Идейно тематический анализ сценария праздника

Республиканский Дом народного творчества и кино

В помощь руководителю театрального/циркового коллектива: «Режиссерский анализ представления»

Перечитывая еще и еще раз материал, режиссер устанавливает, в каком месте выбранного им материала наиболее полно раскрывается основная идея. Верное определение идейно-эстетической направленности действа во многом предопределяет успех будущего спектакля.

Какими средствами лучше всего выразить идею и тему, как сделать, чтобы они органически вытекали из самого существа, − это задача будущей работы постановщика. Великое счастье, когда режиссер находит подлинно художественную литературу, которая поднимает злободневные вопросы, затрагивает насущные проблемы жизни. Хороший материал оказывает влияние не только на формирование режиссерского и актерского мастерства, но и, что особенно важно, формирует высокий уровень художественной культуры общества.

Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов изучения материала. Но можно предложить изучать их по следующие схеме:

Изучение эпохи. Если действо будет выдержанно в каком-либо стиле прошлых годов и веков, режиссер должен детально изучить данную категорию.

Окружающая обстановка. Нрав, быт, уклад жизни. Для некоторых постановок доля обязательной исторической достоверности очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с первых минут его действия на сцене, из описанного, решает, конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и художественной необходимостью ее воспроизведения.

Прошлое. Режиссер должен ознакомиться с исторической базой материала, так как это может стать основной частью сценария.

Настоящее. Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства, которые дадут толчок к созданию действа. Злободневность, актуальность и прочие определяющие факторы.

Идейно-тематический анализ сценария

Он выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?». Он занимается поиском мотивов, но мотивы, если говорить более точно, − «суть абстрактные и универсальные понятия» (по определению Пави), а темы, в отличие от них, суть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены − тема измены Катерины своему мужу Тихону; мотив любви − тема любви Ромео и Джульетты. В литературе, посвященной как общим, так и частным вопросам драматургии, понятия тема и идея освещены крайне скудно, а книг по идейно-тематическому анализу автору встречать не приходилось. Мы попробуем для начала разобраться в этих основных понятиях.

Раздел «Идейно-тематический анализ постановочного плана» должен раскрывать следующие моменты содержания и формы представления:

Тема (от греч. «thema», дословно – ‘то, что положено в основу’)

Тема сценария − это главная проблема, воплощенная в конкретном жизненном материале, содержащем и решение проблемы. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: что? где? когда?

Тема всегда вытекает из тех исторических, социальных условий, которые отображены в сценарии.

К. С. Станиславский:

Тема − основной жизненный материал, круг жизненных явлений, изображённых в драме. Основная общая проблема, поставленная в драматургическом произведении.

Е.Б.Вахтангов:

Тема − круг жизненных явлений. Проблема, причины, размышления, вариант решения или вопрос. Проблему нужно взорвать, чтобы зритель задумался.

Идея (от греч. «idea» − ‘понятие, воображение’)

Идея сценария − это отношения автора к отображенной им действительности. Идея формулируется в лаконичной зазывно-лозунговой форме.

Идея − главная мысль художественного произведения, ради которой оно создается.

К. С. Станиславский:

В искусстве чужая тенденция должна превратиться в собственную идею, претвориться в чувство, стать искренним стремлением. Основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство образов. Философская оценка изображение действительности, действующих лиц, событий. В идее заключен вывод.

Конфликт (от лат. «Conflictus» − ‘столкновение, спорность, раздор’)

Конфликт − это столкновение противоположных интересов, мыслей, взглядов, противостояния между отдельными слоями материала, отдельными фактами, или героями литературного сценария. Он имеет две тенденции развития и в результате побеждает одна из них.

Конфликт − обязательный элемент структуры драматургического произведения − столкновение противоположных идей и взглядов, заострение противоречий, которое имеет форму драматичной борьбы.

В связи с этим нужно придерживаться определений, «действие» как составная часть конфликта, учитывая, что действие − основная тенденция развития конфликта − контрдействие − главная тенденция, противодействующая основной.

К. С. Станиславский:

Конфликт (столкновение) − противоборство, столкновение героев, которые стремятся к поставленным целям; степень противоречия, степень его распространения в действенной борьбе.

Действие и контрдействие

Действие − это единый психофизический процесс направлений на достижение цели.

Контрдействие − это действие, с целью воздействовать на персонажа, изменить его, но разность и сопротивление сторон рождает конфликт.

Жанр и характер

Жанр (от франц. Genre − ‘вид, род’) — это выявление мировоззрения, идейной позиции автора. Жанр выбирает автор для поиска тех средств выразительности, с помощью которых он с наибольшим успехом может достичь выявления идейно тематической направленности произведения. Жанр − это угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе.

Характер − это образ материала, создаваемый автором. Он передает основные чувства и переживания.

Составление сценария

Составление сценария является необходимой стадией на пути реализации замысла режиссера. Сценарий − его литературная основа, где кратко описывается фабула будущего действа, его сценарный ход.

Архитектоника (от греч. architektonike – ‘строительное искусство’) − общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

Экспозиция (от греч. Expositio ‘изложение, объяснение’) − это ввод зрителя в предлагаемые обстоятельства. Эпизод, в котором происходит знакомство с действующими лицами и жизненными обстоятельствами, положенными в основу сценария, их эпоху и место события. Экспозиция − эпизод сценарной структуры, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомления с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

К. С. Станиславский:

Экспозиция − изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Экспозиция может быть краткой, прямой − предшествовать завязке, может быть задержанной, т.е. следовать после других элементов сюжета.

К. С. Станиславский:

Завязка − первое главное событие, в котором завязывается борьба. Эпизод сценарной структуры, с которого начинается сцен действие и который стоит между экспозицией и развитием действия. Начальный момент в развитии событий изображенных в художественном произведении.

Развитие действия − часть сценария, в которой происходит нарастание борьбы двух противоборствующих сторон.

М. О. Кнебель:

Режиссер должен следить очень внимательно за ходом развития действия, чтобы этюды подводили актера к пьесе, а не уводили от нее. Иногда встречаешься еще с одним явлением, тормозящим работу.

Кульминация (от лат. ‘вершина’) — главное событие, в котором действие достигает наивысшего напряжения, в ее развитии происходит перелом.

Развязка − здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие. Основное содержание этой части композиции − разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие. Развязка логично сопряжена с завязкой.

Расстояние между ними − это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие постановки и герои приходят к тому или иному результату.

Сценарный ход − это воплощение главной мысли; средства, с помощью которых собирается, обрабатывается, монтируется в единое целое весь материал; материлизовывается идея сценария.

Событийный ряд − линия действенных фактов от начала и до конца постановки.

Событие − это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства.

Исходное (начальное) событие является конфликтным источником. Это своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно может начинаться за пределами постановки. Оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах. Основное событие − интрига. Здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство. Центральное событие − коренной поворот, переломный момент. Центральное событие − это высший пик борьбы по сквозному действию. От центрального события действие стремиться к «развязке», к тому, что называется «главным событием». Этот центральный узел, пожалуй, − самое сложное звено сюжета. Его определение неразрывно связано с режиссерским замыслом, с ответом на вопрос «про что?», а потому и оставляет массу возможностей для индивидуального прочтения. В финальном событии кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство. Главное событие − самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства − мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним, подводим зрителя к концу.

Сверхзадача − это то, во имя чего и что режиссер хочет утвердить своей постановкой, какие чувства и порывы вызывать у зрителя. Главная, жизненно важная цель, идейная направленность постановки.

К. С. Станиславский:

Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук, радостей является главной задачей спектакля, основная главная цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающие творческое стремление двигателей психической жизни.

Б. Е. Захава:

Сверхзадача − это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится, в конце концов, она самое заветное, самое дорогое, самое существенное его желание она идейная активность художника его целеустремленность его страсть в борьбе за утверждение бесконечно-дорогих для него идеалов и истин.

Сквозное действие − главная линия развития постановки, обусловленная идеей и творческим замыслом режиссера. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и постановки в целом. Этот элемент метода действенного анализа материала и роли также используется в анализе действия постановки. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей. Все действия − как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц − направлены в каждый отдельно взятый момент постановки к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача. Подобных задач, которые решаются по ходу постановки всеми персонажами, множество, все они складываются в одну сверхзадачу.

Образ зрелища и его форма

Образ − любое явление, творчески воссозданное режиссером в постановке. Он представляет собой результат осмысления какого-либо явления, процесса. При этом образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир в постановке. Режиссер стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о постановке, свое понимание и донести это до зрителя.

Форма − совокупность приемов и изобразительных средств для будущей постановки.

Атмосфера и темпоритм зрелища

Разработка постановочного плана действа.

Режиссерские эпизоды. В этом пункте режиссер указывает название каждого эпизода и задание актерам в каждом эпизоде.

Эпизод. Это законченное по содержанию и форме небольшое произведение. Законченная часть сценария, его фрагмент, который имеет свое самостоятельное значение. Ритмически организованное по законам драматургии маленькое произведение, раскрывающее тему, через развитие мысли к действию.

К. С. Станиславский:

Эпизод − та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный судьбы персонажа момент.

Мизансцены (франц. miseenscene – ‘размещение на сцене’) − расположение актеров на сцене в каждом из отдельных моментов спектакля.

В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму, внешний визуальный образ спектакля. При этом построение точных мизансцен одинаково важно как при решении т.н. массовых сцен с участием большого количества действующих лиц и статистов, так и в композиционной разработке «малонаселенных» эпизодов, в том числе и присутствии на сцене лишь одного героя.

Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. В характере построения мизансцен находят свое выражение стиль и жанровая природа спектакля. Полноправными соавторами в разработке мизансцен, несомненно, выступают не только режиссер и актер, но и художники постановки − как сценограф, так и автор костюмов.

Темпоритм и атмосфера каждого епизода

  1. Художественное решение действа − представление о зрелищном воплощении сценария театрализующего мероприятия, логика режиссерского виденья, которое всегда индивидуальное, субъективное, но неудовлетворительное. Комплекс пространственного видения, в совокупности с принципом решения действа, техническими заданиями и их решением, а также месту проведения будущего действа.
  2. Музыкально-шумовое решение действа − представление о музыкальном воплощении сценария театрализующего мероприятия, подбор композиций, которые создадут правильную атмосферу и введут зрителя в предлагаемые обстоятельства с начала самого действа.
  3. Рассказ о художественных особенностях действа.

Документация

Документация постановочного плана сценария фиксирует на бумаге основные элементы замысла и методику организации исполнителей и зрителей.

Она включает в себя:

1. Режиссерский экземпляр сценария − это текст театрализованного действа с указанным на левой стороне названием эпизодов, идейно-смысловых акцентов и идей, мизансцен, заданий исполнителей, темпоритма, атмосферы, светового и музыкального оформления.

2. Выписки и другие документы:

· выписка на исполнителей и их количественный состав;
· эскизы оформления, костюмов, или макеты;
· световая партитура (наличие световой аппаратуры);
· на проекционную и звуковую аппаратуру;
· на видеоматериал;
· на костюмы и их детали;
· на реквизит;
· на грим;
· афиша, пригласительный и прочее

Также ко всей документации прикладывается монтажный лист.

Световая партитура выписывается из монтажного ли служит для управления в процессе репетиций мероприятия для человека, ответственного за освещение постановки.
Пример оформления светово
Музыкально-шумовая партитура делается для того, чтобы звукорежиссер подготовил соответствующие фонограммы или музыкальные номера с оркестром, ансамблем и тому подобное.

В процессе постановки в соответствии с этой музыкальной партитурой ответственный за музыкальное оформление включает фонограмму или дает сигнал для начала музыкального номера, который выполняется любым коллективом или солистом.
Пример оформления музыкально-шумовой партитуры
Выписка на реквизит и бутафорию делается для того, кто будет изготовлять или подбирать эти элементы оформления, и для ответственных за бутафорию и реквизит в ходе репетиций и во время проведения постановки.
Пример оформления выписки на реквизит и бутафорию 
Выписка на костюмы, обувь и их детали составляется для осуществления заказа на изготовление или приобретение костюмов. К выписке прикладываются эскизы костюмов в цвете с описанием ткани, из которой они изготовлены.
Пример оформления выписки на костюмы, обувь и их детали
План-схема сценария представления содержит длительности мероприятия с сигналами к работе всех служб, какие заняты в проведении представления, указание мест размещения мероприятия и участников.

Схема планирования пространственного решения. Схематическое изображение условных мизансцен и перемещение действующих лиц по сцене.

График работы над представлением. График репетиций, репетиционная база.
Пример оформления графика работы над представлением 
Монтажный лист театрализованного мероприятия
Пример оформления монтажного листа
Работа над монтажно-постановочным планом ведется на основе утвержденного к постановке сценария массового мероприятия. Монтажный лист дает конкретное представление о том, как воплощается идея. В нем четко должны быть зафиксированы все компоненты выразительности, которые сопровождают каждый эпизод постановки и всю постановку в целом.

Идейно-тематический анализ театрализованного действа

Если драматургический
анализ информационно-логического
материала позволяет судить о возможности
преобразования его в материал
эмоционально-образный, то идейно-тематический
анализ является первым и основополагающим
этапом работы по созданию сценария
театрализованного действа.

В систему
идейно-тематического анализа введем
определение и формулирование таких
понятий, как жанр, конфликт и художественный
прием (сценарный ход), не выделяя последних
в отдельную драматургическую группу,
характеризующую необходимые отправные
изыскания для последующей работы над
сценарием.

Проделаем это от
начала и до конца, причем для каждого
определяемого нами понятия сначала
дадим теоретическую предпосылку, а
затем –
его непосредственно прикладное решение.

Итак, рассмотрим
стратегическую разработку «генерального
сражения», коим является написание
сценария театрализованного представления.

Определение и формулирование темы

Тема

это предмет художественного исследования
сценариста. Тема –
всегда проблема и является понятием
объективным. Формулировка темы отвечает
на вопрос: о чем пойдет речь в сценарии
театрализованного представления?

Попытаемся
ответить, о чем будет идти речь в будущем
сценарии. Предположим, что тема –
сегодняшний день нашей страны, т.е.
время, в которое мы живем, время как
социальная, политическая, психологическая
и культурная субстанция, контекст, в
котором обретается судьба каждого из
нас.

Это и явится
предметом художественного исследования,
а значит, и проблемой, т.е. теоретическим
и практическим вопросом, требующим
исследования.

Определение и формулирование идеи

Идея

субъективна и являет собой личностное
отношение сценариста к данной теме.
Идея –
синтез мыслей и чувств сценариста,
которые рождает в нем тема. Идея отвечает
на вопрос: что я этим хочу сказать,
избирая данную тему?

А я хочу сказать,
что время, в котором мы существуем, во
многих отношениях мало приспособлено
для жизни. Оно достаточно мало пригодно
для человека с чувством собственного
достоинства, исполненного высоких
духовных порывов и отстаивающего свои
права гражданина.

Определение и формулирование жанра

Жанр

установившееся единство определенных
стилевых явлений, проверенных в своем
соединении на опыте, как удачные, имеющие
определенную эмоциональную окраску, и
целиком воспринимаемых как система.

Мы испытываем к
этому времени чувство неприятия,
смешанного с негодованием и ощущением
безысходности. Отсюда возникает
трагическая тональность задуманной
драматургии. Обличение и высмеивание
отрицательных явлений действительности
диктуют нам сатирический мотив для
описания данного времени. Поэтому жанр
можно сформулировать как трагифарс.

Определение и формулирование конфликта

Конфликт

это столкновение сторон, мнений, сил в
результате противоречия между ними.

Исходя из
вышеизложенного, конфликт можно
сформулировать как противоречие между
теми общечеловеческими нормами, которым
должна удовлетворять эпоха, и тем,
каковой она является в реальности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное
общеобразовательное бюджетное учреждение «Московская областная
общеобразовательная школа-интернат естественно-математической
направленности» имени П.Л. Капицы

(ГОБУ «Физтех-лицей» им.
П.Л. Капицы)

Методическая разработка

                    
Театрализованного представления

«Новогодние приключения Бременских музыкантов»

Автор: Медведева Оксана Викторовна,

                                                            
педагог-организатор, режиссер,

первая квалификационная категор

г. Долгопрудный 

Содержание

1. Вступление

2.
Идейно-тематический анализ театрализованного представления

«Новогодние
приключения Бременских музыкантов».

3. Событийный ряд
представления.

4. Композиционное
построение сценария театрализованного представления

«Новогодние
приключения Бременских музыкантов».

5. Сценарный план

театрализованного
представления

«Новогодние приключения
Бременских музыкантов».

6. Сценарий
театрализованного представления

«Новогодние
приключения Бременских музыкантов».

7. Список литературы

 «Вовлекайте зрителей  в зрелище, сделайте их актерами, устройте  гак, чтобы  каждый узнавал и любил себя и других и чтобы  |все сплотились от  этого сильней».

Жан-Жак Руссо.

1. Вступление

 Учебные будни — это замечательно. Но
в жизни каждого ребенка
обязательно должны быть праздники.
Жизнь ребенка немыслима без
радостных минут, без
эмоционального подъема.

     Давайте спросим любого мальчишку или девчонку, какого
праздника он больше всего ждет?!! Почти каждый назовет среди своих главных
праздников день рождения и Новый год. И не смотря на то, что день рождения
праздник важный, Новый год не уступает ему ни в чем, и даже имеет свои
преимущества. Ну, разве вы назовете более глобальный и в то же время такой
таинственный праздник. Его ждут на всей планете, его ждут и взрослые и дети.
Его не просто ждут, к нему готовятся и с замиранием сердца отсчитывают
последние минуты старого года.

    Новый год для детей  это очень значимое событие в сердце
каждого крохи. И даже повзрослев, мы хотим встретить Новый год как раньше,
по-детски. Так чем же Новый год для детей так необычен и что ждут от него
ребята?

          С самого детства
остается он в наших сердцах, и живет вечно…

Каждый год ожидают
волшебства, стремясь наконец-то прикоснуться к чуду, к волшебному
празднику 
зимы, на котором происходят чудеса,
исполняются заветные мечты и желания, люди поздравляют своих друзей и близких,
дарят друг другу подарки.  Всем так хочется увидеть самых долгожданных гостей 
— Деда Мороза и Снегурочку, поведать им о самых сокровенных мечтах, рассказать
любимое стихотворение или спеть песню, и, конечно же, получить подарки.

         Новый год – это сказка, в которую
верят и дети, и взрослые. Всем хочется чудес, и этот праздник дает именно
 надежду на лучшее. Он заставляет нас на мгновенье забыть о существующих
проблемах, заботах. Каждый ребенок  чувствует себя героем сказки,
непосредственным её участником. 

       Сказка формирует модель окружающего мира, образы мамы и папы,
добра и зла. На экранах
своих телевизоров за последние несколько лет мы наблюдаем активное преобладание
западных мультфильмов. Во
многих —  открытая пропаганда  насилия, высмеивание лучших нравственных
ценностей, неуважение, порой жестокость к своей семье. Во многих мультфильмах этими качествами
наделяется главный, положительный герой. Например, в  мультфильме «Том и Джерри», герои не делают ничего,
кроме как стараются унизить друг друга любыми способами.
И дети, к
сожалению, хотят им подражать.

         Такие
мультфильмы формируют у детей неправильное представление о добре,
справедливости,  и не
помогают  правильно развиваться.

         Отечественные мультфильмы отличаются непохожими персонажами,
своеобразной анимацией, поучительными и интересными сюжетами. Здесь есть более
существенный для мультфильма элемент – вразумительные сюжетные линии, которые
учат доброте, доблести, искренности. 

    В качестве основы
для сюжета будущего дипломного проекта, я выбрала  легендарный советский
мультипликационный мюзикл, на котором было воспитано не одно поколение детей. И
не удивительно – харизматичные персонажи, хитовые песни, хитроумные повороты
событий, невероятные приключения, настоящие друзья – все это сделало его
актуальным во все времена! 

        «Ничего на
свете лучше нету!» — подумала я, и придумала новую новогоднюю сказочную
историю, где основными персонажами явились  Бременские музыканты, в качестве
новогоднего подарка учащимся Физтех-лицея им. П.Л. Капицы г. Долгопрудного.
          Помимо известных героев — Трубадура и его друзей Бременских
музыкантов, хитрой Атаманши, непутевых разбойников, новогодние истории, конечно
же, не могут быть по-настоящему новогодними без Деда Мороза и Снегурочки!
            Эта музыкальная и очень
весёлая история подарила ребятам хорошее настроение и море положительных
эмоций. Юные зрители отправились в увлекательное путешествие. Смышлёные и
непосредственные герои научили маленьких лицеистов не пасовать перед
сложностями, пытаться творчески подходить к решениям любой проблемы, всегда
быть позитивным и не расстраиваться по пустякам.

Сценарий написан в жанре театрализованного представления, и
заключает в себе ряд социально-педагогических функций:

1. Художественный
материал, который используется в сценарии и который с помощью выразительных
средств, преподносится аудитории, имеет воспитательную функцию,
способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей ребенка.

2. Также
художественный материал, который используется в сценарии и который с помощью
выразительных средств, преподносится аудитории, содержит этические ценности,
нормы, идеалы, характерные для нашего общества, а значит, выполняется социальная
функция.

3. В процессе
подготовки представления участники творческой группы сплачиваются в единый
коллектив, который стремится к высококачественному показу своей работы, таким
образом, выполняется коммуникативная функция.

4. Участники
мероприятия и гости праздника имеют возможность получить творческое
удовольствие, т.е. решается гедонистическая функция.

5. Участники
представления имеют возможность открыть для себя перспективу творческого
роста
, так как в процессе репетиций развиваются творческие способности.

6. Художественный
материал, который используется в сценарии и который с помощью выразительных
средств, преподносится аудитории, становится неким «открытием» для нее, а
значит, выполняется и решается информационно-познавательная задача.

Театрализованное представления для детей как воспитательное
средство весьма специфично, а его организация и проведение требуют от
режиссеров много сил, труда и высокой ответственности.

Заинтересовать, увлечь всех участников детского праздника –
дело не из легких.

Детский праздник должен быть массовым, т. е. не только
охватывать всех, для кого он предназначается, но и активизировать действия
каждого участника.

Сегодня праздники для детей  прочно вошли в наш быт.
Искусство детских праздников – это огромная сила, и относиться к нему надо с
чувством высокой ответственности.

В практике театрализованных представлений для детей
используется весь комплекс основных типов реального действия ребят, вызывая
активизацию, неся большую воспитательную нагрузку. Выбор же типа
театрализованного представления ситуативен и зависит: во-первых, от содержания
празднуемого события, во-вторых, от преобладающего возрастного состава его
участников.

В театрализованных представлениях сутью
художественно-педагогического замысла является эмоционально-образное решение
темы, идеи, содержания, которое органично соединяется с информационно-логической
основой. Синтез этих двух начал присутствует всегда, но их соотношение зависит
от возрастных особенностей участников.

В замысле театрализованных представлений для детей младшего
школьного возраста важную роль грает художественно-ролевая игра, в которой у
ребят возникает потребность в подражании взрослым, интерес к их трудовой
деятельности, стремление познать традиции.

Особенно сильное эмоциональное воздействие на ребят
оказывают те театрализованные представления, в которых имеется сочетание яркой
ассоциативной образности и реального коллективного действия

Удачно найденное сочетание игрового и реального действия
вызывает большую активность участников, что позволяет провести праздник на
высоком эмоциональном уровне.

2. Идейно-тематический
анализ театрализованного представления

«Новогодние
приключения Бременских музыкантов».

Тема: О прекрасном, волшебном празднике Новый год.
О тех, кто любит этот праздник, живет им, и о тех, кто хочет всеми силами его
испортить.

Идея: Добрые дела побеждают любые преграды.

Сверхзадача: Убедить детей в том, что добрые дела помогают
делать чудеса, дать возможность ощутить радость от совершенного ими добра,
заставить задуматься каждого над тем, какой он может внести вклад в искоренение
зла на земле;

Конфликт:

  Между стремлением
Атаманши и Разбойников сорвать Новогодний праздник и стремлением положительных
героев сделать все возможное, чтобы праздник состоялся.

Сквозное действие: Желание Деда Мороза, Ёлочных игрушек и
Снеговиков провести волшебный Новогодний праздник, подарить ребятам
замечательное настроение.

Контрдействие: Желание Атаманши и Разбойников отменить
Новогодний праздник любыми способами.

Жанр: Театрализованное представление.

Сценарно –
режиссёрский ход представления:

Новогоднее
путешествие с приключениями.

Средства
выразительности:

Поэтическое,
художественное слово; хореография, пластика, музыка, декоративно –
художественное оформление.

Приемы монтажа,
используемые при постановке представления:

Последовательный,
параллельный.

Приёмы
активизации:
вербальный,
физический, игра.

3. Событийный
ряд представления.

Исходное событие —
«Решение о проведении 
Новогоднего праздника для детей».

Основное событие —
«Атаманша с помощью 
Разбойников принимает решение похитить у Деда Мороза мешок с подарками и тем
самым испортить Новогодний праздник.

Центральное
событие –
«Бременские
музыканты раскрывают  обман Атаманши  и возвращают  мешок с  подарками Деду
Морозу».

Финальное – «Зажжение ёлочки, встреча Нового года,
поздравления».

Главное  –  «Всех героев объединила
одна идея —
добрые
дела помогают делать чудеса.  Осознание
того, что Новый год самый добрый и волшебный праздник».

4.
Композиционное построение сценария театрализованного представления

«Новогодние
приключения Бременских музыкантов».

Пролог: Подготовка сказочных персонажей: Ёлочных Игрушек и Снеговиков  к
встрече Нового Года.

Завязка: Коварный план Атаманши и Разбойников похитить
мешок с подарками и испортить Новогодний праздник.

                                           
Развитие действия:

Бременские музыканты,
предлагая пройти различные  испытания Атаманше, раскрывают ее коварный замысел.

Эпизод 1: «Атаманша
против!»;

Эпизод 2: «Гости из
Бремена»;

Эпизод 3: «Всё тайное
становится явным».

Кульминация: Раскрытие обмана Атаманши и возвращение мешка
с подарками Деда Мороза.

Развязка: Зажжение Ёлочки, новогодние поздравления!

Финал: Финальная песня, которая объединяет всех
героев театрализованного представления.

5. Сценарный
план

театрализованного
представления

«Новогодние
приключения Бременских музыкантов».

Сценарий состоит из пролога, 3 эпизодов и финала.

ПРОЛОГ:
«Новогодний  сюрприз»

        Ёлочные
игрушки и Снеговики готовятся к Новому Году: несут подарки и сладости, наряжают
Ёлочку, украшают волшебную площадь

        Появляется
Дед Мороз. Здоровается с детьми. Хвалит своих помощников за работу и
рассказывает о предстоящей программе праздника, о гостях для Снегурочки –
Бременских музыкантах. Помощники собирают подготовленные подарки и сладости в
мешок. Дед Мороз отправляется на встречу к Снегурочке.

Один из Снеговиков
через волшебное зеркало Деда Мороза узнает о том, что Атаманша с Разбойниками
собирается сорвать Новогодний праздник. Ёлочные игрушки и Снеговики решают 
спасти праздник, и приглашают ребят отправиться навстречу приключениям.

 ЭПИЗОД
1«Атаманша против!»

На сценической
площадке Разбойники играют в карты. Затевается драка, появляется Атаманша и
стреляет в воздух. В руке у нее радиоприёмник. По радио передают любимую песню
«Не желаем жить по-другому», под которую герои танцуют.Танец прерывается
выпуском сказочных новостей, из которых Атаманша и Разбойники узнают о предстоящем
Новогоднем празднике. Они очень хотят на праздник, но решают, что их туда не
пустят из-за нехорошей репутации.  Атаманша затевает коварный план – украсть
мешок с подарками и испортить Новогодний праздник.

На опушке леса 
Атаманша, переодетая в Снегурочку ожидает Деда Мороза. Когда он появляется,
Атаманша заговаривает его и усаживает на пенек. Он рассказывает о предстоящем
празднике и гостях, которых позвал на праздник. Дед Мороз устал с дороги,
просит принести попить. Атаманша, пользуясь ситуацией, колдует над напитком и
усыпляет им Деда Мороза. Разбойники забирают мешок с подарками и уводят спящего
Деда Мороза. Атаманша, радуясь  победе, вспоминает  про гостей Деда Мороза, и
решает ограбить и их.

Ёлочные игрушки и
Снеговики очень переживают, что праздник на грани срыва. Они вспоминают о
находчивых Бременских музыкантах, которые точно спасут Новогодний праздник.

ЭПИЗОД 2 «Гости
из Бремена»

Под  песню «Мы к вам
заехали на час» появляются Бременские музыканты. Трубадур, Кот и Пес замечают
Атаманшу-Снегурочку. Они знакомятся. Атаманша придумает всяческие отговорки по
поводу  местонахождения Деда Мороза.  Бременские музыканты понимают, что здесь
что-то не ладное и нужно спасать праздник. Трубадур, Кот и Пес проводят игры  с
залом. Они догадываются, что Снегурочка на самом деле ненастоящая и предлагают
ей  тоже поиграть с ребятами , в своем стиле.

В самый
кульминационный момент появляется настоящая Снегурочка.

 ЭПИЗОД 3 «Все тайное становится явным»:

Появляется Дед Мороз. Бременские музыканты раскрывают обман
Атаманши с помощью детей. Происходят выборы настоящей Снегурочки.  Игра с залом
(загадки про Снегурочку). Победа настоящей Снегурочки.

Дед Мороз решает наказать Атаманшу – лишить Новогоднего
праздника. Атаманша и Разбойники просят прощения за свои поступки, возвращают
мешок с подарками. Их прощают и оставляют на празднике.

Снеговики и Ёлочные игрушки рады положительному исходу
истории. Они приглашают всех на празднование Нового года.

 ФИНАЛ «Время верить в чудеса»

Исполняется танец Часиков. Поздравление с Новым Годом.
Сцена с зажжением Ёлочки.

Звучит финальная
песня «Время верить в чудеса»
. На
сцене все участники представления.

6. Сценарий
театрализованного представления

«Новогодние
приключения Бременских музыкантов».

Действующие лица:

Ёлочные грушки

Снеговики

Дед Мороз

Снегурочка

Атаманша

1-й Разбойник

2-й Разбойник

3-й Разбойник

Трубадур

Пес

Кот

Часики

Пролог

«Новогодний
сюрприз».

Звучит музыкальная тема «Ёлочные игрушки и Снеговики». На заднике сцены проецируется
видеоряд «Подготовка к Новому году в волшебном лесу»

Во время музыки Елочные Игрушки и Снеговики, танцуя,
готовятся к встрече Нового года: приносят подарки, сладости.

Звучит музыкальная тема «Дед Мороз». На сцене появляется Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте,
детишки – девчонки и мальчишки! Здравствуйте, мои помощники – Снеговики и
Ёлочные игрушки!

Помощники перестраиваются по диагонали.

Помощники: Здравствуй, Дедушка!

Дед Мороз: Всё ли
готово к встрече Нового года?

Помощники: Да!

1-й снеговик: Дедушка Мороз! Мы испекли новогодние сладости.

2-й снеговик: Мы все вместе украсили главную площадь

Дед Мороз: Молодцы! Очень хорошо! Что еще вы сделали к встрече Нового года?

1-я Ёлочная игрушка: Мы нарядили ёлочку. (все помощники
показывают на ёлочку)

Дед Мороз: Ой, какая она красивая! (Глядя на елочку.)

Замечательно!

А я приготовил сюрприз для Снегурочки и для ребят!

2-я Ёлочная игрушка: И что это за сюрприз?

Я пригласил для участия в празднике самых настоящих
Бременских музыкантов. Ну что ж, пора со Снегурочкой встречаться.

Снеговики и
Ёлочные игрушки помогают Деду Морозу собрать подарки в мешок
. Дед Мороз уходит. Из противоположной
кулисы на сцену выбегает 1-й Снеговик.

1-Снеговик: Что я увидел в замороженном
зеркале Деда Мороза….

Все: Что?

1-й
Снеговик:
 Атаманша
со своими Разбойниками, что — то замышляют

2-й
Снеговик
: Нужно
Деда Мороза предупредить!

3-й
Снеговик:
Да он
уже далеко, нам его не догнать….

1
Ёлочная игрушка
:
Волшебные мы или не волшебные?

2-я
Ёлочная игрушка
: Волшебные!

1-я
Ёлочная игрушка
:
Тогда у нас получится Деда Мороза предупредить, а ребята нам в этом помогут!

1-й
Снеговик:

Девчонки и мальчишки! Вы отправляетесь навстречу приключениям!

1 эпизод «Атаманша
против!»

 На заднике сцены проецируется видео «У леса на
опушке». Звучит музыкальная тема «Разбойники пустились в пляс
». На сцене Разбойники. 1-й Разбойник, сидя на пеньке,
чистит обувь, 2й Разбойник точит саблю. Появляется 3-й Разбойник с картами и
приглашает поиграть. Обманным путем 3-й Разбойник выигрывает. Другие Разбойники
окружают его и собираются ему отомстить. Появляется Атаманша  и стреляет в
воздух из пистолета (
звучит тема «Выстрел»). Разбойники разбегаются от страха в стороны. У Атаманши в руках
радиоприемник. Она настраивает антенну.

Звучит фонограмма «Радио помехи», Атаманша и
Разбойники внимательно слушают, далее по радиоприемнику передают  песню
«Не желаем жить по-другому».

Во время песни
Атаманша и Разбойники танцуют.

«Не желаем жить
по-другому»

 (автор текста: Ю. Энтин, автор музыки: Г. Гладков.)

Пусть нету ни кола и ни двора,

Зато не платят королю налоги

Работники ножа и топора,

Романтики с большой дороги.

Не желаем жить, эх, по — другому

Не желаем жить, ух, по — другому,

Ходим мы, по краю ходим мы, по краю

Ходим мы по краю родному.

Песню прерывает
фонограмма «Радио помехи» и далее звучит фонограмма
«Выпуск сказочных новостей»:

Агентство сказочных
новостей: Оперативно и коротко о событиях в Волшебном мире! (Разбойники
подбегают к приемнику,  Атаманша берет его в руки)
Новый год настает!
Традиционно перед праздником помощники Дедушки Мороза готовят подарки детям.
Снегурочка только что прилетела из командировки. Они встретятся с Дедушкой у
леса на опушке и отправятся на праздник к ребятам. А теперь, коротко о погоде….(прерывается
фонограммой «
Радио
помехи
»)

Атаманша (со злостью убирает антенну): Ой, как на праздник охота! Эй, смотрите, и
все уже собрались, Дед Мороза со Снегурочкой ждут и …подарки!

1-й разбойник: Да действительно, на праздник охота.

2-й разбойник: Но нас туда не пустят.

1-й разбойник (мечтательно): А я так люблю подарки.

3-й разбойник: А я так люблю хороводы возле елки водить!

2-й разбойник: А я ни
разу Новый год не отмечала! (идет к остальным разбойникам, плачет)

3-й разбойник: Что же делать?

Атаманша: Я придумала! Слушайте внимательно: раз нас на
праздник не пригласили, мы придем туда и без приглашения, и сделаем так, чтобы
праздника не было!

Разбойники (прыгают от радости): Здорово
придумано! Ха-ха-ха! Разбойники мы, или не разбойники! (хлопают в ладоши)

1-й разбойник: А как это сделать?

2-й разбойник: Да, а как?

Атаманша: Очень просто: надо обмануть Деда Мороза и
мешок с подарками украсть. Ну, а какой новогодний праздник без подарков?

3-й разбойник: Ох, и умная! Что бы мы без тебя делали?

Атаманша: Без меня вы бы под ёлкой в лесу замерзли!

1-й разбойник: А нам и без того не жарко (переминается с
ноги на ногу)
Что-то здесь холодновато. (дышит на ладони)

Атаманша: Вы правы, разбойники, хватит нам в лесу
мерзнуть.

У меня есть план. За
мной, мои крошки (убегают за кулисы)

Звучит «Тема
Разбойников»
.

Атаманша, переодетая в Снегурочку нервно ходит по сцене, то
садится на пенек, то резко вскакивает.

Звучит музыкальная тема «Дед Мороз», под музыку появляется Дед Мороз.  

Атаманша-Снегурочка: Здравствуй, дедуля!

Дед Мороз (протягивает к ней руки, чтобы обнять): Здравствуй, внученька! Как же ты здесь раньше
меня оказалась? (Атаманша отходит в сторону, не дав обнять себя) Мы ведь
с тобой договаривались встретиться совсем в другом месте….

Атаманша-Снегурочка
(пытается усадить Деда
Мороза на пенек):
Ну,
дедуля…Я так торопилась на праздник, устала с дороги…, а ты мне допрос
устраиваешь!

Дед Мороз: Да нет, внученька, я просто беспокоюсь, ведь
в этом лесу разбойники объявились, обидеть тебя могут.

Атаманша-Снегурочка
(крутится возле Деда
Мороза):
Ничего со мной не
случится. Я уже большая и никого не боюсь. А разбойники, они ж мои друз…ой (закрывает
рот рукой),
чуть не проговорилась, другой дорогой, говорю, ходят!

Дед Мороз: Что-то я устал с дороги. Разболелись мои
ноги. Передохну немного и  на праздник к ребятам пойдём. Я гостей иностранных
пригласил для тебя и народ нас ждет. Принесла бы ты мне водички ключевой!

Атаманша-Снегурочка: (загадочно) А хочешь, колой угощу?
Сейчас же мигом притащу!

Дед Мороз: Колой угостить желаешь? Что же неси, только
лёд прихвати!

Атаманша-Снегурочка
(отходит в сторону, свет
выключается, работают разноцветные софиты, работает дым-машина,
звучит тема «Колдовство»):

Кубик «Магги»,

Чипсы «Читос»

«Кальве» ложечку,

Кетчупа немножечко,

Воду добавлю, хорошо
размешаю!

(Атаманша выносит
стакан, который светится разноцветными огоньками).

Кола-кола —  высший
класс

Получилась у нас!

Пей дорогой Дед
Мороз, угощайся!

Дед Мороз (пьёт): Ой ,ой, ой!(закрывает глаза, засыпает)

Атаманша-Снегурочка
(поёт):

У славной, родной,
дорогой моей крошки

К ночи устали ручки и
ножки,

Сами смыкаются милые
глазки-

Сон навевает им
добрые сказки! Баю-бай!

Атаманша-Снегурочка:
Эй, разбойнички!

 На сцену выбегают Разбойники. 1-й и 2-й берут
под руки Деда Мороза и уводят, 3-й забирает мешок с подарками.

Связка ко 2
эпизоду.

На сцене Ёлочные
игрушки и Снеговики.

1-я Ёлочная
игрушка:
Ой-ой-ой! Как
страшно! (плачет)

2-я Ёлочная
игрушка:
Разбойники подарки
забрали, Деда Мороза  Атаманша усыпила. Он же крепко спит!

Что же будет. Новый год на грани
срыва.

3-й Снеговик: Эх, не успели…

1-й Снеговик: Не переживай,  Дедушка Мороз  же говорил, что
гостей ждет.

3-я Елочная
игрушка
: Каких гостей?

2-й Снеговик: Веселых и добрых. Они уж точно найдут выход
из любой ситуации!

2 эпизод «Гости из
Бремена»

 Звучит песня
«Мы к вам заехали на час…»

На сцену выходят Трубадур с микрофоном на стойке, Пес и Кот с
электрогитарами
.

Номер «Мы к вам
заехали на час…»

(автор текста: Ю. Энтин, автор музыки: Г. Гладков.)

Весь мир у нас в руках,

Мы — звезды континентов!

Рассеем в пух и прах

Проклятых конкурентов.

Мы к вам заехали на час.

Привет, Бонжур, Хэллоу!

А вы скорей любите нас —

Вам крупно повезло!

Ну-ка все вместе!

Уши развесьте!

Лучше по — хорошему,

Хлопайте в ладоши вы!

Едва раскроем рот

Как все от счастья плачут.

И знаем наперед —

Не может быть иначе!

Мы к вам заехали на час.

Привет, Бонжур, Хэллоу!

А вы скорей любите нас —

Вам крупно повезло!

Ну-ка все вместе!

Уши развесьте!

Лучше по — хорошему,

Хлопайте в ладоши вы!

 В танце Трубадур случайно замечает
Атаманшу-Снегурочку.

Трубадур (с удивлением):
Здравствуй, Снегурочка!

Атаманша-Снегурочка
(томно): Хеллоу, Бейби!

Трубадур: Здравствуй Снегурочка!

Атаманша-Снегурочка
(с возмущением): Вы что, оглохли! Я же поздоровалась с вами!

Трубадур: Посмотри, Снегурочка, гости приехали

Пес: Порадовать всех песней,

Кот: Потехами!

Трубадур: Веселись на радость, мы поможем.

Атаманша-Снегурочка
(с возмущением): Ничего я не хочу! (топает ногами) И вообще,
что пристали? Мы вас не ждали! (расталкивает всех и  с
недовольным лицом  садится на пенек)

Трубадур (подходит к Атаманше): Снегурочка, вижу, у тебя нет никакого
настроения. А где Дедушка Мороз, может, скажешь?

Пес: Да, ведь он на праздник нас пригласил!
Гав-гав!

Кот: И подарочки нам обещал, мяу!

Атаманша-Снегурочка: Не знаю,…может, сбился с пути, сугробы такие
лежат, тут любой перепутать может!

Пес: Как это сбился с пути?

Кот: (рассматривая ёлочки) Мяу, а кто ёлку зажигать будет? Какой же праздник без
Деда Мороза?

Пес: А как же подарки! Гав-гав! Я их так люблю!

Трубадур (подходит к своим друзьям и обнимает): Друзья, я так хочу, чтобы у ребятишек был
настоящий Новогодний праздник с Дедом Морозом и подарками, чтобы было много
музыки, песен, веселья. Ведь для этого Дед Мороз и пригласил нас.

Кот: Трубадур, мы тебе поможем! Мурр!

Пес: Конечно!

(друзья
обнимаются)

Кот: Только вот как без Деда Мороза?

Трубадур: Вообще он нас встретить обещал! Странно, что слово
своё не сдержал!

Атаманша-Снегурочка
(встает с пенька): Увидите вы своего Деда Мороза. Скоро придёт
ваш старый дед. Ну а раз вы пришли – веселите меня….

Звучит фоном
тема «Ничего на свете лучше нету».

Трубадур: Пришло время  позабавить детвору.

 Ну что ж, давайте
повеселимся!

Зал делится на две
половины. Одна – Снежинки, другая – Снежки. Когда я  поднимаю левую руку –
кричат Снежинки, когда правую – Снежки, а когда обе руки – зал кричит: «С Новым
годом!!!». Я время от времени могу вас путать.

Трубадур: Молодцы!

Звучит фоном
музыкальная тема «Кот»

Кот: Вспомнил свою любимую игру! Порой вынужден я
еду себе искать…..Мяу! вы мне поможете наловить рыбки? (ответ детей)

Представьте, что моя
левая рука – это море (делает волнообразное движение), а правая – рыбка
(правой ладошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка
выплывает из моря, т. е. правая рука поднимается над левой рукой, то вы
хлопаете в ладоши. Итак, начнем! Ведущий первоначально делает медленные
движения. Затем вводит обманные движения, ускоряет темп, устраивая овации.

Трубадур: Молодцы, ребята! Дружно играли. Много рыбы
Коту наловили!

Звучит фоном
музыкальная тема «Что висит на ёлке».

Пес:  Ребята, скажите, а вы ёлочку дома нарядили? (ответы
детей)

А вы помните,
какие украшения на ней висят? (ответы детей)

Вы послушайте
внимательно, и ответьте обязательно,
Если я скажу вам  верно, говорите «Да» в ответ.
Ну, а если вдруг — неверно, говорите смело «Нет!»

— Разноцветные
хлопушки? (Да)
— Одеяла и подушки?(Нет)
— Раскладушки и кроватки? (Нет)
— Мармеладки, шоколадки? (Да)
— Шарики стеклянные? (Да)
— Стулья деревянные? (Нет)
— Плюшевые мишки? (Да)
— Буквари и книжки? (Нет)
— Бусы разноцветные? (Да)
— А гирлянды светлые? (Да)
— Снег из ваты белой? (Да)
— Ранцы и портфели? (Нет)
— Туфли и сапожки? (Нет)
— Чашки, вилки, ложки? (Нет)
— Конфетти блестящие? (Да)
— Тигры настоящие? (Нет)
— Шишки золотистые? (Да)
— Звездочки лучистые? (Да)

Трубадур: Какие вы внимательные! Молодцы!

Кот: А скоро Дед Мороз придет?

Атаманша-Снегурочка
(радостно): Да придет ваш Дед Мороз. Давайте еще
поиграем!

Трубадур: Снегурочка, теперь твоя очередь с ребятами
играть.

Атаманша: Проще простого, Трубадурчик. Деточки,
встаньте около своих мест (ласково). А ну, быстро, кому сказала! (грубо)

Трубадур: Снегурочка, разве можно так грубо к детям
обращаться?

Атаманша: Поласковее? Сейчас попробую.

Звучит фоном
музыкальная тема «Разбойники».

Дети, встаньте около
своих мест. Поднимите руки вверх, перекрестите их, растопырьте пальцы, а теперь
сделайте удивительные глаза. (Пес и Кот повторяют движения)

Пес: Гав-гав, это кто такие?

Атаманша: Ха-ха! Это олени в первый раз увидели
Новогоднюю ёлку. А сейчас дружно присели, возьмите себя за уши и оттяните их в
стороны. (Пес и Кот повторяют движения)

Кот: Мяу-мяу, это кто?

Атаманша: Хи-хи! А это, коты, фу….мартышки встречают
Деда Мороза! А сейчас, бег на месте! Ну, спортсмены! А теперь давайте все
дружно бегите отсюда! (Пес и Кот бегут на выход)

Трубадур: Друзья, вы куда?! Вернитесь!

Кот: Совсем нас Снегурочка запутала!

Пес: Странная какая-то Снегурочка!

Трубадур: Снегурочка, что-то я тебя совсем не узнаю.
Игры у тебя какие-то странные.

Атаманша: Не беспокойся, со мной все в порядке. А не
узнаешь, потому что я в солярии чуточку перегрелась!

Кот (удивленно): Снегурочка в
солярии была?

Пес: Перегрелась?

Атаманша: Это сейчас модно. Красота – страшная сила.
Сам видишь.

Трубадур: Видно, я отстал от жизни! Первый раз слышу,
чтобы Снегурочки в солярии грелись!

Кот: Да, друзья, что-то Дед Мороз задерживается!

Пес: Случилось, может, что с ним…Старенький он
уже….

Звучит
музыкальная тема «Вальс Снежинок»,
на экране проецируется видео «Снежинки». В зал входит
Снегурочка.

Снегурочка: Здравствуйте, дорогие друзья.

Пес (удивленно): Вот так дела!

Кот (обходит Снегурочку): Глазам не верю!

Трубадур: Как еще одна Снегурочка?

Атаманша: Что? Какая еще Снегурочка там объявилась?

Снегурочка: Да! Я – Снегурочка! А вот ты кто?

Звучит
музыкальная тема «Атаманша»
.

Атаманша: Я?! Да ты что наезжаешь, подруга! Давай
катись отсюда! Это моя территория! Понятно?!

Снегурочка: Понятно то, что ты невоспитанно себя ведешь,
а еще Снегурочкой хочешь быть научись сначала вежливо разговаривать.

Трубадур: Ладно, Снегурочки, успокойтесь! Две
Снегурочки на одном празднике.… Здесь что-то не так!

Связка к 3
эпизоду

Звучит
музыкальная тема «Ёлочные игрушки и Снеговики».

На сцене Ёлочные
игрушки и Снеговики.

1-я Ёлочная
игрушка:
Нужно срочно звать
Дедушку Мороза, без него Бременские музыканты точно не справятся.

3 эпизод «Все
тайное становится явным»

Звучит
музыкальная тема «Дед Мороз».
На сцену выходит Дед Мороз.

Дед Мороз: Что за шум? Что за гам?

Ой, ребятишки! Здравствуйте,
здравствуйте мои девчонки и мальчишки! Здравствуйте гости дорогие! Спасибо
тебе, Трубадур, что откликнулся на моё приглашение. А я вот присел немного
отдохнуть и видать заснул. (удивленно) Ой, две Снегурочки?!

Пес: Гав-гав! Две Снегурочки!

Снегурочка (подходит к Деду Морозу): Дедушка, ты не узнаешь меня? Это же я, твоя
внучка. Снегурочка. (Пес и Кот успокаивают её)

Атаманша (отталкивает Снегурочку): Не слушайте
её. Я – Снегурочка!

Дед Мороз: Стоп! Трубадур, что здесь происходит, может,
объяснишь?

Трубадур: Самому трудно разобраться. Но, я думаю, что
ребята нам помогут! Девчонки и мальчишки, вы поможете?! (ответ детей)

Звучит
музыкальная композиция «Ничего на свете лучше нету»

Трубадур: Дед Мороз! А я придумал, как найти настоящую
Снегурочку. Ребята нам помогут отгадать загадки и рукой покажут на ту
Снегурочку, которая соответствует нашим загадкам.

 «Отгадай загадку»

С дедушкой Морозом  рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
 
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?…
 (Снегурочка)

В  гости к нам приходит,
Хороводы водит,
Новый год встречает,
Деду помогает.
Тонкая фигурка —
Внученька – (Снегурка).

У Мороза внучка есть,
И ей всегда на елке честь.
Она известна там и тут,
Ее … зовут! (Снегурочка)

Она в серебро с жемчугами одета –
Волшебная внучка волшебного деда.

(Снегурочка)

(побеждает
настоящая Снегурочка, она принимает поздравления от Пса и Кота)

Дед Мороз: Теперь я понял, кто из вас настоящая
Снегурочка, а кто самозванка. Спасибо вам, ребята, и вам, Бременские музыканты.
Снегурочка, внученька, (обнимает внучку) прости меня старика, не узнал
тебя сразу, с другой перепутал!

Снегурочка: Я не сержусь на тебя. Пора наш праздник
начинать.

(Дед Мороз
осматривается по сторонам и ищет мешок с подарками)

Дед Мороз: А мешка-то нет. Вот беда-то!

Кот: Дед Мороз, неужели ты подарки потерял?!

Пес: А может, его кто-то взял? (подходит к
Атаманше, рычит на нее)

Атаманша: Что-то задержалась я у вас, пора мне… (торопится
уходить)

Трубадур: Куда? Стоять! (Пес и Кот окружают
Атаманшу)
Наверное, без тебя здесь не обошлось? Отвечай – где мешок с
подарками?

Атаманша: Ой, какой мешок?

Дед Мороз: Рассердила ты меня, Атаманша. Надо бы тебя
наказать. Отберу Новогодний праздник, лишу веселья и хорошего настроения на
весь год!

Выключается свет,
работают только разноцветные софиты, дым-машина.
Звучит музыкальная тема «Силы вьюжные». Дед Мороз стучит посохом.

Силы снежные, силы
вьюжные,

Прилетите сюда,
отберите навсегда….

Атаманша: (бросается к Деду Морозу, падает на колени)
Не губи меня! Пожалей глупую, неразумную…

(свет на сцене
включается)

Дед Мороз: Не верю тебе, как ты меня жестоко обманула.

Трубадур: А нас-то как одурачила!

Атаманша: Дедушка, Новый год – единственный праздник в
году, когда я могу прийти из сказки и быть среди детей.

Дед Мороз: Атаманша, отдавай скорей мешок с подарками.
Не серди меня!

Атаманша: Хорошо, хорошо отдам подарки. Только
пообещайте, что оставите меня веселиться на вашем празднике и научите
танцевать?

Дед Мороз: Ребята, Трубадур, Пес, Кот, что будем делать
с Атаманшей?

Кот: Простим её, Дед Мороз!

Пес: Поверим ей!

Трубадур: Девчонки и мальчишки, простим Атаманшу?

(ответы детей)

Снегурочка: Пусть останется, дедушка. Она одна, а нас вон
сколько, ничего она не сделает. Только добро может победить зло.

Атаманша: Ой, спасибо, что оставили меня на празднике.
И у меня настроение такое хорошее. Всех люблю, люблю! Верну я вам подарочки.
Крикну я своим разбойничкам.

Кот: Не слышат. Мяу, мяу. Глухие они, что ли?

Пес: Давайте вместе позовем их! (все зовут
Разбойников)

Разбойники
выходят, тащат за собой мешок.

Связка к финалу

На сцену выбегают
помощники Снеговики и Ёлочные игрушки.

Снеговики. Ура!

Дед Мороз: Здравствуйте, мои помощники!

Снегурочка: Здравствуйте, дорогие!

Ёлочные игрушки: Здравствуйте!

1-й Снеговик: Замечательная Новогодняя история у нас получилась!

1-я Ёлочная игрушка: И очень поучительная!

1-й Снеговик: Спасибо Бременским музыкантам и вам – ребята. Без вас бы
ничего не получилось, и праздник бы не состоялся!

2-й Снеговик: Ведь только добро может победить зло!

2-я Ёлочная
игрушка
: Дедушка, давай
праздник начинать! Нужно успеть, пока куранты не пробили 12! А то мы опоздаем!

Дед Мороз: Не опоздаем! Волшебные мы или не волшебные?

Все: Волшебные!

Финал «Время
верить в чудеса».

Работают разноцветные прожектора.

Звучит песня «Часики». На сцену выходят участники
младшей группы театра танца «Вдохновение» в костюмах часиков и исполняют танец
под музыкальную композицию.

«Часики»

(автор текста: Лев Землинский, автор музыки: Георгий Васильев.)

Тики-тики-тики-тики так-так-так, 
Тики-тики-тики-тики так-так-так – 
Часики идут, часики идут, 
Часики минуты берегут. 
Тики-тики-тики-тики так-так-так, 
Тики-тики-тики-тики так-так-так – 
Часики идут, часики идут, 
Часики лениться не дадут. 
Тики-так, тики-так – 
Нам без часиков никак. 
Тики-тики-тики-тики так-так-так, 
Тики-тики-тики-тики так-так-так – 
Часики идут, часики идут, 
Часики минуты берегут. 
Тики-тики-тики-тики так-так-так, 
Тики-тики-тики-тики так-так-так – 
Часики идут, часики идут, 
Часики последнего не ждут. 
Тики-так, тики-так – 
Нам без часиков никак. 
Тики-так, тики-так – 
Нам без часиков никак. 
Тики-тики-тики-тики так-так-так, 
Тики-тики-тики-тики так-так-так – 
Часики и там, часики и тут, 
Часики идут, идут, идут. 
Часики идут, идут, идут. 
Часики идут, идут, идут. 
Часики идут, идут, идут.

 В конце танца на сцену выходят  все герои.

Кот:
Какая нарядная ёлка, хорошо бы на ней огоньки зажечь.

Трубадур: Какой же Новый год без ёлки и огоньков!
Дедушка Мороз —  это твоя работа! Зажигай ёлку.

Дед Мороз: Будем огни на ёлке зажигать, песни петь, танцевать.
Я в прошлом году зажигал, а вот как – забыл,… помогите вспомнить волшебные
слова! (Дети помогают Дедушке вспомнить волшебные слова)

Раз, Два, Три —
Ёлочка гори!

Звучит
музыкальная тема «Волшебная ёлочка»
Большая Ель загорается цветными огоньками. Работают цветные софиты.

Звучит музыкальная
композиция
«В лесу
родилась ёлочка»
(автор текста: Р. А. Кудашева, автор
музыки: 
Л. К. Бекман)

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зелёная была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Трусишка зайка серенький

Под ёлочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк,

Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрипит.

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

Везёт лошадка дровенки,

На дровнях мужичок.

Срубил он нашу ёлочку

Под самый корешок.

Теперь ты здесь, нарядная,

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принесла.

Все: Ура!!!

Снегурочка: Погаснет свет в хрустальном зале,

Затихнет музыка
вот-вот,

Вы все немножечко
устали,

Но сердце радостно
поет.

Кот: И, расставаясь ненадолго,

Вас, провожая в Новый
год,

Пес: Вам машет ласковая ёлка

И в сказку за собой
зовет

Трубадур: Без музыки прожить нельзя,

Звучит пусть музыка
всегда.

И сердце хоть не
знает нот,

Но пусть всегда оно
поет!

Атаманша: Пусть будет спутницей любовь,

Вы приходите в гости
вновь.

Ёлочные игрушки: И в сказку, и, конечно, к нам

Снеговики: Мы будем очень рады вам!

Звучит песня
«Время верить в чудеса».
Исполнители –
солисты вокальной группы «Капель».

(автор текста и
музыки: В.Овсянников)

Новый год, новый век
Начинают свой разбег,
И навстречу спешит Земля.
И стучит в нашу дверь
Новогодняя метель,
И минуты до января.
Припев:
Как беспечен снег,
Как прозрачен лёд
Здравствуй новый век,
Здравствуй Новый год.
На столе свеча, полночь на часах
Время верить в чудеса, время верить в чудеса.
Новый век, Новый год,
Новых дел круговорот.
Время вспять повернуть нельзя.
Но во все времена
Ярче солнце и луна,
Если рядом твои друзья.
Припев:
Как беспечен снег,
Как прозрачен лёд,
Здравствуй новый век,
Здравствуй Новый год.
На столе свеча, полночь на часах
Время верить в чудеса, время верить в чудеса.

Все (хором): С Новым годом! С Новым годом! С Новым годом!!!

Занавес закрывается.

7. Список
литературы

1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников
/Е.В.
Белинская.
– СПб.
Речь, 2006.

2. Богданов, И.А. Постановка эстрадного
номера/ И.А. Богданов. – С.-Пб., 2004

3. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для
детей дошкольного возраста
/И.В.  Бодраченко. –М.,2008

4. Выготский, Л.С. Педагогическая
психология / Л.С. Выготский.- М., 1991.

5. Генкин, Д.М. Массовые
театрализованные праздники и представления
/ Д.М. Генкин, А.А.
Конович.
М.:ВНМЦКПР, 1985.

6. Жарков, А.Д.
Культурно – досуговая деятельность / А.Д. Жарков. —  М.,2005.

 7. Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д. Развивающая сказкотерапия./ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2006.
– 168 с.

8. Колчеев Ю.В.,
Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе./ Ю.В.Колчеев, Н.М. Колчеева. – М.:
Школьная пресса.. – 2005. – 96 с.

9. Клитин, С. С. Эстрада: Проблемы
теории, истории и методики: Учеб.    пособие
/ С.С. Клитин. — Л.: Искусство, 1987.

10. Конович, А.А. Театрализованные
праздники и обряды СССР

/ А.А. Конович — М.: Высшая школа, 1990.

11. Марков, О.И.
Сценарно-режиссерские основы художественно педагогической
деятельности клуба / О.И. Марков. — М., 1988.

12. Мочалов, Ю.А. Композиция
сценического пространства /Ю.А. Мочалов. -М., 1981.

13. Опарина, Н. А. Театрализованные представления в школе /Н.А.
Опарина — М., — 2005.

14. Организация и методика
художественно-массовой работы / — М.: Просвещение, 2003.

15. Орлов, О. Л. Праздничная культура
России / О. Л.
Орлов. — СПб., 2005.

16. Розовский, М.А. Режиссер зрелища /
М.А. Розовский. — М., 1973.

17. Рубб, А.А. Тайна режиссерского
замысла. От замысла к воплощению / А.А. Рубб. — М., 1999.

18. Силин, А. Д. Площади — наши
палитры / А.Д. Силин. — М.: Сов. Россия, 1982.

19. Туманов, И.М. Режиссура массового
праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. — М., 1977.

20. Чечётин, А.И. Основы драматургии
театрализованных представлений
/ А.И. Чечётин — М.: Просвещение.

21. Шароев, И.Г. Многоликая эстрада/
И.Г. Шароев. — М.: Изд-во ВАГРИУС, 1995.

Работа проверена:

Время решения: 6 дней


Сложность: 4.9

Культурология

Содержание

1.1. Основные сведения о святках

1.2. Художественные элементы и особенности драматургии святок

1.3. Особенности драматургии праздника «Святки»

1.4. Место народных традиций в театрализованном празднично-обрядовом действии

2.1. Обоснование выбора темы

2.2. Идейно-тематический анализ сценария народного праздника «Святки»

2.3. Замысел сценария народного праздника «Святки», его сценическое решение

2.4. Сценарий народного праздника «Святки»

Заключение

Список использованных источников

Нужна такая же работа?

Оставь заявку и получи бесплатный расчет

Несколько простых шагов

Оставьте бесплатную заявку. Требуется только e-mail, не будет никаких звонков

Получайте предложения от авторов

Выбирете понравившегося автора

Получите готовую работу по электронной почте

1.1. Основные сведения о святках
Святки (зимние) – время периода, приуроченный к зимнему солнцевороту, который народу показывал солнечный год. Святками православные христиане считают двенадцать праздничных дней между Рождеством (в ночь с 6 января) и Крещением (19 января).
Святки – две недели от Сочельника до Крещения.
Первая неделя предполагается святой, вторая – страшной.
6 ЯНВАРЯ – Рождественский сочельник (кутейник), на кануне Рождества – вечером гадали и выполняли разные магические действия.
7 ЯНВАРЯ – Рождество.
8 ЯНВАРЯ – Бабьи каши – праздник рожениц и повивальных бабок – в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и давали им различную еду, после чего было решено кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили защиты и помощи у пророка Давида—укротителя гнева и музыканта.
9 ЯНВАРЯ – Стефанов день – в этот день батраков нанимали.

1.2. Художественные элементы и особенности драматургии святок
Период празднования: от Рождества до Крещения (по 19 с 7 января по новому стилю). Происхождение, христианский и языческий смыслы праздника.
Художественные элементы святок:
а) танцевальные элементы праздника – круговые пляски, святочные игровые хороводы и др.;
б) музыкальные элементы праздника – народные календарные песни (авсени, колядки, виноградья, таусени, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания; духовные стихи, рождественские церковные песнопения;
в) изобразительные элементы праздника – изготовление «вифлеемских звезд», масок («личин») ряженых, вертепов, пугал и чучел;
г) театрально-игровые элементы праздника – традиционный обход колядовщиками дворов со «звездой» как показ шествия волхвов, отображенного в библейском предании; элементы театрализации в традиционных святочных играх (в покойника и др.), сценки ряженых: вертепные представления, постановка народных драм.

1.3. Особенности драматургии праздника «Святки»
Разработка литературного сценария – особенная часть при построении народного праздника. При составлении режиссерского сценария особое внимание уделяется работе с художником, так как образно-пластическое решение массового представления во многом показывает его идейно – художественную силу. В разрешении такой задачи принимает участие и художник, и звукооформитель (запись и подготовка фонографии). Главные номера и эпизоды должны быть отрепетированы к сводным репетициям. Режиссёр должен решать и вопросы подготовки массовых групп, их на приход сцену, эвакуацию со сцены массы. Работу режиссёра при постановке театрализованного представления можно охарактеризовать как творчески-организаторскую. Массовый народный праздник имеет некоторые средства эмоционального воздействия.

1.4. Место народных традиций в театрализованном празднично-обрядовом действии
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме культурное наследие страны и отдельного региона, исторический опыт. Слово «традиция» происходит от лат. traditio («передача») и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл.
Традиция – это элементы культурного и социального наследия, передающиеся от предков к потомкам и сберегающаяся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение продолжительного времени. Это определенные нормы поведения, общественные установления, идеи, ценности, а также уже знакомые нам ритуалы, обычаи и обряды. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия. Многие исследователи полагают, что традиция – это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия.

2.1. Обоснование выбора темы
Массовые праздники имеют свои исторические, социальные и культурные источники. Массовый праздник – это венец творчества народа для народа. Развитие массовых праздников в любой стране свидетельствует, что их содержание и характер всегда предопределены конкретной общественной ситуацией. Сегодня в режиссуре массовых праздников четко определяются такие формы театрально-концертных зрелищ: театрализующий концерт, театрализующие зрелища разных видов. Они являются основными компонентами массового праздника, при этом каждый из них имеет свою специфику.
В последнее время празднования Святок становятся трендом современной молодежи, однако большинство из них не знают, как правильно поставить театральную сцену, какие драматургические элементы должны там присутствовать. Также Святки содержат много праздников, которые разрешают раскрыть особенности постановки каждого из них. Все это вынуждает к раскрытию данной темы.

2.2. Идейно-тематический анализ сценария народного праздника «Святки»
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
– Образовательные: Познакомить с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
– Развивающие: Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святочные дни».
Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
– Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Интеграция образовательных областей: Познание, музыкальное развитие, коммуникация, социализация.

2.3. Замысел сценария народного праздника «Святки», его сценическое решение
1. Посвящен празднику «Святки»
2. Предлагаем святочный сценарий тематической игровой программы с элементами театрализованного обрядового действа.
3. Тема: Святки — Сценарий молодежного вечера «Святочная Бараба»
Идея: раскрыть суть народной игры «Бараба»
Сверхзадача: объединить молодежь в пары, и возникнуть новым знакомствам на Святки.
4. Ход : Знакомство
Прием : через активизацию зрителя и вовлечение его в конкурсно-игровую ситуацию.
5. Постановочный план :
Пролог : Веселые скоморохи закликают гостей на представление
1 эпизод : Дискуссия. Рассаживание девушек, выбор пары.
2 эпизод : хоровод и исполняют игровую песню «Яшенька»
3 эпизод: разгадывание загадок для всех. За правильный ответ полагается приз (пирожок).
4 эпизод: загадки загадываются поочередно и индивидуально, то парню, то девушке. Если ответа не последовало, то загадывающий дает задание, а если задание не выполняется, необходимо ответить поцелуем.

2.4. Сценарий народного праздника «Святки»

Святки — Сценарий молодежного вечера «Святочная Бараба»
Святки – время проведения молодежного народного досуга и развлечения. Предлагаем святочный сценарий тематической игровой программы с элементами театрализованного обрядового действа. Это поможет, раскрыв суть народной игры «Бараба», объединить молодежь в пары, и возникнуть новым знакомствам на Святки. Проводится 18 января – в последний день Святок
Действующие лица сценария на Святки: Хозяин, Девки (5 человек). Сцена оформлена в виде горницы. Стол, лавка, самовар, чайные чашки. Звучит музыкальная подборка песен на зимнюю тему или про Святки (если есть).
Проведение святочного сценария:
Голос за кадром:

Раз в январский вечерок
Лез мороз под шубу,
Девки дружною толпой
Собрались на «Барабу».
Вихоревка веселится,
Танцы, песни тут и там.
Слышны шутки, прибаутки,
Кто-то ходит по домам.

Заключение
Таким образом, в данной работе было рассмотрено особенности режиссуры народного праздника на примере святок.
В первой части работы были рассмотрены основные сведения о святках, художественные элементы и особенности драматургии святок, место народных традиций при проведении празднично-обрядового действия.
Выявлено, что святки это совокупность праздников, которые припадают с 7 по 19 января. Чтобы провести сценарий праздника необходимы постановки, костюмы, музыкальные инструменты и т.д., необходимо правильно передать атмосферу праздника, отобразить эмоции и веселье.
Во второй части, приведен постановочный план народного праздника «Святки». Для этого была обоснована и выбрана тема. Проведенный идейно-тематический анализ сценария народного праздника «Святки» показал, как можно построить сценарий праздника. На основании вышеприведенного был поставлен замысел сценария народного праздника «Святки», его возможное сценическое решение.

Узнайте сколько будет стоить выполнение вашей работы

Список использованной литературы

  1. 1 Русcкие простонародные праздники. М., 1837. Вып. II.
  2. 2 Русcкие простонародные праздники и суеверные обряды. М., Вып. II, 1837, с. 29.
  3. 3 Лопарев, Х.М. Самарово – село Тобольской губернии и округа. Материалы и воспоминания о его прошлом. СПб., 1892. 80 с.
  4. 4 Неклепаев, И.Я. Традиционные зимние увеселения взрослой молодежи в районах Северного Приобья. Переиздание материалов очерка И. Неклепаева «Поверья и обычаи Сургутского края», 1903 г. с приложением напевов из сибирских коллекций А. Мехнецова / Сост. Лобкова Г. // Русская традиционная культура. 1996. № 1-2. 150 с.
  5. 5 Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
  6. 6 Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М.: Сов. Россия, 1990. – Ч.1. – 158 с.; Ч.2. – 78 с.
  7. 7 Чичеров, В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. / В.И. Чичеров. – М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. – 235 с.
  8. 8 Миллер, В. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Миллер. – М.: Наука, 1984. – 43с.
  9. 9 Мизов, Н. Праздник как общественное явление / Н. Мизов. – София, 1966. – 124 с.
  10. 10 Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга – М.: Прогресс, 1992. – 462 с.
  11. 11 Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 544 с.
  12. 12 Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с.
  13. 13 Кудайбергенов Б.К. Культура современных праздников и обрядов / Б.К.Кудайбергенов, О.Е.Иванов, П.А.Сапронов. – Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1986. – 72с.
  14. 14 Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
  15. 15 Карпова, Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений: Дис. …канд.социол.наук. – Саратов, 2001. – 156 с.

4.8

LyubovSergeevna

К работе подхожу ответственно! Гарантирую высокий процент оригинальности без технических накруток. Имею большой опыт выполнения контрольных, курсовых работ, рефератов, а так же отчётов по практике. Буду рада помочь!)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Идейно тематический анализ праздника день победы
  • Идейно тематический анализ новогоднего праздника
  • Идейно тематические особенности сценария
  • Идейно тематическая основа сценария это
  • Идеи на праздник ко дню матери