Заявка синопсис сценарий виды сценариев

Что такое синопсис? По какой структуре писать синопсис? Рекомендации по написанию синопсиса. Пример синопсиса фильма “Дюна” (2021).

При создании новой идеи необходимо понимать, что пакет документов сценариста не ограничивается одним лишь сценарием. Туда обычно входят логлайн, библия персонажей, синопсис, план серий, если у вас сериал, и сам сценарий. Сегодня мы разберем один из самых мифических видом текста – синопсис.

Почему мифических? Текстов о том, как писать синопсисы, и примеров синопсисов на просторах интернета очень много. Но понимание сути синопсиса во всех материалах разнится. Более того порой сценарные конкурсы сами по-разному используют термин синопсиса и закладывают в него что-то своё. 

И по сей день начинающие сценаристы задают один и тот же вопрос: как написать синопсис к фильму? Будем разбираться.

Что такое синопсис

В чём точно согласны все участники киноиндустрии, так это в том, что синопсис – это изложение основных событий сценария. Это самое главное требование к синопсису.

Здесь важно каждое слово. Пересказывать нужно не все что происходит в истории, а только самое основное. То, без чего понять сюжет будет невозможно. И это относится к событиям именно сценария, а не к тем событиям, которые произошли в предыстории персонажей или в далёкие времена происхождения мира вашего проекта. 

Также нередко под синопсисом подразумевают описание основных конфликтов проекта. То есть можно кратко описать, в чём суть конфликта основной линии и конфликтов второстепенных линий. Это если говорить про технический аспект синопсиса.

У синопсиса есть и презентационный аспект. Его задача максимально завлечь редактора или продюсера, которому вы хотите продать свою идею. Прочтение сценария к фильму довольно-таки трудоёмкий и долгий процесс, так как это около 90 страниц. Именно благодаря синопсису, который обычно занимает 3-4 страницы (5 максимум), продюсер сможет принять решение, стоит ли дальнейших усилий знакомство с вами, чтение сценария целиком и реализация проекта.

Также синопсис отлично отражает проведённую вами работу над сценарием. Если в синопсисе есть пробелы или логические нестыковки, то это сразу будет замечено продюсером или редактором.

С чего начать написание синопсиса

Синопсис – это далеко не первый этап разработки идеи проекта. К нему нужно подходить со следующими наработками:

— описание идеи и темы;

— понимание основного конфликта;

— жанр и тональность проекта;

— основные черты персонажа, его сильные и слабые стороны;

— формулировка проблемы, которую персонаж будет решать в течение фильма или сериала;

— высказывание, которое вы хотите донести до зрителя.

Из этих наработок уже можно составить краткую заявку и переходить к синопсису.

Не пишите синопсис, не подумав, куда или кому вы отправите его. Иначе, когда синопсис будет готов, и вы решите его отправлять, возможно, его придётся просто напросто переписывать под новые требования. Познакомьтесь с техническим регламентом конкурсов, питчингов кинокомпаний или продакшенов. Все они дают четкое описание, какого формата документы они ждут.

Если все требования ясны, то начните синопсис с описания основного конфликта, а затем как бы наращивайте на него нужные события по структуре ниже.

Часто начинающие авторы путают понятия сюжетной и эмоциональной арки, и в синопсисе пересказывают только события – уволили с работы, приехал домой, пошёл в магазин. Это, конечно, важная часть синопсиса, но вероятнее продюсер будет искать не только события, но и то какой эмоциональный путь проходит персонаж.

Структура и объём синопсиса

В учебнике американского писателя и одного из первых сценарных кинотеоретиков Голливуда Сида Филда под названием “Рабочая книга сценариста” есть глава под заголовком “Четыре страницы”. Не называя слово “синопсис” Филд, рассказывает, что нужно написать и какие события нужно знать, чтобы потом перейти к самому сценарию.

Филд предлагает создавать синопсис фильма на основе трехактной структуры. О том, что это такое и как с ней работать, мы рассказывали в других материалах. Здесь мы лишь кратко обозначим основные пункты.

Любое произведение по этой структуре делится на три акта. Первый включает экспозицию, когда мы знакомимся с героем и его целью, и катализатор, который заставляет героя достигать этой цели. Второй акт фильма – развитие сюжета, где мы наблюдаем, как герой идет к своей цели. Третий акт – это кульминация и финал, когда герой достигает или не достигает своей цели и претерпевает эмоциональные изменения.

В каждом акте есть свой так называемый сюжетный узел – событие, которое сильно меняет сюжет и жизнь персонажа. Первый сюжетный узел расположен в конце первого акта. Как уже упоминали выше, это катализатор, после которого герой не может не решать свои проблемы.

Второй сюжетный узел в конце второго акта – момент, когда решение проблемы персонажем оборачивается шокирующим провалом или же ложным успехом.

Третий сюжетный узел находится в начале третьего акта. Это событие, которое подтолкнет сюжет к кульминации, а героя к финальному испытанию. Часто в этой точке хуже для героя быть уже не может. Эмоционально это самая низкая точка произведения.

Когда вы примерно наметили границы актов и сюжетные узлы, можно начать наращивать синопсис произведения. Приблизительно на 4 страницах Филд рекомендует расположить информацию следующим образом.

  • полстраницы, описывающие начальную сцену, где можно презентовать персонажа, атмосферу и чем-то уже зацепить читателя;
  • полстраницы, описывающие общий ход действия в первом акте;
  • полстраницы, описывающие сюжетный узел в конце первого акта, то есть катализатор;
  • полстраницы для действия во втором акте, где герой активно решает возникшую проблему и как приходит ко второму сюжетному узлу;
  • полстраницы для третьего сюжетного узла;
  • и три четверти страницы для третьего, где должно быть описание того, как тяжело, но успешно герой побеждает антагониста.

Конечно, нужно упомянть, что это не единственный вариант структуры синопсиса. К его написанию можно подходить с разных сторон. Но неизменным остаётся одно: содержание синопсиса состоит из классических драматургических элементов, таких как завязка, развитие, кульминация и развязка.

Что нужно делать при написании синопсиса

Убедитесь, что по вашему синопсису можно понять суть идеи, тему проекта, жанр, примерный масштаб будущего фильма или сериала, тональность и целевую аудиторию. Обязательно прочтите синопсис вслух и проверьте, насколько он понятен и прост. Нет ли там сложных, запутанных предложений? Не запутается ли читатель в героях? В событиях?

Если вы отправляете работу на конкретный конкурс или на открытый питчинг проектов киностудии, то часто у них на сайтах опубликованы требования к синопсису и другим частям заявки. Если они не опубликованы, то стоит уточнить эту информацию. Когда объявлен конкурс, то организаторы часто заботятся о том, чтобы все требования были ясны.

Если одним из требований к синопсису значится объём в одну страницу, то скорее всего на этой странице ожидают увидеть краткую заявку с основными данными о проекте и краткое описание идеи. По сути, в таком случае у вас будет возможность лишь кратко описать основной конфликт.

Но если вы не знаете конкретных требований в кинокомпанию, то лучше воспользоваться рекомендациями, написанными выше – 3-4 страницы.

Что не нужно делать при написании синопсиса

Во-первых, избегайте детальных описаний локаций и персонажей. Если эти детали никак не срабатывают в повествовании, то они лишь забирают объем. Никто не запрещает указать их в поэпизоднике или сценарии, если они там необходимы.

Во-вторых, избегайте диалогов. Если без диалогов не ясны события истории – значит проблема в поворотных пунктах или даже в самой идее. Оставляйте только те фразы или слова персонажей, которые принципиально влияют на сюжет.

В-третьих, избегайте в целом ненужной информации и многословия. Плохой истории они не помогут, а хорошую сделают плохой.

В-четвёртых, не претендуйте сразу же на большой объём. Если в начале по заданной выше структуре получилась страница, не пытайтесь сделать длиннее искусственно. Просто проверьте саму идею, персонажа и события на то, интересны ли они, есть ли эмоциональное изменение и так далее. Если да, то маленький объем – это только плюс. Если нет, продолжайте думать, переписывать и наращивать нужными истории элементами.

Пример синопсиса фильма

Хорошим и понятным примером синопсиса может стать синопсис фильма “Дюна” (2021). Этот фильм является адаптацией одноимённого научно-фантастического романа Фрэнка Герберта. Кинокартина 2021-го года охватывает лишь начало событий книги. Для адаптации любого произведения сценаристы всегда создают отдельную разработку для сценария, перерабатывая сюжетные линии. А значит, создают и новый синопсис. Содержание синопсиса “Дюны” можно представить следующим образом.

Завязка

В очень далёком будущем в руки герцога планеты Каладан, Лето Атрейдесу, передаётся в правление планета Арракис. Арракис, или Дюна как её называют, измучена многолетним правлением жестокого рода Харконненов. Но только на этой планете можно добыть редчайшее во вселенной вещество — специю. Специя продлевает жизнь человек и благодаря ей возможны межпланетные путешествия. Более того, Лето надеется, что однажды передаст бразды правление своему единственному сыну Полу, которому чужда власть и жестокость.

Катализатор

Семья Лето, его сын пол и наложница леди Джессика, отправляются на Арракис с ним. С герцогом же летит и вся его ближайшая свита и обслуга. 

Семья обнаруживает, что Харконненами в их новом доме на Арракисе был замурован шпион, а оставленное оборудование для добычи специи – старое и не рабочее. Их оставили в жестокой пустыне погибать.

Второй сюжетный узел

Выясняется, что это было сделано специально, и Харконнены всё время планировали нападение на Атрейдесов, чтобы прекратить их род. Они шантажируют личного доктора семьи герцога, и тот ради жены предаёт Лето Атрейдеса. Благодаря этому солдаты Харконненов захватывают Арракис. 

Лето Атрейдес оказывается в плену и совершает самоубийство, чтобы отравить своих врагов. Его сын пол и леди Джессика изгнаны в жестокую пустыню на верную смерть. Происходит окончательное падение рода Атрейдесов, как думают Харконнены, а всё ближайшее окружение убито до последнего человека.

Третий сюжетный узел и кульминация

Полу и его матери леди Джессике предстоит справляться с тяготами пустыни в одиночку. Встретив недружелюбных фременов, жителей пустыни, Пол вынужден сразится с ними на смерть, чтобы защитить мать. И он совершает своё первое убийство (кульминация). Убийство становится последней каплей того, чтобы Пол понял, что ему предстоит продолжить дело отца, стать новым лидером своего народа и познать Дюну.

Стоит обратить внимание, что синопсис даже такого достаточно сложного фильма с множеством линий, яркими персонажами, запутанными родословными и огромной научно-фантастической составляющей можно изложить на одной странице. И более того, остался объём, чтобы отметить и эмоциональное изменение главного героя и разбавить текст какими-то интересными вещами развлекающими читателя. 

Синопсис написать гораздо легче, когда под рукой уже есть готовая качественная предварительная разработка идеи. Если синопсис не ладится, то смело возвращайтесь в разработку и смотрите, что там не так. 

ОТВЕТ:

Литературный
сцена́рий

(ист. и спец. применяется в кинематографе) —
законченное кинодраматургическое
произведение. Он должен содержать
полное, последовательное и конкретное
описание сюжета, состоящего из
разработанных сцен и эпизодов, диалоги
и раскрывать образы героев. Литературный
киносценарий, независимо от жанра, формы
и стилистических особенностей должен
отвечать и производственно- экономическим
требованиям кинематографа.(типовой
сценарный договор, утвержденный приказом
Председателя Комитета по кинематографии
при Совете Министров СССР от 14 апреля
1971 года № 188)

Литературный
сцена́рий
 —
полноценное художественное произведение,
отвечающее специфическим и производственным
требованиям фильмопроизводства, где с
учетом зрительных и звуковых образов
дается описание эпизодов фильма с
диалогом актеров (Б. Н. Коноплев
«Основы фильмопроизводства» М. «Искусство»
1969 стр.91)

Фактически,
то что раньше называлось литературным
сценарием — это и есть киносценарий
в сегодняшнем понимании

(«Инструкция о порядке оформления
договоров киностудий союзного и
республиканского подчинения с авторами
на написание киносценариев для
художественных кинокартин, а также
учета и контроля за выполнением
договоров», утвержденная приказом
министра кинематографии СССР от 28
декабря 1946 года № 217-м; «Инструкция
о порядке запуска художественных фильмов
в производство», утвержденная приказом
Председателя Государственного комитета
Совета Министров СССР по кинематографии
от 7 марта 1964 года № 76).

Хотя
в некоторых компаниях до сих пор
используется понятие Литературный
сценарий для определения киносценария.

Некоторые
сценарные агентства для «увеличения
объема работ» специально разделяют
создание литературного сценария и
киносценария, что опытными продюсерами
пресекается на корню.

Понятие
«Литературный сценарий» было введено
исключительно для различия режиссерского
сценария и киносценария, который ложился
в основу фильма, поскольку и режиссёрский,
и литературный сценарий являлись
киносценариями.

В
советское время создание литературного
сценария выделялось в отдельный период
создания фильма. Так же поступают до
сих пор.

Режиссёрский
(режиссёрско-монтажный; постановочный)
сцена́рий

(ист. и спец., применяется в кинематографе) —
это непосредственный итог углубленного
изучения режиссёром литературной основы
будущего фильма. Это как бы запись
фильма, родившегося в творческом
воображении режиссёра в результате
анализа литературного сценария и
изучения всех связанных с его темой
образов и материалов. Режиссёрский
сценарий формулирует во всех деталях
развитие сюжета и определяет
монтажно-ритмический строй и особенности
изобразительного решения. Режиссёрский
сценарий является тщательным и глубоко
продуманным планом всей творческой и
производственной работы постановочного
коллектива. (С. Герасимов. О профессии
кинорежиссёра. М. Госкиноиздат 1952 год)

Форма
режиссёрского сценария может видоизменяться
в зависимости от сложности проекта и
требований производственной компании.

Откуда
берутся Литературные сценарии

Любой
из перечисленных ниже источников может
стать основой для будущего Литературного
сценария:

  • Идеи

  • Изображения

  • Персонажи

  • Концепции

  • Исторические
    события

  • Народный
    эпос

  • Места

  • Сны

  • Реальные
    события

  • Фантазии

  • Воспоминания

  • Общественные
    проблемы

  • Новости

  • Газетные
    статьи

  • Переработка
    или адаптация литературных произведений
    (сценарий становится производным
    произведением — экранизацией)

С
последним источником необходимо быть
осторожнее, поскольку затронуты права
других авторов.

Основные
элементы Литературного сценария

Литературный
киносценарий — это почти всегда
компоновка следующих стандартных
блоков:

  • БЛОК
    «Время и место действия»

  • БЛОК
    «Описание действия»

  • БЛОК
    «Имя героя»

  • БЛОК
    «Реплика героя»

  • БЛОК
    «Ремарка»

  • БЛОК
    «Титр»

Форма
Литературного сценария прежде всего
диктуется производственными особенностями
конечного продукта-фильма.

Сюжетное
построение Литературного сценария

Любой
Литературный сценарий фильма, независимо
от его жанра, можно условно разделить
на части:

  • экспозицию —
    где зритель знакомится с главным героем
    или героями, миром в котором живут
    герои, местом и временем;

  • завязку —
    первое событие, где герой или герои
    попадают в ту самую драматическую
    ситуацию, которая приведет к усложнению;

  • усложнение —
    событие, после которого герой или герои
    уже вынуждены делать какие-либо действия;

  • перипетии —
    самая большая часть фильма, когда герои
    сталкиваются с препятствиями, которые
    преодолевают;

  • кульминацию —
    самая высокая точка кипения, когда
    кажется что «дальше уже некуда»;

  • развязка —
    разрешение драматической ситуации;

  • финал
    («heppy and»; философские рассуждения
    героев; событие, выводящее на новый
    круг; и др.)

Жанры
Литературных сценариев

Структура
жанров киносценариев, которые ложатся
в основу фильма, в России широка и
разветвлена, поэтому Российская система
жанров оставлена для развлечения
кинокритиков, а сейчас принято пользоваться
Голливудской системой определения
жанров. Голливуд выделяет четыре основных
составляющих для определения рейтинга
или параметров проката:

  • Тема
    фильма

  • Настроение,
    которое несет фильм

  • Формат
    фильма

  • Целевая
    аудитория

Первые
два параметра используются для рекламы,
вторые два — обычно выносятся в
примечание к фильму.

Тема
фильма делится на:

  • Криминал
    (Crime) — рассказывает о преступниках
    и борьбе с ними, раскрывает место, его
    характер и сферу преступной деятельности

  • Исторический
    (Historical) — рассказывает об исторических
    личностях и событиях

  • Научная
    фантастика (Science fiction) — технологии,
    космос и пр.

  • Спорт
    (Sports) — рассказывает о спортивных
    достижениях и борьбе с самим собой.

  • Подростковый
    (Teen) — вращается вокруг обычного
    конфликта подростков

  • Военный
    (War) — поля сражений и места, относящиеся
    к военному времени

  • Вестерны
    (Westerns) — истории об освоении дикого
    запада

  • Катастрофа
    (Disaster)- рассказывает о катастрофах,
    приводящих к апокалипсису

Список
тем в принципе можно продолжать и
продолжать.

Настроение,
которое несет фильм, делится на:

  • Действие
    (Action) — как правило, предполагает
    моральное воздействие на выбор между
    «хорошо» и «плохо» разыгрывается с
    помощью насилия или физической силы.

  • Приключение
    (Adventure) — привлекаются чувства
    опасности, риска и / или шанса, часто с
    высокой степенью фантазии.

  • Комедия
    (Comedy) — с целью вызвать смех

  • Драма
    (Drama) — в основном ориентирована на
    развитие персонажа, часто в ситуациях,
    которые знакомы широкой аудитории.

  • Фэнтези
    (Fantasy) — вымысел внешней реальности
    (то есть миф, легенда).

  • Ужасы
    (Horror) — с целью вызвать страх.

  • Мистика
    (Mystery) — переход от неизвестного к
    известному по выявлению и решению ряда
    почти неразрешимых проблем.

  • Романтика
    (Romance) — останавливается на элементах
    романтической любви

  • Триллер
    (Thrillers) — целью вызвать возбуждение
    и / или нервное напряжение в аудитории.

  • Нуар
    (noir)- характеризуется особой атмосферой
    пессимизма и безысходности.

Формат
фильма в свою очередь делится на:

  • Жизненное
    действие (Live action) — наиболее
    распространенный. Живые люди в
    предлагаемых обстоятельствах

  • Анимация
    (Animation) — быстрое отображение
    последовательности 2-D рисунков или 3-D
    моделей для того, чтобы создать иллюзию

  • Биография
    (Biography) — также известный как
    «биографический фильм», формат, который
    рассказывает о реальной истории
    исторической личности и событиях в ее
    жизни происходящих.

  • Документальный
    (Documentary) — снимается на основе реальных
    событий, фактов, личностей

  • Мюзикл
    (Musical) — песни в исполнении персонажей
    и вплетены в повествование.

По
целевой аудитории фильмы делятся на:

  • Детские
    фильмы (Children’s film) — фильмы для детей
    младшего возраста; в отличие от семейных
    фильмов, не прикладывается никаких
    особых усилий, чтобы сделать фильм
    привлекательным для другой аудитории.

  • Семейный
    фильм (Family film) — это должно быть
    привлекательным для людей всех возрастов
    и пригодные для просмотра на молодежную
    аудиторию. Примерами этого являются
    фильмы компании Дисней

  • Фильмы
    для взрослых (Adult film) — предназначены
    для просмотра только взрослой аудитории,
    содержание может включать в себя
    насилие, нарушения норм, непристойный
    язык или явное сексуальное поведение.

Процесс
создания Литературного сценария

Гениальные
сценарии создаются по наитию, но действует
тот же принцип, что и в литературе:
«Можешь не писать-не пиши».

Они
рождаются в сознании сценариста, а потом
выплескиваются на бумагу.

Но
что делать, когда есть идея, а ты не
знаешь как ее выплеснуть на бумагу? Или
когда нет тяги к написанию, а писать
надо?

Для
этого существуют особые тонкости,
которые знакомы только профессиональным
сценаристам.

После
того, как у вас появилась идея —
оформите ее в виде слов. Два-три
предложения, которые будут отвечать на
вопрос: «О чем фильм?». Такое описание
называется «лог-лайн».

Когда
ваша идея воплощена в словах, ваша идея
должна быть воплощена в сюжет. Вы
выбираете жанр ее представления, а потом
пишите сюжет. Для этого существует
отдельный документ — «синопсис».
Синопсис — это изложение сюжета в
литературной форме. Некоторые начинающие
сценаристы делают ошибку, когда не пишут
данного документа. В дальнейшем в их
законченном киносценарии сюжет может
уйти совсем в другую сторону.

После
того, как вы определились с сюжетом, вам
необходимо создать описание персонажей,
которые участвуют в вашем сюжете. При
описании, персонажи делятся на главные
и второстепенные, подробно указываются:
имя, отчество, фамилия, возраст, род
занятий, родственные и иные связи с
другими персонажами. Для этого существует
«лист описания персонажей» («Поперсонажник»).
Частой ошибкой начинающих сценаристов
является путаница в характеристиках
персонажей. В одной сцене персонажу 30
лет, а в другой уже 35, причем действие
происходит на следующий день.

Очень
важным для производства является
количество съемочных объектов и их
описание. Съемочный объект — это
место действия. Место действия во многом
характеризует героев, а потому требует
описания. Начинающие сценаристы с
объектами съемок допускают те же ошибки,
что и с персонажами. В один день квартира
украшена картинами, в другой день «пустая
комната». Возникает вопрос: квартиру
ограбили? Для описания объектов съемок
существует отдельный документ —
«Лист объектов съемок».

Лог-лайн,
синопсис, лист описания персонажей и
лист объектов съемок в дальнейшем служит
для самоконтроля сценариста при написании
сценария, а также для избегания
элементарных логических ошибок. Эти
документы могут расширяться, а в
дальнейшем они упрощают работу съемочной
группы.

Чем
меньше съемочных объектов и героев, и
чем интереснее сюжет, тем больше
вероятность постановки фильма по
сценарию.

После
того, как вы сформировали все данные
документы, вам необходимо определить
последовательность сцен и эпизодов.
Для этого существует так же отдельный
документ, который называется —
«сценарный план» («поэпизодник»,
«посерийник», «поблочник» и т. д.).
В нем вы излагаете последовательность
событий и действий.

Когда
«сценарный план» сформирован, вы
приступаете к написанию диалогов
(непосредственно киносценарию) на
основании всего вышеперечисленного.
Особое внимание в диалогах уделяется
раскрытию характеров персонажей и
«говорящим деталям», поскольку само
действие уже детально проработано.

С
советских времен технология создания
литературных сценариев не изменилась.
Все так же подаются заявки. Подбор
сценарных идей осуществляется все теми
же редакторами киностудий, но теперь
уже с учетом мнений основных игроков
рынка: кинпрокатчиков и телевизионных
компаний. Некоторое время назад на этот
рынок начали выходить интернет-компании,
которые набирают обороты по заказу
фильмопродукции.

А
уже потом, после подписания договора,
пишется Литературный сценарий.

На
основе Литературного сценария
режиссером-постановщиком пишется так
называемый «Режиссёрский
сценарий
»,
представляющий из себя изобразительное
решение Литературного сценария.

Особенности
создания Литературных сценариев сериалов

При
создании сценарных произведений для
сериалов, существует особая технология.

При
создании сценарных произведений для
сериалов в команде сценаристов работают:
«главный автор», «сюжетчики» и
«диалогисты».

В
обязанности «главного автора» обычно
входит создание «концепции сериала»
(описание проекта), создание команды
авторов и утверждение ее у продюсера,
правка и редактирование материалов,
предоставляемых командой авторов.

В
обязанности «сюжетчиков» обычно входит
создание сценарных планов: посерийных
и поэпизодных, а также развернутых
синопсисов.

В
обязанности «диалогистов» обычно входит
написание диалогов (собственно
киносценариев) на основе утвержденных
«концепции сериала», сценарных планов
и развернутых синопсисов.

Перед
работой над проектом главный автор
подает заявку. Формы заявки до сих пор
не существует, однако чаще всего в заявке
указывается:

  • названия
    проекта;

  • жанр;

  • логлайн,
    основные герои, краткое изложение
    (краткий синопсис);

  • целевая
    аудитория;

  • предполагаемый
    хронометраж фильма/серии;

  • количество
    серий (если это сериал).

Иногда
указывается полная композиция проекта.

В
дальнейшем, усилиями основного сценариста
(главного автора) эта заявка расширяется
и превращается в «библию проекта» (или
концепцию проекта). Концепция сериала
(описание проекта, библия проекта),
согласно обычаям делового оборота, это
отдельный документ, который разрабатывается
сценаристами до начала работы над
сериалом и в полном виде включает в
себя:

  • Название
    проекта

  • Лог-Лайн
    проекта — это одно или два предложения,
    которые рассказывают все про сериал и
    могут быть использованы как средство
    двойного контроля во время написания
    сценария.

  • Формат
    проекта — Вертикальный, горизонтальный
    или вертикально-горизонтальный сериал.
    Количество серий. Количество минут в
    серии. Необходимые примечания.

  • Жанр
    и структура проекта — жанр проекта,
    композиция проекта

  • Краткий
    синопсис сериала — Чтобы не вспоминать
    каждый раз как переводится греческое
    слово «sinopsis» достаточно запомнить его
    латинский синоним «conspectus» (конспект).
    Размер краткого синопсиса — не более
    страницы. Включает весь сериал.

  • Идея
    и тема сериала — Идея — это
    мысленный прообраз сериала, выделяющий
    его основные, главные и существенные
    черты. Тема (греч. thema, буквально «то,
    что положено в основу») — предмет
    (суть) сериала.

  • Сюжетные
    линии — вертикальные и горизонтальные
    сюжетные линии, главная и второстепенные
    сюжетные линии.

  • Мир
    и антимир — мир, в котором живут и
    действуют герои, и мир, в который они
    попадают. Описание этих миров добавляют
    красок к проекту и работают на контраст
    героев и окружающей их обстановки.

  • Описания
    персонажей — полный список персонажей
    (главные и второстепенные — имя,
    отчество, фамилия, возраст, род занятий,
    родственные связи с другими персонажами)

  • Развернутый
    посерийный синопсис — описание
    сюжета серий.

  • Список
    и описание Объектов — описание
    объектов, в которых происходит действие.

Когда
сформирована концепция, написаны
сценарии первых серий сериала и сценарии
серий приняты, начинаются съемки сериала.

Необходимо
отметить, что в сериалах главным автором
фильма является не режиссер-постановщик,
а скорее «главный автор сценария».

Стандарты
форматирования Литературного сценария

В
Советское время объем сценария
рассчитывался от метража кинопленки.
2500—2700 метров кинопленки равнялось
70-80 страницам машинописного текста,
написанного через два интервала. С
появлением видеосъемочного оборудования
измерения по метражу пленки стало
неактуальным.

Сейчас
практически у всех есть чудо техники —
компьютер — с программой MS Word, поэтому
достаточно установить шаблон разметки
и потом использовать его с помощью
кнопки «Формат по образцу».

Первыми
применили компьютерную разметку в
Голливуде Гильдия сценаристов Америки
(Writers Guild of America). При их разметке страницы
1 лист формата A4 приблизительно равнялся
одной минуте экранного времени.

Благодаря
доступному программному обеспечению
написать сценарий в правильном формате
стало проще. Вот некоторые из современных
американских программ для этой цели:
FinalDraft, Scriptware, Movie Magic и Script Thing. Большая
часть из них может форматировать текст
прямо по ходу набора.

Однако
при применении этих программ в России
возникли проблемы связанные с языком
и одна страница уже не равнялась
приблизительно одной минуте экранного
времени.

Поэтому
российские сценаристы разработали свой
формат написания сценария и даже свою
программу «Писарь».

На
данный момент разметка российского
сценария выглядит следующим образом:

  • Шрифт:
    Courier New

  • Размер
    шрифта: 12

  • Выравнивание:
    по левому краю

  • Жирный
    шрифт, шрифт курсивом и шрифт с
    подчеркиванием НИКОГДА не используются

  • Поля
    страницы: Верхнее — 2,5 см, Нижнее —
    1,25 см, Левое — 3,75 см, Правое —
    2,5 см. Остальное без изменений.

  • Параметр
    «Абзац» блока «Имя героя»: Слева —
    6,75 см, Остальное без изменений.

  • Параметр
    «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева —
    3,75 см, Справа — 3,75 см, Остальное
    без изменений.

  • Параметр
    «Абзац» блока «Ремарка»: Слева —
    5,5 см, Справа — 4,5 см, Остальное
    без изменений.

Новшество
было воспринято крупными кинопроизводителями
и прежде всего телеканалами. На телеканалах
все измеряется в хронометраже. Сценарии
написанные в ином формате на каналах
могут быть отправлены в корзину не
читая. Исключение составляют именитые
сценаристы.

Литературный
сценарий, как объект авторского права

Литературный
сценарий относится к отдельному виду
произведений — сценарные произведения,
и служит основным произведением для
создания производного аудиовизуального
произведения — фильма или сценарного
произведения-режиссерского сценария
(ст.1259 ГК РФ).

Литературный
сценарий созданный на основе произведений
литературы, является производным
произведением от этих произведений
литературы — экранизацией (ст.1259-1260
ГК РФ). Создание экранизации может
осуществляться только с согласия автора
литературного произведения и на основании
соответствующего договора (ст.1260 и 1270
ГК РФ).

БИЛЕТ№
5.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    14.04.20154.36 Mб59ОТВЕТЫ 26-29.doc

В прошлом месяце один из читателей задал вопрос про сценарные заявки. Только сейчас нашёл время опубликовать ответ.

Вопрос: Будет здорово, если вы поделитесь вашим опытом и знаниями относительно заявок. Дело в том, что все советы, которые можно найти в Сети, довольно размыты и не дают четких ответов на многие вопросы новичка. А именно:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?
2. Какой объем должна иметь заявка?
3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?
4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?
5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?
6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?
7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?
8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

***

Насколько мне известно, в России стандарта для написания сценарных заявок не существует, форма написания заявок произвольная, поэтому всё запутано и размыто. Я предпочитаю короткие, не более одной страницы заявки. Хотя видел и те (особенно для сериалов), которые занимали 5-6 листов. Чтобы получить более полный ответ, я попросил Ирину Николаевну Кемарскую, члена Союза кинематографистов России и лауреата премии ТЭФИ, дать свои комментарии. Уверен, мнение профессионально редактора будет не только интересно, но и полезно многим читателям моего блога.

Итак, вопросы и ответы:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?

Александр Волков: Если коротко, то сценарная заявка — документ, в произвольной форме излагающий основную идею сценария. Пишется сценаристом для продюсерских компаний в надежде, что заинтересовавшись идеей, компания заключит договор с автором на написание сценария. Сейчас, если не ошибаюсь, чаще всего пишутся заявки для ТВ-сериалов; для полнометражных художественных фильмов лучше предоставлять синопсис или сценарий. Хотя всё зависит от требований компаний.

Ирина Кемарская: Заявки, с которыми мы имеем дело в России в относительно массовом порядке – это заявки на отдельные выпуски вертикальных сериалов и фильмов выходного дня. Все, что касается длинномеров (телероманов), — пишется штатными авторами и группами сюжетчиков. Там сторонние идеи не нужны.

Заявки на новые сериалы и фильмы от сторонних авторов шансов на прочтения почти не имеют. Их пишут сценаристы с именем, для конкретных продюсеров, и с расчетом на конкретный канал. Сценарий тоже никто читать не будет, если он неизвестно от кого. Служб, чья обязанность читать все, что идет самотеком, на практике у нас нет (после банкротства компании АМЕДИА). Возможны случайные попадания через систему знакомых.

АВ: В заявке указывается:

— названия проекта;

— жанр;

— логлайн + основные герои + краткое изложение;

— целевая аудитория;

— предполагаемый хронометраж фильма/серии;

— количество серий (если это сериал);

ИК: Я бы еще добавила энергичность письма и какой-то манок, крючок, на который попадется не зритель, а основной потребитель заявки – продюсер. Он тоже человек.

2. Какой объем должна иметь заявка?

АВ: Как я понимаю, стандартов в России пока нет. Может быть от 1 до 3 страниц и более. Важно не количество страниц, а ясное, увлекательное изложение проекта. Если не ошибаюсь, на Западе такого понятия как «сценарная заявка» не существует. По крайней мере, я не встречал. У них в ходу логлайны, синопсисы, тритменты и сценарии. Продюсер принимает решение запросить или отклонить сценарий на основании логлайна.

Или же под сценарной заявкой можно понимать «query letter» или просто «query» — письмо-запрос (объёмом менее чем на одну страницу), в котором автор указывает название сценария, жанр, логлайн, плюс пара строчек о своём «бэкграунде», т.е. профессиональный ли он сценарист, какие сценарные курсы закончил, выигрывал ли конкурсы. Такое письмо пишется на имя конкретного продюсера/режиссёра/актёра/агента (с обращением «Dear Steven Spielberg» или просто «Dear Steven». Безымянные письма типа «Dear Sir», «Dear Madam» или «To whomever it concerns» читать никто не будет. (Более подробно о том, как писать письма-запросы в Голливуд можно прочесть здесь, здесь и здесь).

ИК: На конкретную серию (выпуск, эпизод – устоявшегося единого термина нет) обычно пишут одну страницу текста. Но: я знаю случаи, когда шеф-редактор намеренно требовала от авторов текст на 3 страницы, который называла заявкой, — чтобы убедиться, что они реально понимают задачу (сюжет, основные повороты, финал). На брифинге заявку питчингуют в виде логлайна, но дальше могут потребовать дополнительные сюжетные детали.

3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?

АВ: Если продюсерская компания заинтересуется заявкой, то вполне может её приобрести. (Хотя не думаю, что это происходит часто. По крайней мере, в Голливуде такое возможно). Затем компания перепоручит «своим» сценаристам написать сценарий. Заявка в чём-то похожа на синопсис, где излагается суть проекта. Если синопсис краткий, он входит в заявку.

ИК: НЕТ! Свои сценаристы ничего за чужого автора переписывать не будут. Они сами придумают этот проект от начала до конца! Поэтому шансы есть только у сильного новичка, который готов сам прописать сценарий. Это вопрос и низких бюджетов, и авторских прав, и просто большого объема работы.

4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?

АВ: На мой взгляд, нет. Хватит и синопсиса. Зависит от требований компании, что они просят прислать — заявку, синопсис или сценарий. Однако, если собираетесь посылать сценарий полнометражки в Голливуд, без «query letter» не обойтись. А вот синопсисом можно пренебречь. В Голливуде читают (а стало быть и ценят) готовые проекты. Документы, в произвольной форме излагающие содержание сценария, мало кого интересуют. Разве только на ТВ. Многие авторы американских учебников настоятельно рекомендуют своим читателям никогда не отправлять продюсерам синопсисы. Только либо готовый сценарий, либо первые 10 страниц. Даже если продюсер просил выслать только синопсис.

ИК: Мой главный продюсер не умеет читать. То есть он звереет на пятой строке. Поэтому, если я ему пишу, то главная информация должна уместиться в первых пяти строчках. Дальше – детали, как в промотекстах: мельче, мельче, еще мельче… Заявка обязательно должна быть – для начальников.

5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?

АВ: Не думаю, что есть чёткие формы. Каждый автор пишет по-своему. Важно, чтобы ключевые элементы были в заявке отражены. (Название, логлайн, краткое изложение, целевая аудитория). Если сценарий комедии, будет только плюсом, если заявка будет написана с чувством юмора.

ИК: Четких форм нет, но правила оформления есть. Причем они могут различаться в разных компаниях. Идеально получить пример такой формы и строить заявку по нему. Если это невозможно, то просто очень тщательно и аккуратно все оформить. Вы не представляете, какие черновые опусы приходят к нам в виде заявок!

6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?

АВ: С документальными фильмами не приходилось иметь дел. Поэтому, смею предположить, что принципиально ничем. Разве что количеством страниц. Заявка сериала может содержать больший объём страниц, чем заявка полнометражки, т.к. иногда авторы описывают происходящее в каждой серии. Документальные фильмы никогда не писал. Думаю, должно быть всё тоже, что и для полнометражки: описание происходящего на экране.

ИК: Различия, конечно, есть, но об этом в двух словах не расскажешь, особенно про игровые и неигровые. Надо с примерами…

7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?

АВ: Всё продюсеры разные. Кому-то чем короче, тем лучше. А кому-то развёрнутое содержание подавай. Было бы оригинально и увлекательно (и по возможности — недорого).

ИК: Продюсерам нравится то, что удержит у экрана максимальное число зрителей. Его тонкие смыслы не волнуют. Его волнует реакция канала-покупателя, которого волнует рекламодатель, которого волнуют рейтинг и доля.

8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

АВ: Я люблю, когда пишут коротко, ясно и увлекательно. Чего и вам желаю.

9. Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

АВ: Напишите одну-две серии для продюсерской компании. Заинтересуются, пусть заключают контракт. А то смысла нет тратить время на написание 16 серий (и более) сериала, когда неизвестно, купят его или нет. Заявка для того и пишется, чтобы продюсер заинтересовался и заключил контракт на написание сценария. Или напишите полнометражку, отправьте продюсеру. Если понравится, могут заключить контракт.

ИК: Чтобы продать готовую полнометражку, я бы готовила весь пакет, от простого к сложному: и заявку, и синопсис (и сценарий в загашнике). Потому что синопсис реально прочтет один из 5-ти начальников, максимум. А заявку проглядят все. А заинтересовавшись, могут прочесть и синопсис.

***

PS Посмотрите следующую статью на сайте Елены Арбузовой. Это больше похоже на синопсис или тритмент (более подробный синопсис), чем на «query letter» (т.е. американскую сценарную заявку). Но в таком духе вполне можно писать заявки для российских компаний, не забывая о ключевых элементах. Хотя, вообще говоря, я бы предпочёл, чтобы в российском кинематографе всё было более стандартизировано. Заявка – 1 страница, синопсис – от 1 до 3-х, тритмент – 12-15 для фильма выходного дня (метражом в 1 час) и до 25-30 страниц для полнометражки).

http://new_storyteller.livejournal.com

Когда сценарий готов, следующий этап — предложить его студиям. Сценарная заявка — это важная составляющая этого этапа. Как правильно ее оформить, что указывать, а чего избегать —  читайте в этой статье. 

Заявка — это документ, который вы отправляете на студию или канал, с целью презентовать свой сценарий.  Задача заявки — продать ваш сценарий. Поэтому в первую очередь она должна быть функциональной.

Из нее должно быть понятно:

  •  О чем ваша история
  • Почему эта история может быть интересна студии и зрителям
  • Почему вы присылаете сценарий именно этой студии или каналу
  • Какой коммерческий потенциал  и целевая аудитория у вашей истории 

Жестких регламентированных требований к оформлению заявки в индустрии нет, у каждой студии есть свои нюансы и предпочтения по оформлению, поэтому самое главное — это содержание. По сути, в заявке вы перечисляете и показываете все сильные стороны и преимущества вашего сценария.

Маловероятно, что благодаря только сценарной заявке, с начинающим автором  сразу же заключат договор. Даже от сценаристов с опытом ждут все-таки готового сценария. Поэтому, к тому моменту, когда вы будете отправлять заявку,  ваш  сценарий должен быть уже готов или находиться на стадии финального драфта. По заявке студия поймет, насколько то, что вы предлагаете является их форматом и уже прочитав файл, примет решение — стоит ли просить сам сценарий. Куда отправлять сценарий? >>>>>

Особенно актуальна заявка, когда речь идет о сериалах, ведь сериал может идти несколько сезонов, и студии важно понимать, какой потенциал у того проекта, который вы хотите ей продать, сколько лет он потенциально может продержаться в эфире и сколько сезонов может продолжаться история.

Некоторые каналы, студии сразу просят прочитать сценарий, но лучше перестраховаться и прислать и то, и другое. Например, канал ТВ-3 не читает заявки, там просят сразу прислать сценарий. Тогда то, что у вас было в заявке, вы в краткой форме переносите в тело письма, потому что рассказать о проекте и о себе в короткой форме все же нужно. 

Задача заявки — продать уже готовый продукт, ваш сценарий. В случае успеха, студия свяжется с вами и может попросить выслать проект, нужно быть к этому готовым. Когда дело касается  сериалов,  достаточно написанной первой серии и последующих серий в виде краткого описания.

Структура заявки состоит из десяти пунктов, которые последовательно рассказывают о самых важных составляющих будущего фильма или сериала.

  • Название проекта

Идеальное название то, которое будет намекать на жанр фильма, интриговать и показывать суть вашей истории. 

Примеры хороших названий:

Как я встретил вашу маму — оно длинное, зато полностью раскрывает суть проекта и намекает на комедийный жанр. 

Звоните Дикаприо — интригует и интересно звучит, легко запоминается и заставляет фантазию работать, что же там такое может быть в сериале.

  • Хронометраж 

Указываете сколько минут идет фильм, если у вас сериал — сколько минут идет каждый эпизод, плюс — сколько потенциально серий в сезоне. 

  • Целевая аудитория

Можно указать аудиторию предполагаемого канала или возрастную категорию. Не надо писать, что проект понравится всем. Вы отправляете заявку на конкретный канал, вы должны знать аудиторию этого канала, контент, с которым он работает. Поэтому пишите конкретно, для кого проект — молодежная комедия, брутальный боевик и так далее.

Не бойтесь, что будучи слишком конкретным, вы рискуете — каждая студия ищет личность, уникальное высказывание, а общие слова и обещания мало кому интересны. 

  • Референсы

Указывайте референсы — проекты, на которые похож ваш фильм. Если вы пишете полный метр, ориентируйтесь в первую очередь на российские проекты. Если не получается без зарубежных проектов, ориентируйтесь на сборы в России, чтобы показать, почему такой формат в нашей стране может быть успешен. И указывайте, что именно связывает ваш проект с референсами, например, структура персонажей, тема, сюжет.

  • Готовность

Честно обозначьте, что у вас готово: заявка, поэпизодник, библия персонажей, сценарий. Пишите что полностью написано, а что находится в разработке.

  • Авторы

Здесь вы пишите свое имя и соавторов, если такие есть.

  • Контакты

Обязательно указывайте номер телефона и электронную почту. На студии могут распечатать вашу заявку, но не будут искать потом по электронному ящику, с какого же адреса она пришла, т.к. это иногда просто невозможно сделать.

  • Теглайн

Теглайн — это слоган вашего проекта. Можно посмотреть примеры на кинопоиске, почитайте теглайны из ваших референсов. Конечно не нужно брать слишком популярные из серии — семь раз отмерь….

Но не тратьте на эту часть слишком много времени, это не обязательный элемент заявки. В дальнейшем, теглайном будут заниматься маркетологи, задача которых сделать так, чтобы зритель еще больше заинтересовался фильмом.

  • Логлайн

У нас есть отдельная статья о том, как писать логлайн и что это такое, если вы хотите освежить эту информацию.

  • Описание главных героев

Описание должно быть функциональным и состоять из одного-двух предложений. Укажите архетип, ключевые характеристики персонажа. Если с ключивыми характеристиками проблема, почитайте о том, как улучшить образ героя в сценарии >>>>>  Используйте минимум описательных прилагательных, факты важнее. Всех героев описывать не нужно, только главных героев, которых вы используете в заявке.

  • Краткий синопсис

Это самая важная часть в заявке, здесь вы  презентуете свою историю. В кратком варианте синопсиса нужно перечислить поворотные пункты вашей истории  — экспозицию, первый поворотный пункт, центральный поворотный пункт, кульминацию, развязку. 

Задача — показать какие происходят действия и в какой последовательности. 

Опустите слишком долгие описания, сразу приступайте к сути истории, вовлекайте редактора или продюсера в нее. Если в первом абзаце ему станет скучно, скорее всего дальше он читать не станет, либо будет делать это ускоренно. Учитывайте, что вы отправляете свою заявку человеку, который может быть еще сто таких уже прочитал за день и 99% из них ни о чем. Подумайте, как можно сразу же зацепить своей историей, и начинайте именно с этого. 

При этом, обязательно допишите до конца, что происходит в фильме. Не нужно обрывать на кульминации и писать что-то из серии: а что дальше, вы узнаете, когда ответите на мое письмо. Редакторпродюсер должен знать, чем ваша история начинается и как заканчивается. 

При работе с сериалом, вы пишите синопсис первой серии, а дальше указываете таймлайн всего сезона, перечисляя, что еще произойдет, например, в формате логлайна. 

Синопсис должен занять 1-2 страницы от всей заявки — объем которой 1-3 страницы. И помните, чем короче, тем лучше. Ваша задача в заявке достучаться сразу до двух целевых аудиторий: продюсераредактора и зрителя. 

Если вы пришлете просто пустое письмо с вложенной заявкой и сценарием, его могут даже не посмотреть. 

В теле письма представьтесь, напишите, почему вы именно этой студии отправляете свой сценарий. Сделайте это так, чтобы редактор понял, что вы действительно ориентируетесь в индустрии и понимаете, куда отправляете свой проект. 

Расскажите про свой опыт, почему вы написали именно эту историю, как связаны с ней: свидетель истории, сами были в такой ситуации и так далее. Личная вовлеченность важна, она дает понять, что то что вы рассказываете — уникальный опыт. 

Все это должно занять 3-4 предложения, остальное будет в вашей заявке. Важно с одной стороны, не переборщить с лестными отзывами о студии, а с другой, чтобы письмо было не шаблонной рассылкой всем подряд, а действительно обращено к конкретной студии или, даже человеку, если вы лично редактору отправляете проект. 

  • Воды 

Не нужно писать общие фразы из серии “тут будет неожиданный поворот”, “происходит каскад сумасшедших событий” и так далее. Указывайте конкретные события и конкретные повороты. 

  • Обращений

Не нужно обращаться к редактору в заявке, рассказывайте историю через действия, путем изложения, фразы типа “вы увидите как он лезет через гору” не уместны. 

  • Мелких деталей

В заявке не важно, красный был или зеленый плащ у героя, опустите все отвлекающие детали, если они не имеют значения для сюжета или характера героя, только самая суть истории. 

  • Вопросов

Не нужно заканчивать краткий синопсис обращаясь к читающему, спрашивая, что будет дальше, как с этим быть и так далее. Никаких повисших вопросов остаться не должно, прозрачность и конкретика — ваше оружие. 

  • Опечаток

Просто потому что они отвлекают и портят впечатление. Вы не обязаны быть филологом и на какие-то случайные моменты закроют глаза, особенно, если история того стоит, все живые люди, но важно не переборщить.

Завершая разговор об оформлении сценарной заявки, хочется повторить, что действительно важен индивидуальный подход, знание целевой аудитории каналастудии, понимание форматов, с которыми работает студия. 

Основная функция сценарной заявки — продать проект. Поэтому об окупаемости вам тоже нужно задуматься. Студии и каналы на контенте зарабатывают, ваше кино способно принести кассу? Если вы так считаете, подкрепите свою точку зрения референсами. 

Один из источников финансирования — государственный бюджет, и на сайте министерства культуры можно найти полную информацию о том, какие фильмы могут претендовать на грант. Пробегитесь по списку, подходит ли ваш проект? 

Это не значит, что ваше кино не может быть высоко художественным, идейным, интеллектуальным. Это значит, что надо подать его так, чтобы большинство людей смогло вашу эстетику, идею, символику, разглядеть. Дерзайте и все получится!

Пролог

За долгие годы существования такого жанра искусства как кино, умельцы этой профессии понапридумывали множество полезных бумажек, которые упростили им жизнь, но заставили напрячься авторов. Аргументируя это тем, что, мол, «нам же потом с этим работать» продюсеры ввели целую систему «творческих документов» по которым они выбирают свой проект.

Казалось бы, сценарное дело – одно из самых творческих и абстрактных дел в кино. Но даже у него выработаны определённые правила, законы и предпочтения. Как только кино стало бизнесом и, надо отметить, модным и прибыльным бизнесом, продюсерам стало не до 10−томных опусов, написанных в витиеватом стиле. Американский продюсер должен был понимать, что из написанного он увидит на экране, а что так и останется у него в воображении.

script

Из-за этого, например, стала популярна американская форма записи сценариев. Ничего лишнего: никаких эмоциональных демагогий в голове героя, ощущений неосязаемого и множество ещё чего-то в таком роде (я с удовольствием напишу отдельный трактат о том, как надо написать сценарий, чтоб он соответствовал американской форме, если, конечно, будет кому интересно). Все, что написал автор должно быть показано на экране, сказано персонажами или прочитано на лице актёров. Да и форма значительно изменилась. Чем больше денег вращалось в кино, чем чаще слово «окупаемость» стало появляться в обиходе, тем больше появилось правил и формализации процесса написания сценария.

Точнее, все то, что формализовали подсознательно было и «ежу понятно». Но для пущей лёгкости отбора работ для дальнейшей реализации «ежовые» истины стали достаточно важным фактором, и основным «инструментом» отбора. Так что начнём с самого начала.

Круг первый и второй. Идея и Заявка

Всякий проект любого характера всегда начинается с идеи. И не важно, где она приходит и насколько она хороша − каждая идея имеет право на существование и реализацию при условии, что она подаётся под, например, острым или сладким соусом.

Идеи записываются на листочках, салфетках, вбиваются в телефон ночью, быстро запоминаются и могут даже потом украшать корявым почерком руки поверхности, на которых вас застало вдохновение.

scott-scripts-1725(1)

Слава Богу, вряд ли вы потом покажете эти бессвязные каракули продюсеру. После хаоса приходит черёд систематизации.

Человек, решивший по-настоящему написать сценарий, для его реализации, задумается, для кого он все это пишет. С этого начинается формироваться заявка. Понятное дело, в процессе написания сценария заявка может поменяться или же расшириться, но начинать стоит «с утра».

Заявка − это документ, в котором содержится краткое описание уже готового или будущего проекта. И вам нужно продумать вот что:

  • Как вы хотите, чтоб он назывался?
  • Кто автор этого эпоса?
  • Какого жанра ваше творение уже есть или же еще планируется?
  • Есть ли у него аналоги и конкуренты?
  • В чем весь конфликт этой истории, и чем эта история так уникальна?

В ней необязательно описывать сюжет, углубляться в психологию героев − достаточно передать атмосферу и заинтересовать того, кто захочет снимать это ещё до прочтения сценария (мы ведь понимаем, что продюсеры редко когда читают полностью сценарии просто, чтобы ознакомится − такой чести удостаиваются только именитые драматурги или уже прошедшие отбор, и при том жёсткий). Продюсеров необходимо убедить, заинтересовав его всего несколькими строчками.

Круг третий. Логлайн

Кстати, о строчках. Если до сценария руки у продюсера чаще всего не доходят, то магические 25 слов глаза все же заметят. И имя этим словам − логлайн. Когда вы присылаете идею продюсеру (заведомом до этого указав какой он хороший и успешный) по email или ещё каким-то неведомым способом в каком-либо виде, то всегда помимо заявки нужен логлайн (некоторые продюсеры просят включить в заявку логлайн).

Грубо говоря, «логлайн» − это то, что будет написано на обороте диска, Описание на сайте и в брошюре кинотеатра.

Если эти 25 слов заинтересуют производителя − значит история имеет место быть. Логлайн не содержит подробностей сюжета, он не раскрывает всех сюжетных поворотных моментов, не выдает финал.

Он описывает суть истории и ничего больше.

kino

Существует несколько шаблонов, которыми пользуются современные драматурги при написании оных. Например: главный герой-цель-препятствие или герой-проблема-цель.

«Чикаго» (Мюзикл Роба Маршалла): После убийства любовника жаждущая успеха певица бьётся за свою карьеру, используя преступление как ступеньку к славе и счастью.

Вот вам пример логлайна из которого потом спокойно вырос сценарий, а после и оскароносный фильм. Иногда к этим компонентам шаблонов ещё присоединяется такой как последствия.

«Брюс Всемогущий» (комедия Тома Шедьяка): Однажды не очень удачливый герой для того, чтобы изменить свою жизнь, поспорил с Богом и неожиданно для себя занял его место.

Есть сложные шаблоны, которые применяют как метры киноиндустрии (например Стивен Спилберг), так и люди, любящие байопики и истории из жизни: герой-недостаток-вызов-противник-битва.

На самом деле, достаточно легко расписать любой существующий фильм на такие составляющие и посмотреть, что такой «план действий» практически всегда используется в современном кино. Если же при написании логлайна, вы поняли, что «где-то совершено убийство логики», значит не стоит сомневаться − в сценарии все нелогичности в 10 раз сильнее проявятся.

Круг четвёртый. Синопсис

clap

Если логлайн «прокатил» (соответствует схеме шаблона и выглядит при этом вменяемо) можно смело писать синопсис. Американцы, опять же желая сократить время на чтение, понимание сути и оценку произведения, предлагают автору вложится в 100 слов.

Если, по их мнению, история не готова уместиться с это количество слов, то она ещё не готова идти дальше.

У нас все проще − страница А4. На ней вы можете писать все, что захотите (с учётом того, что это будет относиться к делу).

Из особенностей синопсиса хочу отметить то, что пишется он, как и весь сценарий, в теперешнем времени. Указывать героя при первом упоминании нужно большими буквами, возможно, описать его (если это имеет значение для истории).

Синопсис передаёт краткое изложение событий, что происходят в фильме. Сухая констатация факта: начало, середина и конец.

Круг пятый. Тритмент (иногда поэпизодный план)

В широком понимания этого слова. «Тритмент» − это очень расширенный синопсис. Некоторые говорят, что тритмент − это сценарий без диалогов. В любом случае тритмент поможет вам разобраться что к чему, что за чем и почему.

Если обычный синопсис, как я уже говорила – это 1 страница, иногда немного больше, то тритмент – это повествование где-то в десяти страницах (плюс-минус 2−3 страницы). Некоторые продюсеры вместо тритмента предпочитают поэпизодный план.

Тут требуется и правда достаточно подробное описание эпизодов и сцен. Но после поэпизодного плана сценарий написать очень просто.

Особой формы у тритмента нет − те же правила, что и у синопсиса, только все подробнее и понятнее. Поэпизодный план составляется по-разному. Есть метод, который мне когда-то рассказал режиссёр Леонид Мазор − на каждый эпизод выделяется отдельная карточка, где указаны содержание, условия (интерьер или экстерьер, день или ночь и тому подобное). После нужно тасовать их в определенном порядке и выставлять в соответствии с логикой. После вам останется только дописать диалоги и сложить все воедино − вот и готовый сценарий.

Круг шестой. Сценарий

Самый сложный и самый насыщенный круг. Записать всю свою историю в логическом порядке, отполировать диалоги и подправить в соответствии с задумкой финал.

Существует, как я уже упоминала, несколько видов записи сценариев. На сегодня самой популярной формой записи среди Европы и Голливуда является американская форма.

Советские же драматурги предпочитали свою собственную форму − обычный рассказ, приправленный деталями для съёмки (и то в некоторых случаях). Сейчас это более редкий вид записи − ни режиссёрам, ни продюсерам не удобно пользоваться такой записью. Все современные киноделы предпочитают западного «друга».

Записанные события шрифтом Courier New, выделенные диалоги (так же как в пьесе), указатели ИНТ, ЭКСТ, НАТ; сценарные дни и все такое.

8996862790_19194ae69e_k

Понятное дело, что у вас будет не один, и не два варианта сценариев, куча правок и ремарок и целое море вариаций на тему той или иной сцены. Говорят, что в среднем каждый сценарий переписывается трижды (как и в идеале должно быть дублей при съёмке − технический, актёрский и финальный).

Первый вариант всегда для того, чтобы посмотреть, как история будет смотреться уже «сшитой» в единое одеяло из заплаток.

Второй вариант − свои собственные правки с соответствиями с ощущениями автора.

Третий вариант − правки от заинтересованного лица. Продюсер, режиссёр или редактор − все они вносят правки и пожелания, которые бы хотели увидеть в дальнейшем. Конечно, окончательный вариант может быть и не третьим и не четвёртым… Все зависит от сценариста и режиссёра (продюсера).

После написания возникает логичный вопрос − «И что дальше?». Тут я могу предложить несколько вариантов:

  • Первый вариант − это стучаться во все двери. Каждый более или менее вменяемый продакшн и кинокомпания имеет своих людей, что читают и смотрят сценарии, что им поступают. Конечно, это нисколечко не значит, что ваш сценарий сразу прочитают и возьмут. Но, возможно, обратную связь вы получите.
  • Второй вариант − грант. Поищите писательские конкурсы, на которые можно послать ваше творение. Даже если вы не выиграете, опять же получите обратную связь. Если же выиграете − сможете или отдать сценарий на производство или же реализовать его самостоятельно за деньги, которые вы выиграете.
  • Вариант три − сценарный агент. В Америке это достаточно развитая услуга − агент, что целенаправленно продвигает сценарии кинокомпаниям, и диктует условия, про которым вышеупомянутые согласны брать их. Увы, для этого надо располагать деньгами. Например, для того, чтоб опубликовать свой рассказ в «Producers Digest» необходимо заплатить 100$ за 100 слов. В любом случае, я советую вам писать и пробовать − у кого-то же получается. Чем же вы хуже.

Дерзайте! Всего хорошего!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

20 полезных лекций для режиссеров и сценаристов

Как стать сценаристом. Основы

Самые полезнейшие лекции о кино в одном месте

Александр Волков

Вопрос: Будет здорово, если вы поделитесь вашим опытом и знаниями относительно заявок. Дело в том, что все советы, которые можно найти в Сети, довольно размыты и не дают четких ответов на многие вопросы новичка. А именно:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?
2. Какой объем должна иметь заявка?
3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?
4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?
5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?
6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?
7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?
8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

***

Насколько мне известно, в России стандарта для написания сценарных заявок не существует, форма написания заявок произвольная, поэтому всё запутано и размыто. Я предпочитаю короткие, не более одной страницы заявки. Хотя видел и те (особенно для сериалов), которые занимали 5-6 листов. Чтобы получить более полный ответ, я попросил Ирину Николаевну Кемарскую, члена Союза кинематографистов России и лауреата премии ТЭФИ, дать свои комментарии. Уверен, мнение профессионально редактора будет не только интересно, но и полезно многим читателям моего блога.

Итак, вопросы и ответы:

1. Что такое заявка? Для чего она пишется? Что содержит?

Александр Волков: Если коротко, то сценарная заявка — документ, в произвольной форме излагающий основную идею сценария. Пишется сценаристом для продюсерских компаний в надежде, что заинтересовавшись идеей, компания заключит договор с автором на написание сценария. Сейчас, если не ошибаюсь, чаще всего пишутся заявки для ТВ-сериалов; для полнометражных художественных фильмов лучше предоставлять синопсис или сценарий. Хотя всё зависит от требований компаний.

Ирина Кемарская: Заявки, с которыми мы имеем дело в России в относительно массовом порядке – это заявки на отдельные выпуски вертикальных сериалов и фильмов выходного дня. Все, что касается длинномеров (телероманов), — пишется штатными авторами и группами сюжетчиков. Там сторонние идеи не нужны.

Заявки на новые сериалы и фильмы от сторонних авторов шансов на прочтения почти не имеют. Их пишут сценаристы с именем, для конкретных продюсеров, и с расчетом на конкретный канал. Сценарий тоже никто читать не будет, если он неизвестно от кого. Служб, чья обязанность читать все, что идет самотеком, на практике у нас нет (после банкротства компании АМЕДИА). Возможны случайные попадания через систему знакомых.

АВ: В заявке указывается:

— названия проекта;

— жанр;

— логлайн + основные герои + краткое изложение;

— целевая аудитория;

— предполагаемый хронометраж фильма/серии;

— количество серий (если это сериал);

ИК: Я бы еще добавила энергичность письма и какой-то манок, крючок, на который попадется не зритель, а основной потребитель заявки – продюсер. Он тоже человек.

2. Какой объем должна иметь заявка?

АВ: Как я понимаю, стандартов в России пока нет. Может быть от 1 до 3 страниц и более. Важно не количество страниц, а ясное, увлекательное изложение проекта. Если не ошибаюсь, на Западе такого понятия как «сценарная заявка» не существует. По крайней мере, я не встречал. У них в ходу логлайны, синопсисы, тритменты и сценарии. Продюсер принимает решение запросить или отклонить сценарий на основании логлайна.

Или же под сценарной заявкой можно понимать «query letter» или просто «query» — письмо-запрос (объёмом менее чем на одну страницу), в котором автор указывает название сценария, жанр, логлайн, плюс пара строчек о своём «бэкграунде», т.е. профессиональный ли он сценарист, какие сценарные курсы закончил, выигрывал ли конкурсы. Такое письмо пишется на имя конкретного продюсера/режиссёра/актёра/агента (с обращением «Dear Steven Spielberg» или просто «Dear Steven». Безымянные письма типа «Dear Sir», «Dear Madam» или «To whomever it concerns» читать никто не будет. (Более подробно о том, как писать письма-запросы в Голливуд можно прочесть здесь, здесь и здесь).

ИК: На конкретную серию (выпуск, эпизод – устоявшегося единого термина нет) обычно пишут одну страницу текста. Но: я знаю случаи, когда шеф-редактор намеренно требовала от авторов текст на 3 страницы, который называла заявкой, — чтобы убедиться, что они реально понимают задачу (сюжет, основные повороты, финал). На брифинге заявку питчингуют в виде логлайна, но дальше могут потребовать дополнительные сюжетные детали.

3. Может быть заявка без синопсиса и сценария? И можно ли ее продать?

АВ: Если продюсерская компания заинтересуется заявкой, то вполне может её приобрести. (Хотя не думаю, что это происходит часто. По крайней мере, в Голливуде такое возможно). Затем компания перепоручит «своим» сценаристам написать сценарий. Заявка в чём-то похожа на синопсис, где излагается суть проекта. Если синопсис краткий, он входит в заявку.

ИК: НЕТ! Свои сценаристы ничего за чужого автора переписывать не будут. Они сами придумают этот проект от начала до конца! Поэтому шансы есть только у сильного новичка, который готов сам прописать сценарий. Это вопрос и низких бюджетов, и авторских прав, и просто большого объема работы.

4. Если есть готовый сценарий, нужна ли заявка?

АВ: На мой взгляд, нет. Хватит и синопсиса. Зависит от требований компании, что они просят прислать — заявку, синопсис или сценарий. Однако, если собираетесь посылать сценарий полнометражки в Голливуд, без «query letter» не обойтись. А вот синопсисом можно пренебречь. В Голливуде читают (а стало быть и ценят) готовые проекты. Документы, в произвольной форме излагающие содержание сценария, мало кого интересуют. Разве только на ТВ. Многие авторы американских учебников настоятельно рекомендуют своим читателям никогда не отправлять продюсерам синопсисы. Только либо готовый сценарий, либо первые 10 страниц. Даже если продюсер просил выслать только синопсис.

ИК: Мой главный продюсер не умеет читать. То есть он звереет на пятой строке. Поэтому, если я ему пишу, то главная информация должна уместиться в первых пяти строчках. Дальше – детали, как в промотекстах: мельче, мельче, еще мельче… Заявка обязательно должна быть – для начальников.

5. Есть ли четкие формы написания заявок? Отличаются ли они для разных жанров?

АВ: Не думаю, что есть чёткие формы. Каждый автор пишет по-своему. Важно, чтобы ключевые элементы были в заявке отражены. (Название, логлайн, краткое изложение, целевая аудитория). Если сценарий комедии, будет только плюсом, если заявка будет написана с чувством юмора.

ИК: Четких форм нет, но правила оформления есть. Причем они могут различаться в разных компаниях. Идеально получить пример такой формы и строить заявку по нему. Если это невозможно, то просто очень тщательно и аккуратно все оформить. Вы не представляете, какие черновые опусы приходят к нам в виде заявок!

6. Чем отличаются заявки на полнометражный фильм, на сериал, на документальный фильм?

АВ: С документальными фильмами не приходилось иметь дел. Поэтому, смею предположить, что принципиально ничем. Разве что количеством страниц. Заявка сериала может содержать больший объём страниц, чем заявка полнометражки, т.к. иногда авторы описывают происходящее в каждой серии. Документальные фильмы никогда не писал. Думаю, должно быть всё тоже, что и для полнометражки: описание происходящего на экране.

ИК: Различия, конечно, есть, но об этом в двух словах не расскажешь, особенно про игровые и неигровые. Надо с примерами…

7. Какие заявки любят продюсеры по форме и наполнению?

АВ: Всё продюсеры разные. Кому-то чем короче, тем лучше. А кому-то развёрнутое содержание подавай. Было бы оригинально и увлекательно (и по возможности — недорого).

ИК: Продюсерам нравится то, что удержит у экрана максимальное число зрителей. Его тонкие смыслы не волнуют. Его волнует реакция канала-покупателя, которого волнует рекламодатель, которого волнуют рейтинг и доля.

8. Какие Ваши рекомендации в отношении написания заявок?

АВ: Я люблю, когда пишут коротко, ясно и увлекательно. Чего и вам желаю.

9. Я несколько запутался в этой кухне. Не так давно написал 3-х страничную заявку на сериал (в такой форме, как я это себе представлял). Там был логлайн, краткий сюжет, описание героев. Продюсер, изучив, сказал, мол, пришлите сценарий почитать. Я и опешил. Сценария-то нет! На что получил удивленный вопрос — зачем же тогда заявку присылал? Вот я и задумался — зачем?

АВ: Напишите одну-две серии для продюсерской компании. Заинтересуются, пусть заключают контракт. А то смысла нет тратить время на написание 16 серий (и более) сериала, когда неизвестно, купят его или нет. Заявка для того и пишется, чтобы продюсер заинтересовался и заключил контракт на написание сценария. Или напишите полнометражку, отправьте продюсеру. Если понравится, могут заключить контракт.

ИК: Чтобы продать готовую полнометражку, я бы готовила весь пакет, от простого к сложному: и заявку, и синопсис (и сценарий в загашнике). Потому что синопсис реально прочтет один из 5-ти начальников, максимум. А заявку проглядят все. А заинтересовавшись, могут прочесть и синопсис.

***

PS Посмотрите следующую статью на сайте Елены Арбузовой. Это больше похоже на синопсис или тритмент (более подробный синопсис), чем на «query letter» (т.е. американскую сценарную заявку). Но в таком духе вполне можно писать заявки для российских компаний, не забывая о ключевых элементах. Хотя, вообще говоря, я бы предпочёл, чтобы в российском кинематографе всё было более стандартизировано. Заявка – 1 страница, синопсис – от 1 до 3-х, тритмент – 12-15 для фильма выходного дня (метражом в 1 час) и до 25-30 страниц для полнометражки).

http://new_storyteller.livejournal.com

Логлайн

Что это: краткий, но информативный пересказ сюжета.
 

Объем: одно-два предложения или 20-25 слов. 

Для чего нужен: логлайн пишется автором сценария в качестве ориентира или самопроверки — соответствует ли история фундаментальным требованиям драматургии? Также логлайн служит для привлечения внимания агентов и продюсеров — он позволяет за несколько секунд получить представление о вашей идее. 

Каким должен быть: логлайн должен отвечать на базовые вопросы: кто главный герой, какова его цель и какое препятствие стоит на пути героя к этой цели, то есть, в чем заключается основной конфликт. При этом логлайн должен содержать элемент интриги, вызывать интерес к более подробному ознакомлению с историей.

Каким не должен быть: логлайн не должен раскрывать всю историю, сюжетные перипетии, развязку, всех героев и прочие аспекты повествования.

Примеры:

Индийский мальчик (герой) пытается выжить после кораблекрушения (цель), оказавшись в открытом океане в одной шлюпке с тигром (препятствие). «Жизнь Пи».

Успешный банкир (герой), несправедливо осужденный за убийство жены, разрабатывает дерзкий план побега из тюрьмы (цель), считающейся неприступной крепостью (препятствие). «Побег из Шоушенка».
 

У молодого сантехника (герой) есть всего лишь ночь, чтобы спасти жильцов рушащегося многоэтажного дома (цель), однако чиновники не спешат признавать возможность катастрофы (препятствие). «Дурак». 

Заявка

Что это: документ, знакомящий с идеей сценария.

Объем: одна-полторы страницы.

Для чего нужна: заявка призвана заинтересовать продюсера и дать ему более-менее полное представление об истории.

Какой должна быть: заявка должна предлагать название, кратко излагать ключевые моменты фабулы (завязка, развитие, развязка), сюжет, центральный конфликт, давать понимание характеров основных героев, жанра. Также она должна отвечать на вопросы: о чем история, в чем её оригинальность, какой может быть целевая аудитория, каков хронометраж и какое количество эпизодов, если речь идет о сериале. Иногда в заявке следует указать профессиональный опыт и послужной список автора.

Какой не должна быть: заявка не должна содержать подробного описания всех героев, перипетий и мелких деталей.

Форма: свободная. Может быть литературной, отражающей стиль автора, может иметь разбивку по пунктам (например, отдельным пунктом обозначается главный герой, отдельным — завязка, и так далее). Но! Некоторые компании имеют свою форму заявок, поэтому прежде чем отправлять текст, желательно узнать о наличии такой формы.
 

Синопсис

Что это: краткое изложение сценария, дающее представление о главных героях и фабуле, ключевых событиях истории.

Объем: две-пять страниц. 

Для чего нужен: в отличие от логлайна и заявки, синопсис призван не столько заинтересовать продюсера или режиссера (хотя и это тоже), сколько ознакомить с концепцией, структурой и важными деталями проекта.  

Каким должен быть: синопсис должен давать представление о композиции истории: экспозиции, завязке, развитии, кульминации, развязке и финале. Также у читателя должно возникать понимание целей и мотивов героев, их характеров и их эволюции по мере развития конфликта и столкновения с препятствиями.    

Каким не должен быть: хотя в синопсисе не обойтись без изложения отдельных сцен, не стоит увлекаться слишком подробным их описанием.

Форма: свободная. Желательно должна отражать стиль автора, но при этом не стоит забывать о сочетании краткости и ёмкости. Некоторые авторы рекомендуют обращаться к поэпизодной форме синопсиса. В ней составляется список героев, ключевые части истории раскладываются на эпизоды, изложенные в одном-двух предложениях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заявка на спортивный праздник
  • Заявка на проведение праздника
  • Заявка на написание сценария
  • Зая устала зая хочет праздника картинка
  • Защитники земли русской сценарий мероприятия