Зимний коловорот праздник

Зимнее славянское Новолетие по славяно-арийскому кОлендарю, Коловорот-Новое Коло (новый круг Яр-Солнца) - 13 Бейлетъ - месяца Белого Сияния и Покоя, или 23 декабря 2017 (по славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару - с 18 часов по местному времени.) Коляда-Колядки - это День Перемен, Праздник…

Зимнее славянское Новолетие по славяно-арийскому кОлендарю, Коловорот-Новое Коло (новый круг Яр-Солнца) — 13 Бейлетъ — месяца Белого Сияния и Покоя, или 23 декабря 2017 (по славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару — с 18 часов по местному времени.)
Коляда-Колядки — это День Перемен, Праздник Новолетия — конца и начала Летоисчисления («года») у некоторых славянских Родов.
Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам по Солнцу:

С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете («году») — колдовская, мистическая ночь Корочуна (Карачуна), а на утро — появляется новое, «рождённое как бы заново» Яр-Солнышко — зимнее Новолетие, начинается Новое Коло — день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда (или или некоторые Рода празднуют как Корочун) — это

Белые святки

и приурочены они к Зимнему солнцестоянию — с 22 декабря (примечание — по славяно-арийскому кОлендаря-КолядыДару в 2017 — Коляда наступает 23 декабря с 18 часов по местному времени)
Комоедица — Масленица (Весеннее равноденствие —

Зеленые святки

с 21-22 марта)
Купала (Летнее солнцестояние —

Желтые святки

с 21-22 июня)
Овесень-Овсень (Осеннее равноденствие —

Красные святки

с 21-22 сентября)

Примечание: Корочун /Короткий День/, он же Карачун, он же Колотун, он же Калачин (Коло — круг. Чун /тун, тин/ — день.)

Празднование зимнего Новолетия, Нового Коло — Коляды начинали в день зимнего Солнцестояния. По кОлендарю это 13 Бейлетъ, по нынешнему календарю это с вечера 23 декабря 2017. Этот день, также День Рождения бога Коляды.
.

Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Празднование продолжалось 3 дня — с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денек».

Днем готовили «Коляду»: коллективную еду — складчину, и жгли большие праздничные костры — Краду — всю ночь.

Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) «Гоняли Попа или Балду» — горящий толстый обрубок бревна.
И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер — деревню ждало благоприятное житьё.
Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а «Балду» умасливали — поливали маслом (была и маленькая хитрость «Балду кормили маслом» — в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).

/По одной из версий, название церковнослужителя – поп, — это отголосок древнего язычества. В насмешку назван в честь «Попа-Балды», который «служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. По другой версии — поп — это Прах Отцов Предавший/.

Под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.

Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.
С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.

На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям. По очереди друг к дружке.

В последнее утро праздника, из общего костра, приносили «Новый огонь» в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.
Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там «год» и проживешь!»)

После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова.

Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.

Коляда — это древний обычай «Преломления хлеба» на «Круг» — «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат»
Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда — это коллективное круговое питание. Складчина.

Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы «Колядки» — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских, украинских, белоруских деревнях и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников.
И им, в общем-то, пока рады.

И ещё:
Калач, Калачин — это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизирует собой «круг дня». Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета («года») — новое Коло.

На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались «Жаворонки» — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как «Сидящий жаворонок». А на белые святки — на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.

К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года.
И всё же и этот запрет не соблюдался народом — и попы пошли на хитрость — перенеся колядки и белые святки на дни почитания их нового обрезанного бога (дословно: нового обрезанного года) — с 25 декабря и далее, пытаясь «привязать» их ко своему иудохристианскому эгрегору.
Но всё неуклонно возвращается на круги своя.

Бог Коляда пришёл в этот Мир более восьми с половиной тысяч лет тому назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных арийских народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было очередное божественное откровение людям нашими богами.

Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего (Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Следующий кон жизни принёс нам Бог Перун.

Последний раз — кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Скоро наши Боги пошлют нам очередной кон жизни вместе со своим Вестником кона. Ждём с нетерпением…

Согласно КоленДарю (КолядыДару), новые сутки наступают сейчас с 18-00 т.е. уже 23 декабря 2017 с 18-00 наступает новое время — 13 Бейлетъ, День Перемен.  Перед Колядой идёт самая длинная ночь в лете («году») — мистическая ночь Корочуна.

Сварганьте в эту ночь — Краду, хотя бы символическую-маленькую — из веточек. В крайнем случае можно просто зажечь свечу, как символ огня и крады.

Ну а утром 24 декабря 2017 — с первыми лучами Яр-Солнца наступает зимнее славянское Новолетие, Новое Коло по Коляды Дару. Так что — как проснётесь — это и есть начало праздника Коляды — Колядок — Белых Святок.

Как встретишь Новое Коло — таким и Лето будет!

С наступающим зимним Новолетием! — с Новым, молодым Яр-Солнышком!
Силы, Удачи и весёлых Колядок!
Гой Коляда!

.


.


Коляда — величайший Родноверческий Святодень Коловорота, ибо в сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, лета/года и окружность вообще.Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».Коляда: со-бытие Общинное Быти Громаде(1) в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому Славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!Подготовка места Ещё засветло: дрова для большого Огня — во дворе, а тако же для малого — в очаге. Украшение избы (перво-наперво — Красный кут[2]): шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном плате — чир[3] Коляды (охрой). Кутья. Свечи восковые — для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий (лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои», набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы — дабы не брать Бадняк голыми руками.Жданки Сыпать на стол зерно Коловратом, поверх — скатерть. На скатерть — пир горой. На зачин — слава Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой, вопрошает собравшихся: — Зрите ли меня, детушки? — Не зрим, батюшка! — отвечают ему. И тако — трижды. Затем волхв речёт: — Так дайте, Боги, чтобы и на будущий год не зрели! Все кланяются. Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.Время заката Время заката — особливый страж сторожит. Сторожит — всем знак подаёт. Народ выходит на улицу провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса, ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То — окрутники[4] на честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да Морены. Все, в молчании, спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.
Встреча Полазника Пока за окнами бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник — в вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся одёжа его — в снегу, вместо посоха — печной ухват со скотьими бубенцами. Женщины метут еловым лапником перед ним пол. Хозяин спрашивает его: — Кто ты еси, Гость дорогой? Гость молчит. Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного.
Отведав угощения человеческого, Гость ответствует: — Роду я старым-старого, отец мой — Бык, мать моя — Корова! — Откуда же ты путь держишь? — Шёл я, шёл из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса густые. Шёл — по двенадцати камням, по двенадцати мостам. Как последний-то мост подо мною проломился, борода моя замочилася! — Что ты несёшь? — Жито да железо. Жито — в землю бросать; железо — топор ковать, древо рубить, мост мостить — трём Братьям ходить! — А кто эти Братья? — Первый Брат — красно Солнышко, второй Брат — ясен Месяц, третий Брат — дробный Дождичек! (Либо: Три Брата — три Огня[5]!) После сих слов Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут же: Предкам слава — круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору размётывает — честну братчину зачинает.Бадняк После братчины Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу, кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя уходящих. Дойдя до места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение. Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк. Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!» Срубленный Бадняк с песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и малую. Большую часть оставляют на улице, а малую — пеленают как ребёнка и вносят в избу.
Затем все выходят во двор, где кормят кутьёй Мороз — ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх — дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню — хлебу поём, хлебу поём — хлебу честь воздаём! Старым людям — на услышанье, молодым — на потешанье! Всем добрым людям — на добро!»); заклинают-заговаривают дом и двор от всего нечистого, недоброго. Жрецы, с наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему «отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает: — Веселяк ли наш Бадняк? — Веселяк, батюшка, веселяк! — следует ответ. И так — до трёх раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг дома.) Жрецы бьют по горящему Бадняку посохами, высекая из него искры — на счастье. Все прыгают через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного) не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.
Окрута В разгар веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники. Со звериными криками — врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица — весела годица!» Либо: «Будь силён, как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины, выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше, чтобы жито на грядущий год выросло высоким).Кудеса Ряженые отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят, разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.Встреча рассвета Перед рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое Солнце. Богам Родным — славу поют, людям честным — благо призывают.
Особливо для окрутников Набрать заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала действа — удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках», всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек, явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п. Перед выходом с шелепугами — особый окрутный обряд, превращение в «иных». С каждым ударом шелепугой — наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в «Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом — обязательный обряд снятия окруты и очищение Огнём…Избранные обрядовые словеса на Коляду

1. На крутой горе высокой Горят костры ярые, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучих Горит огнём негасимым Всяк живот поднебесной. Вокруг стоят старцы старые, Рекут старцы слово вещее Про живот, про смерть, Про весь Род человечь, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие, Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Заклятие великое Нежити беспутной на страх, Людям честным во здраву, А Богам Родным во славу! Гой, Коляда! Слава!
2. Как напала пороша Снегу беленького. Как по этой пороше Гуси-лебеди летели — Колядовщички, Недоросточки, Красны девушки — Ходили, искали Государева двора[6]. А Государев двор Ни близко, ни далёко, На семи столбах. А вокруг него Островерхий тын, Вокруг того тына Всё шелковая трава, На всякой травинке — По жемчужинке. А за тем тыном На красной горе Стоят три терема Златоверхие: Во первом терему — Светел Месяц, Во втором терему — Красно Солнышко, Во третьем терему — Часты звёздочки. Светел Месяц — То Хозяин во дому, Красно Солнышко –— То Хозяюшка[7], Часты звёздочки — Малы детушки. Как самого Хозяина Дома нетути, Дома нетути, Не случилося. Он уехавши Правый суд судить, Правый суд судить Да ряды рядить. Посудивши, порядивши Домой едет он, Он жене-то везёт Кунью шубку, Кунью шапочку, А своим-то сынам — По добру коню, Своим доченькам — По злату венцу, Своим служникам — По сапоженькам! Гой, Коляда! Слава!
3. Наша-то Коляда[8] Ни мала, ни велика, — Она в двери не лезет, Она в окна стучит: Не ломай, не сгибай, Весь пирог подавай! Виноградье красно-зелено! Виноградье красно-зелено! Гой, Коляда! Слава!
4. Уж ты, дядя Доброхот, Подай злата на проход! Выдашь — не выдашь, Будем ждать, У ворот стоять! Золотая голова, Шелковая борода, Ты подай пирожка Ради праздничка! Гой, Коляда! Слава!
5. А дажди, Свароже, тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу — осьмина, Ему с зерна — коврига, С полузерна — пирог! Надели его, Сварог, И житьём, и бытиём, И богатством — полон дом! И яви ему всего Ещё лучше того — Красивее да добрее! Гой, Коляда! Слава!
6. Коляда! Гой, Коляда! Слава!
Приходи-ка ты сюда! Подавай пиво-медок, Мы пойдём на мосток В позвонцы стучать — Овсеня встречать! Овсень едет на свинье. Ко самой Коляде!
7. День-Солнцеворот! Катись на огород, С огорода — на красно угорье, Подымись над нашим подворьем! Разгони, Огонь (либо: Сварог), потемь, Верни на Русь красный день! Гой, Коляда! Слава!
8. Ай Ты, Марушка, Матушка Зима! На что досадуешь, На что серчаешь? Чудь белоглазую По крыльцу гоняешь, Живот изводишь, Худом день полнишь! Полно, Матушка Зима, Птицу и зверя, Землю и воду мучить! Оправь бел платок, Взойди на порог, Откушай хлеба-соли нашего! Кланяемся Тебе, Марушка, Матушка Зима! Гой, Коляда! Слава!
9. Мороз Красный Ноc. Вот те хлеб да овёс, А к нам не ходи, Дом и двор не студи, Жито не губи, Угощенье прими! Гой, Коляда! Слава!
10. Батюшка Мороз. Ходи до нас кутью ести! Тут тебе сегодня веселиться, А весной не бывать — Будем пугом погонять! Гой, Коляда! Слава!
11. Бадняче-веселяче! Мы даём тебе пива да хлеба, Так и ты подай нам того ж На весь год — Всякого счастья, красы да здравья! Счастливо тебе Перегореться да повеселиться — По добру в очаг наш ложиться! Гой, Коляда! Слава!
12. Гой, Коляда! Гой, Коляда! Божич родился, Свята пришла! Гой, Коляда! Слава! Слава Роду!

[1] Громада — Община.
[2] Красный угол, домашняя Божница.
[3] Начертанный знак.
[4] Окрута — обрядовое обряжение в личины иных, оборотничество.
[5] Три Брата-Огня: Даждьбог Трисветлый — Солнце красное, Огонь Небесный; Перун Громовитый — Метатель огненных стрел-молний, соединяющих Небо и Землю; Огонь Сварожич — Огонь Земной.
[6] Вероятно, здесь «Государев двор» — это Небесная Обитель Отца Сварога. Хотя в некоторых других вариантах данной кощуны «Государь» («Князь», «Хозяин»…) обладает всеми чертами Велеса, а «Государев двор» — носит явно выраженную Навную (Иномирную) символику.
[7] Здесь: Солнце (круг — образ женского лона) соответствует женскому началу, а Месяц — Рогатый Бог-Отец (Велес Корович) — мужскому. Согласно другим вариантам, Солнце соответствует мужскому началу, а Луна — женскому.
[8] В разных вариантах данной колядки к Коляде обращаются и как к Божичу мужского рода («Коляда-Божич — Честной Сварожич»), и как к олицетворению праздника женского рода («Свята Коляда») бросаются в Огонь и сжигаются вместе с иными старыми, отжившими своё предметами, заготовленными заранее: старой обрядной утварью и одеждой, всевозможными наузами, отслужившими свой срок оберегами и т.п. Вкладывая оные вещи в Огонь, люди благодарят Богов за ниспосланные Ими Уроки, за все Их Дары, даже за такие, кои были связаны с телесной либо душевной болью, а тако же за те, коими не удалось (не хватило мудрости!..) воспользоваться в полной мере. Злобе же, ненависти, хуле и проклятьям нет места на сём действе!Коляду — Колядки, или некоторые Рода празднуют как Корочун /Короткий День/, он же Карачун, он же Колотун, он же Калачин (Коло — круг. Чун /тун, тин/ — день.).
Это Праздник Новолетия — конца и начала летоисчисления (года) коловорота у некоторых славянских Родов.

Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам:

С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете («году») — колдовская, мистическая ночь Корочуна (Чернобога), а на утро — появляется новое, «рождённое как бы заново» Яр-Солнышко — зимнее Новолетие, начинается Новое Коло — день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда (или или некоторые Рода празднуют как Корочун) — это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестоянию —  21-22 декабря.
Комоедица — Масленица(Весеннее равноденствие — Зеленые святки  21-22 марта)
Купала (Летнее солнцестояние — Желтые святки  21-22 июня)
Овсень (Осеннее равноденствие — Красные святки  21-22 сентября)

Празднование зимнего Новолетия — Коляды (или некоторые Рода празднуют как Корочун) начинали в день зимнего Солнцестояния. По нынешнему календарю это 22 декабря. Этот день, 22 декабря также — День Рождения бога Коляды.
Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Празднование продолжалось 3 дня — с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денек».
Днем готовили «Коляду»: коллективную еду — складчину, и жгли большие праздничные костры — Краду — всю ночь.

Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) «Гоняли Попа или Балду» — горящий толстый обрубок бревна.
И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер — деревню ждало благоприятное житьё.
Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а «Балду» умасливали — поливали маслом (была и маленькая хитрость «Балду кормили маслом» — в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).
/По одной из версий, название церковнослужителя – поп, — это отголосок древнего язычества. В насмешку назван в честь «Попа-Балды», который «служил» одну ночь, а потом весь год валялся на боку. По другой версии — поп — это Прах Отцов Предавший/.

Под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.
Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.
С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.

На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям. По очереди друг к дружке.

В последнее утро праздника, из общего костра, приносили «Новый огонь» в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.
Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там «год» и проживешь!»)

После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова.

Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.
Коляда — это древний обычай «Преломления хлеба» на «Круг» — «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат»
Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда — это коллективное круговое питание. Складчина.

Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы «Колядки» — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских, украинских, белоруских деревнях и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников. И им, в общем-то, пока рады.И ещё:
Калач, Калачин, Карачун — это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизирует собой «круг дня». Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета («года»).

На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались «Жаворонки» — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как «Сидящий жаворонок». А на белые святки — на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.

К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года.

И всё же и этот запрет не соблюдался народом — и попы пошли на хитрость — перенеся колядки и белые святки на дни почитания их обрезанного «бога» (обрезанного года) — с 25 декабря и далее, пытаясь «привязать» их ко своему иудохристианскому эгрегору. Но всё неуклонно возвращается на круги своя…

Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего (Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за  движением Солнца.

Последний раз — кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Что бы не вносить путаницы — многие славянские Рода отмечают рождение нового Лета — по старому, в первый день зимнего Солнцестояния — на Коляду (по новому — ввели наступление нового Лета со дня осеннего Равноденствия — в честь великой Победы ариев над аримами-ханьцами, которых впоследствии прозвали китайцами — это произошло 7524 лета тому назад)  — отмечайте и тот и другой праздник.


Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание.

…Коляда праздновалась в декабре месяце, называемом до сих пор в Галичине Груднем (в старину — Просинцем), т.е. после окончания всех хозяйственных работ (обмолота, прядения и т.д.), в то время, когда земля покрывалась грудой (твердой мерзлостью) и когда можно было приглашать (просить) в гости знакомых и родственников из других селений, так как в другое время, из-за непроходимых тогда болот, этого нельзя было делать.
Праздник Коляды был чрезвычайно радостен (он таков и теперь), особенно для детей и молодежи, которая организованными группами в личинах (масках) и без них, с туром (ныне цапом-козою), с заученными маленькими пьесками колядовала, т.е. воколо (кругом) все дворы селения и под окнами пела колядки, а с туром заходила и в избы потешить и старых, и молодых.
В русской части Галичины Коляда начинается в Святый Вечер или в Добрый Вечер обильной, состоящей из двенадцати блюд Святой Вечерей (сочельником). Как только появятся первые звезды, хозяин, в сопровождении детей и челяди, вносит в избу заранее заготовленный сноп пшеницы, ржи или овса, с ним и вязанку мягкой соломы. Сноп ставят на лаве (скамье) за стол или скрыню, заменяющую стол, в углу на покутьи, чтобы он, как почетный гость, опирался в две стены, а солому разстилают на полу избы. Сноп величают Дедом, а солому Бабой (местами — Дедухом). Во время Вечери Деда гостят, вкладывают в него понемногу от всякого сухого блюда. По соломе дети кувыркаются , кукарекают, bsxfn? Блеют и т.д. Святая Вечеря состоит из растительных блюд — даров опекунши растений богини Лады. Воскуривши яловец (можжевельник), хозяин берет паланичку (токо печеный хлеб, в роде толстой лепешки), смазанную медом (в других местностях поджаренным луком), желает всем здоровья и счвастья, отрывает кусочек для себя и предлагает за тем по старшинству всем присутствующим. Всякий щипает (отрывает) себе кусочек и сьедает для здоровья и счастья. Стол покрыт скатертью или убрусом, под ним сено, а во всяком углу стола под скатертью зубец чесноку (против злых духов). Посредине стола два хлеба: Маланка и Василь (Лада и Велес), в верхний вкладывают свечу. Вокруг хлебов чесноковый венец. Маланку ставят на верху, Василя внизу (В Калушском у. в Галичине в день Нового Года (Василий — Велес) оба хлеба купают в реке или в колодце, после чего, покрыв пол хаты полотном, катят оба хлеба от порога к столу и опять ставят на стол, но теперь — Маланку внизу, а Василя на верху).
Вечеря состоит почти из всех национальных безмясных блюд: борщ, всякого рода вареники (с картошкой, капустой, гречневой кащей с грибами, пшеном, сливами и т.п.), пирожки, голубцы, вар (вареные сушеные фрукты), капуста, свекла, горох, фасоль и бобы, грибы, мед, фрукты и орехи. Обязательное блюдо, без которого нет Святой Вечери и которое кушают обыкновенно последним — кутья: вареная пшеница с медом, тертым (макогоном в макотре) маком и тертыми орехами. Хозяин берет немного кутьи в ложку и со словами Сейся, родися жито, пшеница и всякая пашница — сеет ее по потолку. Чем больше прилипнет кутьи к потолку, тем больше будет урожай для хозяина в наступающем году. Во время и после Вечери под окна подходят колядники. Где их не желают по скупости или другим поводам, стучат в окно, и колядники безмолвно уходят. После ужина пастух связывает все ложки веревочкой, чтобы товар (скот) во время пастьбы не расходился. Избы в праздник Коляды не метут (Баба на полу) и сора из хаты не выносят, чтобы не вынести вместе с ним ниспосланного в Коляду счастья и т.д. Коляда изобилует множеством других мелких обрядов и обычаев, уцелевших в одних и погибших в других деревнях и уездах, как тоже и гаданиями.
На самый день Коляды заготовляются дары скотьего бога Велеса: окорока, ядерницы (желудки и кишки с кашей и кусками сала), колбасы и т.д. К этому празднику более зажиточные хозяева колют и режут безрог (свиней), овец, телят и т.д.
В колядках упоминается имя Лады и Деда Ладо, а некоторые из них оканчиваются припевами Ой Дай-Боже! или Ой Дай-Бог! Перед Святой Вечерей, чествуя богиню здоровья и крепости Живу, в некоторых местностях моются в реках и потоках, как в Живный Четверг, считая воду в этот вечер целебной, что вместе с Дедом и Бабой, Дажь-Богом, Велесом и Ладой свидетельствует о соборности праздника Коляды, заменяющего белорусский праздник Дзядов.
Следует полдчеркнуть, что этот праздник, как ни один другой, сберег почти полностью свой древний, дохристианский облик, о котором упоминает автор рукописи Жизнь Владимира Великого. Святая Вечеря, забавы и увеселения (продолжающиеся до Щедрого Вечера), хождение с туром, надевание личин, пение колядок и щедровок, и проч., и проч., происходят ныне так же, как почти тысячу лет тому назад, до принятия христианства. И сама бес Коляда, как ее назвал автор упомянутой рукописи, все ея обряды — глубоко нравственны и чрезвычайно милы. Весь праздник дышет любовью к Богу, предкам и живущим ближним, и даже к скоту. Воскурив яловец в избе, хозяин, тут же перед Святой Вечерей, отправляется с ниv и и хлебом ( в некоторых местнгостях с особо для этой цели печеными калачиками) в хлева и на птичий двор и балует им всю домашнюю скотину и птицу. В этот Добрый, Святый Вечер скот и птицы разговаривают человеческим языком. Но храни Господь подслушивать: любопытного ждет верная семерть. В праздник Коляды постоянно поздравляют друг друга и желают всяких благ: Помогай Бог на счастье, на здоровье! Дай вам Бог из росы и воды! Сейся, родися для вас и худобки! И в миски, и в желобки! Дай Боже счастья! Дай Боже, дай Боже, дай Боже и вам! Поздравляют и хозяина, и хозяйку, их детей и всю челядь, и всякого в избе особо. Многие колядки, которые поются под окнами, содержат в себе и всякого рода пожелания, но обычай сохранился, что один из колядников, после окончания пения колядников под окном, входит в избу и обязательно еще раз поздравляет и желает — виршуе (так как все поздравления и желания приукрашены рифмой), после чего получает коляду, т.е. или деньги, или что-нибудь сьестное.
Упоминаемая в Предании колядка в Галичине в общем употреблении:
Ой в саду, садойку
Там павойки ходят,
Там повойки ходят
И перойки ронят. И т.д.
В иных местностях поют: садочку или садоньку, павочки или павоньки, перячка или перонька.
й у садоньку
Ой у садочку павоньки ходять,
Павоньки ходять, пірячко ронять.
Ходить за ними красна дівонька,
Піря збирає, вінок збиває.
Та схопилися буйні вітрове,
Буйні вітрове, шайні дощове.
Шайнули вільком у тихі води,
У тихі води, в глибокий Дунай.

Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).

В 2022 году Карачун приходится на 21, 22, 23 декабря

Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.

Славянский Праздник Коляда

Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?

Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.

Картины Королькова Виктора АнатольевичаКарачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.

Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.

Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.

Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.

С этого момента начинается новый цикл времени. Момент солнцеворота, конец долгих ночей — это мистерия рождения нового, обновления, возрождения, переход от старой жизни к новой. Это день закладки надежд, прочного фундамента светлого будущего. Это одновременно и смерть и воскресение, мистерия перерождения старости в молодость.

В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.

За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои обереги и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.

Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.

Славянский Праздник Коляда

Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.

В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.

Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.

Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.

Славянский Праздник Коляда

Славянский Праздник КолядаКоляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в Родных Богов, уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.

Славянский Праздник Коляда

По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!

Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом!

Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Колядки чередовались присказками и прибаутками:

Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!
— А чем помочь?
— Весельем!
— Смехом!
— Шуткой!
— Пословицей!
— Прибауткой!

Или

Солнце на лето, зима на мороз.
Кого захотим, рассмешим до слёз!
Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.
Для ватаги нашей карман выворачивается.

Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.

Суть праздника Коляды

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возрождению молодого Солнца. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;
— колядование, исполнение колядных песен;
— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;
— игры молодых людей;
— гадания незамужних девушек.

Просмотры: 23 394

Просыпаемся утром — темно, идем на работу — все еще темно, возвращаемся с работы домой — опять темно, и порой кажется, что наступила полярная ночь, вот только северного сияния что-то не видно. А что вы хотели? Ведь декабрь — это месяц самых длинных ночей и самых коротких дней. И самая-самая длинная ночь в году — это ночь на 22 декабря. Уже на следующее утро световой день начнет медленно, но верно прибывать.

В ночь на 22 декабря наступает абстрактная точка зимнего солнцестояния, которая издавна имеет магический и таинственный смысл. Наверняка не многие из нас знают, что самая длинная ночь в году — это волшебная ночь, и провести её можно в прямом смысле этого слова – «сказочно».

1. Самая волшебная ночь в году: Вы не замечали, что зимой, а особенно в холодную погоду, жизнь как будто бы замирает? Пустынные улицы, редкие прохожие, кутаясь в воротники, спешат домой, птицы не поют, и лишь голые ветки деревьев гнутся под ледяным ветром.

День зимнего солнцестояния, такой короткий и, как правило, холодный, считается «днем глубокой заморозки», когда все живое замирает. Но именно в ночь на 22 декабря и начинается медленный рост и возрождение — минута за минутой, час за часом, день за днем, новая жизнь будет развиваться и крепнуть.

Самая длинная ночь в году имеет магический, если не сказать ритуальный, смысл.

Для начала необходимо сесть и хорошенько подумать, на каких из ваших истинных желаний и мечтаний вы успели «поставить крест» и твердо уверены в том, что они уже никогда не исполнятся?

Напишите их на бумаге и еще раз перечитайте – «хочу выйти замуж за олигарха, прыгнуть с парашютом, съездить в Тибет, познакомиться с Бараком Обамой, защитить докторскую диссертацию по экономике, выучить лаосский язык, похудеть на 15 килограмм и сочинить песню».

Оказывается, что все желания и мечты, озвученные в эту самую длинную ночь в году, имеют реальный шанс исполниться, так как вместе с возрождающей силой Солнца растет и сила ваших мечтаний.

Проговорите свои мечты вслух, почувствуйте их на вкус, ощутите их кожей. Вы действительного хотите ЭТОГО?

Тогда дерзайте! Пошлите мысленный посыл Высшим Силам, силам Солнца и ожидайте воплощения своих мечтаний. Еще немного, и ваши желания начнут «согреваться», затем «пустят корешки», а потом и «расцветут», скорее всего, ко дню летнего солнцестояния.

Но имейте в виду, что для осуществления ваших мечтаний мало просто очень сильно этого захотеть в ночь на 22 декабря, ещё необходимо прилагать реальные усилия для их достижения и… 

2. Самая веселая ночь в году: У некоторых древних народов, населявших много веков назад Великобританию, существовал такой обычай – в ночь на 22 декабря много смеяться, веселиться и шутить.

Считалось, что все проблемы, озвученные со смехом и прибаутками в эту ночь, быстро и положительно решатся уже в следующем году.

Древние народы были уверены, что чем больше веселья будет в самую длинную ночь, тем удачливее станет наступающий год. Нам с вами никто не мешает эту теорию «высмеивания собственных неудач» проверить на практике.

Тем более что все психологи в голос утверждают, что любая проблема исчезает сама собой, как только мы перестаем придавать ей избыточно важное значение и начинаем над проблемой или ситуацией смеяться.

«Я расстался с любимым человеком, вот умора, у меня долги за потребительский кредит в двух банках, ха-ха-ха, и ещё я потеряла работу, хи-хи-хи»… Вот как-то примерно так это и должно выглядеть. Не исключено, что сначала смех будет истеричным и со слезами на глазах, но потом он вполне может перерасти в здоровое веселье над собственными неудачами.

Расстался с любимым человеком? – Значит, время, выделенное вам небесной канцелярией для совместного существования, подошло к концу.

Долги за кредиты? – Хорошо, что не миллионные долги и не в валюте.

Потеряла работу? – Значит, это была не ваша работа и всё лучшее ещё впереди.

А ещё полезно вспомнить, что у вас в наличии имеются руки-ноги-голова, а значит, что ЛЮБУЮ тяжелую ситуацию можно преодолеть, главное, относится к ней легко и с юмором.

3. Самая осмысленная ночь в году: Для следующего ритуала, связанного с самой длинной ночью в году, необходимо одиночество и одна красная свеча. В темной комнате, в полном одиночестве возьмите свечу в руки и подумайте о своей самой заветной мечте, которая у вас сейчас имеется.

Вылечиться от тяжелой болезни? Закончить институт? Найти хорошую работу? Помириться с родственниками? Встретить будущего мужа/жену?

Мечта должна быть единственная, но самая заветная, такая мечта, на осуществление которой и Высшие Силы привлечь будет не стыдно. Проговорите мечту про себя, затем зажгите свечу и скажите:

«Я приветствую жизнь и щедрый свет Солнца».

Далее следует лечь спать с полной уверенностью, что все задуманное исполнится.

Категорически нельзя желать, «чтобы у Вальки норковую шубу моль съела» или «чтобы любовник жены Валера стал импотентом».

Желание должно быть серьезное, осознанное и несущее ДОБРО!

4. Самая семейная ночь в году: Мы так много времени проводим вне дома, считая семью чем-то само собой разумеющимся, чем-то вроде собственного уха или носа, что порой даже не представляем себе всей её ценности.

Родные люди словно вечно существующее оформление нашей жизни, и на их фоне проходят самые яркие наши события, падения и взлеты, встречи и расставания. А когда семья вдруг исчезает, все остальное становится совершенно не нужно и не важно.

Карьера, деньги, увлечения, одежда, путешествия, отдых — все это оказывается лишь приложением к самому главному — к родным людям.

Самая длинная ночь в году даёт возможность собрать всю семью вместе, даже если кто-то в эту ночь и находится на противоположном конце Земли.

Возьмите фотографии близких вам людей, которые сейчас далеко от вас, пригласите в свой дом тех, кто рядом.

Сядьте вместе за стол, зажгите свечи и пожелайте своей семье всего самого лучшего, счастья, здоровья и удачи. И ваши желания, озвученные вслух, обязательно исполнятся.

Послесловие: Ночь на 22 декабря такая длинная, что можно успеть многое сделать — помириться с тем, на кого обиделись; встретиться с тем, кого давно не видели; обдумать свои желания…

И уже с первыми лучами Солнца приступить к их осуществлению!


12.06.2019

Дни зимнего солнцеворота у древних славян. Праздник Коляды

Зимнее солнцестояние – это один из важных календарных дней в астрономическом и в эзотерическом смыслах. С празднованием этой даты связаны традиции, обряды и различные приметы. Солнцеворот – это когда наступает самый короткий день и появляется самая длинная ночь в году.

Содержание:

  • 1 Языческий Бог славян
  • 2 История празднования зимнего солнцеворота
  • 3 Описание и традиции
  • 4 Пение песен
  • 5 Когда отмечают?
  • 6 Видео по теме

Языческий Бог славян

Коляда – это Бог Молодого солнца, Бог Зимнего Солнца, который был рожден в ночь зимнего солнцеворота. Особо почитаемый у славян, переселившихся в западные земли. Это самая длинная ночь в году. Словарь славянских языков утверждает, что слово «Коляда» произошло от названия обряда, который связан с началом года. Т.е он связан с рождением Молодого Солнца.

Справка! Символ бога Коляды – календарь или Коляды Дар, который дает точное описание срока начала Новой Эры.

По рассказам, перед Колядой наступает Корачун. Это ночь, когда старое солнце умирает. В народе Коляду почитают под именем Бога Волхвов. Он приносит в мир мудрость и направляет людей по дороге Прави. С его появлением связан не только свет солнца, но и свет мудрости, знаний.

История празднования зимнего солнцеворота

Начало праздника берет в древнем мире. Зимний солнцеворот занимал важное место в культуре уже с периода неолита. В древние времена верили, что с этого самого дня начинается новый год, т.е. появляется новое солнце. Самая долгая ночь была на вершине смерти и тьмы. Когда появлялся восход, вместе с ним зарождался новый цикл жизни.

В Персии в день солнцеворота праздновалось рождение Митры – бога Солнца. Считалось, что он каждый год пробуждает зиму и открывает путь наступающей весне. Для Европы этот праздник переходил в двеннадцатидневный цикл для священных празднеств Йоль. Йоль – символ, который говорит о начале новой жизни и обновлении природы. Люди утверждали, что в эти самые ночи все миры пересекались в одном месте – Мидгарде.

Важно! В день солнцестояния родился Иисус Христос, изменивший историю человечества.

У славянского народа этот день издавна считался праздником. В древней Руси солнцеворот приходится на день наступления языческого нового года и на день, когда родился сын бога-кузнеца Сварога. Сварог – это Бог, который одаривал людей теплом и светом. Помимо всего, народ верил, что Солнце останавливал бог Карачун своими силами. В настоящее время он является символом нового года (Дед Мороз). Также у Карачуна есть второе имя – Чернобог. В этот день и родился бог веселья Коляда.

Описание и традиции

Каждый год солнце поднимается на самую маленькую высоту. Т.е. в течение нескольких дней солнце практически замирает на одной и той же высоте, не меняя склонения. Считается, что с этого самого момента начинается астрономическая зима. Ночь становится длиннее, а день в несколько раз короче. Максимально длинной также является и полуденная тень.

За Солнцестоянием следуют Велесовы дни. Они продолжаются до середины января. Велес ассоциируется с Дедом Морозом, поэтому дом украшали его изображением.

С давних времен данное событие имело различный смысл в культурах разных народов. Этот праздник связан с различными обрядами и традициями, которые почитаются и по сей день.

  1. Новогодняя ель стала украшением дома. Она символизирует жизнь.
  2. Люди разжигали костры. Считалось, что таким способом можно помочь Солнцу одержать победу над смертью.
  3. Положено было печь хлеб. Ставить в печь перед солнцеворотом и вынимать под утро. Считалось, что такой хлеб может излечить множество болезней.
  4. На улицах катали колеса, чтобы помочь зимнему солнцу набрать силу.
  5. В этот день с самого раннего утра устраивали шумные застолья с играми и песнями, водили хороводы. Блюда из свинины были обязательным атрибутом стола.
  6. Также существует древняя традиция – посадить любые комнатные растения и загадать желание.
  7. Молодые парни и девушки ходили колядовать, а в награду получали угощения.
  8. Молитвы и медитации также имели в этот день огромную силу.
  9. Испокон веков в это время гадали и предсказывали.
  10. Также загадывали желания. Считалось, что любая просьба с чистым сердцем будет услышана и исполнена высшими силами.
  11. В домах ставили светильники из глины и зажигали их.

Справка! Плохой приметой было грустить, обижаться и ругаться в этот праздник.

Пение песен

Благодарность Богу Солнца люди выражали пением колядок. Колядки – это обрядовые песни, которые народ пел на особые праздники. В основном песни исполняли молодые девушки (будущие невесты). Обычно колядки исполняли не в самом доме, а на улице под окнами. Колядующие пели песни с просьбой о добром будущем, с пожеланиями здоровья, счастья, хорошего урожая и богатства. За это они получали разные вкусности и деньги.

Когда отмечают?

День Зимнего Солнцеворота приходится на 21-22 декабря. Именно эту дату считают астрономическим началом зимы. Это самый короткий день в году, после которого наступает увеличение светлого времени суток. Момент солнцестояния с каждым годом сдвигается, потому что по календарному времени продолжительность солнечного дня с ним не совпадает.

Предки праздновали зимнее солнцестояние для того, чтобы отогнать злых духов. В этот день можно приготовить ужин, позвать гостей и зажечь свечи. На листе бумаги составьте планы и озвучьте им Высшим силам. Попросите о процветании и благополучии. День солнцеворота считался счастливым днем, достойным празднования.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть полезное видео о Коляде и празднике зимнего солнцестояния:

Оценка статьи:

Загрузка…

Название славянского праздника Коляды совпадает с именем Бога Молодого Зимнего Солнца, по поверьям, родившегося в самую длинную ночь года. Коляда — праздник солнечного перелома, один из дней, после которых количество солнечного света начинает прирастать либо убывать. Другие славянские праздники солнечного перелома приходятся на весеннее и осеннее равноденствие, летнее солнцестояние. 

Дата праздника Коляды  

Дата славянского праздника Коляды совпадает с зимним солнцестоянием. Точное астрономическое время солнцестояния непостоянно, изменяется от года к году. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря. Точную дату и время астрономического солнцестояние в современное время узнать не трудно, если вы хотите отметить праздник Коляды именно в миг перелома. 

Встарь славянская Коляда часто праздновалась 25 декабря. В ночь солнечного излома Коляду встречали только Волхвы, проводили славянские обряды, посвященные празднику. Миряне же праздновали с 25 декабря, когда уже чувствуется прибавление солнечного дня «на воробьиный скок». Празднование Коляды у славян считалось делом опасным: злые духи, старающиеся помешать рождению Молодого Солнца ещё не покинули мир Яви. 

Праздник Коляды и Рождество, в чем различия 

Многие традиции Коляды и обряды праздника сместились со временем на другие даты и стали частью празднования Рождества. Так традиционные песни-Колядки сейчас более известны как рождественский обычай. Однако название этих песен говорит о том, что они появились до прихода христианского праздника и посвящены Богу Коляде. Не стоит путать и дату праздника. Со сменой календаря Рождество сместилось на 7 января. Однако, славянский праздник Коляды всегда совпадает с зимним солнцестоянием. Коляда по традиции отмечается либо в ночь солнцестояния, либо в ночь на 25 декабря.

Ночь накануне праздника Коляды  

Ночь накануне праздника Коляды считается одной из самых страшных в году. Подобно тому, как пред Купальской ночью просыпается Скипер-Зверь и злые духи проникают в мир Яви, навьи появляются и перед празднованием Коляды. Славянские мифы рассказывают, что навьи пытались помешать рождению Коляды, Бога Молодого Солнца. Потому каждую зиму в самую длинную ночь года злые духи появляются на земле. Славянская Коляда символически связана и со смертью солнца, которое умирает в ночь зимнего солнцестояния, чтобы вновь родиться утром. Потому многие представления ряженых на Коляду содержат мотив смерти и возрождения.

мифы и легенды о славянских богах

Читайте книги сказок о славянских Богах!


Защитный обряд солнечного излома, на Коляду


Традиции встречи праздника Коляды  

Коляда у древних славян начиналась вовсе не с шумных гуляний. Перед столь значимым праздником славяне старались закончить важные дела, раздать долги, решить споры. Важно было, чтобы в Ночь Чернобога, ночь накануне Коляды, человек был чист помыслами, потому что в эту ночь на землю приходят духи Предков и строго спрашивают каждого, шёл ли он путем Прави. 

В сам праздник Коляды рано утром мужчины отправлялись в лес искать сухое дерево — Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами, наузами. Вместе с Бадняком провожают прошлое, всё, что отжило. Сухое дерево сжигают вечером в присутствии всех жителей деревни. Часто обряд сжигания Бодняка требует сначала отдать почести дереву: перед сжиганием его кормят и поят.  

В день Коляды, подобно празднику Купало, зажигают огненное колесо. Отличие в том, что на праздник Коляды, зимнее солнцестояние, славяне не скатывают колесо с горы в реку, а, напротив, поднимают его на высоком шесте, показывая, что солнце начинает прибывать, каждый день поднимается всё выше. 


Колядки и ряженые на праздник Коляды 

Наиболее известный обряд встречи Зимнего Солнца — хождение по дворам с праздничными песнями-колядками. Колядки начинались с самого утра. Утром по дворам ходили дети, позже выходили молодые парни и девушки, уже поздним вечером гуляли и мужики с жонками.

«Мы ходили, мы искали
Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»

Колядки призваны принести щедрому хозяину дома счастье, достаток, удачу в наступающем году. В хвалебных песнях с почтением упоминали хозяина, хозяйку, их детей, отмечали, как ладно они ведут дела, желали здоровья, достатка, прибавления в семье. Каждый хозяин старался щедро одарить колядовщиков. Скупому хозяину могли исполнить шутливые песни с угрозой «свети корову со двора» или даже пожелать худого года. Боялись и что на праздник Коляды ряженые с песнями-колядками вовсе обойдут двор стороной, это считалось худым знаком. 

«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата».

Ряженые на праздник Коляды не только обходят дворы с песнями. Артели ряженых, как их иначе звали рядих, нарядих, окрутников, собирались, заранее готовили костюмы и показывали традиционные сценки. Традиционные выступления ряженых часто содержали мотив смерти и возрождения. Например, водили козу или медведя, которые неожиданно падали, как бы умирали, после чего поднимались и продолжали веселый танец.  

Что такое Коляда? Традиции и приметы праздника славян

Коляда также известна как Коледа или Дни Велеса. Это первый из четырех языческих праздников славян, которые посвящены Солнцу. Также отмечают Масленицу, Радогощь и Купалу. Раньше гуляния проводились с декабря по февраль среди всех славянских народов.

народные гуляния

В России этот праздник называют «коротким днем» или Корочун (день зимнего солнцестояния, коловорот, который начинался за три дня до возрождения Коляды). Корочун растягивается на несколько дней, на период с 19 по 25 декабря. Раньше зима для славян была периодом, посвященным Черному Богу (Чернобогу) и другим второстепенным божествам, связанным с тьмой и смертью.  

Чернобог – древний темный дух с дьявольской формой. Он упоминается в мифе о сотворении мира, который описывает дьявола как одного из создателей мира.  Чернобог был антагонистом Белбога или Бога Света, обладавшего животворной силой. Оба божества вместе означают дуализм Дня и Ночи.

Велес и Перун – языческие боги славян

Позднее зимний фестиваль Коляда был посвящен божеству, известному как Велес. Он был особенно уважаем среди языческих славян. Велес известен как властитель подземного мира и покровитель урожая.

Велес описывается как древнее, бородатое и темное существо с мистическим, коварным и озорным духом. Согласно народным сказкам, он обладал сверхъестественной способностью превращаться в животное или женщину; последнее присутствует только в восточных народных сказках.

Это интересно! Печать Велеса – славянский талисман медвежьей силы.

Велес представлял бесплодный период года, символизирующий смерть природы. В народном фольклоре ему противостоит Перун, божество грома, символизирующее возрождение природы. Язычники считали, что Велес и Перун постоянно борются за господство, и эта война объясняла смену времен года.

Ритуалы Коляды

Раньше празднование Коляды проводилось как перформативный ритуал, похожий на карнавал. Народные гуляния представляли собой борьбу положительных и отрицательных сил, света против тьмы и дня против ночи.

Коляда - люди в ритуальных одеждах

Большие танцующие шествия были выражением огромной радости перед приближающимся дневным светом. Пение (колядки) тоже было важным элементом в праздновании. Обычай колядовать был известен задолго до христианства.

Женщинам не разрешалось участвовать в народных религиозных обрядах, а мужчин разделяли на две группы. Одна группа была традиционно одета в белое, а другая – в черное. Центральная фигура в группе символизировала Велеса или Перуна, добро и зло. На празднике люди носили специальные маски из кожи и рогов животных. Обычно группы ряженых переходили от одной двери поселения к другой, держа горящие факелы.

Целью этих практик было изгнать старых злых духов из дома до начала нового годового цикла. Колядующие в масках декламировали священные песни, играли на музыкальных инструментах и исполняли особые ритуальные танцы. В это время хозяева одаривали участников шествия (колядующих) подарками в виде угощения. Дары должны обеспечить богатый урожай в новом году, поэтому скупиться было не принято.

Основное событие было сосредоточено на симуляции боя между двумя группами в масках. В конце концов, «хорошие герои в белых одеждах» всегда побеждали «злых персонажей, наряженных в черные одеяния». Впоследствии праздник изменил свою форму и значение. Однако некоторые ключевые элементы, такие как огонь, костры, колядки и костюмированные шествия, сохранены.

Значение праздника Коляды

Коляда и все центральные элементы, сопровождающие празднование, призваны почтить как положительные (светлые), так и отрицательные (темные) силы. Однако в основном это время, знаменующее новое начало. Коляда отмечает завершение одного годового периода перед началом нового сезона. Это время веселья, добрых пожеланий и позитива. В этот праздник важно быть с семьей.

печенья в виде человечков

Коляда также прочно ассоциировался с памятью умерших предков. Славяне оставляли на праздничном столе дополнительную тарелку с яствами, предназначенную для усопшего. Было широко распространено мнение, что животные в то время говорили человеческим голосом, который представлял голос предков.

Празднование Коляды также должно помочь сообществу изгнать злых духов и создать пространство для лучшего периода. Это также время, которое напоминает людям на личном уровне отпустить и оставить все плохое, что случилось.

Колядки, песнопения

Подготовка к празднованию Дней Велеса включает разучивание особых песен Коляды, известных как «колядки». Раньше колядки были языческими, и поэтому описывали простые человеческие идеи, природные явления и конструкции. По мере того как содержание песен стало приобретать элементы христианства, тексты стали более религиозными. Сегодня иногда колядки поют даже в церкви (в Черногории и Сербии).

В основном колядуют дети, но взрослые также не прочь позабавиться в праздник. Тексты колядок состоят из заклинаний, посвященных изгнанию древних злых духов, и пожеланий беззаботного, радостного и светлого будущего.

Костры, приметы на Коляду

Вне семейного круга празднуют Коляду по традиции древней, как само время. Разжигание общего костра – обычай, присутствующий в традициях всех славянских народов. В некоторых общинах до сих пор практикуются подобные коллективные собрания в самую продолжительную ночь в году (зимнее солнцестояние). Согласно народным поверьям, огонь помогает природе перейти из тьмы в свет.

подожженное колесо катится с горки

Соседи собираются, чтобы собрать и распилить бревна, а затем разжечь большой костер. Огонь на Коляду должен гореть всю ночь. Он горит, когда наступает темнота, и гаснет на рассвете. В центре костра Коляды находится особое бревно, известное как Будник или Святочное бревно. Если искры от костра будут высокими и яркими, новый урожай будет обильным.

В языческих традициях Колядов огонь обладал магическими свойствами. В эту ночь через огонь люди могли послать пожелания богам, чтобы получить помощь высших сил в будущем.

Коляда в современном мире – приметы и традиции

Во многих славянских странах до сих пор отмечают Коляду. Благодаря христианизации, старые народные языческие обряды включены в новые рождественские праздники.

Многие годы Церковь боролась с древними народными обычаями и традициями. Однако полностью они никогда не исчезли. Тем не менее, многие языческие традиции, такие как Коляда, сохранились в современных восточных обществах.

Празднование Коляды обычно начинается в канун православного Рождества 7 января. Дети, которых называли Коледари, собираются группами и выходят в особых масках и костюмах ряженых. Так же, как и в старые времена, колядующие поют песни или читают стихи, за что их положено угощать конфетами, пирогами, сдобной сладкой выпечкой, кутьей и вином, фруктами и орехами.

Это интересно! Как гадают на Рождество.

По языческой традиции колядующие гуляют по окрестностям, посещают семейные дома. Они несут горящие факелы, часто свечи или даже бенгальские огни.

Еда в этот славянский праздник традиционно имеет определенный смысл. Например, считается, что яблоки обеспечивают здоровье и красоту. Между тем, завернутые в ткань орехи должны обеспечивать процветание и силу. В наше время колядующим дают не только угощение, но и деньги.

Особое место в традициях Коляды занимает обычай делиться едой. Свечи, мясо и обильная еда всегда должны быть на столе в праздничные дни. Во время трапезы читаются молитвы и благословения в честь предков.

Традиционные восточноевропейские блюда готовятся в честь праздника и распределяются среди членов семьи. В Европе женщины пекут особый хлеб Коледа и особые гречневые блины – разновидность русских и украинских блинов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зимний армянский праздник
  • Зимние языческие славянские праздники
  • Зимние языческие праздники древних славян
  • Зимние экологические праздники
  • Зимние церковные праздники