Икона божией матери троеручица история возникновения праздника

Значение образа Пресвятой Богородицы "Троеручицы", история появления иконы Божией Матери с третьей рукой, о чем молятся и в чем она помогает, в каких храмах Москвы можно ее увидеть. Молитва, тропарь, кондак, величание.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Отличительная черта этой Богородичной иконы – кисть руки в нижней части, как бы еще одна рука Богородицы. Но обычно она не написана красками, а сделана из металла. 

Содержание страницы

  • Две версии возникновения образа Божией Матери
    • Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна 
    • Полезные материалы
    • Игуменья 
  • Особенности иконографии
    • В чем помогает молитва к Богоматери у этого образа
  • В каких храмах Москвы можно встретить эту икону
  • День памяти
    • Случаи помощи в наши дни
  • Тропарь, кондак, величание
  • Молитва
    • Похожие статьи

Две версии возникновения образа Божией Матери

Икона Троеручица

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр:  Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 35,4 см, ширина 31 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. Серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил свою отрубленную руку, представлено на иконе как третья рука Богоматери.  Инв. № Ж-1225. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Существует две основные версии появления «Троеручицы». Первая из них возводит   это  событие к VIII в., вторая – почти на 600 лет позже. 

Значение третьей руки: исцелительница святого Иоанна 

Был при дворе Дамасского халифа министр, пользовавшийся особым расположением правителя. Звали его Иоанн Мансур. Христианин, не скрывавший своей веры, он, однако, умел расположить к себе правителя благодаря честности, неподкупности, и, конечно, государственным талантам. За пределами же Сирии Иоанна знали больше как Дамаскина, как именовали его по родному городу – философа, богослова,   яркого полемиста. 

Против ереси

С 726 г. сердце христианского мира, Византийскую империю, сотрясала иконоборческая  ересь. Лев III Исавр решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания. Современные богословы предполагают, что это были «Три защитительных слова против порицающих святые иконы». Такого Лев потерпеть не мог. 

Министр-«предатель»

Однажды халифу передали послание царя. В нем византиец «по-дружески» предупреждал о кознях, которые пытается строить уважаемый им Иоанн Мансур: он, якобы, собирается предать Дамаск войскам Византии. Прилагал царь и письмо, действительно написанное почерком, похожим на Иоаннов.

Не поверить было сложно. Правитель велел отрубить предателю правую кисть. По существующему на Востоке обычаю, ее вывесили на торговой площади как позор виновному. 

Чудо

Лишь к вечеру Иоанну удалось упросить халифа хотя бы отдать ему отсеченную руку. Свою скорбь болящий излил в молитве перед образом Богородицы. Плача от непроходящей боли, он заснул. После Иоанн рассказывал, как явилась ему Пречистая, свидетельствуя невинность страдальца, обещала выздоровление. Пробудившись, святой увидел, что рука совершенно цела. В знамение чуда остался лишь небольшой красноватый шрам. 

Явное знамение вразумило халифа. Он смиренно просил прощения у оклеветанного, обещая прежнюю должность. Но чудо Богородицы перевернуло жизнь Иоанна, смыслом которой стало отныне служение Господу. Оставив мир, он ушел в Палестину к прп. Савве Освященному и принял монашество. В его обители он прожил иноком около 50 лет, до кончины 

К образу, перед которым молился святой, Иоанн приложил вылитую из серебра руку, как знак совершившегося над ним. Так возникло почитание  иконы,   называемой   «Троеручицей», а также «Дамаскинской». 

Судьба святыни 

Судя по всему, Иоанн взял ее с собой в монастырь прп. Саввы. По кончине Дамаскина образ остался в обители. 

Иноки-савваиты хранили великую святыню до XIII в., когда они подарили его Сербскому архиепископу Савве во время паломничества его по Палестине. О дальнейшей судьбе образа существуют различные версии: 

  • свт. Савва сразу передал его основанному им Афонскому монастырю Хиландар; 
  • икона пребывала в Сербии до XIV в., когда, спасая от поругания турецкими завоевателями, ее передают на Афон; 
  • в XIV в. король Стефан Урош взял образ в военный поход; привязанная к спине осла, святыня ехала перед войском; вдруг осел вместе с ней исчез; позже его обнаружили перед вратами Хиландара. 

Это интересно: Преподобный Иоанн Дамаскин: житие и творения

Полезные материалы

Игуменья 

Сами хиландарские иноки рассказывают другую историю. Согласно ей, афонский иконописец XIV в. несколько раз писал Одигитрию, но всякий раз на изображении появлялась третья рука. Наконец, явление Самой Богоматери уверило его, что руку нужно оставить «чудотворения ради, а не по естеству». 

Вскоре необычная икона прославилась чудом: прекращением смуты в обители. 

Особенности иконографии

Икона Троеручица

Иконография: Троеручица (Дамаскинская икона Божией Матери) Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 35 см, ширина 30 см. Поясное изображение Богоматери, держащей Младенца. На иконе изображено  серебряное изваяние руки, приложенное Иоанном Дамаскином, который в молитве у иконы Богоматери исцелил  свою отрубленную руку. На полях  помещены  фигуры  ангела и святых Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца,  Василия Великого, Григория Богослова. © Самарский областной художественный музей.

Находящаяся в Хиландаре чудотворная святыня – так называемая «Одигитрия», или путеводительницаимеет ряд особенностей в сравнении с другими подобными: 

  • Матерь Божия сидит совершенно прямо, Её глава лишь слегка наклонена к Христу; 
  • Младенец на правой руке Богородицы внимательно смотрит на Мать, но не приникает к Ней. 

Христос и Богородица точно ведут безмолвную беседу о будущих страданиях Сына Божия, предчувствуя их духом. 

Хиландарская икона достаточно большая, 94х67 см. Считается, что в древности икона была так называемой «выносной», то есть предназначенной для крестных ходов. Такие образы часто имели изображение на обеих сторонах. Не исключение и эта святыня. На ее обороте – изображение свт. Николая Мирликийского. 

Современными исследованиями установлено, что оклад образа появился около XIX в. При этом серебряная рука первоначально находилась не под десницей Пречистой, а с левой стороны. У ученых нет единого мнения о том, является ли Хиландарская первообразом VIII в., или списком с него. Многие сербские историки датируют эту святыню XIV в., что, впрочем, не подвергает сомнению ее чудотворность. 

Издревле существовали копии, иконография которых могла отличаться оригинала 

  • В Болгарии Троеручица – список Афонской – святыня Троянской обители. При этом к иконе прикреплены три, а не одна рука. 
  • На образе из с. Каран (Сербия, XVI в.) у Богородицы две левых руки, которыми Она указывает на Сына, восседающего на деснице. 
  • Третью руку также рисовали, а не приделывали, многие русские иконописцы. 

В Русской Церкви это изображение было запрещено Священным Синодом. В постановлении  говорится о «злокозненных иконниках, которые выдумали иконы, противные естеству, истории и истине, каковые суть… образ Богородицы с тремя руками… Чего для, впредь таких измышленных… на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно».

В чем помогает молитва к Богоматери у этого образа

Памятуя историю святыни, верующие молятся перед ней: 

  • во время бедствий, гонений; 
  • при несправедливых обвинениях; 
  • в тяжких болезнях; 
  • о время тоски, уныния, отчаяния. 

В каких храмах Москвы можно встретить эту икону

 

Первая икона «Троеручицы» доставлена в Россию в 1661 г. Список сделан на Афоне по просьбе патриарха Никона. Во время революции икона утрачена, но есть два храма, где хранятся ее копии. Это: 

  • соборный храм Св. Троицы в Даниловом монастыре (ул. Даниловский Вал, 22, Москва); 
  • так называемое «Болгарское подворье» — принадлежащий Болгарской церкви храм Успения Богородицы в Гончарах (Гончарная ул., 29/7с1, Москва). 

Существует также список святыни, сделанный в 1854 г. Его можно увидеть в музее «Новый Иерусалим». 

День памяти

Память иконы празднуется два раза в год:

  • 12 июля;
  • 25 июля.

Случаи помощи в наши дни

Ныне икону «Троеручица» можно встретить почти в любой церкви. Велико и количество копий образа, почитаемых как чудотворные.  

Вот лишь некоторые случаи помощи Матери Божией, собранные сестрами Успенской Феклиной женской пустыни (Калужская область), где один из списков находится с 2009 г.

За это время эта старая, темная икона чудесно обновилась. Сестры свидетельствуют, что чудо обновления продолжается. К тому же лик Богородицы меняется: иногда от светел, иногда же Её очи наполнены слезами. На Акафист Пречистой приезжает множество паломников. Многие, кроме имен, подают записки с просьбами к Богоматери о помощи, которые тоже читаются во время службы. 

Исцеление без операции 

Игуменья обители, Виталия (Кочетова) рассказывает: 

«Меня саму Матерь Божия исцелила: у меня порок сердца, и уже была назначена операция, но она не потребовалась. Врачи сказали: «Если бы не старые результаты УЗИ, мы никогда бы не поверили, что у вас был порок сердца».

Случалось, что паломники приезжали к нам помолиться перед чудесным образом об успешном исходе операции – в итоге дело обходилось вообще без всякой операции, а больного благополучно выписывали». 

Нашла работу 

«Одна девушка долго не могла найти работу и молилась перед иконой, просила Матерь Божию уже даже не о работе, а о том, чтобы справиться с трудностями без ропота. 

После горячей молитвы паломницы не прошло и десяти минут, как девушке позвонили и предложили работу, причем высокооплачиваемую. На следующий день пришло еще одно предложение о работе. Девушка была несказанно рада и поражена тем, как быстро ответила Пресвятая Богородица на ее молитву». 

Скорая помощь при болезнях, житейских нестроениях, умирение врагов – все это подает Богородица в наши дни, как многие столетия назад, через Свою икону. Иногда только взгляд на образ, перед которым великий Дамаскин молился о невозможном, избавляет от отчаяния, уныния, дарит надежду. И Богородица не посрамляет упования надеющихся на Нее. 

Наталья Сазонова

Тропарь, кондак, величание

Молитва

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»,
глас 4

Днесь всеми́рная ра́дость возсия́ нам ве́лия:/ дарова́ся святе́й Горе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изображе́нием тричи́сленно и неразде́льно пречи́стых рук Твои́х,/ в прославле́ние Святы́я Тро́ицы,/ созыва́еши бо ве́рных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода держи́ши,/ тре́тию же яви́ на прибе́жище и покро́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, притека́ющии к Тебе́ ве́рою прие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от враго́в защище́ние,/ сего́ ра́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.


Перевод:

Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»,
глас 4

Днесь све́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ име́ющи в себе́, о Всеми́лостивейшая, всея́ тва́ри Честне́йшая,/ Засту́пнице на́ша Де́во Богоро́дице,/ честны́й о́браз Тво́й,/ и́мже подсо́лнечныя концы́ земли́ удивля́еши/ и мир ми́рови да́руеши,/ во о́браз бо Святы́я Тро́ицы явля́еши трие́ ру́це:/ двема́ у́бо Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, но́сиши,/ тре́тиею от напа́стей и бед/ ве́рно к Тебе́ прибега́ющих избавля́еши,/ и от потопле́ния изыма́еши,/ и всем поле́зная да́руеши,/ и преподо́бному Михаи́лу Малео́нскую го́ру показа́,/ и всех всегда́ ми́луеши,/ честно́ю ри́зою Свое́ю покрыва́еши жи́тельство сие́/ и вся гра́ды и страны́ на́ша, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Обра́дованная.


Перевод:

Сегодня радостно торжествует царствующий город Москва, имея у себя, о Всемилостивейшая, превыше всего творения Почитаемая, Защитница наша Дева Богородица, священный образ Твой, им же удивляешь все концы вселенной и даруешь мир всему миру, ибо по образу Святой Троицы являешь три руки: двумя Сына своего, Христа Бога нашего носишь, третьей — от напастей и бед с верой к тебе обращающихся избавляешь, и от потопа спасаешь, и всем полезное даруешь, и преподобному Михаилу Малеонскую гору показала, и всем всегда оказываешь милость, драгоценной ризой Своей покрывая государство это и все города и села наши, да взываем к Тебе: «Радуйся, Обрадованная».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»,
глас 4

Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.


Перевод:

Как светозарная звезда из Сербии на Афон чудесно прибыла почитаемая всеми икона Твоя Троеручица, ее же монастырь Хиландар с благоговением приняв, как Божественный дар свыше, прославляет Тебя, Владычицу, и в сокрушении сердечном взывает: «Не удали милость Твою от нас, но пребудь с нами во веки».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»,
глас 8

Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́, Богома́ти Пречи́стая,/ вси́ ве́рнии испо́лнишася ра́дости и весе́лия,/ я́ко сподо́бльшеся изря́дно воспе́ти/ преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́/ и ро́ждшагося из Тебе́ Младе́нца, и́стинна же Бо́га,/ Его́же двема́ рука́ма объе́млеши,/ и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши,// и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.


Перевод:

Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»,
глас 3

Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.


Перевод:

Дева сегодня расположение к нам проявляет, гора же Афон благодарение Ей приносит, Ангелы и монахи в молитвах Ее прославляют, Троеручица из Сербии чудесно путешествует, ибо нас ради она пришла и поселилась во святой обители Хиландар.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную – наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Богоро́дице Мари́е! Припа́даем и покланя́емся Тебе́ пред свято́ю ико́ною Твое́ю, воспомина́юще пресла́вное чу́до Твое́, исцеле́нием усе́ченныя десни́цы преподо́бнаго Иоа́нна Дамаски́на, от ико́ны сей явле́нное, его́же зна́мение доны́не ви́димо есть на ней, во о́бразе тре́тия руки́, ко изображе́нию Твоему́ приложе́нныя. Мо́лимся Ти и про́сим Тя, Всеблагу́ю и Всеще́друю ро́да на́шего Засту́пницу: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и я́коже блаже́ннаго Иоа́нна, в ско́рби и боле́зни к Тебе́ возопи́вшаго, услы́шала еси́, та́ко и нас не пре́зри, скорбя́щих и боле́знующих ра́нами страсте́й многоразли́чных, не пре́зри, усе́рдно к Тебе́ от души́ сокруше́нныя прибега́ющих. Ты зри́ши, Госпоже́ Всеми́лостивая, не́мощи на́ша, озлобле́ние на́ше, нужду́, во Твое́й по́мощи потре́бу, я́ко отвсю́ду врази́ окружа́ют нас, и несть помога́ющего, ниже́ заступа́ющаго, а́ще не Ты умилосе́рдишися о нас, Влады́чице. Ей, мо́лим Ти ся, вонми́ гла́су боле́зненному на́шему и помози́ нам святооте́ческую Правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти, покая́ние и́стинное о гресе́х на́ших всегда́ Бо́гу приноси́ти и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего. Его́же умоли́ за нас ма́тернею моли́твою Твое́ю, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да поми́лует нас по вели́цей и неизрече́нной ми́лости Свое́й. О, Всеблага́я! Услы́ши нас и не лиши́ нас по́мощи Твоея́ держа́вныя, да, Тобо́ю спасе́ние получи́вше, воспое́м и просла́вим Тя на земли́ живы́х и Ро́ждшагося от Тебе́ Искупи́теля на́шего, Го́спода Иису́са Христ́а, Ему́же подоба́ет сла́ва и держа́ва, честь и поклоне́ние, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

Велича́ем Тя,/ Пренепоро́чная Де́во,/ и чтим чудеса́ о́браза свята́го Твоего́,/ трех пречи́стых рук Твои́х явле́ние// в сла́ву Божества́, в Тро́ице Бо́га на́шего.


Рубрика: Иконы, Молитва

Богородичная икона «Троеручица» — история, почитание, молитва

Узнайте все самое интересное и полезное об иконе Богородицы «Троеручица», прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Икона Божией Матери «Троеручица»: история обретения

Икона «Троеручица» связана с житием преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 676 — ок. 754). Византийский император Лев III Исавр поддерживал иконоборческую ересь. Иоанн, будучи советником при дворе халифа в Дамаске (Сирия), написал ему письмо в защиту иконопочитания. Император Византии в ответ ничего не мог сделать подданному другого правителя. Тогда он решил прибегнуть к хитрости. При помощи подложного письма Иоанна оклеветали в измене. Сирийский правитель, отстранив Иоанна от должности, приказал отсечь кисть правой руки и повесить ее на городской площади в назидание другим. 

Когда Иоанн Дамаскин вечером того дня получил свою кисть обратно, то приложил ее к суставу руки. Уповая на милость Господа, он стал усердно молиться Пресвятой Богородице. После молитвы Иоанн задремал. В сонном видении предстала перед ним Богоматерь. Она исцелила его и напутствовала усердно трудиться этой правой рукой в защиту Православия. Проснувшись, Иоанн увидел, что кисть приросла к руке, оставался только небольшой шрам. 

Свою благодарность преподобный выразил в хвалебной песне Пресвятой Богородице «О тебе радуется,,,», которая сейчас поется во время литургии Василия Великого. А икону Богоматери, перед которым он молился, Иоанн украсил серебряным изображением руки (по другой версии, дописал на иконе). Так возникло новое иконографическое изображение, из-за которого Пресвятую Богородицу стали называть Троеручицей.

икона Троеручица
Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица»

Икона «Троеручица»: история появления на Афоне

Образ Пресвятой Богородицы был принесен преподобным Иоанном Дамаскином в дар монастырю Святого Саввы в Иудейской пустыне. В 13 веке икона Богоматери была перенесена в Сербию как подарок архиепископу Савве (1169-1236). По преданию, когда турки завоевали Сербию в 14 веке, христиане, спасая икону «Троеручица», привязали ее на спину осла. Промыслом Божиим осел сам пришел к воротам афонского монастыря Хиландар. Обретенную икону монахи поставили в алтаре соборного Введенского храма. 

Как гласит предание монастыря, в 17 веке монахи никак не могли выбрать себе настоятеля. Как-то собравшись утром на богослужение, монахи обнаружили икону Богоматери стоящей на игуменском месте. Они вернули ее обратно в алтарь. На следующий день она чудесным образом была снова обнаружена на игуменском месте. Так повторялось несколько раз.

Наконец, одному из монахов в сонном видении Пресвятая Богородица сообщила, что Она сама будет управлять обителью. С того времени в Хиландарском монастыре соблюдается традиция. Вместо игумена избирается проигумен (наместник). Игуменское место принадлежит самой Пресвятой Богородице.

День памяти иконы Троеручица — 25 июля по новому стилю. В память принесения копии чудотворного образа в Россию при патриархе Никоне в 1661 году в Русской Православной Церкви установлен дополнительный день почитания этой иконы 11 июля.

Икона Божией Матери «Троеручица»: иконография

Иконографически образ Пресвятой Богородицы «Троеручица» относится к типу «Одигитрия» (Путеводительница). Богоматерь изображена по пояс. Правой рукой Она держит Богомладенца, левая рука находится в молитвенном жесте. Голова Ее чуть наклонена в сторону Сына. 

Голова Богомладенца повернута в сторону Богоматери. В левой руке Иисус держит свиток (символ благой вести, принесенной в мир). Правая Его рука находится в благословляющем жесте. 

Живописной особенностью данного образа является наличие изображения руки внизу иконы. Она не принадлежит Пресвятой Богородице, а является лишь напоминанием о чудесном исцелении преподобного Иоанна Дамаскина.

Списки иконы Божией Матери «Троеручица»

В России почитание иконы Божией Матери «Троеручица» относится к 17 веку. Именно тогда из афонского монастыря Хиландар патриарху Никону был прислан список (копия) для строящегося Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье. Икону поместили в Воскресенском храме. Прославилась она многими чудотворениями, о чем свидетельствовали принесенные дары, украшавшие образ. Однако запись полученных исцелений и помощи от иконы Троеручица в монастыре не велась. В 1919 году эта икона была утрачена. В настоящее время в монастыре находится ее копия, написанная в середине 19 века.

Особо почитаемый список иконы Троеручица находится в Троицком соборе Данилова монастыря (Москва). Когда в 1980-е годы потемневшую икону отдали на реставрацию, то она сама стала осветляться. Причем намного быстрее, чем этого можно было добиться человеческими средствами. В это время у иконописца, который занялся реставрационными работа, восстановилось зрение. В настоящее время в Даниловом монастыре каждую вторую пятницу читается Акафист перед этой чудотворной иконой.

Чудеса от иконы «Троеручица»

Летом 1945 года из-за сильной жары произошел пожар вблизи Хиландарского монастыря на Афоне, угрожавший своей близостью обители. Монахи совершили крестный ход с чудотворной иконой Троеручица. Внезапно подул ветер, который отогнал огонь от стен монастыря. Вскорости пожар сам прекратился.

В октябре 2012 года жительнице города Бердянск (Украина) по имени Лариса поставили диагноз: «осколочный перелом левой лучевой кости со смещением». Ей поставили гипс и отпустили домой. На следующий день она пришла в храм, где усердно молилась перед иконой Богоматери «Троеручица». Со слов женщины, во время молитвы она почувствовало приятное тепло в месте перелома, а в душе — спокойствие. Вскорости она повторно пришла в больницу, где врач констатировал факт скорого заживления костей без смещения.

Иконы Божией Матери «Троеручица»: в чем помогает

Святая Церковь учит христиан почитать Божью Матерь больше Ангелов и святых угодников Божьих. Такой чести Богородица достойна «за то, что ни Ангелы с Архангелами, ни Херувимы, ни Серафимы не имели такого тесного и существенного участия в устроении нашего спасения, как Она. Устроение нашего спасения именуется воплощенным  Домостроительством. Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение… В силу сего же существенного участия и воплощении, и заступление Ее за нас сильнее всех» (свт. Феофан Затворник, 1815-1894).

Верующие христиане перед чудотворным образом «Троеручица» молятся о даровании детей, об исцелении заболеваний рук и ног, о восстановлении зрения. Также перед этой иконой молятся о защите от клеветы, неправильного осуждения и обвинения.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Тропарь

Днесь всемирная радость возсия нам велия: даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы, созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держиши, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающий к Тебе верою, приемлют неоскудно от всех зол свобождение, от врагов защищение, сего ради и мы вкупе с Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, вси вернии исполнишася радости и веселия, яко сподобльшеся изрядно воспевати предивное явление честнаго образа Твоего и рождшагося от Тебе Младенца, истинна же Бога, Егоже двема рукама объемлеши, и третиею от напастей и бед нас изымаеши и избавляеши от всех зол и обстояний.

Величания

Первое: Величаем Тя, Пренепорочная Дево, и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление в славу Божества, в Троице Бога нашего.

Второе: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим тричисленное изображение пречистых рук Твоих, Ты бо двема Сына и Господа держиши, третиею от напастей и бед нас избавляеши.

Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

икона Троеручица, деревенская икона XIX века

Троеручица, деревенская икона XIX века

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

икона Троеручица, монастырь Хиландар, Афон

Троеручица, монастырь Хиландар, Афон

Икона Божией Матери «Троеручица» и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого Иоанна Дамаскина.

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Об иконе Троерцчица. На снимке - прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа — хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Читайте также: Икона. Как создается чудо

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой — вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Икона Троеручица современная

Троеручица, современная икона

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

Читайте также: Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Икона Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев

Троеручица, икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Киев


Вы прочитали статью Зачем Богородице третья рука? | Икона «Троеручица». Читайте также:

  • Иоанн Дамаскин
  • Молиться ли перед суровой иконой? Ошибки и «ляпы» в иконописи
  • Почему иконы не улыбаются

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Икона божией матери калужская когда праздник
  • Икона божией матери знамение история праздника
  • Икона богородицы грузинская праздник
  • Ийэлэргэ аналлаах сценарий
  • Ийэ кунэ сценарий улахан дьонно