Заповеди заповедных мест сценарий мероприятия

Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Включена   информация о заповедниках на территории России, а также интересные конкурсы.

«Заповедные места Земли»

Мероприятие, посвященное  Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Цель:

  • показать значимость природы в нашей жизни;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
  • приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  • способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
  • повысить уровень экологической культуры;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес ребят;
  • развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета.  Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

Природа в России — роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно
Они украшают природу мою!
1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

Выбрать  экологические праздники:

  1. Международный День Земли — 22 апреля.
  2. Международный День птиц — 1 апреля.
  3. Международный Женский день -8 марта.
  4. Всемирный День Воды (Водных ресурсов) — 22 марта.
  5. Всемирный День защиты животных — 4 октября.
  6. День смеха -1 апреля.
  7. День заповедников и национальных парков-11 января.
  8. День комонавтики -12 апреля.
  9. Всемирный День охраны здоровья — 7 апреля.
  10. Новый год -31 декабря-1 января.

Проверка на слайде.

— Назовите дату, которая подходит к нашей теме.

Справка с показом слайдов (1-6 слайдов).

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый «День заповедников и национальных парков». Это событие произошло 11-го января  1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

11_january_sДата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием «Баргузинский».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника — охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк. 

Как ты красив, наш батюшка Байкал! 
Среди лесов, песчаных дюн и скал 
Стоишь, не зная горестей и бед 
Уж четверть сотни миллионов лет. 

Наша страна насчитывает около ста заповедников. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Этт  праздник отмечается 11 января.

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

Справка о Кавказском заповеднике.

Кавказ! Жемчужина востока,
Моих отцов прелестный край.
Здесь горы чудны и высоки,
Цветут долины, словно рай.

—  Один из охраняемых уголков России – Кавказский биосферный заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края. Слайд 7.

 Это один из старейших заповедников России, созданный на базе бывшего охотничьего хозяйства, резерват уникальной дикой природы Западного Кавказа . Заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа.

Основная часть Кавказского заповедника представляет типичную высокогорную область со скальными хребтами и вершинами, покрытыми вечными снегами и ледниками, с глубокими ущельями, горными реками и озёрами.  Слайд

Кавказ – одни из самых молодых гор по времени их возникновения на Земле, но по сравнению с историей человечества он – седой старец.  

Много красивых горных вершин мы сможем увидеть, если отправимся на Главный Кавказский хребет:

-Хребет Чугуш,  гора Фишт , хребет Ацетука ,  горы — Агепста , которые называют «турьими», потому что на их склонах любят пастись туры – горные бараны.

Многообразен животный мир заповедника:

В Кавказском биосферном заповеднике 70 видов млекопитающих, 225 видов птиц, около 10 000 видов насекомых  (кадр 13).

Так, например, 80 лет назад на территории заповедника были полностью истреблены зубры, их восстановление стало одной из важнейших задач. Сегодня на территории Кавказского государственного биосферного заповедника живёт около 400 зубров  (кадры 14, 15, 16).

В широколиственных лесах можно увидеть грациозных оленей. Кавказский благородный олень – наиболее ценное охраняемое животное. (кадр 17) Красивы самцы, головы которых увенчаны ветвистыми рогами. Рога оленя – показатель силы и здоровья.

На склонах гор можно заметить стадо серн – горных коз (кадры 18, 19). Серны очень пугливы, при любом резком звуке они готовы сорваться с места и убежать  (кадр 20).

На территории заповедника живут еноты (кадр 21), кавказские медведи (кадр 22), лисы (кадр 23), волки (кадр 24), дикие кабаны (кадр 25).

Много разных птиц обитает здесь. Днём в небе можно заметить силуэт летящего сокола, высматривающего себе добычу (кадр 26). По ночам промелькнёт бесшумная тень – это сова отправилась на охоту (кадр 27). На склонах гор солнечным днём пасутся улары – горные индейки, птицы из семейства фазановых (кадр 28). Встречаются в заповеднике удод (кадр 29), чекан луговой (кадр 30), горихвостка-чернушка (кадр 31).

В заповеднике зарегистрировано более 1500 видов растений.

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

Справка о Хвалынском заповеднике.

     Национальный парк «Хвалынский» создан в 1994 году . Учёные обратили внимание на уникальное сочетание меловой растительности и реликтовых сосновых боров..

    Хвалынские горы самые высокие на Приволжской возвышенности. Они сложены отложениями мелового периода мезозойской эры и, в меньшей степени, отложениями.

   На территории парка встречаются барсук, бобр, кабан, куница, лось, косуля, норка европейская, хорёк лесной, хорёк степной. Из пресмыкающихся обитают гадюки обыкновенная и степная, обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы.

     В Красную книгу Российской Федерации занесены встречающиеся здесь: волчеягодник боровой, пион тонколистый, венерин башмачок настоящий, иссоп меловой, ковыль перистый, сосна, произрастающая на меловых обнажениях и представляющая собой уникальную форму, входящую в качестве охраняемой в списки редких видов страны.

Небольшой перерыв (игра)

— Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
— Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
— Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
— Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
— Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
— Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
— А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
— Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
— Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
— Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
— В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

4 конкурс.  “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана  на добрые дела.
Доброе дело  само себя хвалит.


Не нужна соловью  золотая клетка, а нужна ему  земная ветка.
Срубили кусты —  прощай птицы.


Увидел скворца —  весна у крыльца.
Искру туши  до пожара, отведи беду  до удара.


Рощи да леса —  родного края краса.
Судьба природы —  судьба Родины. 

5 конкурс. Нарисовать экологические знаки  

Вы все знаете, что  поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения.  Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

img9

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  4. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

-Назовите заповедники, о которых вы сегодня узнали.

-Какие правила поведения вы будете соблюдать, находясь в заповедных зонах?

Черепанова Татьяна Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 21» г. Оленегорска Мурманской обл.

Классный час
«Тянет неспроста в заповедные места»

Классный час разработан для учащихся 3-4 классов. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы. Классный час с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств. 

Цель классного часа:

Формирование экологической культуры личности младшего школьника.

Задачи:

Развивать эмоционально-нравственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.

Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающей средой, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

Предварительная подготовка:

проведение в классе конкурса рисунков на тему «Планета заболела»;

разучивание учащимися стихотворений о природе;

создание творческими группами учащихся знаков «Правила поведения в природе». 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся, знаки «Правила поведения в природе». 

Ход мероприятия

Слайд 1

Эпиграфом к нашему классному часу станут слова великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского.

Слайд 2

«Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учениями».

Слайд 3

2017 год объявлен в России Годом экологии. Это слово составлено из двух греческих: «ойкос» — то есть «жилище» и «логос» — «наука». Но вы прекрасно знаете, ребята, что экология — это наука не о том, как строить жильё. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Слайд 4

Она – об общем для всех людей доме – планете Земля. Все мы обязаны своей жизнью ей – прекрасной и единственной – зелёной от лесов, синей от океанов, жёлтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.

Слайд 5 (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном –

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

(Я. Аким)

Слайд 6 (Клип «Человек и Земля»)

Слайд 7

Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Всё в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку…

(Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)

Земля нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного –

Чтоб люди были к ней всегда добры!

Слайд 8

Наша планета намного старше человека. Её возраст – 4,5 млрд. лет. А человек в своём современном виде появился около 200 тысяч лет назад. Но за эти тысячелетия он развил у себя в доме такую бурную деятельность, что в нём теперь надо срочно делать генеральную уборку, а то и ремонт!

Слайд 9

Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав Мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя. Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков ещё тысячу лет назад…

Слайд 10

Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же законом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.

А вот следующий указ Петра I от 1719 года. В нем царь высказал озабоченность по иному поводу: «Если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…» Строго? Но в некоторых странах просвещённой Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащённость тогдашнего человечества.

Слайд 11

Но вот наступил век научно-технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду…

Слайд 12 (Ученики читают стихотворение наизусть по абзацам)

Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…

(Р. Рождественский)

Всего несколько строк, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду…

Слайды 13-14

Судите сами. Несколько фактов и цифр.

Энергопотребление глобальной сети Интернет растет на 10% в год.

Энергии, затрачиваемой на две попытки поиска информации в Google достаточно, чтобы вскипятить воду в чайнике.

Ежегодно в мире на свалку выбрасывается около 125 миллионов работоспособных телефонов, которые попросту надоели своим хозяевам.

До 2025 года от нехватки воды могут пострадать около двух миллиардов человек.

Ежегодно с лица Земли исчезает 13 миллионов гектаров леса.

Каждый четвёртый вид млекопитающих, каждый восьмой вид птиц и каждый третий вид земноводных находится под угрозой исчезновения. В настоящее время виды живых организмов вымирают в 1000 раз быстрее естественных темпов.

Слайд 15

И вот ещё более впечатляющие кадры вмешательства человека в природу. (Клип «Экологические проблемы»)

Слайд 16 (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)

Природа наша терпит, терпит, терпит…

Но сколько может вынести обид?

И вот однажды, вы уж мне поверьте,

Она нам очень сильно отомстит.

Слайд 17

Теперь вы понимаете, почему пришла необходимость объявить Год экологии? Чтобы напомнить всем: природу надо беречь. Мы без неё не проживём: нечем будет дышать, нечего есть и пить, нечем и некем будет любоваться. Но не нужно думать, что природу надо охранять исключительно в 2017 году! Пусть для всех каждый год станет Годом экологии!

Слайд 18

А ещё, ребята, 11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. Учрежден этот праздник центром охраны дикой природы сравнительно недавно – в 1997 году. И сейчас мы хотим поговорить именно о взаимоотношениях человека и животных.

(Ученики читают стихотворение наизусть по абзацам)

Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

Б. Заходер

Слайд 19

Зачастую, необдуманные поступки людей причиняют страдания, а иногда даже приводят к гибели животных… По оценке специалистов, только в XX веке с лица Земли исчезло огромное количество видов.

Слайд 20

Среди них, например, карибский тюлень-монах, тасманский волк, странствующий голубь, китайские белые дельфины и многие-многие другие.

На государственном уровне необходимой мерой по охране природы является организация заповедников и в целом сети охраняемых природных территорий.

Ребята, как вы понимаете, что такое заповедник? (Ответы.)

Слайд 21

В словаре Ожегова даётся следующее определение слову «заповедник» — это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности. Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать её. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.

Слайд 22

В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. Сейчас в России находится около 100 государственных заповедников. А какие заповедники в Мурманской области вы знаете?

Слайд 23

На территории Мурманской области расположены три заповедника федерального значения: Кандалакшский, Лапландский и «Пасвик». 

Слайд 24

Кандалакшский заповедник был создан для охраны гаги – крупной северной морской утки в 1932 году. В лесах заповедника обитают лось, бурый медведь, лисица, заяц-беляк, белка, лесная куница, горностай, волк, росомаха и рысь. Из птиц обычны тетерев, глухарь, рябчик, белая куропатка, пустельга, крупные совы. На островах Баренцева моря иногда появляются лисицы и белые медведи.

Слайд 25

Лапландский заповедник расположен на западе Кольского полуострова у озера Имандра. Он основан в 1930 году. Наиболее нуждался в охране в то время дикий северный олень. Животный мир богат, обычны куница, лось, дикий северный олень, бурый медведь, американская норка, лисица, росомаха. Встречаются волк, ондатра, выдра, бобр. Из птиц обычны кукша, гаичка, дятел, чечетка, вьюрок, дрозды, лесной конек, кукушка обыкновенная. Из хищных птиц — ястреб, скопа, орлан-белохвост. Из сов обычна только ястребиная, филин и белая сова встречаются довольно редко. В водоемах Лапландского заповедника обитают 13 видов рыб, из них 6 видов — лососевые. Из пресноводных рыб обычны щука, налим, окунь, гольян.

Слайд 26

Заповедник «Пасвик» самый молодой на Кольском полуострове. Он был образован вдоль государственной границы России и Норвегии в 1992 году. В заповеднике в долине реки Паз растут самые северные в Европе леса.

Значительные площади занимают озера и болота. Животный мир представляют 29 вида млекопитающих, 229 видов птиц, два вида земноводных и два вида рептилий. В водно-болотных угодьях заповедника гнездятся и отдыхают на пролете чайки, лебедь-кликун, гоголь.

Из млекопитающих характерны белка обыкновенная, заяц-беляк, горностай, лесная куница, лисица обыкновенная, лось, бурый медведь. У водоемов обычна ондатра. Ласка, росомаха и выдра редки. В водоемах бассейна реки Паз водится 12 видов рыб, например кумжа, форель, сиг, хариус, налим, щука, окунь.

Слайд 27

Помимо заповедников к охраняемым территориям относятся заказники и национальные парки.

Заказники. Слово произошло от «заказывать». Охраняется не вся природа, а только её часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.

Национальные парки – это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Здесь можно отдыхать, наблюдать за животными, но трогать ничего нельзя.

Слайд 28

И подводя итог классного часа, хочется задать вам такой вопрос, ребята: «Что можете сделать вы, чтобы хоть что-то изменить к лучшему?»

Сейчас пришло время каждой творческой группе представить результаты своей работы над знаками «Правила поведения в природе». 

Слайд 29

Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности – лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо – то всем станет жить веселее и свободнее. Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам…Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нём?

Список источников

http://bograd-web.ru/biblioteka/5877-reportazh-ekologicheskiy-zhizn-v-rukah-zhivuschih.html

http://ekimovka.ru/ekologi/ecopomosh/Taina_i_chudo.docx

http://i-fact.narod.ru/ecologia.html

http://pcrb.rzn.muzkult.ru/news_article/3216287/

http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-borisovna-zhdanova/disput-na-yekologicheskuyu-temu-problemy-nashei-planety-i-puti-ih-reshenija-vneklasnoe-meroprijatie.html

http://trasa.ru/region/murmanskaya_zapov.html

http://voskostroma.ru/news/chas_informacii_v_mire_prekrasnogo/2017-03-27-544

http://www.gogolevka.ru/kollegam/nashi-razrabotki/scenarii/ekologicheskiy_vecher

http://www.niklibrary.ru/news/344-urok-ekologii-ya-zhivu-a-znachit-ya-dyshu

http://открытыйурок.рф/статьи/549574/

https://infourok.ru/otkritoe-meropriyatie-golubaya-planeta-zemlya-1306489.html

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/chto-takoie-ekologhiia-planieta-v-opasnosti

https://zavodoukovsk.admtyumen.ru/mo/Zavodoukovsk/socium/soc_protect/raion_veteran/more.htm?id=11442670@cmsArticle


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Классный час на тему: «Заповедники России

 Подготовила: учитель 

начальных классов

   Забирова Т.М.

Тема: «Заповедники России

Цели и задачи:

-воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природе и её составным частям;

-развитие речи учащихся;

-знакомство учащихся с одной из форм охраны природы- заповедниками;

-знакомство учащихся с некоторыми наиболее известными заповедниками России;

-знакомство учащихся с особенностями Национального парка Татарстана « Нижняя Кама»;

-раскрытие на конкретных примерах роли человека в охране природы;

-знакомство учащихся с некоторыми видами животных и растений, занесённых в Красную книгу.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповедникам России. Каждый из вас собрался путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправимся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

Заповедник. Вслушайтесь в это слово. От какого корня оно образовалось? И почему им назвали некоторые территории России.

Учащиеся: Заповедники — от слова «заповедь». Заповедники – это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий.

Учитель: Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.

Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины.

Учитель показывает заповедники на карте.

Учащийся 1: Таймырский заповедник получил своё название благодаря полуострову на котором он находится. Вокруг тундра. Заморозки и снег бывает даже в июле ,а толщина льда на реках достигает до двух метров.

Кого же здесь охраняют?

Под охраной заповедника находятся овцебыки, дикие северные олени, редкие птицы: краснозобые казарки, соколы-сапсаны.

Краснозобая казарка- это небольшой гусь удивительной яркой окраски. Он хороший пловец. Водит дружбу с хищным соколом – сапсаном. Почему? Всё очень просто. Песцы часто нападают на гнезда краснозобых казарок , а они идут на хитрость и строят их около гнёзд сокола – сапсана, который не подпускает хищников к гнёздам.

Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстраций.

Учащийся 2 :В 1969 году на территории Липецкой области был образован заповедник Галичья Гора. Он расположен в лесостепной зоне и охраняет разнотравные , ковыльные степи и животных – опылителей.

Галичью Гору часто называют « живым музеем» растений. Здесь можно встретить – златоцвет, лён , русский василёк, горицвет весенний, валериану, ковыль, гусиный лук, сон- траву, фиалку и другие лекарственные, декоративные, кормовые и эфирномасличные растения

Галичья Гора – это царство насекомых. Кого здесь только нет! Шмели, дикие пчёлы, цветочные мухи, жук-отшельник, стрекозы и многие другие.

Главное то, что все они находятся под охраной.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Говоря о самых – самых, нельзя не сказать о самом старом заповеднике –Баргузинском. Он был основан 1916 году, ещё в царской России.

Учитель показывает заповедник по карте.

Учащийся 3 : Баргунский заповедник — национальная гордость России. Он находится возле озера Байкал в тайге. Известен он своими кедрами, прекрасными озёрами, горными реками и горячими источниками. В заповеднике можно встретится с бурым медведем, росомахой, белкой – летягой, нерпой , рябчиком.

Познакомимся с некоторыми из них.

Росомаха – это крупный зверь с длинной мохнатой шерстью, который питается падалью, он санитар леса.

Белка- летяга это небольшой зверёк, который планирует на расстояние до 50 м, за что её и прозвали летягой. Вместо крыльев у белки – кожные складки между передними и задними ногами.

Нерпа – это тюлень. Она умеет плавать и нырять. Питается нерпа рыбой.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Наш следующий заповедник необычен и интересен тем, что в его названии есть слово «морской» Почему? А потому что под охраной в нем находятся животные и растения морей и океанов. Итак, знакомьтесь – Дальневосточный государственный морской заповедник.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 4 : Дальневосточный государственный морской заповедник был образован в 1978 году. Его площадь более 64 га. Расположен он к югу от Владивостока.

Словно в калейдоскопе сменяются картинки морского заповедника: в небе кружатся стаи чернохвостых чаек, на прибрежных камнях отдыхают тюлени и котики, в море проплывают дельфины. Морское дно украшено разноцветными морскими звёздами, водорослями, ленивыми крабами. В прозрачной воде парят медузы. Особое внимание привлекает осьминог. Кроме промысловых рыб, скумбрии, сардины , иваси здесь можно встретить экзотических рыб: акулу- молот, рыбу- меч ,парусник, летучих рыб.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Ребята, нам опять пора в дорогу. Алтайский заповедник связан не с морями и океанами , а с горным массивом Алтай.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 5 : Алтай в переводе значит « золотой». Алтайский заповедник был основан 1932 году . На территории заповедника располагается Телецкое озеро — одно из красивейших озёр нашей страны. Его глубина 325 м. Алтайские леса состоят из кедра, пихты, ели. Между деревьями растут гигантские травы. Животный мир представлен медведем, лаской, косулей, горностаем, рысью, оленем. Особенно охраняются редкие животные – сибирский козерог, снежный барс, алтайский козёл. Из обитающих здесь занесён в Красную книгу алтайский улар.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Не раз приходилось слышать, что в заповеднике Беловежская пуща, расположенным в Белоруссии, занимаются сохранением зубров. Но мало кто знает, что недалеко от города Серпухова в Подмосковье есть Приокско-Террасный заповедник в котором тоже живут зубры.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 6: К югу от Москвы в долине самой большой реки Московской области – Оки – расположен Приокско – Террасный заповедник. Он был образован в 1945 году. Территория заповедника находится в зоне смешанных лесов, поэтому здесь можно встретить хвойные леса, сосновые боры, дубравы и березняки. Разнообразен животный мир заповедника. Благородный, пятнистый олень, кабан, сибирская косуля, выдра, белка, бобры прижились на его территории.

Но всё же Приокско – Террасный заповедник принято считать центральным зубриным питомником России. Зубр – это древнее животное, его считают современником мамонта. Сейчас эти лесные старожилы занесены в Красную книгу.

Зубр- это сильное красивое животное с полыми рогами и длинной бородой, немного напоминающий домашнюю корову. Рост до двух метров. Вес до одной тонны.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстрации

Учитель: Последний пункт нашего путешествия – Национальный парк «Нижняя Кама». Нижняя Кама — Национальный парк на территории Республики Татарстан, образован 20 апреля 1991 года. Он расположен на северо-востоке Республики Татарстан в пределах Восточного Предкамья и Восточного Закамья, в долине реки Кама и её притоков Тоймы, Криуша, Танайка, Шильнинка.

Учащийся 7: Площадь национального парка — 26601 га. Млекопитающие представлены 41 видом. Среди них и типичные обитатели леса: лось, косуля, кабан, рысь, барсук, куница лесная, белка, ласка; и обитатели водоёмов и их прибрежной части: бобр, ондатра, выдра, енотовидная собака. Обитающие в национальном парке ночница водяная, ушан бурый, нетопырь лесной, мышовка лесная и бурундук являются редкими видами и занесены в Красную Книгу Татарстана. Достаточно разнообразна орнитофауна (более 180 видов, в том числе 136 видов гнездящихся). Большинство видов относятся к лесным, к видам открытых пространств и к видам водно-болотных угодий. К фоновым относятся коршун чёрный, ястреб-тетеревятник, кряква обыкновенная, цапля серая, большой пёстрый дятел, вальдшнеп, чайка озёрная, неясыть серая, сойка и др. Редкими являются 22 вида птиц (занесены в Красную Книгу Татарстана) — филин, неясыть серая, неясыть длиннохвостая, сова полярная, орлан белохвост, пустельга обыкновенная, ремез, кедровка, черноголовый хохотун и др. Также фауна представлена 10 видами земноводных (редкие виды — тритон гребенчатый, жаба серая), 6 видами пресмыкающихся (редкие виды — гадюка обыкновенная, медянка, веретеница ломкая), 16 видами рыб (озёрные и речные виды, такие как щука, судак, берш, сазан, стерлядь, лещ, налим, сом, синец, вьюн, игла рыба каспийская и др.). Достаточно обильно представлены беспозвоночные — более 1000 видов, 22 вида из которых занесены в Красную Книгу Татарстана.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстрации.

Показ видео презентации « Природа родного края»

Учитель: Во многих уголках побывали мы сегодня, о многих представителях животного и растительного мира узнали. Но где бы мы небыли везде звучал сигнал тревоги. Несомненно, помимо заповедников, в нашей стране имеются много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки, заказники, музеи — заповедники. Но человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из – за своего бездумного поведения в природе.

Манджиева Байрта Басанговна, Учитель биологии
Республика Калмыкия,Ики- Бурульский район, пос. Зунда Толга

Цель Формирование экологического мышления и культуры.
Задачи
1. Ознакомление с особо охраняемыми природными территориями Республики Алтай, их значением, как для человека, так и для природы.
2. Воспитание экологической культуры через понимание отношений человек — заповедная территория.
3. Развитие творческих способностей детей, умения адаптироваться в незнакомом коллективе.

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Манджиева Байрта Басанговна

Учитель биологии

МКОУ «Зундинская СОШ»

Республика Калмыкия, Ики- Бурульский район, пос. Зунда Толга

КВН «День заповедных мест»

Цель: Формирование экологического мышления и культуры.

Задачи:

1. Ознакомление с особо охраняемыми природными территориями Республики Алтай, их значением, как для человека, так и для природы.

2. Воспитание экологической культуры через понимание отношений человек — заповедная территория.

3. Развитие творческих способностей детей, умения адаптироваться в незнакомом коллективе.

Форма проведения: КВН-экспромт

Материалы и оборудование:

45 жетонов: 15 голубого цвета с названием заповедник, 15 розового цвета с названием заказник и 15 зеленого цвета с названием памятник природы.

Три чистых листа ватмана формата А3, фломастеры, карандаши;

аншлаги на столы с надписями «заповедник», «заказник», «памятник природы»;

названия заповедных мест, спрятанные в зале;

разрезные карточки;

схема «Особо охраняемые тнрритории»;

ведомости для жюри;

видеофильм «Животный мир Алтайского заповедника»;

Ход мероприятия:

В зале для каждой команды поставлены стол и стулья. При входе каждый ребенок получает жетон определенного цвета и таким образом занимает место за соответствующим столом.

Консультант: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами на КВНе, посвящённом заповедным местам. В календаре экологических дат день заповедников и национальных парков отмечается 11 января, 18апреля. Впервые этот день отмечался в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». День 11 января был выбран не случайно. Именно в этот день в 1916 году впервые в истории российского государства решением правительства был учреждён Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается 94 природных заповедника, 23 биосферных заповедника, 35 национальных парков, 10 природных парков, 1668 заказников, более 7000 памятников природы.

И сегодня мы с вами поговорим обо всех этих особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Вот на схеме показано, какие они могут быть.

Ведущий КВН у нас с вами необычный, а КВН-экспромт. Все вы уже разделились на 3 команды: заповедник, заказник, памятник природы. Это пока условные названия этих команд. Как и в любом КВНе у нас будет работать жюри, состоящее из специалистов отдела экопросвещения Алтайского государственного природного заповедника. За каждой командой будет закреплён консультант. А чтобы удобнее было общаться, напишите свои имена на жетонах. Итак, начинаем!

задание 1 «Визитная карточка».

Придумать название своей команды и девиз, исходя из определений понятий заповедник, заказник, памятник природы, которые сейчас вам зачитают консультанты.

Жюри будет оценивать ваши названия и насколько оно будет созвучно заданной каждой команде теме.

Задание 2 «Тотем».

«Тотем» (по легендам индейцев) это природный объект (животное, растение, солнечный луч, дождевая капля и т.д.) который защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь. Придумайте «тотем» для своей команды. И попробуйте нарисовать его. (Команды рисуют, защищают свой тотем).

Молодцы, ребята! Пока жюри выставляет баллы, мы с вами послушаем об истории заповедного дела сообщение консультанта.

Задание 3 «Детективы».

Сейчас ребята вы побудете в роли детективов. В нашем зале спрятаны листочки с названиями заповедников, заказников и памятников природы. Вы должны найти эти листочки, разобрать по своим командам, озвучить их и сказать, какие из этих ООПТ находятся в нашей республике.

Молодцы! Пока жюри работает, мы с вами послушаем сообщение консультанта об Алтайском государственном природном заповеднике.

Задание 4 «Кто я?»

Одной из целей любой, особо охраняемой природной территории является сохранение разнообразия флоры и фауны. Сейчас каждая команда по описанию должна определить животное или растение. И сказать охраняется оно или нет.

Кто я?

Я живу в горных лесах, альпийском поясе по берегам рек и ручьев, около скальных выступов на крупнокаменистых насыпях.

Я – многолетнее корневищное растение 10-40 см высотой. Листья очередные, сидячие, продолговато-эллиптические. Цветки собраны в плотные соцветия.

Корневище мое используют как лекарственное сырье, оно обладает стимулирующим действием, придает силы, повышает иммунитет организма. Свежее корневище на изломе розовое, отсюда и мое название.

(родиола розовая)

Кто я?

Я имею статус — редкий эндемичный вид. Мой ареал сокращается в результате хозяйственной деятельности человека.

Я – многолетнее растение с толстым горизонтальным корневищем. Цветки у меня с голубым венчиком. Во время цветения я очень похожа на незабудку, но от незабудки я отличаюсь крупными нижними сердцевидными листьями.

Название моего рода дано по имени швейцарского ботаника и путешественника, совершившего в 1813 г. путешествие в Крым.

(брунера)

Кто я?

Живу в чистых, пресных хорошо прогреваемых водоёмах. Мои мощные корневища, богатые питательными веществами, стелются по поверхности грунта.

Я имею большие плавающие листья и крупные, полуоткрытые белые цветки. В народе меня называют русалочьим цветком. На ночь, и в дождливую погоду мой цветок прячется в воду. У меня есть, ещё одно название оно звучит как «одолень трава». (кувшинка)

Кто я?

Я отношусь к малочисленным видам, сокращающим свою численность. Длина моего туловища до 90, хвоста — до . Тело вытянутое гибкое, вальковатое. Окраска меха тёмно бурая, низ несколько светлее.

Предпочитаю занесённые и закустаренные берега рек с хорошими защитными и кормовыми условиями: богатые рыбой, с обрывами, пригодными для устройства нор, зимними не замерзающими полыньями. Питаюсь рыбой, лягушками, грызунами, иногда поедаю яйца, птенцов. (выдра)

Кто я?

Я редкий вид, численность моя сокращается. Основная окраска крыльев жёлтая; жилки, корневая часть передник и внутренний край задних крыльев, пятна и краевые полосы чёрные. На заднем крыле расположены синие пятна, а у анального края имеется красно-оранжевое пятно и не длинные, 9-10мм, чёрные хвостики. Обитаю на лугах различного типа, в долинах рек. В год даю два поколения. Гусеницы питаются на растениях семейства зонтичных,сложноцветных. (парусник)

Кто я?

Я могу впадать в спячку. Я имею теплую мохнатую шкуру. У меня мощные когти и зубы. Я могу передвигаться на четырех и на двух лапах. Я могу лазать по деревьям. (медведь)

Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте посмотрим фильм «Животный мир Алтайского заповедника»

Задание 5 «Памятник»

Ребята! Я знаю, что все вы удивительные фантазёры и выдумщики. Давайте с вами попробуем изобразить памятник, отражающий пример из песен. Каждая команда получает листок с фразой из песни.

Летят утки и два гуся…;

Во поле березка стояла…;

Зайцы косят трын-траву…;

Задание 6 «Устами младенца»

Все охраняемые природные территории, конечно же, посещает человек. С разными целями, с разными мыслями. И приносит туда свои проблемы. Сегодня подсчитано, что на каждого жителя Земли затрачивается в год 20 тонн сырья, а большая его часть – 97% идёт в отходы. Мусор стал монстром цивилизации. Очень часто его выбрасывают по берегам рек, в лесу. Много мусора остаётся от туристов. Виды мусора бывают разные. Сейчас мы пригласим по одному участнику от команды, и они своей команде будут по предложению зачитывать характеристику мусора, а команда должна угадать, что это за мусор и объяснить, почему он опасен для природы.

У меня очень много игрушек сделано из нее.

— Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

— Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

— Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

— Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

— Его делают из песка.

— Чаше всего оно прозрачное.

— Когда падает, оно разбивается.

— Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

— Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

— Это получается, когда становится старым или ломается.

— Это можно увидеть везде — в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

— Это можно сдать и получить деньги.

— Из этого можно сделать что-то новое.

— Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Металл)

— у нас, ее получают из дерева;

— Она легко горит;

— Из нее получается очень много мусора;

— Ее изобрели китайцы;

— На ней обычно рисуют или пишут;

(Бумага)

— Это то, без чего уже мы не можем жить;

— Этим мы пользуемся каждый день;

— Когда это попадает в воду. То образуется много пены;

— Это убивает рыбу в воде, растения на земле;

— С помощью этого все становится чище;

(СМС)

— Это легче воды;

— Это может плавать в воде и не тонет;

— В речке этого много, когда в ней моют машины.

— Это мешает дышать рыбам

— Это надо удалять с поверхности воды;

(Машинное масло)

— Это то, чего мало в деревне, но много в городе;

— Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик;

— От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат и этого становится еще больше;

— Его издают разные приборы и машины;

— Он вызывает загрязнения воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик;

(Шум)

Задание 7 «Реклама».

Как известно, реклама – двигатель торговли. Давайте попробуем нарисовать обёртки для конфет под названием «Заповедные». (Дети рисуют).

Пока жюри оценивает ваши эскизы, мы послушаем сообщение консультанта о Катунском биосферном заповеднике.

Ведущий Спасибо вам, ребята, за участие в нашем КВНе. Давайте закончим наш КВН стихотворными строчками.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь —

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Для дружбы, для улыбок и для встреч,

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь

И Землю удивительную эту.

Завещано беречь нам этот мир,

Такой неповторимый на рассвете,

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

Я надеюсь, что вы узнали что-то интересное и новое для себя. Ведь для того, чтобы любить природу, не обязательно быть активистами экологической организации или экологами, нужно всего лишь видеть и ценить красоту, уважать право других живых существ на жизнь и среду обитания, с уважением относиться к объектам природы и друг к другу. И тогда может быть не будет надобности в создании особо охраняемых природных территорий.

Подведение итогов. Награждение.

Используемая литература:

Грааб А.В, Дедурина С.И. и др. Предметная неделя биологии в школе. Ростов нД.: Феникс, 2006.

Воспитание школьников: журнал № 6, 1997г

Внеурочная работа в сельской школе, сборник методических разработок под.редакцией Сафоновой О.В. – Горно-Алтайск, 2009.

Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии – Волгоград: Учитель, 2004.

Красная книга Республики Алтай: Особо охраняемые природные территории и объекты.под ред. Проф. А.М.Маринина. – Горно-Алтайск. 2002. -272 с.

Методические рекомендации по проведению марша парков – 2003 / Центр охраны дикой природы/, Нижегородская область.

Читаем, учимся, играем: журнал № 11, 2005 г.

Интернет – ресурсы

http://www.newsedu.net/2012/03/29/scenarij-den-zemli-prezentaciya/

http://www.solnet.ee/holidays/s12_9.html

http://www.scenaristika.ru/

Слайд 1экологический час
«Заповеди заповедных мест»
Новогуслевская сельская библиотека

экологический час «Заповеди заповедных мест» Новогуслевская сельская библиотека


Слайд 2В заповедниках лес и трава, и животные бродят свободно.
Заповедники –

это особо охраняемые природные территории.
Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее.
В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить.
Заповедники сохраняют 80% богатства растительного и животного мира.

В заповедниках лес и трава, и животные бродят свободно. Заповедники – это особо охраняемые природные территории. Они


Слайд 3Баргузинский государственный природный заповедник является одним из старейших заповедников России.

Баргузинский государственный природный заповедник является одним из старейших заповедников России.


Слайд 4В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников общей площадью
более

33 миллионов гектаров.

В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров.


Слайд 5

Национальные парки — это большие охраняемые участки.

Они отличаются тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать, можно наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя.

Национальные парки - это большие охраняемые


Слайд 6Заказники
Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения

и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.

ЗаказникиОхраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека


Слайд 7По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена

Красная книга.
Красный цвет- это сигнал опасности, понятный для всего мира.
В нее занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими.

По инициативе Международного союза охраны природы в 1962 году была выпущена Красная книга. Красный цвет- это сигнал


Слайд 8Алтайский заповедник существует с 1932 года.
Имеет площадь более 880 тысяч

га. Алтайский заповедник входит в объект Всемирного природного наследия «Золотые горы Алтая».

Алтайский заповедник существует с 1932 года. Имеет площадь более 880 тысяч га. Алтайский заповедник входит в объект


Слайд 9В 1969 году был организован
Байкальский заповедник.
Общая площадь заповедника составляет

почти166 тысяч гектаров. Заповедник находится на южном берегу озера Байкал.

В 1969 году был организован Байкальский заповедник. Общая площадь заповедника составляет почти166 тысяч гектаров. Заповедник находится на


Слайд 10В нескольких километрах от юго-западной окраины Красноярска есть удивительное место, жемчужина

сибирской природы — заповедник «Столбы».
Он был основан в 1925 году.
Здесь, среди тайги, на 47000 гектаров возвышаются скалы-утесы. Некоторые из них поднимаются над поверхностью земли до ста метров.

В нескольких километрах от юго-западной окраины Красноярска есть удивительное место, жемчужина сибирской природы - заповедник


Слайд 11Трудно найти в нашей стране, да и во всем мире, участок

природы, наделенный такой богатой флорой и фауной, как Кавказский государственный заповедник — старейший заповедник России.
Заповедник занимает земли Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики.
Общая площадь заповедника — более 280 тыс. га.

Трудно найти в нашей стране, да и во всем мире, участок природы, наделенный такой богатой флорой и


Слайд 12Васюга́нские боло́та —
это самые большие болота в мире, расположены в

Западной Сибири.
Площадь болот 53 тыс. км² (для сравнения: площадь Швейцарии — 41 тыс. км²).
Входят в сто чудес России!

Васюга́нские боло́та — это самые большие болота в мире, расположены в Западной Сибири. Площадь болот 53 тыс.


Слайд 13Большой Арктический заповедник –
крупнейший заповедник России и всей Евразии, третий

по величине в мире. Заповедник расположен на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Его берега омывают два моря: Карское и море Лаптевых.
На всей территории Большого Арктического заповедника распространена многолетняя мерзлота.
Климат здесь весьма суровый, ведь заповедник расположен за полярным кругом.

Большой Арктический заповедник – крупнейший заповедник России и всей Евразии, третий по величине в мире. Заповедник расположен


Слайд 14Дальневосточный морской заповедник был создан в 1978 году.
Заповедник расположен в

самой южной части Дальнего Востока, на побережье Японского моря.

Дальневосточный морской заповедник был создан в 1978 году. Заповедник расположен в самой южной части Дальнего Востока, на


Слайд 15Красноярский край.
Саяно-Шушенский заповедник был организован в 1976 году с целью

охраны соболя, как ценнейшего пушного зверя. Его общая площадь составляет почти 410 тысячи га. Главная река заповедника – Енисей.
Большую часть территории заповедника занимают леса.

Красноярский край. Саяно-Шушенский заповедник был организован в 1976 году с целью охраны соболя, как ценнейшего пушного зверя.


Слайд 16Кузнецкий Алатау — Кемеровская область.
Необходимость создания заповедника в Кузбассе связана

с интенсивным промышленным освоением края и важностью охраны природных ресурсов, в том числе чистой воды.

Кузнецкий Алатау - Кемеровская область. Необходимость создания заповедника в Кузбассе связана с интенсивным промышленным освоением края и


Слайд 17На северо-востоке Московской области в Талдомском и Сергиево-Посадском районах лежит обширная

болотистая низменность площадью более 300 кв. км. Это Дубненская низина. О её журавлиных болотах, потаённых озёрах и глухих лесах ещё в 30-е годы прошлого века писал М.М. Пришвин. Он и дал краю название «Журавлиная родина».

На северо-востоке Московской области в Талдомском и Сергиево-Посадском районах лежит обширная болотистая низменность площадью более 300 кв.


Слайд 18Пришвинская Журавлиная родина сохранилась до наших дней.
40 лет назад здесь

был создан государственный заказник.

Пришвинская Журавлиная родина сохранилась до наших дней. 40 лет назад здесь был создан государственный заказник.


Слайд 19Сейчас региональный заказник «Журавлиная родина»
работает на уровне национального парка.

Сейчас региональный заказник «Журавлиная родина» работает на уровне национального парка.


Слайд 20Каждый год в сентябре открывается Фестиваль Журавля — экскурсионная программа для детей

и взрослых.

Каждый год в сентябре открывается Фестиваль Журавля — экскурсионная программа для детей и взрослых.


Слайд 21Здесь можно увидеть даже без бинокля сотенные стаи журавлей, пройти по

моховому болоту, сфотографировать гадюку, попробовать клюкву с кочки, побывать в городском историко-литературном музее, в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина — уроженца села Спас-Угол, в доме-музее С.А. Клычкова, пройти тропами М.М. Пришвина, послушать лекцию в Талдомском историко-литературном музее.

На гербе города Талдома тоже красуется журавль, одетый в сапожок — символ старинного башмачного промысла.

Здесь можно увидеть даже без бинокля сотенные стаи журавлей, пройти по моховому болоту, сфотографировать гадюку, попробовать клюкву


Слайд 22Природа – это наше жилище, сокровищница богатств, поставщик сырья и энергии

на Земле.
Но ее богатства исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять.

Природа – это наше жилище, сокровищница богатств, поставщик сырья и энергии на Земле. Но ее богатства исчерпаемы


Слайд 23Используемый материал:
1. https://ok.ru/group52680530264316/topic/64742347178236
2. https://yandex.ru/images/search?text

Используемый материал:1. https://ok.ru/group52680530264316/topic/647423471782362. https://yandex.ru/images/search?text


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зачем нужен праздник пасха
  • Зачем нужен праздник детям
  • Зачем нужен праздник день прав человека
  • Запись сценария jmeter
  • Зачем нужен праздник день победы