Идейно тематический план театрализованного сценария

Работа по теме: Элементы внутренней техники актера. Глава: 2. Идейно - тематическое содержание сценария.. ВУЗ: ЧГАКИ.

1. Тема сценария. (Тема — это предмет
художественного исследования автора.)
Определение темы должно быть кратким,
конкретным и нести в себе ответы на
вопросы: Что? Где? Когда?

2. Идея сценария. (Идея — это основной
вывод, следующий из сценария). Формулировка
идеи отражает определенные причинно —
следственные связи.

3. Жанр сценария. (Жанр — идейно — оценочное
(эмоциональное) настроение автора по
отношению к предмету художественного
исследования, реализуемое через систему
определенных выразительных средств
(сатирический, драматический, патетический
и др.). Определение жанра в постановочном
плане включает в себя также форму
театрализованного представления.

4. Конфликт. (Конфликт — это противоборство,
противоречие между изображенными в
произведении действующими силами).
Определяются носители конфликта, а
также их устремления.

3. Действенное содержание сценария

1. Сверхзадача представления. (Сверхзадача
представления — это конечная цель, ради
которой осуществляется постановка,
раскрывается идея).

2. Событийный ряд. ( Событие — это действенный
факт, который меняет сценические задачи
исполнителей и ставит их в обновленные
предлагаемые обстоятельства. Событийный
ряд — это линия действенных фактов от
начала до конца театрализованного
представления).

3. Сценические задачи исполнителей по
эпизодам, (сценическая задача включает
в себя действие, его мотивировку и
развитие). В нее входят три элемента:

— действие (что делаю?);

— цель действия (зачем делаю?);

— приспособление (как делаю?).

Действие и цель носят сознательный
характер, приспособления возникают в
процессе живого общения с партнером.
Поэтому, при фиксировании сценической
задачи в постановочном плане определяются
только два ее элемента: действие и цель.
Количество сценических задач определяется
количеством основных событий.

4. Главные мизансцены. (Мизансцена — это
расположение действующих лиц на
сценической площадке в определенных
физических отношениях друг к

другу и к окружающей их вещественной
среде). Определяется система условных
обозначений и графически изображаются
одна — две мизансцены в каждом эпизоде.

5. Композиция театрализованного
представления.

4.Сценографическое решение представления

1. Планировка декораций. ( Планировка
декораций — это расположения на сценической
площадке декораций, различных конструкций,
мебели и других элементов материальной
среды). Сценическая планировка
рассматривается сверху.

2. Эскиз или
макет оформления
сцены.

3. Эскизы
костюмов.

4. Эскизы
афиши, программы,
пригласительного билета.

5. Светозвуковая партитура
представления делается
по следующей схеме:

п/п

Текст
сценария

Свет

Кино,
слайды

Шумы,
музыка

Примечания

5. План подготовки театрализованного представления

План подготовки должен
отражать основные этапы работы над
театрализованным представлением: работы
над сценарием, застольный период,
репетиции в выгородке, прогонные,
монтировочные и генеральные репетиции,
также премьеру, кроме
того, работу режиссера с композитором,
художником, музыкантами и со всеми
вспомогательными службами.

К постановочному плану прилагается
сценарий театрализованного представления.

Содержание постановочного плана
массового театрализованного праздника

В связи с тем, что тема
массового праздника диктуется чаще
календарем красных
дат, раздел «мотивировка выбора темы»
в постановочном плане несколько
видоизменяется.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В помощь руководителю театрального/циркового коллектива: «Режиссерский анализ представления»

Перечитывая еще и еще раз материал, режиссер устанавливает, в каком месте выбранного им материала наиболее полно раскрывается основная идея. Верное определение идейно-эстетической направленности действа во многом предопределяет успех будущего спектакля.

Какими средствами лучше всего выразить идею и тему, как сделать, чтобы они органически вытекали из самого существа, − это задача будущей работы постановщика. Великое счастье, когда режиссер находит подлинно художественную литературу, которая поднимает злободневные вопросы, затрагивает насущные проблемы жизни. Хороший материал оказывает влияние не только на формирование режиссерского и актерского мастерства, но и, что особенно важно, формирует высокий уровень художественной культуры общества.

Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов изучения материала. Но можно предложить изучать их по следующие схеме:

Изучение эпохи. Если действо будет выдержанно в каком-либо стиле прошлых годов и веков, режиссер должен детально изучить данную категорию.

Окружающая обстановка. Нрав, быт, уклад жизни. Для некоторых постановок доля обязательной исторической достоверности очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с первых минут его действия на сцене, из описанного, решает, конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и художественной необходимостью ее воспроизведения.

Прошлое. Режиссер должен ознакомиться с исторической базой материала, так как это может стать основной частью сценария.

Настоящее. Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства, которые дадут толчок к созданию действа. Злободневность, актуальность и прочие определяющие факторы.

Идейно-тематический анализ сценария

Он выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?». Он занимается поиском мотивов, но мотивы, если говорить более точно, − «суть абстрактные и универсальные понятия» (по определению Пави), а темы, в отличие от них, суть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены − тема измены Катерины своему мужу Тихону; мотив любви − тема любви Ромео и Джульетты. В литературе, посвященной как общим, так и частным вопросам драматургии, понятия тема и идея освещены крайне скудно, а книг по идейно-тематическому анализу автору встречать не приходилось. Мы попробуем для начала разобраться в этих основных понятиях.

Раздел «Идейно-тематический анализ постановочного плана» должен раскрывать следующие моменты содержания и формы представления:

Тема (от греч. «thema», дословно – ‘то, что положено в основу’)

Тема сценария − это главная проблема, воплощенная в конкретном жизненном материале, содержащем и решение проблемы. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: что? где? когда?

Тема всегда вытекает из тех исторических, социальных условий, которые отображены в сценарии.

К. С. Станиславский:

Тема − основной жизненный материал, круг жизненных явлений, изображённых в драме. Основная общая проблема, поставленная в драматургическом произведении.

Е.Б.Вахтангов:

Тема − круг жизненных явлений. Проблема, причины, размышления, вариант решения или вопрос. Проблему нужно взорвать, чтобы зритель задумался.

Идея (от греч. «idea» − ‘понятие, воображение’)

Идея сценария − это отношения автора к отображенной им действительности. Идея формулируется в лаконичной зазывно-лозунговой форме.

Идея − главная мысль художественного произведения, ради которой оно создается.

К. С. Станиславский:

В искусстве чужая тенденция должна превратиться в собственную идею, претвориться в чувство, стать искренним стремлением. Основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство образов. Философская оценка изображение действительности, действующих лиц, событий. В идее заключен вывод.

Конфликт (от лат. «Conflictus» − ‘столкновение, спорность, раздор’)

Конфликт − это столкновение противоположных интересов, мыслей, взглядов, противостояния между отдельными слоями материала, отдельными фактами, или героями литературного сценария. Он имеет две тенденции развития и в результате побеждает одна из них.

Конфликт − обязательный элемент структуры драматургического произведения − столкновение противоположных идей и взглядов, заострение противоречий, которое имеет форму драматичной борьбы.

В связи с этим нужно придерживаться определений, «действие» как составная часть конфликта, учитывая, что действие − основная тенденция развития конфликта − контрдействие − главная тенденция, противодействующая основной.

К. С. Станиславский:

Конфликт (столкновение) − противоборство, столкновение героев, которые стремятся к поставленным целям; степень противоречия, степень его распространения в действенной борьбе.

Действие и контрдействие

Действие − это единый психофизический процесс направлений на достижение цели.

Контрдействие − это действие, с целью воздействовать на персонажа, изменить его, но разность и сопротивление сторон рождает конфликт.

Жанр и характер

Жанр (от франц. Genre − ‘вид, род’) — это выявление мировоззрения, идейной позиции автора. Жанр выбирает автор для поиска тех средств выразительности, с помощью которых он с наибольшим успехом может достичь выявления идейно тематической направленности произведения. Жанр − это угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе.

Характер − это образ материала, создаваемый автором. Он передает основные чувства и переживания.

Составление сценария

Составление сценария является необходимой стадией на пути реализации замысла режиссера. Сценарий − его литературная основа, где кратко описывается фабула будущего действа, его сценарный ход.

Архитектоника (от греч. architektonike – ‘строительное искусство’) − общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.

Экспозиция (от греч. Expositio ‘изложение, объяснение’) − это ввод зрителя в предлагаемые обстоятельства. Эпизод, в котором происходит знакомство с действующими лицами и жизненными обстоятельствами, положенными в основу сценария, их эпоху и место события. Экспозиция − эпизод сценарной структуры, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомления с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

К. С. Станиславский:

Экспозиция − изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Экспозиция может быть краткой, прямой − предшествовать завязке, может быть задержанной, т.е. следовать после других элементов сюжета.

К. С. Станиславский:

Завязка − первое главное событие, в котором завязывается борьба. Эпизод сценарной структуры, с которого начинается сцен действие и который стоит между экспозицией и развитием действия. Начальный момент в развитии событий изображенных в художественном произведении.

Развитие действия − часть сценария, в которой происходит нарастание борьбы двух противоборствующих сторон.

М. О. Кнебель:

Режиссер должен следить очень внимательно за ходом развития действия, чтобы этюды подводили актера к пьесе, а не уводили от нее. Иногда встречаешься еще с одним явлением, тормозящим работу.

Кульминация (от лат. ‘вершина’) — главное событие, в котором действие достигает наивысшего напряжения, в ее развитии происходит перелом.

Развязка − здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие. Основное содержание этой части композиции − разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие. Развязка логично сопряжена с завязкой.

Расстояние между ними − это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие постановки и герои приходят к тому или иному результату.

Сценарный ход − это воплощение главной мысли; средства, с помощью которых собирается, обрабатывается, монтируется в единое целое весь материал; материлизовывается идея сценария.

Событийный ряд − линия действенных фактов от начала и до конца постановки.

Событие − это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства.

Исходное (начальное) событие является конфликтным источником. Это своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно может начинаться за пределами постановки. Оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах. Основное событие − интрига. Здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство. Центральное событие − коренной поворот, переломный момент. Центральное событие − это высший пик борьбы по сквозному действию. От центрального события действие стремиться к «развязке», к тому, что называется «главным событием». Этот центральный узел, пожалуй, − самое сложное звено сюжета. Его определение неразрывно связано с режиссерским замыслом, с ответом на вопрос «про что?», а потому и оставляет массу возможностей для индивидуального прочтения. В финальном событии кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство. Главное событие − самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства − мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним, подводим зрителя к концу.

Сверхзадача − это то, во имя чего и что режиссер хочет утвердить своей постановкой, какие чувства и порывы вызывать у зрителя. Главная, жизненно важная цель, идейная направленность постановки.

К. С. Станиславский:

Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук, радостей является главной задачей спектакля, основная главная цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающие творческое стремление двигателей психической жизни.

Б. Е. Захава:

Сверхзадача − это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится, в конце концов, она самое заветное, самое дорогое, самое существенное его желание она идейная активность художника его целеустремленность его страсть в борьбе за утверждение бесконечно-дорогих для него идеалов и истин.

Сквозное действие − главная линия развития постановки, обусловленная идеей и творческим замыслом режиссера. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и постановки в целом. Этот элемент метода действенного анализа материала и роли также используется в анализе действия постановки. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей. Все действия − как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц − направлены в каждый отдельно взятый момент постановки к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача. Подобных задач, которые решаются по ходу постановки всеми персонажами, множество, все они складываются в одну сверхзадачу.

Образ зрелища и его форма

Образ − любое явление, творчески воссозданное режиссером в постановке. Он представляет собой результат осмысления какого-либо явления, процесса. При этом образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир в постановке. Режиссер стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о постановке, свое понимание и донести это до зрителя.

Форма − совокупность приемов и изобразительных средств для будущей постановки.

Атмосфера и темпоритм зрелища

Разработка постановочного плана действа.

Режиссерские эпизоды. В этом пункте режиссер указывает название каждого эпизода и задание актерам в каждом эпизоде.

Эпизод. Это законченное по содержанию и форме небольшое произведение. Законченная часть сценария, его фрагмент, который имеет свое самостоятельное значение. Ритмически организованное по законам драматургии маленькое произведение, раскрывающее тему, через развитие мысли к действию.

К. С. Станиславский:

Эпизод − та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный судьбы персонажа момент.

Мизансцены (франц. miseenscene – ‘размещение на сцене’) − расположение актеров на сцене в каждом из отдельных моментов спектакля.

В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму, внешний визуальный образ спектакля. При этом построение точных мизансцен одинаково важно как при решении т.н. массовых сцен с участием большого количества действующих лиц и статистов, так и в композиционной разработке «малонаселенных» эпизодов, в том числе и присутствии на сцене лишь одного героя.

Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. В характере построения мизансцен находят свое выражение стиль и жанровая природа спектакля. Полноправными соавторами в разработке мизансцен, несомненно, выступают не только режиссер и актер, но и художники постановки − как сценограф, так и автор костюмов.

Темпоритм и атмосфера каждого епизода

  1. Художественное решение действа − представление о зрелищном воплощении сценария театрализующего мероприятия, логика режиссерского виденья, которое всегда индивидуальное, субъективное, но неудовлетворительное. Комплекс пространственного видения, в совокупности с принципом решения действа, техническими заданиями и их решением, а также месту проведения будущего действа.
  2. Музыкально-шумовое решение действа − представление о музыкальном воплощении сценария театрализующего мероприятия, подбор композиций, которые создадут правильную атмосферу и введут зрителя в предлагаемые обстоятельства с начала самого действа.
  3. Рассказ о художественных особенностях действа.

Документация

Документация постановочного плана сценария фиксирует на бумаге основные элементы замысла и методику организации исполнителей и зрителей.

Она включает в себя:

1. Режиссерский экземпляр сценария − это текст театрализованного действа с указанным на левой стороне названием эпизодов, идейно-смысловых акцентов и идей, мизансцен, заданий исполнителей, темпоритма, атмосферы, светового и музыкального оформления.

2. Выписки и другие документы:

· выписка на исполнителей и их количественный состав;
· эскизы оформления, костюмов, или макеты;
· световая партитура (наличие световой аппаратуры);
· на проекционную и звуковую аппаратуру;
· на видеоматериал;
· на костюмы и их детали;
· на реквизит;
· на грим;
· афиша, пригласительный и прочее

Также ко всей документации прикладывается монтажный лист.

Световая партитура выписывается из монтажного ли служит для управления в процессе репетиций мероприятия для человека, ответственного за освещение постановки.
Пример оформления светово
Музыкально-шумовая партитура делается для того, чтобы звукорежиссер подготовил соответствующие фонограммы или музыкальные номера с оркестром, ансамблем и тому подобное.

В процессе постановки в соответствии с этой музыкальной партитурой ответственный за музыкальное оформление включает фонограмму или дает сигнал для начала музыкального номера, который выполняется любым коллективом или солистом.
Пример оформления музыкально-шумовой партитуры
Выписка на реквизит и бутафорию делается для того, кто будет изготовлять или подбирать эти элементы оформления, и для ответственных за бутафорию и реквизит в ходе репетиций и во время проведения постановки.
Пример оформления выписки на реквизит и бутафорию 
Выписка на костюмы, обувь и их детали составляется для осуществления заказа на изготовление или приобретение костюмов. К выписке прикладываются эскизы костюмов в цвете с описанием ткани, из которой они изготовлены.
Пример оформления выписки на костюмы, обувь и их детали
План-схема сценария представления содержит длительности мероприятия с сигналами к работе всех служб, какие заняты в проведении представления, указание мест размещения мероприятия и участников.

Схема планирования пространственного решения. Схематическое изображение условных мизансцен и перемещение действующих лиц по сцене.

График работы над представлением. График репетиций, репетиционная база.
Пример оформления графика работы над представлением 
Монтажный лист театрализованного мероприятия
Пример оформления монтажного листа
Работа над монтажно-постановочным планом ведется на основе утвержденного к постановке сценария массового мероприятия. Монтажный лист дает конкретное представление о том, как воплощается идея. В нем четко должны быть зафиксированы все компоненты выразительности, которые сопровождают каждый эпизод постановки и всю постановку в целом.

метки: Сценарий, Монтаж, Создание, Сценарист, Творческий, Сценический, Художественный, Задание

Известно, что возникновению художественного замысла любого произведения искусства предшествует огромный труд. Так же важную роль играет жизненный и практический опыт творческой личности. Началом, отправной точкой в процессе создания театрализованного действа, как и любого произведения искусства, является сама реальная, действительная жизнь. А это значит, что возникновению замысла предшествует процесс познания и творческой переработки впечатлений и знаний действительности. Автору театрализованных представлений и праздников. Приходится пропускать через себя огромное количество материала, найденного при изучении литературных источников, музейных экспозиций и архивных документов, извлечённого из рассказов очевидцев, просмотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних постановок по соответствующим темам.

Актуальность темы — приняв к сведению вышеизложенную информацию становиться понятным насколько важно изучать данную тему. Идейно тематический замысел сценария — это основа театрализованного действа. Без грамотно составленного сценария проведение качественного мероприятия невозможно.

Почему так важно понимать идейно тематический замысел сценария? Ответ кроется в определении слова сценарий. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей. Таким образом, работу по созданию театрализованного действа, как разновидности сценических искусств, следует начинать с изучения и анализа окружающей действительности, с поиска и изучения того фактического материала, который поможет нам прийти не только к созданию сценарно-режиссерского замысла предстоящего театрализованного действа, но и к его образному решению. Интересное сравнение приводит К.Г. Паустовский в рассказе «Золотая роза», где он показывает, как, подобно его герою, который, убирая ювелирную мастерскую, собирает пылинки золота, чтобы выплавить из них розу, и писатель собирает пылинки, крупицы правды, рассеянные по жизни, чтобы выплавить из них в художественном произведении правду жизни. Так и сценарист, подобно этому герою, по крупицам собирает жизненные факты, чтобы познать и понять окружающую действительность, выявить и прочувствовать жизненные проблемы и в результате создать театрализованное действо, которое в яркой образной форме поможет ему создать правду жизни, выразить своё отношение к поднимаемым жизненным проблемам и будет интересно аудитории.

14 стр., 6976 слов

Особенности разработки сценария театрализованного представления

… разработки сценария театрализованного представления. .Представить сценарий театрализованного представления (праздника). Объектом курсовой работы является технология социально-культурной деятельности. Предметом — сценарий театрализованного представления. Теоретической базой для написания курсовой работы … представляется весьма несложным: действительная жизнь воздействует на драматурга; драматург …

Разбор терминов

Идея (от греч. idea — образ, представление) — многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. — это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. — вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство, являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. — общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога.

В Новое время, в 17-18 вв. понятие «И.» субъективируется, и И. отождествляются с понятиями человеческого ума. Согласно Р. Декарту и Дж. Локку, И. означает «образ вещи, создаваемый духом», представление, которому реальная вещь соответствует лишь несовершенным образом. В нем. идеализме на первый план выдвигается динамический, нормативный аспект И.: если И. правильна, она, несмотря на препятствия, непременно реализуется. Для Г.В.Ф. Гегеля И. является объективной истиной и одновременно истинным бытием; И.- это развертывающееся в диалектическом процессе мышление, а действительность есть развитая И.

Марксизм сохранил динамическую трактовку И.: она отражает реальность не только в ее наличности, но и в необходимости и возможности, в тенденции развития. «…Ниспровергающий характер истины придает мышлению качество императивности… предикат «есть» подразумевает «должно быть», — пишет неомарксист Г. Маркузе. — Этот основывающийся на противоречии двухмерный стиль мышления составляет внутреннюю форму не только диалектической логики, но и всей философии, вступающей в схватку с действительностью».

Тема — это круг жизненных явлений, которые затрагивает автор. Чтобыопределить тему, нужно поставить для себя следующие вопросы: О чем это мероприятие? О чем этот сценарий? О чем говорит сценарист?

Сценарий — подробная литературно-режиссерская разработка, где конкретно указано, что говорят и что делают действующие лица, какие худодж. произведения исполняются, каково оформления сценической площадки, какие худож. коллективы принимают участие. Сценарий раскрывает тему, следующих друг за другом элементов действия, показывает авторские переходы от эпизода к эпизоду, приводит тезисы всех публицистических выступлений, предусматривает средства повышения активности аудитории, описывает особенности и сценографию всех сцен. площадок и тех. средства, используемее на них. Т.О., сценарий — это понятие комплексное, синтезирующее работу многих людей — драматурга, режиссера, музыканта и т.д.

Замысел сценария

Замысел в деятельности драматурга часто складывается как решение. Его успешная разработка зависит от верно найденных сценических заданий, которые преследуют цель-реализовать замысел.

После разработки смыслового каркаса, в котором смоделирована и спрогнозирована деятельность массовой аудитории в реализации конкретной событийности, можно говорить о системном качестве, ибо именно в смысловом каркасе уже заложена педагогическая ценность сценария. Поэтому, исходя из совокупности сценических заданий (каркаса сценария), разрабатывается общий замысел сценария, при этом совокупность сценических заданий является ракурсом сценариста, его позиций.

18 стр., 8645 слов

Введение. «Технологические основы социально-культурной деятельности»

… информационно-рекламные ¾ культуротворческие ¾ реабилитационные ¾ маркетинговые ¾ проектные ¾ технологии менеджмента ¾ PR-технологии ¾ технологии выставочной деятельности ¾ этнокультурные технологии ¾ сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ. Курсовая работа по технологическим основам социально-культурной деятельности должна быть посвящена теоретическим и практическим аспектам …

Идейно тематический замысел сценария

Разработка литературного сценария — важная часть при создании праздника. При составлении режиссерского сценария большое внимание уделяется образно-пластическому решению массового представления. Это во многом определяет его идейно — художественную силу. Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых народных представлений является, человек, пришедший на праздник, он должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработке важно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника, это важно учитывать в самом начале работы. Идейно тематический замысел помогает нам понять какие же средства будут особенно актуальны для данного сценария и аудитории для который он предназначен. Сущность режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и в разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей:

создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной программы;

использования режиссерских методов «театрализации», «иллюстрирования»;

  • сочетание различных видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской в условиях подготовки праздника;
  • организационная работа с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действ, зрителей);
  • использование в постановках разнообразных эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических);

— использование в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.).

При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. Для режиссера сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, но драматургически разработанным планом, в котором, безусловно, обрядовое действие с реальными участниками становится его художественным.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из былины, фрагмент обрядового действа, они чередуются с массовыми действиями участников. В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку. Следующая часть композиций – основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

8 стр., 3905 слов

Сценарий как литературно-режиссерская разработка мероприятия

… программы. Сценарий — подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное … разработка литературного сопровождения концерта, фестиваля, музыкально-литературной композиции. Сценарий — полностью продуманная программа, которая включает в себя огромное количество пунктов и мелочей. Сценарий мероприятия …

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия. После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Сочетание информационно-пропагандистской и эмоционально-образной линий театрализации при поиске персонажей фольклорного действа бесспорно должно опираться на отношение человека традиционной культуры к окружающей его природе. Исстари оно строилось на основе своеобразного «договора», реального потому, что человек видел в природе партнера, с которым возможен диалог. В роли партнера могли предстать различные природные силы и явления, очеловеченные фольклорно-символической образностью. При этом как бы объединялись в мифологии, этнографии мир человека и природы, поддерживалось равновесие.

ТЕЗАУРУС СЦЕНАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

-комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельности;

ИЛИ

-профессионально-значимое качество личности режиссера театрализованных представлений и праздников, интегрирующее многообразный комплекс профессиональных характеристик.

СЦЕНАРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

-драматургическое мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого сценарного решения проблемы уже известными способами.

СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО

-высший уровень профессиональных сценарно педагогических умений, приобретенных в данной области на основе гибких навыков и творчества.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕЖИССЕРОВ

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

— художественно-педагогическое оснащение социальных процессов театрализованными формами досуга и создание условий для реализации творческого потенциала личности.

16 стр., 7881 слов

Контрольная работа: Средства выразительности театрального искусства

… итальянского театра, а также у архитектора Н. Саббатини в трактате «Об искусстве строить сцены и машины» (1638). Усовершенствование техники перспективной живописи дало возможность декораторам создавать … Актеры могли полностью использовать пространство сцены. В нач. 17 в. появились кулисные декорации, изобретенные Дж. Алеотти. Были введены технические приспособления для полетов, система люков, …

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деятельность режиссеров театрализованных праздников, направленная на решение воспитательных задач различными видами искусства, осознаваемых в контексте сценарной культуры как единое целое.

СЦЕНАРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

-разработка воспитательных целей культурно-досуговых программ, направленных на ожидаемое поведение аудитории с оценкой степени вероятности.

«ФАКТЫ ЖИЗНИ»

-реальные факты и события, происшедшие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, а также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, письмах, официальных документах и т.д.

«ФАКТЫ ИСКУССТВА»

-все жанровое разнообразие произведений искусства, а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров любительского и профессионального искусства).

ТЕМА

-круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.

ПРОБЛЕМА

-теоретический или практический вопрос, требующий сценического разрешения.

РАКУСР

-точка зрения, с которой автор рассматривает проблему.

-позиция автора, развернутая в систему взглядов.

СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА

СЦЕНАРИЯ

-художественное утверждение авторской позиции посредством драматургической организации доказательств.

СИТУАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-форма осуществления воспитательных задач театрализованными представлениями и праздниками.

ХУДОЖЕСТВЕННО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЦЕЛЬ

-создание ситуации самостоятельного прихода участников театрализованных представлений и праздников к идеям через анализ сценической информации и самостоятельному действию.

МЕРЫ ЧЛЕНЕНИЯ

СЦЕНАРИЯ

— БЛОКИ — ЭПИЗОДЫ — ЕДИНИЦЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

БЛОК СЦЕНАРИЯ

— совокупность эпизодов, объединенных одним

сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.

13 стр., 6202 слов

Разработка и реализация управленческих решений (2)

… сопровождения и поддержки процесса выбора и принятия управленческих решений. Целью курсовой работы является исследование механизма и способов принятия решений. Объектом исследования настоящей работы, как собственно и науки … зависит от полноты и достоверности информации и накопленного опыта действий на основе этой информации. Определенность сокращает время разработки решения, снижает затраты на …

ЭПИЗОД СЦЕНАРИЯ

— внутренне (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связаны.

ЕДИНИЦЫ

СЦЕНИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ

— любые элементы театрализованных представлений и праздников, подвергающие зрителя чувственному и психологическому воздействию (сокр. — Е.С.И.)

СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ

-обучающий метод драматургической расстановки «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу художественного исследования.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

-драматургическое построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства».

СМЫСЛОВОЙ КАРКАС СЦЕНАРИЯ

-результат анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», зафиксированный в форме сценических заданий моделирующих зрительские реакции аудитории и ее поведение.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

-смысловое задание, которое необходимо спланировать для сценической реализации сверхзадачи.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ

-художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно-осязаемой временной и пластической разрешенноети.

СЦЕНАРНО-

РЕЖИССЕРСКИЙ

ХОД

-образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели педагогического воздействия.

МОНТАЖ

-драматургический метод конфликтной организации сценарного материала.

СЦЕНАРИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

— художественные программы драматургически

организованных воспитательных целей.

Конспект учебного пособия

МАРКОВ Олег Иванович

СЦЕНАРНАЯ КУЛЬТУРА РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

ЭКСПОЗИЦИЯ.

В силу документальности, публицистичности сценария экспозиция в нем чаще всего выступает как экспозиция идей, столкновение которых разворачивается перед зрителем. Любые попытки установить допустимые размеры экспозиции заранее обречены на провал. В каждом конкретном случае автор всякий раз заново решает вопрос, помня при этом, что экспозиция должна быть лаконичной. Существует косвенная и прямая экспозиция. Прямая экспозиция вводит зрителя в правила игры. Простейший пример прямой экспозиции — специальный монолог персонажа, не связанного с непосредственным развитием сюжета. В драматургии такой монолог внесюжетного персонажа выделяется в особую часть пьесы, именуемой прологом.

15 стр., 7177 слов

Опасный путь преступной жизни

… Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. … реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы …

РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА БЛОКОВ, ЭПИЗОДОВ, ЕДИНИЦ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

На каждом этапе работы над сценарием появляется необходимость сбора нового материала — «фактов жизни» и «фактов искусства». На этапе разработки замысла и «объект анализа», помимо анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», входит анализ рынка культурно-досуговых потребностей. Так, при разработке замысла сценария «Ехал поезд…», был собран документальный и художественный материал, который подбирался по одной тематике и подробно разбирался.

Таблица 5

Цель анализа

Объект анализа

Позиция (ракурс)

Четвертый этап: 1. Разработка замысла первого, второго, третьего блоков и т.д.

Нахождение жанра блоков, исходных ситуаций первого, второго, третьего блоков

«факты жизни» и «факты искусства»

Сценические

задания

блоков

2. Разработка замысла первою, .второго, третьего эпизодов и т.д.

Нахождение жанра эпизодов, исходных ситуаций в эпизодах

«факты жизни» и «факты искусства»

Сценические

задания

эпизодов

3. Разработка замысла единиц сценической информации по всем эпизодам всех блоков

Нахождение композиционных приемов, выразительных средств

«факты жизни» и «факты искусства»

Сценические

задания

Е.С.И.

ЗАВЯЗКА , говоря о завязке, мы всегда говорим о завязке конфликта.

НАРАСТАНИЕ ДЕЙСТВИЯ, КУЛЬМИНАЦИЯ И РАЗВЯЗКА

ЭПИЛОГ . Это своеобразная форма финала в театрализованном представлении. Он подводит итог действию. В эстетическом смысле эпилог аналогичен прологу. Однако эпилог не избавляет автора от необходимости дать непосредственную развязку действия. Эпилог и обращение в Зал

РАЗРАБОТКА СЮЖЕТА СЦЕНАРИЯ

Количество и последовательность операций обусловлены уровнями членения сценария. Поэтому можно говорить о сюжете сценария, сюжете блоков, сюжете эпизодов. И в этой работе первое правило — идти от общего к частному, а не наоборот, т.е. сначала надо разработать сюжет сценария в целом, затем на основе этого сюжета разработать сюжет каждого блока, затем на основе сюжета блока разработать сюжеты эпизодов. Если же сценарий состоит из двух блоков, то нельзя начинать с сюжета одного блока. Ракурсом для разработки сюжета является художественный замысел. Сюжет сценария обусловлен, с одной стороны, художественным замыслом, с другой каркасом сценических заданий на уровне блоков.

12 стр., 5876 слов

Разработка программы компьютерного тестирования

… тестирование (рейтинг), выставляется принятая в вузах оценка (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично). 1.2 Разработка технического задания для создания информационной системы Целью работы является разработка системы … Например, кроме рассмотренных выше четырех частей сценария теста системы компьютерного тестирования позволяют включить список литературы, учебно-справочный материал …

Таблица 7

Пятый этап работы:

1. Разработка сюжета сценария в целом

Сюжет сценария

«факты жизни»

и «факты искусства»,

сценарно-

режиссерский ход

Художественный замысел сценария

Сценические задания, зафиксированные в каркасе на уровне блоков, как мы уже отмечали, связаны между собой не фабульно, а по смыслу. Поэтому сценическое задание — величина смысловая. Разрабатывая сюжет сценария, автор располагает сценические задания, зафиксированные в каркасе блоков, в последовательности, учитывающей художественный замысел, обеспечивающий наиболее доказательный, педагогически эффективный ход художественного исследования. При разработке сюжета смысловые величины (сценические задания) становятся композиционными, т.е. расположенные в определенной последовательности, они взаимодействуют внутри связывающего их конфликта.

РАЗРАБОТКА СЮЖЕТА БЛОКОВ

Сюжеты блоков обусловлены каркасом эпизодов, входящих в блок, и их художественным замыслом. Разрабатывая сюжет блока, автор располагает сценические задания в последовательности, обеспечивающей наиболее оптимальное художественное исследование темы блока, учитывая его замысел. Как и сценарий в целом, каждый блок имеет свою экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Это объясняется внефабульными связями между сценическими заданиями, зафиксированными в каркасе блоков. При разработке сюжета блока автор планирует использование сюжетных приемов создания СПОД в зале, идейные при разработке художественного замысла блока исходные ситуации и коллизии должны получить свое развитие в сюжете блока.

РАЗРАБОТКА СЮЖЕТА ЭПИЗОДОВ, Единицы сюжетной информации, связанные между собой тематически и сюжетно, образуют эпизод

Каждый эпизод должен содержать самостоятельный конфликт (вариант или часть общего конфликта).

Сюжеты эпизодов разрабатываются из художественного замысла эпизодов. Так как каждый эпизод имеет свое Сценическое задание, находящееся в смысловой связи с заданиями других эпизодов, то каждый эпизод имеет экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Эпизодное построение отнюдь не формальный прием, Имеющий целью разрушить привычную конструкцию драматургии, оно обусловлено содержанием смысловых задач композиции, стремлением авторов показать все многообразие жизненных проблем. Эпизодное построение дает возможность рассмотреть проблему с максимальной подробностью, не ограничиваясь рамками фабулы. Своеобразная фабульная разобщенность эпизодов заставляет активизировать мысль зрителя, дает простор его жизненным ассоциациям, в конечном итоге работает на создание СПОД в зале.

РАЗРАБОТКА СЮЖЕТА ЕДИНИЦ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Как уже было сказано выше, каждый эпизод представляет собой относительно самостоятельный объем информации. Рассмотрение эпизода с этой точки зрения позволяет расчленить его на самые элементарные и дала неделимые его составляющие — единицы сценической информации. Задачей сценариста является разработка сюжета всех Е.С.И., то есть точная расшифровка звуковой, световой партитур представления, песенной, текстовой (стихи), детальное проектирование всех трансформаций вещественных единиц сценической информации с различным смысловым объемом.

14 стр., 6833 слов

Разработка программы Интернет-маркетинга поискового сайта www. restosapiens

… «Рестосапиенс». Предметом исследования — Интернет — маркетинг поискового сайта www. restosapiens. Цель дипломного проекта — разработка программы Интернет-маркетинга поискового сайта www. … поисковое продвижение, контекстная реклама, баннерная реклама, e-mail маркетинг, аффилиативный маркетинг, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, интерактивная реклама, работа с блогами и т. д.). Место …

Величина смыслового объема определяется количеством информации, заложенной в той или иной единице сценической информации. Например, 1. Слайд «Родини мать зовет». 2. Стихи К. Симонова «Жди меня». Понят что смысловой объем стихов К. Симонова намного больше смыслового объема слайда.

Таблица 8

Пятый этап

работы:

1. Разработка

сюжета

каждого блока

в отдельности

Разработка сюжетов блоков

«факты жизни» и «факты искусства», исходные ситуации блоков

Блоков

2. разработка сюжета каждого эпизода

Разработка сюжетов эпизодов

«факты жизни» и «факты искусства», исходные ситуации эпизодов

Художественные замыслы эпизодов

3. Разработка сюжета единиц сценической информации

Разработка сюжетов единиц сценической информации

«факты жизни» и

«факты

искусства»,

композиционные

приемы

Художественные замыслы единиц сценической информации

Чтобы студенты на практических занятиях овладели навыками связывать единицы сценической информации между собой тематически и сюжетно, им предлагается самое первое и наипростейшее упражнение. Выглядит это так. Всей группе студентов выделяется одно и то же количество единиц сценической информации, имеющих отношение, например, к такому празднику, как День Победы. Единицы сценической информации выдаются студентам в виде краткого тезиса. Пример: (на столе мы имеем):

1. Музыкальная фраза из песни А. Александрова «Священная война».

2. Документальные кадры кинохроники «Портреты погибших».

3. Выступление реального героя — участника Отечественной войны.

4. Слайд — «Родина-мать зовет».

5. Реальных героев — солдат — участников двух современных иных войн — в Афганистане и Чечне.

6. Песня В. Левашова на слова Б. Окуджавы «Бери шинель — пошли домой».

7. Мать солдата, погибшего в Чечне.

8. Шумовое оформление — вой сирены.

9. Фонограмма — кукушка в лесу.

10. Зримая песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»

В сценариях театрализованных представлений организация материала происходит не почве придуманной фабулы саморазвивающегося сюжета. Она подчинена логике исследования общественного вопроса, проблемы, события.

Теперь задача у студентов стоит следующая: необходимо из предложенных педагогом единиц сценической информации «сложить» сюжет эпизода. Для этого (в обучающих целях) им дается такое понятие, как «сюжетосложение».

Сюжетосложение — это драматургическая расстановка «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу исследования.

Если у студента возникают затруднения по поводу эпизода, ему дается возможность выбрать по собственному желанию (замыслу) недостающие единицы сценической информации. Как правило, данное упражнение сразу же выявляет стереотипный и творческий подходы студентов к выполнению задания. В этом упражнении раскрываются творческие способности каждой личности.

Стереотипный подход к заданию, как правило, определяется выбором и последовательностью таких единиц сценической информации, ставших уже давно штампами, в таком монтажном соединении, как:

1. «Священная война».

2. Слайд — Родина-мать зовет.

3. Вой сирены и т.д.

Творческих подходов больше, ибо студент начинает думать не о простом сюжетосложении, а о мысли, о ходе своего исследования, пусть и небольшого эпизода.

Творческие подходы выделяются своим разнообразием!

1. Документальные кадры кинохроники «Портреты погибших».

2. На фоне кадров — кукушка в лесу (сколько лет жизни она накукует?»)

3. Зримая песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»,

Или другой пример:

1. Выход на сцену участников всех войн — и Отечественной, и современных под песню «Бери шинель — пошли домой».

2. выход матери солдата, погибшего в Чечне с одновременным слайдом «Родина-мать зовет» и речь матери о том, что матери больше не будут звать сыновей на войну!

ШЕСТОЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ: ОТБОР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Исходя из сюжета, отбираются художественные средства. При этом целью автора является отбор самого необходимого материала и определение его объема.

Таблица 9

Шестой этап работы:

1. Отбор

документально-художественного материала

Определение границ художественного материала (т.е. его

объем)

«факты жизни» и «факты искусства»

Сюжет

Определение оптимального объема материала в едином процессе монтажа представляет содержательную (количественную) сторону композиционного момента. Найти оптимальный объем — значит решить какой материал из всего собранного необходимо смонтировать для планируемого воздействия.

Из равноценного художественного материала сценарист должен отобрать тот, который лучше «сработает» на аудиторию, учитывая при этом социально-психологические характеристики аудитории и ее эстетические запросы.

Эффективное воздействие (тематический эффект), ради которого будет вестись монтаж художественного материала, может быть достигнуто лишь в случае, когда найдены оптимальный объем художественного материала (количество воздействий) и его расположение. Этот же подход остается решающим при определении количества материала, необходимого для достижения цели воздействия.

МОНТАЖ: СУЩНОСТЬ, СВОЙСТВА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОД, ФУНКЦИИ

Режиссер должен оперативна и на высоком идейно-художественном уровне откликаться на те конкретные вопросы, которые в настоящий момент волнуют аудиторию. Но где сценаристу взять материал? Ответ на этот вопрос состоит в следующем. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства и литера туры как «заготовки».

Анализ и творческое обобщение практики показывает, что сценарист на пути к достижению художественно педагогического воздействия часто использует уже готовые произведения искусства, рассматривая их наряду с другими средствами (фактами, документами и т.д.) как художественный материал.

Рассмотрение структуры сценария театрализованного представления без выхода в мир смежных искусств не может дать верного представления о его особенностях. Ни одно искусство не развивается изолированно. Если разложить драматургию театрализованных представлений на первичные элементы, мы обнаружим элементы всех видов искусства. Но взаимоотношения выразительных средств не сводятся в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. Средства идейно-эмоционального воздействия «факты жизни» и «факты искусства»», взятые сами по себе, еще не в состоянии объяснить нам эстетическое своеобразие отдельного факта, выразить все богатство взаимодействия формы и содержания. Форма, как известно, не сводится к средствам, ее образующим. Средства лишь очерчивают границы своего искусства и вне метода обобщения не имеют решающего значения.

В сценарии театрализованных представлений таким методом является монтаж. СМ. Эйзенштейн говорил, что монтаж «отнюдь не сугубо кинематографическое обстоятельство, а явление, встречающееся неизбежно во всех случаях, когда мы имеем дело с сопоставлением двух фактов, явлений, предметов (231, 157).

Применительно к средствам выражения монтаж известен литературе, театру, живописи. Монтажный принцип в этом смысле является непременным свойством художественного сознания вообще. На нем основаны выразительные возможности всех искусств.

Слово «монтаж» французского происхождения, синоним слов «сборка», «соединение». С появлением русского кинематографа, в это слово с сохранением его основного значения, стал вкладываться более широкий смысл. В конечном счете это слово стало выражением понятия «творческая сборка», «творческий синтез».

Таблица 10

Создание сценария

Художественные средства

Сверхзадача сценария

(сценические задания

смыслового каркаса)

СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ

СЦЕНАРИЯ

Формулирование проблемы

Событие. «Факты жизни» и «факты искусства» (социально-культурная ситуация) района, города, страны

Социологическая

2. Второй этап: анализ проблемы

Определение сверхзадачи (позиции автора сценария)

Проблема

Педагогическая

2.1.Нахождение аспектов (граней) проблемы

Определение блоков сценария (их количество)

Аспекты проблемы

Концепция автора (система взглядов)

3. Третий этап: разработка сценических заданий блоков

Формулирование сценических заданий блоков

«Факты жизни» и «факты искусства»

Сверхзадача сценария

3.1. Разработка сценических заданий эпизодов

Формулирование сценических заданий эпизодам

«Факты жизни» и «факты искусства»

Сценические задание блоков

3.2. Разработка сценических заданий Е.С.И.

Получение совокупности сценических заданий (создание смыслового каркаса сценария).

«Факты жизни» и «факты искусства»

Сценические задания эпизодов

4. Четвертый этап:

разработка замысла

сценария в целом

Нахождение

формы сценария,

сценарно-

режиссёрского хода

«Факты жизни» и «факты искусства»

(потребности и интересы)

Совокупность сценических

заданий

4.1. Разработка замысла первого, второго, третьего блоков и т.д.

Нахождение жанра блоков, исходных ситуаций первого, второго и т.д., блоков

«Факты жизни» и «факты искусства»

(потребности и интересы)

Сценические здания блоков

4.2. Разработка замысла первого, второго, третьего эпизодов и т.д.

Нахождение жанра эпизодов, исходных ситуаций эпизодов

«Факты жизни» и «факты искусства» (рынок культурно-досуговых потребностей)

Сценические здания эпизодов

4.3. Разработка замысла Е.С.И. во всех эпизодах

Нахождение композиционных приемов, выразительных средств

«Факты жизни» и «факты искусства»

Сценические здания Е.С.И.

5. Пятый этап

работы:

разработка

сюжета сценария

в целом

Сюжет сценария

«Факты жизни» и «факты искусства», сценарно-режиссёрский ход

Художественный замысел сценария

5.1. Разработка сюжета каждого блока

Сюжет блоков

«Факты жизни» и «факты искусства». Исходные ситуации блоков

Художественные замыслы блоков

5.2. Разработка сюжета каждого эпизода

Сюжет эпизодов

«Факты жизни» и «факты искусства». Исходные ситуации эпизодов

Художественные замыслы эпизодов

5.3. Разработка сюжета Е.С.И.

Сюжеты Е.С.И.

«Факты жизни» и

«факты искусства»,

композиционные

приемы

Художественные замыслы Е.С.И.

Шестой этап работы: отбор художественных средств

Определение границ художественного материала (т.е. его объем)

«Факты жизни» и «факты искусства».

Сюжет

Седьмой этап работы: монтаж Е.С.И., монтаж эпизодов, монтаж блоков

Создание сценария

Художественные средства

Сверхзадача сценария (сценические задачи)

Данная технология, воплотившая в себе этапы творческой деятельности достаточно проста и выдерживает, на наш взгляд, критерий «простоты теории», который помогает обоснованно, с драматургической и педагогической точек зрения, выходить автору сценария на смысловой каркас — художественно-педагогическую программу и собственно художественный замысел ее реализации.

Структура обучающей технологии создания 1

Библиографический список.

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/montaj-kak-tvorcheskiy-metod-sozdaniya-stsenariya/

  1. Аль, Д. Н. Основы драматургии. — СПб. : ЛГИК, 1988.

  2. Аристотель. Поэтика.

  3. Белозерова, В.В. Театрализованные представления: технологии создания сценария: учебное пособие в 2-х частях. Часть 1/ В.В. Белозерова. – Орел: ООО «Горизонт», 2019. – 185 с.

  4. Волькенштейн, В. М. Драматургия. — М.: Советский писатель, 1960.

  5. Всеволодский, В. (Гернгросс).

    История русского театра. В 2-х т. — СПб-М. : Теа-кино-печать, 1929.

  6. Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие/ С.И. Гавдис. – Орел: ООО «Горизонт», 2017. – 221с.

  7. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников (сценарная технология) [Текст]: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / О.И. Марков. Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004.- 408с.

  8. Пави, П. Словарь театра. — М. : Прогресс, 1991.

  9. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. — М. : Просвещение, 1982.

  10. Поляков, М. Я. Теория драмы. Поэтика. — М. : ГИТИС, 1980.

  11. Сахновский-Панкеев, В. А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. — СПб. : Искусство, 1969.

  12. Марков, П. А. Театральная энциклопедия. В 5 т. — М. : «Советская энциклопедия», 1961-1965.

  13. Рахлис, Л. Драматургический ход как важнейшее средство в организации художественной целостности клубного сценария / Л. Рахлис. – М., 1985.

  14. Рубб, А.А. Тайна режиссерского замысла. От замысла к воплощению / А.А. Рубб. – М., 1999, 284с.

  15. Холодов, Е. Г. Композиция драмы. — М. : Искусство, 1957.

Приложение, Эпизод сценария театрализованного представления, Сценарий тематического концерта «Дарите женщинам любовь» посвященного Международному женскому дню

Пролог

Сегодняшний праздник посвящен вам, дорогие дамы, в знак нашего уважения и любви к прекрасному женскому полу. Для вас приготовлены теплые слова и поздравления. А в начале нашего праздника, для великолепных женщин прозвучит хвалебная песня, которая так и называется: «Ода женщинам».

Песня: «Ода женщинам»

1 куплет:

В шумном зале мы собрались

И, немножко волновались

Ведь сегодня есть хороший повод

Возле нас сидят напротив

Прямо или в обороте

И с улыбкой поздравленья ловят

Наши женщины родные

Все красивые такие

Как им не пропеть слова лихие!

Припев:

Ах, какие женщины, какие женщины,

Золотые!

Ах, какие женщины, какие женщины!

Неземные!

2 куплет:

Словно Золушки кружатся

С утра рано всполошатся

Дел переделают не мало.

Быстро спорится работа

И решаются заботы

Неизвестна им усталость.

Вызывают восхищенье,

Слов восторженных хваленья

Как же они все трудолюбивы!

[Припев]

Ах какие женщины, какие женщины,

Золотые!

Ах, какие женщины, какие женщины!

Неземные!

Ведущий 1

Прекрасен март весенним пробужденьем,

Прилетом птиц и теплым ветерком,

И робким солнечным прикосновеньем,

Что льется с неба тонким ручейком.

Но более всего весной чудесно

8 марта — светлый Женский День,

Когда стихами, прозой или в песне,

Поздравить женщин с праздником спешим.

Дочь, бабушка, супруга или мать

Дороже нет этих прекрасных слов!

Мы будем их сегодня поздравлять,

Здоровья, счастья пожелаем вновь!

Ведущий 2

В этот прекрасный и волнующий Международный женский день 8 марта, женщины всей страны ожидают услышать самые теплые и нежные слова в свой адрес. И они непременно этого заслуживают! Кто, как не женщина заботится об уюте и здоровье своих родных и близких? Принято считать, что мужчина – глава над женщиной. Мужчины первыми придумали лампочку, соорудили диван, охотились, прокармливая свое семейство. Но, что мужские труды стоили без быстрых и ловких женских рук? Именно, женщины первыми соорудили красивый абажур для лампочки, соткали уютный плед для дивана, а из пойманной дичи приготовили божественный обед.

Ведущий 1

Верно подмечено. Выступает ансамбль танца «Радость» с номером — «Ах, сколько у мамы дел»

Ведущий 2

Большое спасибо, наши юные мамины помощники.

Ведущий 2

Да, быть женщиной не просто, но как удивительно они это делают…

Ведущий 1

ты, о чем?

Ведущей 2

О том, как сложно сочетать красоту и упорство, силу и нежность. Представь все это в одной хрупкой женщине.

Ведущий 1

Зачем представлять? Юные ученицы студии эстрадного танца «Вдохновение» знают это не понаслышке. И так встречайте.

Выступление студии эстрадного танца «Вдохновение».

Ведущий 1

Большое спасибо

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Идейно тематический замысел сценария театрализованного представления
  • Идейно тематический замысел сценария пример
  • Идейно тематический замысел сценария курсовая
  • Идейно тематический анализ сценария театрализованного представления
  • Идейно тематический анализ сценария пример