Изба избушка сценарий

Скачать: сценарий фольклорного праздника изба-избушка.

МБОУ «Костинская основная общеобразовательная школа»

Фольклорный праздник в школе «Изба-избушка»

(для 5-9 классов. 26 ноября 2012 г.)

Подготовила и провела: учитель музыки, ИЗО и МХК, педагог-организатор школы Н.В.Черненко.

Цели: развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору”; развивать интерес к русским народным традициям, к историческому прошлому; способствовать развитию эстетического вкуса через народную песню, игру, шутку; обогащать знания учащихся о русских традициях, приметах

Оборудование: мультимедийный диапроектор, компьютер, МР 3 проигрыватель, готовая презентация по материалам праздника, конверт с заданиями для команд, конверт с ответами на все конкурсы для членов жюри, фортепиано, самовар, чайная посуда, расшитые рушники, народные костюмы, диски с народными песнями.

Муз.оформление: русские народные песни «Бояре», «А я по лугу…»,»Конфетки-бараночки», «Во кузнице», «Раз прислал мне барин чаю…» и др.; песни «Во деревне то было…», «Завалинка» в исполнении учащихся 5, 6 и 7 класса.

Ход проведения мероприятия.

(Звучат русские народные песни.)

  1. Вводная беседа ведущей. (сопровождается презентацией) (Слайд 1)

Изба-избушка! Какое знакомое и даже веселое слово! Так называлось традиционное жилище русского человека. (Слайд 2) После избушки появились прекрасные храмы, дворцы, современные многоэтажные здания. (Слайд 3). «Мой дом – моя крепость», — говорили на Руси. Для обеспечения этой крепости большое внимание отводилось времени начала строительных работ, материалу, из которого строили дом. Каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков. (Слайд 4).

А какие интересные, необычные названия у различных частей русской избы: (Слайд 5).

В мир человека есть 2 лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром. (Слайд 6).

Сегодня мы совершим путешествие в далекое прошлое, когда избушка была главным видом жилища. (Слайд 7). Итак, путешествие начинается.

  1. Ведущая представляет членов жюри и команды-участницы. В конкурсах принимают

участие 2 команды: «Домовята» и «Старатели». В каждой команде по 7 участников – ребята в команду набираются по желанию, но в каждой команде по равному количеству учащихся от каждого класса. Ведущая разъясняет участникам как оцениваются конкурсы.

  1. Проведение конкурсов.

  • Конкурс 1. Мудрое слово.

Удивительно, как любой народ за многие века своей жизни отчеканил в пословицах свое отношение к миру, к жизни, к другим людям. Вот и о доме, своем жилище, сложил он огромное количество пословиц – мудрых, кратких, выразительных. Наша задача – сообща вспомнить некоторые из них. Я говорю начало пословиц, команды по очереди их заканчивают и за правильные их завершения получают по 1 очку. (см. задания конкурса 1)

  • Конкурс 2. Сказочная избушка.

Любили наши предки свое жилище: ласково его называли и во многих сказках не могли без избушки обойтись. Вот и мы с вами сейчас отправимся в гости к сказкам, и это будут сказки с избушкой. Я читаю фрагмент из сказки, а команды по очереди угадывают ее название да очко за это получают. (см. задания конкурса 2)

— Просим жюри подвести и объявить итоги первых двух конкурсов. А пока жюри работает, нас ждет музыкальная пауза с участием учащихся 5 класса. Ребята исполнят нам русскую народную песню «Во деревне то было, в Ольховке».

Жюри оглашают итоги двух первых конкурсов.

Мы вспомнили мудрое слово наших предков о жилье, совершили путешествие в мир русской сказки и узнали, какие разные избы-избушки в ней встречаются. Сейчас окунемся в мир родного языка.

  • Конкурс 3. Знатоки русского языка.

Команды получают конверты, в которых на разных карточках написаны слова и их объяснение. Задача игроков – составить правильные пары: слово и его объяснение. Итоги своих размышлений они представят на суд жюри. За каждую правильную пару им присуждают по одному очку. Слово и его объяснение помещается на разных карточках. (см. задания конкурса 3)

  • Конкурс 4. Без чего дом не строили ?

Жилище крестьянина – изба – складывалось в течение столетий. Оно было приспособлено к природным условиям Древней Руси, к образу жизни людей, ее населявших. Каждый элемент в избе имел свое назначение, свое устройство и свое старинное название. Сейчас перед участниками команд ставится задача – вспомнить и назвать важнейшие части внутреннего устройства старинной русской избы. Команды по очереди дают по одному ответу. В случае затруднения очередь переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ – 1 очко. (см. возможные ответы к конкурсу 4).

  • Конкурс 5. Блиц.

Настал последний конкурс, посвященный избе-избушке. И если до сих пор у вас было время на размышление, то теперь мы предлагаем другие условия игры: команды отвечают сразу на всю серию вопросов без обдумывания. Вопросы, на которые не будут даны ответы, после конкурса мы предложим болельщикам, которые смогут помочь своим командам. (см. вопросы конкурса 5)

— Все этапы игры пройдены. Команды проявили мужество в борьбе за победу. Предоставим возможность жюри оценить вторую серию конкурса и подвести итоги всей сегодняшней игры. Нас ждет вновь музыкальная пауза: ребята из6 и 7 класса исполнят для всех песню Г.Мацегоровой и А.Лукьяненко «Завалинка».

4. Подведение итогов игры – слово жюри. Награждение победителей, поощрительные призы проигравшей команде, призы болельщикам, принявшим активное участие в мероприятии.

«Описание материала: Предлагаемый материал можно использовать и для проведения фольклорного праздника в школе, и для классного часа, и для урока ИЗО. Здесь в игровой форме учащиеся знакомятся с элементами русской избы, с русскими традициями, узнают новое о истории русского народа. Здесь, как вступление, используется небольшая презентация, на протяжении всего праздника звучат русские народные (и композиторские) песни, почти все предлагаемые конкурсы носят познавательный характер и, кроме того, пр…

Раздел Классному руководителю
Класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата 05.02.2014
Формат zip
Изображения Нет

Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Костинская основная общеобразовательная школа»

Фольклорный праздник в школе «Изба-избушка»

(для 5-9 классов. 26 ноября 2012 г.)

Подготовила и провела: учитель музыки, ИЗО и МХК, педагог-организатор школы Н.В.Черненко.

Цели: развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору»; развивать интерес к русским народным традициям, к историческому прошлому; способствовать развитию эстетического вкуса через народную песню, игру, шутку; обогащать знания учащихся о русских традициях, приметах

Оборудование: мультимедийный диапроектор, компьютер, МР 3 проигрыватель, готовая презентация по материалам праздника, конверт с заданиями для команд, конверт с ответами на все конкурсы для членов жюри, фортепиано, самовар, чайная посуда, расшитые рушники, народные костюмы, диски с народными песнями.

Муз.оформление: русские народные песни «Бояре», «А я по лугу…»,»Конфетки-бараночки», «Во кузнице», «Раз прислал мне барин чаю…» и др.; песни «Во деревне то было…», «Завалинка» в исполнении учащихся 5, 6 и 7 класса.

Ход проведения мероприятия.

(Звучат русские народные песни.)

  1. Вводная беседа ведущей. (сопровождается презентацией) (Слайд 1)

Изба-избушка! Какое знакомое и даже веселое слово! Так называлось традиционное жилище русского человека. (Слайд 2) После избушки появились прекрасные храмы, дворцы, современные многоэтажные здания. (Слайд 3). «Мой дом — моя крепость», — говорили на Руси. Для обеспечения этой крепости большое внимание отводилось времени начала строительных работ, материалу, из которого строили дом. Каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого — в преданиях наших далеких предков. (Слайд 4).

А какие интересные, необычные названия у различных частей русской избы: (Слайд 5).

В мир человека есть 2 лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог — это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром. (Слайд 6).

Сегодня мы совершим путешествие в далекое прошлое, когда избушка была главным видом жилища. (Слайд 7). Итак, путешествие начинается.

  1. Ведущая представляет членов жюри и команды-участницы. В конкурсах принимают

участие 2 команды: «Домовята» и «Старатели». В каждой команде по 7 участников — ребята в команду набираются по желанию, но в каждой команде по равному количеству учащихся от каждого класса. Ведущая разъясняет участникам как оцениваются конкурсы.

  1. Проведение конкурсов.

  • Конкурс 1. Мудрое слово.

Удивительно, как любой народ за многие века своей жизни отчеканил в пословицах свое отношение к миру, к жизни, к другим людям. Вот и о доме, своем жилище, сложил он огромное количество пословиц — мудрых, кратких, выразительных. Наша задача — сообща вспомнить некоторые из них. Я говорю начало пословиц, команды по очереди их заканчивают и за правильные их завершения получают по 1 очку. (см. задания конкурса 1)

  • Конкурс 2. Сказочная избушка.

Любили наши предки свое жилище: ласково его называли и во многих сказках не могли без избушки обойтись. Вот и мы с вами сейчас отправимся в гости к сказкам, и это будут сказки с избушкой. Я читаю фрагмент из сказки, а команды по очереди угадывают ее название да очко за это получают. (см. задания конкурса 2)

— Просим жюри подвести и объявить итоги первых двух конкурсов. А пока жюри работает, нас ждет музыкальная пауза с участием учащихся 5 класса. Ребята исполнят нам русскую народную песню «Во деревне то было, в Ольховке».

Жюри оглашают итоги двух первых конкурсов.

Мы вспомнили мудрое слово наших предков о жилье, совершили путешествие в мир русской сказки и узнали, какие разные избы-избушки в ней встречаются. Сейчас окунемся в мир родного языка.

  • Конкурс 3. Знатоки русского языка.

Команды получают конверты, в которых на разных карточках написаны слова и их объяснение. Задача игроков — составить правильные пары: слово и его объяснение. Итоги своих размышлений они представят на суд жюри. За каждую правильную пару им присуждают по одному очку. Слово и его объяснение помещается на разных карточках. (см. задания конкурса 3)

  • Конкурс 4. Без чего дом не строили ?

Жилище крестьянина — изба — складывалось в течение столетий. Оно было приспособлено к природным условиям Древней Руси, к образу жизни людей, ее населявших. Каждый элемент в избе имел свое назначение, свое устройство и свое старинное название. Сейчас перед участниками команд ставится задача — вспомнить и назвать важнейшие части внутреннего устройства старинной русской избы. Команды по очереди дают по одному ответу. В случае затруднения очередь переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ — 1 очко. (см. возможные ответы к конкурсу 4).

  • Конкурс 5. Блиц.

Настал последний конкурс, посвященный избе-избушке. И если до сих пор у вас было время на размышление, то теперь мы предлагаем другие условия игры: команды отвечают сразу на всю серию вопросов без обдумывания. Вопросы, на которые не будут даны ответы, после конкурса мы предложим болельщикам, которые смогут помочь своим командам. (см. вопросы конкурса 5)

— Все этапы игры пройдены. Команды проявили мужество в борьбе за победу. Предоставим возможность жюри оценить вторую серию конкурса и подвести итоги всей сегодняшней игры. Нас ждет вновь музыкальная пауза: ребята из6 и 7 класса исполнят для всех песню Г.Мацегоровой и А.Лукьяненко «Завалинка».

4. Подведение итогов игры — слово жюри. Награждение победителей, поощрительные призы проигравшей команде, призы болельщикам, принявшим активное участие в мероприятии.

              муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=54fa6622e40f3371ce2d54153935db6d&n=33&h=215&w=237

Сценарий открытия

«Русской избы»

Арзамас 2016 г.                   

  • /Звучит русская народная музыка/

Хозяйка:                        Здравствуйте, люди добрые!

                                Милости просим!

Хозяин:                        Пожалуйте, гости дорогие!

                                Низкий вам поклон!

  • /Хозяин с хозяйкой кланяются/.

Хозяйка:                        Веселья вам да радости!

                                Здравствуйте, детишки,

                                Девчонки да мальчишки.

                                Спасибо, что мимо не прошли,

                                К нам в гости зашли.

                                Проходите, не стесняйтесь,

                                По удобнее располагайтесь!

  • /Дети садятся на лавки/.

Хозяин:                        Собрались мы здесь, чтобы совершить

                                дело доброе, доброе да нужное.

                                Мы ребятки долго собирали вещи старинные,

                                да приборы столовые, да половики домотканые,

                                которыми еще наши прабабушки

                                и прадедушки пользовались.

                                И собрали мы все эти вещи в одном месте,

                                а место мы назвали: музей русского быта «Русская изба»

                                и сегодня мы с вами открываем этот музей.

Хозяйка:                        Раньше в старину жилища строили из бревен,

                                и такие дома назывались – избами.

                                В избе жили хозяин, хозяйка с малыми детушками.

                                Русские люди много трудились,

                                делали все своими руками.

Строили избы, делали мебель,

изготавливали посуду, шили одежду.

Хозяйка:                        Вам нравится наша изба?

Дети:                        «Ваша изба, ровно тепла».

                                «Домом жить – обо всем тужить».

                                «Из гнилого леса, ненадолго изба».

                                «Не красна изба иглами, а красна пирогами».

Хозяйка:                        Вы, смотрю ребята много знаете.

                                А вы знаете, что было главным в избе?

Дети:                        Печка!

Хозяйка:                        Да, печка.

Хозяйка:                        Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги,

сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ребенок:                        Русской печки нет добрее

                                Всех накормит, обогреет

                                Варежки сушить поможет

                                Детей спать она уложит

Хозяин:                        А чем же топили  печь?

Дети:                        Дровами.

Хозяин:                        А у нас в печурочке,  золотые чурочки!

Ой, ребята мало дров осталось, давайте с вами в лес сходим за дровами.

  • Игра «За дровами».

Хозяин:                        За дровами в лес пойдем

                                И пилу с собой возьмем

                                Вместе пилим мы бревно

                                Очень толстое оно

                                Чтоб дрова пролезли в печку

                                Их разрубим на дощечки

                                Вот молодцы, сколько дров нарубили!

Хозяйка:                        А вот для вас загадка:

                                Он как круглая кастрюля,

                                Он чумазый не чистюля

                                Где там, в печке уголек

                                Кашу сварит…(чугунок)

                                Посмотрите, ребята, какие чугунки.

                                они не бьются, выдерживают высокую температуру,

                                сделаны из металла.

                                В старину в чугунках варили кашу, суп.

Хозяин:                        Рядом с печкой стоит сват-

Злой да рогатый ухват!

Все из печки он хватает,

Да на стол скорее ставит…(Ухват)

                                Черный конь, скачет в огонь… (Кочерга)

                                                Она всегда мешает угли в печи.

Хозяйка:                        А еще в избе, было много предметов – помощников,

которые хозяюшки использовали почти каждый день.

Отгадайте мои загадки.

Воду дед носил с утра

                                Каждый раз по два ведра

                                На плечах дугой повисла

                                Держит ведра… (Коромысло)

Хозяйка:                        А вот стоит толстушка, деревянное брюшко, а зовут ее ступка.

                                               Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто.

Хозяин:                        То назад, то вперед, ходит – бродит пароход

                                Остановишь – горе! Продырявит море…(утюг)

Хозяйка:                        — Давайте посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье!

                                Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (показать рубель)

Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал.

Хозяин:                        Он по горнице гуляет,

                                Пыль и мусор собирает… (веник)

                                Эту обувь не забыли,

                                Хоть давным-давно носили.

                                Влезут дети по полати

                                У печи оставят… (лапти)

Хозяйка:                        А на полочке у нас стоит посуда: крынки, горшки всякой величины.

                                Одним словом, «Бабий кут».

Посуду в старину изготавливали из глины и дерева.

С помощью топора, вот такие деревянные ложки,

а мастера умельцы их расписывали.

Хозяин:        А вот ложка расписная, была у царя такая из нее ничего ни прольется, щи из нее вкуснее, да каша добрее, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

                                Давайте на них поиграем.

  • Русская народная песня «Во кузнеце».

/Дети играют на ложках/.

Хозяин:                        Стоит толстячек, блестит бочек,

                                Шипит, кипит, всем чай пить велит…(самовар)

                                               Вот из такого самовара любили русские люди собираться всей семьей

                                               за большим столом и пить чай с бубликами и баранками.

Хозяйка:                        Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду,

                                               русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.

                                               Прялка помогала сучить нить, а на гребнях чесали пряжу.

                                               Долгими зимними вечерами девушки и женщины пряли пряжу, из которой

                                                потом вязали носки, варежки, кофты.

А еще вышивали, шили русские сарафаны. Вот посмотрите какие были костюмы. Они были праздничные и будничные. К любому, женскому или к мужскому костюму обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные платки. Одежда, выполнена умельцами, передавалась по наследству- все делалось своими руками (шитье, вышивка). Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт; свое жилище. Украшением  горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

 А вот ткацкий станок. Девочки с детства должны были уметь на нем ткать. Ткали половики,  покрывало и другие предметы быта.

Хозяин:        В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, уже слышали такое выражение: «Сундук с приданым»? Посмотрите!

Хозяин:                        Ребята назовите мне еще один предмет в нашем музее!

Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто знает, как он называется? (люлька, от песни «Ой, люли») в таких люльках, какие тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте подойдем посмотрим на нашего младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку.

  • Колыбельная песня.

                                Люли, люли, люли, прилетели гули.

                                Сели гули на кровать, стали гули ворковать

                                Стали гули ворковать, мою дочку усыплять:

                                «Спи малютка, засыпай, глаз своих не открывай.»

Хозяйка:        Раньше на Руси, у детей таких игрушек как у вас сейчас не было, и они играли в самодельные игрушки  и одной из таких игрушек, была матрешка.

        Это сейчас в наше время матрешка, считается русским сувениром, а тогда с матрешками дети играли, матрешки сделаны из дерева. Еще много разных кукол изготавливали в старину: куклы из соломы, куклы из мочало, куклы-пеленашки из ткани и другие…

Хозяин:        В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. Вот и сейчас я вас ребята приглашаю в русскую народную игру.

  • Русская народная игра с лентой.

Хозяйка:                        Вышел Никита погулять

                                Стал подружку выбирать

                                Стал подружку выбирать

                                Кому ленточку отдать

                                Поклонись, поклонись,

                                Да за ленточку держись.

                     Мальчик наклоняется выбранной девочке и говорит:

                                «Дарю тебе ленточку потому что ты самая добрая»

Хозяйка:                        Гармонист Тимошка, сыграет нам на гармошке,

                                А наши девчонки, петь умеют звонко-звонко.

  • Песня «Гармонист Тимошка»

Хозяин:        Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Белье в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали-спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.

Хозяйка:        Русские люди всегда славились своим гостеприимством, любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

        А я для вас тоже испекла каравай, пышный да румяный, угощайтесь.  

Дети:                                Сей музей мы покидаем,

                                Русская изба так хороша,

                                В каждом стареньком предмете

                                Живет русская душа!

Хозяин:                        Наше мероприятие мы заканчиваем,

                                Ждем вас на экскурсию и занятия в наш музей!

                                Русские традиции храня,

                                Мы память чтим, и свято бережем,

                                Все, что досталось от далеких предков

                                Мы в маленьком музее соберем!

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Городской дворец творчества «Академия талантов»

«Тайны и загадки русской избы»

Сценарий интерактивной экскурсии,

в рамках реализации окружного проекта

«Этнодеревня «Кологод»: путешествие за солнцем» — Центр возрождения народной культуры»

Двор народного быта и уклада жизни

образовательный сезон «Осень»

Автор-составитель:

Иошина Оксана Владимировна,

методист, руководитель музея «Русская изба»

г. Новый Уренгой, 2021 г.

Тема: «Тайны и загадки русской избы».

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с особенностями крестьянского жилища, укладом жизни, формирование представлений о быте и хозяйственном труде женщин в осенний период.

Задачи:

  • Расширить представления детей об устройстве русской избы;

  • дать краткие сведения о предметах обихода, их названиях и назначениях;

  • развивать интерес к истории своего народа, любознательность к предметам старины;

  • способствовать развитию личности, осознающей свои корни, национальные истоки.

  • Воспитывать и прививать доброе и бережное отношение к старшему поколению, матери, бабушке, почитать и уважать их труд.

Оборудование и методическое оснащение:

  • Аудиоаппаратура.

  • Диски (кассеты) с записями мелодий русских народных мелодий.

Место проведения: этнографический музей «Русская изба»

Целевая аудитория: дети 6 – 14 лет.

Продолжительность занятия: 20 минут

Сценарный ход

Действие происходит в экспозиции музея «Убранство русской избы».

Звучит русская народная мелодия. Гостей встречает хозяйка избы в русском народном костюме.

Хозяйка. Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Приглашаем вас в русскую избу, в светлую горенку!

— Ну-ка, ребятишки, ответьте мне на вопрос – Какое сейчас время года?

Ответы детей.

— Да, Осень – особое время года на Руси. Закончилась пора земледелия — завершалась жатва хлеба. Полные закрома зерна собирали! Настала у нас пора «Осенин». А с «осенин» вся основная работа перенеслась с поля в огород или в дом: начался сбор овощей, пора и к зиме готовится.

— Вот и я сегодня встала ранёхонько, по хозяйству управилась – коров подоила, да накормила; овощей полные лукошки насобирала да в погреб все снесла. Теперь пришло время и дорогих госте встречать.

— Вас, поджидая я принарядилась, надела любимый сарафан из сундука, из шкатулки достала свои украшения, к рукомою чистый красиво вышитый льняной рушник повесила – утирать лицо и руки. Хозяину тоже приготовила самую нарядную рубаху – красную. (Показать на манекен)

— Ну, проходите, не стесняйтесь. Милости прошу.

Хозяйка поклоном приглашает детей в «избу»

— Многие из вас живут в многоэтажных домах. Эти дома стали строить всего каких-нибудь сто с небольшим лет назад. Но раньше люди жили в домах, которые назывались «избами». А если быть точным, изба – это теплая половина дома с печью (показать на фрагмент избы). В русской народной пословице говорится: «Домом жить – обо всем тужить». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

— Это значит — вести домашнее хозяйство семьи («домом жить») — очень много забот и хлопот. Нужно обо всем думать, заботиться, страдать – «тужить».

— Вот и я живу в избе со своей семьей, муж мой закончил в поле трудиться, да зерно на мельницу повез, ребятишки в раздолье играют, а я в избе по хозяйству управляюсь.

— Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. А сколько тайн и загадок хранит в себе наша изба. Некоторые из них, мы сегодня с вами узнаем.

— Что же нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать? Отгадайте загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое,

Крови нет,

Сесть на нее сядешь,

А не везет. (Печь).

— Ребята, название «печь» происходит от слова «истопка», «истопить».

Ребята, для чего использовали печь? (для отопления помещения, приготовления пищи для людей и животных). А еще на печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.

Если заболевал ребенок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца: ребенка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба-яга с Иванушкой.

А еще, по народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, ее защитник, добрый и услужливый в одних ситуациях, и даже опасный – в других. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». А представляли его в облике маленького мужичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. Главная обязанность Домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь.

— Как вы думаете, почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку? (ответы детей) Домовой, ребята, любит превращаться в разных домашних животных, но чаще всего превращается в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

Вселяясь в новую избу, хозяин держал в одной руке икону, а в другой – ломоть хлеба с солью, и говорил: «Дедушка Домовой! Прошу твою милость с нами на ново-житье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной». (Обыграть)

Хозяйка. Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? Утварь – это предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни. О самых важных предметах утвари мы с вами сейчас и поговорим. Я хочу опять загадать вам еще загадку:

Чёрный конь пляшет в огонь. (Кочерга). (Показать)

Кочерга — приспособление для размешивания углей в печи. Нельзя приготовить в печи обед, не взяв в руки кочергу. Кочерга в печи хозяйка.

Хозяйка. А вот вам другая загадка:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

Понятно, ребята, что вам трудно отгадать название этого предмета. Это – ухват (показывая). Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – и похож на рога коровы. Для чего нужно это устройство? (ответы детей)

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи. Какое интересное слово – чугунок! Про него даже загадку сложили:

Чернец – молодец, в красно золото залез

До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок)

— Ребята, а для чего нужен чугунок и как его использовали? (ответы детей)

— В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма походила на форму горшка. Но чугунок, в отличие от горшка, был изготовлен из чугуна (особого сплава железа) и служил дольше, чем глиняный горшок.

— Умение подхватить чугунки ухватом требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Кто хочет попробовать поставить в печку чугунок? (обыграть)

Существовала примета, связанная с ухватом: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом (продемонстрировать).

Хозяйка. Мы продолжаем знакомиться с русской избой, раскрывая ее тайны. На Руси обедали в полдень. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания. «Хлеб – всему голова» — так говорили о хлебе наши предки. Вторым по значению продуктом питания были каши. Без каши на Руси не проходило ни дня. «Каша – мать наша», — говорили в старину. А из чего готовили кушу? (ответы детей)

Да, на Руси поесть любили

И особо каши чтили:

Пшенные, овсяные,

Гречневые, манные…

— Вот и мы свами сейчас будем кашу «варить»

Игра «Мы кашу варили»

Условия игры: на скамеечке стоит чугунок, нужно «сварить кашу», т.е. забросить в него как можно больше небольших мячиков. Победитель определяется по количеству заброшенных мячей. (Проводится игра)

Хозяйка: Сварили мы в печке кашу. Кашу подавали на стол в общем чугунке или выкладывали в миску. Миски были разные – большие и маленькие. Обратимся теперь к крестьянскому столу. Вот вам очередная загадка:

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Хозяйка: Это ложка. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Хозяйка: Ребята, а знаете, что заготовки для деревянных ложек назывались «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши». Дело в том, что разбивать полено на баклуши считалось легкой, простой, не требующей мастерства работой. В конце концов, так и стали говорить обо всех, кто на работе вообще ничего не делает: «Он бьет баклуши», «Не бей баклуши», то есть займись делом, не ленись.

Хозяйка: И снова загадка:

Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)

Хозяйка: Конечно это самовар. В России пили квасы, рассолы, кисели, простоквашу, топленое молоко и, конечно, сбитень (медовый напиток на травах). Именно он на Руси стал прообразом чая. Готовили его в чайнике – сбитеннике (с поддувалом и впаянной внутрь трубой). Он и стал прадедушкой самовара.

Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни, иногда из серебра. Ни в одной другой стране мира чаепитие с самоваром не получило такого широкого распространения как в России (255 лет).

Хозяйка: и последняя загадка: Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг) или

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море. (Утюг)

Давайте-ка теперь посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг — то не похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской — рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на печке, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами.

Хозяйка: Умаялись, гости мои дорогие? Вот и завершилось наше путешествие по крестьянской избе. Я очень рада, что вы сегодня ко мне пришли. Мы с вами раскрыли не все тайны и разгадали не все загадки, но я надеюсь, что вы еще придете ко мне в гости. А чтобы у вас осталось память от вашего посещения, давайте сделаем общее фото у русской печки.   

— До свидания, до новых встреч!

Сценарий мероприятия  «Русская
изба»

Цель: Способствовать освоению
культурных и духовных традиций народа, приобщать учащихся к своим истокам,
знакомить с памятниками культуры, учить сохранять культурные ценности,
созданные предыдущими поколениями, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование
:  
Экспозиция
школьного музея

Ход мероприятия

(под музыку «На горе
калина» в музей входят гости)

Ведущая:

Дорогих
гостей встречаем

Круглым,
пышным караваем.

Каравай
мы вам подносим.

Поклонясь,
отведать просим.

(гости, отведав каравай,
рассаживаются по местам.)

Руководитель
музея:
Здравствуйте, ребята, гости! Мы рады вас
приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в
необычное путешествие-путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его
населяющих.  По пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина,
познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового
и интересного.

Давным
– давно это было, когда на месте сегодняшнего села Семеновка росли густые 
кустарники, промышляли башкирские племена…

(Сценка)

(3
женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами.)

1-я
женщина-Господи! Куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

1-я
женщина — Надо назад вертаться! В Пензенскую губернию.

3-женщина-Ох,
матерь божья, да как же мы жить тут будем?

1-я
женщина — (причитает) Господи! Божечки! Говорила тебе. Если бы не голод
и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

1-й
мужчина — Погодь, голосить! Глянь, луга — то, какие!

2-й
мужчина-А травы, травы! Выше нас с тобою.  Какой кругом покой!

1-й
мужчина- А небо, небо какое синее…

2-й
мужчина-А земли- то сколько — глянь, да какая добротная…

3-й
мужчина-А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

                       
И спокойная такая тишина!

1-й
мужчина — Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем

(берет за руку сынишку)

1-й
мужчина — Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему
хозяином!

Руководитель
музея:
Основание села Семёновка относится к 50-м годам 18
века. В архивном документе записано, что «деревня Семёновка, которая имела
второе название Семёновка — Сарбайка, существовала уже в 1765 году, когда
проводилось межевание соседних с нею земель». По существующей в народе легенде,
название села происходит от имени первого поселенца Семёна. А второе название
села Семёновки — Сарбайки указывает на географическое расположение – на реке
Сарбай. Село было основано ясачными крестьянами, выходцами из мордвы и чувашей.

В ревизской сказке 1811 года значится 314 крестьян мужского пола. В том же
документе записаны фамилии сложившихся родовых крестьянских семей, положивших
начало многим поколениям семёновцев. Среди них названы Ильины, Харитоновы,
Степановы, Андреевы, Васильевы, Ивановы, Тимофеевы. Избы наши предки ставили
добротные деревянные с резными наличниками. Давайте-ка мы с вами тихонечко
заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит 
тихая музыка. Горит свеча.)

Ведущая:

В низенькой
светелке со створчатым окном

Светится лампадка
в сумраке ночном

Слабый огонечек то
совсем замрет,

То дрожащим светом
стены обольет.

Новая светелка
чисто прибрана:

В темноте белеет
занавес окна,

Пол оструган
гладко, ровен потолок,

Печка развальная
стала в уголок,

По стенам –
укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка,
крытая ковром,

Крашеные пяльцы со
стулом раздвижным….

И кровать резная с
пологом цветным.

1-й
экскурсовод:
наши далекие предки были людьми
трудолюбивыми.
 Жители села Семёновки занимались
земледелием, охотой, рыболовством, огородничеством, животноводством, ремёслами.
Из ремёсел наиболее развиты были производство саней и плотницкое дело. В избе,
в страшной тесноте, жили, как правило, 8-10 человек. Стесненные условия жизни
заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемий. Опрятная
хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. Любая
крестьянская изба начиналась с красного угла.  Это было почетное место. Здесь
на специальной полке стояли иконы. Хранились священные книги, горела лампада.
Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный
угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся
образам, а уж только потом здоровался с хозяевами.  В красный угол сажали самых
дорогих гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу.
Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья,
происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание
невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного
угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом
 жениха и вели тоже в красный угол.

 Во
время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в
дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев
урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило
благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

 В
красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное
дело. Красный угол — самое почётное место в доме. Согласно традиционному
этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому
приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно
украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший»,
«светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.
   Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома
класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол  клали
более крупную монету.  Во многих местах на территории России красный угол
называли ещё «большим» или «передним».  Наш красный угол располагается не по
правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.  В
нашем красном углу (показывает) мы видим икону Казанской Божьей Матери.
Икону  украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время
молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень
берегли, передавали из поколения в поколение.

2-й
экскурсовод:
Что же
касается мебели, то ее было немного. Да и разнообразием она не отличалась.  Стол,
лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все. Ближайший угол к
двери занимала печь (показывает)

Рады видеть
вас у печки.

Без нее и дом
пустой,

В ней и жарить,
в ней и парить,

И зимой с ней
как с весной.

В старину так
говорили:

«Печь нам
мать родная всем,

У печи все
красно лето,

 У печи и 
сплю, и ем».

Печь была
неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как
вы думаете,  для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно
ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги хлеб, варили кашу и щи. И все
получалось удивительно вкусно и питательно, но есть еще две экзотические 
функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали. В печи крестьяне, не
имевшие бани, …парились.  Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого
после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали
солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним
закрывали заслонку.  Если требовалось поддать пару, прыскали водой на
раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда,
обмываться водой приходилось уже в сенях. Расскажу я  вам еще об одной функции
печи — материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина.  Родился великий поэт
слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал в русской печи,
завернутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила
в своем чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор прожил долгую и славную
жизнь. Вот так печка-матушка!

1-й
экскурсовод:
— Ребята, а назовите мне еще один необычный
предмет в нашем музее! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается.
Молодцы! А кто знает, как он называется? 
Люлька или  Зыбка — крестьянская детская колыбель. (показывает).
Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).  Давайте подойдем и посмотрим на нашего
младенца. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А вам
ваши мамы пели колыбельные песни? Какие?

2-й
экскурсовод:
В избе живут не только люди. Есть в ней
еще «жильцы» — кто родом из леса, кто- с поля, кто — из земли. Без них в доме
не обойтись.

Из далекой старины

Эти вещи к нам
пришли.

Если в руки их
возьмешь

И рассмотришь, то
поймешь.

Для чего они
нужны,

Чем полезны и
важны

Человеку раньше
были,

Что за службу
сослужили.

 Старая кочерга и
ухват. Но они – самые «припечные» жители. Кочергой выгребали золу из печи и
ворошили угли. (показывает). Ухватом (показывает) хозяйка ловко
цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из
печи. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.

У печи стоят так
важно,

Как стойкие
солдаты.

Из печи горшочки с
кашей

Тянут железные
ухваты.

Непростое это дело
посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел .пробуют).

Рядом с печью
обязательно висел  рушник (показывает).

Умывались ключевой
водицей,

Утирались
рушником.

Изо льна его
соткали,

Украсив вышивкой
потом.

Не раз в течение
дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

1-й
экскурсовод:
Во многих русских народных сказках
Бабу-Ягу обычно изображают с одними и теми же предметами. Назовите их. Для чего
они служат ей? (Ступа, пест, помело) (показывает). Баба — Яга садится в
ступу, пестом погоняет, помелом след заметает. А для чего они крестьянину? В
ступе толкли зерно, очищая от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а лопатой
сажали туда тесто будущего каравая. Отгадайте, о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я
топтан,

Был на кружале,
был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил,
всю семью кормил,

Сам терпел  —
ничего не ел.

Сделался, стар –
пеленаться стал

Это история про
глиняный горшок. (показывает). Из чего он изготовлен?

Глину сначала
копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге –
кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был
предметом первой необходимости, в нем варили щи, кашу, и любое другое вкусное
блюдо. Прямо в горшке блюдо подавали на стол. Когда горшок становился старым,
давал первые трещины, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал
служить людям дальше, правда, в печь его уже  не ставили. Ну, а если падал и
разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

2-й
экскурсовод:
У горшка есть соперник, который никогда
не бился.  Вот про него загадка:

Чернец- молодец, в
красно золото залез.

До смеху хохочет,
выскочить хочет.

Угадали, что это
такое? Это чугунок,  (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве,
но по весу он был тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла,
который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Одежду наши предки
носили домотканую — льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А
нитки нужно было напрясть.  Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и
становились искусными мастерицами.
В первую очередь мне бы
хотелось обратить ваше внимание на прялку. (показывает).  Прялка — это
инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно
широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и
донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая
прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью,
богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим
невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим
предметом нашей экспозиции является веретено. (показывает). Веретено —
это приспособление для прядения.  

1-й
экскурсовод:
Повседневная
жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье.  А
как  это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные
как раз для этого. Вальки (показывает)– с помощью их женщины
выколачивали белье на реке.

Рубель (показывает) 
– с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты.
Эти предметы декорированы резьбой.

А вот

Перед вами
утюг

Это бабушкин
старый друг.

Грелся он в
то время на углях,

Который был
во всех дворах. ( показывает )

Раньше утюги
были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставила на горячую плиту,
в некоторые хозяйки клали горячие угли, они нагревали утюг,  и можно было
гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот
так (показывает): в эти отверстия проникает воздух, и угли внутри утюга
разгорались вновь.

2-й
экскурсовод:
Вот вам
еще  одна загадка

Три братца

Пошли в реку
купаться.

Два купаются,
третий на берегу валяется. (показывает ведра и коромысло)

Коромысло
делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем
опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления.
Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. 
Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари — корзин, лукошек,
коробов. Корзины (показывает) изготовлены из ивового прута.  В старину
корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали
оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные предметы, в
специальных корзинах женщины носили полоскать белье, огромные корзины плелись
для деревянных саней и служили коробом для них. А некоторые  вещи хранились в
сундуках (показывает). Большие сундуки ставили у печи и использовали
вместо кровати.

1-й
экскурсовод:

А сейчас,
дорогие гости, я загадаю вам загадку:

А вот еще одна загадка:

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер. (
лапоть.)

Основной обувью в будни
и в праздники были лапти. (показывает). Это плетеная обувь из лыка или
бересты. Отсюда и выражение: « ободрать как липку». Лапти служили основным
видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось легкой работой,
которой мужчины занимались буквально « между делом». Не зря про крепко
напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, « лыко не вяжет», то есть
не пригоден к элементарным действиям. Зато, « связывая лыко», мужчина
обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок.
Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность,
легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Правда, как
свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они
пронашивались за 10 дней, после оттепели — за 4 дня, летом в страдную пору — и
вовсе за 3 дня.

2-й
экскурсовод:

А вот еще одна загадка:

“Стоит
толстячок

Подбочинивши
бочек,

Шипит и
кипит,

Всем чай пить
велит”.

Правильно!
Это русский красавец — самовар. ( показывает). Наличие самовара в
крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его
напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали
самовар. Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже
пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались
самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

1-й
экскурсовод:
Вот
такие  вещи жили-были и хозяевам служили.

А теперь они
в музее,

Чтобы все на
них смотрели

И гордились
стариной,

Так, как я и
мы с тобой.

Ведущая:
 Ну,
вот как хорошо вы освоились в крестьянской избе.  Все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев.
Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с
душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали,
вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались  «Деревенские
посиделки».  Деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки,
любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас
тоже поиграем. Я вспомнила одну русскую игру «Ручеек», может быть
кто-то знаком с ней? (играют в игру)

Ведущая:  А еще главным развлечением того
времени было отгадывание загадок.  Давайте и мы с вами сейчас попробуем это
сделать.  Нужно непросто отгадать загадку, но и показать предмет, о котором
идет речь.

2-й
экскурсовод:

1.Черный конь

Скачет в
огонь (кочерга)

2.Не
бык, а бодает,

Не ест, а еду
хватает,

Что схватит –
отдает,

Сам в угол
идет. (ухват)

3.Идет
пароход-

То взад, то
вперед,

А за ним
такая гладь-

Ни морщинки
не видать. (утюг)

4. Четыре
ноги,

Два уха,

Один нос,

Да брюхо, (самовар)

5. Он по
горнице гуляет,

Пыль и мусор
собирает. ( веник)

6. Если я
пуста, бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
 (ложка)

7.Плывет
паром,

Уголь в нем. (утюг)

8.Без рук, без
ног,

На плечи скок,

Ни свет, ни заря,

Пошел согнувшись
со двора. (коромысло)

9.Что за зверь:
зимой ест, а летом спит.

Тело теплое, а
крови нет.

Сесть на него
сядешь, а с места не свезет. (печка)

10. На
кончике огонечек,

На огонечке –
пузыречек. (керосиновая лампа)

1-й
экскурсовод:
Вот и закончилось наше путешествие в
далекое прошлое.

Но мы не прощаемся
с вами. На следующих уроках мы познакомим вас с одеждой, обычаями и обрядами
наших далеких предков.

Ведущая: Славно мы, ребята, сегодня повеселились. Много услышали, узнали. 
Давайте мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давайте по
старинному русскому обычаю сделаем.  В старину,  прежде чем сесть за стол, руки
обязательно мыли, рушником вытирали, при этом приговаривали.

Я вымою рученьки нежные  и белые,

Чтобы личико белело,

Чтобы солнышко хотело:

Меня чаем угостить

И за стол посадить.      (чаепитие)

Руководитель музея: вот и закончилось наше путешествие в далекое
прошлое. Но мы не прощаемся с вами.  На следующих уроках мы познакомим вас с
одеждой, обычаями и обрядами наших предков.

Цель мероприятия: формирование духовной
культуры обучающихся 10-14 лет через организацию
экскурсионной деятельности.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с предметами русского
    народного быта и обычаями, существовавшими в
    старину;
  • воспитывать уважение к людям труда — народным
    умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой
    Родине,
  • развивать потребность в самореализации и
    коммуникативные качества ребенка через игровую
    деятельность;
  • развивать память, логическое мышление,
    воображение.

Оборудование: цифровой фотоаппарат,
магнитофон, записи народных песен.

Реквизит: русский народный костюм,
куклы-обереги, картофель, дидактический
материал.

Методы:


  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ
    экспонатов, рассказ педагога, активизация
    внимания учащихся путем постановки вопросов;

  • игровой: направлен на развитие у обучающихся
    культуры взаимоотношений, памяти, логического
    мышления, воображения.

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ «РУССКАЯ
ИЗБА»

1. Приветствие (гостей встречает педагог,
одетый в русский народный костюм)

— Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я
рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут
Оксана Викторовна. А вы чьи будете? Откуда вы?
Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и
чего ждать — зима на дворе. А какое сегодня число?
(17 декабря). По народным приметам, в этот день
Варвара мостит мосты ледяные. Есть даже такая
поговорка: «Трещит Варюха: «Береги нос и ухо».

Веками в народе отмечались приметы предстоящих
изменений в природе, в погоде. Наблюдения
запоминались, проверялись и передавались из
поколения в поколение. И сегодня народные
приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

— Сегодня я вас познакомлю с бытом русских
людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами
побываем в настоящей русской избе, которая
представлена в «Музее народной культуры»
Центра детского творчества! Ребята, будьте
внимательны, потому что я вам буду давать
задания, которые вы должны будете выполнить. Вам
понадобится ваша смекалка.

3. Пословицы

— Ребята, а вы пословицы русские знаете? Я
сейчас буду говорить вам начало русской
пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь :(один раз отрежь).

5. Делу — время:(потехе — час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

4. Как строили избу

— Русские люди много трудились. Раньше люди жили
в деревнях. Делали все своими руками: строили
избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили
одежду и т.д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно,
избы в старой России обычно рубились из дерева.
Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать
традициям предков. А вы знаете, что не всякое
дерево годилось на постройку: для сруба нельзя
было использовать сухие деревья, считавшиеся
мертвыми, — от них у домашних будет «сухотка».
Запрет распространялся и на все старые деревья.
По поверью, они должны умереть в лесу своей
смертью. Большое несчастье случится, если в сруб
попадет «буйное» дерево, т.е. дерево, выросшее на
перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить
сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше
нового дома проделывали отверстие, чтобы через
него вылетели все беды и напасти. Когда же все
было готово, в жилище сначала пускали кошку или
курицу с петухом, которые определяли, можно ли
здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой —
его везли в поношенном лапте, в который насыпали
землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и
маленькие окна, так сберегали тепло.

— А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы
настилали из половиц — половинок бревен. Пол
раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не
просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные
полы регулярно скоблили большим ножом и мыли
речным песком, а затем покрывали домоткаными
половиками.

5. Игра «Строим дом» (ребята повторяют за
педагогом движения и слова)

— А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С
чего начнем?

  • Рубим деревья (тук-тук-тук).
  • Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).
  • Укладываем бревна в сруб (раз-два).
  • Возводим крышу (раз-два).
  • Прорубаем окна (раз-два).
  • Моем в доме полы (шух-шух-шух).
  • Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).
  • Кричим «С новосельем!»

6. Русская печь

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

— Центральное место в доме занимала печь.
Принято считать, что и само слово «изба»
произошло от глагола «истопить». Истопкой
называлось теплое помещение дома, отсюда и слово
«истьба» (изба).

— Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме?
Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом,
на печке спали старики и дети, в печи раньше люди
даже мылись, а также печь была главным украшением
дома. Вот пять основных функций печи. А еще в
печке сжигали сор — по поверьям, его нельзя было
выносить из избы. Также, русская печь —
прекрасное лекарство от простуд и других
заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто
посидел на печи в доме, тот считался уже не
гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята,
когда к девушке приходили сваты, она залезала на
печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти
замуж, перейти к другому очагу.

— А еще печь является сказочным персонажем.
Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в
которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках
она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему
веленью, Гуси-лебеди:)

— Молодцы, много сказок знаете!

7. Русская кухня

— А что же готовили в печи? Какова же была
основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у
русских главной едой после щей и хлеба была каша
пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая.
Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть
даже такая русская пословица: «Щи да каша — еда
наша». Рассказывают, что варил как-то древний
кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше,
чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как
следует отругав нерадивого кашевара, все-таки
попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им
понравилось. Со временем лепешки стали выпекать
из муки. Так, согласно народной присказке, из каши
появился на свет хлеб.

8. Игра «Картошка»

Кто-нибудь из вас знает, как называется вот
этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи
чугунок
). Давайте попробуем это сделать. Кто
желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в
нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с
вами немножко поиграем, так как играли раньше:
встанем в круг, будем передавать картошку по
кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть
музыка. У кого в руках окажется картошка, когда
перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать
пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и
т.д.)
. Договорились? (Играем 3-4 раза)

9. Красный угол избы

-Чем больше была печь, тем больше от нее было
тепла, поэтому порой она занимала очень много
места в избе. От ее расположения зависела
внутренняя планировка дома. Потому и возникла
поговорка: «Плясать от печи». По диагонали от
нее находился красный, или святой, угол. Здесь
располагалась икона, висела лампадка. Войдя в
избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые
крестился, кланялся, а уж потом здоровался с
хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с
лавками. На середине стола стоял самовар. В
красный угол сажали самых почетных гостей. Вы у
меня самые почетные гости, поэтому я приглашаю
вас сесть на эти лавки.

Напротив красного угла располагался печной,
или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу,
пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание,
какие были русские костюмы, праздничные и
будничные (на каждый день). Так одевались русские
люди. Хочу заметить, что к любому костюму,
женскому или мужскому, праздничному или
будничному, обязательно соответствовал головной
убор. Посмотрите, какие головные уборы носили
женщины (показать коллекцию головных уборов). Все
это делалось своими руками (шитье, вышивка).

А вот это ткацкий станок! Девочки с детства
должны были уже уметь на нем ткать.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды —
посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В
основном, она имела округлую форму, потому что,
когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков.
Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось
тепло.

От остального пространства кут отгораживали
занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда.
Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным
предметом мебели являлись лавки- они были
широкими, на них не только сидели, но и спали. У
богатых людей над окном на стене были сделаны
широкие полки. На них стояла дорогая посуда,
шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там
хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное,
слышали такое выражение: «Сундук с приданым»?
Посмотрите! (Показать)

-А в нашем сундуке не приданое, а старинные вещи.
В нашей избе много старинных вещей.

10. Загадки

— Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в
этой избе.

1.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

2.

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3.

Ходит, ходит,
А в избу не заходит. (Дверь)

4.

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

5.

В избе — изба, на избе — труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

6.

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

7.

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

8.

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. (Утюг)

11. Утюги

— Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше
гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не
похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую
ткань наматывали на валик и водили по нему
рифленой доской — рубелем. Затем появились утюги
с углями. Угли помещались внутри корпуса и
закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы
угли лучше грели, делали специальные отверстия
по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не
остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя
утюгами: пока один нагревался на плите, другим
гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами.
Когда появилось электричество, появились и
электрические утюги. Чтобы такой утюг ожил и
заработал, его шнур нужно подключить в розетку.
Но порой шнур закручивается и мешает хозяйкам
гладить, поэтому изобретатели думали-думали, и на
свет появился утюг без шнура. На специальной
подставке, он очень быстро разогревается.

— Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

12. Люлька

— Ребята, а назовите мне еще один необычный
предмет в нашем музее! Он необычен тем, что
подвешен под потолком и качается. Молодцы! А кто
знает, как он называется? (Люлька, от песни «ой,
люли»)
В таких люльках, которые тоже были
сделаны своими руками, спали младенцы. Давайте
подойдем и посмотрим на нашего младенца. Когда
малыша укладывали спать, ему пели колыбельную
песенку. А вам ваши мамы пели колыбельные песни?
Какие?

13. Кукла-оберег

— Посмотрите, что же это за кукла лежит в ногах у
младенца? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу
при рождении, затем человек хранил эту куклу в
течение всей жизни. А когда умирал, куклу клали
ему в гроб, чтобы она охраняла его в загробной
жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить
своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не
могла убежать от него. Видите, какой мудрый был
наш народ!

14. Игра «Ручеек»

— Я вам уже говорила, что все предметы обихода и
одежда изготавливались руками хозяев. Работы
было много у всех членов семьи, но свой труд люди
уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и
женщины собирались в одном доме, шили, ткали,
вышивали с песнями и шутками. Такие вечера
назывались Деревенские посиделки. А еще,
ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже
тянулись на эти посиделки, любили послушать
взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с
вами сейчас тоже поиграем. Я вспомнила одну
русскую игру «Ручеек», может быть кто-то знаком
с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно
играть.

Дети становятся парами друг за другом,
поднимают руки, образуя «воротца». Водящий
проходит под «воротцами», берет одного ребенка
за руку и уводит к концу «ручейка». Оставшийся
игрок идет к началу, проходит под «воротцами»,
выбирая себе пару. Игра проводится под веселую
русскую народную мелодию
.

15. Заключение

— Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что
вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили,
загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру
поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в
гости придете, и на память об этой встрече я хочу
подарить вам куклы-обережки, чтобы они вас
охраняли, оберегали. А чтобы и в нашей избе
осталось что-то от вашего посещения, давайте
сделаем с вами цветок и повесим его на стену (делаем
цветок настроения)
.

— Я хотела показать вам то, что есть в нашей
русской избе. А теперь хочу спросить: что вы
почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие
вы чувства испытали, когда увидели предметы
русской старины?

— Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все
это сделать? А вы готовы сами трудиться?

— Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина вся пронизана добром, а это очень
важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь,
что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели,
останется в душе у каждого из вас!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иерофей влахос митр господские праздники
  • Иеромонах элпидий сценарий конца времен пророчества
  • Иероглиф праздник весны
  • Иерархия церковных праздников
  • Иерархия православных праздников