Заселение кубани казаками сценарий

 Сценарий содержит много стихов о казаках, их подвигах, а так же о красотах Кубанской природы; в рамках знакомства с традициями кубанского казачества, в сценарии есть сценка «Сватовство в к

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район Краснодарского края

КОНСПЕКТ

внешкольного мероприятия

на тему «« Казачьему роду нет переводу!»

Фамилия, имя, отчество:

Сирко Юлия Юрьевна

Должность: учитель истории и

 обществознания

г. Кропоткин

2013г.

             Тема:  « Казачьему роду нет переводу!»

Цель: познакомить учащихся с историей и традициями  Кубанского казачества

Задачи: —  раскрыть содержание понятия казачество;

               — понять и прочувствовать через художественные произведения всю глубину и красоту кубанской казачьей культуры;

               — воспитать чувство гордости  за свою Малую Родину.

Оборудование: презентации, видеопроектор, декорации для сценки.

Ведущие понятия: казачество, казак, кубанский говор.

Литература:1. Трёхбратов Б.А. «История Кубани.» Краснодар, 2000г.

                      2. Культура кубанских станиц ( под ред. И.И.Горловой.) Краснодар, 1993г.

Ход мероприятия:

1.Организационная часть.

2.Сообщение темы и цели мероприятия.

 — Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить путешествие в прошлое и познакомиться с историей и некоторыми традициями Кубанского казачества.

3.Основная часть:

 Ведущий 1:   Каждый уголок нашей страны имеет свои неповторимые черты истории и культуры. Наша Кубань – частица Великой России.(Слайд№2)

Ведущий 2:Кубань — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Нет края милее, чем наша Кубань, вечно молодая дочь степного раздолья. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо упираются свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля.(Слайд№3)

Казачок 1:Тебе Кубань родная, отдаю я дань,
                  Я о тебе сейчас стихи слагаю.
                  И славлю вольную, могучую Кубань.
                  Прекрасней края – в мире, я, не знаю.

                  Твои глаза – два моря голубые.
                  А брови – виноградная лоза.
                  Ресницы, то леса твои густые.
                  Из золотой пшеницы – русая коса.

Казачок 2:А в косу длинную лазурной синевой сияя,
                  Красивой лентою вплелась Кубань река.
                 Наряд твой, весь цветами расцветает,
                 И ковылём степным расшит слегка.

                 Ты смотришь в мир глазами голубыми
                 И песнями своими всех с ума сведёшь.
                 Недаром и зовут тебя «Жемчужина России»
                 Тебя Кубань и краше в мире не найдёшь.

                 И где бы, в стороне, какой я ни был,
                 Мне всё ж милей в краю моём родном.
                 Твои ладони пахнут тёплым хлебом,
                 А губы – сладким молодым вином.

Ведущий 1: Сегодня мы перенесёмся в прошлое, к моменту заселения пустующих земель Кубани Черноморским казачьим войском и обратимся к культурным и религиозным традициям кубанских казаков.(Слайд №4)

Ведущий 2: Богата и трагична история нашей кубанской земли. Кубань по праву называют великим перекрёстком прошлого, где сходились пути многих племён и народов.

Ведущий 1: Казачество- явление уникальное, присущее нашей Родине в такой мере, что представить без него прошлое невозможно.

Казак 1: Мы расскажем вам о том,

               Как в казачестве живём.

               К делу наше отношенье,

               Долг наш – Родине служенье.

              — Степные рыцари, мы бдим

              Кубани приграничье,

              Всегда на страже от потуг

              Народов заграничных.

Казак 2:  — Живою изгородью мы,

              Селились здесь от Бога,

              Екатеринины сыны

              Российского народа.

              — Но долг защитников мы чтим,

              С клинком прощанья нет

              И иноверцев победим,

              В бою возьмём победу.

Ведущий 2: Казак – это воин, который бесстрашно сражался за Русь- матушку, стоически перенося все неудобства и невзгоды: не разводил огнище, чтобы согреться, не запаляли люльку, которая помогала бодрствовать, даже не позволяли ржать своим лошадям, часто сидели на одном месте по несколько часов без движения, без единого слова, выжидая единственного необходимого для победы мгновения.(Слайд №5)

Ведущий 1: По внешнему облику казака можно было судить о его натуре. Просторные, не стесняющие движение одежды, удобные и в бою и на пиру, и в обыденной жизни; открытый ясный взгляд, уважающий и в себе и в других человеческое достоинство. Они излучали спокойствие, силу. Уверенность в себе.

Казак 3: В жизни тот один достоин,

               Кто на бой всегда идёт

               Православный русский воин,

               Не считая бьёт врагов.

               Что французы, англичане,

               Что турецкий глупый строй,

               Выходите басурмане,

               Вызываем вас на бой.

               За царя и за Россию

               Мы готовы воевать.

               За царя и за Россию

               Мы готовы умирать.

Ведущий 2: История Кубанского казачества достаточно сложна и интересна.

О казаках, как о вольных людях, писали уже русские летописи 11-13 веков. Однако формирование крупных казачьих сообществ начинается в основном в 15-16 веке на Днепре и Дону. Казаки осваивали лесные просторы, создавая свои укрепления – «Сечи»- 16 веке- Запорожская сечь. Запорожские казаки после объединения Украины с Россией не раз призывались под знамёна русской армии. Позже за волнения и выступления против императорской власти Запорожская сечь была уничтожена.

Ведущий 1: 1787 г. начинается вторая в царствование Екатерины 2 русско-турецкая война. Воспользовавшись путешествием императрицы по югу России, запорожские старшины Сидор Белый и Антон Головатый преподнесли ей прошение о желании принять участие в войне. Казаки проявили себя как хитрые, бесстрашные воины, одерживая победу за победой. В ознаменование этих побед Войско верных казаков стало называться Черноморским.(Слайд №6)

Ведущий 2: С начало черноморцы расселились между Южным Бугом и Днестром, но так как эти земли не были за ними закреплены законно, они обращают свои взоры на кубанские земли, в то время пустовавшие.(Слайд №7)

Казак 4:       Кубань влекла нас плодородием,

(Слайд №8)  Безбрежьем, трав степных игрой.

                      И мы её назвали Родиной,

                      Назвали матерью родной.

Казак 5: Казак страдал по ней в туретчине,

                Страдал, шагая по неметчине,

                И плакал в горькую траву

                Роняя буйную главу.

                — И не просил награды- ордена

                Просил лишь, чтоб в последний миг

                Над ним светилось небо Родины,

                Где слышен вольной птицы крик.

Ведущий 1: В 1792г. в Петербург была направлена представительная казачья депутация во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым. Он обладал гибким умом дипломата и эффектной внешностью. Для привлечения на свою сторону столичной знати он взял в Петербург дорогие подарки, зернистую икру и любимую бандуру. Исполнял песни собственного сочинения. Императрица была восхищена необычным видом Головатого и его пением.(Слайд №9)

Ведущий 2: 30 июня 1792 года особой грамотой Екатерина 11 пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на Правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры и подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву и пернач) и войсковую печать. Казакам предписывалось охранять кубанские рубежи России. (Слайд№10)

Казачка 1: В вольной степи  алеют маки,

                  И в Кубани бурлит вода.

                  Защитить вы должны, казаки,

                  В век наш тяжкий людей труда.

                  И под небом холодным, синим

                  В предрассветную эту рань

                  Защитить вы должны Россию,

                  Защитить вы должны Кубань.

                  Вы — частица родной природы

                  И отныне ваш пробил час:

                  Это всё воплотилось в вас.

                  И под небом родным и синим

                  Нам погибнуть, Господь, не дай!

                  Защити же, казак, Россию

                  И кубанский казачий край!

Ведущий 1: 25 августа 1792 г. черноморцы во главе с Сидором Белым прибыли на Тамань. На правом берегу Кубани в Карасунском Куте черноморцы в 1793 г. заложили войсковой град Екатеринодар.

Ведущий 2: История Кубанского казачества неразрывно связана с историей Православной церкви. Не случайно за казаками исторически закрепилось красноречивое название – «Рыцари Православия», т.е. защитники Христовой веры. Постоянные военные походы, жизнь полная опасностей и военных тревог особенно усиливали потребность в вере, которая была «…очень присуща жителям Черномории, а потому при всяких случаях неблагоприятных черноморец обращался к религии…»(Слайд №11)

Ведущий1: В 1796 г. был образован Кубанский линейный полк, который в 1832 году вошёл в состав Кавказского линейного казачьего войска. Началась новая славная страница подвигов казаков черноморцев и линейцев: Отечественная война 1812 года, Крымская война1853-1856 гг., Кавказская война…

Казачка 2: По дороге пыль клубится,

                  Слышно, кони громко ржут,

                  И с победой над врагами

                  Казаки домой идут.

                      Атаман же первый ехал,

                      Вёл победные полки,

                      И под знаменем победы

                      Шли кубанцы – казаки.

Казачка 3: Едут, едут казачата

                  По степи широкой

                  Песня звонкая летит

                  Далеко, далёко.

                      Бежит река Кубанушка

                      Весёлая волна

                      И гроздьями калинушка

                      Кубанская сильна.

                  Выходите подышать

                  На степном просторе,

                  Встретить солнечный восход

                  На казачьей воле.

Казачка 4: Стоят вековые курганы,

                   Плывут облака на закат.

                   Обняв свою землю руками,

                   Под ними герои лежат.

                        И солнце на рисовых чеках,

                        О жизни поёт вышина…

                        Они полегли, чтоб навеки

                        Была на земле тишина.

                    Кубань, храни их сон,

                    Казачью боль, земную соль.

                    А хлеб растёт, а хлеб шумит,

                    Росою красною обмыт.

Ведущий 2: В 1860 г. была образована новая административная единица Российской империи – Кубанская область. Черноморские и линейные казаки на территории области образовали Кубанское казачье войско.

Казак 6: Я Кубанский казак с Терской кровью подмешанной

               И Кубанских степей я  просторы люблю.

               И горячих ветров запах терпкий, на травах замешанный

               Я всегда с упоеньем и с нежной любовью ловлю.

               Ты, бескрайняя степь, и твой край в горизонт упирается.

               Много крови казацкой впитала родная земля.

               И на этих местах лишь седая полынь разрастается,

               Да ковыль в тех местах, где кровавая битва прошла.

Казак 7: Ты широкая степь, для казаков могилою ставшая.

               И просторы твои покрывает седая полынь,

               Это горечь – трава, горе вдов, матерей всё впитавшая

               И всё горе отцов сединой покрывает ковыль

               Я Кубанский казак с Терской кровью подмешанной

               И земли этой краше я нигде не найду.

               Я живу на земле мне моими дедами завещанной,

               Здесь родился я, рос и в Кубанскую землю уйду.

Ведущая 1: Разнообразна и богата культура Кубани. Являясь потомками казаков, мы не должны забывать обычаи и традиции казачества.Поверья, обряды, традиции и обычаи чрезвычайно строго соблюдались в казачьих семьях и являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.

Ведущая 2: Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент традиционной народной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Ведущая 1:Ну-ка, хлопцы и девчата, скажите нам «шо цэ такэ»?

—  вечерять (ужинать)                        бачить (видеть)

—  шукать (искать)                         гарно (красиво)

—  цуцыня (щенок)                            кавун (арбуз)

        — качка (утка)                                  цыбуля (лук)

—  горище (чердак)                        пытать (спрашивать)

—  качур (селезень)                         снидать (завтракать)

—  тикать (убегать)                       город (огород)

—  драбына (лестница)             шкода ( баловаться, безобразничать)

                    —  рэготать ( хохотать, смеяться)     балакать (разговаривать)

—  рушник (полотенце)                          пивень (петух)

—   глэчек (глиняный кувшин)

Ведущий 2: Молодцы, наши гости справились с заданием и продемонстрировали неплохие знания в области кубанского говора.

Ведущая 1:На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, сватовство и многие другие. Одни обряды появлялись, другие исчезали, но оставались те, что наиболее полно отражали бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа от далёкой старины.

Ведущая 2:И сегодня, дорогие друзья, мы хотим вас познакомить с обрядом сватовства. И сейчас мы предлагаем перенестись в кубанскую станицу…

Сценка «Сватовство».

1:По старинному обычаю в сватовстве главную роль играли мужчины, со стороны жениха всегда приходил отец и родной дядька.

Когда сваты приходили в дом невесты, их встречали родители невесты, а сама невеста стояла в сторонке, чтоб её не заметили.

-Здравствуйте люди добрые, Захар Петрович и Марья Игнатьевна.

-Здоровеньки булы, зачем пожаловали?

-У вас товар, у нас купец, хотим дочь вашу посватать.

2:Хозяева приглашают гостей в хату. В сенях невеста омывает руки гостям, что символизирует чистоту помыслов и чистоту пожеланий. Вытирают руки рушником. Жениху, после омытия рук, невеста предлагает другой рушник, он вытирает руки одним концом, потом жених омывает руки невесте – она вытирает другим концом – этот жест означает, что жених готов признать её хозяйкой.

1:В гостиную входили сваты, а жених дожидался в сенях, пока его не позовут. Главное, что во время переговоров ни жених, ни невеста не должны говорить. Это разрешалось только после того, как сваты договорятся.

2:Гостей усаживали за стол и разговор начинали из далека:

— Як дела у вашей хате, як хозяйство?

-Складно в этом году урожай взашёл, дюже много кавунов, кабаков да гарбузов, квочка много курчат повыводила. А як вашем дому?

-Всё ладно и складно. Дров запасли дюже много на зиму, корова отелилась, забор новый сробыли, даст Бог здоровья, всё будет добре.

1:Оговорив все важные события, переходили к делу:

— Знамо, что в вашем дому голубица живёт и шо нужен ей голубок. А ну кА, хотим побачить вашу дивчину.

2:На просьбу сватов в хату вводят девушку, но это совершенно другая девушка. Жених машет головой, мол, не моя невеста. Тогда входит настоящая невеста, и жених довольный кивает  головой.

— Ну ка покажите вашу невесту- не крива ли, не коса ли, не хрома ли ваша дивчина?

— Наша Мила яко гарна  дивчина – и румяна, и бела,  ручки золотые, хозяюшка добрая, душа ласковая. А ваш жених чем хорош?

— Наш Микола молодец, добре  робыть, смелый вояка, заботливый, надёжный.

— Любо, любо.

-Ну шо, Микола, согласен ли взять в жёны Людмилу? – Согласен.

-А ты, Мила , согласна выйти замуж за Миколу? – Согласна.

1:После согласия молодые просят благословения у своих родителей                  ( становятся на колени около своих матерей)

(Невеста)-Благослови матушка!( мать) – Благословляю моё дитятко, будь счастлива, да хранит тебя Господь!

(Жених)- благослови матушка! (Мать) – Благословляю тебя мой сыночек, будь достойным мужем и мудрым отцом, да хранит тебя Господь!

2:Молодые, получив благословение, кланяются на три стороны- в сторону родителей жениха, родителей невесты и  на икону.

1:После этого невесте передают хлеб с солью на рушнике, она разрезает его на 4 части. Первую часть даёт родителям жениха – это означает, что невеста просит их принять её в свою семью, кланяется хлебом, что будет ухаживать и досматривать за ними в старости.

2:Вторая часть хлеба отдавалась родителям невесты – тем самым она просила благословения у своих родителей. Третий кусок получал  жених – этим жестом она просила взять её в жёны и жених должен к ней относится с уважением. Последний кусок невеста съедала сама.

1:Соль символизируют слёзы и все, макая хлеб в соль , тем самым клянутся разделить все горечи и трудности новой семьи.

2:Крошки, которые оставались после хлеба, стряхивали в кучку и отцы молодых должны их были съесть, тем самым давая обещание вместе решать семейные дела проблемы. Рушники все складывались и хранились за образами до следующего сватовства детей молодых.

1:В завершении молодые дарили друг другу подарки: жених дарил колечко, а невеста – вышитый платочек, где один край был без вышивки, что являлось символом чистоты невесты.

2:Сватовство считалось удачным, если всё происходило по тем правилам и канонам, предписанными старинными казачьими традициями.

Ведущий 1: Подходит к концу наше выступление и взашершение хотелось бы сказать

 — Казак — удалая, отважная неустрашимая голова. По первому зову бросает казак свои мирные занятия и собирается в поход, несётся на своём степном коне-скакуне и первым является на бранное поле.

-В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив; на ходу скоро ест, мало спит, всегда на чеку, постоянно готов бросится на врага…

-Но чем казак силён и крепок? Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конём. Сильней этой дружбы на всём свете ничего нет.

-Верная казачья жена — драгоценный друг в семье. Она содержит целый дом и скрашивает всю беспокойную казачью жизнь.

-Казак не любит молчать и серьёзничать, когда он в компании шутит и беседует, когда сам — песни поёт. Как среди птиц соловей — лучший певец, так среди людей казак — первый песенник.

Ведущая 2:Таковы  были казаки в старые годы, такими они остаются и по сей день. И можно с уверенностью сказать, что славному казачьему роду…

Вместе: Тай нэма пэрэводу!

I ведущий: Кубань – это целое
государство с пятимиллионным населением. Два
теплых моря омывают его границы: Черное и
Азовское. Здесь плодородные поля и уникальные
леса. Издавна говорили кубанские казаки о
щедрости своей земли-кормилицы: «Воткнешь в неё
дышло – вырастет дерево».
Кубань известна и курортами: Сочи, Анапа,
Геленджик, Адлер, Ейск, Горячий Ключ. И, конечно
же, Кубань – хлебное поле России, воспетое в
стихах.

I ведущий:

Что в жизни бывает красивей,
Чем юности цвет по весне
И спелое поле России
В казачьей моей стороне?

– Кубани, нашей замечательной Родине,
посвящается это мероприятие.

Звучит гимн «Ты, Кубань…», 1 куплет.

I ведущий: Казак, казачество, казачий
край…
Мы часто слышим эти слова. Что же означает слово
«казак»?
В переводе на русский язык слово «казак»
обозначает молодецудалец и равносильно
черкесскому – «джигит».

II ведущий: Есть предположение о том,
что название «казак» заимствованно русскими у
татар, которые называли казаками легкие
передовые отряды своих воинов. Русские казаки
стали исторически известными во 2-й половине XV
века. Они были на Украине. В XVIII веке они стали
селится на Кубани.
Мы должны гордиться, что мы – потомки тех славных
казаков, которые начали осваивать эти земли
более, чем 2 века назад.
200 с лишним лет назад здесь были пустынные земли,
лесостепи. Когда казаки получили охранную
грамоту на вечное пользование землей, они стали
облагораживать ее. Это был важный исторический
этап, сыгравший видную роль в судьбе южной
окраины России, факт, положивший начало
культурному освоению диких пустующих
прикубанских степей и плавней.

I ведущий: 25 августа 1792 года казачья
флотилия пристала к Таманскому полуострову.
Пушки и артиллерийские запасы были выгружены на
время в крепость тут же, в Тамани расположились
главные силы казаков. Так казаки начали свои
первые действия по заселению края.
Выходят 2 казака.

1-й казак:

Давай-ка припомним былое, казак,
Развеем над морем туманы.
Кто первый по-братски нам путь указал
На добрые земли Кубани.
Кто первый сказал:
«Тут нам жить начинать!
Казачье уменье приложим,
А ворог нагрянет –
Мы вынем опять
Каленые шашки из ножен».

2-й казак: «Остановимся здесь, в
Карасунском куте. Руби дуб, камыш! Добывай
хворост, глину! Строй хаты, рой землянки! Быть
здесь городу!

Там, где выгнула русло река, как подкову,
У глинистой кручи,
Свиток царский был предком раскручен
И прочитан под гул тростника:
– Здесь границу держать.
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать,
И растить казаков…
И поставлен был первый курень.
И кизяк задымил под котлом
И пропах сей торжественный день
Духовитой ухой – чебаком…
Так был город родной утвержден.

I ведущий: Край, был свободен, от какой
бы то ни было народности, с которой пришлось бы
вступить в борьбу или делить землю казакам. С
первых же шагов заселения Черноморья (Кубани)
начался постоянный приток беглых, который долго
не прекращался.
Земля Кубанская тогда была полупустынной,
малоосвоенной, необжитой местностью. На больших
расстояниях тянулись ровные степи, покрытые
густыми травами, терновником, ковылем. Только рев
зверей да разноголосое пение птиц нарушали
вековое спокойствие нетронутого края.

II ведущий: Казак – удалая, отважная,
неустрашимая голова. Казак – лихой, смелый,
неустрашимый всадник – это воин с головы до ног,
от рождения до смерти. По первому зову бросает
казак свои мирные дела, в два-три дня собирается в
поход, а на четвертый уже несется на своем
степном коне-скакуне и первым является на
бранное поле.
Но почему казак силен и крепок? Он крепок
своей вековой неизменной дружбой с конем,
сильней этой дружбы на всем свете дружбы нет.

Чтец (на фоне бандуры): Самым
главным добытчиком земель на Кубани по праву
считают войскового судью Антона Андреевича
Головатого, человека, вне сомнения
неординарного, выдающегося ума и
административного таланта. Головатый энергично
взялся за расширение и округление земель. Он
возглавил делегацию казаков для «поднесения
прошения Екатерине II об отводе земель
черноморским казакам на Тамани. Активно
занимался обустройством казаков-переселенцев на
Кубани. Заслуги Антона Головатого перед Родиной,
перед казачеством огромны! Иной раз поражаешься,
как много было дано природой этому человеку!
Войсковой судья Черноморского казачьего войска,
третий кошевой атаман. Автор стихотворений,
ставших популярными казачьими песнями

Чтец:

Я зарей украшу их дорогу
Звездами осыплю их ружницы
Из ручьев, звенящих по долине
Мужеству сложу святую славу.
У казаков дальняя дорога
У бандуры – песня вековая.
И мое встревоженное сердце
Ни каких не знает расстояний!

Заиграй на бандуре Антон Головатый
Чубатой дружины седой односум!
У волн Карасуна саманная хата
Давно не слыхала серебряных струн.
Сыграй атаман горячей-веселее
Ты доблестный кош на Кубань торопил
Еще не забыли о том Слободзея Тамань,
И Полтава, Темрюк и Копыл.

(Песня звучит сильнее и заканчивается).

Ведущий: В знойном мареве звенит над
щедрым полем звонкая песня жаворонка, радуя
сердце потомственного казака-хлебороба. И его
душа тоже поет, потому что на Кубани любят песню и
умеют петь её. Да и как же современному казаку не
знать величественный напев о своей цветущей
Кубани, о песенной доли, о хлеборобской судьбе…

Исполняется песня «Хлеба на лево…». Чтец
читает сказку «Тройная благодарность».

I ведущий:

Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают, и что-то убирают
И что-нибудь цветет!
Кубань земля такая:
От края и до края, две Дании войдет.
Омытая морями, окутана в леса,
Пшеничными полями глядится в небеса.

II ведущий:

И снежные вершины, как война седины,
Как мудрость старины,
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая и слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске священная земля,
И словно обелиски, застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая степная сторона
Гостей она встречает, и песни запевает
И душу открывает прозрачную до дна!
Казачка огневая, красива, молода,
Кубань – земля такая однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!

Исполняется танец цветов.

I ведущий:Столетиями летят над краем,
над кубанскими хуторами и станицами прекрасные
народные песни. Они как бессмертные души наших
славных пращуров, живут среди нас, напоминая, что
вечность – это память народная. В России трудно
найти более песенного края, чем Кубань. Почему?
Потому что здесь на южных рубежах великой
державы рядом с адыгейскими и татарскими
народами обрели свою новую Родину два славянских
народа: русский и украинский, для которых песня
всегда значила в жизни очень многое.

Исполняется песня «Провожала мать…».

II ведущий:Жизнь на кубанской земле
всегда была нелегкой. Беспощадные распри
перемалывали на своих жерновах миллионы
человеческих судеб. Но несмотря на все это, среди
людей постоянно жила, живет и будет жить песня –
удивительное духовное достояние народа. Она, как
волшебный сказочный колобок ведет человека по
векам и годам, красной нитью связывая, что мы
называем нашим земным путем. Словно две
полноводные реки, на кубанской земле русская и
украинская культура влились одна в другую, через
века явили миру культуру Кубани, кубанский
диалект и кубанскую народную песню.

Исполняется песня «Варенички».

Чтец:

Люблю тебя, мой солнечный простор,
Мое неповторимое сказанье:
Размашистые станы синих гор,
Степная даль желтеющей Кубани!
Под камышовой крышей вырос я,
Сменив пути, умерших поколений
И нет мне в этой жизни забытья
От дум твоих, от песен и волнений.

Я иду по широкой дороге
Предо мною сады и поля,
В небе месяц блестит круторогий
И листвой шелестят тополя.
Брал я Вену на синем Дунае,
Пол Европы победно прошел,
Но красивей Кубанского края
Я в чужой стороне не нашел.

Ведущий: Издавна на Кубани ценился
казачий юмор. Хоть жизнь казака была трудной, в
ней всегда находилось место для шуток и
прибауток.

Сценка: «Продает казак зерно!»

Ведущий: Продает казак зерно, за цену
держится, что цыганенок за юбку матери. Народ
вокруг кружит, не поймет, где собака зарыта. Может
пшеничка сама по себе слаще пряников.

– Ну скинь трошки – басит один.
– Н-не можно! – отвечает хозяин.
– Во жила!
– Хоть шо кажи, не сдамся. Бо жизнь грядэ сурова.
Озимы дуже плохо повсходылы, мышей — тьма, а
волкы пид сами ставни приходят выть, –отвечает
хозяин.
– Да ну?
– Що ну? Надо уважать хлиб прежний, бо нового будэ
мало. Жинка моя вон яка товста стала. Зря думаешь?
– А бабы тут причем?
– О-о-о – (хозяин взвел руки к небу)– Бабы –
цэ така людына. Як худо почуе и йистъ, йистъ, йистъ
прямо не остановышь.

Ведущий: Недаром говорят: «Помни! Мира
не узнаешь, не зная края своего».
Многими людьми гордится Кубанская земля. Это и
герои войны, и деятели искусства, литературы,
заслуженные артисты, абсолютные чемпионы и
мастера спорта.

Ведущий: Первыми о нашем крае, о
Кавказе рассказали великие русские писатели. Под
их благотворным влиянием развивалась кубанская
литература.
Пушкин, Лермонтов, Короленко, Маяковский,
Горький, Шолохов, Есенин, Грибоедов, Чехов –
любили наш край, восторгались его красотой. И
написали много произведений о Кубани.

Исполняется песня «Любо братцы, любо…»,
«Родная Земля».

Использованная литература.

  1. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920
    г. (Под редакцией профессора В.Н. Ратушняка.
    – Краснодар: Сов.Кубань, 1996. – 655с.:ил.)
  2. История Кубани XX век: Очерки. – Краснодар:
    Перспективы образования, 1998.–224с.
  3. Зовут меня Кубань: фотоальбом – Краснодар:
    Северный Кавказ, 1995г.
  4. Литература Кубани: Хрестоматия/ Сост. Ю.Т.
    Любимцев. – Краснодар: Перспективы образования,
    2000 – 192с.
  5. Бардадым В. Казачий курень: Стихи – Кубань
    – пресс, 1992. – 197с.
  6. Варавва И. Отцовская хата – Краснодар: Кн.
    издательство, 1989. – 221с.

Внеклассное мероприятие «Кубань — сторона казачья»

Овчаренко

Муниципальное образование город-курорт Геленджик

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 им.Н.И.Ходенко

Внеклассное мероприятие

 по теме: «Кубань – сторона казачья»

для учащихся 5 класса

Автор: Овчаренко Лариса Николаевна

преподаватель Кубановедения, ИЗО и технологии

МБОУ СОШ № 20 им.Н.И.Ходенко

Геленджик, 2019 г.

Цель мероприятия: ознакомление с историей и культурой казаков-кубанцев

Задачи:

воспитание интереса к Кубановедению как науки;

стремление изучать культуру родного края;

воспитывать чувство любви и уважения к истории и культуре своей малой Родины, чувство прекрасного.

развитие речи;

развитие актерского мастерства;

развивать творческие способности учеников.

Оборудование: микшер, колонки, микрофон

                             костюмы

                             домашняя утварь

                             материал для «строительства» дома

Форма проведения: концерт-выступление, приглашенные параллельный класс и родители

Ведущий 1 и ведущий 2 – ученики 5 класса

Ход мероприятия

Учитель.

      Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители!

       Мы рады видеть вас на внеклассном мероприятии «Кубань – сторона казачья», и сегодня мы расскажем и покажем, что мы знаем о нашей малой Родине, о людях, живущих рядом с нами, о красивых традициях и обрядах, которые сохранились с давних времен.

Фоном звучит минус песни «С чего начинается Родина»

Ведущий 1.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

Ведущий 2.

       Родина… такое великое и такое родное слово. Родина – это наша страна Россия. И вместе с этим словом есть такое понятие как малая Родина – это место, где мы родились, выросли, где навсегда останется кусочек нашего сердца, куда бы нас не закинула судьба. Пока мы еще маленькие, живем с мамами и папами, ходим в школу. Но через несколько лет мы вырастим, уедим учиться, и, может быть, после учебы останемся жить в других городах.

Учитель

       И, приезжая в родное село, слушая весенний звонкий птичий разговор, купаясь в речке, и проходя до боли знакомым улицами, вы всегда будете ощущать в груди щемящее чувство любви к родным местам, потому что здесь все – ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

       Сегодня вы уже с полным правом можете сказать: «Я – маленький гражданин России», и с не меньшей гордостью «Я – уроженец Кубани», потому что села Пшада,  Береговое, Михайловский Перевал, город Геленджик и многие другие населенные пункты входят в состав Краснодарского края.  Краснодарский край часто называют Кубанью по названию его главной реки, которая пересекает его территорию, образуя плодородные черноземные поля и кубанские степи.

Стихотворение «Кубань красивый, теплый край»,

исполняет Торос Екатерина

Автор Людмила Лутаева

Кубань красивый, тёплый край

Кубань красивый, тёплый край,

Природой — живописный Рай,

Леса и горы, и моря,

Всё это Родина моя!…

Куда не кинешь светлый взгляд,

Увидишь праздничный наряд:

Зимою — в инее земля,

Весною — в зелени поля!

А летом разодетый лес,

Блеск солнца в синеве небес

И веер нежных облачков

На перепутье всех ветров —

Восточный влажный, знойный с юга,

И мчится северный по кругу

На побережье двух морей,

На пляж торопится скорей!

В раскрасках осень жёлто-красных,

Не прячет в дымке лучей ясных,

Разгонит поутру туман

Седого инея обман.

Деревья листьями шурша

Убранства сбросить, не спешат,

Продлится Бабье лето долго…

Деньки ненастные немного

Продержатся, прольют дождём

И край в сиянье золотом

Воспрянет солнечной погодой,

Великолепною природой!

Зимою редкие морозы

На стёклах нарисуют розы.

Снежок подолгу не лежит,

Злой вьюжный ветер не спешит

Кубанский край запорошить,

Всё небо тучками закрыть.

Морозец, солнце, дождь, да снег —

Но гололёд не даст пробег,

Машинам по дорогам мчатся,

Работа служб должна начаться.

Песком присыплют весь ледок,

Опасный для людей каток…

Очистят быстро тротуары

И можно выйти людям старым

В денёк морозный прогуляться,

А детям в парке покататься!

Ведущий 1
        Столица Краснодарского края – город Краснодар.

        Краснодар был основан в 1793 году казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань из Запорожской  Сечи. Слово казак означает вольный человек. Свободные люди, которые селились на окраине России: вдоль берегов Дона, Днепра, Кубани, образовывали казацкие поселения – станицы. В то время не было постоянных пограничных войск. Чтобы предупредить нападение врагов, далеко в степь высылались сторожевые дозоры – конные казацкие отряды, вооруженные саблями и пиками.

Ведущий 2

       Получается, что казаки – это первые пограничники российского государства. Все взрослые мужчины обязаны были нести военную службу. Постепенно образовывались казачьи войска. На  Дону – донское войско, на Днепре – запорожское, на Кубани – кубанское. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия. И в благодарность за усердную службу Екатерина Великая  подарила казакам кубанские земли, которые необходимо было обживать.

 Песня  «Шел казак»,  исполняет Кузина Полина

Шел казак на побывку домой,
Шел он лесом дорогой прямой,
Обломилась доска, подвела казака —
Искупался в воде ледяной.

Он взошел на крутой бережок
И костер над рекою зажег.
Мимо девушка шла и к нему подошла:
«Что случилось с тобою, дружок?»
Мимо девушка шла и к нему подошла:
«Что случилось с тобою, дружок?»

Отвечал ей казак молодой:
«Я осетра ловил под водой.
Буйна речка быстра, не поймал осетра,
Зачерпнул я воды сапогом.
Буйна речка быстра, не поймал осетра,
Зачерпнул я воды сапогом».

Говорила девчина ему:
«Не коптись ты, казак, на дыму.
Уходить не спеши, сапоги просуши,
Разведем мы костер на дому».

Был казак тот еще молодой,
Да, к тому же, совсем холостой.
Ой, дощечка, доска подвела казака,
Не дошел он до дому весной.
Ой, дощечка, доска подвела казака,
Не дошел он до дому весной.

Ведущий 1

      Для поселения казаки выбрали место в изгибе реки, с трех сторон окруженное бурными водами, и образовали поселение. Первое время главный город черноморских казаков не имел своего имени, и в официальных бумагах это место называлось «лагерем при Кубани», и лишь в октябре 1793 года в документах появилось имя – Екатеринодар. Ведь раньше Краснодар назывался Екатеринодар — Екатеринын дар.

Ведущий 2

       Это была настоящая военная крепость. Казаки насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Учитетель

       Внутри крепости казаки построили КУРЕНИ из камыша, бревен и глины. Курень – это казарма для холостых казаков, а так же селение. Строительство жилого дома —  белой хатки с камышовой крышей — происходило вручную, дом строили, так сказать «голыми руками». Сначала по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи»  и «подсошки», которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали всех соседей и родственников для первой мазки, которую называли «под кулаки», потому что глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», это когда глину, смешанную с резаной соломой вминали и разглаживали пальцами. Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли навоз, смешанный с нарезанной соломой. И, наконец, была еще четвертая мазка — «вихтем», когда на стены аккуратным тонким слоем наносили глину и, так сказать, «размывали» стены, после чего они становились гладкими и ровными. После этого делали побелку белой глиной. Поэтому страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой. Некоторые из вас, ребята, наверное, вспомнили, что ваши бабушки стараются побелить комнаты или сам дом обязательно до Пасхи? Вспомнили? Вот этот обычай остался нам от первых переселенцев – казаков. Дальше сооружали крышу. Для четырехскатной крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия.

       В хате обязательно должны были стоять иконы в красивых, массивных рамках, вокруг них – лампадки и рушники, это — святой угол. Рядом – обеденный стол, глиняные чашки и кринки. Русская печь, в которой дымится наваристый кубанский борщ.

Во время рассказа ведущего дети «строят» хату, используя заранее подготовленный материал, ставят иконы, лавки с утварью

       Некоторые из обычаев, связанных с народными праздниками, сохранились, и многие из вас их с удовольствием делают. Как вы думаете, ребята, какие это обычаи, вспоминайте? (ответы детей).

       Конечно же, щедрование и колядование. В новогодний вечер и под Рождество ребятишки и даже взрослые отправлялись по станице щедровать и колядовать.  Щедровать – от слова щедрость. Ряженные ходили от хаты к хате, желая хозяевам счастливого Нового года, богатства, урожая, припевая при этом щедровки и колядки:

Коляд, коляд, коляда,
А дай, дядька, пятака.

Не досыплешь до рубля –

Возьму быка за рога,
А кобылку за чубрику,
Ай, поведу со дворику.

Хозяева должны вынести пирожки, вареники с творогом или с картошкой и щедро угостить колядовщиков.

Сценка «Колядование»

«Ряженые» проходят между партами, «щедруют» родителям, а родители должны колядовщиков щедро одарить

       Красивой и шумной была казачья свадьба. Большинство свадеб справляли осенью, после окончания жатвы. Казак сам старался отыскать себе невесту – ровню по социальному и материальному положению. Но до революции без воли родителей женились редко, то есть обязательно спрашивали разрешение родителей, и если они разрешали, то молодые женились, если не разрешали – то и свадьбы не было. Перед сватовством спрашивали материальный достаток и репутацию семьи невесты, возрастом и ее трудолюбием. Юношу старались женить до военной службы, в возрасте 18-19 лет, девушек выдавали замуж в 17 – 18 лет. Жених искал «старосту» поязыкатее и побойчее, и они вечером шли к дому невесты, чтобы их мало кто видел — чтоб не сглазили. Говорили о своих намерениях, и если родители невесты были не против свадьбы, девушка разрезала принесенный сватами каравай хлеба, как бы отрезая себя от своей родной семьи – ведь скоро она должна была перейти жить в семью жениха. Самыми насыщенными перед свадьбой были последние три-четыре дня. Веками было установлено время совершения того или иного обряда: в среду-четверг пекли свадебные хлебы, в пятницу невеста со старшей дружкой шла приглашать гостей на свадьбу, в субботу устраивалась «вэчэрынка». День свадьбы начинался, едва занималась заря. Сидя возле окна, девушка причитала, оплакивая свою девичью жизнь. Дружки начинали готовить невесту к приезду жениха, заплетали косу, покрывали волосы фатой. После венчания вся свадьба направлялась к дому жениха, где гостей ждали накрытые столы. Заслышав издалека звон бубенцов, мать и отец жениха с хлебом-солью и иконой выходили на порог (сегодня на свадьбах жениха и невесту тоже часто встречают хлебом-солью). Благословив их, отец с матерью приглашали гостей за стол.

Во время рассказа ведущего дети показывают театрализованное представление «Свадьба»  в костюмах

Выходят мальчик и девочка, одетые в казачьи костюмы. Девочка рассказывает о мужском костюме, мальчик о женском

       Казаки одевались в темно-синие черкески с 16 напатронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой шапкой с красным верхом. Форменная одежда, конь, оружие были составными частями казачьей «Справы», то есть воинского снаряжения, приобретавшегося за свой счет. Казака «справляли», то есть одевали задолго до того, как он шел служить. Казачью форму одевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить ее и в обычные дни, когда все стальные ограничивались шароварами и рубахой.

      Основой женского костюма являлась сорочка и юбка различных покроев. Ткани и отделка женской одежды были очень разнообразны. Волосы женщины заплетали в косы и укладывали их на затылке в пучок. Пучок тщательно закрывали шлычкой – маленькой шапочкой.  «У хорошей свекрухи сноха без шлычки на двор не выйдет», — говорили на Кубани. Незамужние девушки летом ходили с непокрытой головой, вплетая в косу разнообразные ленты. На ноги казачки обували чувячки, черевички или сафьяновые сапожки – в зависимости от достатка.

Выходят два взрослых казака, дети в пояс кланяются,

мальчик продолжает рассказ:

      — У казаков, особенно у кубанских, уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Младший по возрасту обязан был проявлять сдержанность и готовность оказать помощь старшему. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить. Нельзя было перебивать его, и тем более непристойно выражаться. При входе куда-либо старшему всегда уступали дорогу. Слово старшего являлось для младшего законом. Хранителями обычаев выступали старики. Без разрешения стариков не садился даже «атаман» — самый главный казак. На праздники, проходившие в Екатеринодаре, обязательно приглашали смышленых мальчиков от всех казачьих поселений края, чтобы эти события дети запомнили. Мальчики вырастали в мужчин и передавали все увиденное в жизни своим детям. Так и ковалась живая цепочка казачьей истории и культуры – народа, заселившего эти благодатные земли.

Весь класс хором исполняет песню «Моя Кубань»

В небе радуга искрится, серебром лучей блестит.
И крылатой, белой птицей наша песня в даль летит.
Эти ласковые горы, эти реки и поля,
И безбрежные просторы. Это все Кубань моя.

Припев 2 раза.:
А над нами облака плывут крылатые.
В небе солнце улыбнулось конопатое.
И под солнечным дождем
О тебе мой край поем.
О тебе моя Кубань — отчий дом.

Пусть звучит многоголосый и веселый хоровод.
Рыжий, черный и белесый. О тебе Кубань поет.
В небеса взлетает песня если верный друг со мной.
Мы с тобой на веки вместе. Наш любимый край родной.

Припев 2 раза.

Вставка:
Наша дружба на века.
И в твоей руке рука.
Так звучи же веселей.
Эта песенка друзей.

Припев 2 раза

Учитель

       Большое спасибо, уважаемые дети и родители, что вы пришли на наш концерт-выступление. Большое спасибо нашим артистам за замечательное выступление!

Литература:

1.     Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. – Т. 1 — 2. – Краснодар, 1992.

2.     Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008

3. Родная Кубань: Книга для чтения / Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008 

4. Трёхбратов Б. А. История Кубани: Учебник для 8 класса. 2015. С.32-35.

5. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. Под ред. проф. В. Н. Ратушняка. Краснодар: Перспективы образования, 2003. С. 13-14

6. Н.В.Корнакова «Край наш Кубанский». Учебное пособие, Ростов-на-Дону «Баро-пресс», 2013 год.

Фоном звучат кубанские народные песни. В актовом зале школы, силами учащихся, представлена выставка детских рисунков «Я родился и вырос на Кубани», приготовлен стол кубанских блюд и лакомств.

Сцена оформлена в традициях казачьего куреня. На заднем плане рисунок с изображением солнца, цветов и названия праздника «Хорошей, Кубань, родная!». Перед началом праздника звучат позывные кубанского казачьего гимна «Ты Кубань, ты наша Родина».

Дикторский текст на фоне песни:

Как над славной над Кубанью

Солнышко вставало,

Светом тёплым,

Светом ясным

Землю озаряло.

Чтоб цвела Кубань родная,

Чтобы хорошела.

Чтобы земляки-кубанцы

Жизнь вели умело.

Хорошей, Кубань, родная,

Стань ещё богаче,

Будь жемчужиной России,

Будь, а не иначе.

Любим землю мы родную,

За неё радеем.

Сделать край наш ещё лучше

Мы с тобой сумеем!

Звучит фонограмма кубанского казачьего гимна «Ты Кубань, ты наша Родина». На сцену выходят ведущие праздника в традиционных кубанских костюмах. На фоне слов ведущих звучит фонограмма песни «Роспрягайте, хлопцы, коней».

1-ая: Эй, станишники, собирайтесь до круга! Праздник сегодня у нас…

Вместе: Кубань – казачий край!!!

2-ая: Собрались мы сегодня на свой казачий круг, шоб друг друга побачить, про свое життя-буття посудачить!

1-ая: На казачьи обряды подывится, да писни поспиваты!

2-ая: Душу повэсэлыты, та гарна танцуваты!

1-ая: Да, жизнь у нас с вами лихая, доля вихревая, но забывать обряды и традиции наших кубанских казаков нам нельзя, ведь многие из нас родились и выросли на Кубани.

Выступление директора школы.

Далее звучит фонограмма колокольного перезвона, плавно переходящая в цокот лошадиных копыт и ржание коня. Постепенно цоканье микшируется и на сцену выходит посыльный со свитком в руках. Читает.

Посыльный: Черноморскому казачьему войску от государевой царицы Екатерины: « Жалую бывшим запорожским казакам в вечные владения остров Фанагорию со всей землёй, лежащей по правой стороне реки Кубани до реки Лобы. И на реки сей от Чёрного моря вдоль Азовской со всеми прилегающими к ней территориями, для лучшего порядка и благоустройства черноморского войска, будет подчинено Таврическому губернатору, через которого будут направляться все правительственные указания, предложения о нарядах по службе Отечеству России.

30 июля 1792 года

Посыльный кланяется и передаёт свиток ведущим.

1-ая: Вот так кубанцы получили свои огромные богатые земли и стали строить свой новый большой центральный город Екатеринодар.

Фонограмма песни «Распрягайте хлопцы коней» начинает звучать громче, затем слегка микшируется.

1-ая: Родина, Россия, Кубань – эти слова неотделимы друг от друга. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории родного края.

2-ая: Каждый из вас любит свой дом, свою улицу, наш город. Слагая воедино, эти любимые места составляют Краснодарский край, который, в свою очередь,- часть нашей большой страны.

Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – это наша малая родина.

1-ая: А край наш уникальный – ибо нет у нас в России уголка, где бы так близко соседствовали пейзажи различных климатических зон со всем богатством растительного и животного мира.

Кубань – край несметных богатств и неисчерпаемых возможностей. В недрах его содержится более 50 видов полезных ископаемых.

2-ая: А Краснодарский край называют житницей России, потому что на плодородном черноземе здесь выращивается прекрасная пшеница…

Это здравница страны: так много курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей! И сразу появляется гордость от слов телевизионной рекламы: «Если есть на земле рай, то это — Краснодарский край»!

номер худ.самодеятельности

1-ая: Разнообразна и богата культура Кубани. Являясь потомками казаков, мы не должны забывать обычаи и традиции казачества.

2-ая: Поверья, обряды, традиции и обычаи чрезвычайно строго соблюдались в казачьих семьях и являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.

1-ая: На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, сватовство и многие другие. Одни обряды появлялись, другие исчезали, но оставались те, что наиболее полно отражали бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа от далёкой старины.

2-ая: И сегодня, дорогие друзья, с некоторыми из них мы хотим вас познакомить.

1-ая: Смотри, а ось и первые гости идут на наше подворье.

2-ая: Так це ж молодые казаки и казачки хотят показать нам обряд сватовства.

Вместе: Милости просим! Здоровья желаем нашим гостям!

Учащиеся показывают обряд — «СВАТОВСТВО»

2-ая: Прежде, чем продолжить наш праздник, давайте посмотрим как наши гости, да хлопцы и с девчатами знают кубанский говор.

1-ая: Устная разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент традиционной народной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов – русского и украинского, плюс, заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

2-ая: Ну-ка, гости дорогие, скажите нам «шо цэ такэ»?

— вечерять ( ужинать) — бачить (видеть)

— злякаца (испугаться) — гай (лес,роща)

— шукать (искать) — гарно (красиво)

— цуцыня (щенок) — дружина (жена)

— цибарка (большое ведро) — кавун (арбуз)

— оберемок (охапка) — качка (утка)

— пытать (спрашивать)

— качур (селезень) — шануваты (уважать)

— тикать (убегать) — город (огород)

— драбына (лестница) — вродливо (красиво)

— шкода ( баловаться, безобразничать) — рэготать ( хохотать, смеяться) — отчинять (открывать)

— сонетка ( большая плетёная корзина) — кулеш (пшенная каша, суп)

— балакать (разговаривать)

— ворох (враг)

— пивень (петух)

— пэрэрэск (дубовая бочка, в которой купались)

— глэчек (глиняный кувшин)

1-ая: А сейчас, гости дорогие, вы увидите частичку свадебного обряда – «Выкуп невесты»

2-ая: Приглашаем казаков и казачек из … класса! Покажите своё казачье искусство на радость людям, что собрались сегодня на наш праздник!

Учащиеся показывают обряд «ВЫКУП НЕВЕСТЫ» (см. приложение)

1-ая: Есть у нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды –

От души они, от доброты.

2-ая: Гость войди! Традиций не нарушим!

Вместе спляшем, вместе и споём.

Всем известно, что кубанское радушье…

Вместе:…Хлебосольство и открытый дом!!!

После выступления фоном звучит фонограмма песни

На сцену выходят ведущие и все участники фольклорно-этнографического концерта.

1-ая: Подошёл к концу наш замечательный кубанский праздник…

2-ая: И, если сегодня, в этом зале, состоялось единение ваших душ, значит, живы казацкие корни и традиции!

1-ая: И нам остаётся только пожелать:

Так будьте ж здоровы,

Живите богато!

И, чтоб вам беды не видать никакой!

2-ая: Вишням цвести!

Казачатам рождаться!

Роду казачьему быть!..

И казакам за Россию сражаться!

Верою ей послужить!

Вместе: Всего вам доброго!!!

Фонограмма песни становится громче, участники покидают сцену.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заседание совета отцов сценарий
  • Заседание любительского объединения сценарий
  • Засветы девушек на праздниках
  • Засвет на празднике
  • Засверкай огнями елка нас на праздник позови сценарий