Идейно тематический замысел сценария пример

Республиканский Дом народного творчества и кино

В помощь руководителю театрального/циркового коллектива: «Режиссерский анализ представления»

Перечитывая еще и еще раз материал, режиссер устанавливает, в каком месте выбранного им материала наиболее полно раскрывается основная идея. Верное определение идейно-эстетической направленности действа во многом предопределяет успех будущего спектакля.

Какими средствами лучше всего выразить идею и тему, как сделать, чтобы они органически вытекали из самого существа, − это задача будущей работы постановщика. Великое счастье, когда режиссер находит подлинно художественную литературу, которая поднимает злободневные вопросы, затрагивает насущные проблемы жизни. Хороший материал оказывает влияние не только на формирование режиссерского и актерского мастерства, но и, что особенно важно, формирует высокий уровень художественной культуры общества.

Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов изучения материала. Но можно предложить изучать их по следующие схеме:

Изучение эпохи. Если действо будет выдержанно в каком-либо стиле прошлых годов и веков, режиссер должен детально изучить данную категорию.

Окружающая обстановка. Нрав, быт, уклад жизни. Для некоторых постановок доля обязательной исторической достоверности очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с первых минут его действия на сцене, из описанного, решает, конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и художественной необходимостью ее воспроизведения.

Прошлое. Режиссер должен ознакомиться с исторической базой материала, так как это может стать основной частью сценария.

Настоящее. Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства, которые дадут толчок к созданию действа. Злободневность, актуальность и прочие определяющие факторы.

Идейно-тематический анализ сценария

Он выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?». Он занимается поиском мотивов, но мотивы, если говорить более точно, − «суть абстрактные и универсальные понятия» (по определению Пави), а темы, в отличие от них, суть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены − тема измены Катерины своему мужу Тихону; мотив любви − тема любви Ромео и Джульетты. В литературе, посвященной как общим, так и частным вопросам драматургии, понятия тема и идея освещены крайне скудно, а книг по идейно-тематическому анализу автору встречать не приходилось. Мы попробуем для начала разобраться в этих основных понятиях.

Раздел «Идейно-тематический анализ постановочного плана» должен раскрывать следующие моменты содержания и формы представления:

Тема (от греч. «thema», дословно – ‘то, что положено в основу’)

Тема сценария − это главная проблема, воплощенная в конкретном жизненном материале, содержащем и решение проблемы. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: что? где? когда?

Тема всегда вытекает из тех исторических, социальных условий, которые отображены в сценарии.

К. С. Станиславский:

Тема − основной жизненный материал, круг жизненных явлений, изображённых в драме. Основная общая проблема, поставленная в драматургическом произведении.

Е.Б.Вахтангов:

Тема − круг жизненных явлений. Проблема, причины, размышления, вариант решения или вопрос. Проблему нужно взорвать, чтобы зритель задумался.

Идея (от греч. «idea» − ‘понятие, воображение’)

Идея сценария − это отношения автора к отображенной им действительности. Идея формулируется в лаконичной зазывно-лозунговой форме.

Идея − главная мысль художественного произведения, ради которой оно создается.

К. С. Станиславский:

В искусстве чужая тенденция должна превратиться в собственную идею, претвориться в чувство, стать искренним стремлением. Основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство образов. Философская оценка изображение действительности, действующих лиц, событий. В идее заключен вывод.

Конфликт (от лат. «Conflictus» − ‘столкновение, спорность, раздор’)

Конфликт − это столкновение противоположных интересов, мыслей, взглядов, противостояния между отдельными слоями материала, отдельными фактами, или героями литературного сценария. Он имеет две тенденции развития и в результате побеждает одна из них.

Конфликт − обязательный элемент структуры драматургического произведения − столкновение противоположных идей и взглядов, заострение противоречий, которое имеет форму драматичной борьбы.

В связи с этим нужно придерживаться определений, «действие» как составная часть конфликта, учитывая, что действие − основная тенденция развития конфликта − контрдействие − главная тенденция, противодействующая основной.

К. С. Станиславский:

Конфликт (столкновение) − противоборство, столкновение героев, которые стремятся к поставленным целям; степень противоречия, степень его распространения в действенной борьбе.

Действие и контрдействие

Действие − это единый психофизический процесс направлений на достижение цели.

Контрдействие − это действие, с целью воздействовать на персонажа, изменить его, но разность и сопротивление сторон рождает конфликт.

Жанр и характер

Жанр (от франц. Genre − ‘вид, род’) — это выявление мировоззрения, идейной позиции автора. Жанр выбирает автор для поиска тех средств выразительности, с помощью которых он с наибольшим успехом может достичь выявления идейно тематической направленности произведения. Жанр − это угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе.

Характер − это образ материала, создаваемый автором. Он передает основные чувства и переживания.

Составление сценария

Составление сценария является необходимой стадией на пути реализации замысла режиссера. Сценарий − его литературная основа, где кратко описывается фабула будущего действа, его сценарный ход.

Архитектоника (от греч. architektonike – ‘строительное искусство’) − общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

Экспозиция (от греч. Expositio ‘изложение, объяснение’) − это ввод зрителя в предлагаемые обстоятельства. Эпизод, в котором происходит знакомство с действующими лицами и жизненными обстоятельствами, положенными в основу сценария, их эпоху и место события. Экспозиция − эпизод сценарной структуры, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомления с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

К. С. Станиславский:

Экспозиция − изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Экспозиция может быть краткой, прямой − предшествовать завязке, может быть задержанной, т.е. следовать после других элементов сюжета.

К. С. Станиславский:

Завязка − первое главное событие, в котором завязывается борьба. Эпизод сценарной структуры, с которого начинается сцен действие и который стоит между экспозицией и развитием действия. Начальный момент в развитии событий изображенных в художественном произведении.

Развитие действия − часть сценария, в которой происходит нарастание борьбы двух противоборствующих сторон.

М. О. Кнебель:

Режиссер должен следить очень внимательно за ходом развития действия, чтобы этюды подводили актера к пьесе, а не уводили от нее. Иногда встречаешься еще с одним явлением, тормозящим работу.

Кульминация (от лат. ‘вершина’) — главное событие, в котором действие достигает наивысшего напряжения, в ее развитии происходит перелом.

Развязка − здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие. Основное содержание этой части композиции − разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие. Развязка логично сопряжена с завязкой.

Расстояние между ними − это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие постановки и герои приходят к тому или иному результату.

Сценарный ход − это воплощение главной мысли; средства, с помощью которых собирается, обрабатывается, монтируется в единое целое весь материал; материлизовывается идея сценария.

Событийный ряд − линия действенных фактов от начала и до конца постановки.

Событие − это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства.

Исходное (начальное) событие является конфликтным источником. Это своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно может начинаться за пределами постановки. Оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах. Основное событие − интрига. Здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство. Центральное событие − коренной поворот, переломный момент. Центральное событие − это высший пик борьбы по сквозному действию. От центрального события действие стремиться к «развязке», к тому, что называется «главным событием». Этот центральный узел, пожалуй, − самое сложное звено сюжета. Его определение неразрывно связано с режиссерским замыслом, с ответом на вопрос «про что?», а потому и оставляет массу возможностей для индивидуального прочтения. В финальном событии кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство. Главное событие − самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства − мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним, подводим зрителя к концу.

Сверхзадача − это то, во имя чего и что режиссер хочет утвердить своей постановкой, какие чувства и порывы вызывать у зрителя. Главная, жизненно важная цель, идейная направленность постановки.

К. С. Станиславский:

Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук, радостей является главной задачей спектакля, основная главная цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающие творческое стремление двигателей психической жизни.

Б. Е. Захава:

Сверхзадача − это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится, в конце концов, она самое заветное, самое дорогое, самое существенное его желание она идейная активность художника его целеустремленность его страсть в борьбе за утверждение бесконечно-дорогих для него идеалов и истин.

Сквозное действие − главная линия развития постановки, обусловленная идеей и творческим замыслом режиссера. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и постановки в целом. Этот элемент метода действенного анализа материала и роли также используется в анализе действия постановки. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей. Все действия − как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц − направлены в каждый отдельно взятый момент постановки к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача. Подобных задач, которые решаются по ходу постановки всеми персонажами, множество, все они складываются в одну сверхзадачу.

Образ зрелища и его форма

Образ − любое явление, творчески воссозданное режиссером в постановке. Он представляет собой результат осмысления какого-либо явления, процесса. При этом образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир в постановке. Режиссер стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о постановке, свое понимание и донести это до зрителя.

Форма − совокупность приемов и изобразительных средств для будущей постановки.

Атмосфера и темпоритм зрелища

Разработка постановочного плана действа.

Режиссерские эпизоды. В этом пункте режиссер указывает название каждого эпизода и задание актерам в каждом эпизоде.

Эпизод. Это законченное по содержанию и форме небольшое произведение. Законченная часть сценария, его фрагмент, который имеет свое самостоятельное значение. Ритмически организованное по законам драматургии маленькое произведение, раскрывающее тему, через развитие мысли к действию.

К. С. Станиславский:

Эпизод − та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный судьбы персонажа момент.

Мизансцены (франц. miseenscene – ‘размещение на сцене’) − расположение актеров на сцене в каждом из отдельных моментов спектакля.

В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму, внешний визуальный образ спектакля. При этом построение точных мизансцен одинаково важно как при решении т.н. массовых сцен с участием большого количества действующих лиц и статистов, так и в композиционной разработке «малонаселенных» эпизодов, в том числе и присутствии на сцене лишь одного героя.

Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. В характере построения мизансцен находят свое выражение стиль и жанровая природа спектакля. Полноправными соавторами в разработке мизансцен, несомненно, выступают не только режиссер и актер, но и художники постановки − как сценограф, так и автор костюмов.

Темпоритм и атмосфера каждого епизода

  1. Художественное решение действа − представление о зрелищном воплощении сценария театрализующего мероприятия, логика режиссерского виденья, которое всегда индивидуальное, субъективное, но неудовлетворительное. Комплекс пространственного видения, в совокупности с принципом решения действа, техническими заданиями и их решением, а также месту проведения будущего действа.
  2. Музыкально-шумовое решение действа − представление о музыкальном воплощении сценария театрализующего мероприятия, подбор композиций, которые создадут правильную атмосферу и введут зрителя в предлагаемые обстоятельства с начала самого действа.
  3. Рассказ о художественных особенностях действа.

Документация

Документация постановочного плана сценария фиксирует на бумаге основные элементы замысла и методику организации исполнителей и зрителей.

Она включает в себя:

1. Режиссерский экземпляр сценария − это текст театрализованного действа с указанным на левой стороне названием эпизодов, идейно-смысловых акцентов и идей, мизансцен, заданий исполнителей, темпоритма, атмосферы, светового и музыкального оформления.

2. Выписки и другие документы:

· выписка на исполнителей и их количественный состав;
· эскизы оформления, костюмов, или макеты;
· световая партитура (наличие световой аппаратуры);
· на проекционную и звуковую аппаратуру;
· на видеоматериал;
· на костюмы и их детали;
· на реквизит;
· на грим;
· афиша, пригласительный и прочее

Также ко всей документации прикладывается монтажный лист.

Световая партитура выписывается из монтажного ли служит для управления в процессе репетиций мероприятия для человека, ответственного за освещение постановки.
Пример оформления светово
Музыкально-шумовая партитура делается для того, чтобы звукорежиссер подготовил соответствующие фонограммы или музыкальные номера с оркестром, ансамблем и тому подобное.

В процессе постановки в соответствии с этой музыкальной партитурой ответственный за музыкальное оформление включает фонограмму или дает сигнал для начала музыкального номера, который выполняется любым коллективом или солистом.
Пример оформления музыкально-шумовой партитуры
Выписка на реквизит и бутафорию делается для того, кто будет изготовлять или подбирать эти элементы оформления, и для ответственных за бутафорию и реквизит в ходе репетиций и во время проведения постановки.
Пример оформления выписки на реквизит и бутафорию 
Выписка на костюмы, обувь и их детали составляется для осуществления заказа на изготовление или приобретение костюмов. К выписке прикладываются эскизы костюмов в цвете с описанием ткани, из которой они изготовлены.
Пример оформления выписки на костюмы, обувь и их детали
План-схема сценария представления содержит длительности мероприятия с сигналами к работе всех служб, какие заняты в проведении представления, указание мест размещения мероприятия и участников.

Схема планирования пространственного решения. Схематическое изображение условных мизансцен и перемещение действующих лиц по сцене.

График работы над представлением. График репетиций, репетиционная база.
Пример оформления графика работы над представлением 
Монтажный лист театрализованного мероприятия
Пример оформления монтажного листа
Работа над монтажно-постановочным планом ведется на основе утвержденного к постановке сценария массового мероприятия. Монтажный лист дает конкретное представление о том, как воплощается идея. В нем четко должны быть зафиксированы все компоненты выразительности, которые сопровождают каждый эпизод постановки и всю постановку в целом.

В
творческом процессе для нас многое
остается непонятым. Не исключение –
процесс рождения замысла, поскольку
он слишком тонок и индивидуален. Его
справедливо связывают с явлением
интуиции, которая есть не что иное, как
чутье, догадка, не до конца осознанный
момент перехода от приблизительного
знания к знанию точному. Великий
кинорежиссер Ф.Феллини подметил, что
художнику трудно отличить, что он делает
умышленно, а что загадочно или необъяснимо.

Зарождение
замысла – сложный процесс, связанный
с индивидуальными особенностями
творческой личности, его мировосприятием
и мироощущением. Возникновение замысла
придает поначалу хаотичной работе
целенаправленность, не ограничивая при
этом воображение, интуицию, фантазию.

И
хотя мир образов – это мир чувственный,
тем не менее, в процессе вызревания
замысла должно происходить совпадение
логического и образного мышления. Еще
Гете замечал, что «в любом произведении
искусства, великом или малом, все до
последней мелочи зависит от замысла».

Обратимся
к различным подходам в определении
понятия «замысел».

Толковый
словарь русского языка (под ред.
Д.Н.Ушакова) трактует замысел как «нечто
задуманное, замышленное, как цель
работы, деятельности».

Толковый
словарь Ожегова определяет замысел в
двух значениях:

1.
Задуманный план действий, деятельности,
намерение

2.
Заложенный в произведении смысл, идея.

Словарь
литературоведческих терминов характеризует
творческий замысел как представление
об основных чертах и свойствах
художественного произведения, его
содержании и форме, как творческий
набросок, намечающий основу произведения.

Замысел
нередко сравнивают с архитектурным
проектом в строительстве, в котором
предусмотрен целостный образ всего
сооружения и соотношение его отдельных
частей, расчеты несущих конструкций.

А.Д.Жарков,
обобщая различные подходы к определению
замысла, определяет его как «задуманное
автором (сценаристом, режиссером)
построение программы, включающий в себя
разработку основной мысли (темы, идеи)
и элементы творческого процесса ее
воплощения».

В
замысле культурно-досуговой программы
присутствует не только личность
сценариста, его видение мира, но и
конечное звено творческого процесса –
зритель, аудитория. Не случайно Ю. Борев
отметил, что творчество – это процесс
отчуждения замысла от художника и
передачи его через произведение читателю,
зрителю, слушателю.

Таким
образом, в основе сценарного замысла
культурно-досуговой программы, прежде
всего, лежит ее (программы) тема и идея.

Тема
(от греч. théma – то, что положено в основу)
– это объект художественного изображения,
круг жизненных явлений, отображенных
писателем или художником и спаянных
воедино авторским замыслом. Тема – это
те жизненные характеры, ситуации, которые
как бы переходят из реальной действительности
в художественное произведение.

В.И.Даль
определяет тему как «положение, задача,
о коей рассуждается или которую
разъясняют». Другими словами, тема
культурно-досуговой программы – это
круг жизненных явлений, вопросов,
проблем, которые волнуют автора и
аудиторию, причем наиболее актуальных
и художественного осмысленных.

Выбор
темы досуговой программы определяется
мироощущением автора сценария, его
жизненными ценностными ориентациями,
теми явлениями и связями, которые он
считает наиболее важными. Тема, по
глубокому убеждению российского
кинорежиссера А.Митты, – это рабочий
инструмент, скальпель и штурвал автора
сценария, а затем и режиссера. Задача
темы – установить прямой контакт между
вашими идеями и эмоциональным миром
аудитории, эта важная интеллектуальная
и эмоциональная ценность. Американский
драматург Артур Миллер писал: «Когда
я, наконец, понимаю то, о чем в сущности
хочу сказать, я останавливаюсь и пишу
это на отдельном листке бумаги. Это
самый важный момент. В этот день я ничего
не пишу. Это праздник».

Тема
требует своего последовательного
сценического воплощения, т.е. организации
драматургического действия, в процессе
которого с помощью разнообразных средств
художественной выразительности зритель
подводится к ее оценке, а через нее к
формированию своей личностной позиции.

Тема
неразрывно связана с идеей драматургического
произведения, которая характеризуется
как его содержательно-смысловая
целостность и продукт эмоционального
переживания и освоения жизни автором.
(Большой
Энциклопедический словарь). Стивен
Кинг точно заметил, что
«хорошая литература всегда начинается
с темы и развивается к идее, почти никогда
не бывает наоборот». Художественная
логика – это последовательность движения
авторской (а вслед за ней и зрительской)
мысли от темы к идее.

Однако
идея не может быть сведена лишь к главной
авторской мысли. Она – ракурс, точка
зрения автора на «факты жизни». Анализ
заложенной в сценарии проблемы,
обнаружение и разрешение конфликта –
это активный динамичный
процесс движения авторской мысли.
Поскольку именно через ракурс как
начальную точку художественного мышления
автором сценария будет отбираться и
соединяться драматургический материал,
работающий на художественное исследование
проблемы.

Тема
и идея – это тот смысловой стержень,
который держит драматургический каркас
сценария культурно-досуговой программы.

Вопросы
для самопроверки

    1. Какие
      составляющие творческого замысла?

    2. Дайте
      подробную характеристику понятию
      «тема».

    3. Что
      характеризует авторскую идею
      культурно-досуговой программы?

Литература

  1. Борев,
    Ю.
    Б.
    Эстетика /
    Ю.Б.Борев.—М.: Искусство, 2002. – 579 с.

  2. Гальперина,
    Т.И.
    Режиссура
    культурно-досуговых программ в работе
    менеджера туристской анимации: учеб.
    — практ. Пособие / Т.И.Гальперина. – М.:
    Сов. спорт, 2008 – 292 с.

  3. Дранков,
    В.Л.

    Психология художественного творчества:
    учеб. пособие / В.Л.Дранков. – Ленинград:
    ЛГИК, 1991 – 75 с.

  4. Жарков,
    А.Д.

    Культурно-досуговая деятельность:
    учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков
    . – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

  5. Марков,
    О.И.

    Сценарно-режиссерские основы
    художественно-педагогической деятельности
    клуба: учеб. пособие / О.И.Марков. – М.:
    Просвещение. – 158с.

  6. Митта,
    А.
    Кино между
    адом и раем / А. Митта. – М.: ЭКСМО-Пресс,
    Подкова, 2002. – 475с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Мельник Ирина Валерьевна
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МОУ » Лицей № 26″
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: » Идейно – тематическая основа сценарно-режиссерского замысла»

Раздел: дополнительное образование

Педагог-организатор

Мельник И.В.

« Идейно – тематическая основа сценарно-режиссерского замысла»

Тема всегда конкретна, т.к. отражает определенные события в жизни

общества.

Если

тема

отражает

определенные

жизненные

явления,

события,

факты,

то

идея

это

их

авторская

оценка,

главная

мысль,

позиция

педагога,

пронизывающая

весь

спектакль

(коллекцию),

являющаяся как бы стержнем, благодаря которому коллекции становиться

единой, логически законченной композицией. Идея и темы неразрывно

связаны друг с другом и вместе оставляют идейно – тематическую основу

коллекции – спектакля.

Тема рассматривается на примере коллекции «Легенда о белом городе»

Идейно – тематическая основа – это только одна из сторон творческой

деятельности режиссера-постановщика, связанная со сценарной частью

замысла.

Работа

здесь

в

основном

направлена

на

отбор

содержания,

расстановку смысловых акцентов в отдельных эпизодах и представления в

целом.

Другая,

не

менее

важная

составная

часть

замысла,

его

постановочная основа, которая в деятельности режиссера-постановщика в

конечном итоге завершается принятием постановочного решения.

Постановочное решение – воплощение в действии идейно-тематической

основы замысла с оптимальным использованием выразительных средств,

специфики и возможностей жанра театра моды. «Как я буду ставить?»

Тема разбирается на примере коллекции «Как Ермошка ворону поучал»

Обстоятельства, влияющие на рождение сценарно-режиссерского

замысла..

1.

Идейно-тематическая направленность представления.

2.

Экономические возможности постановки.

3.

Участники и их возможности.

4.

Временные условия постановки.

5.

Репетиционные возможности постановки.

6.

Сценические возможности постановки.

Сценарно-режиссерский замысел коллекции.

Очень

трудно

описать

словами

творческий

процесс

рождения

замысла

представления,

поскольку

в

каждом

случае

это

происходит

по-разному.

Режиссеру

приходится

«пропускать

через

себя»

огромное

количество

материала, найденного при изучении литературных источников, музейных

экспозиций, просмотров кинофильмов и анализа опыта прежних постановок.

Правда,

качество

переработки

всего

этого

материала,

а

также

конечный

результат

творческого

процесса,

выраженный

в

сценарно-режиссерском

замысле

и

постановке,

у

каждого

автора

будут

различными.

Здесь

уже

вступает в силу личность самого автора – его опыт и талант.

«Если молния – это замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это

стройные потоки образов и движения».

К.Г.Паустовский.

Тезисы :

1.

Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс

создания спектакля, зависит не только от личности руководителя, но и

от специфики того или иного жанра (вида) искусства, и в каждом

случае осуществляется по определенной технологии.

2.

Что же такое замысел? Прежде предстоит проделать большую работу,

пока не родится замысел. Именно так — замысел должен родиться сам

по

себе,

возникнуть,

вплыть

из

небытия.

Его

нельзя

придумать,

сочинить.

Он

должен

возникнуть!

Вот

для

этого

и

должна

быть

проведена предварительная работа по истолкованию уже придуманного

сценария.

3.

Психологическое вдохновение – это полное сосредоточение внимания

на предмете творчества с эмоциональным «погружением в него», с

полной

отдачей

и

отвлечением

от

всего

остального,

максимальное

обострение сознания, максимальная ясность его. В момент вдохновения

наиболее

ярко

появляется

одна

из

важнейших

психологических

особенностей творческого процесса – совместная работа воображения,

мышления, чувствования… Образы, созданные воображением творца,

сами

становятся

источником

эмоционального

подъема,

источником

новых чувств.

4.

Организовать творческий труд – не простая задача. Дело здесь не

только в соблюдении режима труда, усидчивости и кропотливости в

работе.

Огромное

значение

имеют

профессиональные

качества

руководителя коллектива, его знание мельчайших особенностей жанра,

опыт сценарной и постановочной деятельности.

5.

Режиссер – профессия смелых. Замысел должен нести в себе новое, и

режиссер должен быть смелым, отважным в отстаивании этого нового.

6.

Какими средствами для воплощения темы, идеи спектакля (коллекции)

режиссер может и должен пользоваться?

7.

Замысел рождается из суммы знаний педагога об эпохе, социальных,

бытовых установлениях, общественно – политических тенденциях, а

средства

выразительности

призваны

раскрыть

эти

намерения,

вашу

сверхзадачу

современными

средствами,

средствами

современного

театра с его достижениями, как в области актерского мастерства, так и в

области

всех

компонентов

театра

света,

музыки,

пластики,

сценографии. Привлечение современных средств выразительности в

выявлении нового в сценарии – вот путь к воплощению вашего замыла!

8.

Проблема современного актера. Искусство театра- это искусство живых

людей, остро чувствующих проблему. Актер должен быть человеком

мыслящим. Режиссер – автор замысла и автор спектакля. Актерская

импровизация предполагает, прежде всего, импровизацию на заданную

тему. Спектакль – это «семейный портрет в интерьере», который создал

режиссер. Свобода

творчества

вот

в

чем

прелесть

профессии

режиссер. Цель творчества – само творчество! Вы вольны творить!

«Воплощение режиссерской идеи

в театральных действиях – коллекциях театра моды»

Сутью театрализации как творческого метода является художественное

осмысление реальных или вымышленных событий конкретной коллекции,

отдельного персонажа, при котором эти события воплощаются в яркой

образной

форме,

содержащей

их

художественную

интерпретацию.

Коллекции, построенные на основе метода театрализации, называются

театрализованными.

Они

могут

быть

различные

по

масштабу.

Для

создания красочного зрелища необходимо:

а) значимая тема и идея как ее авторская оценка; б) воплощение этой идеи

в

сценарно-режиссерском

замысле

с

использованием

присущих

жанру

выразительных средств; в) использование качественного неординарного

музыкального сопровождения.

В театрализованной коллекции необходимо наличие главных героев,

прямо связанные с заданным событием, вокруг которых выстраивается

образное решение коллекции. Так как театр моды мы можем отнести к

невербальному общению со зрителем, поэтому для образного раскрытия

темы широко используются помимо дефиле элементы самых различных

видов искусства – кино, театра, цирка, хореографии и др.

Если тема отражает определенные жизненные явления, события,

факты,

то

идея

это

их

авторская

оценка,

главная

мысль,

позиция

педагога, пронизывающая весь спектакль (коллекцию), являющаяся как бы

стержнем, благодаря которому коллекции становиться единой, логически

законченной композицией. Идея и темы неразрывно связаны друг с другом

и вместе оставляют идейно – тематическую основу коллекции – спектакля.

Нередко бывает так, что оригинальная сценарная мысль не поддается

воплощению в действие, т.к. не может быть выражена главным героем

постановки

или

массой

участников.

И

в

этом

случае

режиссеру

приходится отказываться от задуманного и продолжать поиск. В целом,

если режиссер-постановщик не чувствует этой важнейшей взаимной связи

между идейно-тематической и постановочной основами замысла, то он,

как правило, обречен на неудачу.

Закон театра моды «Эксклюзив» если родилась идея – рождение и

театрализованной коллекции не за горами.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества Заводского района» города Кемерово

(МБОУДОД «ЦТ Заводского района» г. Кемерово)

Методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов

«Идейно-тематический анализ пьесы»

Автор:ДидковскаяА.А.

Педагог дополнительного образования высшей квалификации,

режиссёр, руководитель образцового театра- студии «Занавес»

МБОУ ДО «Центр творчества Заводского района»г.Кемерово

г. Кемерово, ул. Белозерная, д.21, кв.91

Кемерово 2022

Пояснительная записка

Данная работа содержит методику теоретического разбора пьесы для постановки в детском театре, называемую в профессиональных театрах «застольным» периодом, и содержит теоретический материал работы над постановочной пьесой для режиссеров детских и молодёжных театральных коллективов.

Цель: Научить педагогов, работающих в театральном коллективе разбирать пьесу по структуре постановочного материала.

Задача:

Научить педагогов театральных коллективов проводить разбор пьесы доступным детскому пониманию языком.

Целевая аудитория: от 7 до 17 лет.

Ожидаемые результаты: дети, изучив эту методику, самостоятельно научатся разбирать любую пьесу.

Формы и методы работы: «застольный период» читки и разбора постановочной пьесы в театральном коллективе.

Введение

Создание спектакля – огромный труд, в котором соединяются воедино творчество самых разных профессионалов: драматурга, режиссера, актеров, художника, композитора, балетмейстера, работников технических цехов, наконец – администрации.

Главная сложность — в комплексности, понимании взаимной необходимости, замыкающейся в личности руководителя этого процесса- режиссера.

Не существует учебников, в которых с исчерпывающей точностью указывается, как поставить спектакль.

Самое важное заключено в общем понимании фундамента театрального процесса, на котором возможно проводить самые смелые эксперименты, называемые режиссерским замыслом «и в котором» в конкретной образной форме будет решаться сверхзадача спектакля.

Приступая к постановке, режиссер хочет постичь художественный мир пьесы, которую старается создать. Но мало воспроизвести на сцене правдоподобие, доверенную картинку жизни, ему нужно, чтобы изображенная на сцене жизнь позволило заглянуть в существо происходящих событий, увидеть больше, чем простые жизненные факты. Перед ним возникает задача более глубокого проникновения в мир, созданный автором, в ее развитии, столкновениях изображенного времени. И все это нужно донести до сознания актеров, будущих исполнителей ролей в пьесе, а те в свою очередь, через свою игру, донести до зрителя.

Но чтобы всего этого достичь, нужно основательно «укрепить фундамент». А фундаментом спектакля – в понимании темы, идей основного конфликта, называемого в режиссуре идейно- тематическим анализом пьесы, в определении событийного ряда, исходного события, фабулы, кульминации и развязки, называемых в театральной среде композиционным анализом.

Но как все эти методы донести до сознания актера, если исполнителю от 10 до 16 лет? Если за плечами нет жизненного опыта, опыта сравнений?

Без понимания актером своей роли, задач, действий любой спектакль обречен на провал. Как научить юного артиста понимать своего персонажа, его поступков в той или иной ситуации, разбираться в методе действенного анализа актеров- детей?

Я думаю в первую очередь нужно объяснять методы идейно-тематического анализа языком простым, достаточно понятным детям, приводя яркие примеры, превращая скучный застольный период разбора пьесы в игру.

В этом методическом пособии изложен авторский метод работы с детским театром начальной стадии понимания и постановки пьес и всего того, что хотят в первую очередь, донести до зрителя драматург и режиссер.

Первые три главы являются базовыми, основополагающими для становления актера так как в иных даны первичные понятия необходимые для работы над литературным текстом в процессе подготовки его к сценическому воплощению.

С учетом современной детской психологии в данном пособии совершенно сознательно использованы некоторые «антидидактические методы», действенность которых блестяще продемонстрирована успехом серии книг Григория Остера «Вредные советы».

Следует также отметить, что данная работа является авторской, более того приоритетной, поскольку все существующие в настоящее время учебные пособия по работе актера над текстом предназначены для студентов высших и средних специальных учебных заведений, и не приспособленных для детского восприятия.

Основой и материалом для настоящего учебного пособия является практическая работа автора, режиссера детских театральных коллективов на протяжении 20 лет.

Данное пособие может быть использовано в качестве вспомогательного материала для закрепления полученных на аудиторных занятиях сведений, для изучения или повторения пропущенных тем учащимися либо самостоятельно, либо с помощью родителей.    

Глава 1

Идейно-тематический анализ

Вы взяли в руки книгу. Что происходит дальше? Если это учебник вы учите правила, решаете примеры, выполняете задания. Если это словарь или справочник вы находите нужное слово и узнаете о нем все что вам нужно. Если это повесть роман или рассказ, вы знакомитесь с их героями, узнаете их характеры, следите за их приключениями: с чего начинается и чем заканчивается. А что дальше? А дальше как правило книга закрывается и вновь занимает свое место на книжной полке до тех пор, пока она не понадобится вам вновь. У обычных людей в обычной жизни так обычно и происходит. Но вот для актеров, чтецов, режиссеров и других людей, связанных с театром, это не конец, а как раз начало. Самые интересные приключения сказки, рассказа, повести для них только начинаются в тот самый момент, когда книга уже прочитана. Ведь актеру или режиссеру мало самому прочитать книгу, он должен помочь зрителям или слушателям познакомится с полюбившимися автору героями, пережить их приключения, чему-то научится на их ошибках и удачах. Это- целая наука, необходимая, трудная конечно, но удивительная и интересная. И называется эта наука- работа актера над литературным текстом.

С чего же начинается эта работа? Да как и любая другая работа-с обдумывания и с анализа. Многие думают: «Подумаешь, премудрость! Прочитал, выучил, да рассказал! Мы в школе чуть ли не каждую неделю стихи учим и рассказываем и даже пятерки получаем». Если вы хотите просто получить пятерку по литературе возможно вы и правы, но если вы актер…Только очень плохой доктор начнет вас лечить, не прослушав, не узнав точно, чем вы болеете, не сдав никаких анализов и исследований. Давайте же и мы актеры начнем свою работу с того же – с исследований и с анализа.

Анализ:1. Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, частей чего ни будь; 2. Встроенный разбор, рассмотрение.

Это определение взято из «Толкового словаря русского языка». Может быть, оно показалось вам слишком тяжелым, слишком «научным»? Не бойтесь, на самом деле, все очень просто, нужно только постараться понять. Ну что, будем понимать!? Тогда начнем с самого начала- с ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Идейно- тематический анализ.

Идейно – тематический анализ состоит из определения в произведении ТЕМЫ, ИДЕИ и КОНФЛИКТА.

Темой называется краткое, в одной фазе, изложение содержания произведения, ответ на вопросы: что, с кем, когда и как произошло.

А еще проще — вы должны коротко рассказать, о чем эта книга, рассказ, сказка или фильм. Когда вы спрашиваете у приятеля: «Ты о чем вчера кино смотрел?» и приятель вам отвечает: «Про войну» или «Про любовь»- вы сразу без всяких пояснений сможете понять, про что же фильм и решите, будет ли вам это интересно. Вы и сами не догадались, что ваш друг не задумываясь долго определил для вас тему фильма.

А теперь попробуем сами определить тему, ну хотя бы, самой простенькой сказки «Про репку».

Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая. Пошел дед репку тянуть. Тянет — потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут — потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут — потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут — потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянули репку!

Ну вот мы прочитали сказку, а теперь давайте подумаем, о чем эта сказка, иначе говоря — определим ее тему. «Эта сказка о том, как посадил дед репку!» — скажут многие…и ошибутся. Разве нам рассказывали о том, как дед копал землю, делал грядку, закапывал в нее семечко, поливал? Нет! КТО герои нашей сказки? Дедка, бабка, жучка, внучка, кошка, ну и конечно мышка! Что они делают на протяжении всей сказки? Они тянут репку. Значит эта сказка о том, как дед вместе со своей семьей собрал урожай репки! Мы ответили на вопросы: кто герои и что с ними происходило – и очень легко определили ТЕМУ нашей сказки! Не правда ли, совсем просто, стоит только чуть- чуть подумать.

А теперь давайте потренируемся и определим темы еще нескольких сказок.  Сначала вы попробуете это сделать самостоятельно, а потом проверьте себя, заглянув в подсказку. Только, чур, не заглядывайте в ответ слишком рано и не расстраивайтесь, если сразу не получится — ведь вы еще только учитесь!

(Сказки «Лев и мышь», «Лев и лягушка», «Волк и коза», «Волк и журавль», «Лисица», «Муравей и голубка», «Лисица и козел».)       

Подсказка:

  1. Как маленькая мышка спасла льва.
  2. Как большой лев чуть не напугался маленькой лягушки.
  3. Как волк хотел козу обмануть, да не вышло.
  4. Как журавль волка спас, а благодарности не получил.
  5. Как бесхвостая лисица хотела сделать всех лисиц на себя похожими.
  6. Как голубка спасла муравья, а муравей в благодарность спас голубку.
  7. Как козел по глупости попал в безвыходное положение.

Возможно, ваши темы будут сформулированы другими словами — ничего страшного. Ведь это не учебник по арифметике, где 2+2=4. Слова могут быть разными, главное, чтобы смысл был похожим.

А теперь еще одно тренировочное задание. Вспомните свои любимые сказки, рассказы или фильмы и попробуйте назвать их тему. (И это задание не должно вызвать у вас затруднений)

А вот следующие задание будет не просто сложным, но еще и таинственным. Мы попробуем поиграть в загадки. Только загадки придется придумывать не самим, а отгадывать их будут наши друзья или даже родители. Вот, например, такая загадка: угадайте название книжки, в которой деревянный человечек со своими друзьями из кукольного театра находят Золотой ключик и побеждают Карабаса-Барабаса? Или в какой сказке круглая булочка убежала и от дедушки, и от бабушки и путешествовала по лесу, полному хищных зверей? Или, посложнее: как называется книга о приключениях друзей- мушкетеров? Отгадали мои загадки? Поняли задание? А теперь попробуйте сами.

Когда вы самостоятельно попробовали определить тему, вы, конечно же, поняли, в чем тут главная трудность. Надо понять, кто главные герои, какие главные события с ними происходят, сказать все это очень коротко и четко, не отвлекаясь на мелкие подробности, а не то у нас получится не тема, а просто пересказ текста.

Ну вот, будем считать, что с темой мы разобрались: мы выучили определения, что называется темой, научились определять тему произведения и даже смогли догадаться, услышав формулировку темы, о каком произведении идет речь. Мы сделали первый шаг, большой и очень важный, и теперь, окрыленные удачей, готовы сделать шаг второй, который называется «определение ИДЕИ».

Идея- это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего ни будь, в нашем случае- текста.

Идея- это довольно сложное понятие, поэтому попробую объяснить вам его на простых примерах.

Помните, в одной всеми любимой сказке есть такие слова: «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Можно сказать, что идея- это и есть тот самый урок, который должны извлечь для себя читатели, или зрители.

Определить идею, не просто, но, постаравшись, мы с вами научимся справляться и с этой трудной задачей.

Ну вот, например, уже известная вам сказка про репку. Какой урок можно извлечь из этой сказки? Вспомните, репка была большая, и один старик с ней не справился. Но когда за дело взялась вся семья- репка сразу вытащилась. Напрашивается вывод: если все будут дружно и вместе делать общие дело- даже самая сложная задача будет решена.

Очень часто в одном произведении можно найти не одну идею, а несколько. Ведь не даром один известный писатель сказал, что «Писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно!»

Давайте посмотрим сказку «Лев и мышь». Лев сделал мышке добро — отпустил ее, и в ответ мышка спасла его от охотников. Мы извлекаем урок: сделай другому добро, и тебе добром ответят. Но можно сделать и другой вывод: способность делать добро от величины и силы не зависят.

Если вам трудно подобрать слова для формулирования идеи, посмотрите на пословицы и поговорки, вы обязательно найдете там подходящую мысль.

А теперь вспомним сказки «Морозко», «Крошечка-Ховрошечка», «Белоснежка», «Дикие лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а идея: будь добрым, трудолюбивым, помогай другим, и ты обязательно добьёшьсясчастья! — идея одинаковая у этих сказок. Что это значит? А, то что из разных историй подчас можно извлечь одинаковый урок.

Если употребить научные термины, можно сказать, что тема — конкретна, а идея- абстрактна, то есть, когда мы говорим о теме, мы называем имена, события, а когда мы определяем идею- мы самыми общими словами делаем вывод, который и служит «уроком добрым молодцам»

Проще всего определить идею в басне. Ее даже не надо придумывать или искать подходящую поговорку. Она не редко просто записана в начале или в конце басни и называется мораль.

Я надеюсь, вы поняли главное: идея всегда выражена общими словами, в ее формулировки не называются имена героев, а употребляются общие слова,как, например, сила, слабость, дружба, вражда, и так далее.

Два этап идейно-тематического анализа уже пройдены нами, остался один, третий и самый трудный- определение КОНФЛИКТА.

Конфликт -столкновение, серьезное разногласие, спор.

При анализе текста мы обязательно должны найти конфликт, он непременно должен быть! Проверьте, если не будет конфликта- не произойдет и ни одного мало-мальски интересного события. Если все со всеми согласны, если никто не мешает – разве могут случится спор или драка? А если не будет интересных событий- кто про это писать будет?

Конфликты бывают двух видов- внешние и внутренние, скрытые и глубинные. И более важным для нас должен быть внутренний конфликт. В чем же между ними разница? А разница примерно такая же, как и между темой и идеей. Опять возьмем для примера сказку про репку. Кто с кем борется в этой сказке? Дед и вся его семья борется с упрямой, не желающей вылезать из грядки репки. Это конфликт внешний, видимый, физический. А внутренний конфликт- это то, что мы подразумеваем под этими борющимися сторонами. И получается, что под репкой мы подразумеваем какую-то очень трудную, неподъемную работу, а под дедом и его семьей — много маленьких отдельных сил, которые порознь не способны с этой работой справится. Происходит борьба между трудной задачей и отдельными силами, которые соединяются вместе общим делом. И что побеждает в этой борьбе? Соединенные вместе дружные силы.

И вот пример из жизни (ведь конфликты бывают не только в книгах): Петька с Васькой подрались и наставили друг другу синяков. Конфликт внешний виден сразу- драка двух приятелей, а внутренний конфликт-  это причина, по которой мальчики подрались. А причина может быть в том, что Петька пообещал Ваське помочь подготовится ему к контрольной, но обещание не выполнил. И конфликт в том, что один друг по легкомыслию или по забывчивости подвел другого.

  А теперь вспомним басню «Лебедь, рак и щука». В этой басне лебедь, рак и щука пытаются сдвинуть с места и увести тяжелый воз, но каждый тянет его на себя. Под возом мы опять понимаем трудную задачу, ведь, лебедь, рак и щука- это снова, как и репке, несколько отдельных маленьких сил. Но в этой басне маленькие силы действуют порознь, мешая друг другу, и что же побеждает в этом конфликте? Побеждает задача, которая из-за разногласия исполнителей так и осталась нерешенной.

Попробуем взять конфликт посложнее, например, сказку «Мышь, петух и кот». В этой сказке маленькая мышка увидела двух разных зверей, одного на вид страшного, но безобидного (петуха), а другого — на вид нежного и ласкового, но опасного врага (кота). В чем же здесь конфликт, в чем противоречия? А противоречия это уже знает старая опытная мышь: опасен не тот, кто на вид страшен, а, зачастую, наоборот. То есть, здесь противоречия между внешним видом и внутренней сущностью (конечно, петух гораздо страшнее котенка, но кто опаснее — спросите у мыши!)

Или вот сказка «Уж и еж». Здесь сталкиваются два характера: добрый, сочувствующий — и эгоистичный, думающий только о себе. (Догадайтесь сами у кого из героев какой характер).

Или возьмем сказку про Золушку (или, например, «Морозко» или «Сказку о мертвой царевне»). Здесь сталкиваются зависть, жестокость- с одной стороны, и доброта, трудолюбие, сочувствие- с другой. И конечно, во всех этих сказках в борьбе побеждают добрые герои, потому что им всегда кто-нибудь приходит на помощь.

Внутренний конфликт и идея — связаны. Идея- это как бы вывод из конфликта, результат борьбы (то есть какая сторона победила).

Когда мы разбираем текст, нам особенно важно определить идею и конфликт, но это не всегда легко и просто сделать. Однако, к любой задаче можно подойти с разных сторон. Если мы не можем сходу определить идею, нужно сначала найти конфликтующие стороны и узнать результат их борьбы. И наоборот — в некоторых произведениях сначала легче определить идею, а потом уже по ней найти конфликт. Но всегда следует помнить, что конфликт, также, как и идея, должен быть выражен общими словами.

Но здесь можно допустить такую смешную ошибку. Многие ребята сразу говорят: «Здесь конфликт между добром и злом!». Вроде бы правильно, но эти понятия уж слишком общие. Ведь и зло и добро могут быть разными. Зависть, злоба, хитрость, жадность, трусость – это совсем не одно и тоже! Так что определяя конфликт надо помнить, что выражать его надо, конечно, общими словами, но постарайтесь при этом не переборщить.

А теперь, как обычно, задание. Выберите из приложения сказки (можно брать для начала те, у которых можно определить тему и идею) и попытайтесь найти и сформулировать конфликт. А потом выберите еще несколько сказок и сделайте их полный идейно – тематический анализ, то есть определите у каждой из них тему, идею и конфликт.

Чем больше сказок, книг или фильмов вы сможете проанализировать, тем лучше. Ведь это как у спортсменов – чтобы быстро бегать и побеждать в соревнованиях, нужно много и долго тренироваться. Так что тренируйтесь, пока эта задача не перестанет вызывать у вас затруднения!

В старших классах вы узнаете, что в идейно – тематический анализ (сокращенно ИТА) входит еще и определение сверхзадачи. Но к этому мы вернемся немного позже, а пока – удачи вам!

ГЛАВА 2

Композиционный анализ

Итак, мы с вами освоили первый этап работы над литературным текстом – идейно – тематический анализ. Пора перейти к следующему шагу – композиционному анализу.

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей романа, книги, пьесы, рассказа (впрочем, понятие «композиция», применимо не только к литературным произведениям, но и ко многим другим случаям).

Вы, наверняка, много раз слышали слово композитор. А кто такой композитор? Это человек, который сочиняет музыку. Как он это делает? Он берет ноты, расставляет их в определенном порядке по определенным законам, чтобы получилась приятная, интересная и благозвучная мелодия. Можно ли расставить ноты как попало? Наверное можно, только боюсь, у нас получится не музыка, а неизвестно что (музыканты называют такое безобразие какофонией). Композитор тем и отличается от обычного человека, что он хорошо знает, как, в какой последовательности, в каком соотношении располагать звуки, чтобы получилась красивая музыка. Его специально научили использовать в своем творчестве законы музыкальной композиции.

Вы думаете, что композиция важна только в музыке? Ничего подобного! Соблюдать правильную последовательность и соотношение отдельных частей нужно в любом деле. Ведь строитель никогда не начнет строить дом с крыши, а хирург не начнет резать, а потом думать для чего он это делает.

А представьте себе другую ситуацию: вы хотите рассказать что-то своему другу, какой- то интересный случай или понравившейся фильм. Вы говорите долго и вдохновенно, но уже через десять минут ваш товарищ начинает отвлекаться и зевать- он нечего не понял, потому, что вы начали с конца, постоянно отвлекаясь на маловажные детали, пропуская главные, потом возвращаетесь и начинаете снова. В результате нить рассказа потеряна, и рассказчик и слушатель просто запутались в машине перепутанных событий.

Почему это произошло?  Потому что вы нарушили законы композиции рассказа, перемешали последовательность событий, не смогли отделить главное от второстепенного.

А если перед вами не приятель, а целый зал совершенно незнакомых людей?

Они готовились услышать интересную историю, а вместо этого получили какую-то совершенно не съедобную мешанину из слов. Приятель может вас остановит и попросить пересказать вашу историю снова и понятнее, а зритель просто соскучится, устанет, обидится и больше некогда не придет на ваше выступление! Кстати, иногда в таких случаях зрители закидывали актеров гнилыми помидорами или тухлыми яйцами! Вот уж чего бы мы точно не хотели бы! Этого некогда не случится если вы поймете и научитесь правильно применять ЗАКОНЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Все мы актеры, и все мы хотим, чтобы зритель нас любил, а это значит, что нам необходимо приступить к изучению КОМПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА.

Композиционным анализом называется определение важных для развития действия событий, расстановка их в событийный ряд, определение среди этих событий завязки, кульминации, развязки, экспозиции и эпилога.

«Ой-ой-ой!»-это закричал самый нетерпеливый читатель. -«Все эти слова я никогда не запомню! Лучше я сразу пойду смотреть телевизор!».

Подождите, не спешите, приложите совсем немного времени и старания – и все станет на свои места! Согласны попробовать? Тогда начнем. Начнем с самого начала, с определения событийного ряда, то есть, выясним, какие события в нашем рассказе главные, а какие второстепенные, расставим все по порядку, чтобы сразу стало понятно, что и зачем происходило. А для начала выясним что же такое событие?     

Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной и личной жизни.

Вот что по этому поводу писал прекрасный театральный педагог и режиссер М.О. Кнебель: «Бывает, в жизни случается что-то, что все меняет – вызывает новые мысли и чувства, заставляет по-новому всматриваться в жизнь, менять русло этой жизни. Это происшествие мы называем событием».

     Событием может быть что угодно: физическое действие(кто-то подбежал, кого — то стукнул), слово (обругал, похвалил, сообщил новость), мысль (придумал, решил, вспомнил). Но мы должны принимать во внимание только те события, которые действительно меняют что – то в действии, в развитии конфликта.

Ну, например, вот такая история. Кто – то, (хотя бы даже и я), встала утром, умылась, оделась, прогулялась с собакой, села завтракать — словом, все как обычно. И вдруг, я за завтраком вспоминая как меня вчера обидел Петька Иванов, я очень сильно расстроилась и подумала, что надо проучить этого мерзкого Петьку, чтобы впредь не повадно было. Я оделась, заперла в шкаф тапочки, что бы песик их не скушал, сунула за пазуху деревянную скалку, подошла к Петькиному дому и стала, притаившись ждать своего врага в кустах. Вот из дверей вышла Петькина мама, а потом появился и он сам —  веселый, довольный жизнью. Я выскакиваю из кустов, выхватываю из – за пазухи скалку и с криком: «Ах, ты еще и веселишься!» с размаху вмазываю ему скалкой прямо по макушке! Петька падает, сбегаются соседи, приезжает милиция, и меня уводят.

    Есть ли в этой истории конфликт? Есть, да еще и какой, почти как у писателя Достоевского – «Преступление и наказание»! Давайте теперь в этой трагической истории отделим важные события от второстепенных. Разве так уж важно то, что я завтракала, прятала тапочки, видела Петькину маму? Вряд ли. Если бы я всего этого и не сделала, ничего бы не изменилось. А вот если бы я вспомнила о своей обиде, не решила бы отомстить – все было бы совсем иначе: и Петька не получил бы сотрясение мозга, и я не оказалась бы в милиции!

Итак, попробуем в этой истории выстроить событийный ряд.

Событийным рядом называется последовательность важных для развития действий событий.

Мне кажется, что событийный ряд должен получится примерно таким:

1.      Я вспомнила о вчерашней обиде (если бы я обиду забыла, не за что было бы мстить).

2.      Я решила отомстить, наказать обидчика (если бы я этого не решила, то просто бы перестала с Петькой разговаривать, и моя обида осталась бы только в моей памяти).

3.      Я взяла скалку (и уже становится ясно, что просто руганью, словами дело не обойдется).

4.      Я спряталась у Петькиного подъезда (теперь понятно, что мое решение серьезно, и я от него не отступлюсь).

5.      Появляется Петька (если бы Петька остался у бабушки, я бы его не дождалась и не покалечила).

6.      Петька веселится и радуется жизни ( если бы он был печален, я бы подумала что он переживает нашу ссору, и может быть помирилась с ним).

7.      Я выскакиваю и стукаю Петьку по голове скалкой (все, обратной дороги нет!).

8.      Сбегаются люди, Петьку увозят в больницу, а меня – в милицию.

Все, эта ужасная история завершена. Как хорошо, что она произошла только в нашем воображении и, никто, в самом деле, не пострадал!

Но вернемся к нашему событийному ряду. Если вы прочитаете его внимательно еще раз, вы убедитесь в том, что выделили именно важные события, у вас получились ступеньки, по которым можно пройти. Опираясь на предыдущие, а если одну ступеньку убрать – лестница развалится.

Если вы не уверены важное это событие или второстепенное, попробуйте представить, что это событие не произошло. Если дальнейшая история от этого не изменится, следовательно, событие второстепенное, а если изменится – значит важное, которое надо включать в событийный ряд, но самое важное событие называется кульминационным. С него всегда начинается конфликт и это самое важное событие, в ряду других событий называется завязкой.

Завязка – начало, исходный пункт каких-либо действий, событий, начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой, а фабула – это сюжетная основа произведения.

И, наконец развязка.

Развязка – это последние событие, после которого конфликт можно считать исчерпанным.

 В сказке «Репка» развязка, когда репку вытащили, а в сказке «Золотая рыбка», когда старуха оказалась у разбитого корыта.

В драматических произведениях, особенно в пьесах, чаще всего встречается эпилог, то есть послесловие.

Эпилог – это рассказ о событиях, которые произошли после окончания основного действия.

Вот теперь мы действительно узнали о композиционном анализе почти все самое необходимое и теперь можно приступать к постановке пьесы.

Заключение

Единственный путь, чтобы правильно поставить пьесу – вести поиски в мире пьесы, опираясь на метод, благодаря которому можно раскопать такие неожиданные сокровища, о которых сам драматург не догадывался. Если автор талантлив, если он действительно творит, его пьеса становится неисчерпаемым материалом для изучения. Если же он пьесу конструирует, следуя каким – либо технологическим установкам – разбирать такую пьесу неинтересно, да и ставить тоже.

А вот, что касается событийной структуры, которую режиссер ищет за авторским текстом, то, убеждена, законы ее построения универсальны.

Они «работают» и на уровне любого целостного произведения, имеющего сюжет, развивающийся во времени.

Точно также, можно проследить структурное построение всякого законченного эпизода, изъятого из любого драматургического произведения, ибо структура событийного ряда всегда содержит «исходное», «определяющие», «центральное», и «главное» событие.

Как бы то ни было, сегодня мне кажется важным внести свою лепту в формирование у режиссеров детских театральных коллективов, представления о методе идейно – тематического анализа.

Метод – не догма, он живой и развивающийся и каждый постановщик вносит в его понимание частицу своего опыта и индивидуальности. Эта частица может быть живительной, а может быть губительной. И кто еще хочет сохранить уважение к профессии, кто чувствует свою ответственность по отношению к автору пьесы и артистам, особенно, если артисты – дети, к зрителю, необходимо осознать, что Станиславский оставил нам великое наследство, изучая и действуя в профессии по его системе – рождаются профессиональные артисты и спектакли на сцене.    

Список литературы

1. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли // О том, что мне кажется особенно важным. — М. Искусство, 1970. — С 59-61;С 109-111

2. Станиславский, К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах.Т 2. —  М: Искусство, 1961. –С. 336-517,

3. Стромо, Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. – М: Просвещение, 1979. –С. 35-72

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Идейно тематический анализ сценария праздника
  • Идейно тематический анализ сценария день защиты детей
  • Идейно тематический анализ сценария 9 мая
  • Идейно тематический анализ праздника день победы
  • Идейно тематический анализ новогоднего праздника