Здоровьесберегающие технологии сценарий мероприятия

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения

Сценарий развлечения для детей средней группы

«По дороге в сказку»

В группе появляется Сказочница (воспитатель) и задаёт детям вопрос:

Сказочница: — Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)

Сказочница: — Я приглашаю вас в гости к сказке, на встречу со сказочными героями. Но прежде, чем отправиться в сказку, вы должны её угадать.

Стоял домик на опушке

Поселились в нём зверушки.

А медведь попасть не смог,

Что за домик? (теремок)

Сказочница: — Молодцы ребята, отгадали загадку! Ну что ж, тогда в путь.

Дети проходят в музыкальный зал. В зале стоит Теремок.

Сказочница: — Ребята, вы помните, кто первым прибежал к Теремку? (ответы детей)

Сказочница: — Правильно, Мышка-Норушка. (надевает ребёнку маску Мышки).

Сказочница: — Наша Мышка очень любит выполнять зарядку:

Сначала встанем на носки, а потом на пятки.

Повернулись влево вправо,

Наклонились до земли,

Встали, ручками встряхнули,

И дальше прошли.

(Дети встают в круг и  выполняют зарядку вместе с Мышкой, которая стоит в центре)

Сказочница: —  Ай, да мышка, молодец. А нам дальше двигаться пора. В Теремке многие хотели поселиться. А кто же следующий житель Теремка? (ответы детей)

Сказочница: — Правильно ребята, Лягушка – квакушка. (Надевает ребёнку маску Лягушки)

Лягушка: —

Я – Лягушка-квакушка

Люблю прыгать и скакать,

Люблю я очень танцевать.

Сказочница: — Ребята, а где живут лягушки? (ответы детей). В болоте, правильно. И чтобы нам с вами в болоте не промочить ноги, у нас есть замечательные «кочки»,  на которых вы будите танцевать вместе с лягушкой.

(Дети выполняют упражнения на степах под музыку)

Сказочница: — Очень здорово плясали, и надеюсь не устали! Пора нам в путь, нас другие герои сказки ждут.

(Дети и Сказочница подходят к дереву, стоящему в зале)

Сказочница: — Есть у меня загадка, отгадайте-ка ребятки.

Длинные уши, быстрые ноги,

Прыгает ловко, любит морковку.

Сказочница надевает ребёнку маску зайчика, он выпрыгивает и говорит:

Я зайка-побегайка,

Морковку растерял,

Ребята помогите,

Морковку соберите.

Сказочница: — Ребята, давайте поможем зайчику собрать морковку.

Аттракцион «Собери морковку»

Сказочница: — Молодцы, помогли зайчику. Теперь у него на зиму есть запасы морковки. А кто следующий в Теремок постучал? (ответы детей)

Сказочница: — Правильно, Лисичка. (Надевает ребёнку маску Лисички). Лисичка, какая ты красивая. И шёрстка твоя пушистая, шелковистая. Ты, наверное, за ней хорошо ухаживаешь.

Лисичка: — Да, шёрстку я свою люблю и как её я глажу, сейчас вам покажу.

Самомассаж.

Сказочница: — Ещё в той сказке был герой, серый, зубастый, кто он? (ответы детей).

Сказочница: — Ребята, волк у нас не злой, он говорит: — «Поиграй дружок со мной». (Надевает маску волка ребёнку)

Логоритмика «На водопой»

(Дети шагают за ребёнком – волчонком и выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Сказочница: — Ребята, вы наверное устали в пути, предлагаю вам отдохнуть на волшебной полянке, послушать пение птиц.

Релаксация.

Сказочница: — Отдохнули, поднимайтесь, со мною в путь все отправляйтесь. Кто же ещё хотел попасть в Теремок, но не смог и раздавил его, да так, что звери еле выбраться успели? (ответы детей).

Появляется медведь (воспитатель)

Медведь: — Ребята, я уже не такой неуклюжий. Очень я люблю играть, в лесу шишки собирать. Поиграете со мной?

Игра с нетрадиционным оборудованием «Парашют».

Медведь:

А ещё мои друзья,

Ужасный сладкоежка я,

Я малину собираю,

О разных целебных травах знаю.

И вместе со мной

Напиток для здоровья

Попить вам предлагаю.

Медведь угощает всех витаминным чаем.

Сказочница: — Спасибо тебе Мишка за угощения.

— Что ж, ребята, всех героев сказки Теремок мы с вами встретили, и как время прошло не заметили.  Очень славно поиграли, все вокруг друзьями стали.

(Дети с воспитателями отправляются в группу)

Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

«Увлекательное путешествие»

(Дети и воспитатель проходят в спортивный зал)

Вос-ль: —  Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие.

             —  Подровнялись, посмотрели через левое плечо, а теперь через правое плечо.

             —  Ну, ребята, дружно шагай, смотри не зевай.

Вос-ль: Мы прибыли с вами на станцию «Цирковая»

               Внимание, внимание!!!

               Выполняем ваши пожелания,

               Лишь по вашему веленью

               Начинаем представленье:

               Ровным кругом друг за другом

               Мы идём за рядом ряд.

               Стать спортивными и смелыми

               Приглашаем всех ребят.

    Занимательная разминка.

1.Вот воздушные гимнасты

Гимнастической ходьбой

Продвигаются изящно

По арене цирковой

(ходьба по кругу, гимнастическая ходьба)

2. Вот семейство акробатов

На носках идёт, на пятках.

Быть спортивными хотим

Акробатов победим.

(ходьба на носках, на пятках)

3. Вот идут широким шагом

Наши чудо-силачи.

Им доступно одним махом

Гнуть подковы-калачи.

(ходьба широким шагом друг за другом)

4. По арене скачет конь,

Рыжий гребень, как огонь.

Гордо гривой машет он,

Настоящий чемпион.

(подскоки, бег друг за другом)

Представленье завершаем,

Поиграть всех приглашаем:

Надо быстро замирать,

И немного помолчать;

Мы же вас должны узнать

И героя угадать.

(дети прыгают, бегают, а потом по сигналу «Замри» замирают в позе любого циркового артиста)

Вос-ль: Здорово поиграли, а нам пора двигаться дальше. Следующая станция              

               «Спортивная».

Эстафеты.

  1. Кто быстрее добежит. (дети оббегают стойку и возвращаются к своим командам)
  2. Кенгуру. (прыжки до стойки, с зажатым между ног мячом, обратно бегом)
  3. Преодолей тоннель. (пролезть в тоннель, обратно бегом)
  4. Ловкость рук. (пронести мяч на ракетке для настольного тенниса)

Вос-ль: — Молодцы, ребята! Вы очень ловкие, быстрые и дружные. Предлагаю устроить привал.

Игра с нестандартным оборудованием (парашют) «Карусели»

Вос-ль: — Хорошо мы поиграли, но ещё не отдыхали. Предлагаю полежать, будем тело расслаблять.

Релаксация + Музыкотерапия

Вос-ль: Отдохнули? Теперь в путь. Следующая станция «Угадай-ка»

На загадки отвечайте, а отгадки изображайте.

1. Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая……. (белка)

2. В малине понимает толк, хозяин леса страшный…… (медведь)

3. В чаще голову задрав, воет с голоду…… (волк)

4. На заборе поутру кукарекал…… (петух)

5. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает…… (обезьяна)

6. Сено хоботом берёт, толстокожий….. (слон)

Вос-ль: Какие вы внимательные, молодцы! Предлагаю восстановить дыхание и двигаться дальше.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Вос-ль: — А у нас ещё одна станция впереди «Игровая»

Музыкально-ритмическая игра

«Ёлочки-Пенёчки»

Вос-ль: Ребята, наше увлекательное путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться в группу.

Совместное развлечение с родителями, посвящённое дню пап для детей старшего дошкольного возраста.

«Мой папа лучше всех»

Под музыку (Марш Д. Дунаевский)  папы с детьми входят в спортивный зал и встают вдоль скамеек…

Весельчак: — Я очень добрый весельчак и пришёл я к вам не просто так! Сегодня день особенный, мы поздравляем пап. Хотим вас поприветствовать. Круг почёта вы пройдите и аплодисменты наши примите!

Папы проходят за Весельчаком круг почёта, а дети и гости им аплодируют.

Весельчак: — Уважаемые папы принимайте поздравления, послушайте прекрасные стихотворения!

Чтение стихов.

Весельчак: — А теперь дорогие папы не сидите, не скучайте и во всём нам помогайте. Свою удаль покажите и принять участие в совместном празднике поспешите! Чтобы мышцы нам размять предлагаю на разминку встать!

Музыкальная разминка «Вперёд четыре шага»(аудиозапись)

Весельчак: — А теперь ребятки отгадайте-ка мою загадку: «Стоит в лесу Антошка, голова на толстой ножке» — что это? (гриб)

Музыкально-подвижная игра «Грибы и грибники»

(«Осенняя игра» муз. сл. движения Н. Глебова)

Весельчак: — Поработали отлично и собрали все грибы, а теперь вы посмотрите, как танцуют ваши крепыши.

Танец со степами (дети старшей группы).

Весельчак: — Отдохнули, поплясали, я надеюсь не устали? Тогда узнаем, какие наши папы ловкие и внимательные.

Игра «Поймай меня»

(Выходят два папы, два ребёнка – дети кидают шарики из сухого бассейна, а папы ловят их корзинами)

Весельчак: — Ну, вы просто молодцы, настоящие бойцы! Мы скучать вам не дадим, поиграть с вами хотим!

Эстафеты.

(Дети и папы делятся на две команды)

  1. «Переправа» (ребёнок садится в таз – папа его прокатывает до стойки и обратно)
  2. «Передай послание» (ребёнок бежит до стойки с мячом между ног, возвращается – передаёт мяч папе и тот бежит до стойки и обратно с ведением мяча)
  3. «Папа, я здесь» (дети стоят на одной стороне зала, папы на другой: папа пролезает через тоннель, берёт ребёнка за руку и вместе возвращаются на исходную позицию)

Весельчак: — Поиграли? А сейчас, предлагаю всем самомассаж!

Самомассаж «Крылья носа разотри раз, два, три…»

Весельчак: — А чтобы всем нам не скучать, предлагаю я загадки разгадать, а отгадки показать.

  1. Сено хоботом берёт толстокожий… (слон)
  2. На заборе по утру кукарекал…(петух)
  3. В малине понимает толк, хозяин леса, страшный… (медведь)
  4. С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… (обезьяна)

Весельчак: — Молодцы! С интеллектом всё в порядке, вы отличные отцы! Мы здоровья вам желаем и гордимся вами от души. А сейчас все дети споют для вас замечательную песню.

Песня «Папа – лучший друг».

(муз. и сл. О. Рождественская)

Весельчак: — Уважаемые папы, праздник подошёл к  концу. Ещё раз вас поздравляем, а чтобы жизнь вам подсластить, мы хотим вас наградить и конечно угостить.

Церемония награждения.

Открытое мероприятие «Урок здоровья».

Здоровье — это состояние полного физического,

психического и социального благополучия,

а не только отсутствие болезней и повреждений”.

Здоровье-это единственная драгоценность”.

Цель:

  • выяснить, что такое “здоровье”;

  • заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;

  • добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;

  • определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья ;

  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы.п

используемые технологии: технологи сотрудничества Сухомлинский В.А., Макаренко А. С., Гумано-личностная технология — Амоношвили Ш. А., здоровьесберегающая технология — Н.В. Смирнов, Н. П. Сонькин, технология КТД — И. П. Иванова

Материал и оборудование:

Компьютер, мультфильм «Приключения Аха и Оха».

Плакат со словами эпиграфа, рисунки, пословицы.

Ход занятия:

Вступление:

“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец.

Сегодня у нас час на тему “ Урок здоровья ”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него.

Но сначала посмотрим мульфильм «ПРиклю

Давайте проведем небольшую разминку.

Игра “заверши пословицу”.

Вам необходимо в течение 1 минуты собрать пословицы:

  1. В здоровом теле ,(здоровый дух)

  2. Г олову держи в холоде, (а ноги в тепле)

  3. Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

  4. Землю сушит зной, человека (болезни)

  5. К слабому и болезнь (пристает)

  1. Любящий чистоту — (будет здоровым)

  2. Здоровье сгубишь — (новое не купишь).

8 Было бы здоровье, (а счастье найдется).

  1. Не рад больной и (золотой кровати).

  2. Здоров будешь — (все добудешь).

  3. Где здоровье, (там и красота)

  4. Береги платье снову, а (здоровье смолоду).

Ведущий: А какие вы знаете пословицы или поговорки о здоровье (дети должны сказать по одной пословице)э

  • Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы — это народная мудрость.

Ведущий: Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы?

  • здоровье — это отсутствие заболеваний;

  • здоровье — умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

Определение состояния своего здоровья.

В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье — это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.

Провести в виде разминки — шуточная викторина.

Вопросы:

  1. Зарядка — это источник бодрости и здоровья (да).

  2. Жвачка сохраняет зубы (нет).

  3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).

  4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).

  5. Бананы поднимают настроение (да).

  6. Морковь замедляет процесс старения организма (да).

  7. Есть безвредные наркотики (нет).

  8. Отказаться от курения легко (нет).

  9. Молоко полезнее йогурта (нет).

  10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).

  11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да).

  12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).

  13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).

  14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).

  15. Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет).

Результаты: Ели вы ответили 8 раз ДА — отличный результат. Остальные, не набравшие нужное количество правильных ответов не расстраивайтесь, у вас все впереди.

Ведущий: Ребята! Сегодня мы встретимся с вами со знаменитым доктором Айболитом. (Открывается занавес. На сцене оформлено рабочее место доктора: стол с порошками, упаковками от таблеток, аптечными пузырьками, градусники в стакане, шприцы, но без иголок, кушетка для приема больных. Рядом умывальник зубная щетка, поло­тенце, зубная паста, мыло, расческа, мочалка. Входит доктор Айболит с чемоданом в руке, в белом халате и шапочке, с фонендоскопом на груди.)

Добрый врач, бывалый врач.

Чуть услышит детский плач,

В ранний час и вполночь

Поспешит на помощь.

По дороге, по реке

По опасным тропам

С чемоданчиком в руке

И с фонендоскопом.

И его не устрашит

Ни мороз, ни тряска.

Он и в космос полетит

Делать перевязку.

Потому что он готов

Биться за здоровье.

Надо — так без лишних слов

Поделится кровью.

И повсюду повторять

Будет для порядка:

«Вы хотите крепким стать?

Делайте зарядку!».

Доктор: Хорошо проснуться сразу

И, стряхнув остатки сна

Затянуться до отказа

Свежим ветром у окна.

И, согласно распорядку,

Окунуться с головой!

«Шагом марш!» —

И в разных видах Левой! Правой!

Вдох и выдох!

Раз — присели!

Два — привстали!

Чтоб задержки никакой!

Три — согнулись и достали

До носа — одной рукой!

Эй! Не спи!

Давай-ка вместе

На длину упругих рук

Встанем тут И … бег на месте!

Выше голову, мой друг!

Руки, словно два крыла.

Шагом марш Вокруг стола!

Прямо к водной процедуре.

А потом и за дела.

Доктор: А теперь немножко отдохнем ?

( но тут раздается громкий плач.)

Пилюлькин: Что за шум? Что за рев? Там не стадо ли коров? (Входит Грязнулькин и громко плачет, растирая слезы грязными руками.)

Грязнулькин: Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка.

Ускакала от меня.

Я за свечку, Свечка — в печку!

Я за книжку, Та — бежать,

И вприпрыжку под кровать.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал , как от огня.

Что такое? Что случилось?

Отчего же? Все кругом Завертелось, Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами, кочерга за кушаком —

Все вертится, И кружится,

И несется кувырком.

(Плачет. Все с интересом разглядывают Грязнулъкина обходят вокруг него, приподнимают рубашку. Вдруг из-за кулис раздаются слова, и на сцену выходит Умывальник и продолжает говорить. Костюм условный , мы импровизировали так: на шее мочалка большая, фартук, на руке одной полотенце, в другой корзиночка с мылом, шампунем, зубной пастой, на голове кокошник красивый…)

Умывальник: Ах, ты , гадкий,

Ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

у тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

и котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки. ( а можно отрывок из мультфильма «Мойдодыр»).

Грязнулькин (рассматривает себя): Я всегда таким ходил… И ничего.

Доктор: Где же ты живешь, такой грязный?

Грязнулькин: Как где? На станции Грязнулька. Там все такие, не верите? Давайте съездим на экскурсию.

Пилюлькин: Что ж! Интересно было бы посмотреть!

[Все собираются в путь.)

Ученик: Автобус отправляется. Наша остановка будет на станции «Грязнулька!».

( заранее должна быть установлена доска. На ней красочно оформленная карта маршрута в город Чистоты и Порядка. Ученик открывает шторки на доске и передвигает на доске по карте автобус к названной станции.)

Ученица: Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за порядком в квартире. Мальчики и девочки не спешат по утрам к умывальнику или крану с водой, чтобы умываться. Ногти их «черным бархатом обшиты». Дети перестали чистить обувь, разучились пользоваться чистым носовым платком.

Грязнулькин: Да нет, есть тут у нас один странный мальчик. Бедняжка заболел от чистоты.

Доктор: Заболеть от чистоты? Ни за что Не поверю!

Жил на свете мальчик странный —

Просыпался поутру

И бежал скорее в ванну Умываться.

Я не вру.

Хотите — верьте, хотите — нет.

Руки мыл зачем-то с мылом,

А лицо мочалкой тер…

На руках все пальцы смыл он,

Щеки в дырах до сих пор.

Хотите — верьте, хотите — нет.

Сыну мама запретила

Умываться по утрам,

Убрала подальше мыло,

Перекрыла в ванной кран.

Хотите — верьте, хотите — нет.

Тут к нему позвали разных

Самых лучших докторов,

И диагноз был таков:

«Если мальчик будет грязным —

Будет он всегда здоров».

Грязнулькин: Вот видите, я же вам говорил!

Станция : Знайка. ( Рассказывают ребята.)

1 уч-ся: Ребята! Неправда это! Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко. Ведь если мы перед едой помоем руки, микробы не попадут к нам в кишечник. Если умоемся утром после сна, днем, когда придем с улицы, и вечером, когда будем ложиться спать, наши поры на коже, которых очень много, будут легко дышать, и наше тело будет крепким и здоровым.

2 уч-ся: Если же мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи, и бактерии, содержащиеся в ней, не попадут внутрь нашего организма. И мы станем меньше болеть. То же можно сказать и о носовом платочке. Он необходим: при кашле и чихании нужно отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы от вас не летели к другим людям.

3 уч-ся: А о чистоте белого воротничка на рубашке и о чистой обу­ви я уж и не говорю. Это само собой понятно: ужасно стыдно показать­ся на улице в неряшливом виде. В своей мятой одежде и нечищеной обуви ты можешь стать грязным пятном среди своих друзей.

4 уч-ся: Волосы тоже должны быть в порядке. Ученые определили, что волосы живут до 4 лет. За год они успевают вырасти на 12—15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густы ми, шелковистыми и блестели, за ними нужно ухаживать, прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются частично от грязи и пыли. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с | мылом или шампунем. Волосы надо регулярно подстригать.

Грязнулькин: Ой! Тут был у нас такой Случай… ( один из детей выразительно рассказывает, но параллельно сделали маленькую инсценировку – на одного из детей надели парик с длинными волосами, которого хотели постричь)

Чтец: Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается,

Ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут…

Год прошел,

Другой проходит.

Мальчик стричься не приходит.

А волосы растут, А волосы растут…

Отрастают, отрастают,

Их в косички заплетают…

(Слышится крик: «Отпусти. Чего тебе надо?»)

Девочка {тащит за собой лентяйкина , здесь тоже девочка тащит за собой мальчика неряшливо одетого).

Тротуар ему не нужен.

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок. „

Из штанины вырван клок.

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

-Так это же Лентяйки.

Ведущий: Грязнули и Лентяи находятся близко и руг от друга, ведь грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, не любят чисто и аккуратно писать в своих тетрадях, читать книжки.

Ну , да Это мне нравится. Лентяйкин: (потягиваясь).

Если б мыло приходило

По утрам в мою кровать,

И само меня бы мыло —

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места —

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй…

Ведущий:Страшный лентяй! Да, у каждой вещи должно быть свое место, но это должен знать ты, а не книжки и тетрадки. Если все? вещи будут под руками, их не надо будет искать, когда они понадобятся! А вспомни свой короткий день!

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера — и,

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень —

И длиннее станет день!

Ведущий: Как же добиться, чтобы исчезли все Лентяйкины и Грязнулькины?

Девочка: Посмотрим, что в ней? Вскрывает посылку. Достает билеты с вопросами, читает их, а дети всего класса отвечают на них.

1.Почему человеку необходимо умываться?

2 .Как нужно умываться правильно?.

3. Для чего необходимо чистить зубы?

4. С какой целью нужно регулярно стричь ногти?

5. Почему утренняя гимнастика полезна?

Ведущий: Молодцы! Вы хорошо справились с экзаменом. А в посылке есть еще что- то. Вот… Да это же загадки.

Целых двадцать пять зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым из зубков

Лягут волосы рядком. (Расческа)

Ношу их много лет,

A счету не знаю.

Не сею, не сажаю,

Сами вырастают. (Волосы на голове.)

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец — глупца, баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

А обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баранова,

И Федя увидел

Неряху лохматого. (Зеркало]

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи По одежке пробежит

Она станет чище. (Платяная щетка]

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было.

Что же это, ребята?

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло]

Слушайте мою загадку.

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко,

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щетка]

Он не сахар, не мука,

Но похож на них слегка.

По утрам он всегда На зубы попадает,

Эмаль нам сохраняет. (Зубной порошок]

Лег в карман и караулит

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утрет потоки слез,

Не забудет и про нос. (Носовой платок]

Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый. Подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята знают… [душ]

Ну хорошо поработали, знаем предметы обихода, Но что за шум, что за писк…

Умывальник: Я великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Если топну я ногою.

Позову моих солдат.

В эту комнату толпою Умывальники влетят.

А теперь, войско, вперед!

Умыть этих грязнулек.

Все: Моем, моем, трубочистов

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будут, будут трубочисты Чисты, чисты, чисты, чисты!

Вот теперь все чисты!

Ведущий: Вот мы и вернулись из нашего путешествия обратно к себе домой — в город чистоты и порядка.

Ведущий : А чтобы не позорить свой город, вспомним простые правила.

1. Приучите себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как лечь спать или покушать.

2. Когда моешь руки, потри кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из под ногтей.

3. Ноги мой перед сном каждый день.

4.Чисти зубы утром и на ночь.

5. Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в не- целю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, через которые дышит наша кожа.

6.Вернувшись с улицы или после игры с животными, обязательно мой руки.

7.Научись сам следить за ногтями и стричь их своевременно.

( отрывок из мультфильма)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в лохани, корыте,

В реке, ручейке, в океане —

Умывальник: И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие.

ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

автор: Федорова Елена Анатольевна

Учитель-логопед МАДОУ д/с №373 “Скворушка”

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста  с использованием здоровьесберегающих технологий

«Доктор Айболит спешит на помощь»

Цель: формирование представлений у детей о необходимости сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей привычку ведения здорового образа жизни.
  2. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
  3. Расширять словарный запас, поддерживать познавательный интерес детей по теме « Здоровье»
  4. Научить детей правильно выполнять дыхательную гимнастику:
  • Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучать детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания,
    дифференциации носового и ротового дыхания.
    • Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи;
    • Привлекать  внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Ход развлечения 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости должен прийти гость, но он придет, если вы отгадаете загадку.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…… ( Айболит) 

Воспитатель:  Крикнем, громко подружней: Айболит приди скорей!

Заходит Айболит 

Айболит: Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые! Ребята, у вас никто не болеет? (осматривает нескольких детей)

Айболит здоровается с детьми и интересуется, кто из детей болен, не болит ли у кого голова, живот. Убедившись, что все здоровы, предлагает детям поговорить о здоровье.

  1. Кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается.)
  2. Правильно, а вы знаете, что каждый человек может сам укрепить свое здоровье?

 Недаром говорится:

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Айболит предлагает заучить эти слова наизусть.

  1. Расскажите мне, что вы делаете, чтобы не болеть? (Гуляем, делаем зарядку, купаемся в бассейне, едим овощи и фрукты и др.)
  2. Как много вы знаете! А какие оздоровительные мероприятия вы выполняете с самого утра? (пальчиковую гимнастику, утреннюю гимнастику).
  3. Правильно, чтобы расти сильными, ловкими и смелыми, ежедневно по утрам надо делать зарядку и пальчиковую гимнастику. Кто из вас знает пальчиковую гимнастику?

 Дети выполняют пальчиковую гимнастику « Каша в поле росла » вместе с воспитателем 

Каша в поле росла,  (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.) 
К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу.) 
Всех друзей угостим, По тарелке дадим.  (В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.) 
Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке,  (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)   
Всем дадим по ложке!  (Разжимают кулачки.)

Айболит радуется за детей и предлагает сделать зарядку.

Физкультминутка “Вперед 4 шага…” 

Айболит поощряет детей за старание. И напоминает детям, что еще можно делать массаж жизненно важных точек на теле. С помощью такого массажа можно избавиться от болезни, а если делать его регулярно, то можно никогда не заболеть.

Массаж биологически активных зон:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим «козырьком». «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело. Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна!

Айболит:

Все кто хочет быть здоров,

Закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий,

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

 Айболит:

Если хочешь быть здоров, то дыши правильно. А умеете ли вы правильно дышать, делать дыхательную гимнастику ?

Воспитатель делает  вместе с детьми дыхательные упражнения с движениями   

«Вот какие мы большие!»
С каждым новым днем – 
Мы растем, мы растем. 
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем, 
Малышами не останемся!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться (вдох), на выдохе опустить руки. Повторяем 2 раза 

Игры-конкурсы  с детьми на развитие дыхания.

  1. «Капитаны»
  2. «Бульки-бульки»
  3. «Мыльные пузыри» 
  4. «Самолетики» 

Музыкальная физкультурная  пауза « Солнышко лучистое»

Айболит напоминает, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что это значит, и какие продукты полезны, а какие нет, поможет выяснить игра.

Дидактическая игра «Полезно или нет» Просмотр презентации, беседа.

Айболит беседует с детьми о витаминах:

  1. Я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, D, Е. – А вы знаете, где живут витамины? (Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.)
  2. Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки, нужно кушать витамин А. А живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А? (Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах.)

Айболит просит детей запомнить простую истину – Лучше видит только тот, кто жует морковь сырую или пьет морковный сок.

  1. Укрепляет наш организм, помогает не болеть витамин С. В каких овощах и фруктах живет витамин С. (Витамин С живет в апельсинах, лимонах, луке, капусте, редисе.)

Айболит поощряет детей. И уточняет, для того, чтобы дети никогда не болели, нам надо есть побольше фруктов. 

Айболит  говорит о том, что улыбка это залог хорошего настроения. Так люди дарят друг другу здоровье и радость. И предлагает подарить друг другу свои улыбки и хорошее настроение. (Звучит музыка, пение песни «Улыбка») 

Айболит благодарит детей и родителей и желает всем здоровья .

Вечер — досуга с участием родителей «Использование здоровье сберегающих технологий  

в ДОУ и дома»

                           2016 г

                Цель: 

  1. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.

  2. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

  3. Формирование навыков сотрудничества детей и родителей; содействовать их эмоциональному сближению

Форма проведения:

Семинар – практикум на тему «Использование здоровье сберегающих технологий  в ДОУ и дома».

Оборудование:

  • аудиозапись;

  • мягкие игрушки;

  • карандаши;

  • воздушные шары;

  • перловая крупа;

  • атрибуты для инсценировки (красная шапочка, чепчик и очки).  

Ход мероприятия:

Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать словами древнего мыслителя Цицерона: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий – счастливее больного короля».     

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

«Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст. 
Его берегите  как сердце, как глаз!» 
                                                    Ж. Жабаев

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе.

Арсенал видов физической культуры очень широк:

  • Утренняя зарядка.

  • Физкультминутка.

  • Дыхательная гимнастика.

  • Гимнастика для глаз.

  • Простые приемы массажа тела.

  • Подвижные игры.

  • Пальчиковая гимнастика и др.

Главное, чтобы это нравилось ребенку.  

В ребенке может укорениться лишь то,  что сформировано в семье, а значит,  основой успеха является личный пример родителей.

Занятия физическими упражнениями с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.  

(В зал под музыку входят дети, здороваются.)

— Ребята, сегодня к нам пришли ваши мамы и папы. Мы будем вместе играть. А сейчас сядьте, пожалуйста, рядом с родителями.

— Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

   Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровье сберегающие технологии».

Динамическая пауза «Медвежата»

         Медвежата в чаще жили               — все стоят в кругу

Головой своей крутили,                — вращение головы в одну и        

Вот так, вот так,                             другую стороны

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,                  — вытягивание прямых рук

Дружно дерево качали,                  вперед и сгибание рук в локтях

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили,                  — ходьба «по — медвежьи»

И из речки воду пили,                   — наклон туловища вперед,

Вот так, вот так,                              руки за спиной

И из речки воду пили.

А потом они плясали,                    — полуприсяд, подъем прямых 

Лапы к солнцу поднимали             рук вверх

Вот так, вот так,

Лапы к солнцу поднимали.

  • Самомассаж

Дождевые капли,                      хлопают правой ладонью по левой;

Прыгайте в ладошки!               хлопают по правой;

Дождевые капли,                 шлепают по ножкам от лодыжки вверх;

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли,                   стучат правой рукой по левому плечу;

Бейте по спине!                               левой рукой – по правому плечу;

Дождь грибной, но нужно               тянутся обеими руками вверх, 

Подрасти и мне!                              выпрямляя     спину.

«Весёлые старты» 3 эстафеты с участием родителей.

.

  • Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, улучшает работу мозга. Развивает мелкую моторику.

  1.  С элементами массажа биологически активных зон.

Жили-были зайчики        Сж.  руки в кулачки, указ. и сред. – «ушки».   

На лесной опушке.          Хлопают в ладошки.

Жили-были зайчики        Показывают пальцами ушки.

В маленькой избушке     Показ.  домик, ладошки — большие пальцы.

Мыли свои ушки,            Потирают ушки.

Мыли свои лапочки,       Моющие движения кистями рук.

Наряжались зайчики,      Двигают ладонями сверху вниз по туловищу

Надевали тапочки.         «Обуваются».

  1. С карандашом. 

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

 Быть послушным научу!  

(Дети и родители выполняют движения карандашом в соответствии с текстом)

— А сейчас я предлагаю вам изготовить тренажер для пальчиковой гимнастики.

(Родители берут подносы и вместе с детьми заполняют воздушные шары перловой крупой).    Или другой.    

Эти шарики берём,

Ими ручки разомнём.

Меж ладошками  кладём

И ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем!

(Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз)

  • Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

  1. Посмотрите далеко,

Дети вытягивают руки вперед, смотрят на ладони.

Посмотрите близко,

Подносят ладони близко к глазам.

Посмотрите высоко, 

Поднимают руки вверх

Посмотрите низко.

Опускают руки вниз.

  1. Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу

Опускаться не хочу!

(Дети и родители выполняют движения в соответствии с текстом)

  • Дыхательная гимнастика

 Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами. Дыхательная гимнастика  развивает еще несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Упражнение «Качели» 

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Упражнение «Надуй шарик»

 «Надувая шарик» дети широко разводят руки в стороны и глубоко вдыхают, затем медленно сводят руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувают воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — дети  произносят: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

  • Кинезиологические упражнения  (гимнастика для мозга)

Игра «Кулак-ребро-ладонь»

Четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

Игра «Лягушки»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

  • Релаксация

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения

Составитель: Анжелика Владимировна Алпатова, заместитель директора по УВР

Педагогический совет «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

Материалы педсовета

Аннотация:

Предлагаю разработку педсовета по теме «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе». Материалы педсовета содержат как теоретическую часть, так и практическую.

Перед педсоветом проведена предварительная работа: деление педагогического коллектива на рабочие группы, знакомство рабочих групп с темой педагогического совета и обсуждение основных принципов Программы «Здоровье» школы-интерната, выбор руководителей рабочих групп.

Педагогами школы проведены открытые уроки и внеурочные занятия, на которых учителя показали свое мастерство использования здоровьесберегающих технологий. Материалы педсовета сопровождаются презентациями.

Данная методическая разработка является одним из механизмов организации работы педагогического коллектива в условиях здоровьесбережения в школе в современных условиях.

Данная разработка может быть полезна администрации школ для создания организационно — педагогических, материально — технических, санитарно — гигиенических и других условий здоровьесбережения в школе.

Педагогический совет:

«Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

  1. Целеполагание педагогического совета

Цель педагогического совета: создание в школе организационно — педагогических, материально — технических, санитарно — гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса.

Задачи педагогического совета:

  • ориентировочная оценка работы школы-интерната с точки зрения здоровьесбережения и

определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы;

  • обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса;

  • мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики;

  • выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей в рамках здоровьесбережения.

Участники педагогического совета: администрация и педагоги школы-интерната.

Ожидаемый результат:

  • формирование методологической и технологической базы школы-интерната;

  • моделирования различных видов  деятельности, направленных на укрепление здоровья  в школе-интернате;

  • формирование критического мышления всех участников образовательно-воспитательного процесса в рамках здоровьесбережения в школе-интернате.

Форма педагогического совета: работа проблемных групп.

Функции: проектировочная, организационно-управленческая.

Предварительная подготовка к педагогическому совету: деление педагогического коллектива на рабочие группы, знакомство рабочих групп с темой педагогического совета и обсуждение основных принципов Программы «Здоровье» школы-интерната, выбор руководителей рабочих групп.

Методы предварительного исследования:

  • Мониторинг обучающихся «Если хочешь быть здоров…».

  • Мониторинг педагогов школы «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения детей».

  • Анализ заболеваемости учащихся школы-интерната.

  • Психолого-педагогическое исследование обучающихся 5-9 классов.

Основные   государственные  нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы сохранения здоровья обучающихся:

              1. Федеральный закон  от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ  «Об  основных гарантиях  прав ребенка  в Российской Федерации»;

              2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

              3. Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН  2.4.2.2821-10,  утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.

II. Оформление  и техническое оснащение заседания педагогического совета.

  • Эпиграф  к педагогическому совету

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

  • Выставка литературы по проблемам здоровьесбережения.

  • Презентации.

  • Видеофрагменты занятий с применением здоровьесберегающих технологий.

  • Рабочие места для трех групп педагогов.

  • Интерактивная доска и проектор для демонстрации презентаций и видеофрагментов.

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово заместителя директора по учебно-воспитательной работе «Здоровые дети – сильная Россия!».

  2. Сообщение заместителя директора по воспитательной работе «Анализ здоровья учащихся школы-интерната».

  3. Работа в творческих группах:

    • Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

    • Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»

    • Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

  1. Релаксация.

  2. Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.

Ход педагогического совета

1.Вступительное слово заместителя директора школы-интерната по учебно-воспитательной работе «Здоровые дети – сильная Россия!» (Приложение 1).

Предлагаю принять участие в  упражнении «Я работаю над своим здоровьем».

Педагогам предлагается  сделать один шаг в центр  круга (к пирамиде здоровья), если ответ будет положительным, если ответ отрицательный – учителя остаются  на месте.

Вопросы:

— я ежедневно  выполняю  утреннюю гимнастику;

— я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

— я посещаю бассейн, тренажерный зал;

— я периодически провожу  разгрузочные дни;

— у меня отсутствуют вредные привычки.

Итак, кто из Вас оказался рядом с моделью «Здоровье»? Это упражнение помогает нам наглядно увидеть, на правильном ли  Вы пути, помогаете ли Вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.  А что означает здоровый образ жизни? (ответы педагогов).

2. Сообщение заместителя директора по воспитательной работе «Анализ здоровья учащихся школы-интерната» (Приложение 2).

3. Работа проблемных групп.

Работа проблемных групп определяется  специальным техническим заданием, которое включает минимальный набор вопросов и дополнительные материалы для каждой группы.

Групповая работа продолжается 40 минут.

    • Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

    • Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»

    • Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

Проблемная группа №1 «Школьный урок и здоровье учащихся»

Техническое задание:

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Как Вы оцениваете  обычные уроки  в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?

  • Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требованиями к уроку.

  • Каково проблемное поле урока в нашей школе   с позиции здоровьесбережения?

  • Какое внимание уделяете Вы этим проблемам?

  • Что необходимо предпринять для решения проблем?

  • Что мешает приближению к идеалу? 

2. Обсудите предложенный проект анализа урока с позиции здоровьесбережения. Оцените его комплексность, оптимальность. Сделайте замечания и предложения.

Проблемная группа № 2 «Здоровье учителя»

 Техническое  задание.

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Насколько актуальны  проблемы деформации личности, проявления синдрома выгорания, хронического стресса  для педагогов нашей школы?

  • С какими трудностями  при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?

  • С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?

  • С какими  трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?

  • Какие  корпоративные меры, на Ваш взгляд, можно предпринять  для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя.

2. Обсудите в группе Добрые советы, предложенные учёными психологами для  борьбы с психологическими перегрузками, деформацией личности, проявлениями синдрома выгорания.

Проблемная группа № 3 «Формирование культуры здоровья ученика»

 Техническое задание.

1. Обсудите в группе следующие вопросы:

  • Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны  педагоги нашей школы в вопросах формирования культуры здоровья школьников?

  • Формирование культуры здоровья — это проблема только воспитательной системы или она должна решаться и через базисный учебный план?

  • Исходя из методологических составляющих  воспитания культуры здоровья человека, определите пути  обучения здоровью, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни,  воспитания ответственности   за собственное здоровье.

2. Разработайте положение конкурса «Самый здоровый класс».

4. По окончании обсуждения проводится релаксация

Здоровьесберегающие  технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 Сущность здоровьесберегающего урока:

  • обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока,

  • позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни

 Один  из  рецептов  возвращения  к   ЗОЖ – улыбка:

    • она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

    • улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

    • заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.       

5. Формулировка проекта решения педагогического совета.

  1. Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий  по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.

  2. Учителям-предметникам:

    • на уроках проводить физкульминутки;

    • разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;

    • предлагать задания, позволяющие повторить материал;

    • предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки.

  1. Продолжить работу по витаминизации питания.

  2. Заместителю директора школы по хозяйственной части усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом в школе-интернате.

  3. Учителю физкультуры раз в месяц проводить Дни Здоровья.

  4. Принять форму анализа урока с позиции здоровьесбережения.

  5. Продолжить работу по реализации Программы «Здоровье».

  6. Провести анализ наблюдений по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, подвести итог .

  7. Выполнение решения педсовета обсудить на следующем заседании педсовета.

Приложение 1

Вступительное слово заместителя директора школы-интерната по учебно-воспитательной работе «Здоровые дети – сильная Россия!».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего педсовета «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе».

Национальный проект «Образование» определил важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов, сегодня эта тема для разговора становится первостепенной. По данным всероссийской диспансеризации в подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет хроническое заболевание или является ребёнком-инвалидом.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как 70% времени он проводит в её стенах.

Результаты школьных мониторингов, жалобы родителей, учителей, низкие показания физической активности учащихся заставили нас безотлагательно заняться проблемой здоровья учащихся нашей школы.

А если учесть, что возможность получить квалифицированную медицинскую помощь имеет далеко не каждый сельский житель и что болезнь легче предупредить, чем лечить, то налицо все аргументы за то, чтобы первоочередной задачей нашей сельской школы стало воспитание здорового человека, человека с потребностями в здоровом образе жизни. Нет у ребёнка здоровья – он не сможет полноценно учиться, а затем стать хорошим специалистом. А неспециалистам приходится всё труднее.

В процессе взросления проявляется ещё один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Таким образом, нами были сделаны выводы, что для того, чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий не только учителей и врачей, но и социально-психологических служб. Нами была разработана Программа «Здоровье», которая была представлена на рассмотрение Совету школы, утверждена им, и были определены основные направления деятельности школы по сохранению и развитию здоровья, организации двигательной активности учащихся. В связи с этим перераспределены функциональные обязанности всех участников образовательного процесса по этому направлению, установлен определённый режим работы, согласно намеченным целям и задачам.

Учебный день начинается с обязательной для всех утренней десятиминутной зарядки по специально разработанным комплексам упражнений.

На уроках учителями-предметниками регулярно проводятся динамические паузы, физкультминутки со специальной гимнастикой для глаз, рук, спины и других частей тела. Учителями соблюдаются санитарно-гигиенические нормы на уроках, средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, использование методов, способствующих активизации инициативы и творчества, длительность применения технических средств, строгий контроль за временем нахождения за компьютером, чередование поз учащихся во время урока.

В связи с тем, что сократилось количество учащихся в школе, появилась возможность подобрать столы и стулья в соответствии с ростовыми группами, что является немаловажным фактором в здоровьесбережении.

В начальной школе четвёртый год используем конторки доктора Базарного для смены рабочих поз во время урока, каждый ребёнок может во время урока встать, подойти к очень удобной конторке и продолжить урок.

Самая главная ответственность, конечно же, лежит на учителе физического воспитания, который работает по индивидуально разработанной программе «Здоровье через физическую культуру». С учётом медицинских групп здоровья учащиеся на уроках физической культуры занимаются по специальным комплексам упражнений, предусматривающих особенность заболевания. Учащиеся, находящиеся на подготовительной медицинской группе здоровья занимаются лечебной гимнастикой, разработанной совместно с врачом-педиатром для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, для профилактики заболеваний органов дыхания. Учащиеся обучаются приёмам самоконтроля и элементам закаливания организма.

Традицией в школе стало проведение в последнюю субботу месяца «Дня здоровья», к которому тщательно готовимся: заранее составляется план, обязательно читается лекция медиками, а затем спортивные эстафеты, марафоны, малые олимпийские игры. Традиционными стали также спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья».

Наша модель здорового школьника – это ребёнок, который умеет заботиться о своём здоровье и реально заботится о нём; он знает, что и папа с мамой, и любой учитель школы – его верные и надёжные друзья. А вместе с друзьями легче переносить все невзгоды. Дети должны видеть вокруг себя здоровых, жизнерадостных людей. Ближайший социум школьников – это учителя. Хочется отметить, что принятый закон школьной Думы о запрете курения, в школе коснулся всех — у нас в школе нет курящих учителей; на территории школы не курят родители и дети.

Говоря о здоровье детей, нельзя не затронуть вопросы организации питания, ведь только сытый ребёнок способен с полной отдачей относиться к учению и реализовать свои способности во внеурочной деятельности.

Для этого в школе он должен получить полноценное питание. При организации питания всегда много вопросов, и самым важным является «Чем кормить?», ведь питание должно быть рациональным, щадящим с включением специальных продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Половинкой успеха в этом вопросе является знание СанПиНов, и если к их изучению подойти творчески и следовать указаниям, то проблем со здоровьем будет меньше.

Очень сложно придерживаться десятидневного меню из-за недостатка денежных средств, но если заранее, летом позаботиться о сборе лекарственных трав, шиповника, то витаминизированные чаи будут, а если на стенах в столовой будет много информации о пользе молока, овощей, каши, то и пустых тарелок будет больше. И как можно больше пропаганды здорового питания: это и классные часы, и различные мастер-классы по приготовлению самого здорового салата или разработки мини-проектов «Моя диета – самая здоровая!», а также защита рефератов «Хлеб – всему голова!», или «Лук от всех недуг». По предложению школьной Думы проводилась неделя национальной кухни, когда повара ежедневно готовили блюда по рецептам бабушек, а ребята – представители различных этнических групп готовили красочные рекламы об их пользе и вывешивали в столовой – поверьте – всех в эти дни можно было принимать в общество чистых тарелок: и взрослых, и детей.

Для коррекции функциональных нарушений органов пищеварения, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, в школе организовано диетическое питание для учащихся; для пятерых детей пища готовится в соответствии с требованиями.

Под особым контролем – мытьё рук, у каждого своё мыло и полотенец и стопроцентное знание пословицы «Чистота – залог здоровья!»

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но мы с вами можем научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.

Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Существует более 300 определений понятия «здоровье», среди них духовное здоровье – это система ценностей, убеждений, положительных эмоций, которыми мы заряжаемся в конце утренней ежедневной зарядки, произнося вместе с детьми слова:

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «Здравствуй»

говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным,

мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. 

Приложение 2

Сообщение заместителя директора по воспитательной работе «Анализ здоровья учащихся школы-интерната».

Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах. В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью. В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативам и правовым документам.

В школе существует долгосрочный план по реализации стратегии содействия здоровью школьников.

Создан комплекс управленческих условий, к их числу относится:

  • организация оздоровительных режимных моментов и организация занятий в течение дня (утренняя зарядка, физ­культминутки, динамические паузы, кружки, спортивные секции).

  • организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учеб­ного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке);

  • составление расписания уроков, предусматривающее че­редование предметов с высоким баллом по шкале трудно­сти с предметами, которые позволяют частичную релакса­цию учащихся;

  • своевременное информирование субъектов образова­тельного процесса о состоянии здоровья учащихся и усло­виях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шкалы трудности учебных предметов, с одним подъемом в течение недели.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими:

  • педагогика сотрудничества;

  • игровые технологии;

  • технологии уровневой дифференциации;

  • групповые технологии.

Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности. Выполняются все основные условия здоровьесберегающих технологий.

Начата работа по сохранению психического здоровья школьников. Она ведется в нескольких направлениях: психологическая диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа.

В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.

В школе работают спортивные секции (баскетбол, волейбол, настольный теннис). Разработан и действует комплекс физкультминуток и смены динамических пауз на уроках (в соответствии с расписанием) для учащихся начальной школы, в стадии апробации находится такой комплекс для учащихся основной школы, разрабатывается для учащихся старших классов.
С целью формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:

  • Дни здоровья,

  • уроки физкультуры на свежем воздухе,

  • Конкурсы рисунков: «Алкоголь – яд и обман», «Курить – здоровью вредить», « Нет наркотикам»;

  • Конкурс сочинений «Мы против СПИДа»,

  • Тематические классные часы.

Проводимый ежегодный медицинский осмотр показывает, что в условиях максимальной включенности в образовательный процесс, состояние здоровья учащихся практически стабильно.

Данная информация находится в работе у классных руководителей и служит руководством в решении таких вопросов, как размещение детей в классе, подбор и регулировка ростовой мебели, кратность и содержание физкультминуток.

Контроль за состоянием здоровья учащихся осуществляется медицинской службой. Составлен план совместной деятельности школы и медицинской службы, осуществляются ежегодные осмотры всех обучающихся специалистами. К программам, способствующим поддержанию здоровья детей школы относятся:

  • приобретение и обновление мебели в соответствии с ростовыми группами;

  • улучшение качества горячего питания, увеличение охвата детей горячим питанием;

  • открытие медицинского кабинета в школе.

С целью защиты прав ребенка в школе создана комиссия в составе родителей и учителей по социальным вопросам. На заседании комиссии рассматриваются вопросы о предоставление учащимся бесплатного питания. За последние три года снизилось количество учащихся, имеющих нарушение зрения, нарушения осанки, заболевания сердечно – сосудистой системы.

Воспитательная работа с первого года реализации программы главным образом направлена на спортивно-оздоровительные мероприятия. Главная проблема современных детей – гиподинамия, из-за которой развиваются различные заболевания, утомляемость, нервные стрессы. Поэтому мы и начали мы с того, что попытались обычный учебный день, учебную неделю максимально наполнить физическими движениями.

Для этого проводятся следующие мероприятия: 
— увеличение количества часов до 3х в неделю на уроки физкультуры во всех классах;

— утренняя гимнастика (ежедневно);

— физкультурно-оздоровительные перемены (ежедневно); 

— уроки здоровья (1 раз в месяц);

— дни здоровья (1 раз в месяц);

— спортивные мероприятия, соревнования, конкурсы, турниры в школе;

— участие в районных конкурсах и соревнованиях.
Каждое утро проводится зарядка активистами школы под руководством учителя физической культуры. В начальной школе дети удовольствием выполняют утреннюю гимнастику организатором-старшеклассником.

Традиционными стали в школе спортивные мероприятия: турниры по теннису, соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу. Команда юношей регулярно защищает честь нашей школы на районных соревнованиях и часто занимают призовые места в соревнованиях по волейболу, по мини-футболу, в соревнованиях, посвященных Дню защитника Отечества.

Интересно проходят традиционные праздники, всевозможные забавные подвижные игры и конкурсы. В восторге все и дети, и взрослые. Частыми гостями и активными участниками на таких мероприятиях являются наши выпускники и родители. Хочется отметить, что на протяжении работы по Программе «Здоровье» интерес учащихся к спорту и всем спортивным мероприятиям повышается.

Радует, что позитивный спортивный настрой дети несут на улицу и уже самостоятельно, без участия взрослых у них продолжаются спортивные соревнования и игры.
Работа по профилактике вредных привычек, правонарушений и пропаганде здорового образа жизни включила в себя просветительскую работу: информационные стенды, беседы, тематические классные часы, общешкольные мероприятия с приглашением медицинских работников, акции «Нет – наркотикам», День борьбы с курением, День борьбы со СПИДом, встречи с инспектором по делам несовершеннолетних, детским наркологом. Классные руководители вели контроль посещаемости уроков, проводили беседы с прогульщиками и их родителями, воспитателями.

Классные руководители проводили учёт и обследование условий воспитания детей состоящих на учете, трудных детей, из семей «группы риска». Проводилась постоянная работа с данными детьми: индивидуальные беседы, посещение на дому, беседы с родителями и воспитателями, беседы совместно с инспектором.
Для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма проводились
— инструктажи, беседы на классных часах;
— тематические игры, конкурсы;
— уроки-практикумы с использованием компьютерной игры по правилам дорожного движения «Не игра»;
— участие школьной команды в районном конкурсе «Безопасное колесо»;

— участие школьников в районном конкурсе рисунков «Пешеход. Водитель. Пассажир»; 
— участие в школьной военизированной игре «Зарница»;
— ежегодное проведение Дня защиты детей;
Ни один обучающийся нашей школы не являлся участником ДТП.
Врач школы регулярно выступает перед педагогическим коллективом и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Для педагогов школы организован психологический лекторий. Проводится родительский всеобуч.

Проводится целенаправленная работа по антитеррористической защищенности учащихся. В школе проводятся учения по эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе и при участии работников МЧС (по плану школы). Оформлен стенд «Умей действовать в экстремальной ситуации — угроза терроризма». За последние три года травматизма в школе не было.

В школе организована регулярная профилактическая работа. В целях профилактики простудных заболеваний, организуется витаминизация питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже), фиточаи, фруктовые компоты.

Для профилактики нарушения зрения и болезней глаз используются упражнения для снятия зрительного утомления во время физкультминуток на уроках (особенно письменных уроках и уроках с применением компьютерной техники).

Для профилактики нарушения осанки в кабинетах начальных классов имеются конторки. Режим смены динамических поз, физкультминутки на уроках позволяют провести профилактику дидактогенных заболеваний. Регулярные беседы, выпуск санбюллетеней позволяет организовать профилактику травматизма, инфекционных заболеваний, вредных привычек.

Администрацией школы и медицинской сестрой осуществляется контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Большая работа в школе проводится по наблюдению за состоянием здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.

Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу школ.

К созданию оптимальных условий для организации образовательного процесса относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований и требований безопасности, укрепление материально-технической базы, создание экологически комфортных условий обучения. 

Школа по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. – все, что подлежит гигиеническому нормированию.

Для создания экологически комфортных условий обучения в школе поддерживается порядок и уют, озеленение, психологический комфорт (доброжелательная обстановка в классе, сотрудничество между учителем и учениками).

Вместе с тем имеются существенные недоработки:

  • в реализации просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни,

  • повышению физического развития учащихся,

  • недостаточная подготовленность учителей для представления работ научно-методического плана, печатных работ,

  • недостаточная осведомленность и просвещенность родительской общественности.

Недостатки инновационных здоровьесберегающих процессов в школе связаны с определёнными проблемами.

Решение существующих проблем возможно через многопараметральное системное проектирование жизни школы в рассматриваемом вопросе, позволяющее увязать воедино знания, творчество, стандарт, индивидуальность учителя и его ученика, поддержку родителей; создание интенсивных форм здоровьесберегающей работы, раскрывающий творческий потенциал, через который учитель переходит на новый уровень педагогического образования и воспитания.

Приложение 3

Формирование здорового образа жизни в школе

Приложение 4

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. 

Во-вторых, главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Задавание вопросов является:

  • показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

  • проявлением и тренировкой познавательной активности;

  • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

 Правило2. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;

  • 25-35-я минута — 60-40%;

  • 35-40-я минута — 10%.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

 Правило 3. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Правило 4. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Неудача ученика на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Правило 5. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Правило 6. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

 Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Число видов учебной деятельности используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия.

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Здоровый я здоровая семья сценарий мероприятия
  • Здоровому каждый день праздник
  • Здоровое поколение богатство россии сценарий
  • Здоровое питание меню на праздник
  • Зачем отмечают праздник хэллоуин