Заклички весны сценарий

Скачать: сценарий общешкольного мероприятия "заклички весны".

Сценарий школьного мероприятия

 «Весенние заклички».

           
Разработала – Шевченко А.И учитель трудового обучения

Задачи школьного
мероприятия
:

1. Познакомить детей с одним из забытых праздников русского народа.
Дать возможность  каждому ребенку прикоснуться к истокам народных ремесел.
Научить изготовлению оберега «Птичка».

2. Расширить представление детей о фольклоре. Развивать воображение,
мелкую моторику.

3. Воспитывать бережное отношение к народной культуре, стремление
больше узнать об истории своих предков, их обычаях и обрядах. 

Оборудование:  средства ИКТ, презентация «Чудесная птичка»,
«Кукла-птица», тканевый лоскут, нитки, жаворонки выпеченные из теста, народные
костюмы, музыкальное сопровождение, игровой инвентарь.

Предварительная
подготовка
: повторение
народных примет о марте, разучивание закличек и народных песен, обучение
помощниц для мастер-класса «Чудесная птичка» . подготовка деталей для птичек,
изготовление « Куклы-птицы», оформление стенда с рисунками детей о весне,
масленицы; выпечка тестовых жаворонков в школьной столовой; подготовка
инвентаря для проведения игор.

Ведущая: ( на фоне звуков весны, заставка№1,2)

Весна, весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С радостью, с огромной милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим!

Весна ! Самое  прекрасное время года.  Пробуждается ПРИРОДА
Издревле встречали ее чередой праздников. И к нам Маслена неделя на Кубань
прилетела.                                                                                 
 Первый масленичный
блин наши предки часто несли в лес медведю. Медвежье пробуждение
благословлялось блюдами, до которых косолапый большой охотник —
блины, овсяные кисели, каши из гороха и лопуховых корней. День этот
назывался КОМОЕДИЦЫ, ведь медведей раньше именовали комами и почитали как
людских прародителей.

Именно в эти дни совершали обряды закликания Весны,
связанные с прилетом птиц. Птичка — священное существо, которое
связывает небо и землю. Символы гнезда, птицы, птенцов, яиц означают
благополучие, продолжение рода, счастье, добро и любовь.

   (Заставка№3)

 Более 300 лет живет на Руси
легенда о «Птице счастья».                                                  В
одной таежной деревушке заболел мальчик тяжелой болезнью, против которой
народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что их
дитя обречено. Дело было в конце зимы. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами
и бредил . Рядом, утирая слезы, сидела мать, а отец, время от времени тяжело
вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а
скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».

«Скоро сынок, скоро, еще немного –
и будет лето», — грустно ответил отец, и вдруг ему в голову пришла мысль
смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. Как только он смастерил
задуманное, дом будто ожил. От струй теплого воздуха птицы закружились.
Мальчишка очнулся, увидел птиц и заулыбался. Когда к нему подошла мама, он
попросил кушать, впервые за много дней. Потом, словно по мановению волшебной
палочки, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и
полный сил, то удивленные соседи расспрашивали родителей, чем это они вылечили
безнадежно больного сына. Узнав про птиц, стали просить хозяина вырезать из
дерева и им такие же.

Нам остаётся удивляться
И верить в силу дивных птиц!
***
С тех пор промчалось лет немало,
Мы верим в счастье, 
Есть оно !
Ведь Птица — Счастья постучала
Однажды к мальчику в окно . . .

         Деревянной птице
приписали чудодейственную силу, она стала                           «святым
духом», хранителем детей, позже – символом семейного счастья.

Но не все
могли приобрести такую птицу и народные умелицы придумали  птичку из ткани.
Она считалась хранительницей домашнего очага
и благоприятствовала ладу в семье. Поэтому обязательно в каждом доме под
потолком «летала»птичка, изготовленная руками хозяйки.

   Сегодня  я к вам
пришла в роли народной умелицы со своими помощницами . И мы Вам предлагаю сделать
такую птичку своими руками, а мои помощницы вам в этом помогут.

             Мастер-класс «Чудесная птичка» (участвуют все учащиеся  школы и
воспитатели ГПД)                                                                                                              
 ( Презентация «Чудесная птичка-счастья» слайд1-18)

         Посмотрите,  какую Куклу-птицу сделали мы с моими
помощницами.                           Мы все такие молодцы!!! Давайте друг
другу покажем своих птичек, поднимите вверх ручки и помашите птичками. Вы их
заберете домой и пусть эта птичка в ваш дом принесет здоровье, счастье, мир,
лад,  благополучие и любовь. (слайд19)

Ведущая: Вы устали? А хотите поиграть?

  Игра1 «Зима- Весна»  (перетягивание каната) Две команды: Зима
и Весна.

  Игра2 «Птичкин дом» ( 5 обручей, 18 участников) Все участники-птички  передвигаются
по площадке. со словами ведущего

На поляне шум и гам –

Прилетели птицы к нам.

Птицы вьются, гнезда вьют,

Все щебечут, все поют!

Звонче птичьи голоса,

Выходи весна-красна!

Гили – гули – гули – гай!

Гули – гули залетай!

— по 3  участники должны спрятаться в домике-обруче, оставшиеся 3-
забирают 1 обруч и выходят из игры.

Игра3

    Ведущая: Поиграли! А теперь пора и весну закликать.

            Песня «Веснянка»

    Ведущая  с помощницами:

                
*
  Приди к нам, весна, 
                      Со радостью!
 
                      Со великою к нам
 
                      Со милостью!
 
                      Со рожью зернистою,
 
                      Со пшеничкой золотистою,
 
                      С овсом кучерявыим,
 
                     С ячменем усатыим,
 
                    Со просом, со гречею,
 
                    С калиной-малиною,
 
                    С грушами, с яблочками,
 
                    Со всякой садовинкой,
 
                    С цветами лазоревыми,
 
                   С травушкой-муравушкой

 (Каждый класс кричит закличку , поднимая вверх
птичек)

1-й класс

Журчик, ключик, паучок.
Прилетел к нам куличок.
Виту-виту-виту-лай!
Принеси весну в наш край!

2-й класс

Отомкни весну красную,
Замкни зиму холодную,
Приведи лето красное!
Пусть весна набирает силу,
Пусть растут светлые дни!

3-й класс

Жаворонки,
Летите из-за мория,
Несите нам здоровия,
Мы вам пирожок
А вы нам денег мешок.

4
класс.

Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко!

Высоко взойди, далеко посвети.

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ.

 5-й класс

 Весна! Весна красна! 
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

6-й
класс

* Жаворонушки, 
Мои матушки,
 
Прилетите ко мне,
 
Принесите ко мне
 
Весну красную,
 
Лето теплое,
 
С сохой, с бороной
 
И с кобылой вороной,
 
С жеребеночком — Вороненочком!

7-й
класс


Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

8-й
класс

Уж вы ластушки, вы 
касатушки,                                                                                    
Прилетите-ка вы к нам,                                                                                                          Принесите-ка
вы
нам,                                                                                                                    
Под крылышком                                                                                                                             Лето
теплое, весну красную

9-й класс

* Ты пчелынъка, 
Пчелка ярая!
 
Ты вылети заморе,
 
Ты вынеси ключики,
 
Ключики золотые.
 
Ты замкни зимынъку,
 
Зимынъку студеную!
 
Отомкни летечко,
 
Летечко теплое,
 
Летечко теплое,
 
Лето хлебородное!

( Раздаем печеных
жаворонков со словами «На добро, здоровье и счастье»

Ведущий.
Пришла весна! Пришла к
нам
С радостью, с радостью,
С превеликой к нам милостью
На урожай богатый
Да на хлеб насущный!
И помните, что один весенний день
Год кормит!
Весну красную мы встретили,
Да как праздник к нам пришел, не заметили.
Под веселые заклички
Распрощаемся сейчас.

Клуб Слава Фонда Ольга Заря 2 http://www.stihi.ru/avtor/olgazaria

ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ.

                                          Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп.

Оформление: Бутафорское деревце, на нем скворечник, птицы; панно, на стенах изображены березки со скворечниками, облака, солнышко, летящие птицы.

Атрибуты: ложки, свистульки, трещотки, прутик с «жаворонком»,жаворонки, испеченные из теста, на подносе, рушник, русские народные костюмы для детей и музыкального руководителя.

Дети старшей и подготовительной группы входят под русские народные наигрыши и садятся.

ВЕДУЩИЙ (муз. руководитель): Здравствуйте, люди добрые! (Кланяется) Рады видеть вас в добром здравии. Сейчас мы поведаем вам, как в далекую старину русские люди встречали Весну-Красну.

Звучит фонограмма народных наигрышей.Входят дети, занимающиеся в фольклорной группе. Они играют на глиняных свистульках. Направляющий ребенок несет на прутике жаворонка, сделанного из бумаги(теста).Дети встают в шахматном порядке.

ВЕДУЩИЙ запевает:

 «ПОДАЙ,БОЖЕ,КЛЮЧИК» фольк.группа подхватывает.

Подай, Боже ключик! (2 раза каждую строчку)

Зиму замыкати,

Весну отомкнути,

Зима на возочке,

Весна на челночке,

А лето в карете.

РЕБЕНОК (сделав ладони рупором, закликает)

Весна, весна красная!

 ДЕТИ фольк. группы:

Приди весна, с радостью!

С великой милостью! (выполняют земной поклон)

Со льном высоким! (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким! (приседают, опустив руки)

С колосом сильным! (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами)

Хлебом обильным! (Руками держат каравай)

ВЕДУЩИЙ Запевает закличку «ЖАВОРОНУШКИ» дети фольк. кружка подхватывают.

Жаворонушки!

Прилетите к нам! (подняв руки, манят кистями)

Принесите нам

Весну красную (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь в право)

Лето теплое! (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь влево)

Нам Зима надоела! (делают притоп на слог «ма»)

Весь хлеб переела! (делают притоп на слово «Хлеб»)

РЕБЕНОК (говорком)

Весна-красна,

На чем пришла?

ФОЛЬК.ГРУППА(поет):

 На кнутике , на хомутике.

Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки-и! ( на «И» глиссандо» вверх.)

ВЕДУЩИЙ: А теперь пора солнышко звать-закликать.

РЕБЕНОК: (начинает, хлопая ритмично в ладоши.)

Солнышко, покажись!

ФОЛЬК.ГРУППА(хором подхватывает):

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенек,

Посвети денек!

ВЕДУЩИЙ обращаясь ко всем детям: Ребята, помогите солнышко позвать! 

Закличка повторяется еще 2 раза.

В это время на центральной стене воспитатель, передвигает облачко за нитку, открывая солнышко.

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Хорошо позвали! Солнышко нас услышало! Засветило ласково, и птички к нам вернулись!

ПЕСНЯ «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» исп. Фольк. Группа

РЕБЕНОК:

                       Ласточка,ласточка,

                       Милая ласточка

                      Где ты была?

                      Ты с чем пришла?

РЕБЕНОК:

                     За морем бывала

                     Весну добывала,

                     Несу. Несу

                       Весну-красну!

РЕБЕНОК: Что за славный денек!

                       Собирайся народ в хоровод!

                        Станем кругом ходить,

                         Да весну веселить!

ПЕСНЯ «ОЙ,БЕЖИТ РУЧЬЕМ ВОДА» исп. Фольк.группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

А уж ясно-солнышко (дети плавно поднимают руки вверх)

Припекло, припекло (выполняют плавные взмахи перед собой прямыми руками)

И повсюду золото

Разлило, разлило (шевеля пальчиками, руки опускают вниз)

Ручейки на улице

Все журчат, все журчат! (качают опущенными руками вправо и влево)

Журавли курлыкают (сложить пальчики вместе «клювиками» — делать «кивающие» движения обеими руками)

И летят, и летят (перекрестить ладони и выполнить махи)

Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске (Сложить «бутончик» из ладоней и постепенно его раскрывать)

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке (надеть на голову воображаемые веночки)

 Солнышко-батюшка,

Угоди, угоди (шевеля пальчиками, поднимают вверх прямые руки)

А землица-матушка

Уроди, уроди (делают поглаживающие движения, слегка наклонясь)

ПЕСНЯ «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЕМ» исп. Фольк. группа.

ВЕДУЩИЙ: Солнце разгорается,

                       Игры начинаются!

РЕБЕНОК:  Будем в «Селезня» играть

                        Крепко-крепко целовать!

ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ»

ВЕДУЩИЙ: А теперь давайте в «ТЕТЕРКУ» поиграем!

ИГРА «ТЕТЕРКА»

После игры дети под музыку  перестраиваются полукругом

ВЕДУЩИЙ:

Как у нашего соседа

Весела была беседа!

ДЕТИ поочереди:

— Гуси в гусли!

— Утки в дудки!

— Чечетки в трещотки!

— А синицы крошки

  Заиграли в ложки!

ВСЕ: Играют, играют, всех потешают!

РЕБЕНОК:

                     Ну-ка спляшем раздокажем,

                     Выходку мы всем покажем!

ТАНЕЦ « С ЛОЖКАМИ»

ДЕВОЧКА под р.н.мелодию  вносит поднос с жаворонками из теста и говорит:

— Поздравляем вас с приходом Весны

    Любите друг-друга

   Будьте миром богаты

   И помните, что один весенний день – год кормит!   

     ( отдает  поднос воспитателям групп)  

ВЕДУЩИЙ:

—   Весну-Красну мы встретили

     Да как праздник прошел, не заметили!

     Под веселый перепляс

     Распрощаемся сейчас!!!!

фольк группа исп.ПЕСНЮ «ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ МОЛОДЧИК ИДЕТ»

ПОД ПЛЯСОВУЮ МУЗЫКУ ВСЕ РАСХОДЯТСЯ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ»

Участники: студенты факультета искусств, проводит студенческая группа 11Б.

Тема: «Заклички». Выбор темы обусловлен значимостью этнокультурной проблематики в современном образовании и событиями народного календаря, совпадающими со сроками проведения недели фольклора.

Цель мероприятия: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к культурным традициям своего народа.

Задачи:

– расширение представлений студентов о старинных традициях русского народа, о народном календаре, в частности о весеннем цикле праздников, приобщение к старинным календарным традициям;

– обогащение художественно-эстетического тезауруса обучающихся произведениями музыкального фольклора Курской области;

– воспитание обучающихся в контексте фольклорной традиции отечественной культуры, пробуждение интереса русским народным обрядам и обычаям;

– воспитание чувства коллективизма, причастности к общему делу;

– развитие художественно-эстетического вкуса и ценностных ориентаций студентов, умений исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях;

– активизация художественной фантазии и воображения, развитие творческих способностей обучающихся.

Форма: фольклорный праздник.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Музыкальный ряд:

Песни для исполнения: «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки». «А мы просо сеяли» (песни весеннего цикла),

Карагоды: «Ды по городу», «Как у наших у ворот».

Изобразительный ряд:

Фотографии с весенним пейзажем.

Литературный ряд

Сказка «Как Весна Зиму поборола»; загадки, заклички, считалки.

Видео:

Фольклорный ансамбль «Левада» (Курский колледж культуры) с программой «Весну пора звать» на конкурсе «Дёжкин карагод»2010год.

(https://youtu.be/InooGEOr3Wc)

Оборудование

Свистульки и колокольчики. Элементы народного костюма: шали, веночки, картузы.

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ВЕСНЯНКА»

Ход праздника

Звучит русская народная мелодия.

Ведущий 1: Собирайся-ка, народ, у высоких ворот!

Посмотрите, все ль на месте?

Все ль собрались отдыхать?

Хорошо! Тогда, наверно,

Можно праздник начинать!

Что за праздник мы встречаем?

Отгадайте-ка, друзья.

Ведущий загадывает детям загадку.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Ответ: Весной.

Ведущий 2: Правильно! Вот и праздник наш о весне называется «Веснянка».

Зима в России бывает долгой, холодной и снежной. Надоедает она и людям, и птицам, и животным. Все с нетерпением ждут Весну-красну. И вот, наконец, она пришла!

В старину люди верили, что весна потому наступает, что ее издалека на своих крыльях приносят птицы.

Ведущий 3: Весну на Руси зазывали красивыми словами, закликали закличками. А не позвать ли нам Весну-весняночку, чтоб теплей да веселей было?

встают в полукруг.

Ведущий 1 берет глиняную птичку-свистульку и свистит, затем берет в руки птичку и начинает закликать весну, поднимая вверх птичку:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Ведущий 2: Ребята! А теперь вы попробуйте позвать весну-красну. Возьмите своих птичек, и мы с вами будем закликать весну.

Участники праздника: берут в руки своих птичек и, держа их в руках, поочередно рассказывают заклички:

  1. Жив-живоронок

По полю летает,

Зернышки сбирает,

Весну закликает!

  1. Уж ты пташечка, ты залетная!

Ты слетай за сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Возьми зиму, отомкни лето!

  1. Жаворонушки, жавороночки!

Прилетите к нам!

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги нам отморозила!

  1. Чувиль-виль-виль! Жавороночки,

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаном копне,

На овсяном снопе.

Надоела нам зима,

Покличем Весну-красну!

  1. Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять злаков.

— Кулик, кулик, замыкай зиму,

Отпирай весну, теплое лето!

  1. Ах, жавороночки, мои деточки,

Прилетите к нам! Принесите вы нам

Весну теплую!

Унесите от нас зиму холодную.

Нам зима надоела,

Весь хлеб поела!

  1. Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам!

Участники праздника поднимают вверх своих птичек и вместе с ведущим поют закличку «Кулик»:

Кулик-самород полетел в огород,

Сел на палку, согнал галку,

Галка плачет, кулик скачет.

Кулик, кулик неси ключик.

Отворяй весну, замыкай зиму.

Все вместе:

Ой, весна моя, ты весняночка!

Из-за темных лесов, из-за синих морей

Приходи! Солнцем, светом озари!

Звучит русская народная музыка, входит Весна. Обходя всех детей, она вовлекает их в хоровод, останавливается и встает в центр круга. Поёт закличку «Галочка-ключница»

Весна: А вы-то знаете хороводы?

Участники праздника: Знаем!

Весна: Тогда положите своих птичек и вставайте в карагод.

(Звучит Курская песня)

Весна: Вот молодцы какие! А теперь, ребята, давайте вместе играть, солнышко ясное в гости к нам звать.

Весна проводит игры

Игра Селезень

Выбираются водящие: парень (за кругом) и девушка (в кругу) остальные водят хоровод и поют песню:

«Селезень утку гоняет,

Млодой серу загоняет.

Пойдём утица домой,

Пойдём серая домой.

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая утка,

Шутка Машутка,

Селезень Васютка,

Кочет Ивашка,

Курица, барашка.

Селезень утку гоняет,

Ммолодой серу загоняет».

Как только заканчивается песня водящие хоровода поднимают руки (воротца) и впускают селезня к утке. Селезень ловит утушку и целует её (ура-ура- ураза, целоваться три раза).

Игра А я на бочке сижу

Два круга: внутри большого хоровода (который образуют девушки) сидят парни и играют в «ладушки». Все поют:

«А я на бочке сижу,

А слёзы катятся,

А денег нету ни гроша,

А кушать хочется.

Я сижу-сижу горюю,

У ракитого куста,

Если кто меня полюбит,

Тот и выберет меня».

Когда заканчивается песня, девушки выбирают себе понравившегося парня, целуют и меняются с ним местами. Если кого-то не поцеловали, он должен встать и спеть: «И никто меня не любит и никто не поцелует!»

Как из-под горы (Роза или мак)

Два водящих (решают кто из них Роза, а кто Мак) образуют ворота взявшись за руки, остальные держась за руки проходят через ворота и поют:

«Как из-под горы всё бегут ручьи. Ручьи – Вы куда, закрывай ворота». На последнее слова «воротца» опускают руки и ловят попавшегося в них человека. Задают вопрос: Кого выбираешь Розу ил Мак? Человек делает выбор и становится за спину водящего. В конце игры образуется две команды, и тянут канат.

Ведущий 1:

Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Даруй нам света, теплое лето.

Красное солнышко наше,

Нет тебя в мире краше!

Ведущий 2: Молодцы! А теперь я предлагаю вам посмотреть видео сообщение, где мы подробно познакомимся с веснянками Курского края.

Ведущий 3: Хочу я вам еще загадки загадать. Любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Загадки:

Синенька шубенка покрыла весь мир. ( Небо)

Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается. (Небо и солнце)

Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь. (Горизонт)

Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце и месяц)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет. (Град)

Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег)

Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода — весь мост размела. (Мороз, весна)

Весна: Вот спасибо! Потешили вы меня, порадовали. А чем еще удивить сможете?

Ведущий 1: Мы расскажем для всех гостей Русскую народную сказку «Как Весна Зиму поборола»

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.

Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:

Солнышко, Солнышко,

Красное вёдрышко,

Выгляни из-за горы,

Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?

Солнце говорит:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была — Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:

— Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и заслон сметёт, другим махнёт — и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.

Ведущий 2: Пословица толкует: «Февраль воду подпустит, март подберет. Март зиму ломает, новому сезону дорожку торит».

Месяц – зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к горячим полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.

Обратимся к народному численнику

6 марта — Тимофей-весновей,

12 марта — Прокоп перезимний дорогу рушит,

13 марта о — Ва­силий-капельник — с крыш каплет.

14 марта — Евдокия — плющиха. Вокруг этого дня бытовало много примет и присло­вий: «Пришли Евдокея — мужику затеи: соху точить, бо­рону чинить», «Авдотья — весновка весну сряжает», «Евдокия — замочи подол, под порогом мокро», «Евдокия красна, и весна красна», «С Евдокии — плющихи первые оттепели».

Авдотьин день слыл летоуказателем: «Какова Евдокея, таково и лето», «На Евдокею погоже — все лето пригоже», «Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето», «Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному».

За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос — долго травы не будет». А через день – Герасим – грачевник. «Грач на горе — весна на дворе».

18 марта — Конон-огородник. Искусники гряд пере­бивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева.

22 марта — Сороки — день равен ночи. На Сороки молодёжь водила хороводы, распевала «сбор­ные» песни. Их назначение — приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на Масленицу, и теперь хо­роводные игры способствуют и веселью и встречам.

Весна: Молодцы! Спасибо вам! Весну вы славили?

Участники праздника: Славили!

Ведущий: В игры играли?

Участники праздника: Играли!

Весна:

А сейчас в самый час всем на удивленье

Заварить душистый чай, да отведать угощенье.

Я напекла для вас птичек – жаворонков, напекла с наилучшими пожеланиями тепла, радости, добра вам и вашим родным. Угощайтесь на здоровье!

Цели:

  1. формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народной культуре;
  2. прививать желание знать и использовать русский фольклор;
  3. воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям.

Оборудование: декорация деревенского плетня, дома; лавочки, девушки в русских народных костюмах, платки на плечах.

Ход мероприятия

1. Звучит закличка «Весна-весняночка». Навстречу друг другу выходят две пары девушек, кланяются, направляются к авансцене. По завершению песни читают:

  1. Весна, весна красная
    Приди, весна, с радостью,
    С радостью, с радостью,
    С великой милостью.
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебами обильными.

  2. Жаворонки-жавороночки,
    Прилетите к нам, принесите нам
    Лето теплое,
    Унесите от нас зиму холодную;
    Нам холодная зима наскучила,
    Руки, ноги отморозила.

  3. Ой, вы, хаворонки-жавороночки,
    Летите в поле, несите здоровье:
    Первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье.

  4. Пойдем, девочки,
    Завивать веночки!
    Завьем веночки, завьем зеленые.
    Стой, мой веночек, всю неделю зелен,
    А я, молодешенька, увесь год веселешенька!

2. Хоровод девушек (музыкальное сопровождение «Милый мой хоровод»)

3. В завершении хоровода выходит девушка, читает:

Как у нашего широкого двора
Собирались красны девушки в кружок:
Они думали, какой игрой играть:
Сем-ка, в жмурки.сем, в веревочку начнем.
Одна девка прослезилася в кругу:
– Вы играйте, красны девушки, одни,
А мне, молодой, игра на ум нейдет,
Мил-сердечный друг в уме моем живет,
Живучи во мне, сердечушко крушит…

4. Исполнение русской народной песни в обр.А.Заволокина «Не свети-ка, месяц ясный»

  1. Не свети-ка, месяц ясный, не светика-ка, ясный.
    Мне и так светлешенько.
    Про любовь не говорите, ох, не говорите,
    Мне и так грустнешенько.

  2. В чистом поле за лесочком, в поле за лесочком
    Речка быстрая бежит,
    Хорошо в того влюбиться, хорошо влюбиться,
    Кто любовью дорожит.

  3. Если. Миленький, не любишь, если ты не любишь,
    Поскорее сказывай,
    На моем сердечке узел, на сердечке узел
    Поскорей развязывай.

  4. С веток листья опдали, листья опадали,
    В поле загоралися,
    Растошна была минута, растошна минута,
    Когда расставалися.

5. Звучит фонограмма-плюс русской народной песни «Коробейники», среди девушке-участниц оживление.

1-я дев.: Смотрите, да никак Яков!

2-я дев.: Ай да хорош!

3-я дев.: А никак к нам!

4-я дев.: Встречайте, девушки!

6. Идет коробейник, на шее лоток с товаром, подходит к девушкам.

– У дядюшки Якова
Товару хватит всякого!
Тары-бары, растобары!
Расторговываем товары!

Иголки не ломки,
Нитки,тесемки,
Румяна, помада,
Кому чего надо?!

Есть ниточки, есть катушечки!
Подходите выбирать, девки-душечки!

Девушки выбирают, прихорашиваются.

7. Исполнение частушек

  1. Вы послухайте, девчата,
    Нескладуху вам спою;
    У ворот стоит телега
    И лягает верею.

  2. Вы послушайте, девчата,
    Нескладуху буду петь:
    На дубу свинья пасется,
    В бане парится медведь.

  3. Я с высокого забора
    Прямо в воду упаду,
    Ну кому какое дело,
    Куда брызги полетят!

  4. Сидит заяц на березе
    При калошах, при часах
    Я спросила: «Сколько время?»
    – Не женатый, холостой!

  5. На болоте, на снегу
    Укусил комар блоху.
    Сидит заяц на березе,
    Умирает со смеху.

  6. Было три ,четыре,
    Довела до одного;
    Довершилась, докружилась-
    И не стало никого.

Две девушки проговаривают плясовые частушки:

– Плясать пойду,
Головой тряхну.
Своими серыми глазами
Завлекать начну.

– Ой, топни нога,
Не жалей сапога.
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет!

8. Танец «Кадриль»

9. После танца две девушки подходят к третьей со словами:

  1. Мы далеко ездили,
    Мы дородну привезли.
    В дому кукОбницу,
    А в поле работницу.

  2. И бела, и румяна,
    Личиком написана
    И умом славится.

10. Третья девушка выходит на середину сцены, остальные садятся полукругом.

Шуточная «Дуня-тонкопряха»

Жила-была Дуня,
Дуня-тонкопряха.
Вали-вАли, Дуня,
Дуня-тонкопряха!
Пряла наша Дуня
Ни толсто, ни тонко,
Ни толсто, ни тонко,
Потолще каната,
Потолще каната,
Потоньше оглобли.
Стала наша Дуня
Холсточек сновати.
Сновала, сновала-
Колья обломала.
Стала наша Дуня
Холсточек ткати.
Семь сел проходила.
Бёрда не добыла.
В огороде ткала,
Колом прибивала.
Ехали бояре,
– Бог помощь, – сказали.
– Бог помощь, – сказали,-
Рогоженьку ткати.
– Брешет ваша рожа,
Это не рогожа,
Это не рогожа-
Тонкая холстина.
Стала наша Дуня
Рубашонку кроить:
Долотом примерит,
Обухом ударит.
Стала наша Дуня
Рубашонку шити:
Буравлем прокрутит,
Бечевкой протянет.
Стала наша Дуня
Рубашонку надевати:
Семеро держали,
Девять надевали.
Семь годов носила-
Смены не просила.
Смены не просила,
В баню не ходила.
ВАли-вАли, Дуня,
Дуня-тонкопряха.

11. Звучит жалейка, пение птиц. Девушки поочереди встают со своих мест.

1-я дев.: Смотрите, смотрите: птицы!

2-я дев.:Наконец-то, весна! Прощайте, морозы да вьюги!

3-я дев.: Здравствуй, солнышко ясное, деньки теплые!

Пропевают:

1-я группа: Приходи, весна! Приходи, красна!

2-я группа: Пусть солнца улыбка будет ясна!

3-я группа: Пусть цветы пестреют всюду!

4-я группа: Подари, весна. Тепло честному люду!

Все: Здравствуй! Здравствуй!

23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 56 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«ВСТРЕЧА ВЕСНЫ»

Цели:

• познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями на праздниках;

• продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками;

• пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом;

• развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания, творческие способности;

• создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность;

• вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы;

• воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Задачи:

• познакомить с образом русского народа «Встреча Весны», с неповторимым колоритом народного творчества;

• развивать творческие способности учащихся;

• формировать вокальные умения и навыки;

• развивать музыкальный слух;

• развивать воображение;

• развивать коммуникативные способности;

• прививать позитивное отношение к миру.

Оборудование:

Музыкальный центр, ноутбук, экран, мультимедийный проектор, народные костюмы и декорации.

Участники мероприятия:

Учащиеся школы.

Аудитория:

Учащиеся школы, учителя, родители, почетные гости.

Сценарий фольклорного праздника

«Встреча весны»

01. Видео1
02. Фон для слов

Ведущий 1

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Долго длится зима в России-уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метель. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.

Ведущий 2

Наступает весна, но робки и не уверены, бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд-заклинание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Этот обряд справляли 22 марта, вдень весеннего солнцеворота.

Сегодня будем мы весну встречать-величать, да хозяйкой на земле оставлять!

Ведущий 1

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,
И ручьи по пригоркам шумят.

Ведущий 2

Сегодня здесь Весну встречаем

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться,

И смеяться, и резвиться!

Ведущий 1

Заходи сюда, народ,
И слева, и справа!
Мы Весну встречаем
Шуткой и забавой!

03. Песня «Я на горку шла»

04. Фон для слов

Ведущий 2

Заходи, народ, сюда
И давай знакомиться.

Пусть на долгие года

Этот день за помнится!

Ведущие 1, 2

Объявляем праздник мы
В честь красавицы весны!

Ведущий 1

Любимицу народную

Мы все на гору ждем

Давайте Весну красную,
Девицу прекрасную

К нам в гости позовем!

Ведущий 2

Весна идет! Спешит Весна
В далеком громе ледохода.

Мы ждем тебя Весна – красна,

Желанная невеста года!

05. Солнцеворот

Ученик (солнце)

В сказаньях старых говорится:

«Должны мы солнцу поклониться,

Будем солнце величать,

Весну-матушку встречать!»

06. Песня «Выглянуло солнышко из-за серых туч»
07.Фон для слов

Ведущий 1

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые и дети ждали теплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Ребята, какие вы знаете народные приметы?

Дети (из зала):

-на Сретенье небо звездное- зима не скоро начнет плакать.

-на Сретенье снежок- весной дожжок.

-на Сретенье капель- урожай на пшеницу.

-на Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Ведущий 2

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только все живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки — заклички. В них они просили птиц принести ключи — замкнуть зиму и отомкнуть весну.

08. Заклички
09. Фон для слов

Заклички:

Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, все тепло унесла!

Вот уж зимушка приходит,

Белоснежная приходит,

Прощай, саночки, конёчки,

Наши зимние дружочки!

Снег и холод прочь уходят,

Весну красную приводят

Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка!

Ведущий 1

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог!

Весна, весна, проснись от сна!

А ты, зима, ступай за моря.

10. Песня «Весну звали — лето ждали»

11. Фон для слов

Ведущий 2

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

Со великой милостью:

Сольном высоким,

С хлебами обильными.

Ведущий 1

Приди, весна, с милостью:

С солнцем горячим,

С дождем обильным.

В наш счастливый край!

Ведущий 1

Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.

12. Выход девушки Весны

13. Фон для слов

Весна:

Здравствуйте и вы, люди добрые!

Я пришла к вам с радостью, с великой милостью,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым,

С овсом усатым,

С черною смородиной,

Со цветами лазоревыми

Да с травушкой-муравушкой!

14.Выход девушки Зимы
15. Инсценировка «Весна с зимой встретились»

Ведущий 2

С Весной Зимушка повстречалась,

О здоровьице всё справлялась.

Весна:

Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима:

Бью челом тебе, Весна тёплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня-Зимушку — проклинают все?

Весна:

Потому что ты — больно лютая

И холодная, и голодная. .

Я же тёплая и приветливая.

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса орошаю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима:

Ах, вот ты как!

Да, я Зима-белая, белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна:

А я Весна-красная, красная.

Солнечная, ясная, ясная.

Зима:

Тебя снегом вымою, вымою,

За ворота выгоню, выгоню!

Весна:

Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь,

Буду еще краше на просторах наших!

Зима:

Ну что же, Весна-краска, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки.

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)

Никто его не видит, а всякий его слышит,

Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо)

Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет-весь лист отпадет. (Календарь)

Дождь идет, я тут как тут,

Многие меня здесь ждут:

Лягушата и ребята,

Голуби и поросята.

Я на зеркало похожа

И на озеро — чуть-чуть.

Ну а вам не захотелось

Ко мне в гости заглянуть? (Лужа)

Заря-заряница,

Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает.

Едет стороной

С сохой, бородой,

С ключевой водой. (Весна)

Зима:

Да, сильна ты, Весна. Я отступаю!

Ведущий 1

Ты прости-прощай, Зима-матушка.

Ты прости-прощай, на нас не серчай.

Ждём тебя через годок,

На осенний наш порог.

16.Песня «Вот уж зимушка проходит»

17.Фон для слов

Весна:

Я-весна-красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу

людям радость я несу.

Я не одна пришла на ваш светлый весенний праздник. Вместе со мной пришли и весенние месяцы Март, Апрель, Май. В природе бывает три весны. Март-весна света, апрель-весна воды, май-весна зеленой травы.

18.Презентация о месяцах

Ученик (март):

В марте солнышко печет,

В марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок-

Первый мартовский цветок

А еще меня называют утром весны. Как день начинается с утра, так и весна начинается с меня, месяца марта.

Дети (из зала):

— Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

— Синие облака в марте к теплу или к дождю.

— Из березы течет много сока — к ненастью.

— Ранний прилет журавлей — ранняя весна.

— Длинные сосульки — к долгой весне.

Ученик (апрель):

Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает

С веселой ласточкой тебе.

И у меня есть другие имена: снегогон, водолей, соковик.

Ведущий 1

А знаете ли вы, дети, почему апрель так называют?

Апрель:

Как и у моего брата, у меня есть свои приметы и пословицы. Сможете их назвать?

Дети (из зала):

— Апрель с водой-май с травой.

— Не ломай печей, еще апрель у плечей.

— Апрель ленивого не любит, проворного приголубит (ученики толкуют смысл каждой пословицы).

— Весной береза раньше ольхи лист распустит-лето будет сухое, ольха опередит березу — мокрое.

Весна:

Последний месяц весны — Май-травень, месяц зеленой травы и душистых цветов.

Ученик (май):

Май леса наряжает,

Лето в гости ожидает.

Ведущий 2

И для мая мы песню споем.

19. Веснянка «Пришла весна, ой пришла весна»

20. Мелодия «Птичьи голоса»

Ведущий 1

Весна полна птичьими голосами.

Весна:

Вы слышите, дети? Это поют мои друзья, мои гонцы. На своих крыльях они приносят теплые солнечные дни. А знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Детей (птицы):

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)

Гнездо свое он в поле вьет.

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда-

Соседям яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Летит домик пол окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Птицы:

Прилетели, Прилетели,

Прилетели, наконец!

Весна:

Я уже знаю, что с моими птицами все в порядке: они прилетают, радуются родному дому и строят гнезда. А как же поживают мои зверюшки?

21. Инсценировка «Лесные звери встречают весну»

Ёж:

Я спал. Похудел.

Белка:

У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса:

А я голодала, одними мышами питалась.

Волк:

Да не редко кур подсчитывала в соседней деревне.

Лиса:

Да что ты, какие куры? А что ты, кум, такой худой?

Волк:

Будешь худой с такой едой

Я не ел четыре дня,

Увидал обеду пня

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда-
Быстроногая еда!
Лиса:
Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал.
Медведь:
Без забот и без тревоге
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму до весны
Еж:
И конечно видел сны?
Медведь:
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит: каплет, вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил — кругом вода.
Еж:
Заспешил медведь наружу.
Медведь:
Заливает — не до сна!
Ёж:
Вышел он и видит лужа,
Тает снег, пришла весна.

Весна:
Ну что ж, и такое бывает. Хорошо, Миша, что ты все-таки проснулся и спасся от воды. А на будущее учти, что весна не ждет, всегда приходит вовремя. Трудные времена для вас прошли, лесные жители. Радуйтесь теплу и Весне!

Ведущий 1

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт

На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки!

С веток капает капель,

И летит синицы трель.

22. Песня «Весенняя капель»

23. Фон для слов

Ведущий 1
А сейчас для всех для вас,

Будет русский перепляс!

24.Танец «Барыня»

25. Фон для слов

Ведущий 2

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красну веселить!

Где песня льется, там легче живется.

Запевайте песню звонкую, шуточную, прибауточную!

26. Частушки – небылицы

Девочки:

Вы послушайте ребята, чепуху мы будем петь.

На дубу коза пасется, в бане парится медведь.

Здорово, здорово у ворот Егорона,

А у наших у ворот все идет наоборот.

Рано утром вечерком, поздно на расвете,

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

А наш дедушка Иван посадил кота в карман,
Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Мальчики:
На заборе чепуха жарила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.

Девочки:

Сидит ёжик на березе, новая рубашечка.

На голове сапожок, на ноге фурашечка.

Мальчики:

Черти вилами поели из баранины уху,
Не пора ли нам, ребята, всем закончить чепуху.

1.Будет звонко гармошка
Полтора часа играть,

Мы спаем для вас частушки,

А вам нужно подпевать.

2.Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много-

Можем растеряться.

3.Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Бабка ехала пешком

В ситцевой карете.

4. Между небом и землей

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

5.Вы послушайте, ребята,

Небылицу буду петь:

На дубу свинья пасётся

В бане париться медведь.

6.Сидит ёжик на березе,

белая рубашечка.

На голове сапожок,

на ноге фурашечка.

7.На горе стоиттелега,

Слёзы капают с доски

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

8.Ай да серенький коток

Пошел к речке подмосток,

В воду хвостик опустил,

Кошкам рыбы наловил!

27. Фон для слов

Ведущий 1

22марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21 марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них- жаворонок. Сколько проталинок-столько и жаворонков.

На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпением ждали его прилета. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, а поле, подбрасывали к нему и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Ведущий 2

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка — серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней

28. Мелодия «Песня жаворонка»

29. Фон для слов

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

30.Заклички (Исполняют дети с жаворонками)

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2.Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну-Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3.Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да краснолетеце.

Нам зима то надоела, много хлебушка поела,

А воды то попила, да три колодезя.

4.Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5.Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам-лето!

На тебе сани, а нам-телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки,
Летите в поле, несите здоровье.
Первое-коровье, второе-овечье,
А третье — человечье.
7. Приди Весна -Весна-красна!
Сольном высоким, с корнем глубоким
Хлебом обильным!

31. Фон для слов

Ведущий 1

Третьей встречей весны считают день 7 апреля — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю.

Радуются люди:

-на Благовещение весна зиму поборола.

— на Благовещение дождь-родится рожь.

Ведущий 2

Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшение весенних праздников стал образ птицы.

Ведущий 1

На гулянках начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества — солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода — круг.

32.Хоровод «Во поле березка стояла»

33. Фон для слов

Дети:

1.Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

2.Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

34. Веснянка «Ой бежит ручьем вода»

35. Фон для слов

Ведущий 1

Чтобы пыл веселья не угас
Чтобы время шло быстрее
Предлагаем пляску на общее веселье.

36.Танец «Русский»

37. Фон для слов

Дети: Раздайся народ

Нас пляска берет.

Хоть не наш черед,

А мы вышла наперед.

38. Танец «Кадриль»

39. Фон для слов

Ведущий 1

Весна! Весна! И всё ей радо!

Как в забытье, каком стоишь,

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах, талых крыш.

Под солнце самое взвился

И в ярком вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

Ведущий 2

Вот и всё, дождались,

Вот она — весна,

Хоть уже, казалось,

Не придёт она.

Весну красную мы встретили,

Да как праздник наш прошёл, не заметили!

С зимой ушли печаль, ненастье,

Весна приносит только счастье!

Ведущий 1

Дорогие зрители, наш праздник подошел к концу. Мы благодарим вас за внимание.

Ведущий 1, 2

До новых встреч!

40. Фон финал

(Дети угощают друг друга и гостей выпечкой — «жаворонками»)

Сценарий обрядового праздника для детей от 5 до 7 лет «Закликания весны»

Цель: Знакомство детей с русским фольклором — обрядом закликания весны.

Задачи:

сформировать представления детей о празднике;

продолжать знакомить детей с русскими закличками, хороводами, играми;

совершенствовать умение детей согласовывать движения с характером музыки, умение петь выразительно, без напряжения, «светлым» звуком;

активизировать творческие проявления детей в передаче образных игровых движений.

(Под русскую народную мелодию выходит Хозяйка)

Хозяйка.(обращается к детям). Доброго здоровья, честной народ!

Дети.(здороваются). Здравствуйте, хозяюшка!

Хозяйка.Приятно видеть вас в добром здравии. Сейчас я вам поведаю, как в далёкую старину встречали люди весну — красну. Только сначала загадку отгадайте:

Загадки:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Дети: Весна красна!

Реб. Идёт матушка весна — отворяй ворота.

Реб. Первым март пришёл — белый снег сошёл.

Реб. А за ним и апрель отворил окно и дверь.

Реб. А как пришёл май — солнце в дом приглашай.

Хозяйка. И вот из-за моря вереницей к нам домой вернутся птицы. Отгадайте какие?

1 .На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его …(скворец)

2.Верный страж и друг нолей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей… (грач)

3 .Хочет — прямо полетит.

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет… (жаворонок)

Хозяйка. Первыми возвращаются жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Позовём их.

Жавороночки! Летите из-за мория, несите нам здоровия!

Мы вам пирожок, вы нам денежек мешок!»

Дети. Жавороночек- дуда,

Приляти — ка к нам сюда.

Нам зима да надоела.

Много хлебушка паела,

А — а — стался кусочек,

Ку-у-ри-и-ный носочек (Играют на свирели, свистульках)

Жаваронки — ноги тонки,

Приляти -те к нам.

Приняси — те нам Вясну — красну,

Тёпла ле — тичка,

Красна солнышка.

Прилета-а-й — те скорей! (Играют на свирели, свистульках)

Хозяйка. А теперь ребята я вам загадаю загадки о перелётных птицах:

1.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад.

Ищет в речке лягушат… (цапля)

2.Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины… (ласточка)

3.Ктобез ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(соловей)

Реб. А давайте поиграем в игру «Птицы в гнезде»

Дети. Давайте!

Игра «Птицы в гнезде» (Дети разбиваются по три человека: двое берутся за руки — они гнездо, а третий птица. Вигре участвует одна лишняя птица. Вначале игры все птицы вылетают из гнёзд, а по сигналу надо занять себе любое гнездо.)

Реб. Солнышко, колоколнышко,

Ты пораньше взойди.

Нас пораньше разбуди,

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать.

« Игра с солнцем»

(Ход игры. В центре круга — «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца.)

Дети. Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче.

А зима теплее,

А весна милее. (Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю — отходят, расширяя круг. На

слово «Горю!»«солнце» догоняет детей.)

(Звучит музыка с голосами птиц)

Реб. Громко птицы распевают — все весну — красну встречают!

Реб. Ребята, давайте весну — красну кликать!

Хоровод «Перед весной»

(Появляется Весна)

Весна. Я — Весна — красна, вам в подарок принесла, много-много вешних вод, да веселый хоровод.

Хоровод «Веснянка»

Весна. Очень уж я песни да музыку люблю! А уж как музыканты заиграют — так сразу и солнышко проглянет, и птички запоют, и ручьи побегут…

Оркестр р.н.м. «Во саду ли, в огороде».

(Хозяйка выносит разнос с выпечкой)

Хозяйка. Сегодня мы с вами встречали весну – красну по русскому обычаю. А помогали нам в этом жаворонки. Примите от меня, гости дорогие, сладкие подарки, жаворонков, сама пекла, старалась! Угощайтесь на здоровье, растите большими, да умными! Спасибо вам, до свидания!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/210638-scenarij-obrjadovogo-prazdnika-zaklikanija-ve

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Закладка капсулы времени адресованной будущим поколениям сценарий
  • Закинуть зайца на свадьбе сценарий
  • Закажи свой праздник
  • Зайчонок праздник отмечали всех друзей своих позвал
  • Зайчонок праздник отмечали басня