Игровой судебный процесс сценарий

Используется ролевая игра как игровой метод обучения, воспитания. Уделяется внимание не формальной стороне, связанной с ходом самой игры, а содержательному компоненту игры – знакомство учащихся с российским законодательством. Судебное разбирательство посвящено конфликтной ситуации, которая возникла после несоблюдения ПДД подростком. Учащиеся узнают об основных функциях суда, прокуратуры, адвокатуры, определяют роли участников суда. Педагог является участником игры, ее дирижером. В конце урока журналисты задают вопросы присутствующим, и вырабатывается коллективное мнение по итогам суда. Результат – развитие личности.

Урок-суд «Судебное разбирательство»(ролевая игра по элективному курсу «Я — гражданин России»)

Разделы:

История и обществознание


“Не выноси приговора, не выслушав
обеих сторон”
(Солон, 640-559 г. до н.э.)

Цель: знакомство учащихся с
российским законодательством, с принципами
справедливого демократического
судопроизводства, независимостью судей и
состязательностью сторон.

Задачи:


  • образовательные:
    показать основные функции суда и прокуратуры в
    уголовном процессе;
    развить представление о принципе неотвратимости
    наказания за преступление;
    определить основные роли участников судебных
    заседаний по уголовным делам;

  • воспитательные:
    формировать собственную позицию по различным
    нравственно-правовым проблемам;
    способствовать развитию у молодых людей чувства
    ответственности за свои поступки;
    знания правил дорожного движения;
    воспитание уважения к законам, основам правовой
    культуры личности;
    навыков правильного поведения на дорогах;

  • развивающие:
    сформировать у учащихся навыки полемики;
    умения выражать и отстаивать свою точку зрения,
    импровизировать.



Методы обучения: проблемный,
модельный, ролевая игра.

Формы: беседа, импровизация,
творчество, игра-суд.

Средство обучения:

  • Конституция РФ, памятка “Порядок судебного
    заседания”,
  • правила езды на велосипеде,
  • листы для работы журналистов,
  • рабочая тетрадь по граждановедению (А.Б.
    Драхлер), учебник “Граждановедение” 7 класс (Я.В.
    Соколов),
  • богиня правосудия Фемида.

Режим обучения: творческая
деятельность учащихся в группах, учащиеся –
субъекты обучения.

Контроль усвоения умений и навыков:
работа эксперта, работы представителей прессы,
выпуск газет о ходе и результатах судебного
заседания, о правилах дорожного движения, о
правилах езды на велосипеде.

Организация учащихся для работы в
группах:
все учащиеся заранее были ознакомлены
с совершённым правонарушением, были
распределены роли участников судебного
разбирательства, чтобы они продумали линию
поведения в суде и подготовили свои реплики,
учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства
для вынесения оправдательного или
обвинительного приговора.

Наглядность: правила дорожного
движения велосипедистов, богиня правосудия
Фемида, карточки-понятия (состав действующих лиц
судебного разбирательства), визитные карточки
членов судебного заседания, представителей
прессы.

Действующие лица судебного
разбирательства:

судья (председательствующий),
прокурор, адвокат, заседатели (2 чел.), подсудимый
– таксист Петров Виктор Андреевич, пострадавший
– Иванов Николай, 13 лет, мать пострадавшего, отец
пострадавшего, свидетель – друг Николая, 14 лет,
свидетель – водитель автомобиля, эксперт,
секретарь суда.

Структура урока-суда

I. Организация класса
(перемена)

II. Вступительное слово учителя
(5 мин.)

III. Ролевая игра “Судебное
разбирательство” (25 мин.)

IV. Проверка понимания
изученного материала (10 мин.)

V. Оценки эксперта, работа
журналистов (3 мин.)

VI. Домашнее задание (2 мин.)


Ход урока — сценария

I. Организация класса

Задачи учителя:

подготовить учащихся к работе,
расстановка парт, рассаживание участников,
учитывая их роли на суде, организация внимания.

II. Подготовка к усвоению новых
знаний (5 мин.)

Дидактическая задача: организовать и
целенаправить познавательную деятельность
учащихся.

Учитель обращает внимание на пословицу:

“От сумы да от тюрьмы не зарекайся.” (Народная
мудрость)


Учитель. – О чём нам напоминает эта
народная мудрость?

Ученик. – Неблагоприятные повороты судьбы.

Учитель. – Но если совершено
преступление или возник спор между органами
государства и средствами массовой информации,
между гражданами по поводу нанесения тяжких
телесных повреждений, то где он будет
разбираться?

Ученик. – В суде.

Учитель. – Что такое суд?

Ученик. – Место, где споры сторон
разрешаются цивилизованным путём, т. е. по закону,
это орган государственного принуждения,
применяемого к лицам, нарушающим законы, место
разрешения споров.

Учитель. – Главная задача суда по
уголовному делу?

Ученик. – Вникнуть во все
обстоятельства дела, определить степень вины или
невиновность подсудимого и вынести справедливый
обвинительный или оправдательный приговор.

Учитель. – Значит, что необходимо провести
на суде?

Ученик. – Судебное разбирательство.

III. Ролевая игра (25
мин.)


Дидактическая задача: урок
проводится в форме игры, которая называется
ролевой, поэтому учащиеся должны забыть, что они
являются учениками и исполнить роли других
людей.

Задачи участников судебного
разбирательства:


  • вникнуть во все обстоятельства дела;
  • определить степень вины или невиновности
    подсудимого;
  • вынести справедливый обвинительный или
    оправдательный приговор.

Участники судебного процесса (карточки
— понятия на доске) записываются учащимися в
тетрадь. Это основные понятия над которыми они
будут работать на уроке. Значения этих понятий
можно найти в учебнике в §20, стр.151–156 (учащиеся
работают с учебником).

Задачи присутствующей на суде
прессы:


  • выпустить газету о судебном заседании;
  • подготовить статью о результатах заседания;
  • выступить с оценкой работы суда.

Учитель напоминает о том, что в этой
работе им поможет дополнительный материал на
столах. А основным правилом для судебного
разбирательства станут слова афинского архонта
(высшее должностное лицо в Афинах) Солона:

“Не выноси приговора, не выслушав
обеих сторон”.

Учитель. – Как вы его понимаете?

Ученик. – Чтобы вынести приговор
надо провести судебное разбирательство,
выслушать всех свидетелей, прокурора, адвоката, а
затем вынести подсудимому решением суда
приговор.

Учитель. – К какому выводу мы
должны прийти к концу судебного разбирательства?

Ученик. – Никто, кроме суда, не
может назвать человека преступником.

Эксперт. Зачитывает статью
Конституции РФ 118.

Учитель. – Что такое правосудие?

Эксперт. – Правосудие – это
защита законных прав и интересов граждан в таком
суде, где невозможно нарушить справедливость и
закон.

Учитель. – Почему древние греки
изобразили богиню правосудия Фемиду с весами и
повязкой на глазах?

Ученик.

– Повязка – символ беспристрастия,
весы – взвесить все за и против,
меч – кара, наказание за преступление.

Учитель. – Итак, начинаем.
Участники судебного процесса ознакомлены с
сюжетом и текстом судебного разбирательства

Секретарь. – Суд идёт! Прошу
всех встать! Председательствующим суда является
Ваулина Алла Ивановна. В состав судебной
коллегии входят два народных заседателя:
Русецкий Стас, Каневская Тамара.

Судья. – Объявляю заседание
открытым.

Все участники судебного
разбирательства предупреждаются, что дача
заведомо ложных показа ний в соответствии со ст.
181 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до
одного года или исправительными работами на тот
же срок.

Судья. – В суд поступил иск от
родителей, законных представителей
несовершеннолетнего, 13-летнего Николая Иванова,
пострадавшего во время дорожно-транспортного
происшествия.

Следствием установлено, что
обвиняемый является молодой водитель-таксист
Петров Виктор Андреевич, сбивший
мальчика-велосипедиста, 13 летнего Николая
Иванова. Пострадавший уже поправился и находится
в первом ряду. Вместе со своими родителями он
требует наказать шофёра “по всей строгости
закона”.

Судья. Подсудимый
Петров, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя,
отчество, дата рождения, род занятий.

Петров. – Петров Виктор Андреевич,
родился 5 февраля 1975 года, водитель-таксист.

Судья. – Прошу садиться.
Подсудимый, согласно ст. 46 УК РФ, вы имеете право
заявлять отводы, приносить жалобы на действия и
решения прокурора и суда, защищать свои права и
законные интересы любыми другими средствами и
способами, не противоречащими закону. Помимо
этого, вы имеете право на последнее слово.

Слово секретаря. – Начинаем
судебное следствие. Оглашается обвинительное
заключение прокурором.

Выступление прокурора. – В
результате дорожно-транспортного происшествия
здоровью Николая был причинён средней тяжести
вред. Это произошло “вследствие ненадлежащего
исполнения водителем своих профессиональных
  обязанностей”, ст. 118 УК РФ. Неумелое
управление автомобилем  представляет большую
опасность для жизни и здоровья граждан.


Водитель только недавно получил
водительское удостоверение. Менее года назад он
был принят на работу в таксопарк.

Слово секретаря. – Слово
предоставляется пострадавшему.

Слово адвоката. – С какого
возраста вы управляете велосипедом? Где вы
катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила
дорожного движения?

Слово пострадавшего. – Велосипед
мне подарили родители, когда мне исполнилось 12
лет. Сначала я ездил в своём микрорайоне, а когда
научился хорошо водить велосипед, то стал ездить
по дороге в другие микрорайоны.
Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить
держась одной рукой.
А о правилах дорожного движения нам рассказывали
на классных часах.


Слово секретаря. – Вызывается
свидетель со стороны обвинения.

Слово свидетеля (со стороны
обвинения). Я друг Николая, Владимир, мне 14 лет. Я
его учил ездить на велосипеде. Мы с ним везде
катались. Летом на речку, в лес отдыхать ездили. И
всё было нормально. Но сейчас много такси ездит у
нас в городе, что даже велосипедистам опасно
стало кататься. Ведь водители должны уступать
дорогу велосипедистам.

Слово секретаря. – Вызывается
свидетель со стороны защиты.

Слово свидетеля. – Я водитель
машины, ехал сзади водителя-таксиста и заметил
следующее. Велосипедист двигался по середине
дороги, когда стал поворачивать налево, одной
рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на
другой стороне дороги. В это время и произошло
столкновение.

Слово секретаря. – У
прокурора, адвоката, судей есть ли ещё вопросы к
свидетелям? Заключительное слово прокурора.

Слово прокурора. – Водитель не
проявил бдительность. Не имеет хороших
профессиональных навыков. И совершил
преступление по ст. УК №118. Требую наказания.

Слово секретаря. Защитная речь
адвоката.

Слово адвоката. – Водитель не
виновен. Это я могу доказать.

Во-первых: следствие
установило, что велосипедист двигался по
середине дороги. А в пункте 24.2 Правил дорожного
движения сказано (адвокат открывает текст
правил)
“Велосипедисты… должны двигаться только по
правой полосе… возможно правее”. Пострадавший
во время следствия не мог объяснить, почему он
двигался так далеко от тротуара.

Во-вторых, велосипедист до
столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в
момент столкновения уже совершал поворот налево.
Всё это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3 ПДД
сказано: “Водителям велосипеда и мопеда
запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы
одной рукой…, поворачивать налево… на дорогах,
имеющих более одной полосы для движения в данном
направлении…”

В-третьих, пострадавшему
исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1 ПДД говориться:
“Управлять велосипедом… при движении по
дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а
мопедом – не моложе 16 лет”. Я прошу вынести
водителю оправдательный приговор.

Слово секретаря. – Последнее
слово обвиняемого.

Слово обвиняемого. – Граждане
судьи. Прошу Вас оправдать меня. Я сожалею, что
причинил вред здоровью Николая Иванова. Я очень
переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины
в том, что произошло дорожно-транспортное
происшествие нет. Да и в результате аварии моя
машина получила повреждения, т.к. я попытался
уйти от столкновения и врезался в дерево.

Слово секретаря. – Суд удаляется
на тайное совещание. Он должен принять решение.

Слово эксперта суда.

1. Чьи выступления были грамотные и
аргументированные.

2. Кто из участников судебного процесса
художественно исполнял роль, умело
импровизировал.

3. Знал хорошо материал, основные
понятия.

4. Могут ли сделать сообщение
журналисты о ходе судебного заседания.

Слово секретаря. – Встать, суд
идёт!

Судья зачитывает приговор (все стоят).
Суд выносит решение – оправдать
водителя такси Петрова Виктора Андреевича из-за
отсутствия состава преступления. По ходатайству
адвоката, суд принял решение обязать родителей
велосипедиста возместить водителю ущерб,
причинённый аварией. Петров Виктор Андреевич
освобождается в зале суда.


Слово секретаря. – Заседание
суда закончено.
Но есть слово у
журналистов.


V. Проверка понимания нового материала
(10 мин)

  1. Справедливо или несправедливо решение суда?
  2. А если бы суда не существовало, решение о
    наказании водителя принимал чиновник, которому
    родители пострадавшего принесли заявление и
    медицинское описание травмы. Как вы думаете, чем
    могло бы закончиться это дело для водителя?
  3. Какова роль прокурора в суде, адвоката в суде?
  4. Для чего нужны свидетельские показания?
  5. Почему никто кроме суда, не имеет право назвать
    человека преступником?


VI. Закрепление нового материала (3 мин)

Рабочая тетрадь, стр. 89.

VII. Домашнее задание (2 мин)

§20, повт. 18,19, рабочая тетрадь, стр. 18–20.

Высказывание другого мудреца –
Еврипида

“Прекрасно сказано, что в споре двух
сторон, суд обе стороны обязан выслушать”.
Еврипид (480-406г.г. до н.э.). Древнегреческий
поэт-драматург.

Сравните обе мысли. Как вы думаете, мог
ли Еврипид иметь в виду высказывание именно
Солона и почему?

Ученик. – Да, т.к. он жил позже
Солона и был знаком с его произведениями.

Учитель благодарит учащихся за урок,
даёт оценку работы в группах журналистов,
участникам состава суда и выставляет оценки в
журнал.

7.02.2005

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Краснозаводский химико-механический колледж»

Рассмотрено и одобрено                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой комиссии                                                   _______С.В.Тринитатова                  

общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

«___»__________2013г.                                                                      «___»___________2013г.

Председатель комиссии

______________ С.В. Колосова

Методическая разработка

Деловая игра

«Суд идёт»

                                                                                 Разработал

                                                                                 Преподаватель комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

                                                                                  _____________ М.В. Рыбакова

2013 г.                                                                  

Цели и задачи:

Дидактическая – формирование знаний о судебном разбирательстве, Формах и методах доказывания, о способах решения проблем судопроизводства.

 Воспитательная – воспитание чувства ответственности за принятие решений.

Развивающая – развитие словесно-логического мышления, интеллекта, активности студента.

Методы обучения – 1. Деловая игра.

                                 2. Обсуждение.

Межпредметные связи – 1. Право.

                                           2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

                                           3. Делопроизводство.

Оборудование: Столы для участников процесса (судьи, прокурора, адвоката, секретаря судебного заседания), трибуна для допроса, стулья для присяжных заседателей. 

Зал судебного заседания: слева от судьи на одном уровне стол секретаря судебного заседания, справа от судьи места присяжных заседателей, чуть в глубине помещения напротив друг друга столы адвоката справа и прокурора слева, в центре зала трибуна для допроса свидетелей процесса, в глубине зала места для зрителей.

Участники: свои заранее определённые роли имеют Судья, Секретарь судебного заседания, Подсудимый, Потерпевший, Прокурор, Адвокат. Присяжные заседатели выбираются из числа зрителей и принимают решение основываясь на том, что услышали в процессе игры.

Порядок проведения:

  1. деловая игра
  2. подведение итогов

1. Подготовка к деловой игре. Перед участниками деловой игры ставится задача: провести «судебное разбирательство» в соответствии с уголовным процессуальным законодательством, выполняя все требования УПК РФ для каждого участвующего.

2. Деловая игра. Проводится в соответствии с требованиями УПК РФ, где «суд» рассматривает исковое заявление

Ход деловой игры:

  1. слова ведущего
  2. выбор из числа зрителей присяжных заседателей (12 человек)
  3. само судебное заседание с участием присяжных заседателей
  4. цель игры — определить виновность или невиновность подсудимого.

1. Вступительные слова ведущего: 

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа в значительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязанности по разбирательству судебных дел на временной основе, а не постоянно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями. Однако важность выполняемых ими функций сближает их положение с положением, занимаемым судьями.

Голос присяжного заседателя не равен голосу судьи, поскольку он привлекается только для решения главным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный подсудимый снисхождения. Однако, судья-профессионал не вправе при постановлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

В силу большой значимости и ответственности выполняемых присяжными функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы. Оказание влияния на представителей народа с целью принудить их к вынесению неправосудного решения запрещено законом.

Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представителям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность непосредственно при принятии решений, предоставлены также достаточные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказательств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторонней и объективной оценки, которая необходима для вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои полномочия в порядке, детально регулируемом законом.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
  5. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  6. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  7. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации.

Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.Выбираются из числа зрителей в зале присяжные заседатели. Составляется их список (ФИО).

3. Все участники судебного процесса (кроме судьи) занимают свои места в зале судебного заседания.

«Судебное заседание» начинается…

Секретарь судебного заседания: Встать, суд идет.

Участники судебного процесса и зрители встают. В зал входит судья.

Судья: Прошу садиться.

Секретарь: Слушается уголовное дело по п. а ч.2 ст.206 УК РФ (захват заложника). Обвиняемый (ФИО), защитник Вишневская, государственный обвинитель Сойкина,  дело слушается судьёй Рыбаковой, в присутствии присяжных заседателей (перечислить всех ФИО), секретарь судебного заседания Сергеева.

Судья: У участников слушания есть отводы к составу суда?

Прокурор: Нет, Ваша честь.

Потерпевший: Нет.

Адвокат: Нет, Ваша честь.

Подсудимый: Нет.

Судья: (Обращаясь к секретарю судебного заседания, спрашивает) Пришли ли на заседание свидетели?

Секретарь судебного заседания: (Отвечает) Пришли все свидетели и называет всех по фамилии.

Судья: Прошу всех свидетелей покинуть зал судебного заседания и подождать вызова для допроса.

Все свидетели покидают зал судебного заседания.

Судья: У участников процесса будут ходатайства?

Прокурор: Нет, Ваша честь.

Потерпевший: Нет.

Адвокат: Нет, Ваша честь.

Подсудимый: Нет.

Прокурор: 12 мая 2013 года по факту взятия в заложники потерпевшего (ФИО), о котором мне стало известно из рапорта участкового уполномоченного (ФИО), мною было возбужденно уголовное дело по основаниям ст.ст. 119 и 206 УК РФ.

Судья: Подсудимый, встаньте.

Подсудимый: подходит к трибуне для допроса.

Судья: Подсудимый назовите свою фамилию, имя, отчество; число, месяц, год рождения; адрес проживания.

Подсудимый: Отвечает на вопросы судьи.

Судья: Подсудимый Вы признаете себя виновным?

Подсудимый: (Да, нет, частично) ответ выбирается по согласованию с адвокатом.

Прокурор:12 мая 2013 года примерно в 10 часов утра, Подсудимый (ФИО), вошёл в кабинет директора завода Грин Пак, Трофимова Егора Петровича. Зайдя в кабинет, подсудимый сразу закрыл за собой дверь на внутренний замок и подпёр её рядом стоящим стулом. Затем громким (кричащим) голосом, с применением нецензурной брани заявил потерпевшему, что у него в сумке находится мощное взрывное устройство и если его требования сию минуту не будут выполнены он приведёт в действие взрывное устройство. После чего подсудимый объявил потерпевшему свои требования, которыми являлись немедленная выплата всем сотрудникам отпускного пособия за три последних года. И ему в том числе.

Потерпевший, под предлогом дачи распоряжения позвонил по телефону в службу охраны завода и сообщил, что его взяли в заложники. Подсудимый в ответ на это  выхватил у потерпевшего телефон и разбил об стену, после чего по внутреннему телефону связался с бухгалтерией и передал трубку потерпевшему.

Сотрудники охраны, прибыв к кабинету директора и удостоверившись, что дверь забарикадирована и директор завода Трофимов Егор Петрович действительно взят в заложники, сообщили об этом в правоохранительные органы и вызвали участкового уполномоченного.

Прибывший участковый уполномоченный, дожидаясь группу захвата вступил в переговоры с подсудимым. В ходе переговоров участковый уполномоченный сказал подсудимому, что все его требования уже выполняются, все распоряжения отданы и удерживать потерпевшего в заложниках уже не имеет смысла. Директору необходимо поставить подписи на распоряжениях.

На что подсудимый сообщил участковому, что отпускает директора. если участковый даст слово, что вынудит директора Трофимова Егора Петровича, подписать эти распоряжения. Получив утвердительный ответ, подсудимый открыл дверь в кабинет. Участковый уполномоченный заковал в наручники подсудимого и выяснил, что в сумке вместо взрывного устройства находились 2 кирпича, обмотанных изоляционной лентой с торчащими их смотки проводами. При задержании подсудимый сотрудникам правоохранительных органов сопротивления не оказывал.

Судья: Подсудимый, встаньте.

Подсудимый: подходит к трибуне для допроса.

Судья: Расскажите по существу, что произошло.

Подсудимый: Я (ФИО), работаю с 1978 года за заводе Грин Пак инженером 3 цеха. 12 мая 2013 года приблизительно в 10 часов, я вошёл в кабинет директора завода Трофимова Егора Петровича, закрыл за собой дверь и потребовал принятия срочных мер, пак как я  уже больше трёх лет  не был в отпуске и компенсации никакой за это не было.  Так же обстоят дела с отпусками других сотрудников. На это мне директор пообещал, что всё будет сделано, достал из кармана мобильный телефон, позвонил охране и сообщил, что я его взял в заложники. чтобы больше это не повторялось я отобрал телефон и разбил его. Заставил по внутреннему телефону заставил его позвонить в бухгалтерию и отдать распоряжения. Через некоторое время приехал участковый и начал разговаривать со мной через дверь. Вскоре он сказал, что документы готовы и директор должен их подписать. Я сообщил ему, что отпускаю директора, и взяв с участкового уполномоченного обещание, что он заставит директора подписать эти бумаги — открыл дверь. Участковый тут же на меня накинулся, скрутил меня и одел наручники за спиной. Я ему сказал, что в сумке бомбы нету, а только муляж.

Судья: задает вопросы, которые уточняют рассказ подсудимого.  Например:

—  Откуда Вы знаете расположение мебели в кабинете директора?

— Знал ли Вы устройство замка в кабинете директора завода?

— откуда вы знаете, как должен выглядеть муляж взрывного устройства?

— Кто ещё был в курсе ваших действий?

Подсудимый: отвечает на вопросы.

Судья: У адвоката есть вопросы к подсудимому?

Адвокат: Да, Ваша честь. Задает вопросы, выстраивая их в линию защиты. 

Судья: У прокурора есть вопросы к подсудимому?

Прокурор: Спасибо, Ваша честь. Задает вопросы, стараясь на мелочах показать, что линия защиты не состоятельна.

Судья: Потерпевший, встаньте.

Потерпевший: подходит к трибуне для допроса.

Судья: Расскажите по существу, что произошло.

Потерпевший: Я, Трофимов Егор Петрович, успешно руковожу заводом Грин Пак с 2005 года. 12 мая 2013 года приблизительно в 10 часов в мой кабинет ворвался подсудимый, забарикадировал дверь и начал требовать выполнения своих условий. Я с этими условиями согласен не был и много раз до этого объяснял свою позицию и подсудимому лично и всему коллективу. Опасаясь за свою жизнь, я попытался вызвать охрану, так как подсудимый угрожал привести в действие мощное взрывное устройство. Охранники завода не смогли ничего сделать, потому что дверь в кабинет стоит хорошая. У меня в кабинете находится один из важнейших сейфов и хранятся самые важные документы. Я сам переговоры вести не умею, поэтому у нас с подсудимым диалог не сложился.

Подоспевший сотрудник полиции сумел уговорить подсудимого сдаться, за что я ему очень благодарен.

Судья: задает вопросы, которые уточняют рассказ потерпевшего.  Например:

—  Как давно на заводе работает подсудимый?

— Как давно длиться ситуация с отпусками рабочих?

— Применял ли подсудимый в отношении Вас физическую силу?

— Какого рода угрозы использовал подсудимый?

Потерпевший: отвечает на вопросы.

Судья: У адвоката есть вопросы к потерпевшему?

Адвокат: Да, Ваша честь. Задает вопросы, выстраивая их в линию защиты. 

Судья: У прокурора есть вопросы к потерпевшему?

Прокурор: Спасибо, Ваша честь. Задает вопросы, стараясь на мелочах показать, что линия защиты не состоятельна.

Судья: Первым  для допроса приглашается секретарь директора. Свидетеля приглашают в зал из коридора. Назовите свои ФИО, адрес проживания. Я хочу предупредить Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний (ст.307,308 УК РФ). О чем прошу расписаться у секретаря судебного заседания.

Предлагает адвокату начать допрос свидетеля.

Адвокат: Задает вопросы, выстраивая их в линию защиты.

Пример вопросов: Знаете ли Вы подсудимого? Знакомы ли Вы с потерпевшим? Как вел себя подсудимый в день происшествия? Ожидал ли подсудимый своей очереди в тот день? Как он вёл себя во время ожидания?…

Судья: Товарищ Прокурор у Вас есть вопросы к свидетелю?

Прокурор: Если у него есть вопросы, то задает их.

Судья просит пригласить в зал для допроса Начальника охраны (называет фамилию).

Свидетеля приглашают в зал из коридора.

Судья: Просит пройти свидетеля к трибуне для допроса. Назовите свои ФИО, адрес проживания.   Я хочу предупредить Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний (ст.307,308 УК РФ). О чем прошу расписаться у секретаря судебного заседания.

Предлагает прокурору начать допрос свидетеля.

Прокурор: Задает вопросы.

Пример вопросов: Что произошло 12 мая 2013 года приблизительно в 10 часов? Кто вызвал охрану к кабинету директора завода? Как получилось так, что вооружённый человек проник на территорию завода?

Судья: Товарищ адвокат у Вас есть вопросы к свидетелю?

Адвокат: Если у него есть вопросы, то задает их.

Судья просит пригласить в зал для допроса участкового (называет фамилию).

Данного свидетеля приглашают в зал из коридора.

Судья: Просит пройти свидетеля к трибуне для допроса. Назовите свои ФИО, адрес проживания.   Я хочу предупредить Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний (ст.307 УК РФ). О чем прошу расписаться у секретаря судебного заседания.

Предлагает адвокату начать допрос свидетеля.

Адвокат: Задает вопросы, выстраивая их в линию защиты:

Судья: Товарищ Прокурор у Вас есть вопросы к свидетелю?

Прокурор: Если у него есть вопросы, то задает их.

Судья: У участников процесса будут ходатайства?

Прокурор: Нет.  

Адвокат: Нет.

Судья: На этом судебное следствие закончено.

Сейчас суд огласит документы, находящиеся в уголовном деле:

— Обвинительное заключение, лист дела с 1 по 12.

— Протоколы допросов свидетелей, лист дела с 15 по 57.

— Характеристика обвиняемого с места работы, лист дела 59.

— Характеристика обвиняемого по месту жительства, лист дела 64.

— Документы, которые возможно по ходатайству будут приобщены к уголовному делу.

Судья: Приступаем к прениям сторон. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Произносит речь, итогом которой должен быть вывод о виновности подсудимого, делая упор на то, что заложник был освобождён с помощью обмана, а не по собственной воле подсудимого.

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Произносит защитную речь, итогом которой должен быть вывод о полной не виновности подсудимого, акцентируя внимание на том, что подсудимый отпускает потерпевшего и самостоятельно открывает дверь а кабинет, не оказывает сопротивление при задержании, добровольно сообщает, что у него вместо бомбы муляж.

Судья: Прения сторон закончены. Сейчас я обращаюсь к – присяжным заседателям. В данном судебном заседании Вам были представлены доказательства, которые Вы должны оценить и в совещательной комнате вынести свое решение в отношении подсудимого:

  1. доказана ли вина подсудимого
  2. виновен ли подсудимый
  3. если виновен и вина доказана, то заслуживает ли подсудимый снисхождения

Прошу Вас пройдите в совещательную комнату.  

Секретарь судебного заседания: Встать, суд идет.

 Присяжные заседатели совещаются между собой.

Судья: Бригадира присяжных заседателей прошу огласить Ваше решение.

Встает бригадир присяжных заседателей и зачитывает вынесенное ими решение.

После оглашения решения присяжных…

Судья: Если обвиняемого оправдали, то говорит: «Судебное заседание   считается закрытым».

Если обвиняемого признали виновным, то говорит: «Судебное заседание, для оглашение приговора, переносится на завтра».  

Секретарь судебного заседания: Встать, суд идет.

Судья после может огласить приговор и объяснить его. Выходят из зала.

Игра закончена.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации, 1993год – М.: Информационно- издательский дом «Филинъ», 2008г.
  2. Гражданский процессуальный кодекс РФ.- М.: «Проспект», 2013.
  3. Трудовой кодекс РФ.- М.: «Проспект», 2009
  4. Гражданский процесс: учебник под редакцией А.А.Власова.- М.: «Юристъ», 2003.
  5. Сборник законов Российской Федерации.- М.: «Терминал», 2008 г.
  6. Судебный процесс: пособие для истца под редакцией И.Ш. Резепова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2008

ПРИЛОЖЕНИЕ

К методической разработке урока

по теме « Судебное разбирательство»

  1. Процессуальный порядок судебного заседания.
  1. Образец искового заявления.
  1. Образец судебного решения.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

  1. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.
  2. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из названных по делу лиц явился. Суд устанавливает личность явившихся, а так же проверяет полномочия должностных лиц и представителей.
  3. Свидетели после проверки их явки удаляются из зала судебного заседания.
  4. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы – суду, прокурору, секретарю судебного заседания.
  5. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле и представителям их процессуальные права и обязанности.
  6. Просьба лиц участвующих в деле и представителей об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешается определением суда, после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, и заключения прокурора.
  7. Суд переходит к рассмотрению дела по существу. Рассмотрение дела начинается докладом дела председательствующим. Затем он спрашивает, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением.
  8. После доклада суд заслушивает объяснения истца, ответчика.
  9. Председательствующий спрашивает у сторон – истца и ответчика – имеют ли  они что-либо добавить к своим объяснениям.
  10. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, устанавливает порядок допроса свидетелей и исследования других доказательств по делу.
  11. Порядок допроса свидетелей:

Каждый свидетель допрашивается отдельно. До допроса свидетеля председательствующий устанавливает личность свидетеля, возраст, род занятий, отношение к данному делу и взаимоотношения его со стороной – сторонами, другими лицами, участвующими в деле. Предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний по ст. 307 УК РФ.

У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены обязанности и ответственность.

Председательствующий предлагает свидетелю сообщить суду все, что ему лично известно по делу.

После этого свидетелю могут быть заданы вопросы: первым задает вопрос лицо, по заявлению которого вызван свидетель, его представитель. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым предлагает вопросы истец.

Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.

  1. Исследование письменных доказательств:

Письменные доказательства оглашаются в судебном заседании и предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в деле, и представителям. Только после этого участвующие в деле лица могут дать объяснения по поводу этих доказательств.

  1.  После исследования всех собранных по делу доказательств председательствующий спрашивает у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они чем-либо дополнить материалы дела. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет разбирательство дела по существу оконченным, и суд переходит к заслушиванию судебных прений и заключения прокурора.
  2. Судебные прения.

Сначала выступает истец, его представитель, затем ответчик и его представитель. Участники могут обмениваться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю.

  1. Заключение прокурора.
  2. Удаление суда в совещательную комнату.
  3. Оглашение решения.

ОБРАЗЕЦ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая  2009 года                                                                              г. Лаишево

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

Председательствующего судьи Иванова Г.И.,

При секретаре Мельниковой М.И. с участием прокурора Смирнова П.П. и адвоката Морошенко М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елкиной Елены Петровны к Лаишевскому детскому дому о восстановлении на работе и оплате за вынужденный прогул

УСТАНОВИЛ:

-указываются установленные факты-

В соответствии со ст. 81. П.8 ТК РФ, руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

  1. Елкину Елену Петровну восстановить на работе в качестве музыкального работника Лаишевского детского сада с 4 апреля 2009 года.
  2. Взыскать с Лаишевского детского дома в пользу Елкиной Елены Петровны оплату за время вынужденного прогула в сумме 6100 рублей 00 копеек.
  3. Взыскать с Никитиной Анны Петровны заведующей детским домом, подписавшей приказ об увольнении Елкиной в пользу Лаишевского детского дома 6100 рублей 00 копеек, выплаченных в связи с незаконным увольнением истца.

Взыскать с Лаишевского детского сада в доход государства судебные издержки в размере 50 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный суд республики Татарстан через Лаишевский районный суд.

Председательствующий                  _______________Г.И. Иванов  

ОБРАЗЕЦ

В Лаишевский районный суд

Республики Татарстан                                                            Истец : Елкина Елена Петровна,

Проживающая по адресу: г. Лаишево, Улица Пионерская, дом 5, кв.3

Ответчик: Лаишевский детский сад «Ласточка», расположенный по адресу: г. Лаишево ул. Чернышевского д.10

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

О восстановлении на работе и оплате

за время вынужденного прогула

Я работала музыкальным работником в Лаишевском детском доме с 5 декабря 1997г.

Приказом № 176 от 4 апреля 2009 года я уволена по п.8 ст. 81 ТК РФ за совершение аморального поступка.

Увольнение считаю незаконным по следующим основаниям:

  1. Аморального поступка я не совершала и в присутствии детей нецензурной бранью не ругалась.
  2. Поводом для увольнения послужили неприязненные отношения между мной и заведующей детским садом, поскольку я неоднократно обращалась к прокурору по фактам хищений продуктов заведующей.

С 4 апреля 2009 года я не работаю.

В соответствии со ст. ст. 395, 396 ТК РФ

 Прошу:

  1. Восстановить меня на работе в должности музыкального работника Лаишевского детского сада.
  2. Взыскать с Лаишевского детского сада в мою пользу средний заработок во время вынужденного прогула с 4 апреля 2009 года по день восстановления на работе.

Приложение:

  1. Копия приказа о приеме на работу.
  2. Копия приказа об увольнении.
  3. Справка о размере заработной платы за последние два календарных месяца работы.
  4. Копия искового заявления.

11.04.09                                  ______________Е.П. Елкина

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет.

(Все встают, входят судьи, проходят на свои места, все садятся)

Председательствующий: Судебное заседание объявляется открытым.

Слушается дело № 3214/15 по иску Ивановой В.И. к ООО « Ромашка» о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула

Председательствующий: Секретарь доложите явку участников процесса.

Секретарь: В судебное заседание явились истец, ответчик , прокурор

Председательствующий:

— Суд приступает к установлению личности явившихся в судебное заседание лиц. Истец, пожалуйста, встаньте! Ваши фамилия, имя, отчество, год рождения, где проживаете?

Председательствующий:

— Истец, ваша ФИО, год рождения, где проживаете работаете??

Истец:

— …

Председательствующий:

— Ответчица, ваша ФИО, год рождения, где проживаете, работаете?

Ответчица:

— …

Председательствующий: Через секретаря предоставьте документы, подтверждающие ваши полномочия.

Председательствующий: Прошу свидетелей удалиться из зала заседания.

Председательствующий:

Объявляется состав суда. Лица, участвующие в деле, встаньте. Ваше дело будет рассмотрено председательствующим Мироновой М.И. при секретаре судебного заседания Карповой М.Ю . В деле принимает участие помощник прокурора г. младший советник юстиции Прохоров В.И. Вы имеет право заявить отвод составу суда, секретарю судебного заседания и прокурору, если у вас есть данные о их заинтересованности в исходе дела

или сомнения в их беспристрастности.

Истец, вы доверяете рассматривать дело данному составу суда?

Истец:

— Доверяю.

Председательствующий:

— Ответчица, имеются ли у вас отводы суду?

Ответчица:

— Нет, доверяю вам рассматривать дело.

Председательствующий:

-У прокурора есть отводы суду?

Прокурор:

— Доверяю.

Председательствующий:

— Истец и ответчица, встаньте! Разъясняю вам ваши процессуальные права

и обязанности. Вы имеете право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям; заявлять ходатайства; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, иметь представителя; вправе обжаловать решение суда, вправе заключить мировое соглашение по делу. Вы, истец, имеете право изменить основание или предмет иска, отказаться от иска, а вы, ответчица, можете признать иск.

Председательствующий:— Истец, вам понятны ваши права и обязанности?

Истец:

— Да, понятны.

Председательствующий:

— А вам, ответчица?

Ответчик:

— Понятны.

Председательствующий:

-Истец, у вас есть какие-либо ходатайство, просьбы к суду?

У прокурора ходатайства есть ?

Прокурор : нет

Стороны : нет

Председательствующий: Суд переходит к рассмотрению дела по существу.

(Кратко излагается суть дела).

Председательствующий: Поддерживает ли истец свои требования?

Истец: Да, поддерживаю.

Председательствующий: Признает ли ответчик эти требования?

Ответчик: Нет, не признаю

Председательствующий: Желают, ли стороны заключить мировое соглашение?

Истец: Нет.

Ответчик: Нет.

Председательствующий: Истец, объясните вашу позицию.

Истец: (рассказывает, что произошло с его точки зрения, чего требует и на

чем основаны требования).

Председательствующий: Есть ли еще вопросы к стороне?

Ответчик: Нет, Ваша честь.

Председательствующий: Ответчик, объясните вашу позицию.

Ответчик: Да ответчица работала у нас давно, претензий по работе у ней на было. Но в стране кризис. Работодатель принял решение о сокращении штатов. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации

Работодателем соблюдены все нормы законодательства об увольнении по сокращению , а именно:

-преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией;

-одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, работодатель в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (часть первая статьи 179, части первая и вторая статьи 180, часть третья статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у работодателя в данной местности работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы — иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.

-соблюдены выплаты выплачено выходное пособие в соответствии со ст. 179 ТК РФ.

— увольнение осуществлено по истечении срока установленного ст. 180 ТК

Ответчик: Истец, Вам предлагалась вакантная должность, с сохранением размера оплаты труда?

Истец: да, но продавца.

Ответчик : но вы отказались

Истец: да.

Ответчик: Но мы Вам могли предложит только эту работу, без вашего согласия мы не могли вас перевести на нее

Председательствующий: Представьте пожалуйста суду новое штатное расписание

Ответчик : да, ваша честь.

Председательствующий: Из документов видно, что других вакансий нет.

Председательствующий: У сторон есть еще какие-нибудь вопросы?

Истец: нет

Ответчик: нет

Председательствующий: Пригласите, пожалуйста, свидетеля.

Секретарь: В зал приглашается свидетель.

Председательствующий: Свидетель, встаньте, пожалуйста. Назовите ФИО, год рождения, место жительства и должность.

Председательствующий: Суд предупреждает об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ за отказ от дачи ложных показаний и за дачу заведомо ложных показаний. О том, что суд предупредил Вас, распишитесь у секретаря.

Председательствующий: Сообщите суду всё, что Вам известно по рассматриваемому делу.

Свидетель: …

Председательствующий: Слово предоставляется для дачи заключения по делу прокурору. Прокурор излагает свое заключение.

Председательствующий: Рассмотрение дела по существу закончено. Суд переходит к заслушиванию судебных прений. (Слово предоставляется истцу.

Истец: Уважаемый суд,…

Председательствующий:

Слово предоставляется ответчику

Председательствующий: Суд удаляется в совещательную комнату для

постановления решения.

Все встают, судья (судьи) выходит. Совещаются и принимают решение. Судья возвращаются в зал заседания.

Секретарь: Встать, суд идет. (Все встают и стоя выслушивают решение).

Председательствующий:

Именем Российской Федерации суд решил:

-в иске о восстановлении на работе и взыскании з/п за вынужденный прогул гражданке отказать.

-отказать в компенсации морального вреда.

-взыскать с ответчика гос. пошлину в размере 5200.

Судебное заседание окончено.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Перовский районный суд г.Москвы.

Деловая игра «Судебное разбирательство»

Цель: научить участников порядку ведения судебного разбирательства и

повысить уровень профессиональной подготовки студентов.

Технология: студенты и преподаватель определяют участников игры,

распределяют роли.

Состав участников: председательствующий, секретарь судебного

заседания, истец, ответчик, прокурор, адвокаты, судьи, свидетели.

Результат: вынесение судебного решения по делу.

Ход игры

1. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое

дело подлежит рассмотрению (ст. 160 ГПК РФ).

2. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по

делу лиц явился. Суд устанавливает личность явившихся, а также проверяет

полномочия должностных лиц и представителей (ст. 161ГПК).

3. Свидетели после проверки их явки удаляются из зала судебного заседания

в особую комнату (ст. 163 ГПК РФ).

4. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в

качестве прокурора, секретаря судебного заседания и разъясняет лицам,

участвующим в деле, их право заявлять отводы суду, прокурору,

секретарю судебного заседания (ст. 164 ГПК РФ).

5. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, и

представителям их процессуальные права и обязанности (ст. 165 ГПК РФ).

6. Ходатайства и заявления лиц, участвующих в деле, и представителей об

истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с

разбирательством дела, разрешаются определением суда, после

заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК РФ).

Решение вопроса о возможности разбирательства дела в случае неявки в

судебное заседание лиц, участвующих в деле, и других участников процесса

(ст. 167, 168 ГПК РФ).

7. Суд переходит к рассмотрению дела по существу. Рассмотрение дела

начинается докладом дела председательствующим. Затем

председательствующий спрашивает, поддерживает ли истец свои требования,

признает ли ответчик требования истца, не желают ли стороны окончить

дело мировым соглашением или провести процедуру медиации (ст. 172 ГПК

РФ).

8. После доклада суд заслушивает объяснения истца, ответчика (ст. 174 ГПК

РФ).

9. Председательствующий спрашивает у сторон истца, ответчика могут ли

они чтолибо добавить к своим объяснениям.

10. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, устанавливает порядок

допроса свидетелей и исследования других доказательств по делу (ст. 175

ГПК РФ).

11. Порядок допроса свидетелей: Каждый свидетель допрашивается

отдельно. До допроса свидетеля председательствующий устанавливает

личность свидетеля, возраст, род занятий, отношение к данному делу и

взаимоотношения его со стороной сторонами, другими лицами,

участвующими в деле. Предупреждает об ответственности за отказ или

уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. У

свидетеля отбирается подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и

ответственность. Председательствующий предлагает свидетелю сообщить

суду все, что ему лично известно по делу. После этого свидетелю могут быть

заданы вопросы: первым задает вопрос лицо, по заявлению которого вызван

свидетель, его представитель, а затем другие лица и представители.

Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым предлагает вопросы

истец. Председательствующий и заседатели вправе задавать вопросы

свидетелю в любой момент его допроса (ст. 176—178 ГПК РФ).

12. Исследование письменных доказательств. Письменные доказательства

оглашаются в судебном заседании и предъявляются для ознакомления лицам,

участвующим в деле, представителям. Только после этого участвующие в

деле лица могут дать объяснения по поводу этих доказательств (ст. 181 ГПК

РФ).

13. Исследование других доказательств (ст. 183—187 ГПК РФ). После

исследования всех собранных по делу доказательств председательствующий

предоставляет слово для заключения прокурору, представителю

государственного органа или представителю органа местного

самоуправления, участвующим в процессе в соответствии со ст. 45 и 47 ГПК

РФ, после этого спрашивает у лиц, участвующих в деле, и представителей, не

желают ли они выступить с дополнительными объяснениями (ст. 189 ГПК

РФ). При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет

разбирательство дела по существу оконченным, и суд переходит к

заслушиванию судебных прений и заключения прокурора (ст. 189 ГПК РФ).

14. Судебные прения. Сначала выступает истец, его представитель, затем

ответчик и его представитель. Участники могут обмениваться репликами.

Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его

представителю (ст. 190 ГПК РФ).

15. Удаление суда в совещательную комнату (ст. 192 ГПК РФ).

16. Объявление решения суда (ст. 193 ГПК РФ).

Фабула гражданского дела

В Шадринский районный суд Курганской области поступило исковое

заявление Суриковой Е.В. к ОАО «Колос» об изменении формулировки

увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

выплате за задержку трудовой книжки, и выплате компенсации за

причиненный моральный вред.

Свою просьбу Сурикова Е.В. мотивировала следующим. С 1 декабря

2008 года она работала в ОАО «Колос» заведующей склада кормов. В

соответствии с приказом 23к от 14 июня 2011 г. она была уволена по ст.

81 п. 6 «а» ТК РФ в связи с прогулами. С приказом об увольнении она не

была ознакомлена под роспись, письменного объяснения не давала. Сурикова

считает данное увольнение незаконным. Также отдел кадров ОАО ей

задержал трудовую книжку с 14 июня 2011 г по 7 апреля 2012 года, поэтому

работодатель обязан возместить ей неполученный заработок вследствие

задержки трудовой книжки. Кроме того, Сурикова считает, что с нее

незаконно удержано 3000 рублей за якобы совершенное ей воровство кормов

со склада. Действиями ОАО «Колос» ей причинены глубокие нравственные

страдания, подорвана деловая репутация как добросовестного работника, то

есть, причинен моральный вред. Заведующей на складе кормов Сурикова

работала с 1 декабря 2008 года. Затем на ферме пропали резиновые коврики и

директор отдал распоряжение удержать у нее из заработной платы стоимость

этих ковриков. Она обратилась с жалобой к прокурору и с этого момента

директор стал принимать меры, чтобы от нее избавиться. В конце мая 2011

года он вызывал ее к себе и предлагал уволиться, так как заведующая на

складе кормов им больше не нужна. Директор сказал Суриковой, чтобы она

не выходила больше на работу, так как заведующая им не нужна. Сурикова с

июня 2011 года перестала выходить на работу. Заявление на увольнение она

не писала и приказа об увольнении не было. Трудовую книжку Сурикова в

отделе кадров не забирала, так как надеялась, что ей найдут место работы в

ОАО «Колос». Но ее так и не допускали до работы. 7 апреля 2012 года

Сурикова подала заявление об увольнении по собственному желанию. В тот

же день работником отдела кадров ОАО «Колос» был издан «задним

числом» приказ о ее увольнении за прогул 16 июня 2011 года. Этот приказ

был дописан в книгу приказов. С этим приказом ее не ознакомили, трудовую

книжку выдали в тот же день, т.е. 7 апреля 2012 года. При получении расчета

в июне 2012 года у Суриковой удержали 3000 рублей. Как пояснили в

бухгалтерии, эти деньги удержали у нее за сено, которое она забрала из ОАО.

Сурикова никакого сена не брала, никогда не выписывала его в хозяйстве.

Незаконным увольнением Суриковой причинен моральный вред, который

она оценивает в 12000 рублей.

К заявлению прилагаются:

1. Выписка из журнала учета и выдачи трудовых книжек;

2. письма прокурора Шадринского района на имя Суриковой;

3. выписки из книги приказов ОАО «Колос»

4. справка о среднемесячной заработной плате Суриковой;

5. табель учета рабочего времени Суриковой;

6. докладная записка зоотехника Сидорова;

7. копии заявления для ответчика.

В предмет доказывания включаются следующие обстоятельства:

Размер заработной платы до увольнения;

Факт вынужденного прогула и другие обстоятельства, в результате которых

у администрации организации возникает обязанность по выплате денежных

средств;

Время вынужденного прогула;

Размер подлежащей взысканию заработной платы за время вынужденного

прогула;

В чем выразились нравственные или физические страдания истца;

Другие обстоятельства;

Необходимыми доказательствами выступают:

Копия приказа о приеме истца на работу;

Копия приказа об увольнении истца;

Справка о заработной плате;

Доказательства факта вынужденного прогула;

Показания свидетелей;

Другие доказательства.

Сценарий игрового процесса

(иск о незаконном увольнении с работы)

Зал судебного заседания.

Присутствуют: секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, истец,

ответчик, свидетели.

Секретарь (стоя):

Прошу встать! Суд идет!

Входит председательствующий.

Прошу садиться. Судебное заседание Шадринского районного суда г.

Шадринска объявляется открытым. Слушается дело по иску Суриковой

Екатерины Валерьевны к ОАО «Колос» о незаконном увольнении с работы,

взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации

морального вреда. Секретарь, доложите суду о явке лиц, вызванных по

данному делу.

Секретарь:

В судебное заседание явились: истец Сурикова, представитель ответчика

ОАО «Колос» Марченко, свидетели Сидорова, Булыгин, Савельева, Попов.

Председательствующий:

Суд приступает к установлению личности явившихся в судебное заседание

лиц. Истец, пожалуйста, встаньте! Ваша фамилия, имя, отчество, год

рождения?

Истец:

Сурикова Екатерина Валерьевна, 1970 года рождения, проживаю по адресу

г. Шадринск, ул. Карла Маркса д. 5 кв. 15.

Председательствующий:

Ответчик, ваша ФИО, на основании каких документов вы

представляете ОАО «Колос» в суде?

Ответчик:

Марченко Петр Александрович, действую на основании постоянной

доверенности, выданной предприятием от 15 ноября 2002 года за Ю 20,

работаю юрисконсультом на ОАО «Колос».

Председательствующий:

Представьте ее, пожалуйста, суду через судебного пристава.

Ответчик:

пожалуйста, все надлежащим образом оформлено.

Председательствующий:

Свидетелей прошу выйти и ждать вызова в комнате для свидетелей.

Объявляется состав суда. Истец и ответчик, встаньте. Ваше дело будет

рассмотрено председательствующим Малыгиным, при секретаре судебного

заседания Савиновой, в деле принимает участие помощник прокурора

Шадринского района г. Шадринска младший советник юстиции Фомин. Вы

имеете право заявить отвод составу суда, секретарю судебного заседания или

прокурору, если у вас есть данные об их заинтересованности в исходе дела

или сомнения в их беспристрастности. Истец, вы доверяете рассматривать

дело данному составу суда?

Истец:

суду доверяю.

Председательствующий:

Ответчик, имеются ли у вас отводы суду?

Ответчик:

суду доверяю.

Председательствующий:

У прокурора есть отводы суду?

Прокурор:

доверяю данному составу суда рассмотреть дело.

Председательствующий:

Истец и ответчик встаньте! Разъясняю вам ваши процессуальные права и

обязанности. Вы имеет право знакомиться с материалами дела, делать

выписки из них, снимать копии, представлять доказательства и участвовать в

их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле,

свидетелям; заявлять ходатайства; давать объяснения суду в устной и

письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе

судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и

доводов других лиц, участвующих в деле, иметь представителя; вправе

обжаловать решение суда, вправе заключить мировое соглашение по делу.

Вы, истец, имеете право изменить основание или предмет иска, отказаться от

иска, а вы, ответчик, можете признать иск. Ваша обязанность, стороны,

заключается в том, чтобы добросовестно пользоваться своими

процессуальными правами.

Истец, вам понятны ваши права и обязанности?

Истец:

Да, понятны.

Председательствующий:

А вам, ответчик?

Ответчик:

понятны.

Председательствующий:

Истец, у вас есть какие либо ходатайства, просьбы к суду?

Истец:

Я прошу допустить к участию в деле в качестве моего представителя

адвоката Шувалову.

Председательствующий:

Ответчик, ваше мнение по поводу заявленного ходатайства?

Ответчик:

не возражаю.

Председательствующий:

У прокурора какое мнение по поводу заявленного ходатайства?

Прокурор:

Я считаю, что оснований для отказа в удовлетворении ходатайства не

имеется.

Председательствующий:

Суд определил: ходатайство истца удовлетворить, допустить к участию в

деле для представления его интересов адвоката Шувалову. Адвокат, ваш

ордер! (Адвокат передает председательствующему ордер).

У вас есть отводы составу суда?

Представитель истца:

нет, не имею.

Председательствующий:

Имеются ли у вас ходатайства?

Представитель истца:

Уважаемый суд! Прошу допросить в качестве свидетеля представителя

профсоюза ОАО Сидорова, а также Савельеву уборщицу.

Обсуждается заявленное ходатайство.

Председательствующий:

Истец, ваше мнение по поводу заявленного ходатайства?

Истец:

не возражаю.

Председательствующий:

Ответчик, ваше мнение?

Ответчик:

не возражаю.

Председательствующий:

Прокурор, ваше мнение?

Прокурор:

не возражаю.

Председательствующий:

Суд определил: удовлетворить ходатайство представителя истца, допросить

в качестве свидетелей Сидорова и Савельеву.

Председательствующий:

Ответчик, у вас есть какие – либо ходатайства?

Ответчик:

Также прошу допросить в качестве свидетеля инженера Булыгина.

Обсуждается заявленное ходатайство.

Председательствующий:

Истец, ваше мнение по поводу заявленного ходатайства?

Истец:

не возражаю.

Председательствующий:

Представитель истца, ваше мнение?

Представитель истца:

не возражаю.

Председательствующий:

Прокурор, ваше мнение?

Прокурор:

не возражаю.

Председательствующий:

Суд определил: удовлетворить ходатайство ответчика, допросить в качестве

свидетеля Булыгина.

Председательствующий:

Прокурор, у вас есть ходатайства?

Прокурор:

ходатайств не имею.

Председательствующий:

Суд переходит к рассмотрению дела по существу. Докладываются

материалы дела.

Истец, вы поддерживаете свои исковые требования?

Истец:

да, поддерживаю.

Председательствующий:

Ответчик, вы признаете исковые требования?

Ответчик:

исковые требования не признаю, т.к. существовали объективные условия

для увольнения. Суд переходит к заслушиванию объяснений сторон. Истец,

изложите вашу просьбу суду.

Истец:

Мои требования состоят в следующем: я прошу изменить формулировку

увольнения, вернуть сумму взысканий с заработной платы за время

вынужденного прогула, выплату денежных средств за задержку трудовой

книжки, и выплате компенсации за причиненный моральный вред. Прошу

оплатить услуги, оказанные мне адвокатом

На вопрос председательствующего:

Почему вы считаете ваше увольнение неправильным?

Истец:

Меня уволили незаконно, так как на работу я приходила исправно, ни

одного прогула не было. Это может подтвердить сторож. Документы о моем

увольнении мной подписаны не были.

На вопрос председательствующего:

за какой период вы требуете выплатить вам заработную плату?

Истец:

с того периода как мне задержали выдачу трудовой книжки.

На вопрос председательствующего:

Из чего помимо заработной платы складывается ваше требование денежной

компенсации?

Истец:

Я должна заплатить адвокату Шуваловой за защиту моих интересов, а

также я требую компенсации мне морального вреда за то, что подорвана моя

деловая репутация.

Председательствующий:

Ответчик, у вас есть вопросы к истцу?

Ответчик:

разумеется. Уважаемая Сурикова, разве не вызывал вас начальник отдела

кадров о возврате документов и подписания приказа об увольнении? Разве

вы ранее не были замечены в воровстве на предприятии?

Истец:

Нет. Отдел кадров меня не вызывал. А случай воровства был не доказан.

Председательствующий:

У вас есть еще вопросы?

Ответчик:

я хотел бы услышать мнение адвоката. Вопросов к истцу больше нет.

Председательствующий:

Представитель истца, у вас имеются вопросы

Представитель истца:

Я вас правильно поняла? Никакие дисциплинарные взыскания на вас

наложены не были, кроме упреков?

Истец:

Да, меня обвиняли в том, что я не совершала. Более того директор пытался

всякими способами меня уволить с работы, за случай когда мной была

написана жалоба прокурору о не законном удержании денежных средств.

Представитель истца:

Делались ли вам замечания, выговоры. Объявлялись ли приказы под

роспись?

Истец:

Ничего этого не было, никаких приказов мне не объявлялось!

Представитель истца:

вопросов к истцу больше нет.

Председательствующий:

Прокурор, у вас имеются вопросы к истцу?

Прокурор:

Почему вы не сделали соответствующих выводов из бесед с директором?

Разве было непонятно, что вами недовольны?

Истец:

я не считала, что дело дойдет до увольнения и кроме того надеялась что мне

предоставят место работы в роли новой должности в замен заведующей

складом.

Председательствующий:

Суд переходит к заслушиванию объяснений ответчика.

Ответчик, что вы хотите пояснить суду по поводу предъявленного к вам

иска?

Ответчик:

Я считаю претензии к нашему предприятию необоснованными. Сурикову

уволили за нарушение трудовой дисциплины (за прогулы). Увольнение

прошло по п. 6 «а» ст. 81 ТК. Он уволен по основанию, которое

предусматривается данной статьей не появление на рабочем месте в

течении рабочего дня.

Председательствующий:

Истец, у вас есть вопросы к ответчику?

Истец:

Скажите, почему же тогда факты моих прогулов не зафиксированы. Почему

меня не вызвали для подписания приказа и объяснений, а так же не отдали

трудовую книжку в срок?

Ответчик:

Руководство связывалось с вами, но вы на связь не выходили. Да и терпеть

ваши прогулы уже не было сил.

Председательствующий:

У представителя истца имеются вопросы к ответчику?

Представитель истца:

Повторите пожалуйста по какому основанию вы уволили Сурикову?

Ответчик:

по п. 6 «а» ст. 81 ТК – за прогул

Представитель истца:

а порядок увольнения по данной статье вы знаете?

Ответчик:

что вы хотите этим сказать?

Представитель истца:

А то, что для увольнения должен быть издан приказ по организации,

который также должен быть передан под роспись работнику. Ничего этого

сделано не было.

Ответчик:

Ну от чего же, истцу неоднократно делались замечания.

Представитель истца:

А приказы о них были?

Ответчик:

Нет. Все они были сделаны устно.

Председательствующий:

Прокурор, у вас будут вопросы к ответчику?

Прокурор:

нет, не имею.

Председательствующий:

Суд переходит к исследованию других доказательств. Нам осталось

допросить свидетелей и ознакомиться с письменными доказательствами.

Истец, каково ваше мнение о порядке исследования этих доказательств?

Истец:

на усмотрение суда

Председательствующий:

Представитель истца, ваше мнение?

Представитель истца:

я считаю дальнейшее исследование доказательств по делу начать с допроса

свидетелей.

Председательствующий:

Ответчик, как вы думаете?

Ответчик:

на ваше усмотрение.

Председательствующий:

Прокурор, ваше мнение по этому вопросу?

Прокурор:

я согласен с порядком, предложенным представителем истца.

Председательствующий:

Суд определил: дальнейшее исследование начать с допроса свидетелей.

Пригласите, пожалуйста, свидетеля Сидорова.

Свидетель входит.

Председательствующий:

Свидетель, встаньте, пожалуйста, за трибуну. Назовите Вашу ФИО, год

рождения, место работы и жительства.

Свидетель Сидорова Екатерина Александровна, 1979 года рождения,

работаю начальником профсоюза на ОАО «Колос», проживаю по ул.

Шишкина 34 кв. 28.

Председательствующий:

Суд предупреждает вас об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК

РФ за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. О том,

что суд предупредил вас, распишитесь в подписке свидетелей.

Свидетель расписывается.

Председательствующий:

Свидетель, какие у вас отношения с истцом и ответчиком?

Свидетель:

я являюсь начальником профсоюза в организации, в которой работает

Сурикова.

Председательствующий:

Сообщите суду все, что вам известно по рассматриваемому делу.

Свидетель:

Претензий к Суриковой нет никаких. На работу она приходила вовремя.

Всегда вежлива, неагрессивна.

Председательствующий:

Вам известно о фактах прогулов на рабочем месте?

Свидетель:

Нет, таких сведений у меня нет. Однако она уже длительное время не

появляется на работе. Я думала что в связи со здоровьем.

Председательствующий:

Истец, вы желаете о чемнибудь спросить свидетеля?

Истец:

вопросов у меня нет.

Председательствующий:

Есть ли вопросы к свидетелю у представителя истца?

Представитель истца:

нет, не имею.

Председательствующий:

Ответчик, есть у вас вопросы?

Ответчик:

вопросов не имею.

Председательствующий:

У прокурора будут вопросы?

Прокурор:

вопросов не имею.

Председательствующий:

Суд переходит к заслушиванию показаний свидетеля Савельевой.

Пригласите Савельеву! Савельева входит в зал заседаний.

Председательствующий:

Свидетель, ваша ФИО, год рождения, место работы и жительства.

Свидетель Савельева Тамара Анатольевна, 1981 года рождения, уборщица в

данной организации.

Председательствующий:

суд предупреждает вас об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ

за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. О том, что

суд предупредил вас, распишитесь в подписке свидетелей.

Свидетель расписывается.

Председательствующий:

свидетель, в каких отношениях вы находитесь со сторонами по делу?

Свидетель:

я работаю в одной организации с ними.

Председательствующий:

Расскажите суду все, что вам лично известно по делу.

Свидетель:

Я знаю Екатерину уже 8 лет как человека доброго и порядочного, честного,

хорошего. О каких либо фактах нарушений мне не известно.

Председательствующий:

Пожалуйста, задавайте вопросы свидетелю!

Ответчик:

Если вы называете ее порядочной и честной, то как вы объясните пропажу

ковриков со склада, заведующей которого она являлась?

Свидетель:

Да никаких ковриков она не воровала. И факта подтверждения нет, что

именно она их украла.

Председательствующий:

Пожалуйста, задавайте вопросы!

Вопросов не последовало.

Суд переходит к заслушиванию показаний свидетеля Булыгина.

Председательствующий:

Пригласите Булыгина в зал судебного заседания!

Входит Булыгин.

Председательствующий:

свидетель, ваша ФИО, год рождения, место работы и место жительства?

Свидетель Булыгин Анатолий Александрович, 1971 года рождения, работаю

в организации в должности инженера, проживаю по адресу: ул.

Комсомольская 23 кв.2

Председательствующий:

суд предупреждает вас об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ

за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. О том, что

суд предупредил вас, распишитесь в подписке свидетелей.

Свидетель расписывается.

Председательствующий:

свидетель, в каких отношениях вы находитесь со сторонами по делу?

Свидетель:

Отношения нормальные. Ну что я могу сказать. На работу опаздывала, на

обеденный перерыв уходила раньше положенного времени. Однажды

опоздала на работу на три часа.

Председательствующий:

Скажите, а по каким причинам работникам опоздал? Вы знаете?

Свидетель:

Нет. я просто констатирую факт ее опоздания.

Председательствующий:

Суд спрашивает о наличии вопросов.

Вопросов нет.

Председательствующий:

Суд переходит к заслушиванию показаний свидетеля Попова.

Попов входит в зал судебного заседания.

Председательствующий:

Свидетель, ваша ФИО, год рождения, место работы, место жительства.

Свидетель:

Попов Леонид Викторович, 1979 года рождения, работаю в организации в

должности начальника отдела кадров, проживаю по адресу: ул. Космонавтов

13 кв.22.

Председательствующий:

суд предупреждает вас об уголовной ответственности по ст. 307, 308УК РФ

за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. О том, что

суд предупредил вас, распишитесь в подписке свидетелей.

Свидетель расписывается.

Председательствующий:

свидетель, в каких отношениях вы находитесь со сторонами по делу?

Свидетель:

отношений нет никаких.

Председательствующий:

Расскажите пожалуйста почему Сурикову уволили?

Свидетель:

Конечно. Сурикова Е. была уволена на основании ст. 81 п. 6 «а» ТК РФ. В

соответствии с этим был издан приказ о ее увольнении, ей данный документ

подписан.

Председательствующий:

Скажите, а почему вы не отдали документы работники в установленный

срок работнику?

Свидетель:

что вы имеет в виду?

Председательствующий:

В иске, истцом указано, что трудовую книжку с 14 июня 2011 г по 7 апреля

2012 года находила в организации? Чем вы это объясните?

Свидетель:

дело в том, что я лично звонил и оповещал о том, что ей необходимо

забрать документы и подписать приказ на увольнении. Однако она н связь не

выходила.

Председательствующий:

Вы хотите сказать, что вы пытались отдать документы и предприняли все

возможные мероприятия по поиску Суриковой?

Свидетель:

да, это так.

Председательствующий:

Еще чтонибудь по делу пояснить можете?

Свидетель:

по поводу увольнения Суриковой моего мнения никто не спрашивал.

Поступило распоряжение от руководства организации и данные действия

мной были совершены.

Председательствующий: спрашивает о наличии вопросов у лиц

участвующих в деле – вопросов нет.

Председательствующий:

Суд переходит к исследованию письменных доказательств.

Истец, у вас есть какиенибудь замечания по поводу оглашенных

письменных доказательств?

Истец:

никаких замечаний у меня нет.

Председательствующий:

Имеет ли замечания или вопрос

Представитель истца:

замечаний нет. Документы соответствуют действительности.

Председательствующий:

Ответчик! Есть ли у вас замечания?

Ответчик: нет

Председательствующий:

Прокурор! Есть ли у вас замечания?

Прокурор: нет.

Председательствующий:

Стороны, желаете ли вы чемлибо дополнить материалы дела?

Истец: нет, не желаю.

Ответчик: нет, не желаю.

Представитель истца: дополнений по делу не имеется.

Прокурор: дополнений нет.

Председательствующий:

Если дополнений нет, суд переходит к заслушиванию заключения

прокурора.

Заключение прокурора:

Уважаемый суд! Я полагаю, что иск Суриковой Е. к ОАО «Колос» о не

законном увольнении с работы является обоснованным и подлежит

удовлетворению по следующим основаниям (полный текст выступления

следует составить студенту).

Председательствующий:

Исследование дела объявляется законченным, суд переходит к

заслушиванию судебных прений. Истец, что вы хотите сказать в прениях?

Истец: Я всегда выполняла свои обязанности добросовестно, честно, свою

работу любила. Считаю мое увольнение не законным и не справедливым.

Председательствующий:

Слово для выступления в прениях предоставляется представителю

истца.

Представитель истца: Уважаемый суд! Материалами дела и показаниями

свидетелей бесспорно установлено, что мой доверитель оказался жертвой

недобросовестных поступков ответчика (полный текст выступления следует

составить студенту).

Председательствующий:

Ответчик вам предоставляется слово для выступления в прениях.

Ответчик: слов не имею.

Председательствующий:

Сторонам предоставляется право реплики.

Реплик не последовало.

Судебные прения закончены суд удаляется в совещательную комнату для

постановления решения.

Судья поднимается и уходит. Все встают.

Секретарь: прошу встать! Суд идет!

Открывается дверь и появляется судья.

Председательствующий:

Оглашается решение (текст решения составляется студентом

председательствующим).

Стороны! Вам понятно решение, порядок его обжалования?

Истец:

Да, понятно.

Ответчик:

Да, понятно.

Председательствующий:

Судебное заседание закрыто.

Литература:

1.Боровик, В. С. Обществознание: учебник. / В. С. Боровик, С.С. Боровик. –

М.: ОИЦ «Академия», 2013. 235 с. (рекомендовано ФИРО).

2.Важенин, А. Г. Обществознание (для профессий и специальностей

технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей) / А. Г.

Важенин. – М. : ОИЦ «Академия», 2012. 276 с. (рекомендовано ФИРО).

3.Важенин, А. Г. Обществознание (для профессий и специальностей

технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей). Практикум

/ А. Г. Важенин. М. : ОИЦ «Академия», 2010. 242 с. (рекомендовано

ФИРО).

4.Кравченко, А. И. Обществознание. 10 кл. / А. И. Кравченко М. : Вита

Пресс, 2013. 423 с.

5.Мушинский, В. О. Обществознание. 10–11 кл. / В. О Мушинский М. :

ВитаПресс, 2013. 376 с.

6.Методика преподавания обществоведения : учебник для студентов

педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : ВитаПресс, 2009. – 314 с.

Нормативноправовая литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1-2, Екатеринбург:

Уральское юридическое издательство, 2010. – 68 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 3 (Наследственное

право). – Екатеринбург: Уральское юридическое издательство, 2010. – 68 с.

7. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 21 июля 1997г.

119ФЗ в редакции Федерального закона от 10.01.2003 8ФЗ; О

судебных приставах. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. 118ФЗ в

редакции Федерального закона от 07.11.2000 № 135ФЗ. – Екатеринбург

6. Новая редакция Трудового кодекса РФ от 01.01.2006 Екатеринбург:

Уральское юридическое издательство, 2010. 68 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Игровой набор фребеля масленица серия праздники
  • Игровая программа шире круг сценарий
  • Игровая программа шарики барбарики сценарий
  • Игровая программа чудо гороховое сценарий
  • Игровая программа цветик семицветик сценарий