Затык армянский праздник

Пасха в 2023 году у армян: какого числа. Когда в ближайшие годы будет армянская Пасха: даты на 2019-2025. Традиции Пасхи у армян.

Отвечая на вопрос, какого числа в этом году будет армянская Пасха (Затик), нужно, казалось бы, сказать: как и у православных. Это логично — ведь почти все армяне – православные.

Однако Армянская апостольская церковь (ААЦ) использует в основном Григорианский, а не Юлианский календарь. То есть она живет в том же церковном ритме, что и католики. Поэтому армянская Пасха в 2023 году будет 9 апреля (для сравнения: у православных 16 апреля).

Армянская Пасха (Затик): празднование

Даты празднования армянской Пасхи на ближайшие годы

год дата празднования
2019 21 апреля
2020 12 апреля
2021 4 апреля
2022 17 апреля
2023 9 апреля
2024 31 марта
2025 20 апреля

Действительно – по разным данным от 90% до 95% жителей Армении признают себя приверженцами православной церкви. Но главное христианское торжество – праздник Светлой Пасхи – они празднуют в тот же день, что и католики. На первый взгляд здесь есть противоречие, но если немного углубиться в историю, все становится на свои места.

Мало кто знает, что Армения приняла христианство как государственную религию еще в далеком 301 году нашей эры. В тот же момент народ перешел на новую систему летоисчисления: вместо местного календаря (его еще называли жреческий неподвижный календарь) повсеместно стал применяться Юлианский, названный в честь легендарного Гая Юлия Цезаря.

Более тысячи лет страна (да и вообще вся христианская цивилизация) и жила по этому календарю. Его суть в том, что за год принимается временной отрезок из 365 дней и 6 часов. Соответственно за каждые 4 года набегают «лишние» 6*4 = 24 часа, поэтому периодически в календаре появляется 29 февраля.

Однако в 16 веке во времена правления Папы Римского Григория XIII уже было известно, что на самом деле «лишняя» разница за каждый год составляет не 6 часов, а немного меньше – 5 часов 48 минут и 46 секунд. Получилось так, что человечество «убежало» за все эти годы на целых 10 дней вперед.

Эту досадную неточность решили устранить, поэтому страны с католической церковью и решили перейти на новый календарь, который не мудрствуя лукаво назвали Григорианским. Православие же отказалось принять эту реформу и по сей день продолжает пользоваться старым стилем, т.е. Юлианским календарем.

Впрочем, Армянская апостольская церковь также пользовалась им вплоть до 1924 года. Однако под конец уже далекого 1923 года, а именно – 6 ноября – армянский священник, Католикос Всех армян Геворг V, решил также присоединиться к григорианскому летоисчислению, о чем издал соответствующее повеление.

Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян Геворг V

Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос всех армян Геворг V. Фото 1920-х гг.

Таким образом, уже без малого сто лет армянский народ отмечает Затик именно вместе с католиками. Поэтому на вопрос о том, какого числа армянская Пасха в 2023 году, можно ответить определенно: это 9 апреля.

Правда, иногда бывает и так, что католическое и православное торжество совпадают – например, в 2025, 2028 и других годах (см. таблицу).

год совпадения Пасхи дата празднования
2025 20 апреля
2028 16 апреля
2031 13 апреля
2034 9 апреля
2037 5 апреля
2038 25 апреля
2041 21 апреля
2045 9 апреля
2048 5 апреля

При этом сам принцип расчета даты празднования единый и очень простой – это первое воскресенье, которое наступает после весеннего полнолуния. Здесь нужно сделать пояснение.

Дело в том, что астрономическая весна наступает не 1 марта (как календарная), а всегда 20 марта. Это весеннее равноденствие – долгота дня и ночи в эти сутки одинаковы: по 12 часов.

Затем христиане определяют первое полнолуние и в ближайшее воскресенье отмечают саму Пасху. Но поскольку Юлианский и Григорианский календари «живут» с разницей в 13 дней, дата торжества тоже часто меняется, хотя и иногда православная и католическая Пасха совпадает.

Традиции и значение армянской Пасхи

Интересно отметить, что в буквальном переводе слово «Затик» означает «освобождение от пыток». Действительно – Пасха представляет собой главное христианское торжество, когда верующие отмечают воскресение Спасителя. Его смерть стала той самой искупительной жертвой для всего человечества, благодаря которой люди могут рассчитывать на милосердие и прощение всех своих грехов.

Армяне понимают значение этого торжества точно так же, как и вся христианская цивилизация. Однако у них есть и свои собственные традиции встречи праздника. Вот почему вопрос о праздновании этого светлого дня интересен не менее, чем вопрос о том, когда будет армянская Пасха в 2023 или любом другом году.

Собственно отличий немного, но они, конечно есть:

  • Прежде всего, армяне, приветствуя друг друга в этот день, говорят: «Христос аряв и мерелоц!», что означает: «Христос воскрес из мертвых». На это приветствие принято отвечать: «Орняле арутюн Христоси», что означает: «Благословенно Воскресение Христово».
  • В праздничный день повсеместно проходят богослужения армянских церквей. Начинаются они еще ночью и заканчиваются ранним утром.
  • А днем армяне собираются за столом, на который ставят традиционные весенние блюда с большим количеством разнообразной зелени, а еще плов с изюмом, отварную рыбу и яйца. Красят их в основном в красный цвет, что символизирует кровь Христову. Куличи также могут присутствовать, однако они распространены не настолько широко.

Когда будет армянская Пасха в 2023 году?

Когда будет армянская Пасха в 2023 году?

Когда будет армянская Пасха в 2023 году?

  • Конечно, к столу подается и праздничное вино. Причем это единственный алкогольный напиток, который позволительно выпить в такой праздник. Оно может быть только красным, что, возможно, тоже связано с символом крови Христа. А еще виноградная лоза является символом христиан – это как крепкая, дружная семья братьев и сестер, которые радуются вместе великому дню.

Как только все домашние соберутся вместе, начинаются настоящие «яичные бои». Это добрая армянская традиция сродни нашей. Один человек держит яйцо в руке, а другой бьет его так сильно, как только сможет. Чье яйцо выдержит удар, тот победитель – ему и отдают разбитое. Хотя, конечно, проигравших не бывает, ведь в таком соревновании легко и «отыграться».

Когда будет армянская Пасха в 2023 году?

Очищенные яйца кладут в брутч – это такой армянский бутерброд на лаваше. На лепешку добавляют раскрошенное яйцо (его разделяют руками, без ножа) и веточку тархуна – благо, в это время ее уже можно достать в огороде. Вся эта красота заворачивается в рулетик и дружно съедается за считанные секунды.

Армянская Пасха: праздничная еда

Конечно, заворачивать можно и другие ингредиенты – например, ту же рыбу. Но традиционный рецепт предполагает использование только яйца и тархуна.

Что касается выпечки, то армяне в основном предпочитают выпекать не куличи, а гату. Это сладкое кондитерское изделие, во многом напоминающее вкусную булочку. Правда, по традиционному рецепту гата выпекается без дрожжей, но это, как говорится, уже дело вкуса.

Когда будет армянская Пасха в 2023 году?

Вот так отмечают Пасху армяне – дружно, вкусно и со своим национальным колоритом. Разные страны – разные традиции. Но суть торжества едина: Спаситель воскрес и освободил человека от его греха. Поэтому когда бы ни отмечалась Пасха, она все равно остается понятной практически каждому человеку.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 9 апреля

Сегодня в Армении отмечается светлый праздник Пасхи. Армянское слово «Затик» (Пасха), происходит, вероятно, от слова «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане говорят: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!».

Армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» — «Благословенно Воскресение Христово!».

Идея воскресения является основополагающей в христианстве. Ее смысл в переходе от смерти к новой жизни, от земли к небу. В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа.

С 4 века акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий.

Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней, по завершении Великого поста. Восточные христиане, следуя иудео-христианской традиции, праздновали ее по иудейскому лунному календарю — 14 нисана. В Риме Пасха праздновалась в первое воскресенье после первого новолуния по весеннему равноденствию.

В связи с тем, что день Пасхи связан с лунным календарем, она является подвижным праздником, и дата ее празднования с каждым годом может давать расхождение. Вопрос был решен на I Вселенском соборе, постановившем, что Пасху «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия».

В воскресенье, 12 апреля, армяне отметят Затик — Пасху. В этом году главный церковный праздник всех христиан мира в Армянской апостольской церкви совпадает с Пасхой католиков.

taynaya-vecherya.jpg

Затик — это «по-нашему»

В воскресенье — армянская Пасха (Затик), праздник избавления от грехов и возвращения к Богу [именно так переводится это слово с армянского. — Прим. ред.]. 

В пасхальный Сочельник, в субботу вечером, верующие идут на необычную службу, которая называется ритуалом зажжения свечей — Чрагалуйс. А сегодня, в пятницу, христиане скорбят вместе с распятым на Голгофе Христом — это самый страшный день Великого Поста. Однако пост, который соблюдали верующие, закончится в воскресенье разговлением. Уже сейчас хозяйки готовятся заранее, тщательно продумывая все детали пасхальной трапезы. Продукты закуплены ещё на страстной неделе, а в последние дни — четверг и пятницу — на кухнях армянских женщин царит предпраздничная суета.

Традиционные армянские пасхальные блюда символичны и несут в себе глубокий смысл страстей и Воскресения Христова. Таковы, например, рыба, выпечка и вино — знаки Тайной вечери — трапезы, которую совершил Христос в четверг, незадолго до Распятия со своими двенадцатью учениками. Именно на Тайной вечере, как нам об этом сообщают все четыре Евангелия и Первое Послание апостола Павла к Коринфянам, Христос установил таинство Евхаристии и преподал заповеди о смирении и христианской любви, а также совершил пророчество о предательстве одного из учеников и предсказал судьбы мира и будущей христианской церкви.

Пасхальный стол в Армении. Фото: armadventure.ru

Пасхальный стол в Армении. Фото: armadventure.ru

Тайная вечеря: символы

В память о преломленных на Тайной вечере хлебах и благословенном вине — крови и плоти Христа — на пасхальном столе всегда есть рыба, хлеб и вино. Рыба еще со времен первохристиан II–III веков нашей эры считается символом Христа. Рисуя знак рыбы и называя его «Ихтис», что переводится с греческого «Иисус Христос Сын Божий и Спаситель», христиане узнавали друг друга. А хлеб и вино — это символические кровь и плоть, используемые в таинствах Евхаристии. Евангельские слова Христа «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» произносятся священником на литургии во время чтения Евхаристического канона.

Фра Ангелико. «Тайная вечеря». Источник: yandex.ru

Фра Ангелико. «Тайная вечеря». Источник: yandex.ru

Сладкий хлеб и терпкое вино, а по центру — рыба

Армянские хозяйки, в отличие от православных, не выпекают куличи. На столе армянок иного свойства пасхальный хлеб, но тоже сладкий. Это гата — излюбленная национальная выпечка. Готовится пасхальная гата из дрожжевого теста и имеет, как известно, несколько региональных разновидностей, отличающихся пропорциями компонентов, характером теста и начинкой.

Рыба в этот день на столах будет отварной, а вино хозяева пригубят из глиняной чаши. Ну и не стоит забывать о крашеных яйцах, которые по традиции варятся хозяйками в луковой шелухе до придания им густого терракотового оттенка — этот цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа. Очищение же скорлупы крашенного яйца означает очищение от грехов мира, подобно тому, как Спаситель искупил падшее человечество Своими страданиями и кровью.

Пасхальный Сочельник в Армении. Источник: infobox.ru

Пасхальный Сочельник в Армении. Источник: infobox.ru

Церковные службы

Утром в воскресенье во всех храма ААЦ состоится праздничное богослужение Пасхальной Заутрени, священниками будет совершён обряд освящения четырех сторон света (Андастан). Отслужат Св. Литургию.

Приветствуя друг друга в Пасху, последователи Армянской апостольской церкви скажут друг другу: «Христос арьяв и мерелоц» («Христос воскрес из мертвых»), — и ответят: «Орняле арутюне Христоси» («Благословенно Воскресение Христа»).

В оформлении использована работа Эль Греко «Тайная вечеря». Обложка: yandex.ru

Пасхальная гата, рыба и вино — память армян о Тайной вечере

Иногда можно услышать вопрос: «Какого числа армянская Пасха в этом году?» Если не знать всех нюансов, можно удивиться. Ведь армяне — тоже православные, какие тут могут быть сомнения. Но выясняется, что различия между датами в наступлении Армянской и православной Пасхи все же есть.

  1. Юлианский и Григорианский календари
  2. Великий пост в Армении
  3. Пасха (Затик)

Армянская апостольская церковь использует григорианский календарь в отличие от православной церкви, придерживающейся Юлианского календаря. Поэтому Пасху армяне отмечают 17 апреля в этом 2022-ом году, как католики. У православных она в этом году наступит 24 числа.

Содержание

  1. Юлианский и Григорианский календари
  2. Великий пост в Армении
  3. Пасха (Затик)

Юлианский и Григорианский календари

Для того, чтобы выяснить, почему считающими себя православными армяне отмечают Пасху в тот же день, что и католики, надо немного углубиться в историю.

Путаница произошла из-за неточностей Юлианского календаря.

Армяне приняли христианство в 301 году нашей эры и сразу же перешли с местного на юлианский календарь, названный в честь Гая Юлия Цезаря.

Более тысячи лет Армения вместе со всей цивилизацией жили по этому календарю, который принимает за год 365 дней и 6 часов. В итоге, за каждые четыре года рождался лишний день, который выливается в 29 февраля.

Затик

Яндекс картинки

В 16 веке во времена правления Папы Римского Григория XIII люди уже поняли, что разница за год составляет не 6 часов, а 5 часов 48 минут и 46 секунд.

Католические страны назвали новый календарь «григорианским» и плавно перешли на новый ритм. А православная церковь осталась верна юлианскому летоисчеслению.

Армения долго придерживалась юлианства и лишь в 1923 году перешла на григорианские правила.

Великий пост в Армении

Армянский пост начинается 27 февраля. Его считают самым строгим во всей православной братии. Пост верующих Армянской апостолькой церкви длится 48 дней. Основной его целью является подготовка к очищению душ и тел людей перед светлым праздником Пасхи.

Армянский пост включает в себя не только ограничения в еде, но и милосердные дела и молитвы.

Все 48 дней соблюдающие пост должны питаться лишь продуктами растительного происхождения. На рыбу вино, мясные блюда, молочные блюда, выпечку, конфеты и сигареты наложено табу.

Затик

Яндекс картинки

Однако изобильная армянская кухня нашла выход из этой ситуации и рацион питания армян в эти дни нельзя назвать скудным. Хозяюшки показывают все свое мастерство, творя изысканные шедевры из круп, овощей и бобовых.

Пасха (Затик)

Дату Пасхи рассчитать очень просто — это первое воскресенье, которое наступает после весеннего полнолуния.

Таким образом, в этом году армянская Пасха наступит 17 апреля.

В переводе слово «Затик» означает «освобождение от грехов». И это очень верное определение — по христианской интерпретации, Спаситель искупил своей смертью грехи всех живых, а в Пасху празднуют его Воскресение.

Армяне очень любят этот светлый праздник, готовятся к нему светло и радостно.

Затик

Яндекс картинки

Затик

Яндекс картинки

Затик

Яндекс картинки

Затик

Яндекс картинки

Интересный факт:

В праздник Светлой Пасхи армяне приветствуют друг друга словами: «Христос аряв и мерелоц!», что означает: «Христос воскрес из мертвых». На это принято отвечать: «Орняле арутюн Христоси», то есть «Благословенно Воскресение Христово». Существует и другое поздравление. От русскоязычных армян чаще можно услышать: «С Пасхой» или «С Праздником армянской Пасхи».

В день армянской Пасхи во всех церквях проходят богослужения, а днем армяне встречаются за празднично накрытым столом.

Пасхальное меню включает многочисленные весенние блюда с разнообразной зеленью, плов с изюмом, отварную рыбу и яйца.

Сейчас существует огромное количество способов разукрашивания яиц. Многие армяне любят красить их в медно-красный цвет с помощью луковой шелухи.

Куличи можно приобрести в кондитерских, либо испечь самим. Но они не так популярны, как в России. Здесь больше склоняются к гате — пирожным с ореховой, либо другой начинкой.

К трапезе подают вино, которое непременно должно быть красным, а за столом устраивают яичные бои. Кто-то держит яйцо в руке, а другой бьет по нему своим яйцом. Кто выдерживает удар, тому достается победа вместе с поверженным яйцом.

Очищенные яйца крошат, кладут в брутч, добавляют веточки тархуна и заворачивают в рулетик. Это лакомство съедается на одном дыхании.

Пасхальный стол с удовольствием накрывают и те, кто совсем не религиозен и не соблюдал пост — они обязательно поднимают свой бокал и обращаются к присутствующим с поздравлениями.

Вот и подошли к моменту, когда выяснили — неважно какого чилса празднуется армянская пасха или православная. Самое главное — люди в этот день особенно умиротворены, наполнены благодатью и чистыми помыслами.

Весной армяне отмечали множество своих праздников, и соединяли прославление богов с весенними земледельческими работами. Самым важным из этих праздников было рождение Ваагна․ В этот день армяне также праздновали Новый Год. Весной также отмечали Затик (Пасха) и праздник материнства, посвящённый богине Анаит.

5000 лет назад, в день весеннего равноденствия, шумеры выделяли восход Солнца (Бога Солнца) и называли это zidig/zitik, zedik/zetik. Только в этот день Бог Солнца восходил из горы с двумя вершинами – Масис (на шумерском языке мас=пара). На языке шумеров zidig/zitik, zedik/zetik означает «истинный восход, законный восход» и выражает тот факт, что день равноденствия – это единственный день в году, когда Солнце восходит точно на востоке.

Это то же самое армянское слово Задиг/Задэг/Затик, которое в армянской национальной религиозной системе праздновало день весеннего равноденствия и было посвящено происхождению Бога Солнца – Ваге. Также этим словом называли ритуальные торжества этого дня.

Авторы Ветхого Завета приспособили этот широко распространённый во всём мире праздник к предполагаемому выходу евреев из Египта. А христианство отождествило Затик с воскресением Христа. В результате, войдя в чужую среду, праздник получил новый смысл и преобразился, и поэтому стал переходящим. Этот праздник вместе с христианством вернулся в Армению в новом виде, а истинный национальный праздник с тысячелетней историей со временем оказался под покровом забвения. Могучий Бог Солнца, восходящий из подземного мира был отождествлён с Богом, воскресшим из мира мёртвых. Праздник Бога Солнца был забыт, а имя праздника сохранилось в народной памяти и языке благодаря Месропу Маштоцу. В переводе Библии, вместо слова «пасек» он использовал армянское название Затик.

Автор статьи: Гамлет Мартиросян

Затик в языческой мифологии

Затик – это весенний праздник, посвященный Богоматери Анаит, так как именно она представляет концепцию Матери Земли. Затик означает символ соединения. Мать Анаит соединяет весенние цвета. Согласно традиции, после Потопа арийцы под руководством Наапета Мана спустились с горы Масис и начали копать землю. Вскоре они заметили, что на полях трава и цветы с новыми ростками покрыты серостью. Не было никакого цвета: все цвета перемешались, и царил туман.

Арий Ман принес жертву Богоматери Анаит.

– О, Мать Анаит, – обратился он к ней, – ты Мать всех рождений, изгони серость из Арарата, отдели цвета один от другого, чтобы плоды были разноцветными, с различными вкусами и запахами.

Богоматерь Анаит услышала призыв Мана и явилась ему.

– Дитя мое, – сказала она, – Вишап своим ядом заразил все в Арарате и распространил серость. Исчезли все цвета, их Яхва спрятал в своем подземном царстве. Только ты можешь достать их из-под земли.

– О, Мать, – сказал Ман, – я Бог, хотя и Земной, и я отберу цвета у Яхвы и возвращу Арарату, если получу твое благословление.

– Благословляю тебя, дитя мое. Слушай меня внимательно. Есть Жар-Птица, которая по моей воле жила в Арарате, она свила гнездо высоко в горах. По ночам она светилась, а днем ее свечение сливалось с сиянием Солнца. Она пела волшебным голосом и несла разноцветные яйца, возобновляя этим свежесть красок Арарата. Теперь Жар-Птица находится в плену у Яхвы. Ты должен вернуть ее. Но знай, если не успеешь на рассвете Солнцедня /Воскресения/ после первого полнолуния со дня рождения Ваагна вернуть Жар-Птицу, почва Арарата станет бесплодной и навсегда останется серой. Тебе остался только один день.

И Ман пошел за Жар-Птицей. И после дня рождения Ваагна, на рассвете после первого полнолуния, Арий Ман взял Жар-Птицу и вышел на свет. И орел на своих сильных крыльях доставил Мана в Арарат как раз на рассвете. Арии, ждавшие Мана ночь напролет, обрадовались. Жар-Птица светилась всеми цветами радуги. И запела птица, и снесла яйца – множество разноцветных яиц. Арии прыгали от радости. С яйцами в руках пели, плясали, славили Отца Ара, Мать Анаит, Всемогущего Ваагна.

Богоматерь Анаит тоже радовалась. Она спустилась в Арарат. Собрала цвета яиц и разбросала по всему Арарату. Затем отпустила Жар-Птицу, наказав свить гнездо в горах Арарата и всегда сохранять разнообразие цветов в Арарате.

Затем Анаит сказала Ману:

– О, Арий Ман, теперь можете начинать пахоту и сев, земля Арарата даст разноцветные плоды.

И Арии с радостными песнями начали пахать и сеять. А дети, молодые девушки и невестки до вечера танцевали, пели и играли с разноцветными яйцами.

Из книги «Араратская Мифология (Священные предания Арарата)»

Автор фото: Тигран Шахбазян

Туристический блог об Армении

Сабалан

Сабалан: история восхождения



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/9716ce2f-b7a2-42c0-aa67-03191907adad1.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2022-09-22 16:40:232022-12-01 17:03:46Сабалан: история восхождения

осенние походы в Армении

Топ 5 осенних походов в Армении



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/գլխավոր-նկար-աշնանային-Ռուսերեն.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2022-09-20 17:06:222022-10-06 13:33:50Топ 5 осенних походов в Армении

популярные пешие маршруты Армении

Топ 5 походов Армении



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/Топ-5-походов.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2022-09-14 14:06:452022-09-22 17:37:59Топ 5 походов Армении

7 дней в Армении

7 дней в Армении



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/07/week-in-armenia-rus-2.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2021-07-02 13:48:352021-07-13 10:41:577 дней в Армении

Вода в Армении

Вода как достопримечательность Армении



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/water-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2021-06-25 12:28:282021-06-28 10:26:54Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

Озеро Арпи



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/lake-arpi-rus-1.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2021-06-14 12:30:102021-06-15 13:50:09Озеро Арпи

Горные озёра Армении

Топ-7 горных озёр Армении



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/mountain-lakes-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2021-06-11 13:24:382021-06-15 14:08:21Топ-7 горных озёр Армении

Самые красивые водопады Армении

Топ-5 водопадов в Армении



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/top-5-waterfalls.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2021-06-04 15:25:022021-06-04 17:52:45Топ-5 водопадов в Армении

Гора Артени

Артени



https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/Артени-блог.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940

armeniangeographic

https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png

armeniangeographic2021-06-02 12:24:582021-06-02 12:25:43Артени

Сурб Затик, что в переводе с армянского языка означает «Священная Пасха», отмечается армянами, в сущности, таким же образом, как и праздник Пасха всеми христианами. В связи с этим те, кто только начал изучение армянского языка и армянской культуры могут допустить некоторые ошибки в понимании и буквальном переводе названия праздника.

Изначально, Затик – имя древнейшего армянского Бога плодородия. Древние армяне молились и поклонялись ему для того, чтобы их земля была плодородной, год урожайным, а каждый сбор урожая приносил только радость. Армяне считали, что чем больше ты взываешь к Затику, тем больше урожая соберешь. Историки полагают, что до принятия христианства, армяне были тесно связаны с языческим обрядами, так как до 301 года язычество являлась основополагающей «верой» всех армян. Очень сложно понять, как же именем древнего Бога плодородия стал именоваться главный религиозный праздник. Соответственно, те, кто только начал интересоваться культурой армянского народа, пока еще не могут уловить связи «Армянская Пасха=Затик». По мнению филологов, созвучие армянского «азатвел» (воскрешение, освобождение) и «затик» постепенно слились в одно. Тем самым, Пасха в Армении и у всего армянского народа именуется «Затик».

Затик, Сурб Затик, Армянская Пасха

Так как армяне являются крайне религиозным народом, то и к празднованию священного праздника они относятся со всей ответственностью и набожностью. Огромное количество армян перед праздником постятся в течение 40 дней и употребляют в пищу лишь продукты, которые разрешены во время Великого Поста. Тем самым они отчищают не только свой организм, но и чувствуют невероятное единение с Богом. Однако, следует понимать, что это не является обязательством. Тот, кто желает и чувствует в себе силы на это нелегкое дело, тот и придерживается Великого Поста. Также в местных храмах и церквях можно увидеть огромное количество армян, которые стоят всю ночь на праздничной службе.

Затик в Армении празднуется, как и Пасха в России – каждый год разная дата. Эта особенность связана с тем, что праздник связан с лунным календарем. Праздник выпадает на первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, привычный период с 20 марта по 27 апреля. В 2016 году армянский Затик будет праздноваться 27 марта. Это можно высчитать самостоятельно или узнать, заглянув в календарь религиозных праздников на 2016 год.

Для армян Затик не просто очередное застолье, на которое можно пригласить всех родственников, друзей или соседей. Священный обряд освещения деревьев является не только главной отличительной особенностью армянского Затика, но и поводом для отмечания этого праздника в тишине и спокойствии. Освещение деревьев армяне проводят только в том случае, если у них есть частный дом с садом. Старшая женщина в доме проходит с зажженной свечой по саду. Те, кто знает об этом обычае, проводят некую параллель между названием праздника и древним божеством.

Примечательно, что армяне очень тонко чувствуют грань между тем, когда нужно веселиться, а когда нужно проявить умиротворение и спокойствие. Любой скажет, что армяне могут превратить даже самый незначительный повод в праздник с национальной музыкой, танцами и, ломящимися от яств, столами. И, несмотря на то, что армяне до сих пор считают, что чем громче и веселее они празднуют даже незначительные события, Бог одарит их еще большим счастьем, армянская Пасха празднуется гораздо скромнее. Затик для армян, прежде всего, семейный праздник. В родительский дом приезжают дети со своими семьями, родственники ходят друг к другу с пасхальными корзинками, в которые кладут яйца, окрашенные в красный цвет, красное вино и фигурки аклатиз. Пасхальные корзинки не являются обязательным атрибутом праздника, однако для удобства, все больше семей используют их именно для того, чтобы довезти в целости и сохранности все дары. Куклы Аклатиз представляют собой фигурки людей, украшенные каменьями и луком. Они олицетворяют удачу в семье, благополучие, охраняют семейную пару от различных неудач, которые могут принести несчастье в семью. Такие фигурки дарятся только семейным парам, одинокие родственники остаются без этого небольшого сувенира.

Сам праздник отмечается довольно скромно. Обязательного меню для праздничного стола не существует, однако армяне предпочитают в этот день ставить в центр стола окрашенные яйца, составлять композиции из подаренных и изготовленных самостоятельно фигурок аклатиз. В качестве блюд на столе может быть то, что привыкли готовить на любой праздник та или иная семья. Однако предпочтения отдаются плову, блюдам из фасоли, закусок, соусов и, конечно же, красному вину. Особо религиозные семьи перед тем, как начать трапезу, молятся и только потом приступают к празднованию Затика. Пасхальные куличи если и присутствуют на армянском столе, то изготовление их лежит полностью на плечах хозяйки. Как и всю выпечку, армянские женщины пекут куличи самостоятельно и украшают их по собственному вкусу. Но стоит отметить, что это не является обязательным атрибутом Пасхи у армян.

Затик и по сей день является практически самым главным праздником у армянского народа. Нет ни одного армянина, а тем более ни одной армянской семьи, которая пропускает празднование армянского Затика.

Сурб Затик – Святая Пасха в Армении

В этом году 4 апреля Армянская Апостольская Церковь отмечает Пасху – Светлое Христово Воскресение – Сурб Затик. По-армянски «Сурб» означает святой, а «Затик» – освобождение. Сурб Затик – избавление от грехов и возвращение к Богу.

Воскресение Христово является самым главным праздником для верующих, символизируя воскрешение из мертвых Иисуса Христа. Накануне вечером в церквях служат Св. Литургию Сочельника, и пасхальные торжества начинаются. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной Заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию. Приветствуя друг друга, христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» «Благословенно Воскресение Христово!». Радостное Пасхальное приветствие напоминает то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскрес!», и отвечали: «Воистину воскрес!» Символом субботней Литургии является зажжение свечей в храме. Зажженные свечи верующие уносят с собой из храма домой. 

Армянские семьи подходят к празднованию Пасхи с особым чувством. В Пасху верующие красят яйца. Яйцо является символом воскресения и зарождения новой жизни. А красный цвет символизирует животворную кровь распятого Христа, пролитую во имя нашего спасения. Об окрашивании яйца в красный цвет Св. Григор Татеваци пишет: «Только в Пасху мы красим яйца, поскольку яйцо символизирует Вселенную: скорлупа похожа на небо, пленка – на воздух, белок – на воду, а желток и есть сама земля. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение».

По традиции, многие семьи используют для окрашивания яиц старый бабушкин рецепт – яйца варятся в луковой шелухе. В воскресное утро крашеные яйца помещают в выращенную в домашних условиях зеленую траву. Зеленые травяные ростки символизируют воскрешение, восстание из мертвых. 
Ну и, конечно же, яичные «бои» – добрая армянская традиция. Один играющий держит пасхальное яйцо в руке, а второй – бьет по нему своим. Если яйцо соперника разбилось, то победитель забирает его. Армяне едят пасхальное яйцо в бртуче (армянский бутерброд с различной начинкой ): на лаваш укладывают разрезанное яйцо, оно посыпается солью, добавляется трава тархун, — и все это заворачивается.

В день празднования Сурб Затик традиционно на стол подают блюда из рыбы, плов с сушеными сливами, абрикосом, изюмом, пирог с начинкой из бобовых культур. Пекут также пшеничные лепешки, а на первое обязательно готовят похлебку из овощей или бобовых, используя чечевицу, зеленый перец, лук и чеснок.
И, разумеется, красное вино – напиток, который Христос пил со своими учениками. На своей последней вечере Иисус преломил хлеб, возблагодарил Отца и раздал апостолам: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Эта заповедь явилась основой таинства Причащения, символизирующего самопожертвование Христа ради людей.

Пятидесятидневный период от Св. Пасхи (Светлого Христова Воскресения) до Пятидесятницы (Пентекосте) в Армянской Апостольской Церкви называется Хинунк. Он посвящен таинству Воскресения и Вознесения Господа, поэтому весь этот период является Господним. Хинунк происходит от слова «пятьдесят». Первые сорок дней посвящены явлению Воскресшего Христа, «Которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зарождение праздника рождества
  • Затойчи на празднике огня
  • Зарождение праздника пасхи
  • Затем праздник или затеем
  • Затейники организация праздников