Изначальный сценарий омерзительной восьмерки

Что знают двое, то знают все – значение этой нехитрой пословицы знает любой, кто пытался сохранить хоть какую-то тайну

Для начала давайте оглянемся назад и вспомним, с чего начиналась «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино. О своих намерениях снять еще один вестерн Тарантино заявил уже в ноябре 2013 года. В одном из интервью режиссер рассказал о том, что ему очень понравилось работать над «Джанго освобожденным», больше того, окончив работу над фильмом, он наконец-то понял, что научился снимать вестерны, которые ему всегда нравились, а потому стоит продолжить разрабатывать жанр, тем более что в голове уже вертится идея новой картины. Следующий фильм не должен был быть продолжением «Джанго» (у Тарантино с продолжениями всегда проблемы, вы же помните), это должна была быть камерная лента, в которой разговоры превалировали бы над фонтанами крови, коими был полон последний фильм режиссера. Новый проект даже получил название – «Омерзительная восьмерка», этакий ответ на «Великолепную семерку» Джона Стерджеса, яркий и чисто тарантиновский ход.

Кадр из фильма «Великолепная семерка»

Прямо скажем, Квентин – не Вуди Аллен, который с надежностью электронного станка выдает по фильму в год, промежутки между релизами Тарантино составляют по два-три года, в первую очередь потому, что последний всегда крайне тщательно подходит к своим сценариям, переписывает их многократно, откладывает и снова к ним возвращается. Так что никто и не ожидал скорых сообщений о кастинге или подробностях будущего проекта. А между тем гром грянул внезапно. 21 января Квентин Тарантино сообщил о том, что работа над новой картиной приостановлена до лучших времен по причине утекшего в Сеть чернового варианта сценария. Казалось бы, потеря невелика, всего лишь первый вариант из как минимум полудюжины, которым еще суждено появиться на благодатной почве этих набросков, да и прежде сценарии Тарантино в Сети оказывались гораздо раньше фильмов. Что же так разозлило режиссера на этот раз?

Ну, во-первых, справедливости ради отметим, что раньше сценарии Тарантино если и появлялись в Сети, то уже в окончательном «утвержденном» варианте, при желании фанаты могли ознакомиться со скриптами того же «Джанго» или «Бесславных ублюдков», но ровно в том виде, какой был использован на съемочной площадке. В случае с «Восьмеркой» Тарантино взбесил именно тот факт, что о его основных замыслах стало известно задолго до того, как сам режиссер готов был объявить свое первое: «Мотор!» По словам огорченного сценариста, съемки он планировал не раньше следующей зимы, можно понять, каким отправляющим в нокдаун ударом стало сообщение об утечке.

Кадр из фильма «Бешеные псы»

Во-вторых, всегда неприятно, когда тебя подводит кто-то из старых друзей или людей, авторитет которых для тебя является непререкаемым. Здесь интересно взглянуть на тот круг лиц, кому довелось увидеть злосчастный черновик. Сам Тарантино говорит о шести своих коллегах и знакомых, которым выпало счастье первыми узнать подробности нового проекта. В эту «зловещую шестерку» входят давние партнеры режиссера по «Бешеным псам» Тим Рот и Майкл Мэдсен, ветеран Голливуда 77-летний актер Брюс Дерн, которого Квентин давно мечтал задействовать в своих картинах, сопродюсер «Джанго» Реджинальд Хадлин и два неназванных деятеля киноиндустрии, к которым, очевидно, у Тарантино нет претензий, раз их имена по-прежнему не озвучены. Конечно, для всех вышеуказанных персон внутренняя этика не является открытием, вряд ли можно себе представить Тима Рота стоящим над копировальным аппаратом и старательно штампующим дополнительные экземпляры многостраничного секретного документа. Однако у всех вышеназванных персон есть агенты, и именно их Тарантино считает главными подозреваемыми в «похищении века».

И тут мы должны коснуться третьей возможной причины ярости Тарантино. Не исключено, что в утечке виновен сам QT, вольно или невольно. Дело в том, что в Голливуде давно закрепились особые негласные правила конфиденциальности передаваемой на бумаге информации – все, что не предназначено для посторонних глаз, должно быть помечено особыми знаками. Обычно это указание актера или члена съемочной группы, которому предназначен экземпляр сценария, водяные знаки, специальные отметки на каждой странице. Доходит даже до физической охраны нескольких бумажных копий. Степень такой защиты может быть разной, некоторые дорогостоящие голливудские проекты обзаводятся системами защиты и шифрования, достойными дипломатических каналов или шпионских сетей. Так, например, Роланд Эммерих использовал для распечатки сценария «Падения Белого дома» специальные бланки с голограммами, которые не позволяли делать копии на копировальных аппаратах. Многие студии используют для хранения сценариев на компьютерах специальные программы, которые оставляют текст доступным на определенное время или ограниченное число просмотров, после чего сценарий автоматически удаляется.

Многие режиссеры и вовсе не склонны доверять технике. Так, известны случаи, когда для прослушивания или совместного чтения сценария актеров приглашали в специально оборудованные конференц-залы, где распечатки текста выдавались без права выноса. Кристофер Нолан и вовсе для прослушивания актеров для «Интерстеллара» приглашал претендентов к себе домой, полагая, что так еще надежнее. Джей Джей Абрамс актерам, желающим стать частью продолжения «Звездных войн», на прослушивании давал такие куски текста, по которым совершенно невозможно было понять, к какой части сценария они могут относиться. А обхаживающая Бена Аффлека студия WB с целью привлечения актера к роли Бэтмена отправляла ему черновик будущего сиквела «Человека из стали» в бронированном кейсе, который был наручниками прикован к запястью натренированного охранника.

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки»

Что же мы видим в случае «Омерзительной восьмерки»? Все «обычные подозреваемые» в один голос утверждают, что черновик Тарантино не был защищен даже стандартными для Голливуда защитными пометками. Конечно, даже в этом случае воровство остается воровством, но, с другой стороны, «что имеем, не храним, потерявши – плачем». Стопка листков с заголовком «Сценарий Квентина Тарантино» от актеров вполне могла попасть на глаза их агентам, те могли оставить ее в месте, доступном для своих нечистых на руку помощников, – и пиши пропало.

Впрочем, даже не утечка сценария в руки агентов взбесила Тарантино. Напомним, что первые сигналы недовольства от режиссера поступили тогда, когда ему внезапно начали звонить агенты актеров, предлагающие своих клиентов на роли в фильме, подробностей которого никто не должен был знать. Но тогда Квентин лишь посетовал на то, что в Голливуде стало трудно работать, никому нельзя верить, даже самым близким своим друзьям и коллегам. Ярость обуяла автора несколько позже, когда один из фанатских сайтов разместил у себя на страницах ссылку на размещенный в Сети черновик «Восьмерки», и не просто разместил, а дополнил анонс ехидным: «Наслаждайтесь!» Этого потерпевший вынести уже не мог и сначала пролился ливнем проклятий в адрес сайта, а затем и направил в суд иск о нарушении авторского права. Тарантино не скрывает, что его привела в бешенство даже не сама ситуация с утечкой и опубликованием его 146-страничного скрипта, а то, что сейчас его со всех сторон преследуют дилетантские суждения о фактически едва начатой работе. Тут можно и руки опустить – ты еще только берешься за новый фильм, а тебя уже снисходительно похлопывают по плечу и говорят: «Ну ладно, старичок. Не расстраивайся, провалы случаются». Насколько провален сценарий «Восьмерки», мы сами выяснять не стали из уважения к мастеру, но различные критики, изучившие слитый документ, едины во мнении: новый проект на этапе скрипта заметно уступает и «Джанго», и «Ублюдкам».

И тут возникает конспирологическая теория о том, что, возможно, утечка была не случайной. В своих первых же комментариях к случившемуся Тарантино заявил, что в его запасниках еще множество идей, и он просто переключится на другую историю. Когда дело дошло до судебного иска, режиссер и вовсе был прямее некуда: «Идея была в том, что я делал два сценария, и не планировал приступать к съемкам “Восьмерки” раньше зимы, продолжая работу над вторым скриптом. Что ж, теперь остался только один проект!» Не является ли это подтверждением теории о том, что Тарантино и вовсе не намерен был делать «Восьмерку»? Режиссер мог охладеть к проекту, мог увлечься новой идеей, мог захотеть проверить интерес к тому направлению, которое выбрал для новой картины. Такого хода исключать нельзя, Квентин и раньше имел обыкновение «прощупывать почву» для следующего шага, то заявляя о желании продолжить «Убить Билла», то поговаривая о приквеле «Криминального чтива», то анонсируя вариант «Бесславных ублюдков» в исполнении афроамериканцев. Все эти проекты так и остались слухами, почему бы не остаться фантомом и «Омерзительной восьмерке»?

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

А как же иск, спросите вы? Ведь владельцам сайта могут грозить серьезные последствия в случае удовлетворения требований адвокатов Тарантино. Что ж, надо сказать, что сайт Gawker – воробей стреляный. Пару-тройку раз этот агрегатор интернет-слухов уже заступал за черту общепринятых норм, опубликовав у себя несколько похищенных секс-пленок (в том числе, не удивляйтесь, с участием Халка Хогана). И если раньше иски к сайту в основном удовлетворялись, то теперь Gawker намерен стоять насмерть, взывая к пересмотру требований закона о защите авторских прав, теряющего актуальность в век цифровых технологий. В частности, создатели сайта намерены отстаивать право публиковать ссылки, которые сами по себе никаких прав не нарушают. Кроме того, Gawker утверждает, что Тарантино и сам был не против такого опубликования, и шумиха вокруг «Восьмерки» сейчас лишь увеличивает интерес потенциальных зрителей.

Так каков же итог? Увы, но «Омерзительную восьмерку» в обозримом будущем мы, видимо, не увидим, слишком уж шумной получилась история, даже если предположить, что гнев Тарантино был искренним. Скорее всего, знаменитый сценарист и режиссер станет осмотрительнее, а его пример станет наукой и для других художников, часто витающих в облаках, не замечая, что вокруг носятся вороны и коршуны. Очевидно, что охрана особенно важных проектов еще более усилится, подобные «сливы» из Marvel или WB/DC могут стать настоящим кошмаром для студий. Зрителям же остается запастись терпением и ждать только официальных релизов. Нелегальные копии никогда не доводили до добра, вспомните хотя бы известную историю с утечкой в Сеть нефинализированной копии фильма «Люди Икс: Начало. Росомаха» Гэвина Худа – поспешившие ознакомиться с картиной в сыром виде лишь испортили себе впечатление от просмотра. Возможно, с «Восьмеркой» будет то же самое, сценарий подвергнется жесткой переработке и превратится в отличный фильм. Нам остается только верить в Тарантино и ждать новостей с «фронтов».

Чуть меньше двух лет назад я сделал обзор сценария «Омерзительной восьмерки» Квентина Тарантино. На тот момент судьба проекта была весьма неопределенной: Тарантино сильно задело то, что сценарий, который в буквальном смысле слова получило шесть человек (Тим Рот, Брюс Дерн, Майкл Мэдсен и их агенты) моментально украли и уже через несколько дней его можно было свободно найти в интернете.

После этого режиссер заявил о том, что скорее всего не будет снимать фильм, а сам скрипт будет переделан под роман. Но в конце концов, Тарантино передумал —  все таки обидно вот так вот выкидывать несколько месяцев своей работы. В апреле 2014 года режиссер провел публичные чтения сценария с актерами, после чего окончательно решил, что фильму быть. И вот, «Восьмерка» добралась и до наших краев и, наконец, можно провести сравнение «было/стало».

Основная часть первой версии сценария Тарантино не сильно отличается от фильма. Та же история, те же персонажи, почти те же диалоги. Конечно, есть и некоторые изменения. Например, француз Боб из сценария в фильме стал мексиканцем Бобом. Получила развитие линия с «письмом Линкольна». В сценарии оно появлялось лишь во время поездки в дилижансе. После того, как Дэйзи плевала на него и последующей сцены с падением на снег, о бумаге больше не вспоминали.

Свои коррективы внесла и актерская игра. Возьмем, например, сцену, где майор Уоррен рассказывает о том, как сжег лагерь для военнопленных. В сценарии сразу за его монологом следует возмущенная реплика Криса Мэнникса о сгоревшем подразделении южан-новобранцев. В фильме же после рассказа Уоррена он сам, Джон Рут и Дэйзи радостно смеются над прекрасной историей, в то время как Мэнниксу разумеется совсем не весело, после чего идет его возмущенная реплика. Вроде как совсем небольшое дополнение, но оно работает на историю, ибо помогает усилить конфликт между персонажами и показать разницу между ними.

Или другой пример. Крис Мэнникс из сценария Тарантино был обычным южанином-расистом. Но в исполнении Уолтона Гоггинса он стал восприниматься как не слишком сообразительный и в определенной степени несуразный человек. В фильме у Мэнникса абсолютно те же диалоги, что и в сценарии — но все дело в том, как они произносятся и как ведет себя актер в кадре. И это опять же, работает на историю, ибо с таким Мэнниксом финал работает лучше. Определенно не ждешь, что он окажется единственным, кто возможно, переживет события картины.

Тим Рот на экране тоже воспринимался не совсем так, как на бумаге. Лично у меня сложилось такое ощущение, что Тарантино специально попросил его изображать Кристофа Вальца. Как известно, действие всех фильмов Квентина происходит в одной вселенной и я уже встречал версию, что Освальдо был знаком с Кингом Шульцем и позаимствовал его образ для большей убедительности своей легенды.

Ну а теперь о финале. Основные различия между сценарием и фильмом начинаются после отравления Джона Рута. В начальном скрипте, майор Уоррен начинал пытать Дэйзи, стреляя ей в ногу, чтобы заставить ее сообщника сдаться. В конце концов, Джо Гейдж произносил фразу «Это я отравил кофе». После этого нам показывали флэшбек, где банда четырех убивала Минни и всех, кто находился в лавке (кроме генерала), а затем Джоди прятался в подвале.

После флэшбека следовало несколько минут диалогов, которые заканчивались тем, что Мэнникс и Уоррен решали заставить Гейджа выпить кофе, а затем повесить Дэйзи. После этого, Освальдо и Боб выхватывали пистолеты, к ним присоединялся прятавшийся всю историю в подвале Джоди и все персонажи просто расстреливали друг друга за несколько секунд. В финальном кадре единственным подававшим признаки жизни был раненый в живот Освальдо (что конечно же, является неприкрытой отсылкой к мистеру Оранжевому), все остальные были бесповоротно мертвы.

Когда я читал сценарий, такой финал мне не слишком понравился. Нагнетать два с половиной часа напряжение, чтобы за 2.5 секунды убить всех персонажей? Это было не лучшим решением, я бы даже сказал, что у начальной версии скрипта не было нормальной концовки. К счастью, нам в какой-то мере помогла утечка сценария — из-за нее Тарантино изменил концовку, а если говорить точнее, дописал ее. Ибо ни ранения Уоррена из-за которого он лежал на кровати, ни заканчивающихся патронов, ни повешения, ни попыток купить Мэнникса, ни последнего чтения «письма Линкольна» — ничего из этих последних 20 минут в начальной версии сценарии не было.

Еще стоит сказать, что в съемочном сценарии финал тоже немного отличался от фильма. В нем, после того как Джоди начинал вылезать из подвала, Уоррен стрелял ему в спину. Джоди падал, после чего его начинали пожирать крысы — так что все последние 15 минут сопровождались его криками и соответствующими звуками. Но похожу Тарантино решил пощадить Ченннга Татума, так что его персонаж получил более легкую смерть.

Подводя итоги, скажу как и в случае с «Джанго освобожденным», начальный скрипт был доработан в нужную сторону и фильм от этого выиграл. Когда я читал сценарий, у меня были сомнения по поводу того, что замысел Тарантино сработает. Но посмотрев картину, скажу, что все получилось как надо и фильм действительно мне понравился. Меня радует, как Тарантино работает над ошибками и улучшает сюжеты. Надеюсь, что и на следующих проектах он не забудет об этой практике.

Фото: AP/TASS/Rob Griffith

В кинопрокат вышел новый эпический фильм режиссера Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» с Куртом Расселом, Дженнифером Джейсоном Ли, Сэмюэлем Л. Джексоном, Майклом Мэдсеном, Тимом Ротом и Ченнингом Тейтумом в главных ролях. Картина номинирована на премию «Оскар» сразу в трех категориях: «лучший оператор», «лучший композитор» и «лучшая актриса второго плана».

Номинация за лучший саундтрек вполне очевидна: его авторство принадлежит легендарному Энио Морриконе, обладателю почетного «Оскара» 2007 года за выдающийся вклад в развитие киноискусства, одному из важнейших кино-композиторов XX и XXI веков. У него есть все шансы получить эту награду, потому как всего полторы недели назад композитор уже получил за «Омерзительную восьмерку» премию «Золотой глобус», что традиционно служит индикатором главного претендента на главную кинонаграду. Тем более, особенно серьезных конкурентов у Морриконе нет, если не считать Джона Уильямса, четвертый раз номинированного на «Оскар» за гениальную музыку к эпопее «Звездные войны».

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

А вот операторская работа в этой картине действительно заслуживает особого внимания: фильм был снят на 70-миллиметровую пленку, что в условиях цифрового кино само по себе уже является знаковым решением. Пленка с кадром 70 мм позволяет режиссеру достичь нескольких крайне важных визуальных особенностей: во-первых, дает возможность передать масштабность событий, которая важна для блокбастеров, а во-вторых, создать эффект «присутствия», то есть дать зрителю впечатление того, что он является одним из участников событий.

Фильмы, снятые на пленку 70 мм, отличаются большей площадью кадра и высоким качеством изображением, но при этом ставит перед оператором трудновыполнимую задачу – в кадр попадает в два раза больше объектов, нежели при использовании пленки 35 мм, или цифровых камер. То есть все актеры, которые оказываются в кадре, должны «играть», даже в том случае, если их роль заключается в том, чтобы сидеть за столом и изображать задумчивую пассивность на десятом плане.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Кинокомпания TWC (The Weinstein Company), что спродюсировала «Омерзительную восьмерку», больше 20 лет не снимала фильмы на широкоформатную пленку. Исключением стал лишь фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер», вышедший в прокат в 2012 году.

Чтобы возродить производство фильмов на пленке, Квентин Тарантино, Кристофер Нолан (снявший на пленку «Интерстеллар»), Джей-Джей Абрамс (который не мог снять «Звездные войны: Пробуждение Силы» потому что работал со сложными визуальными эффектами) и еще несколько знаменитых режиссеров, возглавляющих ведущие голливудские студии, заключили контракт с компанией Kodak, продажи которой, как известно, рухнули несколько лет назад.

Также «Омерзительная восьмерка» стала первым фильмом со времен ленты «Хартум» 1966 года режиссера Бэзила Дирдена, при съемке которой была использована камера Ultra Panavision 70 с анаморфотными объективами. «Объектив Panavision позволил нам отснять панорамные кадры с пейзажами заснеженных гор Колорадо и природой всего за 11 минут. Я даже не могу себе представить, как бы это выглядело, если нам пришлось бы разбивать кадр на четыре части. Единственным недостатком было отсутствие зума, с которым мы всегда работали в цифровых камерах. Поэтому приходилось привыкать к тому, что у нас нет возможности делать разные кадры,» – рассказал Тарантино в интервью для сайта Collider.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Практически весь сюжет разворачивается в одном пространстве, словно все действующие лица одновременно находятся на театральной сцене, где ничто и никто не должен скрыться от глаз зрителя. По словам самого режиссера, когда мы оказываемся вместе с героями в галантерее Минни, здесь одновременно начинают разворачиваться две пьесы. Есть герои, которые находятся на переднем плане в каждой сцене, и есть персонажи, которые оказываются на заднем плане. «Вы всегда должны отслеживать их, особенно в тех кадрах, где все есть актеры сразу. Они – фигуры на шахматной доске. Вы всегда должны видеть это. На первом плане могут быть, к примеру, Крис Мэнникс и Генерал Смитерс, но в то же время вы увидите Джо Гейджа, который сидит за своим столом, Джона Рута и Дейзи в баре. Это очень важно, кроме тех случаев, когда я специально хочу скрыть что-то от вас,» – говорит Тарантино о своем фильме. Не случайно, в центре галантереи, места действий картины, оказывается шахматная доска: казалось бы случайная и незначительная деталь кадра становится образом всего фильма.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Как и в предыдущем фильме «Джанго», Тарантино обращается к событиям американской истории, и, добавив в реальность, изрядную долю кровавых подробностей в духе вестерна. По словам Тарантино, он не тот режиссер, который будет снимать фантастические фильмы про будущее.

«Кино – это железная дорога, которую вы строите, и по ней едет наш поезд. Все, что мы видим в кино про будущее или даже настоящее, так или иначе, может произойти уже завтра. Для меня жанр вестерна – это своеобразная маскировка подтекста, тех вещей, о которых я на самом деле хочу сказать. Ни один другой жанр не показывает Америку лучше, чем вестерн разных десятилетий. Боевики 50-х годов продвигали идеи Эйзенхауэра, в то время как вестерны 70-х годов очень цинично говорили об Америке. Этот принцип и был в основе нашей работы над картиной. Пока делали этот фильм, многое из того, что было написано в сценарии «Омерзительной восьмерки» произошло в реальной жизни» – добавил режиссер. Так что, если вам покажется, что это кино не о нашем времени и не о нашей жизни, то просто просмотрите свежие газетные заголовки.

Ссылки по теме

  • Дайте Ди Каприо «Оскар»: лучшие ролики об актере и статуэтке
  • Кошмары из подсознания: метод Дэвида Линча
  • Между Чаплиным и Достоевским: режиссеру Вуди Аллену исполняется 80 лет

Квентин Тарантино открыл тайну «Омерзительной восьмёрки»

Фильм выйдет в России 14 января 2016 года

Квентин Тарантино признался, что вестерн «Омерзительная восьмёрка» поначалу планировался как сиквел его предыдущего фильма «Джанго освобождённый» (2012). И совсем неслучайно Сэмюэл Л. Джексон снялся в обеих лентах. Правда, согласно первоначальному замыслу режиссёра, актёр должен был сыграть уже постаревшего Джанго.

Квентин Тарантино открыл тайну «Омерзительной восьмёрки»

Квентин Тарантино открыл тайну «Омерзительной восьмёрки»

По словам Квентина Тарантино, работая над сценарием продолжения «Джанго освобождённого», он непроизвольно сочинил историю «Омерзительной восьмёрки». Тарантино рассказал, почему так вышло:

В словах Тарантино есть определённый смысл, поскольку у обеих картин есть много общего. Их главный герой – темнокожий, а действие фильмов разворачивается в эпоху Гражданской войны в США. Режиссёр также назвал причину, по которой он сделал свой выбор в пользу «Омерзительной восьмёрки»:

Трейлер фильма «Омерзительная восьмёрка»

По сюжету фильма, восемь человек пытаются добраться до города Рэд-Рок. Один из них – охотник за головами по прозвищу Палач, который везёт туда пытавшуюся скрыться от правосудия преступницу Дэйзи. В дороге они встречаются с майором Уорреном и Крисом Мэнниксом, выдающим себя за шерифа. Непогода заставляет путников остановиться в галантерейной лавке, где их поджидают ещё четверо.

Недавно кинокомпания The Wenstein Company решила поменять дату выпуска картины в широкий американский прокат с 8-го на 1-е января, чтобы извлечь побольше выгоды из новогодних праздников. На экранах России лента появится 14 января.

Фрагмент фильма «Омерзительная восьмёрка»

8028 просмотров

0 комментариев

Новинка

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Идеи праздника дня рождения ребенка
  • Изначальный сценарий 9 эпизода звездных войн
  • Идеи подачи фруктов на детские праздники
  • Изнасилование бдсм сценарий
  • Идеи подарков что подарить маме на день матери