Зимние праздники на картинах русских художников

Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников


Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала «Нива». Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

* * *


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.

* * *


Подготовительный рисунок к картине «Елочный торг». 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98×98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и «Елочный торг» – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и «слышит» работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто «в некотором царстве, в некотором государстве». Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко». Белый город, 2003.

* * *


За ёлками
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.

* * *


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.

* * *


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.

* * *


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.

* * *


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.

* * *


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале «Нива»

* * *


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло
Государственный Русский музей


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

* * *


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г. 

* * *


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

* * *

Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua

* * *


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

До Нового года осталось совсем чуть-чуть.

Новогодние и рождественские праздники — это очень популярная и любимая тема в мировом искусстве. Непередаваемая атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта, исполнения желаний — возвращает в детство и будоражит.

Радость Нового года для каждого из нас складывается из множества мелочей — запаха хвои, мандаринов, поиска подарков, детских воспоминаний, традиций, надежд и ожиданий.

У этих знаменитых художников Новый год изображён по-разному. Но у абсолютно у всех них получилось запечатлеть ту самую, добрую, волшебную и радостную атмосферу праздника.

Я предлагаю посмотреть новогодние картины русских и зарубежных художников живописи XIX – нач. XX вв.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 1

Т.Ерёмина «Предновогодние хлопоты», 1953 г.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 2

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 3

С.Досекин «Подготовка к Рождеству», 1896 г.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 4

Г. Мослер «Рождественское утро», 1916 г.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 5

Е.Зайцев «Рождественская ёлка», 1921 г.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 6

Н.Орешин «Ёлка», 1917 г.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 7

Б. Кустодиев «Зима», 1916 г.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 8

Елка. 1953 г.
художник Александр Дудин

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 9

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 10

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 11

Прибыл на каникулы. 1948 г.
Федор Решетников

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 12

Виктор Васнецов. «Снегурочка», 1899

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 13

Михаил Врубель. «Снегурочка», 1890

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 14

Константин Юон. «Волшебница-зима», 1912

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 15

Александр Семенов. «В Рождество», 1975

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 16

Константин Трутовский. «Колядки в Малороссии», 1864

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 17

Г. Манизер. Елочный торг

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 18

Б.Кустодиев «Балаганы»

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 19

Елена Хмелева, «Новый год»

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 20

Неизвестный художник. Встреча нового года в крестьянской избе.

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 21

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 22

Новый год на старых картинах разных художников, фото № 23

С Новым годом!

Праздник уже на пороге. Я надеюсь, что настроение у вас стало ещё лучше и веселее!

Заходите ко мне в круг, поделимся новогодними впечатлениями.

Федот Сычков «Лепка снеговика»

Б.Кустодиев «Лыжники»

Юон К. Ф. Волшебница-зима. Лигачево. Московская губерния.

Вещилов К. А. Зимний пейзаж.

Николай Богданов-Бельский

Григорий Бобровский

Копнина Татьяна «На катке»

Алексей Савченко. «В гости»

К.И. Горбатов — Зимний пейзаж с церковью. 1925

Исаа́к Изра́илевич Бро́дский (1883—1939)» Зима»

И.Бродский «Зимний спорт»

Евгений Балакшин из цикла «Зимние забавы»

Евгений Балакшин из цикла «Зимние забавы»

...Заиндевелые ресницы
Так шли улыбчивым глазам,
Как клюкве – сахарная пудра,
Как белоствольным – снегири …
Зима без снега, будто утро
Без ало-розовой зари

АннаТокарева

Федот Сычков

Жуковский С. Ю. Зима

Зимние забавы

худ. Андрей Егоров

худ. Борис Бессонов

Чермошенцев В. «Зимние ели»

Наталья Гусак «Ёлки»

А.М.Васнецов «Зимний сон»

Горюшкин-Сорокопудов И. С. Солнце — на лето, зима — на мороз

Борисов Николай Андреевич «Лесная речка зимой»

А. А. Пластов. «Первый снег»

С.А.Тутунов «Детство»

Светлана Насырова «Первый снег»

Игорь Родионов «Первый снег»

Анна Кухар «Снег идёт. Детство»

источник 

В преддверии наступающего Нового года хочу представить вашему вниманию одни из самых красивых картин на зимнюю тему созданные русскими и зарубежными художниками и получившими заслуженное признание во всем мире. И пусть эти замечательные картины вам, как и мне, понимают настроение и дарят ощущение чудесной зимней сказки.

Выпал снег — и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.

Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок
Красотою древнерусской
Обновился городок.

Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.

Снег летит — гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.

Николай Рубцов

А. Пластов «Первый снег»

Всеволод Иванов «В городе русского рода»

Всеволод Иванов «В городе Словенске»

Андо Хиросигэ «Атагосита улица Ябукодзи»

Н. Богданов-Бельский «Дети на санках»

А. Мещерский «Зима. Ледокол»

И. Вельц «Украинская ночь»

Всеволод Иванов «Храм бога Знича. Зима»

Л. ван Фалькенборх «Зима»

Всеволод Иванов «Арии ушли — волки пришли»

Всеволод Иванов «Анастасия»

Всеволод Иванов «Вечереет. На прогулке»

Всеволод Иванов «Исход гиперборейцев»

Всеволод Иванов «Падение небесного камня»

Всеволод Иванов «Переживший царство Святогора»

Всеволод Иванов «Плененный губитель русских. Удачная охота»

Всеволод Иванов «Полет. Йогиня-матушка»

Н. Касаткин «Соперницы»

В. Поленов «Ранний снег»

Карл Розен «Зимний лес»

Е. Волков «Ранний снег»

А. Степанов «Катание на масленицу»

К. Фридрих «Ледяные торосы»

Н. Крымов «Зимний пейзаж»

А. Ахенбах «Замерзший берег моря»

Л. Каменев «Зимняя дорога»

А. Ван дер Нер «Зимний вид на реке»

Всеволод Иванов «Священное озеро Сиверских гор»

Ю. Клевер «Закат солнца зимой»

А. Мещерский «Зимний вечер в Финляндии»

Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу»

К. Крыжицкий «Лес зимой»

Ю. Клевер «Зимний вечер в деревне»

Ю. Клевер «Зимний пейзаж с избушкой»

К. Крыжицкий «Норвежский фьорд»

Г. Кондратенко «Зимний вечер»

К. Крыжицкий «Ранний снег»

Ю. Клевер «Пурга надвигается»

Андо Хиросигэ «Местность Сусаки и Дзюманцубо в Фукагава»

Андо Хиросигэ «Заснеженный мост Бикунибаси»

Н. Касаткин «Шутка»

Н. Дубовский «Сумерки в горах»

В. Суриков «Взятие снежного городка»

Н. Сверчков «Тройка»

К. Юон «Вид Троицкой лавры»

А. Шильдер «Ручей в лесу»

И. Вельц «Иней»

Аполлинарий Васнецов «Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века»

И. Грабарь «Роскошный иней»

И. Шишкин «Зима»

Ю. Клевер «Зимний пейзаж с избушкой»

С. Колесников «Зимний пейзаж»

И. Бродский «Зима»

И. Горюшкин-Сорокопудов «Старая Русь»

Андо Хиросигэ «Холм Юхиноока и мост тайкохобаси в Мэгуро»

С. Кендрик «Зимняя роза»

К. Крыжицкий «Зимний пейзаж»

П. Фишер «Зимой в Копенгагене»

Питер Брейгель старший «Охотники на снегу»

Андо Хиросигэ «Вид с холма святилища Тэндзин в Юсима»

Б. Кустодиев «Масленица»

Ф. Сычков «Зима. У изгороди»

И. Семеновский «Зима»

Дж. Бретт «Ледник»

Андо Хиросигэ «Дровяные склады в Фукагава»

Л. Лагорио «Возка льда»

В. Казанцев «На Урале»

И. Горюшкин-Сорокопудов «Солнце на лето — зима на мороз»

Андо Хиросигэ Лист из серии «Хоэйдо Токайдо» 1831-1834гг.

А. Ван дер Нер «Замерзшая река с пешеходным мостом»

И. Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде»

С. Иванов «Семья»

Б. Кустодиев «Масленица»

А. Саврасов «Дворик. Зима»

А. Муха «Зодиак — календарь для журнала «La Plume»

Н. Дубовской «В обители Троице-Сергиевская лавра»

А. Муха «Зима»

А. Саврасов «Зима»

В. Меткалф «Зимние холмы»

А. Муха «Зима»

И. Шишкин «На севере диком»

А. Боголюбов «Зима в Борисоглебске»

К. Юон «Русская зима Лигачево»

Андо Хиросигэ Лист из серии «Хоэйдо Токайдо» 1831-1834гг.

Ю. Клевер «Деревня на острове»

Н. Добровольский «Переправа через Ангару»

К. Юон «Троицкая лавра зимой»

Андо Хиросигэ «Монастырь Кинрюдзан в Асакуса»

Аполлинарий Васнецов «Торг в Нижнем Новгороде»

К. Крыжицкий «Дубы»

М. Нестеров «Святая Русь»

А. Ван дер Нер «Развлечения на льду»

А. Саврасов «Сухарева башня в Москве»

А. Пластов «В лесу за елкой»

Н. С. Крылов «Зимний пейзаж»

А. Саврасов «Зимний пейзаж»

К. Фридрих «Зимний пейзаж»

И. Грабарь «Иней. Восход солнца»

Н. Куинджи «Солнечные пятна на снеге»

Питер Брейгель «Зимний пейзаж с катающимися на коньках и птицами»

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

arrow-toparrow-down

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

Новый год и Рождество на картинах художников

Зимние праздники с традициями празднования Рождества, а также со всей сопутствующей кутерьмой, украшениями, подарками — не просто источник вдохновения для мастеров во все времена. Это уже часть культуры праздничного сезона, воплощенная в разных видах и формах, будь то сокровища храмов, музейные экспонаты или же репродукции на открытках. Предлагаем вам большой обзор праздничных чудес с картинами мастеров всех времен.

Новый год и Рождество на картинах художников

Дизайн праздника

У вас есть мебель из Икеи? Ну хотя бы пара чашек? Скандинавский стиль сегодня ценят во всем мире, он актуален для обладателей разного кошелька и вкуса. А вы знали, что человек, с чьей легкой руки скандинавский стиль покорил мир, жил не так уж давно? И не так давно создал этот самый стиль. Впрочем, сформулируем менее категорично: Карл Ларссон, художник-аквалерист из Швеции и его жена считаются одними из основоположников скандинавского стиля.

Озаренный солнцем дом, детский смех, аромат пирога, разговоры всей семьей… О супруге Карла Ларссона, художнице Карин Бергьо, знают многие. Именно она и рожденные в их браке восемь детей стали персонажами счастливого дома, глядя на изображения которого вспоминаешь, что главное в жизни — вовсе не очередной квартальный отчет.

Карл Ларссон. Канун Рождества

Карл Ларссон. Между Рождеством и Новым годом

Гуляем! Борис Кустодиев

Кустодиев был мастером, с легкостью работавшем в разных жанрах. В его наследии — пафосные картины государственных мужей и лубочные рисунки, портреты нарядных купчих и жанровые сцены из жизни народа: художник не отказывал себе в выборе сюжетов. Вырываясь из серого и стылого Санкт-Петербурга домой, в Костромскую глубинку, он чувствует себя безмерно счастливым. Вот где приволье, вот где радость красок и света! И он с радостью пишет нарядные картины народных гуляний, ярмарок, праздников, и на каждой, по выражению Александра Бенуа — «варварская драка красок».

Борис Михайлович Кустодиев. Елочный торг

Зимние народные гуляния, посвященные Рождеству и Масленице — популярная тема в творчестве Кустодиева. И, как ни странно, именно картина «Масленица», написанная Кустодиевым в 1916 году, вызвала яростную критику. Полотно было куплено Петербургской академией художеств за 1700 рублей, и скандал дошел до такого накала, что несколько членов совета вышли из его состава. Кустодиев, прикованный в то время к постели после очередной операции, очень тяжело переживал нападки академиков. Зато Илья Репин, восторженно принявший работу любимого ученика, встал на его сторону, как и критик Александр Бенуа.

Вигго Юхансен: елку не трожь!

Датский художник Вигго Юхансен чуть было не оставил живопись из-за пылкого увлечения музыкой. И нам очень повезло, что произведения Моцарта и Глюка остались любимым хобби мастера. В 1885 году картины Юхансена увидел Париж — а сам художник был пленен работами Клода Моне и их потрясающей колористикой. По возвращению на родину в картинах Юхансена появились светлые краски и больше света. Одна из таких замечательных картин, созданная в его новом творческом стиле художника — «Светлое Рождество».

Вигго Юхансен. Светлое Рождество

Картина писалась с натуры, как и большинство картин этого мастера. Она действительно была начата на Рождество 1890 года в доме семьи Юхансенов, где в этот веселый праздник традиционно собрались домочадцы. Написать ее в один день было невозможно, поэтому вся семья попеременно позировала для отдельных деталей работы вплоть до апреля 1891 года. Антураж воссоздавался полностью: окно занавешивалось, к елке, которая обсыпалась, привязывались новые ветки, свечи подрезались на нужную длину… Но все усилия семьи и самого живописца подарили датчанам одну из самых любимых и популярных работ, которая нынче хранится в Копенгагене, в коллекции Хиршпрунг.

Туве Янссон. С Новым годом!

Праздник «муми-мамы»

Вообще-то Туве Янссон была профессиональной художницей. Но первые же повести о необычных героях («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета») принесли ей огромную популярность. «С Новым годом!» — провозгласила она на рисунке в 1949 году — именно в этом году ее следующая книга под названием «Шляпа волшебника» произвела настоящий муми-бум во многих странах мира.

Огромные доходы от продажи прав на театральные постановки и сувенирную продукцию с муми-троллями сде

Огромные доходы от продажи прав на театральные постановки и сувенирную продукцию с муми-троллями сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии. Средства позволили художнице обрести желанное уединение вдали от публики: она приобрела необитаемый остров Кловахарун на архипелаге в Финском заливе, построила скромный деревянный домик и проводила там летние месяцы вместе со своей подругой.
«Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко».

«Хендмейд»: Сергей Досекин

Творчество художника Сергея Досекина не особенно известно, его всегда затмевал старший брат Николай — известный импрессионист, «передвижник» и учредитель «Союза русских художников». Но все-таки и у Сергея Васильевича был ряд интересных работ, и одна из них — «Подготовка к Рождеству», написанная в 1896 году. В те времена многие семьи делали украшения для елки самостоятельно, в кругу семьи, и это было еще одно замечательное времяпровождение в предвкушении любимого праздника. Из картона вырезали и раскрашивали фигурки, клеили гирлянды из колечек цветной бумаги, вырезали и клеили флажки, «золотили» орехи — обклеивали их фольгой, делали объемные фигурки из ваты, пропитанной клейстером. Многие такие фигурки нынче стали раритетами, продаются на аукционах и высоко ценятся у коллекционеров.

Сергей Досекин. «Подготовка к Рождеству». 1896

Сергей Досекин. «Подготовка к Рождеству». 1896

Пока все дома. Николай Фешин

Немного теплоты и уюта в семейном доме, когда вокруг бушуют холодные ветры Истории… Домик под Казанью художник купил в 1914 году, по настоянию жены, куда семейство переехало после начала Первой мировой войны — подальше от голода, холода и житейских бурь. Картину «Елка» Фешин написал в Рождество 1917 года. Тогда он еще не до конца понимал, что в стране, где он жил и работал, поменялось абсолютно все, и жизнь больше не будет прежней. Но пока все еще хорошо, жена Саша и дочь Ия нарядили рождественское дерево и скоро настанет время встретить самый сказочный праздник года — Рождество. Все коллизии их семейной жизни — в неизвестном будущем, а нынче все как всегда: дом, семья, предвкушение праздника.

Николай Иванович Фешин. Елка

Чудо. Зинаида Серебрякова

«Катя в голубом у елки» — одна из самых милых картин Зинаиды Серебряковой. Она была написана после того, как художница вместе с семьей переехала в Петербург. Осталось в прошлом Нескучное и счастливая жизнь в большой, дружной семье Бенуа-Лансере, смерть любимого мужа Бориса, побег из родного имения, холодный и голодный Харьков… Но на этой картине, у богато украшенной елки — детская радость и волшебство маскарада, ожидание рождественских чудес. Рассказывают, что эту елку нарядил дядя Серебряковой, Александр Бенуа, который устроил для детей племянницы замечательный праздник с веселыми представлениями, стихами и песнями.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Катя в голубом у елки

Норман Роквелл: прототипы Санты

Норман Роквелл — культовый художник ХХ века. Его имя стало синонимом самого популярного журнала в Америке «The Saturday Evening Post», с которым он сотрудничал почти 50 лет. На иллюстрациях Роквелла выросло не одно поколение детей, вдохновленных его творчеством. Известный режиссер Джордж Лукас вспоминает, как в детстве со всех ног бежал со школы каждый раз, когда выходил новый выпуск журнала: «Ведь все, что изображал художник, было частью моей жизни». Роквелл был потрясающим рассказчиком, а его герои оказывали на детей почти магическое действие. Работал он скрупулезно, был требователным к моделям — ими становились члены его семьи, друзья или соседи. Художник тщательно продумывал костюмы и обстановку, и долго искал позы своим «персонажам». Когда все детали будущей картины его устраивали, он начинал делать финальную композицию. С 1930-х годов Роквелл нанимал фотографов, чтобы ускорить процесс. Для одной картины он мог использовать до ста фотографий, компонуя и продумывая композицию до мельчайших деталей.

Антон Пик: погружение в сказку

Автор еще одной узнаваемой галереи образов — голландский художник Антон Пик. С 1940 года и на протяжении всей жизни он ежегодно создавал рождественские иллюстрации для календарей и открыток, что сделало его творчество необычайно популярным как в Голландии, так и в Англии — сказочные картинки Пика продавались как горячие пирожки и разлетались по всему свету. Однако первая персональная выставка Пика состоялась, лишь когда мастеру исполнилось 72 года. Зато он присутствовал на открытии «своего музея» в 1984 году в городе Хаттеме.

Антон Пик. Городские сцены. Перед рождеством, Винчестер

Таша Тудор: вперед, к викторианству!

Одной из главных ценностей жизни для знаменитой американской художницы Таши Тудор была радость человеческого бытия в гармонии с природой. Любимым праздником в семье Таши было Рождество, которое отмечалось в большой семье очень весело, со спектаклями, подарками, угощением и украшением всего дома.

Новый год и Рождество на картинах художников

К Рождеству обязательно подавались традиционные праздничные блюда — Таша очень любила готовить и много лет изучала традиционные рецепты жителей Новой Англии. Праздничный стол обязательно сервировался изящным китайским фарфором, а рождественскую елку украшали старинными немецкими игрушками — семейными драгоценностями, которые достались Таше в наследство от дедушки и бабушки.

Викторианская жизнь, которую Таша Тудор воссоздала на своей ферме в Нью-Гэмпшире, была наполнена общ

Викторианская жизнь, которую Таша Тудор воссоздала на своей ферме в Нью-Гэмпшире, была наполнена общением с друзьями, семьей, зваными вечерами с чаем и рукодельными посиделками. К Рождеству начинали готовиться еще в октябре: один из детей семьи Тудор выбирал тему для будущего адвент-календаря, и Таша принималась за работу. Это могло быть уютное жилище мышей-полевок, и каждый день за новым открытым окошком календаря возникали рисунки со сценками из домашней жизни зверюшек. А в другой год адвент-календарь был посвящен любимым собакам Таши Тудор — корги, и тогда день за днем до самого Рождества семейство Тудоров и их гости любовались новыми историями милых собачек, живущих в волшебном городке Коргивилль.

Елка Жаклин Кеннеди

Традиции украшать Белый Дом к Рождеству — очень много лет, и каждый год это становится темой для многочисленных публикаций в США. Разбирают все по косточкам, сравнивают с предыдущими годами… Мы тоже хотим показать вам, насколько скромной и демократичной была Рождественская елка Белого дома в 1961 году. Именно Президента Джона Кеннеди — Жаклин — ввела традицию выбора темы для официальной рождественской елки Белого дома. Первой темой для елки, установленной в овальной Голубой комнате, стал балет Чайковского «Щелкунчик». Наряду с тематическими фигурками героев балета, ангелами и птичками, елку нарядили украшениями, созданными мастерами с ограниченными возможностями из всех штатов страны. Мисс Кеннеди специально нарисовала эскиз этой елки, а на следующий год игрушки с нее украсили личную домашнюю елку Кеннеди.

  • Жаклин Кеннеди. «Рождественская елка в голубой комнате». 1961

  • Фотограф Роберт Кнудсон. 1961. Президентская библиотека Джона Ф. Кеннеди

Имени Андерсена

И как же не вспомнить новогоднюю елочку из сказки Гофмана «Щелкунчик»? Великолепные иллюстрации к сказке сделала Ника Гольц (1925−2012). На книжках с ее картинками выросло несколько поколений детей: она иллюстрировала все сказки Андерсена, Гофмана, братьев Гримм, сказки народов мира, а также повести Н. Гоголя и А. Погорельского. Ника Гольц получила международный диплом Г. Х. Андерсена за иллюстрации к сборнику «Большая книга лучших сказок Андерсена». А в Дании даже открыли частный музей ее рисунков.

Ника Георгиевна Гольц. Иллюстрация к сказке "Щелкунчик"

Летом 2020 года в виртуальном выставочном зале РГДБ представили выставку «Искусство рассказывать сказки. Ханс Кристиан Андерсен и Антуан де Сент-Экзюпери глазами художника Ники Гольц» — ее можно посмотреть в любое время.

Картин, связанных с Рождеством и празднованием Нового года — великое множество. Только что мы вспомнили работы «светские», иллюстративные. Конечно же, не можем оставить без внимания работы великих живописцев прошлого. Эпоха Ренессанса — словно неисчерпаемый сундук сокровищ. Вот лишь пара «знаменитостей».

Джотто ди Бондоне. Рождение Христа. Сцены из жизни Христа. Фрагмент

Джотто: начало

Творчество итальянского живописца и архитектора XIII — XIV веков Джотто ди Бондоне — водораздел между средневековой готикой и искусством Возрождения, тот рубикон, перейдя который европейская живопись кардинально и навсегда изменит свой облик. Миссия Джотто — преодоление византийской иконописной традиции. Это Джотто первым начнёт изображать библейские события не на условном, а на вполне конкретном архитектурном или пейзажном фоне. Это он «изобретёт» композицию — такой способ передавать события Священной истории, при котором главенствует не строго установленный канон, а его собственная точка зрения, его единственное в своем роде авторское видение. Это Джотто начнёт намечать перспективу и разрабатывать глубину пространства. Это он впустит в религиозную живопись живые эмоции.

Очерк о художнике в Артхиве

Рождество как политическое заявление

С подписями художников раньше было, как говорится, «все сложно». И редчайший, чуть ли не единственный пример подписи Боттичелли, имеющийся на работе «Мистическое Рождество» — вовсе не обозначение авторства. Это почти политическое заявление, эдакая выстраданная «запись в блоге», помещенная вверху картины: «Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине» (перевод с греческого). Работа была создана художником в поздний период творчества, в смутные времена после казни Савонароллы. В идеи этого яростного поборника истинной веры, отрицавшего мирские блага и воевавшего с излишествами, Ботичелли верил со всем пылом: изгнали Медичи, за кем следовать творцу? По легенде, художник даже бросал свои картины в костер, когда горожане предавали огню «предметы роскоши». Вряд ли это так, однако и он, и его брат были среди «плакс» — так называли сторонников монаха-доминиканца.

Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество

Рождество, которое нельзя увидеть

Эпоха не осталась в стороне по части Рождественских сюжетов. Один из самых известных — увы, утрачен, хотя детективы не теряют надежды найти шедевр «Рождество святым Франциском и святым Лаврентием» Микеланджело Меризи да Караваджо. «Самой разыскиваемая в мире» картина висела в часовне Сан-Лоренцо в сицилийском Палермо, пока штормовой ночью в октябре 1969 года неизвестные не вырезали ее из рамы. Мафия причастна.
Считается, что Караваджо написал это полотно в 1609 году — всего за год до своей смерти. Сейчас на месте оригинального «Рождества» над алтарем в часовни Сан-Лоренцо висит высококачественная копия, созданная в художественной лаборатории в 2015 году.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием

Когда Христос — младенец

Еще одна жемчужина барокко — чудесная картина с удивительно реалистичным младенцем. У мастера из Лотарингии было 10 детей, что, конечно же, многое объясняет. Жорж де Латур женился по любви, и это была воистину идиллическая, будто Рождественская история. Его избранница Диана Ленерф из соседнего города Люневиля была значительно выше Латура по социальному положению: её отец был секретарем лотарингского герцога, а муж сестры — наместником судебного округа, в который входил родной город Латура. Словом, статус этой семьи был таков, что брак Дианы с сыном булочника выглядит явным мезальянсом. Родители невесты даже отказались присутствовать на свадьбе. В приданое Диана получила «500 франков, 2 коровы, телка и мебельный гарнитур», а Латур — дворянский титул.

Жорж де Латур. Новорожденный (Рождество)

Рождество как видение

Уильям Блейк — один из самых величайших англоязычных поэтов и самых оригинальных художников эпохи романтизма. Живопись была главным смыслом его жизни. Его материалами были и бумага, а не модные тогда масло и холст, а рисовал он сюжеты из Библии и британской истории вместо популярных портретов и пейзажей. Но чаще всего героями были его собственные видения. Как писал журналист Генри Крабб Робинсон, в четыре года будущий художник увидел голову Бога в окне, а позже — пророка Иезекииля в полях и «дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями».
Мистик, мыслитель, романтик считал, что «истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили». Уильям Блейк печатал книги со своими текстами и иллюстрациями — сегодня бы их называли «артбуками». Иллюстрировал он и произведения других авторов, как, например, поэму Мильтона. И Рождество было для Блейка удивительным, мистическим видением.

Уильям Блейк. Старый дракон. Иллюстрация к поэме Мильтона "Утро Рождества Христова"

Уильям Блейк. Рождество

Андрей Рублев. Рождество Христово

«В иконах нет ничего случайного, каждая деталь имеет значение. У Рублева не только детали, но вся в целом имеет глобальный объединяющий, обновляющий смысл. Волхвы и пастухи изображены по разные стороны: они представляют разные народы. Волхвы — языческий, а пастухи — иудейский. Оба они идут к Христу, объединяются и дают начало новому миру — христианскому. Еще одну группу ангелов Рублев помещает прямо возле яслей-кормушки с младенцем, делая из них уже не небесных, а земных участников происходящего. Как Иисус, придя на землю, соединил в своей личности божественное и человеческое, так Рождества Христова изображает у Рублева соединение и этих двух миров в одном, обновлённом…» — описание этой работы в Артхиве.

Владимирский собор: страсти художников

Росписи Владимирского Собора в Киеве — история на века. Оформлением храма занимался археолог, историк искусства Адриан Прахов, известный киевлянам тем, что в 70−80-х годах участвовал в реставрации Софийского собора, а затем восстановлением фресок Х-XII в.в. в Кирилловской церкви. Для участия в росписи стен собора он пригласил лучших художников — Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Михаила Врубеля, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского.
Вторым человеком после Васнецова, приехавшим в Киев по приглашению Прахова, был Михаил Нестеров, в то время еще молодой и малоизвестный в художественных кругах. Он, по мнению Прахова, отлично «вписывался» в стилистику Васнецова. А вот история с влюбленностью художника в Елену, старшую дочь Прахова, с которой Нестеров первоначально писал образ Святой Варвары на одной из работ, в планы Прахова не «вписывалась»…

Михаил Васильевич Нестеров. Рождество Христово. Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.

Удивительное Рождество

Завершаем наш обзор оригинальными трактовками темы. Как вам такое Рождество в исполнении «певца русской усадьбы», который боле всего не любил, когда его называли «русским импрессионистом»? Идиллия и маски — тревожное сочетание. Однако смотрим на дату: 1918 год… Судьба усадеб была решена. Да и жизнь Станислава Жуковского кардинально поменялась.

Станислав Юлианович Жуковский. Ночь под Рождество (Интерьер с елкой)

«Вариация: Рождество» Алексея Явленского, созданная в 1918 году, — вовсе не эпатаж ради художественной идеи. Первая мировая война, изгнание, необходимость строить всю жизнь с нуля… Во всех потрясениях он находит единственную причину писать — чтобы найти бога и смысл собственного существования, гораздо более важный, чем слава. «Я понял, что настоящее искусство должно писаться только с религиозным чувством. И это я мог выразить только в человеческом лице. Я понял, что художник должен сказать посредством форм и красок то, что в нем есть Божественное. Поэтому произведение искусства — это видимый Бог, а искусство — это богоискательство. Я писал лица много лет, и природа как суфлер мне уже была не нужна».

Алексей Георгиевич Явленский. Вариация: Рождество

Наталья Гончарова — двоюродная правнучка жены Пушкина Натали Гончаровой, «амазонка русского авангарда». Ее козыри — цвет, форма и… универсальность. «Все, что до меня — мое», — заявляет Гончарова. И работает во всех стилях. А еще — выставку 1913 года сопровождает мистификацией, вымышленной биографией. Посетителям рассказывается завораживающая биография художницы. Париж, работа под персональным руководством Моне, Ренуара, Ван Гога. Всё не то! Таити! Остров Святого Доминика и обучение у Гогена.

Наталья Сергеевна Гончарова. Рождество

Кто еще мог написать «таитянское» Рождество? Конечно, Гоген.

Поль Гоген. Рождество

«Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви», — мечтал Мунк. Так и есть, снимают шляпы.

Эдвард Мунк. Рождество в публичном доме

Сам Бенедикт Камбербетч играет роль эксцентричного британского иллюстратора в фильме-байопике, который должен выпустить на экраны во второй половине 2021 года. Луис Уэйн прославился благодаря изображениям антропоморфных (человекоподобных) кошек с огромными глазами. И начиналось все именно с сюжетов о Рождестве.

Луис Уэйн. Кошачье Рождество

В 1886 году в праздничном номере «Иллюстрированных лондонских новостей» был опубликован первый рисунок Уэйна подобного рода под названием «Рождество у котят». В биографии, достойной кинопоказа — наследственное психическое заболевание, роковые страсти в личной жизни, кот по имени Питер и участие в судьбе Уэйна писателя Герберта Уэллса.

Сальвадор Дали. Рождество. Ноэль

Эта картина Сальвадора Дали появилась на обложке журнала VOGUE в декабре. А позже элементы работы были «процитированы» флаконами духов Dalissime. Но по части сюрреалистического воплощения темы Рождества мэтра Дали превзошли прекрасные дамы. Обе, кстати, в разное время были женами Макса Эрнста.

Леонора Каррингтон. Рождество. Триптих

Доротея Таннинг. Рождество

Что ж, после занимательного погружения в праздники на картинах художников вы наверняка отлично пройдете тест Артхива «Кто написал Рождество?»

Желаем всем счастливого Нового года и Рождества!

Ангел, опускающий в дымоход рождественские подарки, дети, собравшиеся в хоровод вокруг ёлки, рождественский праздничный стол в ожидании гостей, молодая девушка, гадающая на суженого и младенец Иисус, сияющий золотом в яслях… Как величайшие художники отразили лучшие зимние праздники в своём творчестве  — смотрите на этих рождественских картинах.

 Геррит ван Хонтхорст (нидерл. Gerrit van Honthorst, 1590-1656), нидерландский художник Золотого века; яркий представитель утрехтской школы.

Поклонение пастухов. Геррит ван Хонтхорст (нидерл. Gerrit van Honthorst, 1590-1656), нидерландский художник Золотого века; яркий представитель утрехтской школы.

Составление списка. Грег Олсен, современный американский художник. Холст, масло

Составление списка. Грег Олсен, современный американский художник. Холст, масло

Новогоднее угощение. Ольга Александровна Романова (1882-1960), великая княжна Российского императорского дома, художница

Новогоднее угощение. Ольга Александровна Романова (1882-1960), великая княжна Российского императорского дома, младшая дочь императора Александра III Александровича и императрицы Марии Фёдоровны. Художница.

Сочельник. Гюстав Доре (1832-1883), французский гравёр, иллюстратор и живописец

Сочельник. Гюстав Доре (1832-1883), французский гравёр, иллюстратор и живописец

 Украшение елки. Марсель Ридер (1862-1942), французский художник

Украшение елки. Марсель Ридер (1862-1942), французский художник

Рождественский пирог. Джозеф Кларк (Joseph Clark, 1834-1926), английский художник

Рождественский пирог. Джозеф Кларк (Joseph Clark, 1834-1926), английский художник

 Сочельник. Холст, масло. Нобль, Джон Сарджент (1848-1896), английский художник

Сочельник. Холст, масло. Нобль, Джон Сарджент (1848-1896), английский художник

Счастливое Рождество, 1891. Вигго Юхансен, датский художник

Счастливое Рождество, 1891. Вигго Юхансен, датский художник

Канун Рождества, 1901. Карлтон Альфред Смит (1853-1946), английский художник

Канун Рождества, 1901. Карлтон Альфред Смит (1853-1946), английский художник. Все мы привыкли к тому, что символом новогодних праздников является ёлка или другое хвойное дерево. У европейских народов есть и другие символы. Англичане издавна украшают дома омелой и падубом для того, чтобы их жилище обходили стороной невзгоды и не задерживалась нечистая сила. К рождественским символам относятся и мандарины, дарящие здоровье, счастье и долголетие.

Рождественское настроение. Джордж Шеридан Ноулз (1863-1931), английский художник

Рождественское настроение. Джордж Шеридан Ноулз (1863-1931), английский художник

Рождественское утро, 1916. Генри Мослер, американский художник

Рождественское утро, 1916. Генри Мослер, американский художник

Рождество. Сергей Михайлович Коровин, живописец, педагог (род. в 1957 году в Ярославле).

Рождество. Сергей Михайлович Коровин, живописец, педагог (род. в 1957 году в Ярославле).

Новогодняя ёлка. Виктория Харченко, р.1978, Россия

Новогодняя ёлка. Виктория Харченко  (р. 1978, Россия)

Гадающая Светлана, 1836. Холст, масло. Карл Брюллов. Нижегородский государственный художественный музей

Гадающая Светлана, 1836. Холст, масло. Карл Брюллов. Нижегородский государственный художественный музей. Брюллов изобразил сцену гадания в период зимних святок (с Рождественского сочельника по Крещение). Перед девушкой с русской косой — горящая свеча и фигурное зеркало, в которое героиня напряжённо вглядывается в надежде увидеть в отражении суженого. Сюжет был навеян популярной в то время балладой Василия Андреевича Жуковского «Светлана».

 Рождественское утро. Paul Seignac (1826-1904), французский художник

Рождественское утро. Paul Seignac (1826-1904), французский художник

 Санта Клаус, 1921. Норман Роквелл (1894-1978), культовый американский художник XX века, на иллюстрациях которого выросло не одно поколение детей.

Санта Клаус, 1921. Норман Роквелл (1894-1978), культовый американский художник XX века, на иллюстрациях которого выросло не одно поколение детей. На этой картине путешествующий по миру с мешком подарков Санта-Клаус вглядывается в сон девочки, приготовившей ему своё письмо. Исполнив её заветные желания, он отправится к другим детям, чтобы сделать их праздник счастливее.

 Рождественский натюрморт. Элоиза Гарриет Стэннард (1829-1915), английская художница, специализировавшаяся на натюрмортах.

Рождественский натюрморт. Элоиза Гарриет Стэннард (1829-1915), английская художница, специализировавшаяся на натюрмортах.

 Рождественское удовольствие. Карл Райхерт (1836-1918 ), австрийский художник

Рождественское удовольствие. Карл Райхерт (1836-1918 ), австрийский художник

 Рождественское чтение, 1877. Генрих Макс (Heinrich Max, 1847–1900), бельгийский художник

Рождественское чтение, 1877. Генрих Макс (Heinrich Max, 1847–1900), бельгийский художник

Счастливого Рождества. Фрэнк Дадд (1851–1929), британский художник

Счастливого Рождества. Фрэнк Дадд (Frank Dadd, 1851-1929), британский художник

 Рождественский букет. Альберт Вильямс (Albert Williams, 1922-2010), английский художник

Рождественский букет. Альберт Вильямс (Albert Williams, 1922-2010), английский художник

Рождество, 1889. Феликс Эрлих (1866–1931), немецкий художник

Рождество, 1889. Феликс Эрлих (1866–1931), немецкий художник

Рождественские розы. Джеймс Валентайн Джелли (1856-1950), английский художник

Рождественские розы. Джеймс Валентайн Джелли (1856-1950), английский художник

Колядки в Малороссии, до 1864. Холст, масло. Константин Александрович Трутовский. Государственный Русский музей

Колядки в Малороссии, до 1864. Холст, масло. Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Упаковка подарков. Йенни Нистрём

Упаковка подарков, 1939. Гуашь и акварель. 25 x 16,5 см. Йенни Нистрём (1854-1946), шведская художница и иллюстратор. Частная коллекция

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зимние праздники клевер
  • Зимние праздники италии
  • Зимние праздники индии
  • Зимние праздники древней руси
  • Зимнее солнцестояние праздник у славян