Занятие что такое праздник

Cкачать: Конспект занятия по теме: "Праздники"

Занятие: « Праздники»

Цель:
развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи:
образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова,
Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа,
познакомить с русскими традициями праздников, истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего
народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные — прививать любовь и интерес к традициям и обычаям
русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

Ход занятия.

Л.: Дети, а как называют людей, которые живут в России?

Д.: Россияне, русские.

Л.: Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали
называть на Руси русский народ. Очень давно жили наши с вами предки – это кто?

Д.: Прабабушки, прадедушки.

Л.: Русский народ жил своим трудом: они пахали землю, шили одежду,
шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины,
вырезали деревянную посуду, матрешек.

       Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего
дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На
ярмарках мастера обменивались опытом.

Л.: Наш русский народ очень любил русские народные сказки. А какие
русские народные сказки знаете вы, ребята?

Д.: Дети называют знакомые им сказки.

Л.: А ещё наш народ очень любил праздники, поэтому они слагали песни,
частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники?

Д.: Да!

Л.: Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по
особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали
всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных
праздников. Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы? Я буду
показывать вам картинки, а вы будете называть праздник.

        Русский народный праздник Покров. А что это за праздник Покров?
В какое время года этот праздник.

Д.: Высказывают свои версии.

Л.: С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок.
Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так
называется потому, что в этот день всегда выпадает первый снег, как покрывалом
белым покрывает землю. Это означает, что скоро придет матушка-зима. В праздник
Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки. Там
товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда
радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами
поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник. Игра называется
«Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка
и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью.
Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

Л.: Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время
года мы с вами ребята попали.

Д.: Зима.

Л.: Какие вы знаете зимние праздники:

Д.: ответы детей.

Л.: Правильно Рождество. Рождество в нашей стране празднуют 7 января.

      В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне
Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно
обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что
доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить
в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются
подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить
дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки,
рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же,
попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают
веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой,
а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни
с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает
сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё
пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

— Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

— Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

— Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства,
плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

Л.: Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние
праздники вы знаете?

Д.: ответы детей.

Л.: Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и
светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались
народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный,
длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски,
песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение
праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и
тепла. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени
Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в
лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось
до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают
чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай!
Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная!
Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали
куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать
богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили
прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста».
«Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не
вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:»Прости
меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.
Так заканчивалась Масленица.

Игра «Плетень»

      Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги
друг напротив друга.

      Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного,
перекрестно.

       Участники первой команды шагают навстречу другой команде,
которая в это время стоит на месте, и говорят: «Машу все мы поздравляем и
здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же
делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за
ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий
хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в
«плетень».

      Обычно после этого появляются «лишние» руки.

Игра-развлечение «Ручеек»

      Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла
она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным,
ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает
настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за
другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и
держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.
Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под
сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в
конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под
сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек»
движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить
под музыку.

      Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей
без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и
волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне
многозначительная.

Л.: Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа.
Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике, об угощении, которое
готовилось в этот праздник. Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение —
жаворонок).

       Как называется эта птица? (ответы детей). А ведь это не просто
птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский
праздник, посвященный жаворонку. 22 марта — «Сороки». Почему Сороки?
(Демонстрация иллюстраций: воины Древней Руси). Очень- очень давно, один из
военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам
одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих
солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не
погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день — 22 марта
вспоминают всех погибших воинов.

        А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с
распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное
угощение раздавали детям.

        Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили
хороводы, играли в игры.

Л.: А сейчас мы с вами поиграем в новую игру, которая называется «Жаворонок».

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

            Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за
круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной.
Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится
«жаворонком».

Л.: Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют
«Сороки-Жаворонки»? Что символизирует жаворонок? Что пекли хозяйки в честь
этого праздника? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник? Что вы узнали
из легенды, которую я вам рассказала?

I

Вступительный момент (мотивация)

— Ребята посмотрите, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на столе коробку. Как вы думаете, что же там внутри?

— Давайте попробуем определить на ощупь, что же там лежит?

— Ребята, а теперь давайте достанем и посмотрим.

— Посмотрите – это же колпачки, маски, свистелки и шарики.

— Как вы думаете, а когда (при каких обстоятельствах) их используют?

— Ребята я приглашаю сеть вам на стульчики и поговорить о праздниках.

(ответы детей)

(дети засовывают руку и говорят, что же там лежит)

— Когда праздники

II

Основная часть

Этот праздник знаешь ты, На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.

Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняются движения по тексту:

«ВаняВаня — простота!

Купил лошадь без хвоста.

(дети идут по кругу, взявшись

за руки по направлению вперед)

Сел задом на перед,

(не разворачиваясь, меняем

направление на противоположное.

Т. е. дети идут в хороводе,

спиной вперёд)

И поехал в огород.

Не доехал до горы —

Закусали комары!

(дети поворачиваются друг

к другу и щекочут друг друга)»

— Что такое праздник?

— Какие праздники бывают?

— А зачем нужны людям они?

— Ребята, посмотрите праздники бывают государственными, скажите, что это за праздники?

— И бывают семейными: а это что за праздники?

— А теперь отгадайте загадку, какой праздник у нас был недавно и мы с удовольствием его праздновали?

— Какие вы молодцы! Конечно же – это масленица!

— Скажите, а вы помните как мы встречали весну и прогоняли зиму?

— Давайте вспомним и сыграем в игру:

П/И «Ваня – простота»

— Какие вы у меня молодцы, поиграли, а теперь давайте вспоминать какие праздники прошли у нас вот на прошлой недели?

— Ребята, с 1 по 3 мая был праздник он называется «Мир, труд, май».

— Сейчас, мы поговорим о этом празднике –1 Мая. Но вначале давайте вспомним: что мы знаем о месяце мае?
— Май последний месяц весны, красивый, цветущий. В мае полностью оживает природа, оживает земля. Все труженики земли стараются успеть с весенними работами. Вот почему этот праздник называют Праздником весны и труда.

— Раньше, каждый год в этот день школьники, студенты и трудящиеся шли на демонстрацию.

Взрослые несли в руках большие флаги, цветы, а в руках у детишек были маленькие флажки и воздушные шарики. Все радовались весне, обновлению природы и теплым солнечным лучам. Вернувшись, домой, все садились за праздничный стол.

— Сегодня его отмечают не так активно, как в былые годы. Но, поскольку этот день выходной, люди имеют возможность отдохнуть от работы, пригласить гостей или самим сходить в гости и приятно провести время в хороший весенний день. А некоторые, напротив, считают, что в День труда нужно непременно трудиться — отправляются на дачу и работают на огороде.

— А сейчас давайте с помощью волшебных кистей приготовим плакат для этого праздника!

— это веселье, торжество, которое устраивается по какому – либо поводу.

— Новый год и т.д.

— день победы, 8 марта и т.д.

— дни рождения.

(Масленица)

(ответы детей)

(рисуем плакат)

Конспект занятия по внеурочной деятельности Истоки.

Тема Праздники.

Цель – определить понятие Праздники

воспитание уважения к людям

Ход занятия.

1. Организационный момент. Мотивация.

Звучит песня Праздник .

Учитель:

Добрый день, уважаемые гости и ребята. Нам очень приятно видеть вас в нашем

уютном классе. Давайте улыбнемся друг другу и все вместе отправимся в

увлекательный путь по нашей светлойИстоковской дороге.

Так радостно видеть ваши добрые глаза, счастливые светлые лица.

Ребята, сегодня в нашу школу приехали гости .

А кто такие гости?

Это долгожданные люди, пришедшие к нам по приглашению.

А когда мы приглашаем гостей?

На праздники, свадьбы, торжественные события.

Приглашенных гостей развлекают, показывают семейные реликвии, рассказывают

интересные истории из жизни и прочее.

2. Определение темы занятия.

Читает ученик.

Праздник в гости к нам идет ,песню за руку ведет,

Будет радость, угощенье, и конфеты и печенье,

Праздник – солнышко, веселье с нами рядышком идут.

Вы послушали Сашу, как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на нашем

занятии?

О праздниках.

Какие вы в семье отмечаете праздники?

Свадьба, новоселье, день рождения, День Матери, День Победы….

Каким в праздник становится дом?

Веселым, нарядным, шумным.

Учитель:

Душа согревается, наполняется радостью и любовью, из нее уходят тревоги и

переживания.

Скажите, а у нас сегодня простой или необычный день?

Праздник .

3. Введение понятия праздника.

до 18в. в России отмечались только церковные праздники. В эпоху Петра 1

появились светские праздники: Новый год, памятные дни в честь побед русского

народа, коронация членов императорской семьи. Праздники воспитывали патриотизм,

укрепляли боевой дух армии. Официальным торжествам придавалось особое значение:

они считались главными празднествами империи и возводились в ранг закона для всех

российских городов.

А кто из вас попытается дать определение празднику?

Определение праздника прочитает нам ….на интерактивной доске

Обращаем внимание детей на доску, где висит календарь

Почему художник, который подготовил этот календарь, обозначил одни числа

красным, а другие черным цветом? Объясните.

Получаем ответ от детей: одни числа черным цветом обозначены это будничные дни,

а красным – праздничные или выходные

Дети, посмотрите на сегодняшнюю дату. Это будничный день изображён чёрным

цветом — 15.02.2018 г. А вы говорите праздник. Почему?

Вывод.

Не все праздничные дни обозначены в календаре, например, не указаны дни

рождения, знаменательные даты и сегодняшний день, хотя для нас это праздник

потому что к нам пришли гости.

А как вы мне докажите, что сегодня праздник?

На стенах висят шарики, звучит приятная музыка, празднично украшен класс, пришли

гости отвечают дети.

Вы все назвали верно, а сейчас мы проведем аукцион «Приметы праздника».

Кто назовет последним примету праздничного дня, тот будет поощрен памятным

сувениром.

Награждение.

Какие бывают праздники

государственные городские школьные и личные

Учитель

А у нас сегодня, какой праздник

школьный

4. Ресурсный круг.

Звучит песня Бабушка рядышком с дедушкой

Все дети встают в круг.Передают шарик.

Сейчас каждый из вас будет называть по одному известному празднику, по очереди и

прикасаясь рукой к следующему ученику, передавая ему право для выступления.

Будьте внимательны и не повторяйтесь (выслушиваются все высказывания учеников).

Все дети садятся за свои парты.

5. Изготовление подарка для гостей. Колокольчик.

Работа в парах.

Что мы всегда готовим к праздникам

подарки

Какой городской праздник мы отмечали 19 января

75 лет со дня своего основания Ульяновской области

Сейчас мы с вами изготовим …колокольчик и так как сегодня для нас праздник – а в

праздники принято дарить подаркиэти колокольчики в конце урока мы подарим

нашим гостям.

у вас на партах лежат заготовки …

Учитель рассказывает, в какой последовательности приклеивать детали.

Изготавливают Колокольчик.

6.Физкультминутка.

Дети выполняют движения под музыку.

7.Беседа.

Какой праздник на этой неделе

Масленица.

Нет такого человека, который не знал бы, что за праздник «Масленица». Этот

праздник назывался еще «Проводы зимы». Издавна в феврале устраивались на Руси

народные гуляния. Эти дни считались праздничными и назывались «Масленица».

А почему? Потому что после веселых гуляний начинался пост и есть жирную пищу

было нельзя. Поэтому в эти праздничные дни люди старались, есть сытно, жирное,

масленое. И праздник назвали «Масленица». В народе праздник величали: широкая

масленица, веселая, честная. Празднование совершалось по строго расписанному

порядку. Каждый день были новые забавы и веселье. И поэтому каждый день недели

называется поразному.

Учащиеся исполняют песню «К нам гости пришли»

Коллаж Дни Масленицы.

Зачитывает ученик.

понедельник «встреча»

вторник «заигрыш«

среда «лакомка», «разгул», «перелом»,

четверг «разгуляйчетверток», «широкий»,

пятница «тещины вечера», «тещины вечерки»,

суббота «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье «прощеный день»

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярынямасленица, госпожа

масленица».

Сегодня четверг разгуляй четверток

Выступает подготовленный ученик.

На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда

проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из

Древней Руси. . По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного

теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

Учащиеся исполняют песню Масленица

8.Игра «Передай платочек» (реквизит 1 2 ярких платочка)

Под музыку передаем друг другу платок. На ком музыка остановилась, и у кого

остался в руках платок, тот должен рассказать пословицу о Масленице или о весне.

(Игра с платком проводится под музыку Масленица)

9. Этап обобщения.

Праздник закончится.

А как же запомнить его на всю жизнь, запечатлеть образ конкретного, сегодняшнего

праздника?

Можно сфотографировать, сделать аудиовидео, цифровую запись, оформить альбом,

предполагают дети.

Давайте проведем итог нашего сегодняшнего занятия и составим социокультурный

ряд слов, который характеризует наши праздники.

На доске круг солнцалучики лежат на партах

Солнышко

Пишут на лучиках.

Праздник нам несёт

радость

доброту

Зачитайте, что несёт нам праздник

Молодцы ребята, вы прекрасно поработали.

10. Рефлексия.Итог занятия.

О чём мы сегодня говорили на нашем занятии

Мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии.

Что интересного было для вас на нашем занятии

Что особенно запомнилось

Кому было скучно

Мы с вами говорили, что всегда на праздниках дарят подарки, и раз сегодня у нас

гости, то мы им хотим подарить небольшие сувениры, сделанные своими руками,

чтобы они еще раз захотели побывать на наших праздниках.

Ученик.

Праздник — это день, когда душа трудится. Недаром наши предки говорили: праздник

дело святое, Богу угодное.

Дорогие дети и взрослые!

Учитель:

Мне хочется пожелать, чтобы праздник входил в ваш дом всегда добрым и желанным

гостем, чтобы он сближал, укреплял, сберегал ваши родственные чувства и

взаимопомощь, передавал из поколения в поколение в вашем роду уважение, любовь и

сердечное отношение друг к другу.

Спасибо за занятие.

Звучит песня – Мы желаем счастья Вам.

Классный  час: « ПРАЗДНИКИ  В  НАШЕЙ  ЖИЗНИ»

Цель:    дать  понятие  слова  «праздник»;   показать   роль  праздника   в  жизни  человека;  обсудить  правила  поведения  на  празднике.

Оборудование:  наглядность  по  праздникам ( 15 шт.), стрелки,  тема  и   виды  праздников.,  календарь,  колпачки,  шары,  коробка  для  подарков., поздравительные  открытки,  музыка,  рисунки  детей.

  1. Вступительное  слово :

     — Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  праздниках.

— Что  же  такое  праздник?

       Праздник  —  день  торжества,  радости,  единения  людей ,  отмечая  важные  события  в  их  жизни.  Праздников  очень  много,  и  они  разные.

—  Какие  праздники  вы  знаете? Давайте  выделим   их  в  группы:

? Семейные ( день рождения,  новоселье, свадьба, юбилеи,  день  покупки)

? Профессиональные ( дни  учителя,   врача……)

? Религиозные ( Пасха,  Рождество,  Курбан байрам…..)

? Народные ( Масленица,  1  мая,  проводы  зимы..)

? Школьные( праздник  букваря,  осени,  …)

? Международные(праздники  всех  народов или  стран)

? Национальные( праздники  конкретной  страны)

? Государственные

—  Какие  праздники  отмечает  ваша  семья?

—  Какой  ваш  любимый  праздник? Почему?

    У  каждого  праздника  есть   свои  особенности  в  проведении,  но        есть  для  праздников  и  общие  правила.

ПРАВИЛА:

—  Идя  на  праздник,  надень  самую  нарядную  одежду.  Она  должна  быть  чистой  и  аккуратной.

—  Если  ты  пришел  на  праздник —  веселись.

—  Старайся  принимать  участие  в  играх  и  развлечениях.

        2.    Танец: « Если  весело  тебе, то  делай  так!» ( 3 раза , 4 раз всё вмес.)

              —  Я  думаю,  вы  со  мной   согласитесь,  что  ни  один  праздник  не  обходится  без  танцев.

                Вот  и  мы  с  вами  сейчас  немного  потанцуем.

3. Правила  подношения  и  получения  подарков.

     —   У  каждого  народа  свои  традиции  поздравлений,  но  правила  подношения  и         получения  подарков  едины  для  всех  воспитанных  людей. Получить  подарок  всегда    приятно,  важно  при  этом  не  огорчить  дарящего.  Вспомним,  как  себя  вести.

Когда  принимаешь  подарок  правильно. …

   Приветливо  улыбаться,  поблагодарить;  распаковать, посмотреть  подарок;  при  повторном  подарке  не  показывать  виду;  сладости  предложить  окружающим;  цветы  поставить  в воду.

Когда  даришь  подарок  правильно….

   Учитывай  вкус  и  желания  адресата;  дари  то,  чему  обрадовался  бы  сам;  покупай  подарок  соответствующий  по  цене  твоим  возможностям; убери  ценник; вложи открытку с  поздравлением  и  своим  именем.

4.Послушайте  стихотворение  Игоря  Шевчука  «Подарок»

На  день  рожденья  Кактусу

Подарок  подарили

И  поздравленья  Кактусу

Любезно  говорили:

— Примите,  милый  Кактус,

От  нас  сегодня  в  дар

Прекрасный  —  распрекрасный

Большой  воздушный…..

Бах!

—  Удачный  ли  подарок  подарили  Кактусу? Почему?

—  Можно  ли  подарить  то,  что  тебе  самому  не  нужно?

—  Как  принято  вручать  подарок?

—  Если  вы  пришли  в  гости,  нельзя  вручать  подарок  в  прихожей.  Необходимо  снять  верхнюю  одежду,  привести  себя  в  порядок  и  в  праздничной  комнате,  где  накрыт  стол  и  собираются  гости,  вручить  подарок,  обязательно  в  оригинальной  упаковке,  с  улыбкой  и  самыми  теплыми  словами.

5.Игра  «Посылки»

Заранее  заготавливаются  бумажки  с  названиями  предметов. Они  кладутся  в  коробку.  Водящий  обращается  к  участникам  игры: «Тебе  пришла  посылка  с  подарком. Что  ты  с  ним  сделаешь?»

После  ответа  водящий  достает  одну  из  бумажек  и  зачитывает,  что  было  в  посылке.

6.Творческое  задание.

 Нарисовать « подарок  моей  мечты»

—  Давайте  посмотрим  на  ваши  рисунки  и  подумаем,  на  какие  группы  можно   разделить  все  подарки.

                 ПОДАРКИ  БЫВАЮТ:

              ?   Литературные  ( стихи,  газеты,  открытки,  плакаты)

              ?  Музыкальные  ( песни, танцы)

              ?  Сладкие  ( торты,  шоколадки,  конфеты)

              ?  Вещественные  ( игрушка,  книга,  блокнот)

              ?  Символические  ( в  честь  какого-то  события)

              ?  Сувенирные ( вещь,  которой  любуются,  но  не  употребляют  её)

              ?  Цветы

              ?  Живые  ( собака,  кошка)

            —  Членам  семьи  и  всем  друзьям  дарят  подарки,  сделанные  своими  руками. Друзьям, близким дарят сувенир, рисунок ….

           7. Вывод:  Всем  людям  приятно  получать  подарки  от  друзей  и  близких,  но  важно  при  этом  помнить,  как  правильно  следует  принимать  подарки,  чтобы  не  обидеть  дарящего.  А  ещё  лучше  самим , почаще   дарить  подарки  любимым  и  получать  от  этого  радость  и  удовольствие.

      — Что  такое  праздники?

Музыкальный  подарок  песня « Неприятность  эту  мы  переживём»

Просмотр содержимого документа

«Тема классного часа «Праздники в нашей жизни» »

Беседа о праздниках для детей дошкольников.

Что такое праздник?

Праздник — день особый, яркий:

Угощение, подарки,

Флаги, музыка, парад,

Фейерверк и маскарад.

Для весёлой детворы —

Разноцветные шары,

Песни, танцы, шутки, смех!

Праздник — лучший день для всех!

Посмотри на картинки и назови знакомые тебе праздники. В костюмы каких сказочных героев нарядились ребята на новогоднем празднике?

Какие бывают праздники?

Праздники бывают самые различные:

Шумные, весёлые, даже необычные.

Детские и взрослые, добрые и славные,

А бывают праздники для России — главные.

Все мы любим праздники. Взрослые и дети ждут их с нетерпением. У каждого человека бывают свои знаменательные дни: день рождения, именины. Есть праздники религиозные. Это Рождество, Крещение, Пасха, Троица и многие другие. У людей разных профессий есть свои особые праздники, например, День милиции, День космонавтики, День строителя. У тех, кто учится, тоже есть свой праздник — 1 сентября, День знаний.

Но есть праздники самые важные, их отмечает вся наша страна. Обычно эти праздничные дни бывают выходными. Такие праздники называют государственными. К ним относятся следующие праздники: День народного единства, День Конституции Российской Федерации, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, День России, День Государственного флага Российской Федерации.

Кроссворд «Праздник»

1. В нарядной коробке красив он и ярок,

Под ёлкой лежит новогодний … (подарок)

2. Мы пойдём на праздничный базар,

Купим там большой воздушный … (шар)

3. Огни взлетели там и тут —

Прекрасен праздничный … (салют)

4. Сверкают шары и игрушки

На ёлочке нашей всегда,

И ярко, на самой верхушке,

Горит золотая … (звезда)

5. Красиво шагают шеренги солдат —

На Площади Красной военный … (парад)

6. В праздник по почте пришёл нам конверт,

А в этом конверте билет на … (концерт)

7. Праздник — ура! Развлекаться пора —

Пусть будет весёлой наша … (игра)

8. С хвостом, да не мышка,

Из бумаги, да не книжка.

Эта громкая игрушка

Называется … (хлопушка)

Предлагаем серию картинок — раскрасок с главными государственными праздниками России. Пусть все ваши праздники будут весёлыми, интересными и счастливыми!

1 января – Новый год

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

4 ноября – День народного единства

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.

Задачи:

—  показать отличие праздничных дней от будней; закрепить знания о традиционных праздниках.

— воспитывать уважительное, заботливое отношение к мамам и бабушкам;

— учить понимать настроение другого человека.

Материал:

— иллюстрации с изображениями людей в разном настроении (весёлом, радостном, грустном, сердитом и т.п.);

— смайлики с изображением весёлого настроения с одной стороны и грустного с другой;

— предметы для праздника – воздушные шарики, открытки, маска и др.;

— предметы для будней – карандаш, книжка, пластилин и др.;

— конверты с картинками (тучка и солнышко) каждому ребёнку.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что это за плакат висит у нас в раздевалке?

Дети: Этот плакат мы подготовили к празднику пап.

Воспитатель: Да ребята недавно мы поздравляли наших пап и дедушек с праздником – День Защитника отечества, желали им всего хорошего. Делали для них подарки – самолетики.

Скажите мне пожалуйста, а чем отличается праздничный день от обычного дня?

Дети: В праздничные дни дарят подарки; Готовят вкусную праздничную еду; надевают красивую одежду; ходят в гости.

Воспитатель: А какое у всех настроение в праздничный день?

Дети: Веселое; радостное и т.д.

Воспитатель: Какие вы праздники знаете?

Дети: Новый год, день рождения, День матери

 Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем. Знаете ли вы, какие предметы необходимы в праздники, а какие в будние дни?

Дети по одному выходят, выбирают предмет, объясняя, пригодится он для праздника или нет.

Дети проверяют товарища: если согласны- хлопают в ладоши; если не согласны- топают ножкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А вы знаете, что приближается праздник – день 8 Марта. Кого поздравляют в этот день?

 Дети: поздравляют в этот день маму; поздравляют в этот день бабушку.

Воспитатель: Правильно, это праздник всех женщин, мам и бабушек.

Воспитатель: Ребята, а как мы будем готовиться к этому празднику?

Дети: Будем делать красивые открытки и подарки для мам и бабушек.

 Воспитатель:

Послушайте стихотворение, которое называется «Женский день» (А.Усачев Про праздники. Стихи. – М.; Дрофа – Плюс,2005)

Я свою постель заправлю,

Пусть мне это делать лень,

Но я сам себя заставлю,

Ведь сегодня женский день.

  Раз такой сегодня праздник,

  Я все вещи уберу

  И ботинки в коридоре

  Мокрой тряпкою протру.

Даже если скажет мама:

-Шапку новую надень!

Спорить с мамой я не стану,

Ведь сегодня женский день

  Мы пирог ей приготовим

  Вместе с папою вдвоем.

  И цветы подарим маме,

  И поздравим с женским днем.

Мама будет очень рада,

А потом чуть-чуть вздохнет:

-Вот бы день Восьмое марта

Продолжался целый год!

Воспитатель: Скажите, почему мама мальчика из стихотворения хотела, чтобы праздничный день продолжался целый год?

Дети: Все заботились о ней, помогали целый день.

Воспитатель: А что помогать и заботиться можно только в праздничный день?

Дети: нет, можно и нужно помогать в любой день.

Воспитатель: Проявлять внимание к людям нужно всегда, но в этот день нужно проявить особую заботу о маме, бабушке, любой женщине. Послушайте еще одно стихотворение Валентина Берестова

«Праздник мам».

Восьмое марта, праздник мам,        

Тук-тук! – стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит дом,

Где помогают маме.

Мы пол для мамы подметём,

Мы стол накроем сами.

Мы сварим для неё обед,

Мы с ней споём, станцуем.

Мы красками её портрет

В подарок нарисуем.

— Их не узнать! Вот это да!

Тут мама скажет людям.

А мы всегда,

А мы всегда,

Всегда такими будем!

Воспитатель: Давайте, ребята, мы с вами отдохнём.

Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали

Руки кверху все подняли,

Сели – встали, сели – встали

Ванькой — встанькой словно стали.

Воспитатель: Дети, какое у мамы или у бабушки будет настроение в этот праздничный день, если вы будете помогать им, радовать их?

 Дети: настроение будет хорошее; настроение будет радостное.

Воспитатель: Да, просто замечательное будет настроение у мамы!   А сейчас поиграем. У каждого есть смайлик.  С одной стороны, грустный, с другой веселый. Я задаю Вам вопрос, а Вы покажите смайликом, какое настроение будет у мамы если:

-ребенок промочил ноги?

-если дети убрали игрушки?

-если   ребенок плохо себя ведет?

-если ребёнок помог братику собрать пирамидку?

Воспитатель: А какие ещё есть чувства и настроение у людей? Посмотрите на картинки и скажите какие чувства изображены?

 Дети: на этой картинке радость; на этой картинке грусть; на этой картинке удивление.

Воспитатель комментирует ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какое настроение бывает у Вас, когда что-то не получается, разбивается, теряется, рвется.

Дети: Грустное, печальное, огорчаемся, плачем.

Воспитатель: А когда Вам бывает весело, радостно?

Дети: Когда хорошее настроение, когда мама рядом, когда меня хвалят и т.д.

Воспитатель: Послушаете стихотворение (автор Людмила Николаенко):

Яблоко

Стало невкусным,

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар

Не сладкий.

Соль –

 Не соленая.

Дождик не мокрый,

Трава –

Не зеленая.

Гром

На кого-то

С неба ворчит…

Мама не хочет

Со мной

Разговаривать,

Мама молчит.

Воспитатель: Почему у девочки такое настроение, почему мамане разговаривает с ней? Что случилось, как вы думаете?

Дети: девочка обидела маму, Девочке грустно, стыдно.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы все изменилось?

Дети: Нужно попросить прощение, извиниться.

Воспитатель: Правильно – мама простит, и все вокруг станет красивым и вкусным.

Подведение итогов по игре и занятию.

О чем сегодня мы говорили? Какие дни бывают? Какие настроения бывают?

Воспитатель: Понравилось вам, ребята, занятие? А какое у вас сейчас настроение? Мы сейчас посмотрим. В этих блюдцах есть картинки – тучка и солнышко. Тучка – настроение обычное, спокойное, а солнышко – радостное, доброе. Какое у вас сейчас настроение?  Возьмите нужную картинку. Спасибо! Мне с Вами тоже было интересно и у меня радостное настроение.

Литература.

Развивающие занятия с детьми4-5лет/ под ред. Л.А. Парамоновой. М.,2014

                           Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Дюймовочка»

Конспект   НОД по познанию окружающего мира

  в средней группе № 2

На тему:

«Будни и праздники »

                                                                                         Подготовила и провела

        Воспитатель: Филиппова

                                                                               Людмила Анатольевна        

                                              г. Выкса, 2017г.                                                                               

Цель урока:

  • создать положительную мотивацию для
    выполнения раздела “Рукоделие”, умение
    поддерживать духовно-нравственные
    традиции предков в изготовлении
    продуктов деятельности декоративно-прикладного
    искусства
  • развивать знания о традициях, культуре
    русского народа, своей семьи, возможность
    реализации их на практике
  • воспитывать уважительное отношение к
    своей национальной истории, народным
    обычаям и традициям, уважительное
    отношение к технологии как части
    общечеловеческой культуры,
    ответственного отношения к труду и его
    результатам.

Дидактическая цель: развитие
познавательной активности, отдельных
навыков проектирования: ассоциативного
мышления, исследования.

Методы обучения: проблемно-поисковый,
наглядный, практический, самостоятельная
работа

Формы организации познавательной
деятельности:
работа в парах,
индивидуально

Тип урока: Урок объяснения нового
материала, практическая работа

Методическое оснащение урока:

  • Выставка изделий
  • Слайдовая презентация
  • Бланки с ассоциациями
  • Ткань для изготовления оберегов 2-х
    цветов
  • Нитки
  • Ножницы
  • Образец оберега
  • Выпечка

1.Организационный этап.

Психологическая подготовка учащихся. Я
рада вас видеть, мы снова сегодня будем
работать вместе. Надеюсь, у вас будет
хорошее настроение.

2.Мотивация — этап актуализации
субъектного опыта учащихся

Когда вас посещает хорошее настроение?

Мы с рождения окружены хороводом
праздников. Праздники общенародные и
церковные, праздники личные и семейные;
годовщины приятных событий, юбилеи, встречи.
И наши новые праздники, и наши старые,
подзабытые религиозные стоят того, чтобы мы
вспомнили традиции, сопровождающие их:
обычаи дарения подарков, обычаи
праздничных столов.

Романова Е.В. 221-598-879

Я думаю, что вы уже догадались, что речь на
уроке пойдёт о праздниках и традициях,
связанных с ними.

Слайд 1. Объявление темы урока,
запись в тетрадь.

Сегодня урок необычный, у него есть имя.
Имя урока “Радостный день”.

Слайд 2. Цели урока

3. Этап изучения нового материала

1. Обеспечение восприятия и осмысления
изучаемого

Наши ученицы провели исследование: как
следуют традициям наших предков в их семьях?

Слайд 3. Диаграмма с результатами
анкетирования

Вопросы анкеты:


  1. Что такое праздник?
  2. Какие праздники больше всего любят в
    вашей семье?
  3. Празднуют в вашей семье православные
    праздники?
  4. Есть ли вашей семье традиционные блюда?
  5. Что вы знаете о традициях празднования
    Троицы?
  6. Какие традиционные блюда готовят на
    Благовещение?
  7. Что такое “писанки”?
  8. Назовите пословицы и поговорки,
    связанные с праздниками

Слайд 4. Определение праздника. Запись в
тетрадь.

Слайд 5. Представление праздника

2. Организация внимания.
Упражнение “ Мудрые совы”.
Самостоятельная работа с текстом. Работа в
группах. Каждая группа получает своё
задание.

Обучаемые получают задание с вопросами.

Найдите в тексте ту информацию, которая
является для вас известной и неизвестной.

  1. Какие традиции праздника вы хотели бы
    продолжить?
  2. Какие вы встретили пословицы и
    поговорки?

Слайды с изображениями и
фотографиями праздников

Обсуждение. Вывод учителя. На празднике
принято дарить подарки. А самые ценные
подарки сделаны своими руками. Сегодня мы
научимся делать особые подарки – обереги.
Физкультминутка

4 этап. Практическая работа
Изготовление оберега”

Слайд 6. Определение оберега. Запись в
тетрадь.

А сейчас у нас появится машина времени, и
мы окажемся в древней старине, в 987году. Я
буду хозяйкой дома, а вы девушками, которые
будут творить обереги для своих суженных.

Романова Е.В. 221-598-879

  1. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Изготовление работы вместе с учителем
  3. Вывод

5. Этап первичной проверки знаний

Упражнение на ассоциации. Обучаемым
предлагаются задания с ассоциациями. Это
карточки с приметами традиций праздников.

Дети должны узнать знакомый им праздник.

6. Подведение итогов

Возвращение к целям урока

Слайд 2


7. Рефлексия. Понравился ли вам урок?

8. Домашнее задание: трансформация знаний.

Найти и зарисовать обереги орнаменты для
вышивания традиционные для Тамбовской
области.

9. Подведение итогов. Вспомните
приподнятое настроение, которое посещает
нас и до праздника и после. Получается
праздник длиною в жизнь, с прелестными
народными обычаями и обрядами, которые я,
надеюсь, вы возьмёте в свои семьи.

10. Оценки

Приложение
1

Приложение
2

Приложение
3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Захарово праздник стола
  • Занятие праздник 9 мая
  • Затык армянский праздник
  • Зарплата выпала на праздник
  • Занимательные уроки сценарий