Зарисовка фольклорная сценарий

Сценарий народной зарисовки «По дворам ходила коляда» 

Сценарий развлечения  для детей в подготовительной группе

«Святки — колядки»

Цель: Продолжать знакомить детей с народным календарём, формировать знания о рождественских традициях. Создание эмоциональной комфортной обстановки, развитие творческих способностей детей.

Действующие лица: Ведущий

                                     Хозяйка

                                     Колядующие (дети)

Материал: русские народные костюмы,  шумовые инструменты, рождественская звезда из картона, корзина для угощений, горшочки , полотенце, хлеб, колечко, лента, пуговица, веточка, метла.

Ход развлечения:

Колядовщики: Пришла Коляда – отворяй ворота!

Колядовщики: Это мы колядовщики!

 Позвольте в дом к вам войти! Позвольте вас с праздником поздравить!

Все: Здравствуй, хозяюшка! Здравствуйте дети!

Колядовщики :         Коляда, Коляда!

                                      А бывает Коляда

                                      Накануне рождества.

                                      Коляда пришла,

                                     Рождество принесла.

Колядовщики:        Хозяйка, слезайте с печки,

                                    Зажигайте свечки

                                   Открывайте сундучки

                                   Раздавайте пяточки!

                                   Кто не даст пирога

                                   Корову за рога

                                   Кто не даст пышку

                                   Свинью за лодыжку!

                                   Не дадут пирога

                                   Разобьем ворота

                                   Не дадут лепешки

                                   Разобьем окошки.

Хозяйка: Ой, окошки не надо бить. А гостям дорогим мы  всегда рады! Проходите гости дорогие!

(Колядовщики становятся полукругом)

Колядовщики:         День сегодня не простой

                                   Праздник к нам пришел святой

                                    Наступило Рождество

                                    Начинаем торжество

                                Спешите все сюда

                                    В гости коляда пришла

                                    Будем мы шутить, играть,

                                    Бегать, прыгать, забавлять.

                                    Ну-ка, дети, расскажите,

                                    Что такое «святки»?

Колядовщики:        Праздник этот самый длинный,

                                      Он веселый и старинный

                        Наши предки пили, ели

                        Веселились две недели.

                        От Рождества и до Крещенья,

                        Приготовив угощенье,

                        Пели разные колядки

                        По дворам ходили в святки

                        Наряжались и шутили

                        Праздник ждали и любили

                        Так давайте же сейчас

                        Встретим мы его у вас.

 В:Предлагаю потанцевать и поиграть.(Танец- игра: «Мы пойдем сейчас на лево»)

Хозяйка:                Хорошо зимой – работы никакой

                        Сидишь себе в избе, чаек попиваешь

                        Про былое вспоминаешь

                        Помню, в молодости весело было зимой

                        С рождества Христова

                        Начинались Святки-

                        Веселились ребятки.

Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году!

В:                         Все на святки, все на святки

                             Выходите-ка, ребятки

                             И овсень и коляда

                             Будут с нами?

Дети:                 Да!

Колядовщики :         Коляда, Коляда

                                Подавай пирога,

                                Дай блин, дай лепешку

                                Всем понемножку

                                Неси – не тряси!

                                 Давай – не ломай!

Колядовщики:        С новым годом

                                    С новым счастьем

                                    С новым здоровьем!

В:                         Предлагаю поиграть и поплясать. «Шел козел по лесу»

В:                         Марьюшка, а говорят, изба у тебя большая, да не простая?

Хозяйка:                 Моя изба пирогом подперта, да блином покрыта

В:                         А правда, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и волшебные вещиимеются?

Хозяйка:                 А как же! Сейчас мы с вами погадаем, под горшочки заглянем.

(Дети встают в хоровод, на столе в центре круга, 6 горшочков)

Дети говорят и идут по кругу:

                        Горшочек с вершочек

                        Скажи нам дружочек

                        Что сбудется, станется

                        Плохое, пусть останется.

(Поднимают дети горшочки, а хозяйка говорит, что это означает:

Полотенце— ждет дорога, путешествие;

Хлеб-В доме достаток будет и благополучие;

Колечкосейте муку, пеките пироги, гости придут-женихи;

Лента-к богатству, к деньгам;

Пуговица-жить в большой семье счастливой жизнью)

В:Остался один горшочек.

Колядовщики:         Сеем, веем, посеваем

                                   Счастья, радости желаем

                                   Сеем, веем, посеваем

                                   С Рождеством всех поздравляем!

Колядовщик:         Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

                                  Денег мешок или каши горшок?

                                  Кувшин молока или кусок пирога?

Хозяйка:                 Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

                             Пряники, конфетки! Кушайте, детки!

В:                         А мы еще подарим вам  русскую народную песню «Метелица».

В:                         До свиданья, хозяюшка Марьюшка, до свиданья детвора.

                             Спасибо за угощение

                              Хлеб да печенье!

Максимова Лариса Васильевна

Педагог дополнительного образования

КГКП «Школа искусств»

Жамбылского района

Северо-Казахстанской области

С.Казанка

Сценарий фольклорного праздника
«Деревенские посиделки»

Цели:

·       
формировать
понимание истории культуры русских обычаев и традиций;

·       
прививать
желание знать и изучать русский фольклор;

·       
воспитывать
у детей любовь и уважение к русскому народному творчеству.

Задачи:

1.Знакомство с
обычаями и традициями русского народа, со старинными
русскими песнями, пословицами, поговорками.

2.Развитие артистических и сценических способностей детей,выразительности
речи, коллективного взаимодействия.

3. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:старинный
шкаф, сундук, деревянный диванчик, на нём домотканое покрывало, на стенах
семейные (старинные) фотографии в рамках, на окнах цветы «огонёк»,
герань.Стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда, угощение
к чаю: бублики, баранки, блины, пряники, леденцы, кусковой сахар и другое. В углу
иконостас с иконами, застланный расшитым полотенцем, русская печь. У печи
дрова, ухват, горшки, полка с посудой (глиняные горшки, миски, тарелки,
деревянные ложки и т.д.), вышитые салфетки,домотканые дорожки, прялка,
серп, сноп льна, на стенах –
рушники, павловские платки. Рядом с домом плетень,
пугало огородное, подсолнухи; на плетне – лапти, крынки, домотканые дорожки.
Около плетня – лавочки, табуретки. У двери висит хомут, корзина из ивовых
прутьев.Дети одеты в костюмы, выполненные в русском народном стиле.

Ход
праздника:

(№1)
Музыкальный фон.

Голос
за кадром:
Много у русского народа чудесных напевных песен,
красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый
красивый и интересный из них – это деревенские посиделки! 

На сцене разыгрывается действие.

В старые добрые времена, когда окончены работы в поле и по дому,собирались вместе красныдевицы, да добры молодцы
коротать долгие вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой,
кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да
игрушки разные вытачивает.

А затем отложат на время свои дела, нарядятся
(прихорашиваются у
зеркала), да
начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да
прибаутки рассказывать.
Так веселее было работать, да и быстрее
проходил вечер. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками,
учились мудрости.

Посиделки, посадки, посидухи,
посидинушки…

(№2)
Музыкальный фон.

Выходят
Хозяин и Хозяйка посиделок.

Поочередно
входят гости – ребята в русских народных костюмах. С собой вносят угощение к
чаю, ставят на стол.Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

Гости: Здравствуйте,
хозяева!

Хозяин:Здравствуйте,
здравствуйте!

Хозяйка:Пожалуйте,
гости дорогие, пожалуйте!

Вместе:Веселья
вам да радости!

Хозяин:Давно мы
вас поджидаем,

Хозяйка: Праздника
без вас не  начинаем.

Хозяин:Для
каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

Гости
рассаживаются.

Хозяйка: Удобно ли
вам, гости дорогие? Всем ли видно?

Хозяин: Всем ли
слышно?  Всем  ли места хватило?

Один из
гостей.

Гостям-то, известное дело,  хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяева: В тесноте
– не в обиде.

(№3) Музыкальный фон.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы
слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка: Ой,
соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1
соседка:

У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не
затушили.

2
соседка:

Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар
один.

3
соседка:

Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил
он бородой!

Хозяин: Ой, за
вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка: Всех
речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня.

1
соседка:

Сегодня гуляшки,

2
соседка:

Завтра гуляшки,

3
соседка:

Останешься без рубашки.

Хозяйка:
Оставайтесь, и отдохнуть надо.

(№4) Стук в дверь.

Раздаётся стук в дверь, входит группа девушек.

(№4.1) Музыкальный фон.

В корзине принесли пирожки, булки, семечки. Всё это
выкладывают на стол.

1
девушка:

Здравствуйте, хозяева, мир вам и мы к вам.

Хозяйка: Давно
поджидаем, гдей-то вы, матушки, загулялись, уж думали, не явитесь.

2
девушка:

А мы вот покуда пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да
сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.

Хозяйка:
Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячён, вас дожидается. А
чего мальцев с вами нетути?

3
девушка:

Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся!

Девушки рассаживаются.

Хозяин: Чаво
приумолкли, чай без мальцев и песня не поётся!

(№4) Стук в дверь.

За дверью смех, топот, стук в дверь, входят парни.

(№5) Музыкальный фон.

1 парень:
Здравствуйте, хозяева!

2
парень:

А нас вы ждали?

Хозяйка: Ждали,
ждали, все жданки съели.

3 парень: А коли,
ждали, так и дождались.

(№6) Музыкальный фон.

Хозяйка
берет хлеб-соль. Кланяются всем гостям.

Хозяйка:

Нам зачинать
досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.

Хозяин:

Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

Хозяйка:

И потому понять
изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль!

Низко
кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль почетному гостю.

(№4)
Стук в дверь.

Раздается
стук в дверь. Снова входят гости.

(№7)
Музыкальный фон.

Подходят
с поклоном к хозяевам.

Хозяин: А вот еще гости
пожаловали!

Хозяйка: Проходите,
дорогие!

1-я
девочка:

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

2-я
девочка:

Большого здоровья!

3-я
девочка:

На новое вам лето,

На красное вам
лето,

4-я
девочка:

Куда конь хвостом,

Туда и жито
кустом.

5-я
девочка:

Куда коза рогом,

Там и сено стогом.

6-я
девочка:

Кто любит
трудиться,

Тому без дела не
сидится!

7-я
девочка:

Где труд – там и счастье!

8-я
девочка:

С новым вас урожаем!

9-я
девочка:
Угощайтесь
вкусной, хрустящей капусткой!

Угощают
капустой хозяев.

(№8)
Музыкальный
номер на ложках
«Капустка»

Хозяин:

Гости дорогие,
сядем
рядком,                                                                                                                     
Поговорим ладком.

Хозяйка:Припасли
мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому –
стишок, кому – загадку.

Девочка:

Небылицы в
лицах                                                                                                                    

Сидят в
теремах,                                                                                                         
          

Щелкают
орешки                                                                                                                              

Да говорят
насмешки.                                                                                  
                                  

Хотите знать,
какие?                                                                                                                          

А вот такие…

Мальчик:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под
собаки

Лают ворота.

Все: Вот это
да!

Девочка:

Выбегала дубина

С мальчиком в
руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Все: Не может
быть!

Мальчик:

Деревня закричала:

Сарафаны с бабами

На пожар спешат!

Все: Правда?

Мальчик: Правда!

Девочка:

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик:

Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в
сани,

И мужик повез.

Все: Небылицы,
небывальщины!

Девочка
мальчику:

— Федул, что губы
надул?

— Да кафтан
прожег.

— Зачинить можно!

Да иглы
нет.

А велика
ли дыра?

— Да один ворот
остался.

Девочка
мальчику:

— Фома, что из
леса не  идешь?

— Да  медведя
поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идет!

— Так сам иди!

— Да он меня не
пускает.

Девочка
мальчику:

— Сынок, сходи за
водицей на речку!

— Брюхо болит!

— Сынок, иди кашу
есть!

— Что ж, раз мать
велит – надо идти!

Девочкамальчику:

Где ты,
брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

Петр что
делает?

— Да на печи
лежит.

1-я соседка: Складно
молодцы поют,

2-я соседка:Да и
девицы от них не отстают.

3-я соседка:А плясать
сегодня будем?

Хозяйка: Конечно,
будем!

(№9)
Танец с платками.

Девочки (танцевавшие
танец)
:

Что-то мы немножко
притомились.

Сядем рядышком на
лавке.

Вместе с вами
посидим.

Загадаем всем
загадки.

Кто смышленей –
поглядим!

Загадки

Долго над Землёй
летало

Белоснежное
одеяло.

Солнце малость
припекло

Одеяло потекло

И ушло в колодцы
рек.

Одеяло –
это…(снег).

Отворилась тихо
дверь –

И вошёл усатый
зверь.

Сел у печки,
жмурясь сладко,

И умылся серой
лапкой.

Берегись, мышиный
род –

На охоту
вышел…(кот).

Что корнями вверх
растёт

Аккурат под Новый
год,

Такая барабулька –

Мокрая…(сосулька).

В синем небе
светляки,

Не дотянешь к ним
руки,

Один жёлтый
светляк

Изогнулся, как
червяк.

Освещают воздух

Месяц и…( звёзды).

Хозяин:

Ой, красны девицы
да добры молодцы!

Вставайте, не
сидите, быстрее выходите.
Хозяину и Хозяйке честь окажите.

Хозяйка:

Предки пели и
плясали,

Но и мы не
отстаём.

Разбирай, ребята,
ложки,

Веселиться мы
начнем!

(№10)
Музыкальный номер на ложках «Русские кадрили»

Хозяин: Пришла
пора проверить, хорошо ли наши гости знакомы с русскими народными пословицами и
поговорками.

Хозяюшка и
Хозяинговорят начало пословицы, гости – окончание.

Дерево ценят по плодам, а
человека… (по делам)
Поспешишь – людей… (насмешишь)
Недаром говорится, что дело… (мастера боится)
Вся семья вместе – так и душа… (на месте)
Что посеешь,… (то и пожнешь)
Землю солнце красит, а человека… (труд)
Без труда жить,… (только небо коптить)

Хозяйка:Дальше бой
скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу
молчать.

Гость: Ну что ж,
говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

Хозяйка: Слушайте,
запоминайте, да складно быстро повторяйте.

• От топота копыт, пыль по полю
летит.
• Носит Сеня в сени сено.

Хозяйка:Для всех
гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовила
скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? В корзинку
полезайте, скороговорки вынимайте.

Прочитайте-ка
скорей, да скажите веселей.

Зрители
участвуют в конкурсе скороговорок
.

• Мамаша Ромаше
дала сыворотки из-под простокваши.

• Щетина у чушки,
чешуя у щучки.

• Встал Архип,
петух охрип.

• Прокоп украл
укроп.

• У осы не усы, не
усищи, а усики.

Хозяйка: Ай да,
молодцы! Славно, славно у вас получается!

(№11)
Музыкальный фон.

Гости дорогие, не
хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

 Хозяйка
раздает гостям конфеты.

Сказка
«Курочка Ряба» (на новый лад)

Дед
лежит на лавке.

Голос за кадром:

Жили-были дед да
баба,
Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.

(№12) Звукозапись кудахтанья.

Баба: Ой, старик проснись скорей!

Дед: Волки, что ли, у дверей?

Баба:

Да смотри, что я
нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед:

Ну, снесла, какое
дело!
Что ты, баба, обалдела?

Баба:

Да яйцо-то
непростое,
А, гляди-ка, золотое.

Дед:

Золотое, в самом
деле?
Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ой, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(№4) Раздается стук в дверь.

Баба:

Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Дед:

Ты пойди, запри
засов,
Да спустить бы надо псов.

(№ 13)Музыкальный фон.

Баба:(возвратившись):

Скоро в город я
поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Дед:

Что ты мелешь
небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым
мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Не к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не
кричи!
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин, или нет?!

Баба:

Ох, яичко
покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!

Дед и баба горюют.

(№ 13) Музыкальный фон.

Дед:

Ну, чего мы
затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.

Баба:

И шубенку справить
можно,
И подправить можно дом.

Дед:

Только то, видать,
надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!

(№ 13)Музыкальный фон.

Дед:Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите
без стесненья!

Игра
с залом «Барыня-барыня, барыня-сударыня»

(№14)
Звучит музыкальная зарисовка «Барыня-сударыня»

Хозяйка:а сейчас я
всех присутствующих условно поделю на 3 части. Каждая часть должна запомнить
свои слова.

1.     «Веретена
точены».

2.     «Веники
замочены».

3.     «Барыня-барыня,
барыня-сударыня».

На кого я буду
показывать, тот должен произносить свои слова громко и четко.Давайте повторим
слова.

Проводится
игра.

Молодцы! Итак, жила-была
барыня, барыня-сударыня, да такая… такая… Ну вот сами увидите, какая!

(№15) Музыкальный
номер на ложках «Барыня»

Хозяин:

Ложками
намолотили,

В сто годов не разобрать,

Хозяйка:

Эх, частушки бы
пропеть…

Ни за что не
утерпеть!

(№16) Частушки

1. Вы послушайте,
ребята,
Чепуху мы будем петь.
На дубу коза пасётся,
В бане парится медведь.

Припев(поют
все)

Здорово, здорово у
ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.

2. На
горе стоит
телега,               

Слезы
падают с дуги

Под
горой стоит корова

Надевает
сапоги.

Припев.

3. Рано утром
вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Припев.

4. А наш дедушка
Иван
Посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает
Громко дедушку ругает.

Припев.

5. На заборе
чепуха

Жарила варенье
Куры съели петуха

В одно
воскресенье.

Припев.

6. Черти вилами
поели
Из баранины уху.
Не пора ли нам, девчата,
Тут закончить чепуху.

Припев.

(№2)
Музыкальный фон.

Хозяин:

Молодцы,
красны девицы.

Эх, да одними играми
и плясками сыт не будешь.

Наплясались, наигрались,
чай проголодались?

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Посмотрите, какие угощенья принесли на наши посиделки
гости.

Мы
вас к чаю приглашаем.

Хозяин: Все, что есть в печи – все на стол мечи!

Хозяйка:

Я
иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.
Вот чай, чай, чай…Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай!

Гости по очереди говорят прибаутки.

1-й гость: Чай пить – приятно жить.

2-й гость: Попьешь чайку – позабудешь про тоску!
3-й гость: Чай не пьешь – какая сила? Чай попил – совсем ослаб!
4-й гость: От чая лиха не бывает.

5-й гость: Чай пить – не дрова рубить.

6-й гость: За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

7-й гость: Чай не пить – на свете не жить.

8-й гость: Самовар кипит – уходить не велит.

9-й гость: Где есть чай, там и под елью рай.

10-й гость: Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое.

11-й гость: Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

12-й гость: Пей чай – удовольствие получай.

13-й гость:«С чая
лиха не бывает!» —
                    Так в народе говорят.

14-й гость:Чай –
здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.

15-й гость:

Тары-бары,
растабары!
Выпьем чай из самовара,

16-й
гость:
С
шаньгами, ватрушками,
И с блинами вкусными.

Хозяин и
Хозяйка:
Приятного
аппетита!

(№17) Песня «Самовар»

Все пьют чай, угощаются пирогами, блинами,
бубликами.

Хозяин: Вот и
шуткам, прибауткам конец,

Хозяйка:А кто
здесь был, да нас слушал – молодец!

Парень. А не загостились ли мы, ребятушки?


Девушка. Ой, пора, пора домой. Спасибо вам, хозяева, за привет, за
ласку.

Гость: Посидели,
повеселились, пора и честь знать. Хозяину с хозяйкой пора отдыхать.

Гость: Спасибо,
хозяин с хозяюшкой.

Гость: Пироги у
вас хорошие, сердца ваши приветливые.

Гость: Спасибо
этому дому, пойдем к другому.

Хозяин: И вам
спасибо, гости дорогие!

Хозяйка:Скатертью
дорожка!

(№18)
Исполнение куплета песни «Будьте здоровы»

Гости:

Будьте здоровы,
живите богато,

А мы уезжаем до
дому, до хаты.

Мы славно гуляли
на празднике вашем,

Нигде не видали мы
праздника краше.

(№2)
Музыкальный фон.

Населенный пункт: Свердловская область, г. Серов

Русский фольклор-кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер.

Данная программа рассчитана не более 30-ти человек. Для проведения игр требуется большое пространство: целесообразно проводить в актовом или спортивном зале. Программа рассчитана на 30-40 минут. Чтобы проникнуться и прочувствовать быт и культуру русского народа, всем участникам предлагается придти в русских народных костюмах или в различных элементах костюма.

Цель:

1.Знакомство обучающихся с фольклором русского народа

2. Формирование дружеских отношений между детьми в классе

Задачи:

1. Приобщать детей к культурному наследию своего народа

2. Вызвать интерес к творчеству народных умельцев

3. Воспитывать любовь и уважение к своей родине, культуре и традициям своего народа.

4. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.

5. Формировать умение работать сообща в парах, согласовывать свои действия в ходе игры.

6. Вызвать положительные эмоции детей от общения со сверстниками во время игр

Место проведения:

МАОУСОШ №27 г. Серов

Участники:

Обучающиеся 5 класса МАОУ СОШ№27 г. Серова

Предварительная работа

проведение классного часа, на котором рассказывается о художественных промыслах: Гжель, Городец, Хохлома, Жостова, Дымкова.

Оборудование и оформление:

Оборудование:

— мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)

— колонки

— презентация

Наглядное оформление:

— костюмы скоморохов

— книги о русском фольклоре

— рисунки с примерами росписей: Гжель, Городец, Хохлома, Жостова, Дымкова

Музыкальное оформление:

— «Выход скоморохов. Народный русский танец»

— «Плясовая»

-«Барыня»

— «Пусть всегда будет солнце»

Реквизит:

— жостовские подносы

— маска поросенка

— шарики

— дымковские игрушки

— обручи

— ложки деревянные

— карточки с заданиями для скомороха

игровое поле для подсчета баллов

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

  1. Организационный этап

Звучит музыка, дети проходят в зал. Рассаживаются на стулья. Появляется ведущая.

  1. Ход мероприятия

Приветствие

Объявление темы досугового мероприятия

Театрализованное представление, которое проходит на протяжении всего праздника.

Игры:

— «Поросячие бега»

— «Петушиные бои»

— «Эквилибристы»

— «Царь и работники»

— Танец «Барыня»

  1. Заключительный этап

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Дети проходят в зал, рассаживаются на стулья. На экране слайд «По страницам русского фольклора»

Ведущая:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.

— Скажите, ребята, а какие вы знаете национальные ценности?

(ответы детей)

Ведущая:

Хорошо! А какие русские праздники вы знаете?

(ответы детей)

Ведущая:

А теперь ребята, загадаю вам загадки,

Сяду рядышком я с вами

Кто смышленей погляжу …

1. В небе дыра, в земле дыра,

А в середине огонь, да вода. (самовар)

2. Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок. (Веник)

3. Серебряные нити

Сшивают землю и небо. (Дождь)

4. На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет. (Эхо)

5. Выгляну в окошко:
Лежит долгий Антошка.
Кабы он встал —
До неба достал;
Сам не ходит,
А других водит. (Дорога)

6. В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)

Ведущая:

Молодцы! Давайте начнем нашу игровую программу «По страницам русского фольклора». А сопровождать нас будут скоморохи Фома да Ерема!

Звучит «Выход скоморохов. Народный русский танец». Выбегают скоморохи с бубнами.

Скоморох:

Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох:

Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох:

В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох:

Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох:

Острое слово любящих,

Скоморох:

На дудках играющих.

Скоморох:

Бегом, скорее, все сюда!

У нас веселая игра!

Ведущая:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Скоморох:

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали.

Что за синие просторы!

И картины, и узоры.

Скоморох:

Хохлома, Хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда –

Золотая вся посуда!

Скоморох:

На подносе из металла

Я цветы нарисовала.

Россыпь маков, лилий, роз.

Вышел жостовский поднос.

В презентации показываются изделия народных умельцев.

Ведущая:

Ай да мастера молодцы! Но не надо забывать, что наши люди славились не только своим трудолюбием. Но и умением веселиться сами и веселить своих гостей.

Скоморох:

В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!

И для вас сейчас игра, поросячие бега.

Проводится игра поросячьи бега. Дети делятся парами. Один из них надевает маску поросенка (в маске ничего не видно), второй из пары дает указания, куда нужно идти, дойдя до назначенного места, дети меняются местами. Звучит музыка «Плясовая».

Ведущая:

А сейчас давайте вспомним, какие бывают виды устного народного творчества.

На экране появляются зашифрованные слова. Обучающиеся должны назвать вид устного творчества.

1. П . . . Ш . И (потешки)

2. З . . А . . И (загадки)

3. П . . . И (песни)

4. ЧА . . . . . . И (частушки)

5. П . . . . . . ЦЫ (пословицы)

6. СК . . . . . . . . . . . И (скороговорки)

7. П . . . . . Р . И (поговорки)

8. Б . Л . . Ы (былины)

9. С К . . . И (сказки)

10. СЧ . . . . . И (считалки)

Скоморох:

А теперь и со мной поиграйте!

Проводится игра «Петушиные бои». Участвует пара детей. Они встают в круг (обруч), поднимают правую ногу назад и, держа её рукой, стараются вытолкнуть противника за круг. Участвуют все желающие.

Скоморох:

Расступись честной народ

Не пыли дорожка.

Ведь веселье к нам идет

Погулять немножко.

Скоморох:

Ждет вас здесь и сейчас,

Веселой потехи час.

Игры и аттракционы,

Собирайтесь чемпионы.

Скоморох:

Скорее к нам спешите

Свою ловкость покажите

Проводится игра на ловкость. Ребята делятся на две компанды, им выдаются жостовские подносы и воздушные шарики. Задача пройти до указанного места и обратно неся шарик на подносе и не уронив его. Побеждает та команда, которая закончит первая.

Скоморох:

Сегодня не может быть скуки.

Вас ждет развеселое представление,

Всевозможные были и небылицы.

Скоморох:

Каждый, кто хочет

Поет и хохочет.

Веселится, как в старь.

Не ради денег, не ради славы,

А для потехи и для забавы

Так давайте посмотрим

Кто сильнее в «Перетяжки»

Скоморохи играют в игру «»Перетяжки». На пол кладут длинную ленту. Дети делятся на две команды и встают вряд этой ленты напротив соперника, так что бы образовались пары с соперниками, и берутся за руки. По сигналу «тяни» каждый старается перетянуть противника на свою сторону, за черту. По сигналу «Стоп» все останавливаются. Те дети, которых перетянули за черту, становятся игроками другой команды и сражаются уже за нее. Можно образовать новые пары или держаться сзади друг за друга вдвоем (втроем и т. д.) перетягивая соперников на свою сторону. Победившей командой становится та сторона, на которой к моменту окончания игры оказалось больше игроков или же в команде противников не осталось ни одного игрока.

Скоморох:

Спешите видеть! Спешите попасть!

Веселитесь от чистого сердца и всласть!

Ведущая:

А сейчас мы поиграем в интересную игру

Русскую народную, очень пригодную.

Скоморохи играют с ребятами в русскую народную игру «Царь и работники». Ребята объединяются по 2-3 человека, подходят к царю и пантомимой показывают, какую работу они умеют выполнять. Если царь угадывает, то он берет их в работники. Если — нет, то работники уходят, а все хором говорят: «Не догадался, без работников остался!»

Скоморох:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Дети танцуют «Барыню», повторяя движения за скоморохами. Звучит песня «Барыня».

Скоморох:

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто — то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот победу себе непременно принесет.

  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Ведущая:

Что бывало – миновало,

Отшумела старина.

Нынче песенки иные

И иные времена.

Скоморох:

Песни, пляски и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Развеселый вышел пляс

Здесь на празднике у нас!

Скоморохи приглашают детей спеть всем вместе финальную песню «Пусть всегда будет солнце». Текст песни на экране.

Ведущая:

Вот и солнце закатилось,

Наше мероприятие завершилось!

Скоморох:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям! (Скоморохи провожают детей. Звучит музыка.)

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва : Белый город, 2004. – 736 с.

2. Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки / собр. и обраб. Г. М. Науменко; ил. Г. Алимова. – Москва : Издательство Астрель : Издательство АСТ, 2004. – 175 с. : ил. – (Хрестоматия школьника).

3. Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996.

4. https://www.liveinternet.ru/users/4024870/post352089549/

Русские традиции — Альманах русской традиционной культуры

Русские традиции
Русские традиции

  1. Главная
  2. Книги (тексты)
  3. Сценарии фольклорных праздников и пьес

Книги на сайте «Русские традиции»

Сценарии фольклорных праздников и пьес

Сценарии фольклорных праздников и пьес. КнигаГ.М. Науменко. Сценарии помогут детям отыскать дорогу в праздничный и добрый мир — в мир искусства лицедейства.
В сборник включены восемнадцать сценариев с нотами и методическое руководство, помогающее в подготовке и постановке сценариев, и словарь с объяснением старинных русских слов и понятий.


  • Facebook


  • Twitter


  • Email


  • vKontakte


  • Youtube


  • Telegram

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«мамлейская основная школа»

Методическая разработка классного часа

«Фольклор-душа народная»

Выполнила:

классный руководитель 1,3 класса

Костюшова С.Ю

Мамлейка

2022

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники — это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.

Целевая аудитория: обучающиеся 1,3 класса

Форма проведения: классный час

Цель: Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта, через фольклор.

Задачи:

Образовательные задачи:

— расширить кругозор обучащихся о малых жанрах русского фольклора

— показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках

— обогатить речь учащихся с помощью различных жанров фольклора

-учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения

— учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений устного народного творчества.

Развивающие задачи:

— развивать познавательный интерес к традициям русского народа

— развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции

— обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора

— развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение

Воспитательные задачи:

-прививать детям любовь к фольклору

-приобщать к народным традициям русского народа

— воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма

— воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе

Педагогические технологии:

— коллективное творческое дело

— игровая технология

-проблемное обучение

-коммуникативное обучение

-здоровьесберегающие

— личностно-ориентированная технология

Методы и приёмы:

— чтение и анализ притч, русских народных сказок, басен, небылиц, русских народных пословиц и поговорок

— отгадывание загадок

— разучивание подвижных сюжетно — ролевых игр

— этические беседы

— наблюдение

— экскурсии

— элементы театрализации

— поисковый метод

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап

— Определение цели, задач и значимости классного часа

— Определение формы, методов и приёмов классного часа

-Изучение, анализ и подбор необходимого материала.

— Разработка сценария классного часа

— Разучивание русских колыбельных песен, русской народной песни «Как за нашим за двором»

-Повторение с детьми загадок, пословиц, поговорок, разученных ранее

потешек, закличек, небылиц.

-Чтение русских народных сказок.

— Сбор предметов старины для классного часа

— Оформление уголка «Предметов старины»

— Оформление классной комнаты к мероприятию

— Оформление выставки «Мир русского фольклора»

Оборудование:

  • запись песен к празднику

  • русские народные костюмы

  • мультимедийное оборудование

  • компьютер

  • конверты с заданиями

  • корзиночка.

Ход классного часа:

ВСТУПЛЕНИЕ (2 мин)

Звучит минус песни «Россия»» (1куплет)

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Кл. руководитель: Есть у русского народа «живой цветок», ко­торый сказки сказывает, потешает, поёт, развле­кает, веселит и учит.

Приглашаю вас, ребята, в путешествие. В пути вы будете находить лепестки этого волшебного цветка.

Большую корзину с собой мы возьмем,

В нее мы положим песенок связку,

Потешки, былины, загадки, стихи,

Всего понемногу, что знаете вы.

Подарим друг другу частичку добра,

Радости, счастья,

В дорогу, друзья!

Кл. руководитель: А кто из вас догадался, что это за чудесный цветок?

Дети: устное народное творчество.

Кл. руководитель: Правильно. А как ещё можно назвать УНТ?

Дети: фольклор.

Кл. руководитель: Какая же тема нашего классного часа?

Кл. руководитель: Тема нашего классного часа «Фольклор — душа

народная».

Кл. руководитель: Какая цель классного часа?

Дети: Сегодня мы вспомним произведения фольклора.

Кл. руководитель: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о событиях старины, о жизни наших предков, вспомнить обычаи, традиции и культуру русского народа. Помогут нам в этом жанры устного народного творчества.

Кл. руководитель: Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?

Дети: Он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Кл. руководитель: Произведения фольклора есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая из поколения в поколение.

Первый лепесток. Песни. (5 мин)

Кл. руководитель: Чтобы открыть первый лепесток волшебного цветка, вам надо отгадать слово. (Ученики из букв выкладывают слово — Песни)

Много у каждого народа колыбельных, хо­роводных, свадебных и других песен. Эти песни живут в народе мно­го-много лет. В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости; в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе становилось светлей.

Самыми добрыми и ласковыми были колыбельные песни.

(слушают куплет песни «Баю-баюшки баю, не ложися на краю»

Это песни, которыми убаюкивают ребенка, слова в них ласковые, певучие. В них сохранились элементы оберега-заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил. Наши предки верили, что если малышу приснится что-то плохое, то в реальной жизни это событие никогда уже не повторится.

Кл. руководитель: А какие колыбельные песни знаете вы?

1.Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука, за сарай,

Маше спать не мешай!

2. А баю, баю, баю,

Лежит Ваня на краю.

Прибежал волчок,

Схватил Ваню за бочок,

Утащил его в лесок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт

Прямо Ванечке в роток.

3. Киса, кисонька, коток,

Киса — серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Кл. руководитель: Русский народ славится своими народными песнями. Это песни, которые все поют, но никто не знает автора. Ребята, давайте и мы споем народную песню

«Как за нашим за двором»».

1. Как за нашим за двором,

Как за нашим за двором,

За двором, за двором,

За двором, за двором.

2. Растёт травка шелкова,

Зелёная мурава,

Мурава, мурава.

Мурава, мурава.

3. По той травке Маша шла,

По той травке Маша шла,

Маша шла, Маша шла.

Маша шла, Маша шла.

4. А за нее Ваня шёл,

А за нею Ваня шел
Ваня шёл, Ваня шёл.

Ваня шел, Ваня шел

5. Кричит: “Маша, ты моя!

Кричит: “Маша, ты моя!

Ты моя, ты моя!”

Ты моя, ты моя!”

6. “Нет я, Ваня, не твоя!

Нет я, Ваня, не твоя!

Не твоя, не твоя!

Не твоя, не твоя!

7. Родимого батюшки!

Родной своей матушки,

Матушки, матушки
Матушки, матушки!”

8. За двором, за двором.
За двором, за двором (2 раза)

Кл. руководитель: Вот и первый лепесток появился у нашего цветка.

Второй лепесток. Потешки.

Кл. руководитель: Чтобы отгадать следующий лепесток, надо из слогов КА ТЕШ ПО сложить слово. (Ученики из набора слогов выкладывает слово – ПОТЕШКА)

Кл. руководитель: Что такое потешка?

Дети: Потешка (прибаутка) — маленькое весё­лое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.

Кл. руководитель: Самые первые игры для детей-потешки. Это песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками, ножками малыша. Давайте обыграем одну потешку.

— Ладушки, ладушки!

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Пили простоквашку.

Попили, поели,

Домой полетели —

На головку сели,

Ладушки запели.

Кл. руководитель: Вспомните, какие потешки знаете вы.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку.

Выкупала Ваньку

Посадила в уголок.

Дала сладкий пирожок.

Кл. руководитель: В старину собирались люди на посиделки позабавиться да потешиться.

Дети инсценируют потешки:

1. — Фома, что из леса не идешь?

— Да медведя поймал!

— Так веди его сюда!

— Да он не идет!

— Так сам иди!

— Да он не пускает!

2. — Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Можно зашить?

— Иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Да один ворот остался.

3. -Сынок, сходи за водицей на реку.

-Брюхо болит.

— Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.

Кл. руководитель: Родители в разговоре с маленькими детьми используют присказки, потешки. Я вам даю карточку с присказками, вам нужно определить к какой ситуации она подходит

Кл. руководитель: Выберите присказку к ситуации:

1. такая ситуация – у ребенка заболел пальчик.

2. ситуация – ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно поругать.

3. ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2.Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

3.Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка

Кл. руководитель: От потешек дети становились послушными. Второй лепесток появляется у нашего цветка.

Третий лепесток. Заклички.

Кл. руководитель: Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное.

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Кл. руководитель: Каждая закличка содержит просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы.

Кл. руководитель: К кому были обращены заклички?

Дети: Заклички — песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.

Кл. руководитель: У наших предков была сильная связь с природой. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы.

Например, в засушливое лето наши предки призывали дождик.

Дождик, лей, лей, лей,

Никого не жалей —

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки

И зеленые листочки!

Сейчас на улице весна. Давайте и мы произнесем весеннюю закличку.

Повторяйте за мной каждую строчку.

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним пришел апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Кл. руководитель: А на цветке появляется третий лепесток.

Четвертый лепесток. Приговорки.

Кл. руководитель: — К закличкам примыкают приговорки — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Кл. руководитель: Какие вы знаете приговорки?

1.Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной.

2.Улитка, улитка, покажи рога –

Дам тебе за это кусок пирога.

Кл. руководитель: И приговорки оказались на цветке.

Пятый лепесток. Считалки.

Кл. руководитель: Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю?

Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому — гриб,

Кому — два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок.

Кл. руководитель: Правильно, это считалка.

Дети: Считалка (счёт, пересчёт) — это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

Кл. руководитель: Для чего сочиняли считалки?

Дети: Счетом решали, кому водить.

Кл. руководитель: Кто знает считалки?

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

Кл. руководитель: Давайте встанем в круг и посчитаемся, выберем водящего для игры)

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Кл. руководитель: Собирайся детвора, ждет вас русская игра!

Ведущий: Вы ж, детишки, не зевайте, все за мною повторяйте.

Ритмическая игра «Маланья»

У Маланьи у старушки,

Жили в маленькой избушке (Поднимают руки над головой, соединяют кончики пальцев – «домик».)

Семь сыновей, (Разводят руки в стороны.)

Все без бровей. (Пожимают плечами.)

С такими ушами, (Приставляют растопыренные ладони к ушам – «уши».)

С такими глазами, (Соединяют большие и указательные пальцы рук, приставляют к глазам –«глаза».)

С такой головой, (Поднимают руки над головой, соединяют кончики пальцев – «голова».)

Эх! (Машут рукой.)

Ничего они не ели, (Складывают руки перед грудью.)

Друг на друга все глядели, (Кладут подбородок на кулаки.)

Делали вот так, (Машут правой рукой.)

Эдак и вот так. (Машут левой рукой.)

Давайте этот лепесток добавим к цветку.

Шестой лепесток. Пословицы.

Кл. руководитель: Повеселились, но …. Делу — время, потехе — …

Дети: час

Кл. руководитель: говорит русская (что?)

Дети: пословица.

Кл. руководитель: Что такое пословица?

Дети: Пословица — произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость.

Кл. руководитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. В народе говорят: “Речь без пословицы –

всё равно, что еда без соли”, «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

А сейчас поиграем в игру — «Доскажи пословицу».

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

«Без труда не вынешь……»

«Человек без друзей, что….»

«Сам погибай, а……..»

«Нет друга ищи, а………»

«Семь раз отмерь …»

«Поспешишь …»

«Ум хорошо …»

«Дело мастера …»

«Друзья познаются …»

Кл. руководитель: Молодцы! Заработали лепесток.

Седьмой лепесток. Загадки.

Кл. руководитель: Ребята, отгадайте следующий лепесток.

Опишу я вам предмет,

Угадайте, дав ответ.

Я сама же жду разгадки,

Потому что я…(загадка)

Загадки — любимый жанр фольклора у детей и взрослых. В старину люди часто не называли предмет, а описывали его. Так родилась загадка. Это одна из особенностей русской речи. Загадка развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.

Кл. руководитель: Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу

Отгадаешь, приз получишь, а не отгадаешь – штраф плати.

Дети отгадывают загадки

Штраф

1.В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай…

2.Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку.

3.Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.

4.А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.

5.В другой раз загадку отгадай, а сейчас собачкою полай.

6.Не печалься, что загадку забыл, мы хотим, чтобы ты зайкой был.

7.Чтоб в другой раз глазами не хлопал, нужно громко потопать.

1. Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (Хлеб).

2. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

3. В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

4. Сама не ест, а всех кормит (ложка)

5. То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

6. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

7. Рядом разные подружки.

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Матрешка -это символ материнства и семьи. В этом году матрешке исполняется 100 лет.

Кл. руководитель: Молодцы! Добавляем еще лепесток.

Восьмой лепесток. Сказки.

Кл. руководитель: А у меня еще одна загадка для вас:

Что такое «ложь с намёком»

и для всех людей «с уроком»?

Кл. руководитель: Конечно, это сказки!

— А. С. Пушкин заметил:

«Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»

Кл. руководитель: Ребята, кто знает какие бывают сказки?

Дети: Волшебные, бытовые, о животных.

Кл. руководитель: Назовите о какой сказке идет речь?

1. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня! («Гуси-лебеди»)

2. А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок («Маша и медведь»)

3. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться.

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца («Сестрица Алёнушка…»)

4. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра! («По щучьему велению»)

5.Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

6.Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался («Сивка-бурка»)

Кл. руководитель: Молодцы, ребята, это был последний лепесток.

Заключение (5 мин)

Классный руководитель: Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня?

Как называются одним словом все эти произведения? (фольклор)

Игра «Знаю-не знаю»

Классный руководитель: Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ.

(Учитель зачитывает отрывок, ученики называют жанр фольклора)

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно вёдрышко.

закличка

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

сказка

Семь раз отмерь, один отрежь.

пословица

Во поле берёзка стояла,

Во поле кудрявая стояла.
Ой, люли, стояла,
Ой, люли, стояла!

песня

Золотое коромысло
Над рекою повисло.

загадка

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка-на кошке,

По кривой дорожке.

потешка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,

Мимо града.
Кто поднимет,

Тот и выйдет.

считалка

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

«Ах, какая наша пчелка работящая!»

приговорка

Кл. руководитель: Сегодня мы побывали в удивительном мире народной мудрости – мире фольклора. Нам еще многое предстоит узнать о фольклоре, рамки классного часа не позволили нам поговорить о былинах, небылицах, дразнилках, скороговорках.

Фольклор создается народом, поэтому можно смело сказать, что фольклор – это душа народа! Мы должны помнить и чтить традиции наши и передавать будущим поколениям!

Изучайте русский фольклор, ваша речь станет богаче, фольклор учит человека мудрости, пронесите любовь к устному народному творчеству через всю свою жизнь.

Звучит минус песни «Россия»» (1куплет)

Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло.

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего…

Забавы русские, они и нынче в моде

Фольклор, частушка и конечно хоровод,

Пока живёт традиция в народе,

Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт!

Музыкальный экспромт (с ложками)

Наше путешествие подходит к концу. А вот какое у вас настроение, после нашего классного часа, я сейчас сама узнаю!

Букет «Настроения»

— Если у вас весёлое настроение прикрепите на доску красный цветок, если грустное – жёлтый цветок. (Звучит минус русской народной песни)

Спасибо, ребята за вашу активность, за ваши улыбки и отличное настроение. За хорошую работу, подарю вам леденец на палочке. Вот такие петушки можно было встретить в старину на ярмарках.

Благодарю всех. До новых встреч!

Такой материал востребован, когда необходимо отразить народную суть, уникальность традиций старины и красоту декоративно-прикладного искусства, талант, мастерство и уклад жителей определенного региона.

Сайт предлагает только уникальные фольклорные сценарии, проверенные на практике. вошедшие в различные сборники учреждений культуры. Пользуйтесь бесплатно нашей библиотекой, устроенной опытными организаторами событий.

Избранные фольклорные сценарии

Фольклорные сценарии русских праздников

Каждый сценарий фольклорного праздника находятся в открытом доступе, и служит бесплатным методическим материалом. Любой материал можно использовать частично, или полностью при постановке ваших мероприятий народной тематики. Копировать и публиковать наши материалы на других сайтах запрещено. Всем творческих успехов!

***

Театрализованный сценарий масленичного представления. Театрализованное масленичное представление, под названием «Мельница-солнце» поможет организаторам поготовить оригинальное мероприятие на Проводы русской зимы.

***

Игровой сценарий на Масленицу. Интересное представление на праздник Масленица дает возмодность ускорить творческий процесс и подготовить русский праздник без проблем.

***

Сценарий русской Масленицы. Забирайте в копилку сценариста это готове представление на проводы русской зимы. Сценарная часть уникальна и на других сайтах интернет такого не встретишь. Веселой Масленицы!

***

Сценарий представления Проводы Зимы на стадионе. Культурно-массовое представление на фактически готово и при малой редакции этого сценария, вы сможете реалиовать качественное мероприятие. В основе — сюжет и персонажи русских народных сказок.

***

Сценарий Масленицы детей. Нескучный сценарий детской Масленицы, под классическим названием «Проводы русской зимы». В него включена театрализация и игровая программа.

***

Сценарий праздничного представления на Проводы Зимы. Театрализованная программа для всех поколений «Русская старинная, румяная да блинная!». Она рассчитана на проведение народного гуляния у городского Дома культуры или сельского клуба.

***

Сценарий уличного праздника на Масленицу. Прверенный на практике сценарий на Масленицу, с классическим названием «Проводы русской зимы». Он облегчит творческую жинь  организаторам событий, ведь основа уже готова к воплощению.

Сценарий Поводов зимы в «Прощеное воскресенье». Задумали народное гуляние на Поводы зимы? Тоглда обратитесь к этой театрализованной программе, где уже сеть все необходимое для начала вашего творческого процесса.

***

Сценарий фольклорного праздника Масленицы. Такое фольклорное представление на главный праздник зимы включает все необходимые сценарные блоки, чтобы мероприятие качественно подготовить и предложить его своему зрителю.

***

Сценарий Пасхального праздника для детей. Познавательный игровой сценарий на Пасху для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, под общим названием «Пасхальный пир» в полной версии от автора материала.

***

Сценарий «У нас нынче субботея». Готовый сценарий деревенские посиделки осенне-зимнего периода «У нас нынче субботея», включает концертно-игровую программу для всех возрастных категорий.

***

Сценарий праздника на Васильев день (Меланьи) Фольклорный сценарий старинного праздника Васильева коляда, посвящается далеким традициям под Старый Новый год, с обрядами и колядками.

***

Сценарий презентации подворья на празднике. Короткий сценарий встречи гостей праздника на подворье, которое представляет муниципальный район на региональном или российском уровне, в непринуждённом русском стиле.

***

Сценарий русского праздника новоселья. Театрализованный сценарий русского праздника новоселья в крестьянской семье «Избу новую срубили», можно поставить на сцене и на свежем воздухе.

***

Сценарий сельского подворья. Этот сценарий сельского подворья уже скачан много тысяч раз, возможно и вам подойдет материал на актуальную тему. Сейчас много приходится работником культуры организовывать подобные сельские выставки. Они востребованы и зрителем, и руководством. Наш сценарий сельского подворья можно использовать бесплатно для постановки.

***

Сценарий народного гуляния в праздник Святки. Такой сценарий русского национального праздника Святки потребуется, если организатору нужно организовать уличное гуляние и посиделки в доме культуры села.

***

Сценарий народного представления ЛОЖКА КУЛЕША. Игровой сценарий театрализованного русского обычая ЛОЖКА КУЛЕША предлагает организаторам разыграть сценки традиционного сватовства и быта, которые фактически исчезли в деревне.

***

Сценарий традиционного праздника новоселья. Программу фольклорного праздника новоселья в крестьянской семье «Избу новую срубили», реализуется на сцене или на уличной полощадке, например, на ярмарке, выставке декоративно-прикладного творчества, подойдет на смотр сельского подворья, как сценка, эпизод, раздел праздника.

***

Сценарий деревенских посиделок. Универсальный сценарий сельских посиделок «Посиделки в русской избе» не привязан к местности, это позволит воспользоваться организаторам любого Дома культуры или сельского клуба, в большинстве регионов России.

***

Сценарий фольклорной игровой программы для детей. Познавательный и состязательный сценарий фольклорной игровой программы предлагает детворе 10-14 лет окунуться в эпоху богатырей, узнать о русских богатырях больше.

***

Сценарий игрового фольклорного праздника для молодёжи. Проверенный на практике сценарий фольклорной игровой программы для молодёжи ИГРА — ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ с русскими играми будет полезен культработникам и организаторам, которые проводят подобные праздники в школе и домах отдыха.

***

Сценарий встречи почетных гостей праздника. Авторский сценарий встречи почетных гостей праздника в прозе с частушками, на открытие праздника русской псовой охоты «Отъезжее поле». Эта сценка скорее вариант идеи для встречи почётных гостей на любом празднике русской культуры.

***

Сценарий праздничной ярмарки. Авторский сценарий открытия праздничной ярмарки будет кстати, если вы находитесь в творческом поиске. Возьмите что-то из нашего материала себе на заметку, а возможно, наш сценарий праздничной ярмарки вас устроит.

***

Сценарий праздника русских традиций. Уникальный сценарий постных будней, это целый туристический маршрут, куда можно приглашать гостей. Своего рода гастрономический сценарий с традициями русской кухни и быта.

***

Сценарий встречи гостей на празднике. Праздничный сценарий встречи гостей на выставке чая «Чайный базар» в стихах, в рамках проведения фестиваля национально кухни. Всего пара основных действующих лиц, которые встречают почетных гостей в стихотворной форме.

***

Сценарий праздника на Михайлов день. Предлагаемый сценарий престольного праздника Михайлов день подойдет тем, кто организует подобное мероприятие в деревне на свежем воздухе, используя большое пространство.

***

Сценарий театрализованного представления на Крещение. Уникальный сценарий театрализованного концерта на Крещение «Раз в крещенский вечерок» добавит вашему мероприятию нужной атмосферы, позволит красиво представить номера программы.

***

Сценарий Крещенского концерта. Такой сценарий праздничного концерта на Крещение подойдет тем, кто задумал провести праздничную программу для своих земляков на сцене ДК или клуба.

***

Сценарий сельских посиделок на Крещение. Фольклорный сценарий посиделок на Крещение «Крещенские посиделки», подойдёт для сельского Дома культуры, если задумано мероприятие по традиционной народной культуре.

Что несёт в себе сценарий фольклорного праздника

Раскрыть всю полноту народной культуры способны фольклорные сценарии, если в них ярко представлено материальное и нематериальное наследие. Лучшие традиции старины, значимые общечеловеческие ценности, доброту, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким людям, любовь к родине, такой набор включают в себя фольклорные сценарии. Такая драматургия состоит из народной песни, частушки, сказаний и былин, все это нравственный потенциал, в котором кроется осмысление целей и смысла жизни, усвоение ценностей.

Талантливый сценарий фольклорного праздника раскрывает такие темы как «Отечество», «творчество», «любовь», чувство гордости за принадлежность к своей нации, воспитывают переживания за свою Родину.

Россия гордится своим богатым наследием фольклора и народных обычаев, которых нет больше нигде. Значительную часть образа жизни русский народ чтит уникальные традиции, такие как праздник Пасхи, Красная горка, Троица, Масленица, Святки, престольные праздники сёл и деревень. Каждый сценарий фольклорного праздника включает народные песни и танца, которые составляют сокровищницу русской культуры.

Что включать в сценарий фольклорного праздника

Составляя фольклорный сценарий обязательно следует в него включать обряды, ритуалы и традиции, присущие той или иной местности. Конечно, не обойтись без традиционной одежды и народных музыкальных инструментов. Праздничная национальная культура должна присутствовать во всём: декорации, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, номера концертной программы, персонажи, музыка… Всё праздничное пространство должно быть наполнено соотвестсвующей атмосферой.

Сценарий фольклорного праздника проявляет отношения с окружающими людьми, честность, порядочность, вежливость, милосердие. Это все составляющие понятия «культура», которое емко должны представлять фольклорные сценарии.

© ТЁММИ: Организовать

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Автор: Елясова Наталья Владимировна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

«Сядем рядком, поговорим ладком…» Сценарий фольклорного праздника

Краткое описание работы: Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского музыкального фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского музыкального фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

            Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, русские народные музыкальные инструменты, кухонная утварь. До начала праздника звучат русские народные песни.

Ведущая: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа –  посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были, когда люди собирались на посиделки.

1 ребенок: На завалинке, в светелке, иль на бревнышках каких,

                   Собирали посиделки пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод

                   Говорили, песни пели, да водили хоровод.

2 ребенок: Добрым чаем угощались с медом, явно без конфет!

                   Как и нынче мы общались. Без общенья жизни нет.

                   А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!

                   Словом, эти посиделки, были праздником души!

3 ребенок: Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

                    Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

                    Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час

                    Предлагаем посиделки провести вот здесь, тотчас.

                    Отдых — это не безделки, время игр, новостей.

                    Начинаем посиделки для друзей и для гостей!

Ведущая:  Сей избы хозяйка — я, всех приветствую, друзья!

                   Как изба наша тепла, и уютна, и светла!

                   Не изба, а загляденье, всем гостям на удивленье!

                   В ней хозяевам не тесно и гостям здесь хватит места.

4 ребенок: Наша изба ровно тепла. Где тепло, тут и добро!

                     На дворе-то метель, а у нас-то тепель!

5 ребенок: Зимний вечер темен, долог, насчитаю сорок елок,                                                                               

                    То носочек повяжу, то немного попряду.

                    Позовем — ка  мы девчат на посиделки!

6 ребенок: Эй, девчонки – девчушки, веселушки – хохотушки!

                    Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!

(Звучит музыка, входят дети с подарками: каравай, пирожки, крендельки, петушки на подносах;  платки)

7 ребенок: Вечер добрый, хозяюшка! В избу твою жаркую мы пришли с подарками!                                                       

8 ребенок: Как на наши посиделки, на расписной тарелке,

                     несем вам хлеб и соль, угоститься все изволь!

9 ребенок: И пирожки горячие! С пылу, с жару! Пряники печатные, ароматные!

10 ребенок: Баранки, крендельки, карамельки, петушки!

11 ребенок: А вот платки цветные, с каймою по краям,

                      На них цветы большие растут на диво нам.

Ведущая: Ой, девчата, молодцы! Как подарки хороши! Проходите, гости дорогие! Наша изба – полна тепла! Давно Вас ждем – поджидаем, без Вас песен не запеваем! Дружно весь честной народ песню русскую поет!

Песня «Русская песня — русская душа»

Ведущая: Делу время – потехе час. Ну-ка, девочки, скорее выходите,

                  По ведерку вы возьмите, хоровод вы заводите!

Танец « С ведерками» (исп. Ю. Сильверстова)

Ведущая: Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже. Пословицу сказал – что ягодку сорвал. Я начну, а вы продолжайте, родители тоже нам помогайте!

«Доскажи пословицу»

  • Волков бояться…
  • Шило в мешке…
  • Сделал дело…
  • Без труда…
  • Лес рубят…
  • При солнышке – тепло…
  • Хочешь, есть калачи…

Ведущая: В старину на посиделках не только пели, да плясали, но еще и трудились, и в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Ведущая: Ай да молодцы, славно у вас получается. Девчата, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Верно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает. Песню для нее споем!

Песня «Русская печка»

(муз. и сл. И. Ростовцевой)

Ведущая: Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

                  Созывайте всех гостей, да вставайте в круг скорей.

                  Вы кружок не разбивайте, веничек передавайте.

                  На ком веник остановится, тот и загадку отгадывает.

Игра «Веник»

(Под р. н. п. «Барыня»  все играющие передают веник из рук в руки. Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку).

Загадки:

1. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

    Дополняет наш кружок добрый русский наш —Рожок

2. Деревянные пластинки, стучат, звенят – плясать велят! —Трещотки

3. Три струны, ее узнай-ка, заиграла — Балалайка.

4. Без нее деревни скучно, вместе с ней поют частушки.

    Пляшет Маша и Антошка под веселую — Гармошку.

5. Тук, тук, тук все услышали мы стук,

    Потерпи немножко, заиграем — Ложка!

Ведущая: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

Оркестр «Я на горку шла»

Ведущая: Очень наш народ на таких посиделках любил петь частушки. Эй, девчонки – хохотушки и, запевайте-ка частушки, запевайте побыстрей, чтобы было веселей!

12 ребенок: Мы частушки запоем, запоем мы громко,

                      Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

Частушки

Ведущая: Весело спели! Молодцы! А гости наши дорогие знают частушки?

Родительские частушки

1. Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать,

Мы не буду сильно топать,

Только будем припевать.

2. Самовар, ты самовар –

Золотая ножка.

Я посеяла горох –

Выросла картошка!

3. Поленился утром Вова,

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

4. Пошла курица в аптеку,

И сказала «Кукареку!

Дайте мыло и духи,

Чтоб любили петухи!»

5. Ой, подружки, мы наденем

Платьице с горошками.

Будем мальчиков любить,

Которые с гармошками.

Ведущая: Наши мамы молодцы! Мы от них не отстаем, платочки в руки все возьмем!

13 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.

                        Неужели в этом доме половицы лопнут? 

Танец «Матрешки»

Дети: Мы делились новостями,
           Мы старались вас развлечь, 
           Мы прощаемся с гостями.
           Говорим: до новых встреч!

Ведущая:  А на прощанье желаем тому, кто в этом дому,

                   Чтобы все здоровы были, чтобы праздники любили,

                   Да обряды не забыли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Закрытие лагеря солнышко сценарий
  • Закрытие лагерной смены сценарий осень
  • Закрытие коммунарских сборов сценарий
  • Закрытие зимней лагерной смены сценарий
  • Закрытие дол сценарий