Зимние праздники кубани

Данная работа может быть использована педагогами дошкольных учреждений, при подготовке и проведении праздничных мероприятий посвящённых празднованию Рождества, Нового года и Крещения. Материал носит

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАДОУ№15станицы Родниковской  Курганинского района Краснодарского края

                    Зимние Святки на Кубани

                                                                                     Автор проекта:  Катышева Н.А.                                                                                                                                                                                                            

                                                                        2021-2022 уч. год

Пояснительная записка

          Актуальность работы диктуется в первую очередь характерным для современного этапа интересом к истории и культуре кубанского казачества, истории Кубани.

          В настоящее время возращение к истокам, самобытности, традициям является важным и актуальным направление жизни кубанского общества.

          Главная задача современного общества – это сохранение народных традиций и обычаев, их возрождение и создание новых традиций.

         Приступая к работе по сбору и описанию поискового материала, мы выдвинули следующую гипотезу: праздники святочного комплекса  — одни из наиболее значимых праздников православия, с которыми связаны народные обычаи и традиции, которые  сохранились  до наших дней, благодаря вере и бережному отношению к опыту предков. Старые традиции и обычаи  возрождаются и возникают новые.

          Объектом исследования выступают праздники Рождество Христово, Новый год и Крещение Господне.

         Предметом исследования является информация об этих праздниках, полученная  из  воспоминаний  жителей станицы Родниковской, материалов исследований Н.И. Бондаря,  Интернет-источников,  посещения районного историко-краеведческого музея, школьного музея.

         Целью данной работы является изучение народных традиций и обычаев празднования зимних святок на Кубани.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— изучить историю праздников;

— узнать о традициях обычаях празднования святок на Кубани;

— осмыслить ценности, которые несут праздники святочного комплекса;

— проанализировать мнение родителей об этих праздниках.

             Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования: знакомство с литературными источниками, встречи со старожилами станицы, посещение районного историко-краеведческого музея, , учреждений культуры, мероприятий, проводимых учреждениями культуры, наблюдение, оценочное суждение, предположение,  сравнение, анкетирование и измерение.

Содержание

Введение

Глава 1.Рождество Христово

  1. Вечеря / вэчэря /, ужин.
  2. Обряд ношения кутьи
  3. Христославление
  4. Колядование

Глава 2. Новый год

  1.  Обряд щедрования
  2.  Хождение с Мыланкой
  3.  Обряд посевания

Глава 3. Крещение

3.1. Первое водосвятие

3.2. Голадная/бедна кутья

3.3. Иордань/Ордань/ Йордань

Исследование

Заключение

Введение

            Одними из самых любимых и весёлых праздников на Руси издавна считаются Святки. Период, начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня включительно 19 января, называется Святки.

           История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

            Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

             Несмотря на то, что Святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Христианская вера и языческие ритуалы тесно переплелись между собой.

            Традиции, связанные с зимними святками передавались из поколения в поколение.  В разных уголках страны праздничные обряды проводились по разному, в соответствии с местными традициями, но при этом соблюдались общие «законы праздника».  Даже на Кубани в разных станицах можно увидеть различия в праздновании зимних святок.

Глава 1. Рождество Христово.

           Фактически праздник охватывает 6 января – навечерие  Рождества Христова и 7 января (собственно Рождество). Две части этого праздника имеют существенные отличия. Навечерие Рождества — это последний день Филипповского поста, и в этот день особо строго соблюдались запреты и предписания. Седьмого они уже снимались, что, безусловно, влияло не только на состав пищи, но и на поведенческую культуру.

             Основными ритуально значимыми событиями Рождества являлись: приготовление обрядовых блюд, прежде всего, кути (кутьи) и взвара (узвара); ношение кутьи; христославление, колядование и некоторые другие (например, гадания).        

            Появление «вечерней звезды» 6 января и являлось точкой отсчета Рождества и праздничного времени.

            Приготовления к празднику начинались задолго до праздника. Мыли, чистили, подбеливали хату, готовили праздничные скатерти и полотенца.  Стены, углы жилища украшали бумажными цветами. По возможности, члены семьи к празднику готовили «обновку» (новое платье, юбку, рубаху).

            Сохранились разные названия вечера накануне Рождества: сочельник, святой вечер, вэчэря, богата кутья.

             Название богатая кутья связывали с рождением Иисуса Христа: «Богатая кутья, потому что нашелся (родился) Христос». Однако рождение Иисуса Христа совмещалось с представлением о рождении Нового года, нового времени.

             Представление о том, что изобилие в начале обеспечивает и сохраняет это состояние в течение всего года, требовало изобильного и разнообразного стола. Рождественский стол таковым и был. Точнее можно говорить о двух столах.            К Рождеству резали кабана, барашка, гусей, готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной начинкой, сало и жареное мясо. Готовили и сладкие пироги с абрикосами, вишней, грушами, яблоками. Однако, несмотря на такое изобилие и разнообразие, стол накануне Рождества должен был быть постным. Для вечера предназначались блюда из картошки, фасоли, капусты, моченые и соленые овощи.

             Помимо общераспространенных блюд в некоторых станицах готовили дополнительные или особые. Варили кулагу, кашу из пшеничной муки с добавлением сушеных груш, калины. Пекли корёжинки и сакрестие. Корёжинки сворачивали в виде улитки, делали голову, глазки из семечек и рот из зерен кукурузы. В одну или в несколько запекали мелкие деньги. Тот из членов семьи, кому доставалась корёженка с монетой, считался счастливым и получал подарок. Сакрестия — специальные булочки, на которые сверху прикалывали крестики из теста. В других станицах пекли сгибушек Спасителя (в виде конверта). Эту выпечку, да и обычный хлеб с рождественского стола, хранили в святом углу до Крещенья, а затем скармливали скоту.

           Центральными обрядовыми блюдами на этот праздник являлись кутья и узвар. Кутья́ (коливо, канун, сочиво) — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, маком. Узвар – компот из сухофруктов. Приготовлением кутьи занималась хозяйка, мать. Ей могла помогать дочь, перенимая, усваивая необходимые навыки.

             После того как кутья и узвар были готовы, совершался ритуал переноса кутьи в святой / красный угол, «на покуть». В святом углу на столе еще до восхода солнца стелили немного сена или соломы. Также, в святом углу, на покути, могли находиться специальный обрядовый хлеб, просто хлеб, соль, пригоршня зерна.

             Помимо святого угла, особо выделялась еще одна часть внутреннего пространства жилища — стол. В основном рождественский стол должен был быть накрыт уже к утру или, по крайней мере, в первой половине дня. Стол «не должен быть голым», непокрытым скатертью, «чтобы не было в доме голо», т.е. пусто. Под скатерть могли также стелить сено или, реже, солому и сыпать зерно

На стол, помимо еды, ставили икону, свечу или лампаду. В некоторых семьях стояла и веточка освященной вербы. 

1.1 Вечеря / вэчэря /, ужин.

              С появлением вечерней звезды обрядовую пищу (кутью, узвар) переносили на стол. На праздник собиралась вся семья: родители, дети, в т. ч. женатые и замужние. Также приглашали одиноких соседей. Перед началом трапезы глава семейства или старший в семье произносил молитву «Отче наш». Узвар и пищу в целом окропляли святой водой. Во многих станицах именно на Рождественскую вечерю звали Мороза. Подходили к окну и кликали:«Мороз, Мороз, иди к нам кутю есть. Нэ морозь мэнэ и наше хозяйство». Это произносилось три раза, а кто-либо за столом говорил: «Дай, Господи, всего! Чтоб Господь послал!».

        После молитвы и кликанья Мороза, отец, глава семьи, старший разговлялся первым. Он брал 1 — 3 ложки кутьи, запивал узваром. Если нс было главы, хозяина семьи, то в его роли выступала мать, старшая женщина. Далее, каждый из присутствующих на вечере должен был вначале отведать кутью и озвар, а затем уже приступали к еде. Окончание рождественской, а точнее предрождественской вечери могло завершаться ритуалом «проводов кути», «проводов Мороза».

                                         1.2 Обряд ношения кутьи. 

               Одним из важных ритуалов в составе рождественской обрядности — ношение  кутьи. Собственно ношение кутьи  очень часто начиналось до семейной трапезы, с трех часов, «как зазвонят в церкви». Кроме самой кутьи, которую несли в чашечке или, реже, в стаканчике, со своей ложечкой носили  и пирожки. Все это завязывали в новый платок и с этим узелком вечерники отправлялись по станице. Кутью носили и дети, и взрослые. Они посещали, прежде всего, родственников: дедушек, бабушек, крестных родителей. В некоторых станицах круг посещаемых этим и ограничивался. Однако в большинстве станиц они обходили не только родственников, но и соседей, иногда по 20 — 30 дворов. «Вечерники» стучали в ворота, калитку, их впускали в дом. Принесший кутью здоровался и произносил обязательные, вариативные по форме, но стереотипные по содержанию слова: «Здрастуйтэ! Папа и мама прыслалы вам кутю», «…Папаша и мамаша прыслалы вэчэрю, а мы прыныслы». Гостей благодарили, усаживали за стол, и хозяева отведывали принесшие гостинцы, каждый член семьи должен был взять одну — три ложечки кутьи. Хозяева также брали пирожок (или даже все пирожки), а взамен съеденного, добавляли свое. Так поступали и в следующей семье.  Вечерников одаривали. Это могли быть кусок пирога, пирожки, сладости, мелкие деньги. Родственники, крестные родители делали подарки побогаче: ленты, косынки, рубашки, игрушки и т.п. Получив от хозяев вознаграждение, ритуал повторялся в следующем доме, семье.

                    Ритуал ношения кутьи действительно и значим, и многозначен. В нем заложена идея обновления, восстановления физического и, что важно, социального пространства, связей, которые, по традиционным представлениям, к концу года ослабевают, «изнашиваются».

1.3 Христославление.

             7 января, рано утром совершался ритуал   Христославления.  Христославили и в одиночку и, чаще, группами. Оно продолжалось до 10 — 12 часов дня, а затем наступало время застолий. В прошлом, в подавляющем большинстве станиц   Христославление являлось прерогативой «мужского пола»: мальчики, юноши, мужчины. Приоритетная роль мужского начала в этом обряде сохранилась во многих станицах и в наши дни.

            Участники этого обряда могли ходить со «звездой», в отдельных станицах с украшенной веткой с тремя отростками (тройчаткой, ряженкой, гильцом) или же деревянным крестом. Наиболее широко распространенным вариантом центрального символа являлась звезда, которую делали из обруча, обичайки сита, а лучи из веточек или палочек. «Звезда» могла быть восьми-, шести-, пяти-, четырехконечной. Могли ее делать и из фанеры (около метра в диаметре). В центре круга делали рамку, в которую, ставили иконку и зажженную свечу. Лучи и одну, «глухую», сторону звезды полностью обклеивали бумагой: красной, или лицевую сторону красной, а «глухую» зеленой. Её дополнительно могли украшать ленточками, цветами. В некоторых станицах верх «звезды», помимо прочих украшений, венчал венок. 

            Вошедшие в дом рождествовальщики начинали христославить. Поставив перед собой «звезду», обратившись в святой угол, на восток, участники исполняли соответствующие тексты: отрывки из тропаря,  кондака, ирмосы:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия   мирови свет разума,

В нем 6о звездам служащий, звездою учахуся.

Тебе кланятися  Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!»

            По окончании говорили: «Здрастуйте, з празднычком, с Рожеством Христовым!» Иногда исполняли «Многая лета!». Могли разыгрываться и достаточно сложные костюмированные сценки, сюжетно связанные с темой рождения Иисуса Христа. Рождествовалыщиков щедро одаривали колбасами, хлебом, пирожками, сладостями, мелкими деньгами. Не принять рождествовальщиков считалось большим грехом.

                                                          1.4  Колядование.

             Во второй половине дня 7 января, вечером и ночью дети, девушки и женщины начинали колядовать. В целом это универсальная для Кубани традиция. В некоторых станицах в этом обряде могли принимать участие едва ли не все: «…колядовали и девушки, и юноши, и вместе, и раздельно». Однако в большинстве станиц, колядующие (колядовщики) группировались «по полу и возрасту», но изначально доминирующая роль детей и «женского пола» в колядовании очевидна.

              Словесным признаком появления колядующих было обращение к хозяевам: «Пустить колядовать!»; «Благословите колядовать»; «Благословите нас зайти!».  

Сам обряд в прошлом чаще проходил вне дома: «Колядувалы у викна», «на святом углу». Текст колядок был разнообразным, в зависимости от возрастной группы участников.

Пример детских колядок:

Коляд, коляд, колядын,

Я у батька одын,

На плычи мишочок,

Дайтэ пирожочок,

А щуй мало, кусок сала,

А як шо — ковбасу.

              Колядки взрослых более разнообразны, но, в основном, за счет вариантов зачинов, различного отражения одних и тех же сюжетов, из жизни Иисуса Христа и вариативности концовок. В целом же они связаны с первым, земным периодом в жизни Спасителя: от чудесного рождения до распятия и воскрешения.

Христос Спаситель  в полночь родился.

В вертепе бедном Он поселился.

Вот над вертепом звезда сияет.

Христос Владыко, в Твой день рожденья

Подай всем людям Мир просвещенья!

     Колядующих, обязательно, щедро одаривали. Индивидуальное   колядование предполагало и индивидуальное использование даров. Если ходили группами, то делили подарки по окончанию колядования, или устраивали совместную трапезу.  Последнее, судя по всему, следует считать типичным. На Рождество, впрочем, как и на другие крупные годовые праздники, молодежь организовывала «складчину». Складчина могла происходить у кого-нибудь в доме, где жили одинокие или пожилые люди.                                  

Глава 2. Новый год.

            Новый год — это следующий не только крупный, но и весьма ответственный праздник зимнего цикла, включавший в себя целый ряд ритуалов. Некоторые из них повторяли рождественскую обрядность, другие были оригинальны и связаны именно с Новым годом.

            Новый год, точно так же как и Рождество Христово, содержит и реализует через конкретные обряды идею окончания, умирания старого со всеми его бедами и несчастьями, неудачами, и начала, рождения нового временного цикла, наполненного неизрасходованной энергией жизни. Причем если Рождество Христово — явление масштабное, эпохальное, но в большей степени антропосоциальное (рождение Спасителя, конкретного человека, народа, человечества), то Новый год — явление космическое. Это, по традиционным представлениям, рождение, обновление мира — космоса в целом. Более того, участником этого рождения, творения наступающего года являлся практически каждый человек, каждая семья. Об этом свидетельствуют новогодние обряды, продолжающие и очень часто дублирующие рождественскую обрядность. Об этом же свидетельствует и состав участников основных действий: дети, взрослые, мужчины, женщины.

              Значимость этого порубежного времени подтверждается не только большим количеством сложных обрядов и ритуалов, но и наличием представлений об особом статусе этого времени, приметами, запретами, характером приготовления к празднику.

              Во-первых, так же, как и на Рождество, к этому дню с особым тщанием готовили жилище: хату украшали особыми праздничными полотенцами, «на занавески по углам цепляли цветы».

               Вечер накануне Нового года почти во всех станицах называли щедрым. Представление о том, что каким будет первый, новогодний стол (обильным, разнообразным или скудным), таким он будет и весь год, диктовало особое отношение к пище: «На столе было все. Обязательно пекли специальную (новогоднюю, новую) хлебину». На Новый год готовили как можно больше блюд — чтобы год полный был. К праздничному столу все готовили «по старинке». Причём, это могло касаться не только состава блюд (свинина, баранина, колбасы, мясо, холодец, пирожки, пироги, сладкое и т.д.), но и самого приготовления: «в русской печи», «на русской печи».

               Конец старого года, который «провожали», и начало нового — это, как отмечалось ранее, время особенное. Многие «старались (в этот переходный момент) не спать и делать добро». Вместе с тем считалось, что под Новый год снятся вещие сны. Ввиду переходности, это время считалось подходящим и для гаданий. Речь идет не только о молодежных, девичьих гаданиях (о женитьбе, замужестве), но и гаданиях, приметах о жизни — смерти, о погоде и т.д.

                Под Новый год «проведывали родственников». Провожая уходящий год, стреляли. Традиция давняя и связанная с представлением, что это отпугивает «нечисть», беды, несчастья.

                 В полночь или в ночь на Новый год, но «до зари», «до рассвета» жгли костры. Места для этого, безусловно, ритуального, действия могли быть различными: жгли в саду, из соломы, которая лежала в хате на полу, жгли во дворах, на улицах, на перекрестках,  жгли на краю станицы. Собравшиеся к этому месту жители «пели, плясали и молились… Просили Бога, «…чтоб урожай был, шоб з голоду не поумирали». Через огонь прыгали дети, мальчики отдельно, девочки отдельно. Всем этим руководил главный – «старик или мужчина». Само действо в ряде станиц сохранило специальное название: «Мороза греть».

                           В это же время могли проводить и другой ритуал — «пугания», «цюканья», «подсекания» в саду фруктовых деревьев, не родивших в уходящем году. Хозяин, хозяйка либо просто слегка ударяли (один — три раза) топором по стволу дерева, или при этом приговаривали: «Ны будыш родыть, буду рубыть. Будыш родыть, ны буду рубыть».

                                                     2.1 Щедрование.

           Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов  с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома.

           Во многих станицах обряд совершался вечером, ночью под Новый год.           В других населенных пунктах — вечером в первый день Нового года. Во многих станицах Кубани обрядовые тексты во время щедрования были такие же, как на колядование. Основной контингент щедрующих — девушки, молодые женщины, девочки и, реже, мальчики. Вместе с тем в некоторых станицах, допускалось совместное щедрование парней и девушек, мужчин и женщин. Мужчины участвовали в обходах в качестве «михонош», «поводырив». Такой парень нес сумку, мешок с «наколядованным», т.с. дарами. Парня могли включать в состав щедрующих, переодев его в женскую одежду, накрасив лицо. Ему и имя давали женское. Участие парней в щедровании могло проявляться и в виде «шкоды». Девушки ходили щедровали, а парни ходили следом и могли снимать и заносить на другой край станицы калитки, ворота.

             Обходы, щедрование начинались примерно с 15 часов и могли продолжаться до 24 часов. На щедрование спрашивали разрешения у хозяев: «Пустить щидрувать!», «Можно вам пощедровать?». Обычно следовало разрешение, благословение на щедрование. Щедровальщиков пускали в дом, или же они пели под окном.  

Щидровочка, щидрувала,

До виконця прыпадала:

— Шо ты, тетка, напыкла,

Нысы нам до викна.

Шо ты, тетка, наварыла,

Нысы нам до барыла.

       По окончании исполнения щедровки поздравляли хозяев с праздником, высказывая благопожелания в простой форме или в виде шуткиприбаутки: «От стола — до порога, чтоб ваша семья была здорова! От стола — до пэчи, щоб ны болиды плэчи».  В ответ хозяева щедро одаривали щедрующих.        

2.2. Хождение с Мыланкой.

            Одновременно со щедрованием «мыланковалы/мсланковали», т.е. исполняли мыланки. Преимущественно участниками этого обряда являлись представительницы женского пола. Участие в обряде представителей мужского пола предполагалось, но далеко не всегда, в более сложных формах обряда, с участием двух персонажей — Мыланки и Васыля. Прообразами этих героев являются святая преподобная Мелания  Щедрая и святой Василий Великий. Мыланкой выбирали красивую, скромную девушку, одевали ее как можно красивее, делали ей венок из бумажных цветов и фату. Василя облачалив мужские порты, рубашку и головной убор. Подойдя ко двору, участники от калитки, ворот кричали хозяевам: «Пустить Мыланку». В отличие от прочих щедровальщиков, которых могли оставить петь «под окнами», «Мыланыку» пускали в дом. Щедрование сопровождалось обрядовой песней.

Мыланка ходыла,

Васылька просыла:

-Васылько мии батькоо,

Пусты мэнэ в хатку,

Я жито ны жала,

Золотый хрэст дыржала,

Золоту кадылныцю.

Кадитысся, люды,

До вас Хрыстос будэ!

А вы свички ставтэ,

А нам калач дайтэ!

2.3 Посевание.

                 Посевание — обряд, совершавшийся утром в первый день нового года и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. О значимости этого обряда свидетельствует тот факт, что посевальщиков «даже закликали» (зазывали). В посевании участвовали только представители мужского пола: мальчики, юноши, мужчины. «Женщинам не положено посыпать», «Девочкам посевать запрещалось». Такого рода предписание усиливалось и тем, что по традиции первым на Новый год, впрочем, так же как и на Рождество, Крещение, в дом должен войти мужчина.  

          К полуночи, с 13 на 14 января, заканчивался обряд щсдрованья, и поссвальщики могли приступать к обходу домов. Чаще  посевать начинали  на рассвете. Посевали пшеницей, кукурузой, горохом, семенами подсолнуха, ячменем, овсом, просом. Это могло быть зерно одного вида, или семена разных культур смешивали. Зерно носили в специальных сумках с лямкой (через плечо), в карманах, или даже, редкие случаи, в шерстяных носках.

           Посевали в основном в святой угол, на иконы, стол, но могли посовать и по всей комнате, обсыпать зерном хозяев. Зерно бросали правой рукой, вверх. Действие сопровождалось специальными словесными текстами, которые произносились речитативом.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

             Зерно после посевания собирали, хранили, а перед севом, посадкой огорода, его рассеивали по всей грядке   или относили это зерно к воротам, — «чтобы был урожай». Иногда собранное зерно ссыпали в решето, из которого кормили кур, чтобы хорошо неслись.

             В новогоднюю ночь и в первый день Нового года совершались и другие ритуалы. При этом также старались соблюдать обычаи, демонстрируя щедрость, гостеприимство. Провожая Старый и встречая Новый год, стреляли, —  выпроваживали прошлогодние беды. Встречать Новый год рекомендовалось с деньгами в кармане («весь год будут деньги водиться») и в обновке. Молодежь на Новый год, так же как и на Рождество и другие крупные праздники, «складывалась». Устраивали складчины и собирались компаниями по территориальному принципу — свой край, куток. Взрослые устраивали свои застолья, приглашая на них не только родственников, но и соседей, особенно одиноких, малоимущих.

               В ночь на Новый год, также как и на Рождество, Крещение, молодежь и взрослые гадали о замужестве /женитьбе, о видах на урожай, на погоду и т.п. А  вообще считалось, что с чего начнешь Новый год, как пройдет первый день, тем и будешь в основном заниматься в течение года, таким и будет весь год.

                                     Глава 3. Крещение Господне (19 января).

               Для Крещения характерно наличие компонентов рождественской и новогодней обрядности, но, в большей степени, уже под знаком окончательного (на год) установления связей, границ и перехода к иному ритму и образу жизни, к началу трудовой деятельности. Крещение собственно и завершает, замыкает зимний святочный цикл. Основными составляющими этого праздника являются навечерие Крещения (18 января) и собственно Крещение (19 января) являются следующие: голодная/бедная кутья (вечеря), проводы кутьи, первое и второе водосвятия, комплекс профилактических, охранительных и продуцирующих ритуалов, гадания.

               Крещенский стол был не менее обильным и разнообразным, чем новогодний. Однако накануне Крещения соблюдался строгий пост до окончания ночной службы в церкви («до воды»), которая заканчивалась примерно в два часа ночи первым водосвятием, или, в некоторых семьях, до появления «вечерней звезды», после чего можно было отведать кутьи.

3.1 Первое водосвятие

              Первое водосвятие проходило в рамках канонической церковной обрядности. С крещенской водой (и свечой) прихожане возвращались домой, и проводили целый ряд ритуалов.

           Все члены семьи отпивали немного воды, и далее следовали ритуалы окропления/кропления, закрещивания, ограждения членов семьи, дома, подворья, хозяйства от бед и несчастий. В ритуалах окропления и закрещивания в первую очередь принимал участие глава семьи, ему могли помогать дети, или старший мужчина (дедушка), или муж и жена. Воду наливали в чашку. Венчик для окропления делали или из сена из-под рождественской кутьи, или просто из сена.     С собой брали или специально испеченный хлеб, или пирожки, иногда хлеб и яйца. Во время окропления читали «Отче наш», либо проводивший этот ритуал человек каждый раз, брызгая водой «навхрэст», говорил: «Во имя Отца и Сына, и святого Духа!». Освящая домашний, скот могли использовать и дополнительные тексты: «Нечисть со двора, крест — в двор!»

               Одновременно с окроплением ставили мелом кресты. Тот, кто это делал, мог приговаривать: «Хто хрэстык пыснэ, той и пырога куснэ». Или же молча, откусывали кусочек пирожка, пирога, хлеба. Имеется и такого рода информация, что кресты ставят ночью, а окропляют после водосвятия. Окропляли всех и всё, так же и кресты ставили везде. Объяснения ритуальных действий сводятся к следующему: «Делается это от всякого…, от нечистой силы, болезней», «чтобы Господь  хранил от грозы», и т.п.  После завершения этих ритуалов семья садилась за праздничный стол.

3.2 Голодная/Бедна кутья.

            Голодная кутья только в связи с однодневным сроком и только по названию является таковой. К этому времени вновь готовили кутью, узвар. Когда кутья была готова, хозяин или хозяйка брали горшок с кашей из печи и со словами «пишла кутя на покутя» ставили его на сено в передний угол, «на покуть». Кутью ставили на сено «шоб ны голи буллы, шоб усэ було». Когда наступало время вечери/ужина, хозяин или хозяйка со словами «прышла кутя из покутя» переносили обрядовую еду на стол. После молитвы каждый член семьи, выпивал немного святой воды, брал одну-три ложки кутьи, и затем приступал к трапезе.  Обрядовая пища, в основном, состояла из кутьи,  борща или кулеша, вареников, пирожков с фасолью, чечевицей, маком.

                  После трапезы «голодную кутью» выпроваживали: «кыш, кутя с покутя, а узвар на базар». Выпроваживали не только кутю, но и Мороза, «всю нэчисть, веэ плохэ, шо накопылось за год». Провожая, выпроваживая, стреляли. Другие палками, скалками, а кто ухватами, лопатами, метлами стучали по окнам (ставням), калиткам, воротам, заборам.

           На Крещение, также как и на Рождество, Новый год, «женщине грешно до восхода солнца заходить в чужой дом», должен был первым прийти мужчина.

3.3. Иордань/Ордань/Йордань

         Иордань/Ордань/Йордань — второе водосвятие. Среди кубанских казаков бытовало представление о двух видах крещенской воды. Особыми качествами наделялась вода, набранная в реке в 12 часов ночи с 18 на 19 января. Считалось, что в полночь вода в реке останавливается, и в этот момент ее и следует набирать. Некоторые информаторы подчеркивали, что на Крещение, в полночь, вода не просто останавливается, а начинает течь в другую сторону.   Считалось также, что на Крещение «вся вода святая», т.е. она освящается самим фактом Крещения Иисуса Христа.

               Утром, в день праздника Крещения, до рассвета, часть жителей приходила в церковь, а оттуда вместе «со святостями», во главе со священником, отправлялись на реку.  Мужчины заранее вырубали крест изо льда. Форма креста — 4-х, 8-ми конечный. Как только священник опускал крест в воду, казаки стреляли из ружей, выпускали голубей. Сразу после освящения воды во многих станицах практиковалось купание. По возвращению домой в семьях мог повториться тот же ритуал, окропления дома святой водой, что и накануне. Оставшуюся святую воду сохраняли. По существующим представлениям она не портится год, пять, двадцать лет, поэтому её можно использовать, если будет необходимость.

Крещенской водой «лечили и коров и людей. Если сглазили, «наливаешь водички, кинул туда жару (уголек), прочитаешь молитву и пьешь воду с четырех сторон. Три раза потрошку хлебнешь, а эту выливаешь у святой угол». Этой же водой окропляли гроб, прежде чем положить туда умершего. Святочный калач, хлеб, который стоял в святом углу и который несли с собой при окроплении, «отдавали коровке».            

          Крещением заканчивалась череда зимних праздников и народных гуляний.

                  Все вышерассмотренные компоненты рождественско-крещенского комплекса в большей или меньшей степени характерны для кубанского казачества.

                                                      Исследование

            Изучив материал про зимние святки, мне стало интересно, знают ли в наше время жители станицы, какие обряды проводятся во время зимних праздников. Мне захотелось узнать, хотят ли наши жители, чтобы традиции связанные с этими веселыми праздниками сохранялись на Кубани.

            Проведя опрос жителей нашей станицы разного возраста, я получила следующие ответы:

1.Участвовали ли вы лично хоть в одном из обрядов связанных с зимними святками.

        Да, участвовал

        Нет, не участвовал

  1. Знаете ли вы, как и когда проводятся эти обряды?

                   

   

  Обряд —  Ношение кутьи

    Обряд —   Пение колядок

    Обряд —  Щедрование

    Обряд —   Посевание

    Не знают ни одного обряда

  1. Хотели бы вы, чтобы эти обряды сохранились на Кубани?

      Да хотел бы

      Нет не хотел, мне безразлично.

Заключение.

          Таким образом, можно сделать выводы, что  в наше время   пока еще помнят о том, как проходили зимние святки в былые времена. Но молодое поколение уже меньше знает об обычаях и ритуалах зимних праздников. Ещё меньше участвует в них и многие не заинтересованы в том, чтобы традиции передавались следующим поколениям. А жаль. Ведь зимние праздники объединяют поколения, учат уважению старших, помогать бедным и заботиться об одиноких.   Традиции и обычаи – это неотъемлемая составляющая благополучия народа.

          Приобщение подрастающего поколения с детства к традициям и обычаям как народным так и семейным прививает им важность семейных ценностей, учит уважению к своему народу, стране, воспитывает патриотизм. Родители в обязательном порядке должны рассказывать детям о «корнях». Для этого необходимо посещать музеи, знакомиться с народным творчеством. В детских садах, школах и культурных центрах устраивать различные тематические мероприятия, разыгрывать с педагогами национальные сюжеты.

              Если национальная культура будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории, мы сможем её сохранить. Человек должен гордиться своим родом и происхождением. Только человек, который чувствует связь с предками, сможет твердо стоять на ногах и ощущать уверенность в собственных силах. Только тогда у него сформируется правильная гражданская позиция, и он сможет стать достойным гражданином своей страны.

                   Народные праздники и обряды являются одним из наиболее важных и социально значимых компонентов традиционной культуры и играют важную воспитательную роль в жизни общества, раскрывают мировозренческие, нравственные, эстетические нормы общества.

Новый год! Долгожданное событие всех 365 дней! Вся страна в едином порыве наряжает елки, закупается продуктами и предвкушает волшебные моменты новогодней ночи.

Но так было не всегда. Когда Кубань только осваивалась в роли отдельного края, во главе всего был другой праздник — Рождество. И, кстати, Рождество всегда шло перед Новым годом.

Да и елку станичники не торопились ставить: это было не принято, только в церкви можно было увидеть хвойные веточки.

«В храме — да, еловые ветки, елочки могли стоять на Рождество. В домах не было вообще. А потом позже уже, очевидно к началу 20 века, впервые в домах интеллигентных горожан елочка-то и появляется. Ведь это была дорогая штучка. Дерево, конечно, больших денег не стоило. А игрушки, к примеру, выписанные из Европы, стоили огромных денег. Не каждый мог себе такое позволить», — рассказывает заведующая экскурсионным отделом Историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына Светлана Катунина.

Новогодние и рождественские традиции на Кубани

Традиция наряжать елку на Кубани появилась не сразу

Постепенно городская традиция ставить елку перекочевала и в станицы. И к ее «наряжению» жители подходили очень ответственно: украшали ее строго в ночь на рождественский сочельник. Такое дерево олицетворяло «рай на земле»: им станичники задабривали высшие силы и загадывали, «проецировали» себе благополучную и сытую жизнь в следующем году. И на ней вы бы не нашли привычные для нас игрушки.

«Мировое древо в доме наряжалось по особой традиции. На верхушке — рождественская звезда — это обязательно, а само дерево наряжается как рай: овощи, фрукты — не так важно, настоящие или игрушечные, но они обязаны быть, фигурки животных различных. Еще, как у нас раньше на Кубани говорили, «блескотни» побольше, дожди, бусы. Фонарики обязательно, свет! Как напоминание о божественном свете. Что, несмотря на все трудности, все будет хорошо», — объясняет Катунина.

Стояла такая елка не до мая, как сейчас иногда бывает, и даже не до конца зимы: ее наряжали всего на семь дней — ровно столько понадобилось для сотворения мира по библейским канонам. После истечения этого времени дерево убирали.

Если говорить об истинно кубанских традициях, то их найти практически невозможно: Кубань — это многонациональный край.

Новогодние и рождественские традиции на Кубани

Рождественский пост длится 40 дней

Каждая станица отмечала Рождество и Новый год по-своему. В основе было одно: станичники держали Рождественский пост — на протяжении 40 дней необходимо было очистить не только свое тело от пресыщения, но и душу — от плохих помыслов.

«На рождество разговлялись, пост заканчивался. И Новый год — это был праздник, когда есть уже можно было все», — продолжает Светлана Катунина.

В первые дни после Рождества любая работа приравнивалась к греху: хозяйки занимались только основными хлопотами по дому, кормили животных. О еде женщины не беспокоились: на праздники принято было готовить так много, чтобы стол буквально ломился от угощений. Это, пожалуй, одна из главных традиций.

«Считалось, чтобы порадовать Бога, чтобы он увидел, как мы хорошо живем, стол должен ломиться от еды. И если денег не было, в долги залезали, но столы накрывали. И главное, чтобы съесть все это зараз было невозможно», — говорит Катунина.

Еще одна главная крещенская традиция — не выносить сор из избы. Только дело тут совсем не в ссорах, как говорится в пословице, а даже наоборот.

«Когда мели веником, мусор из дома не вытаскивали. Его сгребали поближе к печке, потом собирали и к концу праздников в огороде, под яблонькой сжигали. Чтоб счастье из дома не уходило», — рассказывает заведующая экскурсионным отделом Историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына Светлана Катунина.

Новогодние и рождественские традиции на Кубани

Во время рождественских гуляний пели колядки и щедровки

Неотъемлемой частью рождественских гуляний было вождение по домам медведя, козы или журавля. Последнее связано со старой традицией переодевания: станичники приходили в гости с каким-нибудь животным — зверей, конечно, изображал кто-нибудь из местных жителей.

«С Рождества до Крещения считалось, что небеса открываются и все хорошее и нехорошее сыпется из них. Смысл этих переодеваний — обмануть, не показать себя, запутать нехорошие темные силы, чтобы они не смогли навредить», — поясняет специалист.

Молодежь на Кубани в основном водила по домам «козу»: обычно шумная компания собиралась после Рождества, наряжала одного из своих в вывернутый тулуп — обязательно нитками наружу — и отправлялись по гостям.

«Они подходили к дому, кричали: «Можно войти в дом? Ждете?». Козу привечали: «Да, заходи, коза!». Они заходили в дом, могли сказать: «О, как вы тут живете! А чем меня угощать собираетесь?». Хозяева должны были показать угощения. У водивших козу были пустые мешки. Вот туда им все и складывали», — рассказывает заведующая экскурсионным отделом Историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына Светлана Катунина.

Таких гостей хозяин должен был радушно принять и вкусно угостить. В таком случае пришедшие пожелают только всего хорошего, иначе — быть беде: в те времена люди верили, что в это особенное время сбывается все.

Автор: Вера Азарова

В старину на Кубани зимние праздники были любимы и отмечались с особым размахом и душой. Правда, главным зимним праздником было Рождество, а Новый Год отмечался без пышности.

В кубанских станицах в последний день года было принято «щедровать» — ходить веселыми компаниями по домам с песнями, в которых желали хозяевам благополучия, богатства и удачи, за что получали всяческие вкусности.

У станичных парней в праздничные дни были и другие развлечения – «бесчинства». Понималась под ними довольно невинная забава – парубки снимали у некоторых хат калитку или створки ворот и относили их на другой конец станицы. При этом выбирали те дома, где, по общему мнению, жила «гулящая дивчина», либо, наоборот, «слишком строгая» — не спешившая выбирать жениха.

Непременной частью зимних праздников были гадания – на судьбу, замужество, погоду.

На праздничном столе у казаков всегда были такие блюда как жареная свинина, колбаса, кутья (сладкая каша с медом, изюмом и орехами), пироги с фасолью, картофелем и орехами, узвар (компот). Но главным украшением стола должен был служить пышный и высокий хлеб — в идеале он должен был скрывать за собой хозяина дома.

Собираясь в гости, казаки брали с собой «гостинцы» для хозяев – моченые яблоки и арбузы, бублики, печенные кабачки и даже конфеты из кабачков. На праздничном столе обязательно должно было стоять и вино, но только из хозяйских запасов, приносить его с собой было строго запрещено. Под скатерть часто клали солому, как символ благополучия.

Однако в последний день года рачительные хозяева занимались и полезными делами, например, окуривали деревья, чтоб защитить от болезней и паразитов. А к плохо плодоносящему растению могли подойти с топором, постучать легонько и поугрожать срубить.

А в первый день нового года существовал обычай, что первым в дом должен войти мужчина. Поэтому молодые парни и подростки ходили по домам знакомых посевать – так называли обычай рассыпать зерна в «красном углу», под иконами, с песнями и молитвами о хорошем урожае в наступающем году.

В кубанских городах в конце XIX в. тоже сложились свои традиции отмечания зимних праздников. Связаны они были прежде всего с благотворительностью. В эти дни было принято устраивать благотворительные балы и концерты, а на выручку с них организовывать представления для сирот и бедных учащихся, а потом угощать их конфетами.

С особым шиком отмечали праздники кубанские купцы. Современники с восторгом вспоминали роскошные приемы купцов Богарсуковых, на которые в их особняк на улице Гимназической в Екатеринодаре (ныне Краснодар) мог прийти любой желающий. «Изюминкой» торжеств был легендарный лимонный пирог — говорят, это было невероятно вкусное лакомство, по куску которого выдавали каждому гостю.

Александр Савельев, кандидат исторических наук, г. Краснодар

Читайте также. Любовь и кролики: «пушистики» — это три-четыре килограмма чистого счастья

Наступило РОЖДЕСТВО — самый главный праздник, который отмечают люди во всём мире. Сегодня рассказ о том, как праздновали СВЯТКИ на Кубани. 

Казаки, переселившись на Кубань, принесли с собой свои обычаи и праздники. Одним из самых весёлых считалось празднование СВЯТОК, которое начинается с вечера перед Рождеством, называемого СОЧЕЛЬНИК и продолжается 12 дней. 

Главными Святочными праздниками считаются Рождество (7 января), Новый год (14 января) и Крещение (19 января).

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому Святки было принято проводить не только весело, но и в любви, согласии с близкими. Родственники ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.
В народе говорят: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их — и древо погибнет».

Элементы древней Коляды и церковные рождественские традиции, соединившись вместе, сделали нас наследниками удивительного праздника. А наша задача — не дать традициям угаснуть, передать их детям, чтобы те донесли их до своих детей, а те — до своих. Чтобы жизнь продолжалась и каждый раз кто-то юный и чистый накануне Рождества верил в чудо.

Информацию подготовила Кочконогова О.В.

Слайд 1«Святочные обряды
и зимние праздники
Кубани»

«Святочные обряды   и зимние праздники  Кубани»


Слайд 2
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни

даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом.
А.С.Пушкин.

Рождественские святки

Рождественские святки — это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился — славите!»

Настали святки. То-то радость!Гадает ветреная младость,Которой ничего не жаль,Перед которой жизни дальЛежит светла, необозрима;Гадает старость сквозь очкиУ


Слайд 3Рождество Христово

Русская Православная Церковь отмечает его
7 января

Рождество Христово   Русская Православная Церковь отмечает его  7 января


Слайд 4Вертеп – пещера.
Место рождения Иисуса Христа.
Иосиф и Мария отправились для

записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую погоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.

Вертеп – пещера.  Место рождения Иисуса Христа.Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь


Слайд 5Поклонение пастухов

В ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские пасли свои стада

в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались.
Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Художник Василий Шебуев

Поклонение пастухов  В ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им


Слайд 6Поклонение волхвов
Восточные мудрецы — волхвы, также уверовавшие во Христа и предприняв

трудный путь к месту его рождения, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти Иисусу. Когда Ирод понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше.
Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

Поклонение волхвовВосточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа и предприняв трудный путь к месту его рождения,


Слайд 7Издавна на Руси и Кубани дети делали вертепы, где показывали историю,

которая произошла более двух тысяч лет назад.

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены ясли, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием… Плавно выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу…
Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают — и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!
В церквах же на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа и Младенца Христа, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю.

ВЕРТЕП

Издавна на Руси и Кубани дети делали вертепы, где показывали историю, которая произошла более двух тысяч лет


Слайд 8Голодная кутья. Щедрый вечер. Богатая вечеря.
Накануне праздника Рождества Христова, 6 января

в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена.

Это душистое сено дети укладывали “на покути” — под образами (иконами) в “красном угле” хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец.

Открытка XIX века

Голодная кутья. Щедрый вечер. Богатая вечеря.Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани


Слайд 9Голодная кутья. Щедрый вечер. Богатая вечеря.
В самый канун Рождества —

6 января — варили голодную (постную) кутью на воде — пшеничный взвар с мёдом – «сочиво».
Кашу укладывали в глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. Крестные отец и мать дарили подарки детям. Отсюда название вечера – «щедрый».
“Богатая вечеря” — торжественный ужин — начинался рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. “Вечеряли” чинно и спокойно, строго сохраняя молчание.

Рождественская звезда
Открытка XIX века

Голодная кутья. Щедрый вечер. Богатая вечеря. В самый канун Рождества - 6 января - варили голодную (постную)


Слайд 10Святочные колядки
В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды —

солнечного божества. Говорят,
что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки.

Святочные колядкиВ древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества. Говорят,  что был


Слайд 11Святочные колядки
Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Отцы церкви

наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями.
Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, щедро раздавали царскую милость в виде денег и угощений, выпускали преступников из темниц.
Эти дни, которые прослыли Святками, или Святыми, народ обратил в свои забавы.

Слово “колядки“ имеет своим корнем латинское слово “календа“, то есть “первый в месяце“ или “первый в году“, откуда в европейских языках и появилось слово “календарь“.

Святочные колядкиРаньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Отцы церкви наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями.


Слайд 12Святочные колядки
Колядование — древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями.

Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия.
Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию.

Колядование – песнопение, славление Рождества Христова.

Святочные колядки Колядование - древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками


Слайд 13Святочные колядки
Колядование
Васильковский С.
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили,
мы искали
Коляду святую
По всем

по дворам,
по проулочкам.
Нашли коляду…

Святочные колядкиКолядованиеВасильковский С.Коляда, коляда!Пришла колядаНакануне Рождества;Мы ходили, мы искалиКоляду святуюПо всем по дворам, по проулочкам.Нашли коляду...


Слайд 14Посевание
на Старый Новый год
Утро Нового года (14 января по новому

стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку».
Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли.
Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с праздничком!».

Посевание  на Старый Новый годУтро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается,


Слайд 15Святочные игры и забавы
Зимние святки всегда были и

остаются очень интересными, увлекательными и весёлыми праздниками, где участвует огромное количество участников и зрителей различного возраста.

В давние времена катание с горы на санках имело даже магическое значение. Считалось, что у того, кто дальше всех спустится с горы, в новом году будут длинные стебли злаковых культур и урожай будет хорошим.

Святочные игры и забавы   Зимние святки всегда были и остаются очень интересными, увлекательными и весёлыми


Слайд 16Святочные гадания
«Васильев вечер» (13 января) и последний день Святок

(18 января) для незамужних девушек были очень важными днями.
В эти дни святочные гадания были в самом разгаре.
Наши прапрабабушки верили, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло в этот вечер по гаданию, то обязательно сбудется.

Заканчивались Святки 18 января, накануне Крещения Господня

Двенадцать дней длятся Святки, продолжается веселье. Но всему приходит конец. Те, кто колядовал и гадал на Святках, а стало быть, нагрешил, с окончанием Святок должны были пройти очищение – искупаться в проруби, вырубленной в форме православного креста (иордани), или хотя бы умыться крещенской водой. Так на Крещение искупались рождественские шалости и безумства.

Святочные гадания


Слайд 17Крещение Господне
19 января
Господь наш Иисус Христос принял Крещение в 30-летнем

возрасте.
Пред тем, как Ему выйти на Своё служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа.
Иоанн Предтеча крестил Спаса нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Эти воды Церковь называет великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Крещение Господне  19 январяГосподь наш Иисус Христос принял Крещение в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему


Слайд 18Крещением завершается двенадцатидневный рождественский цикл, иначе Святки
Также, как и в

древние времена, в сегодняшние дни на праздник Богоявления и Крещения существует традиция купания в водоемах.
Для этого на реках или озерах делают особую прорубь в виде Креста – Иордань, в которую верующие окунаются три раза – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Крещением завершается двенадцатидневный рождественский цикл, иначе Святки Также, как и в древние времена, в сегодняшние дни на


Слайд 19Вспомним:
Рождественские святки — это праздничные дни с 6 по 18 января,

когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца.

Вифлеем – город, в котором родился Иисус Спаситель.
Вертеп – пещера, место рождения Иисуса Христа.
Ясли – кормушка для животных, в который положили родившегося Божественного Младенца.
Имя Иисус — означает Спаситель, Мессия
Христос – в переводе с греческого языка значит «помазанник».
Волхвы — восточные мудрецы — также уверовавшие во Христа и предприняв трудный путь к месту его рождения, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
«Богатая вечеря» — торжественный ужин — начинался рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа.
«Колядование» – песнопение, славление Рождества Христова.
Иоанн Предтеча – крестил Спаса нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Вспомним:Рождественские святки - это праздничные дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с


Слайд 20Рождественский кроссворд
р
т
е
л
о
в
ы
и
н
о
л
о
т
о
в
о
л
х
а
с
т
у
х
и
з
к
з
в
е
з
д
а
п
о
р
о
я
д
к
и
б
ж
ь
о
г
ь
р
д
а
Задание:
Составьте вопросы
к словам кроссворда
в
е

п

Рождественский кроссвордртеловыинолотоволхастухизкзвездапороядкибжьогьрдаЗадание: Составьте вопросы к словам кроссвордавеп


Презентация на тему «Колядные обычаи Кубани» 9 класс

  • Скачать презентацию (1.25 Мб)


  • 16 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Колядные обычаи Кубани» о праздниках. Презентация состоит из 21 слайда. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.25 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    21

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Колядные обычаи Кубани

    Слайд 1

    «Колядные» традиции на Кубани»

    презентация

  • Слайд 2

    Цель:узнать как можно больше об обычаях и традициях на Кубани и расширить свой кругозор

    Задачи:
    Привлечь учащихся к истории и традициям, которые существовали раньше и продолжают быть на Кубани.
    Знать зимние праздники кубанских казаков.
    Познакомиться с колядками.

  • Слайд 3

    Кубанские традиции и обычаи находили свое отражение в праздниках. Их делили на 4 группы:

    календарно-
    православные,
    трудовые,
    семейные,
    полковые.

  • Слайд 4

    Рождество

    Рождество Христово было у кубанских казаков самым значимым из всех зимних праздников – к нему готовились заранее, ведь рождественский стол символизировал достаток, изобилие и благополучие.
    Рождество отмечается ежегодно в один и тот же день – 7 января. А 6 января, в канун рождества, православные верующие отмечают Рождественский Сочельник.

  • Слайд 5

    Обычаи

    Очень красивый обычай бытовал в станице Новолокинской. За две недели до Рождества отец срезал ветку вишни, на которой обязательно должно было быть еще семь небольших веточек. Срезанную вишню, в горшочке с водой, ставили в Святой угол, и к Рождеству она вся покрывалась цветами.

  • Слайд 6

    Рождество на Кубани

    Обычно к нему резали кабана, барашка, гусей, индеек, делали холодец и колбасы, пекли пироги с разнообразной начинкой.
    Однако, главным блюдом стола считалась кутья, приготавливаемая к вечеру Рождества, ее еще называли «багата кутья» или «вечеря». Чаще всего кутью готовили из пшеницы или ячменя, поскольку рис не всегда был доступен казакам. К кутье полагалось сварить узвар – напиток из сухофруктов.

  • Слайд 7

    Вечеря

    Вечеря – это традиционный семейный ужин, для которого в родительский дом сходились женатые сыновья со своими детьми и приглашались одинокие соседи. Кстати, вечеря рассматривалась еще и как поминовение умерших, поэтому на стол обязательно ставили лишний прибор.

  • Слайд 8

    Сочельник

    Трапеза начиналась с появлением первой вечерней звезды, и вначале всегда разговлялась кутьей, которую вместе с узваром предварительно окропляли святой водой. Первая ложка кутьи являлась прерогативой главы семьи. Именно хозяин дома приглашал к столу Мороза, для чего он, сидя за столом или взяв ложку с кутьей, подходил к окну со словами: «Мороз, Мороз, иди до нас вечерять! Не морозь наших телят, курчат, гусят, поросят и нас!».

  • Слайд 9

    Кутья

    Вечером начиналось любимое занятие детей и подростков – «ношение вечери». По кубанскому преданию, носить кутью с пирожками непременно должны были мальчики, так как казаки верили, что пока это происходит, миру не угрожает конец света. Кутью обязательно несли крестным родителям, бабушке с дедушкой и близким родственникам.

  • Слайд 10

    Ношение вечери

    Заходя в дом, дети говорили: «Здравствуйте, с праздничком, с Рождеством Христовым! Папа и мама вечерю вам прислали». Хозяева пробовали кутью, а взамен докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки: мелкие деньги, конфеты и орехи. Также девочкам дарили платки и кукол, а мальчикам – рубашки и деревянных коников.

  • Слайд 11

    Коляда

    Колядовать-ходить по домам с поздравлениями.

  • Слайд 12

    У казаков канун нового года 31 декабря (13 января), – считался «щедрым вечером».
    Новый год

  • Слайд 13

    «Щедрый вечер»

    В этот вечер в каждом кубанском доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки идут щедровать. Они подходят под окна какой-либо хаты и кричат: «здравствуйте хозяин с хозяюшкой! Разрешите пощедровать вам?» Получив разрешение, они поют щедровки. Давайте, сегодня, и мы вспомним их.

  • Слайд 14

    Щедровки

    Щедровальщица 1-я.  
    Щедривочкащедрувала
      До виконцаприпадалаЩоты титканапыкла,
    Ныси нам до викна.
    Як горяче – ныси нам,
    Як холоднэ – ныхай вам!
    Щедровальщица2-я.  
    Щедрык, вэдрык,
    Дайте варэнык,
    Грудочку кашки,
    Кильцековбаски.

    Щедровальщица 3-я.  Щедривочка щедрувала
    До виконца прыпадала.
    Що ты, тетка, напыкла?
    Нысы швидче до викна!
    Покы донэсэшь — Ручкы попэчешь!
    Щедровальщица 4-я.  
    Я дивчинка молодэнька,
    В мэнэ юбочка новэнька,
    Черевычкы козловэньки,
    Будтэ с празднычком здоровэньки!

    Хозяйка выносит полную чашку вареников, других угощений и угощает щедровальщиц.
    «Угощайтесь, гости дорогие!»

  • Слайд 15

    Посевание на новый год

    Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
    Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку». Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздничком!».

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    Коляда приходит – это сказка
    Счастье, снег, коньки, салазки!
    Огни на елке и детский смех!
    И общая радость для всех-всех!
    А теперь нам за поздравленье,
    Полагаются конфеты и печенье
    А теперь викторина. Кто верно ответит на все вопросы получит приз.

  • Слайд 18

    ВИКТОРИНА

    1. Как называется время между Рождеством и Крещением?
    1) Посиделки 2) Колядки 3) Святки
    2. Как называется второй этап Святок?
    1) Веселый вечер 2) Щедрый вечер 3) Любимый вечер
    3. Как называется вечер накануне Рождества?
    1) Сочельник 2) Васильев вечер 3) Ильин вечер

  • Слайд 19

    Викторина

    4. Из чего готовили сочиво?
    из мяса 2) из пшеничных или ячменных зерен с медом 3) из рыбы
    5. До каких пор не начинают праздничную трапезу в Сочельник?
    1) до рассвета 2) до заката 3) до первой звезды
    6. Сколько блюд по обычаю должно было быть на рождественском столе?
    1) не меньше 12 2) 7 3) 11

  • Слайд 20

    7. В Святки на столе было много блюд. Куда девали остатки еды?
    бросали в печь или за окно 2) отдавали соседям
    3) ели все сами
    8. Как называются песни, с которыми ходили по дворам на Святки?
    1) заздравные 2) колядки 3) подблюдные

  • Слайд 21

    9. Кто ходил по дворам с песнями и стишками, славя Христа?
    бродячие артисты 2) монахи 3) колядовщики
    10. Кто сопровождал колядовщиков, весело озорничая? 1) бедные дети 2) ряженые 3) дед мороз

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: История русской кухни

Презентация: Православные праздники на Руси

Презентация: Праздники в январе

Презентация: Праздники на Дону

Презентация: Наследие предков - нашим потомкам

Презентация: Праздничная симфония года

Презентация: Празднование Рождества на Руси

Презентация: С Рождеством!

Презентация: Апрель

Презентация: Урок-концерт "Рождество"

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зимние праздники клевер
  • Зимние праздники италии
  • Зимние праздники индии
  • Зимние праздники древней руси
  • Зимнее солнцестояние праздник у славян