Золотая россыпь русского фольклора сценарий

Классный час "Фольклор- душа народная"направленна воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фоль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«мамлейская основная школа»

Методическая разработка классного часа

«Фольклор-душа народная»

Выполнила:

классный руководитель 1,3 класса

Костюшова С.Ю

Мамлейка

2022

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники — это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.

Целевая аудитория: обучающиеся 1,3 класса

Форма проведения: классный час

Цель: Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта, через фольклор.

Задачи:

Образовательные задачи:

— расширить кругозор обучащихся о малых жанрах русского фольклора

— показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках

— обогатить речь учащихся с помощью различных жанров фольклора

-учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения

— учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений устного народного творчества.

Развивающие задачи:

— развивать познавательный интерес к традициям русского народа

— развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции

— обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора

— развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение

Воспитательные задачи:

-прививать детям любовь к фольклору

-приобщать к народным традициям русского народа

— воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма

— воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе

Педагогические технологии:

— коллективное творческое дело

— игровая технология

-проблемное обучение

-коммуникативное обучение

-здоровьесберегающие

— личностно-ориентированная технология

Методы и приёмы:

— чтение и анализ притч, русских народных сказок, басен, небылиц, русских народных пословиц и поговорок

— отгадывание загадок

— разучивание подвижных сюжетно — ролевых игр

— этические беседы

— наблюдение

— экскурсии

— элементы театрализации

— поисковый метод

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап

— Определение цели, задач и значимости классного часа

— Определение формы, методов и приёмов классного часа

-Изучение, анализ и подбор необходимого материала.

— Разработка сценария классного часа

— Разучивание русских колыбельных песен, русской народной песни «Как за нашим за двором»

-Повторение с детьми загадок, пословиц, поговорок, разученных ранее

потешек, закличек, небылиц.

-Чтение русских народных сказок.

— Сбор предметов старины для классного часа

— Оформление уголка «Предметов старины»

— Оформление классной комнаты к мероприятию

— Оформление выставки «Мир русского фольклора»

Оборудование:

  • запись песен к празднику

  • русские народные костюмы

  • мультимедийное оборудование

  • компьютер

  • конверты с заданиями

  • корзиночка.

Ход классного часа:

ВСТУПЛЕНИЕ (2 мин)

Звучит минус песни «Россия»» (1куплет)

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Кл. руководитель: Есть у русского народа «живой цветок», ко­торый сказки сказывает, потешает, поёт, развле­кает, веселит и учит.

Приглашаю вас, ребята, в путешествие. В пути вы будете находить лепестки этого волшебного цветка.

Большую корзину с собой мы возьмем,

В нее мы положим песенок связку,

Потешки, былины, загадки, стихи,

Всего понемногу, что знаете вы.

Подарим друг другу частичку добра,

Радости, счастья,

В дорогу, друзья!

Кл. руководитель: А кто из вас догадался, что это за чудесный цветок?

Дети: устное народное творчество.

Кл. руководитель: Правильно. А как ещё можно назвать УНТ?

Дети: фольклор.

Кл. руководитель: Какая же тема нашего классного часа?

Кл. руководитель: Тема нашего классного часа «Фольклор — душа

народная».

Кл. руководитель: Какая цель классного часа?

Дети: Сегодня мы вспомним произведения фольклора.

Кл. руководитель: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о событиях старины, о жизни наших предков, вспомнить обычаи, традиции и культуру русского народа. Помогут нам в этом жанры устного народного творчества.

Кл. руководитель: Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?

Дети: Он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Кл. руководитель: Произведения фольклора есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая из поколения в поколение.

Первый лепесток. Песни. (5 мин)

Кл. руководитель: Чтобы открыть первый лепесток волшебного цветка, вам надо отгадать слово. (Ученики из букв выкладывают слово — Песни)

Много у каждого народа колыбельных, хо­роводных, свадебных и других песен. Эти песни живут в народе мно­го-много лет. В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости; в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе становилось светлей.

Самыми добрыми и ласковыми были колыбельные песни.

(слушают куплет песни «Баю-баюшки баю, не ложися на краю»

Это песни, которыми убаюкивают ребенка, слова в них ласковые, певучие. В них сохранились элементы оберега-заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил. Наши предки верили, что если малышу приснится что-то плохое, то в реальной жизни это событие никогда уже не повторится.

Кл. руководитель: А какие колыбельные песни знаете вы?

1.Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука, за сарай,

Маше спать не мешай!

2. А баю, баю, баю,

Лежит Ваня на краю.

Прибежал волчок,

Схватил Ваню за бочок,

Утащил его в лесок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт

Прямо Ванечке в роток.

3. Киса, кисонька, коток,

Киса — серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Кл. руководитель: Русский народ славится своими народными песнями. Это песни, которые все поют, но никто не знает автора. Ребята, давайте и мы споем народную песню

«Как за нашим за двором»».

1. Как за нашим за двором,

Как за нашим за двором,

За двором, за двором,

За двором, за двором.

2. Растёт травка шелкова,

Зелёная мурава,

Мурава, мурава.

Мурава, мурава.

3. По той травке Маша шла,

По той травке Маша шла,

Маша шла, Маша шла.

Маша шла, Маша шла.

4. А за нее Ваня шёл,

А за нею Ваня шел
Ваня шёл, Ваня шёл.

Ваня шел, Ваня шел

5. Кричит: “Маша, ты моя!

Кричит: “Маша, ты моя!

Ты моя, ты моя!”

Ты моя, ты моя!”

6. “Нет я, Ваня, не твоя!

Нет я, Ваня, не твоя!

Не твоя, не твоя!

Не твоя, не твоя!

7. Родимого батюшки!

Родной своей матушки,

Матушки, матушки
Матушки, матушки!”

8. За двором, за двором.
За двором, за двором (2 раза)

Кл. руководитель: Вот и первый лепесток появился у нашего цветка.

Второй лепесток. Потешки.

Кл. руководитель: Чтобы отгадать следующий лепесток, надо из слогов КА ТЕШ ПО сложить слово. (Ученики из набора слогов выкладывает слово – ПОТЕШКА)

Кл. руководитель: Что такое потешка?

Дети: Потешка (прибаутка) — маленькое весё­лое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.

Кл. руководитель: Самые первые игры для детей-потешки. Это песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками, ножками малыша. Давайте обыграем одну потешку.

— Ладушки, ладушки!

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Пили простоквашку.

Попили, поели,

Домой полетели —

На головку сели,

Ладушки запели.

Кл. руководитель: Вспомните, какие потешки знаете вы.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку.

Выкупала Ваньку

Посадила в уголок.

Дала сладкий пирожок.

Кл. руководитель: В старину собирались люди на посиделки позабавиться да потешиться.

Дети инсценируют потешки:

1. — Фома, что из леса не идешь?

— Да медведя поймал!

— Так веди его сюда!

— Да он не идет!

— Так сам иди!

— Да он не пускает!

2. — Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Можно зашить?

— Иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Да один ворот остался.

3. -Сынок, сходи за водицей на реку.

-Брюхо болит.

— Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.

Кл. руководитель: Родители в разговоре с маленькими детьми используют присказки, потешки. Я вам даю карточку с присказками, вам нужно определить к какой ситуации она подходит

Кл. руководитель: Выберите присказку к ситуации:

1. такая ситуация – у ребенка заболел пальчик.

2. ситуация – ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно поругать.

3. ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы.

2.Не ходи за селом,

Там Яга с помелом.

Не ходи вопотьмах –

Ходит страх во кустах.

3.Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка

Кл. руководитель: От потешек дети становились послушными. Второй лепесток появляется у нашего цветка.

Третий лепесток. Заклички.

Кл. руководитель: Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное.

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Кл. руководитель: Каждая закличка содержит просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы.

Кл. руководитель: К кому были обращены заклички?

Дети: Заклички — песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.

Кл. руководитель: У наших предков была сильная связь с природой. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы.

Например, в засушливое лето наши предки призывали дождик.

Дождик, лей, лей, лей,

Никого не жалей —

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки

И зеленые листочки!

Сейчас на улице весна. Давайте и мы произнесем весеннюю закличку.

Повторяйте за мной каждую строчку.

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним пришел апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Кл. руководитель: А на цветке появляется третий лепесток.

Четвертый лепесток. Приговорки.

Кл. руководитель: — К закличкам примыкают приговорки — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Кл. руководитель: Какие вы знаете приговорки?

1.Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной.

2.Улитка, улитка, покажи рога –

Дам тебе за это кусок пирога.

Кл. руководитель: И приговорки оказались на цветке.

Пятый лепесток. Считалки.

Кл. руководитель: Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю?

Шла бабка с заморья,

Несла кузовок.

В том кузовочке

Лежали грибочки,

Кому — гриб,

Кому — два,

А тебе, дитятко,

Весь кузовок.

Кл. руководитель: Правильно, это считалка.

Дети: Считалка (счёт, пересчёт) — это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

Кл. руководитель: Для чего сочиняли считалки?

Дети: Счетом решали, кому водить.

Кл. руководитель: Кто знает считалки?

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

Кл. руководитель: Давайте встанем в круг и посчитаемся, выберем водящего для игры)

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

Кл. руководитель: Собирайся детвора, ждет вас русская игра!

Ведущий: Вы ж, детишки, не зевайте, все за мною повторяйте.

Ритмическая игра «Маланья»

У Маланьи у старушки,

Жили в маленькой избушке (Поднимают руки над головой, соединяют кончики пальцев – «домик».)

Семь сыновей, (Разводят руки в стороны.)

Все без бровей. (Пожимают плечами.)

С такими ушами, (Приставляют растопыренные ладони к ушам – «уши».)

С такими глазами, (Соединяют большие и указательные пальцы рук, приставляют к глазам –«глаза».)

С такой головой, (Поднимают руки над головой, соединяют кончики пальцев – «голова».)

Эх! (Машут рукой.)

Ничего они не ели, (Складывают руки перед грудью.)

Друг на друга все глядели, (Кладут подбородок на кулаки.)

Делали вот так, (Машут правой рукой.)

Эдак и вот так. (Машут левой рукой.)

Давайте этот лепесток добавим к цветку.

Шестой лепесток. Пословицы.

Кл. руководитель: Повеселились, но …. Делу — время, потехе — …

Дети: час

Кл. руководитель: говорит русская (что?)

Дети: пословица.

Кл. руководитель: Что такое пословица?

Дети: Пословица — произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость.

Кл. руководитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. В народе говорят: “Речь без пословицы –

всё равно, что еда без соли”, «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

А сейчас поиграем в игру — «Доскажи пословицу».

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

«Без труда не вынешь……»

«Человек без друзей, что….»

«Сам погибай, а……..»

«Нет друга ищи, а………»

«Семь раз отмерь …»

«Поспешишь …»

«Ум хорошо …»

«Дело мастера …»

«Друзья познаются …»

Кл. руководитель: Молодцы! Заработали лепесток.

Седьмой лепесток. Загадки.

Кл. руководитель: Ребята, отгадайте следующий лепесток.

Опишу я вам предмет,

Угадайте, дав ответ.

Я сама же жду разгадки,

Потому что я…(загадка)

Загадки — любимый жанр фольклора у детей и взрослых. В старину люди часто не называли предмет, а описывали его. Так родилась загадка. Это одна из особенностей русской речи. Загадка развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.

Кл. руководитель: Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу

Отгадаешь, приз получишь, а не отгадаешь – штраф плати.

Дети отгадывают загадки

Штраф

1.В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай…

2.Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку.

3.Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.

4.А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.

5.В другой раз загадку отгадай, а сейчас собачкою полай.

6.Не печалься, что загадку забыл, мы хотим, чтобы ты зайкой был.

7.Чтоб в другой раз глазами не хлопал, нужно громко потопать.

1. Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. (Хлеб).

2. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

3. В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

4. Сама не ест, а всех кормит (ложка)

5. То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

6. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

7. Рядом разные подружки.

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Матрешка -это символ материнства и семьи. В этом году матрешке исполняется 100 лет.

Кл. руководитель: Молодцы! Добавляем еще лепесток.

Восьмой лепесток. Сказки.

Кл. руководитель: А у меня еще одна загадка для вас:

Что такое «ложь с намёком»

и для всех людей «с уроком»?

Кл. руководитель: Конечно, это сказки!

— А. С. Пушкин заметил:

«Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок»

Кл. руководитель: Ребята, кто знает какие бывают сказки?

Дети: Волшебные, бытовые, о животных.

Кл. руководитель: Назовите о какой сказке идет речь?

1. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня! («Гуси-лебеди»)

2. А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок («Маша и медведь»)

3. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться.

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца («Сестрица Алёнушка…»)

4. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра! («По щучьему велению»)

5.Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

6.Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался («Сивка-бурка»)

Кл. руководитель: Молодцы, ребята, это был последний лепесток.

Заключение (5 мин)

Классный руководитель: Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня?

Как называются одним словом все эти произведения? (фольклор)

Игра «Знаю-не знаю»

Классный руководитель: Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ.

(Учитель зачитывает отрывок, ученики называют жанр фольклора)

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно вёдрышко.

закличка

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

сказка

Семь раз отмерь, один отрежь.

пословица

Во поле берёзка стояла,

Во поле кудрявая стояла.
Ой, люли, стояла,
Ой, люли, стояла!

песня

Золотое коромысло
Над рекою повисло.

загадка

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка-на кошке,

По кривой дорожке.

потешка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,

Мимо града.
Кто поднимет,

Тот и выйдет.

считалка

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

«Ах, какая наша пчелка работящая!»

приговорка

Кл. руководитель: Сегодня мы побывали в удивительном мире народной мудрости – мире фольклора. Нам еще многое предстоит узнать о фольклоре, рамки классного часа не позволили нам поговорить о былинах, небылицах, дразнилках, скороговорках.

Фольклор создается народом, поэтому можно смело сказать, что фольклор – это душа народа! Мы должны помнить и чтить традиции наши и передавать будущим поколениям!

Изучайте русский фольклор, ваша речь станет богаче, фольклор учит человека мудрости, пронесите любовь к устному народному творчеству через всю свою жизнь.

Звучит минус песни «Россия»» (1куплет)

Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло.

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего…

Забавы русские, они и нынче в моде

Фольклор, частушка и конечно хоровод,

Пока живёт традиция в народе,

Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт!

Музыкальный экспромт (с ложками)

Наше путешествие подходит к концу. А вот какое у вас настроение, после нашего классного часа, я сейчас сама узнаю!

Букет «Настроения»

— Если у вас весёлое настроение прикрепите на доску красный цветок, если грустное – жёлтый цветок. (Звучит минус русской народной песни)

Спасибо, ребята за вашу активность, за ваши улыбки и отличное настроение. За хорошую работу, подарю вам леденец на палочке. Вот такие петушки можно было встретить в старину на ярмарках.

Благодарю всех. До новых встреч!

МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Ключи»

Детский фольклорный праздник

«Слов русских золотая россыпь»

Автор: Горох Надежда Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы

села Ключи Лысогорского района

 Саратовской области.

Д. тел. 3-46-97.

2008 год.

Цель: Знакомство с поэтической культурой русского народа, с фольклором.

Содержание праздника: 

1. Рассказ о древних славянах и их вере.

2. Рассказ-комментарий о поэтическом своеобразии фольклорных жанров.

3. Мифы, сказки и т.д.

4. Игры.

5. Русский народный танец.

Оформление:

1) Творческие работы учащихся: рисунки с изображением русских кокошников; мужской и женской одежды.

2) Выставка предметов народного искусства: посуда, старые ткани, вышивка, кружево.

Ведущий 1. Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!

                     Весёлья вам да радости!

                     Давно мы вас поджидаем,

                      Праздник не начинаем.

Ведущий 2. У нас для каждого найдётся и местечко и словечко,

                     Припасли мы забавушек на всякий вкус!

                     Кому — правда, кому — сказка, кому — песенка!

Ведущий 1. Стоит церковь:

                      из оладей складена,

                      блином покрыта,

                      калашны запорки,

                      шанежка — дверь.

                      Я догадался, шанежку-дверь разломил,

                      Калач укусил, сам себя пропустил.

Ведущий 2. Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение старинной одежды, женских головных уборов-кокошников с их удивительной символикой, старинных рисунков орнаментов, передающих нам мир живой русской природы.

                 (Учитель проводит экскурсию).

Ведущий 1. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в котором столько поэзии и красоты.

Ведущий 2. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество. Мы приглашаем всех войти в поэтический мир русской народной словесности, чтобы побольше узнать о национальной культуре нашего народа. Сегодня у нас праздник народного словотворчества!

Учитель: Русское народное поэтическое творчество своими корнями уходит в далёкое прошлое, связанное с жизнью наших предков — древних славян. А какими они были? Об этом нам могут рассказать и древние летописи, и труды историков.

   Историки единодушно изображают древних славян добрыми, сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смертельной опасности, они бросали прямо на врагов, с пленными обращались дружелюбно, отличались редким гостеприимством. Славянин, выходя из дома, отворял двери отворённой, а также пищу предназначенную для странника.

  Славяне очень любили играть на музыкальных инструментах — волынке, гудке, дудке, гуслях.  Любили пляски, игры, стихотворство.

  Древние славяне поклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами. Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог неба. Бог неба назывался Сварог, а бог солнца — Ярило.

Ведущий 1. Своё представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразили в легендах и мифах.

Чтец: «Миф о солнце» (отрывок).

 Ведущий 2. «Русская земля» (песня-слава).

Чтец: О светло светлая

 И украсно украшена

 Земля русская!

 И многими красотами

 Удивлена еси,

 Озери многими

 Удивлена еси.

 Реками и кладезями

 Месточестными,

 Горами крутыми,

 Холмы высокими.

 Дубравами частыми

 Зверями различными

 Птицами бесчисленными,

 Городы великими,

 Селы дивными.

 Всего еси исполнена

 Земля Русская,

 О правоверная

 Вера христианская!

Ведущий 1. С верой христианской шли русские люди на великий труд, и на великую битву, и на казнь.

Чтец: М.Ю.Лермонтов «Молитва» (чтение сопровождается тихой мелодией).

Учитель: Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, и в древнерусском тексте, и и в стихотворении поэта. Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор —  особое творчество. Фольклор — это написанная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны, но создавали их люди с тонким вкусом. Первые фольклорные произведения мы слышим в самом раннем детстве. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от колебать (колыхать, качать). Отсюда и слова колыбель, коляска.

Ведущий 2. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Саратовской области.

( 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но душевно).

                                       (Песни прилагаются.)

Ведущий 2. А кто из вас не знает народную игровую песню «Сорока — белобока»? Вспомните, как мама или бабушка водили пальчиком по вашей ладошке и проговаривали:

         Сорока-сорока!

          Где была?

               ( Ведущий просит продолжить песню).

Учитель: Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики — разговоры. Прибаутки и небылицы всегда весёлые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

                ( Выступает фольклорный ансамбль).

                (Пение сопровождается притопыванием).

Хор: Коза — дереза

         На базаре была

         Купила косу за свою слезу.

         Побежала мостом, киваючи хвостом

         Ты, коза — дереза,

         Лубяные глаза,

         На что тебе коса?

Солист: Сено косить

Хор: А на что тебе сено?

Солист: Коровок кормить.

Хор: А на что коровки?

Солист: Молочко доить.

Хор: А на что молочко?

Солист: Пастухов кормить.

Хор: А где пастухи?

Солист: На войну пошли.

Хор: А где война?

Солист: Посреди гумна.

Тит, а Тит! Пойдём молотить

— Спина болит

— Тит, пойдём мёд пить!

— Дай поскорей шапку схватить.

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожёг.

— Зачинить можно?

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Да один ворот остался.

— Эй, Фома, что из леса не идёшь?

— Я медведя поймал!

— Так веди его сюда!

— Не идёт

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

( Участники развёртывают иллюстрации — раскладушку к небылице, выполненную на больших листах бумаги, и громко читают).

1. Ехала деревня мимо мужика.

2. Вдруг из — под собаки лают ворота.

3. Выскочила палка с бабою в руке.

4. И давай дубасить коня на мужике.

5. Лошадь ела сало, а мужик овёс.

Вместе: Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Танец «Сплетницы» в исполнении девочек 8 класса.

Учитель: В русском фольклоре загадки — весёлое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. Родились загадки давным-давно. Наши предки, пытаюсь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, петуха — голоногим, гром — туром. Из этой тайной речи и родились загадки. В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар, и млад. Кто-нибудь из стариков начинал загадывать, задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с  загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.

Ведущий.

Попробуйте и вы отгадать русские загадки и испытать себя.

— Что есть у всех? (Имя)

— Сидит баба на юру, ноги свесила в реку.  (Мельница)

— Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)

— На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

— Голубой платок, красный колобок

  По платку катается, людям усмехается.  (Солнце и небо)

Учитель.

Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто. И выговорить нелегко — язык сломаешь! Ну-ка, кто из вас повторит скороговорку? Выходи к гостям.

 — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

 — Бык тупогуб, у быка губа тупа.

 — Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

 — Иван-болбан молоко болтал, да не выболтал.

Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню

«А  я по лугу…»

 (На сцене установлена скамья. На ней 2 девочки, исполняющие роль  

                        сказительниц, звучат докучные сказки).

                                           Докучные сказки.

Жили- были два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли с начала?

Учитель.

Как понимать слово докучные? Докучать — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца. Но мы остановим наших сказительниц и покажем, что такое русские детские словесные игры: игра-поддевка и шутка-балагурка. (Обращается к гостям).

   Повторяйте за мной.

-Я пойду в лес.

— И я.

— Найду осину.

— И я.

— Выдолблю корыто.

— И я.

— Налью помои.

— И я.

— Свиньи будут есть.

— И я.

Ведущий.

Наш праздник подходит к концу. В заключение приглашаем всех в веселый хоровод.

Приложение.

Колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Во серебряный борок.

Баю-баюшки-баю,

В огороде петушок

Ване спать не дает.

Ване спать не гулять-

Только глазки закрывать.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Таню не буди.

Баи-баи-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Населенный пункт: Свердловская область, г. Серов

Русский фольклор-кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер.

Данная программа рассчитана не более 30-ти человек. Для проведения игр требуется большое пространство: целесообразно проводить в актовом или спортивном зале. Программа рассчитана на 30-40 минут. Чтобы проникнуться и прочувствовать быт и культуру русского народа, всем участникам предлагается придти в русских народных костюмах или в различных элементах костюма.

Цель:

1.Знакомство обучающихся с фольклором русского народа

2. Формирование дружеских отношений между детьми в классе

Задачи:

1. Приобщать детей к культурному наследию своего народа

2. Вызвать интерес к творчеству народных умельцев

3. Воспитывать любовь и уважение к своей родине, культуре и традициям своего народа.

4. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.

5. Формировать умение работать сообща в парах, согласовывать свои действия в ходе игры.

6. Вызвать положительные эмоции детей от общения со сверстниками во время игр

Место проведения:

МАОУСОШ №27 г. Серов

Участники:

Обучающиеся 5 класса МАОУ СОШ№27 г. Серова

Предварительная работа

проведение классного часа, на котором рассказывается о художественных промыслах: Гжель, Городец, Хохлома, Жостова, Дымкова.

Оборудование и оформление:

Оборудование:

— мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)

— колонки

— презентация

Наглядное оформление:

— костюмы скоморохов

— книги о русском фольклоре

— рисунки с примерами росписей: Гжель, Городец, Хохлома, Жостова, Дымкова

Музыкальное оформление:

— «Выход скоморохов. Народный русский танец»

— «Плясовая»

-«Барыня»

— «Пусть всегда будет солнце»

Реквизит:

— жостовские подносы

— маска поросенка

— шарики

— дымковские игрушки

— обручи

— ложки деревянные

— карточки с заданиями для скомороха

игровое поле для подсчета баллов

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

  1. Организационный этап

Звучит музыка, дети проходят в зал. Рассаживаются на стулья. Появляется ведущая.

  1. Ход мероприятия

Приветствие

Объявление темы досугового мероприятия

Театрализованное представление, которое проходит на протяжении всего праздника.

Игры:

— «Поросячие бега»

— «Петушиные бои»

— «Эквилибристы»

— «Царь и работники»

— Танец «Барыня»

  1. Заключительный этап

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Дети проходят в зал, рассаживаются на стулья. На экране слайд «По страницам русского фольклора»

Ведущая:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.

— Скажите, ребята, а какие вы знаете национальные ценности?

(ответы детей)

Ведущая:

Хорошо! А какие русские праздники вы знаете?

(ответы детей)

Ведущая:

А теперь ребята, загадаю вам загадки,

Сяду рядышком я с вами

Кто смышленей погляжу …

1. В небе дыра, в земле дыра,

А в середине огонь, да вода. (самовар)

2. Зелененький,
Маленький,
По полу елозит,
Себя не занозит.
Обежал весь теремок
И опять встал в уголок. (Веник)

3. Серебряные нити

Сшивают землю и небо. (Дождь)

4. На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет. (Эхо)

5. Выгляну в окошко:
Лежит долгий Антошка.
Кабы он встал —
До неба достал;
Сам не ходит,
А других водит. (Дорога)

6. В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)

Ведущая:

Молодцы! Давайте начнем нашу игровую программу «По страницам русского фольклора». А сопровождать нас будут скоморохи Фома да Ерема!

Звучит «Выход скоморохов. Народный русский танец». Выбегают скоморохи с бубнами.

Скоморох:

Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!

Скоморох:

Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.

Скоморох:

В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

Скоморох:

Скуку да хандру разгоняющих,

Скоморох:

Острое слово любящих,

Скоморох:

На дудках играющих.

Скоморох:

Бегом, скорее, все сюда!

У нас веселая игра!

Ведущая:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Скоморох:

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали.

Что за синие просторы!

И картины, и узоры.

Скоморох:

Хохлома, Хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда –

Золотая вся посуда!

Скоморох:

На подносе из металла

Я цветы нарисовала.

Россыпь маков, лилий, роз.

Вышел жостовский поднос.

В презентации показываются изделия народных умельцев.

Ведущая:

Ай да мастера молодцы! Но не надо забывать, что наши люди славились не только своим трудолюбием. Но и умением веселиться сами и веселить своих гостей.

Скоморох:

В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!

И для вас сейчас игра, поросячие бега.

Проводится игра поросячьи бега. Дети делятся парами. Один из них надевает маску поросенка (в маске ничего не видно), второй из пары дает указания, куда нужно идти, дойдя до назначенного места, дети меняются местами. Звучит музыка «Плясовая».

Ведущая:

А сейчас давайте вспомним, какие бывают виды устного народного творчества.

На экране появляются зашифрованные слова. Обучающиеся должны назвать вид устного творчества.

1. П . . . Ш . И (потешки)

2. З . . А . . И (загадки)

3. П . . . И (песни)

4. ЧА . . . . . . И (частушки)

5. П . . . . . . ЦЫ (пословицы)

6. СК . . . . . . . . . . . И (скороговорки)

7. П . . . . . Р . И (поговорки)

8. Б . Л . . Ы (былины)

9. С К . . . И (сказки)

10. СЧ . . . . . И (считалки)

Скоморох:

А теперь и со мной поиграйте!

Проводится игра «Петушиные бои». Участвует пара детей. Они встают в круг (обруч), поднимают правую ногу назад и, держа её рукой, стараются вытолкнуть противника за круг. Участвуют все желающие.

Скоморох:

Расступись честной народ

Не пыли дорожка.

Ведь веселье к нам идет

Погулять немножко.

Скоморох:

Ждет вас здесь и сейчас,

Веселой потехи час.

Игры и аттракционы,

Собирайтесь чемпионы.

Скоморох:

Скорее к нам спешите

Свою ловкость покажите

Проводится игра на ловкость. Ребята делятся на две компанды, им выдаются жостовские подносы и воздушные шарики. Задача пройти до указанного места и обратно неся шарик на подносе и не уронив его. Побеждает та команда, которая закончит первая.

Скоморох:

Сегодня не может быть скуки.

Вас ждет развеселое представление,

Всевозможные были и небылицы.

Скоморох:

Каждый, кто хочет

Поет и хохочет.

Веселится, как в старь.

Не ради денег, не ради славы,

А для потехи и для забавы

Так давайте посмотрим

Кто сильнее в «Перетяжки»

Скоморохи играют в игру «»Перетяжки». На пол кладут длинную ленту. Дети делятся на две команды и встают вряд этой ленты напротив соперника, так что бы образовались пары с соперниками, и берутся за руки. По сигналу «тяни» каждый старается перетянуть противника на свою сторону, за черту. По сигналу «Стоп» все останавливаются. Те дети, которых перетянули за черту, становятся игроками другой команды и сражаются уже за нее. Можно образовать новые пары или держаться сзади друг за друга вдвоем (втроем и т. д.) перетягивая соперников на свою сторону. Победившей командой становится та сторона, на которой к моменту окончания игры оказалось больше игроков или же в команде противников не осталось ни одного игрока.

Скоморох:

Спешите видеть! Спешите попасть!

Веселитесь от чистого сердца и всласть!

Ведущая:

А сейчас мы поиграем в интересную игру

Русскую народную, очень пригодную.

Скоморохи играют с ребятами в русскую народную игру «Царь и работники». Ребята объединяются по 2-3 человека, подходят к царю и пантомимой показывают, какую работу они умеют выполнять. Если царь угадывает, то он берет их в работники. Если — нет, то работники уходят, а все хором говорят: «Не догадался, без работников остался!»

Скоморох:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Дети танцуют «Барыню», повторяя движения за скоморохами. Звучит песня «Барыня».

Скоморох:

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто — то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот победу себе непременно принесет.

  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Ведущая:

Что бывало – миновало,

Отшумела старина.

Нынче песенки иные

И иные времена.

Скоморох:

Песни, пляски и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Развеселый вышел пляс

Здесь на празднике у нас!

Скоморохи приглашают детей спеть всем вместе финальную песню «Пусть всегда будет солнце». Текст песни на экране.

Ведущая:

Вот и солнце закатилось,

Наше мероприятие завершилось!

Скоморох:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям! (Скоморохи провожают детей. Звучит музыка.)

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Русская культура. С древнейших времён до наших дней / В. М. Соловьёв. – Москва : Белый город, 2004. – 736 с.

2. Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки / собр. и обраб. Г. М. Науменко; ил. Г. Алимова. – Москва : Издательство Астрель : Издательство АСТ, 2004. – 175 с. : ил. – (Хрестоматия школьника).

3. Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996.

4. https://www.liveinternet.ru/users/4024870/post352089549/

пп

Этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Методические

рекомендации

1

Организационный момент

-Здравствуйте, уважаемые члены кружка «В мире слов»! Я рада видеть Вас сегодня, думаю, что наша встреча принесёт нам радость общения друг с другом!

Дети приветствуют друг друга. Эмоциональный отклик

1мин.

 

2

Мотивационный настрой

Послушайте музыку и попытайтесь нарисовать образно картины, которые навеяла эта музыка.( Звучит народная музыка. Игра на гуслях)

Читаю стихотворение

РАЗГОВОР СО СТАРЦЕМ

Свежий ветер мой сон будоражит.

Божья птица нависла стеной,

Быстро, быстро, как будто взлетая,

Машет крыльями над головой.

Я не слышу её мощных взмахов,

Но моя её видит душа,

Она помнит её с прошлых жизней

И стоит перед ней, чуть дыша.

Я боюсь, вдруг исчезнет виденье.

Это чудо – Народ мой живой,

Словно щит распластал в небе крылья

И молитву творит надо мной.

-Какие картины вы представили?

Слушают музыку и стихотворение

Эмоциональный отклик

3мин.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки

в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Актуализация знаний

На доске даны слова: «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»,

 ??? Давайте попробуем объяснить каждое слово в нашей теме.

Золотые – ценные, важные, дорогие, полезные

Россыпи – много, изобилие

Народной – создано народом, простым человеком

Мудрость – опыт, знание.

Какой вид творчества отражает народную мудрость?

-Что является ярким отражением народной мудрости, какой жанр устного народного творчества?

И все эти слова  очень точно отражают суть пословиц и поговорок.

Как вам хочется назвать тему нашего занятия?

Читают слова на доске и дают им объяснения слайд № 6

Высказывают свои мысли

«ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ

НАРОДНОЙ

МУДРОСТИ»,

5мин

 
 

Планирование и принятие учебной задачи

Давайте рассмотрим слова ПОСЛОВИЦА   и ПОГОВОРКА  с точки зрения их состава.

Делаем вывод – обе они рождены в устной речи. Термины «пословицы» и «поговорки» — русские. Их связь с корнями слов «говорить», «говор», «слово» свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Общая характеристика пословиц и поговорок

!!!! Какие определения пословиц и поговорок вы нашли ? 

Определение В.И Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение. Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность В. И. Даль так определял

этот жанр: «Пословица — краткое изречение, поученье, более в виде притчи,

иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1,

с.18). Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание,

но без притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20).

Слайд №7

Работа со словарями

Слайд №8,9,10

Работа по слайдам

11,12,13

11мин

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Применение открытого способа для решения учебно-практической задачи

В.И.Даль был первым составителем сборника пословиц и поговорок

-Что же такое пословица и поговорка?

1. Определение и анализ пословиц и поговорок

Пословица — это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Пословица — это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. 

Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: «Молодо-зелено, а погулять велено»; «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»; «Чем черт не шутит, когда Бог спит».

Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: «Поговорка — цветочек, а пословица – ягодка»

— Какова тематика пословиц и поговорок?

 ТЕМАТИКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК?
Данные пословицы и поговорки отражают основные аспекты, стороны жизни  человека, передают  накопленный веками опыт, учат уму-разуму, дают правильное представление о жизни, закладывают фундамент нравственности.  

 «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки…

Напрасно думать, что эта литература была лишь
плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической
памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66,
с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора

4. Где мы можем использовать пословицы и поговорки?

!!!!!!!!!!!!!!!!!!Без пословицы речь не молвится!!!!!!!!!!!!!!! 

Многие из нас говорят стандартно, невыразительно, а порой и безграмотно. «Хромое слово – хромая речь», — так гласит русская пословица. А ведь есть живая и прекрасная, могучая и гибкая речь, есть пословицы!

Практическая часть

Смотрят отрывок из мультипликационного фильма и из дополнительной литературы и используя свой социальный опыт подбирают пословицы и поговорки

Вывод : Пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной.

А для того, чтобы речь таковой стала, надо знать много пословиц и поговорок.

Конкурс для творчества в свободное время

Вспомни пословицы о следующих предметах(вода, дом, добро и зло, учеба)

Слайд 14

Отвечают на вопросы

Работа по слайдам презентации

Слайд № 15- 22

Слайды №23-28

Практическая часть

Работая в парах дети к каждой ситуации подбирают пословицу или поговорку

Слайд № 29-30

10мин

10мин

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из источников, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать

выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться в словаре

7. Находить ответы на вопросы.

Познавательные УУД

1.Обобщать и классифицировать по признакам.

 

Итоговый контроль

оценка деятельности

Итог.

Понравилось наше занятие?

Что вы узнали о пословицах и поговорках?

Для чего нужны пословицы и поговорки?

Какова основная тематика пословиц и поговорок?

Чему учат нас пословицы и поговорки?

Сегодня   на занятии кружка мы говорили об особенностях пословиц и поговорок,  их строении и  смысле, их роли в формировании нравственного кодекса человека.

Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью.

5мин

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную

рефлексию

 

Рефлексивный анализ деятельности

Какие качества помогли вам достичь поставленной цели? Какие качества мешали? Чем ты помог другим?

Анализируют процесс и результат деятельности

   

Цель: способствовать развитию у младших школьников монологической речи, внимательности, сообразительности, быстроты мышления, активности, обогащению словарного запаса.

образовательная: познакомить детей с новым понятием пословица, поговорка, учить находить отличия между понятиями, учить сравнивать их;

развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь уч-ся;

воспитательная: учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитание положительных качеств личности учеников; активности, воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа.

Оборудование : толковый словарь Даля, презентация, выставка книг с пословицами и поговорками

Регулятивные: уметь работать по заданному алгоритму, учить различать пословицы от поговорок;

Познавательные: научить самостоятельно находить пословицы и поговорки, учить применять их в своей речи;

Личностные: умение давать самооценку, анализировать что получилось, что нет.

Подготовила: Ташкинова Елена Анатольевна – учитель начальных классов.

Цели и задачи классного часа (урока):


  • привитие интереса к русскому народному
    творчеству и обычаям, традициям других народов;
  • мотивация школьников к изучению фольклора
    своей страны;
  • активизация досуга подростков, познавательной
    деятельности школьников.

Данная программа может послужить моделью для
нетрадиционного урока литературы.

Оборудование:


  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • жетоны с количеством очков;
  • секундомер.

Предварительная работа:

Классный руководитель (учитель) формирует
команды из учащихся или одного класса, или
разновозрастные. Участники знакомятся с
правилами игры, выбирают капитана команды.
Количество команд выбирает сам учитель.

Правила игры:

Путешествие происходит по шести станциям:
“Музыкальная”, “Народные праздники”,
“Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт
русского народа”, “Пословицы”. Участники по
очереди выбирают станцию и номер вопроса. На
обсуждение предлагается 30 секунд, после этого
даётся ответ. Если команда не отвечает, то
возможность ответить получает другая команда.

Описание классного часа (урока):

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень
рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы
поговорить об очень серьёзных вещах.

На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу
время – потехе час”. Русский народ умел
работать, защищать свою землю, но и умел хорошо
веселиться и отдыхать.

На сегодняшнем классном часе мы постараемся и
всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

Итак, начинаем!

Станция “Музыкальная”

100 — Как называется русский трёхструнный
щипковый инструмент? (Балалайка)

200 — Каким музыкальным инструментом владел
Садко? (Гусли)

300 — Как называли человека, исполнявшего музыку
на церковных колоколах? (Звонарь)

400 — Как называется самый популярный жанр
русской народной песни? (Частушка)

500 — Необычный музыкальный инструмент, похожий
на дудочку, заимствованный у рогатого скота?
(Рожок)

Станция “Народные праздники”

100 — На какой праздник особенно любили гадать
девушки? (Святки)

200 — Назовите самый короткий народный праздник
(Ночь на Ивана Купалу)

300 — Назовите время года, когда девушки
праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)

400 — Что представлял собой обряд “завивание
бороды”? (Украшение лентами последнего
несжатого снопа)

500 — Вокруг какого священного дерева объезжал
свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Станция “Народное искусство”

100 — Какие три главных цвета имеет хохломская
роспись? (Красный, жёлтый, золотой)

200 — Посватавшись к девушке, жених обязательно
дарил ей изделие собственной работы, которое она
брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)

300 — Когда мастера делали заготовку бересты? (В
период сокодвижения)

400 — Что такое колт? (Височная подвеска кокошника
или шапки)

500 — Какие самые популярные изделия русских
умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)

Станция “Русская кухня”

100 — Без какого продукта невозможен обед на Руси?
(Хлеб)

200 — Назовите самое главное угощение во время
древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

300 — Как назывался распространённый на Руси
тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

400 — Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)

500 — Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

Станция “Быт русского народа”

100 — Назовите самое распространённое на Руси
осветительное устройство. (Лучина)

200 — Какая обувь была самой распространённой в
Древней Руси? (Лапти)

300 — Назовите русский сосуд для питья вкруговую.
(Братина)

400 — Чем определялась длина полотенца в русских
семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

500 — Любимое узорчатое деревянное завершение
крыши русской избы. (Конёк)

Станция “Пословицы”

(Участники должны подобрать к
названной пословице русский аналог)

100 — “Бежал от дождя, попал под ливень”
(арабская пословица). (Из огня да в полымя)

200 — “Тот не заблудится, кто спрашивает”
(финская пословица). (Язык до Киева доведёт)

300 — “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт
за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и
рак рыба)

400 — “Всё хорошо в своё время” (английская
пословица). (Делу время — потехе час)

500 — “Пика не кладётся в мешок” (польская
пословица). (Шила в мешке не утаишь)

В конце игры подводятся итоги, определяется
команда-победительница. Происходит награждение.
Учителю важно поощрить отличившихся ребят,
которые показали не только знание, но и
заинтересованность в изучении русского
фольклора.

Презентация

«Слов русских золотая россыпь»

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Презентации
Автор:

Классный час «Слов русских золотая россыпь»

Цель: обогащение культурного уровня обучающихся.

Задачи: 

образовательная: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; 

развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;

воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.

Оборудование: карточка со словарным словом «фольклор»; индивидуальные карточки с пословицами, скороговорками, аудиозапись колыбельной песни «Ой люли…»; аудиозапись песни «Во поле берёза стояла»; самовар; сушки; рушники и наволочки вышитые гладью; презентация «Слов русских золотая россыпь».

Слайд 1

«СЛОВ РУССКИХ ЗОЛОТАЯ РОССЫПЬ»

Слайд 2

ЗАГАДКАЧто есть у всех? На дворе горой, а в избе водой? Голубой платок, красный колобок
По платку катается, людям усмехается? Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск?

Слайд 3

ПОТЕШКА- короткие стишки (реже песенки) , предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями во время проговаривания или пропевания.

Слайд 4

ПОСЛОВИЦАжанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Без друга – в жизни туго») .

Слайд 5

ЧАСТУШКАкороткие (обычно 4-строчные) , исполняющиеся в быстром темпе, рифмованные припевки преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. (БЭС)

Слайд 6

ПРИБАУТКАЗабавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.

Слайд 7

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯКолыбельная песня, небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение.

Слайд 8

СКОРОГОВОРКАСпециально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (на дворе трава, на траве дрова) .

Слайд 9

СКАЗКАПовествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки.  

Слайд 18

РУССКАЯ МАТРЕШКА

Слайд 22

«СЛОВ РУССКИХ ЗОЛОТАЯ РОССЫПЬ»

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 2.76 Mb
Количество скачиваний: 70

Скачать

Просмотров: 133

Похожие материалы

  • Диспут по теме: » Чему можно научиться в школьные годы»
  • Разработка классного часа по теме «Конфликты в нашей жизни»
  • Презентация «Ты мне снишься ночами, Афган…»
  • Классный час в 10 классе «Учись управлять собой»
  • Презентация к классному часу на тему «190-лет со дня рождения К. Ушинского»
  • Презентация к классному часу на тему «Масленица»
  • Классный час-презентация на тему «Путь в профессию»
  • Школьное портфолио для девочек.
  • Школьное портфолио для мальчиков.
  • Презентация на тему «Моя Белоруссия»
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2023

Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.

По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.

Политика Конфиденциальности сайта uroki.me

Сценарий фольклорно-игровой программы “По страницам Русского фольклора”

15.02.2022

Руководитель кружка Назарова Ольга Александровна

МБУК “МСКО”

Скачать материал: Фольклорно-игровая программа «По страницам Русского фольклора»

___________________________________

Ведущая: Здравствуйте ребята. Возможно вы уже слышали что 2022 год в нашей стране объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Поэтому наша сегодняшняя программа посвящена Русскому фольклору. Ребята, а вы знаете, что означает слово фольклор?

      (дети дают ответы)

Ведущая: Правильно, молодцы. Дословно фольклор переводится – «народная мудрость» – это  песни, танцы, пословицы, поговорки, загадки, обряды, а так же декоративно прикладное  искусство. Притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.

       С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах- скоморохи. А вы знаете кто такие скоморохи? Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками – обычно они водили с собой дрессированного медведя. Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и со временем исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. Вот такой Петрушка будет мне сегодня помогать (Достает тряпичную куклу «Петрушку»).

Скоморох: – Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение!

 – В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,

 – Скуку да хандру разгоняющих,

 – Острое слово любящих,

 – На дудках играющих.

 Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто – то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот победу себе непременно принесет.

-Сшила Саша Сашке шляпу;

-Пекарь Петр пек пироги;

-Хвала халве;

-Варвара варила, варила, да не выварила;

-Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

Ведущая: А теперь ребятки, загадаю вам загадки,

  1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

(Петух)

  1. Зелененький,
    Маленький,
    По полу елозит,
    Себя не занозит.
    Обежал весь теремок
    И опять встал в уголок. (Веник)
  1. Серебряные нити

Сшивают землю и небо. (Дождь)

  1. Стоит Антошка

На одной ножке;

Его ищут,

А он не откликается.

(Гриб)

  1. Выгляну в окошко:
    Лежит долгий Антошка.
    Кабы он встал —
    До неба достал;
    Сам не ходит,
    А других водит. (Дорога)
  1. В брюхе баня,
    В носу решето,
    На голове пупок,
    Всего одна рука,
    И та на спине. (Чайник)
  1. Черненька собачка,

свернувшись лежит;

Не лает, не кусает.

А в дом не пускает.

(Замок)

  1. Птичка-невеличка:

Носик стальной,

А хвостик льняной.

(Иголка с ниткой)

Ведущая:

В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!

Поиграем раз, два, три, в петушиные бои.

Проводится игра «Петушиные бои». Участвует пара детей. Они встают в круг (обруч), поднимают правую ногу назад и, держа её рукой, стараются вытолкнуть противника за круг. Участвуют все желающие.

Скоморох: Сегодня не может быть скуки.

Каждый, кто хочет

Поет и хохочет.

Веселится, как в старь.

Не ради денег, не ради славы,

А для потехи и для забавы

Так давайте посмотрим

Кто сильнее в «Перетяжки».

Дети играют в игру «Перетяжки». На пол кладут длинную ленту. Дети делятся на две команды и встают вряд этой ленты напротив соперника, так что бы образовались пары с соперниками, и берутся за руки. По сигналу «тяни» каждый старается перетянуть противника на свою сторону, за черту. По сигналу «Стоп» все останавливаются. Те дети, которых перетянули за черту, становятся игроками другой команды и сражаются уже за нее. Можно образовать новые пары или держаться сзади друг за друга вдвоем (втроем и т. д.) перетягивая соперников на свою сторону. Победившей командой становится та сторона, на которой к моменту окончания игры оказалось больше игроков или же в команде противников не осталось ни одного игрока.

Ведущая:

А сейчас мы поиграем в интересную игру

Русскую народную, очень пригодную.

Малечина-калечина

Старинное развлечение, которое актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.

Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Скоморох:

Спешите видеть! Спешите попасть!

Веселитесь от чистого сердца и всласть!

Золотые ворота

Динамичное развлечение рассчитано на везение участников и их ловкость. Два игрока располагаются друг напротив друга и соединяют руки, создавая символические ворота. Остальные участники проходят через них двигаясь по кругу. При этом игроки, сотворившие коридор, должны напевать песенку.

После того как она закончится, они опускают руки. Пойманные игроки также становятся частью ворот. Постепенно цепочка участников уменьшается, а длина «арки» увеличивается.

Ведущая:

Добрый люд! Честной народ!
Приглашаем в хоровод.
Он сроднит нас и сплотит
И единством вдохновит,
Все ненастья разведет
Развеселый хоровод

          Танец «Хоровод»

Ведущая:

Что бывало – миновало,

Отшумела старина.

Нынче песенки иные

И иные времена.

Скоморох:

Песни, пляски и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Развеселый вышел пляс

Здесь на празднике у нас!

Ведущая:

Вот и солнце закатилось,

Наше мероприятие завершилось!

Скоморох:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Золотая осень это праздник
  • Золотая осень школьный праздник
  • Золотая осень россии сценарий
  • Золотая осень осенний бал сценарий
  • Золотая осень описание праздника