Зимние забавы на руси сценарий

Праздник "Зимние русские  народные забавы" рекомендован для учащихся 5-7 классов.

Сценарий праздника

«Зимние  русские народные забавы»

классного руководителя  МКОУ  СОШ  №1 г.Сима

Яматиной Н.В.

Цели:

  1. Показать, что зимние игры и забавы играют важную роль в формировании здорового образа жизни человека, а знание истории является частью общечеловеческой культуры;
  2. Развивать коммуникативные способности, расширять познавательный интерес учащихся, формировать национальную культуру.
  3. Воспитывать ответственность, сплочённость, коммуникабельность.

Музыка для выхода

Ведущий:

Здравствуйте, красны девицы!

Аль нет здесь девиц-красавиц?

Что-то не слышно, не видно вас?

 Здравствуйте, красны девицы!

Будьте здоровы и вы, добры молодцы!

Видно добры молодцы либо попрятались,

либо совсем состарились?

Или удаль молодецкая не в теле,

коли слышно их еле-еле?

Будьте здоровы и вы, добры молодцы!

Здравствуйте – значит, доброго здоровья вам всем!

А теперь знакомиться будем.

Развеселая затейница

Вроде даже не бездельница

Рада представиться вам я

Но немного погодя…

Я вам имя назову,

Да еще и отчество

А от вас фамилию

Мне услышать хочется

Итак, внимание! Начинаю с простого задания:  

Александр Сергеевич….ПУШКИН

Продолжаем – Михаил Юрьевич… ЛЕРМОНТОВ

Молодцы!

Усложняю задание! Агния Львовна… БАРТО

Справились. Дальше еще сложнее  —  Наталья Викторовна….

Призадумались… А Наталья Викторовна Яматина  —  это я.

Именно так меня звать-величать. Поздоровались, познакомились.

    С давних времен народ устраивал зимой шумные гулянья. Петр Первый даже издал особый указ, которым повелел соотечественникам гулять, радоваться и громко смеяться, кататься на санях, плясать вокруг елки, устраивать кулачные бои и прочие зимние забавы.

А  на праздник народ созывал колокол.

Наверное, многие из вас слышали, как звучит колокол. А сейчас мы  попробуем сымитировать, т.е. изобразить голосом его звучание.

Игра «Колокол»

1 команда — большой колокол, звонить низко, гулко, медленно: «Бу -у-ум! Бу -у-ум!» Репетируем. Музыка

2 команда — средний колокол, ваш звук более выше и короче: «Бим — бом! Бим — бом!» Пробуем!  Музыка

3 команда — партия малого колокола, звук выше и чаще: «Бам! Бам! Бам!» Репетируем. 

 Музыка

Итак, внимание! Начинает звучать большой колокол. Вступает средний. Подключается малый колокол.

Спасибо. Этот праздничный звон возвестил нас о начале праздника.

А собрались мы здесь не случайно

Играть мы будем в игры русские,

Народные, задорные, хороводные!

Мороз не велик,

Да стоять не велит.

Ведь не лето на дворе

Разогреемся в игре.

Начинаем одеваться

В беге разогреваться.

Итак, построились в 3 колонны. Мы будем играть в игру «Веселый лыжник»

Построение под музыку.

Игра «Весёлый лыжник»   На протяжении всей игры — музыка

Оборудование: 3 штанов, 3 лыжи, ориентир

Первый надевает штаны, и одну лыжу (коротышку) добегает до ориентира, бежит обратно, с него снимают штаны и надевают на второго и т. д.

Вы нас всех развеселили

Мы баранки вам вручили.  

Музыка (Команде победителей вешается на снеговика (нарисован на картоне) связка баранок)

Русские всегда высоко ценили физическую силу. Богатыри — силачи обязательные персонажи всех русских народных сказок, былин. Перетягивание каната широко распространено во всем мире, включено в программу Всемирных игр. А в начале 20 века было даже Олимпийским видом спорта.

Мы девчонок и ребят

Вызываем на канат

8 слева, 8 справа

Только мускулы трещат.

Игра «Перетягивание каната» Музыка

Оборудование: канат

Команде победителей вручаются баранки.

Одним из любимых зимних развлечений было катание с ледяных гор и на санях. А знаете ли вы, что катались раньше на шкурах, на расплющенных корзинах, на деревянных корытах, на коротких скамейках, переворачивая их вверх ножками.

Любое русское гулянье

Не проходит без катанья

В руки саночки берём

И кататься все идём.  

Музыка

Игра «Саночки»

Оборудование: 3 саней, ориентир

Один садится на санки, второй его везет до ориентира, затем они меняются и готовится следующая пара.

Команде победителей вручаются баранки

В старину не только пели и плясали, но и выбирали самого сильного и ловкого. Одним из развлечений были кулачные бои, где показывали свою удаль и силу. В их схватках оформились специальные приемы русской борьбы: «бросать с носка», начинать схватку «колесом».

Кто из вас самый смелый и ловкий

Выходи, прояви сноровку.

Игра «Бой мешками» Музыка

Оборудование: мешки, 12 кочек

(на 2 кочки встают в руках мешки стараются сбить мешками друг друга)- 2 раза мальчики, девочки (6 девочек и 6 мальчиков)

Сейчас вьюги-метели вас всех занесут, заморозят!

Не поддайтесь метелям-вьюгам!

Не дайте им заморозить себя!

Игра «Самый большой сугроб»  Музыка

Оборудование: 3 ведра

Вся команда по очереди в ведро набирает снег, и высыпают под снеговика.

Песенный конкурс «Ай, да зимушка-зима» Музыка

Каждая команда должна исполнить песню на зимнюю тему. Побеждает команда, которая исполнит песню последней.

Ни один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод — древний народный  круговой массовый танец- игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.

Выходи честной народ

Спляшем с вами хоровод.

Хоровод   Музыка

(за руки по кругу идем направо, налево, в круг все, направо, налево,  в круг девочки (И-хи-хи), мальчики (О- хо-хо)

Ну, спасибо вам, ребята.
За веселье, удальство.
Это время пошло вам на пользу.
А не так, на баловство.
 Музыка

Для вас готово угощенье,

Всем на удивленье!

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

А за праздник вам спасибо!

Задачи:
Обучающие

  • Закрепить знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору.
  • Закреплять знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек,  пословиц, поговорок. 
  • Закреплять названия зимних месяцев, зимних русских народных игр, пословиц о зиме.

Развивающие:

  • С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность.
  • Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Воспитывающие:

  • Прививать желание участвовать в  совместных русских народных играх,    воспитывать любовь к  русским народным зимним  традициям, играм и развлечениям.

Предварительная работа: просмотр видеофильма про зимние месяцы «Уроки тетушки Совы: времена года», разучивание русских народных подвижных игр, чтение в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми русских народных сказок о зиме, разучивание народных примет, поговорок и закличек о зиме.

Материалы:  Магнитофон, метла, снежинка, лента.  
Интеграция образовательной области «Познание. Приобщение детей к русской народной культуре и традициям.»

По содержанию психолого – педагогической работы

«Физическая культура»
Накапливание и обогащение двигательного опыта детей с помощью русских народных подвижных игр на свежем воздухе

«Здоровье»
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

«Социализация»
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части русских народных подвижных игр и забав.

«Чтение художественной литературы»  
Формирование целостной картины мира, через приобщение к русскому народному фольклору.

«Коммуникация»
Развитие познавательно – исследовательской  деятельности в процессе свободного общения со взрослыми и детьми.

«Музыка» и «Художественное творчество» Расширение кругозора детей в части музыкального восприятия русских народных песен и хороводов.

ХОД

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Рада видеть вас такими нарядными и весёлыми. Как быстро летит время! Совсем недавно мы матушку осень чествовали, а теперь наступил черёд красавицы зимы! Скажите ребята, а вы зимушку любите? (ответы детей.)
Ведущий:  Ребята, а вы знаете во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы? А давайте отправимся в путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как же там ребятня и взрослые зиму встречали и зимой на улице играли.  Смотрите, ребята, к нам идут гости дорогие – три зимних месяца Ребята, вы помните, как они называются?(Ответы детей).
Ведущий: Давайте-ка всё о них разузнаем.
Под русскую народную мелодию в обработке Р. Рустамова “ Пойду ль я, выйду ль я…” входят декабрь, январь и февраль кланяются!
Декабрь: Меня в старину студнем называли и говорили так: “Декабрь год кончает, а зиму начинает”. Я первый зимний месяц! Всё успею побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!
Январь: А меня в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.
Февраль: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря меня называли метельником, бокогреем и свадебником.
Ведущий: А вот если зимушка задерживалась, то дети на Руси ее всегда кликали. А вы такую закличку помните?

Дети: Приходи, зима!
Приходи бела,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой!

Ведущий: Да, мороз невелик, да стоять не велит. Выходите в хоровод! Будем зимушку славить! Исполняется хоровод под русскую народную песню в обработке М. Иорданского “Как на тоненький ледок”.
Ведущий: Ребята, а приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов?

  • Зимой дым столбом – к морозу.
  • Кошка в клубок – мороз на порог.
  • Если она скребёт пол – будет ветер или метель.
  • Туманный круг около солнца тоже к метели.
  • А если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели.!

Ведущий:  Молодцы! А я ещё одну примету знаю, чем выше вы сейчас прыгните, тем лучше будет урожай. Давайте поиграем! Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.
Игра скакалка: раскручивается  привязанная к ленте снежинка,  дети приговаривают:

Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лён высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!

Дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задел
Ведущий:Все пословицы и приметы складывались народом  из  покон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Золотые ворота».

Русская народная подвижная игра: «Золотые ворота»
Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

Ведущий: Ой молодцы ребята! А я знаю что вы все мороза боитесь!
Дети: (ответ)
Ведущий:А давай те ка проверим! Сыграем в игру.

Русская народная подвижная игра « Мороз-Красный нос»
Описание игры:  по краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т.е. Мороз-Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз – Красный нос,
Всех морожу без разбора,
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»; те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании  перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения    Мороза.

Ведущий:: Ну молодцы, а теперь проверим как вы умеете в морозный денек вместе по улице гулять. Сыграем в русскую народную игру.
Русская народная игра «Уж я  улком шла»
Ход игры: играющие выстраиваются за водящим  — «иголкой» в ряд, встают в пол-оборота  цепочкой и берут друг друга за руки. «Иголка» идет неторопливым шагом, увлекая за собой игроков, все поют игровой текст. «Иголка» меняет направление, убыстряет или замедляет темп ходьбы, движения играющих описывают различные фигуры.
Игровой текст:

  • «Уж я улком шла, переулком шла,
  • Клубок ниточек нашла,
  • Нитка тянется, перетянется,
  • Клубок катится, перекатится,
  • Нитка доле, доле, доле,

Финал игры: «иголочка» выводит играющих в круг, все стоят, крепко держась за руки, на слова «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась», размыкаются руки.

Ведущий:  Играете вы хорошо! На вопросы ответить сможете? Ну тогда слушайте внимательно!

  • В какие игры на Руси играли наши бабушки?
  • В какие игры мы играем, какие бабушкины знаем?
  • В какие игры любите играть вы?
  • Чем вам нравятся русские народные игры?

Ведущий: Замечательно! А знаете, ребята, что и раньше  наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда были детьми, так же строили крепости и лепили снеговиков, катались с горы. А давайте и мы с вами, хоть и снега мало, попробуем слепить снеговика.

Подвижная игра  «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).
Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком).
И станет ком снеговиком («Рисуют» снеговика из трех разного размера кругов).
Его улыбка так светла! (изображают улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла! (показываю глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка – (медленно приседают)
Увы – (пожимают плечами)
И нет снеговика. (разводят руки в стороны)

Ведущий: Да как же нет, вот посмотрите, он идет!

Появляется Снеговик:

Человек я непростой,
Появляюсь я  зимой
А весной я исчезаю,
Потому что быстро таю!

Снеговик: А пока я не растаял предлагаю поиграть в  игру «Русская метла»
(По кругу передается метла под музыку, на ком останавливается¸ тот танцует, а дети хлопают. Последним танцует Снеговик и говорит, что у него заболела нога)
Ведущий:  Ничего, Снеговик, мы тебя полечим!

Русская народная игра  «Дударь»
Ход игры:  водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.
Игровой текст:

  • «Дударь, дударь, дударище,
  • Старый, старый, старичище,
  • Его во колоду, его во сырую,
  • Дударь, дударь,
    Что болит?» — «Голова!»

Финал игры: когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».
Снеговик: Хорошо поиграли, а теперь мне пора с вами прощаться! Опаздываю я! Мне еще много дел предстоит сделать перед новым годом! Спасибо вам за веселое развлечение. До свидания!
Ведущий: Спасибо снеговик за то, что к нам в гости пришел! Вот  и закончилось наше путешествие в  зимнее время года в Древней Руси.  Мы вспомнили название месяцев,   поиграли в   русские народные игры,  которые любили наши предки,  вспомнили закличку зимы,  приметы и поговорки о зиме.

ГБОУ РМ «Краснослободская общеобразовательная школа – интернат»

Провела: Фомкина Н.Г.

2016г.

Цель: (слайд 1.)

1. Рассказать о зимних забавах на Руси и пробуждать интерес к народным играм.
2. Развивать и совершенствовать навыки игровой деятельности.
3. Воспитывать национально-патриотические качества личности.
4. Способствовать сплочению детского коллектива; доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование:

просторное игровое помещение, , инвентарь к играм, музыка.

Задачи:

— сформировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним, пробудить чувство любви к Родине ;

— знакомить детей с народно-прикладным искусством ;

— знакомить детей с устным народным творчеством ;

— воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю ;

— формировать нравственные качества для установления позитивных межличностных отношений ;

— создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива ;

— развивать двигательную активность детей.

Ход мероприятия

Вводное слово – загадывается загадка о зиме

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица — белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – все покрылось серебром.(Зима) (слайд 2.)

1. Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму. В народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Красотой зимы всегда восхищались поэты и художники. (слайд 3.)

Задание 1. Каждой команде за 1 минуту вспомнить как можно больше пословиц или примет связанных с зимой. Через минуту работы сравниваются, и большее количество слов команде присуждается 1 балл.

Пословицы и поговорки про зиму

Зимой дым столбом – к морозу.

Кошка в клубок – мороз на порог.

Если она скребёт пол – будет ветер или метель.

Туманный круг около солнца тоже к метели.

А если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели.!

Береги нос в большой мороз.

Все зимой сгожается, что летом урожается.

Готовь зимой телегу, а летом — сани.

Два друга — мороз да вьюга.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Деревья в инее — небо будет синее.

Зима — не лето, в шубу одета.

Зима лето пугает, а все равно тает.

Зима лодыря морозит.

Зимний денек — воробьиный скок.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Зимой солнце светит, да не греет.

Как зима не злится, а весне покорится.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Новый год — к весне поворот.

Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется.

Зима без снега — лето без хлеба.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.

Январь — году начало, зиме — середина.

Месяц январь — зимы государь.

Январь — весне дедушка.

Лето собериха, зима подбериха.

Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно: а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.

(слайд 4.)

2. Молодцы! А я ещё одну примету знаю, чем выше вы сейчас прыгните, тем лучше будет урожай. Давайте поиграем!

Задание 2. Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.
(Игра скакалка: раскручивается  привязанная к ленте снежинка,  дети приговаривают):

Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лён высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!

Команде, чей игрок останется победителем присуждается 1 балл.

3. Красотой зимы всегда восхищались поэты и художники. (слайд 5.)

Задание 3. Из каждой команды выбирается по одному человеку. Команде и выбранному человеку, необходимо написать как можно больше слов, которые приходят на ум, когда они слышат слово зима. Через минуту работы сравниваются, и за каждое совпадение команде присуждается 1 балл.

4. C незапамятных времен радостным весельем встречали зиму на Руси. Когда же еще веселиться, если не на Рожественских “каникулах”, называемых Святками. Рождественская ночь является началом Святок, а длятся эти праздничные дни — Рождественские гуляния — 12 дней и продолжаются до Крещения. Песни, пляски, хороводы, катания на санях — были обычными для русских людей. А еще ходили в гости, колядовали. В это же время в города являлись скоморохи, кукольники, жонглеры, гусляры и прочие «затейники». Играли на гуслях, жалейках, пели, кувыркались, показывали фокусы. Тут же среди дружинников устраивались «конные ристания», поединки на копьях и мечах. Соревновались в метании палицы, стрельбе из лука. Бегали взапуски, прыгали через костры. Состязались в рубке «снежных чудищ» на скаку, в метании копий, фехтовании и борьбе.

5. Для зимних забав мы обязательно тепло одеваемся, чтобы мороз нас не одолел. Вот сейчас мы посмотрим, какая команда сможет быстрее и теплее одеть своего товарища. (слайд 6.)
Задание 4. Командам выдается зимняя одежда – варежки, шапка, шарф, валенки, шуба. Команда выстраивается колонной напротив игрока, которого надо одевать, каждый человек берет по одной зимней вещи. По команде ведущего каждый игрок подбегает к своему товарищу и одевает на него зимнюю вещь. Чья команда быстрее одела, та и выиграла 6 баллов, а другая — 3 балла.

(слайд 7.)

6. Выпал снег. Одной из самых веселых и популярных зимних забав на Руси с незапамятных времен являются снежки. Первое, что обычно делали дети, как только первый снежок прикрывал землю, — лепили комочки и с радостью запускали их в спину друзьям. Игра в снежки весьма демократична, поскольку в ней можно обходиться без всяких правил.

Задание 5. Каждый участник команды должен попасть «снежком» в цель. Какая команда сколько накидала «снежков» в корзину, столько баллов и получает.

7. Игры со снегом были различны. (слайд 8.)

— Очень известной русской забавой было «взятие снежного городка». Сражались целые армии: одна атаковала крепость, другая — защищала. Иногда команды делились по половому признаку — дамы обороняли крепость, мужчины наступали. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки метлы, лопаты, сыпали на врагов ведра со снегом, стреляли для устрашения лошадей холостыми зарядами из ружей. Следить за соблюдением правил выбирали «городничего». По его команде начинался и заканчивался штурм. Если в игре участвовали девушки, то им отводилась роль защитниц, а парни, разделившись на «коней» и «всадников», начинали атаку. Их задачей было ворваться внутрь и захватить женское знамя. Если «всадника» сбивали с «коня», он тут же выбывал из игры. По правилам, «воин», захвативший знамя, имел право перецеловать всех защитниц. Но те обычно бились так отважно, что мужчинам редко перепадало такое счастье.

(слайд 9.)

-Под «взятием городка» подразумевалась и другая спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для таких развлечений была площадь села или ярмарки. Иногда вместо столбов вкапывали тонкие прогибающиеся жерди, что, однако, совсем не пугало желающих соревноваться в силе и ловкости.

Привлекательные для крестьян призы – отрезы материи на порты (имели значение мужских штанов и одежды вообще, – шились из грубой шерстяной ткани и холста или, если хозяин был побогаче, из тафты, шёлка и сукна) или рубаху, сапоги укрепляли на вершине такого сооружения.

С конца ХVIII в., для усложнения подъема столбы стали обливать на морозе водой. Чтобы заполучить награду, смельчак должен был добраться до нее по скользкой обледенелой вертикальной поверхности столба. Занятие это требовало выносливости и терпения и удавалось далеко не каждому. Победителя чествовали и натирали снегом. (слайд 10.)

— Ещё одна забава в различных слоях населения имела различный вид и правила. —-Часто опытного борца ставили на верх снежной горы, нарицая его «царем». А молодые воины, желавшие доказать свою удаль, пытались свергнуть его вниз. «Царь» отбивался от нападавших иногда голыми руками, иногда деревянным посохом. Те в свою очередь пускали в ход веревки и кнуты. «Без борца нет венца», — приговаривали князья, награждая достойных. И одаривали кого новыми сапогами, кого кафтаном и рукавицами, а кому-то давали украшенные дорогими каменьями мечи и кинжалы. (слайд 11.)

—Не отставали от знатных господ и простые люди. В лесах и на замерзших реках устраивали «бои без правил» — на палках и на кистенях, на палицах и на ножах, часто сопровождавшиеся смертоубийством. Церковь осуждала «игрища скаредных пьяниц», которые «в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются на дрекольях».

В драках стенка на стенку нельзя было бить лежачего, ставить подножки, класть в рукавицу заначку, бить ногами и по затылку. Взрослые не могли биться с юношами. При этом всякий мог в любой момент оставить поле боя, пойти отдышаться. Но были и такие «свалки-сцеплялки», после которых оставались покалеченные и убитые. Именно о таких побоищах было принято церковное постановление участвующих в них «отлучать, а убитых не отпевать». (слайд 12.)

—Не менее жестокими были и «судебные» бои, которые шли «сам на сам». Чаще всего несогласный с решением суда вызывал на поединок обидчика. Место боя огораживали «вервием», а в присутствии царя —«цепью серебряной, чистым золотом в кольцах спаянной». Выбирались судьи. На бойцов надевались «боевые рукавицы». И начинался бой по правилу: «Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!» Многим потом была только одна дорога — на погост. Как и тем, кто участвовал в «медвежьей забаве», на потеху боярам борясь с косолапым.

8. Дальше народные забавы мы постараемся угадать разгадав загадки.

  1. Загадка: Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка. (слайд 13.)

Катание с горки на санках — веселая зимняя забава. Чем дальше прокатятся санки, тем длиннее уродится лен. Так что катание с горки не только зимнее развлечение, но и настоящая предвесенняя сельскохозяйственная рота.

  1. Загадка: Не столяр, не маляр, не плотник, а у крестьянина первый работник. (слайд 14.)

Одной из забав в старину было катание на лошадях. Сани в старину были почетным видом транспорта, их красиво украшали сукном и даже бархатом. Перед саней делали высоким, чтобы снег не задувал во время езды. Лошади были крепкими, их ценили по мастям. Самыми красивыми были белые, гнедые, красновато-рыжие с черным хвостом и гривой. Сначала впрягали только одну лошадь, а позже три и называли их тройками. Конская сбруя была очень красива: золотые стремена, шитые золотом и серебром попоны, расписные дуги. Крепление на упряжь и дуги лошадей многочисленных шумящих и гремящих колокольцев и бубенцов было, скорее всего, вызвано стремлением создаваемым ими шумом защитить седоков в санях от влияния неведомых тайных сил и неприятностей в будущем году.
Катающиеся обряжались в свои лучшие наряды: меховые крытые шубы и шапки, вышитые рубахи, яркие сарафаны и шали, новые валенки и пр. В катании принимали участие и дети всех возрастов. Пожилые катались отдельно от молодежи. Любили русские быструю езду.

  1. Загадка: Бегут по дорожке две доски, две ножки (Лыжи) (слайд 15.)

Скользить на лыжах наши прёдки научились много тысяч лет назад. Скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть — вот ты и герой, образец для подражания.

  1. Загадка: Бежит речка — мы лежим, лед на речке – мы бежим. (слайд 16 -17.)

— Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках. Ведь коньки — это и ловкость и смелость. Возможность проявить себя в состязаниях на скорость, получить заряд хорошего настроения и бодрости. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой. Коньки делали из костей животных, но применяли редко из-за определенных неудобств, связанных с выбранным материалом. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси – Старой Ладоге, Новгороде, Пскове – были найдены коньки из костей передних ног лошадей.

Они имели три отверстия – два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавы. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься на льду стало легче. Царь Петр I усовершенствовал их конструкцию, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме. (слайд 18.)
-Играли в «клюшки», используя деревянные шары и «клюки» из изогнутых корней деревьев. По правилам надо было загнать шар в ледяные лунки или же отправить его за линию на территории противника. Ну, чем не хоккей с мячом?!

Большим поклонником «клюшкования» был Петр I. В его царствование на «ледовые турниры» собирались сотни зрителей. При этом в руках у доморощенных хоккеистов были клюшки из гибкого можжевельника, а на ногах — деревянные, с железными вставками («на голландский манер») коньки. Играли же теперь мячом каучуковым…

9. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Что делает?». Тот кто правильно ответит ,получит снежок.

— Что делает конькобежец? ( Конькобежец бегает на коньках).

— Что делает саночник? ( Саночник катается на санках).

— Что делает лыжник? (Лыжник катается на лыжах).

— Что делает хоккеист? ( Хоккеист играет в хоккей).

— Что делает фигурист? ( Фигурист занимается фигурным катанием).

10. А сейчас поиграем в игру « Назови ласково». Кто назовет правильно, получит снежок.

Зима — зимушка.

Снег — снежок.

Снежинка – снежиночка.

Снеговик – снеговичок.

Ветер – ветерок.

Ком – комочек.

Санки – саночки.

Горка –горочка.

Чья команда набрала больше фишек-снежинок , та и выиграла то количество баллов.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Командам по очереди задаются вопросы викторины «Зимние забавы на Руси». Правильный ответ – 1 балл.
— Как называется игра, когда молодые воины, желавшие доказать свою удаль, пытались свергнуть опытного борца, стоявшего на вершине снежной горы. Он отбивался от нападавших иногда голыми руками, иногда деревянным посохом. Те в свою очередь пускали в ход веревки и кнуты. «Без борца нет венца», — приговаривали князья, награждая достойных. И одаривали кого новыми сапогами, кого кафтаном и рукавицами, а кому-то давали украшенные дорогими каменьями мечи и кинжалы («Царь горы»).
— Как называются длинные палки, которые привязывают к ногам и ходят на перегонки (ходули).
— Еще одной любимой на Руси зимней забавой была шалыга, или кила. Играли в нее на льду кожаным мячом, набитым перьями. Для победы, его надо было загнать ногами на территорию противника. На какую современную игру похожа эта игра? (футбол).
— Строгими были правила и в другой зимней игре. На севере ее называли «загон», на юге — «погоня», на Урале — «свинка». В других местах она была известна под именами «юла», «шарение», «котел», «козий рог»… Первые упоминания о ней встречались уже в русских летописях X—XI вв. А при Иване Грозном появились настоящие «профессиональные команды». Играли, используя деревянные шары и «клюки» из изогнутых корней деревьев. По правилам надо было загнать шар в ледяные лунки или же отправить его за линию на территории противника. На какую современную игру похожа эта игра? (хоккей с мячом).
— «Клюшкование на коньках» так и не стало массовой забавой, а вот коньки пленили не одно сердце… На Руси они были известны с давних времен. Как вы думаете из чего раньше делали коньки и как они выглядели? (Коньки делали из костей животных, которые крепили ремешками к обуви).
Позже изобрели деревянные коньки, к которым снизу приделывали металлические полозы. При этом их стали украшать конскими головами, за что они и получили свое название — «коньки». Петр I усовершенствовал их конструкцию, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Рассказывали, что сподвиг его на это изобретение… голландский вор, который несколько раз воровал коньки из-под носа у Петра. Вновь коньки, соединенные с сапогами, «изобрели» лишь спустя 200 лет…
— Первый Московский клуб включал в себя всего 20 человек. Каждый зимний день они совершали «моционы». Состязались в количестве пройденных верст, в скорости «ходки», в технике подъемов на гору. Но первые официальные их соревнования состоялись в 1910г. О какой зимней забаве идет речь? (катание на лыжах).
— Перечислите средства передвижения с горок. (Катались на дровнях, дощечках, салазках и ладейках. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом).
— В этой зимней забаве, когда то популярной на Руси нельзя было бить лежачего, ставить подножки, класть в рукавицу заначку, бить ногами и по затылку. Взрослые не могли биться с юношами. При этом всякий мог в любой момент оставить поле боя, пойти отдышаться («стенка на стенку»).

Заключение. Кила, юла, сани, лыжи, коньки, «царь горы» и «стенка на стенку» — у этих и многих других зимних забав были противники, были и сторонники. Кому-то нравилось взметать снежную пыль, спускаясь с берега на салазках, кому-то — лететь через зимний лес на «птице-тройке», а кто-то млел от восторга, рассекая полозьями лед замерзшего озера. Но всех без исключения русских людей захватывал дух зимнего торжества.

Рефлексия. Поднимите тот смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению. (детям раздаются листочки ,на которых нарисованы смайлики )

Итоги. Подсчитывается количество заработанных баллов. Выявляется команда победителей.

7

Тема:»Зимние забавы на Руси»

Цель: развивать умение составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

обогащать словарь по теме «Зима»;

обогащать словарь по теме «Зимние игры»;

3) активизировать словарь глаголов;

формировать навык употреблять в устной речи предлог НА;

учить детей составлять связный повествовательный рассказ по сюжетной картине.

Оборудование: сюжетная картина «Зимние развлечения», картинки с изображением

зимних игр.

Речевой материал:

лексический материал: лыжи, коньки, снеговик, санки, кататься, лететь,

догонять, скользить, съезжать, спускаться, подниматься, ехать, лепить,

бросать, запускать, попадать, кататься на коньках, лепить снеговика, играть

в хоккей, кататься на санках и т.п.:

грамматический материал: кататься на коньках, кататься на санках,

кататься на лыжах, кататься на снегокате. кататься на ледянке:

примерный текст рассказа:

«Зимние забавы»

Был солнечный зимний день. Кругом было много снега. Все дети гуляли на улице. Одна

девочка каталась на санках. Она быстро съезжала с горки, а за ней радостно бежала

собачка. Мальчики катались на коньках, играли в хоккей. А несколько ребят слепили

большого снеговика. Они одели ему на голову ведро, а вместо носа поставили

морковку. Два мальчика вышли кататься на лыжах, они собирались съехать с горки.

А ещё мальчики играли в снежки. Они их весело лепили и бросали друг в друга. Всем

детям очень нравилось гулять зимой.

Планконспект.

1. Оргмомент.

а) повторение времен года;

б) уточнение признаков зимы.

2. Речевая минутка обогащение словаря по теме «Зимние игры».

а) Игра «Зимние забавы ». Детям демонстрируются картинки с изображением

различных

зимних игр.

Что можно делать зимой? (кататься на коньках, лепить снеговика, играть в снежки,

кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).

б) Отгадывание загадок.

Две новые, кленовые Есть, ребята, у меня

Подошвы двухметровые: Два серебряных коня.

На них поставил две ноги Езжу сразу на обоих.

И по большим снегам беги. (лыжи) Что за кони у меня? (коньки)

Году конец и начало зиме!»

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 24 общеразвивающего вида» г. Ухты

Сценарий развлечения для детей среднего и

старшего возраста «Зимние забавы»

Автор-составитель: музыкальные руководители:

Канашова М.В, Миллер О.Э.

Цель: развивать интерес к зимним развлечениям русского народа посредством народных игр, спортивных эстафет и конкурсов.

Задачи:

Закрепить знания детей о русских народных забавах и развлечениях в зимнюю пору;

С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность.

Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Прививать желание участвовать в совместных народных играх, воспитывать любовь к зимним традициям, играм и развлечениям русского народа.

Предварительная работа: разучивание русских народных подвижных игр, чтение русских народных сказок о зиме, разучивание народных примет.

Планируемые результаты:

проявляют интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;

активно и доброжелательно взаимодействуют с персонажами, сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Оборудование и материалы:

снежок

Ход образовательной деятельности.

Ведущий: Зима радует нас морозными днями и мягкими снежными сугробами. Зимой, когда на улице лежат огромные сугробы снега, а река превращается в каток, не приходится нам скучать. Ведь можно кататься на коньках, санках, лыжах, и конечно же, лепить снеговиков и снежных баб!
Речевое упражнение «Без чего не бывает зимы?»
На мой вопрос быстро отвечайте: «Не бывает зимы без… сугробов, снега, сосулек, санок, горки и т.д.»

Ведущий: Ребята, а во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы? (Дети отвечают)Ведущий: Зимой на Руси было много праздников, а праздники всегда сопровождались различными играми и забавами.
Забавы – слово, которое пришло к нам из 16-17 веков, когда его широко употребляли на Руси. Простой народ и государевы люди любили зимние шалости, любили позабавиться и согреться зимой на морозном воздухе, так чтобы щечки раскраснелись.
Ведущий: Давайте мы узнаем, как в Древней Руси ребятня и взрослые зиму встречали и зимой на улице играли.
Ведущий: Выходите в хоровод! Будем зимушку славить! И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Золотые ворота».
Русская народная подвижная игра: «Золотые ворота»
Описание игры: по два игрока (3-4 пары) встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Пришла матушка Зима – отворяйте ворота!
Вот декабрь пришёл, всех друзей с собой привёл.
А за ним и январь – зимы русской государь.
А потом пришёл февраль, вьюга в поле заиграй!
С последним словом «заиграй» руки опускаются, «ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся в ворота. с каждым разом «ворота» становятся шире, и пробежать сквозь них становится труднее. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.
Ведущий: Молодцы, ребята! А вы мороза боитесь?
Дети: Нет!
Ведущий: А, давайте-ка, проверим! Сыграем в игру «Два Мороза»
Русская народная подвижная игра «Два Мороза».
В игре принимают участие все дети. Выбираются двое ведущих из числа детей (два Мороза). По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Морозы стоят напротив остальных детей на расстоянии 3-4 шагов.
Морозы говорят:
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые:
—Я – Мороз-Красный нос,
—Я – Мороз-Синий нос.
Кто сейчас из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»
Дети отвечают:
«Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз».
После этих слов дети бегут в противоположный «дом», а Морозы догоняют и салят их. Кого Морозы осалят, те выбывают из игры. Двое последних ребят, которых не поймали, выигрывают и становятся Морозами.
Игра повторяется два-четыре раза.
Ведущий: Одной из самых веселых зимних забав на Руси являются снежки. Первое, что обычно делали дети, как только первый снежок прикрывал землю, — лепили комки и с радостью запускали их в спину друзьям. Игра в снежки может проходить без всяких правил. Однако если придумывали определенные условия, метание снежков от этого становилось только интереснее.
Ведущий: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Снежки», выходите в центр зала и вставайте в ряд, мальчики напротив девочек. По моей команде начинайте перекидывать «снежки» на половину противника. По сигналу ведущего игра останавливается. На чьей половине будет меньше снежков, та команда и победила.
Дети играют в игру «Снежки».
Ведущий: Есть ещё одна игра, собирайся, детвора!
Игра «Догонялки со снежком».
Ребёнок-водящий бросает снежок, ребёнок, в которого он попал, превращается в «снежный сугроб» и садится на корточки в том месте, где его «осалили», а остальные бегают так, чтобы не натыкаться на «сугробы», число которых очень быстро увеличивается.
Дети играют в игру.
Ведущий: Молодцы, ребята! Порадовали меня! Теперь я вижу, что любите вы зимушку. И зима приносит вам сил, здоровье и радость!
Пусть мороз трещит,
И вьюга в поле кружит,
Малыши-крепыши не боятся стужи.
Молодцы у нас ребята — сильные, смелые,
Дружные, веселые, быстрые и умелые.
Подведение итогов. Награждение победителей и участников.​​​​​​​

Пояснительная
записка

Мероприятие проводится с целью
формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, в двигательной
активности и в физическом совершенствовании.

Данный материал будет полезен для
организации и проведения конкурсно-игровых, развлекательных программ на свежем
воздухе.

Цели и задачи:

— воспитывать чувство товарищества,
коллективизма, умения контролировать свои поступки.

воспитывать в детях чувство товарищества и взаимовыручки;

развивать
и совершенствовать навыки игровой деятельности.

● формировать навыки здорового
образа жизни;

Форма проведения мероприятия: Конкурсно-игровая
программа

Условия и особенности его реализации:

·                  
Особенность
мероприятия заключается в актуальности заявленной темы, повышение роли
патриотического воспитания;

·                  
Стихи
и художественные номера должны быть тематически подобраны, соответствовать теме
мероприятия.

Место проведения: Мероприятие
рекомендуется проводить на свежем воздухе, на заранее подготовленной площадке.

Адресность: Данный сценарий
рекомендован педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам,
учителям.

Действующие лица:

● Ведущий,

● Чтецы.

Реквизит:

·                  
Обручи
2 шт.;

·                  
Хоккейные
клюшки 2 шт.;

·                  
Шайбы
2 шт.;

·                  
Валенки
2 шт;

·                  
Мётлы
2 шт.;

·                  
Кегли
10 шт.;

·                  
Лопатки
2 шт.;

·                  
Ледянки
2 шт.;

·                  
Снежные
комочки 20 шт.

Предварительная работа:

·                    
написание
сценария;

·                    
подготовка
реквизита;

·                    
инструктаж
ответственных по станции;

·                    
изготовление
маршрутных листов;

·                    
подготовка
наградного материала;

·                    
подготовка
территории.

Ожидаемые результаты:

·                    
подготовка
обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности
достойного служения Отечеству;

·                    
решение
проблемы преемственности поколений;

·                    
повышение
статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях

Литература:

1.
Сценарии классных часов и вечеров / сост. В.А.Ведерникова – Волгоград: Учитель
2005 г.

2.
История России. 20-начало 21 века/ Данилов А.А.- 2-е изд. М.:Просвещение 2005г.

3.
Материалы Интернет – ресурсов.

Сценарий.

Игровая программа «Зимние
забавы».

Игра
по станциям, проводится на свежем воздухе. За каждой станцией закреплены
ответственные, которые:
• прошли инструктаж;
• подготовили станцию, спортивный инвентарь и реквизиты для проведения игры;
грамоты.
В маршрутных листах указан порядок передвижения каждой команды по станциям.

1.     Построение.
Приветствие участников игры.

1 Ведущий:
Над землею закружила
Вновь зима свой хоровод.
Пусть здоровье, радость, силу
Зимний спорт нам принесет.
Все мы скажем: «Нет!» простуде.
Нам морозы нипочем.
Мы дружить со спортом будем,
С клюшкой, шайбой и мячом.
Внимание! Внимание!
Добро пожаловать к нам на спортивный праздник «Зимние забавы»
2 Ведущий:
На зимний двор зовем мы всех!
Пусть звучит повсюду смех!
1 Ведущий:
Все явились? Все здоровы?
Играть с нами вы готовы?
2 Ведущий:
Проверить ловкость и внимание
Помогут нам соревнования
1 Ведущий:
Итак , все собрались , все здоровы ?
Бегать и играть готовы ?
Ну тогда торопись,
Не зевай и не ленись !

Командам участницам раздаются маршрутные листы. Приложение 1

1.Станция «Большие
гонки»

Ведущий: Мороз не велик, а
стоять не велит!
За нос щиплет, щечки дерет.
Пора нам побегать.
Узнать, кто у нас самый ловкий.

Команде предлагают принять участие в «Больших гонках», где первый участник
бежит с обручем до финиша и возвращается обратно. К первому участнику
добавляется второй участник и т.д. Чья команда пробежит первой и не потеряет по
дороге никого из участников, та и победила.

2
Станция «Веселые хоккеисты»

Ведущий: Какие зимние
забавы без хоккея? Давайте попробуем сыграть в хоккей. Каждая команда получает
клюшку и шайбу. Шайбу надо при помощи клюшки довести до обозначенной черты и
вернуться обратно к команде. Клюшка передается следующему игроку, и эстафета
продолжается. Какая команда игроков будет самой быстрой.

3
Станция «Метатели»

Ведущий: Сегодня последний
день христианского праздника Крещение.

И
исстари на Руси в эти дни проходили народные гуляния и одной из любимых забав
была: «Кто дальше валенок бросит». В данном конкурсе мы приглашаем вас, ребята,
быть метателями. Кто дальше всех бросит валенок, тот и победитель.

4
Станция. Эстафета «На помеле»

Ведущий:
Видели мы все не мало,
Но такого не бывало –
Эстафета на метелке
Из сосны или из елки.
Метла в каждой команде, словно эстафету они передают ее друг другу , пробежав
верхом на помеле и не сбив кегли. Если сбили вернуться и поставить , потом
продолжать.

5 Станция. «Кто
быстрее перенесёт снежки»


Ведущий: Девочки – внимание!
Мальчики – внимание!
Есть для вас еще одно ,
Веселое задание.

Чья
команда быстрее снежные комочки лопатами перенесёт
с одной стороны
площадки на другую, та команда победит!

Для проведения
конкурса необходимы 2совка или лопаты, снежные комочки по количеству
участников.

6.
Станция « Катание на ледянках»

Ведущий

:
Рано утром выпал снег.
Замело полянки.
Может каждый человек
Теперь проехать на ледянке.

Сейчас мы проверим, какие вы быстрые, да ловкие. Какая команда быстрее на
ледянке с горки скатится? Вся команда стоит внизу. Первый участник забегает на
гору, скатывается с неё на ледянке и передаёт её другому участнику и так, пока
не проедет вся команда

7 Станция «Игра в снежки»

Ведущий: Кто зимой не любит в снежки с друзьями поиграть? Думаю, что
таких ребят нет. Сейчас мы будем бросать снежки. А капитан команды будет их
ловить. Сколько капитан поймает ваших снежков, столько баллов получит команда.
А бросать начинаем по команде: раз, два, три!

2
Ведущий:
Это
было наше последнее испытание. Пришло время подведения итогов. А что бы время
быстрее пролетело, мы предлагаем вам отгадать наши зимние загадки. Выясним, кто
у нас самый сообразительный.

Проводится конкурс
загадок Приложение 2
Подведение итогов

1
Ведущий:

Отдохнули мы на славу.
Победили вы по праву.
Похвал достойны и награды,
И мы грамоты вручить вам рады!

Награждение
команд. Поздравление.

2
Ведущий:

Молодцы, ребята. Вы все были ловкими, сильными, смелыми, а самое главное —
дружными.
1 Ведущий:
Спортивную игру мы завершаем
и всех на следующий год,

вновь
принять участие приглашаем!

Приложение
1

Маршрутные листы игровой программы «Зимние
забавы»

1 Команда

Название конкурса

баллы

1.

Большие
гонки

2.

Весёлые
хоккеисты

3.

Метатели

4.

Эстафета
на помеле

5.

Кто
быстрее перенесёт снежки

6.

Катание
на ледянках

7.

Игра
в снежки

2 Команда

Название конкурса

баллы

1.

Весёлые
хоккеисты

2.

Метатели

3.

Эстафета
на помеле

4.

Кто
быстрее перенесёт снежки

5.

Катание
на ледянках

6.

Игра
в снежки

7.

Большие
гонки

3 Команда

Название конкурса

баллы

1.

Метатели

2.

Эстафета
на помеле

3.

Кто
быстрее перенесёт снежки

4.

Катание
на ледянках

5.

Игра
в снежки

6.

Большие
гонки

7.

Весёлые
хоккеисты

4 Команда

Название конкурса

баллы

1.

Эстафета
на помеле

2.

Кто
быстрее перенесёт снежки

3.

Катание
на ледянках

4.

Игра
в снежки

5.

Большие
гонки

6.

Весёлые
хоккеисты

7.

Метатели

5 Команда

Название конкурса

баллы

1.

Кто
быстрее перенесёт снежки

2.

Катание
на ледянках

3.

Игра
в снежки

4.

Большие
гонки

5.

Весёлые
хоккеисты

6.

Метатели

7.

Эстафета
на помеле

6 Команда

Название конкурса

баллы

1.

Катание
на ледянках

2.

Игра
в снежки

3.

Большие
гонки

4.

Весёлые
хоккеисты

5.

Метатели

6.

Эстафета
на помеле

7.

Кто
быстрее перенесёт снежки

7 Команда

Название конкурса

баллы

1.

Игра
в снежки

2.

Большие
гонки

3.

Весёлые
хоккеисты

4.

Метатели

5.

Эстафета
на помеле

6.

Кто
быстрее перенесёт снежки

Катание
на ледянках

Приложение
2

1.Ночью
снег все шел и шел

И к
утру ее намел.

Санки
брать во двор пора,

Ждет
нас снежная… (Гора)

2.Петя,
Лёша, Глеб и Валя

Тут
площадку заливали.

Подморозило?
Порядок!

Ровен
вышел он и гладок,

И на
нем прозрачный лед

Фигуристов
очень ждет. (Каток)

3.В
январе мишутка спит,

В
этой комнате сопит.

Веток,
листиков в ней много.

Эта
комнатка — … (Берлога)

4.Вот
столовые для птиц —

Воробьишек
и синиц.

Зимним
вечером подружки

Пташкам
делают… (Кормушки)

5.Замела
я все вокруг,

Прилетев
из царства вьюг.

Осень,
лучшую подружку,

Я
отправила на юг.

Я морозна
и бела,

И
надолго к вам пришла. (Зима)

6.Очень
холодно, не так ли?

Все
дорожки замело.

Лишь
вчера была я каплей,

А
сегодня — как стекло.

Я
снежинкина сестричка,

Затвердевшая
водичка. (Льдинка)

7.Их
треплют, катают,

А
зиму таскают.      (Валенки)

8.Кружит
снег она вдоль улиц,

Словно
перья белых куриц.

Зимушки-зимы
подруга,

Северная
гостья…      (Вьюга)

9.В
белом бархате деревня —

И
заборы, и деревья.

А
как ветер нападёт,

Этот
бархат опадёт.  (Иней)

10.Льется
речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим.  (Коньки)

11.Всякая
здесь может птица

В
зимний холод угоститься.

На
сучке висит избушка,

Называется…
 (Кормушка)

12.Белый
дед, белее нет.

Старый,
горбатый

Лежит
возле хаты.

Лежит
всю зиму


Никто не поднимет.

Весна
придёт

— Он
сам уйдёт. (Сугроб)

13.Кто
говорит на всех языках?  (Холод)

14.Вокруг
шеи свернулся калачик,
От мороза детишек спрячет.  ( Шарф)

15.По
снегу покатите —
Я подрасту.
На костре согрейте —
Я пропаду. (Снежный ком)

16.Что
за звездочки зима

В
тучу спрятала сама?

Словно
крошечные льдинки,

Эти
звездочки — … (Снежинки)

17.Снежный
шарик сделать можно,

Это
ведь совсем не сложно!

Лепим
мы не пирожки:

Для
игры нужны… (Снежки)

18.Зацепилась
за карниз,

Головой
свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний
леденец… (Сосулька)

19.А
ну-ка, ребята, кто угадает:
На десятерых братьев двух шуб хватает.  (Рукавицы)

20.Под
гору — коняшка,

А в
гору — деревяшка. (Санки)

21.Что
без серебра серебрит? (Мороз)

22.Пальцы
в них не замерзают.

Как
в чехольчиках, гуляют.

С
холодом сыграем в прятки,

Спрячем
ручки мы в… (Перчатки)

23.Шуба
нова,

На
подоле дыра.  (Прорубь)

24.Текло,
текло
И легло под стекло. (Река подо льдом)

25. По сугробам возле
речки
Едут длинные дощечки,
Катят всадника шутя,
Кверху загнуты носа. (Лыжи)

26. Только выпали
снежинки,
Побежал я по тропинке,
А они за мной бегут,
Весь маршрут мой выдают.(Следы на снегу)

27.Кто
зимой метёт и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель,
Завывает словно зверь? (Метель)

28.На
ледяной площадке крик,
Но к этому народ привык,
Идёт спортивная игра,
В неё играет детвора:
Ватагой носятся мальчишки,
Коньками режут гладкий лёд
А зрители кричат им: «Шайбу!»
Когда игрок в ворота бьёт! (Хоккей)

29.Едва
повеяло зимой,
Они всегда уже с тобой,
Лежат в твоих карманчиках,
Помогут согреть пальчики. (Варежки)

30.Его
слепили во дворе,

Еще
в далеком декабре.

Он
с ведром такой смешной

Сторожит
каток с метлой.

К
холоду давно привык

Наш
дружочек… (Снеговик)

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества «Радуга»

Сценарий игровой программы «Зимние
забавы».

Возраст обучающихся: 7-12 лет

https://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=3f49ec3313307f80&mb=imgdb_preview_2031

Автор – составитель:

Радиславская Татьяна Леонидовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г. Гай, 2019

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зимние праздники самые главные
  • Зимние государственные праздники 2022
  • Зимние праздники российских немцев
  • Зимние башкирские праздники
  • Зимние праздники рождество святки крещение