Звуковой анализ слова сценарий

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описыва

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Звуковой анализ слова»

Образовательная область: речевое развитие 

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Звуковой анализ слова»

Основные цели: формирование звуковой аналитико-синтаксической активности старших дошкольников как предпосылки обучению грамоте; актуализация знаний детей о звуковом составе слова; формирование опыта фиксации затруднения и понимания его причины детьми; формирование опыта открытия нового знания и опыта преодоления затруднения; закрепление умения делать выводы и умозаключения;

закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова; знакомство детей с обозначением мягкого согласного звука («Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы»);

развитие диалогической связной речи, образного представления; развитие инициативности при работе в командах и при работе  в парах (Д/и «Подбери пару», «Звуковые схемы», «Рыбалка»);

воспитание доброжелательного отношения друг к другу (Д/и «Подбери пару», «Рыбалка»), желания оказывать помощь (Д/и «Рыбалка»).

Дидактические материалы: планшеты, речевой (звуковой) куб, дидактические игры, фломастеры, листы бумаги разного цвета и формата.

Оборудование: музыкальная колонка, компьютер, проектор, экран.

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описываются приёмы активизации старших дошкольников в процессе развития речи, в ходе которой они закрепляют навыки звукового анализа слова и приобретают новое знание об обозначении мягкого согласного звука в звуковой схеме слова.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.

Психологический настрой на совместную деятельность:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

— Ребята, вы любите получать необычные письма или сообщения? Кто вам писал? О чем говорилось в письме(сообщении)?

На почту нашего детского сада пришло письмо с обратным адресом.

-Кто нам написал?

-Вы хотите узнать, о чем нам пишет Снегурочка?

«Дорогие ребята, пишет вам Снегурочка из Дедморозовки. Каждый день я открываю для своих учеников что-то новое и неизведанное, дарю им радость новых открытий. Вот и для вас я подготовила подарок, который пригодится вам в школе, но сначала вам нужно добраться до нашей школы. Так как, Дедморозовка скрыта от посторонних глаз волшебством, добраться до нее можно только при помощи проводников. Помогут вам в этом жители нашей деревни. На каждой остановке вас будет встречать проводник, он укажет вам дальнейший путь, при условии,что вы выполните его задание. Найти дорогу к школе  смогут только те, кто выполнит все задания.

Даю вам подсказку, которая приведет вас на первую остановку: «Лепит детвора зимой Чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, Рот — дуга, и нос — морковка, А два глаза — угольки, Да из веток две руки».

Я желаю вам удачи! Надеюсь, что мы скоро встретимся».

-Вы хотите отправиться в школу Дедморозовки и выполнить все задания?

-А сможете справиться с трудностями, которые встретятся нам на пути?

-Я и не сомневалась в вас! Ведь вы умные, смелые и вместе у нас все обязательно получится!

— А на чем мы отправимся в дорогу?

-Путь до этой школы лежит через леса. Там нет дорог, нет железнодорожных путей, шум машины и снегохода распугает всех лесных животных, если пойдем пешком, то будем проваливаться под снег. На чем же, нам можно пройти по лесу?

— Ну, тогда нам пора отправляться в дорогу.

-Вы запомнили подсказку Снегурочки?

-Про кого она говорила?

-Вставайте на лыжи за мной.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку)

  1. Актуализация знаний

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о звуковом составе слова.

Вот и первая остановка, на которой нас встречает снеговика Косичкина. У нее для нас есть первое задание.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цель:  развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде готовых схем слов.

Ребята, разбейтесь на пары, возьмите звуковую схему, определите к какой картинке подходит ваша схема (работа в парах)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Возникает затруднение: дети не могут продолжить путешествие потому, что не знают, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме.

-Смогли мы выполнить задание?

-Почему не смогли? (подводим детей к выводу: «мы не смогли выполнить задание снеговика, так как не знаем, что означает зеленый цвет в звуковой схеме»)

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактическая задача: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

— Когда мы что-то не знаем, но очень хотим узнать, что делаем? (обсуждение разных вариантов выхода их проблемной ситуации)

Воспитатель подводит детей к варианту «Узнать из книги».

— Какая книга может нам помочь найти правильный вариант ответа? (букварь)

Воспитатель берет букварь и  читает:

«Ребята, в нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова».

Возьмите зеркало, попробуйте произнести согласные звуки т и ть. Посмотрите в зеркало на свой рот и сравните, одинаково ли создаётся преграда во рту при произношении этих звуков? Чем отличается произношение звуков?

Дидактическая игра «Озорники».

-Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы поиграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

-В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку.

Воспитатель размещает на доске демонстрационную картинку, на которой изображены разные обозначения звуков (гласные – красный цвет, согласные – синий и зеленый цвет).

-Какие звуки обозначаются красным цветом? Какие звуки будем обозначать синим цветом? А зеленым?

— А теперь давайте вернемся к звуковой схеме, к которой мы не смогли подобрать картинку. Попробуйте сейчас решить эту проблему, зная каким цветом обозначается какой звук.

— Смогли мы выполнить задание Косичкиной?

— Смогли узнать, что обозначает зелёный цвет в звуковой схеме?

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закрепить знания о том, каким цветом обозначается мягкий согласный звук, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

-Ребята, вы слышали? Кто-то мяукает.

-Да это же Пушок… кажется, что он спрятал свое задание в мешок. Хотите заглянуть?

-Разбейтесь на пары и присядьте за столы.

Дидактическая игра «Звуковые схемы»

Цель:  развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на наглядную картинку слова.

Используя цветные фломастеры, составьте звуковую схему слова «река», определяя твердость и мягкость согласных звуков. (Тем, кто затрудняется выполнить это задание, можно снизить уровень сложности: определить только гласные и согласные звуки).

Используется взаимопроверка в парах.

Отгадайте загадку: «Скажите, почему мой друг спит без подушки, ест без рук, зимой без валенок гуляет, а если рад — хвостом виляет?»

— Наше путешествие продолжается,  вставайте на лыжи (звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую остановку). 

-Нас встречает собака по кличке Пират. Пират хочет отведать свое любимое угощение- рыбу и поделиться ей со щенком Фуфиком, но он не умеет ловить ее.

-Мы можем чем-то помочь ему?  

-Чем?

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: дифференциация звуков на гласные, согласные мягкие и согласные твердые, выделение первого звука в слове.

В зелёное ведро нужно положить рыбу для Фуфика, он ест только ту рыбу, в названии которой первый согласный звук мягкий. В синее ведро нужно положить рыбу для Пирата, он есть рыбу, в названии которой первый согласный звук твердый.

Работа в парах.

-Пират готов поделиться с вами последней подсказкой:

«Склейте корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…(бумага)»

-Движемся дальше. Переходим на следующую станцию. Встаем на лыжи.

(звук хрустящего под ногами снега, переход на следующую станцию)

-Вот мы с вами и добрались до последней остановки.

Дидактическая игра «Превращение имени»

Цель: закрепление графического изображения буквы, развитие творческого воображения, закрепление навыков письма.

-Возьмите по листу бумаги и присядьте за столы. Напечатайте своё имя и превратите его во что-то необычное, используя при этом фломастеры цветов звуковой схемы.

— Кажется, что вдалеке видна деревня. Это же Дедморозовка. Давайте зайдем в школу.

Ребята, смотрите, кто нас встречает.

«Ребята, вы справились со всеми заданиями. Теперь вы знаете дорогу до школы Дедморозовки. И в любой момент сможете навестить нас. Мой подарок вы уже получили. Я подарила вам новые знания и верных друзей, которые всегда придут к вам на помощь. Вам уже пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, нужно сказать волшебную чисттоговорку: «Ик-ик-ик вернёмся в садик в миг». До скорых встреч!»

  1. Осмысление

Дидактическая задача: предоставить возможность каждому ребенку оценить его активность, успехи, затруднения  на разных этапах занятия.

-Ребята, где вы сегодня были?

— Что делали?

— Смогли выполнить все задания Снегурочки?

-Почему нам это удалось?

Рефлексия «Мы готовы к школе»

-Кто сегодня открыл для себя новое знание, разместите свою фотографию около школы, а кому все было известно, оставьте фотографию около детского сада.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др

Литература:

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»;
  2. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»;
  3. Ушакова О.С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Метод. рекомендации. (ФГОС) (арт. 103264).

Перейти к содержанию

Звуко-буквенный разбор слова СЦЕНАРИЙ

Обновлено 06.01.2023

Фонетический разбор слова СЦЕНАРИЙ показывает количество букв и звуков, куда падает ударение, транскрипцию в русском языке и деление по слогам.

Деление по слогам, ударение, транскрипция

Слово можно разделить на 3 слога: сце-на-рий.

Ударение падает на второй слог сцена́рий.

Транскрипция слова сцынар’ий’ — это графическая запись звучания.

Звуко-буквенный разбор

Звуковой анализ показывает сколько букв и звуков в слове, как оно пишется и произносится.

  • с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
  • ц — [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый непарный
  • е — [ы] — гласный, безударный
  • н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
  • а — [а] — гласный, ударный
  • р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный
  • и — [и] — гласный, безударный
  • й — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный

8 букв, 8 звуков

Буквы показывают как пишется слово, а звуки — как мы его произносим.

Звуковая схема

Звуковая (цветовая) схема слова сценарий:

твёрдый согласныйтвёрдый согласныйгласный звуктвёрдый согласныйгласный звукмягкий согласныйгласный звукмягкий согласный

Звуко-буквенный разбор слова СЦЕНАРИЙ по звукам и буквам может быть включён в программу обучения 1, 2, 3, 4, 5 или 6 класса.

Разбор слов с такими же буквами:

  • а
  • е
  • и
  • й
  • н
  • р
  • с
  • ц

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова «сценарий»

В слове «сценарий» содержится:

  • 8 букв;
  • 3 слога;
  • 8 звуков.

Часть речи – существительное.

Ударение в слове – сцена́рий.

Транскрипция слова: [сцынар’ий’]

с – [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый

ц – [ц] – согласный, непарный глухой, непарный твёрдый

е – [ы] – гласный, безударный

н – [н] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

а – [а] – гласный, ударный

р – [р’] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

и – [и] – гласный, безударный

й – [й’] – согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

Цветовая схема слова «сценарий»:

с
ц
е
н
а
р
и
й

Кроме фонетического разбора, рекомендуем также ознакомится с морфемным разбором слова СЦЕНАРИЙ

Что значит слово «сценарий» в словаре?

(от итал. scenario) -1) краткое изложение содержания пьесы,сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театреимпровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.2) Литературноепроизведение, предназначенное для воплощения с помощью средствкиноискусства и телевидения.3) В прогнозировании — система предположений отечении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один извозможных вариантов прогноза; используется также в истории, теориибиологической эволюции, космогонии и т. п.

(Большой Энциклопедический Словарь)

Все значения слова «сценарий»

Смотрите также

  • Каким бывает «сценарий»?
  • Синониму к слову «сценарий»
  • Ассоциации к слову «сценарий»
  • Сочетаемость слова «сценарий»
  • Предложения со словом «сценарий»

Фонетический разбор слова сценарий

На этой странице сделан фонетический разбор слова сценарий

сцена́рий

сценарий состоит из 3 слогов: сце-на-рий.

Ударение необходимо ставить на слоге с буквой А —
сценАрий

Транскрипция «сценарий» — [сцынар’ий’]

с [ с ] согласный , парный глухой , парный твердый
ц [ ц ] согласный , непарный глухой , непарный твердый
е [ ы ] гласный , безударный
н [ н ] согласный , непарный звонкий , парный твердый , сонорный
а [ а ] гласный , ударный
р [ р’ ] согласный , непарный звонкий , парный мягкий , сонорный
и [ и ] гласный , безударный
й [ й’ ] согласный , непарный звонкий , непарный мягкий , сонорный

В слове 8 букв и 8 звуков

Добавьте свои комментарии к фонетическому разбору слова сценарий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Звуковая транскрипция слова праздник
  • Звуковая схема слова праздник
  • Звукобуквенный разбор слова праздников
  • Звукобуквенный разбор слова праздник
  • Звукобуквенный анализ слова праздник