Заповедники россии сценарий мероприятия

 В заповедниках лес и трава, И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно живаНаша Родина, наша природа. Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всерос

«Жемчужины природы»

 (сценарий праздника, посвященного Всероссийскому дню заповедников и национальных парков)

Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всероссийского Дня заповедников и национальных парков, видами особо охраняемых природных территорий России и Тамбовской области, историей создания «Воронинского заповедника»

Задачи:

образовательные:

— создать условия для обобщения и систематизации знаний школьников о

видах особо охраняемых природных территорий России и Тамбовской области;

— закрепить знание обучающихся о животном и растительном мире Воронинского заповедника;

— показать огромное значение природы в жизни человека, привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

воспитательные: 

-воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе; 

— формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

развивающие:

— создать условия для развития внимания, памяти, речи, творческого воображения, кругозора, умений и навыков самостоятельной работы, обучающихся начального звена, развивать познавательный интерес ребят;

Ученик: Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!

Ученик: Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на празднике «Жемчужины природы». Сегодняшняя наша встреча посвящена Дню заповедников и национальных парков, который в нашей стране отмечается – 11 января. Что же такое заповедники спросите вы? В заповедниках лес и трава. И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно жива Наша Родина, наша природа.

Ведущий 2: Заповедники – это особо охраняемые природные территории – сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека. Заповедники сохраняют 80% богатства растительного и животного мира. День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы.

Ведущий 1: Ребята, а какие виды особо охраняемых природных территорий России вы знаете? А хотите узнать? К основным видам ООПТ относятся заповедники, заказники, природные парки, памятники природы и т.д.

Ведущий 2: Какова особенность каждого вида особо охраняемых природных территорий? (Заповедник– это территория, в которой весь комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства.

Ведущий 1: Национальный парк — это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедников отличается допуском посетителей для отдыха.

Ведущий 2: Заказник – территория, на которой охраняются отдельные виды растений и животных. Чаще всего заказник действует в течение нескольких лет. (5-10 лет)

Ведущий 1: Памятник природы — охраняемый природный объект, ценный в научном, культурном, эстетическом отношении.

Ведущий 2: В настоящее время количество природных зон увеличивается, появляются новые парки и заповедники. Наконец-то государство поворачивается лицом к природе и ее ресурсам, которые являются важными составляющими экономики России.

Ученик: День заповедников и парков
В стране сегодня отмечают,
И пусть в январский день не жарко,
Но всем нам душу согревают
О красоте природы мысли,
Так сохраним ее все вместе,
Леса, поля, низины, выси,
Вершины гор до поднебесья!

Ученик: Заповедники, парки, заказники
Отмечают сегодня свой день.
И пускай этот день станет праздником
Для животных, растений, людей.

Ведущий 1: Всероссийский день заповедников и национальных парков — праздник, посвящённый уникальным уголкам нашей страны, с каждым годом приобретает всё более и более высокую значимость. 

Ведущий 2: А работники заповедников и национальных парков выполняют важную и ответственную миссию — сохраняют и восстанавливают уникальные природные комплексы нашей страны, разнообразие животного и растительного мира.

Ведущий 1: Эти люди неравнодушны к судьбе природы, они заботятся о том, какой мир останется нашим потомкам. Защита естественной природы — это выражение нашей любви к ней!

Ведущий 2: В России насчитывается 102 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны)

Ведущий 1: 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны).

Ведущий 2:  Заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира.

Ведущий 1: Алтайский заповедник, Байкало-Ленский заповедник

Ведущий 2: Ильменский заповедник, Лазовский заповедник имени Л. Г. Капланова

Ведущий 1: Валдайский национальный парк, Забайкальский национальный парк

Ведущий 2: Национальный парк «Смоленское Поозерье», Национальный парк «Лосиный остров»

Ученик: Заповедные зоны России –
Так естественна их чистота!
Это праздник родимой природы,
И забота о ней на века.
Пусть ветра продувают равнины,
И под камни струится вода,
И тянутся в небо деревья,
И колышется ветром трава.

Ведущий 1: Ребята, а вы знаете в каком году впервые стали отмечать данный праздник?

Ведущий 2:  Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

Ведущий 1: 11 января для этого события выбрано не случайно — в этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский как соболиный охотничий заповедник.

Ведущий 2: В 1986 году решением ЮНЕСКО Баргузинскому заповеднику был присвоен статус биосферного, он был включен в международную сеть биосферных резерватов. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в «заповедное ожерелье» (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк).

Ведущий 1: Баргузинский заповедник.  В настоящее время заповедник является комплексным, то есть на его территории охраняются и изучаются все природные объекты: животные, растения, сообщества организмов, природные комплексы.

Ученик: На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
— По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

Ученик: Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
— Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
— Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться

Ведущий 2: Ребята, а вы знаете,  какие есть охраняемые территории в  Тамбовской области?

Ведущий 1: На территории Тамбовской области расположены следующие охраняемые природные объекты:

Государственный природный заповедник «Воронинский» площадью 103 км2. — 1994 г,

Ведущий 2: 4 биологических  Заказника: «Польновский», «Моршанский», «Хмелино-Кершинский», «Нижневоронинский»

Ведущий 1: 105 памятников природы: Тамбовский вал, Святой источник у поселка Горелое, Мамонтова пустынь, Матырская дубрава, Туева роща Петровского района и др

Ведущий 2: 1 зеленая зона вокруг районных центров области. (слайд с картой ООПТ Тамбовской области ).

Ведущий 1: Воронинский заповедник расположен  на берегу реки Вороны. Создан в 1994 году, его площадь 103 км2 (107)

Ведущий 2: Там много редких и исчезающих видов растений — ковыль перистый, брандушка разноцветная, прострел весенний, ятрышник шлемовидный и др.

Ведущий 1: много редких животных — гадюка Никольского, орлан – белохвост, выхухоль, рысь, рыба шемая и др.

Ведущий 2: Заказник «Моршанский», располагается в Моршанском и Сосновском районах. Его общая площадь составляет 45275,00 га.

Ведущий 1: На его территории охраняются такие животные как: заяц-русак, сурок-байбак.

Ведущий 2: Заказник «Хмелино-Кершинский», располагается в Пичаевском и Бондарском районах. Его общая площадь составляет 17461,00 га.
Ведущий 1: На его территории охраняются такие животные как: лось, рысь, норка европейская, выдра речная, выхухоль, глухарь, рябчик, осоед, серый журавль.

Ведущий 2: Заказник «Польновский», располагается в Мичуринском и Никифоровском районах. Его общая площадь составляет 12200,0 га.
Ведущий 1: На его территории охраняются: выхухоль, серая куропатка, заяц-русак.

Ведущий 2: Заказник «Нижневоронинский» Создан 12 марта 2013 года, площадью 20288,00 га расположен на территории Уваровского и Мучкапского районов

Ведущий 1: охраняемые виды: выхухоль, норка европейская, выдра речная, косуля европейская, серый журавль.

Ученик: Мир заповедника — чистейший мир,
И дышится там легче, проще.
Но современный человек забыл,
Приятно как гулять по белой роще.

Ученик: Чтоб это вспомнить и не потерять,
Сверкнувшую красой необъяснимой —
Природу нашу надо сохранять
В величии ее неповторимой.

Ведущий 1: Один из памятников природы находится в г. Тамбове. Это дуб – долгожитель, растет в центре бывшей усадьбы царского генерал-майора А.Ф. Грушецкого. Высота 35м, возраст 400лет парке.  

Ведущий 2. В Петровском районе есть роща туи западной близ с. Стеньшино. Она представляет чрезвычайный интерес. Площадь её около 1 га и насчитывается около 700 деревьев в возрасте 117 лет. Роща взята под охрану.

Ведущий 1. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу.

Ученик: Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтоб души не стали пусты.

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Ведущий 2. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Она хранится в швейцарском городе Морже.

Ведущий 1. В 1974 году учреждена Красная книга СССР. В 1999  году – Красная книга Тамбовской области.

Ведущий 2. Растительный мир Тамбовской области насчитывает более 1200 видов, в Красную книгу включено около 200 видов растений. Это: адонис весенний, шалфей шлемовидный, хохлатка торопливая, колокольчик,  медуница неясная, ковыль перистый, прострел весенний, ландыш майский и др.  

Ведущий 1. Современная фауна Тамбовской области насчитывает около 1700 видов. Из них занесены в Красную книгу: 89 видов птиц, 18 видов млекопитающих из которых 1 вид, относится к вероятно исчезнувшим (бурый медведь), а три вида (степной сурок, обыкновенный слепыш и рысь) входят в категорию восстанавливающихся  видов.

15 видов рыб, 164 вида беспозвоночных, 5 видов  пресмыкающихся  

Выступление юных экологов.
Театрализованная картинка «Красота спасет мир» в исполнении участников театрального коллектива.
ВСЕ ГЕРОИ (по очереди)
Мы к вам пришли из Красной книги,
С её заботливых страниц,
Что берегут и охраняют
Растения, животных, птиц.
Мы чувствуем теперь защиту,
И знаем, что мы будем жить,
Ведь в эту книгу люди душу
Сумели добрую вложить.
Цветок
И больше сразу станет красоты,
Опять в лесу появятся цветы.
Когда вы не сорвёте их в букет,
Они спасибо вам шепнут в ответ.
Заяц
Я – заяц русский, я – чистопородный.
И сколько сказок про меня народных!
Меня не будет и исчезнут сказки.
Как сохранить меня?
В той книге есть подсказка.
Бабочка
Я бабочка — живой цветок.
И если сяду на листок,
Вы ощутите хрупкость красоты.
Нужны лесам воздушные цветы!
Белка
Ценен мой пушистый мех
И в обаянье мой успех.
Меня теперь разводят и в лесах, и в парках,
В кормушки мне кладут подарки.
Еж ушастый
Еж – он тем уже хорош,
Что и мил он, и пригож.
По ночам люблю я шастать.
Симпатяга – еж ушастый.
Я – санитар природы.
И без меня прожить попробуй!ВСЕ ГЕРОИ (по очереди)
Спасает мир природа, красота,
Мы – братья меньшие, с рожденья в том уверены.
И возвращается духовность, доброта,
Тем, что когда-то было для людей потеряно.
О, человек, ты тоже часть природы вольной,
Но много в мире для тебя подвластно.
Так пусть же станет книгою настольной
Дом цвета сердца – книги Красной.

Ученик: Мы – люди, мы – природы дети.
Мы – часть её. И что же мы творим?
Ей объявив войну, забыв про всё на свете,
В конце концов, себя мы истребим.

Ученик 

Но порой под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают

Ведущий 2 Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на природу  привело к тому, что на нашей планете уже вымерло
около 150 видов животных. Они записаны в черные страницы «Красной книги».

Ведущий 1 Маврикийский дронт или додо. Этот вид располагался на острове Маврикий. Эта птица исчезла в конце семнадцатого века.

Ведущий 2. Морская корова. В результате хищнического промысла к 1768 полностью истреблена.

Ведущий 1. Тур- дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в 1627 г. в Польше.

Ведущий 2. Странствующий голубь. Он жил в  Северной Америке. Живший в неволе последний голубь умер в 1914 г.

Ведущий 1. Степная лошадь- тарпан, Тасманский сумчатый волк, Черный кулик-сорока,  речной дельфин   и другие.

Ученик: Берегите Землю, люди, берегите!
Хрупкую планету внукам сохраните.
Чтоб они, гуляя по тропам заповедным,
Сердцем приникали к истинам заветным.
Чтоб леса шумели, чтоб шептали травы…
На любовь к природе им оставьте право!

Ведущий 2 В нашей области жил и работал великий ученый, преобразователь природы — Мичурин Иван Владимирович.  Более 60 лет Мичурин посвятил делу улучшения сортов плодово-ягодных растений. Им было  выведено около 550 сортов ягодных и плодовых культур.

Ведущий 1 Благодаря его деятельности на Тамбовщине стали расти, великолепно плодоносить яблони, груши, вишня, абрикосы, виноград, миндаль, грецкий орех, айва и другое.

Ведущий 2 Владимир Иванович Вернадский — выдающийся российский учёный, академик  Российской АН, организатор и директор Радиевого института, Биогеохимической лаборатории. Он разработал учение о биосфере Земли и неизбежности её превращения  в ноосферу.

Ведущий 1.С Тамбовским краем связано 30 лет его жизни. В Пичаевском районе в родовое поместье «Вернадовка», зарождались великие идеи будущих учений.

Ведущий 2. В  2005 году здесь был образован Научный культурно – просветительский ноосферный центр имени В.И.Вернадского.

Ученик:

 И нам теперь одно лишь остаётся:
Беречь, что есть, хранить как дивный сад,
Свой дом, свой край родной, свой заповедник,
Свою природу, свой бесценный клад!

Учитель: А теперь я хочу проверить на сколько хорошо вы знакомы с природой «Воронинского заповедника», его животным миром (викторина о «Воронинском заповеднике»)

Вопросы викторины. Тема «Заповедник «Воронинский»

1.Что такое заповедник?

2.Назовите примерное количество заповедников, находящихся на территории России.( Более 100 заповедников)

3. В чем отличие заповедника и национального парка? ( На территорию национального парка допускаются посетители для отдыха).

4. Какие заповедники (национальные парки) называются биосферными? ( На территории которых проводят научные исследования, мониторинги).

5.На территории каких районов находится заповедник «Воронинский?» (Кирсановского и Инжавинского).

6.В каком году был образован заповедник «Воронинский»? (В 1994 году)

7. Назовите озера, находящиеся на территории заповедника «Воронинский»? (Рамза, Кипец, Симерка)

8.Назовите танцующих птиц с длинными ногами и длинной шеей? (Журавли)

9. Назовите не менее четырех птиц, которые обитают в заповеднике «Воронинский»? (белый аист, рыжая цапля, лебеди, пестрый дятел, сизая чайка и др)

10.Какая птица является эталоном любви и верности? (лебедь)

12.Назовите растения, которые растут на территории заповедника «Воронинский» и нуждаются в «защите».(брандушка разноцветная, ковыль перистый, ятрышник шлемовидный и др.)

13. Назовите декоративные растения, которые растут на территории заповедника «Воронинский» и нуждаются в «защите». (Степные пионы, тюльпаны, птицемлечники, катран, кермеки, ирисы, ковыль Залесского, Тюльпан Шренка, безвременник веселый и др.)

14. Назовите млекопитающих, которые обитают в заповеднике «Воронинский» (русская выхухоль, европейская норка, выдра, бобр, волк, кабан  и др.)

15.Назовите представителей земноводных, обитающих в заповеднике (съедобная лягушка, гребенчатый тритон ).

16. Назовите представителей пресмыкающихся, обитающих в заповеднике (гадюка Никольского, живородящая ящерица и др)

17.Назовите охраняемые виды насекомых, обитающих в заповеднике (пчела-плотник, изменчивый шмель и др.)

Ведущий 1.В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее

Учитель: Природа была задолго до человека, но чтобы она существовала и дальше, нужна забота каждого жителя Земли о ней. Хочется верить, что каждый из нас в жизни сможет не раз навестить эти уголки волшебства и совершенства… Пусть все их обитатели живут в мире и спокойствии, а мы, люди, от этого станем добрее и счастливее.

Ведущий 2: Ребята, а как мы можем помочь природе зимой?

Ученик: Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Итог: С какой целью проводилось данное мероприятие?

Ребята, что нового узнали сегодня в ходе проведения мероприятия?

Что вы делали для этого? Какой результат вы получили?

Поднимите руки, кто узнал много новой и интересной информации об особо охраняемых природных территориях России и Тамбовской области?

Учитель: Ребята, много тайн природы вам еще придется разгадать и я желаю, чтобы все ваши действия по разгадыванию ее тайн были экологически грамотными, созидающими природу, не наносящими ей вред.

Ученик

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

Ученик
Как чудесна природа своей красотой.
И душа ощущает тепло и покой.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества, встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Классный час на тему: «Заповедники России

 Подготовила: учитель 

начальных классов

   Забирова Т.М.

Тема: «Заповедники России

Цели и задачи:

-воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природе и её составным частям;

-развитие речи учащихся;

-знакомство учащихся с одной из форм охраны природы- заповедниками;

-знакомство учащихся с некоторыми наиболее известными заповедниками России;

-знакомство учащихся с особенностями Национального парка Татарстана « Нижняя Кама»;

-раскрытие на конкретных примерах роли человека в охране природы;

-знакомство учащихся с некоторыми видами животных и растений, занесённых в Красную книгу.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповедникам России. Каждый из вас собрался путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправимся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

Заповедник. Вслушайтесь в это слово. От какого корня оно образовалось? И почему им назвали некоторые территории России.

Учащиеся: Заповедники — от слова «заповедь». Заповедники – это главная из форм строжайшей, особой охраны природных территорий.

Учитель: Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.

Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины.

Учитель показывает заповедники на карте.

Учащийся 1: Таймырский заповедник получил своё название благодаря полуострову на котором он находится. Вокруг тундра. Заморозки и снег бывает даже в июле ,а толщина льда на реках достигает до двух метров.

Кого же здесь охраняют?

Под охраной заповедника находятся овцебыки, дикие северные олени, редкие птицы: краснозобые казарки, соколы-сапсаны.

Краснозобая казарка- это небольшой гусь удивительной яркой окраски. Он хороший пловец. Водит дружбу с хищным соколом – сапсаном. Почему? Всё очень просто. Песцы часто нападают на гнезда краснозобых казарок , а они идут на хитрость и строят их около гнёзд сокола – сапсана, который не подпускает хищников к гнёздам.

Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстраций.

Учащийся 2 :В 1969 году на территории Липецкой области был образован заповедник Галичья Гора. Он расположен в лесостепной зоне и охраняет разнотравные , ковыльные степи и животных – опылителей.

Галичью Гору часто называют « живым музеем» растений. Здесь можно встретить – златоцвет, лён , русский василёк, горицвет весенний, валериану, ковыль, гусиный лук, сон- траву, фиалку и другие лекарственные, декоративные, кормовые и эфирномасличные растения

Галичья Гора – это царство насекомых. Кого здесь только нет! Шмели, дикие пчёлы, цветочные мухи, жук-отшельник, стрекозы и многие другие.

Главное то, что все они находятся под охраной.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Говоря о самых – самых, нельзя не сказать о самом старом заповеднике –Баргузинском. Он был основан 1916 году, ещё в царской России.

Учитель показывает заповедник по карте.

Учащийся 3 : Баргунский заповедник — национальная гордость России. Он находится возле озера Байкал в тайге. Известен он своими кедрами, прекрасными озёрами, горными реками и горячими источниками. В заповеднике можно встретится с бурым медведем, росомахой, белкой – летягой, нерпой , рябчиком.

Познакомимся с некоторыми из них.

Росомаха – это крупный зверь с длинной мохнатой шерстью, который питается падалью, он санитар леса.

Белка- летяга это небольшой зверёк, который планирует на расстояние до 50 м, за что её и прозвали летягой. Вместо крыльев у белки – кожные складки между передними и задними ногами.

Нерпа – это тюлень. Она умеет плавать и нырять. Питается нерпа рыбой.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Наш следующий заповедник необычен и интересен тем, что в его названии есть слово «морской» Почему? А потому что под охраной в нем находятся животные и растения морей и океанов. Итак, знакомьтесь – Дальневосточный государственный морской заповедник.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 4 : Дальневосточный государственный морской заповедник был образован в 1978 году. Его площадь более 64 га. Расположен он к югу от Владивостока.

Словно в калейдоскопе сменяются картинки морского заповедника: в небе кружатся стаи чернохвостых чаек, на прибрежных камнях отдыхают тюлени и котики, в море проплывают дельфины. Морское дно украшено разноцветными морскими звёздами, водорослями, ленивыми крабами. В прозрачной воде парят медузы. Особое внимание привлекает осьминог. Кроме промысловых рыб, скумбрии, сардины , иваси здесь можно встретить экзотических рыб: акулу- молот, рыбу- меч ,парусник, летучих рыб.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Ребята, нам опять пора в дорогу. Алтайский заповедник связан не с морями и океанами , а с горным массивом Алтай.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 5 : Алтай в переводе значит « золотой». Алтайский заповедник был основан 1932 году . На территории заповедника располагается Телецкое озеро — одно из красивейших озёр нашей страны. Его глубина 325 м. Алтайские леса состоят из кедра, пихты, ели. Между деревьями растут гигантские травы. Животный мир представлен медведем, лаской, косулей, горностаем, рысью, оленем. Особенно охраняются редкие животные – сибирский козерог, снежный барс, алтайский козёл. Из обитающих здесь занесён в Красную книгу алтайский улар.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстраций.

Учитель: Не раз приходилось слышать, что в заповеднике Беловежская пуща, расположенным в Белоруссии, занимаются сохранением зубров. Но мало кто знает, что недалеко от города Серпухова в Подмосковье есть Приокско-Террасный заповедник в котором тоже живут зубры.

Учитель показывает заповедник на карте.

Учащийся 6: К югу от Москвы в долине самой большой реки Московской области – Оки – расположен Приокско – Террасный заповедник. Он был образован в 1945 году. Территория заповедника находится в зоне смешанных лесов, поэтому здесь можно встретить хвойные леса, сосновые боры, дубравы и березняки. Разнообразен животный мир заповедника. Благородный, пятнистый олень, кабан, сибирская косуля, выдра, белка, бобры прижились на его территории.

Но всё же Приокско – Террасный заповедник принято считать центральным зубриным питомником России. Зубр – это древнее животное, его считают современником мамонта. Сейчас эти лесные старожилы занесены в Красную книгу.

Зубр- это сильное красивое животное с полыми рогами и длинной бородой, немного напоминающий домашнюю корову. Рост до двух метров. Вес до одной тонны.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстрации

Учитель: Последний пункт нашего путешествия – Национальный парк «Нижняя Кама». Нижняя Кама — Национальный парк на территории Республики Татарстан, образован 20 апреля 1991 года. Он расположен на северо-востоке Республики Татарстан в пределах Восточного Предкамья и Восточного Закамья, в долине реки Кама и её притоков Тоймы, Криуша, Танайка, Шильнинка.

Учащийся 7: Площадь национального парка — 26601 га. Млекопитающие представлены 41 видом. Среди них и типичные обитатели леса: лось, косуля, кабан, рысь, барсук, куница лесная, белка, ласка; и обитатели водоёмов и их прибрежной части: бобр, ондатра, выдра, енотовидная собака. Обитающие в национальном парке ночница водяная, ушан бурый, нетопырь лесной, мышовка лесная и бурундук являются редкими видами и занесены в Красную Книгу Татарстана. Достаточно разнообразна орнитофауна (более 180 видов, в том числе 136 видов гнездящихся). Большинство видов относятся к лесным, к видам открытых пространств и к видам водно-болотных угодий. К фоновым относятся коршун чёрный, ястреб-тетеревятник, кряква обыкновенная, цапля серая, большой пёстрый дятел, вальдшнеп, чайка озёрная, неясыть серая, сойка и др. Редкими являются 22 вида птиц (занесены в Красную Книгу Татарстана) — филин, неясыть серая, неясыть длиннохвостая, сова полярная, орлан белохвост, пустельга обыкновенная, ремез, кедровка, черноголовый хохотун и др. Также фауна представлена 10 видами земноводных (редкие виды — тритон гребенчатый, жаба серая), 6 видами пресмыкающихся (редкие виды — гадюка обыкновенная, медянка, веретеница ломкая), 16 видами рыб (озёрные и речные виды, такие как щука, судак, берш, сазан, стерлядь, лещ, налим, сом, синец, вьюн, игла рыба каспийская и др.). Достаточно обильно представлены беспозвоночные — более 1000 видов, 22 вида из которых занесены в Красную Книгу Татарстана.

Рассказ учащегося сопровождается показом иллюстрации.

Показ видео презентации « Природа родного края»

Учитель: Во многих уголках побывали мы сегодня, о многих представителях животного и растительного мира узнали. Но где бы мы небыли везде звучал сигнал тревоги. Несомненно, помимо заповедников, в нашей стране имеются много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки, заказники, музеи — заповедники. Но человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из – за своего бездумного поведения в природе.

Общешкольный классный час «Заповедники России»

Цель: знакомство воспитанников с крупнейшими заповедниками России.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с природоведческими понятиями, представителями флоры и фауны различных заповедных мест; функциями,  выполняемыми заповедниками и заказниками с учётом регионального компонента.

2. Развивать зрительную и слуховую память, мышление, внимание, восприятие; активизировать речевую и познавательную активность.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине, дружбу, взаимовыручку, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход мероприятия:

I. Начало проекта.

Мероприятие начинается песней « Рыбы, птицы, звери».

I куплет

Прыгала лягушка – «Ква», «Ква», «Ква»,

Пробегала кошка – « Мяу», Мяу», Мяу»,

Думала собака – «Гав», «Гав»,» «Гав» —

Испугать меня.

Только мне не страшно, потто – потому что

Вы мои соседи, вы – моя родня!

Припев:

Рыбы. Птицы. Звери! Я вас не обижу1

Я вас не обижу, обещаю вам!

Открываю окна. Открываю двери,

Надо бы покрепче подружиться нам,

 Надо бы покрепче подружиться нам!

II куплет

 На лесной тропинке встречу оленёнка,

Уступлю дорогу, помашу рукой.

Возвращайся к маме и живи спокойно.

Мир такой прекрасный, мир такой большой.

Припев.

III куплет

И пускай немножко надо потесниться,

Ссориться не будем, если мы друзья.

У земли огромной – мы родные дети,

Мы —  одна большая шумная семья.

Припев.

— Воспитанница 11 класса читает стихотворение « В природе столько красоты». ( А. Сметанин)

В природе столько красоты-

Вглядись и ты поймёшь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дождь.

Куда. Журча. Бежит ручей,

Прозрачнее стекла,

 О чём под вечер, в поле ржи,

Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему понятна птичья речь-

И ты научишься тому,

Как это всё сберечь.

Ведущий1. Добрый день дорогие ребята. Уважаемые взрослые! Наше сегодняшнее  мероприятие посвящается Году экологии и   Заповедников в России. Сегодня вы узнаете, сколько существует заповедников в России, познакомитесь с крупнейшими заповедниками нашей страны и их назначением.

Ведущий 2. Заповедники России- удивительные прекрасные места, и если поставить целью объехать все заповедные места России, то нужно посвятить этому всю жизнь, так как в нашей стране  их 101.

Ведущий 1. Заповедник- участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

Ведущий 2 .Заказник- род заповедника, где временно запрещена охота и где растения находятся под охраной.

II. Основная часть мероприятия. Представление заповедников, заказника.

Ведущий 1. Россия- по настоящему прекрасная страна, где есть много совершенно умопомрачительных по своей красоте мест. Вот только в отличие от западных курортов, они не разрекламированы, так что о них мало кто знает. Настало время это исправить. Мы составили для вас подборку самых красивых российских заповедников.

План представления заповедников:

1. Баргузинский .

2. Байкальский.

3. Кузнецкий Алатау.

После представления нескольких заповедников проводится динамическая игра.

1. Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы приглашаем вас поучаствовать в проекте,

4. Алтайский.

5. Столбы.

6. Кроноцкий.

7. Кавказский.

Психолог проводит тренинг «Вхождение в картину».

8. Большой Арктический.

9. Саяно-Шушенский.

10. Васюганские болота.

11. Дальневосточный морской.

После представления  заповедников проводится экологическая сценка.

Автор: Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Всех излечит , исцелит

Добры доктор Айболит

Прилетел к нему жучок.

Жучок: У меня болит бочок

 Был вчнра я на лужайке

Там летал среди кустов

Воздух был темнее ночи

Сделать вдох, но нету мочи.

Автор: Взял микстуру и тарелки

Стал лечить бочок жука.

Айболит: Не грусти, дружок мой милый

И не будь таким унылым

Где ж лужок тот страшный ,страшный?

Где дышать очень опасно?

Жучок: Через речку и лесок

Ты увидишь тот лужок

Берегись, ведь там опасность.

Айболит: Для меня преграды нет

Всех спасу от разных бед!

Автор: И встал Айболит,

Побежал Айболит

По полям, по лесам он спешит

Вот встречает Бармалея.

Бармалей: Ха – Ха – Ха!

Айболит: Это твой стоит завод?

Из трубы идёт дымок.

Бармалей: Ну подумаешь немножко

Затуманилась дорожка.

Айболит: Как ты смеешь, Бармалей!

Ты ведь губишь всех зверей

И жучков, и паучков,

И синичек, и лисичек( все проходят , задыхаясь)Очень много чудных птичек.

Всё погибнет и ты вскоре!

Бармалей: Страшно мне, я задыхаюсь!

Всё завод свой закрываю!

Нет, гибнуть, доктор, не хочу!

Я природу сохраню!

Законы природы главнее всего.

И сейчас всем скажу я:

Птицам – воздух1

Рыбам – воду!

Береги свою природу!

Ведущий. Представление Горненского заказника, находящегося на территории Красносулинского района.

План представления:

1. Географическое положение.

2. Ландшафт.

3. Видеоролик об истории возникновения.

4. Многообразие растительного и животного мира.

5. Видеоролик о пополнении заказника особями пятнистых оленей, верблюдов.

III.Заключительная часть.

Воспитанники 5 и 11 классов читают стихи на экологическую тему.

1.«Наша планета» (Я. Аким)

Есть одна планета – сад

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

 Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету

Ведь другой, похожей, нету!

Давайте вместе Землю украшать. (Е. Смирнова)

Давайте вместе Землю украшать,

 Сажать цветы, цветы сажать повсюду

И относится с нежностью как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая ,ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето. Хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

 Недалёкое будущее ( А. Игнатова)

Человек идёт скучает

В одиночестве в лесу,

По дороге не встречает

Ни оленя, ни лису…

Не летит пчела на клевер.

Уток нету в камышах…

Вместо птиц китайский плеер

Заливается в ушах.

Не цветёт в траве фиалка.

Рыбы нет в глубинах рек.

Слева свалка, справа- свалка

Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?

Раньше думать надо было!

Ведущий 1.  Как уже говорилось ранее, мы с вами живем на самой прекрасной из планет солнечной системы. Самая близкая из звёзд к Земле- это солнце, которое освещает, согревает и дарит жизнь всему живому.

Ведущий 2.   И мы от всей души хотим пожелать, чтобы на нашей планете  все люди жили мирно, в дружбе и берегли то, что мы сейчас имеем.

Звучит песня в исполнении хора учителей и учащихся « Пусть всегда будет солнце!»

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в 35 сердце опять

Не устаёт повторять…

Тише, солдат, слышишь ,солдат,

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят…

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце – навек!

 Счастье –навек!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зачем отмечать православные праздники
  • Застольный сценарий на юбилей школы
  • Застольный сценарий на юбилей мужчине 50 лет
  • Застольный сценарий на день рождения женщине
  • Застольные активашки на праздник современные