіти й колосся для вінка.)

Дівчина 1. А що , Одарко, чи не для себе такі гарні квіти зірвала.

Одарка. Та ні, дівчата, це для вінка, який одягне  найкраща з нас.

Дівчина 2. Ми тут порадилися й вирішили, що найпрацьовитішою жницею була саме ти, Одарко. Тому цей віночок ми сплели саме для тебе.

Одарко. Дякую вам, моя подружки, за таку довіру. (Вклоняється дівчатам).

Дівчата співають пісні, одягають дівчині вінок , підводять її до «дружка», який буде нести останній сніп і всі разом йдуть додому хазяїв.

Звучить пісня.

ОЙ КОТИВСЯ ВІНОЧОК ПО ПОЛЮ, ПО ПОЛЮ

Ой котився віночок по полю, по полю,

Та й просився женчиків додому, додому.

— Ой ідіте, женчики, ходою, ходою,

Візьміть мене, женчики, з собою, з собою,

Щоб не припав я в полі росою, росою,

Бо як в полі росою припадете,

То й додому на вечерю не дійдете…

Перед тим , як увійти у двір «княгиню» й «дружка» обливали водою,щоб захистити від нечистої сили.

Звучить пісня.

ОДЧИНЯЙ, ПАНЕ, ВОРОТА

Одчиняй, пане, ворота:

Іде твоя робота,

Одчиняй і сіни,

Щоб гребчики сіли;

Одчиняй, пане, хату:

Давай женцям плату.

Ой чуй, пані, чуй:

Вечерю готуй!

Ой як готовонька —

Сідай, вельможенька,

А як не готова,

То й не сиди дома.

Гості вітаються з господарями, які зустрічають їх із хлібом — сіллю.

Звучить пісня.

Господинечко наша

Чи готова каша?

Чи готові пироги,

Бо вже в полі облоги.

До межі, женчики, до межі,

Бо мої пиріжечки у діжі.

До краю, женчики, до краю,

То я вам пиріжечків покраю.

Дівчата підводять  до хазяїв «княгиню» ,співають.

ВІДЧИНЯЙ ЖЕ, ГОСПОДАРЮ

Відчиняй же, господарю,

Ворота, ворота,

Бо несемо віночок

З золота, з золота.

Застеляй же, господине,

Обруси, обруси,

Ой щоб же наш віночок

Не трусив, не трусив.

Бо як буде той віночок

Трусити, трусити,

То й не буде пшениченька

Родити, родити.

Покладемо той віночок

На лаву, на лаву,

Щоб родила пшениченька

На славу, на славу.

Ой зарула коровиця,

Зарула, зарула,

Ой щоб її господиня

Почула, почула.

— Ой ще ж бо я коровицю

Не доїла, не доїла,

А вже своїм женчикам

Вечероньки наварила.

А вже ж тая вечеронька

Немила, немила,

Бо вже ж тая нивонька

Втомила, втомила.

Дівчина знімає вінок і кладе його на хлібину, щоб не було безхліб’я, і просить за нього викуп.

Дівчина 1. Господарю, господине, а чи бачите ви , який гарний вінок ми з дівчатами сплели з доброго колосся, квітами польовими уквітчали, щоб у вашій коморі завжди повно зерна було.  Тому просимо викуп.

Дівчина 2. Господарям вінок, а нам почастунок.

 (Господарі й гості торгуються. Господиня дає викуп. Обжинковий вінок вішали в хаті на стіні й зберігали до осені, щоб вилущеним із нього зерном розпочати сів озимини.)

Жнець передає господарю останній сніп – вінець .  Добрий господар зберігав цей сніп до Спаса, а на Спаса ніс до церкви святити.

Жнець. Даємо вам сніп пелехатий, щоб був господар багатий.

Господар. Дякувати Богові, що дав нам урожай.  Дякуємо й вам, дорогі женці, що пшеницю дожали.

Господиня. Суди, Боже, у здоров’ї пожити й на той рік доріднішого діждати.

(Господарі запрошують усіх до хати на святкову вечерю)

На сцену з’являються всі учасники дійства.

Жнець 1.

Пишаюсь родом хліборобів,

Майстрами хліба і землі

Шаную скромний їх доробок,

Діла великі і малі.

Жнець 2.

Ось дар священний їх — хлібина

Лежить на  нашому столі,

Неначе пісня голубина,

Неначе сонце на крилі.

Жнець 3.

Чи є ще більше щастя на землі,

Як сіять хліб, виплекувать достаток?

У хлібі тім життя бере початок,

В  нім нездоланна сила трударів.

Жнець 4.

Нехай же з року в рік, із роду в рід

Не буде хліборобам переводу!

Хай слава їхня вічно не заходить,

Аж доки сонце ллє на землю світ!

Ведучий 1. Велика подяка вам за любов до землі, терпіння й витримку.Нехай не переводиться селянський рід на українській землі, а праця відданих їй трударів буде належно поцінованою.

Ведучий 2.Хай і надалі рясно колосяться щедрими врожаями ваші ниви, утілюються в життя  плани, задуми та сподівання, здоров’я міцніє, а трудові успіхи примножуються.

Використана література

  1. Дубравина В.В. Пісні Сумщини. – К: Музична школа, 1989. – С. 190.
  2. Михалко А.Я. Пісенний вінок: українські народні пісні. – К.: Криниця, 2005. – С.200.
  3. Павлюк С.П. Українське народознавство: навч. посібник. – К: Знання, 2006.- С.155.
  4. Павлюк С.П. Українське народознавство: навч. посібник .- Львів : Фенікс, 1994. — С.155.
  5. Смецюк Р. Золоті ключі: українські народні пісні. – К: Музична Україна, 2011. – С.76.
  6. Скуратівський В.Т. Український народний календар. – К.: Техніка, 2003. – С.181.
  7. Чаморова Н.В. 232 найпопулярніші українські народні пісні. — Донецьк: ТОВ ВКФ «БАО», 2008. – 400 с.
  8. Шкода М.Н. Традиції і свята українського народу. – Донецьк: ТОВ ВКФ «БАО», 2007. – С. 137.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зажигание свечей на свадьбе сценарий
  • Зажигание огоньков сценарий
  • Зажигай агентство праздников
  • Зажигаем огоньки на елке сценарий
  • Зажигаем звезды сценарий мероприятия