Ивана купала это христианский праздник или нет

Подробно о празднике Купалы рассказывает протоиерей Андрей Ефанов.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Вопрос читателя:

7 июля — Иван Купала. Можно ли его праздновать?

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

иерей Петр Гурьянов7 июля христиане отмечают праздник Рождества Иоанна Предтечи. Это древнее торжество Церкви, установленное в память о последнем перед пришествием Христа пророке — Иоанне Крестителе. По-христиански этот день следует отпраздновать, утром сходив на литургию в храм, помолившись и причастившись Святых Христовых Тайн.

В народе есть память о празднике Ивана Купалы. Точных сведений о нем нет, но очень похоже, что языческое празднование летнего солнцестояния (21 июня по старому стилю) с течением времени стало соотноситься с датой празднования рождения Иоанна Крестителя, 24 июня по старому стилю или, по новому, 7 июля. Имя «Иван» тут, скорее всего, присоединилось по ассоциации с праздником в честь Иоанна Предтечи, который к язычеству не имеет никакого отношения.

Из сообщений историков и летописей мы не имеем точных сведений ни о божестве, в честь которого совершался языческий праздник, ни о конкретных ритуалах. Известно лишь о зажигании костров, прыжках через них, плетении венков и спускании их на воду, а также совершении жертвоприношений, гаданиях и прочем ведовстве.

С точки зрения всех христианских конфессий участие в подобных мероприятиях однозначно является идолопоклонством, а следовательно, тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. С печалью можно отметить, что на сегодняшний день множество россиян, относящих себя к православным христианам, с энтузиазмом принимают участие в языческих ритуалах в канун Рождества Иоанна Крестителя.

Однако в наше время далеко не все являются христианами, что не умаляет интереса людей к духовности. Даже по сей день не угасает интерес пытливых умов к духовному наследию и традициям своих предков, что безусловно позитивно. Однако об этом мы обладаем мизерным, ничтожным материалом. Духовные традиции славянского язычества безвозвратно утрачены, так как славянская дохристианская религия не имела своих священных писаний, институт жречества канул в лету, а народная память не сохранила этого, так как славяне совокупно обратились в христианство.

Однако находились и находятся те, кто с радостью спекулирует на искателях духовности и интересующихся древнеславянскими верованиями. Находились и находятся десятки и сотни «жрецов», «волхвов», «ведунов» и «учителей», которые заявляют о том, что они восстановили древнюю веру предков и готовы приобщить к ней всех желающих. Ими искусно используются те обрывочные сведения о славянском язычестве, которые они дополняют на свой вкус смесью из новых учений — эзотерики, теософии, выхолощенных «секулярных» практик индуизма и буддизма и неуёмной фантазии. Каждые несколько лет общественности представляются всё новые «священные писания» славян — то славяно-арийские веды, которые якобы списаны с древних металлических пластинах, которые, разумеется, пропали, но были скопированы автором книжного издания «вед», то «велесова книга», автор которой даже не был знаком с древнеславянским языком и нелепо пытался ему подражать.

И вся эта армия нео-жрецов преподносит свои новодельные религии как древнюю веру славян, от которой они колоссально дальше, чем «эльфы»-толкиенисты от реальной жизни. И именно такими нео-жрецами и схожими с ними группами организовываются массовые празднования Ивана Купалы. Вам будет предложено «соприкоснуться с верой праотцов», вам там предложат очиститься, излечиться даже от хронических болезней, пройти древние обряды, погадать, омолодиться, получить впоследствии денежную прибыль, обрести семейное счастье или же найти суженого/суженую. Но вначале нужно будет просто зарегистрироваться, оплатить стоимость участия, ну и услуги жрецов.
Беда здесь еще в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Jonas Tana

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

День Ивана Купалы — заблуждение. Почему его не празднуют ни православные, ни неоязычники

О том, как спутали два религиозных праздника — Купало и Рождество Иоанна Предтечи, а также в чём их разница — в материале ИА «Победа26».

Так называемый день Ивана Купалы отмечается в дни солнцестояния, примерно 23 или 24 июня по старому календарю. Если по новому — в ночь с 6 на 7 июля. Как поясняет культуролог Валерия Нестерова, эта дата совпадает с рождением православного святого Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа в водах Иордана. Накладка привела к ошибочному слиянию в общественном мышлении двух религиозных праздников.

В большинстве случаев считается, что в день Ивана Купалы нужно прыгать через костры, гадать на венках и искать цветущий папоротник. Но на деле даже название праздника — заблуждение.

Празднование ставропольских неоязычников

Больше десятка ставропольских неоязычников собрались в лесу в ночь на 27 июня, или червеня, 2021 года. Они пришли туда, чтобы праздновать, проводить обряды. Основа мероприятия — розжиг очищающего костра, который, по поверьям, снимает хворь и порчу, а также дарит человеку ощущение счастья.

Неоязычники уточнили, что необязательно собираться близ водоёмов: всё зависит от расположения населённого пункта, где они живут. Но, по преданиям, в ночь после летнего солнцестояния вода приобретает магические свойства и если в ней искупаться, то выйдет вся нечистая сила. А ещё происходят чудеса и всё живое общается друг с другом, а деревья ходят с места на место.

Главное для общины — соблюдение старинных обычаев и традиций. Поэтому они прыгали через костры, гадали на венках, бросали в огонь одежду, чтобы очиститься. Ещё в этом году плели травяных куколок из чабреца.

Что праздновали неоязычники? Купало и Иван Купала — одно и то же?

Неоязычники праздновали день Купало (так зовут славянского бога Летнего Солнца. — Прим. ред.). Каждый год они обращаются не к календарной дате, а ко дню летнего солнцестояния, как и говорят предания.

Иванушкин день, или Рождество Иоанна Предтечи, в христианстве отмечается с 6 по 7 июля и никак не связан с языческими традициями. Название праздника «Иван Купала» считается некорректным для православных верующих.

Почему произошло слияние двух праздников?

Культуролог Нестерова Валерия предполагает, что смешение культур произошло во время Крещения Руси в 988 году. Тогда ещё было сильно язычество: многие общины продолжали сопротивляться христианству.

«Больших успехов христианская церковь добилась, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Типичными языческими праздниками являлись Новый год, Масленица, Купало. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках, отмечаемых на Руси», — сообщает эксперт.

Протоиерей Ставропольской и Невинномысской епархии Владимир Волков напомнил ставропольцам, что Рождество Иоанна Предтечи празднуется традиционными службами, а также Петровским постом. При этом христианские традиции никак не связаны с языческими. Более того, прыжки через костёр имеют негативный смысл по библейским законам.

Языческий обряд в виде прыжка девушки через огонь знаменует собой проверку на ведьму — если она загорается, значит, была нечиста, пояснил батюшка. В христианстве такие методы очищения души порицаются, а весь процесс празднества Купало воспринимается как бесовские пляски.

Важность самого Иоанна Предтечи в Библии определяется тем, что он крестил Христа и часть еврейского народа. При этом святой родился на полгода раньше самого Иисуса, поэтому ему и дано второе имя — Предтечи. А в простонародье праздник могли называть Иванушкиным днём.

Как представители православия, так и неоязычества просят ставропольцев не путать два праздника, которые между собой не связаны. А также называть их правильно — Купало и Рождество Иоанна Предтечи.

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Праздник Ивана Купалы православные верующие отмечают 7 июля — это день Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этот день принято молиться о том, что не может сделать сам человек. О значении и истории праздника рассказал председатель Информационной комиссии Московской епархии священник Александр Волков в интервью РИА Новости.

«Рождение Иоанна Предтеча стало первым чудесным событием в новозаветной истории. Еще до рождения Иисуса Христа Бог дарует ребенка весьма пожилым людям Захарию и Елисавете, которые уже не ожидали этой радости но, Бог делает им такой подарок. Это удивительное событие описывается в Евангелии и становится началом всей новозаветной истории», — отметил священнослужитель.

По его словам, в этот день многие верующие молятся Захарию и Елисавете и просят даровать им детей. «Для каждого верующего человека этот праздник радости имеет большое значение», — подчеркнул Волков.

Ранее стало известно, что в Ставропольском крае воссоздадут старинные обряды терских, кубанских и донских казаков. Их запишут на видео с соответствующими рекомендациями, чтобы другие казаки, проводя обряды, смогли сделать это максимально аутентично. Таким образом председатель молодежной казачьей организации Терского казачьего войска «Терцы» Игорь Кочубеев хочет возродить и популяризовать традиции. Всего планируется реконструировать 10 обрядов.

Иван Купала в России Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, составляют сложный обрядовый комплекс, связанный с огнём, водой, травами и магией (Фото: Lyudmyla Kharlamova, по лицензии Shutterstock.com)

Иван Купала – один из главных праздников обрядового календаря русского народа. Отмечать его начинают в ночь на 7 июля, и в настоящее время он совпадает с православным праздником – Рождеством Иоанна Крестителя.

Иван Купала (или Купайла) был известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса, и совершался во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Правда назывался этот древний обрядовый праздник – Купалье (в честь божества Купало), и был приурочен к летнему солнцестоянию – периоду наивысшего расцвета животворящих сил земли, летнего плодородия. И всегда он праздновался разгульно и весело, с плясками и песнями, легендами и обрядами.

После распространения на Руси христианства, церковь, борясь с языческими обрядами, приурочила этот праздник к дню Иоанна Предтечи. Постепенно, путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купалы, который праздновался в ночь с 23 на 24 июня (по старому стилю). Но это не помешало ему сохранить свою мистическую привлекательность и размах народных гуляний.

Вообще купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, связанный с огнём, водой, травами и магией. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, украшали зеленью постройки. Также было принято гадать, выслеживать ведьм, устраивать ночные бесчинства. А утром нужно было встать пораньше и пройтись босиком по целебной купальской росе, чтобы на весь год «зарядиться здоровьем». Еще в народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому проходил массовый сбор лечебных трав и целебных кореньев.

Непременный компонент купальской обрядности – купальский костёр, в середину которого ставили шест с укреплённым на нем горящим колесом – символом солнца. Именно он был центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Вообще в эту ночь разводили много больших костров, вокруг них плясали и водили хороводы. Через эти костры перепрыгивали, считалось, кто выше подпрыгнет, тому больше всех счастья прибудет. В таких целебных кострах матери сжигали детские вещи, чтобы с ними ушли и болезни детей.

Ещё одно знаменитое поверье, связанное с праздником Ивана Купалы, – что в эту ночь распускается папоротник, зацветая чудесным огненным цветком, который может указать нашедшему его счастливчику местонахождения всех кладов, даже самых потаённых. Однако считалось, что путь к цветку защищает нечистая сила, которая тоже в эту ночь становилась особенно активной и старалась причинить вред людям. Поэтому в ночь на Купалу нельзя было спать. Вот и проходил праздник в массовом веселье, разгульных обрядах, гаданиях и прочих утехах…

Сегодня эти традиции продолжают жить на русской земле. В разных регионах России, в ночь Ивана Купалы принято собираться на берегу рек, озер и других водоемов. На праздниках выступают русские народные коллективы и другие творческие группы. Люди жгут большие костры, прыгают через них, водят хороводы, плетут венки из трав и цветов, поют песни и просто веселятся. А кто-то ищет цветок папоротника…

Культура.РФ

Культура.РФ

КАК ПРАВИЛЬНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ?

КАК ПРАВИЛЬНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ?

Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.

Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.

Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Иван Курылев. Ночь на Ивана Купалу. 1920

Музей-заповедник «Царицыно», Москва

Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу. 1995

Тамбовская картинная галерея, Тамбов

Генрих Семирадский. Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е

Львовская картинная галерея, Львов, Украина

Иван Вакуров. Ночь на Ивана Купалу. 1920

Ивановский областной художественный музей, Иваново

Иван Голиков. Гадание на венках. 1920-е

Музей кустарных изделий, Москва

Иван Соколов. Ночь накануне Ивана Купалы. 1856

Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область

Николай Кулыгин. Ночь на Ивана Купалу. 2011

Частное собрание

Андрей Шишкин. Купала и Кострома. 2015.

Частное собрание

Константин Маковский. Девушка в венке. 1900-е

Горловский городской художественный музей, Горловка, Донецкая область, Украина

Николай Сперанский. Купальское омовение. 1987

Частное собрание

Андрей Шишкин. Русалки. 2015

Частное собрание

Семен Кожин. Гадание на венках. 2008

Частное собрание

Иван Купала — это народно-христианский праздник, есть и другие названия этого праздника — Купальская ночь, Иванов День. В православии он называется Рождеством Иоанна Предтечи (полное название – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Это великий церковный праздник. Он посвящен памяти крестителя Иисуса Христа.

Простыми словами расскажем, что такое Иванов день и что можно и нельзя делать 7 июля. А ещё — о купальских обычаях, обрядах и приметах.

История праздника Ивана Купалы

Существует две версии возникновения этого праздника: церковная и народная.

В языческие времена Иван Купала отмечался в дни летнего солнцестояния. В этот день славяне прославляли бога солнца, и посвящали праздник торжеству летнего солнцестояния, обновлению природы, её максимальному расцвету. 

После принятия на Руси христианства праздник стал сочетать в себе языческие и православные черты. Вместо бога солнца люди начали прославлять Иоанна Предтечу – крестителя Иисуса Христа.

Иоанн родился в скромной семье священника. До 30 лет он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, питался диким медом и плодами пустынных растений. Иоанн предсказал приход Спасителя. На берегу Иордана пророк устраивал омовения, чтобы избавить людей от грехов и подготовить их к появлению Христа. Иисус пришел к нему и принял таинство Крещения. Правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа казнил Иоанна за то, что он обличил его в незаконном сожительстве с женой брата.

У славянских народов Рождество Иоанна Предтечи именуется праздником Ивана Купалы из-за неверного перевода церковных текстов. После принятия на Руси христианства Креститель с греческого было переведено как «купать». Долгое время Ивана Купалу считали языческим божеством.

В народном творчестве существует легенда, что жили на земле Купала и Кострома — родные брат и сестра.

Однажды Кострома обронила с головы венок, который позже Купала нашел в реке и вернул девушке. Любовь между молодыми людьми привела их к свадьбе. И лишь в день торжества родители невесты поняли, что женихом их дочери стал их же сын, потерянный много лет назад.

Убитые горем от таких новостей, возлюбленные в тот же день бросились в реку, где Кострома превратилась в русалку, а Купала погиб.

Русалку в то время называли мавкой (персонаж славянской мифологии), отсюда и название цветка «Иван-да-Мавка» (позже трансформировалось в «Иван-да-Марья»). А появился этот цветок, как гласит легенда, благодаря сплетению тел ушедших влюбленных, о котором так просила богов русалка.

Цветок «Иван-да-Марья» наделяли в такой день особенной магической силой – следовало засушить цветки и разложить их по углам своего дома, тогда он будет защищен от грабителей. Поверье гласит, что таким образом сами брат и сестра, Купала и Кострома, будто бы будут перешептываться друг с другом, когда хозяина не будет дома, потому любой вор, позарившийся на ваше имущество, услышав голоса, подумает, что дом не пустует, и не станет вас грабить. 

Из этой истории возникают и объяснения многих традиций праздника. 

Традиции и обряды праздника

Иван Купала имеет церковные и народные традиции празднования. Накануне праздника в церквах служится всенощное бдение. На утрени читается канон Иоанну Предтече.

Ночь на Иванов день наши предки называли бешеной, и неспроста: по ритуальному наполнению она превосходила дневные события. Народ гулял до утра: девушки плели венки, молодые люди мастерили чучела Марены и Купалы. Люди водили хороводы у костров, перепрыгивали через огонь, гадали, пели обрядовые песни и даже выявляли ведьм. 

Что нужно сделать в день Ивана Купалы

Собрать травы. Наши предки верили, что в Иванов день растения приобретают волшебную силу, становятся целебными.

 Позволить себе отдохнуть, пошуметь. В Средневековье на Купалу молодые люди гуляли по деревням и буянили. Могли, например, завалить дровами вход в дом. Девушки же пели, водили хороводы.

В старину этот день традиционно проводили около воды с обязательными кострами. Считалось, что две главных стихии это дня: огонь, и вода несут очищение.

Купание. Люди думали, что, начиная именно с сегодняшнего дня водоемы покидает нечистая сила и вода становится пригодной для купания. Поэтому можно купаться, не опасаясь за свою жизнь. Славяне устраивали массовые купания, чтобы ненароком не обречь себя на беды и одиночество.

Умывание росой. Женщины умывались утром росой для сохранения молодости, мужчины проделывали то же самое, чтобы стать сильнее.

Прыжки через костры. Традиция прыгать через костёр пришла из глубокой старины, со времён жертвоприношения, когда прыгали до тех пор, пока кто-нибудь не падал в костёр. Считалось, что после этого жертва была принесена.

Кто прыгнет через костёр выше всех, счастливым будет весь год.

Влюблённым, а тем более жениху и невесте, нужно было прыгать через костёр, держась за руки. Если это удавалось, их союз должен был быть крепким.  

Девушку, не желающую прыгать через костёр, или не пришедшую на праздник, считали ведьмой и могли наказать крапивой, обливанием водой или обвалять в перьях.

Цветок папоротника. В Купальскую ночь искали цветок папоротника. Верили, что он цветёт один раз в году, а кто цветок увидит, сможет находить клады, скрытые под землёй. Тот, кто цветок искал, должен был обладать смелостью, ибо испугавшийся из лесу, не возвращался, или возвращался, но терял рассудок. Интересно, что на самом деле, папоротник не цветёт.

Венок. Он был обязательным атрибутом этого праздника. Его пускали по воде, загадывая, скоро ли девушке замуж выходить. Когда венок уплывал далеко, считалось, что девушка скоро замуж выйдет. Если на одном месте закрутится — в этом году свадьбе не бывать. А утонул, значит, ещё долго жениха девушка не встретит. Перед тем как отпустить, венок макали в реку и обтирали им лицо, для сохранения красоты и здоровья.

Интересно. Венков делали как минимум два. Один чтобы отпустить по реке, а второй носить на голове на протяжении всего праздника. Знающие девушки сохраняли его, чтобы использовать целебные травы, из которых он сделан. Считалось, что они обладают особенными свойствами.

Народные целители в этот день собирали целебные травы.

Что нельзя делать в день Ивана Купала

Запрещено 7 июля продавать, давать в долг или просто отдавать что-то из семьи, иначе вместе с отданным может уйти счастье и благополучие из дома.

Нельзя в Иванов день поднимать с земли увиденные деньги – по примете, в будущем поднявшего ждет нищета; украшения – предстоит расставание со второй половинкой и кошельки – примета к большим тратам.

Как считали наши предки, в праздник Ивана Купалы нельзя нести сорванный волшебный цветок папоротника, приносящий любовь, счастье и богатство, близко к телу, иначе можно столкнуться с охраняющей его нечистью, что чревато серьезными последствиями для жизни.

Не разрешается 7 июля есть обетную кашу – традиционное обрядовое блюдо праздника Ивана Купала, – в одиночестве. Ею нужно угостить бедных, несчастных, а также странников.

Не стоит в Иванов день утром принимать душ. Сегодня принято обливать друг друга водой на счастье, здоровье и любовь. Обычно, первым всех поливал глава семейства, а потом уже разрешалось этим заниматься и остальным членам семейства.

Запрещается 7 июля пить чаи из таких трав, как иван-да-марья, полынь и мать-и-мачеха – можно привлечь к себе болезни. Сегодня эти травы собирают для того, чтобы оградить свой дом от несчастий.

Нельзя на Ивана Купалу грустить, иначе тоска будет мучить еще долгое время, но и веселиться через силу тоже не стоит. Лучше вести себя естественно и обязательно провести гадание на любовь.

Также в Иванов день запрещалось жаловаться на жизнь, потому что роптанием можно лишь накликать ещё больше бед и несчастий. 

7 июля нельзя срезать цветы, собранные для того, чтобы поставить их в вазу, или провести гадание на Ивана Купалу на цветах. Рекомендуется их ломать, тогда они принесут в дом радость, взаимопонимание и прекрасное настроение, а собранные для гадания, правдиво предскажут будущее.

Под строгим запретом был сон в ночь на Ивана Купалу, когда люди становились максимально уязвимыми для нечисти. Славяне вовсю старались не смыкать глаз, чтобы быть начеку.

На Купалу нельзя ходить в лес — наши предки верили, что среди деревьев поджидают лешие. Тем, кто всё же отправился на поиски приключений, строго-настрого велели не топтать лекарственные растения, такие как зверобой и календула.

Приметы на Иванов день

  • Найдёшь цветок папоротника, который расцвёл в полночь на Купалу, — обретёшь вечное счастье.
  • Если погода дождливая, через неделю наступит жара, которая простоит до конца лета.
  • Если небо чистое и видны звёзды, осенью будет обильный урожай грибов.
  • Если поёт сверчок, предстоящая зима будет тёплой, мягкой.

Молодые девушки гадали на суженого. Они плели венки из луговых трав, пускали их по воде с зажженной в центре лучиной и свечой и наблюдали.

Девушка, чей венок проплывет дальше с горящем огнем, раньше всех выйдет замуж и будет счастлива в браке.

Та, чей венок прибился к берегу, оставалась в девках в обозримом будущем.

Той девушке, чей венок в ночь на Ивана Купалу утонул, сулили незавидную судьбу: жизнь в одиночестве, несчастья и беды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Значение праздника день благодарения
  • Ивана купала украинский праздник или российский
  • Ивана купала сценарий народного гуляния на улице
  • Ивана купала праздник церковный или нет это
  • Ивана купала праздник рисовать