Змейник осенний славянский праздник

Змеи занимали особое место в славянской традиции. Им посвящены два праздника: Змейник Вешний и Змейник Осенний. Что это за дни?

В славянской традиции змеи считаются существами мистическими, связанными с подземным миром, со смертью и перерождением. Потому змеям посвящены два славянских праздника, приходящихся на переходные периоды – весну и осень. Праздники змей зовутся Змейник Вешний и Змейник Осенний. Иногда их называют днем свадьбы Бога Велеса и Богини Живы (весной) и днем свадьбы Бога Велеса и Богини Морены (осенью). Однако, согласно славянским мифам, Велес не был женат на этих Богинях, потому понимать такое название стоит, скорее, образно: праздник, когда природа пробуждается, и праздник, когда природа засыпает.

Сбор средст на проект, славянский сериал Зов Магии

Змейник Вешний: 30 мая

змейник, змейник вешний

30 мая славяне празднуют Змейник Вешний, который иначе называют днем свадьбы Велеса и Живы. Образ Бога Велеса всегда был связан со змеями. Змею называют символом мудрости, долгой жизни. Зимой, по славянским поверьям, змеи уходят в подземное царство, откуда вновь появляются только весной. Именно весеннему выходу змей на поверхность посвящен праздник – Змейник Вешний.

Весной славяне проводили обряды, которые помогали изгнать змей из жилья. Начинались такие обряды ещё перед Масленицей, выпадающей на Весеннее Равноденствие. В землях, где жили южные славяне, в это время уже пробуждались змеи. В северных землях обряды на Весеннее Равноденствие проводили заранее, а пробуждение змей праздновали только в конце мая. В эти дни наступает время правления Живы – Богини Лета.

Змейник Осенний: 14 сентября

Осенний Змейник связан с засыпанием природы, подготовкой к зиме. Считалось, что змеи проводят зиму в мире Нави, потому осенний праздник змей называют иначе днем свадьбы Велеса с Мореной – владычицей мира Нави и Богиней Зимы.

Сохранились поверья, что на Змейник Осенний змеи выбирают своего царя, перед которым отчитываются о том, как они провели лето.

Обычаи и приметы, связанные со змеями

змейник

Змея считалась животным опасным, но при том волшебным. Потому существует много обычаев и примет, связанных со змеями, и далеко не во всех из них встреча со змеей считается дурным знаком.

Многие славяне считали, что змея, живущая во дворе или под порогом избы,  — к счастью. Такую змею считали воплощением духов предков, защитником дома. Потому её подкармливали молоком и не гнали со двора. Однако, иногда считали, что такая змея бывает невидимой и заметить её может только тот, кого ждет скорая смерть. Так духи предупреждают человека. Потому во многих приметах встреча со змеей считается опасной, вредной для человека.

Считалось, что змея способна наделить человека своей силой. По одним поверьям, змеи знают особые целебные травы и травы, способные сделать человека Ведающим, открыть ему тайны Богов. Есть и поверье о том, что человек, переживший укус змеи, будет здоров и богат.

Читайте также:

Овсень — славянский праздник осени, праздник Бога Авсеня

Праздник Коляды – 21,22 декабря, славянский праздник Молодого Солнца

Славянские праздники и обряды

14 сентября (вересеня, рюеня) отмечается Змейник Осенний — осенний змеиный праздник; один из святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары.

В народном календаре с этим днём связывали начало осенних работ и окончание жатвы.  

Считается, что с этого дня начинается отлёт птиц, медведь ложиться в берлогу, а змеи празднуют свадьбу своего царя, после чего начинают впадать в зимнюю спячку.

В этот же день строго настрого запрещалось ходить в лес, ибо считалось, что активизировались все лешие и лесовики (лесные духи).

Они бесились, бегали по лесу, проверяя всё ли готово к зиме, а потом проваливались под землю, где спали до самой весны (до дня пробуждения Лешего).

После этого дня уже можно было спокойно начинать делать заготовки, собирать осенние грибы и убирать капусту. В течении последующих недель в деревнях проходили капустники или капустинкие вечера. Женщины собирались в домах и рубили собранную капусту. Работа сопровождалась песней: «Вейся ты, вейся капустка».

Во многих местностях в этот день совершался обход посевов, который чаще совершали дети с особыми песнями и закличками. После завершения обхода, хозяйка поля обсыпала детей зерном, подбрасывая его высоко со словами: «Чтобы так же высоко росла пшеница».

Также на этот день приходилось совершение обряда похорон мух, блох и тараканов (схоже с таким же ритуалом во время празднования дня Рода и Рожаниц, который справлялся 8-9 или 11 числа — примерно в то же время, что подтверждает древние корни празднества в эти святодни). Из репы или другого овоща вырезали маленькие гробики, в которые помещали пойманных муж и тараканов, затем гробики выносили из избы и хоронили в огороде.

Обряд похорон совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе; «Ой, таракан наш помер, ой-ой-ой, наш таракашенька, да наш батенька, да наш соколинька, да как мы тебя хороним». Сей обряд сохранился глубокой древности и носил оберегающий характер. Сам ритуал тщательно имитировал основные действия и элементы погребального обряда: обряжение в саван, положение в гроб, оплакивание, отпевание, похоронные действия, погребение и поминки.

Во многих местностях таракана не хоронили, а подвешивали в гробике к ветке дерева. Известно, что подобным образом хоронили умерших многие первобытные народы. Реже подобные обряды проводили летом. Так, для вызывания дождя совершали похороны лягушки. При этом могилу обязательно поливали водой.

День Волха Змеевича открывал цикл осенних праздников. Именно после него начинались приготовления к Святкам — Велесовым дням и Коляде: изготавливались костюмы, маски, звёзды для колядования.

В народе о сём дне так говаривали:

«Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает»,

«Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»,

«На Воздвиженье птица в отлёт двинулась»,

«Двинулись над Русью птиц вереницы»,

«На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся — уходят под Землю»,

«Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю перед зимней спячкой»,

«На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется»,

«На Воздвиженье медведь в берлогу уходит».

Сие празднество называлось тако же и Днём Огненного Волха Змеевича. Огненный Волх — Бог войны у древних славян, страж Ирийского (Райского) сада и муж Богини Лели. Он был рождён от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он являлся потомком Великого Чёрного Змея, владыки тёмных сил, а Мать Сыру Землю всегда связывали с представлениями о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.

Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Чёрного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Симарглу. Молодой Бог обладал не только силой, но и хитростью.

Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный Сокол — молодой богатырь из русских сказок — это и есть прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк — этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки — вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над всем Миром. Но случайно он услышал как поёт в Ирийском (Райском) саду Леля, и заслушался он этой песней, и забыл обо всём на свете. Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную…» И Волх забыл о своём желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к погибели. Он стал тайным любовником Лели.

Но не мог Волх стать «официальным» супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает некий гость, её сёстры: Жива и Марена, истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.

И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы искала она Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она изранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый герой, любовью Лели был превращён в главного его защитника и войну сменил мир…

В этот день тако же закрывается Сварга (Вырий). Землю покидает богиня Жива. Дух предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в тёплые края. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Когда:

2022-09-14T00:00:00+03:00

2022-09-15T00:00:00+03:00

Праздник Змейник осений — Народные Славянские Праздники

✅ 14/09 Змейник осений

14/09 отмечается Змейник осений — змеиный праздник; один из ссвятодней Кологода, посвященый Велесу.

Свадьба Велеса и Мары.

В народном календаре с этим днем связывали начало осенних работ и окончание жатвы.

Считается, что с этого дня начинается отлет птиц, медведь ложиться в берлогу, а змеи празднуют свадьбу своего царя, после чего начинают впадать в зимнюю спячку


Воспользуйтесь поиском по разделу «Славянские Изначальные Праздники»

П.С. Уважаемые читатели сайта Славянской Академии ДУХовного РАзвития !
Пишите, пожалуйста свои отзывы : как и какие знания вы применили, что в итоге изменилось в вашей жизни и жизни Ваших РОДных и близких.
Нам очень важно это знать, чтоб понять нужен ли весь этот труд, который мы делаем, а также для того, чтоб славяне всех стран, не теряли надежду на возрождение славянского корня.
С уважением и заранее с благодарностью, Ведагоръ и Радомира.
Мы благодарны за вашу поддержку!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зловещий праздник бытия смятенный вид родного края
  • Златоустьев огонь праздник
  • Зияткерлік сайыстар сценарий
  • Зияткерлік сайыс сценарий
  • Зияткерлік ойындар сценарий