Запуск стрессового сценария происходит

Работа по теме: Самоукина НВ - Психология и педагогика професси.. Глава: 7.3. Стрессовые сценарии. ВУЗ: ЧГАКИ.

Проходит какое-то время и стресс может
опять повториться. У каждого работника
– своя, индивидуальная форма поведения
в стрессовом состоянии. И также у каждого
– свой индивидуальный сценарий
стрессового поведения, выражающийся в
частоте и форме проявления стрессовых
реакций.

Можно заметить, что одни «стрессуют»
чуть ли не каждый день, но в небольших
дозах (не слишком агрессивно и существенно
не разрушая отношения с окружающими).
Другие – несколько раз в год, но
чрезвычайно сильно, существенно снижая
самоконтроль в общении: они могут
неожиданно «взорваться» и накричать
на сотрудников или подчиненных, подать
заявление об уходе, разорвать отчет о
проделанной работе и т.п.

Стрессовый сценарий проявляется не
только в таких характеристиках, как
частота и форма поведения и общения
человека. Важной является такая
характеристика, как направленность
стрессовой агрессии человека: на самого
себя или на окружающих – коллег,
подчиненных. Один винит во всем себя и
стремится проанализировать прежде
всего свои собственные ошибки. Другой
обвиняет окружающих и не способен
посмотреть на себя со стороны.

Стрессовый сценарий «запускается»
почти автоматически. Достаточно
незначительного нарушения привычного
ритма и условий профессиональной
деятельности – как будто против воли
самого человека «включается» стрессовый
механизм и начинает «раскручиваться»,
как «маховик» какого-то мощного и
убийственного «оружия». Человек начинает
конфликтовать по какой-то мелкой,
незначительной причине. У него искажается
восприятие сотрудников и коммуникативной
ситуации, он придает негативное значение
тем деталям, на которые в спокойном
состоянии почти не обращал внимание.

7.4. Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса

Может ли работник научиться регулировать
свое собственное состояние в условиях
профессионального стресса и перестроить
свой стрессовый сценарий?

Безусловно, да! В профессиональной
деятельности более успешны люди,
научившиеся владеть собой, имеющие
развитую психотехнику личной саморегуляции.
Они знают свои сильные и слабые стороны,
умеют вовремя сдержаться, проявить
терпение, затормозить свои внутренние
«взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции
размышляют так:

– «Что толку обвинять себя или других?
Нет смысла мучиться укорами совести.
Но и «сбрасывать» свою стрессовую
агрессию на окружающих негуманно и не
выгодно. Отношения разрушаются, теряются
важные контакты, происходит потеря
уважения окружающих, а проблема-то не
решается! Я только теряю, ничего не
приобретая!»

– «Нужно уметь вовремя остановить себя,
когда еще есть понимание ситуации и
сохранен самоконтроль!» Один ведущий
специалист крупной фирмы выразил эту
мысль так: «Важно не попасть в точку В!»

– «Вывод один: надо хорошо знать самого
себя. Надо вовремя почувствовать
изменение своего внутреннего состояния,
когда «закипает» раздражение и появляется
еле сдерживаемая агрессия» .

Специалисты, хорошо регулирующие себя
в стрессе, по-разному говорят о своих
ощущениях, однако главное – они хорошо
осознают их: «Я становлюсь раздраженным,
внутри меня как бы вспыхивает что-то
горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь
на всех оборотах», «У меня все застывает
внутри», «Мне становится все безразлично»
.

Конечно, флегматичные люди имеют больше
времени на осознание самих себя при
нарастании стресса. Профессиональный
стресс у них развивается медленнее и
есть «время в запасе». Люди с холерическим
темпераментом, «с лету» входя в первую
стрессовую стадию, имеют значительно
меньше времени на ее осознание. Тем не
менее, успешно овладевают стрессом как
флегматики, так и холерики.

Необходимо запомнить следующие правила
саморегуляции в условиях профессионального
стресса.

Первое правило: полезно наблюдать за
самим собой. Что Вы чувствуете на первой
стадии стресса? Какие ощутимые изменения
происходят в Вашем состоянии и настроении?
Сколько времени длится первая стадия
Вашего стресса? Это происходит сразу,
как говорят, с «пол-оборота», или
постепенно, с едва заметным, но ощутимым
нарастанием? Что с Вами происходит,
когда Вы теряете самообладание (в точке
«В»)?

Следует помнить, что успешность построения
личной программы защиты от профессионального
стресса зависит от того, насколько точно
и своевременно Вы научитесь замечать,
что вступаете в «зону» стресса и теряете
самоконтроль.

Второе правило: необходимо искать
способы остановки самого себя. На первой
стадии стресса важно «взять перерыв»
и усилием воли прервать свои действия:

– сделать паузу в общении с сотрудниками,
помолчать несколько минут, вместо того
чтобы с раздражением отвечать на
несправедливое замечание);

– выйти из комнаты;

– переместиться в другую, отдаленную
часть помещения.

Третье правило: необходимо стремиться
перевести свою энергию в другую форму
деятельности, заняться чем-нибудь
другим, что даст возможность снять
напряжение.

Если потеря самообладания произошла
на работе, можно заняться следующим:

– перебрать свои деловые бумаги, полить
цветы на подоконнике, заварить чай;

– выйти в коридор и поговорить с
симпатичными сотрудниками или сотрудницами
на нейтральные темы (о погоде, покупках
и др.);

– подойти к окну и посмотреть на небо
и деревья, порадоваться солнцу, дождю
или снегу;

– обратить внимание на идущих по улице
людей. Попробовать вообразить, о чем
думают проходящие мимо люди;

– зайти в туалетную комнату и на две-три
минуты опустить ладони под холодную
воду.

Такой «перерыв» можно практиковать как
можно чаще в те моменты, происходит
потеря самоконтроля. Важно, чтобы
действие «остановки самого себя» вошло
в привычку.

Четвертое правило: следует серьезно
задуматься над тем, какие моменты в
работе помогают снять напряжение. Что
Вас больше всего радует? Чем Вы занимаетесь
с увлечением? И стараться каждый день
иметь немного времени на занятия, которые
приносят удовлетворение и радость.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В статье мы расскажем:

  1. Понятие стресса
  2. Психологические теории стресса
  3. Виды стрессовых состояний
  4. Психологические причины стресса
  5. Стадии (фазы) стресса
  6. Психодиагностика стресса/Симптомы стресса
  7. Способы мягкой коррекции стрессового состояния
  8. Профилактика стрессовых состояний

Психология стресса – почему важно знать о ней как можно больше? Все просто. Темп жизни в последнее время становится все выше, нагрузки – как физические, так и психологические – постоянно растут. Неудивительно, что находиться в перманентном состоянии стресса стало для многих людей едва ли не нормой.

Понятие стресса

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Простыми словами – какие-то изменения внешней среды требуют от нас адаптации. На улице похолодало, потеплело, мы переехали в другой климат, встретились с другими людьми – все это требует от нас физических и психических усилий. В целом это явление можно описать как стресс. Если происходит адаптация — значит, есть стресс.

Понятие стресса переводится как нагрузка, напряжение, давление, состояние повышенной напряженности, и это так. Но не любое состояние напряженности является стрессом. Только тогда, когда нужно включить резервы организма для адаптации.

Понятие стресса

Стресс – это наш внутренний механизм адаптации организма и способ его выживания.

Если человек наступил на стекло пяткой, у него в организме начнется стрессовый ответ. То есть стресс – это сам механизм адаптации. Организм начинает производить какие-то изменения, для того чтобы адаптироваться к этой ситуации. Он замечает, что в пятке стекло, сгущает кровь, чтобы она стала сворачиваться и не допустить кровопотери.

Но если система реакций на стресс и попытки к нему адаптироваться остаются включенными слишком долго, это приводит к заболеваниям.

Стресс – это все, что нарушает наш гомеостатический баланс. Гомеостаз – система саморегуляции организма, которая позволяет поддерживать постоянство внутри наших систем. Обычно здесь мы говорим о поддержании температуры тела, уровня глюкозы в крови, примерно одинакового кровяного давления и разных других процессов внутри организма.

Когда стресс каким-то образом нарушает наш баланс, организм с помощью нейромедиаторов, гормонов, а также нервной системы пытается адаптироваться к этому и восстановить баланс обратно.

Если в случае с животными стресс – это только уже существующие в данный момент времени нарушение гомеостатического баланса, т.е. это фактор, который воздействует прямо сейчас, то с человеком все сложнее. Когда дикая собака Динго хватает тушканчика за хребет, то это является для него стрессовым фактором. В случае с человеком все иначе, это может быть ещё и мысль о том, что гомеостатический баланс может быть нарушен, то есть это не сам стресс, не сам стрессовый фактор, а мысли о том, что может произойти.

Психологические теории стресса

Впервые в 1915 году американский психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон заговорил о состоянии, которое сейчас ассоциируется с понятием стресса, и назвал эту реакцию «бей или беги» («fight or flight»). И даже описал данное явление в книге «Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе». Можно считать началом европейского, американского подхода к этой теме 1915 год.

Однако наши соотечественники оказались в этой же теме в эти же годы, и в военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге профессор Коренчевский в 1913 году уже описывал адаптационный синдром и говорил о том, что он является не патологической, а физиологической реакцией на повреждения клеток, тканей, повреждения какой-то внешней среды.

Австрийский врач Ганс Селье закончил Пражский медицинский университет. Перебравшись в Канаду, он изучал воздействие секретов гормональных желёз, которые он получал путём размельчения выделенных у животных органов и вводил мышам (тогда ещё не гормонов, потому что их в чистом виде не выделяли).

Он заметил очень интересную вещь: какой бы он ни вводил экстракт гормонов мышам, реакция была очень похожая. Есть легенда о том, что однажды он совершил какую-то технологическую оплошность и забыл отвязать своих подопытных мышей, оставил их на ночь.

И те мыши, которым накануне вкалывали вещества и те, которым не проводили инъекции, выдали одинаковую реакцию в виде изъязвления слизистой оболочки желудка. На следующий день часть подопытных даже погибла. И вот тогда он впервые заговорил об общем адаптационном синдроме. Собственно, это стало началом истории стресса.

Психологические теории стресса

Селье сделал очень интересные выводы, что на самом деле имеет значение только интенсивность потребности в перестройке или адаптации. И практически не имеет значения сам раздражитель и те изменения, которые привели к формированию этого адаптационного синдрома. Второй вывод, который сделал Селье – это то, что адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Позже американский исследователь Голдстоун в 1952 году вступил в полемику с Селье и начал говорить о том, что адаптационная энергия может производиться независимо от того, сколько ее было дано организму при рождении. Она, конечно, снижается к старости, но может сохраняться в форме адаптационного капитала.

Постепенно эта тема стала развиваться из понятия организменного и клеточного, с чего начинал Селье, в понятие социальное. Из одного эксперимента на мышах развились целые направления в биологии, медицине, социологии и даже политике, связанные с темой стресса.

4 вида стрессовых состояний

Обычно в классических учебниках говорят о трех видах стресса, но иногда отдельно выделяют еще и биологические стрессоры.

  1. Психологические

    Мы постоянно находимся в психолого-социологических факторах стресса, особенно люди, проживающие в мегаполисах. Психологические стресс – это информационные перегрузки, которые сейчас повсеместно у детей с самого раннего возраста, соревнования, угрозы социального статуса, угрозы самооценки и так далее.

  2. Физиологические

    Древние понятные механизмы, на которые направлена наша защита – это физиологические стрессоры. Это чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных условий, температур, нагрузок. Нагрузки, кстати, физические – это как раз таки условия постоянного стресса для спортсменов.

  3. Химический стрессор

    Это прием лекарственных препаратов, кофе, алкоголь, курение, наркотики, экология, отравления тяжелыми металлами.

  4. Биологический стрессор

    Это бактерии, вирусы, патогены. Постоянное воздействие какого-то медленного, скрытого воспаления, связанного с патогенным объектом в нашей системе, будь то кишечники или лор-органы – это постоянные медленные стрессоры, которые наносят чрезвычайный урон организму.

Психологические причины стресса

У стресса может быть целый ряд причин: биологические, химические, физические и, конечно, психологические. С последними дела обстоят непросто. Психологические причины стресса настолько разнообразны, что перечислить их все просто не представляется возможным. Каждый человек уникален: его образ мыслей, привычные модели поведения дают в совокупности неповторимую картину личности и набор вероятных реакций на стрессовые ситуации. Таких реакций масса.

Стресс провоцируют внутренние и внешние проблемы. Внешние – это разнообразные жизненные ситуации, которые человек имеет возможность контролировать. Это могут быть материальные трудности, переезд, сложности на работе или в личной жизни и т.п. Внутренние причины стресса зарождаются в недрах человеческого разума и зачастую не имеют ничего общего с реальностью, человек сам их придумывает. Это может быть связано с постоянной хандрой, пессимистичным настроем, нереализованными желаниями, отсутствием любви к себе, самоуважения, неприятием себя.

В психологии выделяется восемь причин стресса, которые являются наиболее значимыми для человека и сильнее всего влияют на него.

  • Смерть. Когда уходит близкий человек, мало кто может сохранить присутствие духа и продолжить жить нормальной жизнью. Это сильнейшая по силе воздействия психологическая причина стресса. Ожидание смерти (к примеру, больного родственника) также является причиной мощнейшего эмоционального напряжения.

  • Финансы. Для огромного количества людей материальные сложности являются главной причиной стресса.

  • Отсутствие самовыражения. Большинство людей стремится выразить собственное «я», однако далеко не всем это под силу.

  • Отсутствие контроля над ситуацией. Это может касаться как собственной жизни, так и жизни близких людей. Невозможность все контролировать давит на некоторых людей и ввергает их в состояние стресса.

  • Болезни и отсутствие безопасности. Страх заболеть, испытывать боль, страх смерти – все это ведет к потере душевного спокойствия, человек перестает чувствовать себя в безопасности.

  • Работа. Для огромного количества людей работа – это мощный источник стресса. Непростые обязанности, давление руководства, сложные клиенты – все это держит в напряжении, заставляет постоянно думать, анализировать, строить планы.

  • Друзья и близкие. Общение с любимыми людьми, родственниками, приятелями всегда эмоционально окрашено, а значит, способно спровоцировать стрессовые ситуации.

  • Семья. Если в отношениях с родными не все гладко, человек вряд ли будет чувствовать себя комфортно.

Отправной точкой стресса может послужить любое событие. Как женщины, так и мужчины могут стать заложниками своих психологических трудностей. Важно помнить, что первичной задачей в ситуации постоянного эмоционального напряжения является выяснение причины дискомфортного состояния. Устранив ее или взглянув на ситуацию под другим углом, человек начинает чувствовать себя гораздо лучше. Без этого жизнь может превратиться в постоянную борьбу с ветряными мельницами.

3 стадии (фазы) стресса

  1. Стадия тревоги

    Она развивается через шесть часов после воздействия стрессора и длится 24-48 часов, то есть до двух суток. Характеризуется двумя фазами: фаза шока и фаза противошока. При значительной силе стрессора и тревоги это может закончиться гибелью для организма.

    Фаза шока характеризуется шоковыми изменениями: гипонатриемия, гипотензия, увеличение проницаемости мембран, сгущается кровь, лейкоцитоз, отрицательный азотистый баланс, то есть проявление катаболических процессов, процессов разрушения тканей, гипогликемия, гипотония мышц и так далее. Все это происходит на фоне активации продукции глюкокортикоидов, минералокортикоидов и катехоламинов – наших внутренних биогенных аминов.

    Фаза противошока характеризуется контрошоковыми изменениями, чтобы сгладить все это. То есть происходит состояние наоборот: гипернатриемия, гипертензия, активация симпатической нервной системы, симпатико-адриналовой нервной системы и то, чего больше всего боятся все нутрициологи – активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и все, что из этого следует. В эту фазу, наряду с двигательными реакциями, активизируются вспомогательные, висцеральные служебные системы дыхания, которые активируются через центральную нервную систему.

  2. Стадия резистентности или адаптация организма

    Тут можно условно выделить два этапа. На переходном этапе снижается общая возбудимость центральной нервной системы, формируется функциональная система управления адаптацией в новых условиях, то есть все наше тело начинает приспосабливаться к этим чрезвычайным факторам. Снижается интенсивность гормональных сдвигов, усиливают свое действие гормоны коры надпочечников – именно они отвечают за адаптацию. Приспособительные реакции организма постепенно переключаются на совсем глубокий, тканевый уровень, и повышается неспецифическая резистентность организма к вредным воздействиям.

    Второй этап – резистентности. Характеризуется некоторой нормализацией деятельности желез внутренней секреции, тимико-лимфатической системы. Организм должен приспособиться, ведь он не может постоянно жить в режиме «аларм». На уровне обратной связи выключаются некоторые моменты, и, скажем так, организм перестает так активно реагировать на стрессоры.

    Основные особенности этой стадии – это мобилизация энергоресурсов и иммунной системы организма, повышение синтеза структурных и ферментативных белков.

  3. Стадия истощения

    Это стадия, до которой ни в коем случае человек не должен дойти. Здесь происходит реакция всех эндокринных желез, она снова близка к реакциям первой стадии: глюкокортикоиды преобладают над минералокортикоидами, снижается функция щитовидной железы, половых желез, угнетается тимико-лимфатическая система, система соединительной ткани, иммунитет – то есть, это реально приводит к полному разрушению организма.

    На самом деле наступление стадии истощения – это не единственный исход стресса. В том случае, если стрессовое воздействие умеренно по силе и длительности, стадия резистентности может длиться очень долго. Организм адаптирован к новым факторам, он вполне жизнеспособен.

    Что это значит? Организм кое-как живет. Мы понимаем, что уже нарушена гипоталамо-гипофизарная ось, продукция гормона щитовидной железы, половых гормонов, но мы живем, если это можно так назвать, либо существуем в не очень хорошем состоянии.

    На этом фоне возможно действие дополнительного стрессора и дальнейшее повышение резистентности. Что это значит? На фоне разрушающихся систем, когда уже подключаются эндокринные разрушающие механизмы, может сформироваться и диабет, возникнуть серьезные проблемы с щитовидной железой, и это будет нарастать как снежный ком. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать такого воздействия на организм.

Симптомы стресса

Как оценивать состояние человека, когда уже наступила дезадаптация, и когда нужно уже начинать волноваться и давать какие-то рекомендации? Важно понимать – наступил стресс или еще нет. Поговорим о способах диагностики.

  • По внешнему виду

У человека имеется отечность, слезотечение, глаза немного выпученные, он может быть потливым, у него может быть испарина на лице, он может быть истощенным или иметь избыточный вес при так называемом хроническом дистрессе. Наличие этих критериев может свидетельствовать о том, что человек находится в первой фазе стресса.

  • По соматическим жалобам

Человек жалуется на свое самочувствие. Он может сказать о повышенном артериальном давлении, которое повысилась внезапно после какого-то события или переживания. Он может пожаловаться на внезапно возникшее учащенное сердцебиение, одышку, запоры, ощущение вздутия живота, боль посередине под ребрами либо резкое повышение аппетита, ощущение ненасытности – «вот, не могу наесться, ем, ем, а ощущение, что не наедаюсь».

Признаками стресса также могут быть частые респираторные вирусные инфекции, позывы на мочеиспускание, эпизоды недержания мочи, которые вдруг стали случаться после событий или переживаний, снижение эректильной функции у мужчин или полового влечения у женщин, боли в мышцах и суставах.

  • По поведению

По поведению мы заметим некоторое стремление уменьшить площадь опоры, площадь контакта – это проявление посттравматического стрессового расстройства.

«Ты-высказывание» очень характерно для человека, который находится в ситуации стресса и физическая травматизация – тоже.

  • Семейный анамнез

В семейной системе у человека, который обратился за помощью, могут выясниться наличие суицидентов – людей, которые покончили жизнь самоубийством. Возможно, человек скажет, что его не кормили грудью вообще или мама его отказалась рано от грудного вскармливания. Это фактор семейного анамнеза, который приводит человека к склонности реагировать дистрессами на внешние обстоятельства. Это недоношенность – чем более глубокая недоношенность у человека в анамнезе, тем более он склонен к дистрессовым реакциям.

Признаком стресса может быть наличие дисфункциональной семьи, в которой практикуется насилие, алкоголики и наркоманы, люди, находившиеся в местах лишения свободы. Это панические расстройства у клиента или у членов его семьи.

  • Предрасполагающие качества личности

Это гиперответственность, педантизм, так называемый перфекционизм – желание сделать идеально какое-то действие, это некоторая психическая ригидность – неготовность подстраиваться под обстоятельства, желание сделать по-своему, настоять на своем. Это алекситимия – неспособность понимать, выражать чувства и базовая тревожность.

  • Психические жалобы

Это переменчивое настроение – от раздражительности и гнева до полной апатии, ощущения, что мне ничего не интересно.

Это бессонница, нарушение памяти, внимания, тревожность более высокая, чем в привычных условиях, появление панических атак, астения, когда не хватает сил на какие-то элементарные действия, не хочется встать, попить воды, зубы почистить, ходить на работу. Это гиперторможение, когда человек вдруг затормаживается и перестает реагировать обычным образом на привычные ситуации. И это психотические срывы, когда внезапно человек начинает обижаться, плакать, кричать, ругаться, что для него было не характерно.

  • События

В общих чертах – это события, связанные с изменениями в жизни. Тут важно понять, что для человека важно, а что не очень, какое именно событие способно вывести его из состояния равновесия так сильно, чтобы вызвать стресс.

9 способов мягкой коррекции стрессового состояния

  • Заземление

Это практика, которая пришла из восточных единоборств, из восточной медицины и сейчас используется практически во всех направлениях телесно-ориентированной терапии.

Суть её заключается в том, что происходит одномоментная концентрация внимания на телесных ощущениях человека. Когда у человека появляется навык хорошо чувствовать своё тело, быстро оценивать и называть словами, что это за ощущения, он одновременно с этим тренирует способность управлять своим телесным состоянием, а значит, получает доступ к регуляции своего здоровья.

Заземление выполняется в положении сидя, лёжа и стоя. Когда человек стоит на ногах, он упирается в стопы буквально, с расслабленными коленями и с выпрямленной спиной, с ощущением того, что он сбрасывает весь вес на ноги. Иногда помогают такие метафорические погружения: можно предложить человеку представить, что он стоит с забетонированными конечностями или зашел в какую-то очень глубокую лечебную грязь.

Если человек сидит, то точек опоры будет четыре: две точки – это стопы, которые стоят на полу, и еще две точки –седалищные косточки. Чтобы их почувствовать, нужно сесть чуть ближе к краю стула, поставить ноги на опору (пол), немножко ими потопать, чтобы стопы чувствовали, что они есть, и одновременно фокусировать внимание на этих четырёх точках. Естественно, для того чтобы получить вес, нужно немного выпрямить спину, то есть в сутулом состоянии это сделать будет сложно. Через этот манёвр раскрываются лёгкие, увеличивается их жизненная ёмкость.

Точечные советы по питанию, которые
повысят уровень твоей энергии на 10 из 10

От ТОПовых нутрициологов МИИН

Получить советы




И следующий этап – это брюшное дыхание через живот. Нужно дышать не слишком глубоко, а обычно, но вместе с тем ритмично, регулярно, то есть не забывать делать вдохи и достаточно длинные выдохи. Не нужно делать никаких пауз, следует сразу выдыхать, и это дыхание становится продуктивным. В этот момент улучшается венозный отток из органов малого таза, в каком бы положении человек ни находился – сидя или стоя. В целом улучшается кровообращение.

В случае если эта практика выполняется лёжа, опорой становится вся горизонтальная поверхность тела, на которую человек опирается, он представляет, что этот вес растекается по телу ровным слоем.

  • Центрирование

Следующая часть – это центрирование. Выбирается место в теле, где человек ощущает свой центр, за исключением головы. Некоторые люди так сконцентрированы на своих мыслях, что думают, что центр их личности находится здесь. Чаще всего люди показывают где-то в районе груди, чуть выше – к шее или чуть ниже – к животу.

Или можно попросить в качестве теста назвать ту часть тела, куда человек ткнёт пальцем, если его спросить «Ты где?». «Я здесь». И вот тогда можно туда положить ладошку и попробовать почувствовать себя. И как-то так поиграть с голосом, чтобы ощутить его вибрацию ладонью. Можно попробовать произнести следующий текст, разными тембрами – чуть выше или чуть ниже той речи, которую вы привыкли использовать в разговоре: «Я есть. Я здесь». В этот момент глаза открыты для того, чтобы человек понял, где именно он находится. Иногда нужно назвать адрес, город, улицу, дом, этаж, комнату, где я конкретно нахожусь. И следующее высказывание: «Я существую». Произносятся они неспешно, с хорошим прочувствованием, с целью, чтобы человек вернулся в ту реальность, в которой он действительно сейчас находится.

Если суммировать все вот эти части практики, то в реальности они выполняется буквально за две-три минуты.

  • Вода

Очень важно, чтобы её было достаточно и именно столько, сколько нужно. Если есть заболевания, то расчёт воды на килограмм массы тела в сутки равен сорока миллилитрам на килограмм массы тела. Если человек условно здоров, но просто находится в дистрессе в связи с какими-то внешними обстоятельствами, то будет достаточно тридцати миллилитров на килограмм в сутки.

Условно, если человек пьёт литр в сутки и весит семьдесят килограмм, то дефицит его нормы будет составлять 1100 мл при условии, что он соматически здоров. Вот буквально вчера человек ещё выпивал литр, а сегодня ему нужно выпить 2 литра 100 мл.

Коррекция стрессового состояния: вода

Конечно, сразу таких скачков делать не надо, потому что почки и мочевой пузырь будут против – могут случиться отёки и дополнительно усугубиться дистресс. Поэтому увеличивать этот объём воды нужно постепенно, по одному стакану в день. Примерно в течение пяти дней человек доходит до своей нормы. И нужно настраивать человека на то, что, выйдя из дистресса, ему рекомендуется оставить этот объём воды дальше для себя, чтобы он стал привычным.

Почему лучше использовать именно воду, а не какие-то другие напитки? Потому что они, как правило, обладают дегидратирующим действием, то есть дополнительно вытягивают воду в просвет желудочно-кишечного тракта. И, например, такие вещества, как тиин и кофеин, ещё и обладают мочегонным действием, а значит, усиливают отток воды из тела.

Почему так важно соблюдать водный режим? Было доказано, что такие состояния, как депрессия, повышенная возбудимость и агрессивность, могут быть связаны на самом деле без всякого стрессогенного фактора только с дефицитом воды. То есть, на самом деле, прежде чем начать лечить человека антидепрессантами, медитацией, отправлять его на психотерапию, нужно посчитать, сколько он пьёт воды, и, возможно, этого будет достаточно.

  • Избавление от информационной замусоренности

Человек встаёт утром, включает телевизор, там идут новости, он включает смартфон, там, в социальных сетях, какие-то события, которые его личной жизни вообще никаким образом не касаются. И плюсом он ещё постоянно прокручивает в голове то, что ему нужно сделать, то, чем нужно заняться, спланировать, какие-то свои страхи, тревоги. Таким образом, человек себя погружает в хронический дистресс. Поэтому хорошо и здорово время от времени устраивать информационную аскезу.

Это значит назначить себе какие-то дни недели, когда не будет включенного телевизора, будут только звонки по каким-то необходимым вопросам, и вообще не будет никаких мелькающих картинок перед глазами, лишних людей и контактов.

Коррекция стрессового состояния: избавление от информационной замусоренности

  • Избавление от токсичных мыслей

Токсическим действием на психику обладают так называемые токсические мысли. Появляются они чаще всего из ощущения, что человек отвечает за поступки, действия, поведение, реакции, хорошее самочувствие других людей. То есть, если говорить словами обывательскими, то это некоторая мания величия или фантазм всемогущества.

И вот такие идеи о том, что вы можете воздействовать на окружающих с целью их спасти, помочь или, как говорят психологи, «причинить добра», усиливают вашу тревогу, она становится совершенно безвыходной, потому что фактически вы не можете этого сделать.

Также серьёзной причиной вот этого нескончаемого эндогенного стресса является идея о тотальном контроле – «я могу всё проконтролировать». В какой-то момент жизни в состоянии дистресса человеку придётся столкнуться со своей беспомощностью и сказать, что я сдаюсь. Потому что, если человек вовремя не сдастся и не откажется от идеи тотального контроля, то невозможно будет сделать ничего с его саморазрушительной тенденцией погружения в дистресс и перехода в психосоматическую реакцию.

  • Толерантность к неопределённости

Тут придётся смириться с тем, что частью мира, пространства информации мы не только не можем управлять, но не можем предвидеть. Мы все находимся в некотором смысле в этой неизвестности. Никаких гарантий от мира и других людей, что мы будем живы, здоровы, что завтра ничего не случится непредвиденного, мы не получим никогда. И с этой идеей придётся смириться. Остаётся только трезвое планирование и вера в то, что я делаю всё, что в моих силах.

  • Хороший сон

Проблемы со сном проявляются в виде трудности засыпания или каких-то ранних тревожных пробуждений, ночных пробуждений, когда человек просыпается в два-три часа ночи и не может уснуть. Специалисты-сомнологи прекрасным образом помогают человеку работать с бессонницей, если есть необходимость. Но существуют и определенные универсальные рекомендации.

Нужно завести правило, что постель предназначена только для сна и секса. Больше ничего там не должно происходить – ни чтение литературы, ни беседы на тему, как дальше сложится наша жизнь, ни делание уроков с детьми, то есть ничего другого.

Не рекомендуется смотреть телевизор перед сном, лёжа в постели. Нужно выключить свет, зашторить тёмные шторы, выключить ночник. В процессе пробуждения ночью человек включает свет, и мелатонин, который настроен на хороший, глубокий, продуктивный сон и нормализацию работы иммунной системы, перестаёт выделяться. После того, как человек выключил свет после получаса бодрствования, мелатонин не начинает синтезироваться заново: для того, чтобы это случилось, нужно вновь специальное погружение.

Хороший сон

  • Границы

Очень часто причиной дистрессовых реакций является нарушение границ как психических, так и физических. Нужно стараться себе эти границы организовать. Физически – это дистанция с окружающими, даже с самыми близкими, и, конечно, границы психические. Нарушением психических границ являются советы без спроса, предписание установки и долженствования – ты должен делать так независимо от того, хочешь этого или нет. Сюда же можно отнести оценки сравнения и обесценивания в сторону человека, особенно если он зависит от этих оценок.

Нарушение обязательств и договоренностей также является источником дистресса, потому что затрагивает психические границы. Также в списке ложь, искажение и сокрытие фактов, обнародование и обсуждение личной информации другого человека без его согласия и ведома и игнорирование.

  • Потребности

Возьмем пирамиду потребностей. На первом месте находятся естественные, базовые физиологические потребности – это вода, здоровая еда. Это также какие-то бытовые факторы естественной безопасности и хобби, дружба, увлечения, контакты, связанные с темой уважения.

Восполнение потребностей

Это факторы, которые помогают чувствовать и развивать свою самоценность, самоуважение. Ну, и конечно образование, творчество – то, чем мы так любим заниматься. И было бы здорово, если бы предыдущие слои потребностей были удовлетворены для того, чтобы делать это продуктивно.

Следите за своими потребностями, задавайте вопрос: где в пирамиде потребностей находится какой-то дефицит.

Профилактика стрессовых состояний

Профилактика стресса – это основа психического здоровья. Своевременно приложенные усилия в этом направлении могут помочь избежать серьезных проблем в будущем. Что для этого нужно?

  • Поменять свое отношение к ситуации

Большинство проблем носит временный характер. Нужно понимать: что бы ни случилось – это не навсегда. Когда возникают какие-то трудности, необходимо трезво оценить ситуацию и попробовать поискать пути их преодоления. Иногда на это требуется большое количество времени, и к этому стоит быть готовым. Самоорганизация и спокойный взгляд на проблему – главные помощники в борьбе со стрессом. Как говорится, не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней.

  • Настроиться правильным образом

То, как мы смотрим на трудности, может повлиять на ход событий. Чем проще и оптимистичнее человек воспринимает действительность, тем меньше стресса в его жизни. Важно учиться этому с ранних лет, формировать правильные установки, не давать негативным убеждениям пускать корни в нашем сознании. Если это все-таки произошло, имеет смысл использовать когнитивно-поведенческую терапию, в ходе которой психоаналитик пытается выяснить, каковы истинные причины негативных жизненных установок. Пациент должен понять, что его убеждения – ложные, навязанные извне, от них нужно избавляться.

  • Изменить образ мыслей

Чтобы не испытывать стресс на постоянной основе, необходимо перестроить свое мышление. И сделать это невероятно сложно, это большая работа над собой. Придется проанализировать свое поведение в течение жизни, свои реакции на события, привычный способ решения проблем и, возможно, развернуть все это на 180 градусов. Это поможет стать человеком, более уверенным в себе, осознанным, принимающим на себя ответственность и не боящимся ее.

Путь изменения собственного сознания довольно длинный и непростой, пройти его поможет психотерапевт, самостоятельно это сделать непросто. Важна и поддержка близких, которые, к слову, часто сами сопротивляются изменениям, происходящим в их друге/родственнике/любимом, ведь он становится другим, не таким удобным.

  • Использовать методику самовнушения

Стресс базируется на неспособности человека справиться с какой-либо проблемой и возникающих из-за этого тревожности и чувстве вины.

Чтобы бороться с такими состояниями, можно упражняться в самовнушении. Это делается дома и занимает примерно 15 минут в день. За основу берутся аффирмации – специальные мотивирующие или успокаивающие фразы, которые человек говорит сам себе. Важно, чтобы они находили отклик в его душе, имели реальную значимость для него. Аффирмации можно периодически менять в зависимости от ситуации и душевного состояния. Рано или поздно работа над собой приведет к положительным результатам в виде повышенной стрессоустойчивости, позитивного настроя, уверенности в себе.

  • Использовать методику переключения

Суть метода заключается в том, чтобы абстрагироваться от проблемы, переключиться. Однако это действенно только в том случае, если человек никак не может повлиять на ход событий, но при этом испытывает чувство вины, находится в напряжении. Переключаться можно на какие-то виды активности: спорт, хобби, медитация и т.п.

  • Анализировать свои психологические установки

Важно анализировать свои мысли, реакции, чувства. Осознанность крайне важна в устранении стресса, ведь гораздо проще бороться с врагом, которого ты знаешь в лицо.

Разговор с собой, самовнушение – это то, что поможет выйти на другой уровень восприятия проблемы, посмотреть на нее под иным углом.

  • Формировать позитивное мышление

Конечно, невозможно стать позитивным человеком по щелчку пальцев, над этим придется потрудиться, пройти предыдущие этапы, подготовить почву. Кроме того, позитивное мышление – это постоянная работа над собой, ведь скатиться обратно в негатив очень легко.

Мышление формирует нашу реальность. Человек, который постоянно думает о плохом, заранее настраивает себя не неудачи, не замечает очевидных положительных моментов, постоянно стрессует. Чтобы избежать этого, придется постоянно контролировать себя, но эта работа обязательно принесет положительные результаты.

  • Медитировать

Зачем нужна медитация? Можно ответить кратко – «заглянуть в себя», «увидеть свою сущность», «успокоить и освободить ум», «приобрести внутреннюю силу и энергию». Один из доказанных эффектов медитации: снижение уровня стресса и физиологических проявлений тревожности.

Подведем итог. Если умеренная эмоциональная нагрузка держит человека в тонусе и в чем-то даже полезна, то постоянное внутреннее напряжение самым негативным образом отражается на здоровье. Знание психологии стресса, информация о том, как правильно с ним бороться, помогут решить многочисленные проблемы и значительно облегчат жизнь.

Текст книги «Психология стресса и методы коррекции»

Автор книги: Юрий Щербатых

сообщить о нарушении

Текущая страница: 7 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

Генетическая предрасположенность

Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30—40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60—70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т. д. Таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие – устойчивы к нему.

Характер протекания беременности у матери

Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение.

Так, исследования бельгийских ученых показали, что волнения матери во время беременности отражаются на психике ребенка даже спустя несколько лет после рождения.

Врачи и психологи обследовали 71 женщину сразу после родов и спустя 8–9 лет. Матери заполняли опросники, позволяющие установить уровень стресса, пережитый женщиной во время беременности. Когда детям исполнилось 8 или 9 лет, их матери, учителя и сторонний наблюдатель оценивали внимательность и активность детей, а также характерный для них уровень беспокойства. Полученные результаты дают основания считать, что срок 12—22 недели является наиболее опасным для психики будущего ребенка, потому что для этого периода корреляция между беспокойством матери ибудущими расстройствами ребенка оказалась наиболее сильной.

Эти данные в определенной мере соответствуют результатам исследований ученых Эдинбургского университета (Шотландия) и Медицинской школы горы Синай (Нью-Йорка), которые изучали женщин, получивших психологическую травму во время теракта во Всемирном торговом центре 11 сентября 2002 года.

Как оказалось, у матерей, переживших посттравматический стресс во время беременности из-за того, что они были свидетелями терактов, рождаются дети с ненормально низким уровнем кортизола в крови, что обычно ассоциируется с повышенной восприимчивостью к стрессам. Это может означать, что они были так «запрограммированы» в утробе в результате стресса, пережитого их матерями. Что касается срока повышенной уязвимости беременных женщин к стрессу, то, по данным шотландских ученых, он приходится на третий триместр беременности.

По данным некоторых российских авторов, большинство детей, которых «не ждали», в дальнейшем заболевают неврозом страха, поскольку первичная неуверенность в их рождении со стороны родителей в какой-то мере отражалась на появлении у них впоследствии неуверенности в себе @@@@@7#####.

Установлено также, что если женщина во время беременности находилась в состоянии выраженного эмоционального стресса (волнения в связи с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем и его родителями и т. д.), в результате чего возникала угроза выкидыша, дети, рожденные впоследствии, чаще заболевали неврозом страха, чем дети контрольной группы.

По-видимому, беспокойство на гормональном уровне, испытанное детьми в период внутриутробного развития, создало предпосылки для последующих более легких проявлений беспокойства на психологическом уровне начиная со второй половины первого года жизни.

Тип высшей нервной деятельности

Физиологическим базисом для личности является тип высшей нервной деятельности человека, который отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям. Если вспомнить параллель между гиппократовской и павловской классификациями темперамента, то не вызывает сомнений, что меланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно больше подвержены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инертный типа ВНД). Что же касается холериков, то здесь не все так ясно. С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не доводит организм до стресса.

Исследование взаимосвязи типа ВНД студентов и их вегетативных реакций при экзаменационном стрессе показало, что у лиц с уравновешенным типом ВНД при стрессе отмечалась более выраженная активность парасимпатической системы, а у лиц с сильным типом ВНД частота пульса была ниже, чем у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности @@@@@5, 23#####.

Ранний детский опыт

Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют протекание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «исправить» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие процедуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из таких техник так и называется – «Изменение личной истории». Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни.

3.2.2. Родительские сценарии

Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Эрик Берн в своих книгах, и жизнь подтверждает его гипотезу @@@@@1#####. Этот сценарий усваивается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосознанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкоголя. Одни винят во всем самого себя и ищут прежде всего свои собственные ошибки. Другие обвиняют всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного ухудшения привычного ритма жизни и работы, возникновения, казалось бы, пустяковой проблемы, как включается и начинает раскручиваться маховик механизма запуска стресса. Причем последствия от реализации стрессорной программы могут быть гораздо пагубнее, чем причины, ее запустившие.

Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сценарий? Ответ будет положительный при наличии трех условий:

1) осознания человеком наличия такого сценария;

2) сильной мотивации по его изменению;

3) овладения определенными навыками саморегуляции.

Отмечено, что наиболее успешными людьми как в профессии, так и в личной жизни являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Такие личности обычно находят оптимальную стратегию в стрессе. Они интуитивно понимают, что «сбрасывать» стрессовую энергию на других – не только неэтично, но и невыгодно: происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. С другой стороны, они понимают, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в ошибках, – тоже неконструктивно. Эти люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, т. е. использовать более безопасные способы ее «сбрасывания» – не на других, и не на себя.

3.2.3. Личностные особенности

Характер человека и черты личности

Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратностям судьбы. Исследование, в котором были задействованы 300 выпускников Гарварда, показало, что люди с выраженным чувством юмора легче преодолевают стресс и живут дольше.

В западной литературе широкое распространение получила гипотеза о существовании двух типов личности, один из которых (А) более предрасположен к сердечно-сосудистым заболеваниям, чем второй (Б) @@@@@27#####.

К типу «А» относятся люди, предрасположенные к инфаркту. Они характеризуются такими качествами, как неуемная энергия, вспыльчивость, честолюбие, аккуратность, стремление побольше сделать и нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения. К типу «Б» относятся люди, устойчивые к инфаркту. Они более спокойны, добродушны, не стремятся делать карьеру, редко проявляют нетерпение, рассудительны и больше времени уделяют отдыху и развлечениям.

Как пишет в своем обзоре Е. А. Гаврилова, «трагедия человека, идущего к инфаркту, состоит не только во врожденной гиперреактивности на стрессорные ситуации, но и в постоянном поиске и создании таких ситуаций, формировании определенного стрессогенного стиля жизни» @@@@@9#####. В другой работе показано, что наиболее сильное высвобождение катехоламинов (и соответственно более высокое артериальное давление) наблюдается у субъектов со склонностью к гневу и тревожности, а также ведущих плотную, насыщенную стрессами жизнь @@@@@26#####.

Другой подход к влиянию особенностей личности на характер переживаемого стресса состоит в том, что одни люди нуждаются в умеренном стрессе и страдают от его отсутствия; другие же предпочитают как можно меньший уровень стресса. Первые относятся к парателическому типу, вторые – к телическому @@@@@28#####.

По данным канадских исследователей, эти две группы отличались не толькопо своим психологическим характеристикам, но и по гуморальным реакциям на стресс: у телически доминантных индивидуумов выявлен более высокий уровень дистресса, поскольку при равных воздействиях происходило сильное возрастание секреции кортизола, которое исчезало, если проблема решалась. Парателически доминантные индивидуумы, напротив, при действии стрессоров умеренной силы чувствовали себя лучше, чем в отсутствие стрессоров: состояние дистресса возникало у них при длительном отсутствии стрессоров и при воздействии слишком сильных стрессоров, вызывающих выраженное возрастание уровня свободного кортизола. Работы в Великобритании, проводимые в этом направлении, показали, что большую роль в отнесении испытуемых к тому или иному доминантному типу играет способность к преодолению стресса. Само преодоление стресса может привести к реверсии телического в парателический тип реагирования. При этом первоначальное отнесение к телическому или парателическому типу и способы преодоления стресса не зависели от пола и возраста испытуемых @@@@@24#####.

Из психологических факторов большое значение имеет повышенная акцентуированность личности, так как в условиях эмоционального стресса они обладают наибольшей уязвимостью и в первую очередь подвержены возникновению нервного перенапряжения.

К другим личностным особенностям, утяжеляющим последствия психогенных травм, психологи относят:

+ нейротизм;

+ повышенную агрессивность;

+ хроническую тревожность;

+ склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера.

Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе повышенную сензитивность, тревожность и импульсивность @@@@@15#####.

Согласно данным, полученным автором этого учебного пособия, у людей с выраженной совестью, у лиц, стремящихся контролировать свои эмоции, а также у суровых, реалистичных людей артериальное давление при стрессе повышается сильнее, чем у лиц с противоположными качествами @@@@@6#####. Так, систолическое давление у студентов отрицательно коррелировало с показателями шкалы «J» (шкала «Суровость – нежность»). В соответствии с интерпретацией опросника Кеттела низкие показатели по этой шкале получают люди мужественные, суровые, реалистичные, подходящие к жизни с логической меркой, в большей степени доверяющие рассудку, чем чувствам. Результаты наших исследований показали, что такие люди обладают пониженной тревожностью, в то же время в норме у них имелась тенденция к повышенному артериальному давлению. Отрицательная корреляция между показателями этой шкалы и артериальным давлением отмечалась и в состоянии стресса. «Суровые, реалистичные люди» в большей степени реагировали на ситуацию экзамена повышением давления, чем «мягкие, утонченные, изысканные», что проявилось в корреляции показателей по шкале «J» с систолическим давлением, измеренным во время экзамена.

Повышенный уровень артериального давления по сравнению с остальными студентами имели лица с высокими показателями по шкале «N» (шкала «Наивность – проницательность»). Результаты по этой шкале положительно коррелировали с показателями как систолического, так и диастолического давления, измеренного в состоянии стресса. Это означает, что перед экзаменом тенденция к чрезмерному увеличению давления прослеживается у лиц, характеризующихся искусственностью, расчетливостью, способностью вести себя холодно, рационально, не поддаваться эмоциональным порывам. И наоборот, наивные, общительные, открытые люди реагируют меньшим повышением артериального давления на стрессовые ситуации.

Величина систолического давления на экзамене коррелировала также с фактором «G» (шкала «Сила – слабость “Сверх-Я”»). Эта шкала в первую очередь определяет склонность личности следовать общественным нормам и установкам. Люди, имеющие по ней высокие оценки, аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают общепринятых правил. Коэффициент корреляции с систолическим давлением на экзамене по этой шкале оказался невысоким, но достоверным.

Еще одна шкала, показатели которой положительно коррелировали с величиной систолического давления, – «С» («Сила – слабость “Я”»). На первый взгляд, казалось бы, что коэффициент корреляции между показателями артериального давления и «эмоциональной стабильностью» (другое название данной шкалы) должен быть отрицательным: уверенные в себе люди, не поддающиеся случайным колебаниям настроения, должны иметь более низкие показатели артериального давления, чем эмоционально нестабильные личности. Однако корреляция была достоверно положительной, причем как с величиной систолического давления в условиях повседневной учебной деятельности, так и на экзамене. В то же время фактор «С» отрицательно коррелировал с личностной и реактивной тревожностью. Другими словами, люди с высокими показателями по этой шкале, отвечая на вопросы теста Спилбергера, демонстрировали низкую тревожность, в то время как физиологические реакции их организма указывали на выраженные признаки стресса.

Чтобы объяснить характер полученных корреляционных связей, необходимо обратиться к описанию характеристик личностей, имеющих высокие и низкие показатели по данной шкале.

Высокие показатели свойственны людям, которые не поддаются случайным колебаниям настроения (умеют их сдерживать), серьезно и реалистично смотрят на происходящие с ними события, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков.

Низкими показателями по этой шкале обладают лица, не способные контролировать свои чувства и импульсивные влечения, непосредственно «выплескивающие» вовне свои негативные эмоции, не заботясь о социальных условностях. Причем, согласно нашим исследованиям, их систолическое артериальное давление в ситуации стресса повышалось не так сильно, как у людей с высокими показателями по шкале «С». Следовательно, лица с высокими показателями по этой шкале, с одной стороны, способны хорошо «управлять» эмоциями (что находит положительную оценку социального окружения), а с другой – характеризуются затруднениями в непосредственном выражении своих чувств, особенно в значимых для них ситуациях. При этом попытки постоянно блокировать свои «нежелательные» эмоции приводят к хроническому аффективному напряжению, которое проявляется в психосоматических реакциях, в частности в повышении артериального давления на экзамене.

Интегрируя корреляции между личностными качествами и параметрами артериального давления, полученные в нашем исследовании, можно отметить общие черты, характерные для лиц, демонстрирующих высокое артериальное давление на экзамене.

Люди, имеющие высокие показатели по шкалам «N», «G» и «C» и низкие – по шкале «J», обладают общими свойствами: осознанием своего общественного долга или социальной роли и желанием им соответствовать; стремлением контролировать свои чувства. Ранее было показано, что эти личностные черты объединяются в особый блок, названный «Умение контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме» @@@@@17#####. В критических ситуациях в состоянии эмоционального стресса у таких людей происходит «вытеснение эмоций» на соматический уровень, что проявляется в повышении артериального давления. Пока остается открытым вопрос о том, может ли периодическая гипертензия у этих лиц впоследствии переходить в хроническую форму, однако исследования последних лет не исключают подобного развития событий, особенно у лиц мужского пола @@@@@29#####.

Уровень самооценки

Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности.

Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в большей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой. Исследование состояния вегетативной нервной системы при экзаменационном стрессе показало, что в состоянии экзаменационного стресса наиболее выраженная активация симпатической нервной системы отмечалась у высокотревожных студентов @@@@@13#####, а также у лиц с низкими показателями самооценки по положительным качествам @@@@@22#####.

Таким образом, во время сдачи экзамена высокая позитивная самооценка и связанная с этим уверенность в успехе приводят к снижению активности симпатической системы по сравнению со студентами, имеющими заниженную самооценку по положительным личностным качествам.

В то же время «негативная самооценка» у лиц с тенденцией к самообвинению, наоборот, усиливает стресс, который, в свою очередь, усиливает у студентов неуверенность в своих способностях и возможность успешной сдачи экзамена.

Направленность человека, его установки и ценности

В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности, соответственно спортсмены с пониженной тревожностью ставят более высокие цели и достигают их. [24]

Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характерна высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неуспеха @@@@@10#####. В то же время не следует забывать и о физиологической цене успеха: активные, честолюбивые, нетерпеливые, беспокойные, ориентированные на успех люди больше подвержены стрессу, чем люди с низким уровнем притязаний, не претендующие на высокое положение в обществе и высокий денежный доход.

Существует мнение, что верующие люди легче переносят стресс, чем атеисты @@@@@3#####. Например, было установлено, что люди, склонные к религии, имеют более низкие показатели фрустрированности @@@@@16#####. В этой же работе установлено, что одним из важнейших мотивов религиозности является стремление людей искать в религии поддержку и утешение со стороны высших сил, что помогает им переносить жизненные стрессы.

3.2.4. Факторы социальной среды

Социальные условия и условия труда

К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:

+ социальные перемены;

+ повышенная ответственность за работу;

+ значительное преобладание интеллектуального труда;

+ постоянный дефицит времени;

+ хроническая усталость;

+ нарушение режима труда и отдыха;

+ падение личного престижа;

+ отсутствие элементов творчества в работе;

+ длительные ожидания в процессе работы;

+ частая смена рабочего стереотипа;

+ ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмовщина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна;

+ нерациональное и несбалансированное питание;

+ курение и систематическое употребление алкоголя.

Все эти факторы усиливают фрустрирующие влияние стрессорных воздействий @@@@@16#####. Большая часть вышеперечисленных факторов относится к профессиональным стрессам, которым будет посвящена пятая глава.

Ближнее социальное окружение

Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его устойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие люди как бы принимают часть удара на себя. Человек, окруженный благожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и легче воспринимает угрожающие факторы среды. В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют @@@@@4, 6#####.

3.2.5. Когнитивные факторы

Уровень сензитивности

Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрессе психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов:

1) чувствительности рецепторов;

2) типа высшей нервной деятельности;

3) легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга;

4) повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта;

5) наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.

Первый фактор из этого списка определяется врожденными анатомо-физиологическими особенностями и мало подвержен изменениям.

Второй и третий факторы формируются в течение первых лет жизни и могут подвергаться незначительным модификациям.

Четвертый фактор зависит от объективных жизненных обстоятельств, которые влияют на развитие сензитивности. Например, у настройщика роялей и взрывника горнорудного карьера чувствительность к звуковым воздействиям будет значительно различаться.

Пятый фактор связан с сознательной тренировкой сензитивности. Например, у психотерапевта, использующего методы нейролингвистического программирования или эриксоновского гипноза, чувствительность к проявлению эмоций у клиента будет выше, чем у стоматолога или травматолога.

Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды

Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реагирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся в распоряжении человека фактов приводит его к выводу о возникновении угрозы. Шахматист, обнаруживший вероятность получения мата через несколько ходов, водитель, который на трассе понял, что у его машины плохо работают тормоза, чиновник, которого внезапно стали игнорировать коллеги, – все они испытывают определенный стресс после логического анализа ситуации. При этом человек с низким уровнем мышления будет более спокойным, так как обладает меньшей способностью к анализу и синтезу информации. В этом плане развитое мышление, с одной стороны, провоцирует стрессы, обнаруживая потенциальную опасность там, где ее еще нет, но, с другой стороны, помогает найти выходы из трудных стрессовых ситуаций.

Прошлый опыт и прогноз будущего

Очень часто стресс человека связан с анализом прошлых психотравмирующих событий, причем в этом случае чисто когнитивные процессы тесно связаны с процессами эмоциональными. Примерами подобных стрессов, основанных на эмоционально-логическом анализе прошлого, являются страхи и фобии, переживания, связанные с ревностью, явления посттравматического стресса и т. д. Наиболее часто для коррекции подобных состояний применяют такие методы психотерапии, как психоанализ и нейролингвистическое программирование. Негативный прогноз будущего также может быть источником стресса. При этом человек создает в своем воображении картину нежелательных событий («А вдруг я попаду в аварию», «А вдруг я получу двойку на экзамене» и т. д.), а затем начинает испытывать стресс по поводу придуманного им же самим события, которого еще нет и которое может вообще не случиться. Данные стрессы нейтрализуются с помощью аутогенной тренировки, рациональной терапии и ресурсного якорения в рамках НЛП.

Суммируя все вышеописанные факторы, влияющие на формирование стрессорных реакций человека, можно составить общую схему (рис. 21).

Рис. 21. Факторы, влияющие на развитие стресса у человека.

Ясно-понятно. Что такое стресс и как он влияет на нас?

Как жить

Ясно-понятно. Что такое стресс и как он влияет на нас?

опубликовано — 11.04.2022

Ясно-понятно. Что такое стресс и как он влияет на нас?

Жизнь невозможна без стресса. Но одно дело, когда неприятности краткосрочные, а другое — постоянно ощущать неопределенность и растерянность. Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, опубликованному 16 марта, только 30 процентам россиян удается сохранять эмоциональную стабильность, остальные опрошенные испытывают тревогу. «Инде» поговорил с психотерапевтом Верой Якуповой* и узнал, что именно считать стрессом, за какое время он может стать хроническим и почему сейчас лучше отказаться от новизны.


кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ и психотерапевт

Что такое стресс?

Это адаптационная реакция организма, которая помогает нам справиться с угрозой, сложным событием и сильными изменениями. Важно сказать, что позитивные изменения тоже вызывают стресс, не только негативные. Организм запускает реакцию, которая помогает нам адаптироваться, возможно, изменить свое поведение и приспособиться к новым условиям.

То есть стресс — нормальная реакция организма?

Да, это нормальная реакция организма. Наш организм устроен с расчетом на стресс. Этот механизм адаптации есть у всех с рождения.

Какими бывают стрессовые реакции?

Начнем с острого стресса, когда прямо сейчас случилось что-то внезапное. Например, вылетела машина, а вы испугались, встрепенулись. Это острая реакция, она короткая и заканчивается.

Бывает периодический стресс, словно ты тушишь пожары то там, то здесь. Сначала сломалось что-то, срочно чинить надо, потом дедлайн образовался, и надо доделывать работу. Врачи, к примеру, подвержены такому стрессу.

Наконец, хронический стресс, когда человек все время живет в тяжелой и нестабильной ситуации, сталкивается с угрозой по отношению к себе. Например, он находится в ситуации домашнего насилия или в зоне военного конфликта. Получается, постоянно что-то происходит в жизни человека и запускает стрессовую реакцию.

А бывает ли стресс полезным?

Это природный механизм, который не может быть вредным. Конечно, он полезный, ведь стресс помогает нам выживать: быстрее спасаться, защищаться, реагировать на изменения. Так что это очень ценная реакция. Другой вопрос про восстановление, которое должно последовать за стрессом. Если периода восстановления нет, это плохо влияет на нас и способствует дезадаптации. К примеру, хронический стресс не предполагает периодов восстановления. Человек не успевает выдохнуть, адаптироваться, на него постоянно что-то сыпется, начинается истощение.

Недавно мы пережили «бомбардировку» внезапными изменениями, в течение которой нет возможности передохнуть. Поэтому сейчас наблюдаем реакцию истощения, усталости, кто-то говорит, что не может больше работать, нужен перерыв. Люди естественным образом стремятся хоть как-то выдохнуть, отказываются от чтения новостей, например.

Почему так важен период восстановления?

Во время стресса организм находится в постоянной активации, он бросает все ресурсы на адаптацию. Соответственно, если это долгий период — силы постепенно заканчиваются. Если нет возможности восполнить ресурсы, начинается истощение.

Как пополнить силы? Каждый делает это индивидуально или есть универсальные способы?

В идеале это само проходит. Как при остром стрессе, после которого мы оказываемся в безопасности. К примеру, дедлайн был срочный, мы работали ночью, а затем восстанавливаемся, спим, все хорошо: проект жив, зарплата есть, похвалили. Или ребенок заболел, потом выздоровел, мы выдыхаем, и нам хорошо. В таких случаях все восстанавливается естественным образом. Но если этого не происходит, люди пытаются как-то адаптироваться к угрозе, изменениям или отстраниться. Это тоже желание взять передышку и сохранить силы.

Физиологически гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система помогает как запустить стрессовую реакцию, так и затормозить ее, когда опасность миновала. Но если система нарушена, что при хроническом стрессе возможно, торможения не происходит. Мы все время находимся в состоянии активации, а затем и истощения. Может нарушаться сон, отдых не помогает, наступает выгорание. Тогда уже придется предпринять для восстановления больше действий: сон наладить, питание, иногда подключить фармакологическое лечение, если есть тревога или депрессивные симптомы. Тогда уже может быть более долгий период реабилитации.

Каковы признаки хронического стресса?

Очень большое количество физиологических реакций, которые человек, постоянно находясь в травмирующей для себя ситуации, может не распознавать как признаки стресса. Например, вес растет, сон нарушается, появляется мышечное напряжение, боли в спине, шее, еще где-то в теле. Человек начинает чаще болеть, думает: ой, что-то у меня организм посыпался. К признакам можно отнести снижение иммунитета, нарушения менструального цикла. Стресс — очень физиологическая реакция, поэтому любые телесные проявления могут свидетельствовать о стрессе.

Если мы говорим о психологической стороне — повышается уровень тревоги, она становится доминирующей эмоцией, ощущается опустошение, когда уже ни на что не реагируешь. Также о стрессе может говорить раздражительность или нервное напряжение, когда говорят, что нервы натянуты, ощущение усталости, отсутствие сил даже на повседневные дела. Нет сил себя контролировать, легче сорваться на кого-то, слезы легче появляются, словом, эмоциональная подвижность, нестабильность.

За какое время стресс может перерасти в хронический?

Есть индивидуальные факторы, такие как особенности нервной системы, предыдущий опыт. Но в целом нескольких недель без просвета может хватить для того, чтобы стресс стал хроническим. Многое зависит от глубины реакции, от того, как человек обращается с собой, находит ли себе передышки, умеет ли себя поддерживать.

Есть ли среди нас те, кто более подвержен стрессу, кроме врачей и пожарных в силу профессии?

Да, это профессиональная история. Если же говорить об индивидуальных особенностях, то мы все разные, как и наша нервная система. Человек с более тяжелым опытом в прошлом, травматическим или насильственным, менее устойчив. Как в «Гарри Поттере», когда Гарри спрашивает, почему на него дементоры действуют так сильно, ему Дамблдор, по-моему, отвечает: «Ты много пережил в прошлом». Это действительно так. Все исследования показывают, что ранний насильственный травматический опыт делает нас менее устойчивыми. Потому что система реагирования на стресс уже нарушена, мы уже жили в хроническом стрессе до этого долгое время.

Даже если травма проработана, а все плохое пережито и осталось позади?

Если что-то предприняли и механизм наладили, то нет, конечно. Если не получилось научиться о себе заботиться, восстанавливаться, то да, есть вероятность оказаться более уязвимым. Чем меньше навыков адаптации и поддержки себя, тем нам сложнее.

Чем может обернуться хронический стресс для человека?

Физические нарушения, большую эмоциональную уязвимость, расстройства сна можно отнести к последствиям хронического стресса. Стресс также влияет на память, внимание, мышление. Работать тяжелее. Среди более тяжелых — нарастание депрессивных симптомов и генерализованное тревожное расстройство.

Как бороться со стрессом?

Со стрессом не надо бороться. В терминах борьбы ничего продуктивного нет. Иногда мы можем купировать его, уволиться с работы, где неразбериха, совещания до 12 ночи, а начальник позволяет себе кричать. Иногда мы не можем повлиять на ситуацию, когда происходят, например, масштабные социальные события. Или если у родителей новорожденный ребенок плачет ночами, нельзя же уволиться и перестать быть родителем.

Мы можем более милосердно относиться к себе, не нагружать себя лишней новизной, если это возможно. Сейчас многие пытаются успеть все больше: выучить язык, записаться на курсы, а потом еще ругают себя за то, что плохо соображают. Сейчас не самое продуктивное время. Невозможно в стрессе быстро осваивать новые навыки. Наоборот, количество новизны надо максимально сократить, насколько это возможно. Надо дать себе время адаптироваться к тому, что есть: к этому вагону изменений не торопитесь прицеплять еще один.

У меня есть спортивная метафора. В боксе раунд длится три минуты. Почему три? Потому что в стойке долго стоять невозможно. Нужен перерыв: постоял в стойке, поборолся — садишься в угол ринга, где тебе воды дают попить, пот вытирают, массаж делают, подбадривают. Поединок еще не окончен, но передышка между раундами очень важна. Впереди неизвестность, но если здесь и сейчас вы можете выдохнуть, то надо это сделать.

Главные инструменты адаптации — психика и тело, поэтому надо их лелеять: когда их не будет, остальное уже перестанет быть нужным. Поухаживать за собой максимально, восстановиться — то, что нужно сейчас всем.

А как у маленьких детей работают стрессовые реакции?

У маленьких детей тоже запускается стресс. Но оценка ситуации у них работает по-другому. Наша психика устроена так: если что-то происходит, мы ориентируемся и оцениваем степень угрозы. Насколько это важно сейчас? Начальник накричал — для кого-то это ощущение опасности, а кто-то меньше реагирует. Происходящее сейчас тоже все по-разному оценивают.

У детей практически нет никакой оценки из-за отсутствия опыта — они ориентируются на взрослых в этот момент. В основном они считывают с нас — родителей, учителей, бабушек и дедушек, — что происходит. Но они не погружены в контекст, не осознают последствий и живут своей детской жизнью. Поэтому продолжают функционировать лучше, чем мы. В этом смысле дети более защищенные.

Может ли на фоне стресса развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)?

ПТСР — расстройство, которое имеет определенные критерии и диагностики. Оно возникает не у всех переживших травматические события. В целом большинство людей сталкиваются с тем или иным тяжелым событием хоть раз в жизни, но не все страдают расстройством.

В случае с ПТСР обязательно столкновение с угрозой собственной жизни либо вы выступаете свидетелем насилия над другим человеком. Это всегда серьезная ситуация — авария, сексуализированное насилие, военные конфликты, травматичные роды.

Тогда какие признаки у ПТСР?

Возможны кошмары, флешбэки. Симптомы схожи с депрессией: эмоциональное опустошение, злость на себя, чувство вины и отчаяние. Могут быть телесные симптомы: мышечное напряжение, нарушение когнитивного функционирования. При ПТСР тяжелый опыт прошлого влияет на сегодняшний день.

Кроме того, у травматического опыта есть влияние на глубинные убеждения человека о себе и мире. Многие из нас сейчас переживают трансформацию глубинных убеждений. Мы в основном живем в иллюзии безопасности. Сейчас эта ткань безопасности рвется. Оказывается, все, на что мы опираемся, может осыпаться в один момент. Тяжелейшее ощущение беспомощности также связано с насилием и угрозой жизни.

Сейчас благодаря информационному опыту мы можем быть свидетелями угрозы чьей-то жизни. Если это происходит с нашими близкими, знакомыми, родственниками, то может сформироваться ПТСР.

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Запреты на новогодние праздники
  • Запретить иностранные праздники
  • Запретили алкоголь на майские праздники продавать
  • Запрета алкоголя на майские праздники 2021
  • Запрет праздника хэллоуин