Икона владимирской божьей матери значение когда праздник

Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение.

Содержание статьи

  • Владимирская икона Божией Матери: предание
  • Иконография Владимирской Божией Матери
  • Стиль Владимирской иконы Божией Матери
  • Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери
  • Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4
  • Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8
  • Молитва Владимирской иконе Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери[1].

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Владимирская икона Богородицы

Владимирская икона Божией Матери

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα — «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα — «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа «Умиление»: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится Его будущее оплакивание.

Владимирская икона. ИсторияПроизведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником»[2]. Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии — «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом — Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу — пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона[3]. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (см.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Владимирская икона Богородицы. ИконографияСуществует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики[4], то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185)[5]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией»[6]. «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи — неплотные, очень прозрачные; главное — в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов — зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений — приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света»[7].

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода — времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская — Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская — Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская — Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская — Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская — Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская — Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

[2] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

[3] Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

[4] Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

[5]. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

[6] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

[7] Там же, с. 407-408.


Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:

  • Как разобраться в изображениях креста?
  • Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».

В 1131 го­ду ико­на бы­ла при­сла­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву († 1132, па­мять 15 ап­ре­ля) и бы­ла по­став­ле­на в Де­ви­чьем мо­на­сты­ре Вы­ш­го­ро­да — древ­не­го удель­но­го го­ро­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги.

Сын Юрия Дол­го­ру­ко­го свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский в 1155 го­ду при­нес ико­ну во Вла­ди­мир и по­ме­стил в воз­двиг­ну­том им зна­ме­ни­том Успен­ском со­бо­ре. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. В 1395 го­ду ико­ну впер­вые при­нес­ли в Моск­ву. Так бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри скре­пи­лись ду­хов­ные узы Ви­зан­тии и Ру­си — через Ки­ев, Вла­ди­мир и Моск­ву.

Вла­ди­мир­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­но­ва­ние бы­ва­ет несколь­ко раз в го­ду (21 мая, 23 июня, 26 ав­гу­ста). Наи­бо­лее тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 26 ав­гу­ста, уста­нов­лен­ное в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны при пе­ре­не­се­нии ее из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. В 1395 го­ду страш­ный за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан (Те­мир-Ак­сак) до­стиг пре­де­лов ря­зан­ских, взял го­род Елец и, на­прав­ля­ясь к Москве, при­бли­зил­ся к бе­ре­гам До­на. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел с вой­ском к Ко­ломне и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу Оки. Он мо­лил­ся свя­ти­те­лям Мос­ков­ским и пре­по­доб­но­му Сер­гию о из­бав­ле­нии Оте­че­ства и на­пи­сал мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну (па­мять 16 сен­тяб­ря), чтобы на­сту­пив­ший Успен­ский пост был по­свя­щен усерд­ным мо­лит­вам о по­ми­ло­ва­нии и по­ка­я­нию. Во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась про­слав­лен­ная чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство. По­сле ли­тур­гии и мо­леб­на в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ду­хо­вен­ство при­ня­ло ико­ну и с крест­ным хо­дом по­нес­ло ее к Москве. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги, стоя на ко­ле­нях, мо­ли­ло: «Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!» В тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну на Куч­ко­вом по­ле, Та­мер­лан дре­мал в сво­ем шат­ре. Вдруг он уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему шли свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в лу­че­зар­ном си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему оста­вить пре­де­лы Рос­сии. Проснув­шись в тре­пе­те, Та­мер­лан спро­сил о зна­че­нии ви­де­ния. Зна­ю­щие от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на есть Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. То­гда Та­мер­лан дал при­каз пол­кам ид­ти об­рат­но. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Рус­ской зем­ли от Та­мер­ла­на на Куч­ко­вом по­ле, где бы­ла встре­че­на ико­на, по­стро­и­ли Сре­тен­ский мо­на­стырь, а на 26 ав­гу­ста бы­ло уста­нов­ле­но все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Пред Вла­ди­мир­ской ико­ной Ма­те­ри Бо­жи­ей свер­ши­лись важ­ней­шие со­бы­тия рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии: из­бра­ние и по­став­ле­ние свя­ти­те­ля Ио­ны — Пред­сто­я­те­ля Ав­то­ке­фаль­ной Рус­ской Церк­ви (1448 г.), свя­ти­те­ля Иова — пер­во­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си (1589 г.), Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1917 г.). В день празд­но­ва­ния в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ше­на ин­тро­ни­за­ция Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на — 21 мая/3 июня 1971 г.

Ис­то­ри­че­ские дни 21 мая, 23 июня и 26 ав­гу­ста, свя­зан­ные с этой свя­той ико­ной, ста­ли па­мят­ны­ми дня­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Празд­не­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри в честь Ее свя­той ико­ны Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся в бла­го­да­ре­ние за из­бав­ле­ние Моск­вы от на­ше­ствия ха­на Ах­ма­та. В 1480 го­ду при ве­ли­ком кня­зе Иоанне III Ва­си­лье­ви­че (1462–1505) хан Зо­ло­той Ор­ды Ах­мат с гро­мад­ны­ми пол­чи­ща­ми по­до­шел уже к ре­ке Уг­ре, ко­то­рую на­зы­ва­ют «по­я­сом Бо­го­ма­те­ри», охра­ня­ю­щим Мос­ков­ские вла­де­ния. Це­лый день вой­ска ха­на и Мос­ков­ско­го кня­зя сто­я­ли друг про­тив дру­га, не при­сту­пая к ре­ши­тель­ным дей­стви­ям — «сто­я­ние на Уг­ре». Вся Москва мо­ли­лась сво­ей За­ступ­ни­це Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це о спа­се­нии пра­во­слав­ной сто­ли­цы. Мит­ро­по­лит Ге­рон­тий (1473–1489) и ду­хов­ник кня­зя, ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, мо­лит­вой, бла­го­сло­ве­ни­ем и со­ве­том под­креп­ля­ли рус­ские вой­ска. Мит­ро­по­лит пи­сал кня­зю со­бор­ное по­сла­ние, в ко­то­ром при­зы­вал его му­же­ствен­но сто­ять про­тив вра­га, упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца за­сту­пи­лась за Зем­лю рус­скую. Князь при­ка­зал сво­им вой­скам от­сту­пать от Уг­ры, же­лая до­ждать­ся пе­ре­хо­да та­тар, вра­ги же ре­ши­ли, что рус­ские за­ма­ни­ва­ют их в за­са­ду, и то­же ста­ли от­сту­пать, сна­ча­ла мед­лен­но, а но­чью по­бе­жа­ли, го­ни­мые стра­хом. В бла­го­дар­ность за осво­бож­де­ние Рос­сии от та­тар и был уста­нов­лен празд­ник в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Празд­не­ство Вла­ди­мир­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри уста­нов­ле­но в па­мять спа­се­ния Моск­вы в 1521 го­ду от на­ше­ствия та­тар под пред­во­ди­тель­ством ха­на Мах­мет-Ги­рея. Та­тар­ские пол­чи­ща при­бли­жа­лись к Москве, пре­да­вая ог­ню и раз­ру­ше­нию рус­ские го­ро­да и се­ле­ния, ис­треб­ляя их жи­те­лей. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий со­би­рал вой­ско про­тив та­тар, а Мос­ков­ский мит­ро­по­лит Вар­ла­ам вме­сте с жи­те­ля­ми Моск­вы усерд­но мо­лил­ся об из­бав­ле­нии от ги­бе­ли. В это гроз­ное вре­мя од­на бла­го­че­сти­вая сле­пая ино­ки­ня име­ла ви­де­ние: из Спас­ских во­рот Крем­ля вы­хо­ди­ли мос­ков­ские свя­ти­те­ли, по­ки­дая го­род и уно­ся с со­бой Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри — глав­ную свя­тыню Моск­вы, — в на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи ее жи­те­лей. У Спас­ских во­рот свя­ти­те­лей встре­ти­ли пре­по­доб­ные Сер­гий Ра­до­неж­ский и Вар­ла­ам Ху­тын­ский, слез­но умо­ляя их не остав­лять Моск­вы. Все они вме­сте при­нес­ли Гос­по­ду пла­мен­ную мо­лит­ву о про­ще­нии со­гре­шив­ших и из­бав­ле­нии Моск­вы от вра­гов. По­сле этой мо­лит­вы свя­ти­те­ли воз­вра­ти­лись в Кремль и внес­ли об­рат­но Вла­ди­мир­скую свя­тую ико­ну. По­доб­ное же ви­де­ние бы­ло и мос­ков­ско­му свя­то­му, бла­жен­но­му Ва­си­лию, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то, что за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­лит­ва­ми свя­тых Москва бу­дет спа­се­на. Та­тар­ско­му ха­ну бы­ло ви­де­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, окру­жен­ной гроз­ным вой­ском, устре­мив­шим­ся на их пол­ки. Та­та­ры в стра­хе бе­жа­ли, сто­ли­ца Рус­ско­го го­су­дар­ства бы­ла спа­се­на.

Празд­но­ва­ние иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся так­же 23 июня и 26 ав­гу­ста.

Оригинал иконы находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

См. также: Икона Божией Матери «Владимирская».

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Богоматерь Владимирская_3703

Иконография: Владимирская икона Божией Матери. Датировки: XII в. Первая треть XII в. Иконописная школа или художественный центр:  Византийская иконопись. Происхождение: Из Константинополя. Около 1130 года привезена в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону Богоматери из Вышгорода во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в 1158-1161. В 1395 году, 26 августа, во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву. Икона была помещена в Кремлевском Успенском соборе.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 104 см, ширина 69,78 см. Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова ее склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери  и обнимает ее левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня. Икона неоднократно поновлялась. На оборотной стороне изображен Престол и Орудия Страстей. Инв. № 14243 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. №1

Самая известная в Русской Церкви и одна из древнейших в мире икон Божией Матери, по преданию написанная самим апостолом Лукой.

Содержание страницы

  • Описание, анализ богословского значения
    • Полезные материалы
    • Отличие от Казанской и других изводов
  • Краткая история
    • Кто написал древний образ: версии о происхождении и годах создания
      • Автор – святой апостол и евангелист Лука
      • Византийская версия
    • Судьба до 12 века
    • Как икона попала на Русь
    • Перенесение во Владимир Андреем Боголюбским
    • События и образ праздника Сретения
    • В Третьяковке
      • В церкви свт. Николая при Третьяковской галерее
  • Сообщения о чудесах
  • Почитаемые списки
    • Андрея Рублева
    • Селигерская
    • Оранская
    • «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова
    • Заоникиевская
    • Умиление
    • Красногорская
    • Ростовская, работы Алипия Печерского
  • Где сейчас находятся списки и оригинал
  • Дни празднования памяти
  • В чем помогает Пресвятая Богородица по молитвам
  • Впечатление на светскую культуру
    • Произведение Волошина
    • Храмы и монастыри, освященные в честь образа
  • Видео
  • Молитва
  • Тропарь, кондак, величание
  • Акафист
  • Канон
    • Похожие статьи

Описание, анализ богословского значения

Образ Богородицы «Владимирская» относят к иконописному типу Елеуса («Умиление»). Сюжет иконы лиричен: Мать держит на руках Сына, прильнувшего к Её щеке. С нежной доверчивостью всматривается в грустные глаза Матери Младенец Христос. Одной рукой он обнимает Ее шею, второй – тянется к плечу. Взаимным ласковым касанием щек, полуразомкнутым объятием Мать и Дитя являют взору трогательную картину любви, пронзенной острой грустью.

Полезные материалы

Богородица Владимирского образа отличается скорбным выражением лица. Она знает о грядущих страданиях Сына и словно оплакивает их. Жертвенную символику подтверждает рисунок на обороте иконы – престол с помещенными на него орудиями страстей: гвоздями и терновым венцом. За престолом – Голгофский крест и копье с губкой.

Главная тема иконографии – тема любви, которая проявляется здесь в различных аспектах. С одой стороны – это вполне земное чувство Пресвятой Девы Марии к своему Сыну, перерастающее в надмирное заступничество за весь род людской, с другой — намек на будущие страдания Христа, Крестную жертву как проявление высшего выражения любви Бога к человечеству.

Икона реставрировалась четыре раза, не считая мелких починок, то есть фактически святыня сохранилась лишь фрагментарно. Кисти первообраза принадлежат лики Матери и Младенца, выполненные в теплых оливковых тонах, а также части одеяний: край мафория, чепец, кусочек хитона и остатки золотистого фона с полустертой надписью.

Богоматерь Умиление Владимирская_4860

Иконография: Владимирская икона Божией Матери. Датировки: XVI в. Первая половина XVI века. Происхождение: из Воскресенского Горицкого девичьего монастыря, Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне п. Горицы Кирилловского района Вологодской области). Монастырь основан в 1544 году княгиней Ефросинией Старицкой (в иночестве Евдокия). Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 69 см, ширина 56 см. Икона в окладе. Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня. Образ Богоматери Умиление в Воскресенском Горицком девичьем монастыре, созданном в 1544 княгиней Евфросинией Старицкой, был особенно почитаем. Богато украшенная драгоценными камнями, серебряной басмой, венцами и цатами икона Богоматерь Владимирская была вложена Евфросинией (в монашестве Евдокия) в Кирилло-Белозерский монастырь. По особенностям исполнения и характеристике образа икона Богоматерь Владимирская из собрания Череповецкого музея примыкает к произведениям ростовской школы живописи первой половины XVI столетия. Примечательно обращение мастера этой иконы к древней традиции изображения цветного нимба, написанного прозрачным голубым колером.Поступила в 1930 году.Реставрация:ЦГРМ, 1927 г., реставраторы – группа под руководством Анисимова А.И.Инв. № 560/8. © Череповецкое музейное объединение

Оригинальная цветовая схема иконы строилась на комбинации темно-вишневых, синих, оливково-золотистых и охряно-желтых оттенков. Общий тон иконы – холодный. При поздних реставрационных работах первоначальные краски были заменены на более темную тоновую гамму, поскольку оригинальная живопись тоже успела потемнеть. Изменения коснулись и композиции: фигура Спаса практически полностью переписана в более позднюю эпоху, то же касается торса Богородицы, Ее головы и левой руки. Значительные коррективы, внесенные в полотно целой плеядой реставраторов, дали право утверждать советскому искусствоведу И.Э. Грабарь, что нынешняя Владимирская Богоматерь имеет мало общего с первоначальным произведением. Искусствовед А.И. Анисимов, посвятивший немало времени изучению святыни, пришел к такому же выводу. По его словам «Владимирская икона в настоящем своем виде уже не представляет собой памятника живописи, созданного одною кистью и рукою. Она является случайным совмещением разновременных добавлений к уцелевшим, по счастью, фрагментам древнего оригинала и добавлений к этим добавлениям».

Отличие от Казанской и других изводов

Иконографической особенностью Владимирской Богоматери является изображение ножки Богомладенца, повернутой босой подошвой к зрителю. Эта деталь не характерна для типа Елеуса. По мнению искусствоведов, является реставрационной вставкой XV века.

Казанская икона Божией Матери относится к типу «Одигитрия», поэтому от Владимирского образа ее будет отличать ряд особенностей, присущих этому иконописному типу.

  1. «Умиление», к иконописному типу которого относится Владимирский образ Богоматери, в своем богословском значении показывает безграничную любовь между Богородицей, земной девой, и Богом-Сыном, показывая взаимность и счастье любви человека к Богу. Богословское значение «Указующей путь» раскрывается самой композиционной схемой иконы: здесь Богородица показана указующей на Спасителя мира, взявшего на себя грехи человечества. Казанский образ — оплечный, поэтому жеста руки мы не видим.
  2. Богородица Владимирского образа изображена по пояс. Младенец Христос – в полный рост. Он восседает на Ее правой руке, поэтому вся фигура Богоматери: жесты, наклон головы, поворот торса ориентированы направо. На Казанской иконе, наоборот, Богородица обращена к левой стороне, потому что Христос находится слева.
  3. Спас Владимирского образа обнимает Мать правой рукой, а левой тянется к Ее плечу. Изображен сидящим на руке Богородицы. На Казанской иконе Предвечный Младенец стоит рядом с Матерью. Его левая рука скрыта складками плаща, правая, благословляющая, обращена в сторону Богородицы. В Ее лице Он благословляет всех нас. Изображение Христа поясное.
  4. На Владимирской иконе внимание Христа сосредоточено на Матери. Он прижимается щекой к Ее щеке, смотрит Ей в глаза. На Казанской иконе взгляд Спасителя устремлен на зрителя, Его лицо написано обращенным на зрителя.
  5. Жестов Богородицы на Казанской иконе мы не видим, поскольку изображение оплечное. Богоматерь Владимирского образа правой рукой поддерживает Сына, левой тянется к Нему, касаясь края рубашки.

Краткая история

Предание гласит, что первые иконы Богородицы писал евангелист и апостол Лука с натуры. Авторство «Владимирской» иконы также приписывают ему. Это значит, что образ был создан в I веке нашей эры. Однако искусствоведы считают, что икона отвечает византийскому стилю письма, поэтому с большей долей вероятности икона может принадлежать кисти ученика греческой школы живописи.

Кто написал древний образ: версии о происхождении и годах создания

Известный историк и реставратор А.И. Анисимов датирует Владимирскую икону XI веком, а его коллега В.Н. Лазарев – первой половиной XII века. По коллективному мнению исследователей византийской и древнерусской иконописной живописи икона Божией Матери Владимирская написана мастером, чье имя история не сохранила, в первой трети XII века, до 1130 года.

Автор – святой апостол и евангелист Лука

Согласно первой версии, Владимирский образ Божией Матери написал святой Лука на досках от обеденного стола, за которым сидели когда-то Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Увидев этот образ, Богородица произнесла:

«Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Византийская версия

О том, что икона имеет византийское происхождение, говорит ряд исследований, проведенных выдающимися мастерами реставрационной живописи, искусствоведами и историками. Возникла в период так называемого «комниновского возрождения», датируемого 1057-1185 годами. Характерными чертами иконописной живописи этого периода являются предельная дематериализация и подчеркнуто манерная стилистика письма, главная задача которой показать божественную природу святых. Это осуществляется за счет непропорциональной удлиненности фигур, прорисовки ликов и одеяний многочисленными штрихами, а также белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

Анализ фрагментов, сохранившихся от иконы-первоосновы XII века, позволил исследователям выделить ряд особенностей, характерных для константинопольской школы письма.

Изображение ликов

«представляет собой один из самых совершенных образцов комниновских плавей, соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Кажется, что художнику удалось запечатлеть даже движение души Пресвятой Богородицы. Всепоглощающая скорбь, залегшая в очертаниях губ и глаз, производит очень сильное впечатление на зрителя. Неземная одухотворенность облика видимо и послужила возникновению предания о том, что образ написал апостол Лука.

Однако для раннехристианской живописи, в стиле которой творил евангелист-иконописец, характерна натуралистичность, «живоподобие». Икона же Владимирской Божией Матери отмечена печатью «высочайшей духовной культуры», являющейся, скорее всего, результатом вековых раздумий о Мессии и Его Пречистой Матери, о пройденном Ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Судьба до 12 века

Считается, что до 450 года икона пребывала в Иерусалиме. Потом, при императоре Феодосии Младшем икону перенесли в Константинополь, где она и оставалась примерно до 1131 года.

Как икона попала на Русь

В XII веке икона была передана в дар святому князю Мстиславу от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверга. Существует версия, что на Русь была передана не оригинальная икона, а ее копия, снятая с чудотворного константинопольского образа из базилики при императорском дворце во Влахернах. Святыню поставили в Девичьем монастыре в Вышгороде, где она вскоре также прославилась чудесами. Как-то причетники обители увидели, что икона вознеслась на воздух и повисла посреди церкви. Ее поставили на место, но она вновь воспарила. Весть об этом чуде разлетелась по городу, почтить святыню прибыл сын Юрия Долгорукого, князь Андрей. Покидая Киевские земли, он «тайно от отца» забрал икону с собою, в Суздаль.

Перенесение во Владимир Андреем Боголюбским

В 1155 году княжеский обоз двигался по реке Вазузе в Залесскую землю. Людей князя сопровождали клирики Успенского собора, не пожелавшие оставить свою святыню, которую везли в одной из повозок. Андрей Боголюбский держал путь на север, в свое имение. Дорогу им преграждала река, и на поиски брода был отправлен слуга верхом на лошади. Мелководья всадник не нашел, зато начал тонуть. Испугавшись за жизнь человека, князь мысленно взмолился Богородице, и вдруг увидел, как всадник целым и невредимым выехал на берег.

Еще одно знаменательное событие, связанное с иконой, произошло на подходе к городу Владимиру. Внезапно конь, запряженный в повозку одного из клириков, взбрыкнул, сбил с ног конюха и едва не затоптал жену священнослужителя насмерть. В «Сказаниях о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», записанных этим самым священнослужителем, сказано:

«конь сбил жену священника Микулицы и затоптал ее ногами, но по молитвам перед иконою,  пострадавшая осталась невредимою».

Наконец, княжеский обоз достиг высоких холмистых берегов Клязьмы, немного не доехав до города Владимира. Кони, везшие чудотворную икону, заупрямились и ни за что не хотели двигаться дальше. Князь, полагая, что лошади устали, велел запрячь других, но и эти животные не хотели трогаться с места. Тогда он, пав на колени, долго молился перед образом. Ночью в сонном видении его посетила Богородица и повелела поставить икону во Владимире, а на месте явления поставить каменный храм в честь Рождества Богородицы и устроить монашескую обитель.

Так в этом самом месте, в десяти километрах от города Владимира, по распоряжению князя была возведена церковь, а местечку дали название Боголюбово. Чудотворная икона находилась в боголюбской церкви до тех пор, пока во Владимире не выстроили богатый храм, освященный в честь Успения Божией Матери. Строительство длилось с 1158 по 1160 год, после чего икона Богородицы была торжественно внесена в город Владимир и украшена массивным дорогим окладом из золота, серебра и жемчугов общим весом в 12 фунтов, то есть немногим более килограмма. Вскоре икона стала главной святыней Владимирско-Суздальских земель и не покидала их до 1395 года.

События и образ праздника Сретения

В XIII-XIV веках Русские земли, разъединенные междоусобицами, находились в политической и даннической зависимости от татаро-монгол. Средневековая Русь часто подвергались нашествиям иноплеменников. Очередной неприятель подошел к Москве в 1395 году. Это был Тамерлан. С ним – несметная рать, превышающая русские дружины в несколько раз. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан благословил всенародный пост и покаяние, затем спешно послал во Владимир посольство за иконой. С грандиозным крестным ходом святыню принесли в Москву. Десять дней продолжался этот путь при огромном стечении народа. Люди стояли по сторонам дороги на коленях и молились:

«Матерь Божия, спаси землю русскую».

Владимирская икона Божией Матери была внесена в столицу. Согласно летописи, встречать икону вышел весь город. Слово «сретение» в переводе с церковнославянского означает «встреча». Московский люд с великой любовью и слезами встречал образ.

Как раз в это время Тамерлан спал в своем шатре. В видении он увидел некую Великую Жену в неизреченном сиянии, грозно повелевшую ему оставить русские пределы. Тамерлан проснулся в страхе. Он созвал своих мудрецов, и те сказали своему хану, что явилась ему Сама Божия Матерь, Защитница христиан.

В память о чудесном избавлении города от татар на Кучковом поле (ныне улица Сретенка), где была встречена икона, воздвигли Сретенский монастырь, а на 26 августа (8 сентября по новому стилю) было установлено празднование в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская».

С тех пор прославленный образ остался в Москве навсегда, лишь временно возвращаясь на место своего бывшего пребывания – в Успенский храм во Владимире.

Сретение Владимирской иконы Богоматери_4104

Иконография: Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Датировки: XVII в. Середина XVII в. Происхождение: Происходит из Васильевского монастыря в Суздале. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 90 см, ширина 57 см. Слева показана розовая крепостная стена «града Москвы», за которой виден трехглавый белый храм с закомарами (Успенский собор). Из широкой арки городской стены-башни выходит крестный ход, возглавляемый духовным владыкой (митрополитом или патриархом) в зеленом, с крестами, саккосе и белом омофоре, с митрой на голове. По сторонам от него стоят отроки в белых одеждах, со свечами в руках. Митрополита сопровождают духовные лица – все в белых одеждах, при этом у некоторых на головах черные монашеские клобуки. Они несут оплечный образ Спаса (напоминающий чтимые иконы Христа из Успенского собора), выносной крест, Евангелие и оплечную икону Богоматери – чудотворную «Петровскую», в XVII веке неизменно выносимую в крестный ход. В  группе слева, на фоне темно-зеленой горы с мелкими белильными лещадками, представлены светские лица в богатых одеждах, в шубах с длинными рукавами. Эту группу возглавляет князь (царь) с шапкой на голове. В центре иконы – два духовных лица в белых одеждах, обращенных вправо и соприкасающихся с группой лиц, выходящих из города, они держат чудотворную икону «Богоматерь Владимирскую», которую кадит митрополит. Инв. № В-6300/263 И-1045 © Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Литература: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. № 80. С. 364-366. (Описание Л.А. Щенниковой)

В Третьяковке

При советской власти икону передали в Третьяковскую галерею, где она хранилась как музейный экспонат до 1999 года.

В церкви свт. Николая при Третьяковской галерее

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Она содержится под пуленепробиваемым стеклом, при определенном температурном режиме и влажности.

Храм святителя Николая в Толмачах

Храм святителя Николая в Толмачах

Сообщения о чудесах

Древнерусские летописи не оставляли икону без внимания. Ей посвящены как хронологические записи, так и отдельные «повести» и «сказания», объясняющие конкретные исторические события заступничеством Божией Матери, связанным с Владимирской иконой.

В 1480 году Московская Русь вновь оказалась под угрозой нашествия татар. Хан Золотой Орды Ахмат двинул на Москву огромное войско, в ожидании решающей схватки войска встали по сторонам реки Угры. Ордынцы не стали искать брода для переправы, а разбили лагерь на берегу, ожидая, когда река покроется льдом. Русские наблюдали за действиями врага из городка Кременец – эта локация давала возможность в случае атаки своевременно перекрыть подступы к Москве.

Весь октябрь простояли ордынцы на Угре, а к исходу месяца заметили, что поверхность воды начало сковывать льдом. Зима пришла раньше обычного. Царь Иоанн III поторопился отвести свои дружины к городу Боровск и там встретить неприятеля, но случилось непредвиденное. Рать хана Ахмата внезапно развернулась и покинула берег, ушла обратно в степь. Днем войска отступали нерешительно, но с наступлением сумерек началось бегство — татаро-монголы решили, что русские начинают боевые действия, ложным отступлением заманивая противника в окружение. Это странное отступление станут считать окончанием татаро-монгольского ига на Руси, длившегося почти два века.

«Да не похвалятся легкомысленные, — говорят в объяснение этого чуда русские летописцы, — страхом их оружия. Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию».

Это историческое событие вошло в историю как «стояние на Угре», а в память об этой знаменательной дате был установлен праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1521 году казанские, ногайские и крымские татары под предводительством Мехмет-Гирея совершили опустошительный набег на многострадальные Русские земли. Они переправились через Оку, прошли Коломну и подступили к окрестностям Москвы. Затворившись в стольном граде, люди возносили пламенные молитвы перед Владимирским образом Пресвятой Богородицы, которая не раз выступала защитницей Москвы и всей земли Русской.

В одну из тех тяжелых летних ночей слепой монахине Вознесенского монастыря привиделось дивное шествие: к Спасским воротам направлялись «светолепные мужи в священнических одеждах», несущие на руках Владимирский образ Богоматери. Святые покидали Москву. В воротах скорбная процессия была остановлена преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, которые, пав на колени, умоляли их не оставлять Москвы. Все вместе стали служить молебен Господу, после чего святители с иконой возвратились в Кремль.
Мехмет-Гирей так и не взял город. В летописях сказано, что мелкие разведывательные группы татар заметили под Москвой большое воинство русских. Вернувшись в ставку, они рассказали об этом хану. Тот не поверил своим ушам и выслал дополнительный отряд, но разведка подтвердила слова предыдущих воинов:

«И видеша того сугубейшее воинство русское, и сказаша ему, и третие посла некоего от ближних уведати истину, и трепеща прибежа и вопия: о царю, что косниши? Побегнем; грядут на нас безмерное множество войска от Москвы, и побегоша».

В память чудесного избавления Москвы от Мехмет-Гирея был установлен крестный ход 21 мая/3 июня.

Ещё неоднократно Владимирская икона Божией Матери по молитвам перед ней оберегала русские войска от поражения. Являла Небесная Владычица милость страждущим и в их житейских нуждах. Не сосчитать числа чудес от образа.

Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской» _1119

Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской»

Почитаемые списки

Владимирская икона Божией Матери – одна из самых главных святынь всего православного мира. С нее было снято множество почитаемых впоследствии копий, некоторые из которых прославились как чудотворные. Вот лишь несколько из них:

  • Владимирская икона Богоматери в Успенском соборе Кремля в Москве.
  • Владимирская икона Богоматери в Троице-Сергиевом монастыре.
  • Владимирская икона Богоматери в Ростове.
  • Владимирская – Селигерская.
  • Владимирская – Оранская.
  • Владимирская – Красногорская.
  • Владимирская – Печеро-Псковская.
  • Владимирская – Красногорская.
  • Владимирская – Заоникиевская.
  • Владимирская – Флорищевская.
  • Владимирская – Ордынская-Поречская.

Андрея Рублева

В Успенском соборе Московского Кремля хранится список Владимирской иконы Божией Матери именуемой «Запасная Владимирская». Авторство иконы приписывается Андрею Рублеву, но нет достоверных сведений о том, был ли знаменитый иконописец причастен к созданию образа. Время написания иконы относят к первой четверти XV века. Поскольку уровень художественного исполнения невысок, искусствоведы полагают, что «Запасная Владимирская» может быть одной из ранних работ преподобного Андрея. Превалирующее большинство специалистов, занимающихся изучением древнерусской живописи, вообще отрицают версию авторства Рублева.

Копия Владимирского образа Божией Матери заметно отличается от оригинала. Изображение Богородицы несколько укорочено и представляет собой не поясной, а скорее погрудный вариант. Ощутимо изменены пропорции – в сравнении с оригиналом, они преувеличены. Взгляд Богоматери устремлен не на зрителя, а в сторону, что производит впечатление погруженности в себя. Пресвятая Дева словно абстрагирована от мирской суеты, Ее внимание полностью сосредоточено на мире внутреннем и не выходит за пределы образа.

«Если сравнить Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — говорит искусствовед Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV».

Эта манера иконописания была распространена в кругах столичных живописцев XV-XVI веков, что объясняется популярностью ее автора и удобством местонахождения образа (Кремлевский Успенский собор).

Селигерская

Эта икона Владимирской Божией Матери была келейным образом преподобного Нила Столобенского, основателя Ниловой пустыни в Тверской области. Она небольшая по размерам, имеет квадратную форму и «обрезана» снизу (не видно ног Спасителя). С ее прославлением связана интересная история.

Однажды преподобный Нил работал под открытым небом невдалеке от своей хижины. Напали на него разбойники. Угрожая смертью, они потребовали от святого отшельника отдать им все ценности. Преподобный сказал им:

«Сокровище моё находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его».

Полагая, что там находится сундук со скарбом, лиходеи бросились в хижину, но едва приблизились к иконе, как их поразила слепота. Испугавшись и заплакав, они стали умолять Нила о прощении. Преподобный сжалился и обратился к Господу и Его Пресвятой Матери о помиловании заблудших душ. Прозревшие разбойники горячо благодарили праведника и остались при нем на какое-то время послушать душеполезных поучений. Они оставили разбой и до конца жизни занимались честным ремеслом. Преподобный Нил не хотел, чтобы его уединение было нарушено, поэтому заповедал не разглашать чудесного случая, приключившегося с разбойниками в его келье. Люди обещали молчать, и поведали миру о произошедшем чуде уже после кончины старца.

В годы советской власти, во время изъятия церковных ценностей, святыню переправили из пустыни в Воскресенскую (Знаменскую) церковь в городе Осташкове. Этот населенный пункт находится всего в 10 километрах от монастыря. 20 декабря 2013 года икона впервые была выставлена во время праздничной службы прп. Нилу в обители.

Оранская

Список находится в Успенском соборе Москвы. Отличается написанием лика Пречистой Девы и наличием в нижнем ряду изображений московских святых. Четверо из этих святых были покровителями заказчика и его сыновей. Икона была написана настоятелем Успенского собора Кондратом Ильиным совместно с московским иконописцем Григорием Черным по заказу дворянина Петра Андреевича Голядкова. Во время болезни Голядков совершил паломничество в Московский Успенский собор и по молитвам перед Владимирским образом Богоматери получил исцеление. Он захотел иметь копию чудотворной иконы и вскоре нашел исполнителей. Пять лет икона пребывала в приходской церкви свт. Николая в родовом имении Голядкова – Бочееве. В 1634 году во Время Великого Поста «в тонком сне» дворянин получил повеление от Небесной Царицы построить церковь в месте, называемом Орано-поле. В этом храме впредь надлежало пребывать Ее иконе. Разыскав гору, увиденную во сне, Голядков поставил церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Вскоре вокруг церкви вырос монастырь, первым настоятелем которого стал сам Голядков, принявший монашеский постриг с именем Павел. Икона стала именоваться Оранской. Спустя год после основания обители икона замироточила. К 1644 году в храмовой книге было сделано более пятисот записей о чудесах, проистекших от иконы.

В 1771 году икона спасла жителей Нижнего Новгорода от моровой язвы. Во время крестного хода вокруг Кремля, новгородцы увидели над рекой черное облако, которое не пошло на город, а унеслось за Волгу. В настоящее время икона пребывает в Оранском Богородицком мужском монастыре в селе Оранки Нижегородской области.

«Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова

В XVII веке «государев изограф» Симон Ушаков написал исключительную по своему иконографическому замыслу икону, на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Заключенная в медальон икона словно произрастает из дерева, плоды которого – русские святые. Корни древа выходят из Успенского собора Кремля. Их поливают князь Иван Калита и митрополит Петр, основатели Московского государства. По бокам от них стоят император Алексей Михайлович с супругой и детьми, Алексеем и Федором. Вверху иконы – Христос, передающий ангелам венец и ризу для российского самодержца: Царь Небесный венчает на трон земного самодержца.

Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской)_3808

Иконография: Похвала Богоматери Владимирской (Насаждение древо государства Московского). Датировки: XVII в. 1668. Иконописная школа или художественный центр: Школа Оружейной палаты. Иконописец: Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович. Происхождение: из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 105 см, ширина 62 см. На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий. На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Даниловича Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним – основатели и настоятели близких к Москве монастырей – преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский преподобный Симон безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак. Инв. № 28598. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература:Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 164-166

Древо представляет собой Московское государство. Его основа-фундамент покоится на православной вере, принявшей на иконе облик главного кремлевского храма – Успенского собора. О Церкви и государстве предстательствует Богородица, занимающая в композиции центральное место. Она изображена здесь в образе Владимирской иконы. Древо насаждает святой благоверный Иван Калита, благодаря которому Москва обрела политическую и экономическую независимость, а поливает митрополит Петр, основавший Успенский собор.

В основе иконописного сюжета – идея исторического единства Руси и Русской Православной Церкви, имевшая во времена Ушакова особую политическую актуальность. Икона была написана в 1668 году для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, в настоящее время является достоянием Государственной Третьяковской галереи. Также известна под названием «Похвала Владимирской иконе Божией Матери».

Заоникиевская

История этой иконы связана с исцелением от слепоты вологодского жителя Илариона. После долгих и горячих молитв он увидел необыкновенно сияющий образ Божией Матери Владимирский. Приложившись к иконе, он обнаружил, что потерянное некогда зрение вновь вернулось к нему. В благодарность, при поддержке местных жителей Иларион возвел церковь в честь чудотворной святыни. Позже на этом же месте основали обитель, которую назвали Заоникиевской, а благочестивый Иларион принял постриг в ее стенах. Икона Божией Матери стала главной реликвией монастыря и прославилась многими чудесами.

Однако в месяцеслове РПЦ икона обозначена как Владимирская (Заоникиевская).

Умиление

С XVI века в Псково-Печерской обители пребывает список с Владимирской иконы Божией Матери, написанный монахом Арсением (Хитрошем) в 1521 году. После своего перенесения в монастырь икона стала считаться чудотворной. Особое прославление получила в 1581 году, когда спасла город от осады польско-литовских войск под предводительством Стефана Батория. В 1812 году, когда наполеоновские войска готовились занять Псков, местные жители совершили крестный ход со святыней, и Богородица вновь оказала заступление. В тот же день русские войска потеснили неприятеля, и город оказался вне опасности. Это произошло 7 октября (20 октября по новому стилю). На эту дату было установлено празднование Псковсо-Печерской иконе «Умиление».

Красногорская

Этот вариант Владимирской иконы Божией Матери имеет несколько названий: Красногорская, Черногорская, Умиление на Черных горах. Первые упоминания об иконе восходят к 1603 году. Икона представляет собой список с Владимирского образа Богоматери, который с большим почитанием хранил у себя Варлаам, священник из Воскресенской церкви в Кевроле. Однажды ночью он услышал голос, повелевающий ему передать икону «вдовому попу Мирону», чтобы тот поставил образ на Черной Горе. Вскоре Варлаам встретился с этим человеком – им оказался сборщик епархиальных податей, священник из Юролы. Выслушав Варлаама, Мирон сказал:

«Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места».

Забрав икону, он отбыл в свою вотчину, а на Черной Горе вскоре началось сооружение монастыря. «Строительство сопровождалось многими чудесными явлениями, из которых все делали вывод, что Сама Божия Матерь благоволит этому начинанию». По названию горы обитель получила название Черногорской, но вскоре была переименована в Красногорскую. Икону же стали именовать по названию монастыря.

Ростовская, работы Алипия Печерского

Это случилось в XI веке. Один киевлянин пожелал благоустроить возведенный им храм. С этой целью он заказал Алипию Печерскому, слывшему искусным иконописцем, написать семь больших икон. Договориться с мастером решил через посредников, двух монахов Киево-Печерской Лавры. Иноки приняли расходный материал в виде досок и плату в виде серебра, но просьбу храмостроителя не передали преподобному Алипию, а деньги утаили.

Три раза они просили заказчика увеличить аванс и брали деньги, а затем объявили, что печерский иконописец не хочет писать иконы. Разгневанный киевлянин обратился с жалобой на Алипия к игумену монастыря. Ни о чем не подозревавшего живописца призвали к ответу. Преподобный огорчился, узнав о поступке монахов. Игумен, думая что уличил Алипия во лжи, повелел принести доски, которые были предназначены для икон. Когда распоряжение настоятеля было выполнено, все ахнули, ибо поверхность древесины была покрыта удивительной росписью. На одной доске был запечатлен образ Христа, на второй – Богоматери с Младенцем, а на остальных – лики святых. Автором их стал сам Господь. Святой образ Богородицы был перенесен в Успенскую церковь в Ростове и украшен богатым окладом. Неизвестной рукой на окладе выведена надпись: «Владимирская», почему икону и стали величать Владимирской. Почитается чудотворной.

Где сейчас находятся списки и оригинал

  • Владимирская икона Божией Матери (оригинал) – храм свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее.
  • Владимирская икона Божией Матери Андрея Рублева – в Успенском соборе Московского Кремля.
  • Владимирская икона Божией Матери Селигерская – Нило-Столобенская пустынь на острове Столобный озере Селигер (Тверская область).
  • Владимирская икона Божией Матери Оранская – Оранский монастырь Нижегородской области.
  • «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова – Государственная Третьяковская галерея.
  • Владимирская (Заоникиевская) икона Божией Матери – нынешнее местонахождение точно неизвестно. Есть версия, что икона пребывает в Италии, в одном из частных банков.
  • Владимирская Печеро-Псковская икона Божией Матери «Умиление» – Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (г. Печоры, Псковская область).
  • Владимирская (Красногорская) икона Божией Матери – после разорения Красногорского монастыря в 1920 году икона исчезла. Местонахождение неизвестно.
  • Владимирская (Ростовская) икона Божией Матери работы Алипия Печерского – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».

Дни празднования памяти

Праздник Владимирской иконы Божией Матери отмечается три раза в год:

  • 3 июня – установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.
  • 6 июля — в память об из­бав­ле­нии Моск­вы от на­ше­ствия ха­на Ах­ма­та.
  • 8 сентября – Сретение Владимирской иконы Божией Матери. В память встречи святыни жителями Москвы при перенесении иконы из Владимира в столицу.

В чем помогает Пресвятая Богородица по молитвам

Божия Матерь испокон веков почиталась на Руси Заступницей не только христиан, но и православного государства. К Ее прославленному образу обращаются в самых разных нуждах:
• об исцелении;
• с просьбами о сохранении семьи и благополучии домочадцев;
• в недоумении, как поступать, когда необходимо в скорые сроки принять важнейшее решение;
• когда нет успехов в науках, трудах или учебе – об укреплении воли ясности ума;
• когда близкому человеку угрожает опасность;
• о покровительстве воинов и защите земель при угрозе войны;
• во всякой нужде.

Впечатление на светскую культуру

Прошло много лет, прежде чем Россия стала возвращаться к духовным истокам. Стали возрождаться храмы и монастыри, а изъятое в годы советской власти церковное имущество вновь передаваться в собственность РПЦ. Теперь в шестом классе школы изучают произведение Максимилана Волошина «Владимирская Богоматерь». Это не первый случай, когда православная святыня оказала заметное влияние на творчество светских писателей.

Произведение Волошина

Владимирская икона Божией Матери произвела неизгладимое впечатление на поэта Максимилиана Волошина, когда он впервые увидел ее весной 1924 года в Историческом музее. По признанию одной из сотрудниц музея, он приходил «на свидание с иконой» каждый день, простаивая перед ней часами.

В письме к С. А. Толстой-Есениной поэт писал:

«Лишь два момента подлинной жизни <…> я пережил и унес с собою сюда: Лик Владимирской Богоматери и рукопись Аввакума».

Репродукцию иконы он бережно хранил до самой своей смерти. Икона не покидала его рабочего стола, о чем Волошин писал своей приятельнице Софье Федорченко:

«Все эти дни живу в сиянии этого изумительного лица».

Благоговение, рожденное созерцанием Пречистого лика, переплавилось в горниле творческого мастерства и на свет появилось необыкновенное по силе стихотворение «Владимирская Богоматерь». В стихотворении вспоминается весь исторический путь, который довелось пройти иконе вместе с русским народом, а в конце поэт отождествляет икону с самой Россией, что отчасти перекликается со смыслом иконы «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова.

Храмы и монастыри, освященные в честь образа

В России существует множество храмов и монастырей, освященных в честь Владимирской иконы Богоматери. Перечислим лишь некоторые из них.

Монастыри:

  • Оранский Богородицкий монастырь (с. Оранки Нижегородская область).
  • Владимирский женский монастырь в с. Пиксур (Кировская область).
  • Женский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Гороховце (Владимирская область).

Храмы:

  • Собор Владимирской иконы Божией Матери в Оранском Богородицком монастыре (с. Оранки Нижегородская область).
  • Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире.
  • Собор Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге (Владимирская площадь).
  • Собор Владимирской иконы Божией Матери в городе Лиски (Воронежская область).
  • Владимирский собор в Кронштадте.
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери в Северодвинске (Архангельская область).
  • Владимирская церковь в селе Быково (Подмосковье).
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине и Виноградове (Москва).
  • Храм Владимирской иконы Богоматери в Иваново (Ивановская область).

Кажется, что некоторые иконы дарованы нам самим Господом. Одна из них — Владимирская икона Божией Матери. На протяжении многих веков к этому образу прибегали наши предки в поисках утешения, исцеления и заступления. За почти тысячелетний период своего существования икона стала не только святыней, но и исторической реликвией.

Автор: Галина Бочарова.

Видео

Документальный фильм о Владимирской иконе Божией Матери.

Молитва

Тропарь, кондак, величание

Акафист

Канон

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Икона божией матери утоли мои печали какого числа праздник
  • Икона божией матери троеручица история возникновения праздника
  • Икона божией матери калужская когда праздник
  • Икона божией матери знамение история праздника
  • Икона богородицы грузинская праздник