Зачем нужны фольклорные праздники

Научная статья из журнала «Молодой ученый» (рубрика «Культурология»).


В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение празднику, и показывает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций.

Ключевые слова: народные традиции, праздники, культура, современные календарные обряды, народные праздники.

Актуальность темы праздника обусловлена тем, что в условиях высокого динамизма в развитии культуры, наблюдается тенденция к свертыванию пространства человеческих взаимоотношений.

Говоря о русских традициях, обычаях и обрядах, важно понимать, что это не просто множество укоренившихся привычек, устоев практической и общественной деятельности, это также национальное наследие, народная культура, которая передается из поколения в поколение.

Это характерная черта, выделяющая русский народ на фоне остальных, черта, которая позволяет помнить, ощущать то, что мы являемся частью огромного народа. Помня и храня традиции, человек получает незыблемую опору, устойчивую поддержку. На первый взгляд, вопрос может показаться неинтересным, второстепенным: в чем интерес изучать то, что всем известно и давно стало неотъемлемой частью жизни. Вопрос о русских традициях, обрядах, обычаев бесконечно разнообразен и необъятен. В последнее время данная проблема рассматривается в трудах многих отечественных исследователей. Среди них можно назвать таких авторов как М. Забылин, А. В. Терещенко, А. Коринфский, М. М. Громыко, Е. Авдеева, О. А. Платонов, Л. С. Лаврентьева и др.

Однако знать о существовании и соблюдать некоторые традиции недостаточно, важно понимать их значение, знать историю того или иного обряда, того или иного обычая. Ведь они могут приносить пользу, если понимать их смысл и духовную важность. Говоря об актуальности темы, можно отметить, что традиции, обычаи и обряды представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта. В соответствии с этим философское осмысление роли и значения традиций и обрядов в культуре русского народа предполагает обобщенный историографический анализ по данной теме.

Можно отметить, что данный вопрос интересовал отечественных исследователей еще в XIX веке. Ярким примером является книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» в которой автор делает одну из первых попыток в России научной разработки этнографического материала. В своей работе в трех томах автор не только описывает жилище, домоводство и фольклор русского народа, но и дает материал о русских народных праздниках, свадьбах, особенностях их проведения, играх.

«Дикая пища казалась им вкусною, сырая земля была обыкновенным их ложем. Они гордились крепостью сил и нимало не заботились о наружности: часто в грязи и пыли теснились толпами на сборных местах, и рассуждали не об украшениях и богатых одеждах, но о том, что всё достоинство человека состоит в силе, мужестве и быстроте, с помощью коих взлетали они на крутые вершины скал, бросались во рвы и переплывали глубочайшие реки». [1.17] пишет А. В. Терещенко.

Не оставляет без внимания автор и русские обряды и гуляния, рассматривая простонародные обряды, связанные с такими народными праздниками как «Встреча весны», «Красная горка», «Радуница», «Бабье лето», и обрядные праздники, например, такие как Пасха, Троицын день, Первое апреля, Первое мая и др.

В жизни каждого человека праздник играет особую роль, которую нельзя отрицать и значение праздников очень велико для старшего, и младшего поколения. Развития культуры не только не снимает, но ещё более актуализируют вопрос о смысле праздника, его сущности и значимости. Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника.

На фоне изменений современной культуры актуальным становится восстановление способности праздника пробуждать творческие возможности человека, восприятия праздника через ценности, которым он посвящен, утверждать и подчинять им повседневный способ бытия.

Из многовековой истории человечества известно, что праздник — это одно из состояний духовного мира человека. Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, целостными ориентациями. Необычность праздничного дня, особенность эмоционального фона, связь праздника с сакральностью — все это закрепляет за праздником черты самостоятельного, уникального и эстетического явления в жизни человека.

Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях.

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Для того чтобы решить проблему, необходимо чтить народные традиции, сохранить и в нынешнее время, и популяризовать хорошо забытые старые традиции и обычаи.

Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма. Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура — это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.

Социальная сущность народного праздника в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства.

Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой.

В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая.

Праздник — всестороннее и обширное действо, определенное по содержанию. Культурно эволюционируя, человек сохраняет способность на грани игры и жизни находиться в праздничном пространстве одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Еще Платон отмечал способность праздника формировать сознание человека, новое миропонимание.

Поскольку система ценностей любого общества имеет тенденцию к изменению, появлению новых идеалов и отторжения норм, ставших архаичными, то и перемены праздника как исторического феномена закономерны.

Таким образом, мы приходим к выводу, что при условии сохранения народных традиций и популяризации хорошо забытых старых традиций и обычаев проблема значения народных традиций и их сохранения в современных календарных обрядах и праздниках будет решена.

Литература:

  1. А. В. Терещенко «Быт русского народа»
  2. Блинова Г. П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн. пособие / Г. П. Блинова- М.: Вузовская книга, 2000- 168с.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведения/1999.-168с.
  4. Папкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006.- 541с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, народный праздник, традиция, обряд, русский народ, народная культура, обычай, духовное возрождение, развитие культуры, связь праздника.

Автор: Штрек Анна Александровна

История нашего отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие и христианские традиции, культ родной природы. В настоящее время нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации.

«Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства.»

в настоящее время все возрастающий интерес к народной музыке и народной культуре в целом. Сезон утрат, давно уже воцарившийся для фольклора, рано или поздно должен смениться периодом надежд. Иначе, по мнению ученых, культуре не поздоровится.

«Фольклорная культура, все же начинает прислушиваться к своим собственным, пусть окольно доносящимся до ее сегодняшнего слуха голосам. Шок проходит. Народная культура вновь пытается разомкнуть уста. И хотя с этих уст, порою хриплых от долгого молчания, срываются подчас чужие слова и напевы, но, обретая вновь дар музыкальной речи, культура неизбежно захочет сказать свое – нажитое и выстраданное в собственном историческом опыте.»

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.

Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством театральных художников, так как фольклор имел существенное значение для возникновения профессионального театра. Обращение к народным празд­никам – это не только действительная форма изучения художественной культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.

Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?

Во-первых, обязательность праздника, его неотвра­тимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых, массовость. Праздник – это всегда «событие» в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза… Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – «заводилы». Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.

В-третьих, праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных «составляющих» народного праздника.

Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линева в начале века высказала мысль непреходящего значения: «Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь свой образный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединят их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле.»

Человек, введенный в фольклор, — это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам, их календарности и обрядовости.

Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство. Большинство русских праздников и обрядов связаны с природой, с ними необходимо познакомить детей. Рождество и масленица, веселый праздник «сороки» и другие природные события – повод для этого.

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Само происхождение того иди другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет то церковных святых празднеств и независимо в отношении к святым обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и прочие. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств и некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Об этом жителей Могилевщины спросила корреспондент «НГ» Ирина Менделева

Все мы знаем и чтим государственные праздники. Однако Дожинки, Коляды, Купалье, Масленица не обозначены ни в одном календаре, но мы все их с радостью отмечаем.

Клавдия Остапюк, пенсионерка:

— Сколько себя помню, в нашей деревне всегда было шумно и весело во время народных праздников, люди собирались, пели песни, совершали древние обряды, хотя во времена СССР не все они приветствовались. Работа на селе очень тяжелая. Думаю, праздники для того и существуют, чтобы была возможность хоть изредка отдохнуть, расслабиться, забыть о проблемах. 

Александр Колосов, профессор кафедры всеобщей истории МГУ им. Кулешова: 

— Очень важно в эпоху глобализма не утратить, сохранить свою самобытность. В нашей стране с древней культурой тесно переплетаются традиции язычества и христианства. Многие обычаи получили статус нематериального культурного наследия. Традиции и обычаи каждого народа — это хранители его истории, которую нужно знать и помнить. 

Николай Галиновский, инженер: 

— Мне нравится, что сегодня все народные праздники, например Масленица, Купалье, отмечаются цивилизованно: с красочными представлениями и шествиями, концертами, ярмарками, веселыми забавами, фейерверками. Помню, в годы моей молодости Иван Купала (так тогда многие называли Купалье) отмечался поломанными заборами, разобранными банями да грандиозными пьянками. Такие, разрушительные, праздники нам не нужны и даром. 

Юрий Романов, учитель:

— Вся наша жизнь — это традиции: собственные, семейные, народные. Такие праздники объединяют людей, дают им возможность пообщаться в неформальной обстановке. Кроме того, народные гулянья, фестивали обычно проводятся на природе, на свежем воздухе — активный, полезный отдых. 

Марина Башаримова, бухгалтер: 

— Не первый год всей семьей ездим на Купалье в Александрию. На этот раз из-за пандемии людей на берегу Днепра, конечно, собралось меньше, но все равно было весело. Очень понравился концерт, да и торговля постаралась: можно было попробовать множество разных лакомств. Все было ярко и красочно. 

Виктор Клепча, предприниматель:

— Сами по себе народные праздники гораздо веселее официальных: здесь каждый чувствует себя непринужденно. Другое дело, я не понимаю тех, кто глубоко погружается в древние обряды, пытается жить по старинке. Как говорится, времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Конечно, хорошо, что люди знают свою историю, но копировать образ жизни наших далеких предков все же не стоит. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  Статья        

«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это

источник любви к Родине…

Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пусть

в его сердце и в памяти навсегда сохранятся                                                                          образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества.                                

 Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном.процессе. Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, педагоги считают очень важным знакомить дошкольников с русскими традициями. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей.     

Народные праздники — это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.                      В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и свои своё прошлое, свои истоки, историю.                                                          

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой                                         В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.                                                                                                Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала»

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

 На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе,

являются своеобразной формой духовного самовыражения.                                                                                  Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

  В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа,своеобразие языка,формы и содержания  разговорных текстов.                                                                                                                                                         Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.                    Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Важная особенность сказок — образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

 Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.   

Перед воспитателями стоит задача, направленная на изучение традиций народных праздников и приобщения детей к традиционной художественной культуре.  Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

 Список литературы:

Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. СПб.: Детство — Пресс, 2012. -336с.

Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Князева О. Л., Маханева М.Д. Учебно-метод. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2016. — 304 с.

Русская традиционная культура. Выпуск 1.- М., 1997.- 89с.       

Русские игры для всех возрастов, составленные Натальей Будур и Иваном Панкеевым.- М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999.-376с.- (Русский дом).

Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстр. энц.- СПб. Искусство — СПб, 2001.- 672с.: ил.

Русские дети и их игры / И. И. Шангина.- СПб.: Искусство, 2000.- 296с.

Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый.- 2015. — №6. — С. 629-632.

Круглова.И.С Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова//Дошкольное воспитание. – 2016. — №10.-С.16-19.

Традиционная празднично-обрядовая культура народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все по мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает: «Традиция сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры».

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов религия умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением религиозных праздников.

Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт народа развивался, но устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: во-первых, обряды календарно-земледельческого круга и во-вторых, социальные или семейно-бытовые обряды.

Первый вид обрядов возник на почве (в прямом и переносном смыслах слова) земледельческого быта. Однако их тематика шире: они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды (растительности, животных) в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.

Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Праздник как средство восстановления и памятование значимого для общности события являются ключевым средством складывания и воспроизводства общности. Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм и принятие норм этих отношений. Часто бывает, что народные праздники превращают в музейный и специфически фольклорный экспонат, к которому можно отнестись как к экзотике, вызывающей просто интерес.

Интересно

Важно не превратить их в сувенирные формы культуры: ведь народные праздники есть историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. В праздниках происходит осознание того, что отличает нас от всех других народов, задается самобытность и ответственность за то, что можем только мы и никто больше.

Еще одной характерной чертой народных праздников является связь их с природным циклом, что было важно при переходе от одного типа трудовой деятельности к другой. У народных праздников содержание сверхиндивидуально, заведомо больше круга жизни отдельного человека. Следовательно, смысл их непосредственно человеку не дан, а значит, в педагогическом пространстве их направленность «извне вовнутрь».

Необходимо отметить, что каждый казахский народный праздник играет информационно-познавательную функцию. Это знакомство детей с обрядами и ритуалами, сопровождающий праздник (ритуал угощения национальными лечебными напитками, знакомство с песенным творчеством, танцевально-хороводными играми, знакомство с национальными играми состязаниями).

Национальный праздник это кладезь назидательного устно-поэтического жанра (песни, песенные заветы, мудрые изречения на самые разные случаи жизни, частушки). Поговорки и пословицы один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков сообщал свой социально-исторический опыт.

Как правило, они имеют поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его представления о воспитании молодого поколения. Пословицы и поговорки о дружбе, согласии, взаимоуважении присутствуют у всех народов без исключения: Язык дружбы не нуждается в переводе.

Дружба народов светит, как солнце. Если дружба велика, будет Родина крепка. Дружба людей гору сокровищ создает. Дружно за мир стоять — войне не бывать. Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.

Поляк да венгр два брата, хоть за ножик, хоть за чарку. Вражда разоряет города, сжигает деревни. Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.

Если народ един он непобедим. Если бы не дружба, то люди бы пропали. Ташкент разрушила природа, а поставила на ноги — дружба. Одна пчела немного мёду натаскает. Дружба и братство лучше богатства. Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца. Когда поет узбек, ему подпевает таджик. Когда играет таджик, танцует узбек.

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица) Один друг лучше ста священников. (французская пословица) Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен. (русская пословица).

Друг тот, кто заставляет плакать, а враг тот, кто смешит. (персидская пословица). Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. (русская пословица). Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица). Дерево держится корнями, а человек друзьями (русская пословица). Нет друга ищи, а нашел береги. (русская пословица) В согласном стаде волк не страшен (русская пословица) В тесноте, да не в обиде. (русская пословица).

Друг в лицо смотрит, а враг вослед. (узбекская пословица) Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь. (русская пословица). Одинокое дерево ветер легче валит. (даргинская пословица) Сколько бы ни враждовали, нужно и для мира оставить лазейку. (армянская пословица). Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит (казахская пословица). Единство народа все беды отводит (казахская пословица) Легка ноша поднятая сообща. (казахская пословица).

Сплоченная сотня разобщенную тысячу одолеет. (казахская пословица). С копейки собирается рубль, с единства начинается дружба. (казахская пословица). Сообща принятое решение – самое мудрое решение. (казахская пословица).

Без единства ни в одном деле толку нет (казахская пословица). Народные праздники богаты играми, которые устраиваются именно для молодежи. Это игры на ловкость, выносливость, силу, смекалку. В каждом народе всегда уважают сильных и смелых людей, к ним относятся с почтением и уважением.

Праздник – это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод веселиться, а сама история и культура народа с его богатыми традициями. Это живой механизм передачи культурных традиций к современности.

Национальный праздник это воспитательный опыт, обобщенный и закрепленный в разнообразных формах устного народного творчества, в обычаях, обрядах накопленного народом на протяжении всей многовековой истории. Он отражает совокупность моральных норм, правил, взаимоотношений.

Национальный праздник играет большую роль в жизни не только взрослого, но и ребенка, выполняя познавательно-созидательную и коммуникативно интегративную функции. Национальный праздник помогает познать историю, культуру страны, развить у подрастающего поколения художественный вкус, любовь к природе.

Участие учеников в оформлении праздника, изготовлении специальной утвари, костюмов, создании танцев, заучивании стихов, песен все это способствует воспитанию детей в духе национальных традиций. Участвуя и получая знания о национальных праздниках ученики все больше узнают о национальных играх, состязаниях, о их отличительных чертах от национальных игр других народов.

Слушая поистине богатую красивую речь на казахском, русском и других языках через стихи, поговорки, пословицы, песни, слов назидания, благословения младший школьник познает красоту культуры разных народов.

Главная цель национального праздника вырастить и воспитать подрастающее поколение честным, трудолюбивым, преданным и верным народу, готовым постоять за его честь и свободу, продолжить лучшие его традиции.

Знакомство будущих педагогов с народными праздниками обогащает представление о традициях, обычаях культуре того или иного народа. Помогает понять и принять культуру, выработанную народом на протяжении веков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заставка на праздник мам
  • Застава ильича сценарий читать
  • Заскочу между праздников
  • Заселение кубани казаками сценарий
  • Заседание ученического самоуправления сценарий