Зула хурал праздник тысячи лампад

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») — важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357-1419)...

Зула Хурал — Праздник тысячи лампад «Праздник тысячи лампад» — важнейший памятный день для последователей буддизма (Фото: 501room, по лицензии Shutterstock.com)

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») — важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357-1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула Хурал проходит в течение трёх дней.

Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Последователями реформ ламы Цзонхавы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:

1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.

2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.

3. Учреждение праздника Монлам чхенмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.

4. Строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы — мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Богдо Цзонхавой школа Гелуг («школа добродетели» — тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва («победитель» — тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.

Один из главных религиозных буддийских праздников Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского зул — светильник, лампада, хурал — богослужение) отмечается в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю (преимущественно в ноябре). В 2010 году этот день выпадает на 30 ноября.

В буддизме это день памяти о кончине (о дне ухода в Нирвану) основателя тибетской школы Гелука (Geluk school) — реформатора и философа Дже Цонкапы (Je Tsongkhapa, 1357-1419). Его имя переводится как «Человек из луковой долины» (The Man from Onion Valley).

Школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны («Большой колесницы»), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.

Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелука:

— реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии — будда грядущего мирового порядка  как знак тысячелетнего существования новой школы);

— возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;

— учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы);

— строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы ‑ мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Цонкапой школа Гелука стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. — «победитель») и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

С середины XVII века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

Главный ритуал, связанный праздником Зула Хурал — это церемония подношения цог, которая означает подношение символического нектара. Тот, кто делает подношение, ничего не должен жалеть — ни еды, ни питья, ни денег, ни счастья, ни собственного тела. Буддисты верят, что подношения Буддам и Бодхисатвам помогают избавиться от омрачений, держащих людей в сансаре – от гнева, неведения и привязанности.

Во время праздника миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма.

В этот день принято зажигать тысячу лампад (зула), которые освещают Путь буддиста, ведущей в Нирвану, тысячекратно подавляя невежество. Поэтому в каждой семье делаются лампадки из теста на каждого члена семьи, и отец семейства относит их в храм, где ставит на жертвенный столик.

С наступлением темноты духовенство в сопровождении народа, все с обнаженными головами, обходят вокруг храм, неся впереди икону с изображением Цонкапы. Во время процессии люди идут с зажженными факелами. Внутри и вокруг храма зажигаются тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета. При приближении процессии к жертвенному столику, на нем тоже зажигаются фитили лампадок. Монахи читают молитвы. Миряне гадают на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения указывают, каким будет для молящегося наступающий год. В ходе молитвы принесенная еда трансформируется в нектар, которым потом все угощаются. Лампадки из теста после догорания также съедаются.

Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в ней несколько фитилей — соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имеет разное количество составляющих травинок — их столько, сколько лет человеку плюс еще несколько. Вторая лампадка — обычной формы, фитиль в ней состоит из 9 травинок. Она ставится для всех домочадцев (по другой версии — для хозяйки дома). Число 9 — символ прибыли и богатства: скот считали не десятками, а именно девятками.

В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.

В честь праздника в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 км от столицы Бурятии Улан-Удэ, для верующих открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова.

Тело хамбо-ламы, умершего в 1927 г. в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 г. в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Буддийский праздник. Зула-хурал  (Праздник тысячи лампад) – день ухода в нирвану  великого Учителя Цзонхавы  – выдающегося религиозного деятеля, реформатора буддизма.  

Буддийский праздник

Зула-хурал  (Праздник тысячи лампад) – день ухода в нирвану  великого Учителя Цзонхавы (1357 — 1419) – выдающегося религиозного деятеля, реформатора буддизма, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой являются буддисты России, Тибета, Центральной Азии, многие верующие по всему миру. 

Эта важнейшая для буддистов памятная дата отмечается в 25-й день первого зимнего месяца (декабрь-январь) по лунному календарю. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей в память о великом Учителе зажигают тысячи масляных лампадок зула, которые горят до самого рассвета. В монастырях в течение трех дней проводят праздничные службы и устраивают торжественные процессии, во время которых ламы и прихожане идут с зажженными факелами и лампадками и несут скульптурное изображение Цзонхавы. В дни празднования Зула-хурала верующие стараются совершать всевозможные благодетельные поступки в знак почитания Будды: налагают на себя обеты, в том числе обет молчания, постятся, делают подношения храмам и монастырям. У калмыков Зул считается календарным началом нового года. Другие исповедующие буддизм тибетского толка народы России празднуют его по лунно-солнечному календарю в период с конца января по начало марта. Дата праздника подвижна и ежегодно высчитывается специалистами-астрологами. У бурят праздник Нового года называется Сагаалган, у тувинцев – Шагаа.

Один из главных религиозных буддийских праздников Зула хурал, или Праздник тысячи лампад (отмонгольского зул — светильник, лампада, хурал — богослужение) проводится на 25-й день первого зимнегомесяца по лунному календарю.

Зула хурал посвящен уходу в Нирвану Богдо Цзонхавы — основателя школы гелуг, последователями которой являются традиционные буддисты России.  Впервые Зула хурал стали отмечать через год после ухода Богдо Цзонхавы в Паринирвану, т.е. в 1420 г., тогда его ученики в память об Учителе начали возжигать лампадки (зула) . 

Считается, что масло в лампадах равно океану, а зажженный огонь, подносимый всем Буддам, Бодхисаттвам и хранителям, освещает мир трех тысяч мирозданий, устраняя страдания и рассеивая мрак. Поднося зула – мы подносим свет. Подношение света кармически воздействует на создание условий для рассеивания мрака неведения и развития мудрости. В этот день также принято возжигать зула или свечи дома перед алтарем. Цзонхаве посвящена великая молитва «Мигзэм», ставшая мантрой.

В дни празднования Зула хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: возжигать лампады, молиться, налагать на себя обеты, совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям, почитать Эрдэни Мунхэ Бэе. 

Буддийский праздник Зула хурал

Один из главных религиозных буддийских праздников Зула хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского зул — светильник, лампада, хурал — богослужение) проводится на 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю.

Проходит в течение трех дней, в 2014 году — 15, 16, 17 декабря.

В буддизме это день памяти о кончине (о дне ухода в Нирвану) основателя тибетской школы Гелуг реформатора и философа Чже Цонкапы (др. транскрипции — Цзонкапа, Цзонхава, 1357-1419).

Школа Гелуг (Гелугпа), к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны («Большой колесницы»), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.

Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелуг:

— реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии — будда грядущего мирового порядка как знак тысячелетнего существования новой школы);

— возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;

— учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы);

— строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы — мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Цонкапой школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. — «победитель») и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

С середины XVII века школа Гелуг (тиб. — «школа добродетели») утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

Главный ритуал, связанный с праздником Зула Хурал — это церемония подношения цог, которая означает подношение символического нектара. Тот, кто делает подношение, ничего не должен жалеть — ни еды, ни питья, ни денег, ни счастья, ни собственного тела. Буддисты верят, что подношения буддам и бодхисатвам помогают избавиться от омрачений, держащих людей в сансаре — от гнева, неведения и привязанности.

Во время праздника миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма.

В этот день принято зажигать тысячу лампад (зула), которые освещают Путь буддиста, ведущей в Нирвану. Поэтому в каждой семье делаются лампадки из теста на каждого члена семьи, и отец семейства относит их в храм, где ставит на жертвенный столик.

С наступлением темноты духовенство в сопровождении народа, все с обнаженными головами, обходят вокруг храм, неся впереди изображение Цонкапы. Во время процессии люди идут с зажженными факелами. Внутри и вокруг храма зажигаются тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета. При приближении процессии к жертвенному столику на нем тоже зажигаются фитили лампадок. Монахи читают молитвы. Миряне гадают на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения указывают, каким будет для молящегося наступающий год. Лампадки из теста после догорания съедаются.

Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в ней несколько фитилей — соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имеет разное количество составляющих травинок — их столько, сколько лет человеку плюс еще несколько. Вторая лампадка — обычной формы, фитиль в ней состоит из 9 травинок. Она ставится для всех домочадцев (по другой версии — для хозяйки дома). Число 9 — символ прибыли и богатства: скот считали не десятками, а именно девятками.

В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.

В честь праздника в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 км от столицы Бурятии Улан-Удэ, для верующих открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова.

Тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Монахи в петербургском буддийском храме зажигают свечи в день Праздника тысячи свечей (Зула-хурал)

Монахи в петербургском буддийском храме зажигают свечи в день Праздника тысячи свечей (Зула-хурал)

Энциклопедия ньюсмейкеров.
2012.

Один из главных религиозных праздников — Зула Хурал или Праздник тысячи лампад — отмечают 25 ноября буддисты России. В буддийских дацанах (храмах) начались трехдневные моления, которые посвящены небожителю Богдо Цзонхаве.

Зула Хурал или Праздник тысячи лампад

Его почитают наравне с Буддой, так как он является покровителем буддийской школы Гелугпа, к которой принадлежит большинство буддистов России. Во время праздника миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад. Зажженные лампады символизируют свет учения буддизма.

В честь праздника в резиденции Буддийской традиционной церкви России — Иволгинском дацане (республика Бурятия) — для верующих открыт доступ к мощам хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова. Тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Золотая свадьба сценарий обмен кольцами
  • Зул калмыцкий праздник обычаи
  • Зул калмыцкий праздник на калмыцком языке
  • Зул калмыцкий праздник 2022
  • Зул какой праздник