Знаменитые земляки сценарий

Скачать Классный час "Мои замечательные земляки"


Классный час «Мои замечательные земляки»

1

Классный час

Тема: «Мои замечательные земляки»

Цели: воспитание чувства любви к историческому прошлому; воспитание

чувства гордости за героическое прошлое; развитие уважительного

отношения к старшему поколению; эмоциональное стимулирование

патриотических чувств; формирование представлений о воинском

долге и верности Отечеству.

Оборудование: ПК, презентация

Ход мероприятия:

Учитель: Великий русский ученый Михайло Ломоносов сказал: «Народ ,не

знающий своего прошлого, не имеет будущего». Знать прошлое означает

знать историю своего государства и своей малой Родины. Но историю

делают люди. Люди , умеющие горячо любить свою землю, готовые

облагоражитать ее своим каждодневным добросовестным трудом, готовые

отдать за нее жизнь.

Чтобы познакомиться с ними , не обязательно преодолевать сотни и тысячи

километров дорог. Достаточно оглядеться вокруг и проявить интерес к тем,

кто живет рядом с тобой в одном городе и в одном селе; к тем , кто ходит с

тобой по одним улицам, к тем, кого мы называем простым и емким словом

«земляки».

Толковый словарь русского языка любого автора дает одинаковые трактовки

этого слова . Землякэто уроженец одной местности с кем –нибудь.

Наш разговор сегодня именно о тех земляках, чье мужество и героизм

остались в истории.

Они в истории оставили свой след,

Служа религии , народу и Отчизне,

Успехи их и слава их побед

Сопровождают нас на протяжении жизни.

И продолжая жизненный свой путь,

Совсем не знают , что они святые,

Но если обернуться и взглянуть

2

Дела их несомненно таковые.

И тем интереснее наша беседа, что у каждого из нас, собравшихся здесь, своя

малая Родина, а значит и свои герои.

В мировой истории есть события ,память о которых неподвластна времени. В

ряду таких событий особое место отводится Великой Отечественной войне.

Учащийся 1:В период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на

фронтах против фашистской Германии и ее сообщников плечом к плечу

вместе с другими братскими народами Советского Союза героически

сражались более 180 тыс. сыновей и дочерей Дагестана. Почти половина из

них не вернулась домой, многие из оставшихся в живых вернулись ранеными

и покалеченными. Я хочу рассказать первых днях войны, о вероломном

нападении гитлеровской Германии и героической обороне Брестской

крепости, среди защитников которой были и дагестанцы.Бойцы Брестской

крепости первыми на рассвете 22 июня 1941 года вступили в бой с

фашистскими войсками.

В гарнизоне насмерть стояли ее защитники: представители более 30

национальностей СССР. В их числе – несколько дагестанцев: Даниял

Абдуллаев, уроженец Чародинского района, Аслан Сурхайханов, уроженец

аула Кумух Лакского района, Хасан Салгереев из Хасавюрта, в первый же

день войны погибший в крепости, МаксудГерей Шихалиев из Хасавюрта,

сражавшийся в крепости с превосходящими силами фашистов храбро и

самоотверженно.

В книге «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945.

Краткая история», выпущенной военным издательством г. Москвы в 1984 г.,

среди активных защитников Брестской крепости упомянуто имя

моегоземляка старшего сержанта Данияла Абдуллаева, уроженца

Чародинского района. К началу войны он окончил полковую школу и был

командиром отделения. В первый же день войны воинам его отделения

пришлось принять участие в боях за Холмские ворота Брестской крепости. В

рукопашной схватке бойцы заставили фашистов отступить к реке Буг. Позже,

когда фашистам удалось занять Белые ворота, Абдуллаев со своим другом

Сосо Нуридджаняном и другими оставшимися в живых бойцами

присоединились к защитникам центральных казарм крепости. Но ряды

защитников крепости с каждым днем редели. Даниял понял, что оставаться в

укрытии уже невозможно, и положив свою фуражку на груду кирпичей, ушел

в нижние казарменные подвалы. Спускаясь, он слышал, как немцы

расстреливали его фуражку. А тем временем Абдуллаев пробрался к

защитникам цитадели, обороной которой руководил комиссар полка Ефим

Фомин. Здесь Даниял пробыл до 3 июля, т.е. до того, пока был тяжело ранен,

мужественно сражаясь с врагом.

3

… На усталых, измотанных беспрерывными боями людей, двинулись

немецкие танки, за ними автоматчики. Со связками гранат несколько бойцов,

среди которых был и Даниял, поднялись на второй этаж и заняли здесь

оборону. Танки врага все приближались. Но защитники крепости научились

отбиваться от них. Они подпускали танки поближе, а затем забрасывали их

гранатами. Так случилось и на этот раз. Но, уничтожив вражеский танк,

Даниял почувствовал боль в левом предплечье и тут же потерял сознание.

Пришел он в себя 4 июля в фашистском плену. Но, попав в плен,

Д.Абдуллаев не прекратил борьбу против ненавистных фашистов. В лагере

для военнопленных в Белой Подляске, что в Польше, он вступил в члены

подпольного комитета, организовал побег, который окончился неудачно.

Однако это не обескуражило его. Все же он бежал из лагеря, уже будучи во

Франции и активно участвовал в борьбе французских антифашистов.

Именно стойкость рождает победу. Брест – это символ войны и Победы.

Защитники Брестской крепости своей стойкостью и доблестью заслужили

вечную Славу, и я восхищаюсь их мужеством и героизмом.

Учащийся 2:

Ханпаша Нурадилов родился 6 июля 1924 года . В октябре 1940 года

Нурадилова призвали в Красную Армию. Он так хотел служить, что в анкете

для военкомата приписал себе еще два года. В армии Ханпаша сразу же

попросился в кавалерию – с детства бредил фильмом «Чапаев». Его взяли

ездовым на тачанку в 34й кавалерийский полк. На фронте Нурадилов

оказался в первые же дни Великой Отечественной. Вскоре получил свою

первую награду – медаль «За отвагу»: под огнем перевозил раненых с одного

берега реки на другой. Затем его назначили командиром пулеметного расчета

в 17м гвардейском кавалерийском полку 5й гвардейской кавалерийской

дивизии.

В декабре 1941 года подразделение Нурадилова получило приказ держать

оборону в селе Захаровка под Донецком. 6 декабря немцы начали

массированный артобстрел красноармейских позиций, затем в наступление

двинулась пехота… Все товарищи Ханпаши погибли в бою, а он сам получил

ранение. Юноша принял решение продолжать бой и открыл огонь по

противнику. Ему удалось остановить наступление. Ранив 120 фашистов и

взяв еще 7 в плен, Нурадилов вернулся в строй. Его командиры были

поражены тем, как раненому бойцу в одиночку удалось справиться с

пулеметом…

4

Второй подвиг Нурадилов совершил в январе 1942 года, во время

контрнаступления советских войск. Его подразделение расположилось у села

Толстого. Условия были суровыми: мороз и высокие сугробы. Противник

упорно держал оборону. Ханпаша шел впереди пехоты и вел огонь по

немецким траншеям из пулемета. В одиночку он уложил полсотни фашистов

и четыре пулеметных расчета. За это впоследствии командование

представило молодого бойца к ордену Красной Звезды и повысило в звании

до сержанта. В феврале дивизию перебросили под Курск. Во время боя в

небольшом поселении Щигры Нурадилов был ранен в руку, а его пулемет

вышел из строя. Однако ему и на сей раз удалось уложить 200 гитлеровцев.

Через два месяца пулеметчик уничтожил еще 300 фашистов у села Байрак и

получил еще один орден – Красного Знамени. О Ханпаше Нурадилове стали

слагать легенды, о нем писали все газеты, его имя гремело по всем

фронтам… Но узнало о нем и немецкое командование. Говорят, за голову

несгибаемого пулеметчика прочили награду в несколько десятков тысяч

рейхсмарок.

В сентябре 42го Нурадилов командовал пулеметным взводом под

Сталинградом. 12 сентября в бою у пригорода Серафимович, на Чепелевом

кургане (знаменитая высота 220,0 на левом берегу реки Дон), он получил

серьезное ранение. Несмотря на это, сумел уничтожить 250 фашистских

солдат и два пулемета. Однако этот бой стал для сержанта последним.

Ханпаша Нурадилов скончался от ран по пути в медсанбат и был похоронен

на площади в центре станицы Букановская Кумылженского района

Волгоградской области. 21 октября 1942 года во фронтовой газете «Красная

Армия» вышла статья о Нурадилове. В ней говорилось: «Доблестный рыцарь

нашей Отчизны. Бессмертный герой Кавказа, сын солнца, орел орлов, боец

Ханпаша Нурадилов, убивший девятьсот двадцать врагов». 17 апреля 1943

года Указом Президиума Верховного Совета СССР Нурадилову было

посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Также он был

посмертно награжден Орденом Ленина. В 1944 году вышла почтовая марка с

изображением Нурадилова. После войны в честь него назвали несколько

улиц в разных населенных пунктах, ему посвящали стихи и пьесы. В 1986

году на киностудии «Азербайджанфильм» вышел художественный фильм «В

семнадцать мальчишеских лет», рассказывающий о героизме Нурадилова. На

Мамаевом кургане в Волгограде имеется мемориальная плита Ханпаши

Нурадилова. Также его имя носит Чеченский государственный театр.

Учащийся 3:Не только Великая Отечественная война оставила боль и раны в

5

душах и сердцах наших соотечественников. Рубцом на сердце лег и

Афганистан.

Около 200 жителей Моздокского района с честью выполняли свой воинский

долг в Афганистане. Многие вернулись с боевыми наградами.

Эта необъявленная война оказалась в два раза длиннее, чем Великая

Отечественная и унесла свыше 15 тысяч советских солдат. Трагической и

героической строкой вошла она и в историю Моздока. Восемь моздокчан с

войны так и не вернулись.

Владимир Георгиевич Лотиев родился в ст. Ново – Осетинской Моздокского

района РСО – Алания. По окончании школы поехал в Ленинград для

дальнейшей учёбы. 1 августа 1966 года был призван в Вооружённые Силы

СССР.

В 1966 году поступил в Высшее общевойсковое командное училище .

Затем работал в Школе прапорщиков Военного округа в качестве командира

преподавателя, служил в Выборге командиром роты, командиром

батальона.

29 мая 1983го года Владимир Георгиевич убыл в Афганистан.

В первый год Афганской войны майор В.Г.Лотиев подал рапорт о

назначении в ДРА. События в этой стране тогда не считали войной. Когда же

пришёл приказ о его назначении, много уже об этой войне за так называемую

«Апрельскую революцию» было известно. Никаких не питал иллюзий,

никакого энтузиазма не испытывал Владимир Георгиевич. Им руководило

только чувство долга, присяга, честь офицера, не позволявшие искать повод

для увёрток и отговорок.

Они много говорили о том, что его, их ждёт. Он думал о своей личной

ответственности за жизнь молодых солдат, неопытных и в жизни, и на войне.

2 октября 1983 года колонна батальона, следовавшая из Кабула в пункт

дислокации, у населённого пункта Сурпуль была обстреляна. Организовав

отражение нападения противника, майор Лотиев В.Г. Принял все меры по

выводу людей и техники из зон обстрела. Был дважды ранен. Но продолжал

руководить боем, пока не потерял сознание.

СЕМЕНОВ Владимир Леонидович, рядовой, водитель, род. 31.3.1963 в

станице Павлодольская Моздокского рна СевероОсетинской АССР.

Окончил Моздокскую автошколу ДОСААФ.

В Вооруженные Силы СССР призван 7.4.81 г

6

В Республике Афганистан с мая 1981г.

При отражении внезапного нападения на автомобильную колонну, в составе

которой он вел свою машину, 5.7.1981г на перевале Саланг смело и

решительно сражался с противником. Проявив стойкость и

самоотверженность, вместе с товарищами прикрывал огнем и обеспечил

выход колонны изпод обстрела. Из личного оружия подавил огневую точку

противника, но сам был смертельно ранен.

Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Учитель: На этом этапе нашей беседы уже четко вырисовывается мораль:

главным фактором победы над злом в любом обличии(фашизма или

терроризма) всегда выступает единство , дружба и содружество всех народов

и конфессий.

Несомненно, все услышанные историиэто летопись героизма и

самопожертвования. Но когда погружаешься в них невольно возникают

вопросы:

А что такое героизм?

Каждый ли человек способен на подвиг?

Какими качествами должен быть наделен герой?

На самом деле эти вопросы философские и решаются людьми в разные

эпохи. Давайте и мы с вами попытаемся на них ответить.

Учащиеся: Героизмэто мужество, храбрость, смелость , доблесть,

самоотверженность, решительность.

Учитель: Всякий ли человек способен на героические поступки?

Учащийся: Думаю, что геройэто тот , кто способен пожертвовать собой

ради других.

Учащийся: Геройэто человек , который помимо решительности и

смелости, обладает должной мерой самоконтроля и в стрессовых ситуациях

не поддается эмоциям , а действует.

Учащийся: Я считаю, что геройэто человек, любящий людей.

Учитель: Известный американский психолог Филипп Зимбардо, активно

изучавший поведение, сказал: «Решение действовать героически – это выбор,

который многие из нас должны сделать в какойто момент времени».

7

Так что героями, действительно, не рождаются. Героем в определенных

условиях способен стать каждый.

На самом деле что бы совершить героический поступок , не обязательно идти

на войну. И в мирное время место подвигу достаточно. И среди наших

современников есть люди, которые в экстренных ситуациях не включают

видеосъемку на своих смартфонах, а спешат оказать помощь пострадавшим

или предотвратить беду.

И эти люди среди нас с вами, они нащи земляки.

Учащийся: Житель Дагестана Арсен Фитцулаев предотвратил катастрофу на

автозаправке в Каспийске. Уже потом Арсен понял, что фактически рисковал

жизнью.

На одной из заправок в черте Каспийска неожиданно прогремел взрыв. Как

выяснилось позже, проезжавшая на огромной скорости иномарка врезалась в

цистерну с газом и сбила вентиль. Минута промедления, и огонь перекинулся

бы на находящиеся неподалеку цистерны с горючим топливом. При таком

сценарии жертв было бы не избежать. Однако ситуацию в корне изменил

скромный работник заправки, умелыми действиями предотвративший

катастрофу и снизивший ее масштабы до сгоревшей машины и нескольких

поврежденных автомобилей.

Учащийся: Эта история произошла в завершение священного для мусульман

месяца Рамадан. В Ингушетии принято, чтобы в это время дети поздравляли

знакомых и родственников в их домах. Залина Арсанова с младшим братом

выходили из подъезда, когда раздались выстрелы. В соседнем дворе на

одного из сотрудников ФСБ было совершено покушение. Когда первая пуля

пробила фасад ближайшего дома, девочка поняла, что это стрельба, а

младший брат находится на линии огня, и прикрыла его собой.

Девочка с огнестрельным ранением была доставлена в Малгобекскую

клиническую больницу № 1, где ей была проведена операция. Внутренние

органы 12летнего ребенка хирургам пришлось собирать буквально по

частям. К счастью все выжили .

Учащийся: Усамов Нурдин

1992 году стал генеральнымдиректором АО «Грозэнерго». В сложное время к

оллектив чеченских энергетиков под его руководствомобеспечивал надежное

энергоснабжение республики.

После военных событий 1994

1995 годов Усамов собрал многонациональный коллектив энергетиков

своеобразное «энергетическое братство»

и своим личным примером вдохновлял коллег на быстрейшеевосстановлени

е разрушенного энергохозяйства республики.

8

1998 годахбыл заместителем генерального директора ТЭО «Южэнерго», заме

стителем начальника Департамента РАО«ЕЭС России».

В 1999 году, во время военных действий в Чечне, Н. Д. Усамов, рискуя жизнь

ю, обследовал энергетическиеобъекты республики. С первых дней освобожде

ния северных районов от бандформирований он возглавил

работу по восстановлению энергетического комплекса Чечни. В процессе раб

оты энергетики неоднократно

подвергались угрозам со стороны боевиков. Бандиты минировали опоры лин

ий электропередачи, обстреливали энергетические объекты и ремонтные бри

гады. За весь период восстановительных работ приисполнении профессионал

ьного долга погибли 62 энергетика. На самого Усамова было совершено два

нападения боевиков.

Указом Президента Российской Федерации N 345 от 21 марта 2003 года за

мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в

условиях, сопряженных с риском для жизни, Усамову Нурдину

Данилбековичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением

с вручением знака особого отличия медали «Золотая Звезда».

Доктор экономических наук, профессор. В 2003 году избран членом

корреспондентом Российской академии естественных наук.

В УрусМартане его именем названы одна из улиц и школа № 4.

Учащийся : Полицейского из Дагестана Магомета Нурбагандова и его брата

Абдурашида убили в июле, но подробности стали известны лишь в сентябре,

когда в телефоне одного из ликвидированных боевиков «избербашской

преступной группировки» обнаружили видеозапись с казнью полицейских. В

тот злополучный день братья со своими родственникамишкольниками

отдыхали на природе в палатках, нападения бандитов никто не ожидал.

Абдурашида убили сразу за то, что он вступился за одного из мальчиков,

которого бандиты начали оскорблять. Магомета перед смертью пытали,

поскольку обнаружили его документы сотрудника правоохранительных

органов. Целью издевательств было заставить Нурбагандова под запись

отречься от своих коллег, признать силу боевиков и призвать дагестанцев

уходить из полиции. В ответ на это Нурбагандов обратился к коллегам со

словами «Работайте, братья!» Разъяренным боевикам оставалось лишь убить

его. С родителями братьев встретился президент Владимир Путин,

поблагодарил их за мужество сына и присвоил ему звание Героя России

посмертно. Последняя фраза Магомета стала главным лозунгом уходящего

года и, можно предположить, на годы вперед. Без отца остались двое

маленьких детей.

Учитель: Вот такие они замечательные наши земляки. У всех их поступков

мотив одинбезграничная любовь к людям. И жизнь их –это урок потомкам.

Зависит не от нас,

9

Когда на свет родиться,

Вступить в открытый мир

Зимой или весной.

Но каждый может так,

Пройти свой круг земной

Чтобы начальных троп

Под старость не стыдиться.

Заканчивая нашу интересную и поучительную беседу о замечательных и

героических людях не могу не вспомнить притчу:

В некой стране правил Тиран.

Трудное переживал народ этой страны.

Тиран предал забвению все законы предков, и страна наполнилась

истуканами Тирана, которым должен был поклоняться весь народ.

Но вот появился Герой, он воздвиг свое знамя на высокой горе и призвал

народ объединиться вокруг него в борьбе против Тирана. А также послал

во все концы страны гонцов, дабы они привели к нему людей.

Мало ли, много ли времени прошло, только вернулись гонцы ни с чем.

И только один, на которого уж никто не надеялся, привел с собой

множество народа. Они были готовы на все, и воспевали в гимнах Героя,

которого еще и не видели.

Удивились все, удивился, и сам Герой и спрашивал он у народа, пришедшего

к нему:

Почему пришли вы?

О, Герой!отвечал народ.Твой гонец так рассказал о тебе, что

мы невольно увидели в нем тебя и решили последовать его призыву.

Так с тех пор в народе и говорят:

Тот, кто рассказывает о герое, сам должен быть немного героем.

Классный час

на тему: «Земляки – люди, прославившие трудом, творчеством, подвигом свой родной край».

Цель:

  • формировать представление учащихся о славных жителях Саратовской губернии, как о главном богатстве всей Саратовской области;

  • доказать на примерах жизнедеятельности знаменитых жителей, что «в Саратовской области живет богатырский народ»;

  • развивать навыки публичного выступления;

  • развивать чувства патриотизма на примерах героизма и самоотдачи прославленных представителей губернии;

  • воспитание у учащихся любви к родному краю, уважения к землякам, к их труду.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия:

  1. Вступление: (Учитель)

Открыть себя

В себе самом-

Сверх трудная задача.

«Кто я?-

Вопрос горит огнем,-

Чему я предназначен?»

Учитель: Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Как ответить на него? Ведь от этого ответа будет зависеть очень многое, а может и целая жизнь.

Иногда задумываешься над тем, что же такое человеческая жизнь, в чём смысл бытия, и невольно вспоминаешь мысль, что это, прежде всего своего рода испытание на право быть человеком.

  1. Человек- его место в жизни.

Учитель:- А знаете ли вы, что значит быть человеком?

Ученик: (Быть человеком – это значит, соизмерять своё поведение, свою жизнь с принципами и нормами общечеловеческой морали).

Ответы детей

Ученик:

Среди тысячи тысяч на шаре земном

Без помощи, лишней опеки

Попробуй в людском состязанье шальном

Себя заявить Человеком!

Ты молод, удачлив, любим и богат,

Не знаешь дороги к аптекам,

А рядом глаза несчастливцев горят,

Средь них окажись Человеком!

Приходят минуты, что горя черней,

Крутых разногласий с веком…

И даже в последнем, смертельном рывке

Остаться сумей человеком!

И с кем бы судьба ни столкнула в пути,

С владыкой иль бедным калекой,

Ты помни: все люди – дети земли,

И будь среди них человеком!

Учитель: -Любознательный ум человека проникает всюду – для него нет границ. Хочет он познать и настоящее и прошлое. Почему?

Ответы детей

Учитель: — Да. И эти временные пояса связывает живущий ныне человек.

Учитель: — Как вы думаете, как может быть связана судьба человека с судьбой Родины? (Ответы детей).

Учитель: — Человек с самого рождения влияет на судьбу своей Родины. Он совершает хорошие или плохие поступки, помогает своей Родине стать богаче и лучше или наоборот, делает ее беднее и хуже. В свою очередь и Родина влияет на своего гражданина, дает ему образование, медицину, место работы и многое другое. Главное наше богатство – люди.

  1. Наши земляки.

Учитель: Наша область является уникальной частью России по своим природе, климату, географическому положению, различным ресурсам. Но, по-настоящему оживают, приобретают истинную красоту и становятся подлинным богатством эти ресурсы тогда, когда они оказываются в руках достойных людей-тружеников.Талантливы люди Саратовской земли. Многие из них вошли в историю России и даже мира. Нам есть чем гордиться. Саратовская земля родила многих выдающихся людей. Давайте вспомним этих людей.

Выступления учашихся о выдающихся людях Саратовской губернии.

  1. Мое место в жизни Губернии

Учитель: Ребята вы,наверное, сегодня поняли, что будущего не может быть без прошлого и настоящего.Но если прошлое мы изменить не в силах, то будущее возможно в наших руках. Связываете ли вы свое будущее с будущим Саратовской губернии? Каким вы себя видите в будущем и какую пользу можете принести нашей губернии и стране?

Ответы учащихся

  1. Заключение.

Классный руководитель.

Я надеюсь, что наш разговор на эту тему не закончен. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Спасибо за внимание!

Классный руководитель 10 класса,

учитель английского языка МОУ-СОШ №1

г. Красный Кут Багдян А.В.

План-конспект занятия

Учитель:  Евстафьева В.К.

Тема: Знаменитые люди России -наши земляки.

Цель: Познакомить детей с известным земляком Дейнеко Вадимом, прославившим  Россию (имя и биография), расширить знания о деятельности и заслугах перед отечеством; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю

Планируемые результаты: дети знают имя земляка , прославивших  Россию, знакомы с его биографией и заслугами перед отечеством, формулируют ответы на вопросы педагога, развивать умения и навыки экскурсовода.

Тип занятия: комбинированный.

Используемые формы организации познавательной деятельности

учащихся :индивидуальные, фронтальные, групповые.

 Используемые приемы, методы, технологии обучения:

рассказ педагога, дидактические упражнения,

видеофрагменты из праздника словарная

работа, презентация

Материалы и оборудование: карточки с текстом, фотографии театров, афиши, презентация, использование ИКТ.

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

-Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою улыбку . Я рада что у вас хорошее настроение.

Учащиеся дарят друг другу и учителю улыбку.

(на доске висят афиши) — Дети скажите, что это? (звучат ответы детей) — Интересно, о чем хотят они нам поведать? Для того чтобы это узнать, нужно всем вместе переместиться .а вот куда вы скажете посмотрев, на эти фото. (фото театров). Вы готовы?

  1. Актуализация знаний.

-А кто из вас знает как называется страна ,в которой мы живём? ( Россия.)(Слайд1)

-Чем является Россия для нас всех? (Большая могучая Родина)

-Как называется столица нашей Родины?( Город Москва).(слайд2)

-Кто президент нашей страны? (Владимир Владимирович Путин)

-Назовите область и район, где вы живете?(слайд3)

.-Ребята, поднимите руку ,кто родился в  Кутулике??(Учащиеся поднимают руки)

-Значит Кутулик, чем является для вас?( Малой родиной).

-Мы видим не все дети родились в Кутулике.. Встаньте эти ребята. Давайте знакомиться.

-Ученики, которые родились не в Кутулике называют, где находится их Малая родина.

3.Постановка учебной проблемы

-Ребята, как называются люди, которые живут в России?

-Чтобы крепло наше могучее государство, чтобы процветал наш Кутулик, наш район, наша область, какими должны быть граждане России?

-Добрыми(помогать друг другу), воспитанными(уважать окружающих вокруг себя людей), грамотными(стремиться получить образование), трудолюбивыми, умными(осваивать компьютерные технологии), культурными(читать книги, ходить в музеи и театры). А все эти театры находятся в городе Иркутске.

4. .Формулирование темы и цели занятия

В нашем поселке Кутулик родились, выросли и живут многие замечательные люди. Одних мы знаем по рассказам родителей, с судьбами других нас знакомят в детском саду и в школе. А бывает и так, живешь рядом с человеком и ничего о нем не знаешь. Жители Кутулика помнят праздник, посвященный 235- летию поселка (показываю видеоролик ). Знаете ли вы, кто исполняет песню про Кутулик?

Самое незабываемое впечатление кутуликчанам и гостям оставил концерт коллектива Иркутского театра Народной Драмы. В этом прекрасном коллективе работает наш земляк, выпускник КСШ Вадим Дейнеко. Хотели бы вы узнать о нем побольше? Значит темой нашего занятия будет Знаменитые люди нашего поселка, а точнее — Дейнеко Вадим- заслуженный артист России. В нашей школе работают родственники Вадима – Сердюкова Елена Васильевна и Дейнеко Александр Васильевич.

5.. Открытие новых знаний.

(Работа по группам)

А сейчас вы поработаете в группах, познакомитесь с разными периодами в жизни  Вадима Дейнеко, а затем проведете небольшую экскурсию и расскажете всем .

1. группа

 Детские годы

Родился Вадим Владимирович на Чукотке 14 сентября 1962 года, в поселке Шахтерском Надырского района. Ребенком был слабым и по совету врачей в 3 года его перевезли в Таджикистан. Там проучился до 9-го класса. После перебрались в поселок Кутулик. Кутулик – родина знаменитого драматурга Александра Вампилова. Для семьи Дейнеко был человеком близким, дружил с отцом и тетей. Вместе играли в оркестре: отец Вадима Владимировича – на трубе, а Вампилов – на домре. Родители – Галина Петровна и Владимир Иванович всю жизнь проработали в аэропорту. Отец – летчиком, а мама при штабе. Мама – спокойная и добрая, всегда пела. Отец играл на баяне .

С маминой стороны дед Григорий – фронтовик, баянист, погиб на фронте. С отцовской – дед Иван, тоже воевал и  играл на гармошке.

Вадим практически с самого рождения все летние месяцы проводил в Кутулике, а когда переехали окончательно, стали вести собственное хозяйство. Росли с братом Виктором как обычные пацаны, вся округа была в их мальчишеской власти.

Вадима всегда интересовало образование своей фамилии. Когда стал изучать, оказалось следующее. Фамилия вполне распространенная, казачья, означает – «казак-пластун, вооруженный дубиной». Пластуны – это казачьи войска, выполняющие особо трудные задания, так называемый «казачий спецназ». Неслучайной оказалась тяга ко всему казачьему.

Сначала Вадима отдали в музыкальную школу учиться играть на баяне. Педагог был слепой, но очень хороший. Но продержался там Вадим всего год. Дело в том, что, будучи страшным непоседой и любителем спортивных занятий, он совершенно не мог усидеть в длительном изучении нотной грамоты. Музыку подбирал только на слух. Смотрел в ноты и ничего не понимал. С полгода обманывать удавалось всех: и преподавателя, и родителей

Потом была гитара. Играл на ней в школе на танцах, в ансамбле. Гармонь впервые взял в руки лет в одиннадцать. Так как зимние и летние каникулы проходили в Сибири, Вадим частенько заезжал в гости к тете Зине Дейнеко в семейскую деревню Малый Куналей. Там у двоюродных братьев Генки и Сашки услышал русскую гармошку. Они играли плясовые и веселые наигрыши. Конечно, Вадим тоже попробовал, потянул меха, удивился звучанию, строю. Играл еще на барабанах. В наш Дом культуры приезжали даже из города на танцы, народу было много. Ансамбль играл разнообразную музыку: от современных ритмов до народных песен. Зарубежная эстрада звучала, песни из популярных кинофильмов…Еще Вадим танцевал, играл в духовом оркестре, ездили с концертами по району.

2 группа

 Студенческая пора

Когда Вадим окончил школу, хотел работать на земле, так как искренне и по-крестьянски любил землю, Родину, думал работать трактористом – растить хлеб, так его воспитали. Вообще, Вадим считает, в нашем поселке Кутулик особая атмосфера, особые отношения, уклад, необычный юмор. Об этом и Александр Вампилов писал. С детства Вадим наблюдал за взрослыми и впитывал все как губка. Как говорят, как шутят, как играют, как поют… Характеры нашего поселка – теперь в нем, он не раз в своем актерстве извлекал их из памяти и образы сразу становились объемней, ярче.

Талантов в Вадиме таилось – хоть отбавляй, и решил он (с согласия родителей) поступать в институт. «Тогда с движением поездов туговато приходилось, поехали на вокзал без билетов — вспоминает Вадим.- Посадили меня в фирменный поезд, в какой –то спальный вагон, в купе к генералу. Вот повезло! А я – простой деревенский парень, открытая душа, подъезжая к Улан- Удэ, ходил уже в любимцах всего вагона. Я и пел, и байки рассказывал, и угощал из сумочки. В общем, весело доехал.» Поступил в институт, где началась замечательно-бодрая студенческая жизнь. Педагоги – московские и «питерские», парни и девчата – таланты, со многими и по сей день поддерживаются отношения. В институте Вадим впервые познакомился с театральной студией. Однажды для участия в спектакле(тема сюжета – балаганная ,скоморохи, ярмарка) понадобилась гармошка ,тогда Вадим взял ее и стал играть потихонечку. Институтские педагоги научили правильному отношению к творческой работе и профессиональному подходу к любому начинанию в искусстве. Учился Вадим на хореографическом отделении, по диплому – «балетмейстер, руководитель танцевального коллектива». За годы учебы играл на баяне, проявлял себя как актер, успешно танцевал, овладел гармонью.

А по окончанию института началась армия. Там Вадим попал в ансамбль песни и пляски Забайкальского военного округа, блестящих профессионалов, где он начал заниматься народными танцами. «Тут меня научили работать, — рассказывает Вадим. – Для того, чтобы хорошо танцевать, нужно воспитывать в себе чувство любви к народной эстетике. Хочешь чего-то добиться, что-то из себя представлять , значить в жизни, хочешь уважения, чтобы считались с твоим мнением – ра-бо-тай! До пота, до неимоверной усталости, через «не могу». Через полтора месяца он стал солистом. С ансамблем они объехали огромное количество населенных пунктов, невзирая на усталость ли, болезнь ли – всегда выходили и работали. Многие парни, с кем служил Вадим, сегодня прекрасные артисты, работают в высокопрофессиональных коллективах.

3 группа

Театр музыкальной комедии

После армии поступил в Театр музыкальной комедии в городе Иркутске. И до сих пор живет там. В театре проработал два года, где была абсолютная классическая атмосфера и он, пришедший из народного ансамбля, где в цене кураж, сила, эмоция. «Мне сразу сказали: Ты свои дробушки забудь,и чтобы мы больше этого не видели. –вспоминает Вадим. –Правда мы с землячком и сослуживцем Сергеем Ханюковым тихонечко в гримерочке постукивали, побрякивали и погромыхивали. От нас все устали, потом привыкли и приняли такими, какие есть. Театр комедии тоже многое дал, в жизни ничего не бывает напрасным. Я, например, узнал изнутри строение академического театра, его быт и традиции, играл в спектаклях, пел, танцевал. Кстати, именно в начале 80-х годов, работая в музкомедии, я, возвращаясь как-то с работы домой, нашел в буквальном смысле «на помойке», около мусорных баков, запчасти от гармошки. Я по мусоркам не имею привычки промышлять, а вот чем-то привлек меня мешок с торчащими кнопочками. Принес я гармонь эту разобранную в дом, собрал, отремонтировал…»

Так появилась первая гармошка. Вадиму тогда было 23 года. Вскоре в его жизни возник спектакль, где и пригодилась гармонь на профессиональной сцене. С того времени с гармонью не расстается.

4 группа

.Народный театр – театр русской славы

Впервые Вадим услышал о театре еще в 10-м классе школы от учительницы математики Юлии Борисовны Соломеиной. Как-то она съездила в Иркутск на спектакль Александра Вампилова «Утиная охота». Поставили пьесу в каком-то молодежном театре. Ей очень понравилось, она с искренним восторгом рассказывала, какие в театре замечательные ребята! И сами шьют костюмы, и поют, и горят творчеством. Вадиму это уже в 16 лет в сердце запало. Когда учился в Улан-Удэ, заезжал не раз в Иркутск в этот театр- студию. Потом Вадим уволился из Театра Музыкальной комедии и ушел с головой в работу с гуслями, с гармонью, с русскими рожками и с народным пением. Вообще о своем Театре он может рассказывать часами. «Театр – это целый мир. Это служение. Я и мои товарищи – воины духа. Есть воины духа, что служат Господу в храме. Есть воины духа с пером – это наши писатели… А театр, институт театра настолько сегодня опорочен, я бы сказал, дискредитирован, все понятия подменены до такой степени, что само слово «театр» вызывает у человека отрицательное отношение. Какие, мол, воины духа? Наш театр называют «патриотическим», «общероссийским достоянием», «школой духовного воспитания». «родником исконно русских традиции». Да, театр – православный, а режиссер Михаил Корнев считает, что «театр должен быть воином — защитником отечества, а главная его цель – созидание души человека».

По мнению Вадима в театре пригождается и проявляется так или иначе все: слово, музыкальность, голос, пластика, мастеровитость, организаторские способности. В театре путь становления —  не из легких. И к нему Вадим шел долго. Но  все-таки нашел себя. В театре он на любимом и важном для себя месте.

Театр Народной Драмы близок к народу, живет его чаяниями, радостями и событиями не только на сцене. В трудные дни они были и в Приднестровье, и в Чечне. Работали в окопах, попадали под обстрелы. Дважды ездили в Югославию, исколесили Босну и Косово Поле. И везде была собой гармонь – полноправный участник команды, а под нее народные песни. Эти поездки говорят об их гражданской позиции.

Известно, что Вадим крестился в 25 лет, осознанно. Во время перестройки занимался русской культурой, пропитанной православием. И как он сам говорит: Без веры – никак, никуда, ни за чем, ни к чему, ни в жизни бытовой, ни в труде праведном. В театре, на сцене вера помогает войти в образ и переживать по- настоящему.

Одна встреча с таким же серьезным и православным человеком стала для Вадима определенным потрясением. Встреча с Геннадием Дмитриевичем Заволокиным. Очень потрясло его отношение к делу, к религии, к Отечеству, к будущему. Коллектив театра многому научился у него: нельзя судить людей, надо с ними общаться, познавать, надо трудиться, не предавать дело даже в малом, быть верным, терпимым, нужно спешить, многое успевать, не откладывая… В телепередаче «Играй, гармонь» Вадим был неоднократным участником.

Дружит театр с хорошими, замечательными людьми. Николай Петрович Бурляев, актер и режиссер, вместе много лет проводят театральные и кино фестивали. Из мира кино дружны с актерами Александром Михайловым, Владимиром Гостюхиным… С писателями – Василием Беловым, Михаилом Щукиным, Валентином Распутиным… Общаются с Виктором Захарченко и его Кубанским казачьим хором. Они исполняют  «Славянку». Слова на мелодию великого русского марша Агапкина родились в их театре. Через эту песню у театра огромное число друзей- военных – это дальняя авиация, десант, спецназ. Вадим говорит, что для армии они работали и будут работать, у них в коллективе все-таки воинское направление. И еще их именуют «Театр русской славы».

Держат связь с духовенством. Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим поддерживает коллектив с самого начала. У них много совместных деяний. Театр помогает в строительстве иконостасов, проводят праздники – Крещение, Троицу, Пасху, ставят на берегу ледовые городки, прорубают проруби на Богоявление. Вот такие разносторонние друзья – соратники у Театра Народной Драмы.

О своей семье Вадим рассказывает с теплотой. С женой Светланой взаимопонимание, общие проблемы, интересы. Воспитывают двоих детей Павла и Аню.

6..Самостоятельная работа

7. Применение новых знаний

-А сейчас вы поработаете в роли экскурсоводов и расскажете самое интересное.

(рассказывают)

9..Рефлексия. С каким известным земляком вы сегодня познакомились? Что интересного вы о нем узнали? Кто захотел быть в роли экскурсовода? Где вы можете использовать полученные знания?

10.Итог занятия

Сегодня мы рассказали о простом , на первый взгляд ,человеке. Он так же, как и мы ходил в нашу школу. Но с детства у Вадима сложилось собственное представление о настоящем. Он видел, как пытались сохранить свою культуру его родители. Матушка пела прекрасно народные украинские песни.  Повезло и в институте культуры и в армии. Там он прошел мощную школу, где научили по-настоящему работать, превозмогать трудности. Там Вадим впервые узнал о существовании огромной русской воинской культуры. Далее, работая в музыкальной комедии приходилось много трудиться.

Еще будучи совсем маленьким мальчиком, Вадим сказал своей матушке: «Я буду актёром». Сказал не как о своем сокровенном желании- ни в детстве, ни в юности он не мечтал об этом; он мечтал стать трактористом и работать на земле. Сказал просто как о своем будущем…

А теперь… Теперь позади множество сыгранных ролей, множество концертных вокальных программ, много бесконечно благодарных зрителей.

Иркутский Театр народной драмы стал одной из главных достопримечательностей города. Многие знают , любят этот театр и не только по всей России, но и за ее пределами.

Благодаря таким людям русские традиции не останутся в прошлом, а пойдут дальше, в поколения. В этом и есть предназначение актера- показывать русский характер- добрый, любвеобильный, крепкий, широкий, радостный, такой, какими были наши предки.

Хочется, чтобы вы обращали внимание на то, что рядом с нами ходят по той же земле люди, наделённые искорками таланта, люди, которые стараются сделать светлее нашу жизнь в меру своих возможностей. И на том  держатся наша душа, наша культура, наша красота, в конце концов – наше земное существование. В заключение я хочу пожелать всем нам никогда не терять своей народности, без неё мы – «перекати-поле», ничего не имеем, нас как бы и нет. Если есть почва, значит, будут мощные корни, затем – крепкий ствол, имеющий могучую крону, а крона будет зеленеть, цвести и приносить плоды. Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Понимать надо, что мы за народ. Великий. Русский. И величие наше не гордости, а в жертвенности .

Сегодня Вадим Дейнеко ведущий актер Иркутского театра народной драмы. С 2003 года – Заслуженный артист России.

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Знаменитые земляки»

Автор: Егорова Елена Михайловна

МБДОУ «Детский сад № 162», г. Чебоксары

Цель: воспитание любви к родному краю.

Задачи: 

1) познакомить с выдающимися уроженцами Чувашской Республики;

2) продолжить нравственно-патриотическое воспитание;

3) содействовать познавательному развитию.

Подготовительная работа: рассказы и беседы о Чувашии и городе Чебоксары, экскурсии, рассматривание тематических открыток и фотографий, мультимедийной презентации.

Оборудование:

— мультимедийная презентация «Родная Чувашия»;

— картонный макет фасада здания Театра оперы и балета;

— статуэтка балерины;

— портрет балерины Надежды Павловой;

— мольберт;

— цветное изображение памятника В.И.Чапаева в сквере;

— портреты выдающихся земляков: И.Я. Яковлев, В.И. Чапаев, А.Г. Николаев, Н.В. Павлова и другие;

— портреты полководцев для фото-викторины;

— мультимедийная презентация «Космос»;

— книги: Яковлев И.Я. «Детские рассказы», Сарби Р. Стихи, М. Юхма «Мальчик и Шоршел», Азамат С. «Малышня», Сарине Л. Сказки и др.

—     аудиозапись классической музыки;

—     костюм, борода и парик для «И.Я.Яковлева»;

—     зеленый конверт.

Роль: добрый учитель (просветитель, патриарх) Иван Яковлевич Яковлев.

Ход квест-игры

Дети собираются в групповой комнате.

В групповую комнату входит человек в костюме, у него длинные седые волосы и окладистая борода, он опирается на трость. Это чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев.

Яковлев: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Яковлев: Меня зовут Иван Яковлевич. Мне очень приятно и радостно видеть вас в этом прекрасном зале. Какие вы красивые, здоровые, умные! Наверное, вы уже знаете буквы и цифры?

Дети: Знаем!

Яковлев: И, наверное, кто-то из вас уже умеет читать. Вы любите книги?

Дети: Да!

Яковлев: Я вижу, здесь у вас тоже есть книги. Это очень хорошо! (садится на стул, дети окружают его)

Все люди должны быть грамотными, уметь читать, писать, считать, знать разные науки. А было время, когда многие люди были неграмотными, потому что не было детских садов, не было школ. Я тоже не сразу освоил грамоту, но очень хотел учиться. Получив образование, я старался, чтобы и дети, и взрослые могли учиться. Для этого я сам стал учителем. Вместе с моими помощниками и учениками мы строили и открывали школы в Чувашии, я писал книги и учебники, даже придумал чувашский алфавит. А вы знаете чувашские слова? Какие?

Дети называют слова на чувашском языке.

Яковлев: А как называется наша Родина, вы знаете?

Дети: Россия. Российская Федерация. Чувашия. Чувашская Республика.

Яковлев: Правильно! Молодцы, ребята! Наша родная Чувашия славится своими людьми. Люди, которые родились на одной земле, на одной территории, называются земляками. Среди наших земляков есть выдающиеся люди, которые совершали подвиги, делали научные открытия, радовали искусством. В городе Чебоксары – столице Чувашии, есть памятные места, связанные с их именами. И я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу. Экскурсия эта будет не совсем обычная, вам потребуется выполнить некоторые задания и разгадать некоторые тайны.. Вы согласны?

Дети: Да! Да! Да!

Яковлев: Тогда отправляемся в дорогу!

Дети встают, выстраиваются парами и начинают движение. Яковлев сопровождает их, указывая маршрут. Первой остановкой на маршруте становится Театр оперы и балеты (картонный макет фасада установлен на столике). Рядом установлен портрет балерины, народной артистки Советского Союза Надежды Васильевны Павловой, статуэтка балерины.

Звучит классическая музыка.

Яковлев: Мы подошли к Театру оперы и балета. Вы слышите звуки музыки?

Дети: Да! Да! Да!

Яковлев: А вы умеете танцевать? Покажите! По-разному, кто, как может и кто, как хочет!

Музыка звучит громче. Дети начинают танцевать или выполнять произвольные танцевальные движения под музыку. Останавливаются. Разговор продолжается

Яковлев: Так же, как и вы, любила танцевать маленькая девочка Надя Павлова. Она родилась и жила в городе Чебоксары. Кроме нее в семье было еще семеро детей. Когда девочке исполнилось 7 лет, она стала заниматься в танцевальном кружке. Талант Нади очень быстро раскрылся. Вскоре она стала танцевать на театральной сцене, в том числе и в других странах. После победы на Международном конкурсе артистов балета Надежда Павлова стала работать в самом главном театре нашей страны – Большом театре. Вся Чувашия гордится своей землячкой, прославившей свою «малую» родину.

Ребята, запомните это имя – балерина Надежда Павлова!

А мы с вами продолжаем нашу экскурсию.

Дети парами следуют за Яковлевым и подходят к остановке «Сквер имени Чапаева». На мольберте прикреплена большая цветная фотография, на которой запечатлен памятник В.И. Чапаеву в чебоксарском сквере.

Яковлев: Ребята, как вы думаете, кто это?

Дети: всадник на коне, герой, Чапаев.

Яковлев: Правильно, этот храбрый всадник на коне – герой войны, полководец Василий Иванович Чапаев. Он тоже родился в Чувашии. Это было очень давно. Жизнь тогда была беспокойная, тревожная. Когда началась Первая мировая война, молодой Василий отправился защищать свою Родину и совершил много подвигов. Это был не только смелый человек, но и очень умный. Все бойцы очень любили своего командира Чапая. О военных подвигах Василия Ивановича написаны книги, есть знаменитый фильм. Наш город в память о земляке установил в городском сквере памятник Чапаеву, открыл музей; его именем названы военный завод и улицы.

Ребята, можете ли вы узнать Василия Ивановича на фотографиях?

Яковлев показывает ребятам 5 портретов полководцев, на одном из которых изображен В.И. Чапаев. Ребята находят его портрет. Яковлев спрашивает, по каким признакам они определили, хвалит за внимательность.

Яковлев: Друзья, в городе Чебоксары много памятников знаменитым людям. Расскажите, какие памятники вы знаете? Можете ли вы рассказать о людях, которым они установлены?

Дети (отвечают, рассказывают, если знают):

— Памятник Матери.

— Монумент воинской славы, где горит вечный огонь.

— Памятник Гагарину.

Яковлев: Молодцы, ребята! Мне нравится, что вы любите свой город, знаете памятники, начинаете узнавать великих людей, которые родились в Чувашии. Чтобы познакомиться с еще одним нашим земляком, нам надо пройти к экрану.

Яковлев с детьми подходят к экрану. Дети усаживаются на стульчики. На экране изображение черного космического пространства.

Яковлев: Далеко-далеко, выше неба и облаков, простирается черный, таинственный, холодный и опасный космос. Во всякие времена находились смельчаки, которые стремились познать тайну Вселенной и даже отправлялись в полёт.

Кто первый в мире полетел в космос?

Дети: Гагарин!

Яковлев: Правильно! Молодцы! А космонавтом номер три стал наш земляк Андриян Николаев. На экране вы видите его портрет в костюме космонавта – специальном защитном комбинезоне и скафандре. Андриян вошел в состав первых космонавтов в мире. Каждый из них возвращался из полета с новыми знаниями о космосе, испытывал на себе необычные условия жизни и работы. Наш Андриян два раза побывал в космосе. Он впервые в космическом корабле отвязался от кресла и парил в невесомости, впервые в космосе спел песню о своей Родине и реке Волге космическом полете Андрияну был присвоен позывной «Сокол». Именем героя-космонавта в городе Чебоксары названа улица (показывает соответствующий слайд), установлены памятники (показывает соответствующие слайды), на его родине, в селе Шоршелы действует музей, где хранятся уникальные экспонаты (показывает соответствующие слайды).

Всем детям и взрослым Андриян Николаев дал совет, как быть здоровым и сильным: «Заниматься спортом!». Давайте сейчас проведем космическую гимнастику.

Дети встают и повторяют следующие гимнастические упражнения:

1) Руки развести в стороны, слегка согнув в локте, сделать несколько вращательных движений кистями.

2) Кончиками пальцев коснуться плеч  и сделать несколько вращательных движений руками от локтей.

3) Несколько раз сжать и разжать ладони, сделать несколько вращательных движений каждым пальцем.

Яковлев: Молодцы, ребята! Не забывайте про физкультуру и спорт! Берегите свое здоровье! Садитесь на стульчики.

Дети усаживаются на стульчики.

Чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом, а чтобы быть умным надо много читать. Ребята, скажите, как называется место, где много-много книг и любой человек может выбрать себе книгу для чтения.

Дети: Библиотека!

Яковлев: Правильно! Молодцы! Самая главная и самая большая библиотека в Чувашской Республике – это Национальная библиотека. Посмотрите, какая она красивая (на экране слайд с изображением фасада Национальной библиотеки и памятника И.Я. Яковлеву перед ней).

А вы любите книги? Какие? Кто пишет книги?

Дети:

—  Да! Мы любим книги!

— Сказки, рассказы, стихи!

— Писатели! Поэты!

Яковлев: Молодцы! В большой красивой библиотеке много книг, журналов. Сюда приходят взрослые и дети, писатели и поэты, музыканты и актеры, здесь каждый найдет ответ на любой вопрос и дело по душе. Библиотеку можно посетить, даже не выходя их дома. Как? Посредством Интернет. На сайте библиотеки есть много разной информации, с экрана можно почитать или послушать книги, и даже поиграть.

Я любил писать сказки и рассказы для детей, потому что книга помогает стать не только умным, но и добрым, честным, справедливым. Я очень рад, что в Чувашии есть детские писатели и поэты. И сейчас мы может послушать их голоса.

(На портале «Чувашские писатели – детям» выбрать автора, объявить автора и название, включить аудиозапись)

Давайте послушаем!

Дети слушают аудиозапись. На экране портрет автора.

В разделе «Поиграем» можно раскрасить иллюстрации, собрать пазлы и разгадать кроссворды. Много интересных книг с красочными иллюстрациями на русском и чувашском языках есть и в вашей группе.

Яковлев раздает детям книги. Дети рассматривают книги, по иллюстрациям пытаются узнать, о чем они, говорят об этом Яковлеву.

Яковлев: Дорогие ребята, я сегодня узнал, что в нашей республике живут самые умные, самые добрые, самые веселые дети! А что вы узнали?

Дети: Мы узнали про балерину Надежду Павлову, космонавта Андрияна Николаева, героя Василия Чапаева, писателя …

Воспитатель: А еще вы узнали про чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева.

Яковлев: Выдающиеся земляки совершили много подвигов и открытий, создали произведения литературы и искусства, стали примером для многих людей. А еще они знали тайну. Тайна записана и спрятана в зеленом конверте, а конверт среди книг… Кто найдет зеленый конверт, тот откроет секрет, как сделать всех людей счастливыми. Вы хотите узнать этот секрет?

Дети: Хотим!

Дети находят в книгах зеленый конверт, распечатывают его и достают из него листочек с сообщением. Яковлев читает вслух это сообщение.

Тайна, спрятанная в зеленом конверте: «Грамота – основа всего. Учитесь читать и писать. Читайте хорошие книги. Будьте добрыми и человечными! Спешите делать добро! Любите и берегите свою Родину!».

И.Я. Яковлев прощается и уходит.

Список литературы:

1. Балерина Надежда Павлова: книга-альбом / редактор В. В. Степанов; составитель С.Б. Потемкина; фото Л.Герасимчук. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2022. – 195 с.

2. Железкова А.С. Надежда Павлова: документальная повесть о народной артистке Союза ССР и Чувашской АССР, солистке балета Большого театра СССР / А. Железкова. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1985. – 110 с.

3. Сарине Л. Кукамайӑн сар чӑххи: калавсемпе юмахсем / Л. Иванова-Сарине; ӳкерчӗкӗсем М. Андреевӑн. – Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 1990. – 87 с.

4. Юхма М. Мальчик из Шоршел: рассказы о детстве дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Андрияна Николаева / М. Юхма. – Москва: Малыш, 1975. – 96 с.

5. Яковлев И.Я. Сармантей: юмах: кӗҫӗн ҫулхи шкул ачисем валли / И.Я. Яковлев. – Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2005. – 15 с.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Калининский техникум агробизнеса»

«Наши знаменитые земляки»

Классный час

Подготовила

Классный руководитель

Дидык Оксана Викторовна

2018г.

Классный час «Наши знаменитые земляки »

Цели: формирование у учащихся целостного представления о неразрывности и общности исторического пути России и Саратовского края,

духовное обогащение личности ребенка, развитие его творческих способностей через изучение истории и культуры родного края.

привлечение внимания учащихся к историческим событиям и памятным датам регионального и общенационального значения,

воспитание любви и уважения к родному краю, его истории и национальным традициям,

формирование у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

  1. Вводное слово учителя

У каждого есть дом, где он родился… (Н. Дружков)

Дорогие Земляки! Так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течёт полноводная и могучая Волга. 
В XVII- XVIII веках наш город был пограничным сторожевым пунктом, соляной и хлебной столицей нашей страны. В XIX веке стал крупным промышленным центром, а в XX веке — космической пристанью: у нас не только приземлялись первые космонавты, но и создавались приборы для космических кораблей. 
В XIX веке Саратов по праву считался столицей Поволжья. Многое, чем гордится наш народ, впервые появилось именно у нас в губернии: первый трактор и первый художественный музей, первая в провинции консерватория и первый русский цирк, первые аккумуляторы и первые электронные часы. 
А уроженцы земли саратовской прославились не только среди своих соотечественников, но и далеко за пределами страны. Сотни выдающихся сынов прославили наш край. 

И сегодня я предлагаю вам начать работу над проектом «Наши знаменитые земляки», в ходе которого мы соберем и систематизируем материал о выдающихся людях земли Саратовской. Мы проведем цикл классных часов и мероприятий, в конце проекта оформим альбом для школьного музея и многое многое другое.

2. История возникновения и становления Саратовской области (сообщение учащегося)

Как началась история земли Саратовской?

Официальной датой основания города Саратова считается 5 июля 1590 года. Именно в этот день на волжский берег прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Они заложили крепость Саратов на левобережье Волги, напротив татарского городища Увек. По одной из версий, название города происходит из слияния тюркских слов: «сары» (желтый) и «тау» (гора).

С 1764 года, после подписания Екатериной II манифеста, приглашающего иностранцев в Россию, в Саратове и его окрестностях стали селиться иностранцы, главным образом немцы.

В 1769 году была образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.

В XIX век Саратов вошел губернским городом. 11 января 1780 года Екатерина II издала указ, учреждавший Саратовское наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией.

К концу XIX века Саратов стал крупнейшим российским торгово-промышленным центром, поставлявшим в другие регионы России и за рубеж ткани, чугунолитейную и машиностроительную продукцию, цемент, муку, соль и зерно – именно тогда стал славиться саратовский калач.

В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в Саратове и в этом же году переименована в Нижневолжский край.

Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижневолжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью.

Звучит песня «Гимн Саратова»

  1. Знаменитые земляки

Я хочу сегодня познакомить вас с о нашими знаменитыми земляками, имена большинства из которых вам уже хорошо известны.

  1. Начнём мы нашу встречу со стихотворения нашего земляка, поэта Николая Палькина «Торжественное званье «Почетный гражданин». 

«Почетный гражданин»-

Торжественное званье,

Таланта и заслуг

Особое признанье.

И ты, Саратов, прав,

Что с правдою и верой

Гражданские дела

Особой метишь мерой.

Из тех, кто твой престиж

И поднимал и строил,

Ты званием таким

Немногих удостоил.

Я вглядываюсь в них,

Заслуги видя в каждом.

Приветствую, мой друг,

Твоих почётных граждан.

2. Наш земляк Николай Гаврилович Чернышевский говорил: «Все науки познать невозможно, но знать историю человек обязан, ибо история — душа человечества».

3.В середине XVIII века Саратов входил в Астраханскую губернию, а губернатором был Василий Никитич Татищев — первый русский историк. Он составил первую публикацию исторических источников, положил начало развитию в России этнографии, создал труд по отечественной истории, «Историю Российскую с самых древнейших времен», составил первый русский энциклопедический словарь. Его имя увековечено на карте нашей области: в 1904 году Мариинская станция Рязано-Уральской железной дороги переименована в станцию Татищево.

4. 10 лет жил в Саратове историк Николай Иванович Костомаров. Он попал в Саратов по несчастью: Костомаров организовал в Киеве Кирилло-Мефодиевское славянское общество, а император Николай I пресёк деятельность любителей славянской старины и сослал историка в Саратов. Именно здесь Николай Иванович сложился как оригинальный учёный. Он одним из первых среди историков в своих книгах обратил внимание не только на деяния царей и князей, а на жизнь народных масс.

5. Мы гордимся тем, что среди столпов мировой науки есть и наши земляки! В 1860 году в селе Лопуховка Вольского уезда Саратовской губернии родился Порфирий Иванович Бахметьев, русский физик и биолог-экспериментатор. Бахметьев открыл явление анабиоза, особого состояния организма между жизнью и смертью. Это открытие нашло применение в медицине при реанимации организма и пересадке органов. Порфирий Иванович первым в 1880 году предложил схему теле-фотографа, на принципе которого работает современное телевидение. Мы не представляем свой быт без холодильника — именно Бахметьев доказал, что люди сами могут накапливать холод безо льда в особых машинах-холодильниках. Он изготовил первый русский телефон, независимо от других учёных получил рентгеновский снимок. За свои выдающиеся работы Бахметьев получил международную премию имени академика Бэра.

6. В селе Царевщина Вольского уезда родился ботаник академик Сергей Гаврилович Навашин. Он учился в первой мужской гимназии в Саратове. Его открытия помогли людям лучше узнать жизнь растений, понять, по каким законам они растут.

7. В 1896 году в Саратове родился великий русский физик и химик, академик Николай Николаевич Семёнов. Он разъяснил механизм цепных реакций, что позволило овладеть и ядерной энергией, и научиться управлять процессами горения. За книгу «Цепные реакции» ему вручили высшую награду — Нобелевскую премию.

8. Когда учёные стали изучать электричество, они задумались, нельзя ли использовать его для освещения помещений и улиц? Самым первым это сделал уроженец села Петропавловка Ртищевского района Павел Николаевич Яблочков. В 1976 году он продемонстрировал первую систему электрического освещения в Париже. «Свечи Яблочкова» озарили также улицы Лондона, Берлина, Петербурга и других европейских столиц. Изобретение талантливого электротехника назвали «русским светом». Он положил начало новой отрасли производства — электропромышленности.

9. Обычно изобретения делают люди образованные, учёные. А вот трактор изобрёл крестьянин села Никольское Вольского уезда Фёдор Абрамович Блинов. Федор Блинов родился в 1827 году в семье кузнеца. В конце 1840-х гг. Федор устраивается кочегаром на пароход «Геркулес», курсировавший по Волге. Здесь он осваивает специальности машиниста и мастера по ремонту оборудования.

В 1877 г. он возвращается в родное село и погружается в проектирование и постройку «вагона с бесконечными рельсами», то есть повозки на гусеничном ходу. Это приобретало особое значение в условиях бездорожья и сезонной распутицы. Талантливому умельцу понадобился год для изготовления чертежей и подготовки описания проекта.

Одновременно с постройкой гусеничного прицепа Блинов разрабатывает проект городского водопровода, изобретает пожарный насос, изготавливает и ремонтирует металлические сельскохозяйственные орудия. Успех гусеничного прицепа подвел Блинова к мысли о создании самоходной повозки, работающей на паровом двигателе. Первый в мире трактор Фёдора Блинова экспонировался на открывшейся в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. Автор «паровоза для грунтовых дорог» был отмечен грамотой «За трудолюбие».

10. В 1917 году в Саратов приехал Николай Иванович Вавилов. Он был приглашён возглавить кафедру генетики, селекции и частного земледелия саратовских Высших сельскохозяйственных курсов. Наряду с чтением лекций он развернул экспериментальное изучение иммунитета различных растений, в первую очередь хлебных злаков. В 1920 году Вавилов открыл Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Это открытие дало толчок развитию генетики, науки XXI века. Николай Иванович не был кабинетным учёным, он объездил все континенты, собрал самую большую в мире коллекцию растений. Вавилов был репрессирован и оказался в одной из саратовских тюрем, где в 1943 году закончил свой жизненный путь, похоронен Вавилов на Воскресенском кладбище.

11. Наши земляки внесли свой вклад и в развитие авиации. Самое большое в мире воздушное судно «Антей» сконструировал Олег Константинович Антонов.

12. Озорное гагаринское «Поехали!» 12 апреля 1961 года открыло новую эру в истории человечества. Облетев планету, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин приземлился в окрестностях села Смеловка Энгельсского района. Через 4 месяца и второй космонавт планеты Герман Степанович Титов приземлился на Саратовскую землю возле Красного Кута.

Больше 20 космонавтов так или иначе связаны с нашим краем: здесь родились или учились, работали или готовились к полётам в космос, это и Юрий Гагарин, и Владимир ШаталовВасилий ЛазаревВячеслав ЗудовВладимир КовалёнокЮрий Шаргин. Уроженец Саратова Юрий Сергеевич Быков сконструировал радиотелефон для первых космонавтов. В подготовке к полёту человека в космос участвовали предприятия нашей области, они изготавливали приборы для космических кораблей.

13. В областном музее краеведения хранится скафандр космонавта Геннадия Васильевича Сарафанова. Сарафанов родился в селе Синенькие Саратовской области. В августе 1974 года Сарафанов совершил полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-15» (вместе с Львом Дёминым). Экипаж «Союза-15» досрочно вернулся на Землю, совершив первую в мире ночную посадку. Сарафанов работал в Центре управления полётами и Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

14. В Саратове родилась одна из самых знаменитых русских песен — «Калинка». В 1860-м году её сочинил (и слова и музыку) Иван Петрович Ларионов, музыкальный обозреватель газеты «Саратовский листок». Он же её впервые и исполнил, затем песня попала в репертуар народного хора, была подхвачена другими певцами и стала символом России. Иван Петрович собирал народные песни, мечтал издать сборник.

В XIX веке народные песни считались низким жанром, недостойным сцены, наши земляки сделали этот жанр популярным, заслуживающим большого уважения. Одной из первых народные песни исполняла со сцены уроженка села Любавка Аткарского уезда Ольга Васильевна Ковалёва. А балаковский баянист Иван Яковлевич Паницкий показал своей виртуозной игрой возможности народных инструментов.

15. Но лучше всех сумела представить уникальность русской песни другая наша землячка — Лидия Андреевна Русланова. Агафья Лейкина, будущая певица Лидия Русланова, родилась 14 октября 1900 года в селе Чернавка Сердобского уезда Саратовской губернии в бедной крестьянской староверческой семье. Агафья рано осиротела. Заботы о семье легли на неё и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням и пели. Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома. Вскоре умерла и бабушка. Агафье было на тот момент семь лет. Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне.

В Первую мировую войну Лидия Русланова отправилась на фронт в качестве сестры милосердия, служила в санитарном поезде.

В 1917 году на сцене Саратовского оперного театра состоялся первый официальный концерт Лидии Руслановой.

В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Лидия Русланова давала концерты для солдат в течение всей войны. Выступать приходилось в сложных условиях — под открытым небом в окопах, землянках, госпиталях.

Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнительниц в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным. 

Послушайте отрывок из знаменитой песни «Валенки в исполнении Лидии Руслановой». (На экране проектора видео песни «Валенки»)

16. В 1885 году художник Алексей Петрович Боголюбов в память о своём деде, мыслителе и писателе Александре Николаевиче Радищеве, уроженце Саратовской губернии, подарил городу коллекцию картин как своих, так и европейских и русских художников. Город построил для картинной галереи специальное здание. Император Александр III передал для музея Саратова полотна из своего собрания, дар его составил целый зал. Музей имени Радищева стал первым общедоступным художественным музеем в России. Один день в неделю вход в музей был бесплатным.Сейчас в музее экспонируются картины и художников-классиков и авангардистов.

17. Одним из великих художников XX века считается уроженец Хвалынска Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. На его картинах жизнь предстаёт как будто с космических высот, а лица изображаемых им людей схожи с ликами святых со старинных икон: живописи художник учился у иконописцев.

18. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье железнодорожника.

Главными героями картин художника были молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы. Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.

В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.

Если бы мы рассказали обо всех наших знаменитых земляках, наша встреча длилась бы многие часы. 

Уроженцы Саратова преуспели в науке и технике, литературе и искусстве, и стали гордостью не только нашей области, но и всей Великой России! 
Нам есть кем гордится, с кого брать пример служению своему делу, своей Родине! 
Сейчас мы проведём викторину. Вы должны назвать человека, портрет которого появится на экране, и рассказать, чем он прославился. 
Все эти люди — наши знаменитые земляки те, о которых мы рассказали сегодня, и о многие другие. 

Просим вас не выкрикивать, а поднимать руку.

  1. Викторина

На экране появляются портреты, учитель дополняет и комментирует ответы.

  1. Олег Антонов — авиаконструктор; его имя носит улица; 

  2. Александр Бакулев – хирург, создатель Института грудной хирургии, выпускник медицинского факультета Саратовского университета, позже работал в СГУ; 

  3. Порфирий Бахметьев – учёный-энциклопедист, открыл явление анабиоза, изобретатель холодильника, русского телефона; 

  4. Фёдор Блинов — изобретатель трактора; 

  5. Виктор Борисов-Мусатов — художник; на улице Вольской 33 находится мемориальный музей художника; 

  6. Николай Вавилов — учёный-биолог, генетик; его имя носит улица и аграрный университет; 

  7. Валерия — певица; 

  8. Юрий Власов — олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике 1960-го года, писатель; 

  9. Юрий Гагарин — первый космонавт планеты, учился в индустриальном техникуме, в школе ДОСААФ, приземлился в Энгельсском районе; его имя носит колледж, где он учился (в колледже создан первый народный музей Гагарина), а ныне и Технический университет; 

  10. Лев Кассиль — писатель для детей и юношества, родился в г.Энгельсе, написал: «Кондуит и Швамбрания», «Вратарь республики», по его произведениям сняты фильмы «Вратарь», «Улица младшего сына», «Синегория»; в Энгельсе есть дом-музей писателя, улица; 

  11. Юрий Киселёв — главный режиссёр ТЮЗа с 1943 по 1996 годы, его имя носит ТЮЗ, улица; 

  12. Николай Костомаров — историк, друг Н.Г.Чернышевского; 

  13. Иван Ларионов — собиратель народных песен, автор песни «Калинка»,обозреватель газеты «Саратовский листок»; 

  14. Евгений Миронов — артист, художественный руководитель театра наций. Родился в посёлке Светлый. Играет в театре-студии Олега Табакова, снялся в фильмах «Мусульманин», «Идиот», «Апостол», «Ликвидация», «Утомлённые солнцем-2» и др.; 

  15. Александр Михайлов — артист, 10 лет работал в театре драмы, ныне артист Малого театра, снялся в фильмах «Любовь и голуби», «Мужики», «Змеелов», «Одиноким предоставляется общежитие», «Белый снег России» и др.; 

  16. Валентина Мухина-Петринская — писательница для детей и юношества, написала произведения «Смотрящие вперёд», «Обсерватория в дюнах», «Корабли Санди», «Встреча с неведомым»; 

  17. Николай Палькин — саратовский поэт, публицист, его стихи прозвучали на нашей встрече, на его стихи написаны песни; 

  18. Василий Разумовский, хирург, первый ректор Саратовского императорского университета (университет был основан в 1909 году с медицинского факультета); его имя носит медицинский университет; 

  19. Марина Раскова — лётчица, в годы Великой Отечественной войны сформировала 3 женских авиационных полка на территории нашей области; её имя носит улица в Саратове и Энгельсе; 

  20. Лидия Русланова — исполнительница русских народных песен; 

  21. Геннадий Сарафанов — космонавт; 

  22. Николай Семёнов — химик, получил Нобелевскую премию за открытие цепных реакций; 

  23. Леонид Сметанников — солист театра оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского, исполнитель народных и эстрадных песен; 

  24. Пётр Столыпин — губернатор Саратовской губернии в 1903-1906 годах; его имя носит институт управления; 

  25. Олег Табаков – воспитанник театра «Молодая гвардия» при городском Дворце пионеров, ныне руководитель Московского художественного театра имени Чехова, знаменитый актёр, снялся в 120 фильмах, озвучивал мультфильмы; 

  26. Василий Татищев — первый русский историк, сподвижник Петра Первого; его именем назван посёлок; 

  27. Алексей Толстой — писатель, родился в Николаевске, ныне г. Пугачёв, написал произведения «Детство Никиты», «Приключение Буратино», «Аэлита», «Граф Калиостро», «Хождение по мукам», «Пётр Первый» и др.; 

  28. Фёдор Углов — хирург, выпускник нашего университета, прожил до 104 лет, почти до конца дней оперировал; 

  29. Константин Федин – писатель, написал романы «Города и годы», «Необыкновенное лето», «Первые радости», «Похищение Европы», по некоторым произведениям поставлены фильмы («Города и годы»); в Саратове есть музей Федина; 

  30. Сергей Филиппов — известный артист, снялся более чем в 100 фильмах, наибольшую известность ему принесли комедийные роли: лектор в «Карнавальной ночи», Киса Воробьянинов в комедии «12 стульев», шведский посол в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»; 

  31. Николай Чернышевский — революционер-демократ, народник, автор романа «Что делать?»; его именем назван Саратовский Государственный университет, улица, театр опера и балета, функционирует дом-музей; у сада Липки стоит памятник Чернышевскому работы скульптора Кибальникова; 

  32. Альфред Шнитке — композитор, родился в Энгельсе, автор симфонических произведений, опер и балетов, написал музыку к кинофильмам «Белорусский вокзал», «Экипаж», «Вызываем огонь на себя» и др.; его имя носит Саратовская областная филармония; 

  33. Павел Яблочков — электротехник, изобретатель системы освещения; его имя носит улица, колледж радиоэлектроники; 

  34. Олег Янковский — артист, учился в театральном училище им. Слонова, работал в драмтеатре, снялся в фильмах «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо» и многих других, был артистом театра Ленком. 

Итоги викторины.

5.Заключение
Когда приходит вечер долгий,

Я слышу песни там и тут.

Но как поют у нас на Волге,

Нигде, пожалуй, не поют.

Вот кто-то первый начинает,

За ним старается другой,

И мчится тройка почтовая

По Волге-матушке зимой.

Иль заиграет в песне буря

Иль на луга падёт туман,

Иль брови чёрные нахмурит

Всё тот же грозный атаман.

(Н.Е.Палькин) 

Звучит то радость, то тревога,

То заклинанье, то мольба,

И песня льётся, как дорога,

И песня льётся, как судьба.

И чьё-то сердце всколыхнётся,

И повторит напев родной,

И непременно отзовётся

На песню чистою слезой.

Когда приходит вечер долгий,

Я песни слышу там и тут.

Но как поют у нас на Волге,

Нигде, пожалуй, не поют.

Звучит песня «МОЯ губерния»

Олег Газманов – Гимн Саратова

Русский город на матушке Волге
Весь в сиреневой пене весной
Расцветает в Поволжье раздольном
Мой Саратов, мой город родной.
Институты, театры, музеи
В окружении светлых церквей,
Продолжается поступь столетий
От начала до нынешних дней.

Припев:

Саратов – Волга плещет волной,
Саратов – расцветает весной,
Саратов – с Соколовой горы
Голос предков летит над тобой.

Не забудем над Волгой закаты,
Плеск волны в тишине о причал,
Как на фронт уходили солдаты,
Как Саратов бойцов провожал.
Не сломили пожары и войны
Русский дух, сохраненный в церквах,
Возвратились не все наши воины,
Но Саратов остался в веках!

Вот наступят весенние ночи,
Город будет сиренью дышать,
И девчонки опять, между прочим,
Всем парням будут спать не давать.
Пусть всегда пахнет хлебом Поволжье,
Рыбой полнится Волга-река,
Пусть стоит русский город Саратов
На века, на века, на века!

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Знамение религиозный праздник
  • Знамение пресвятой богородицы праздник 10 декабря поздравления
  • Знамение праздник церковный что означает
  • Знамение праздник церковный пресвятой богородицы когда
  • Знамение праздник церковный когда празднуется