Знаки календарных праздников

В сокровищнице Предания Православной Церкви особое место занимает эортология – наука, изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников, в этом смысле, представляется наиболее важной,

В сокровищнице Предания Православной Церкви особое место занимает эортология – наука, изучающая различные аспекты православных праздников: библейский, догматический, исторический и прочие. Литургическая сторона праздников, в этом смысле, представляется наиболее важной, поскольку именно в богослужебном времени Церковь преодолевает ограниченность условий человеческого бытия и помогает христианину в приобщении к вечности, являемой в богослужении. Настоящая статья имеет целью изложение структуры праздничной системы Православной Церкви с обозначением ключевых отличий разных видов праздников. Система праздников, сформировавшаяся в литургической традиции, изложена в богослужебных книгах, и в частности, в 47-й главе Типикона, которая посвящена классификации праздников Месяцеслова Православной Церкви. Данная глава Устава, проводя деление праздников по типам и закрепляя за каждым видом праздника определенный знак (графическое изображение), предлагает фундаментальную основу, на которой строится система богослужебных отличий непереходящих праздников годового цикла. Иерусалимский Устав, принятый ныне повсеместно в Православной Церкви, подразделяет все праздники на великие, средние и малые.

Великие праздники в Типиконе обозначаются знаком . К великим праздникам относятся все двунадесятые праздники, а также шесть недвунадесятых, из которых 5 праздников обозначены как великие в Типиконе и 1 стал таковым в новейшее время. Уставные великие праздники суть: Обрезание Господне (1 января ст. ст.), Покров Пресвятой Богородицы (1 октября ст. ст.), апп. Петра и Павла (29 июня ст. ст.), Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня ст. ст.) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.). Также, согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, к группе великих недвунадесятых праздников причислен день святого равноапостольного князя Владимира (15 июля ст. ст.).

Согласно Уставу, на великий праздник совершаются, как правило, следующие службы суточного круга:

  • малая вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, полиелейной утрени и 1-го обычного трипсалмного часа;
  • 3-й и 6-й обычные трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

В православной богослужебной эортологической системе к средним праздникам Месяцеслова относятся бденные и полиелейные праздники, которые обозначаются соответственно как крест полуокружен, и крест един точию.

При знаке бдения в седмичные и субботние дни, по Типикону, совершаются те же службы суточного круга, что и при великих праздниках. Отличия касаются, в основном, двух элементов богослужения. По сравнению с великими праздниками, на утрене перед каноном праздника поется канон Божией Матери, и на литии великой вечерни перед стихирами праздника поется стихира храма.

При знаке полиелея в седмичные дни и в субботу, согласно Уставу, совершаются следующие службы суточного круга:

  • великая вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • малое повечерие;
  • вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
  • полиелейная утреня;
  • 1-й, 3-й, 6-й обычные трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

Главные видимые отличия полиелейного праздника (в отличие от малых праздников) следующие: на вечерне появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии; на утрене исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами), бывает чтение Евангелия.

К малым праздникам Месяцеслова относятся памяти славословных и шестеричных святых, обозначающиеся в Типиконе знаками – три точки несовершенно окружены, красен вид имущие – , и три точки несовершенно окружены, черн вид имущие – . Также в число малых праздников традиционно включают и памяти святых, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака).

В седмичные и субботние дни при малых праздниках Месяцеслова Устав предполагает совершение следующих служб суточного круга:

  • вседневная вечерня, предваряемая 9-м часом;
  • малое повечерие;
  • вседневная полунощница (в субботу – субботняя полунощница);
  • вседневная утреня (при совершении славословной службы – утреня с великим славословием);
  • 1-й, 3-й и 6-й трипсалмные часы;
  • Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.

Существенный признак славословной службы – пение Великого славословия в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается) и праздничное окончание утрени в целом; не столь заметными, но также важными отличиями являются: пение воскресных богородичнов, наличие седальнов по кафизмам, пение рядовой катавасии по каждой песни канона, стихир на хвалитех в конце утрени.

Шестеричные святые от святых без знака отличаются тем, что им положено 6 стихир на «Господи, воззвах…» (святому без знака – 3) и канон на утрене читается на 6 тропарей (святым без знака – на 4).

Рассматривая порядок служб при разных знаках праздников Месяцеслова, следует отметить постепенное возрастание степени торжественности богослужения от малых праздников к великим, что достигается путем совершения более торжественного вида служб, а также через изменение структуры суточного богослужения и введение в состав чинопоследования праздничных элементов.

Так называемая славословная служба, или служба с великим славословием зачастую воспринимается как будничная: не совершается всенощное бдение, вечерня служится вседневная, а на утрене не поется полиелей и не читается Евангелие. Однако можно со всей уверенностью сказать, что такое впечатление является ошибочным. С точки зрения Устава, славословная служба относится к торжественным богослужениям, правда, торжественность ее, говоря языком эмоционального восприятия, не такая «прямолинейная», как у полиелейного богослужения, а скорее более «мягкая» и «прикровенная». Характерной и уникальной чертой славословной службы является ее динамичность, интенсивное нарастание «праздничности»: от вседневной вечерни без входа с кадилом и паримий до торжественного окончания утрени пением великого славословия, как это бывает на всенощном бдении. Достаточно окинуть взглядом праздники, в которые Уставом назначается славословная служба, чтобы удостовериться в том, что Типикон рассматривает данный тип богослужения в качестве важной составляющей литургической структуры годового цикла. Суббота Акафиста и Лазарева суббота, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи и двунадесятых праздников, Собор Богородицы, Понедельник Святаго Духа, Начало Индикта и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня – это неполный перечень славословных служб, без которых церковный год выглядел бы значительно менее ярким и насыщенным.

Обычный для седмичных дней порядок служб суточного круга сохраняется, как можно заметить, и при совершении полиелея. Торжественность богослужению придается за счет совершения более праздничного вида служб: вместо вседневной вечерни совершается великая, вместо вседневной или славословной утрени – полиелейная. После великой вечерни, по мысли Устава, должна быть трапеза, за которой следует малое повечерие – последняя служба перед сном. Первая служба после ночного отдыха – полунощница, далее следуют утреня, часы и Литургия.

Совершение же всенощного бдения вносит значительные изменения в суточный богослужебный круг. Вообще, ночное время в православной аскетике считается наиболее подходящим для молитвы, поэтому-то наш Устав, вобравший в себя многовековую богослужебную традицию православного монашества, почитает самые торжественные дни года совершением в честь них всенощной службы – продолжительного многочасового богослужения в течение ночи. Таким образом, всенощное бдение являет высшую степень праздничности, какая только возможна в православном богослужении.

Поскольку бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и 1-го часа, должно начинаться, согласно предписаниям Устава, «по еже заити солнцу мало», т. е. вскоре после захода солнца (см. Типикон, гл. 2-я), в обычное время вечерней молитвы (после 9-го часа, т. е. по нашему счету времени – около 3–4 часов пополудни) совершается малая вечерня. Таким образом, в составе суточного круга появляется дополнительная служба, призванная восполнить отсутствующую на своем «обычном» месте (т. е. перед закатом солнца) вечерню.

С другой стороны, повечерие и полунощница, которые совершаются в обычные дни между вечерней и утреней, при наличии всенощного бдения опускаются. Связано это с тем, что данные службы, по мысли Устава, выполняют функцию молитв «на сон грядущим» и утренних молитв. Такое значение этих служб подтверждается предписанием нынешней богослужебной традиции, согласно которой в дни Светлой седмицы утреннее и вечернее келейное правило, а также повечерие и полунощница, одинаково заменяются пасхальными часами. В случае, когда совершается бденная служба, ночной отдых не подразумевается, поэтому, с точки зрения уставной логики, совершение повечерия и полунощницы не обязательно.

Систему праздников Месяцеслова и состав служб суточного круга при них можно представить следующим образом в виде сводной таблицы.

Службы и их тексты без знака двух малых святых
Название службы

Бденная

Полиелейная

Славословная

Шестеричная

Без праздничного знака

Праздник

великий

средний

малый

Малая вечерня

+

+

Всенощное бдение

+

+

Тип вечерни

великая

вседневная

Кафизма на вечерне

Блажен муж…

рядовая

Стихиры Минеи на Господи воззвах

на 8

на 6 или на 8

на 6

(Октоиха : 3) Минеи на 3

на 6: св.1 на 3 св.2 на 3

Вход с кадилом

+

+

+

Паримии

+

+

+

Лития и стихиры на литии

+

+

+/-

1-я стихира на литии

праздника

храма (потом праздника)

 
Стихиры на стиховне

Минеи

Октоиха (в Минее может быть песнопение на Славу)

Благословение хлебов

+

+

Заупокойная лития после вечерни

+

+

+

+

Повечерие и полунощница

+

+

+

+

+

Тип утрени

полиелейная

славослов-ная

вседневная

Малые ектении по кафизмах

+

+

+

+

Седальны по кафизмах

Минеи

Октоиха

Полиелей, седален по полиелее, степенна, прокимен, Евангелие, стихира по 50 пс.

+

+

+

Каноны

только праздника

Богородицы на 6 и Минеи на 8

Октоиха : 4; Октоиха : 4; и Минеи : 6

Октоиха : 6; Октоиха : 4; и Минеи : 4

Октоиха : 6 и М : 4, М : 4

Катавасия

рядовая

покрывающий ирмос по 3, 6, 8 и 9 песнях

Светилен

Минеи

Октоиха и Минеи (если есть)

Достойно есть

+

+

+

Всякое дыхание

+

+

+

+

Хвалитные псалмы

поются

читаются; если есть хвалитные стихиры — поются

читаются

Слава, и ныне: Тебе слава подобает

+; если есть хвалитные стихиры

+

+

Стихиры на хвалитех

+

+

+

+

+/-

Славословие

поется (великое)

читается (вседневное)

Стихиры на стиховне

+

+

+

Благо есть
Заупокойная лития после 1 часа

+

+

+

Антифоны на Литургии

Изобразительны

Вседневные или Изобразительны

Апостол и Евангелие святого

+

+

+

+

+

+/-

+/-

Данная таблица, излагающая в краткой схематичной форме систему праздников Месяцеслова, отображает зависимость особенностей богослужения от типа праздника и обозначает литургические закономерности, которые, во многом, формируют удивительное многообразие богослужебного строя Православной Церкви.

По словам выдающегося литургиста XX века святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, «чтобы научиться понимать смысл уставных предписаний, надо тщательно вникать в Церковный Устав, надо внимательно читать и изучать Типикон, изучать Устав на практике, изучать историю богослужения. Но и этого мало: надо заставить себя, приучить себя по возможности точно до мелочей исполнять Устав. Надо полюбить его. Тогда откроется смысл многого непонятного». Надеемся, что данная статья будет способствовать более вдумчивому изучению Богослужебного Устава и поможет более глубоко и осознанно воспринимать богослужение Православной Церкви.

Священник Сергий Ванюков

Справочная таблица для регента: состав службы на любой день периода пения Октоиха

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Содержание

  • Примеры праздничной символики, используемой за рубежом
  • Символы главных российских праздников
    • Новый год (1 января)
    • Рождество Христово (7 января)
    • Старый Новый год (ночь с 13 на 14 января)
    • Крещение Господне или Богоявление (19 января)
    • Татьянин День (25 января)
    • День святого Валентина (14 февраля)
    • День защитника Отечества (23 февраля)
    • Международный женский день (8 марта)
    • Пасха
    • Праздник Весны и Труда (1 мая)
    • День Победы (9 мая)
    • Ивана Купала (ночь с 6 на 7 июня)
    • День России (12 июня)
    • День народного единства (4 ноября)
    • День Матери (последнее воскресенье ноября)

Праздничная символика – обязательный атрибут практически любого празднества. А в списке российских памятных дат, профессиональных и прочих торжественных событий около 400 пунктов. Правда, не многие из них представляют собой праздники в прямом смысле слова, а государственных выходных и того меньше, но каждый может стать поводом для использования в одежде его символов. А нанесут для вас такие символические изображения на наклейки и нашивки специалисты компании ИванычЪ GROUP.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Удобство использования нашивок и наклеек, на которые нанесены символы народных праздников, в том, что они легко крепятся на одежду и снимаются с нее, причем, следов после их использования не остается

Официально установленные праздничные дни в любом государстве – это всегда дополнительная возможность для каждого человека ощутить единство с соотечественниками, почувствовать гордость за страну и просто хорошенько повеселиться. Поэтому их отмечают:

  • В сопровождении музыки.
  • С организацией всевозможных представлений и прочих мероприятий.
  • С использованием символики, которая олицетворяет дух праздника.

В Словаре гуманитарных наук говорится, что для определенной общности людей праздник является ценным постольку, поскольку для них имеют ценность символы, используемые при его праздновании

Примеры праздничной символики, используемой за рубежом

Традиция, при которой символика праздника используется в одежде или ее декоре, широко распространена во всем мире. В качестве иностранных примеров применения праздничных символов можно назвать:

  • Сине-красные шляпы, галстуки, носки, прочие предметы гардероба и значки со звездами и полосами. Их принято надевать на День Независимости в США.
  • Ландыш, как символ 1 мая во Франции. В этот день французы дарят друг другу букетики этих цветов, украшают их изображением свою одежду.
  • Красный мак в качестве символа поминовения. Вещи с самим цветком или его изображением надевают на День американских ветеранов.
  • Одежда зеленого цвета, украшенная нашивками или наклейками с принтом в виде трехлистного клевера. Так выглядят ирландцы на День Святого Патрика.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

В разных странах используется своя праздничная символика, но вот, например, символы православных праздников — общие для всех исповедующих это течение в христианстве

По словам немецкого философа и культуролога Э. Кассирера, только человек является символическим животным, т.к. он использует в своей жизни знаки. А праздник – это определенная знаковая система

Символы главных российских праздников

Россияне тоже всегда стремятся использовать общепринятые атрибуты, отмечая определенный праздник, символы России иногда похожи на общемировые, но есть и некоторые различия. Предлагаем рассмотреть символику самых любимых наших празднеств. А украсить ею свою одежду или декорировать интерьер жилья вы сможете, используя вышивку, нашивки и наклейки от ИванычЪ GROUP.

Новый год (1 января)

Это один из самых любимых праздников россиян. К его символике относятся:

  • Елка со звездой на верхушке.
  • Дед Мороз и Снегурочка.
  • Свечи.
  • Мандарины.
  • Зодиакальное животное двенадцатилетнего китайского лунного цикла.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Встречая со своей семьей каждый Новый год, символы праздника мы приносим в свой дом, украшаем ими праздничный стол, наносим их изображения на свою одежду и домашний текстиль

Рождество Христово (7 января)

Главной отличительной чертой этого дня является то, что он наполнен взаимной любовью людей. Это и есть исполнением заповеди Спасителя. Все православные России отмечают Рождество, символы праздника – это:

  • Вертеп с яслями, в которые положили младенца Христа.
  • Рождественский венок из еловых веток.
  • Вифлеемская звезда, которая, появившись «на востоке», привела волхвов к пещере, где родился Иисус.

Чтобы украсить этими символическими изображениями скатерти, салфетки и прочий текстиль, можно воспользоваться услугой нанесения на ткань, которую предоставляет наша компания.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Рождественские звезды и венки всегда есть в продаже, а имитацию вертепа вполне можно создать собственными руками

Старый Новый год (ночь с 13 на 14 января)

Это народный праздник, который является историческим феноменом, возникшим из-за смены летоисчисления. В этот день чествуют также Святого Василия. Его символами являются:

  • Зерна пшеницы, овса и прочих злаков, которые рассыпают по полу, а хозяйки потом собирают их и хранят до посева.
  • Гадания, считающиеся самыми сбывающимися в ночь на 14 января.
  • Свиная голова, т.к. Св. Василий является покровителем свиноводов и свиных продуктов.

Крещение Господне или Богоявление (19 января)

Являясь одним из 12-ти главных древнейших церковных празднеств, Крещение – праздник семьи, т.к. его принято отмечать за праздничным столом с самыми близкими людьми. Вода, которая в праздничную ночь становится чудодейственной, вполне может восприниматься как символ семьи. Ее освящают в церкви, чтобы умыться ею и выпить по глотку с родными, освятить углы жилья.

Также символично для Крещения:

  • Крестообразная прорубь – иордань, в которую окунаются православные.
  • Белые голуби, служащие символом Святого Духа и выпускаемые в небо после проведения богослужения.
  • Обрядовое печенье в виде двух полосок теста, образующих крестик, и называемое крестцами.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Если кресцы легко испечет каждая хозяйка, то принт в виде иордани и голубей нанесут на вашу праздничную скатерть или одежду специалисты нашей компании

Татьянин День (25 января)

Церковь в этот день почитает Св. Татиану Римскую, принявшую муки за веру. А студенты отмечают 25 января свой праздник. Издревле все хозяйки стряпней отмечали Татьянин день, символ праздника — каравай в форме солнца, разламывали еще теплым и раздавали всем членам семейства. Предполагалось, что в этом случае Солнце даст каждому немного своего тепла.

День святого Валентина (14 февраля)

Сегодня он стал одним из самых любимых торжеств, хотя и появился в нашем календаре только с начала 90-х годов 20 века. Практически единственный символ праздника Святого Валентина — алое сердце. Но используют его очень широко, нанося на:

  • Коробки конфет и прочих подарков.
  • Шарики.
  • Обертку букетов.
  • Открытки.
  • Парные футболки и толстовки и т.д.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Использовать одежду с символом Валентинова дня влюбленные очень любят в качестве оригинальных подарков и личной «фишки» их пары на вечеринках

День защитника Отечества (23 февраля)

Отмечается он как день воинской славы России, в который чествуют настоящих мужчин-защитников. Если вы хотите соответствующим образом оформить вашу одежду или другие вещи к 23 февраля, символы праздника — это:

  • Георгиевская лента, т.к. Св. Георгий Победоносец считается покровителем русских воинов.
  • Пятиконечная звезда, которая всегда ассоциируется с армией.
  • Камуфляжная расцветка и цвета российского флага.
  • Герб.
  • Изображения военного вооружения.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Нашивки, наклейки, пазлы, магнитики и любая одежда с такими изображениями будут отличным подарком к этому дню

Международный женский день (8 марта)

Он потерял сегодня свою политическую окраску и воспринимается как день весны, нежности и внимания к женщинам. Символичными для данного праздника являются первые весенние цветы. Чаще всего это:

  • Мимоза, как главный символ праздника 8 марта в СССР.
  • Тюльпан, представляющий собой символ любви и счастья.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Любимым женщинам можно преподнести букеты этих милых цветов или декорировать их изображениями подарочные упаковки

Пасха

Светлый день Христова воскресения, главный христианский праздник – Пасха, символы праздника, которые хорошо всем известны, это:

  • Крашеные яйца, символизирующие гроб и воскресение. Яйцо – это то, из чего рождается новая жизнь. А красный цвет напоминает о крови распятого Христа.
  • Ягненок (барашек), представляющий агнца-искупителя. Иоанн Креститель называл Христа Агнец Божий.
  • Желтые цыплята, как символ продолжения жизни.
  • Зайчики, которые по немецкой традиции приносят гнездо с яйцами.

Выполнив печать на ткани салфеток и полотенец, нанеся изображения этой символики на кружки, можно стать владельцем самых лучших сувениров к этому дню.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Символы Пасхи не только несут в себе определенный смысл, но и являются очень симпатичными, что делает их популярными в качестве идей модных принтов, нашивок или наклеек

Если вам интересна символика других церковных праздников, то, например:

  • На Троицу символом является зелень, которой украшают жилища и дворы.
  • На Масленицу – золотистые и горячие блины, символизирующие солнце.

Праздник Весны и Труда (1 мая)

Он воспринимается как день весеннего пробуждения природы, как торжество, которое сплачивает всех россиян. Его атрибутами являются цветы, а также флажки, шары и лозунги, на которые может быть нанесен символ праздника 1 мая:

  • Ветка цветущего дерева.
  • Звезда.
  • Гвоздика.
  • Голубь.
  • Серп и молот.
  • Слова «мир, труд, май».

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Раньше так выглядели поздравительные открытки, которые посылали родным и близким. А сегодня такими наклейками или нашивками можно декорировать одежду

День Победы (9 мая)

Это славная дата победы в Великой Отечественной войне, особый день в истории государства. Любой символ праздника Победы может использоваться для оформления помещений и украшения одежды людей, его отмечающих. А к символике победы и памяти относятся:

  • Георгиевская лента.
  • Звезда.
  • Лавровый венок или ветвь.
  • Изображение солдата-победителя.
  • Цветы гвоздики и мака.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Вы хотите пойти на парад или принять участи в чествовании ветеранов? Сделайте вашу одежду более торжественной, украсив ее такой символикой

Ивана Купала (ночь с 6 на 7 июня)

Этот праздник, в который очень сильно ощущается единение человека с природой, пришел к нам от древних славян. Его традиции и символика столь же давние. Главный символ праздника Ивана Купала — огненное колесо, скатывающееся с пригорка в воду. Символичными являются также:

  • Венки из живых цветов и трав.
  • Костер около водоема.
  • Цветок папоротника.

День России (12 июня)

Этот праздник один из самых «новых» в нашей стране. Он ознаменовал собой день, когда была принята Декларация о суверенитете России. Выбирая символ праздника «День России», можно использовать:

  • Государственный герб.
  • Государственный флаг.

Праздничная символика в нашивках и наклейках от ИванычЪ GROUP

Используя такие нашивки на праздничной одежде, вы продемонстрируете свою любовь к родной стране и уважение к ее дню рождения

День народного единства (4 ноября)

Это самый молодой праздник государства РФ. Исторически он связан с личностями К. Минина и Д. Пожарского, которые сформировали народное ополчение и смогли прекратить смуту в XVII веке. Главный символ праздника «День единства» — икона Казанской Божьей Матери, со списком которой Нижегородское земское ополчение изгнало поляков из Москвы. Кроме этого, символичными являются:

  • Стяги всех 85 субъектов РФ. Заказать их можно у нас, воспользовавшись услугой печать на флагах.
  • Колокольчики разных размеров. Они символизируют нашу память о том, что народ на оборону Москвы в то смутное время собирался колокольным звоном.

День Матери (последнее воскресенье ноября)

День матери – праздник международный, но, в отличие от 8 марта, предназначен он не всем женщинам, а тем, у кого есть или ожидаются дети. Его символическим атрибутом являются цветы. Но в разных странах они разные. В США – это гвоздики, в России символ праздника матери – незабудки. Связан этот выбор с легендой о том, что незабудки обладают чудодейственной способностью возвращать память тем, кто забыл своих родных и близких.

К какому бы из перечисленных или прочих праздников вы не готовились, заказывайте у ИванычЪ GROUP вышивку, наклейки и нашивки с их символикой. Это сделает подготовку к торжеству более интересной, а вашу экипировку – максимально подходящей каждому из многочисленных праздничных поводов.

Схема взаимодействия с Нами:

Звоните нам8 (499) 647-90-53

Наш менеджер связывается с Вами в течение 10-15 минут

Озвучиваете интересующий Вас вопрос или задачу

Мы производим расчет по стоимости и срокам

Затем оплачиваете заказ удобным способом и ожидаете поставку

Далее мы запускаем заказ в производство и по готовности доставляем его Вам

5 основных причин сделать заказ именно у нас

Печать под ключ

Разработка макета, доставка

Высокое качество

Материалов, печати

Оперативность

Изготовление за день

Эксклюзивность

Необычные виды печати

Отменный сервис

Консультации, онлайн заказ

символы, используемые в правосл. богослужебных книгах (в первую очередь в Типиконе) для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого. В совр. рус. изданиях используются следующие З. п. м.: , , , (2 последних знака могут быть написаны в любую сторону открытой частью к тексту), отсутствие знака также интерпретируется как знак и обозначается словами «без знака».

Начало формирования типовых уставов служб в зависимости от статуса рядовой памяти относится уже к доиконоборческой эпохе. Величайшие христ. праздники (см. статьи Господские праздники, Богородичные праздники, Двунадесятые праздники) очень рано получили собственный устав; постепенно и др. памяти церковного года были классифицированы соответствующим образом. Так, в иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в арм. и груз. переводах, со степенью торжественности праздников и памятей святых прямо связано наличие или отсутствие дополнительных прокимнов, чтений, тропарей на вечерне, утрене и литургии. То же наблюдается и в к-польском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. В послеиконоборческом визант. монастырском богослужении, отраженном в различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов (в т. ч. в принятых ныне в правосл. Церкви), система праздников еще сложнее, что связано с гимнографическими богослужебными книгами (Минеей, Октоихом, Триодью), содержащими песнопения на каждый день седмичного и годового богослужебных кругов. Эти книги начали складываться ок. VII-VIII вв., вполне сформировались к XI в.

В первую очередь на установление системы степеней торжественности церковных памятей повлияло развитие Минеи, в к-рой к XI в. уже присутствовал полный комплект песнопений для каждого дня года. Обилие песнопений для каждого дня года позволяло регулировать уровень торжественности с помощью установления определенных норм в отношении количества песнопений в честь праздника или во имя святого. В том или ином виде указания о таких нормах присутствуют во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в целом в различных уставах эти указания схожи, т. к. уровень торжественности везде определяется количеством песнопений в честь праздника или во имя святого по отношению к рядовым песнопениям Октоиха (или Триоди, а в периоды пред- и попразднств — праздника), а также включением в состав службы тех или иных элементов воскресного богослужения. Тем не менее конкретные признаки торжественности и количество песнопений для различных типов праздников, а также терминология, касающаяся уровня праздников, в разных редакциях уставов нередко не совпадают.

Наличие в церковном календаре множества памятей различных категорий с однородным уставом в рамках одной категории и привело к практике обозначать типовые категории празднований с помощью З. п. м. Первое свидетельство такой практики приводит в кон. XI в. прп. Никон Черногорец. Он описывает систему из 3 чинов праздников — великих, средних и малых (см.: Пандекты. Слово 57. Почаев, 1795. Л. 489 об.; Тактикон. Слово 1. Почаев, 1795. Л. 17). Термин «великие» он связывает с теми днями, которые впосл. получили название двунадесятые праздники, а также с памятью апостолов Петра и Павла и 2 памятями св. Иоанна Крестителя — Рождеством Иоанна Предтечи и Усекновением главы Иоанна Предтечи (по выражению Тактикона, они имеют «собрания людей», чтения на вечерне, «Всякое дыхание» и Евангелие на утрене, «по чину Владычних (т. е. Господских.- А. Л.) праздников»). Об остальных праздниках прп. Никон пишет: «Среднему же чину и малому учимы есмы от Типика Студиискаго и Святыя горы, како тамо различия имать». С 3 чинами праздников, во-первых, связан устав о поклонах и о пощении (изложенный в тех же главах) и, во-вторых, это касается богослужебных особенностей. Для наглядности в этих же книгах приводится и система из 3 знаков, впосл. получившая значительное распространение в слав. рукописях: великим праздникам соответствует знак , средним — , малым — . Глава о 3 чинах праздников входит в различные редакции Иерусалимского устава, включая печатные дониконовские издания (М., 1610. Гл. 57; М., 1633. Гл. 44; М., 1641. Гл. 60). В отредактированном послениконовском издании 1682 г. эта глава была полностью переработана (гл. 47) и в таком виде помещена в издании 1695 г. и затем во всех последующих, включая опубликованные ныне. 47-я гл. рус. Типикона является основным документом, регулирующим употребление З. п. м. в совр. рус. богослужебной практике.

З. п. м. в редакции Никона Черногорца встречаются в слав. рукописях с XIV в., но регулярно употребляться они начали лишь в XVI в., в основном в месяцеслове, т. е. в разделе о неподвижных памятях годового круга, помещаемом как в Типиконах (где месяцеслов содержит полный устав службы на каждый день), так и в Часословах и Следованных Псалтирях (где в месяцеслове обычно приводятся только заглавия памятей и их тропари и кондаки). В др. книгах З. п. м. появляются лишь эпизодически. Так, в Минее месячной или Праздничной (в Трефологии) при праздничных службах можно видеть знак , имеющий скорее декоративный характер (см., напр., изд.: Трефологий. М., 1674. Л. 139, 201 и др.), иногда нек-рые из З. п. м. встречаются в Стихираре месячном. Вне месяцеслова З. п. м. могли также помещаться и в триодном разделе Типикона (в воскресные и праздничные дни), но это было характерно лишь для дониконовских печатных изданий Типикона. В совр. изданиях богослужебных книг З. п. м. употребляются только в месяцеслове; т. о., в совр. рус. практике говорить о статусах памятей в рамках терминологии З. п. м. можно лишь применительно к памятям, содержащимся в Минее, но не в Триоди (и тем более не в Октоихе).

Начертание и набор З. п. м. в рукописях несколько варьируются — напр., знак может изображаться как с полукругом, так и без него. Так, в Святцах РГБ. Троиц. № 364, сер. XVI в., употребляется 3 знака — , и , а знак не употребляется вовсе.

Из-за того что в действительности последования служб имеют много небольших особенностей, к-рые не могут быть переданы системой из 3-5 знаков, в XVI в. на Руси получили распространение т. н. окозрительные уставы. Идея их создания приписывалась свт. Геннадию Новгородскому, к-рый разработал систему из сложных З. п. м., представлявших собой комбинации из десятков графем. В печатные книги эта система не была включена, возможно из-за полиграфических сложностей (или из-за недостаточной распространенности), и после XVII в. не употреблялась. В кон. XIX в. появилась новая система окозрительных З. п. м., фиксируемая в «Ключе к церковному уставу» Н. С. Сырникова и др. единоверческих и старообрядческих изданиях и рукописях.

Современная русская система З. п. м.

Начиная с первопечатного московского Типикона 1610 г., употребляемые в рус. традиции З. п. м. включают знак великих праздников , знаки средних праздников и , знаки малых праздников и и «без знака» (службы с «Аллилуия», также не имеющие знака, не относятся к малым праздникам). В этом виде система З. п. м. ориентирована в первую очередь на богослужебные особенности каждого типа праздников, а не на устав о поклонах и о пощении.

К великим праздникам со знаком относятся неподвижные двунадесятые праздники, праздники Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), Рождества (24 июня) и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.), памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), свт. Василия Великого и праздник Обрезания Господня (1 янв.). Главной особенностью богослужения в эти дни является совершение всенощного бдения, во время к-рого вся гимнография посвящена празднику. В рамках этого чина соединяются Господские праздники, имеющие богослужебные особенности и при совпадении с воскресеньем вытесняющие воскресное последование Октоиха; Богородичные праздники, при совпадении с воскресеньем соединяющие свои последования с воскресной службой Октоиха; праздники во имя святых. Внутри каждой группы можно также отметить различия между праздниками.

В дни средних праздников со знаком , к к-рым относятся в первую очередь дни памяти наиболее почитаемых святых — ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Мирликийского и др.,- также совершается всенощное бдение. Служба подобна богослужению в дни памяти святых, отмеченные знаком , но на утрене канон святому предваряется особым или общим каноном Пресв. Богородице. Тропари в каноне утрени поются на 14 (6 тропарей (считая ирмос) Пресв. Богородице и 8 святому), стихиры на вечерне на «Господи, воззвах» — на 8. Рядовая (но не воскресная) служба Октоиха опускается.

Средние праздники со знаком , к которым относятся празднования в честь чтимых икон Божией Матери и памяти почитаемых святых, всенощного бдения не имеют — вечерня и утреня совершаются в свое время (на практике они могут соединяться, но не так, как при совершении бдения), при этом и вечерня и утреня служатся по праздничному чину (т. е. вечерня является великой и включает вход и паремии, утреня имеет полиелей, чтение Евангелия и праздничное окончание с пением великого славословия). Поскольку бдение в такие праздники не совершается, в эти дни не отменяются повечерие и полунощница. В Типиконе встречается обозначение таких праздников фразой «святой имеяй полиелей», в обиходе их нередко называют «полиелейные». На вечерне на «Господи, воззвах» стихиры обычно поются на 8, иногда на 6 (на 6 стихиры в полиелейные праздники, как правило, назначались в более старых редакциях иерусалимских Типиконов, что осталось в совр. редакции в нек-рые дни — 28 сент., 11 янв., 24 февр., 25 мая); канон на утрене — как при знаке . Иногда Типикон назначает в праздники со знаком совершение литии со стихирами святому, хотя она не является обязательной для этого типа праздников (в совр. рус. практике в большинстве случаев опускается). Рядовая (но не воскресная) служба Октоиха (кроме канона на повечерии) опускается.

Среди малых праздников, отмеченных знаком , или славословных, можно выделить по крайней мере 2 типа богослужений. Основным признаком всех памятей с этим знаком является праздничное окончание утрени (с пением великого славословия; утреня с таким окончанием имеет и др. небольшие отличия от вседневной); вечерня же может быть как великой (при славословных службах вечером в дни Рождества Христова и Крещения Господня, под 13 сент. и др., т. е. при Господских службах со славословием), так и вседневной (при славословных службах в честь святых). Песнопения Октоиха в службе могут как сохраняться (напр., 23 сент., 9 дек.), так и отменяться (напр., 2 июля, 31 авг.). Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 6, в число тропарей канона также включается 6 тропарей празднику. Среди славословных служб по рус. Типикону — множество памятей рус. святых, канонизированных в XVI-XVII вв. Это связано с тем, что рус. церковные власти того времени хотели выделить рус. святых, но при этом не могли назначить всем им полиелейные службы; службы рус. святым, канонизированным после XVII в., как правило, сразу получали полиелейный знак.

В отличие от богослужений в дни праздников, отмеченных знаком , богослужение малых праздников со знаком (к-рый отличается от предыдущего лишь цветом) можно со всем основанием назвать вседневным, а не праздничным (см. ст. Будничное богослужение). Ни одна из служб суточного круга в эти дни не имеет к.-л. праздничных особенностей (не считая пения на утрене «Бог Господь»). Святых, дни памяти к-рых имеют этот знак, обычно называют «поемые на 6» или «шестеричные», т. к. стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 6 (стихиры Октоиха на «Господи, воззвах» отменяются), а среди тропарей канона также присутствует 6 тропарей святому — это и является главным признаком праздников со знаком . К особенностям шестеричной службы можно также отнести наличие ряда песнопений — славников на «Господи, воззвах» и на стиховне, кондака с икосом, светильна; минимальный гимнографический комплект не имеет этих песнопений.

В дониконовских изданиях Типикона знак может отмечать дни предпразднства (7 сент., 1 февр., 24 марта, 5 и 14 авг.), хотя служба святым этих дней не всегда соответствует такому знаку (может отсутствовать тропарь — 5 и 14 авг., стихиры на «Слава» — 7 сент.; 24 марта поется только последование предпразднства, а последование святому вообще отсутствует). Т. о., в этих случаях знак относился именно к службе предпразднства. В совр. изданиях предпразднства знака не имеют.

Богослужение малых праздников «без знака» отличается от шестеричного лишь меньшим объемом песнопений Минеи по отношению к песнопениям Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры Октоиха и 3 святого, канон на утрене состоит из 10 тропарей Октоиха (включая ирмос) и лишь 4 тропарей святому (по этой причине ряд уставщиков обозначают службу малого праздника «без знака» как четверичную; в дониконовской практике существовал и термин «осмерик» — для памятей святых со знаками и ). Дополнительные песнопения Минеи, всегда имеющиеся у шестеричных памятей, у памятей «без знака» могут как присутствовать, так и отсутствовать. При этом служба «без знака» с «Бог Господь» противопоставлена постовой службе с «Аллилуия» (в старых редакциях Иерусалимского устава, напротив, можно видеть, что отсутствие праздничного знака обычно предполагает отсутствие тропаря святому и, следов., службу с «Аллилуия» на утрене). Служба в честь двух малых святых может обозначаться и как шестеричная, и как служба «без знака».

В греческих богослужебных книгах

З. п. м., как правило, не употребляются (лишь в нек-рых изданиях встречаются отличные от рус. системы знаки, основанные на крестах разной формы). В греч. пособиях по уставу различаются в целом те же уровни праздничности, к-рые предполагает и рус. система З. п. м.: «святой с бдением», «празднуемый на 8», «празднуемый на 6» (или святой «со славником»), непразднуемый святой (см.: Ρήϒας Γ. Τυπικόν. Θεσσαλονίκη, 1994. Σ. 50-51).

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1.

Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона)

Месяцеслов – это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые».

Великие праздники имеют знак «крест окружен», т.е. в Типиконе напротив дня, в который празднуется великий праздник, на полях стоит знак Великие праздники в Типиконе и изображается он красным цветом. Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые и, кроме того, Обрезание Господне, Покров, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также память свв. апостолов Петра и Павла. Далее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни этих праздников – в эти праздники совершается бдение. Перечислим службы дневного круга, которые будут совершаться в этот день: девятый час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый час, примыкающий к утрени, и часы третий и шестой.

Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом – это бдение, служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну службу. Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром – полунощницу с полиелейной утреней.

Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака.

Великие праздники в Типиконе Крест с полукружием (красного цвета) – этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке Великие праздники в Типиконе. Отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери.

Великие праздники в ТипиконеЗнак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения.

Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы.

Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так:

Великие праздники в ТипиконеПри красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.

Великие праздники в ТипиконеПри черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке Великие праздники в Типиконе.

Вечерни бывают великие, малые и будничные.

Малая совершается при двух знаках: Великие праздники в Типиконе Великие праздники в Типиконе

Великая совершается при трех знаках: Великие праздники в Типиконе Великие праздники в Типиконе Великие праздники в Типиконе

Будничная вечерня совершается при знаках: Великие праздники в Типиконе Великие праздники в Типиконе а также службе без знака

Утрени бывают: полиелейная – служится при Великие праздники в Типиконе Великие праздники в Типиконе Великие праздники в Типиконе

Утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке Великие праздники в Типиконе

Будничная утреня – при знаке Великие праздники в Типиконеи службе без знака.

Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: Великие праздники в Типиконеи Великие праздники в Типиконе– бденная служба или служба с бдением; Великие праздники в Типиконе– полиелейная служба; Великие праздники в Типиконе– служба с великим славословием или служба с праздничным окончанием; Великие праздники в Типиконе– шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона).

Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя).

Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало…»

Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т .е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандаловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.

«И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы.

Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.

На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом. Другое название этого псалма – «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читать предстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено.

Первой ектеньей всякой службы является великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.

Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.

Вечерние (или воззвашные) псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т.д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.

Свете тихий – по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни.

«Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит».

Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается – Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом». Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь – Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» – т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси… пет быти гласы преподобными» – Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» – Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.

«Прокимен дне» – для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе).

Сподоби, Господи – по Уставу дан выбор, его может читать предстоятель, а может чтец. Это очень важная вечерняя молитва, ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени. Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, чтобы Он помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная темы переплетаются: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам… Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь…». По Уставу эта молитва должна читаться, но читаться очень важным лицом. Устав на протяжении всей службы выделяет определенные тексты, – тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.

«Стихиры на стиховне» – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени.

Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи.

После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: «Должно есть и сие ведати: по отпущении… не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне». Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать.

Утреня имеет своего рода заставку, которая называется «двупсалмие». Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.

Шестопсалмие по Уставу назначено читать предстоятелю, и оно имеет такой подробный комментарий в Типиконе, какого не имеют другие части утрени. Про шестопсалмие сказано, что его надо читать «тихим гласом и легким, косно (т.е. медленно) и во услышание всех». Про шестопсалмие сказаны и другие важные для нас слова: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (т.е. особенно внимательно стараться слушать): покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». Редкая часть в службе имеет подобный комментарий в Типиконе.

Бог Господь со стихами по Уставу должен возглашать не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по Уставу возглашает канонарх.

На будничной утрени читаются две или три кафизмы, какие и сколько кафизм в каждый конкретный день, можно узнать из 17-й главы Типикона. После каждой кафизмы читаются (а по Уставу должны петься) седальны из Октоиха.

Пс. 50-й – неизменяемая и неотъемлемая часть утрени.

На будничной утрени читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю. По Уставу в каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется только первого канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических единиц; однако на практике каноны сильно сокращаются. Тропари канона должны припеваться (заметим, что Типикон знает только пение канона и никогда не говорит о чтении) к стихам библейских песен. Сейчас почти повсеместно библейские песни употребляются лишь Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному, Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и 9-я не только открываются, но и закрываются ирмосами; они берутся из канона Минеи. Малые ектеньи, которые возглашаются по 3-й, 6-й и 9-й песням: делят канон на три части.

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен.

Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры.

Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель.

С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни.

Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени,

По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

  • Богослужение седмичных дней
  • Богослужебные тексты
  • Богослужебное время
  • Этапы истории богослужебного устава
  • О покаянии пред Богом

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Знак праздника дня народного единства
  • Знак праздника дня знаний
  • Знак праздника 9 мая день победы
  • Знак праздника 5 октября международный день учителя
  • Знак праздника 23 февраля день защитника отечества