В помощь руководителю театрального/циркового коллектива: «Режиссерский анализ представления»
Перечитывая еще и еще раз материал, режиссер устанавливает, в каком месте выбранного им материала наиболее полно раскрывается основная идея. Верное определение идейно-эстетической направленности действа во многом предопределяет успех будущего спектакля.
Какими средствами лучше всего выразить идею и тему, как сделать, чтобы они органически вытекали из самого существа, − это задача будущей работы постановщика. Великое счастье, когда режиссер находит подлинно художественную литературу, которая поднимает злободневные вопросы, затрагивает насущные проблемы жизни. Хороший материал оказывает влияние не только на формирование режиссерского и актерского мастерства, но и, что особенно важно, формирует высокий уровень художественной культуры общества.
Конечно же, не существует четко зафиксированной последовательности этапов изучения материала. Но можно предложить изучать их по следующие схеме:
Изучение эпохи. Если действо будет выдержанно в каком-либо стиле прошлых годов и веков, режиссер должен детально изучить данную категорию.
Окружающая обстановка. Нрав, быт, уклад жизни. Для некоторых постановок доля обязательной исторической достоверности очень велика и ее необходимо воспроизвести на сцене. Что будет окружать актера с первых минут его действия на сцене, из описанного, решает, конечно же, постановщик, при этом он руководствуется анализом обстановки и художественной необходимостью ее воспроизведения.
Прошлое. Режиссер должен ознакомиться с исторической базой материала, так как это может стать основной частью сценария.
Настоящее. Необходимо изучить те события, факты и обстоятельства, которые дадут толчок к созданию действа. Злободневность, актуальность и прочие определяющие факторы.
Идейно-тематический анализ сценария
Он выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия, то идейно-тематический определяет смысл, который наполняет эти действия; отвечает на вопрос «почему это происходит?». Он занимается поиском мотивов, но мотивы, если говорить более точно, − «суть абстрактные и универсальные понятия» (по определению Пави), а темы, в отличие от них, суть конкретизированные и индивидуализированные мотивы, например: мотив измены − тема измены Катерины своему мужу Тихону; мотив любви − тема любви Ромео и Джульетты. В литературе, посвященной как общим, так и частным вопросам драматургии, понятия тема и идея освещены крайне скудно, а книг по идейно-тематическому анализу автору встречать не приходилось. Мы попробуем для начала разобраться в этих основных понятиях.
Раздел «Идейно-тематический анализ постановочного плана» должен раскрывать следующие моменты содержания и формы представления:
Тема (от греч. «thema», дословно – ‘то, что положено в основу’)
Тема сценария − это главная проблема, воплощенная в конкретном жизненном материале, содержащем и решение проблемы. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: что? где? когда?
Тема всегда вытекает из тех исторических, социальных условий, которые отображены в сценарии.
К. С. Станиславский:
Тема − основной жизненный материал, круг жизненных явлений, изображённых в драме. Основная общая проблема, поставленная в драматургическом произведении.
Е.Б.Вахтангов:
Тема − круг жизненных явлений. Проблема, причины, размышления, вариант решения или вопрос. Проблему нужно взорвать, чтобы зритель задумался.
Идея (от греч. «idea» − ‘понятие, воображение’)
Идея сценария − это отношения автора к отображенной им действительности. Идея формулируется в лаконичной зазывно-лозунговой форме.
Идея − главная мысль художественного произведения, ради которой оно создается.
К. С. Станиславский:
В искусстве чужая тенденция должна превратиться в собственную идею, претвориться в чувство, стать искренним стремлением. Основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство образов. Философская оценка изображение действительности, действующих лиц, событий. В идее заключен вывод.
Конфликт (от лат. «Conflictus» − ‘столкновение, спорность, раздор’)
Конфликт − это столкновение противоположных интересов, мыслей, взглядов, противостояния между отдельными слоями материала, отдельными фактами, или героями литературного сценария. Он имеет две тенденции развития и в результате побеждает одна из них.
Конфликт − обязательный элемент структуры драматургического произведения − столкновение противоположных идей и взглядов, заострение противоречий, которое имеет форму драматичной борьбы.
В связи с этим нужно придерживаться определений, «действие» как составная часть конфликта, учитывая, что действие − основная тенденция развития конфликта − контрдействие − главная тенденция, противодействующая основной.
К. С. Станиславский:
Конфликт (столкновение) − противоборство, столкновение героев, которые стремятся к поставленным целям; степень противоречия, степень его распространения в действенной борьбе.
Действие и контрдействие
Действие − это единый психофизический процесс направлений на достижение цели.
Контрдействие − это действие, с целью воздействовать на персонажа, изменить его, но разность и сопротивление сторон рождает конфликт.
Жанр и характер
Жанр (от франц. Genre − ‘вид, род’) — это выявление мировоззрения, идейной позиции автора. Жанр выбирает автор для поиска тех средств выразительности, с помощью которых он с наибольшим успехом может достичь выявления идейно тематической направленности произведения. Жанр − это угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе.
Характер − это образ материала, создаваемый автором. Он передает основные чувства и переживания.
Составление сценария
Составление сценария является необходимой стадией на пути реализации замысла режиссера. Сценарий − его литературная основа, где кратко описывается фабула будущего действа, его сценарный ход.
Архитектоника (от греч. architektonike – ‘строительное искусство’) − общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.
Экспозиция (от греч. Expositio ‘изложение, объяснение’) − это ввод зрителя в предлагаемые обстоятельства. Эпизод, в котором происходит знакомство с действующими лицами и жизненными обстоятельствами, положенными в основу сценария, их эпоху и место события. Экспозиция − эпизод сценарной структуры, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомления с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.
К. С. Станиславский:
Экспозиция − изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Экспозиция может быть краткой, прямой − предшествовать завязке, может быть задержанной, т.е. следовать после других элементов сюжета.
К. С. Станиславский:
Завязка − первое главное событие, в котором завязывается борьба. Эпизод сценарной структуры, с которого начинается сцен действие и который стоит между экспозицией и развитием действия. Начальный момент в развитии событий изображенных в художественном произведении.
Развитие действия − часть сценария, в которой происходит нарастание борьбы двух противоборствующих сторон.
М. О. Кнебель:
Режиссер должен следить очень внимательно за ходом развития действия, чтобы этюды подводили актера к пьесе, а не уводили от нее. Иногда встречаешься еще с одним явлением, тормозящим работу.
Кульминация (от лат. ‘вершина’) — главное событие, в котором действие достигает наивысшего напряжения, в ее развитии происходит перелом.
Развязка − здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие. Основное содержание этой части композиции − разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие. Развязка логично сопряжена с завязкой.
Расстояние между ними − это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие постановки и герои приходят к тому или иному результату.
Сценарный ход − это воплощение главной мысли; средства, с помощью которых собирается, обрабатывается, монтируется в единое целое весь материал; материлизовывается идея сценария.
Событийный ряд − линия действенных фактов от начала и до конца постановки.
Событие − это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства.
Исходное (начальное) событие является конфликтным источником. Это своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно может начинаться за пределами постановки. Оно фокусирует, отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах. Основное событие − интрига. Здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство. Центральное событие − коренной поворот, переломный момент. Центральное событие − это высший пик борьбы по сквозному действию. От центрального события действие стремиться к «развязке», к тому, что называется «главным событием». Этот центральный узел, пожалуй, − самое сложное звено сюжета. Его определение неразрывно связано с режиссерским замыслом, с ответом на вопрос «про что?», а потому и оставляет массу возможностей для индивидуального прочтения. В финальном событии кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство. Главное событие − самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства − мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним, подводим зрителя к концу.
Сверхзадача − это то, во имя чего и что режиссер хочет утвердить своей постановкой, какие чувства и порывы вызывать у зрителя. Главная, жизненно важная цель, идейная направленность постановки.
К. С. Станиславский:
Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук, радостей является главной задачей спектакля, основная главная цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающие творческое стремление двигателей психической жизни.
Б. Е. Захава:
Сверхзадача − это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится, в конце концов, она самое заветное, самое дорогое, самое существенное его желание она идейная активность художника его целеустремленность его страсть в борьбе за утверждение бесконечно-дорогих для него идеалов и истин.
Сквозное действие − главная линия развития постановки, обусловленная идеей и творческим замыслом режиссера. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и постановки в целом. Этот элемент метода действенного анализа материала и роли также используется в анализе действия постановки. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей. Все действия − как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц − направлены в каждый отдельно взятый момент постановки к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача. Подобных задач, которые решаются по ходу постановки всеми персонажами, множество, все они складываются в одну сверхзадачу.
Образ зрелища и его форма
Образ − любое явление, творчески воссозданное режиссером в постановке. Он представляет собой результат осмысления какого-либо явления, процесса. При этом образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир в постановке. Режиссер стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о постановке, свое понимание и донести это до зрителя.
Форма − совокупность приемов и изобразительных средств для будущей постановки.
Атмосфера и темпоритм зрелища
Разработка постановочного плана действа.
Режиссерские эпизоды. В этом пункте режиссер указывает название каждого эпизода и задание актерам в каждом эпизоде.
Эпизод. Это законченное по содержанию и форме небольшое произведение. Законченная часть сценария, его фрагмент, который имеет свое самостоятельное значение. Ритмически организованное по законам драматургии маленькое произведение, раскрывающее тему, через развитие мысли к действию.
К. С. Станиславский:
Эпизод − та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный судьбы персонажа момент.
Мизансцены (франц. miseenscene – ‘размещение на сцене’) − расположение актеров на сцене в каждом из отдельных моментов спектакля.
В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму, внешний визуальный образ спектакля. При этом построение точных мизансцен одинаково важно как при решении т.н. массовых сцен с участием большого количества действующих лиц и статистов, так и в композиционной разработке «малонаселенных» эпизодов, в том числе и присутствии на сцене лишь одного героя.
Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. В характере построения мизансцен находят свое выражение стиль и жанровая природа спектакля. Полноправными соавторами в разработке мизансцен, несомненно, выступают не только режиссер и актер, но и художники постановки − как сценограф, так и автор костюмов.
Темпоритм и атмосфера каждого епизода
- Художественное решение действа − представление о зрелищном воплощении сценария театрализующего мероприятия, логика режиссерского виденья, которое всегда индивидуальное, субъективное, но неудовлетворительное. Комплекс пространственного видения, в совокупности с принципом решения действа, техническими заданиями и их решением, а также месту проведения будущего действа.
- Музыкально-шумовое решение действа − представление о музыкальном воплощении сценария театрализующего мероприятия, подбор композиций, которые создадут правильную атмосферу и введут зрителя в предлагаемые обстоятельства с начала самого действа.
- Рассказ о художественных особенностях действа.
Документация
Документация постановочного плана сценария фиксирует на бумаге основные элементы замысла и методику организации исполнителей и зрителей.
Она включает в себя:
1. Режиссерский экземпляр сценария − это текст театрализованного действа с указанным на левой стороне названием эпизодов, идейно-смысловых акцентов и идей, мизансцен, заданий исполнителей, темпоритма, атмосферы, светового и музыкального оформления.
2. Выписки и другие документы:
· выписка на исполнителей и их количественный состав;
· эскизы оформления, костюмов, или макеты;
· световая партитура (наличие световой аппаратуры);
· на проекционную и звуковую аппаратуру;
· на видеоматериал;
· на костюмы и их детали;
· на реквизит;
· на грим;
· афиша, пригласительный и прочее
Также ко всей документации прикладывается монтажный лист.
Световая партитура выписывается из монтажного ли служит для управления в процессе репетиций мероприятия для человека, ответственного за освещение постановки.
Музыкально-шумовая партитура делается для того, чтобы звукорежиссер подготовил соответствующие фонограммы или музыкальные номера с оркестром, ансамблем и тому подобное.
В процессе постановки в соответствии с этой музыкальной партитурой ответственный за музыкальное оформление включает фонограмму или дает сигнал для начала музыкального номера, который выполняется любым коллективом или солистом.
Выписка на реквизит и бутафорию делается для того, кто будет изготовлять или подбирать эти элементы оформления, и для ответственных за бутафорию и реквизит в ходе репетиций и во время проведения постановки.
Выписка на костюмы, обувь и их детали составляется для осуществления заказа на изготовление или приобретение костюмов. К выписке прикладываются эскизы костюмов в цвете с описанием ткани, из которой они изготовлены.
План-схема сценария представления содержит длительности мероприятия с сигналами к работе всех служб, какие заняты в проведении представления, указание мест размещения мероприятия и участников.
Схема планирования пространственного решения. Схематическое изображение условных мизансцен и перемещение действующих лиц по сцене.
График работы над представлением. График репетиций, репетиционная база.
Монтажный лист театрализованного мероприятия
Работа над монтажно-постановочным планом ведется на основе утвержденного к постановке сценария массового мероприятия. Монтажный лист дает конкретное представление о том, как воплощается идея. В нем четко должны быть зафиксированы все компоненты выразительности, которые сопровождают каждый эпизод постановки и всю постановку в целом.
Откуда берутся идеи для сценария? Как использовать мозговой штурм при поиске идей? Современные источники идей: референсы, новости и социальные сети. Как написать сценарий на основе существующих фильмов и книг? Чем поможет жизненный опыт в поиске идей для сценария?
-
Откуда берутся идеи
-
Мозговой штурм
-
Правила мозгового штурма
-
“Что, если…?”
-
Референсы
-
Новости и социальные сети
-
Реалити и ток-шоу
-
Новостные порталы
-
Социальные сети
-
Интеллектуальные права
-
Жизненный опыт
-
Личная история
-
Персонажи вокруг вас
Придумывать новые идеи — это не уникальная супер-сила, а навык, который легко можно натренировать даже начинающий сценарист. На начальном этапе идея зависит от множества факторов. Здесь и вдохновение, и исследование, и жизненные истории, которые нас беспокоят, и наши эмоции.
Откуда берутся идеи
Так и хочется штампованно сказать, что сюжеты сценариев вокруг нас и надо просто протянуть руку. Но, к сожалению, это не до конца так. Ведь нужно найти не просто интересную фишку или забавный случай, а именно работающую идею. Такую, куда поместится и конфликт, и высказывание, и нетривиальный герой. А для этого нужно уметь работать с информацией, которая проходит через нашу жизнь.
Мы решили дополнить уже известные классические методики современными источниками и разделили их на несколько категорий:
- мозговой штурм,
- референсы,
- новости и социальные сети,
- интеллектуальные права;
- жизненный опыт.
Мозговой штурм
Мозговой штурм — это метод поиска идей, используемый абсолютно во всех индустриях. Участники проекта собираются вместе (ели не собираются, если штурмует автор-одиночка) и создают общий список всех приходящих в голову идеи на тему проекта. Метод удачно прижился для написания сценариев.
Правила мозгового штурма
Сценарист может использовать мозговой штурм и как самостоятельный метод поиска идей, и как вспомогательный для работы с разными источниками. Суть начального мозгового штурма сценариста в том, чтобы написать список любых тем, образов, черт и мыслей, которые ему хочется увидеть на экране. Подробнее об этом в статье о том, как сформулировать сценарный замысел (ссылка).
О мозговом штурме подробно писал Юрген Вольф в своей книге для начинающих писателей и сценаристов “Школа литературного мастерства”.
Придерживайтесь следующих правил, когда записываете свои самые первые мысли:
- Пишите как можно больше идей. Делайте это быстро и без остановки.
- Не задумывайтесь о том, что пишите. Не критикуйте, не оценивайте и не анализируйте свои мысли.
- Не отсеивайте свои идеи. Пишите всё, что приходит в голову, даже самое безумное или на первый взгляд слабое.
- Не ищите новизну. Не бойтесь, что идея кажется банальной или уже снятой — просто запишите её.
Как только напишите хороший должный список — прислушайтесь к себе и решите, какие идеи задевают вас больше всего и отметьте их.
“Что, если…?”
Вопрос “что, если…?” один из самых популярных стимуляторов воображения писателей и сценаристов. Его можно задать к уже отобранным идеям на этапе мозгового штурма или к интересному вам проекту (подробнее об этом поговорим ниже).
Юрген Вольф предлагает задавать такие вопросы, чтобы написать удачную идею: что, если бы история произошла в другое время? Или в другом месте? А если бы история закончилась по-другому? Пофантазируйте о вопросах и вы. Сформулированные должным образом вопросы помогут качественно раскрыть ваши идеи.
Даже если вы итоге получите нужную зацепку из какого-то другого источника идей, все равно не забывайте о мозговом штурме. Обязательно используйте его основные правила и вопрос “что, если…?”, чтобы развить в себе навык придумывания идей.
Накапливая мысли для сценария, не критикуйте ни сам источник, ни потенциальные сюжеты. Ответы на “что, если…?” так же запишите подряд, не оценивая и не отсеивая их на первом этапе.
Референсы
Референсом называют пример конечного продукта работы. Для любого творческого проекта можно найти один-два наиболее подходящих референса, чтобы было проще представить итоговый результат.
Как можно использовать референс в поиске идей?
Вольф в начале работы над новым проектом предлагает выбрать книгу, на который мы хотим ориентироваться. В нашем случае можно выбрать не только книгу, но и фильм или сериал.
Затем он рекомендует прочитать её, проанализировать и разобраться, почему она вам так нравится, что именно в ней стало для вас любопытным.
Может вас привлекла какая-то из поднятых тем? Или очаровал один из героев? Что особенного в этой теме или герое? Наиболее удачные, по вашему мнению, решения можно выписать для себя и провести исследование на эту тему.
За каждой из предложенных нами методик должен следовать ваш ресёрч — исследование на выбранную тему. Накопив вдохновляющие образы или волнующие темы, любой автор неизбежно должен погружаться в них, чтобы набрать материал и решить, интересно ли вообще работать с такими темами лично ему.
Можно оттолкнуться и от неудачного произведения. Если книга не нравится, что сделало её неудачной? О чём конкретно вам не понравилось читать? Из-за чего вам не понравилось смотреть этот фильм или сериал? Приберегите и эти ответы. Они либо научат вас, как не надо создавать свой сценарий, либо вдохновят на что-то новое.
Есть ещё один способ поиска идеи на основе референсов. Он поможет создать уникальный проект. Опять же возьмите за основу существующий фильм или сериал, который близок вам по любой причине и начните менять формулировку любых его аспектов.
Классическим примером считается идея о Шерлоке Холмсе, гениальном сыщике, расследующем криминальные дела с помощью мыслительного дедуктивного метода. А он может расследовать болезни? Получаем сериал “Доктор Хаус”. А может он поменяет дедуктивный метод на тончайший нюх? Выйдет российский сериал “Нюхач”. А что, если он — гений не в дедукции, а в антропологии? Да ещё и женщина? Получаем проект “Кости” об антропологе, расследующей самые запутанные преступления на основе информации о костях человека.
Проделайте подобную работу с несколькими идеями и напишите все свои наработки.
Новости и социальные сети
О том, что можно использовать новости в качестве источника идей, можно прочесть в каждой книге о сценарном и литературном мастерстве. Написаны все эти книги обычно в XX веке авторами из поколения, никогда не знавшего силу социальных сетей и реалити-шоу.
Реалити и ток-шоу
В обществе принято смеяться над участниками и зрителями реалити и ток-шоу и нелестно отзываться о культурном уровне таких передач. Но это в корне неверный подход. Особенно если вы хотите найти животрепещущие темы для своего сценария.
Во-первых, в подобных шоу можно бесплатно стать свидетелем душераздирающих жизненных событий. При этом необязательно повторять имена участников и их истории дословно. Можно вдохновится необычными стечениями обстоятельств, и поразмыслить над их причинами и последствиями.
Ведь разные ток-шоу не раз поднимали острейшие темы: похищения стариков в рабство, покупка детей, матери-одиночки, суррогатное материнство, криминальные происшествия и так далее. Можно по-разному относится к историям и людям из ток-шоу. Но одно понятно точно: в остроте и актуальности у таких передач стоит поучиться любому автору.
Во-вторых, задайте сами себе вопросы об увиденном. Почему люди оказались в этой ситуации? Какая боль привела человека к такому решению? А что, если бы жертвой была не женщина, а мужчина? А что, если это его не первый опыт и он занимается подобным уже много лет?
Да, большинство сюжетов в этих передачах уже кем-то выдуманы, или гиперболизированы настолько, что практически утратили связь с реальностью. Но сами вопросы этот факт не отменяет.
Напишите все возникшие у вас ответы.
Новостные порталы
Вернёмся к новостям. К ним точно так же можно задать вопрос “А что, если?”. Но новости — это не только источник идей и сюжетов, но хорошая база для исследования.
Например, ваша история связана с крупными ограблениями. Следующим шагом сразу же после выбора темы станет поиск реальных громких ограблений в России. Проверяйте не только федеральные новостные порталы, но и не забывайте о региональных. На них порой можно найти больше подробностей, комментариев свидетелей и обычных местных жителей.
Но современные новостные порталы не останавливаются на криминальных сводках или сплетнях о звёздах. Например, на сайте крупной новостной медиа-компании Buzzfeed можно найти множество подборок самых разных случаев из жизни.
При желании, можно найти и что-то поострее. Регулярно на портале выходят актуальные подборки, например, самых жестоких убийств, нераскрытых похищений, мистических историй и тому подобные.
Авторы портала также собирают истории и обычных людей из социальных сетей, объединённых общей темой. Например, смешные истории неудач на работе, случаи из жизни миллениалов, взгляды на новые веяния и так далее.
И таких порталов сегодня много.
Всё это и многое другое точно может либо вдохновить вас, либо стать частью вашего ресёрча для сценария.
Социальные сети
Ежедневное многочасовое пользование интернетом и социальными сетями уже давно не дискуссионный вопрос. Социальные сети помогают не только отдохнуть, но и решить деловые вопросы, найти работу, определиться с важными покупками, найти полезные хозяйственные и психологические советы.
Хотя, например, отношение к тик-току в нашей стране до сих пор предвзятое. Напрасно, ведь там давно уже не только танцуют. Пока кто-то пребывает в элитарной иллюзии, пользователи тик-тока накапливают многомиллионную аудиторию, создают интеллектуальный контент и даже меняют свою жизнь.
В нём можно найти жизненные истории прямо в онлайн-режиме. Например, психологи и врачи делятся курьёзными профессиональными случаями. Женщины, сбегающие от мужей-абьюзеров, используют тик-ток как средство защиты и поддержки, а в коротких видео показывают непосредственный процесс переезда и развода.
В тик-токе происходят и более страшные вещи. Примером готового сюжета может стать история, произошедшая около года назад. У аудитории тик-тока появилось подозрение, что аккаунт юной американки может вести похититель, пытаясь создать иллюзию, что у неё всё благополучно. Если вникнуть в историю, то по коже пройдут мурашки как минимум. По словам самой девушки, она сейчас в полной безопасности. Но эту историю сценарист вполне может использовать как основу для сериала или полнометражного триллера.
Делиться своими историями люди также предпочитают на сайте Reddit и российском аналоге Pikabu. На них вас ждут множество тематических подборок в сообществах и категориях. Пользователи частенько призывают аудиторию помочь разобраться в разных вопросах: начиная с того, как избавиться от жирных пятен, заканчивая расшифровкой загадочного шёпота на камере слежения. Даже звучит интригующе.
Интеллектуальные права
Ваша идея может быть основана на уже увидевших свет книгах, пьесах, фильмах и даже играх.
Если вы используете существующие образы целиком, без существенной переработки — вам нужно иметь на это разрешение от правообладателя. Авторским правом может охраняться и сам персонаж (особенно если он подробно описан и имеет уникальные черты) и название, и места действия, и события сюжета.
Аналогично если вы создаёте сценарий на основе чьей-то биографии, то вам точно так же понадобиться разрешение этого человека.
Если вы пишите фанфик и не получаете за его публикацию денег, то ничьих прав вы не нарушаете. Но для написания сценария для телевидения или кино нужно быть уверенным, что никто не может заявить права на вашу идею.
Никто не запрещает сценаристу найти вдохновение в снятых и написанных проектах и поступить, так как мы уже описывали выше: взять за основу идею проекта и менять её в поисках новизны и уникальности. Главное чтобы различия порождали новое произведение, а не паразитировали на старом.
Кроме того существуют произведения, героев и уникальные фишки которых можно использовать без ограничений. Такие произведения называются общественным достоянием.
Юридическое явление общественного достояния существует практически во всех странах. В России к таким произведениям относятся те, авторские права на которые истекли. В нашей стране авторские права истекают, если с года смерти автора произведения прошло 70 лет. А например, в Мексике придется ждать 100 лет.
По запросу в сети public domain вы можете найти сайты, где написаны списки проектов, ежегодно переходящих в общественное достояние.
Прежде чем использовать сюжеты, названия, героев или другие уникальные черты уже существующих произведений, узнайте, кому они принадлежат. Если такие есть – узнайте сколько будет стоить их купить. А если правообладателей нет, то вы смело можете на основе такого произведения создавать свой сценарий.
Жизненный опыт
Истории из жизни не подчиняются драматургическим законам и частенько не имеют логического объяснения. Жизнь просто происходит. Поэтому основывать сценарий исключительно на такой истории может быть не всегда хорошей идеей. Но всё же жизненный опыт способен дать несколько ценных для сценариста элементов.
Личная история
Искренне ответьте себе на вопрос, что вас бесит или раздражает? Были ли вы свидетелем откровенной несправедливости? Что ежедневно вызывает у вас боль или сочувствие? Напишите список. Проанализируйте свои чувства и события, на которые они возникают. Может быть они достойны того, чтобы громко заявить о них на экране?
Личная история — это то, что чаще всего приводит авторов в индустрию. Прочувствуйте свою личную историю, не стесняйтесь своих эмоций. И если вы ощущаете, что это именно то, что должен увидеть зритель — смело пишите.
Персонажи вокруг вас
Даже ваша самая интересная знакомая с тремя браками и седьмым бизнесом вероятнее не впишется в законы драматургии как самостоятельный персонаж. Но это не означает, что она не может стать источником идей для сценария.
Частенько на просторах сети можно прочитать избитые сценарные советы о том, что надо наблюдать за людьми вокруг. Например, подмечать, как они разговаривают, пьют кофе, причёсывают волосы. И даже якобы маленькая деталь в виде того, как человек ухмыляется, может что-то поведать нам о нём. К большому сожалению чаще всего это бессмысленно.
Люди вокруг сценариста безусловно могут стать источником узнаваемости для ваших персонажей. Наблюдайте за вашими близкими, но обращайте внимание на более глубокие вещи: на проявление темперамента, на то, как ваши знакомые решают свои проблемы, как они реагируют на свои проблемы. Попробуйте понять или додумать причины их поступков. Это характер, мотив, нужда или чья-то манипуляция? Человек, как и персонаж, не особо интересен, если он сидит в автобусе и слушает музыку в наушниках. Его уникальность проявляется в действии.
Смело записывайте все свои наблюдения. Может быть, у вас даже получится создать образы из подмеченных действий и черт. Примеры таких образов: ленивый начальник, заботливая коллега-бабуля, навязчивая свекровь и другие.
Тут же, опять же, можно использовать правила мозгового штурма и вопрос “что, если…?”. Что если навязчивая свекровь резко перестанет докучать звонками? Что если ленивого начальника отдела поставят управлять транснациональной корпорацией, а он за жизнь ни разу не сделал ничего вовремя?
Итак, методика мозгового штурма является основополагающей при поиске сюжетов для написания сценария. Должным образом применённый мозговой штурм станет одновременно и хорошим источником идей, и вспомогательным инструментом при их поиске. Пройдя с ним через все доступные вам источники выпишите всё, что так или иначе пришло в голову или заинтересовало. Обдумайте записанное на вопрос “что, если…?” и тоже запишите пришедшие идеи в общем потоке. Чтобы сформулировать свой итоговый замысел, прочитайте нашу статью на эту тему (ссылка). Для этого вам обязательно пригодятся появившиеся наработки.
Как правильно написать сценарий: от идеи до оформления
- Сценарий
- это произведение, на основе которого снимают короткометражный, полнометражный фильм, сериал (в том числе мультипликационные), музыкальный ролик, рекламный видеоролик, делают игру или организуют публичное мероприятие. Как видите, это очень широкое понятие. В статье мы будем говорить именно о том, как написать сценарий к фильму, хотя некоторые основы – общие для всех.
–
В этом руководстве расскажем, как найти идею для своего первого фильма, как ее сформулировать, развить, как написать текст и правильно его оформить, чтобы его можно было отправлять на студии. В конце расскажем о самых распространенных ошибках и о том, где можно найти лучшие образцы из классики кинематографа.
Разбираемся, что такое сценарий
Работа сценариста отличается от работы писателя, который сочиняет роман, повесть или рассказ. Многое из того, что существует в литературе (стилистика описаний, например), не будет работать в формате видео. В первую очередь сценарий — основа фильма, это стоит держать в голове.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
– Диалоги. Пишутся как диалоги в пьесах, с указанием лиц диалога и ремарками в скобках. Например, в «Крике»: «ОТЕЦ (ищет) Кейси? Где ты, дорогая? Господи, да звони же в полицию». Или: «КЕЙСИ (по телефону)… помогите…».
– Действия. Описываются кратко, отдельные слова акцентируются заглавными буквами. Например, в «Бешеных псах»: «Мр. Розовый ЗАПРЫГИВАЕТ в машину. Полицейские СТРЕЛЯЮТ». Или в «Крике»: «Шум позади нее. Она резко оборачивается, смотрит на открытое окно в другом конце комнаты. ЦАРАПАЮЩИЙ звук. Она встает и идет к окну».
– Краткие описания обстановки, в которой разворачиваются эти диалоги и действия. Например, «От заката до рассвета» авторы начинают так: «Обычный магазин на дороге в Техасе. Больше никаких зданий рядом нет».
Более технический характер сценария объясняет, почему он обычно меньше романа по объему. Стандартный размер — 90–120 страниц. Одна страница примерно соответствует одной минуте экранного времени.
На сценарных конкурсах и в целом на приеме работ в студиях рассматривают в первую очередь логлайн и синопсис. Это дополнительный аргумент в пользу «метода снежинки», когда автор начинает с краткого изложения, а затем наращивает текст.
Формулируем замысел и пишем логлайн
Как правильно писать сценарий к фильму по «методу снежинки»:
- найти свою идею;
- сформулировать замысел;
- проверить его на прочность;
- написать логлайн;
- составить синопсис;
- писать основной текст.
Ищем и отбираем идеи
Здесь работает хрестоматийный совет для всех писателей, особенно известный благодаря Курту Воннегуту, — «Пишите о том, что вас действительно волнует».
Ему вторит теоретик сценарного мастерства Джон Труби в «Анатомии истории»: текст будет тяжело писаться, если идея не будоражит автора.
Труби предлагает такой алгоритм работы над замыслом:
- Составление виш-листа – подумайте, что вы хотите увидеть на экране.
- Сбор идей для будущего сценария – запишите до 50.
- Сопоставление списков – найдите общие темы и держитесь их.
- Проверка собранных идей – оцените их потенциал.
Это два основных этапа: найти идеи, которые вас будоражат, и оценить, насколько они перспективны для создания сценария.
Формулируем замысел и конструирующий принцип
Начинаем формулировать с замысла — его можно выразить одним предложением. Пример. Замысел книги и фильма «Молчание ягнят»: «Начинающий агент ФБР Кларисса Старлинг расследует серию убийств, прибегая к помощи другого серийного убийцы». Но из такой формулировки нельзя понять, какие события могут случаться в произведении.
Конструирующий принцип показывает, на чем будет держаться повествование. В случае с «Молчанием ягнят» это: «Серийный убийца помогает начинающему агенту ФБР Клариссе Старлинг раскрыть серию убийств — в обмен на разговоры о ней самой, что помогает ей в самопознании и становлении».
Здесь мы уже видим то, что разительно отличает сюжет «Молчания ягнят» от других образцов остросюжетного или детективного кино. Это параллельное движение двух линий: первая — становление героини, вторая — поиск преступника. Отношения Ганнибала Лектера и Старлинг определяют сюжет и вносят дополнительное напряжение в традиционную детективную канву.
Продумываем конфликты
В формулировке конструирующего принципа обычно уже можно заметить противоборствующие стороны. В «Молчании ягнят» явные конфликты — это противостояние Старлинг с главным антагонистом (Баффало Билл), правоохранительных сил — с Лектером. Неявный — внутренний конфликт Клариссы Старлинг: незрелая еще девушка пытается побороть себя и стать профессионалом.
Как видим, конфликты бывают внутренними и внешними, главными и побочными. Их сочетание определит дальнейшую разработку сюжета.
Прорабатываем персонажей
Расстановка сил в сценарии определяется такими типами персонажей:
- Протагонист — главный герой. Необязательно образец всего хорошего, но самый интересный персонаж. Важно: он должен чего-то хотеть, у него должны быть ценности и (как у всех основных персонажей) внутренние противоречия.
- Союзники — персонажи на стороне протагониста в конфликте.
- Антагонист — главный противник в конфликте.
- Ложный союзник — персонаж, которого можно в начале принять за союзника, но он таковым не является (как пример — предает главного героя).
- Мнимый антагонист — персонаж с обратной историей: изначально его считают противостоящим протагонисту, но на деле он ему помогает.
Если вы проверили свой замысел на прочность, дали ему кровь через живых персонажей и ряд конфликтов, благодаря которым формируется конструирующий принцип и развивается сюжет, — можно формулировать логлайн и двигаться дальше. В этом коротком тексте должен остаться только замысел сценария плюс интрига.
Пример логлайна: «Фотограф, прикованный к инвалидному креслу, следит через окно за соседями. Странное поведение соседа и исчезновение его супруги приводит фотографа к мысли, что тот убил свою жену». Это «Окно во двор» Альфреда Хичкока.
Создаем общую структуру и пишем синопсис
Синопсис длиннее логлайна, и он содержит уже краткое изложение всего сюжета сценария. Размер может составлять примерно от 0,5 до 3 страниц. При его написании важно помнить, что текст не должен излагать сжато всё повествование и даже все события — только главные.
У повествования есть основные опорные точки. Классическая трехактная структура содержит в себе:
- завязку (ей заканчивается первый акт);
- кульминацию (ей завершается второй, самый длинный акт);
- развязку (ближе к концу третьего акта).
Это только основные точки. Как минимум, в середине кино должно случиться еще несколько серьезных изменений — перипетий, которые нагнетают напряжение и обостряют конфликт.
Работаем с основным текстом: алгоритм написания сценария
Если сюжетная структура, изложенная в синопсисе, — это скелет, то теперь ему нужно мясо.
Сцена — это единица сценария, которая характеризуется единством времени и места. В зависимости от жанра и темпа кино, их может быть от 40 до 120. Сцена — это, например, диалог мужа с женой утром на кухне.
Еще более мелкий элемент текста — бит. Это единица информации: скажем, реплика каждого из супругов в том самом диалоге.
Что еще почитать по этой теме:
Оформляем сценарий правильно
Чтобы научиться писать сценарии к фильмам по правилам, нужно разобраться и со сценарным письмом — как здесь оформляется текст и какие используются сокращения.
Сцены начинаются с заголовка особого вида. Вот пример-образец:
«ИНТ. АЭРОПОРТ МАЙЯМИ, ТЕРМИНАЛ — ДЕНЬ»
Как видите, здесь упомянуто место действия (оно не меняется на протяжении всей сцены) и время дня (оно также не меняется).
В заголовках сцен и тексте используются сокращения:
ИНТ, ПАВ — интерьер, павильон, действие происходит в помещении;
ЭКСТ, НАТ — экстерьер, «натура», действие под открытым небом;
ПАН — панорама, поворот камеры на 360 градусов;
ИЗ ЗТМ — из затемнения, выход изображения из темного экрана;
В ЗТМ — в затемнение, уход в темный экран;
КП, КРП — крупный план;
ТЗ — точка зрения, смотрим с точки зрения конкретного персонажа;
ЗК или ВПЗ — за кадром, вне поле зрения, персонаж говорит за пределами видимости камеры.
Указания на то, как должна работать камера в кино, обычно не приветствуются: это уже режиссерские, а не сценарные решения.
Все действия описываются от третьего лица в настоящем времени.
Не используются жирный текст, курсив и подчеркивания. Шрифт — Courier New, 12 кегль, выравнивание по левому краю. Чтобы соблюсти все требования к сценарию по форме, в том числе стандартные отступы от полей. можно посмотреть образцы или воспользоваться бесплатным софтом — например, плагином «Писарь» для MS Word или программой «Кит сценарист» (есть платные тарифы).
Пишем яркие сцены
Важно, чтобы все сцены имели смысл в рамках целого — чтобы в них происходили события. Для этого в них должен разворачиваться конфликт.
Это чередование действий и реакций (затем — реакций на эти реакции). На уровне сцены конфликт становится драматической перипетией или, в терминологии Александра Митты, «брешью». Под брешью имеется в виду разрыв между ожиданиями персонажа и зрителя, с одной стороны, и тем, что происходит, с другой.
Чтобы понять, как пишут сценарии к фильмам с этой точки зрения, лучше рассмотреть примеры из хорошего кино.
Подходящий образец — брешь, с которой начинается фильм «Джанго освобожденный» (2012). Работорговцы встречают в лесу Шульца и ведут с ним напряженный диалог. Шульц отвечает миролюбиво, представляется дантистом и как будто торгуется, но в ответ на наставленное ружье начинает стрельбу.
Но это крупная брешь — на уровне сцены. Даже до этого резкого поворота диалог несколько раз разворачивается в зависимости от действий и реакций на уровне битов.
Первый бит: работорговец взводит курок, вскидывает ружье, кричит: «Кого там черти носят? Говори, что тебе надо, иначе не поздоровится!». В ответ на пару дружелюбных реплик Шульца («успокойтесь, я ничего вам не сделаю… доброго студеного вечера…» и так далее) — реакция более приветливая: «Что ты за доктор такой?» и улыбка.
Помните об эмоциональной динамике, которая несколько раз должна сделать поворот в каждой сцене.
Дорабатываем черновик
Когда первый вариант сценария дописан, имеет смысл отложить его на месяц-два-три. Вы можете начинать его давать близким людям, но пока не слушать критику и не вносить изменений.
К тексту лучше вернуться со свежим взглядом и перечитать его так, будто это чужая работа. Обращайте внимание на логику повествования, все ли персонажи убедительны, отмечайте для себя места, которые вызвали у вас сомнения и где ваше внимание притуплялось. Попросите близких, ваших первых критиков, сделать то же. Внесите изменения. У вас на руках — второй черновик, который можно показывать сторонним критикам.
Найдите их на писательских и сценарных форумах. Самый известный — «Сценарист.ру».
Однако научитесь фильтровать поступающую критику и ориентируйтесь на собственное чувство правильного.
Учимся на чужих ошибках
Чтобы понять, как правильно написать сценарий к фильму, нужно понимать и какие основные недочеты встречаются.
Ошибки сценариста, который только начинает свой творческий путь, можно сгруппировать в пункты. Про первые два мы уже говорили:
Он пытается быть романистом
Многословие убивает сценарий. Представьте себя камерой или зрителем: описывайте только то, что происходит на экране.
Он пытается быть режиссером, оператором или монтажером
Возможный саундтрек к картине, актеры, другие решения, которые должны принимать люди, которые делают кино, — это лишнее в тексте.
Он собирает клише из чужих сценариев
Справиться с этим помогает насмотренность, знание теории повествования и практика. Хорошая энциклопедия тропов, клише и образцов их обыгрывания — «Посмотре.ли», англоязычный аналог — TV Tropes.
Динамика сюжета не сбалансирована
Если это так, это будет ясно из первого черновика. Здесь пагубно как чрезмерное провисание напряжения, так и скачущий сюжет с неоправданно большим числом резких поворотов. Если динамика сделана хорошо, напряжение будет расти к кульминации (как с резкими поворотами, так и паузами) и разрешаться в развязке.
Персонажи не чувствуются живыми
Здесь также поможет знание штампов — чтобы их избегать, и память о том, что функция (например, «быть протагонистом») не означает, что персонаж должен быть одномерным: в каждом живом персонаже есть свои противоречия.
Вдохновляемся лучшими примерами
С чего начать работу после прочтения статьи: перед тем как писать сценарий к фильму, можно написать для себя список лент, которые по вашему мнению — образец искусства кино, примеры, на которых учиться будет правильно. И найти их в сети.
Сценарии российских фильмов размещены на сайте студии «Снегири». Объемная библиотека англоязычных текстов, в том числе с русским переводом, — на сайте «Киномания».
На английском языке тексты можно найти на зарубежных сайтах: вот, например, страница с оскароносными фильмами последних лет.
Найдите то, что вам нравится как зрителю. Анализируйте, отмечайте для себя приемы автора и учитесь у него.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Идейно-тематическая основа сценария.
Всё
начинается с мысли. Она неотступно
следует за вами днём и ночью, просится
на бумагу, хочет быть высказанной. Это
то, что волнует вас сегодня (социальная
реклама) то, чем нужно поделиться со
зрителем. Главная, основная мысль автора,
та мысль, ради которой он садится за
сценарий и называется авторской идеей.
И только затем автор начинает искать
круг проблем, тщательно отбирая их у
окружающей нас жизни, для того, чтобы
наиболее точно выразить свою идею.
Начиная
работу над формулировкой идеи рекламного
видеоролика, необходимо досконально
разобраться в товаре, выявить основные
его недостатки и достоинства.
Основные принципы
разработки рекламной идеи:
а)
оригинальность
рекламы (неожиданная, живая идея)
б)
хорошая идея исключает «лобовое»
навязывание товара (услуги)
в)
идеи,
принимающие форму визуального выражения
качества товара через ассоциации
характер — являются самыми сильными,
т.к. несут чёткий, давно сложившийся
образ.
г)
в каждом
товаре заложен зародыш
«драмы», которая лучше всего
раскрывает сущность товара.
Идея
не должна подменяться исполнительским
мастерством; необходимо последовательное
и чёткое развитие идеи рекламы.
Главное:
сценарий нужно строить так, чтобы
рекламная идея призывала к действию, и
базировалась на крепком фундаменте –
идейно-тематической основе.
Сценарист
обязан знать «ради
чего?»
он взялся за перо и «о
чем?»
он будет рассказывать своему будущему
зрителю. А вот через что, «каким
образом?»
связать весь литературно- художественный
материал, который насытит сценарий, это
будет рассматриваться далее.
Тема
— понятие внехудожественное. В конце
концов, каждая человеческая мысль может
быть использована как тема и при ее
выборе нельзя ставить границы.
Важное
требование, которое будет существоватьtвероятно
всегда — это требование ясности. Если
основная мысль, которая должна служить
стратегии сценария, неопределенна и
расплывчата — он осужден на неудачу. Еще
при изложении литературного содержания
можно, внимательно разбираясь, распутаться
в намеках и неясностях, то, перенесенный
на экран, такой сценарий неизбежно
окажется раздражающе сумбурным. Приведем
пример: один сценарист предложил уже
готовый сценарий из жизни заводских
рабочих в дореволюционную эпоху. В
сценарии был выведен определенный герой
— рабочий. В результате действия он
встречается с целым рядом врагов и
друзей, враги причиняют ему зло, друзья
помогают. В начале сценария герой выведен
буйным, разнузданным человеком, к концу
же он становиться честным работником.
Сценарий был написан в бытовых
натуралистичных тонах, интересный,
живой материал, обнаруживал наблюдательность
автора, но все же он был забракован. Ряд
жизненных кусков, ряд случайных встреч
и столкновений, не связанных между собой
ничем, кроме последовательности во
времени, в конце концов, не заключили в
себе ничего, кроме набора эпизодов. Тема
как основная мысль, объединяющая в себе
смысл всех показываемых событий,
отсутствовала. Благодаря этому и
отдельные персонажи были нелепы; поступки
героя и его окружающих были так же
хаотичны и случайны, как движение уличных
прохожих, мелькающих мимо окна. Но тем
же автором сценарий был пересмотрен и
переделан, согласно сделанным замечаниям.
Он внимательно перестроил линию героя,
руководствуясь ясно формулированной
темой. Четкая формулировка темы непременно
организует всю работу и даст в результате
ясно впечатляющее произведение.31
Отсюда
можно вывести правило о том, что нужно
ясно и точно формулировать тему, иначе
работа не получит необходимого смысла
и единства, обуславливающих всякое
произведение искусства. И так, создание
художественного образа любого произведения
искусств зависит, прежде всего, от темы
и идеи произведения, от главной мысли
художника. Определение
темы как активной проблемы
произведения,
естественно, исходит от ее органической
связи с идеей.
На необходимость такой связи указывал
М. Горький. «Тема, — писал он — это идея,
которая зародилась в опыте автора,
предсказывается ему жизнью, но гнездиться
во вместилище его впечатлений, еще не
оформленных и, требуя воплощения в
образах, возбуждает в нем позыв к работе
ее оформления». 32
При
трактовке темы как осмысленного,
отобранного материала, тема непременно
связывается с его идеей, так в самом
отборе фактов неизбежно сказывается
мировоззрение автора, его общественная
позиция. Само понятие тема происходит
от греческого слова, буквально означающего:
« то, что положено в основу». Не уяснив
всего многообразия изображаемой картины
жизни, нельзя вскрыть сложность основной
проблематики, которая только и позволяет
вникнуть в тему во всей ее конкретной
и неповторимой значимости. Современные
художники говорят так же и о ракурсе
темы, об определенном угле зрения на
тему, утверждают, что нет отработанных,
исчерпанных тем. «Все, казалось бы, снято
о войне — сказал в одной из бесед Б.
Равенских, — но вот написали Гамзатов и
Френкель «Журавлей», и тема вновь
переворачивает душу.
Отражая
действительность, драматург затрагивает
целый ряд связанных друг с другом
вопросов и каждому из них дает ту или
иную оценку. В силу этого идейно-тематическая
ткань произведения, как правило, крайне
сложна.
Художник
мыслит в основном не отвлеченными
понятиями, а живыми представлениями,
имеющими обобщающий характер. Жизненные
факты взаимодействуют друг с другом,
образуют явления более сложные, требующие
в свою очередь, определенного к себе
отношения, а, следовательно, и определенного
обобщения. Это обобщение составляет
центральную проблему произведения в
целом, объединяющую вокруг себя
все
частные проблемы. Такого
рода проблему часто называют основной
идеей.
Понятие идея связано, прежде всего, с
представлением о выводе, о решении
вопроса, который поставлен в данном
произведении художником. Но вопрос
этот, как основной, при анализе
произведения, в которых идея не является
прямым ответом на поставленный вопрос.
А.П. Чехов (в письме к Суворину) говорил:
«Требуя от художника сознательного
отношения к работе, Вы правы, но Вы
смешиваете два понятия: решение вопроса
и правильная постановка вопроса. Только
второе обязательно для художника». Но
это вовсе не значит, что творчество
художника основано на полном произволе
фантазии и творческой интуиции. Фантазия
художника подчинена не его смутным
порывам и инстинктам, но осуществлению
его творческого замысла, реализации
его образной мысли. Субъективно художник
свободен, а обыкновенно он сам подчиняет
себя наиболее совершенному выполнению
творческой задачи, которая определяется,
с одной стороны, его общественным
мировоззрением, с другой — исторически
сложившимися особенностями познаваемой
им жизни. И
так, если сценарист может ответить на
вопрос о, ком, или о чем, то, что он пишет,
то он достаточно определил материал.
Если сценаристу ясно, что он хочет
сказать этим материалом, — он близок к
определению темы. А если понятно, ради
чего развивается тема, какого воздействия
на зрителя сценарист желает добиться,
— можно сформулировать идею произведения.
Отсутствие
одного из
этих компонентов тормозит дальнейшую
работу над сценарием и часто
приводит
к неудачам.
Таким
образом, рекламный сценарий, прежде
всего, должен иметь крепкий фундамент
— идейно-тематическую основу. Сценарист
обязан знать
РАДИ
ЧЕГО
(идея) он взялся за перо и О
ЧЁМ
(тема) он будет рассказывать
своему
будущему зрителю. А
вот через что? Каким образом?
Связать весь материал, который насытит
сценарий? В этом сложном вопросе попробуем
разобраться далее.
Сценаристу
нужно всегда помнить, что каждая фраза,
написанная им, в конце должна быть
выражена в каких то видимых формах на
экране, пластически, и, следовательно,
важны не те слова, которые он пишет, а
те внешне выраженные пластические
образы, которые он этими словами
описывает. В действительности не так
то легко находить эти пластические
образы. Они должны быть, прежде всего,
ясны и выразительны. Человек, знакомый
с литературной работой, очень хорошо
представляет себе, что такое выразительное
слово и что такое выразительный язык:
он знает, что есть меткие слова — яркие
и выразительные, есть яркие и выразительные
построения из слов — фразы. Он так же
знает, что растянутый, неясный, с
множеством лишних слов язык неопытного
писателя есть результат неумения
выбирать слово и владеть им. Все сказанное
о литературной работе можно целиком
отнести к работе сценариста, но только
место слова занимает пластический
образ. Пластический (внешне выразительный)
материал нужно уметь находить и уметь
пользоваться им: то есть надо уметь
находить и выбирать среди бесчисленного
количества материала даваемого жизнью
и наблюдением ее, такие формы и такие
движения, которые наиболее ясно и
убедительно выражают всю полноту замысла
сценариста.
Приведем
несколько пояснительных примеров. В
картине «Нападение на Виргинскую почту»
есть эпизод, в котором в действие вступает
новое лицо — бродяга, беглый каторжник.
Тип ультроотрицательный. Задача
сценариста дать его характеристику.
Разберем, как это сделано, описывая ряд
последовательных кусков.
1)
Бродяга — дегенеративного вида парень
с лицом, обросшим щетиной небритых
волос, собирается войти в дом, но
останавливается, обратив внимание на
что-то;
2) Крупно показано
лицо смотрящего бродяги;
3) Показывается
то, что он видит, — это крошечный
пушистый котенок, стоящий на солнце;
4)
Снова показан бродяга — он поднимает
тяжелый камень с явным намерением
уничтожить им спящего котенка, и только
случайный толчок товарища, проносящего
вещи в дом, мешает ему исполнить жестокое
намерение.
В
этом эпизоде нет ни одной поясняющей
надписи, а вместе с тем он впечатляет
отчетливо и ясно. Почему? Потому что
правильно выбран пластический материал.
Спящий
котенок, безукоризненное выражение
полной беспечности и безвредности, и
поэтому тяжелый камень в руках огромного
человека сразу становиться символом
нелепой, бессмысленной жестокости.
«Бродяга -злобное животное» — вот какой
вывод неизбежно рождается в голове
зрителя посмотревшего сцену. Цель
достигнута. Характеристика сделана,
причем ее отвлеченное содержание целиком
выражено при помощи удачно выбранного
пластического материала (образа).
Еще
один пример из картины «Кожаные перчатки».
Кусок таков: человек, сидя за столом,
дожидается своего друга, он курит
папиросу, а перед ним пепельница и стакан
с полувыпитым чаем, переполнены
невероятным количеством окурков. Зритель
сразу представляет себе, и то количество
времени, которое ждет этот человек, и
ту степень волнения, которая заставляет
его выкурить чуть ли не сотню папирос.
Из приведенных примеров становиться
ясным, что подразумевается под понятием:
выразительный, пластический материал.
Мы встретили здесь котенка, бродягу,
камень, окурки, и ни один из этих предметов
или людей не был выведен случайно, каждый
из них, оставаясь зрительным образом,
не требующим пояснений, вместе с тем
имеет крепкое и ясное значение.
Отсюда
важное правило для сценариста: работая
над каждым отдельным куском, надо
внимательно обдумывать и выбирать
каждый зрительный образ: помнить, что
для каждой мысли, для каждого понятия
могут
быть
десятки
и сотнипластических выражении, но
среди них
сценарист
должен выбрать самые ясные и самые
яркие. С особенным
вниманием
нужно относиться к роли предметов,
вещей в картине. Взаимоотношения
людей большей частью выясняются в
разговорах, в
словах,
с вещами же никто не говорит, и поэтому
работа с ними, выражаясь
в
видимом действии, является исключительно
интересной.
Работа над
пластическим материалом весьма важна
для сценариста. В ее процессе он учится
представлять себе написанное так, как
оно должно выйти на экране, и это умение
необходимо для правильной и продуктивной
работы.
Нужно
стараться выразить свою мысль зрительным
образом — ясным и ярким. Если это
характеристика действующего лица —
нужно поставить его в такие условия,
что бы оно каким-то видимым действием
или движением показало бы себя в нужном
свете. Если это изображение события —
нужно подобрать такие сцены, которые
бы наиболее ярко зрительно выявили
сущность
изображаемого бытия.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В Cisco подсчитали, что к 2020 году доля видеотрафика достигнет 82% всего просматриваемого контента. Для компаний, которые представлены в интернете, это значит одно: пора научиться создавать видео и использовать их для достижения бизнес-целей. В серии статей я расскажу об основах видеопроизводства, знание которых поможет сделать увлекательное видео. Начну с первого этапа — создания сценария.
У каждого есть что-то, что он хотел бы сказать миру. Что вы хотите сказать? Что вас мучает? От чего вы хотите защитить или предостеречь миллионы людей?
Чтобы было понятнее, вот примеры идей в фильме «Американская история Х»:
- не вешай ярлыки и не суди о людях по расе или внешности;
- каждый может стать лучше;
- за все победы и неудачи в твоей жизни ответственен только ты, а не белые, черные, политики или масоны.
Демон — тезис или вопрос, который не дает автору спать по ночам, вызывает страх или слезы при воспоминании. Ангел — то, что наоборот дает надежду и заставляет просыпаться по утрам. И то и другое есть в каждом. Они появляются после каждого болезненного или приятного жизненного опыта: после первой любви и ее потери, после первого карьерного взлета и социального падения, после первого предательства, очередного разочарования, окончательно разбитой надежды или потери близкого. Подумайте, что не дает вам покоя, а что наоборот дает силы.
Одно из главных правил сценариста — рассказывай о том, что знаешь. Это не значит «рассказывай только о работе маркетолога из Сызрани». Это значит, что для выражения идеи нужно использовать только уже сформировавшиеся из жизненного опыта выводы. Например, мультфильм «Корпорация монстров» вовсе не о приключениях монстра, а об отцовстве и о первом опыте ответственности за жизнь другого человека. «История игрушек» — не об оживших игрушках, а о взрослении и ностальгии по детству, о том, как у нас со временем меняются ценности и приоритеты.
После определения ангела или демона ему нужно дать физическое воплощение. Например, внутренний демон Джорджа Оруэлла в книге «1984» — это страх бесконечной холодной войны, тоталитаризма и диктатуры. Ангел — надежда на то, что придет герой и остановит все это. А воплощаются они через правительство и общество с одной стороны и героя книги с другой. Воплотить идею можно в качестве человека, мира, явления или общества.
Идея может быть утверждением или вопросом, заставляющим зрителя задуматься. И то и другое может быть одинаково сильным. Пример тезиса: смысл жизни — быть счастливым, поэтому делай только то, что тебе нравится. Пример вопроса: что делает человека тем, кто он есть? Воспоминания и жизненный опыт или изначально заложенные в нем качества?
Когда идея определена, нужно сформулировать цель. Что должен почувствовать или сделать зритель? Каким он должен стать после просмотра? Более уверенным в себе, честным или открытым?
В итоге ваш демон или ангел должен найти такое воплощение, чтобы тезис или вопрос достиг цели. Так рождается основа сюжета.
Пример: ангел — воспоминания о прекрасном прошлом. Демон — страх перед изменениями. Их воплощение — старенький полуразрушенный домик, в котором вырос герой, и вынужденное путешествие на край света. Идея-тезис — не живи прошлым и дай войти в твою жизнь чему-то новому. Цель — сделать зрителя смелее и научить не бояться чего-то нового и непривычного. Это сюжетный скелет мультфильма «Вверх», где ангел и демон в итоге меняются местами.
- курение и алкоголь;
- наркотики;
- мат;
- ЛГБТ;
- религия;
- политика;
- обнаженка.
Все это может не понравиться зрителям, противоречить российскому законодательству или правилам площадок, на которых вы будете размещать ролик.
Настроение видео может быть постоянным или меняться от сцены к сцене. Примеры настроений:
- эпичное и воодушевляющее;
- лирическо-ностальгическое;
- мрачное и зловещее;
- яркое и оптимистичное;
- драматичное.
Настроение передается через диалоги, одежду и образы героев, локации и декорации, цвето-световые решения, динамику съемки и монтажа, длительность сцен, объекты в кадре, музыку и так далее.
Чем выше ставки, тем интереснее. Ставки — это то, что стоит на кону. Например, низкие ставки — это победа или проигрыш в школьной олимпиаде. Высокие — спасение или гибель человечества.
Расставляйте капканы. Капканы — это сюжетные загадки и вопросы, которые появляются у зрителя в процессе просмотра. Постепенно автор дает ответы и подсказки на некоторые вопросы, но самые главные оставляет для финальной развязки. Люди обожают разгадывать загадки. Используйте это.
Используйте американские горки. Так сценаристы и драматурги называют эмоциональные контрасты, когда позитивное чувство сменяется негативным: радость от победы над главным злодеем, печаль от смерти харизматичного героя второго плана, снова радость и так далее. Классический пример — когда герои в беде и уже почти погибли, но тут прибывает подмога. Главная цель вирусного ролика — заставить испытать сильные эмоции, и американские горки созданы именно для этого.
Создавайте конфликт. Интереснее всего смотреть видео, в котором есть конфликт и противостояние, поэтому он есть в любой книге или фильме.
Обманывайте ожидания. Зрители устали от заезженных штампов и клише. Если какую-то сцену вы уже видели в кино или рекламе — измените ее полностью или хотя бы частично и обманите ожидания в конце сцены, сделайте неожиданную развязку.
Показывайте, а не рассказывайте. Раскрывайте героев и сюжет через действия, а не через слова. Например, если герой ненавидит соперника, покажите это косым взглядом или сжавшимся кулаком, а не репликой «Я тебя ненавижу».
Во время диалогов мы не стоим, как манекены. Когда люди общаются, они все равно что-то делают: смотрят на прохожих, поправляют волосы или протирают очки.
У каждого героя свой язык. Это означает уникальный словарный запас, слова-паразиты, термины, жаргонизмы, темп речи и так далее. Учитывайте это, когда пишете диалоги — они не должны звучать так, будто говорит один и тот же человек.
Если реплика не двигает сюжет или не раскрывает героя — удаляйте. Иначе зачем она нужна? Пустая болтовня = скука.
Часто мы не говорим то, что думаем. Реалистичные и органичные герои тоже не должны открыто озвучивать каждую мысль — это выглядит фальшиво и неправдоподобно.
Ваша идея является лишь отправной точкой. На данный момент у вас должны быть уже придуманы поворот событий и предпосылки. Теперь вы будете превращать их в увлекательный рассказ.
Давайте вернемся к шаблону идеи, приведенному ранее:
(Название вашей истории) — это (жанр) о (описание вашего героя), который после того, как (события, которые с ним происходят), хочет (какие цели приследует ваш герой) путем (каков план героя). Это оказывается непростой задачей, потому что (какие преграды и трудности стают на его пути).
Например:
«Беглец» — это драма о невиновном враче, которому, после его ошибочного осуждения за убийство жены, удается бежать, и который пытается доказать свою невиновность и найти настоящих убийц. Это оказывается непростой задачей, поскольку его разыскивает полиция, идя по горячим следам.
Набросок сценария
Многие начинающие сценаристы делают одну общую ошибку, начиная писать свою историю с первой страницы, и заканчивая последней. На 60-й странице они вдруг осознают, что все идеи закончились, теряют настрой и сдаются.
Эта стратегия может работать для писателей художественной литературы, но сценарий — это совсем другое. Писатели могут потратить время на объяснения характеров персонажей, а для сценариста нужно попадать в рамки строгой формы представления сюжета для удовлетворения ожиданий зрителя.
Наиболее опытные сценаристы используют структурированный подход к написанию сценария. Ниже приведен один подход, который был описан несколькими сценаристами. Попробуйте воспользоваться им и посмотрите, работает ли он. Затем по мере приобретения собственного опыта вы можете менять его в соответствии со своей техникой.
Первым шагом будет представление вашей главной идеи в форме шаблона, приведенного ранее. Когда у вас будет готова данная формулировка, и вы исследовали идею на предмет увлекательности и заинтересованности потенциальным зрителем, переходите на следующий этап.
Название сценария
Следующим шаг — это дать название вашему сценарию. Он может меняться с течением времени, но обладание рабочим названием рассказа является хорошим шагом, т.к. придает вашей истории большую реалистичность.
Название должно быть понятным и не очень длинным.
План сценария
Начните писать свой сценарий в виде набросков, постепенно формируя предварительную версию. План сценария — это ряд предложений, примерно описывающих последовательность событий, которые по вашей идее происходят в истории. Предварительный сценарий — это всего лишь план в расширенной форме, где каждый параграф описывает итоговую версию каждой сцены. План и предварительная версия — ваши рабочие документы, и их не обязательно показывать кому бы то еще.
Потратьте несколько минут на изучение описания истории, представьте ее в виде 3 актов, чтобы понять, как сформировать общий образ картины. В первой акте вы представляете зрителю актеров и окружающую среду героев. В текстовом редакторе начните со списка актеров и особенностей окружающего мира, соберите все вместе в примерный план действий и событий, которые будут начинать ваш рассказ. Включите общее описание о том, что, когда, где и с кем происходит.
Во втором акте между персонажами возникает некий конфликт или противоречие при попытке добиться некоторых задач. Следующая страница вашего документа будет содержать описание конфликтных ситуаций, которые, по вашему мнению, переживают герои.
В третьем акте между персонажами происходят какие-то заключительные столкновения, приводящие к разрешению конфликта. Придумайте некоторые события, которые, как вам кажется, смогут привести к логичному завершению вашей истории, и запишите их в текстовый редактор.
Многие сценаристы любят писать финальную историю прежде, чем придумают середину рассказа. Как это обычно бывает, середину истории труднее всего сделать интересной и увлекательной, тогда как хорошее начало и конец придумать намного проще.
Теперь у вас есть примерные наброски плана. Самое время перейти к вашим персонажам.
Главная идея сценария
Уделите некоторое время на обдумывание того, что вы хотите рассказать вашей историей. Запишите, какие вы пытаетесь показать детали человеческой сущности. Ваши мысли могут сильно поменяться с течением написания сценария, но здесь важно начать обдумывать предпосылки с самого начала.
Также на главную идею фильма оказывает влияние выбранный вами жанр фильма.
Персонажи сценария
Любая история развивается тем или иным образом в зависимости от характера и поведения героев. Опишите краткую биографию каждого героя, включая подробности физического описания, возраста, пола, а затем напишите некоторые интересные факты о каждом персонаже, включая информацию о том, что в этом человеке есть такого, что вызывает конфликт между героями.
Возможно, вы захотите добавить дополнительных персонажей, если в ваших планах ввести побочную сюжетную линию. Побочная сюжетная линия — это элемент сценария, служащий для завязывания и развязывания сложностей в базовом сюжете, а также для демонстрации дополнительных деталей основной идеи фильма.
Продолжаем разворачивать сценарий
Не забывайте о дополнительных идеях и способах формирования сюжетной линии. Главная идея должна быть максимально обусловлавливаться конфликтом персонажей, поэтому уделите больше внимания взаимоотношениям между героями, а не просто обрисовыванию главной идеи.
Попробуйте представить ваших героев с противоположной стороны. Допустите, что мужчина будет женщиной, а женщина — мужчиной. Сделайте героя злодеем, а злодея — героем. Будет ли история более интересной в другом жанре? Сделают ли эти изменения вашу историю более увлекательной? Воспользуйтесь вашим воображением в полной мере, чтобы обдумать максимальное количество вариаций вашего сценария.
Попробуйте включить хотя бы 6-8 резких и неожиданных поворотов, сюрпризов, секретов в ваш рассказ, которые изменят ход развития событий, что позволит сформировать более глубокий конфликт или проблему, а достичь поставленных целей окажется труднее.
Постепенно ваш рассказ станет больше и богаче.
Прочитайте историю друзьям
Когда вам покажется, что все ваши идеи слились вместе в интересную историю, предложите оценить ее одному-двум друзьям. Выслушайте и запишите их реакцию. Вслушайтесь в каждую их интересную мысль, которая может сделать фильм лучше. Продолжайте работать и интересоваться отзывами друзей, пока ваша история не превратится в достаточно увлекательный небольшой рассказ.
Затем на несколько дней отложите это занятие в сторону, займитесь чем-то другим. Потом снова вернитесь к работе и свежим взглядом оцените рассказ, возможно, добавляя новые идеи, пришедшие вам в голову во время перерыва.
Расширяем набросок до предварительной версии сценария
Этот шаг предполагает разбиение вашего наброска на 50-60 пунктов, которые описывают каждую сцену фильма. Если у вас нет стольких сцен, то вам, пожалуй, нужно добавить некоторые второстепенные сюжетные линии, неожиданные события и сюрпризы, иначе ваша картина не будет достаточно богатой и насыщенной интересными моментами для 2-часового просмотра.
В результате у вас должен появиться документ с отдельным пунктом для каждой сцены, и ваш рассказ будет описан достаточно подробно, чтобы сама по себе история звучала увлекательно.
Работайте над этим моментом, пока вы не добьетесь результата и полностью не удовлетворитесь содержанием захватывающей истории.
Пишем сценарий
Когда предыдущий шаг пройден, вам пора будет браться за написание сценария в подобающем формате.
Последовательность действий, приведенных выше, используют большинство сценаристов, но не всеми. Если вы начинающий, используйте этот вариант. Если данная схема вам не подошла,
вносите поправки в нее, пока не наработаете рабочий стиль, который заработает.