Заявка на сценарий документального фильма

Когда сценарий готов, следующий этап - предложить его студиям. Сценарная заявка - это важная составляющая этого этапа. Как правильно ее оформить, что указывать, а чего избегать -  читайте в этой статье.

Когда сценарий готов, следующий этап — предложить его студиям. Сценарная заявка — это важная составляющая этого этапа. Как правильно ее оформить, что указывать, а чего избегать —  читайте в этой статье. 

Заявка — это документ, который вы отправляете на студию или канал, с целью презентовать свой сценарий.  Задача заявки — продать ваш сценарий. Поэтому в первую очередь она должна быть функциональной.

Из нее должно быть понятно:

  •  О чем ваша история
  • Почему эта история может быть интересна студии и зрителям
  • Почему вы присылаете сценарий именно этой студии или каналу
  • Какой коммерческий потенциал  и целевая аудитория у вашей истории 

Жестких регламентированных требований к оформлению заявки в индустрии нет, у каждой студии есть свои нюансы и предпочтения по оформлению, поэтому самое главное — это содержание. По сути, в заявке вы перечисляете и показываете все сильные стороны и преимущества вашего сценария.

Маловероятно, что благодаря только сценарной заявке, с начинающим автором  сразу же заключат договор. Даже от сценаристов с опытом ждут все-таки готового сценария. Поэтому, к тому моменту, когда вы будете отправлять заявку,  ваш  сценарий должен быть уже готов или находиться на стадии финального драфта. По заявке студия поймет, насколько то, что вы предлагаете является их форматом и уже прочитав файл, примет решение — стоит ли просить сам сценарий. Куда отправлять сценарий? >>>>>

Особенно актуальна заявка, когда речь идет о сериалах, ведь сериал может идти несколько сезонов, и студии важно понимать, какой потенциал у того проекта, который вы хотите ей продать, сколько лет он потенциально может продержаться в эфире и сколько сезонов может продолжаться история.

Некоторые каналы, студии сразу просят прочитать сценарий, но лучше перестраховаться и прислать и то, и другое. Например, канал ТВ-3 не читает заявки, там просят сразу прислать сценарий. Тогда то, что у вас было в заявке, вы в краткой форме переносите в тело письма, потому что рассказать о проекте и о себе в короткой форме все же нужно. 

Задача заявки — продать уже готовый продукт, ваш сценарий. В случае успеха, студия свяжется с вами и может попросить выслать проект, нужно быть к этому готовым. Когда дело касается  сериалов,  достаточно написанной первой серии и последующих серий в виде краткого описания.

Структура заявки состоит из десяти пунктов, которые последовательно рассказывают о самых важных составляющих будущего фильма или сериала.

  • Название проекта

Идеальное название то, которое будет намекать на жанр фильма, интриговать и показывать суть вашей истории. 

Примеры хороших названий:

Как я встретил вашу маму — оно длинное, зато полностью раскрывает суть проекта и намекает на комедийный жанр. 

Звоните Дикаприо — интригует и интересно звучит, легко запоминается и заставляет фантазию работать, что же там такое может быть в сериале.

  • Хронометраж 

Указываете сколько минут идет фильм, если у вас сериал — сколько минут идет каждый эпизод, плюс — сколько потенциально серий в сезоне. 

  • Целевая аудитория

Можно указать аудиторию предполагаемого канала или возрастную категорию. Не надо писать, что проект понравится всем. Вы отправляете заявку на конкретный канал, вы должны знать аудиторию этого канала, контент, с которым он работает. Поэтому пишите конкретно, для кого проект — молодежная комедия, брутальный боевик и так далее.

Не бойтесь, что будучи слишком конкретным, вы рискуете — каждая студия ищет личность, уникальное высказывание, а общие слова и обещания мало кому интересны. 

  • Референсы

Указывайте референсы — проекты, на которые похож ваш фильм. Если вы пишете полный метр, ориентируйтесь в первую очередь на российские проекты. Если не получается без зарубежных проектов, ориентируйтесь на сборы в России, чтобы показать, почему такой формат в нашей стране может быть успешен. И указывайте, что именно связывает ваш проект с референсами, например, структура персонажей, тема, сюжет.

  • Готовность

Честно обозначьте, что у вас готово: заявка, поэпизодник, библия персонажей, сценарий. Пишите что полностью написано, а что находится в разработке.

  • Авторы

Здесь вы пишите свое имя и соавторов, если такие есть.

  • Контакты

Обязательно указывайте номер телефона и электронную почту. На студии могут распечатать вашу заявку, но не будут искать потом по электронному ящику, с какого же адреса она пришла, т.к. это иногда просто невозможно сделать.

  • Теглайн

Теглайн — это слоган вашего проекта. Можно посмотреть примеры на кинопоиске, почитайте теглайны из ваших референсов. Конечно не нужно брать слишком популярные из серии — семь раз отмерь….

Но не тратьте на эту часть слишком много времени, это не обязательный элемент заявки. В дальнейшем, теглайном будут заниматься маркетологи, задача которых сделать так, чтобы зритель еще больше заинтересовался фильмом.

  • Логлайн

У нас есть отдельная статья о том, как писать логлайн и что это такое, если вы хотите освежить эту информацию.

  • Описание главных героев

Описание должно быть функциональным и состоять из одного-двух предложений. Укажите архетип, ключевые характеристики персонажа. Если с ключивыми характеристиками проблема, почитайте о том, как улучшить образ героя в сценарии >>>>>  Используйте минимум описательных прилагательных, факты важнее. Всех героев описывать не нужно, только главных героев, которых вы используете в заявке.

  • Краткий синопсис

Это самая важная часть в заявке, здесь вы  презентуете свою историю. В кратком варианте синопсиса нужно перечислить поворотные пункты вашей истории  — экспозицию, первый поворотный пункт, центральный поворотный пункт, кульминацию, развязку. 

Задача — показать какие происходят действия и в какой последовательности. 

Опустите слишком долгие описания, сразу приступайте к сути истории, вовлекайте редактора или продюсера в нее. Если в первом абзаце ему станет скучно, скорее всего дальше он читать не станет, либо будет делать это ускоренно. Учитывайте, что вы отправляете свою заявку человеку, который может быть еще сто таких уже прочитал за день и 99% из них ни о чем. Подумайте, как можно сразу же зацепить своей историей, и начинайте именно с этого. 

При этом, обязательно допишите до конца, что происходит в фильме. Не нужно обрывать на кульминации и писать что-то из серии: а что дальше, вы узнаете, когда ответите на мое письмо. Редакторпродюсер должен знать, чем ваша история начинается и как заканчивается. 

При работе с сериалом, вы пишите синопсис первой серии, а дальше указываете таймлайн всего сезона, перечисляя, что еще произойдет, например, в формате логлайна. 

Синопсис должен занять 1-2 страницы от всей заявки — объем которой 1-3 страницы. И помните, чем короче, тем лучше. Ваша задача в заявке достучаться сразу до двух целевых аудиторий: продюсераредактора и зрителя. 

Если вы пришлете просто пустое письмо с вложенной заявкой и сценарием, его могут даже не посмотреть. 

В теле письма представьтесь, напишите, почему вы именно этой студии отправляете свой сценарий. Сделайте это так, чтобы редактор понял, что вы действительно ориентируетесь в индустрии и понимаете, куда отправляете свой проект. 

Расскажите про свой опыт, почему вы написали именно эту историю, как связаны с ней: свидетель истории, сами были в такой ситуации и так далее. Личная вовлеченность важна, она дает понять, что то что вы рассказываете — уникальный опыт. 

Все это должно занять 3-4 предложения, остальное будет в вашей заявке. Важно с одной стороны, не переборщить с лестными отзывами о студии, а с другой, чтобы письмо было не шаблонной рассылкой всем подряд, а действительно обращено к конкретной студии или, даже человеку, если вы лично редактору отправляете проект. 

  • Воды 

Не нужно писать общие фразы из серии “тут будет неожиданный поворот”, “происходит каскад сумасшедших событий” и так далее. Указывайте конкретные события и конкретные повороты. 

  • Обращений

Не нужно обращаться к редактору в заявке, рассказывайте историю через действия, путем изложения, фразы типа “вы увидите как он лезет через гору” не уместны. 

  • Мелких деталей

В заявке не важно, красный был или зеленый плащ у героя, опустите все отвлекающие детали, если они не имеют значения для сюжета или характера героя, только самая суть истории. 

  • Вопросов

Не нужно заканчивать краткий синопсис обращаясь к читающему, спрашивая, что будет дальше, как с этим быть и так далее. Никаких повисших вопросов остаться не должно, прозрачность и конкретика — ваше оружие. 

  • Опечаток

Просто потому что они отвлекают и портят впечатление. Вы не обязаны быть филологом и на какие-то случайные моменты закроют глаза, особенно, если история того стоит, все живые люди, но важно не переборщить.

Завершая разговор об оформлении сценарной заявки, хочется повторить, что действительно важен индивидуальный подход, знание целевой аудитории каналастудии, понимание форматов, с которыми работает студия. 

Основная функция сценарной заявки — продать проект. Поэтому об окупаемости вам тоже нужно задуматься. Студии и каналы на контенте зарабатывают, ваше кино способно принести кассу? Если вы так считаете, подкрепите свою точку зрения референсами. 

Один из источников финансирования — государственный бюджет, и на сайте министерства культуры можно найти полную информацию о том, какие фильмы могут претендовать на грант. Пробегитесь по списку, подходит ли ваш проект? 

Это не значит, что ваше кино не может быть высоко художественным, идейным, интеллектуальным. Это значит, что надо подать его так, чтобы большинство людей смогло вашу эстетику, идею, символику, разглядеть. Дерзайте и все получится!

Что такое сценарная заявка и для чего она нужна? Как написать сценарную заявку? Пример сценарной заявки.

  • Определение сценарной заявки

  • Зачем нужна сценарная заявка

  • Структура сценарной заявки

    • Имя и контакты

    • Название проекта и тэглайн

    • Жанр

    • Формат

    • Целевая аудитория

    • Референсы

    • Логлайн

    • Сеттинг

    • Герои

    • Синопсис

  • Пример сценарной заявки

Заявка — лучшее оружие любого хорошего сценариста. Начинающие сценаристы часто задаются детальными вопросами о том, как соблюсти сценарный формат, как описывать локации, что важнее: тритмент или битшит. Но все эти вопросы вторичны, если у вас нет интересной заявки.

В предыдущих материалах мы много обсуждали, как сформулировать свою идею и высказывание, а также что такое синопсис и как его написать. Но в этот раз мы расскажем как все эти наработки оформить в сценарную заявку.

Определение сценарной заявки

Разные сценарные конкурсы, фестивали и кинокомпании могут иногда предъявлять разные требования к заявке. Но, с тем, что сценарная заявка — первый базовый документ, дающий представление о новом проекте, согласны все. Здесь скорее важно понимать отличие заявки от других сценарных документов. Например, от синопсиса, библии проекта и тд.

Заявка включает в себя в первую очередь данные автора и базовое описание идеи: жанр, целевую аудиторию, референсы, героев, сюжетные линии и так далее. 

В то же время, например, синопсис должен ограничиваться изложением основного сюжета и конфликтов. 

Библия проекта тоже не менее важный документ, включающий детальный сеттинг, предысторию, описание всех персонажей, мифологию и другие творческие аспекты необходимые для понимания и реализации идеи. Пусть библия достаточно обширный документ, но при этом он никак не заменяет заявку. 

Если познакомится со списком запрашиваемых документов на открытых сценарных конкурсах или фестивалях, то они все включают примерно то, что перечислено выше плюс сценарий пилота или фильма. 

Не путайте конкурсную заявку и сценарную заявку. Конкурсной заявкой обычно называется весь пакет отсылаемых документов. Ну, или форма которую автору нужно заполнить для участия.

Но среди запрашиваемых документов окажется отдельная строка для загрузки сценарной заявки наряду с другими файлами.

Когда мы разобрались, что такое сценарная заявка, давайте посмотрим, для чего она используется.

Зачем нужна сценарная заявка

Сразу сделаем пометку: работа над проектом начинается не с заявки. Заявка обычно это финальный документ, который складывается из множества исписанных страниц разработки.

Главное предназначение заявки — это продвижение вашего сценария. Куда можно продвигать сценарий?

Во-первых, заявку можно отправлять кинокомпаниям, каналам или отдельным продюсерам, которые, по вашему мнению, могут заинтересоваться именно такой идеей как у вас.

Во-вторых, заявки требуют все сценарные конкурсы. Цели таких конкурсов бывают разные: найти и купить новую идею, найти новых авторов под существующие проекты, профинансировать отечественные проекты, как в случае с конкурсом Министерства культуры РФ, приобрести готовый проект на свою веб-платформу и так далее. 

Одной из горячих тем среди начинающих сценаристов остаётся вопрос, станут ли читать заявку без готового сценария и наоборот, стоит ли рисковать и посылать готовый сценарий, если тебя всё равно не пригласят на работу. Кто-то из начинающих и опытных сценаристов считает, что заявка должна заинтересовать редактора и только потом он может запросить сценарий. Но при этом есть и мнение, что сценарий усилит позиции автора. Некоторые опытные редакторы прямым текстом пишут, что готовы прочитать и заявку, и сценарий, если с первых страниц он покажется стоящим. Поэтому ответ отправлять ли сценарий вместе с заявкой, остаётся на ваше усмотрение. А мы вам лишь порекомендуем внимательно ознакомиться с условиями конкурсов и требованиями продюсеров.

Если вы уже прошли долгие и порой мучительные этапы разработки идеи и написания сценария и уже знаете, куда пошлёте его, то переходите к написанию заявки. 

Структура сценарной заявки

Структура заявки опять же разнится, так как в сфере кино и телевидения нет унифицированных документов, регламентов или ГОСТов как бы мы этого не хотели. Поэтому фактически начинающий автор берёт на себя ответственность за содержание заявки и может включить в нее то, что посчитает нужным. Ограничить его может только обозначенный объем. 

И все же есть некоторые аспекты заявки, которые стоит рассмотреть в первую очередь.

Имя и контакты

Если продюсера или редактора заинтересует ваша идея, то у него должна быть возможность легко с вами связаться. Поэтому как бы банально это ни звучало, оставьте свои актуальные контактные данные и имя. 

Иногда некоторые конкурсы запрашивают более подробную информацию об авторе — образование, опыт, фильмографию, возраст, цель участия и тому подобное. Если для этого есть отдельная поле в форме или требование загрузить такой файл, то тут не стоит стесняться. Расписывайте все подробно. 

Но если отдельного требования в биографии нет, то ограничьтесь ФИО, телефоном и электронной почтой.

Название проекта и тэглайн

Не забудьте придумать яркое название проекта, отражающие идею и жанр. Под ним, если хотите, можете написать тэглайн. Тэглайн от английского слова tagline означает слоган или подзаголовок. Тэглайн должен цепко отражать интригу и ожидания от вашего фильма или сериала. 

В качестве примера можно вспомнить тэглайны всех фильмов о Гарри Поттере. Тэглайном первого фильма о ещё беззаботном мальчике-волшебнике была фраза “Путешествие в твою мечту”. Чем дальше развивалась франшиза, чем мрачнее были тэглайны. Тэглайн пятого фильма “Выжить суждено только одному”, а последнего “Всё заканчивается”. 

Если вы не уверены в своём тэге, то не тратьте время и не пишите его.

Жанр

Строчка с описанием жанра порой может очень много рассказать о проекте. С жанром надо определиться ещё на этапе разработки идеи. Для этого можно почитать несколько наших материалов о жанре и выбрать подходящий. (ссылки) Жанр определяет сюжетные, композиционные, стилистические и другие элементы вашего проекта.

Важно выбрать один основной жанр: хоррор, детектив, комедия, фэнтэзи и так далее. Плюс было бы неплохо, чтобы он соответствовал формату и целевой аудитории, о которых мы поговорим ниже. 

Формат

Под форматом обычно понимают определённую структуру информационного объекта. Укажите, в каком формате ваш проект: 

  • полнометражное кино;
  • короткометражное кино;
  • сериал для телевидения и его хронометраж;
  • сериал для стримингового сервиса;
  • веб-сериал.

Часто форматом называют установившиеся требования телеканалов или стриминговых платформ для транслируемых проектов. Эти требования могут основываться на поле, возрасте, уровне доходов, составе семьи и других параметрах зрителей. Чтобы понять формат близкого вам канала или кинокомпании, надо ознакомится с его существующими проектами.

Целевая аудитория

Определив формат, будет проще понять свою целевую аудиторию. Не пренебрегайте этим пунктом и не ставьте банальное “16+”. Это не то, что от вас требуется.

Аудитория – это не цензурное ограничение по возрасту. 

Определите, проблемы и темы каких людей поднимает ваш фильм или сериал. Например, молодые семьи с детьми, женщин от 30 до 40, мужчин около 50 лет и т.д. 

Референсы

Референсы — это, тот проект, от которого вы отталкивались при создании своего фильма или сериала. Он может быть в одном жанре с вашим проектом. Может быть вы взяли из него своего героя, атмосферу, уровень конфликта или другие черты. 

Укажите один главный референс и пару дополнительных проектов для передачи атмосферы вашего фильма или сериала.

Логлайн

Логлайн — это камень преткновения любых дискуссий о том, как описать идею. По старым голливудским меркам логлайн рекомендуется упаковывать в не более чем двадцать пять слов. Начинающие авторы могут часами, днями и неделями пытаться переставлять слова, чтобы достичь эталонного логлайна и попасть в лимит. 

Мы уже писали о том, как сформулировать описание своей идеи да и логлайне мы уже несколько раз говорили. 

Повторим главную мысль: даже если логлайн превышает нужный объем (в пределах разумного конечно), продюсеры или редакторы не откажутся его читать. Особенно если он вызывает их интерес.

Безусловно, краткость сестра таланта и интересный хороший логлайн поможет открыть двери в индустрию, но гонка за формой вместо качества этому не поспособствует.

Сеттинг

Сеттинг — это описание мира, в котором происходит действие вашего фильма или сериала. На этапе работы над сценарием вы уже должны подробно продумать свой сеттинг, осталось его кратко и ёмко описать. 

Заявка — это не библия, где можно расписать мифологию, исторический контекст и законы мира. Но и ограничиваться “Москва, наши дни” тоже не стоит. Опишите наиболее яркие и нужные элементы вашего мира: страна, город, исторический период, может быть какие-то особенные объекты, где происходит основное действие. 

Если ваш сеттинг вымышленный, убедитесь, что вы понятно описали его законы и особенности, но не увлекайтесь деталями.

Герои

Опять же от требований к объёму заявки зависит и то, что именно стоит рассказывать о героях проекта. 

Как бы то ни было, необходимо кратко и ёмко рассказать о главном герое самое важное: его основные черты, уникальность, отличающая его от героев других подоб ных проектов, его цель, слабость и то, как ему суждено измениться. 

Иногда требования не позволяют рассказать обо всех героях сразу. В таком случае поместите только тех, кто ведёт основную историю и изменится больше всех. 

На этапе разработки персонажей можно исписать десятки листов об их происхождении, работе, характере, отношениях и так далее. Если это вам помогает понять вашего персонажа и выработать его паттерн поведения — пожалуйста. Но в заявку нужно включать только основные, работающие на историю черты. 

Синопсис

Что такое синопсис и зачем он нужен мы уже обсуждали в других материалах и да и в этом уже коротко поясняли. Но есть несколько аспектов, которые нужно учесть при помещении синосписа в заявку.

Во-первых, вы должны заранее узнать требования к объёму заявки. Какие-то кинокомпании указывают это на сайте, сценарные конкурсы помещают это в свои регламенты. Если есть возможность уточнить в личном разговоре у продюсера, какой объём ему будет удобнее прочитать, уточните. 

На что повлияет требование к объёму? На содержание синопсиса. Если требуется синопсис на одну страницу, но при этом необходимо описать все линии, то на каждую линию уйдет не более одного абзаца и пары-тройки предложений. Если же разрешено синопсис расположить на 10 страницах, то уровень детализации должен быть гораздо выше и задеты практически все линии фильма или сериала. 

В идеале, при написании своей идеи лучше заранее создать один краткий синопсис об основной линии и один расширенный синопсис с основной и второстепенными линиями. Так будет проще подстроится под требования студии или конкурса. И не придется каждый раз создавать с нуля новый синопсис.

Описав вышеперечисленные пункты, проверьте себя на вопрос, всё ли перечисленное действительно нужно проекту. Задайте вопросы: как работает эта черта? работает ли этот элемент жанра? насколько обширно работает данный референс? Чем больше работающих на историю пунктов вы сохраните или добавите, чем больше вы вычеркнете лишнего, тем удачнее будет заявка. 

Пример сценарной заявки

Давайте попытаемся представить, как могла бы выглядеть сценарная заявка нашумевшего осенью 2021-го года южнокорейского сериала “Игра в кальмара”. 

“Игра в кальмара”
“45.6 Billion Won is Child’s Play”
Драма о выживании

Автор: Хван Дон Хёк, тел.:… e-mail:…
сериал для веб-платформы, 9 серий

Целевая аудитория
Мужчины от 18 до 45 лет.
Референсы
Японские манги о выживании: «Королевская битва», «Игровой апокалипсис: Кайдзи» и «Игра лжецов».

Логлайн
Более четырёхсот неудачников с денежными долгами, включая разведённого и безработного Сон Ги-хуна, принимают приглашение на участие в игре на выживание. За смерть каждого игра даёт 100 миллионов вон. Тот, кто выживет, получит 38 с половиной миллионов долларов США.

Сеттинг
Практически все участники игры — это представители нищих районов современной Южной Кореи. Исторический контекст сильного социального неравенства: одни могут позволить себе дорогую недвижимость, а наши герои испытывают трудности, чтобы даже купить еду. Так показываются города Кореи.

Основное действие происходит на неизвестном острове, где построены игровые площадки на основе детских игр. Каждый шаг игроков и организаторов игры строго контролируется кем-то неизвестным. Этот остров вызывает когнитивный диссонанс из-за смеси «детского» и тюремного дизайнов.

ГероиСон Ки-хун — безработный разведённый игроман. Живёт с пожилой матерью, обеспечивающей их двоих торговле на рынке. Его в боль в том, что он не способен обеспечить свою дочь, которую его бывшая жена воспитывает с более успешным мужчиной. Цель участия в игре: получить деньги для лечения матери и стать хорошим отцом. 

Чхо Сан Воо — руководитель инвестиционной группы в холдинговой компании. Выпускник Сеульского университета и надежда семьи. Украл многомиллионные суммы у клиентов. Цель участие в игре: скрыться от полиции и также расплатиться с клиентами.

Кан Сэ Бёк — молодая беженка из Северной Кореи, чью мать насильно держат на родине, а брат вынужден оставаться в приюте. Цель участия в игре: вывезти мать из Северной Кореи и забрать брата из приюта.

Синопсис первой серии

Немолодой безработный Сон Ги Хун в разводе и живёт на шее у пожилой матери. Деньги, которые мать даёт Ги Хуну на подарок в честь день рождения его дочери, тот проматывает на скачках. Так он напоминает о себе знать старым кредитором, который дают ему месяц на возвращение долгов. Иначе те продадут его на органы. 
В метро отчаявшийся Ги Хун встречает странного незнакомца в костюме, предлагающего сыграть ему в детскую игру. За победу в ней он вручает Ги Хуку крупную сумму денег и подозрительную визитку на случай, если тот захочет получить еще больше.
Ги Хун узнаёт, что его бывшая жена переезжает в США вместе с его единственной дочерью и от отчаяния вынужден позвонить по номеру. 
Его похищают и отвозят на секретный остров. Там, наряду с другими участниками: прогоревшим финансистом, северокорейской беженкой и иммигрантом из Пакистана, Ги Хун вынужден играть в смертельную игру. И за это ему обещают многомиллионный приз.
В первой игре “Тише едешь — дальше будешь”, где герои должны пробежать поле от начала до конца. Но двигаться можно только тогда когда этого не видит большая кукла. Тех же, чье движение кукла замечает – расстреливают снайперы.
В итоге погибает более двухсот человек, но нашим героям пока удаётся остаться живыми.

Данный вариант заявки может уместиться на одной странице, но уже даёт базовое понимание проекта. Расширенная заявка могла в себя включить больше героев (пакистанца Али, смертельно больного старика, бандита и других), посерийник всего сериала, правила игры, социально-экономический экскурс об уровне закредитованности населения и другие детали. 

Важно помнить, что заявка это не просто “анкета” вашего проекта, но и способ показать своё сценарное мастерство. Не забывайте писать кратко, ёмко, но при этом интересно. Находите слова, чтобы как можно яснее и эмоциональнее передать всё самое важное. 

В прошлом месяце один из читателей задал вопрос про сценарные заявки. Только сейчас нашёл время опубликовать ответ.

Вопрос: Будет здорово, если вы поделитесь вашим опытом и знаниями относительно заявок. Дело в том, что все советы, которые можно найти в Сети, довольно размыты и не дают четких ответов на многие вопросы новичка. А именно:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?
2. Какой объем должна иметь заявка?
3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?
4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?
5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?
6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?
7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?
8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

***

Насколько мне известно, в России стандарта для написания сценарных заявок не существует, форма написания заявок произвольная, поэтому всё запутано и размыто. Я предпочитаю короткие, не более одной страницы заявки. Хотя видел и те (особенно для сериалов), которые занимали 5-6 листов. Чтобы получить более полный ответ, я попросил Ирину Николаевну Кемарскую, члена Союза кинематографистов России и лауреата премии ТЭФИ, дать свои комментарии. Уверен, мнение профессионально редактора будет не только интересно, но и полезно многим читателям моего блога.

Итак, вопросы и ответы:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?

Александр Волков: Если коротко, то сценарная заявка — документ, в произвольной форме излагающий основную идею сценария. Пишется сценаристом для продюсерских компаний в надежде, что заинтересовавшись идеей, компания заключит договор с автором на написание сценария. Сейчас, если не ошибаюсь, чаще всего пишутся заявки для ТВ-сериалов; для полнометражных художественных фильмов лучше предоставлять синопсис или сценарий. Хотя всё зависит от требований компаний.

Ирина Кемарская: Заявки, с которыми мы имеем дело в России в относительно массовом порядке – это заявки на отдельные выпуски вертикальных сериалов и фильмов выходного дня. Все, что касается длинномеров (телероманов), — пишется штатными авторами и группами сюжетчиков. Там сторонние идеи не нужны.

Заявки на новые сериалы и фильмы от сторонних авторов шансов на прочтения почти не имеют. Их пишут сценаристы с именем, для конкретных продюсеров, и с расчетом на конкретный канал. Сценарий тоже никто читать не будет, если он неизвестно от кого. Служб, чья обязанность читать все, что идет самотеком, на практике у нас нет (после банкротства компании АМЕДИА). Возможны случайные попадания через систему знакомых.

АВ: В заявке указывается:

— названия проекта;

— жанр;

— логлайн + основные герои + краткое изложение;

— целевая аудитория;

— предполагаемый хронометраж фильма/серии;

— количество серий (если это сериал);

ИК: Я бы еще добавила энергичность письма и какой-то манок, крючок, на который попадется не зритель, а основной потребитель заявки – продюсер. Он тоже человек.

2. Какой объем должна иметь заявка?

АВ: Как я понимаю, стандартов в России пока нет. Может быть от 1 до 3 страниц и более. Важно не количество страниц, а ясное, увлекательное изложение проекта. Если не ошибаюсь, на Западе такого понятия как «сценарная заявка» не существует. По крайней мере, я не встречал. У них в ходу логлайны, синопсисы, тритменты и сценарии. Продюсер принимает решение запросить или отклонить сценарий на основании логлайна.

Или же под сценарной заявкой можно понимать «query letter» или просто «query» — письмо-запрос (объёмом менее чем на одну страницу), в котором автор указывает название сценария, жанр, логлайн, плюс пара строчек о своём «бэкграунде», т.е. профессиональный ли он сценарист, какие сценарные курсы закончил, выигрывал ли конкурсы. Такое письмо пишется на имя конкретного продюсера/режиссёра/актёра/агента (с обращением «Dear Steven Spielberg» или просто «Dear Steven». Безымянные письма типа «Dear Sir», «Dear Madam» или «To whomever it concerns» читать никто не будет. (Более подробно о том, как писать письма-запросы в Голливуд можно прочесть здесь, здесь и здесь).

ИК: На конкретную серию (выпуск, эпизод – устоявшегося единого термина нет) обычно пишут одну страницу текста. Но: я знаю случаи, когда шеф-редактор намеренно требовала от авторов текст на 3 страницы, который называла заявкой, — чтобы убедиться, что они реально понимают задачу (сюжет, основные повороты, финал). На брифинге заявку питчингуют в виде логлайна, но дальше могут потребовать дополнительные сюжетные детали.

3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?

АВ: Если продюсерская компания заинтересуется заявкой, то вполне может её приобрести. (Хотя не думаю, что это происходит часто. По крайней мере, в Голливуде такое возможно). Затем компания перепоручит «своим» сценаристам написать сценарий. Заявка в чём-то похожа на синопсис, где излагается суть проекта. Если синопсис краткий, он входит в заявку.

ИК: НЕТ! Свои сценаристы ничего за чужого автора переписывать не будут. Они сами придумают этот проект от начала до конца! Поэтому шансы есть только у сильного новичка, который готов сам прописать сценарий. Это вопрос и низких бюджетов, и авторских прав, и просто большого объема работы.

4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?

АВ: На мой взгляд, нет. Хватит и синопсиса. Зависит от требований компании, что они просят прислать — заявку, синопсис или сценарий. Однако, если собираетесь посылать сценарий полнометражки в Голливуд, без «query letter» не обойтись. А вот синопсисом можно пренебречь. В Голливуде читают (а стало быть и ценят) готовые проекты. Документы, в произвольной форме излагающие содержание сценария, мало кого интересуют. Разве только на ТВ. Многие авторы американских учебников настоятельно рекомендуют своим читателям никогда не отправлять продюсерам синопсисы. Только либо готовый сценарий, либо первые 10 страниц. Даже если продюсер просил выслать только синопсис.

ИК: Мой главный продюсер не умеет читать. То есть он звереет на пятой строке. Поэтому, если я ему пишу, то главная информация должна уместиться в первых пяти строчках. Дальше – детали, как в промотекстах: мельче, мельче, еще мельче… Заявка обязательно должна быть – для начальников.

5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?

АВ: Не думаю, что есть чёткие формы. Каждый автор пишет по-своему. Важно, чтобы ключевые элементы были в заявке отражены. (Название, логлайн, краткое изложение, целевая аудитория). Если сценарий комедии, будет только плюсом, если заявка будет написана с чувством юмора.

ИК: Четких форм нет, но правила оформления есть. Причем они могут различаться в разных компаниях. Идеально получить пример такой формы и строить заявку по нему. Если это невозможно, то просто очень тщательно и аккуратно все оформить. Вы не представляете, какие черновые опусы приходят к нам в виде заявок!

6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?

АВ: С документальными фильмами не приходилось иметь дел. Поэтому, смею предположить, что принципиально ничем. Разве что количеством страниц. Заявка сериала может содержать больший объём страниц, чем заявка полнометражки, т.к. иногда авторы описывают происходящее в каждой серии. Документальные фильмы никогда не писал. Думаю, должно быть всё тоже, что и для полнометражки: описание происходящего на экране.

ИК: Различия, конечно, есть, но об этом в двух словах не расскажешь, особенно про игровые и неигровые. Надо с примерами…

7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?

АВ: Всё продюсеры разные. Кому-то чем короче, тем лучше. А кому-то развёрнутое содержание подавай. Было бы оригинально и увлекательно (и по возможности — недорого).

ИК: Продюсерам нравится то, что удержит у экрана максимальное число зрителей. Его тонкие смыслы не волнуют. Его волнует реакция канала-покупателя, которого волнует рекламодатель, которого волнуют рейтинг и доля.

8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

АВ: Я люблю, когда пишут коротко, ясно и увлекательно. Чего и вам желаю.

9. Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

АВ: Напишите одну-две серии для продюсерской компании. Заинтересуются, пусть заключают контракт. А то смысла нет тратить время на написание 16 серий (и более) сериала, когда неизвестно, купят его или нет. Заявка для того и пишется, чтобы продюсер заинтересовался и заключил контракт на написание сценария. Или напишите полнометражку, отправьте продюсеру. Если понравится, могут заключить контракт.

ИК: Чтобы продать готовую полнометражку, я бы готовила весь пакет, от простого к сложному: и заявку, и синопсис (и сценарий в загашнике). Потому что синопсис реально прочтет один из 5-ти начальников, максимум. А заявку проглядят все. А заинтересовавшись, могут прочесть и синопсис.

***

PS Посмотрите следующую статью на сайте Елены Арбузовой. Это больше похоже на синопсис или тритмент (более подробный синопсис), чем на «query letter» (т.е. американскую сценарную заявку). Но в таком духе вполне можно писать заявки для российских компаний, не забывая о ключевых элементах. Хотя, вообще говоря, я бы предпочёл, чтобы в российском кинематографе всё было более стандартизировано. Заявка – 1 страница, синопсис – от 1 до 3-х, тритмент – 12-15 для фильма выходного дня (метражом в 1 час) и до 25-30 страниц для полнометражки).

http://new_storyteller.livejournal.com

Из свежей почты: «…Буду крайне признательна, если посоветуете материалы по написанию сценария документального фильма. Я хотела прочесть какое-то количество сценариев, чтобы иметь общее представление о том, как они выстраиваются и оформляются. Забивала — ничего не нашлось…»

На самом деле весь этот блог возник из невозможности дать внятные и скорые ответы на такие просьбы. Когда тебе шлют длиннейший текст и просят незамедлительно отдать его лично  лучшему продюсеру для экранизации – отвечаешь, что это «не по моему столу». Но здесь – другое дело.

По документальному ТВ литература есть, ее довольно много. Например, серьезная книга С.А.Муратова «Документальный телефильм. Незаконченная биография».  Но это исследование, а автор просит практических советов: как написать, в каком объеме, как оформить… И тут – дыра. Если для игровых сценариев американская запись уже стала общепринятой, то по «документалке» (чисто рабочий термин, без оценок!) стандарта нет.

Лично у меня такое впечатление сложилось из опыта работы с разными компаниями. Каждый требует по-своему. И лучше всего связаться с редакторами понравившегося шоу и попросить их выслать свои правила игры и примеры. Если контакта нет, то можно посмотреть чужие работы выбранного формата и записать их пост фактум, то есть вычленить сценарную основу фильма. Как записать? Как сможете.

Хотя когда-то существовал тип стандартной сценарной записи неигровых работ. Он официально практиковался, например, на студии «Центрнаучфильм». Текст выглядел так: строчными буквами описание ремарок (что происходит в кадре), прописными – закадр, отдельным абзацем,  с большим отступом слева. То есть тот же американский стиль, но адаптированный к бездиалоговой форме. Но сейчас так не пишут. Это уж очень архаично.

В чисто-документальном кино и на ТВ прижился другой тип текста, так называемый литературный сценарий, эссеистический, гораздо более свободный. В нем авторский голос, возможные синхроны, информационные вставки вплетаются в общую ткань, составляя единый текст, иногда даже не расчлененный на эпизоды. Если сценарий первого типа можно условно назвать инженерным проектом фильма, то сценарий второго – его эпиграфом, видением, эмоциональным ключом.

Качество фильмов к типу сценарной записи не привязано. Скорее, это дань традиции. Изначально документалисты чаще работали в условиях высокой неопределенности развития сюжета, по-режиссерски, различая горизонты фильма «сквозь  магический кристалл». А в науч-попе ценилась выстроенность конструкции, ее смысловая и драматургическая завершенность.

Лично мне приходилось писать и в той, и в другой манере. Это зависело от того, кто главный читатель: редактор-профи или, скажем, заказчик. Заказчику эссе прочесть легче.

Часто для документального проекта достаточно заявки или синопсиса (насколько я знаю, у неигровиков это – одно и то же). У заявки есть две задачи: чтобы ее купили и чтобы ее не украли. Между этими полюсами и балансируют. Поэпизодника отдельно не пишут, потому что сам неигровой сценарий – поэпизодник. Лайфы и синхроны намечаются смыслово, но дословно не прописываются.

Правило № 91. Сценарий документального фильма для ТВ пишут в формате его линейки. Со всеми вытекающими правилами и ограничениями.

Выложенных документальных сценариев в сети я не встречала. Сценарные записи по готовым фильмам, конечно, есть. Буду крайне признательна спецам за конкретные примеры.

Удачной охоты всем нам!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заявка на спортивный праздник
  • Заявка на проведение праздника
  • Заявка на написание сценария
  • Зая устала зая хочет праздника картинка
  • Защитники земли русской сценарий мероприятия