Избавление от сценария

Как и зачем избавляться от своего жизненного сценария? Как снять сценарные запреты?

Как и зачем избавляться от своего жизненного сценария?

  • image

Достаточно легко предсказать, кто станет Победителем, а кто Неудачником. «Разве он не удивительный?», подкрепленное два года
спустя «Вот хороший мальчик», обычно лучше, чем «Чего он возится?», подкрепленное год спустя «Клизмой». © Эрик Берн

Можем ли мы сказать, что являемся авторами своей жизни и свободны в своем поведении?
Сказать то можем, но на деле большинство из нас проживает в пределах жизненного сценария, фундамент и стены которого – переданные
нам в первые годы жизни родительские запреты и предписания, а также наше собственное сценарное решение.
Изначально исходящие от родительских эго-состояний Контролирующего Родителя или Ребенка, со временем сценарии становятся нашим
главным руководством к действию в повседневной жизни.

Как заметил Эрик Берн: «Графически человечество можно представить в виде кривой, на одном конце которой все те, кто полностью
зависимы от сценария, на другом – те, кто теми или иными способами сумел освободиться, но большинство находится посередине.
И это большинство способно измениться под влиянием обстоятельств или изменив свои взгляды».

Всех, кто привязан к своему сценарию, он разделил на:

  1. Людей, которые полностью руководимы сценарием.
    Получить свободу и реализовать родительские разрешения они смогут только после того, как исполнят все сценарные предписания.
  2. Людей, одержимых жестким сценарием, чаще роковым или трагическим. Они не располагают большим количеством разрешений и
    вынуждены отрабатывать свой сценарий любой ценой.
    Примеры – алкоголик или наркоман, на всех парах несущиеся к финальному свистку.

Давайте попробуем честно ответить на два главных вопроса: а стоит ли в принципе, и в каких случая стоит избавлять себя от
жизненного сценария, «любезно подаренного» нам в детстве родителями, внешними обстоятельствами, да и нами самими?

Мягкие и жесткие сценарии

С одной стороны сценарий нашей жизни играет конструктивную роль и обеспечивает психологическое выживание: следуя ему человек
размечает длительные отрезки времени своей жизни, заполняя их как соты играми, времяпровождением, периодами рациональной
деятельности, короткими эпизодами близости и уходом в себя.

Семейный сценарий пропитан генетической памятью народа, места, социальной среды из которой мы вышли.
Если роду было суждено выжить, то жизненный сценарий доказал свое право на существование.
Здесь мы приходим к выводу, частично подтверждающему мнение Эрика Берна: каждый сценарий содержит не только ограничивающие, но и
развивающие моменты.
Поэтому многие говорят себе: если сценарий позволяет чувствовать себя комфортно, тепло, сытно, предсказуемо, безопасно, то и
избавляться от всего этого глупо. Несмотря на то, что возможности для развития жестко ограничены, такой «мягкий» сценарий их
вполне устраивает и будет устраивать и впредь. Возможно, именно так жили их предки до седьмого колена, и именно таким они видят
будущее своих детей и внуков. Это их привычный сценарий, именно так они воспринимают свое благополучие и так привыкли
структурировать свою жизнь.

Но, если до поры до времени жить с мягким сценарием относительно комфортно и безопасно, то жесткий сценарий Лягушки-Неудачника
может превратить жизнь человека в каторгу, в которой непрекращающаяся череда неприятностей и постоянное ощущение тревоги сменяют
болезни без видимых причин. Если учесть что сценарий обычно пишется для всей жизни человека, включая ее финальный акт, то очевидно,
что без соответствующих изменений такой сценарий – это пожизненная установка на неблагополучие.
Уход из жизни родителей – основных соавторов сценарных программ вовсе не означает снятие зависимости от своего сценария.
Напротив, часто родительские запреты и предписания с этого момента проявляют себя еще активнее.

⚓ Отходя от сценарного плана человек попадает в непривычные ситуации и инстинктивно стремится вернуться в зону комфорта,
где вторичная выгода – «кнут и плюшки» хорошо известны и предсказуемы. Так формируется жесткая зависимость от своего
сценария
, которая, по сути, ничем не отличается от алкогольной или наркотической.
На языке психологов, родители подбросили нам горячую картошку, которую в их детстве, в свою очередь, подбросили им их родители и
далее другие – выше, по генеалогическому древу.
Впоследствии, боясь рисковать, человек начинает находить для себя в этой предсказуемости преимущества.

«Обычно основанные на детских иллюзиях, – писал Берн – сценарии могут сохраняться в течение всей жизни, но наиболее восприимчивые,
чувствительные и умные люди спешат развеять эти иллюзии одну за другой, что становится причиной разнообразных жизненных кризисов.
Их обычные спутники – подростковая переоценка родителей, протест среднего возраста с вытекающим из него философским отношением к
жизни, тогда как осознанный отказ от всяких иллюзий становится причиной отчаяния».
Поэтому конечная цель сценарного аналитика, по мнению Берна – помочь человеку: «… остановить спектакль и поставить вместо него
другой, лучший».

Когда сценарий «в клетку»

Родительский запрет воспринимается на уровне подсознания как абсолютная истина, которая не подвержена ревизии и сомнению.
Поскольку мотивы поступков, связанных со сценарным запретом не осознаются, человек в такие моменты испытывает гнетущее состояние
вынужденного подчинения неопределенной внешней силе.
Совершая импульсивные попытки освободиться от ее власти он, как минимум, испытывает душевный дискомфорт и острое ощущение вины.
Иногда внутренний дискомфорт сопровождается неприятными телесными ощущениями.
В случаях более серьезного нарушения грядет «сценарная расплата», которая часто выражается в форме психосоматического заболевания.

В некоторых случаях голос внутреннего Родителя проявляет себя настолько явственно, что начинает контролировать голосовой аппарат
или дает себя знать другими крайне неприятными физическими ощущениями.
Тогда человек с удивлением и замешательством обнаруживает, что он всего лишь транслирует чьи-то слова.
Его внутренний Ребенок находится «под гипнозом» Контролирующего Родителя и не владеет ситуацией до тех пор, пока инициатива не
переходит к его Взрослому.

Если в первые годы жизни основные установки сценария были продиктованы Безумным Ребенком родителя, с возрастом человек часто
демонстрирует нелогичное и непредсказуемое поведение – впадает в детство.
Транслируя поведение родительского Ребенка, проявляющего себя как экзальтированный «Ребенок-Электрод» или искушающий
«Ребенок-Демон», взрослый человек ведет себя неадекватно – теряет способность здраво рассуждать и мыслить, неожиданно ограничивает
себя в сексуальном порыве, странно улыбается без причины, несет околесицу или выпивает сверх меры и «все ставит на черное».

Наш сценарий может запретить нам какие-то чувства или действия.
Это случай, когда в детстве такое наше поведение или чувства жестко осуждались, запрещались, были невыгодны или опасны.
Так, например, исполняя директиву «Не чувствуй», мы можем запретить себе гневаться.
Как результат, требующая выхода эмоциональная энергия прорвется на уровне обиды или другой эмоции.
Она может быть обращена и вовнутрь.
Тогда мы гневаемся и осуждаем самого себя, что приводит к снижению самооценки, нарушению социальных коммуникаций и, опять-таки,
к психосоматическим заболеваниям.

Мы можем носить в себе сценарий самоубийцы, реже реализовывая его буквально, а чаще – посредством медленного умирания, становясь
алкоголиками или наркоманами.
Именно такой печальный сценарий был у Владимира Высоцкого.
В числе клиентов психотерапевтов, несущих в себе «запрет на жизнь» часто оказываются «сливки общества» из внешне вполне
благополучных семей.
Их появление на свет для родителей было «вынужденным» и переданная в начале пути родительская директива «Не живи» стала сценарным
клеймом всей жизни.

Многие, проживая жизнь Неудачника, даже не подозревают о том, что существуют и работают какие-то искусственно созданные сценарные
запреты.
О присутствии неблагоприятного сценария мы можем судить только косвенно, по тем проблемам, которые повторяются в жизни с
навязчивым постоянством.
В подобных случаях частичная или полная отмена сценарных предписаний и запретов может стать для нас единственным шансом успеть
выскочить из поезда, несущегося под откос.

Когда предписания в помощь

Не все запреты одним махом следует записывать в деструктивные.
Часть из них действительно обозначает то, от чего лучше воздержаться.
Классический пример – христианские заповеди, стоящие на страже общечеловеческих моральных принципов – «Не убий!», «Не укради!»,
«Не сотвори кумира» … – те «Родительские» предписания, которые оставлены человеку его абсолютным Родителем, Богом.
Нарушая божественную заповедь, мы рано или поздно испытываем чувство вины.
В этом случае оно играет конструктивную роль, поскольку сигналит о нашем проступке и дает шанс исправить или не повторять
связанную с ним ситуацию в будущем.

Если человек формирует для себя запрет сознательно – это не сценарный запрет.
Как правило, такой запрет он предписывает себе, находясь в эго-состоянии Взрослый. Поскольку в этом случае запрет формулируется
самим человеком, то он получает возможность взять за него ответственность.
В этом случае внутренний барьер при его нарушении не создается.
Соответственно, такой взрослый прорабатывает свой жизненный опыт творчески, сохраняя при этом возможность трезвой оценки ситуации,
не теряя контакта с реальностью, которая «здесь и теперь».

Существуют и конструктивные родительские запреты и предписания, закладывающие для ребенка, а в последствии – для взрослого
человека фундамент его безопасности и успешного развития.
Так простейший запрет: «Не суй палец в розетку» не зловреден и позволяет матери проконтролировать поведение ребенка, еще не
знающего закона Ома. Тут родителю главное не впасть в крайность и не задекларировать: «Ничего не трогай» или, к примеру,
«Не трогай ничего электрического и механического – ты, прежде всего, Женщина».
Запрет: «Не суй палец в розетку» будет действовать ровно столько, сколько времени потребуется на освоение ребенком техники
безопасности при работе с электроприборами.

– «Разве он не замечательный?» – улыбнулась мама в две ямочки наблюдая, как ее годовалое чудо улыбается в ответ, восседая на своем
маленьком круглом троне.
В этот момент она и не подозревает, что помогает сыну писать жизненный сценарий будущего Принца-Победителя.
Это сценарий, который распахнет множество дверей и подарит ему все возможности стать успешным, счастливым и благополучным человеком.

  • image

Положительные, мотивирующие к развитию предписания, дарящие человеку уверенность, силу, здоровье, доброту, чуткость, красоту
напрямую или через третье лицо транслирует Ребенку родительское эго-состояние Заботливый Родитель.

⚓ В общем случае право выбирать в чем, как и в каких ситуациях себя ограничивать и чему следовать должно оставаться за
человеком. Если же запреты мешают жить, развиваться и реализовывать свои мечты и цели,
то такие запреты ему во вред. От них можно и нужно избавляться.

Определенные запреты и предписания оказывают влияние на каждого из нас.
Небольшой процент избавляется от диктата сценария благодаря каким-то чрезвычайным жизненным событиям и потрясениям.
Часть пытается освободиться, используя специальные техники или обратившись за помощью к специалисту.
Некоторые испытывают иллюзию избавления, реализуя антисценарий, а в итоге еще больше
запутывают себя и свою жизнь.

Три главных сценария Неудачника

Снять и отбросить сценарий жизни без подготовки, просто так, как пальто, вышедшее из моды не получится.
Для того, чтобы разработать стратегию избавления от негативного сценария специалистам приходится расшифровывать, из чего состоит
сценарий клиента и к какому из трех существующих типов он относится.
Согласно Клоду Штайнеру, люди, зависимые от своего негативного сценария, в своем крайнем проявлении делятся на:

  1. Страдающих от депрессии, способной довести до самоубийства – сценарий «Без любви».
    Формируется как результат усвоения набора запретов, ограничивающих свободный обмен поглаживаниями.
  2. Тех, кто «сходит с ума» – сценарий «Без разума».
    Формируется «благодаря» полученным в детстве запретам познавать мир и мыслить.
  3. Тех, кто ищет спасения в наркотических веществах – сценарий «Без радости».
    Следствие усвоенного в детстве сценарного запрета чувствовать и сопереживать.

Естественно, чаще мы становимся свидетелями или сами отрабатываем мягкий или умеренно жесткий негативный сценарий – хронических
неудач в любви, сценарий старой девы (старого холостяка), утраты способности сопереживать, зависимости от кофе и сигарет,
затяжных кризисов в связи с неспособностью решить элементарные бытовые проблемы.

Выявить структуру и происхождение сценария можно в процессе групповой психотерапии под руководством сценарного или трансактного
аналитика, прорабатывающего ситуацию в ролях, на социальном и психологическом уровнях.
Опыт и профессиональные качества аналитика решают успех дела, поскольку, как сказал Берн: «У застенчивого терапевта столько же
шансов укротить злобного Родителя, сколько у слабого ковбоя – оседлать взбесившегося жеребца.
И если Родитель сбросит с себя терапевта, тот приземлится прямо на Ребенка своего клиента».

По мнению Клода Штайнера в жизни каждого из нас присутствуют элементы всех трех сценариев, но каждый из них проявляет себя в
разной степени.
И у каждого из нас имеется шанс преодолеть родительские предписания и запреты и поменять свое
сценарное решение, некогда ограничившее нас в способности чувствовать и общаться со своим
телом, любить и эффективно взаимодействовать с внешним миром.

Как избавиться от неудобных сценарных запретов и предписаний

Нас уже почти 7.5 миллиардов и столько же написано сценариев.
У каждого он индивидуален, как и линия жизни на руке.
Поэтому единых рекомендаций о том, как избавиться от ключевой проблемы всей жизни человека нет и быть не может.

Сценарный запрет сидит глубже уровня, который мы в состоянии осознать, и не ограничивается привычным для нас «можно» и «нельзя».
Находясь в спокойном состоянии Взрослого, вы в некоторых случаях можете установить для себя разрешение на снятие ограничений.
Это объясняется тем, что взрослые модели поведения нередко связаны с поздними фрагментами сценария, которые «писались» осознанно.
Если же вы пребываете в состоянии стресса, то неизбежно скатываетесь на его ранние стадии.
Это может быть, например, состояние травмированного внутреннего Ребенка, которое в принципе исключает взвешенную оценку ситуации.
Круг замыкается.

Выход из запутанного лабиринта состояний и запретов предлагает сочетание техник трансактного анализа и «психодраматической
перезагрузки», когда вы возвращаетесь в тот далекий момент из вашего детства, когда был наложен запрет.
Таким образом, можно «прокрутить» и переиграть любую сцену, включая момент собственного рождения в случае, если по каким-то
причинам оно было нежеланным для родителей, их окружения, а впоследствии и для вас самих.

Главным и единственным терапевтическим орудием сценарного аналитика, позволяющим освободить пациента от родительского запрета
остается Разрешение.
В процессе сеанса психотерапевт дает Разрешение Ребенку пациента, произнося одну из фраз: «Ты можешь это сделать» или «Ты можешь
этого не делать», что в обоих случаях воспринимается Контролирующим Родителем пациента как «Оставь его в покое».
Разрешения могут быть как положительными, так и отрицательными.
В первом случае Разрешение, отменяющее запрет, будет означать «Позволь ему сделать то, что он хочет».
В случае отрицательного Разрешения послание будет означать: «Прекрати вынуждать его это делать», даст внутреннее освобождение и
устранит возможность провокаций в будущем.

Если родители могут помочь

Когда-то в нашем далеком детстве он был составлен для нас нашим Внутренним Ребенком.
Он должен был спасти нас от угроз, с которыми наше подсознательное тогда ассоциировало внешний мир.
Захотим ли мы распрощаться со своим привычным миром сейчас, если узнаем, что стоим в шаге от двери к жизни с новыми возможностями,
а ключи к замку лежат у наших ног?
Это наше ключевое решение, и только приняв его, мы можем попытаться изменить свою судьбу и переписать свой сценарий.
И помочь нам в этом смогут именно те, кто когда-то помогли нам составить его в первый раз.

Если ваши родители живы, поймут всю серьезность вашей просьбы и согласятся помочь, то возможно вам удастся переписать сценарий
своей жизни самостоятельно, без помощи сценарного аналитика.

Напишите для себя Разрешение на все, что вы хотели бы видеть и достичь в своей жизни.
Попросите родителей прочитать вам текст этого Разрешения вслух и с выражением.
Поясните им, что просите отнестись к просьбе как к части увлекательной ролевой игры.
Предложите им сыграть сою роль легко, чувственно и эмоционально, без напряжения.

Эта внешне простая техника позволяет коренным образом изменить жизнь человека к лучшему и его отношения с родителями.
Читая свое Разрешение Вам родители, таким образом, передают вам права и возможности жить и развиваться в соответствии с вашей
собственной жизненной стратегией, системой ценностей и целью.

Прослушивайте Разрешение с закрытыми глазами и попробуйте «услышать», как внутри ослабевает какая-то сдерживающая пружинка и
запутанный клубок из запретов, предписаний и внутренних противоречий начинает разматываться.

Пример Разрешения на отказ от сценария:

  • Я разрешаю тебе жить так, как сам (сама) считаешь правильным.
  • Я разрешаю тебе стать богатым, процветающим, преуспевающим, востребованным, любимым, сексуальным, сообразительным, здоровым,
    оптимистом, человеком, создающим вокруг себя непринужденную радостную атмосферу, успешным.
  • Я разрешаю тебе добиваться поставленных целей, развиваться и двигаться вперед, быть искренним, простым в общении, духовно
    чистым, энергетически сильным, человеком, излучающим свет, любовь, счастье.
  • Я разрешаю тебе пользоваться честно заработанными плодами твоего труда, красиво и модно одеваться, вкусно питаться, жить в
    красивом доме, путешествовать по миру в любых направлениях
  • Я разрешаю тебе наслаждаться своей жизнью, следуя за своим сердцем, слышать и верить своему сердцу, любить и быть любимым,
    быть счастливым, радоваться каждому мгновению своей жизни.
  • Я разрешаю тебе идти вслед за своим предназначением, оставаться собой наедине и в общении со своим окружением.
    Я разрешаю тебе строить свой рабочий график, отдыхать, спать и жить так, как ты сам этого пожелаешь.
  • Я разрешаю тебе зарабатывать столько материальных благ, сколько ты захочешь.
    Я разрешаю тебе жить тем образом жизни, который ты выберешь для себя сам чтобы быть счастливым и радостным.
  • Я разрешаю тебе самостоятельно выбирать свою работу, общаться с людьми, которые тебе по душе и приносят тебе радость.
  • Я разрешаю тебе все то, что готов разрешить себе ты сам для своего дальнейшего духовного роста и развития.
  • Я разрешаю тебе открывать людям свое сердце, доверять им, исцелять от душевных и физических проблем, нести им свет и радость.
  • … ваши варианты …

Конечно, каждый составляет для себя персональное Разрешение и включает в него те моменты, которые имеют ключевое значение.

Памятка ищущим

Часто в группу к психотерапевту за помощью обращаются люди в возрасте 30-40 лет и старше.
Они настроены на серьезную работу и изменения и даже после двух лет систематической работы под руководством специалиста продолжают
«заваливаться» в свой сценарий.
Это совершенно нормальное явление, поскольку психика срасталась со своим сценарием порой в течение десятков лет.
Значительно трудней избавиться от сценарной зависимости самостоятельно, даже определив ключевые параметры своего сценария.

⚓ Поэтому, если твердой уверенности в том, что вы правильно
определили свою цель в жизни,
расставили роли и приоритеты пока нет,
вы в принципе колеблетесь в своем выборе, лучше обратиться за советами, разъяснениями, помощью и постановкой
защиты к опытному сценарному аналитику.
В противном случае, корректируя свой сценарий самостоятельно – при помощи предлагаемых в сети техник и прочитанной литературы,
вы будете пытаться «вырвать зуб-восьмерку, ориентируясь на его отражение в зеркале».
В итоге может оказаться так, что последствия экспериментов со своей судьбой могут не совпасть с вашими ожиданиями.

  • image

Будьте свободны! Будьте счастливы!

Источники:

Журнал «Психодрама и современная психотерапия» – 2006. – № 2-3. – С. 95-97.
Охота на волков или психодрама Владимира Высоцкого.
Психодрама и современная психотерапия. – 2005. – № 4. – С. 4-14

Ещё почитать:


Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного – героическая эпопея, другого – любовный роман, а третьего – криминальное чтиво? Присмотревшись внимательно к событиям, которые с нами происходят, можно заметить определенные закономерности.

Повторяющиеся события – знак присутствия в нашей жизни сценария, то есть существующего в подсознании жизненного плана, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Как выявить тенденции, которые говорят о наличии сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно, без помощи психотерапевта или консультанта.


Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!


Проанализировать повторы

Проанализируем повторяющиеся события нашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо нашей воли? Составим список однотипных ситуаций и попробуем понять, что их объединяет. При этом постараемся быть максимально объективными, сосредоточимся не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий («завистников», «клеветников» и т. д.), а на собственных действиях. Это поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядеться к себе

Обратим внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: «Да нет, тут что-то не то, не может быть…» Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, любят повторять: «Победа за нами, успех нам обеспечен, в другой раз я сделаю лучше». Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Вспомнить любимую сказку

Заложенная в детстве «программа» может быть извлечена на свет путем анализа сказок. «Обнаружив» сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка «помогает» сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомним, кто в детстве был нашим любимым героем, какие книжки мы зачитывали до дыр. Вспомним, как мучили родителей, заставляя их по несколько раз перечитывать одно и то же. Возможно, мы найдем удивительное сходство между собой – взрослым, серьезным человеком – и каким-то любимым героем. Может быть, он незаметно для нас управляет нашей жизнью?..

ПОЙТИ ДРУГИМ ПУТЕМ

Сценарный анализ – один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам – нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции – перестроить мизансцены, а то и вовсе поста вить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Здесь, по словам Эрика Берна, помогают «война, любовь и психотерапия». Но можно вспомнить и другие высказывания, например «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и «пойти другим путем» (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий

Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни. Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Он рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки – так было и когда он учился, и когда занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово – выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы и это ему удается – но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.

Расстаться с однозначными установками

Важно научиться слышать самого себя. Обратим внимание, что и как мы повторяем своему ребенку или подчиненным. Например, мы любим говорить: «У тебя ничего не получится до тех пор, пока…» Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы…» или «Ты не продвинешься по службе, пока не получишь МВА».

Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе необязательно связано с МВА. Но суть сценарного программирования, его сила – в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, – уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если…» Это тоже так называемый «сценарий с условием», но он гораздо мягче. Теперь мы можем сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Разобраться со своими «провокаторами»

Попробуем мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо нашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом фильме ужасов. Какие наши действия провоцируют эти повороты судьбы? Кто выступает в роли провокаторов – какие слова, поступки? Вычислив провокаторов, можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и будем получать то, что получали всегда.

Составить свой личный свод ограничений

Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы – она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должен взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Вступить в диалог и получить «разрешение»

Разрешение – это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда человек освобождается от сценария – это похоже на чудо, говорят: «Его как будто расколдовали».

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей. Например, тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!» Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить случай, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР?

Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее «играть по нотам». Есть люди, которым вообще не дано сочинять – если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий – это тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный сценарий – своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное – непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно себя чувствуют даже в неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду. И это не удивительно – бессознательное следование сценарию позволяет экономить силы и время.

Наш жизненный путь – результат действия многих сил. Но сценарный анализ интересен тем, что дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Похожее

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Марина Мелия

профессор психологии, коуч-консультант, автор книг «Бизнес – это психология», «Как усилить свою силу? Коучинг», «Главный секрет первого года жизни», «Просто о сложном» и др.

«Почему всё происходит не так, как я хочу?» – часто спрашиваете вы. Тафти жрица даёт очень простой ответ на этот вопрос: потому, что вас ведёт сценарий. То есть вы действуете, как персонаж фильма, которому остаётся лишь подчиняться написанной кем-то для него роли. Вы не сами выстраиваете свою жизнь – вы лишь по привычке следуете сценарию. 

«Сценарий – это программа всего вашего поведения и всех ваших действий на данной киноленте. Сценарием вообще невозможно управлять. Можно только выбрать другой, задав соответствующую реальность» (Вадим Зеланд, «Тафти жрица. Гуляние живьем в кинокартине») 

"Вас ведет некий внешний сценарий" (Вадим Зеланд, "Тафти жрица")

Возможно, вы возразите: «Я действую самостоятельно, я сам – хозяин своей судьбы!». Но тогда почему вы не всем довольны? Почему всё время хотите изменить жизнь к лучшему? Почему бы вам сразу не сделать её идеальной во всех отношениях, если вы сами ею управляете? Потому, что это иллюзия. В большинстве случаев вам лишь кажется, что вы обладаете свободой воли, а на самом деле реальность играет с вами. Герои фильма ведь тоже не осознают своего положения.   

Можно ли это изменить? Да. Техники Тафти направлены прежде всего на то, чтобы «пробудиться в кинокартине», стать ожившим персонажем и начать действовать по своей воле. Вы сможете переместиться на любую другую киноленту с другим сценарием, чтобы начать создавать свою новую реальность. И для этого необходимо прежде всего «проснуться» – вернуть себе своё внимание и силу.   

  Примеры сценариев, в которых мы «засыпаем»:

  • «Надо быть в тренде, иначе тебя забудут»

  • «Встретить мужчину своей мечты нереально, все нормальные уже женаты»

  • «У меня нет ни минуты свободного времени, я очень занят»

  • «Успех надо заслужить долгим и упорным трудом»

  • «Я не могу сменить профессию, ведь я ничего больше не умею»

  • «Если я не буду всё контролировать, всё развалится»

  • «Я должна работать по своей специальности»

  • «У меня нет времени и денег на себя, я должен/должна думать только о семье»

  • «Если я этого не сделаю, то никто не сделает»

  • «Тот, кто хочет чего-то достичь, должен идти напролом к цели и биться до конца»

  • «Лучше я буду тихо сидеть и не высовываться, всё равно у меня ничего не получится» 

      Как освободиться от сценария, который ведёт вас? 

Шаг №1. Начать необходимо с того, чтобы «проснуться», ожить в кинокартине, осознать себя. Вы осознаёте себя лишь в тот момент, когда задаётесь таким вопросом. Вот почему такое большое значение имеет тренировка внимания. До тех пор, пока вы не научитесь управлять вниманием, вы не сможете себя осознавать. Используйте техники Тафти, например, «Два экрана внимания», а также техники Трансерфинга для повышения осознанности. 

А чтобы вовремя вспомнить о том, что пора попрактиковаться, поставьте себе по 4-5 напоминаний на телефон в течение дня, с утра до вечера. И каждый раз по сигналу отслеживайте, что сейчас происходит с вашим вниманием, куда оно направлено – а затем возвращайте его в центр осознания (точку между внутренним и внешним экраном внимания). Подробнее об этом читайте в книге «Тафти жрица. Гуляние живьем в кинокартине» или сразу переходите к практике на курсе «Управление реальностью с техниками Тафти».

"Возьмите свое внимание под контроль" (Тафти жрица)

Шаг №2. Как только вы стали «ожившим» персонажем фильма, вы можете начать движение по кинолентам. Если сейчас ваше кино – это драма или фильм ужасов, вы можете выбрать другой жанр, например, романтическую комедию или приключения, и переместиться на новую киноленту. Вы не можете напрямую влиять на сценарий, менять его, пытаться переделать. Зато в вашей власти – выбрать себе другой сценарий при помощи техник Тафти по заданию реальности и подсветке целевого кадра косицей намерения.   

Алгоритм работы с косицей и подсветки кадра вы найдете в статье: «Как задавать реальность при помощи техник Тафти?».

Шаг №3. Чтобы переместиться на другой сценарий, нужно взять себе это право. Избавиться от любого рода сомнений и страхов, вернуть себе свою Силу и задавать реальность, используя мощный импульс чистой энергии Творца. Возьмите себе установку, что с этого момента вы действительно хозяин своей судьбы, вы пробудились и теперь свободно гуляете среди других спящих героев фильма. Вы можете притворяться, что вы всё ещё спите, а между тем начните жить по своим правилам и гнуть свою линию. Задавайте грядущий кадр на киноленте и двигайте собой – то есть развивайтесь, совершенствуйтесь и, как говорит Тафти, светитесь!   


Как двигать собой? Узнайте больше о технике имитации в статье + видео «Кем притворились – в того и превратились! Или как двигать собой?» 

Сценарии, в которых мы «засыпаем»

Фрагмент «Живого эфира с Тафти»

Вы хватаетесь за сценарий, соглашаетесь с ним и продолжаете «спать». Вы думаете, что обладаете свободой воли, но это лишь иллюзия, игра, в которую играет с вами реальность. Вы так привыкли. Вам так комфортно. Вы-то сами знаете свой сценарий?

Что такое старый сценарий — и зачем из него выходить?

Фрагмент первого занятия курса «Женщина Нового Времени»

Татьяна Самарина рассказывает о старых сценариях, которые зачастую удерживают нас в прошлом и мешают двигаться вперед, препятствуют реализации наших целей и заставляют забыть о себе настоящем, о своих истинных желаниях и предназначении… 


Старый сценарий – это игра, квест, в который мы однажды решили поиграть, выбрали себе роль, надели маску и «заснули» в ней. Это может быть роль офисного сотрудника, роль послушной дочери, роль примерного ученика, роль жертвы, роль борца – ролей существует великое множество в разных сферах жизни… Но как узнать – ваша ли эта роль?
 


Если вы ощущаете внутренний дискомфорт и протест, если вы чувствуете, что есть в жизни что-то большее, чем все эти роли, чем эта игра, в которой так много негативных эмоций, однообразия, боли, проблем и переживаний, то это – не ваша игра. Как только вы это осознаете, вы сможете выйти из игры и выбрать для себя другой, абсолютно любой сценарий. О том, какова ваша истинная роль, какой опыт вы действительно должны получить в этой жизни, знает ваша Душа. Все, что вам нужно – это соединиться с ней, со своим источником.


«Новые возможности в Новом Времени» + «Пробуждение в Духе», 2 онлайн-встречи по специальной цене!

Новые возможности в Новом Времени + Пробуждение в Духе

  • «Новые возможности в Новом Времени», онлайн-встреча (1,5 часа)

На вебинаре вы получите направление для движения в Новое Время – по кратчайшему пути. Осознаете, какие потрясающие возможности и ресурсы вы реально можете использовать уже сегодня. Научитесь слышать себя и черпать внутренние знания из своей Души! 

  • «Пробуждение в Духе», онлайн-встреча (1,5 часа)

Ваш Дух знает все о вас, ведь он вечен и прожил сотню, а то и тысячу жизней в разных воплощениях. Соединившись с Духом, вы раскрываете огромный источник знаний и опыта, который вы приобретали на протяжении многих лет и многих жизней. Представьте, какой это ценный источник мудрости и опыта, в котором вы можете черпать силу для решения любых проблем и сложных ситуаций!

Узнайте больше о программе «Новые возможности в Новом Времени» >>>
Узнайте больше о программе «Пробуждение в Духе» >>>
Узнайте о двух вебинарах >>>


«Тафти. Проснись в реальности!», 2-дневная онлайн-встреча с Татьяной Самариной

Техники Тафти взбудоражили мир. Тот, кто практикует, получает грандиозные результаты. Но удается это далеко не всем. Почему? До сих пор остается огромное количество вопросов:   

Двухдневная онлайн-встреча "Тафти. Проснись в реальности."

  • Как сойти с экрана в зрительный зал – и начать задавать свою реальность?
  • Что делать, если я не чувствую косицу намерения?
  • Как сменить кинокартину и сценарий?

Ответы Вы получите в виде 100% практики на онлайн-встрече «Тафти. Проснись в реальности!». Вебинар состоит из двух частей. 

Вас ждет: 

  • 2 дня практики и более 10 техник;
  • задание новой реальности;
  • вхождение в свой «усовершенствованный» манекен;
  • работа с энергией, которая позволит ощутить косицу;
  • принцип и алгоритм следования, управление вниманием;
  • совместный запуск косицы намерения и многое другое!

Узнайте больше о программе!

У вас есть вопрос по данной теме?
Задайте вопрос или расскажите об этом в комментариях ниже!

Любимые грабли. Те самые, что не дают лбу заживать от шишек.

А мозгу от мыслей: «Ну почему это снова со мной случилось?» Почему я попадаю в одни и те же ситуации? Когда же это прекратится?

Одинаковые мужья, женщины, клиенты, подруги, сотрудники.

Повторяющиеся жизненные события. Схожие обстоятельства.

Опять двадцать пять…

Магия. Сглазили недоброжелатели. У нас на роду написано. И это далеко не полный перечень выводов после очередного случая. К счастью, причина не неведомых внешних силах, а во внутренних — наших психических процессах, на которые мы можем влиять.

Есть у человеческой психики свойство: если мы не удовлетворили свою потребность (особенно важную), наша психика не может расслабиться.

Она будет в состоянии напряжения до тех пор, пока мы эту потребность не удовлетворим. Например: случилось очень значимое, эмоционально насыщенное событие — серьёзный конфликт с коллегой или начальником, членом семьи. И у человека не удовлетворилась потребность в признании, собственной значимости, уважении. Не смог отстоять свою позицию.

В ходе конфликта возникло такое количество смешанных ощущений, эмоций, чувств, что человек не смог такой опыт «переварить».

Другими словами, осознать эмоции, прочувствовать, прожить.

Если человек «в моменте» не смог «переварить» большую гамму сложных эмоций, то психика ставит это дело «на паузу».

Как бы говорит: «Эй, Дружище, я не знаю, как сейчас с этим справляться. Давай-ка мы это дело отложим. Разберёмся как-нибудь потом». И, чтобы продолжать нормально функционировать, психика отключает от энергопитания «проблемный блок».

Человек может перестать чувствовать непереносимые эмоции. Или «убежать» из конфликта, не разрешив его. Уходят из семей, разрывают отношения, меняют работу, сферу деятельности, города, страны, друзей, партнёров по бизнесу.

В Гештальте это называется — прерывание контакта. Гештальт Метод даёт понятие полного цикла удовлетворения потребности.

Например, потребность съесть конфетку: захотел мальчик конфетку. В начале он чувствует некий дискомфорт и идентифицирует его как желание сладкого и конкретно конфетки.

Это — предконтакт.

На следующей фазе психика начинает искать в окружающем мире, как эту потребность удовлетворить.

Это — контакт.

Наделение вниманием в своём окружении кого-то, кто может эту потребность удовлетворить. Ещё это называют фигура на фоне.

Фон — весь окружающий информационный поток. Фигура — то, что наделяется вниманием. Наша психика наделяет вниманием то, что может удовлетворить желание скушать конфетку. Мальчик увидел другого мальчика, с конфеткой в руках.

Непосредственно контакт — это подошёл, допустим, отнял, съел.

Следующая фаза — ассимиляция. Усвоение, возмещение организму сладкого и удовлетворение потребности съесть конфетку.

Если по какой-то причине эту цепочку прервать:

  • не окажется рядом никого с конфеткой;
  • другой мальчик не даст отнять у себя конфетку.

Потребность останется не удовлетворённой.

И психика будет испытывать дискомфорт, стресс, напряжение и всеми силами будет пытаться удовлетворить потребность. Закрыть Гештальт, говоря языком одноимённого метода психотерапии. Если мы в течение жизни сталкиваемся с эмоционально перенасыщенными, травматическими событиями, не проживаем их до конца.

Прерываем контакт, не доходим до получения желаемого, «переваривания и усвоения» опыта. То к определённому возраст, можем накопить очень много висячих, не закрытых гештальтов.

От этого стресс, невроз, а если «всё запущено», то и психоз, которые могут вылиться в физические болезни и психосоматику. Причиной расстройств может стать не только недостаток удовлетворения физиологических и физических потребностей.

Эмоциональная сфера — очень часто страдает. Дефицит любви, заботы, признания. Недостаток в принятии, уважении — так же приводит к подрыву психического и физического здоровья.

Другой «побочный эффект» защитной реакции психики в виде прерывания цикла удовлетворения потребности — отсутствие проживания ситуации и выводов. Делая выводы, психика обучается, ищет творческие приспособления для эффективного взаимодействия с окружающей средой.

Если мальчик в попытке отнять конфетку у другого заработал «фонарь» по глазом. Он может сделать вывод — выбранное творческое приспособление: отнять у другого — не лучший способ удовлетворить потребность.

Могут возникнуть нежелательные последствия в виде «фонаря».

Психика обучается и ищет другие творческие приспособления для эффективного взаимодействия с окружающей средой:

  • найти того, кто захочет поделится конфеткой;
  • попросить Родителей дать конфетку;
  • купить в магазине на карманные деньги.

Проходя весь цикл контакта, мы учимся. Если сработали защитные механизмы психики, то контакт прервётся, и урок не будет извлечён.

А некая драматическая или конфликтная ситуация с определённым контекстом и действующими лицами оставлена «на паузу». В этом случае «доудовлетворить» потребность, доиграть прерванную «пьесу» будет сложнее.

Так как уже нет ни прежних действующих лиц, ни действующих ролей. Тем не менее, психике нужно «доиграть пьесу», и мы начинаем разворачивать вокруг себя похожие декорации.

Искать похожих людей, навешивать на них проекции прежних, наделять их теми же ролями, строить и «доиграть». С супругами, детьми, начальниками, окружающими людьми мы разворачиваем спектакли, которые не доиграли, возможно, с родителями, возможно, с другими значимыми для нас людьми.

Но так как новые люди — это не те, прежние, то в точности воспроизвести и «допрожить» ситуацию, «доудовлетворить» потребности не получается. Но наша психика вновь и вновь будет пытаться создать похожий контекст и дополучить заветное «лакомство».

По этой причине некоторые люди годами ходят по одним и тем же «граблям» и не знают, как из этого выбраться.

Статьи автора

Дорогие друзья, в этой статье мы разберём особенности характера и поведенческие паттерны социопатических личностей на примере героев Южно-корейского фильма «Паразиты».

Картина — обладатель Главного Оскара и Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля 2019 года.

Фильм содержит множество смыслов… Читать дальше

В предыдущей статье мы говорили о состоянии жертвы. К каким последствиям оно приводит, и как выйти из этого состояния.

В этот раз хочу подробнее остановиться на признаках и характерных особенностях жертвы.

В позиции жертвы человек впадает в состояние выученной беспомощности.

Он не готов добывать… Читать дальше

Есть такая поговорка: «Красота требует жертв». А ради любви, принятия нужны ли жертвы?

Терпеть неудобства, дискомфорт, нагрузки. Отказываться от своих желаний и потребностей. Чтобы чувствовать себя ценной, желанной, получать одобрение, быть хорошей в глазах других.

Я такая добрая, хорошая, правильная… Читать дальше

Чувство вины. Одно из самых неприятных переживаний. Оно давит, лишает вкуса жизни, отнимает энергию.

Иногда чувство вины может предопределять жизнь. Как в случае с героем фильма П. Лунгина «Остров». Главный герой считает себя виновным в смерти товарища и всю жизнь посвящает искуплению этой вины. Становится… Читать дальше

Читайте также

Эмоциональная саморегуляция лежит в основе того, как мы себя воспринимаем, как мы думаем, и как мы взаимодействуем с миром вокруг нас. Некоторые люди переживают свои эмоции настолько интенсивно, что это мешает их повседневной жизни. Для других же — понимание своих истинных чувств может быть либо еле… Читать дальше

Изменения

Человек постоянно встречается с изменениями в своей жизни. Изменения требуют адекватной реакции на них: пошёл дождь — хорошо бы открыть зонтик, появился голодный лев — лучше убежать, увидел друга — можно расслабиться и улыбнуться, купил смартфон — появилась возможность звонить в скайпе, и так… Читать дальше

Многие люди воспринимают жизнь как долг. Это тема уже рассматривалась мною в статье «Жизнь — это долг или подарок». Как сделать, чтобы человек воспринимал свою жизнь как подарок? И родилось следующее упражнение.

Я предлагаю клиенту представить жизнь как долг и как подарок, затем терапия проходит… Читать дальше

Эмоциональная травма — это эмоциональный шок в ответ на сильное негативное воздействие. Она может стать карающим и жестоким ударом судьбы, но может быть толчком к изменению и развитию.

Эмоциональная травма — это эмоциональный шок, возникающий в ответ на конкретное, очень сильное впечатление или в ответ… Читать дальше

Как подсознательные установки влияют на наши поступки, и как их изменить?

Хотим мы того или нет, но все наши действия, в том числе в бизнесе, являются реализацией жизненных сценариев. У кого-то они с хорошим концом, у кого-то печальные, у кого-то невнятные – ни о чем. Эти сценарии мы усваиваем в детстве на бессознательном уровне. В дальнейшем под влиянием обстоятельств они либо меняются, либо усиливаются, влияя на наши поступки. Но если вы сможете разобраться в своем сценарии, то появляется большая вероятность переписать его, улучшить, изменить ситуацию и увеличить шансы на счастливое развитие.

Сценарий «Пока не»

Человек считает, что с ним не может произойти что-то хорошее, пока не закончится нечто плохое, или не случится какая-то неприятность.

Денису скоро 40. Семьи нет. Обычно выбирает женщин, которые сразу начинают создавать ему проблемы.

Он давно мечтал создать собственный бизнес, но решил, что ему нужно для начала получить опыт, связи, и обязательно набить шишек. Еще в детстве отец дал Денису установку «За одного битого двух небитых дают». Он уже более пятнадцати лет работает то «на дядю», то «на тетю». И в каждой новой компании проблемная составляющая все увеличивается. Как водится, находят виновных, наказывают, но Денис, не дожидаясь особого приглашения, уходит сам. Как вы думаете, что является главным критерием его выбора? Неблагополучное состояние компании. И сейчас он снова готов принять предложение хедхантеров о переходе в другой проблемный проект, и опять в качестве наемного менеджера. Хотя идей и опыта выхода из кризиса у него по-прежнему нет.

Сценарий «После»

Это тень, обратная сторона сценария «Пока не». В этом случае человек считает так: «Если я позволю себе что-то хорошее сегодня, то завтра за это будет расплата». В какой-то момент он начинает бояться своих успехов.

Светлана замужем, двое детей. Но с карьерой проблемы. Работая маркетологом, генерировала достаточно креативные идеи, которые давали хороший эффект по продвижению продуктов компании. Доросла до позиции директора по маркетингу, чем гордилась и дорожила. Но однажды шеф на совещании в шутку сказал ей: «Мы принимаем твой план, но смотри, если что – ответишь!». Все посмеялись и забыли, а у Светланы включился защитный блок, она стала осторожничать, боится потерять свое престижное место. И теперь ее идеи чрезмерно выверены на предмет рисков, и становятся все более шаблонными. Слова шефа актуализировали установку на безопасность, пробудив роль правильной девочки, которая так нравилась маме.

Сценарий «Никогда»

Если вы считаете, что никогда не получаете то, чего больше всего хотите, значит, это именно ваш сценарий. Вроде вы уже вплотную приблизились к цели и готовы получить желаемое. Ан, нет! Цель ускользает, как мыло из рук, просачивается как песок сквозь пальцы. Хорошим примером является история Тантала, который мучился от того, что не мог пить и есть, хотя все это было совсем рядом. Например, Дмитрий на совещаниях часто отмечает сырые или ошибочные идеи коллег и время от времени у него появляется желание выступить с критикой, поправить выступающего. Но ему неудобно, не хочется подставлять коллегу, наживать врага. Поэтому в лучшем случае он просто ухмыляется про себя. А потом ругает себя за нерешительность. В детстве он впитал установку бабушки «Не высовывайся!» и прилежно следует ей. С этой же установкой он сам воспитывает своего супер-послушного сына.

Сценарий «Всегда»

Встречается довольно часто. Например, у Натальи есть две ключевых фразы: «Ну, почему это всегда случается со мной?» и «Почему мне всегдапопадаются плохие мужчины, начальники». После многочисленных попыток найти «хорошего» мужчину и «хорошую» работу, она прилепила себе ярлык неудачницы. Наталья жалуется подругам на то, чтоее не устраивает в отношениях или на работе. Уходит. А через некоторое время у нее появляется такой же мужчина или начальник. С такими же недостатками. Вместо борьбы за приз, шило меняется на мыло, мыло на шило, сохраняя привычное ощущение неудовлетворенности, и никак не улучшая положение.

Сценарий «Почти»

Вы включаете его, если не хватает интереса, терпения, выдержки завершить начатое. Подобно Сизифу, вы толкаете свой проект, идею к вершине, но вдруг что-то вам мешает, отвлекает, становится скучно и… Цель не достигнута.

Артем считает, что у него синдром — «сбежавший жених». Все его романы, с твердым намерением создать семью, обрываются в последний момент перед походом в ЗАГС.

И на рабочих совещаниях он быстро генерирует идеи и горячо их обсуждает. Потом наступает стадия реализации, и его запал пропадает, он начинает волокитить, не укладывается в сроки. И часто идеи Артема доводит до конца кто-то из коллег, попутно получая лавры и бонусы. В детстве отец убедил его, что нужно делать только то, что интересно и не заниматься рутиной. Но кто же должен заниматься рутиной, как доводить интересное до реализации, и как делегировать неинтересное, – не объяснил.

Сценарий «Открытый конец»

Наиболее драматичный вариант. В семейной жизни он сопровождается синдромом «пустого гнезда». Когда дети подросли, создали новые семьи, а постаревшие родители не знают, зачем и как жить дальше. У меня есть немало клиентов, которые, получив высокую позицию в проекте, или создав успешную компанию, вдруг ощутили пустоту. Кто-то решил заполнить ее «отжигом», пускаясь во все тяжкие, а кто-то впал в хандру или депрессию с приобретением различных нехороших зависимостей.

Татьяна стала инициатором развода, а позже и ухода с топовой, перспективной позиции в крупной компании. С дочерью общается редко, та училась в Европе и там вышла замуж. Некоторое время Татьяна увлекалась йогой, надоело. Попыталась восстановить отношения и работу, не получилось. Перебивается небольшими заказами как финансовый консультант. Новые отношения не складываются, хотя встречается с достойными мужчинами, имеющими на нее серьезные виды.

Почти каждый вечер Татьяна проводит за бокалом вина. Появились мысли о суициде.

А по какому сценарию живете вы? Что вас устраивает, что нет? Возможно, это сочетание нескольких сценариев. Но обычно какой-то из них доминирующий.

Как поменять сценарий, если он вас не устраивает

Во-первых, ищите новые смыслы, ставьте новые цели – более масштабные или другие, в новых для вас сферах. Найдите свое понимание счастья.

Во-вторых, приобретайте навыки перепрограммирования. Меняйте внутреннюю установку. Вместо: «У меня проблема, все пропало, почему это произошло, и кто в этом виноват?», нужно говорить себе: «Я получила вызов, новые задачи, как я буду их решать?». Не: «Я думаю, что это невозможно!», а: «Я пока не знаю решения, но обязательно найду новые способы!».

В-третьих, выберите эффективную и комфортную жизненную позицию, которая станет хорошей основой для изменения деструктивного сценария. Конечно, вы можете сделать вид, что проблемы не существует. Вы можете идти на конфликт или избегать людей, которые указывают вам на проблему. Вы можете занять выжидательную позицию. Но намного перспективнее адекватно оценивать ситуацию, веря в себя и доверяя другим людям. В психологии эта позиция именуется «Я – ОК, Ты – ОК». А значит, вы должны понять и принять окружающих, понять и принять себя, свои особенности, определить зону личностного роста – каких компетенций, навыков, знаний вам не хватает для реализации своих целей. Составьте план действий и – действуйте!

Александр Кичаев

Видео по теме:

« Назад

11.04.2017 12:39

672

Сценарий – это та психологическая сила, которая тянет человека к его судьбе, не имеет значения, сопротивляется он этому, или считает своим свободным выбором. В сценарий нас вгоняют наши родители, но важно, чтобы у вас не возникла ненависть к родителям. Ведь они делают всё, что могут, и их также в свое время вогнали в сценарий. Человек в сценарии теряет самого себя. Если его воспитать правильно, например, как дерево – если ему не мешать – оно будет расти ровно, так и человеку, если не мешать, то он вырастет здоровым.

Что нужно делать, чтобы быть счастливым? Посмотрите на маленьких детей, они ведь счастливы. Какого они о себе мнения? Хорошего. Значит у ребенка позиция «Я» в плюсе. Но потом он начинает расти, общаться с социумом. Изначально у ребенка плюс по отношению к близким людям. Затем круг общения расширяется, он знакомится с другими людьми и в начале общения в позиции «Они» также плюс. И наконец, ребенок всё время действует, дети неутомимы и серьезны в своих играх, поэтому в позиции «Труд» тоже плюс. Если все эти плюсы у человека сохраняются на всю жизнь, то всё у него будет хорошо.

Вообще-то счастье вариантов не имеет, варианты имеет несчастье, но в процессе воспитания человек теряет те или иные плюсы. Представьте себе табурет, у которого все ножки на месте – «Я»+, «Вы»+, «Они»+, и «Труд»+ — тогда он хорошо адаптирован, он очень устойчив, может отклониться вперед, в сторону, откинуться назад. А если у него одна ножка выпала, выломалась – он становится упирающимся, то есть он занимает определенную позу и беспокоится только о том, как ему удержаться. У него сразу появляются такие качества как обидчивость, ему начинает казаться, что все против него, а ему хочется оставаться таким же.

Начинает формироваться невротическая личность. Признак невротической личности – он хочет, чтобы сегодня было как вчера, а завтра как сегодня. В общем, такой человек перестает развиваться, а вся человеческая суть – это постоянный рост, как деревья, они всё время растут, и человек должен всё время расти и развиваться. Ведь у человека должна быть долгая продуктивная жизнь, с множеством достижений и опытом пройденного пути.

Теперь поговорим о продолжительности нашей жизни.

Мы очень здорово устроены, мы запрограммированы на самом деле на 150 лет жизни, но в нас так много вирусов вводят, которые портят нашу жизнь.

Такая цифра получается, если период созревания умножить на 10. К примеру, возьмем кошек – созревание у них длится год, живут 10-12 лет, а если мы очень хорошо за ними ухаживаем, то 15. Люди созревают 15 лет, а может даже больше, поэтому в среднем это получается 150 лет. Но нас всегда приучали к тому, что в 50 лет активная жизнь уже заканчивается, и человек просто доживает ее остаток. Я желаю, чтобы вы стали мудрее и смогли естественным образом продлить себе жизнь, заботясь о своем физическом и психическом здоровье. Живите, как Бог вас создал, а не как научили.

Чиатйте также:

Что такое «Судьба и сценарий»?

Как сценарий воплощается в жизнь

Как изменить свою судьбу

Книги и аудиозаписи по теме:

Как узнать и изменить свою судьбу?

Как узнать свой сценарий и выйти из него?

Категории статей

  • Мои статьи
  • Психологическое Айкидо
  • Психологический Вампиризм
  • Принцип Сперматозоида
  • Отношения
  • Психология управления
  • Сценарий жизни
  • Как изменить себя
  • Воспитание
  • Афоризмы и интервью
  • Психотерапевтические направления
  • Логика. Как стать умным
  • Психотерапия и философия
  • Философия
  • Рекомендации

Чёрная полоса длиною в жизнь, или Как преодолеть сценарий на неудачу

Суеверные люди могут утверждать, что человека заговорили или сглазили, мол, карма такая, что ничего не выходит. Отнюдь: истинная проблема неудач скрывается в психике…


13
14818
9 Ноября 2015 в 16:23

Автор публикации:
Анатолий Янчук, кандидат сельскохозяйственных наук, специалист по развитию агротехнологий

Все познается на сравнениях. Например, чтобы познать истинное значение света, нужно побывать в темноте. Чем больше контраст, тем больше впечатление от познаваемых явлений. Это утверждение также справедливо для людей. Особенно бросается в глаза разница в поступках человека. Вчера он был мальчик-паинька, а сегодня превратился в необузданного зверя.

Наверное, у каждого из нас есть наглядные жизненные примеры. В школьном возрасте был перспективный ученик: неплохо учился, занимал призовые места в соревнованиях, был силен в математике. Но попытка вступить во взрослую жизнь оказалась неудачной – из института выгнали, постоянной работы нет, куча долгов, личная жизнь не складывается. Что бы такой человек не начинал, все имеет один и тот же конец – все с треском разваливается.

Для окружающих такая картина всегда шок. Невольно возникает вопрос, как два настолько противоположных жизненных сценария могут проявляться в одном человеке. Суеверные люди могут утверждать, что человека заговорили или сглазили, мол, карма такая, что ничего не выходит. Отнюдь: истинная проблема неудач скрывается в психике. Попробуем объяснить постоянно возникающие неудачи с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Разные люди – разные желания

Наша природа определяется двумя основными составляющими – физическим телом и психикой. Все люди разные, как на физическом уровне – по телесным признакам, так и на психическом уровне – по желаниям, способу мышления.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что существует восемь наборов психических желаний (векторов), которые полностью определяют мышление и поведение, а также телесные особенности человека. Наше тело и психика связаны – наличие определенных специфических желаний определяет и наличие специфической чувствительности тела.

Так, представители кожного вектора обладают особо чувствительной поверхностью кожи. На физическом уровне у них стройное, подвижное, пластичное тело. На психическом – гибкое, способное быстро приспосабливаться и подстраиваться к стремительно изменяющимся условиям внешней среды мышление.

Основное желание в кожном векторе – это стремление к социальному и имущественному превосходству. Поскольку кожники имеют относительно слабое либидо, они менее привлекательны для женщин в сексуальном плане, чем представители других векторов, например, уретральные или анальные мужчины.

Для того, чтобы компенсировать невысокое либидо, мужчины с кожным вектором повышают свой социальный статус. Они амбициозны, поэтому всегда устремляются вверх по социальной лестнице. Именно люди с кожным вектором становятся бизнесменами, руководителями департаментов и компаний, известными спортсменами и знаменитыми актерами (последнее случается, если кроме кожного у человека есть еще и зрительный вектор).

image description

Правильное воспитание – ключ к успешному развитию детей с кожным вектором. Основными элементами воспитания таких детей должны быть: умеренное ограничение, дисциплина, развитие логики, система бонусов и поощрений за хорошее поведение. В качестве наказания можно использовать ограничения в средствах, пространстве, времени (например, сократить время компьютерной игры, отменить прогулку или отложить покупку велосипеда).

Битые дети – убитое будущее

Иногда родители прибегают к физическим методам наказания детей за проступки: битью ремнем, лозой, рукой. Это в любом случае совершенно неприемлемо для современного мира. А в случае с кожным ребенком это может привести к непоправимым последствиям.

Все дело в том, что кожные люди имеют очень чувствительную кожу. Легкие поглаживания, прикосновения очень приятны и приносят им значительное удовольствие. И наоборот, удары вызывают сильную, нестерпимую боль.

Если ребенка с кожным вектором бьют, его организм вырабатывает свой механизм адаптации к боли. Для того, чтобы снять невыносимые страдания от физической боли, нейроны головного мозга вырабатывают природные обезболивающие вещества – эндорфины, природные опиаты. Также эти вещества принято считать «гормонами счастья», поскольку увеличение их концентрации приводит к побочным действиям, что вызывает у человека эйфорию.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что под действием регулярного битья, у ребенка с кожным вектором формируется мазохизм, то есть получение удовольствия от боли. Мазохистские тенденции негативно влияют на всю его последующую жизнь.

Вербальное унижение = физическое

Дети с кожным вектором уже с детства устремлены к лидерству и успеху. С помощью своей социальной активности они пытаются занять высокую позицию в коллективе. Родителям очень важно найти правильный подход для развития этих свойств. Дисциплина, система поощрений, соревновательность – это неотъемлемые элементы воспитания кожных детей.

Жизнь прожить – не поле перейти. Часто случается так, что у родителей не все складывается в жизни, и они вымещают неудачи на своих детях путем словесных оскорблений. Постоянный вербальный садизм в случае с кожным ребенком наносит колоссальный ущерб его психике.

У ребенка в детстве еще не развито критическое мышление, поэтому он оценивает себя и окружающий мир через мнение своих родителей. Если родители говорят: «Ты бестолковый придурок, из тебя ничего путного не вырастет, станешь дворником, зачем я тебя вообще родила», то он будет действительно верить в эти слова.

Эти слова выбивают почву у любого ребенка, вызывают потерю чувства защищенности и безопасности, и останавливают развитие. В случае с кожными детьми, вербальный садизм бьет по их природной психической установке быть первыми, успешными и удачливыми во всем. Чтобы смягчить страдание от этих крайне неприятных слов, срабатывает механизм природной наркотизации организма для адаптации боли. И ребенок, как и в случае с физическим насилием, привыкает получать удовольствие от боли, формируется мазохизм.

image description

Сценарий на неудачу

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что основной причиной сценария на неудачу является сформированное под влиянием физического насилия или вербального унижения стремление к мазохизму. Мазохизм – это наработанное желание получать удовольствие через страдания тела и души.

Вытесненные в подсознание мазохистские тенденции приводят к формированию сценария на неудачу. Человек бессознательно все подстраивает так, чтобы ему делали больно. Все получается с точностью до наоборот от заданного потенциала: человек вроде бы сознательно стремится к успеху, а в действительности получает одни страдания.

Он хочет статуса и социального превосходства, а вместо этого терпит неудачи. При этом неудачи – это единственное в жизни, что приносит удовольствие, приятные ощущения, выравнивает настроение. Бессознательно все сводится к тому, чтобы потерпеть неудачу и хоть на короткий период ощутить счастье.

Как избавиться от сценария на неудачу

Человек создан по принципу наслаждения. Мы стремимся к тому, что приносит нам наивысшее удовольствие. Это возможно только через реализацию наших желаний.

Человек, у которого с детства сформирован сценарий на неудачу, создает большинство проблем самостоятельно. Как правило, намерение начать новое дело — хорошее, но бессознательно он провоцирует всегда одинаковую концовку – очередную неудачу. Поступил в университет – завалил сессию, oтчислили; устроился на работу – накосячил, уволили; купил машину – сел за руль пьяным и разбил вдребезги.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит о том, что выйти из сценария на неудачу возможно: для этого нужно осознать свои мазохистские желания, суть кожного вектора, его роль, все свои психологические особенности, чтобы научиться сознательно направлять их в нужное русло. Ведь в реализации гораздо больше наслаждения!

Временным решением может быть наполнение свои мазохистских желаний через сексуальные отношения, ролевые игры, имитацию унижения и грубости. Это позволит снять напряжение и получить необходимую для организма дозу эндорфинов. В результате исчезнет неосознанная потребность получать неудачи в социальной жизни.

image description

В нашем обществе, в отличие от западных стран, проявление мазохистских желаний для мужчины неприемлемо – в патриархальном менталитете не принято, чтобы мужчина просил «ударь меня». Желания к мазохизму выносятся глубоко в бессознательное, человек абсолютно не отдает себе отчет, что с ним происходит. Нашему мужчине трудно пойти на доминирование над ним женщины, но это ложный стыд. Главное, чтобы это было безопасно и устраивало обоих партнеров.

Вы можете получить понимание своих психических особенностей и информацию об избавлении от сценария на неудачу уже на бесплатных онлайн-лекциях Юрия Бурлана, посвященных кожному вектору. Записаться на бесплатный онлайн-тренинг можно по этой ссылке.

Автор публикации:
Анатолий Янчук, кандидат сельскохозяйственных наук, специалист по развитию агротехнологий


Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Уже идут
45509
человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

2
февраля

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

2
февраля

Состоится Бесплатный тренинг по психологии

Уже идут 45509человек

До начала тренинга осталось:

Комментарии 13

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Изба избушка сценарий
  • Ижад кис??ен? сценарий
  • Иерусалимская икона божией матери когда праздник
  • Иерофей влахос митр господские праздники
  • Иеромонах элпидий сценарий конца времен пророчества