Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Звуковой анализ слова»
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Звуковой анализ слова»
Основные цели: формирование звуковой аналитико-синтаксической активности старших дошкольников как предпосылки обучению грамоте; актуализация знаний детей о звуковом составе слова; формирование опыта фиксации затруднения и понимания его причины детьми; формирование опыта открытия нового знания и опыта преодоления затруднения; закрепление умения делать выводы и умозаключения;
закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова; знакомство детей с обозначением мягкого согласного звука («Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы»);
развитие диалогической связной речи, образного представления; развитие инициативности при работе в командах и при работе в парах (Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы», «Рыбалка»);
воспитание доброжелательного отношения друг к другу (Д/и «Подбери пару», «Рыбалка»), желания оказывать помощь (Д/и «Рыбалка»).
Дидактические материалы: планшеты, речевой (звуковой) куб, дидактические игры, фломастеры, листы бумаги разного цвета и формата.
Оборудование: музыкальная колонка, компьютер, проектор, экран.
Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описываются приёмы активизации старших дошкольников в процессе развития речи, в ходе которой они закрепляют навыки звукового анализа слова и приобретают новое знание об обозначении мягкого согласного звука в звуковой схеме слова.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.
Психологический настрой на совместную деятельность:
Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся.
Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим.
— Ребята, вы любите получать необычные письма или сообщения? Кто вам писал? О чем говорилось в письме(сообщении)?
На почту нашего детского сада пришло письмо с обратным адресом.
-Кто нам написал?
-Вы хотите узнать, о чем нам пишет Снегурочка?
«Дорогие ребята, пишет вам Снегурочка из Дедморозовки. Каждый день я открываю для своих учеников что-то новое и неизведанное, дарю им радость новых открытий. Вот и для вас я подготовила подарок, который пригодится вам в школе, но сначала вам нужно добраться до нашей школы. Так как, Дедморозовка скрыта от посторонних глаз волшебством, добраться до нее можно только при помощи проводников. Помогут вам в этом жители нашей деревни. На каждой остановке вас будет встречать проводник, он укажет вам дальнейший путь, при условии,что вы выполните его задание. Найти дорогу к школе смогут только те, кто выполнит все задания.
Даю вам подсказку, которая приведет вас на первую остановку: «Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки».
Я желаю вам удачи! Надеюсь, что мы скоро встретимся».
-Вы хотите отправиться в школу Дедморозовки и выполнить все задания?
-А сможете справиться с трудностями, которые встретятся нам на пути?
-Я и не сомневалась в вас! Ведь вы умные, смелые и вместе у нас все обязательно получится!
— А на чем мы отправимся в дорогу?
-Путь до этой школы лежит через леса. Там нет дорог, нет железнодорожных путей, шум машины и снегохода распугает всех лесных животных, если пойдем пешком, то будем проваливаться под снег. На чем же, нам можно пройти по лесу?
— Ну, тогда нам пора отправляться в дорогу.
-Вы запомнили подсказку Снегурочки?
-Про кого она говорила?
-Вставайте на лыжи за мной.
(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку)
- Актуализация знаний
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о звуковом составе слова.
Вот и первая остановка, на которой нас встречает снеговика Косичкина. У нее для нас есть первое задание.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде готовых схем слов.
Ребята, разбейтесь на пары, возьмите звуковую схему, определите к какой картинке подходит ваша схема (работа в парах)
- Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
Возникает затруднение: дети не могут продолжить путешествие потому, что не знают, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме.
-Смогли мы выполнить задание?
-Почему не смогли? (подводим детей к выводу: «мы не смогли выполнить задание снеговика, так как не знаем, что означает зеленый цвет в звуковой схеме»)
- «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
— Когда мы что-то не знаем, но очень хотим узнать, что делаем? (обсуждение разных вариантов выхода их проблемной ситуации)
Воспитатель подводит детей к варианту «Узнать из книги».
— Какая книга может нам помочь найти правильный вариант ответа? (букварь)
Воспитатель берет букварь и читает:
«Ребята, в нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова».
Возьмите зеркало, попробуйте произнести согласные звуки т и ть. Посмотрите в зеркало на свой рот и сравните, одинаково ли создаётся преграда во рту при произношении этих звуков? Чем отличается произношение звуков?
Дидактическая игра «Озорники».
-Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы поиграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
-В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку.
Воспитатель размещает на доске демонстрационную картинку, на которой изображены разные обозначения звуков (гласные – красный цвет, согласные – синий и зеленый цвет).
-Какие звуки обозначаются красным цветом? Какие звуки будем обозначать синим цветом? А зеленым?
— А теперь давайте вернемся к звуковой схеме, к которой мы не смогли подобрать картинку. Попробуйте сейчас решить эту проблему, зная каким цветом обозначается какой звук.
— Смогли мы выполнить задание Косичкиной?
— Смогли узнать, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме?
- Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: закрепить знания о том, каким цветом обозначается мягкий согласный звук, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.
-Ребята, вы слышали? Кто-то мяукает.
-Да это же Пушок… кажется, что он спрятал свое задание в мешок. Хотите заглянуть?
-Разбейтесь на пары и присядьте за столы.
Дидактическая игра «Звуковые схемы»
Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на наглядную картинку слова.
Используя цветные фломастеры, составьте звуковую схему слова «река», определяя твердость и мягкость согласных звуков. (Тем, кто затрудняется выполнить это задание, можно снизить уровень сложности: определить только гласные и согласные звуки).
Используется взаимопроверка в парах.
Отгадайте загадку: «Скажите, почему мой друг спит без подушки, ест без рук, зимой без валенок гуляет, а если рад — хвостом виляет?»
— Наше путешествие продолжается, вставайте на лыжи (звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку).
-Нас встречает собака по кличке Пират. Пират хочет отведать свое любимое угощение- рыбу и поделиться ей со щенком Фуфиком, но он не умеет ловить ее.
-Мы можем чем-то помочь ему?
-Чем?
Дидактическая игра «Рыбалка»
Цель: дифференциация звуков на гласные, согласные мягкие и согласные твердые, выделение первого звука в слове.
В зелёное ведро нужно положить рыбу для Фуфика, он ест только ту рыбу, в названии которой первый согласный звук мягкий. В синее ведро нужно положить рыбу для Пирата, он есть рыбу, в названии которой первый согласный звук твердый.
Работа в парах.
-Пират готов поделиться с вами последней подсказкой:
«Склейте корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…(бумага)»
-Движемся дальше. Переходим на следующую станцию. Встаем на лыжи.
(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую станцию)
-Вот мы с вами и добрались до последней остановки.
Дидактическая игра «Превращение имени»
Цель: закрепление графического изображения буквы, развитие творческого воображения, закрепление навыков письма.
-Возьмите по листу бумаги и присядьте за столы. Напечатайте своё имя и превратите его во что-то необычное, используя при этом фломастеры цветов звуковой схемы.
— Кажется, что вдалеке видна деревня. Это же Дедморозовка. Давайте зайдем в школу.
Ребята, смотрите, кто нас встречает.
«Ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь вы знаете дорогу до школы Дедморозовки. И в любой момент сможете навестить нас. Мой подарок вы уже получили. Я подарила вам новые знания и верных друзей, которые всегда придут к вам на помощь. Вам уже пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, нужно сказать волшебную чисттоговорку: «Ик-ик-ик вернёмся в садик в миг». До скорых встреч!»
- Осмысление
Дидактическая задача: предоставить возможность каждому ребенку оценить его активность, успехи, затруднения на разных этапах занятия.
-Ребята, где вы сегодня были?
— Что делали?
— Смогли выполнить все задания Снегурочки?
-Почему нам это удалось?
Рефлексия «Мы готовы к школе»
-Кто сегодня открыл для себя новое знание, разместите свою фотографию около школы, а кому все было известно, оставьте фотографию около детского сада.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др
Литература:
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»;
- Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»;
- Ушакова О.С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Метод. рекомендации. (ФГОС) (арт. 103264).
Перейти к содержанию
Звуко-буквенный разбор слова СЦЕНАРИЙ
Обновлено 06.01.2023
Фонетический разбор слова СЦЕНАРИЙ показывает количество букв и звуков, куда падает ударение, транскрипцию в русском языке и деление по слогам.
Деление по слогам, ударение, транскрипция
Слово можно разделить на 3 слога: сце-на-рий.
Ударение падает на второй слог сцена́рий.
Транскрипция слова сцынар’ий’ — это графическая запись звучания.
Звуко-буквенный разбор
Звуковой анализ показывает сколько букв и звуков в слове, как оно пишется и произносится.
- с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
- ц — [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый непарный
- е — [ы] — гласный, безударный
- н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
- а — [а] — гласный, ударный
- р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
- и — [и] — гласный, безударный
- й — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
8 букв, 8 звуков
Буквы показывают как пишется слово, а звуки — как мы его произносим.
Звуковая схема
Звуковая (цветовая) схема слова сценарий:
Звуко-буквенный разбор слова СЦЕНАРИЙ по звукам и буквам может быть включён в программу обучения 1, 2, 3, 4, 5 или 6 класса.
Разбор слов с такими же буквами:
- а
- е
- и
- й
- н
- р
- с
- ц
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «сценарий»
В слове «сценарий» содержится:
- 8 букв;
- 3 слога;
- 8 звуков.
Часть речи – существительное.
Ударение в слове – сцена́рий.
Транскрипция слова: [сцынар’ий’]
с – [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый
ц – [ц] – согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
е – [ы] – гласный, безударный
н – [н] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а – [а] – гласный, ударный
р – [р’] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и – [и] – гласный, безударный
й – [й’] – согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
Цветовая схема слова «сценарий»:
с
ц
е
н
а
р
и
й
Кроме фонетического разбора, рекомендуем также ознакомится с морфемным разбором слова СЦЕНАРИЙ
Что значит слово «сценарий» в словаре?
(от итал. scenario) -1) краткое изложение содержания пьесы,сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театреимпровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.2) Литературноепроизведение, предназначенное для воплощения с помощью средствкиноискусства и телевидения.3) В прогнозировании — система предположений отечении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один извозможных вариантов прогноза; используется также в истории, теориибиологической эволюции, космогонии и т. п.
(Большой Энциклопедический Словарь)
Все значения слова «сценарий»
Смотрите также
- Каким бывает «сценарий»?
- Синониму к слову «сценарий»
- Ассоциации к слову «сценарий»
- Сочетаемость слова «сценарий»
- Предложения со словом «сценарий»
Фонетический разбор слова сценарий
На этой странице сделан фонетический разбор слова сценарий
сцена́рий
сценарий состоит из 3 слогов: сце-на-рий.
Ударение необходимо ставить на слоге с буквой А —
сценАрий
Транскрипция «сценарий» — [сцынар’ий’]
с | — | [ с ] | — | согласный , парный глухой , парный твердый |
ц | — | [ ц ] | — | согласный , непарный глухой , непарный твердый |
е | — | [ ы ] | — | гласный , безударный |
н | — | [ н ] | — | согласный , непарный звонкий , парный твердый , сонорный |
а | — | [ а ] | — | гласный , ударный |
р | — | [ р’ ] | — | согласный , непарный звонкий , парный мягкий , сонорный |
и | — | [ и ] | — | гласный , безударный |
й | — | [ й’ ] | — | согласный , непарный звонкий , непарный мягкий , сонорный |
В слове 8 букв и 8 звуков
Добавьте свои комментарии к фонетическому разбору слова сценарий