Зимний сабантуй сценарий

Сценарий предназначен для проведения городского мероприятия "Сабантуй" среди дошкольных учреждений города.

Задачи праздника:

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями башкирского народа: дать представления о празднике «сабантуй», вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитывать любовь и толерантное отношение к башкирскому народу,  интересы к национальным праздникам, традициям и обычаям.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Материалы и оборудование: деревянные лошадки, 4 цветных платка, 2 таза, 2 пиалы, 2 подушки, 2 мешка, канат, 2  небольшие подушки.

Предварительная работа:

Рассматривание демонстрационного материала на тему: «Культура Башкортостана».

Чтение башкирских поговорок и пословиц.

Игры подвижные — «Стрелок», «Юрта»

Рассматривание иллюстраций «Башкирский национальный праздник «Сабантуй».

Ход праздника:

Поляна — майдан, где проходит праздник, празднично украшен: флагами, шарами, гирляндами, цветными платками.

На центральной сцене надпись «Сабантуй», шары. В центре площадки установлен флагшток, для поднятия флага. Все секции для игр разделены флажками.

На трибунах сидят родители, гости. Арбитры занимают свои места. Все участники строятся в колонну по четыре с левой стороны от трибун. Звучат фанфары. Ведущий выходит на середину.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Поздравляем всех вас с веселым праздником «Сабантуй»!

Наступило долгожданное лето, посмотрите, сколько вокруг красок! Наша земля стала похожа на огромный цветной луг, на котором должны жить все в дружбе и мире.

Мы с вами собрались на зелёном лугу, чтобы поприветствовать летнюю природу, посоревноваться, полюбоваться своими сыновьями и дочерьми, испытать их смелость и ловкость, смекалку, и удаль!

«Сабантуй» — это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. Сегодня на нашем празднике участвуют команды детских садов города.

Итак, вас приглашает детский «Сабантуй»!

-К нам пришёл сегодня праздник,

 Весельчак, батыр, проказник,

 Сабантуй, сабантуй,

 Пой, скачи, борись, танцуй!

(Выходят 5 детей)

1 ребенок:

Зазвенел теплом июнь

 Здравствуй, праздник Сабантуй!

 После сева летним днём

 Мы станцуем и споём!

2 ребенок:

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодиться здесь сноровка

И отвага молодым.

3 ребенок:

Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На полянке – силачи!

4 ребенок:

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй – ка, в мешке

Пробежаться по траве!

5 ребенок:

Вёдра, полные воды,

Очень быстро пронеси

Смех, улыбки, шутки пляс –

Всё здесь это есть сейчас

Все:

Веселись же и ликуй!  

Это праздник Сабантуй!

1. Песня «Сабантуй» (cлова Г. Зайнашева, музыка Л. Батыр-Булгари).

Вновь звучат фанфары. Они извещают о начале торжественного церемониала – парада участников. Под звуки спортивного марша и аплодисменты болельщиков команды проходят по площади и выстраиваются по кругу площадки. У каждой команды свои эмблемы, спортивная форма.

Ведущий представляет команды, в том числе — воспитателей, заведующих детских садов, арбитров, почетных гостей.

Ведущий:

Для поднятия флага Сабантуя приглашаются по одному участнику с каждой команды.

Дети поднимают флаг под музыку.

— Сабантуй открыт!

Приглашаю познакомиться с командами детских садов.

Каждая команда представляет свою визитную карточку.

Ведущий: Я хочу, дорогие ребята, пригласить Вас поиграть, посоревноваться в конкурсах.

Воспитатели разводят детей по секциям, специально оборудованным для тех или иных соревнований. Каждая секция обозначена табличкой, где нарисован вид соревнования.

Проводимые командные соревнования:

1. Игра «Конные скачки»

Принимают участие по 5 детей от каждой команды. Они выстраиваются на стартовой линии. Им дают деревянные лошадки. По сигналу дети движутся до финиша. Соревнуются в пять заездов. В каждом заезде участвует один наездник из команды. Победитель определяется по лучшему результату пяти заездов.

2. Игра « Бег в мешках»

Два соперника по команде залезают в мешки и бегут в них определённое расстояние, затем передают мешок следующему игроку команды. Побеждает та команда первой пришедшая к финишу.

3. Игра «Бой подушками»

Гляньте, тронулся мешок!

Эй! Хватай его, ловите,

Поскорей мешок держите!

 Встают  лицом друг к другу два мальчика, между ними проводят линию, в руках у них небольшие подушки. Необходимо уворачиваться от «подушки» соперника, да при этом стараться «ударить его». Кто сумеет не заступить за линию? Проигравший игрок выбывает из игры, на его место встаёт следующий желающий

4. Игра «Кто быстрей донесёт воду в пиалах».

Две девочки набирают воду в пиалы из одного таза и аккуратно несут и выливают в таз на противоположной стороне зала. Главное условие – не пролить воду на пол.

5. Игра «Юрта»

Эй, джигиты, что сидите?

 В поле все скорей бегите

 Юрты строить нам пора

 Собирайтесь детвора!

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Под музыку дети движутся по кругу. Как только выключилась музыка,  каждая команда должна натянуть платок над головой в виде шатра. Побеждает команда  первая, натянувшая платок.

6. Игра «Перетяни канат»

Мальчиков, парней, ребят

 Вызываем на канат

 Семь тут слева, семь тут справа,

 Только мускулы трещат.

В игре соревнуются две команды. Чья команда перетянет канат.

По окончанию всех игр, соревнований всех участников приглашают посмотреть концерт, подготовленный детьми детских садов.

Звучат фанфары, которые оповещают всех участников соревнований построится для торжественного закрытия Сабантуя. Слово предоставляется главному арбитру праздника. Он подчеркивает хорошую спортивную подготовку и большую волю к победе детей. Напоминает, что в празднике проигравших нет, так как Сабантуй – это праздник мира, дружбы и спорта.

Вручаются грамоты и призы.

Ведущий приглашает капитанов команд для спуска флага.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш веселый праздник, всем желаем здоровья, счастья и больше радостных дней. До свидания!

Веселый праздник — С а б а н т у й !

Ведущая: Здравстуйте Дорогие дети, уважаемые воспитателли! Исэнмесез балалар, кадерле тэрбияучелэр! Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй. Сабантуй — древний праздник татарского народа, который проводится после окончания весенних полевых работ. Слово «сабантуй» означает: «сабан» — плуг, «туй» — праздник.

Шау-гөр килә киң болыннар,
Кырлар һәм су буйлары.
Котлы булсын, якын дуслар,
Ямьле Сабан туйлары!!!

Давайте, крикнем « С праздником Сабантуй, урра!»

Ведущий. Для открытия праздника Сабантуй слово предоставляется Заведующей д/с «Тургай» Губайдуллиной Люцие Шамилевне.(Объявляет об открытии)

Ведущая: Э хэзер без сезгэ узебезнен матур шигырьлэребезне сойлэрбез.

1.В чём причина, что смеются
И танцуют, и поют,
Солнце в небе ярким блюдцем? —
Сабантуй сегодня тут!

2.Шатлыклар күңелебездә

Ак кояш күгебездә

Килегез дуслар кунакка

Сабантуй бүген бездә.

3.Этот яркий праздник плуга
И нелёгкого труда,
И улыбок для друг друга —
Сабантуй настал, друзья!

  1. Җилферди чиккән сөлгеләр

Бүләкләр күбебезгә

Көрәшик тә, узышыйк та

Сабантуй бүген бездә.

5.Всех успеть увидеть нужно
И узнать на что горазд:
Там верёвку тянут дружно,
Тут ловкач мешком поддаст.

  1. Әйдәгез бер рәхәтләнеп

Шаярыгыз, көлегез,

Рәхәтләнеп көлә белү

Витамин ул белегез.

Көлегез, көлегез,

Файдасы күп белегез.

7.Снова песни зазвучали

Подпевай им и танцуй.

В детсаду Народный праздник-

Наш веселый Сабантуй!

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно весело играть.

А наши ребятки приготовили для вас прекрасную песню про сабантуй!

Дети исполняют песню «Сабантуйга барабыз!»

Ведущая: На празднике вас ждет много развлечений.

Захочешь приз получить — получай.

Захочешь быть самым лучшим — будешь лучшим.

Праздник у нас не простой — Сабантуй!

Кто хочет веселиться — пусть не ленится

Балалар, сезне сабантуйда кызыклы ярышлар, уеннар котэ. Эйдэгез, узебезнен нинди олгер икэнлегебезне курсэтик эле!

Ведущая: Э хэзер коянтэ хэм сулы чилэклэр белэн ярышу уенына чакырабыз.

 Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

  1. Проводится игра «Бег с ведрами» под музыку
  2. “Перетяни канат”
  3. Бой с падушками

Галина: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

  1. Бег с ложками ( йомырка белән йөгерү )

Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.

  1. Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач).

  1. Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

Это Петя. .. (петушок).

  1. Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка).

  1. Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём?

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко. .. .(подсолнух).

 Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки. Разрешите начать соревнования.

  1. Игра «Конные скачки»

Ведущий: Какие вы ребята молодцы. Вот вы и показали какие вы смелые и ловкие.

Сабантуй елга бер генә килә

Күңелле, олы бәйрәм.

Нур өстенә нурлар иңсен

Биеп алыйк ичмасам.

А сейчас для всех для вас

Развеселый перепляс.

Громче, музыка, играй!

Танцевать всех приглашай!

(татарча бию) Звучит татарская музыка. Дети танцуют.

Дискотека под татарскую нардную мелодию.

Вот и закончился наш праздник,

Давайте крикнем «Ура!»

Праздник «Сабантуй» удался на славу,

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Сау булыгыз!

Образовательный процесс в школе — стержень
организации детской жизни, а нравственное
воспитание — ядро воспитательной системы,
сущностный её компонент. Актуальность его как
выражение коренных оснований жизни, как основа
культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы
переживаем упадок гуманности, кризис духовности,
индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций,
губительно действующих на молодое поколение,
стала деятельность учителей и других работников
образования, культуры, так или иначе связанных с
обучением и воспитанием молодёжи. Они
воспитывают интерес к отечественной истории,
культуре, традициям, приобщают к великим
заслугам предков, создавших всемирно значимые
памятники культуры, оставивших нам в наследство
высоконравственные ценности и гуманистические
заповеди, прославивших Родину героическими
подвигами. Историю, народные традиции учителя
многих школ сделали эффективным средством
нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были
основой общественной нравственности. Ведь
именно российское село, в отличие от городов, и
сегодня сохранило народные традиции (трудовые,
семейные, праздничные), общинность, воспитание
детей всем миром. Поэтому сельская школа может
стать первопроходцем в создании
этнопедагогической системы обучения и
воспитания учеников, включающей в себя
культурные, духовно-нравственные, проверенные и
отфильтрованные временем ценности разных
народов, наций и этносов нашей страны. Сущность
системы — в умелом, педагогически выстроенном
использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого
народа должно быть созидаемо на коренных основах
его бытия. Уничтожить особенность умственной
жизни народа так же невозможно, как невозможно
уничтожить его историю… Забыть это правило —
всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое
народ, если не совокупность убеждений, более или
менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его
языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в
его религиозных, общественных и личных
отношениях, — одним словом, во всей полноте его
жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть
утверждено на них, дабы принять характер
народный”.

Как же построить образовательный процесс,
способствующий воспитанию гражданина, патриота,
осознающего причины исторических катаклизмов,
не сваливающего вину за негативные процессы
современности на дедов и отцов? Как сформировать
национальное самосознание у подрастающего
поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных
традициях в нашей школе проводятся различные
мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля”
(“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак ?й”);
отмечаются даты рождения писателей и поэтов –
наших земляков, например: “Праздник стихов”,
посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова
и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

Цели.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма
    – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее
    истории; толерантности – приятие других наций,
    народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств,
    выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике
    “Сабантуй”, продолжить ознакомление с
    традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное
    воспитание школьников на народных традициях”.
    М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской
    литературе для 1-4 классов русских школ. Казань.
    Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское
    книжное издательство. 1984г.
  4. “Начальная школа”. Ежемесячный
    научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете
    “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских
игр, испанцев — без их национального зрелища —
корриды, латышей — без праздника лиго, русских —
без масленицы, украинцев — без купальских
обрядов, японцев — без праздника цветения сакуры,
так невозможно говорить об образе жизни татар
без сабантуя — праздника весеннего обновления
природы, корнями своего происхождения уходящего
в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине
времени, донесший свой аромат, краски до наших
дней, ежегодно отмечается в июне — после
завершения сева, символизируя преемственность
прошлого, настоящего и будущего, объединяя
вокруг своего открытого майдана людей всех
возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и
писатель Кенизи Мурад во время одного из своих
приездов в Татарстан в связи со сбором материала
для книги о великом сыне татарского народа
Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском
сабантуе в Березовой роще, такими словами
выразила свое восхищение увиденным:

— Сабантуй — это чудо! Вы только взгляните на
участников и гостей праздника: они оставили дома
весь груз своих повседневных забот и проблем.
Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение
светского просвещения в исламе), является
достойным вкладом татарского народа в копилку
общечеловеческих ценностей. Трудно не
согласиться с такой оценкой знатока Востока, в
чьей родословной причудливо переплетены гены
потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая
самые сокровенные струны нашей души, исподволь
содействуют сохранению и укреплению
межнационального согласия и сплочения,
социальной стабильности. Поэтому отнюдь не
случайно сабантуй был включен в список
законодательно утвержденных
общереспубликанских праздников.

1-й чтец. 2-й чтец.

Почему и от чего
К нам пришло веселье?
Ведь еще не Новый год
И не новоселье.
Но не зря нам сейчас
Весело с друзьями.
Что у нас? Что у нас?
Отгадайте сами.

Почему и от чего
Солнце светит ярко?
И кому так в этот день
Весело и жарко?
И не зря в этот час
Пироги с вареньем —
А у нас, а у нас
Праздник “Сабантуй”!

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба,
а Сабантуй – “свадьба плуга” — только раз в году.
Как невеста, готовится к ней деревня: достаются
наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата,
смысл его глубок. Что касается названия, то у
слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и
весенний сев. “Туй” же – это праздник
земледелия, почитания матушки-земли, дань
поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ,
уважает ее – об этом говорят и другие наши
праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля –
праздник урожая, Сабантуй же — самый веселый и
самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое
красивое время года -июне. Посмотрите, как
прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем
своим цветом, распустилась каждым листочком.
Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано
радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед
Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов,
румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками
гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий,
и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника
можно увидеть необычное и красочное зрелище: по
всем домам собираются подарки для победителей
Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки,
полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке,
отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит
толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и
заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на
большой зеленый луг. Нарядно одетые люди,
празднично разубранные кони, всюду смех, веселье,
песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник
земледелия. Поэтому и начинается он только после
символического ритуала. В деревянный плуг
впрягается лошадь, и прокладывается первая
борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный
праздник татарского народа – собрал в себя все
лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же
древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол,
прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый
исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал
этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с
состязаниями, песнями и танцами испокон веков
проводились по окончании весенних полевых работ.
Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь
проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй –
вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь
его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу –
будет хорошим и урожай. Взойдут всходы,
заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а
там и снова весна, снова – сев. И опять соберет
нас на праздник веселый Сабантуй.

3-й чтец.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

4-й чтец.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

5-й чтец.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

1-й чтец.

Ну, а ты — настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

1-й чтец.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки,
наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не
пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком,
наполовину наполненным сеном, каждый из
участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской
системе: проигравший сразу выбывает из
дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не
более 1м. Держаться свободной рукой за бревно
запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, —
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой…
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень
(воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик
мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее
количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги
мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи,
придерживая мешок руками, они начинают скачками
продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную
дистанцию. Победитель определяется по лучшему
показанному времени.

Прыжок!
Прыжок! — поскакал мешок,
И другой мешок,
И еще мешок,
И еще…
Кто быстрей? – интересно!
Выходи, дружок,
Проглоти смешок,
Полезай в мешок
И давай! — прыг-скок!..
Может быть, твой мешок
Самый резвый? (Э.Блинова)

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и
шишке.

До начала состязания они должны, положив в
ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников
заключается в том, чтобы прибежать первым, не
выронив при этом шишку. Поддерживать руками
ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается
права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки —
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на
ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки,
мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м,
ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок
медленно двигается вперед, стараясь захватить
ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, —
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают
исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).

А теперь, друзья, у нас состязания для
вас.
Не простое, музыкальное.
Пойте, веселитесь, только не ленитесь!
Ну, а лучший певец
Будет нынче молодец
И получит сладкий приз,
А какой – пока сюрприз!
А жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит,
Тот, кто лучше будет петь,
Непременно победит.
Этот конкурс вам, друзья,
Проиграть никак нельзя,
А кто в запеве опоздает,
Тот, конечно, проиграет.

Ведущий.

Отдохнули все мы на славу,
А вы, друзья, победили по праву,
Похвал достойны вы и награды,
А мы награды вручить вам рады.

(вручение призов)

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам “До свиданья,
До счастливых новых встреч!”

Праздник заканчивается чаепитием.

Библиографическое описание:


Зайнитдинова, Г. С. Сценарий музыкально-спортивного праздника «Детский Сабантуй» с привлечением родителей воспитанников / Г. С. Зайнитдинова, Г. Ф. Биргалина, Г. Н. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46272/ (дата обращения: 01.02.2023).



Цель:

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями башкирского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Задачи:

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Продолжать обучать детей с народными праздниками.

I часть

Звучит фонограмма «Сабантуй»

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и гости!

Ведущий: Хаумыхыгыз кезерле кунактар, ата-эсэлэр!

Ведущий: Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй.

Ведущий: Оло байрам менэн котлайбыз.

Ведущий: Встречайте наших участников

Шествие колонн №1,4,5,6,8,9,10

(проходят, становятся буквой «П»)

Ведущий: На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть.

Ведущий: Дружно песню мы поем,

Песню солнца, песню лета,

И птичий веселый хор

Подпевает песню эту.

Песня «Сабантуй»

Ведущий: Это самый любимый, весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания полевых работ. Сегодня мы собрались, чтоб провести этот веселый праздник вместе.

Ведущий: Праздник, праздник к нам пришел.

Все об этом знают.

Всюду музыка слышна,

музыка играет.

Наши детки танцуют и поют, очень весело живут.

Музыкальные номера, подготовленные группами.

  1. Выступление танцевальной группы «Белый лотос»
  2. Башкирские плясовые мелодии висполненииР.В.Хайруллина на баш. муз. инструменте курай.

Под музыку забегает Шурале.

Шурале: Ачто вы тут делаете?

Ведущий: У нас праздник — Сабантуй.

Шурале: Праздник у них, я все вам испорчу, ведь я люблю все время шалить, всякие пакости делать, вот и сейчас я все ваши угощения спрятал. Ха-ха-ха.

— А получите Вы свои угощения, если вы покажите, какие вы ловкие, смелые, быстрые.

Ведущий: Ты еще сомневаешься, что наши детки самые быстрые? Смотри и любуйся.

Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть,

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем мы сейчас узнать.

Дети своспитателями проходят на этапы.

Часть 2.

Все возрастные группы получают маршрутные листы. Игры проводятся по всей территории детского сада.

Iэтап — «Конные скачки»

Инвентарь: скакалки.

Ход игры.

Дети строятся в 2 колонны. Одновременно с двух колонн участвуют 4 ребенка. Одного ребенка «запрягают», второй держится за скакалку, бегут к ориентиру, обходят его и возвращаются в свою колонну. Побеждает пара, которая первая доходит до финиша. Игра продолжается, пока все участники не пробегут дистанцию.

IIэтап. «Меткий стрелок»

Инвентарь: кегли, мешки с песком.

Ход игры:

Дети друг за другом берут по два мешочка и метают их, сбивая кегли.

IIIэтап «Сбей горшок»

Инвентарь: косынка для завязывания глаз, палка длина 2 метра, ведерко небольшое, железное.

Ход игры:

Дети по одному с завязанными глазами, палкой бьют по ведру, побеждает тот, кто попадет по ведру.

IVэтап. «Бег в мешках»

Инвентарь: два мешка.

Ход игры.

Дети строятся в колонну по два. Двое детей одевают на ноги мешок, держат его руками и прыгая на двух ногах обегают ориентир и возвращаются. Побеждает игрок, который первый дошел до финиша.

Игра продолжается, пока все дети не пробегутся в мешках.

Vэтап. «Перенеси яичко»

Инвентарь. Две деревянные ложки, два пластиковых шарика.

Ход игры.

Дети строятся в колонну по два. Первые игроки несут ложку с шариком, бегут до ориентира, огибают его, бегут обратно, передают ложку с шариком следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее выполнить задание.

VI этап. Эстафета.

Инвентарь. Две эстафетные палки. Ориентиры.

Ход игры.

Дети строятся в две колонны. Первая пара с эстафетной палкой бегут к ориентиру, огибают его, бегут обратно и передают палку следующему игроку. Побеждает команда, которая первая прошла дистанцию.

VIIэтап. «Перетягивание каната»

Инвентарь: канат.

Ход игры.

Дети делятся в две команды. Берутся за канат и тянут в свою сторону. Побеждает команда, которая первой перетянет соперников в свою сторону через разметку.

После прохождения всех этапов воспитатели с детьми идут на свои веранды и угощаются фруктовым соком.

Литература:

  1. И.Каплунова Библиотека программы «Ладушки» «Веселые досуги». Изд. Невская НОТА Санкт-Петербург2011
  2. М. Ю. Картушина «Праздники в детском саду Изд» ООО Скрипторий 2008г.
  3. Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот «Праздники в детском саду» Сценарии, песни, танцы. Изд. Айрис Пресс2007г.
  4. Растим детей здоровыми «Спортивные праздники в детском саду». Т. Е. Харченко Изд: Творческий Центр Москва 2013г.
  5. Сценарий физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп детского сада от3 до 7 лет. Ю. А. Кириллова Изд: Детство-пресс Санкт-Петербург 2012г.
  6. Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/; https://nsportal.ru/; http://muz-rukdou.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, ведущий, веселый праздник, инвентарь, колонна, мешок, ориентир, Праздник.

Сценарий татарского национального татарского праздника «Сабантуй»

Подготовила :

учитель начальных классов

СОШ № 20 г. Уральск

Герасимова Майя Редревна

Цель: 1. Расширять представления детей о татарском народном празднике Сабантуй ;

2. Прививать любовь, уважение к национальным праздникам разных народностей;

3. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, формирование доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей.

4. Доставлять детям радость и воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей.

Звучит татарская плясовая музыка. Площадка украшена по праздничному: разноцветные шары, флажки, плакаты.

В начале звучит песня « Туган тел»

Ведущий 1: Сәләмәтсизбе! Кош қелдініз!

Ведущий 2: Здравствуйте! С праздником!

Ведущий 3: — Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

Ведущий 1: — Ребята, а какой сегодня праздник, вы знаете?

Дети: Сабантуй!

Ведущий 2 : — Правильно.

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Ведущий 3: Сабан туе, хезмәт туе,

Шатлык мәхәбәт туе

Бәйрәм итик күн буе!

Котлы булсын, балалар,

Ямьле Сабан туйлары!

Ведущая 1: — Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй.

Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Сабантуй — это праздник труда, праздник радости и счастья, в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ.

Ведущий 2: Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали.

Ведущий 3: Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, а подарки привязывали к длинному шесту. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Все ведущие вместе: С праздником вас всех, с весёлым праздником Сабантуй!

Ведущий 3: Сабантуй- татар халкының милли бәйрәме. Сабантуйга рәхим итегез!

Дети рассказывают стихи:

1 ребенок: Живём мы здесь семьёй большой, единой.

Пусть говорим на разных языках.

Гордимся добротой , согласьем, миром

И сохраняем дружбу на века.

2 ребенок: Ата салтын біздер өте жақсы көреміз

Шын жүректен мектеп бізге достық берді!

Қанаттынып сол шаңыраққа біз келеміз

Әр кашанда кымбат, көркем туған тілі!

3 ребенок: Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть,

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем сегодня мы узнать.

4 ребенок: Сабантуй –веселый праздник

Это всем давно известно

Сколько игр и зрелищ разных

Приходите – интересно

5 ребенок: И пускай веселье длится

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни, как цветы.

Ведущий: — А теперь наши ребята расскажут стихи на татарском языке о Сабантуе

1. Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз.

Сабантуйга барабыз,

Уйнап бүләк алабыз.

2. Сабантуйга барабыз

Сикерәбез, чабабыз.

Ерлап-биеп алабыз,

Уйнап бүләк алабыз.

(Выходит Батыр под татарскую музыку.)

Батыр: Здравствуйте, ребятки. Исәнмесез,балалар, хәлләрегез ничек?

Я – Батыр Сабантуя. Проходил мимо и услышал, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете. А вы любите играть? Давайте с вами посоревнуемся.

Ведущая Внимание, Внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый,

В круг выходите скорей!

Ведущий: На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. А теперь и мы с вами будем соревноваться. Итак, начинаются наши веселые игры.

Батыр: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

1. Игра «Бег в мешках»

Ведущий: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

2.Игра « Бег с ложками»

Батыр: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

3. Игра «Бег с ведрами»

Ведущий: Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки. Разрешите начать соревнования.

4. Игра «Лошадиные скачки»

Батыр: Не боюсь я, не хвалюсь,

А с горшочком разберусь

Глазки я закрою,

А горшочек разобью.

5. Игра « Разбей горшок»

Ведущий: — Какие вы ребята молодцы! Вот вы и показали какие вы смелые и ловкие.

Ведущая :А сейчас, давайте все вместе послушаем стихи про наш Сабантуй на татарском языке.

6 ребёнок: Бүген бездә Сабантуй,

Биибез дә ерлыйбыз.

Ерлап-биеп, куанышып,

Сабантуйны зурлыйбыз.

7 ребёнок:. Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр,

Тыпырдашып басабыз.

Сабантуй ул, шундый бәйрәм,

Бергә күнел ачабыз.

Ведущий : Звучит татарская народная песня “Әпипә”

Ведущая: Вот и закончился наш праздник веселый Сабантуй. Вам понравилось? Ну, а теперь нам пора с вами прощаться:

До свидания! Саубулыгыз!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зимний праздник татарского народа
  • Зимний праздник сочинение
  • Зимний праздник саконская краткое содержание
  • Зимний праздник рождество
  • Зимний праздник раухвергер ноты